Что такое баланс белого. Баланс белого

Фото белого листа - причуда фотографа? Нет, улучшение качества!

Имеется в наличии: приличный фотоаппарат (от простой цифровой «мыльницы» до неплохой «зеркалки»); фотограф, ну скажем, имеющий некоторый опыт в своем деле (муж, жена, брат, сват, и т.д.); чудесный антураж (семейный праздник с кучей друзей и близких, пикник во дворе дома, выезд на природу, в лес, на море). Знакомая картина? В результате проделанной кропотливой работы масса сделанных снимков. Но!

А что именно? Резкость - в норме, композиция - тоже ничего (бывало и хуже). А в глаза бросается. Что? Конечно же! Цвета! Цвета не настоящие! На этих снимках какая-то желтизна появилась. Откуда она взялась? Ведь все было в порядке. Может быть какая-то природная аномалия? На других изображениях оттенки голубого давят на восприятие. Случалась иногда такая оказия? Почему так получается? Оказывается, это не происки инопланетян и не поломка (брак) фотокамеры.

Во-первых. Вероятно, съемка производилась на «автомате».

Во-вторых. Был неправильно выставлен баланс белого цвета.

Что? Эти слова для вас «темный лес» и вы ничего не поняли? Давайте будем разбираться и выяснять, что же делать, и как устранять такие неприятности.

Баланс белого - эталон цвета

Да, это так. Чтобы все цвета выглядели так, как мы их видим, фотокамеру нужно обязательно настраивать. Для этого был выбран белый цвет (есть и другие варианты, которые будут рассмотрены ниже). Почему? Потому что найти лист бумаги не составит большого труда. А если серьезно, белый не образует цветовой гаммы. Любое отклонение в спектре уже не будет белым цветом. И это легко увидеть, нежели разглядывать черные пятна, которые могут быть с зеленым или синим отливом. К выбору эталона нужно подходить тщательно и скрупулёзно. Если будет выбран лист с пятнами или разметкой (вырванная страничка из тетради), то… Лучше снимать на «автомате». Очень хорошим образцом будет лист офисной бумаги. Практически идеальный вариант.

Хорошо, бумага, отвечающая требованиям, найдена. Приступаем. Открываем меню, выбираем пункт «Баланс белого». В разных фотоаппаратах, чтобы дойти до этого раздела, нужно будет пройти еще пару-тройку промежуточных подпунктов. Местоположение нужного определяется с помощью метода «научного тыка». Еще помогает чтение инструкции, если конечно вы не сделали этого ранее. В этом разделе можно обнаружить, по меньшей мере, пять или шесть опций установки баланса белого. Дневной свет, лампа накаливания, облачная погода, лампа дневного света и … собственно пунктик, из-за которого проделывалась масса нужных, но возможно незнакомых операций. Баланс белого. Значок этой функции одинаков на всех камерах, его не спутать ни с чем другим. В нижней части два треугольника, образующие вазу (по крайней мере, похоже), и сверху прямоугольник. Издали напоминает цветок в горшке (вот такая фантазия, интересно, какие ассоциации будут у вас). Так вот, с помощью функциональных клавиш (как правило, на ней написано ОК) выбираем эту функцию и вспоминаем, куда спрятали лист бумаги. Сейчас он понадобится. Наводим экран (видоискатель) на лист, делаем снимок. Электронные «мозги» вашей камеры запоминают увиденный цвет и все последующие кадры будут сниматься с учетом этих параметров. Важно помнить одну немаловажную деталь! При смене освещения, декораций, перемещения в другое место эту процедуру следуют проводить заново. Иначе возможны цветовые казусы.

Другие варианты выставления баланса

Конечно же, этот вариант не единичен. Профессиональные фотографы используют для таких целей серый цвет (18 процентов). Для таких целей специально продаются эталонные пластинки. Мотивируется это тем, что полностью белого цвета не бывает, только оттенки. А вот серый, он всегда серый. По этому поводу можно поспорить, но что есть, то есть. При выставлении баланса цвета этим способом следует помнить, что он хорош только для студийной работы, где освещение статично и постоянно. В условиях пейзажной съемки он не подойдет.

Возможно также выставление баланса по линейке цветов и фотометрическому отражателю (но это уже из области профессионального фото для глянцевых журналов).

