Что такое погост? Значение слова "погост".

Такая трактовка имени Радегаста (в связи с Родом) довольно интересна, слышу об этом впервые. Но, боюсь, что это мнение основано скорее всего на домыслах. Как и описание внешности обсуждаемого западнославянского бога.

Давайте пойдем с самого начала – с первоисточников, упоминающих о Радегасте. Мне известны лишь три.

1. Упоминание в Хронике Титмара (бискупа мезербургского, годы жизни: 975-1018, он был современником существования Ретры) – бога Сварожича в месте, называемом Радагощем, культовом месте племени ретарей, входивших в военно-политический союз лужичан. Вот отрывок непосредственного описания (в польской редакции):

«W grodzie znajduje się tylko jedna świątynia, zbudowana misternie z drzewa i spoczywająca na fundamencie z rogów dzikich zwierząt. Jej ściany zewnętrzne zdobią różne wizerunki bogów i bogiń – jak można zauważyć, patrząc z bliska – w przedziwny rzeźbione sposób; wewnątrz zaś stoją bogowie zrobieni ludzką ręką, w straszliwych hełmach i pancerzach, każdy z wyrytym u spodu imieniem. Pierwszy pośród nich nazywa się Swarożyc i szczególnej doznaje czci u wszystkich pogan. Znajdują się tam również sztandary, których nigdzie stąd nie zabierają, chyba że są potrzebne na wyprawę wojenną, i wówczas niosą je piesi wojownicy.»

Kronika Thietmara // Tłumaczenie z łacińskiego, wstęp i przypisy Marian Zygmunt Jedlicki. Wyd. 2. – Kraków, 2002. – S. 130-132.

Говорится, что в святилище находятся боги в шлемах и панцирях. Первый среди них – Сварожич, особо почитаемый (заметьте, что про внешность его ничего особенного отдельно не упоминается). Больше по божеству ничего нет, кроме описания принятых обычаев и обрядов святыни.

2. Упоминание Адамом Бременским (жившим на полстолетия позже Титмара) святилища ретарей под названием Ретра с главным божеством Редигастом. Этот хронист практически дублирует сообщение Титмара с некоторыми разночтениями и измененными названиями, но ясно, что речь идет об одном и том же. Адам Бременский не упоминает уже о других богах, останавливаясь только на Редигасте. Он описывает его в виде позолоченной фигуры, возлежащей в пурпурном ложе.

3. Простое упоминание Гельмольдом в списке прочих божеств бодричан, куда, вероятно, перекочевал культ Радегаста после разгрома главного его святилища в Ретре в 1068 году.

Вот и все. Если вам известно о других первоисточниках – с удовольствием послушаю. Но эти претендуют на большую достоверность пересказа, так как самые ранние – относятся к 10-12 векам. Все эти свидетельства написаны христианскими немецкими авторами, которые, естественно, никогда не были на территории этих святилищ. Титмар, с большой вероятностью, основывается на показаниям очевидца этой святыни, так как его рассказ довольно подробен.

Нигде не говорится прямо о внешности Радегаста. Ни о его львиной голове, ни об утке над головой. Ладно, сообщение Титмара косвенно свидетельствует, что на нем могли быть доспехи, но это не доказывается а только допускается.

О военных функциях свидетельствуют лишь упоминания о том, что начало и конец военных кампаний ретарей не обходилось без посещения святилища и испрошения покровительства / принесении в жертву части военной добычи. А также в храме хранились военные хоругви.

У меня есть смутная догадка что на ваше описание Радегаста повлияло изображение одной из статеэток идолов, якобы относящихся к Ретре, а на самом деле найденных в конце 17-го века у Прилвица и выкупленных Андреасом Готлибом Машем. Последний опубликовал о них работу в 1771 году. На них, действительно, имеются рунические надписи «Ретра» и «Радигаст». Одна из статуэток представляет собой антропоморфное изображение с львиной головой, уткой на голове и посохом в руке (но одежды никакой нет), надпись на ней была расшифрована как «Белбог», а не Радегаст. Но следует учитывать, что подавляющим большинством исследователей эти находки признаны подделками. И предъявлять это в качестве аргументов глупо. Сначала нужно доказать их происхождение.

