Что такое творческий процесс определение. Понятие творчества

Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют, по мнению Я.А. Пономарева, приблизительно следующее содержание:

1. Сознательная работа – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи;

2. Бессознательная работа – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи;

3. Переход бессознательного в сознание – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, материала;

4. Сознательная работа – развитие идеи, ее окончательное оформление.

Соглашаясь в целом с тем, что в творческом процессе задействованы различные сферы человеческой психики, все же отметим, что мы вряд ли можем говорить о четком чередовании сознательной и бессознательной деятельности мозга. Ни то, ни другое не отключаются ни на минуту и доминирование на различных этапах творчества одного из уровней психики еще не доказано. Представляется более целесообразным описывать этапы творчества не с точки зрения того, какой отдел психики за них отвечает, а с точки зрения того, что же именно происходит на этих этапах. И в последнем случае мы наблюдаем обязательную последовательность процессов :

1. Консервация информации – сложнейший психологический процесс по переработке информации, в который включены интеллект, эмоции, воля, все уровни психики;

2. Рекомбинация – воссоединение старых элементов на новой основе, в новых связях (на информационном уровне!), рожденная желанием создать уникальное;

3. Репродукция на базе сложившихся у человека историко-культурных представлений.

Наличие первого этапа осознается далеко не всеми исследователями, однако в двух последних не сомневается никто. А. Маслоу называет их первичной и вторичной фазой творчества. Первичную фазу отличает воодушевление, интенсивный интерес. Здесь человек понимает задачу, видит идеальное ее решение и импровизирует в поиске путей его достижения. Вторичная фаза творчества заключается в разработке материала, родившего вдохновение. Здесь уже требуются конкретные действия, владение методами творчества, мастерство. Через первую фазу проходят многие, а вот освоение второй фазы дается тяжелым трудом, и здесь одного вдохновения мало. Особенность же журналистского творчества заключается в доминировании этой последней фазы, последнего этапа. Для журналистики справедливо замечание А.Маслоу: «…Взлеты и вдохновение дешево стоят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы».



Все обозначенные нами этапы протекают более или менее успешно в зависимости от таких качеств личности, как способность к концентрации (поскольку журналисту приходится работать в условиях, где отвлекающий фактор очень велик), эмпатия (позволяет журналисту получить больше валидной информации, эффективнее работать с собеседником), перераспределение внимания.

С позиции психологии творчество в широком смысле выступает как механизм развития личности и социума. Функционирование механизма творчества распадается на несколько фаз:

1. Онтогический анализ проблемы – приложение наличных знаний, возникновение потребности в новизне;

2. Интуитивное решение – удовлетворение потребности в новизне;

3. Вербалиация интуитивного решения – приобретение нового знания;

4. Формализация нового знания – формулирование логического решения.

Еще в 1926 году английский социолог Грехам Уоллс почти так же описал шаги творчества: подготовка, инкубация, озарение, проверка. А основатель Фонда творческого образования в Нью-Йорке Алекс Осборн дал более подробное описание процесса творчества:

1. Ориентация – определение задачи;

2. Подготовка – сбор информации по задаче;

3. Анализ – изучение собранного материала;

4. Формирование идеи – выработка вариантов;

5. Инкубация – осмысление вариантов;

6. Синтез – разработка решения;

7. Оценка – рассмотрение идеи.

Исследователи процесса журналистского творчества обычно отмечают, что в журналистике ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста. Рассмотрим эти стадии и их составляющие с точки зрения психологических знаний.

1. Стадия познавательной деятельности

Итак, начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие исходного момента творческого акта. Это самое освоение происходит по-разному в зависимости от типа творчества. Писатели и поэты, например, чаще всего не ставят перед собой явной цели наблюдать, запоминать. Художники и музыканты – тем более. Их освоение действительности можно назвать спонтанным. Хотя и они пользуются записными книжками. Широко известны в литературе записные книжки А.П. Чехова или дневники Ф.М. Достоевского. Писатели остаются в них собой, и читать эти тексты также интересно, как сами художественные произведения. А знаменитая киноактриса Марлен Дитрих помимо мемуаров оставила нам еще и «Азбуку моей жизни», в которой есть заметки об известных личностях, кулинарные рецепты, философские рассуждения на разные темы, бытовые подробности биографии. Гораздо ярче выражен этот этап в творчестве ученых. Нередко именно он занимает большее время. В любом случае первый этап мы можем назвать – восприятие.

Как бы мы ни получали информацию – произвольно, в результате наблюдения, или специального поиска, в конечном счете мы получаем ее благодаря процессу восприятия. Творческое восприятие отличается несколькими особенностями:

1. Сочетанием целого и деталей, которое позволяет видеть объект объемно, во всех связях и отношениях и, следовательно, понимать его особенность и новизну;

2. Сочетанием внешней формы и внутреннего содержания, которое обеспечивает понимание подлинной сути вещей, скрытых от многих;

3. Сочетанием уникального и типичного в одном объекте, что позволяет типизировать и одновременно конкретизировать происходящее;

4. Сочетанием положительного и отрицательного, которое обеспечивает видение противоречий, контрастов.

В журналистике начальная стадия творческого акта по объему задач, по сложности условий представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Как правило, она совершается человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да еще и в режиме межличностного общения, что непомерно усложняет задачу. На этом уровне деятельности журналист устанавливает факт, определяет его сущность и изучает его.

Многие опытные журналисты признаются, что оценивают почти любое событие, которое проходит перед ними, с точки зрения того, как его можно описать в материале (преобразующее видение). Такой профессиональный взгляд иногда становится навязчивым, но это – не отклонение только журналистской профессии. Врач, сам того не желая, при первом взгляде на человека определяет состояние его здоровья, учитель – уровень интеллекта, портной – качество одежды, парикмахер – прическу и т.д. Такой подход, своего рода профессиональная деформация, свойственен всем. В обыденной жизни он, пожалуй, мешает нам оценивать жизнь многопланово и разносторонне, однако журналисту он помогает, поскольку заслуживающее внимания явление можно зафиксировать и потом использовать в материале. Этот процесс основан на действии механизма установки: мы фиксируем в реальности те понятия, которые нас сейчас интересуют. Скажем, беременные женщины часто отмечают, что и не думали, что на улицах города так много беременных. Почти то же самое происходит с журналистом. Мозаичность восприятия, отмеченная еще Шпенглером, проявляется и на уровне профессиональной деятельности. И здесь огромную роль играет доминирование одного из уровней психики – сознания. С одной стороны, сознание тормозит спонтанное проявление творческой личности. Но с другой (и это важно для журналиста!) сознание является силой, побуждающей к преобразовательной, творческой деятельности. Оно позволяет журналисту ориентироваться в среде, адаптироваться к требованиям СМИ, находить адекватное место себе и своим материалам. Сознание постоянно «сверяет» внутренний и внешний опыт человека и позволяет журналисту обратить внимание на тему, с одной стороны, интересную для него, а с другой – для аудитории.

Далее следует этап сбора предварительных данных. Суть этого этапа заключается в том, что журналист вспоминает все, что имеет отношение к предполагаемому объекту изучения и подбирает имеющийся в его распоряжении материал. Самое важное на этом этапе – определить адекватный источники информации по теме. Если информация исходит от человека, то основные критерии удачного выбора – компетентность, наличие навыков рассказчика. Желательные критерии – наличие навыков общения с журналистами (это существенно упрощает работу), наличие эксклюзивной информации, умение изложить ее в доступной форме.