Для любителей гораздо привлекательнее вариант работы с уже готовыми шаблонами. Вместе с функцией выставления баланса в ручном режиме, существуют еще предустановки - облачно, ясно, съемка с искусственным освещением и другие. Использование их значительно упростит работу и время съемок. Выбираете нужный значок и начинаете замораживать краткий миг времени в прекрасной фотографии.


Баланс белого в профессиональных кругах называется ББ или по-английски WB (White Balans). Впрочем, сути это не меняет.

Данный параметр важен в практике фотографии, и отвечает он, как несложно догадаться, за правильность цветопередачи. В двух словах – белое должно быть действительно белым и без голубых/желтых оттенков. Настроив правильно WB, такого результата можно добиться.

Как понимает белый цвет фотоаппарат?

Человек, когда смотрит на белое полотно, сразу видит и понимает белый цвет. Камера же оснащена не столь умными «мозгами», и часто ей необходимы подсказки. Определяется камерой белый цвет благодаря законам физики. Известно, что белый цвет, нагретый до определенной температуры, дает абсолютно черное тело. Температура дает конкретную длину волны, и именно длина волны определяет цвет в привычном нашем понимании. Измеряется температура в кельвинах. Возможно, вы когда-нибудь слышали, как говорят, что цветовая температура белого дневного света равняется 6500 К.

Понимаем, что это выглядит немного глупо, но температура и кельвины важны, когда речь идет о параметре Баланса Белого. Если цветовая температура будет ниже 6500 К, то ей будет соответствовать другой цвет, пусть будет более желтый. Обычная свеча, например, имеет температуру 1800 К, и наш глаз воспринимает теплый желтый оттенок. При ином нагреве можно достичь голубоватого оттенка и т.д.

Так ли важен ББ на самом деле?

Баланс Белого действительно важный параметр, ведь он позволят добиться естественности фотографий, т.е. правильной цветопередачи. В зависимости от настройки ББ, кожа человека на пляже может иметь натуральный правильный цвет или прохладный оттенок. Вот примеры двух одинаковых фотографий с разным параметром ББ:

В данном случае у нас всего один источник света – солнце. Однако мы искусственно задаем камере другой параметр ББ, от чего цветопередача резко изменяется. Данный пример наглядно показывает, как именно влияет Баланс Белого на изменение цветов фото.

Предполагается, что White Balans призван делать фотографии «правильными», но понятие «правильные» сильно размыто. Правильная цветопередача это хорошо, вот только часто благодаря неправильной цветопередаче можно добиться нужного настроения снимка.

Вот вам простые примеры:




Очевидно, что на второй фотографии правильная цветопередача. Вот только сам снимок унылый и скучный. На первой фотографии баланс белого выставлен неправильно, но теплые оттенки снимка больше притягивают и атмосфера становится более уютной.

На третьем снимке преобладают голубые оттенки – обратите внимание на цвет неба и воды.

Наивно полагать, что ББ нужен только для правильной цветопередачи и использовать его исключительно для этой цели. Чаще всего именно так и делают, и это правильно. Мы лишь хотим сказать, что этот параметр в некоторых ситуациях позволит добиться «сказочности» кадра и создать определенный сюжет, что открывает возможности творчества.

Настройка ББ

Настройка Баланса Белого осуществляется просто. Почти все камеры, будь то обычная мыльница, зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, обладают функцией настройки этого параметра. Чаще всего в меню можно выбрать конкретный профиль:

  • Солнечно;
  • Пасмурно;
  • Лампа накаливания;
  • Вспышка;
  • Авто.

В принципе, даже интуитивно понятно, какое значение ББ нужно выставлять в конкретном случае. Если Вы делаете снимок на природе в солнечную погоду, то логично выбрать профиль «Солнечно», в помещении с искусственным освещением – «Лампа накаливания». В данном случае Вы просто задаете камере цветовую температуру источников освещения.

