Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П

Цусимское сражение. Поход на дно Японского моря

Русско-японская война по праву считается одной из самых трагичных страниц в истории нашего государства. Были ли основной причиной поражения промахи русской дипломатии, бесхребетность и нерешительность царских полководцев, отдаленность театра боевых действий или же виной всему неблагосклонность госпожи Удачи? Всего понемногу. Почти все ключевые сражения данной войны прошли под знаменем обреченности и излишней пассивности, результатом чего стало полное поражение. Цусимское сражение, в котором схлестнулись силы 2-й Тихоокеанской эскадры Российской Империи с силами Японского флота, является тому примером.

Война для России началась не столь удачно, как планировалось. Блокада в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры, потеря в сражении у Чемульпо крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» стали причинами попыток Петербурга кардинально изменить положение на театре боевых действий. Такой попыткой стала подготовка и отправление 2-й, а затем и 3-й Тихоокеанской эскадры. Буквально через полмира прошли 38 боевых кораблей, сопровождаемые вспомогательными транспортами, нагруженные провиантом так, что ватерлинии основательно находились под водой, ухудшая и без того слабую бронезащиту русских кораблей, которые были покрыты броней лишь на 40%, в то время как японские – на все 60%.


Командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский

Изначально поход эскадры считался многими теоретиками русского флота (например, Николаем Лаврентьевичем Кладо) уже заранее проигрышным и бесперспективным. Более того, весь личный состав – от адмиралов до простого матроса – чувствовали себя обреченными на провал. Бесперспективности добавила нагнавшая эскадру на Мадагаскаре новость о падении Порт-Артура и потери почти всей группировки 1-й Тихоокеанской эскадры. Узнав об этом 16 декабря 1904 года, командующий эскадры контр-адмирал Зиновий Рожественский пытался с помощью телеграмм переубедить вышестоящее начальство в целесообразности продолжения похода, но вместо этого получил приказ ждать на Мадагаскаре подкрепления и предпринять попытку прорваться во Владивосток любым способом.

Приказы обсуждать не принято, и 1 мая 1905 года эскадра, уже добравшаяся к тому времени до Индокитая, взяла курс на Владивосток. Прорываться было решено через Цусимский пролив – самый близкий путь, так как проливы Сангарский и Лаперуза не рассматривались из-за удаленности и проблем в навигационном обеспечении.

Цусимский пролив

Некоторые броненосцы, такие как «Император Николай I», были вооружены устаревшей артиллерией и были вынуждены использовать чрезвычайно дымный порох, из-за которого корабль заволакивало дымом после нескольких залпов, в результате чего дальнейшая пристрелка ощутимо затруднялась. Броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», исходя из названия своего типа, вообще не были предназначены для дальних походов, так как данный класс судов создавался для защиты береговых укреплений и чаще в шутку звался «броненосцем, берегами охраняемым».

Большое количество транспортных и вспомогательных судов вообще не следовало тащить с собой в бой, так как в сражении они пользы не приносили, а лишь затормаживали эскадру и требовали для своей защиты значительного количества крейсеров и миноносцев. Скорее всего, им следовало разделиться, уйдя в нейтральный порт, или попытаться пройти во Владивосток далекими обходными путями. Маскировка русской эскадры тоже оставляла желать лучшего – ярко-желтые трубы кораблей являлись хорошим ориентиром, в то время как японские суда были оливкового цвета, из-за чего нередко сливались с водной поверхностью.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Накануне сражения, 13 мая, было принято решение провести учения в целях повышения маневренности эскадры. По результатом данных учений стало понятно, что эскадра совсем не готова к согласованным маневрам – колонна кораблей постоянно разрушалась. Неудовлетворительно обстояло дело и с поворотами «все вдруг». Некоторые суда, не поняв сигнала, делали в это время повороты «последовательно», внося в маневр путаницу, а когда по сигналу с флагманского броненосца эскадра переходила в строй фронта, получалась полная неразбериха.

За потраченное на маневры время эскадра могла бы пройти самую опасную часть Цусимского пролива под покровом ночи и, возможно, ее бы не увидели японские суда-разведчики, но в ночь с 13-го на 14-е мая эскадра была замечена японским разведывательным крейсером «Синано-Мару». Хочется заметить, что, в отличие от японского флота, активно проводившего разведывательные действия, русская эскадра шла почти вслепую. Было запрещено вести разведку из-за опасности раскрытия местоположения противнику.

Курьезность момента дошла до того, что было запрещено преследовать разведывательные крейсера противника и даже мешать им телеграфировать, хотя на вспомогательном крейсере «Урал» стоял беспроволочный телеграф, способный перебивать донесения японцев о местоположении русской эскадры. В результате такой пассивности адмирала Рожественского командующий силами флота Японии адмирал Хэйхатиро Того знал не только местоположение русского флота, но и его состав и даже тактическое построение – достаточно, чтобы начать бой.

Броненосец «Император Николай I»

Почти все утро 14-го мая японские крейсера-разведчики шли параллельным курсом, лишь ближе к полудню туман скрыл эскадру Рожественского от их взора, но ненадолго: уже в 13:25 был установлен визуальный контакт с японской эскадрой, шедшей наперерез.

Головным шел броненосец «Микаса» под флагом адмирала Того. За ним следовали броненосцы «Сикисима», «Фудзи», «Асахи» и броненосные крейсеры «Кассуга» и «Ниссин». Вслед за этими кораблями выступили еще шесть броненосных крейсеров: «Идзумо» под флагом адмирала Камимура, «Якумо», «Асама», «Адзума», «Токива» и «Ивате». За основными силами японцев следовали многочисленные вспомогательные крейсера и миноносцы под командованием контр-адмиралов Камимуры и Уриу.

Состав русской эскадры к моменту встречи с вражескими силами был таков: эскадренные броненосцы «Князь Суворов» под флагом вице-адмирала Рожественского, «Император Александр III», «Бородино», «Орел», «Ослябя» под флагом контр-адмирала Фелькерзама, который еще задолго до сражения умер от инсульта, не выдержав тягот и испытаний долгого похода, «Сисой Великий», «Николай I» под вымпелом контр-адмирала Небогатова.

Адмирал Того

Броненосцы береговой обороны: «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков»; броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»; крейсера «Олег» под флагом контр-адмирала Энквиста, «Аврора», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Светлана», «Изумруд», «Жемчуг», «Алмаз»; вспомогательный крейсер «Урал».

Эскадренные миноносцы: 1-й отряд – «Бедовый», «Быстрый», «Буйный», «Бравый»; 2-й отряд – «Громкий», «Грозный», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый». Транспорты «Анадырь», «Иртыш», «Камчатка», «Корея», буксирные пароходы «Русь» и «Свирь» и госпитальные суда «Орел» и «Кострома».

Эскадра шла в походном строю двух кильватерных колонн из боевых кораблей, между которыми шел отряд транспортов, имея в охране с обеих сторон 1-й и 2-й отряды миноносцев, выдавая при этом скорость от силы 8 узлов. Сзади эскадры шли оба госпитальных судна, благодаря яркому освещению которых и была накануне замечена эскадра.


Тактическое построение русской эскадры перед боем

Хоть список выглядит внушительным, лишь первые пять боевых кораблей являлись серьезной боевой силой, способной потягаться с японскими броненосцами. Вдобавок, общий ход в 8 узлов был обусловлен медлительностью транспортов и некоторых устаревших броненосцев и крейсеров, хотя основной костяк эскадры мог выдать скорость едва ли не в два раза большую.

Адмирал Того собирался предпринять хитрый маневр, развернувшись перед самым носом русской эскадры, при этом сосредотачивая огонь на головных броненосцах – выбивать их из строя, а затем выбивать следующие за головными. Вспомогательные японские крейсера и миноносцы должны были добивать торпедными атаками выбывшие из строя вражеские корабли.