На этапе предварительного накопления информации к нам поступает огромное количество данных и далеко не все из них интересны журналисту с профессиональной точки зрения. Существуют общие критерии того, что информация представляет определенный общественный интерес:

1. Наличие в информации конфликта;

2. Катастрофичность;

3. Информация, имеющая явные социальные последствия;

4. Отношение к знаменитостям;

5. Необычное, единичное;

6. Яркий эмоциональный фон события.

Далее следует определение конкретного предмета изучения. Из общего ряда фактов журналистом (или редактором) отбираются наиболее значимые для аудитории. Какой бы ни была информация, ее востребованность всегда зависит от сознательного или неосознанного выбора аудитории. И здесь тематические пристрастия аудитории меняются. Они представляют собой изменяемую величину и во многом формируются самими же журналистами.

Однако можно учитывать приоритетные темы аудитории:

1. Информация о закономерностях (о таких связях между хорошо знакомыми событиями, которые были нам неизвестны);

2. Упрощающая информация (расшифровывающая сложные явления). Ее еще называют антиинформацией, поскольку она позволяет нашему мозгу отдыхать;

3. Информация атавистических ощущений (огонь, гроза и т.п.);

4. Информация инстинктивных ощущений или о них;

5. Индивидуальный опыт, согласующийся с опытом большинства представителей аудитории, но оценивающийся ими как незначительно более успешный.

Когда предмет установлен, следует направленное изучение предмета.

В теории журналистского творчества определяются обычно две тактики поиска информации - ситуативная и прицельная.

На этом этапе журналист использует различные методы получения информации, в каждом из которых велика роль психологической составляющей.

Процесс поиска информации основан на способности человека к поисковой активности вообще - фактору глубоко детерминированному. Потребность в поиске генетически заложена в любом человеке и не в равной мере. Эта потребность должна реализовываться всякий раз, когда механизмы ее вступают в силу. В ситуации поиска решения или достижения результата причиной дистресса становится не трудность самой ситуации, а отказ от поиска (так называемый «стресс рухнувшей надежды»). А это делает организм более уязвимым. Существует даже определенный тип личности (коронарный) для которого «выигрыш» в ситуации поиска необходим как воздух, и если таким людям приходится признать поражение, это часто оборачивается значительным ухудшением здоровья.

Журналисты нередко относятся к такому типу людей. Однако некоторую компенсаторную функцию в этом смысле выполняет представление о том, что информацию можно найти везде. Так, опрос более чем трехсот журналистов показал, что наиболее емким с информационной точки зрения источником журналист определяет редакцию или телекомпанию (69%), а также коллег из других СМИ (66%). То есть на психологическом уровне у журналиста создается ощущение информированности даже если он просто присутствует на своем рабочем месте. Объективно это не так, но субъективно такое представление защищает журналиста от стрессового фактора.

Поисковая фаза включает работу всех уровней психики человека, но интенсивнее других – сознания, подсознания и сверхсознания. Сознание обеспечивает четкую постановку вопроса, конкретизацию концепции, цели. Подсознание в большей степени определяет способ реализации концепции, достижения цели (выбор жанра, ракурса, стиля и т.д.), рождение образа. Сверхсознание «запускает» механизмы озарения, интуитивного и мгновенного творческого решения задач.

Внешне эти процессы подкрепляются особыми методами поиска информации, которые применяются тогда, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию спонтанно. Целенаправленный поиск сведений может осуществляться несколькимиприемами:

Наблюдение;

Исследование документов;

Расследование ситуации;

Анкетирование;

Эксперимент;

Интервьюирование.

В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Журналистское наблюдение отличается от простого тем, что имеет целенаправленный характер и, если можно так выразиться, сфокусировано под рабочую идею. Популярность этого метода обусловлена несколькими причинами:

1. Присутствие на месте события существенно повышает качество материала;

2. Непосредственное наблюдение позволяет увидеть или уловить интуитивно суть происходящего, какие-то тайные связи, которые ускользают в изложении других или официальной информации;

3. Наблюдение дает возможность делать независимые оценки и выводы;

4. При наблюдении отбор фактов к тексту происходит проще и раньше, чем при работе с документами (например, с пресс-релизом).

Наблюдение может быть включенным и невключенным. В первом случае журналист участвует в событии. И это – особое состояние личности. А потому существуют правила наблюдения, которых лучше придерживаться:

1. Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами;

2. Наблюдать один и тот же объект в разных ситуациях (например, героя материала);

3. Четко регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту);

4. Использовать графы для мнений и для фактуальных данных;

В работе с документами также следует соблюдать некоторые правила, диктуемые психологическими установками:

1. Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является ли она первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа;

4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался;

5. Выявлять намерения, которыми руководствовался человек, снабдивший вас документом.

Что касается расследования, то уже на этапе его подготовки необходимо воспользоваться знаниями социальной психологии, например, в вопросе о резонансности темы. Нет смысла прибегать к такому опасному и трудному методу, чтобы выяснить факты, не интересующие аудиторию. Нужно иметь в виду, что читателей, прежде всего, интересуют обстоятельства, которые могут коснуться их лично или близких им людей.

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить гипотезы, проиграть некие обстоятельства, которые позволили бы ему лучше узнать изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте познавательный момент комбинируется с управленческим.

Этичность этого метода ставится под сомнение, но многие журналисты-практики и теоретики полагают, что метод не только допустим, но иногда и желателен. Особенно в тех случаях, где ситуация требует срочного прояснения, а разрешение ее затягивается.

Кашинская называет следующие побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость проведения эксперимента:

1. Недостаточность информации для проверки или уточнения гипотезы журналиста;

2. Невозможность получить такую информацию другими методами;

3. Необходимость получения психологически достоверных аргументов.

Эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны человека. Журналист может проводить эксперимент и на себе, внедрившись в какую-то ситуацию.

Нередко в журналистике используется биографический метод. Он заимствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии и, прежде всего, психологии.

Метод заключается в опросе непосредственных участников события по социально значимым вопросам.

С самого начала отношение журналистов к биографическому методу было двойственным. Исследователь мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому психологическое чутье было необходимо. Фактор субъективности при использовании этого метода проявляется во всем: и в житейском опыте человека, и в поведении, и в поступках, и в оценочных суждениях, и в мировоззренческих позициях. Например, если человек говорит: «было так страшно, что я не мог шевельнуться», значит ли это, что ситуация действительно была катастрофической, или перед нами просто впечатляемый человек? И тем не менее история жизни одного человека может помочь реконструировать динамику развития тех или иных процессов.

При использовании биографического метода нужно придерживаться правил:

1. Сопоставлять историю одного человека с историей общества, в котором он живет;

2. Разобраться в динамике биографии личности, не вырывать историю из контекста биографии;

3. Осмыслить поведение человека, вскрывая его мотивацию.

В журналистике с помощью биографического метода собираются различные свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев.

2. Стадия создания текста

Результат этой стадии – готовый журналистский продукт. Однако и эта стадия проходит поэтапно.

1. Созревание. Этот этап свойственен любому творческому акту. Получив достаточно информации, мозг должен некоторое время заниматься тем, что можно определить как генерацию идеи. Обычно этот этап незаметен не только для окружающих, но и для самого творца. Однако в журналистике и этот этап обладает спецификой. И специфика заключается в таком простом требовании, как оперативность. Писатель, художник могут вынашивать свою идею годами, могут откладывать ее и вновь возвращаться спустя длительное время. Журналист не может себе этого позволить.

