Бывший заместитель главы "Аэрофлота" поговорил с Ъ прежде, чем дать подписку о неразглашении. Некрасов Николай Алексеевич

Бывший заместитель генерального директора компании "Аэрофлот" ("Aeroflot") и бывший финансовый менеджер "АвтоВАЗа" ("AvtoVAZ"). Он обвинялся российскими властями в мошенничестве и отмывании денег.


Николай Алексеевич Глушков родился 24 декабря 1949-го в Майкопе (Maykop). Он окончил Российский Университет Дружбы Народов в 1972-м, пройдя образовательную программу по специальности "физика". В 1981-м Глушков получил диплом экономиста Всероссийской академии внешней торговли.

В период с 1986-го по 1988-й Николай Алексеевич был начальником отдела внешнеторгового объединения "Продинторг", а затем около двух лет проработал начальником одного из секторов ВНИИ. В 1989-м он стал заместителем гендиректора акционерного общества "ЛогоВаз", учрежденного Борисом Березовским (Boris Berezovsky).

С 1991-го российский бизнесмен был финансовым директором "АвтоВАЗа", пока осенью 1995-го не ушел из компании. По запросу Евгения Шапошникова в феврале 1996-го Глушков был назначен на должность заместителя генерального директора "Аэрофлота".

Согласно отчету общественного деятеля Александра Гольдфарба, который был одним из сотрудников олигарха Березовского, компания "Аэрофлот" служила "дойной коровой, поддерживающей международные шпионские операции". Три тысячи сотрудников "Аэрофлота" из общей рабочей массы в 14 тыс. были офицерами ФСБ, СВР или ГРУ. Все средства от продажи билетов, распределялись между 352 счетами в иностранных банках. Администрация "Аэрофлота" не могла контролировать ни один из этих счетов.

Гольдфарб утверждал, что Глушков закрыл все 352 счета и направил деньги в швейцарскую финансовую компанию "Andava", которая являлась казначейским центром "Аэрофлота" за границей. Николай Алексеевич также отправил счет с приложенным письмом директору СВР Евгению Примакову и директору ФСБ Михаилу Барсукову, требуя денежной компенсации сотрудникам разведки в "Аэрофлоте" в 1996-м.

На тот момент Глушков и Березовский оба были главными акционерами компании "Andava", и оба они были обвинены в краже денег у "Аэрофлота". Березовского в России (Russia) не было, а вот Глушков был арестован 7 декабря 2000-го российскими властями по обвинению в мошенничестве. На тот момент он серьезно болел, в том числе страдал от гемохроматоза. Бизнесмен оказался в Лефортовской тюрьме, где условия содержания заключенных оставляли желать лучшего.

В апреле 2001-го был арестован политик и бизнесмен Андрей Луговой . Его обвинили в организации побега Глушкова из Научно-гематологического центра. По мнению самого Глушкова, вся ситуация была сфабрикована ФСБ. Он заявил, что вовсе не собирался бежать из больницы, и просто "ушел в своих тапочках через больничные ворота домой на ночь, о чем были осведомлены охранники".

Опасаясь ареста, олигарх Березовский был вынужден под угрозами продать акции канала "ОРТ" по сниженной цене. Он рассчитывал на то, что после заключения сделки его близкий соратник Глушков будет отпущен на свободу. Однако этого не произошло. Николай Алексеевич на суде в марте 2004-го был оправдан по обвинению в крупном хищении, но признан виновным в попытке побега и злоупотреблении полномочиями. Он был приговорен к трем месяцам тюремного заключения.

Бывший заместитель генерального директора компании "Аэрофлот" ("Aeroflot") и бывший финансовый менеджер "АвтоВАЗа" ("AvtoVAZ"). Он обвинялся российскими властями в мошенничестве и отмывании денег.


Николай Алексеевич Глушков родился 24 декабря 1949-го в Майкопе (Maykop). Он окончил Российский Университет Дружбы Народов в 1972-м, пройдя образовательную программу по специальности "физика". В 1981-м Глушков получил диплом экономиста Всероссийской академии внешней торговли.

В период с 1986-го по 1988-й Николай Алексеевич был начальником отдела внешнеторгового объединения "Продинторг", а затем около двух лет проработал начальником одного из секторов ВНИИ. В 1989-м он стал заместителем гендиректора акционерного общества "ЛогоВаз", учрежденного Борисом Березовским (Boris Berezovsky).

С 1991-го российский бизнесмен был финансовым директором "АвтоВАЗа", пока осенью 1995-го не ушел из компании. По запросу Евгения Шапошникова в феврале 1996-го Глушков был назначен на должность заместителя генерального директора "Аэрофлота".

Согласно отчету общественного деятеля Александра Гольдфарба, который был одним из сотрудников олигарха Березовского, компания "Аэрофлот" служила "дойной коровой, поддерживающей международные шпионские операции". Три тысячи сотрудников "Аэрофлота" из общей рабочей массы в 14 тыс. были офицерами ФСБ, СВР или ГРУ. Все средства от продажи билетов, распределялись между 352 счетами в иностранных банках. Администрация "Аэрофлота" не могла контролировать ни один из этих счетов.

Гольдфарб утверждал, что Глушков закрыл все 352 счета и направил деньги в швейцарскую финансовую компанию "Andava", которая являлась казначейским центром "Аэрофлота" за границей. Николай Алексеевич также отправил счет с приложенным письмом директору СВР Евгению Примакову и директору ФСБ Михаилу Барсукову, требуя денежной компенсации сотрудникам разведки в "Аэрофлоте" в 1996-м.

На тот момент Глушков и Березовский оба были главными акционерами компании "Andava", и оба они были обвинены в краже денег у "Аэрофлота". Березовского в России (Russia) не было, а вот Глушков был арестован 7 декабря 2000-го российскими властями по обвинению в мошенничестве. На тот момент он серьезно болел, в том числе страдал от гемохроматоза. Бизнесмен оказался в Лефортовской тюрьме, где условия содержания заключенных оставляли желать лучшего.