Тактика же адмирала Рожественского заключалась, мягко говоря, «ни в чем». Стояла главная директива – прорываться во Владивосток, и в случае потери управления флагманскими броненосцами их место занимал следующий в колонне. Так же миноносцы «Буйный» и «Бедовый» были приписаны к флагманскому броненосцу как эвакуационные суда и обязаны были спасти вице-адмирала и его штаб в случае гибели броненосца.

Капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр в молодости

К 13:50 раздались выстрелы орудий главного калибра русских броненосцев по головному японскому «Микасе», ответ не заставил себя долго ждать. Воспользовавшись пассивностью Рожественского, японцы произвели охват головной части русской эскадры и открыли огонь. Больше всех страдали флагманские «Князь Суворов» и «Ослябя». Через полчаса боя броненосец «Ослябя», охваченный пожаром и огромным креном, выкатился из общего строя, а еще через полчаса перевернулся кверху килем. Вместе с броненосцем погиб его командир – капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр, до последнего руководивший эвакуацией моряков с тонущего корабля. Также погиб весь состав механиков, инженеров и кочегаров, находившихся в самой глубине броненосца: во время боя следовало накрыть машинное отделение бронеплитами от защиты осколков и снарядов, а во время гибели корабля матросы, назначенные поднять эти плиты, разбежались.

Вскоре выскочил из строя объятый пламенем броненосец «Князь Суворов». Место во главе эскадры заняли броненосцы «Бородино» и «Александр III». Ближе к 15:00 водную гладь окутал туман, и бой прекратился. Русская эскадра взяла курс на север, потеряв к тому времени еще и госпитальные суда, шедшие в хвосте эскадры. Как выяснилось позднее, их захватили легкие японские крейсеры, тем самым оставив русскую эскадру без медицинской помощи.

Последние минуты жизни броненосца «Ослябя»

Через 40 минут бой возобновился. Вражеские эскадры вышли на довольно близкие расстояния, что привело к еще более быстрому уничтожению русских кораблей. Едва поспевали за основными силами броненосцы «Сисой Великий» и «Орел», имеющие на своем борту больше мертвых, чем живых членов экипажа.

К половине пятого дня 2-я Тихоокеанская эскадра взяла курс на северо-восток, где соединилась с крейсерами и транспортами, которые вели бой против шальных крейсерских отрядов японского адмирала Уриу. Тем временем с броненосца «Князь Суворов», который чудом держался на воде, был снят миноносцем «Буйный» раненый вице-адмирал Рожественский и весь его штаб. Основная часть экипажа отказалась покидать броненосец и, имея в строю лишь кормовые малокалиберные орудия, продолжала отбиваться от атак противника. Через 20 минут «Князь Суворов», окруженный 12 кораблями противника, был расстрелян почти в упор с минных аппаратов и затонул, унося с собой на дно весь экипаж. Всего за время боя по броненосцу было выпущено 17 торпед, в цель попало только три последних.

Окруженный, но не сломленный «Князь Суворов»

За полтора часа до заката, не выдержав большого количества попаданий и не в силах парировать увеличивающийся крен, утонули один за другим головные броненосцы «Бородино» и «Александр III». Позднее из воды японцами был спасен единственный выживший с экипажа «Бородин» – матрос Семен Ющин. Экипаж «Александра III» полностью погиб вместе с кораблем.

Броненосец «Бородино» во время ходовых испытаний

С наступлением сумерек в дело вступили японские миноносцы. Благодаря своей незаметности и большому количеству (порядка 42 единиц), миноносцы подбирались на критически близкие расстояния к русским кораблям. В итоге за время ночного боя русская эскадра потеряла крейсер «Владимир Мономах», броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и миноносец «Безупречный». Экипажам «Владимир Мономаха», «Сисого Великого» и «Адмирала Нахимова» повезло – почти все моряки данных кораблей были спасены и взяты в плен японцами. С «Наварина» было спасено всего три человека, а с «Безупречного» и вовсе ни одного.


Ночные атаки японских миноносцев на разрозненную русскую эскадру

Тем временем отряд крейсеров под командованием контр-адмирала Энквиста, потеряв за время боя крейсер «Урал» и буксир «Русь», настойчиво пытался взять курс на север. Помехой этому служили практически ни на час не прекращающиеся атаки японских миноносцев. В итоге, не выдержав давления и потеряв из виду все транспорты и крейсеры кроме «Авроры» и «Олега», Энквист увел эти крейсеры в Манилу, где они были разоружены. Таким образом был спасен самый знаменитый «корабль революции».


Контр-адмирал Оскар Адольфович Энквист

Начиная с самого утра 15-го мая 2-я Тихоокеанская продолжила нести потери. В неравном бою, потеряв почти половину личного состава, был уничтожен миноносец «Громкий». Не вынесла боя «один против трех» бывшая царская яхта «Светлана». Эскадренный миноносец «Быстрый», видя гибель «Светланы», пытался уйти от погони, но, не в состоянии сделать этого, выбросился на берег Корейского полуострова; его экипаж был взят в плен.

Ближе к полудню были окружены и сдались оставшиеся на ходу броненосцы «Император Николай I», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». С точки зрения боевых возможностей данные корабли могли лишь героически погибнуть, не нанеся противнику какого-либо урона. Экипажи броненосцев были измотаны, деморализованы и не имели никакого желания сражаться против главных сил японского броненосного флота.

Сопровождавший уцелевшие броненосцы быстрый крейсер «Изумруд» прорвался из окружения и оторвался от посланной погони, но насколько был смел и славен его прорыв, настолько же бесславна была и гибель этого крейсера. Впоследствии экипаж «Изумруда», уже находясь у берегов Родины, заблудился и, постоянно терзаемый страхом погони со стороны японских крейсеров, в горячке посадил крейсер на мель, а затем взорвал его. Замученный экипаж крейсера дошел до Владивостока уже сухопутными путями.


Крейсер «Изумруд», взорванный экипажем в заливе Владимира

К вечеру сдался и сам главнокомандующий эскадрой адмирал Рожественский, находившийся к тому времени вместе со штабом на миноносце «Бедовый». Последними потерями 2-й Тихоокеанской эскадры были гибель в бою крейсера «Дмитрий Донской» у острова Дажелет и героическая гибель броненосца «Адмирал Ушаков» под командованием Владимира Николаевича Миклухо-Маклая, брата известного путешественника и первооткрывателя Австралии и Океании. Командиры обоих кораблей погибли.

Слева командир броненосца «Адмирал Ушаков», капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай. Справа к омандир крейсера «Дмитрий Донской» капитан 1-го ранга Иван Николаевич Лебедев

Результаты Цусимского сражения для Российской империи были плачевны: погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», «Дмитрий Донской»; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах».

Уничтожены своим личным составом из-за невозможности дальнейшего сопротивления противнику эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый», крейсер «Изумруд».

Капитулировали японцам эскадренные броненосцы «Император Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый».


Схема с предположительным обозначением мест гибели кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры

Интернированы и разоружены в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома».

Прорваться во Владивосток удалось лишь крейсеру «Алмаз» и эскадренным миноносцам «Бравый» и «Грозный». Внезапно героическая судьба выпала транспорту «Анадырь», который самостоятельно вернулся в Россию, а в дальнейшем успел повоевать во Вторую мировую войну.

2-я Тихоокеанская эскадра российского флота из 16170 человек потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен были взяты 7282 человека, в том числе 2 адмирала. Ушли в иностранные порты и были подвергнуты интернированию 2110 человек. Во Владивосток сумели прорваться 910 человек.

У японцев потери были значительно меньше. Было убито 116 и ранено 538 человек. Флот потерял 3 миноносца. Из них один был потоплен в бою – предположительно крейсером «Владимир Мономах» – в ночную фазу боя. Еще один миноносец был потоплен броненосцем «Наварин» также при отражении ночных минных атак. Остальные корабли отделались лишь повреждениями.