2. Озарение. Уровень, на котором происходит вербализация или визуализация идеи в сознании.

Первая ступень этого процесса – окончательное формирование замысла. Она предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Возникает такое видение на базе полученной во время изучения ситуации концепции. Однако оно не тождественно ей. Концепция – это знание о действительности плюс ее трактовка, отношение к ней. А замысел – уже мыслительный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему и идею, и принцип организации. То есть замысел и есть та конкретная цель, выработке которой была посвящена начальная стадия творческого акта и которой во время его завершающей стадии предстоит воплотиться в текст.

Превращение концепции в замысел – момент, связанный с интенсивными творческими поисками, сознаваемыми или неосознаваемыми. В некоторых случаях они идут параллельно процессу познания, и случается, что еще не собран материал, а журналист твердо знает, как он будет выглядеть в итоге. А бывает наоборот. Идея не генерируется. Почему? Если мы знаем, что замысел = тема+идея+ход (т.е. конкретные шаги реализации темы и идеи), есть достаточно простой способ помочь себе – прибегнуть к логике, осознав каждое из слагаемых. Чаще всего оказывается, что причина торможения – в отсутствии принципа организации текста, хода (его еще называют ключ, поворот). На поиске его и надо сосредоточиться.

В момент окончательного формирования журналистского замысла часто возникает острая проблема - когда остановиться? Иногда бывает так, что мы четко понимаем – этот вариант лучший и ничего более адекватного мы создать не сможем. Но бывает и так, что вроде бы все понятно, есть неплохая идея, но можно и еще подумать, вдруг появится лучший вариант. Здесь надо соблюдать определенное правило: как только появляется идея, которую вы оцениваете как приемлемую, надо ее зафиксировать на любом материальном носителе. Иначе в процессе последующего поиска она неминуемо «сотрется». Записав идею, можно продолжать размышления. Но до какого момента? Как правило, волевое решение принимается не самим автором. Либо торопит время, либо редактор, либо новое задание. И все же есть объективный показатель того, что, замысел сформирован, верно. Замысел созрел в том случае, если к тексту автоматически и точно формируется заголовок, если вам не приходится потом ломать над ним голову. Появление в сознании названия материала – знак готовности замысла. На этом этап озарения завершается.

3. Конкретизация замысла. У многих эта операция идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Вот, например, известный вам мэтр российской публицистики Анатолий Абрамович Аграновский всегда начинал работу над материалом с составления плана. Однажды его спросили, всегда ли он следует записанному плану. «Нет, - ответил Аграновский, - потом план может измениться. Но начинать без него не могу…» Такая оценка плана говорит о том, что мотивация лежит не в сфере организации текста (план не служит его каркасом), а преимущественно в сфере организации творческого процесса. Зачем в таком случае нужен план? Дело в том, что план психологически помогает почувствовать поле текста – на листе, в строках. План также свидетельствует о том, что процесс создания текста сдвинулся с мертвой точки. Наше сознание не может долго оперировать с мыслительными схемами. План представляет собой, как правило, многоуровневую конструкцию. А сознание способно удержать в комплексе только три порога, три уровня сложности.

Еще один способ конкретизации замысла – опережающий конспект, когда обозначаются не подтемы текста (как в плане), а миниидеи текстовых блоков. Например, у того же Аграновского: «Сокращение…самолета».

Подумать над этой неожиданной аналогией. Впрочем, заметить: аппарат – это механизм. Мы добиваемся совершенствования хозяйственного механизма».

Такой опережающий конспект обычно составляется, когда журналист, по мере ознакомления с материалом, глубоко проникает в проблему. У него, возможно. Уже выработались идеи и замечания, которые могут забыться.

Чаще всего используется комбинация плана и опережающего конспекта, когда расширение получают только те пункты плана, по которым уже сформировалась идея.

Иногда журналисты производят мозаичную фиксацию: выписывают подробно какие-то куски, а остальные части произведения оставляют на доработку. Это особенно удобно в том случае, когда используется метод лида в новостном материале. (записываются только лиды).

4. Отбор материала. Этот этап может совпадать с предыдущим, идти параллельно. Но чаще всего жесткие рамки материала требуют отдельной работы. Результатом этого этапа становятся отобранные факты, способствующие реализации основного замысла материала.

5. Реализация замысла. В ходе этой операции формируется структура текста – конкретный состав фактов, образов, нормативов, комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, оформляются их монтажные связи, уточняется композиция и лексика, определяется сочетание текста и видео-, звукоряда. Здесь используется творческий инструментарий, соответствующий конкретному виду деятельности. И чем шире инструментарий, тем менее скован журналист в реализации своей креативности.

6. Авторское редактирование – работа с продуктом творчества. Редактирование как компонент входит и в предыдущий этап, но ему обязательно отводится отдельное место и время. В данном случае имеется в виду осознанная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Она требует взгляда со стороны, ведь расхождения могут быть не только с авторским замыслом, но и с профилем издания или канала, с теми материалами, в ряду которых пойдет этот материал. Несмотря на то, что редактором текст будет просматриваться, самому журналисту необходимо отредактировать его как можно более четко. Это связано с тем, что чем более сырой материал вы представите редактору, тем больше он внесет исправлений в соответствии со своим, а не вашим замыслом, и это исказит окончательный вариант текста. Важно помнить, что аудитория ориентирована, прежде всего, на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это в первую очередь вызывает интерес и эстетическое переживание. Зритель не терпит шаблона, подражания, копирования. Л.Б. Ермолаева-Томина называет основные критерии оценки проявления творчества:

1. Отражение в конкретном всеобщего с новых, индивидуальных позиций;

2. Передача мыслей и отношений к реальности в неожиданной и точной форме;

3. Присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека – в познании сущностных явлений, в гармонии с прекрасным миром, в пробуждении новых мыслей (сотворчестве).

Редактирование позволяет реализовать эти критерии в материале – прояснить неясное, подчеркнуть существенное, выделить главное.

7. Контроль трансляции (внутренний и внешний). Он, как правило, непроизвольно и совершенно естественно осуществляется журналистом, когда последний интересуется у представителей аудитории, каков эффект материала, или корректирует ход беседы в эфире.

Некоторые ученые отмечают сходство порождения текста с процессом родов, возвращая нас к психоаналитической теории. Так, А.Н. Лук не случайно напоминает о том, что психологи говорят о механизмах рождения идеи. А канадский врач и биолог Ганс Селье (автор учения о стрессе и общем адаптационном синдроме) разделил процесс творчества на семь этапов, похожих на стадии процесса размножения:

1. Любовь или желание. Первое условие творчества – живая заинтересованность, энтузиазм, влечение к достижению результата. Это стремление должно быть страстным, чтобы преодолевать трудности и препятствия;

2. Оплодотворение. Как бы ни был велик творческий потенциал журналиста, его ум останется стерильным, если он не оплодотворен знанием конкретных фактов, приобретенным в ходе обучения, наблюдений и других методов получения сведений;

3. Беременность. В течение этого периода журналист вынашивает идею. Этот период может не осознаваться долгое время, также как и беременность. Однако рано или поздно рождается напряжение;

4. Предродовые схватки. Когда идея выношена и созрела, журналист чувствует себя дискомфортно. Это своеобразное чувство «близости решения» знакомо лишь подлинным творцам. Тем, кто не испытывал его, легче всего представить это ощущение в ситуации, когда человек мучительно припоминает чье-то имя;

5. Роды. В отличие от настоящих родов рождение новой идеи не только не причиняет боли, но всегда доставляет радость и удовольствие. Начинается процесс создания произведения;

6. Осмотр и освидетельствование. Новорожденного немедленно осматривают, дабы удостовериться в его здоровье. Это справедливо и в отношении новорожденной идеи: ее подвергают логической и экспериментальной проверке. Материал монтируют, редактируют и т.д.;

7. Жизнь. После того, как идея испытана, она начинает жить в новом произведении. К сожалению, в журналистике в качестве конкретного материала она живет недолго, зато в качестве социального эффекта она может жить в веках.