В апреле 2001-го был арестован политик и бизнесмен Андрей Луговой. Его обвинили в организации побега Глушкова из Научно-гематологического центра. По мнению самого Глушкова, вся ситуация была сфабрикована ФСБ. Он заявил, что вовсе не собирался бежать из больницы, и просто "ушел в своих тапочках через больничные ворота домой на ночь, о чем были осведомлены охранники".

Опасаясь ареста, олигарх Березовский был вынужден под угрозами продать акции канала "ОРТ" по сниженной цене. Он рассчитывал на то, что после заключения сделки его близкий соратник Глушков будет отпущен на свободу. Однако этого не произошло. Николай Алексеевич на суде в марте 2004-го был оправдан по обвинению в крупном хищении, но признан виновным в попытке побега и злоупотреблении полномочиями. Он был приговорен к трем месяцам тюремного заключения.

В настоящее время Глушков проживает в Лондоне (London).

Бывший первый заместитель генерального директора ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" по экономике, финансам и коммерческой деятельности (1996-1999); родился 24 декабря 1949 г. в г. Майкопе Краснодарского края; окончил Университет дружбы народов им. П. Лумумбы по специальности "физик" в 1972 г. и Академию внешней торговли по специальности "экономист" в 1981 г., кандидат физико-математических наук; 1986-1988 - начальник отдела внешнеторгового объединения "Продинторг"; 1988-1989 - начальник сектора ВНИИ прикладных автоматизированных систем Госкомитета СССР по вычислительной технике и информатике; 1989-1991 - начальник отдела, заместитель генерального директора совместного предприятия "ЛогоВАЗ"; 1991-1995 - заместитель генерального директора, генеральный директор Департамента АО "АвтоВАЗ"; член Совета директоров ИАТА; член Московского Английского клуба.

В 1999 г. Глушков привлекался к следствию по делу "Аэрофлота" и обвинялся, в частности, в незаконной предпринимательской деятельности и легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем. Эти обвинения были в дальнейшем сняты. ("Независимая газета", 08.12.2000).В декабре 2000 г. Н. Глушков был арестован по обвинению в хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, на основании новых доказательств, в том числе полученных и от швейцарских коллег российских правоохранителей. Ранее,

  • - один из трудолюбивейших исследователей сибирского прошлого, по географии, археологии, статистике и бытовой истории, равно и биограф лиц, игравших роль в недавнем прошлом Сибири...
  • - генерал-лейтенант, участник похода в Китай в 1900 г. Род. в 1841 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - д. с. с., составитель сборника правил об отчетности дух. вед., † 12 ноября 1882 г. {Половцов} род. 1745 г., в 1759 г. принят в И. Ак., архитектор, из первых воспитанников И. А. Х., в 1766 г. 4 сент....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Н. А. Алеутский родился 12 декабря 1899 г. Нижний Ломов Пензенской области. После окончания медицинского факультета в 1924 г. работал заведующим участковой больницы Пензенской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - заслуженный штурман-испытатель СССР, капитан...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - изобретатель "аммосовских" печей; род. в 1787 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-майор, род. в 1787 г., ум. в 1868 г. Воспитанник 2-го кадетского корпуса, откуда выпущен офицером в 1805 г. по артиллерии; участвовал в турецкой кампании 1808 и войнах 1812, 1813, 1814 и 1815 гг....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - подполковник корпуса корабельных инженеров, один из видных деятелей переходной эпохи преобразования нашего флота из парусного в винтовой, ум. 27-го ноября 1863 г. Получив специальное образование в кондукторских...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - живописец, род. в 1823, ум. в 1891 г. Пробыв некоторое время в Институте инженеров путей сообщения, где воспитывались его братья, он дослужился в вольном казачьем полку на Кавказе до должности адъютанта при наказном...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ректор Медицинской академии последипломного образования; родился 28 июля 1949 г. в г. Севастополе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Художественный руководитель Читинского областного драмати-ческого театра. Родился 21 июля 1956 г. в г. Москва. Окончил актерский и режиссерский факультеты театрального училища им. Щепкина, г. Москва...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - кап. 1-го ранга, участник Севастоп. обороны, в чине лейтенанта заведывал аванпостами против бастиона № 3. Постоянный начальник охотничьих партий, Б. почти каждую ночь выезжал за оборонит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - штурман, Герой Советского Союза, гвардии подполковник...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Аммосов, Николай Алексеевич, изобретатель "аммосовских" печей. Воспитывался во втором кадетском корпусе...

    Биографический словарь

  • - изобретатель "аммосовских" печей, род. в 1787 г., воспитывался во 2-м кадетском корпусе, в 1805 г. вышел офицером в 10-й артиллерийский полк, участвовал в турецкой кампании 1808 г. и в кампаниях 1812-1815 гг. В 1834 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Глушков, Николай Алексеевич" в книгах

КЛЮЕВ Николай Алексеевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КЛЮЕВ Николай Алексеевич 10(22).10.1884 – между 23 и 25.10.1937Поэт, прозаик. Публикации в журналах «Заветы», «Нива», «Голос жизни» и др. Стихотворные сборники «Сосен перезвон» (1912, с предисловием В. Брюсова; 2-е изд. М., 1913), «Братские песни» (М., 1912), «Лесные были» (М., 1913), «Мирские думы»

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Николай Алексеевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Николай Алексеевич (18.11.1903 - 01.10.1950). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 26.02.1947 г. по 07.03.1949 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 21.02.1941 г. по 26.02.1947 г. Член ЦК ВКП(б) в 1939 - 1949 гг. Член КПСС с 1919 г.Родился в селе Теплое Чернского уезда Тульской губернии в семье служащего

Васин Николай Алексеевич

автора Аполлонова А. М.