Многие профессиональные камеры позволяют задавать не профили ББ, а именно цветовую температуру в Кельвинах:

Чтобы сразу понять, как устроен «мозг» фотоаппарата, и как он понимает цветовую температуру, проведите простой эксперимент: сделайте 2 одинаковых кадра, но с разными параметрами баланса белого – на максимальной и минимальной температуре. Скорее всего, после этого вы поймете, как это устроено. Впрочем, этот эксперимент доступен лишь в том случае, если у Вас есть хороший дорогой фотоаппарат с возможность задавать именно цветовую температуру, а не выбирать конкретный профиль.

Кое-что еще

При желании добиться идеальной цветопередачи, нужно настроить ББ максимально правильно. Сделать это просто: сделайте пробный снимок белой бумаги и далее, глядя на фотографию, станет понятно, правильно ли выставлен данный параметр. Если неправильно, корректируйте ББ в более «теплую» или «холодную» сторону. Часто именно так и делают. Такой способ получил название «баланс белого по белому листу». Но помните: выставленный ББ будет правильным только для одного места. Если перейдете в другую комнату, то придется выставлять ББ заново.

В этом уроке вы узнаете, что такое баланс белого и цветовая температура, как это работает, и сможете сами научиться делать красивые фотографии с различным балансом белого.

Разные цвета при разном свете.

Зачем нужен этот параметр и почему он называется именно баланс белого? Вот смотрите. Попробуем с вами провести грандиозный научный опыт. Для чистоты эксперимента хорошо, чтобы у вас было окно, а за окном был день. При этом, чтобы в комнате было электрическое освещение. Возьмите два одинаковых белых листа бумаги. Поместите один из них в свет, падающий из окна. Другой положите так, чтобы он был освещён электрической лампой.



На этой фотографии один лист находится ближе к камере и освещён уличным светом. (Улица за спиной фотографа). Другой лист, в руках у девушки, освещён электрическим светом.

Посмотрите по очереди на каждый лист! «Белый лист и белый лист - что на них смотреть-то?», - скажете вы. Ан нет! Если вы внимательно приглядитесь, то поймёте, что теперь они разного цвета.



На этой фотографии - увеличенные фрагменты листов с прошлого снимка. Первый лист выглядит более желтоватым, а ведь это два абсолютно одинаковых листа из одной пачки бумаги!

Вот ведь. Обманывают на каждом шагу. Посмотрите, как выглядит этот же белый (белый ли?) лист:



при свете лампочки Ильича;



при свете лампы дневного освещения; - настройка баланса белого



при свете фотовспышки; - настройка баланса белого



При облачной погоде. - настройка баланса белого

С нашим «солнечным» московским летом мне пока не представилось возможности сфотографировать многострадальный белый лист при ярком солнце, но поверьте - он ждёт своего часа!

Вы видите, сколько цветов и оттенков? А ведь мы всегда знаем и понимаем, что этот лист белый!

Такие же метаморфозы происходят не только с белым, но и со всеми другими цветами.

Но почему мы этого не замечаем? Так и хочется сказать, что потому что не внимательные! (Но кто я такой, чтобы незаслуженно обижать хороших людей?) Дело, к несчастью, не в этом. Скажем так, у нас в голове есть специальный приборчик. Он при любом освещении мгновенно настраивается так, что мы видим все цвета такими, как они есть.

Но когда мы смотрим на фотографию, приборчик в голове не подстраивает цвета, и мы видим их искажёнными. Как на показанных выше снимках.

Поэтому для того чтобы снег на фотографиях получался белым (не жёлтый, а новый), обгорелый нос - красным, а плесень - зелёной, в фотоаппарат тоже нужно встроить такой приборчик. Вот этот непростой механизм мы условно и назовём «БАЛАНС БЕЛОГО».

Этот приборчик может работать в автоматическом режиме. Но бывает, что он подводит. Тогда имеет смысл регулировать этот параметр вручную. А как?

Слава богу, достаточно просто. Добрые люди придумали пару интуитивно понятных способов регулировки баланса белого.

Для того чтобы что-то ненужное регулировать - это ненужное что-то необходимо для начало измерить. Поэтому стала нужна «линейка». И такую линейку сделали. Только меряет она не сантиметрами, а Кельвинами.

По-умному это называется «Цветовая температура» (ну или просто «цвет»). В базовую физику я углубляться не буду. Я даже пока что не покажу вам эту линейку, а покажу только, как с её помощью можно изменять цвет в фотографии.