Соответствие же процесса творчества процессу рождения способно отчасти объяснить то значение, которое предают творчеству сами творцы, и которое никогда не понять ремесленнику подобно тому, как мужчина никогда до конца не поймет чувства женщины, давшей жизнь своему ребенку.

Творческий процесс – это процесс, в котором главная направленность сознания и фантазии человека идет на создание или усовершенствование чего-либо. На самом деле, это любое ежедневное деяние человека, в большей или меньшей степени важности. Как по мне, самой большой особенностью творческого мышления есть его формирование и развитие, на этом я больше всего и хотела бы сконцентрировать внимание. Но про особенности позже.

Главной чертой творчества есть его уникальность, ведь именно из-за неё мы и называем это «творчеством», а никак по-другому. Уникальность дарит новое, необычное – главное в творчестве. Если брать в пример данное эссе – оно является кое-каким, но проявлением творчества. Но само творчество проявляется не только в письме, но и в многих других разновидностях, таких как: музыка, художественное творчество, научное (изобретательское) и много других.

И правда же, как часто интересует вопрос, что было основой идеи для созидателя? Что является основой творческого процесса? В этом есть некая загадка творческого процесса.

У всех этих разновидностях есть одно общее, создание творческих «предметов» непосредственно зависит от внутреннего мира создающего. Чаще всего, создание можно описать как «поток» маленьких частиц, которые собираются в единое целое и в последствии создают, творят, созидают.

Были ученые, которые пытались делить творческий этап на этапы или же стадии, но как по мне, такое деление имеет только приблизительную суть. Вот, опять-таки, пример написания этого эссе – оно, честно, не имело тех этапов (Этапы по Уоллесу : подготовка, инкубация, озарение, проверка). Просто потому что, был интерес в написании, он просто вытеснил все эти 4 этапа. Так же, есть и много других вариаций, но разве это не просто условность?

Я считаю, что это для тех людей, которым всегда нужен ответ.
Но откуда берется этот «поток» ?
Как формируется подобный процесс?

Конечно, никому не секрет, что творческий процесс – это плод бессознательного, которое, в свою очередь есть совокупностью и опыта (который включает множество подпунктов), и умений, навыков, психологических состояний созидателя, и, конечно же, вкусов. Может быть, правда, и интеллектуальный толчок, например, человек желающий создать, что-то новое и оригинальное изучает всё, что на данный момент создано и ищет с помощью рационального мышления то, что покажется тем новым.

Но, всё-таки, в большинстве случаев – это то «нечто», что скрывается где-то внутри человека и которое вырывается, подобно вулкану с недр, в моменты вдохновения, чувствительном пике. Именно оно, вдохновение (бессознательный порыв) играет одну с главных ролей в формировании творческого процесса.

Так же, толчком к желанию творить в человеке могут играть социальные причины, такие как желание получить славу, желание остаться в памяти, желание обратить на себя внимание или…желание найти себя, желание убежать от реального мира. Творчество может быть ответом на вопросы, а может быть и бесконечным поиском – разве это не особенность? Творчество может стать глубоким безлюдным убежищем, но и одновременно быть общекультурным популярным произведением.

В каждом человеке есть часть творчества, но, к сожалению, не все могут открыть в себе ту часть своего внутреннего мира. Оно ведь может проявляться не только в культурной среде, а и в обычных вещах, даже в быту. Бывает такое, что люди сами отталкивают свои творческие порывы из-за неуверенности, безверии к себе. Строить цели, мечты и со временем воплощать их, формировать сущность свою, формировать в себе человека – разве это не творчество?

По сути, проживание жизни – это элементарный пример творческого процесса, как человек находит выход с разных ситуаций, подстраивается под «переменное». Наверное, каждый день человек попадает в такую ситуацию, где открываются его творческие способности, пусть может и не достаточно хороши.

Особенным видом творческого процесса есть «критическое мышление». Критическое мышление – способность видеть вещи в разных ракурсах или же разных вариациях. Такой навык полезен, скорее всего, во всей деятельности человека, так как он есть основой движения вперед, развитием.

Если брать творчество как отображение внутреннего мира человека – то мы никогда его не поймем, будем всегда витать близко, стараться придумать объяснение, которое будет граничить с нашим восприятием. Вот в этом примере, можно проследить двузначность современного «творческого мышления». Фраза «мы никогда не поймем» и сказанное до неё – отображение творчества человека, дальше понимание этой фразы, поиск её значимости или абсурдности есть так же творческим процессом, соответственно исход – критика или одобрение есть общим исходом творческого мышления.

Фактически, можно сказать, что творческий процесс есть типичным для человека в большинстве ситуациях. Но это не так, изначально можно было добавить (ещё в термин), что у человека есть так званая «грань» мышления. Шопенгауэр это называл «однобокость» мышления, суть такого мышления было направлено на восприятия мира, вещей только с помощью здравого смысла (он же и есть той самой «однобокостью»). В таком случае, творческое мышление теряет свою значимость и притупляется в сознании человека.

Всё выше перечисленное есть особенностями творческого процесса , сам этот процесс изначально есть особенным. Особенным есть написание эссе и особенным будет чтение его и проверка.

Тут возникает вопрос, есть ли восприятие творческим процессом? Тут мнения могут расходиться категорически, так как главная идея творческого – это создание или усовершенствование. Но, при восприятии, какое оно не было, наше сознание создает некий «образ» (под образом я имела ввиду картинку бессознательного, это может быть и мнение). Пусть образ будет иметь положительную или негативную оценку, но он создается соответственно индивидуальным уникальным потокам человека.

Что такое творчество и из каких этапов оно состоит, что такое креативность и какие способности она включает, какие есть проблемы и результаты творчества и каковы последствия творческой деятельности


В процессе творчества используется воображение для комбинирования имеющихся знаний и идей до получения нового, уникального результата.

Полученный результат позволяет решить определенную проблему и достичь поставленной цели . Поэтому такой результат обладает дополнительной значимостью, отсутствующей у результатов практической деятельности, по сути, создающую копии.

Занимаясь творчеством, человек изменяет как окружающую среду , так и себя. У него появляются новые возможности , которые позволяют оказывать еще более полезное воздействие и еще больше развиваться .

Творчество необходимо в любой предметной области , в любой профессии. Во всех областях есть нерешенные проблемы и огромный потенциал для развития .

Для поддержания творческого процесса у человека должно быть хорошее физическое состояние . Нельзя употреблять вредную пищу, алкоголь, курить и т.п. А как можно больше заниматься спортом. Это позволяет обеспечивать интеллект необходимыми питательными веществами и ограничить его от вредного воздействия.

Изучением творчества занимается эвристика . Ее основной задачей является построение моделей, описывающих процесс оригинального решения задач.