Разгромное поражение русского флота породило целую цепь скандалов и судов над виновниками. В ходе судебного процесса Военно-морского суда Кронштадтского порта в Санкт-Петербурге по делу о сдаче в плен противнику кораблей отряда контр-адмирала Небогатова: броненосцев «Император Николай I» и «Орел» и броненосцев береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» суду были преданы контр-адмирал Небогатов, командиры кораблей, сдавшихся в плен, и 74 офицера тех же 4 кораблей.

На суде адмирал Небогатов брал вину на себя, оправдывая своих подчиненных вплоть до матросов. Проведя 15 заседаний, суд вынес приговор, по которому Небогатов и капитаны кораблей были приговорены к смертной казни с ходатайством перед Николаем II о замене ее заключением в крепость на 10 лет; флаг-капитан штаба контр-адмирала Небогатова капитан 2 ранга Кросс был приговорен к заключению в крепости на 4 месяца, старшие офицеры кораблей «Император Николай I» и «Адмирал Сенявин» капитан 2 ранга Ведерников и капитан 2 ранга Артщвагер – на 3 месяца; старший офицер броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» лейтенант Фридовский – на 2 месяца. Все остальные были оправданы. Впрочем, не прошло и нескольких месяцев, как Небогатов и командиры кораблей были досрочно освобождены по решению императора.


Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов

Контр-адмирал Энквист, почти предательски уведший с поля боя крейсеры, вообще не получил никакого наказания и был уволен со службы с повышением в вице-адмиралы в 1907 году. Глава разбитой эскадры – вице-адмирал Рожественский – был оправдан в виду тяжкого ранения и почти бессознательного состояния на момент сдачи в плен. Под давлением общественного мнения император Николай II был вынужден уволить со службы своего дядю, главного начальника флота и Морского ведомства генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, прославившегося больше своей активной светской жизнью в Париже, чем грамотным руководством Императорским флотом.

Еще один неприятный скандал связан с колоссальными проблемами русского флота в области снарядов. В 1906 году броненосец «Слава», который на момент формирования 2-й Тихоокеанской эскадры еще стоял на стапелях, принимал участие в подавлении Свеаборгского восстания. За время восстания броненосец произвел обстрел орудиями главного калибра укрепления Свеаборга. После подавления восстания было замечено, что ни один из снарядов, выпущенных со «Славы», не взорвался. Виной тому было вещество пироксилин, которое было весьма подвержено влиянию влаги.

Броненосец «Слава», 1906 год

Броненосцы 2-й Тихоокеанской эскадры также использовали снаряды с пироксилином, более того: перед дальним походом было принято решение о повышении количества влаги в снарядах боекомплекта эскадры, дабы избежать непроизвольной детонации. Последствия были вполне предсказуемы: снаряды не сдетонировали и при попадании в японские корабли.

Японские флотоводцы же использовали для своих снарядов взрывоопасное вещество шимозу, снаряды с которым нередко взрывались прямо в каналах стволов. При попадании в русские броненосцы или даже при соприкосновении с водной поверхностью такие снаряды почти стопроцентно взрывались и производили колоссальное количество осколков. В итоге удачное попадание японского снаряда производило большие разрушения и часто вызывало пожар, а русский пироксилиновый снаряд оставлял после себя лишь ровное отверстие.

Пробоина от японского снаряда в корпусе броненосца «Орел» и сам броненосец после боя

2-я Тихоокеанская эскадра была не готова к битве ни в тактическом плане, ни в плане вооружения, и фактически шла на добровольное самоубийство в Японское море. Война дает дорогостоящие и важные уроки, и Цусимское сражение – один из них. Любая слабость, любая расхлябанность, любое пускание дела на самотек приводит к примерно таким результатам. Мы должны научится ценить уроки прошлого – из каждого поражения должны быть извлечены максимально всеобъемлющие выводы. В первую очередь, во имя и для будущих наших побед.

Тяжелый удар был нанесен Российской Державе 25 лет тому назад у острова Цусима. И многие современники склонны были считать его сокрушающим. Слова упреков и осуждения были сказаны ими по адресу тех, кто острее других переживал происшедшее.

За двадцать пять лет многим открылась правда. «Крестный путь», «чудо», «неповторнмый и беспримерный» - вот каким представляется теперь поход от Либавы до Цусимы. И можно с уверенностью сказать: в 1930 году на судах под Андреевским флагом и под шпицем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге достойно было бы отмечено двадцатипятилетние рокового дня, и героями чувствовали бы себя участники похода эскадры Адмирала Рожественского.

ЦУСИМА - СЛОВО НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

В ходе неудач на фронтах русско-японской войны, в августе 1904 года на помощь блокированной в Порт-Артуре российской эскадре было решено послать корабли Балтийского флота, присвоив им имя Второй Тихоокеанской эскадры. Ее командиром был назначен вице-адмирал З.П. Рожественский. В октябре 1904 года эскадра вышла в море. Ей предстоял трудный кругосветный переход, в конце которого ждал бой с японскими кораблями. К декабрю 1904 года эскадра достигла берегов Мадагаскара. К этому времени Порт-Артур уже пал и дальнейший переход не имел никакого смысла, однако в феврале 1905 года из Либавы вышла еще одна эскадра под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова, получившая название Третья Тихоокеанская. В конце апреля 1905 года у берегов Вьетнама обе эскадры соединились, а 14 (27) мая 1905 г. вошли в Цусимский пролив, держа курс на Владивосток. В тот же день русские корабли были обнаружены превосходящими силами японского флота адмирала Того. Произошедшее сражение окончилось гибелью российского флота. В самом начале боя выбыл из строя флагман русской эскадры «Князь », а находившийся на его борту Рожественский был ранен. Также были потоплены броненосцы «Адмирал Ушаков», «Александр III» и «Бородино». Корабли русской эскадры потеряли строй и оказались разбросаны по Корейскому проливу. К вечеру 15 (28) мая Небогатов капитулировал. В плен сдалось 5 русских кораблей, в том числе и миноносец с раненым Рожественским. Лишь только одному крейсеру и двум миноносцам удалось прорваться во Владивосток, а остальные были либо уничтожены японцами, либо потоплены своими командами. Три корабля (в том числе и знаменитый крейсер «Аврора») ушли в нейтральные порты. Всего было потоплено 19 русских кораблей, погибло более 5 тыс. моряков.

ПРИКАЗ №243 ОТ 10-ГО МАЯ 1905 ГОДА. ТИХИЙ ОКЕАН

Быть ежечасно готовыми к бою.

В бою линейным кораблям обходить своих поврежденных и отставших передних мателотов.

Если поврежден и не способен управляться «Суворов» флот должен следовать за «Александром», если поврежден и «Александр» - за «Бородино», за «Орлом».

При этом «Александр», «Бородино», «Орел» имеют руководствоваться сигналами «Суворова», пока Флаг Командующего не перенесен, или пока в командование не вступил Младший Флагман. Миноносцы I отделения обязаны неусыпно следить Флагманскими броненосцами: если Флагманский броненосец получил крен, или вышел из строя и перестал управляться, миноносцы спешат подойти, чтобы принять Командующего и Штаб. Миноносцам «Бедовому» и «Быстрому» быть в постоянной готовности приблизиться с этой целью к «Суворову», миноносцам «Буйному» и «Бравому» - к другим Флагманским броненосцам. На миноносцы II отделения возлагается та же обязанность по отношению к крейсерам «Олегу» и «Светлане».

Флаги Командующего будут при этом переноситься на соответствующие миноносцы пока не представится возможным перенести их на линейный корабль или крейсер.