правильный баланс белого

Слева - самые холодные цвета. Справа - самые тёплые. Думаю, достаточно заметно, что самые холодные - это просто больше синего цвета, а самые тёплые - больше красного.

Умные люди говорят «теплые тона», когда снимок ближе к правым изображениям. Еще часто говорят «сделать снимок холоднее» (уменьшить цветовую температуру, это добавит больше синих холодных цветов) или наоборот «сделать снимок теплее».

Итак, худо-бедно о том, ЧТО такое баланс белого я рассказал. Теперь попробуем разобраться, КАК со всем этим работать.

Ниже перечислены способы настройки баланса белого у цифрового фотоаппарата. Обратите внимание на то, что у вашей фотокамеры может присутствовать лишь часть из представленных возможностей.

1. Отдать предпочтение режиму автоматического выбора баланса белого и наслаждаться результатом.

Самый простой и самый идеальный вариант. Если он не работает, то переходить к другим пунктам.

2. «Сказать» фотоаппарату, какая сейчас «погода».

Это не сложно. Для этого нужно зайти в меню настройки баланса белого. Там вы увидите вполне «говорящие» за себя значки. Например, облачко (ясно, что речь идёт о съёмке на улице при облачной, пасмурной погоде), солнышко (нужно использовать, когда светит солнце) и так далее. Как правило, у каждого значка есть текстовое пояснение, рассказывающее для какого случая он нужен.

правильный баланс белого

Этот небольшой рисунок предназначен для того, чтобы вы понимали - когда вы выбираете пресет баланса белого (например облачко), вы просто-напросто говорите фотоаппарату - поставь цветовую температуру равной (вставить цифру) кельвинов.

3. Жёстко задать значение цветовой температуры.

Это, пожалуй, самый правильный способ установки баланса белого. Просто задаёте на камере температуру.

4. Установка баланса белого по белому листу или "серой карте".

Ну, или не по листу. По любому белому объекту. Схема работы очень простая. Для более точной передачи баланса белого в цифровых фотокамерах есть функция определения баланса белого по снимку. В примитивном случае - вы фотографируете белый лист бумаги и камера ориентируется по этому изображению. Но лучше всего использовать так называемую “Серую карту”.

Это пластинка серого цвета с помошью которой можно максимально точно выставить Баланс Белого. Почему именно серая? Потомучто 100% белой бумаги не существует. При производстве бумаги, для отбеливания используются различные красители, серая карта - по настоящему серая, т.е. производители гарантирут, что это сочетание только черного и белого цветов. Именно поэтому максимально точный Баланс Белого можно выставить только по серой карте, так как при обработке, цвет серой карты будет браться за эталон серого цвета и в зависимости от него будут изменяться все остальные цвета на фотографиях.

К сожалению, серую карту возможно использовать только при стабильных световых условиях. Т.е. по сути - только во время съемки в студии. В остальных случаях - освещение может измениться, а значит, подобранный по серой карте, ББ будет уже не соответствовать новым условиям съемки.

5. И самое удобное. Выставить баланс белого уже после того, как вы сделали фотографию. (Это возможно, если ваш фотоаппарат позволяет снимать в формате RAW).

Иногда баланс белого специально искажают. Например, чтобы передать ощущение, будто фотография сделана на плёнку, баланс белого делают чуть теплее.

Ну и напоследок, чтобы разобраться со всем этим добром, искренне советую вам поэкспериментировать, пофотографировать, используя разные пресеты баланса белого. Со временем, опять-таки, вы «набьёте руку» и «наметаете глаз».

А не будет получаться - не расстраивайтесь и снимайте в ЧБ! По крайней мере многие великие фотографы так делали. (ЧБ - черно-белые фотографии.)

Видео о балансе белого:

Баланс белого цвета – это параметр, который помогает правильно построить передачу цветного изображение.

Сокращенно его называют просто ББ (баланс белого) , в англоязычной литературе можно встретить WB (White balans) , что сути не меняет.

Это очень важный параметр при создании цветной фотографии . Он отвечает за правильность цветовой передачи . Грубо говоря, чтобы белые объекты были белыми, и не имели разные оттенки желтого или голубого.