В настоящее время известны следующие эвристические модели :
- слепой поиск : основывается на методе проб и ошибок;
- лабиринтная : проблема представляется как лабиринт, а ее решение – перемещение по лабиринту для поиска выхода;
- структурно-семантическая : проблема представляется как система , имеющая определенную структуру и семантические связи между ее элементами .

В процессе творческой деятельности иногда возникает необходимость в проведении алгоритмических, четких вычислений . В этом случае нужно воспользоваться помощью разработанных вычислительных систем, позволяющих проводить эти расчеты. Человеку же необходимо заниматься именно творческим, эвристическим размышлением.

В быту креативность проявляется как смекалка - способность смело, нетривиально и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные и неспециализированные средства и .

Креативность позволяет быть более чувствительным к проблемам, недостатку или противоречивости знаний. Это позволяет определить направление, в котором необходимо развиваться для появления возможности решить известные проблемы и достичь определенных целей.

Т.к. основным компонентом, отвечающим за генерацию оригинальных идей, является воображение , то для развития креативности можно воспользоваться тренингом для развития воображения .

Креативные способности

Креативность состоит из набора способностей . Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития.

К таким способностям относятся:

Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.

Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.

Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способы и идеями.

Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.

Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность . Позволяет находить необычное в обычном, простое в сложном .

Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов .

Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей.

Детальность - это способность детализировать проблему до понимания каждого ее элемента. Позволяет разбивать проблему на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясна суть проблемы, ее мельчайшие элементы.

Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные слова и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.

Определение этих способностей у себя и их осознанное развитие позволяет значительно повысить оригинальность и полезность генерируемых идей. Это способствует повышению успешности и ускорению процесса реализации предназначения.

Творческий процесс и его этапы

Креативность имеет определенный творческий процесс , повторяющийся каждый раз при получении уникального результата.

Суть творчества заключается в использовании личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Творческий процесс состоят из следующих этапов:

1. Подготовка

Формулируется проблема и возникает намерение ее решить. Сознание наполняется знаниями из всех доступных источников (память, книги, журналы, Интернет…). Выдвигаются гипотезы и предположения. За небольшой промежуток времени выполняется попытка решить проблему на основе имеющихся возможностей сознания.

2. Обработка

Если возможностей оказалось недостаточно, то выполняется временное отвлечение на другую проблему или дело. В это время решение проблемы переходит на обработку от сознания к подсознанию. Начинают выполняться подсознательные процессы, незаметные для человека и выполняющие автоматическую генерацию новых идей до получения приемлемого решения проблемы.

3. Вдохновение

После генерации идеи, возможно позволяющей решить проблему, она передается от подсознания к сознанию – появляется вдохновение . Обычно это происходит абсолютно неожиданно для сознания и в совершенно случайных ситуациях.

4. Оценка

Получив идею, сознание оценивает ее на возможность использования для решения проблемы. Для этого оно выполняет анализ и сравнение идеи с личным опытом и определяет, можно ли ее реализовать в текущих условиях окружающей среды.

5. Реализация

Если противоречия не найдены, то принимается решение реализовать идею. Формируется план реализации и выполняются фактические действия . Результатом является инструмент , метод или технология , позволяющие решить исходную проблему.

6. Проверка

После реализации идеи и применении полученного результата проверяется, решена ли проблема или нет. Выполняется доказательство или опровержения выдвинутых гипотез и предположений. Если проблема не решена, то процесс начинается сначала. Если проблема решена, то выполняется переход к решению следующей проблемы.

Подсознательный этап творческого процесса

Особое место в творческом процессе занимает этап обработки проблемы. Его особенность состоит в том, что решение проблемы выполняется абсолютно незаметно для человека его особой способностью – подсознанием .

Лень и слабая воля . Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину .

Отсутствие приоритезации . В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела .

Загруженность сознания . После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм . Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами "зачем, почему, для чего…".

Нетерпеливость . Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину , а особенно упорство .

Ригидность . Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Устранение всех этих препятствий гарантированно повысит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс реализации предназначения.

Типы результатов творчества

В результате творческой деятельности создается новая или улучшается существующая система. В зависимости от полезности эти результаты делятся на следующие типы.

Открытие

Обнаружение ранее неизвестного закона , системы, признака или связи, подтвержденное экспериментально. Оказывает революционный эффект на развитие системы и изменяет существующие цели и парадигмы .

Изобретение

Средство, позволяющее решить определенную проблему и достичь определенных целей. Также позволяет выполнять определенные действия эффективнее, чем с помощью существующих средств, и имеет принципиально новое строение.

Рационализаторское предложение

Улучшение эффективности существующих средств достижения целей без существенного изменения их строения.

Независимо от типа результата творчество создает новые знания , позволяющие решить аналогичные проблемы и достичь схожие цели в других областях. Также результаты дают и новые идеи для творчества , чтобы решать новые проблемы и достигать новые цели.

Последствия выполнения творческой деятельности

Использование креативности на практике может повысить риск нанесения вреда. Это происходит, потому что недостаточно опыта использования новых, неиспытанных идей и средств для решения определенной проблемы или достижения цели. Но с опытом и развитием креативности придет понимание, какие оригинальные идеи являются полезными, а какие вредными.

С развитием креативности появляется вера в то, что любая, даже самая абсурдная и нереальная идея, поможет достичь определенной цели. Эта вера является одним из мотивов , подталкивающих к реализации революционных идей и созданию новых, огромных систем, решающих глобальные проблемы. Как сказал Генри Форд: "Вы можете верить, что можете. Вы можете верить, что не можете. В обоих случаях вы правы ".

Многие успешные люди утверждают, что 30-50% успеха их проектов и компаний приносят именно креативные, оригинальные идеи, сгенерированные ими самими, либо специально нанятыми профессионалами с хорошо развитой креативностью. Также они отмечают замкнутый круг - креативность дает новые успехи , а они, в свою очередь, являются источником креативности и вдохновения. Это говорит о том, что человек и творчество являются единым целым, что не может существовать друг без друга.

Поэтому постоянно уделяйте личное время на развитие творчества и своих креативных способностей. Это всегда будет оказывать полезное влияние на успешность. Не прекращайте заниматься творческой деятельностью, ведь она – главное средство в реализации предназначения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Е.М. Рендакова

Сегодняшний мир, его хрупкое равновесие зависит от многих составляющих, среди которых весьма значимой является обращение человека к своему природному естеству, к возможности жить среди людей созидающих, творящих.

Сегодня, как никогда, важно понять, что мы можем изменить в мире в лучшую сторону, как мы можем измениться сами. В связи с этим одна из главных проблем это проблема самоопределения человека, проблема возможности движения в творчестве. Отсюда важно осознать процессуальную сторону творчества, а также то, что является его первоосновой.

Творческий процесс это переход от одной творческой сущности к другой, от одного состояния к другому; это движение в творческом пространстве мыследеятельности, способствующее развитию личности.

Творческий процесс это процесс преобразования, созидания, позитивного изменения человека и человечества.

Среди принципов, которые являются первоосновой творческого процесса, мы выделяем следующие.

Принцип пассионарности Л. Н. Гумилёв считал, что открытие биохимической энергии живого вещества, сделанное В.И. Вернадским, можно распространить и на людей, которые тоже являются частью биосферы. Исследователь пишет о том, что схема этногенеза как дискретного процесса предполагает внезапное возникновение группы пассионарных этносов внутри того или иного региона, последующее их распространение за их пределы, потерю сложности этнической системой и либо распыление особей, её составляющих, либо превращение их в реликт.