Вице-адмирал З.П.Рожественский

ГУЛЛЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ

Поход эскадры Рожественского вызвал осложнение русско-английских отношений в связи с так называемым «гулльским инцидентом», когда корабли эскадры Рожественского обстреляли в условиях сильного тумана английские рыболовецкие суда, приняв их за противника. Английский кабинет послал вслед российской эскадре свои военные корабли, которые фактически блокировали ее в испанском порту Виго. Российское правительство предложило передать выяснение «гулльского инцидента» международной следственной комиссии, предусмотренной Гаагской конференцией 1899 года. Давление на английский кабинет оказала и Франция, связанная с Россией союзническими обязательствами. Конфликт в результате был урегулирован на заседаниях международной следственной комиссии, которая признала невиновность Рожественского и предложила России возместить убытки, нанесенные английской стороне.

ИТОГИ БОЯ

Командующий русской эскадрой Рожественский, игнорировавший весь опыт порт-артурского периода, недооценил своего противника и не подготовил своих кораблей к бою, хотя сам считал его неизбежным. Плана боя по существу не было. Разведка отсутствовала. И не случайно появление главных сил японского флота застало русскую эскадру не закончившей своего боевого построения. В результате она вступила в бой в невыгодном для себя положении, когда вести огонь могли только головные корабли. Отсутствие плана сказалось на всем ходе боя. С выходом из строя флагманских кораблей эскадра лишилась руководства. Ее единственным устремлением было так или иначе пройти во Владивосток.

Потери 2-й Тихоокеанской эскадры в кораблях и личном составе в Цусимском бою 27-28 мая 1905 г. Погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Имп. Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», « »; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах». Уничтожены своим личным составом эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый». Уничтожен в результате аварии крейсер «Изумруд» (выскочил на камни). Сдались неприятелю эскадренные броненосцы «Имп. Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый». Интернированы в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома». Прорвались во Владивосток крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Бравый» и «Грозный».

Вернулся самостоятельно в Россию транспорт «Анадырь».

27-28 мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. «Цусима» стала нарицательным обозначением фиаско. Мы решили понять, почему эта трагедия произошла.

Дальний поход

Первоначально задачей 2-ой Тихоокеанской эскадры была помощь осажденному Порт-Артуру. Но после падения крепости на эскадру Рожественского возлагалась весьма туманная задача самостоятельного завоевания господства на море, которая без наличия хороших баз была труднодостижима.

Единственный крупный порт (Владивосток) достаточно далеко находился от театра военных действий и имел слишком слабую для огромной эскадры инфраструктуру. Поход, как известно, проходил в чрезвычайно тяжелых условиях и сам по себе являлся подвигом, поскольку удалось без потерь в корабельном составе и серьезных аварий сосредоточить в Японском море армаду из 38 разнотипных кораблей и вспомогательных судов.

Командованию эскадрой и командирам кораблей приходилось решать массу проблем, начиная от тяжелейшей погрузки угля в открытом море и до организации досуга экипажей, быстро терявших дисциплину во время длительных однообразных стоянок. Все это, естественно, делалось в ущерб боевому состоянию, а проводимые учения хороших результатов не давали и дать не могли. И это скорее правило, чем исключение, поскольку в военно-морской истории не найдется примеров, когда эскадра, совершившая длительный тяжелый поход в отрыве от баз могла добиться победы в морском бою.

Артиллерия: пироксилин против шимозы

Нередко в литературе, посвященной Цусимскому бою, подчеркивается жуткое фугасное действие японских снарядов, рвавшихся даже от удара об воду, в противовес русским боеприпасам. Японцы в Цусимском бою стреляли снарядами с мощным фугасным действием, вызывавшим большие разрушения. Правда, у японских снарядов было и неприятное свойство рваться в стволах собственных орудий.

Так, при Цусиме, крейсер «Ниссин» лишился трех из четырех орудий главного калибра. Русские бронебойные снаряды, снаряженные влажным пироксилином, обладали меньшим фугасным действием, а нередко прошивали легкие японские корабли, не разрываясь. Из двадцати четырех 305 мм снарядов, попавших в японские корабли восемь не разорвались. Так, в конце дневного боя повезло флагману адмирала Каммимуры крейсеру «Идзумо», когда русский снаряд с «Сисоя Великого»попал в машинное отделение, но, к счастью для японцев, не разорвался.

На руку японцам сыграла и значительная перегрузка русских кораблей большим количеством угля, воды и различных грузов, когда главный броневой пояс большинства русских броненосцев в Цусимском бою оказался ниже ватерлинии. А фугасные снаряды, которые не могли пробить броневой пояс, наносили жуткие по своим масштабам повреждения, попадая в обшивку кораблей.

Но одной из основных причин поражения 2-й Тихоокеанской эскадры стало даже не качество снарядов, а грамотное применение японцами артиллерии, сосредоточивших огонь на лучших русских кораблях. Неудачная для русской эскадры завязка боя позволила японцам очень быстро вывести из строя флагманский «Князь Суворов» и нанести гибельные повреждения броненосцу «Ослябя». Главным итогом решающего дневного боя стала гибель ядра русской эскадры - броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Бородино», а также быстроходного «Ослябя». Четвертый броненосец типа «Бородино» - «Орел» получил большое количество попаданий, но сохранил боеспособность.

Надо учесть, что из 360 попаданий крупных снарядов около 265 приходилось на долю вышеупомянутых кораблей. Русская эскадра вела менее сосредоточенный огонь, и хотя главной целью являлся броненосец «Микаса», в силу невыгодного положения русские командоры были вынуждены переносить огонь на другие корабли противника.

Низкая скорость

Преимущество японских кораблей в скорости стало существенным фактором, обусловившим гибель русской эскадры. Русская эскадра вела бой на скорости 9 узлов; японский флот - 16. Однако следует отметить, что большинство русских кораблей могли развивать куда больший ход.

Так, четыре новейших русских броненосца типа «Бородино» не уступали противнику в скорости, а корабли 2-го и 3-го боевых отрядов могли дать скорость в 12-13 узлов и преимущество противника в скорости не было бы столь значительным.

Связав же себя тихоходными транспортами, который все равно невозможно оказалось защитить от атак легких сил противника, Рожественский развязал руки противнику. Имея преимущество в скорости, японский флот вел бой в выгодных для себя условиях, охватывая голову русской эскадры. Дневной бой был отмечен рядом пауз, когда противники теряли друг-друга из вида и у русских кораблей был шанс прорыва, Но опять же невысокая эскадренная скорость приводила к тому, что противник настигал русскую эскадру. В боях 28 мая невысокая скорость трагическим образом отразилась на судьбе отдельных русских кораблей и стала одной из причин гибели броненосца «Адмирал Ушаков», крейсеров «Дмитрий Донской» и «Светлана».

Кризис управления

Одной из причин поражения в Цусимском бои стала безынициативность командования эскадрой - как самого Рожественского, так и младших флагманов. Каких-либо конкретных инструкций перед боем выработано не было. В случае выхода из строя флагмана, эскадру за собой должен был вести следующий в строю броненосец, держа заданный курс. Это автоматически сводило на нет роль контр-адмиралов Энквиста и Небогатова. А кто вел в дневном бою эскадру после выхода из строя флагмана?

Броненосцы «Александр III» и «Бородино» погибли со всем экипажем и кто реально вел корабли, заменяя выбывших командиров кораблей - офицеры, а может и матросы - это уже никогда не будет известно. Реально после выхода из строя флагмана и ранения самого Рожественского эскадра сражалась фактически без командующего.

Только вечером Небогатов принял командование эскадрой - точнее тем, что смог вокруг себя собрать. В завязке боя Рожественский начал неудачное перестроение. Историки спорят, мог ли русский адмирал перехватить инициативу, воспользовавшись тем, что ядру японского флота пришлось первые 15 минут вести бой, фактически сдвоив строй и проходя точку поворота. Гипотезы разные....но известно лишь одно - ни в тот момент, ни позже решительных действий со стороны Рожественского не последовало.