А о связи Радегаста с Родом, думается, разговор получится безосновательным. Так как первый – божество западных славян, а второй известен только у восточных. Тем более, что связь Радегаста со Сварогом-Сварожичем имеет более веские основания.

Да, я имел ввиду прильвичские фигурки. Да, современная официальная (по-моему официозная) наука считает что это подделки. Ну и что? Для меня ее аргументы о том что это подделка являются неубедительными. Также как я считаю что славяне имели свою письменность, а не были безграмотными дикарями.

А Вы знаете, что некоторые "ученые" считают что вообще никакой Ретры не было, т. к. археологи вроде ничего не нашли? И что дальше?

По крайней мере есть ученые которые считают статуэтки подлинными, а раньше большинство даже особо не сомневалось в их "законном" происхождении. В общем ладно, если считаете их подделками, пожалуйста, Ваше право. Не будем о них (скажу только что фигурок с головой льва по крайней мере несколько, а не одна, но это по ходу для Вас не важно ввиду вышеозначенного).

Ну что у нас остается тогда? Ну хоть тот же Дитмар. Как не крути, а Радегаст - бог все-таки с военными функциями. Военная одежда, обращение к нему за помощью перед военными походами и благодарность после них. Хоть что-то.

Вот Ломоносов еще вроде до Маша пишет в своей "Истории" что Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами . Но это уже конечно гораздо позже существования самого храма.

Насчет Сварожича - это же нечто вроде отчества все-таки, т. е. он сын Сварога (а не дух), но это еще не значит что он несет функции отца. Совершенно не значит. Поэтому совершенно тогда становится непонятно что за бога так почитали. Грустно...

По поводу «гостя» и покойников. С миром покойников у славян и индоевропейских народов связаны слова с корнем «нав», «на» (отсылаю к третьему тому Афанасьева «Поэтических воззрений славян на природу», стр. 235-236). Нигде исследователями не была прослежена связь с корнем «г*ст». Единственное, что у вас имеется – это вторая часть немецкого слова «полтергейст», обозначающая «духа», но никак не покойника. А наименование кладбища «погостом» объясняется без всякой мистической подоплеки.

Про навок и пр. конечно знаю, но простите, я Вам привожу данные из жизни, те остатки, которые дошли до нас через века, Вы упорно не хотите их замечать почему-то. Ужели самому нельзя подумать что да как или все будем искать первоисточники некие, а при их отсутствии горестно разводить руками?

Насчет кладбища то же. Ок, объясните безо всякой мистической подоплеки почему наименование погост закрепилось именно за кладбищем? Я все-таки не понимаю.

Большой энциклопедический словарь:

ПОГОСТ - первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

ПОГОСТ, погоста, м. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере - название деревни, поселка, населенного саами (лопарями). 4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). (Первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др. -русском языке гостями.)

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Погост
м.
1) Сельское кладбище.
2) устар. Сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения.
3) местн. Название деревни, поселка, населенного саами.
4) местн. Постоялый двор вдали от селений, на дороге.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

ПОГОСТ м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говор. лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: Звону много, а хлеба нет. | Кладбище с церковью вообще; яросл. орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви; | оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений, одинокий; | арх. лопарское селенье. Были и кости, да все на погосте. Были кости, да легли на погосте. На погосте живучи, над покойниками не наголосишься. У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать). Жаль, жаль, а везти на погост (говор, мыши, погребая кота). И жаль батьки, да везти на погост. Несут гостя до погоста. Щеголь с погосту, и гроб за плечами. Живет на погосте, а хлеба ни горсти (новг. погост отдельное жилье попа и причта). Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости. И на погосте живут, да колокольни молятся (коли поп не служит). Мертвых с погосту (домой) не носят. Мертвые с погосту не ходят, не ворочаются. Погостье ср. орл. погостья кур. то же, кладбище. Погостная ограда. Погощаннин, -щанка, житель погоста.