Чтобы интерпретировать данное положение, Л. Н. Гумилёв использует следующее сравнение: «Вообразим шар, получивший внезапный толчок. Энергия толчка затрачивается сначала на преодоление инерции покоя, а затем на движение шара, которое будет медленно затухать вследствие сопротивления среды, пока шар не остановится; путь же этого шара будет зависеть от того, покатится ли он по ровному месту или наткнётся на препятствия, или свалится в яму и т. д., но сколько бы раз мы ни повторили эту операцию, принцип движения один инерция толчка, т. е. растрата энергии полученного импульса» .

Обращая внимание на то, что в биосфере явления такого порядка именуются сукцессиями, и говоря о том, что они весьма разнообразны и по продолжительности, и по характеру, и по последствиям, учёный обращает внимание на то, что все они имеют обозначенную черту сходства инерционность, которая у человека проявляется как растрата пассионарного импульса, что роднит человечество с прочими явлениями биосферы, тогда как социальные и культурные структуры, свойственные только человеку, имеют иной характер движения.

Принимая за объект исследования единицу высшего порядка этнос, где неизбежные погрешности анализа взаимно компенсируются, понимая, как трудно подсчитать пассионарность людей эпох минувших, Л. Н. Гумилёв предлагает использовать обратный ход мысли, а именно: «Работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения. Следовательно, подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с большим допуском, мы получаем результат затрат энергии, на основании чего можем судить об исходном заряде энергии, то есть уровне пассионарности» .

Продолжая рассуждать о пассионариях, исследователь выделяет то, что для них характерно:

Посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни;

Способность заражать окружающих своей энергией.

«Это значит, что люди гармоничные (а ещё в большей степени импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они приобретают свой природный психоэтнический повседневный облик» .

Если данное обстоятельство без специального осмысления довольно широко используется в военном деле, где или выбирают пассионариев, узнавая их интуитивно, и формируют из них отборные, ударные части, или сознательно распыляют их в массе, чтобы поднять «воинский дух», то не учитывать данность в педагогическом процессе было бы просто неразумно.

Мы считаем, что принцип пассионарности один из главных в творческом процессе, так как «энергия толчка» творческих личностей весьма и весьма значима. А если воспользоваться методом Л. Н. Гумилёва и использовать обратный ход мысли, то получим, что все педагогические открытия, все новаторские педагогические системы созданы пассионарными личностями. Называть их можно до бесконечности: Сократ, Платон, Аристотель, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, С. Френе, К. Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Караковский, А. Н. Тубельский и многие другие.

По степени проявления мы выделяем два вида пассионарности: явную и скрытую.

Явная пассионарность проявляется очень быстро: появление пассионарной личности в том или ином коллективе влечёт за собой изменение качества творческой жизни тех, кто в нём находится, практически сразу. При этом реализовываются самые уникальные проекты, осуществляются самые смелые мечты не только самой личностью, обладающей высокой степенью пассионарности, но и теми, кто находится рядом с ней, поскольку происходит «энергетическое заражение». Пассионарная личность способствует тому, чтобы значительно повышалось качество жизненного пространства всех, кто находится во взаимодействии с ней, как прямом, так и косвенном.

Скрытая пассионарность может сказаться не сразу, так как личности, ею обладающие в потенциале, демонстрируют свои силы лишь после накопления определённого пассионарного багажа (опыта).

По степени распространения мы определяем пассионарность прямую и косвенную.

Прямая пассионарность это пассионарность личности, ведущей за собой, определяющей во многом направление движения коллектива, а также качество этого движения.

Косвенная пассионарность (отражённая) это последействие, следующее за действием, то есть пассионарность личностей, получивших от представителей первого типа определённый заряд, который в отражённом виде значительно слабее, чем в первом случае, но всё же есть. Чем далее от того места, где творит личность с прямой пассионарностью, тем значительно слабее действие. Но даже очень слабый, даже микроскопический творческий посыл может сыграть свою важную роль в истории развития и личности, и общества.

В книге И. Пригожина и И. Стенгерс «Время, хаос, квант» есть строки, подтверждающие вышесказанную мысль: «Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества. Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов» .

Принцип знаковости (символизма).

Творец всегда говорит со своей аудиторией на языке, понять который можно в том случае, если его слушатели, читатели, зрители уже знакомы с системой условных знаков (символов) или же готовы понять (на первом этапе принять, не объясняя что-либо себе и окружающим) эту систему.

Мало того, каждый человек, пытающийся наполнить жизнь творчеством, вынужден часто переводить свои мысли, чувства, эмоции на другой язык. Момент перехода, перевода, переноса, переключения часто не осознаётся, протекает естественно, как само собой разумеющееся; творящий не чувствует никаких затруднений.

Но может быть и иной сценарий: создатель чётко осознаёт, что он хочет сказать, но переход с языка на язык идёт мучительно, даже болезненно: каждое слово, каждый звук, каждая часть того или иного произведения даются с трудом: этот процесс можно сопоставить с процессом перевода с родного языка на иностранный или же с иностранного на родной, а в самом тяжёлом случае с одного иностранного языка на другой (когда и тот, и другой язык переводящий знает по минимуму). А если взять не два, а три языка и больше и попробовать осуществить все возможные переводы, то задача усложнится многократно.

С другой стороны, принимающая сторона (ребёнок на уроке, студент на лекции, читатель, слушатель, зритель...) тоже оказывается в позиции переводчика, а позже, возможно, и в позиции ретранслятора.

И совсем сложная ситуация: создатель какого-либо творческого продукта, пробивающийся с одной стороны, и его адресат, движущийся с другой стороны с огромными трудностями. В лучшем случае они движутся навстречу друг другу; в иных вариантах они движутся в противоположных направлениях или же один всё время пытается догнать второго (и опять варианты: первый даёт возможность догнать; второй движется очень быстро и догоняет). В этой ситуации на помощь может прийти разработанная система символов, значение которых будет понятно как той, так и другой стороне.

Ю. Лотман писал: «символ выступает в роли сгущённой программы творческого процесса. Это глубинное кодирующее устройство, своеобразный “текстовый ген ”» .

Символ это тот ключ, с помощью которого открывается заветная дверца. Стоит раскодировать слово символ, звук символ, рисунок символ, и мы поймём, что за ним скрывается (что любопытно, для разных людей этот символ будет, возможно, раскодироваться по-разному).

Вызывает интерес и следующее высказывание Ю. М. Лотмана: «Выражение некоторой сущности средствами другого языка основа выявления природы этой сущности» .

Например, Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», пытаясь понятно объяснить читателям природу сценарной теории психоанализа, использует в качестве символических названий некоторых сценариев жизни сказочные заголовки: «Красная Шапочка», «Спящая Красавица», тем самым перетаскивая их как символы в иную систему координат, объясняя одну сущность через другую.

Фактически каждое педагогическое (равно как и философское, литературное и т. д.) сочинение, его осмысление и понимание является абсолютно безграничным, так как каждый, кто решится на его постижение, возможно, сказал бы словами Ю. Лотмана: «Однако то, что один и тот же исходный символ может развёртываться в различные сюжеты и что сам процесс такого развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер, показывает, что творческий процесс асимметричен по своей природе» .

Принцип асимметричности

В чём суть принципа асимметричности творческого процесса?

Здесь мы выделяем следующие аспекты:

Творческий замысел никогда не может быть сопоставим с полученным результатом (по нескольким причинам: во-первых, создатель меняется в ходе творческой деятельности; следовательно, во-вторых, замысел тоже претерпевает изменения; и в-третьих, сам материал, его внутреннее движение оказывает влияние на создающего, что является, таким образом, стимулом к изменению всей программы действий).