Ночной бой, прожекторы и торпеды

Вечером 27 мая после завершения дневного боя русская эскадра подверглась многочисленным атакам японских миноносцев и понесла серьезные потери. Примечательно, что были торпедированы только те одиночные русские корабли, которые включали прожекторы и пытались отстреливаться. Так погиб почти со всем экипажем броненосец «Наварин», а получившие попадания торпед «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах» затонули утром 28 мая.

Для сравнения, во время боя в Желтом море 28 июля 1904 года русская эскадра также подверглась атакам японских миноносцев в темное время суток, но тогда, соблюдая маскировку, успешно вышла из боя, а ночной бой ознаменовался бесполезным расходом угля и торпед, а также злоключениями японских миноносцев.

В Цусимском бою минные атаки, как и во время сражения в Желтом море, были плохо организованы - в результате многие миноносцы были повреждены огнем русской артиллерии или в результате аварий. Миноносцы № 34 и № 35 были потоплены, а № 69, затонул после столкновения с «Акацуки-2» (бывший русский «Решительный, незаконно захваченный японцами в нейтральном Чифу).

Цусимское сражение

ТВД Тихий океан
Место остров Цусима, Восточно-Китайское море
Период Русско-японская война
Характер сражения Генеральное сражение

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Цусимское сражение (яп. 対馬海戦 ) - крупнейшее в эпохе додредноутного броненосного флота сражение, произошедшее 27-28 мая 1905 г. Сражение закончилось полным разгромом 2-ой эскадры Тихоокеанского флота под командованием З. П. Рожественского силами Объединённого флота Японии под командованием адмирала Х. Того . Итоги сражения окончательно предопределили победу Японии в русско-японской войне , а также значительно повлияли на развитие мирового военного кораблестроения.

Общие данные

Внезапное начало русско-японской войны ночной атакой кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры дало японцам возможность заполучить стратегическую инициативу и превосходство над русскими морскими и сухопутными силами . Чтобы усилить российский флот и затем завоевать господство на море, командование приняло решение сформировать 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры.

Подготовка 2-ой ТОЭ затянулась с апреля по сентябрь 1904 г. ввиду различных сложностей, связанных со снабжением, ремонтом, достройкой и вводом в строй новых кораблей программы 1898 г. К концу сентября всё же укомплектованная эскадра сосредоточилась в районе Либавы, заправившись углём, водой и провизией, после чего 2 октября начала переход во Владивосток. Совершив беспримерный переход в 18 тыс. миль, потребовавший многих усилий, эскадра Рожественского в ночь на 14 мая вошла в Корейский пролив.

Характеристики участвующих сторон

Российская сторона

Состав

Военно-морской план действий

З. П. Рожественский поставил эскадре задачу достичь Владивостока посредством прорыва хотя бы части эскадры (это противоречило директиве Николая II, требовавшей «завладеть Японским морем»), почему и выбрал кратчайший путь, пролегавший через Корейский пролив . Вице-адмирал не мог рассчитывать на сколь-нибудь существенную помощь со стороны владивостокской эскадры , а также отказался от проведения разведки. При этом русский командующий не разработал детальный план боя, дав лишь несколько общих указаний отдельным кораблям.Тоесть эскадра должна была обойти Японию и не вступать в бой до прихода во Владивосток.А завладеть Японским морем должна была путем борьбы на коммуникациях уничтожая транспорты.Чего адмирал Рожественский не выполнил и обрек эскадру на гибель.Можно сказать саботировал переход и просто подарил эскадру врагу.

Командующий русским флотом вице-адмирал Зиновий Рожественский критикуется историками за то, что он придерживался в бою против японцев оборонительной тактики. Начиная с отплытия из Балтики, он очень мало уделил времени подготовке экипажа, в частности артиллеристов, и единственный серьезный маневр был совершен лишь накануне сражения. Создается устойчивое впечатление, что он не доверял своим подчиненным и не сообщал им о своих планах сражения, а сам во время боя собирался руководить кораблями со своего флагмана «Суворов» .

Японская сторона

Состав

Военно-морской план действий

Главная цель адмирала Х. Того - уничтожить русскую эскадру. Он, зная о пассивной тактике русских, следующих в кильватерных колоннах , решил действовать небольшими манёвренными соединениями (4-6 кораблей), которые бы, пользуясь своей скоростью, атаковали русскую кильватерную колонну с выгодных курсовых углов . Первоочередные цели этих соединений - головные и концевые корабли колонны. Уверенность японскому адмиралу прибавили данные разведки, благодаря чему он знал, где, в каком составе и как движется русская эскадра.