Васин Николай Алексеевич Родился в 1922 году в Туле в семье рабочего-оружейника. Окончив семилетнюю школу, работал на оружейном заводе слесарем, одновременно учился в вечерней школе и Тульском аэроклубе, позже в летном училище. В 1940 году вступил в ВЛКСМ. Участвовал в

Луньков Николай Алексеевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Луньков Николай Алексеевич Родился в 1922 году в д.Пряхино Веневского района Тульской области в семье крестьянина. Окончив семилетнию школу, работал в колхозе, затем на шахте № 12 Донского района электрослесарем. Окончил Таганрогское военно-авиационное училище. Участник

Мусатов Николай Алексеевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Мусатов Николай Алексеевич Родился в 1911 году в селе Каменка Узловского района Тульской области. До 1929 года работал на кирпичном заводе ст.Купавка и Воскресенском химкомбинате. Затем учился в Московском строительно-индустриальном техникуме. В июне 1933 года призван в ряды

Присягин Николай Алексеевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Присягин Николай Алексеевич Родился в 1918 году в дер.Беляевка Ухловского района Рязанской области. С 1934 по 1939 год работал на Сталиногорском химкомбинате Тульской области лаборантом, затем слесарем. В октябре 1939 года призван в ряды Советской Армии. Участвовал в Великой

ХУДЯКОВ Николай Алексеевич

Из книги автора

ХУДЯКОВ Николай Алексеевич Николай Алексеевич Худяков родился в 1925 году в селе Пуктыш Щучанского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1944 года.После окончания начальной школы поступил в ремесленное училище Челябинска.

Николай Алексеевич Некрасов

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877) поэт... Как гонение на стихи не может убить поэзии, точно так же никакая благосклонность к стихам не создает даровитых поэтов. ... Где розы, там и тернии – таков закон судьбы. ... Правдивое признание заслуг, честь и благодарность ожидают

Найденов Николай Алексеевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Найденов Николай Алексеевич Родился 9 ноября 1918 г. на станции Топчиха Томской губернии. Окончил десятилетку и школу ФЗО, а после призыва в Красную Армию окончил в 1940 г. Сталинградскую военную авиационную школу.Свои первые боевые вылеты Найденов сделал в первые дни Великой

Северцов Николай Алексеевич

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Северцов Николай Алексеевич (1827 - 1885) Выдающийся русский путешественник, зоогеограф, один из пионеров экологии и эволюционного учения в России. В 1857-1879 годах исследовал Среднюю Азию и Памир, выделив его в особую горную систему. Автор трудов по зоогеографическому

Некрасов Николай Алексеевич

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Некрасов Николай Алексеевич (1821–1878)поэт, прозаик, критик, издательДетские годы Некрасова прошли на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. Отец его был помещиком, человеком грубым, угнетавшим не только крестьян, но и свою семью. Зато мать мальчика была любящей и

Николай Алексеевич Некрасов

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 гг.) поэт Воля и труд человека Дивные дивы творят! Где розы – там и тернии – Таков закон судьбы.…Как гонение на стихи не может убить поэзии, точно так же никакая благосклонность к стихам не создает даровитых поэтов.Литература не

Тольский Николай Алексеевич

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Тольский Николай Алексеевич Тольский (Николай Алексеевич, 1832-91) – врач, писатель; в 1853 г. окончил курс московского университета; был директором детских клиник и главным врачом детской больницы в Москве, ординарным профессором московского университета и деканом

Северцов Николай Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Габышев Николай Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Смерть Бориса Березовского по-прежнему широко обсуждается в британских и российских СМИ. Живущий в Лондоне близкий друг и деловой партнер опального олигарха Николай Глушков категорически отрицает возможность самоубийства Березовского. Глушков был заместителем генерального директора созданного Березовским предприятия "Логоваз", а затем первым заместителем гендиректора компании "Аэрофлот".

– Широко обсуждаются две версии смерти Бориса Березовского: убийство и самоубийство. Какая из них вам представляется наиболее вероятной?

– Я отвергаю самоубийство. Это абсолютно не ассоциируется с моим пониманием характера моего единственного друга.

– Но ваш друг, как об этом много пишут и говорят, в последнее время находился в не совсем привычном для него состоянии. Он был удручен, рассказывают, что у него была депрессия, что он пытался от нее излечиться...

– Я знаю, что такое депрессия, я с ним контактировал перед этой депрессией и понимаю, чем она была вызвана. Борис Березовский – очень сильный человек. Конечно, период был очень сложный, никто этого не будет отрицать, но то, что он не планировал сделать такой шаг, а планировал, наоборот, сделать некоторые шаги, которые должны быть на благо его детей, его семьи, это очевидно. Во всяком случае, то, что я знаю, не предполагало каких-то шагов катастрофического характера.

– Когда вы с ним в последний раз общались?

– Последний раз я его видел перед Рождеством у матери его двоих детей Елены Горбуновой. Я был у нее в гостях. Мы повстречались там с Борей, и он не выглядел человеком, который был в состоянии депрессии. Я знал, что он делал до этого, мы контактировали с ним. Он не был человеком, который мог совершить такой поступок.

– Можно ли сказать, что он был разорен после проигрыша иска Роману
Абрамовичу?

– Если впереди имеется какая-то задача, какая-то цель и перспектива получения большой суммы денег, то думаю, что имевшиеся у него проблемы с наличными были разрешимы. У Бори не было принципиальных огромных проблем. Если вы не считаете, конечно, что 300 миллионов долларов – это огромная проблема. Я знал, что он должен получить эти деньги от продажи своих активов, он сказал мне это в сентябре. Тогда он произнес такие слова: "Ну, это, конечно, небольшие деньги, но мы будем бороться". Вот этот судебный процесс, который был между Борей и Ромой Абрамовичем... Там были условия договоренности, которые Боря выполнял. Эти условия предполагали, что он не будет подавать жалобу, не будет подавать апелляцию и выполнит некоторые другие условия.