Вымысел не есть обман.

Замысел ещё не точка.

Дайте дописать роман

До последнего листочка.

творческий процесс пассионарность знаковость

Эти строки Булата Окуджавы очень хорошо иллюстрируют написанное выше.

Количество авторских идей и их воплощение величины не равнозначные, хотя в некоторых случаях идеи одного человека подхватываются, развиваются другими. И в науке, и в искусстве это достаточно частое явление. Например, культурно-историческая теория развития Л. С. Выготского нашла своё продолжение в теориях развивающего обучения; теория диалога культур М. М. Бахтина в системах диалогового обучения в школах диалога культур; А. С. Пушкин подарил сюжеты «Мёртвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголю, который в свою очередь создал из этих сюжетов литературные шедевры.

Исходя из того, что процесс «развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер», творческий процесс (даже мельчайшие его проявления), пришедший в движение, нужно воспринимать очень трепетно; охранять и беречь.

Асимметричность проявляется и в том, что к взрослому творящему человеку, считая, что он делает нечто важное и полезное, относятся с большим почтением и пониманием, чем к ребёнку. Хотя существует и иная крайность: пока ребёнок мал, плоды его трудов оцениваются высоко, но стоит ему вырасти, и все забывают о важности и нужности даже самых значимых проявлений творчества.

Хотя если не забывать слова Ю. Лотмана о том, что «процесс развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер», то надо со всем пиететом относиться к проявлениям как детского, так и взрослого творчества, беречь их и лелеять.

Ещё одним проявлением асимметричности творческого процесса является то, что во многих случаях создаваемое осознаётся как ценное не самим создателем, а теми, кто его окружает или даже идущими вслед за ним. Таких примеров история знает множество.

Может быть и противоположное: кроме самого создателя, никто не понимает важности, ценности созданного.

Например:

«Пифагорейская школа была осмеяна за то, что считала Землю движущейся пылинкой во Вселенной. Этого не могли переварить даже такие гении, как Платон, Архимед и Птолемей. Последний открыто объявил мысль о движении Земли вздором и глупой болтовнёй.

Медицинский факультет Сорбонны глумился над Гарвеем, открывшим кровообращение.

Английское Королевское общество отвергло опыты Джоуля.» .

Принцип диалоговости

Обратившись ещё раз к Ю. Лотману, прочитаем: «Пользуясь терминологией И. Пригожина, можно определить момент творческого вдохновения как сильно неравновесную ситуацию, исключающую однозначную предсказуемость развития» .

В каждой подобной разбираемой ситуации возникает несколько пластов, на которые нужно обратить внимание:

Первый пласт это, несомненно, сам Ю. Лотман, его мысли, взгляды, идеи всё, что составляет основу его творчества;

Второй пласт это И. Пригожин, на которого ссылается Ю. Лотман;

Третий пласт это те, на кого ссылается И. Пригожин, включая Уайтхеда, Эйнштейна, Тагора, Бергсона и многих других;

Четвёртый пласт это мы, то есть те, кто осознаёт представленное автором и его соавтором;

Пятый пласт это мы, представляющие другим написанное Ю. Лотманом, И. Пригожиным;

Шестой пласт это те люди, до которых мы донесём сказанное Ю. Лотьманом;

Седьмой пласт идеи Ю. Лотмана, трансформированные нами, начинают распространяться в окружающем мире без ссылок на автора (становятся своего рода коллективным достоянием).

Можно было бы продолжить, но и показанного выше скорее всего достаточно, чтобы увидеть путь движения идеи, путь диалога, на который практически ступает каждый, стремящийся к проявлению себя в творческой деятельности.

Принцип рефлексивности

«Философские проблемы становятся таковыми, если они ставятся под луч одной проблемы конечного смысла. Для чего вообще всё это? Для чего мироздание? Для чего “я” и мои переживания? А эти вопросы задаются именно потому, что в этом мироздании живёт существо, которое не создано, а создаётся. Да и мир не завершён, не готов» эти слова М. К. Мамардашвили как нельзя лучше говорят о рефлексивной природе человека, который является существом вопрошающим.

Если же говорить о человеке, задействованном в творческом процессе, то в данном случае рефлексивность усиливается многократно, так как данный процесс, являясь в каждом отдельном, единственном случае уникальным и неповторимым (будь то исследовательская работа учёного, вдохновенный поиск писателя или созидательная деятельность ребёнка в игровом пространстве) всегда сопровождается рефлексивным оформлением.

Рефлексивность последовательность творческих (чаще критических) шагов, каждый из которых способствует качественному совершенствованию продукта творческой деятельности.

Рефлексивность в творчестве понимается нами как совокупность определённых творческих пауз, во время которых происходит авторское осмысление качества проделанной работы, а также движение вперёд в данном направлении или же (при необходимости) корректировке задуманного.

М.К. Мамардашвили в работе «Как я понимаю философию» писал: «Чаще всего переживание сопровождается отрешённым взглядом на мир: мир как бы выталкивает тебя в момент переживания из самого себя, отчуждает, и ты вдруг ясно что-то ощущаешь, сознаёшь. Это и есть осмысленная, истинная возможность этого мира. Но именно в видении этой возможности ты окаменел, застыл. В этом состоянии тебе многое может открыться. Но для того, чтобы это открытие состоялось, нужно не только остановиться, а оказаться под светом или в горизонте вопроса: почему тебя это так впечатляет? Например, почему я раздражён? Или наоборот: почему я рад? Застыть в радости или в страдании. В этом состоянии радости или страдания и скрыт наш шанс: что-то понять. Назовём это половиной пути.»

Рефлексивная творческая пауза (которая может быть и достаточно длинной, и удивительно ёмкой, и даже мгновенной) как раз и способствует тому, чтобы остановиться, прислушаться к себе, к окружающему миру, к мельчайшим нюансам, оказывающим влияние на изменение потока мысли, что, в свою очередь, преобразит (и достаточно значительно) качество творческого продукта.

Мы выделяем в творческом процессе следующие виды рефлексирования: афористическое, вопрошательское, ассоциативное, резюмирующее.

Афористическое рефлексирование включает в себя:

Выбор афоризмов, подчёркивающих (выделяющих, высвечивающих) значимость сказанного автором;

Использование афоризма в качестве эпиграфа (и, следовательно, отведение данному высказыванию особой, открывающей роли, роли словесного символа);

Показ оттенков значения слов, игры слов в том случае, когда используются два, три афоризма, волею автора ставших смысловыми соседями;

Подбор афоризмов, способствующих возникновению дискуссии (между автором и читателем; автором и дразнящим собеседником; читателем и дразнящим собеседником; автором, читателем и дразнящим собеседником; автором, читателем, дразнящим собеседником и тем оппонентом, который ещё не знает, что скоро будет включён в дискуссию.).

Вопрошательское рефлексирование способствует:

Качественному подбору тех вопросов, которые автор задаёт читателю-соавтору;

Определению круга вопросов, задаваемых автором самому себе на перспективу (включая риторические, которые, возможно, сегодня пока не требуют ответа);

Задаванию читателем вопросов, обращённых к себе;

Поиску и автором, и читателем зоны ближайшего развития (того уникального материала, который надо понять, принять, привести в движение, поделившись с другими идеями, открытиями, озарениями, проблесками мысли.; а также неумением и недоумением; непониманием и недопониманием; желанием философствования и восторженным изумлением).