Ход сражения

Время Событие
В ночь на 14 (27) мая 1905 г. русская эскадра подходила к Цусимскому проливу. Она двигалась 5-узловой скоростью тремя колоннами, соблюдая светомаскировку. Впереди в строю клина шёл разведочный отряд. Главные силы шли в двух кильватерных колоннах: слева 3-й броненосный отряд и в кильватер ему отряд крейсеров, справа - 1-й и 2-й броненосные отряды.
04 ч. 45 мин. Адмирал Того, находящийся на борту IJN Mikasa , получает радиограмму от разведчика вспомогательного крейсера IJN Shinano Maru , содержащую информацию о местонахождении и примерном курсе русской эскадры.
06 ч. 15 мин. Адмирал Того во главе Объединённого флота выходит из Мозампо на встречу эскадре З. П. Рожественского, вошедшей в восточную часть Цусимского пролива
07 ч. 14 мин. Русская эскадра замечает японский крейсер 3 класса IJN Izumi . Становится понятно, что русское соединение обнаружено, но Рожественский не отменяет своего приказа и сохраняет радиомолчание.
ок. 11 ч. К русской эскадре, выполнявшей перестроение в боевой порядок, с левого борта на 40 кб приблизился отряд японских крейсеров (IJN Kasagi , IJN Chitose , IJN Otowa , IJN Niitaka ), были обстреляны «Ослябей», «Князем Суворовым» и броненосцами III отряда и поспешно отошли. По приказу Рожественского «не бросать снарядов» безрезультатная стрельба была прекращена.
12 ч. 00 мин. - 12 ч. 20 мин. 2-я ТОЭ меняет свой курс на Владивосток и сохраняет 9-узловую скорость. Японские крейсера-разведчики вновь обнаружены, что заставляет Рожественского отменить начатый манёвр построения фронта из 12 броненосцев.
13 ч. 15 мин. «Сисой Великий» сигналом докладывает об обнаружении главных сил японского флота, пересекающих курс эскадры справа налево.
13 ч. 40 мин. Японские корабли пересекли курс русской эскадры и начали разворот на параллельный ей курс, чтобы не расходиться контркурсами (и избежать кратковременного боя).
Дневной бой 14 мая
13 ч. 49 мин. «Князь Суворов» сделал первые выстрелы по IJN Mikasa с дистанции 32 кб. За ним по японскому флагману открыли огонь «Александр III», «Бородино», «Орёл», «Ослябя» , возможно, «Наварин». Сисой Великий и все три броненосца береговой обороны ведут стрельбу по «Ниссину» и «Касуге», спустя 5-10 мин. открыли огонь и «Николай I» и «Адмирал Нахимов».
13 ч. 51 мин. Первый выстрел с IJN Mikasa , после чего стрельбу начинают остальные японские корабли: IJN Mikasa , IJN Asahi , IJN Azuma - по «Суворову»; IJN Fuji , IJN Shikishima и большинство броненосных крейсеров - по «Ослябе»; IJN Iwate и IJN Asama - по «Николаю I».
ок. 14 ч. Флагман Того IJN Mikasa выходит из-под огня «Бородино», «Орла» и «Ослябя», получив за первые 17 мин. боя 19 попаданий (из них пять - 12-дюймовыми снарядами). С 14 ч. по нему вели огонь не более двенадцати крупнокалиберных орудий. Несмотря на затопление угольной ямы в результате пробития каземата №1, вывести корабль из строя не удалось.
14 ч. 09 мин. В результате артиллерийской стрельбы русских серьёзно пострадал лишь IJN Asama , который на 40 мин. вышел из боя.
ок. 14 ч. 25 мин. «Ослябя», с первых минут боя получивший серьёзные повреждения (уничтожена носовая башня, оторвалась 178-мм бронеплита главного пояса, в носовой части левого борта по ватерлинии образовалась пробоина, вызвавшая затопление), и объятый пожарами «Князь Суворов» вышли из строя. Это привело к потере боевого управления главными силами эскадры.
14 ч. 48 мин. Японские корабли поворотом «все вдруг» перестроились и начали обстреливать «Бородино».
ок. 14 ч. 50 мин. «Ослябя» перевернулся и начал уходить под воду.
15 ч. 00 мин. «Сисой Великий» и «Наварин» получили пробоины вблизи ватерлинии, на последнем корабле смертельно ранен командир.
15 ч. 40 мин. Начало боя между русскими силами во главе с «Бородино» и японцами на дистанциях 30-35 кб, длившийся около 35 мин. В результате все башни «Князя Суворова» выведены из строя, тяжёлое ранение получил командир «Бородино», на «Сисое Великом» начался пожар, из-за чего корабль временно вышел из строя. «Александр III» получил тяжёлые повреждения. От стрельбы русских кораблей тяжёлые повреждения получили IJN Mikasa и IJN Nisshin .
17 ч. 30 мин. Миноносцем «Буйный» сняты с полностью вышедшего из строя «Суворова» оставшиеся в живых офицеры штаба и раненый в голову адмирал З. П. Рожественский.
17 ч. 40 мин. Русская эскадра во главе с «Бородино» была обстреляна нагнавшим её отрядом адмирала Того, что привело к растягиванию строя русских и отставанию от колонны «Александра III».
18 ч. 50 мин. «Александр III», будучи обстрелянным крейсерами Х. Камимуры с дистанции около 45 кб, потерял остойчивость, перевернулся на правый борт и вскоре затонул.
19 ч. 00 мин. Раненый Рожественский формально передал командование эскадрой Н. И. Небогатову с приказанием идти во Владивосток.
19 ч. 10 мин. «Бородино», возможно, в результате попаданий 12-дюймовых снарядов с IJN Fuji , приведших к взрыву боезапаса, перевернулся на правый борт и затонул.
19 ч. 29 мин. «Князь Суворов» был окончательно потоплен в результате четырёх попаданий торпед, выпущенных в упор японскими миноносцами.
ок. 20 ч. Н. И. Небогатов, выполняя последний приказ командующего, взял курс на Владивосток, увеличив скорость до 12 узлов.
В результате дневного боя были потоплены четыре из пяти лучших русских броненосцев; «Орёл», «Сисой Великий», «Адмирал Ушаков» получили серьёзные повреждения, отразившиеся на их боеспособности. Японцы одержали победу в этом бою во многом благодаря своей тактике: общей и применения артиллерии (концентрация огня на головных кораблях русской эскадры, высокая точность стрельбы).
Бой в ночь с 14 на 15 мая
Ночью эскадра Небогатова подверглась атакам японских миноносцев, от которых в основном пострадали уже повреждённые корабли. В целом, русские корабли успешно отразили минные атаки (возможно, из-за неприменения прожекторов и отличительных огней). От огня русских кораблей погибли два японских миноносца (№№34, 35), ещё 4 корабля серьёзно повреждены.
ок. 21 ч. Крейсер «Адмирал Нахимов», обнаружив себя после включения боевого освещения, получил минную пробоину в носовой угольной яме.
ок. 22 ч. Мина Уайтхеда , выпущенная с японского миноносца, попала в корму «Наварина», в результате чего он погрузился до кормовой башни. Попадание мины в носовую часть получил также «Владимир Мономах».
23 ч. 15 мин. В результате взрыва мины «Сисой Великий» потерял рулевое управление.
ок. 02 ч. Повреждённый «Наварин» был обнаружен японскими миноносцами, выпустившими по нему 24 мины Уайтхеда. Получивший попадания броненосец вскоре затонул.
Отдельные бои 15 мая
Днём 15 мая почти все русские корабли, пытавшиеся самостоятельно достигнуть Владивостока к югу от острова Дажелет подверглись атакам превосходящих сил японского флота.
ок. 05 ч. Эсминец «Блестящий» затоплен своей командой южнее о. Цусима.
05 ч. 23 мин. В результате неравного боя с крейсером IJN Chitose и истребителем IJN Ariake , длившегося более часа, потоплен эскадренный миноносец «Безупречный».
08 ч. 00 мин. Броненосец «Адмирал Нахимов» затоплен севернее о. Цусима.
10 ч. 05 мин. «Сисой Великий» затонул в результате попадания японской мины.
10 ч. 15 мин. Отряд кораблей адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I» (флагман),«Орёл» , «Генерал-адмирал Апраксин» , «Адмирал Сенявин») оказался в полукольце пяти японских боевых отрядов и сдался. Прорваться из японского окружения удалось лишь крейсеру II ранга «Изумруд».
ок. 11 ч. После неравного боя с 2 японскими крейсерами и 1 миноносцем экипажем был затоплен крейсер «Светлана».
14 ч. 00 мин. Экипажем затоплен «Владимир Мономах».
17 ч. 05 мин. Командующий 2 ТОЭ вице-адмирал З. П. Рожественский, находившийся на миноносце «Бедовый», сдался в плен.
18 ч. 10 мин. Японскими крейсерами «Якумо» и «Ивате» потоплен русский броненосец «Адмирал Ушаков».

Хронология на картах-схемах
красный цвет - русские
белый цвет - японцы

Потери и итоги

Российская сторона

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов , 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На захваченных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами - 21 (в т.ч. 7 броненосцев , 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера , 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев , 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна). Таким образом, для продолжения боевых действий могли быть использованы крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», транспорт «Анадырь».

Японская сторона

По донесению адмирала Того всего на японской эскадре погибло 116 человек, ранено 538. По другим данным 88 человек было убито на месте, 22 умерло на кораблях, 7 - в госпиталях. 50 инвалидов оказались негодными к дальнейшей службе и были уволены. 396 раненых выздоровело на своих кораблях и 136 - в госпиталях. Японский флот в результате огневого воздействия потерял только два маленьких миноносца - № 34, 35 и третий № 69 - в результате столкновения с другим японским миноносцем. Из кораблей, участвовавших в сражении, снаряды и осколки не попали в крейсера „Ицукусима“, «Сума», «Тацута» и «Яэма». Из 21 эсминца и 24 миноносцев, подвергшихся огневому воздействию, в 13 эсминцев и 10 миноносцев попали снаряды или осколки, несколько получили повреждения из-за столкновений.

Основные последствия

Трагедия, произошедшая в водах Корейского пролива, серьёзным образом сказалась на внутриполитическом положении России. Поражение привело к подъёму общественно-политического движения в стране, в том числе и революционно-сепаратистского характера. Одним из самых тяжёлых последствий для Российской империи стало падение её престижа, а также превращение во второстепенную морскую державу.

Цусимское сражение окончательно склонило чашу весов в пользу победы Японии, вскоре Россия вынуждена была заключить Портсмутский мирный договор. Окончательное господство на море осталось также за Японией.

С точки зрения военно-технического влияния на развитие кораблестроения опыт Цусимского сражения еще раз подтвердил, что главным средством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллерия, которая и решила исход сражения. Артиллерия среднего калибра в связи с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Это привело к развитию так называемой концепции «только больших пушек». Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони.