– А эта договоренность была между ним и Абрамовичем?

– Я не присутствовал при этой договоренности. Я знаю это со слов Бори, который мне об этом рассказал. С кем была такая договоренность, я не расспрашивал, потому что знаю, что это очень деликатный вопрос. Однако о существовании такой договоренности я знаю. Я уверен, что он это делал ради материального благополучия своих детей. Я считаю, что тогда он сделал, с моей точки зрения, неверный шаг, хотя с точки зрения его как личности и как человека, у которого было шесть детей и на тот момент уже шесть внуков, он, конечно, сделал, видимо, единственный шаг, который ему представлялся возможным.

– Если люди договариваются, значит, что кто-то из них идет ради чего-то на компромисс. А вот ради чего он мог пойти на компромисс?

– Я уверен, что он это делал ради материального благополучия детей. На самом деле, видимо, эти договоренности заключались задолго до оглашения решения судьи. Не думаю, что решение судьи по сути его иска к Абрамовичу сильно его удивило, а вот форма, в которой это решение было изложено судьей, конечно, была для Бориса полным шоком. Потому что он, конечно, излагал ситуацию правдиво, и то, что в результате он был назван лжецом, это, конечно, несправедливое решение по отношению к нему. Он даже написал appeal to the society, в котором изложил свою абсолютно точную позицию. Но затем произошли события, которые заставили его отказаться и от этой жалобы, и от апелляции, и сделать другие шаги, с которыми я не согласен.

– А какие это события?

– Возникла материальная договоренность с семьей Бадри Патаркацишвили. Кто стоит за семьей Бадри, не могу сказать, не знаю.

– А как же это завязано – иск, даже проигранный, Абрамовичу и договоренность с семьей Бадри Патаркацишвили?

– Судья Глостер в 2010 году вместе с судьей Манном приняли решение объединить все дела в одну корзину. И действительно, Борин иск к "Эстейту" Патаркацишвили, его иск к Абрамовичу, иск к Анисимову в отношении "Металлинвеста" они собрали в одну корзину. На самом деле, хотя эти иски рассматривались отдельно, их фигуранты были участниками того, что происходило в 2011 году, с октября, – по январь 2012 года. Поэтому сказать, что это раздельные вещи, я не могу.

– Вернемся к кончине Бориса Березовского. Сторонники версии его убийства, а вы, как я понимаю, относитесь к их числу, указывают пальцем на Кремль. Но ведь у Бориса Березовского было много врагов. У него были друзья, но было и много врагов. Когда вы сейчас читаете то, что о нем пишут, вы понимаете, что очень многие люди его не любили. Могли у него быть серьезные враги, которые хотели бы и попытались бы его убрать?

– Кремль сейчас проводит другую политику и утверждает, что смерть Березовского в интересах МИ-6. Это настолько глупое утверждение! Вы знаете, я хотел бы ответить на этот вопрос таким образом. Многие люди любили или не любили Березовского – это вопрос вкусовых ощущений. Любить или не любить – это не значит "убить или не убить". И я с проведением такой аналогии категорически не согласен. Для того чтобы убить, должны быть мотивы.

– То есть вы полагаете, что у Березовского не было врагов такого уровня, которые так бы его ненавидели, что пошли бы на его убийство?

– Вы имеете в виду физических лиц?

– Конечно!

– Да нет, у него не было таких врагов, которые пришли бы и убили его. Мне о них не известно.

– Если выяснится, что Березовский был убит и это будет доказано, то кому, на ваш взгляд, это было выгодно?

– Мое мнение таково: смерть Березовского была, конечно, выгодна российской стороне, его врагам, Кремлю, если называть конкретно. Я не могу сказать, кто конкретно и как убил Борю, я не знаю этого.

– А если полиция придет к выводу, что это самоубийство, вы примете такой вердикт?

– Нет, никогда!

– Вы сами мне напомнили о той версии, которая была озвучена в России, – что Борис Березовский якобы был агентом МИ-6 и что именно агенты этой разведки могли его убить. По каким причинам – высказываются разные мнения, но тем не менее, как вы к этой версии относитесь?

– Могу только с улыбкой это слушать, потому что представить себе Бориса Березовского в качестве агента МИ-6, ФСБ, СРВ, ЦРУ и любых других служб... Я отрицаю даже саму эту идею! И говорить о том, что его могли убить по этой причине, – это просто глупость! Развивают эту идею с совершенно понятной целью. Потому что впереди инквест и слушания по делу Литвиненко. Очевидно, необходимо найти альтернативные моменты для того, чтобы то, что может произойти здесь, можно было опротестовывать в мировом масштабе. Это понятно.

– А как вы относитесь к истории с якобы покаянным письмом Березовского Путину?

– Я не верю в это ни секунды. Я знал, что когда-то, на каком-то этапе появится какое-то сфабрикованное письмо. Борис не мог написать такого письма. Написать письмо, которое должно что-то обозначать в соответствии с его договоренностями, он мог. И я знал, что он должен был дать письменное обязательство по этому предмету. Но ни в коем случае не покаянное письмо и не с просьбой вернуться на родину. Я знал о письменном документе, который он должен был написать; еще в сентябре я это знал. Когда появилась вот эта информация, и если это и есть то самое письмо, значит, Путин имеет отношение к тем договоренностям, которые были у Березовского. И я не думаю, что Путин или его окружение когда-либо допустят, чтобы это было обнародовано. Потому что тогда станет понятно, что происходило. Вот это я не считаю возможным. Думаю, что его никогда не опубликуют.

– Вы один из самых давних близких друзей Березовского. Каким он был человеком?

– У меня было два друга – Бадри Патаркацишвили и Боря. В 1995 году все мои активы я передал Боре в качестве подарка.

– Щедрый подарок?..