Баланс Белого помогает камере определить, какой же свет считать белым. Действительно – камера, это не человеческий глаз, который мощным (или менее мощным) мозгом проводит корректировку и задает белый цвет. Камере нужно как-то догадаться, что считать белым. В этом нелегком деле фотоаппарату помогает знание законов физики.

Поверхностно раскроем суть вопроса: по толстым учебникам известно, что белый цвет – это цвет, который дает абсолютное черное тело (обычно используют платину), нагретое до определенной температуры. Определенная температура даст определенную длину волны, а длина волны и определяет то, что мы называем цветом. Температуру меряют в Кельвинах и, например, говорят, что температура дневного белого света равна 6500 К.

А что будет, если нагреть меньше 6500? Тогда получим более низкую температуру, а ей будет соответствовать свет более желтого цвета – например, свеча имеет температуру в районе 1800 К. Потому свеча отдает желтоватым теплым светом.

А что, если нагреть сильней? Будет свет с температурой, соответствующей разным типам ламп с голубоватым оттенком.

Почему так важно следить за ББ? Ответ очень прост, выставив правильный баланс белого Вы сможете добиться «правильных цветов» на Вашем снимке. Например, для портрета, кожа должна иметь натуральный цвет. При не правильной установке ББ, цвет будет с примесью желтизны или еще хуже – с оттенком голубого. Можете сами убедиться на тестовых снимках, которые находятся в данной статье и сравнить вид картинки с разными настройками ББ. Цветы освещаются слева дневным светом с окна и сверху справа лампой накаливания, в связи с этим получается свет от разных источников с разными цветовыми температурами и камера затрудняется правильно выставить ББ. Обратите внимание на разницу между автоматическим балансом и балансом по белому листу (предустановленным).

Как настроить ББ в камере? Настроить баланс белого в камере проще простого, почти у всех обычных цифровых или цифро зеркальных камер есть такая функция. Обычно камера предлагает один из заданных профилей ББ, например, «солнечно», «пасмурно», «отраженный свет», «лампа накаливания», «вспышка» и, конечно же, «авто». Данные стандартные настройки обычно имеют вид пиктограмм и интуитивно поняты. Например, на открытом воздухе в солнечный день разумно будет установить ББ в режим «солнечно» и тем самым дать камере знать, что ББ смещен в более горячую сторону. Точно так же, вечером при лампах накалывания нужно использовать соответствующую настройку.

В более продвинутых камерах есть возможность задания цветовой температуры в Кельвинах . Задача довольно интересная и полезная для наглядного изучения ББ.

Как настроить ББ в камерах Nikon? Достаточно нажать кнопку WB и мультиселектором выбрать предустановленный вариант. Либо выбрать вариант PRE, повторно нажать кнопку WB, навести камеру на белый объект и сделать снимок. Снимок на карточку не запишеться, но из него возьмется информация о цвете, который считать белым. После успешной установки ББ камера напишет Good, если же камера не смогла правильно считать ББ, появится сообщение No Good, и придтся повторить процедуру еще раз. Также, можно хранить образцы ББ в памяти камеры и включать их по необходимости. Более детально Вам поможет только инструкция к фотоаппарату, которую я настоятельно рекомендую изучить.

Интересные мысли: если у Вас продвинутая камера и есть возможность выбрать задать цветовую температуру вручную, советую провести эксперимент – снять один и тот же снимок на максимально низкой допустимой камерой температурой и максимально высокой, как показано в примерах. После сравнения, скорее всего, очень быстро придет понимание как устроен данный параметр.

Как максимально правильно настроить ББ? Очень просто, нужно просто указать камере, что именно считать белым. Для этого нужно в специальном режиме сделать пробный снимок (снимок замер), разместив в центре белый предмет. Обычно такой способ установки ББ называют баланс белого по белому листу . Это самый оптимальный вариант. Но у него, на мой взгляд, есть недостаток. Лично я часто забываю, что сделал предустановленный баланс белого и продолжаю снимать дальше при изменении места и света для съемки.