Цусимское сражение 1905 года российской Тихоокеанской флотилии с Императорским флотом Японии потерпело сокрушительное поражение. В результате морского сражения российская эскадра была разгромлена и уничтожена. Основная часть боевых кораблей России была торпедирована японскими моряками и затоплена вместе с членами экипажа. Некоторые суда объявили о своей капитуляции, лишь четыре корабля вернулись к берегам родной гавани. Русско-японская война (1904-1905) завершилась крупным военным поражением русского флота у берегов острова Цусима (Япония). Каковы же причины поражения и возможен ли был другой исход событий?

Военная и политическая ситуация на Дальнем Востоке

Русско-японская война 1904-1905 годов началась с внезапного нападения боевых эсминцев японского флота на русские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В результате торпедной атаки было повреждено два тяжёлых артиллерийских корабля и одно надводное судно. История Дальнего Востока насчитывает немало военных действий. Все они были направлены на захват и передел сфер влияния на этом участке российской земли. Желание Японии господствовать в Северо-Восточном Китае и на Корейском полуострове яростно поддерживалось Англией и Соединёнными Штатами Америки. Малочисленные союзники России, такие как Франция, Германия и другие, в вопросе сохранения русских территорий всячески поддерживали русского императора Николая II. Однако в решающих стратегических моментах старались всё же придерживаться нейтралитета. Содействие союзников проявлялось только тогда, когда это соответствовало их коммерческим интересам.

Принятие стратегического решения

Постоянно усиливающиеся атаки японцев Порт-Артура, главной базы Тихоокеанского флота России, заставили императора Николая II предпринять решающие меры. Решение было принято в июле 1904 года. К ослабленной Тихоокеанской эскадре для разгрома и уничтожения японского флота была направлена из Кронштадта эскадра под руководством вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

Уже в пути балтийские корабли узнают, что Порт-Артур взят, а все корабли на рейде затоплены. Тихоокеанская флотилия уничтожена. Такова морская история Дальнего Востока России. Тем не менее Николай II принимает решение о продолжении пути императорского флота к берегам Японии. Для усиления атакующей эскадры с Балтийского моря был отправлен отряд боевых кораблей контр-адмирала Н. И. Небогатова.

Неравные силы противников

Ход цусимского сражения можно было предугадать по количеству боевых единиц противоборствующих сторон. В Тихоокеанскую флотилию вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского входило:

8 эскадренных тяжёлых артиллерийских кораблей (броненосцев) против 4 японских;

3 береговых охранных броненосца против 6 кораблей противника;

1 крейсерный броненосец против 8 единиц Японского Императорского флота;

8 крейсеров против 16 крейсеров японцев;

5 против 24 вспомогательных военных судов Японии;

9 российских против 63 японских эскадренных миноносцев.

Явное боевое преимущество японского адмирала Хэйхатиро Того говорит само за себя. Опыт ведения боевых действий японского флота превосходил российский по всем параметрам, несмотря на то что история морских сражений у России была намного богаче. Японские боевые стрелки умело владели искусством поражения цели противника на дальних дистанциях, причём по одной цели с нескольких кораблей. Такого опыта у русского флота не было. Основным занятием того периода были императорские смотры (парады) морской техники, которые ежегодно проводились по приказу императора Николая II.

Ошибки и просчёты русского адмирала

Стратегической задачей морского похода адмирала З. П. Рожественского был захват Японского моря. Такое условие было поставлено императором Николаем II. Однако З. П. Рожественский видел своей оперативной целью следующее: любыми силами, не считаясь с возможными потерями своего флота, прорваться во Владивосток. Возможно, что обойти Японские острова с востока, было бы стратегически правильным решением, и цусимское морское сражение не состоялось бы.

Но флотоводец выбрал другой, более короткий путь. Было принято решение идти через проливы. Корейский пролив, соединяющий Восточно-Китайское и Японское море, огибает остров Цусима, который, в свою очередь, имеет два пути: западный проход и восточный (Цусимский пролив). Именно там русских моряков и ждал японский адмирал Хэйтатиро Того.

Все проходы перекрыты

Командующий японским флотом выбрал стратегически правильный план возможных боевых действий. Между островами была организована дозорная цепь кораблей, которая могла оповещать командующего о возможных манёврах и приближении русских кораблей. На подступах к Владивостоку японцы предусмотрительно выставили минные заграждения. Всё готово к бою. Японские корабли цусимского сражения ожидали подхода российских суден. Командующий Тихоокеанским флотом отказался от морской разведки, боясь обнаружения своей эскадры разведывательными крейсерами противника.

Очевидный исход главного сражения русско-японской войны

Отправить столь разношёрстную армаду через три океана многим казалось безумием. В этот обречённый поход посылались и ветераны с изношенными механизмами, накрутившие сотни тысяч морских миль, и новейшие, наспех достроенные, не прошедшие испытаний корабли. Моряки всегда относятся к своим кораблям как к неодушевлённым разумным существам. Броненосцы с названиями именитых полководцев как будто специально не хотели идти к неминуемой гибели. Они застревали на спуске при слипе, тонули прямо у заводских стен при ремонте, садились на мель, как будто подавали явные предупреждающие знаки своим экипажам.

Как не верить приметам?

В начале 1900 года в мастерской сгорела сборочная модель броненосца «Император Александр III». Спуск на воду этого корабля был отмечен падением флагштока с императорским штандартом и сопровождался человеческими жертвами.

Броненосец «Орёл» затонул в гражданской гавани, а позже несколько раз садился на мель, догоняя эскадру в Финском заливе. Броненосец «Слава» вообще так и не смогли отправить в поход.

Однако высшему командованию никакие предчувствия были неведомы. 26 сентября 1904 в Ревеле (бывший Таллин) состоялся высочайший императорский смотр. Николай II обошёл все корабли и пожелал морякам достигнуть Порт-Артура и соединиться с первой эскадрой Тихоокеанского флота для совместного овладения Японским морем. Через неделю семь броненосцев, крейсер, миноносцы навсегда покидали родные берега. 220-дневный поход к японским берегам протяжённостью 18 тысяч морских миль начался.

Непредвиденные обстоятельства

Главная проблема, с которой столкнулось командование эскадры, - это проблема с топливом. По международному морскому праву того времени боевые корабли воюющей стороны могли заходить в порты нейтральной стороны лишь на сутки. Англия, которая владела большей частью погрузочных станций на пути следования эскадры, закрыла свои порты для русских военных кораблей.

Снабжение эскадры углём, провизией и пресной водой, пришлось организовывать прямо в море. Для ремонта была оснащена специальная мастерская «Камчатка», укомплектованная мастеровыми добровольцами. Кстати сказать, они тоже разделили участь военных моряков. В целом осуществление стратегической операции такого масштаба заслуживает наивысшей оценки.

Тяжелейшие погрузки угля в открытом море, невыносимая тропическая жара, когда температура в котельных отделениях достигала 70º по Цельсию, жесточайший шторм у мыса Доброй Надежды - всё это не остановило движение эскадры. Ни один из кораблей не повернул обратно.

Кругосветный поход через три океана

Русская эскадра, словно призрак маячила на горизонте, редко приближаясь к портам и гаваням. Весь мир следил за её перемещением. Международные телеграфные и телефонные линии были перегружены. Корреспонденты и репортёры караулили эскадру по всему маршруту следования:

Порт-Саид (Египет);

Джибути (Восточная Африка);

Аден (Йемен);

Дакар (Сенегал);

Конакри (Гвинея);

Кейптаун (ЮАР).

Но все попытки были безрезультатны. Первая длительная стоянка была в бухте Масиба (Мадагаскар). Там же присоединился крейсерский отряд контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама, прошедший коротким путём через Суэцкий канал. Во время учений на Мадагаскаре адмирал З. П. Рождественский убедился в неспособности своих подчинённых метко стрелять и правильно маневрировать.