Чем погост от кладбища отличается?или что означает слово погост?

  1. то чуство когда "оракулы" пишут очередную хуету ради галочки
  2. ;Кижский погост.

    Пого#769;ст административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница) .

    В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населнных пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях) , а также и населнные пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населнных пунктов и мест. Также центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества племени. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г. , когда было отменено.

    Начиная с XVIII века, слово используется в значении сельское кладбище.

    ПОГОСТ - м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле ЦЕРКОВЬ, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говор. лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: звону много, а хлеба нет. кладбище с церковью вообще; яросл. орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви; оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений.

  3. Последнее значение слова "погост" - сельское кладбище.
  4. не уверена, но кажется погост-это кладбище при церкви
  5. * Погост - сельское кладбище (в старину рядом с церковью).

Чем отличаются деревенские кладбища от городского?

Мы уже не раз писали о сходах местных жителей с участием главы Канского района Людмилы Красношапко. Селян интересуют самые разные вопросы, в том числе и, так сказать, кладбищенские. На основе жалоб местных жителей мы составили для себя некий путевой лист и решили объехать все погосты, в адрес которых когда-то были заданы вопросы. Бывать в местах захоронений не особо приятно, но и не утомительно. Никто не спрашивает, зачем мы сюда приехали, да и от объектива камеры не прячется. Наш кладбищенский вояж решено было начать с небольшого пригородного поселка Бережки.

Земли не осталось

В Бережках просим местную жительницу (к сожалению, она отказалась представиться и сфотографироваться) показать нам кладбище. Она сразу соглашается помочь. «По нашей информации, селяне жаловались, что кладбище не регламентировано, много захоронено жителей Канска, а своим места не хватает. Так происходит на самом деле?» - спрашиваю я нашу случайную попутчицу. Она удивляется моим словам и сначала не соглашается, но уже после того, как мы обходим кладбище по периметру, замечает: «И вправду хоронить уже некуда. Своим, действительно, осталось мало места». Напротив погоста в Бережках - бывшие силосные ямы на землях, которые теперь отошли в руки частников. Теперь сюда валят мусор, который разносит ветер. Последняя могила встречается нам у самой дорожной колеи, по другую сторону - небольшой обрыв и болото. Впрочем, некоторые местные жители давно задумались о своем месте на этом кладбище: оградки у могил довольно просторные.

Погорельцы

«Нужно огородить кладбище», - вот требование жителей села Сотниково.

Наш маршрут, продуманный заранее, пролегает как раз мимо этого погоста. Надо сказать, что место упокоения усопших находится в весьма удобном месте, дорога к нему без ухабин, вокруг - лесок. Одинокие ворота, как-то нелепо приклеенные только к одной части забора, поскрипывают на ветру. Погода сегодня не задалась, и небо то моросит, то льет на нас внушительным дождем. Удивляюсь вслух: «И чего они жалуются на забор? Огорожено ведь кладбище». Но через некоторое время беру свои слова обратно: с другой стороны кладбища из-за недавнего пала сухой травы столбы ограждений сгорели, и штакетник повалился наземь. Мусорные кучи мы тоже нашли. На всех кладбищах они похожи: старые венки, кресты, памятники, пустые бутылки, пакеты...

Эх, люди...

Следующий пункт назначения - деревня Тайна. Не противореча правилам и устоям, много лет назад тайнинцы выбрали для захоронений усопших высокое место. Дорога по пути сюда крутая, но достаточно ровная. ОАО «Тайнинское» следит за качеством дорожного полотна, потому как посевные площади хозяйства находятся сразу за деревенским погостом.

А вот астафьевцы недовольны дорогой к своему кладбищу, о чем и заявили на сходе с главой Канского района. Едем в Астафьевку, где к нам присоединяются главный бухгалтер администрации сельсовета и старожил села Наталья Давыдова. Она то и дело сыплет датами и фактами из истории деревни, вспоминает, что астафьевское кладбище горело пять раз, а забор ставили три раза. «Почему случается пожар? Придет нерадивый товарищ, которому лень почистить, поэтому палит старые венки и мусор. Жители, чтобы огородить кладбище, ни у кого помощи не просили, просто собрали по сто рублей с каждого двора, поставили забор», - говорит Наталья Ивановна.