Нужно ли постоянно помнить о ББ? Все зависит от ситуации – когда много времени и есть желание сделать максимально «правильный» снимок – то баланс белого незаменимая вещь. Но если сцены и композиции меняются с огромной скоростью, то я рекомендую использовать Auto Баланс Белого. Современные, особенно цифро зеркальные, камеры отлично справляются с этой задачей. Но все же при малом освещении камере будет сложно правильно подобрать цветовую температуру. Для большинства людей достаточно автоматического баланса белого , так как отличить снимки с разными ББ порой очень сложно.

Если баланс белого был выставлен не правильно, то снимок еще можно спасти. Для этого нужно воспользоваться редактором фотографий, таким как Photoshop или любым другим. В редакторе можно задать цветовую температуру, особенно легко это сделать выбрав на фото белый объект и пипеткой «взять» образец белого. Очень легко вытянуть ББ из RAW . Я использую маленькую хитрость – когда снимаю людей, портреты и т.д. и хочу с RAW вытянуть правильный баланс белого, то выставляю ББ с помощью замера пипеткой по белым участкам глаз.

Кстати, у профессиональных камер ББ вынесен отдельной кнопкой для быстрой настройки, точно так, как ISO или качество снимка. То есть, сами производители делают большой акцент на настройках правильной цветовой температуры.

Вывод : почти во всех случаях при настройке баланса белого можно положиться на автоматический режим, на крайний случай, можно подкорректировать редактором. В идеальном варианте ББ лучше задавать с помощью предустановки по белому листу или участку.

Спасибо за внимание и не забываем жать +1, твит и лайк. Аркадий Шаповал.

Хорошо, если при съемке в кадре есть нейтральные объекты, по которым можно впоследствии, при постобработке, установить баланс белого. Но что делать, если таких объектов нет?

Ниже представлен снимок, на котором практически нет нейтральных цветов.

Снимок сделан с использованием автоматического баланса белого


У меня достаточно совершенная камера, поэтому даже в таком случае она установила баланс белого (далее ББ) более-менее корректно. Однако, при дальнейшей постобработке неизвестно, на что ориентироваться при установке ББ? На белые диски колес? Но ведь, неизвестно, действительно ли они белые или все же имеют какой-то оттенок. К тому же, они находятся близко к фону, что дает рефлекс соответствующего цвета. Какой же выход существует в таких случаях?

Установка баланса белого по карте X-Rite.

Для этого способа я использовал карту для установки баланса белого фирмы X-Rite . Эта карта входит в замечательный набор Color Checker Passport , об использовании которого я тоже когда-нибудь расскажу.

Я поставил карту на место объекта съемки и сфотографировал ее с настройками ББ Авто (AWB).


Затем открыл снимок предмета и снимок серой карты в Adobe Camera Raw.


Выбрал инструмент Баланс белого и кликнул пипеткой по карте.


Затем я выделил все снимки, нажав кнопку Выбрать все .


Теперь ко всем выбранным снимкам применятся настройки баланса белого, которые мы получили со снимка с картой.


Установка пользовательского баланса белого.

Этот способ позволяет настроить баланс белого непосредственно в камере, получая на выходе снимки с правильным балансом белого, практически не требующие настройки по этому параметру в RAW-конвертере.

Для установки пользовательского баланса белого мне понадобится большая серая карта. Ее можно купить в магазине, торгующем фототехникой. Я покупал серую карту Raylab RAC-GC56 размером 56 см. Ее стоимость составляет 1160 рублей. Это недорого для такого замечательного аксессуара. С противоположной стороны карта имеет белую поверхность, что также позволяет использовать ее как небольшой отражатель.

Для установки пользовательского баланса белого нужно сделать снимок серой карты таким образом, чтобы он занял весь кадр целиком. Очень важно правильно расположить серую карту. Она должна быть расположена перпендикулярно биссектрисе угла, образованного оптической осью объектива и направлением на основной источник света.

Теперь можно сделать снимок карты. В некоторых руководствах советуют расфокусировать объектив, но я не стал этого делать.


Теперь нужно установить данный кадр, как источник для расчета данных баланса белого фотокамерой. Для этого нужно перейти на вкладку меню, где находятся параметры настройки ББ. Я показываю на примере камеры Canon EOS 7D, камерами других фирм я, к сожалению, не располагаю.


Затем нужно выбрать Ручной ББ и нажать кнопку SET .



Затем нажать кнопку SET


И подтвердить использование выбранного кадра для пользовательского ББ