Впрочем, это никого не удивило. Экипажи были сформированы по большей части из новобранцев и штрафников. Спустя два месяца - прыжок через Индийский океан. Бесконечно уставшую эскадру встречали китайские рыбаки в проливах у Сингапура, вьетнамцы в Камране. Последними морской караван могли видеть с острова Чеджудо корейские ныряльщики за жемчугом. Совсем скоро начнется Цусимское сражение, дата гибели эскадры приближалась.

Первый залп по противнику

В 13 часов 40 минут флагманский броненосец «Князь Суворов» под руководством капитана 1-го ранга В. В. Игнациуса лёг на курс норд-ост 23. Девять минут спустя его орудия открыли огонь по японской эскадре, а ещё через две минуты сверкнули вспышки ответных залпов. Цусимское морское сражение началось. Большинству экипажа исход был ясен ещё в Петербурге.

Из письма командира броненосца гвардейского экипажа «Император Александр III» капитана 3-го ранга Н. М. Бухвустова: «Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы её желаем. Но победы не будет. Заодно и ручаюсь, что мы все умрём, но не сдадимся». Командир сдержал своё слово и погиб вместе с полным составом броненосца.

Цусимское сражение, кратко о главном

В 14 часов 15 минут, ровно через тридцать пять минут после начала боя, броненосец «Ослябя», возглавляемый капитаном 1-го ранга В. И. Бэром, с сильным деферентом на нос и огромным пожаром на рострах выкатился из строя и повалился на левый борт. Десять минут спустя он исчез под водой, оставив на поверхности лишь деревянные обломки да барахтающихся в воде людей.

Через несколько минут после гибели «Ослябя» один за другим выходили из строя корабли, торпедированные японскими моряками.

К 16 часам вышел из строя броненосец «Князь Суворов», который был сильно изуродован японскими снарядами. Напоминая пылающий остров, он около пяти часов отражал вражеские атаки. В последние минуты русские матросы отстреливались из единственно уцелевшей трёхдюймовки и винтовок. Броненосец получил семь торпедных попаданий и ушёл под воду.

Чуть раньше удалось снять адмирала З. П. Рожественского со штабом на эсминец «Буйный». Всего было эвакуировано 23 человека. Больше спасти никого не удалось. Командовал эскадренным броненосцем и погиб на нём капитан 1-го ранга, талантливый художник-маринист Василий Васильевич Игнациус.

Вообще, во время русско-японской войны погибли два замечательных художника, причём оба выпускники морского корпуса и по странному совпадению полные тёзки. Второй художник - это Василий Васильевич Верещагин, утонувший вместе с броненосцем «Петропавловск» у берегов Порт-Артура. Тогда одновременно с ним погиб и адмирал С. О. Макаров, который выигрывал многие морские сражения России и был славой и гордостью русского флота. Вслед за флагманом «Князь Суворов» российский императорский флот потерял:

«Сисой Великий» под командованием капитана 1-го ранга М. П. Озерова;

броненосец «Наварин», руководимый капитаном 1-го ранга бароном Б. А. Фитингофом;

крейсер «Адмирал Нахимов», находившийся в подчинении позже пленённого капитана 1-го ранга А. А. Родионова;

эскадренный броненосец «Адмирал Ушаков», командиром которого был капитан 1-го ранга В. Н. Миклухина (корабль погиб последним из русской эскадры);

«Адмирал Сенявин» во главе с капитаном 1-го ранга С. И. Григорьевым, который был захвачен в плен японцами.

Трагедия продолжается

Цусимское сражение 1905 года всё больше уносило в морскую пучину русских моряков и их корабли. Очередной насмерть изуродованный броненосец уходил под воду со всем экипажем на борту. До последней минуты в людях - от командира до кочегара - теплилась надежда, что удастся преодолеть это кошмарное цусимское сражение (1905) и на курсе норд-ост 23 покажется русский берег. Главное - выстоять. Многие так и погибали с этой мыслью. Русские моряки на идущих следом броненосцах провожали взглядом место гибели своих товарищей. Шептали чёрными от гари губами: «Упокой их душу, Господи».

Погиб со всем экипажем броненосец «Император Александр III», а чуть позже «Бородино». Чудом спасся только один матрос. Исход боя был предрешён. Цусимское сражение 1905 года заставило задуматься о несокрушимости русского флота. Наутро уцелевшие после ночных торпедных атак остатки русской эскадры были сданы японцам контр-адмиралом Н. И. Небогатовым. В дальнейшем адмирал Николай Иванович Небогатов был приговорён к десяти годам тюремного заключения решением Военно-морского суда его Императорского Величества.

Судьба командира

Командиром эсминца «Буйный», спасшим адмирала З. П. Рожественского, был капитан 2-го ранга Николай Николаевич Коломийцев. Судьба этого человека очень удивительная. До русско-японской войны он был видным гидрографом, путешественником, исследователем Таймыра, командиром ледокола «Ермак». Он участвовал в русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толя. Вернувшись в Россию после Цусимы, где он проявил себя как один из лучших командиров российского флота, Н. Н. Коломийцев командовал разными кораблями. В Первую мировую войну стал вице-адмиралом. В 1918 году был арестован большевиками и заключён в Петропавловскую крепость. В большинстве публикаций советского времени биографические справки о Н. Н. Коломийцеве заканчиваются словами: «Умер в Петрограде, предположительно в 1918 году». В 1972 году его имя было присвоено новому гидрографическому судну. Только совсем недавно выяснилось, что Николай Коломийцев в 1918 году бежал в Финляндию. Позднее воевал на Чёрном море на стороне барона Врангеля. Затем переехал во Францию, а погиб в Соединённых Штатах Америки под колёсами военного грузовика в конце 1944 года. Таким образом, корабль «Николай Коломийцев» был единственным в советском флоте судном, носящим имя белогвардейского адмирала и эмигранта.

Историческая справка

Из списков военных флотов того времени два корабля участника Цусимского сражения дожили до наших дней. Это хорошо известный крейсер «Аврора» и японский броненосец «Микаса», флагманский корабль адмирала Хэйхатиро Того. Бронепалубная «Аврора» при Цусиме выпустила по противнику около двух тысяч снарядов, получив, в свою очередь, двадцать одно попадание. Крейсер имел серьёзные повреждения, шестнадцать человек из его экипажа, в том числе командир, капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев, погибли, ещё 83 человека были ранены. Не имея возможности идти вперёд, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» разоружились в Маниле (Филиппины). По мнению некоторых военных экспертов, участие в Цусимском сражении, даёт больше оснований крейсеру «Аврора» служить в качестве мемориала, чем знаменитый холостой выстрел в октябре 1917 года.

В городе Йокосуке в качестве корабля-музея стоит броненосец «Микаса». На нём в течение очень долгого времени в годовщины Цусимы проходили встречи ветеранов, участников русско-японской войны. Японцы относятся к этому памятнику истории с очень большим благоговением.

Память погибшим морякам при Цусиме

Из 36 единиц русской эскадры во Владивосток пришли три. Посыльное судно «Алмаз», миноносцы «Грозный» и «Бравый». Большая часть кораблей и 5 тысяч моряков обрели вечный покой на дне Корейского пролива у островов Цусима и Дажелет. Могилы русских моряков, умерших от ран в плену, до сих пор заботливо сохраняются японцами в Нагасаки. В 1910 году в Санкт-Петербурге на народные деньги и вдовьи вклады был построен белоснежный храм Спас-на-Водах, посвящённый жертвам Цусимы. Простоял храм недолго, до середины 30-х годов. Русско-японская война, Цусимское сражение - эти два термина навсегда останутся в вечной памяти русского народа.