Тем временем приезжаем к месту покоя селян. «Вот видите, что здесь творится! - восклицает Наталья Давыдова, показывая на кучи мусора у ворот. - Ну кто в этом виноват? Конечно, родственники тех, кто здесь похоронен». Невозможно не заметить эти «отложения» заботы о могилах, как и не согласиться со словами Давыдовой. Хотя недалеко отсюда есть большая яма, призванная стать местом складирования отслуживших свой век венков. Кстати, астафьевское кладбище оказалось единственным в своем роде более-менее безопасным с точки зрения «пожарной тревоги» - по периметру его опахали, чтобы не подступился огонь.

О днях памяти

Ровные ряды могил, никакой смуты, а только четкая организация (чего нет на городском погосте) - вот что отличает Чечеульское кладбище от других.

В остальном проблемы те же. Местные жалуются на пожар и мусор, как оказалось, взаимодополняющие друг друга факторы недовольства. В Чечеульской администрации нам рассказали, что раз в год здесь проводят гератизацию (травят крыс), устраивают двухмесячник по благоустройству, в рамках которого проводят День памяти: школьники убирают заброшенные могилы. Одним словом, чистота здесь была и остается непременным атрибутом, свалок внутри ограды не было замечено. Однако если сделать пару шагов за территорию, то представляется несколько иная картина: чернеющие кучи мусора и сгоревшие кресты.

Так чем же отличаются сельские погосты от городского? Только лишь масштабами. На деревенских кладбищах мусора меньше только потому, что территория их мала. Безхозяйственность, беспамятство и откровенный пофигизм к праху мертвых не имеют территориальной принадлежности, они повсеместны.

Это слово сегодня имеет для нас лишь одно значение - кладбище, в особенности сельское. Так сказать, последний приют, последнее пристанище человека, последнее место, где он "гостит". А поскольку кладбища устраивались при церквах, в освящённой земле, погостом могли назвать и отдельно стоящую церковь с домами священнослужителей и кладбищем.

Между тем такой "церковно-кладбищенский" оттенок это слово имело далеко не всегда. Учёные пишут: оно появилось под влиянием "языкового табу" - запрета, издревле накладывавшегося на различные "опасные" и "плохие" слова: люди не произносили их прямо, боясь привлечь внимание злых сил и предпочитая выражаться иносказательно. Например, опасного зверя - медведя - старались называть "косолапым" или как-то ещё. А ведь и само слово "медведь" - "медоед", "поедатель мёда" - когда-то возникло как табуистическая замена более древнего имени, ставшего запретным и со временем благополучно забытого.

Вот и о смерти, о кладбище, о покойных говорили большей частью обиняками. Вместо "умер" - "ушёл" (соседи славян, карелы, так и выражались: "ушёл из рода совсем"), вместо "кладбище" - "погост", то есть "место, где останавливаются погостить"…

…Древнеславянские князья каждый год объезжали подвластные территории, останавливаясь в заранее условленных местах. Конечно, это были не простые поляны в лесу, а крупные селения, местные племенные центры. Туда к приезду князя свозили установленную дань, туда приходили люди искать княжеского правосудия и защиты, а беспокойная молодёжь - проситься в дружину. В таких местах обычно ставились укреплённые дворы и жили доверенные лица князя, решавшие в его отсутствие все вопросы… Эти-то населённые пункты и тяготевшие к ним области и называли на Руси "погостами". Здесь останавливались, гостили князья, и не только князья - все, кто по какой-то причине посещал племенную "столицу".

Об этом ещё помнили в ХIХ веке в Оренбургской губернии: там называли "погостом" постоялый двор на отшибе…

Статья взята из книги М.Семёновой "Мы - славяне!" и опубликована в блоге "Русская жизнь. С мира по нитке...."