– Нет. В любом бизнесе либо ты остаешься другом, либо остаешься партнером. Наступает момент, когда ты должен для себя принять решение: ты друг или партнер. Вот Боря решил с Абрамовичем остаться и другом, и партнером – результат понятен. Причем я должен сказать, что это свое решение я принимал вместе с семьей. Для меня было очень важно сохранить Борину дружбу, сохранить друга. И когда мне было плохо, он всегда приезжал.

– Пытался даже вызволить вас из тюрьмы?

– Да. Это вообще отдельная история, которая является принципиально важной. Он действительно это делал, и действительно события развивались таким образом, что он должен был пожертвовать какими-то своими активами, для того чтобы меня вызволить. В то время я передал ему сообщение: "Боря, не нужно терять то, что у тебя есть", – но он отдал телевидение. Боря Березовский! Отдать Первый канал телевидения государству! Ну, о чем вы говорите? "Коммерсант" он продал в 2006 году, но до этого это было независимое издание.

– С вашей точки зрения, кем Березовский был в большей мере: бизнесменом или политиком?

– Политиком, несомненно! Политика – это такая вещь, которая, когда сочетается с бизнесом, приводит к краху бизнеса. А Боря был, несомненно, яркой политической фигурой. Бизнес он всегда доверял близким ему партнерам. В начале своего пути он доверял это мне, и я отвечал за это, затем он доверял это Бадри, и Бадри за это отвечал.

– Березовский часто совершал свои сделки без официального документального оформления; он доверял партнерам, друзьям... Как это соотносится с такой личностью? В этом есть и какая-то наивность, какой-то романтизм что ли...

– Как вы хорошо сказали! Вы знаете, он был очень влюбчивым человеком. Он очень часто влюблялся в тех, кто был с ним! Я не имею в виду женщин или девушек, я имею в виду партнеров, друзей, знакомых. Могу вам сказать, что на первоначальном этапе его знакомства с Абрамовичем он был влюблен в него. Он не слушал ни одного моего слова, отказывался слушать то, что я ему говорил, потому что он был влюблен. Он был влюблен в Юмашева, он влюблялся мгновенно и очень сильно огорчался, когда эта влюбленность приводила к разочарованию.

– Однако он сам признавался, что он не очень-то хорошо разбирается в людях, что он не слишком прозорлив. Так ли это?

– Конечно. Это результат влюбленности.

– Березовский принял православие. Как православие отразилось на нем, на его поведении, на его действиях, если, конечно, отразилось?

– Я не могу назвать его набожным человеком. Но то, что он был человеком верующим, – это несомненно. Должен сказать, что это не просто был Боря Березовский. Это был член-корреспондент Академии наук России. Кроме всего прочего, это был чрезвычайно умный и начитанный человек, который, конечно, умел сопоставлять то, что происходило в жизни, и то, что было в религиозных догматах, и который умел из этого делать выводы для себя. Религию он не проповедовал, религия была для него персональной, личной проповедью. И, конечно, это было очень важно для него. Должен сказать, что считаю его верующим человеком. И тем более это никак не могло спровоцировать самоубийство.

Николай Глушков по первой профессии – физик-теоретик, специалист в области теории математических моделей физических явлений. Работал начальником сектора ВНИИ прикладных автоматизированных систем Госкомитета СССР по вычислительной технике и информатике. По второй профессии экономист – окончил Академию внешней торговли и работал начальником отдела внешнеторгового объединения "Продинторг". После знакомства с Борисом Березовским в конце 1980-х годов Николай Глушков стал заместителем генерального директора созданного Березовским предприятия "Логоваз", а затем первым заместителем гендиректора компании "Аэрофлот". Вместе с Березовским был обвинен в 2000 году в мошенничестве и отмывании криминальных денег. В 2004 году Савеловский суд Москвы не признал Николая Глушкова виновным в мошенничестве, но признал виновным в злоупотреблении полномочиями и попытке побега и приговорил к трем годам и трем месяцам заключения. Однако Глушкова освободили в зале суда, так как этот срок он уже отбыл, находясь под стражей. В 2010 году британский суд нашел, что преследование Глушкова в России было политически мотивированным, и ему было предоставлено политическое убежище.

Вчера Генпрокуратура арестовала бывшего замгендиректора "Аэрофлота" Николая Глушкова

[...]Как стало известно Ъ от источников в правоохранительных органах, накануне ареста господин Глушков встречался с людьми, называвшими себя представителями спецслужб. Ему якобы заявили, что , "не оставило ФСБ никаких вариантов действия, кроме ареста". При этом господину Глушкову дали понять, что раскрутка дела "Аэрофлота" санкционирована Кремлем и единственная возможность избежать заключения -- последовать за Борисом Березовским. Почему Николай Глушков не воспользовался этим советом, остается только догадываться. Сам господин Глушков категорически отказался говорить накануне ареста с корреспондентом Ъ о роли спецслужб в его деле.[...]

Николай Глушков: СМИ должны узнать факты раньше, чем следователи

Бывший заместитель главы "Аэрофлота" поговорил с Ъ прежде, чем дать подписку о неразглашении

Дело "Аэрофлота" на прошлой неделе получило неожиданное развитие. 13 ноября ЦОС Генпрокуратуры распространил заявление, в котором говорилось, что бывший топ-менеджер "Аэрофлота" Николай Глушков должен был быть подвергнут аресту во время допроса, якобы назначенного на этот день. Вчера обвиняемый НИКОЛАЙ ГЛУШКОВ дал эксклюзивное интервью корреспонденту Ъ РЕНАТЕ ЯМБАЕВОЙ, в котором рассказал, что арестовать в тот день его не могли, и объяснил, как на самом деле были организованы финансовые схемы работы "Аэрофлота".

-- Николай Алексеевич, почему до сих пор ни вы, ни другие обвиняемые и фигуранты не соглашались давать комментарии по поводу так называемого дела "Аэрофлота"?

-- 4 февраля прошлого года были проведены обыски у меня и у моих коллег, менеджеров авиакомпании. Тогда мы не хотели поднимать лишнего шума, ссориться с властью. Рассчитывали на скорые перемены в высшем руководстве страны и разрешение этого абсурдного дела законодательным путем -- за отсутствием какого бы то ни было состава преступления. Однако за прошедшие год и семь месяцев Генеральная прокуратура не проявила ни желания, ни способности в чем-то разобраться.

Сейчас я готов отвечать на вопросы Ъ, поскольку в ближайшее время собираюсь изложить следствию информацию о реальной ситуацию вокруг "Аэрофлота". До последнего момента мне просто не давали этого сделать. Представители прокуратуры настаивали, чтобы я отвечал исключительно на поставленные ими вопросы. "Ваши экскурсы в "Аэрофлот" нам не нужны",-- объявляли они. Отчаявшись изложить факты в личной беседе, мы подготовили подробные дополнения к протоколу допроса, которые будут переданы в прокуратуру. Однако я связан подпиской о неразглашении материалов следствия и после очередного допроса уже не смогу говорить об этом открыто. Поэтому решил, что вы должны узнать факты раньше, чем следователи.

Вам предъявлены обвинения по статье 171 часть вторая -- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения и по статье 174 УК-- легализация незаконных доходов. Что подразумевают под этой формулировкой следователи?

Надо отметить, что я лично никогда не вел предпринимательской деятельности в какой-либо из фирм, упомянутых в обвинительном заключении: Andava S. A., Andava Finance Ltd, ФОК, не являлся их учредителем или акционером, не участвовал в прибылях. Поэтому статью 171 никак не мог нарушать. Предпринимательскую деятельность вел "Аэрофлот", но и он ничего не нарушал, поскольку имел все необходимые разрешения и лицензии.

-- Откуда же взяты цифры нелегальных доходов, о которых говорят представители Генпрокуратуры?

То, что утверждает прокуратура, просто бред. Как только начато было дело "Аэрофлота", следователь Николай Волков направил в авиакомпанию письмо следующего содержания: "Уважаемые господа! Вам нанесен материальный ущерб в таком-то размере". На что "Аэрофлот" ответил: "В соответствии с вашим письмом просим прислать подтверждение, что нам нанесен ущерб, и если ущерб будет обнаружен, то просим вас выступать от нашего имени с тем, чтобы его возместить".

Представители прокуратуры говорили о якобы украденных $720 млн, а позднее $690 млн. Весь объем продаж "Аэрофлота" -- чуть более $1 млрд. Расходы компании примерно равны этой цифре. Долги за время моей работы не возросли. Из этого видно, что заявления прокуратуры -- абсурд. Это настолько очевидно, что сейчас уже появилась другая сумма хищений -- $10 млн. Как бы то ни было, все, что предъявляется мне в качестве обвинения, можно найти в отчетах международных и российских аудиторов "Аэрофлота". Финансовые схемы в них расписаны до копейки и утверждены генеральным директором, советом директоров и собранием акционеров компании.

-- Кто управлял финансовыми потоками авиакомпании?

В конце 1995 года ко мне обратился маршал Евгений Шапошников с очень простой просьбой: собрать ребят и проверить, что происходит в "Аэрофлоте". На тот момент Евгений Иванович только пришел в авиакомпанию и, конечно, абсолютно ничего не понимал. В течение двух месяцев я и ряд других специалистов выявили совершенно фантастические вещи. Мы нашли офшорные компании, которые распоряжались деньгами "Аэрофлота" и при этом никем не контролировались -- даже весьма опытные финансисты не смогли отыскать людей, которые за ними стоят. Например, одна из таких фирм в Гонконге осуществляла платежи за четыре взятые в финансовый лизинг самолета A-310, причем совершенно "косым" способом -- деньги никогда не заходили в "Аэрофлот". На фоне существовавших к концу 1995 года схем сегодняшние претензии прокуратуры к Andava и Forus выглядят просто смешными. Фактически средства авиакомпании уже тогда были сконцентрированы в сторонних структурах, только не по решению руководства и правления "Аэрофлота", а в интересах отдельных работников.

Более сотни представительств размещали выручку примерно на 450 счетах в зарубежных банках, нередко сомнительных по уровню надежности. Под каждый из таких счетов было выдано разрешение Центробанка РФ. Текущие остатки "Аэрофлота" на них составляли сумму от $80 млн до $220 млн. При этом представителями авиакомпании были сплошь сотрудники ФСБ и ГРУ, с них невозможно было ничего спросить. Являясь открытым акционерным обществом, "Аэрофлот" даже не пытался быть прозрачным, не приглашал международных аудиторов. И, естественно, не мог получить кредитов. С 1994 года флот не восстанавливался, не проводился капитальный ремонт самолетов. Компания умирала, теряла рынок на глазах. Каким образом государство и другие акционеры проверяли деятельность "Аэрофлота" и находили ее удовлетворительной, можно только догадываться.

-- Какие шаги вы предприняли, придя на работу в "Аэрофлот"?

Когда Шапошников пригласил меня на работу, я ему отказал. Не хотел ковыряться в этом дерьме. Но маршал меня уговорил. Я пришел на работу в авиакомпанию 11 января 1996 года. В тот момент необходимо было срочное наведение порядка в управлении финансами компании, привлечение средств для поднятия техники. Денег "Аэрофлоту" никто давать не хотел -- их просто нечем было гарантировать. В конце концов мы получили на восстановление самолетов бланковый (без обеспечения.-- Ъ) кредит в размере $5 млн у швейцарской финансовой компании Forus -- под свое собственное честное имя. Так началось наше сотрудничество с этой фирмой. В первые же недели работы мы провели переговоры с Airbus, в результате чего удалось существенно снизить лизинговые платежи по А-310 -- в конечном итоге за десять самолетов компания платила в полтора раза меньше, чем до этого за четыре. Страховые сборы по западным машинам мы также снизили более чем в три раза. В марте впервые за всю историю "Аэрофлота" был утвержден его бюджет.

-- В чем суть финансовых схем с участием Andava?

В 1996 году Andava стала западным казначейством "Аэрофлота", заменив собой 450 счетов в сотнях банков и позволив вывести деньги компании из-под контроля представительств. Организация подобных финансовых схем распространена в международной практике. Ряд западных компаний полностью выводят свои расчетные центры в зоны льготного налогообложения. В частности, учет полетных купонов практически ни одна авиакомпания мира не проводит в собственной стране, стремясь максимально сэкономить на налогах. Они делают это в Сингапуре, Гонконге и Швейцарии. Масса примеров и в других отраслях. Казначейский центр Volvo, например, находится в Женеве и не входит в структуру компании. Кстати, гендиректор Andava, перед тем как пришел в эту фирму, возглавлял как раз швейцарский казначейский центр Volvo.

-- Почему для концентрации средств "Аэрофлота" была выбрана именно Andava?

В принципе на месте Andava могла быть любая другая структура, это был эксперимент, первый опыт. Компания была создана в 1994 году российской фирмой АВВА и швейцарской компанией Andre & Cie (крупный европейский торговый дом с годовым оборотом $20 млрд, с Россией работает с 1920 года.-- Ъ) с целью организации финансирования одного из крупных проектов АвтоВАЗа. Я не имел прямого отношения к Andava до прихода в "Аэрофлот", однако знал, что она образована законно, полностью ликвидна, имеет квалифицированный менеджмент и работает с надежными банками. Плюс ко всему компания полностью отвечала тем требованиям, которые финансисты "Аэрофлота" выдвинули для своего будущего западного казначейства. Она подходила по всем параметрам, реорганизовывать финансы надо было срочно, и мы, проведя согласование с Центробанком, утвердили Andava в качестве финансовой компании, обслуживающей валютные потоки "Аэрофлота" за рубежом. Однако авиакомпании необходим был и прямой контроль за Andava. Мы инициировали увеличение уставного капитала фирмы, в этот момент и произошло формальное закрепление за мной 37% ее акций. Однако они не были оплачены, поэтому я так и не стал акционером. Поднимался вопрос и о приобретении Andava частично или полностью "Аэрофлотом", однако у нас не было для этого средств. Место в совете директоров закреплено одной единственной акцией по договору, и не за мной конкретно, а просто за представителем "Аэрофлота". Сегодня его занимает действующий сотрудник авиакомпании. Честно говоря, мы уже тогда понимали, что ситуация будет выглядеть несколько двусмысленно, но для бизнеса компании вариант был оптимальным. В любом случае все это завизировано руководством Центробанка РФ.

-- Какие обороты проходили через компании Andava и Forus и что конкретно они делала для "Аэрофлота"?

На счета компании перечислялась валютная выручка от продаж билетов, через них производились расчеты с иностранными поставщиками продукции и услуг. Среднемесячный депозит в Andava в 1996-1997 годах равнялся $63 млн, максимально он достигал $110 млн. В соответствии с уведомлением Центробанка мы держали депозиты не более 180 дней. В 1998 году остаточный депозит составил $21 млн, и он размещен в компании до сих пор, поскольку необходим для гарантирования лизинговых схем поставки самолетов Boeing.

Помимо прямого участия в финансовых схемах привлечения западных инвестиций депозит в Andava служил для страхования бизнеса "Аэрофлота" от российских валютных рисков. Для предприятия, работающего в стране с высоким темпом инфляции, создание долларового депозита в западной финансовой структуре -- стандартный и широко распространенный прием страховки от внутренней девальвации. Если бы летом 1998 года "Аэрофлот" сохранил значительные валютные депозиты в Andava (они были минимизированы по распоряжению главы компании Валерия Окулова.-- Ъ) или разместил их в другой западной финансовой структуре, компании после кризиса 1998 года удалось бы погасить значительную часть задолженности.

Как бы то ни было, мы получили колоссальную кредитоспособность "Аэрофлота" на международном рынке. По внутреннему рейтингу ExImbank США авиакомпания стояла на более высокой позиции, нежели сама по себе Российская Федерация. Под депозиты в Andava "Аэрофлот", российская компания, получал кредит практически по мировой рыночной ставке. Компания Forus организовывала для нас схемы привлечения денег под нерегулярно поступающие компенсационные платежи западных авиаперевозчиков. С ее помощью мы получили два крупных кредита и смогли профинансировать первоначальный взнос по лизинговому контракту с Boeing.

Правда ли, что компания ФОК, на 100% дочерняя структура Andava в России, кредитовала "Аэрофлот" из его собственных средств, размещенных в Швейцарии?

Нет, конечно. Andava открыла на своем счете в швейцарском банке UBS для "Аэрофлота" депозитный субсчет, а значит, не могла самостоятельно, без соответствующего распоряжения авиакомпании, управлять средствами, поступающими на него. Я подобных распоряжений не отдавал. Схема с участием ФОК была гораздо сложнее и обеспечивала текущие расчеты "Аэрофлота" за границей при сохранении валютного депозита в Andava. ФОК предоставляла авиакомпании рублевые кредиты по рыночным ставкам под обеспечение денег, размещенных в Andava,-- в условиях постоянной инфляции угрозы обвала рубля преимущества такой схемы вряд ли стоит объяснять. Но за счет средств, депонированных в Andava, надо было рассчитываться с иностранными поставщиками. Поэтому ФОК проводила для нас оплату валютных счетов -- через офшорную фирму Grendgland. Это были уже собственные схемы ФОК, авиакомпания не имела к ним никакого отношения и ни за что не платила -- стоимость операций по конвертации и перечислению денег входила в процентную ставку по рублевому кредиту, который нам выдавался (65% годовых.-- Ъ). В дальнейшем мы несколько изменили схему -- снизили процент и ввели очень маленькие комиссионные. Все шаги в проведении платежей отслеживал и контролировал центр международных расчетов "Аэрофлота". Такой путь оплаты счетов дешевле привлечения дополнительных валютных кредитов.

Могли ли контролировать эти финансовые схемы и оценивать их эффективность другие высшие руководители компании и фискальные органы?

У нас ни от кого не было секретов. В авиакомпании всегда присутствовали кураторы от ФСБ -- в частности, генерал-майор Олег Сыромолотов, который тогда был со всем согласен, а затем стал одним из основных двигателей уголовного дела. Я лично в 1996 году подробно рассказывал ему, как и зачем строятся схемы, в чем состоит задача Andava и Forus, что происходит с деньгами в каждый конкретный момент времени.

Собственники, в том числе государство, полностью одобрили все, что мы делали,-- в первую очередь потому, что результаты работы коммерческой и финансовой команды в 1996-1998 годах были совершенно очевидны. Объемы перевозок за два года выросли почти на миллион человек (на 27,4%.--Ъ), доходы -- более чем на $300 млн, акции компании поднялись в цене с $7 до $180, повысилась ее ликвидность и кредитоспособность, на линии встали западные самолеты, существенно улучшился сервис. Нам удалось изменить имидж "Аэрофлота" среди пассажиров и партнеров. К сожалению, сегодня многие достижения того периода сведены на нет.

-- Почему возникло "дело "Аэрофлота""?

С первых же дней моей работы в компании возникла проблема содержания работников спецслужб. Их много -- не менее трех тысяч человек из 14 тысяч. Начальник отдела кадров -- кадровый работник ФСБ, начальник службы безопасности -- кадровый офицер ФСБ. Мы, конечно, им очень сильно наступили на пятки, собрав в единый независимый расчетный центр деньги, которыми они раньше фактически управляли. Первый звонок, который я получил в начале лета 1996 года, был от Александра Коржакова, который топал ногами, ревел в "вертушку", что уничтожит меня, если я буду наступать на права ФСБ. В том же стиле высказывался и Михаил Барсуков. Именно силовые структуры явились первоначальными инициаторами того, что произошло позже, в 1998-1999 годах.

-- Вы из-за этого покинули авиакомпанию?

В марте 1997 года маршала Шапошникова на должности гендиректора "Аэрофлота" сменил Валерий Окулов. Единственной альтернативой была моя кандидатура, и до последнего момента никто, в том числе Шапошников, не сомневался, что именно я возглавлю компанию. Я надеялся, что сработаюсь с новым директором. Не получилось. К сожалению, амбиции Валерия Михайловича не соответствуют его уровню компетентности. В результате я принял решение покинуть "Аэрофлот". Это произошло в середине 1997 года, задолго до возникновения "дела "Аэрофлота"".

-- Противоречие между гендиректором и топ-менеджментом компании сохранилось и после вашего ухода...

В 1998 году Окулов озвучил свое желание уволить Александра Красненкера и некоторых других ведущих руководителей компании. Это решение встретило единодушное сопротивление правления "Аэрофлота". Гендиректор отступил, но стал готовить новую структуру управления -- новым в ней было только отсутствие должностей всех неугодных ему людей. В конце 1998 года Окулов получил документально подтвержденное одобрение их увольнения со стороны премьер-министра Евгения Примакова. В начале января большинством голосов новая структура была утверждена.

Увольнения требовали одобрения трудового коллектива. Собрание назначили на 4 февраля, и я знал, что оно примет сторону Красненкера. Поэтому 18 января 1999 года Валерий Окулов отправился на прием к генеральному прокурору Юрию Скуратову. Последнему была дана соответствующая команда "сверху". Так появилось уголовное дело в отношении якобы имевших место злоупотреблений в "Аэрофлоте". А 4 февраля спецслужбы провели рейд с обысками у ряда менеджеров "Аэрофлота", которые в связи с этим не смогли явиться на собрание трудового коллектива. Собранию было объявлено, что эти люди преступники и сейчас у них идет обыск.

Каким образом причастен к деятельности "Аэрофлота" Борис Березовский, один из основных фигурантов уголовного дела?

Никаким. Как бы мы или кто другой ни хотели притянуть за уши Березовского к "Аэрофлоту", ничего не получится. Мы друзья, но к бизнесу это никакого отношения не имеет. "Проблема Березовского" появилась в первую очередь потому, что возник конфликт между ним и Примаковым. В результате власти пытались найти способ убрать Березовского с политической арены. Самый удобный путь -- посадить его через партнеров. Но никому до сих пор в голову не приходит посмотреть на реестры акционеров всех тех компаний, о которых так много говорят в связи с именем Бориса Абрамовича. Если бы кто-то это сделал, то увидел бы, что, например, я уже пять лет как не являюсь деловым партнером Березовского, а Красненкер никогда в жизни им и не был. Это факты. А все остальное -- мифы.

Представители Генпрокуратуры утверждают, что располагают фактами, достаточными для предъявления новых обвинений по делу "Аэрофлота". Что вам об этом известно?

История с моим несостоявшимся арестом 13 ноября является показательным примером вранья со стороны Генеральной прокуратуры. Последний допрос состоялся 10 ноября. Я предупредил следователей, что ложусь на операцию, предоставил все необходимые документы. Никакой другой повестки, в том числе на 13-е число, мне не выписывали. Но в клинику, где я лежу, из Генпрокуратуры прислали факс о том, что Николай Глушков находится под специальным контролем. Меня должны выписать 28-го числа. Скорее всего, 29 ноября пригласят в прокуратуру и вряд ли выпустят. Я знаю, по какой статье будут предъявлены новые обвинения -- уже более конкретные, по схеме кредитования "Аэрофлота" в ФОК под депозиты в Andava. Они столь же беспочвенны, как все предыдущие, и меня не пугают.