Ассоциативное рефлексирование предполагает:

Использование ярких, неожиданных, удивляющих не только собеседника, но и самого автора ассоциаций, помогающих прочувствовать не только глубину, но даже аромат, вкус, запах творческих идей и их воплощения;

Возникновение особых, глубинных связей созданного в данный момент с тем, что уже существовало ранее;

Появление ассоциативных символов, являющихся ключевыми, открывающими для творческого процесса;

Наличие открытого ассоциативного пострефлексивного пространства.

Резюмирующее рефлексирование помогает:

Разграничению более важного и менее важного на данного этапе творческого процесса;

Определению творческих планов на будущее;

Осознанию себя как философа (или, по крайней мере, начинающего путь философствования).

Вновь обратившись к М. К. Мамардашвили, прочитаем: «Философия это публичное сознание, которого нельзя не высказать, сознание вслух. Философ нефилософом быть не может, если, конечно, он попал на эту прямую мысли, вырастающую из того узла, который заставил тебя остановиться. Это судьба!» .

Принцип открытости

Творческий процесс по своей природе это всегда открытое пространство поиска, качественных изменений, преобразований. В процессе творчества практически не бывает лишнего, ненужного, неважного, второстепенного, дополнительного.

Об этом замечательно писала А. Ахматова в стихотворении «Творчество»:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда...

Открытость предполагает:

Наличие выбора, возможность изменения движения в процессе творческой деятельности на любом этапе пути (изменения стратегической или тактической линии, последовательности действий, переходов от одной составляющей к другой; выбора собеседника; собственной позиции в творческом диалоге и т. д.);

Движение идеи, рождение которой начинается, возможно, до оформления замысла творческого проекта в какой-либо продукт (сценарий, книгу, музыкальное произведение, урок, диссертационное исследование...);

Развитие происходит в процессе осмысления, созидания, преобразования; раскручивание продолжается даже после того, как задуманное осуществлено, логическая точка поставлена.

В творческом процессе всегда есть то, что оказалось нереализованным, непринятым, недосказанным и недопонятым. Этот материал может на время быть помещён в копилку нашей памяти, в интеллектуальный банк запасов, который в определённый момент времени пригодится в другом творческом проекте, на этот раз в новом качестве: нереализованное, возможно, реализуется; непринятое качественно изменится; недосказанное окончательно вербализуется; недопонятое станет ясным и понятным. Но в то же время появится новое нереализованное, новое непринятое, новое недосказанное, новое недопонятое... И этот процесс бесконечен, так как творчество это деятельность, не имеющая ни временных, ни смысловых, ни возрастных, ни национальных, ни профессиональных границ.

Наличие эмоциональной составляющей, так как творческий процесс как открытая система предполагает возможность трансформировать не только мысли, но и чувства, эмоции; а также помогает рождению новых чувств и новых эмоций, выполняющих стимулирующую функцию по отношению к тем, кто постепенно вовлекается в этот процесс.

Осознание бесконечности процессуальности, взаимопереходов частей процесса друг в друга, их взаимообогащение.

Человек, включённый в творческий процесс (а ещё лучше включившийся в него сам), постоянно качественно изменяется, что способствует постепенному преобразованию жизненного пространства вокруг него. Если же рядом находится несколько таких личностей, то изменение качества жизни будет происходить во много раз быстрее. А если таких личностей станет большинство?!

Примечания

1. Гумилёв Л. Н. Этнос и биосфера Земли // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 380.

2. Там же. С. 381.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. С. 386.

5. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст семиосфера история. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 145.

6. Там же. С. 169.

7. Там же. С. 145.

8. Окуджава Б. Ш. Поэтический сборник. М.: АСТ: Зебра, 2007. С. 134.

9. Циолковский К. Э. Гений среди людей. М., 1992.

10. Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 146.

11. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н /Д: Феникс, 1996. С. 278.

12. Там же. С. 275.

13. Там же. С. 276.

14. Ахматова А. А. Стихотворения / сост. и вступ. ст. Н. Банникова. М.: Сов. Россия. 1977. С. 364.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека. Творческая деятельность и процесс. Хореографический коллектив и его специфика. Общепедагогические принципы дидактики. Осуществление творческого подхода в работе коллектива.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

    Понятие визуальной культуры. Передача информации посредством взгляда и мимики. Сущность процесс зрительного восприятия. Творческий процесс разрешения проблемной ситуации при создании проекта. Примеры методов психологической активации творческого мышления.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека. Открытие и постижение, единство и разнообразие духовной культуры. Взаимодействие ее с экономикой. Процесс развития творческой и социальной деятельности человека. Теория повседневной жизни.

    реферат , добавлен 23.01.2015

    Дизайн как творческий процесс художественного проектирования и конструирования эстетических свойств окружающих предметов. Определение понятия дизайна, его цели, задачи и виды: промышленный, графический, книжный, ландшафтный, фитодизайн, визаж, мода.

    презентация , добавлен 10.01.2017

    Творческий путь К.Ф. Богаевского. Создание героико-романтических картин, посвященных преимущественно восточному побережью Крыма - легендарной стране Киммерии. Значение уроков А.И. Куинджи в становлении и развитии творческого пути К.Ф. Богаевского.

    статья , добавлен 24.04.2018

    Анализ сущности и спецификих творческих особенностей М. Врубеля на примере сказочных и эпических произведений в условиях видоизменяемости искусства на рубеже XIX - XX веков. Характеристика отличительных особенностей исторической картины конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Жизненный путь Казимира Малевича, основные этапы и направления развития его творчества. История создания знаменитого "Черного квадрата". Супрематизм Казимира Малевича, сущность и отличительные особенности данного творческого метода, его преимущества.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Изучение исторической живописи второй половины XIX века и освещение сказочных сюжетов в произведениях В.М. Васнецова через раскрытие особенностей творческого метода художника. Творческий путь художника и перелом в пользу былинных и сказочных сюжетов.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Понятие, признаки, функции, принципы и типология клубов, а также их проблемы и перспективы развития. Особенности организации коллективной творческой деятельности детей. Анализ зарубежного опыта работы подростковых клубов, в частности во Швеции и Франции.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2010

    Творческая деятельность человека до грехопадения. Следствие грехопадения и творческий дар в человеке. Язык как средство культурного обмена. Вавилонская башня. Христианская культура. Опыт прочтения "Мастер и Маргарита". Атеистическое мировоззрение.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (англ. creative process ). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что им остается только записать «услышанное» или «увиденное». Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта «озарения» издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения .

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят
1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели. В это время развивается
2-я

стадия Т. п. - созревание (incubation ). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует
3-я

стадия - озарение (инсайт ), за которой идет
4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии ).

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа
подсознания .
По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако
важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. «озарения», как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручивают» мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества . Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Способность к творчеству (креативность ) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта . С т. зр. теории семантических сетей , принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной «заторможенности», но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Один из вариантов интерпретации терминов «понимать» и «порождать» м. б. связан со след. рассуждениями. Термин «понимать» подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово «формировать» в данном контексте используется в смысле «формировать по инструкциям». «Человек понимающий» должен постоянно следовать за внешним носителем этих св
язей и понятий, напр. вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

«Человек творящий», напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие «прыжки» мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то
после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс. Характерная особенность «человека понимающего» состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя
копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком творческим». Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).

1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур «усеченного», неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.

2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.

3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).

4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения р