Девиантное поведение понимается как. Каковы же причины девиации? Классификация О

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются - «отклоняющееся поведение», «девиация», «аддиктивное поведение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002).

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях - под «девиантным поведением» понимают:

  • - систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон);
  • - социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Ги- линский);
  • - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг).

Сложность проблемы определения понятия «Девиантное поведение подростка» состоит в том, что наряду с этим термином в науке и практике употребляются другие - иногда как синонимы, иногда - для демонстрации нюансов: поведение деликвентное, аддиктивное, дезадаптив- ное, асоциальное, антисоциальное, неадекватное, трудное, деструктивное, акцентуированное поведение и др.

С другой стороны, парадоксальность феномена деви- антного поведения заключается и в противоположных способах его реализации - позитивных («одаренных»), которые служат развитию общества, и в негативных проявлениях, разрушающих общественные нормы, ценности и идеалы, о границах, проявления которых судить очень трудно.

В разных науках, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, описываются разнообразные варианты его трансляции, которые характеризуются как патологические. Для одних - это суицид, промискуитет, проституция, разные формы аддикций, сексуальные инверсии; для других - преступление, социальная дезадаптация, антисоциальное, деликвентное и асоциальное поведение; для третьих - психические расстройства. Также рассматриваются особенные варианты трудного поведения в подростковом возрасте - это ситуационно-личностные реакции, свойственные преимущественно подросткам и характерологические трудности этого периода.

Понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» связано с понятием норма. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Ученые П.Б. Ганнушкин, Л.С. Выготский, В.Т. Кондрашенко справедливо отмечают, что не существует точных границ между нормальным и ненормальным поведением.

Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д.

Поведение человека детерминировано интраперсональными (установки, мотивация, потребности, деятельность) и интерперсональными особенностями. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические и социальные, но необходимы и возрастные критерии нормы. Представители гуманистической психологии, изучая проблему девиантного поведения индивида, призывают учитывать и индивидуальные нормы. Индивидуальная норма есть «то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития» и «принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий» .

Норма поведения - понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний выработаны собственные понятия о норме. Например, в медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - послушный и успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений, в психологии - отсутствие аномалий .

Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг , целый ряд факторов: ситуативность, фактор времени, рассогласование нормативных структур различных социальных систем, распространенность.

Согласимся с А.Ю. Егоровым, С.А. Игумновым в том, что девиантное поведение имеет имплицитный и эксплицитный характер реализации, может быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Поэтому в области «девиантной психологии» нельзя добиться полной объективности, так как само понятие «девиантный» и «норма» является продуктом субъективного оценочного суждения.

Таким образом, указанные определения имеют односторонний характер понимания рассматриваемого явления, который учитывает только особенности общественных нормативов. Хотя, опираясь на понятие поведения, как «взаимодействие живого существа с окружающей средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью», можно констатировать, что индивид является субъектом по отношению к общественным нормам . Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Изучив научную литературу по проблеме девиантного поведения подростков, мы нашли два определения, которые характеризуют отклоняющееся поведение подростков. Первое (А.А. Северный, Н.М. Иовчук), при объяснении отклоняющегося поведения рассматривает это как «взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам» . Второе (В.Е. Каган) - придерживается традиционного понимания де- виантного поведения, как отклоняющегося от каких-либо норм; однако требует осторожности при заключении о девиантном поведении подростка, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития, и сами являются активными трансляторами девиантных форм; 2) критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются .

Основным критерием соответствия нормам и ожиданиям становится покорность взрослым. Л.Б. Шнейдер соглашается с В.Е. Каганом и утверждает, что на практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением. «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. Ребенок для взрослого должен быть (курсив И.Н.) удобен, он (взрослый) последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований» . Известно также, что в человеческих сообществах взрывы де- виантного поведения сопровождают кризисные периоды и являются их четкими индикаторами, причем первыми и сильнее реагируют наиболее социально зависимые группы и индивиды, неспособные самостоятельно обеспечить свое существование.

Дж.К. Коулмен предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.

О. Кернберг предлагает подвергать дифференциальному анализу девиантное поведение подростков. Он предостерегает от двух крайних нежелательных позиций при работе с подростками: слишком беспристрастной оценки пубертатна, когда отклонения в поведении подростка считаются нормой и, соответственно, любые проявления подростковости оцениваются как приемлемые; и чрезмерно пристрастного отношения к подростку, когда в каждый его поступок привносится элемент патологии.

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (М. Рат- тер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Это - неотъемлемая часть процесса развития.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Современные исследователи в области педагогики и профилактики девиантного поведения выделяют следующие объекты зависимостей: психоактивные (ПАВ) вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; игры; секс; религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следующие формы зависимого поведения у современной молодежи, требующие незамедлительной педагогической профилактики в современных школах. Это так называемые химические зависимости: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкогольная зависимость.

Особенностью девиантного поведения, проявляющегося у старшеклассников, является то, что оно не только наносит реальный ущерб самой личности молодого человека или окружающим его людям, но и временные рамки этого ущерба составляют намного меньший срок, чем у людей более старшего возраста, с уже сформировавшейся психологией и взглядами на жизнь. Для молодого человека это приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни молодого человека, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение молодого человека является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Из определения «девиантного поведения» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых норм, следовательно, помимо термина «девиантное поведение» еще одним ключевым понятием в нашей работе является «норма».

По мнению Ю.А. Клейберг, в целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Норма является ключевым понятием для изучения любых девиаций. Поскольку отклоняющееся поведение -- это поведение, отклоняющееся от социальных норм, следовательно, последние также рассматриваются в нашем исследовании.

Согласно Г.И. Колесниковой, социальная норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее часных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальной роли, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют личность старшеклассника.

Выделяют следующие виды социальных норм: правовые; нравственные; этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы Г.И. Колесникова раскрывает как нормы, отражающиеся на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями.

Существует мнение, что девиантное поведение несовершеннолетних - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следующие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении молодого человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, направленную «от себя» и влияющую на межличностные отношения, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностных отношениях молодого человека выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» выражается у подростка низкой самооценкой, неприятием каких-либо своих качеств и как следствие неудовлетворенностью собой.

Тотальность. Предполагает проявление девиантного поведения молодого человека в большинстве сфер его деятельности.

Стабильность. Девиантное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

По мнению исследователей, с точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения молодого человека является уровень его социальной адаптации. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями и особенностями индивида, а также правилами и требованиями окружающей его социальной среды.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения. В этом возрасте отклоняющееся поведение объясняется следующими индивидуально - психологическими особенностями: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью, отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно

Таким образом, подростковые индивидуально-психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения, но они не фатальны. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что генезисом девиантного поведения подростков является интеграция объективных и субъективных факторов, которые приводят к формированию устойчивых психологических свойств, детерминирующих совершение безнравственных поступков.

Актуален анализ философских, социологических и психологических ответов на вопросы. Является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания? Что характеризует «изнутри» подростков с отклоняющимся поведением? Когда и почему особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства?

Под девиантным поведением подростка, мы понимаем, импульсивную или преднамеренно повторяющуюся реакцию (от позднелат. re - против и action - действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями.

Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.

Виды и формы девиантного поведения проявляются во вредных привычках, пагубность которых молодые люди не осознают. Одна из распространенных вредных привычек у современной молодежи - курение. К нему они приобщаются еще в подростковом возрасте из-за стремления считать себя взрослым. По мере закрепления привычки подростки уже не скрываются от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появляться чувство необоснованной тревоги. Молодым людям с раннего возраста «промывает мозги» гигантская рекламная индустрия. Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью. Красотой, сексуальностью, благополучием. Одна из причин распространения курения среди юношей и девушек заключается в примере взрослых, которым они подражают. Курильщики становятся не только психологически зависимыми от самого процесса курения, но приобретают и физическую зависимость от содержащегося в табаке никотина. Человек с никотиновой зависимостью выкуривает по сигарете каждые полчаса. Только 2% курильщиков способны курить от случая к случаю. Никотиновый голод вызывает нервозность, беспокойство, головокружение, головную боль, усталость, запор или расстройство желудка, тошноту, потовыделение, судороги, дрожание конечностей и усиленное сердцебиение.

Можно сделать вывод, что курение вызывает очень сильную зависимость, которую чрезвычайно трудно преодолеть. Большинство курильщиков не могут отказаться от табака по собственной воле.

Алкоголизм. Это болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя. Понятие «алкоголизм» включает в себя медицинский и социальный аспекты. Социальный проявляется в духовном, материальном и биологическом вреде, который наносит неумеренное употребление алкоголя как индивидууму, так и всему обществу. Медицинский аспект отражает патологические изменения в организме, непосредственно вызываемые хронической алкогольной интоксикацией и ее последствиями. Алкоголизму предшествует пьянство, антиобщественная форма поведения, болезни. Выделяют несколько степеней пьянства у молодежи: эпизодическое редкое (5-6 раз в год), эпизодическое частое и систематическое. В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей. Многие из них рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости.

Характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у молодых людей имеют свои особенности. В отличие от взрослых для них имеет механизм подражания. Процесс пьянства у них часто является бравадой, носит характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала употребляют большие дозы крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению. Но даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах алкоголя вследствие незрелости организма возможно развитие глубоких токсических состояний с тяжелым похмельем и амнестическими расстройствами (рвота, вегетативные нарушения и др.).

При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Уточнить алкогольную ситуацию можно, изучая последствия употребления алкоголя: количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю в общем объеме преступлений; количество и долю несчастных случаев на почве пьянства, число доставленных в медвытрезвитель, хронических алкоголиков и т.п. последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не поддается материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

Наркомания. В научной литературе понятие наркотизм (наркомания) понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств. Наркотизм характеризуется степенью распространенности употребления наркотиков, их ассортиментов и наличием социальных проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками или токсическими веществами. Психология объясняет наркотизм как форму «ухода» от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, не и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе. Хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и т.п.), в конечном счете «уход» в наркотики - результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни. Сказанное не означает оправдания наркомании, а заставляет трезво взглянуть на социальные или иные причины этого явления. Очевидно, наркотики, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль (анестезирующее действие), преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др.

Можно условно выделить пять способов употребления наркотических веществ:

  • 1) Экспериментальное употребление. Пробное применение одного или более наркотических веществ (не более десяти раз каждого). Мотивом обычно служит простое любопытство или желание испытать новые ощущения. При этом такого рода экспериментаторы совершенно уверены, что полностью контролируют свою жизнь и здоровье, за редким исключением принимают наркотик один раз в день и не склонны использовать его для снятия стрессов и ухода от личных проблем.
  • 2) Употребление в компании. Оно происходит в непринужденной обстановке среди друзей и знакомых, желающих разделить общее ощущение. Это может случаться с различной частотой, интенсивностью и продолжительностью, но обычно ни частота, ни интенсивность не выходят за те пределы, после которых они могут стать не поддающимися контролю. Как правило, такими потребителями не используются наркотики, которые могут вызвать физическую или психологическую зависимость, поэтому всегда сохраняется возможность контролировать себя.
  • 3) Ситуационно - обстоятельственное употребление. Оно мотивировано желанием достичь известного или ожидаемого эффекта (не заснуть, снять напряжение, стимулировать работоспособность и др.). Наибольшая опасность ситуационного употребления наркотиков заключается в том, что у человека может появиться привычка прибегать к ним каждый раз, когда возникает какая-либо проблема.
  • 4) Интенсивное употребление. Наркотики употребляются длительный период времени не реже одного раза в день, чтобы освободиться от груза проблем или снять стрессовую ситуацию. Человек остается социально и экономически интегрированным в общественную жизнь, однако в характере и эффективности его деятельности происходят изменения в зависимости от частоты, интенсивности и количества потребляемых наркотиков.
  • 5) Вынужденное употребление. Человек «подсел» на наркотики, употребляет их часто и интенсивно, что обусловливает развитие физиологической и психологической зависимости, а прекращение приема наркотических веществ вызывает физиологический дискомфорт и психологический стресс. Чувство физического и психологического комфорта, облегчение, которое дает доза наркотика, мотивирует продолжение его приема.

Почему молодые люди пробуют наркотики в первый раз? Подавляющее большинство - просто из любопытства, чтобы узнать, что это такое. Другие - как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей. У некоторых превалирует желание развлечься и получить чувственное удовольствие. Они ищут ярких ощущений, удовольствия и развлечения. Наркотики для них - своеобразная увертюра перед «хорошим» сексом. Многие молодые люди считают, что «легкие» наркотики делают секс более доступным и приносящим больше наслаждения. Еще одним побудителем первой пробы наркотика может быть стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы.

Употребление одурманивающих веществ - лишь одна из форм отклоняющегося поведения. Для таких людей характерны пренебрежение учебой, работой, бродяжничество, мелкие (а потом и крупные) кражи, вандализм, хулиганство.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры - медицинские, правовые и др.

Сексуальные отклонения. Сексопатологи выделяют патологические и непатологические девиации. Патологические девиации (извращения, перверзии, парафилии) рассматриваются как заболевания. Непатологические (сексуальные отклонения) являются понятием социально - психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральных норм. Современные классификации сексуальных девиаций представляют собой перечень всех многообразных вариантов отклоняющегося сексуального поведения. Это: а) нарушения психосексуальной ориентации по объекту, т.е. замещение нормального объекта (нарциссизм, зоофилия, фетишизм, некрофилия); б) нарушения по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия); в) нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм).

Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, независимости, грубости, циничности. Такие молодые люди стесняются ласк и сентиментальности, избегают всего, что касается чисто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения - пренебрежительное отношение к женщинам и садистские наклонности в отношениях с половым партнером. Гипермаскулинное поведение проявляется и у девушек. Еще в детстве они предпочитали находиться в компании мальчишек, вместе с ними играли в войну и лазали по заборам, не уступая в коварных выдумках и драках. Позже начинают подражать «мужской» манере поведения: курят, сквернословят, употребляют алкоголь и наркотики. Ходят они обычно в мужской одежде, стригутся «под ребят», не любят косметики, к представительницам своего пола относятся с пренебрежением или безразличием, не разделяя их интересов и увлечений. Такие девушки лишены женственности, не умеют кокетничать, трудно налаживают обычные для их возраста отношения с половым партнером. Для половых связей такие девушки обычно выбирают зрелых мужчин, так как своих сверстников в этой роли не воспринимают всерьез.

Гиперфемининное поведение проявляется подчеркнутой женственностью, мягкостью, уступчивостью, способностью прощать своему половому партнеру его цинизм и грубость. Такое поведение девушек редко привлекает к себе внимание, поскольку женственность, нежность, покорность согласуются с общепринятыми представлениями о женщине и высоко оцениваются обществом. Гиперфемининное поведение встречается и у юношей. Они отличаются послушанием, мягкостью, аккуратностью, избегают конфликтов и ситуаций, требующих проявления смелости и мужественности. Шумным играм с мальчишками они предпочитают тихое общество девочек. Такие мальчики любят заниматься музыкой и балетом, в спорте предпочитают теннис, фигурное катание и при выборе профессий специальности кулинара, парикмахера и т.д. До зрелого возраста они находятся под влиянием и опекой родителей, если эту роль не возьмет на себя властолюбивая жена.

Транзиторный фетишизм заключается в половом влечении к отдельным предметам или частям тела. В качестве фетиша обычно выступают красивые женские ноги, оголенная грудь, женское белье, фотографии, картины. Одной из разновидностей фетишизма является трансвестизм - получение полового наслаждения путем переодевания в одежду противоположного пола. К девиациям следует относить только те случаи переодевания, которые обусловлены сексуальными мотивами. Нельзя, естественно, причислять к трансвеститам шотландцев, одетых в национальную одежду, или многих девушек, одевающихся в мужской костюм, следуя современной моде.

Подростковый нарциссизм - любование собой, половое влечение к собственному телу. Название произошло от имени прекрасного греческого юноши Нарцисса, который, согласно мифу, влюбился в самого себя, увидев свое отражение в воде.

Транзиторная зоофилия (скотоложество) - сексуальное влечение к животным. Чаще всего половые связи с животными носят случайный характер, но иногда могут закрепиться в стереотип сексуального поведения.

Суицид как крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны глобальными трансформациями в личностной структуре. Речь может идти лишь об их характере и интенсивности. Суицид (самоубийство) - это осознанное лишение себя жизни. Часто ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни.

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы. Покушения на самоубийство чаще встречаются в неблагополучных семьях, где часты конфликты между родителями, а также детьми и родителями, которые относятся к ним недоброжелательно и даже враждебно. Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общаться и с другими значимыми для них людьми. В одном из исследований были выявлены три общие характерные особенности студентов, помышлявших о самоубийстве. У них были плохие отношения с родителями и со сверстниками, они были убеждены в своей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на будущее.

Социальная изоляция делает молодых людей более уязвимыми при утрате объекта любви, что может послужить причиной самоубийства. Потерявшим родителей в детстве особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых. Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов. Она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут появиться такие психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального влечения. Часто депрессию стараются скрыть повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Бывает, что смерть наступает при передозировке и является непреднамеренной. Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюцинациями, когда чей - то голос приказывает им покончить с собой. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство молодых людей были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии, и употребление наркотических веществ. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти в таких случаях не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из самой жизни.

Дисморфобии. Под ним понимают необоснованную убежденность в наличии у себя физических недостатков, неприятных для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девушек. Нередко они находят дефекты в своем лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и др.). Иногда это недостатки в фигуре. Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях молодого человека и определяют стереотип его поведения. Он начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят к врачу - косметологу с просьбой устранить физический дефект. Такие молодые люди должны быть проконсультированы у психиатра.

Нарушение «пищевого поведения». Чаще это отказ от приема пищи с целью обратить на себя внимание, добиться желаемой цели. Причиной ограничения в еде или отказ от пищи бывает желание похудеть, исправить фигуру.

Сквернословие. Особенно неприятно слышать брань из уст молодых людей. Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг, будто водопад грязи из уст - скверная, обезображенная речь. Увы, брань можно услышать на стройплощадке, на улице, даже на телевидении и радио. Сами взрослые не следят за своей речью и, не заботясь о последствиях сквернословия, «обучают» детей бранным выражениям.

К сожалению, в неблагополучных семьях - там, где родители ведут аморальный образ жизни, регулярно употребляя спиртное, - подобная лексика прочно вошла в обиход. Нередко приходится слышать от воспитателей детских садов, что у некоторых детей речь засорена настолько, что допускать их к общению с другими детьми просто опасно. Народная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет».

Совершенно очевидно, что не все юноши и девушки произнося бранные слова, испытывают при этом удовольствие. Почему же они так говорят? Просто они таким способом подчеркивают свою взрослость и как бы самоутверждаются. В результате образуется стойкая привычка к сквернословию, засорению языка жаргонными выражениями. Одним из методов профилактики является осуждение сквернословия на диспутах и собраниях, в выступлениях самодеятельных художественных коллективов. При этом нельзя забывать, что в юношеском возрасте коллектив сверстников является наиболее авторитетным и значимым, а значит, осуждение коллектива может стать важным поворотным пунктом в сознании подростка

Граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «граффито» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, рисунок. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, в транспорте, в общественных туалетах и даже на памятниках культуры. Они выполняются всевозможными способами - мелом, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы.

Поведение стихийных рисовальщиков колеблется между допускаемой обществом самодеятельностью в определенное время и определенных ситуациях (карнавалы, праздники) и вандализмом. Граффити относится к девиантному поведению. По сравнению с другими разновидностями вандализма (поджоги, осквернение памятников и др.) и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные его проявления, но от них недалеко и до других антиобщественных действий.

Городское пространство, насыщенное граффити, отравляет психологическую и экологическую атмосферу. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости. Некоторые виды граффити, например порча информационных стендов и знаков, особенно предупреждающих, препятствуют функциональному воздействию дизайна. Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов. Встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами.

Разнообразны граффити и в общественных туалетах учебных заведений. Здесь можно найти автографы, сексуальные предложения, скабрезные рисунки и тексты, брань, даже юмор и др. Можно, конечно, считать это своеобразной свободой самовыражения, но в действительности это проявление деградации субкультуры. Не нужно путать «туалетное» и ему подобное граффити с тем, что исполнено в подобающем месте и отражает заботы общества или его слоев.

Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, их лидеров, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.

Девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии . Эмиль Дюркгейм , написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях .

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

Антидисциплинарное поведение;

Асоциальное;

Противоправное;

Аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

Патологические;

Непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

- «реакции»;

- «развития»;

Формы девиантного поведения

Гемблинг (игровая зависимость)

Суицидальное поведение

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Девиантное поведение в антиутопии

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту »; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды - холодные игрушки » Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия ; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа « » девиантны любые личные отношения . Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества. Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы »; в котором девиантом считается личность,имеющая душу, способная любить и мыслить отвлеченно от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Литература

  • Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. ISBN 5-7695-1782-4
  • Гилинский, Я. Девиантология. - 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 528 с.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 242 с. ISBN 5-87555-132-1

Ссылки

  • Психология девиантного поведения: девиантное поведение, предмет, цели, задачи. Система профилактики и коррекции. (рус.) . Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  • О программе подготовки специалистов в области педагогики и психологии девиантного поведения
  • Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Девиантное поведение" в других словарях:

    См. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия

    девиантное поведение - (от лат. deviatio отклонение) см. отклоняющееся поведение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    девиантное поведение - «отклоняющееся поведение» Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией человека. Это понятие социологии и… … Справочник технического переводчика

    Девиантное поведение - (deviant behavior) — (иногда – «отклоняющееся поведение»), устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией … Экономико-математический словарь

    См. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Девиантное поведение - (от лат deviatio отклонение) поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в т.ч. правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное … Энциклопедия права

    Совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алког … Психологический словарь

    Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности … Социологический словарь

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.

Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.

Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как . Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Девиантное поведение подростков

В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых. Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.

Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

Формы девиантного поведения

Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.

Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.

Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы, вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.

Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.

Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.

Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.

Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.

Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.

Классификация девиантного поведения

Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.

Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.

Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.

Здравствуйте, нуждаюсь в вашем совете. Сыну 16 лет. Начиная с 13 лет был агрессивным ребенком. Не складывалось отношения с одноклассниками, не было друзей. Думали, что агрессия пройдет сама, но к 16 годам стало все хуже. Со временем, кроме агрессии изредка наблюдается пропажа сна, аппетита, а когда ребенок все таки может уснуть, то ему снятся сны включающие насилие по отношению к людям и т.п
Подскажите, пожалуйста, можно ли помочь ребенку избавиться от агрессии в таком позднем возрасте и как я могу ему помочь?

  • Здравствуйте, Богдан. Предложите сыну вместе с Вами посетить практического психолога. Если сын откажется — посетите сами. Следует понять, что на пустом месте агрессия просто так не возникает. Поэтому, вначале следует найти причину.
    Большинство специалистов считают, что виноваты именно мама и папа, а не социум, окружающая среда, школа и тому подобные факторы. Ведь именно от того, как ведут себя родители, зависит восприятие мира еще несформировавшимся в физическом и моральном плане человечком. Подростки, к сожалению, не всегда понимают, что взрослые тоже могут ошибаться, обманывать, срываться. Они реагируют на все очень остро. И даже малейшее замечание может вызвать истерику. Поэтому следует пересмотреть то, как взрослые ведут себя дома.
    Агрессия для подростков – это один из способов привлечения внимания к его персоне. Если, к примеру, мама занята походами с подругами по салонам красоты, а папа все время проводит на работе, ребенок чувствует себя брошенным. И только нагрубив отцу и матери, он начинает понимать, что его действительно любят.
    Не пытайтесь полностью подавлять агрессию у ребенка. Направляйте ее в нужно русло. Ведь только благодаря этому чувству люди становятся чемпионами, лидерами, победителями. Человек, который никогда не злится и не показывает никаких эмоций, не сможет проявить свое Я.
    Разговаривайте с сыном спокойно, не поднимая голоса. Это настроит ребенка на нужный лад, он начнет Вас слушать, а не будет резко отвечать и грубить.
    Если он пытается высказаться, не прерывайте его. Пусть говорит. И лишь после того как поток речи остановится, можете приступать к беседе. Ребенок тоже имеет право проявлять возмущение, раздражение, злобу, недоверие и тому подобные чувства, как и Вы.
    Следует найти способы для выплеска негативных эмоций. Чтобы сын не приходил домой взвинченный и злой, отправляйте его на спортивные тренировки. Бокс, атлетика, плаванье, футбол – все поможет избавиться от накопившихся чувств и приобрести друзей. Если ребенок гиперактивен, только так ему можно будет получить разрядку.

Сыну 15 лет у него ЗПР учится в школе-интернате коррекционной, тайком ворует у меня нижнее белье и прячет потом. Нахожу в бане и др. местах.Я думаю он его использует для интимного удовлетворения. С ним беседовала я и муж, но он молчит. В семье сейчас один, взаимоотношения у нас хорошие. Продолжается это уже 2 года, мы живем в поселке и не знаю кто нам поможет.

Здравствуйте!
Возникли сложности общения с дочерью в последние три года. В школу ходить не хочет и поэтому прогуливает занятия. Сейчас ей 14 лет, живёт с бывшей женой, братом ему 17 (моим сыном) и отчимом за городом (25 км. от МКАД). Тестирования показывают, что ребёнку не хватает общения. Компенсирует общение через социальные сети. Часто уходит погулять и её приходится искать. На телефон не отвечает. На вопросы почему отвечает: «Не слышала звонок или мне нечего сказать». Теперь стала ездить в Москву. Мотивирует это тем, что с местными сверстниками уже не интересно. Если что-нибудь задумает- то доведёт дело до конца, но такая настойчивость ориентирована на негатив, например нежелание идти в школу на занятия или уехать в Москву без уведомления. На позитив мотивации нет. Когда-то ходила на танцы — бросила. Теперь говорит и делает вид, что интересуется дизайном, но ничего для этого не делает. Пресекает попытки сделать что-то вместе: » Я уже не маленькая и могу всё сама». На предложения пойти на курсы по развитию личности интереса не проявляет. Развелись 10 лет назад тихо-мирно. Отношения с бывшей женой дружеские, никаких противостояний и материальных претензий. Бывшая жена и я постоянно разговариваем с ней. Отчим участия не принимает и дочь открыто показывает негативное отношение к нему. Стараемся применять методы, изложенные в книге Ю.Б. Гипенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» Например «Я сообщения». Постоянно даём понять, что любим и нас огорчает только её поведение, а не она сама и т.д. Поначалу это действовало и было видны изменения в поведении к лучшему. А сейчас резкие перепады настроения стали чаще. Часто сссорится с близкими. Ссоры с мамой (бывшей женой) удавалось примирить после проведенного времени вместе. Дочь и сын всегда проводили время со мной по выходным и на каникулах, а теперь не хотят приезжать. Говорят, что хотят побыть с друзьями. Дочь иногда всё-таки приезжает, но без брата. Положение усугубилось, когда сын 2 года назад поступил в колледж и стал жить у родственников (дяди и тёти) бывшей жены. Сын бывает дома по выходным и тоже разговаривает со своей сестрой. Раньше это помогало, а теперь срабатывает лишь иногда. Сын учится очень хорошо и со стороны виден очень резкий контраст между детьми.
Школьный психолог тоже уже не справляется. Скорее всего нежелание ходить в школу связано с натянутыми отношениями с школьными преподавателями, дочь часто им грубит.
Сейчас мы пытаемся найти дополнительные пути выхода из сложившейся ситуации. Спецшколу рассматриваем в последнюю очередь как крайнюю меру. Возможно у вас есть какие-нибудь подсказки, как еще можно увлечь ребёнка, например йогой, танцами или курсами по развитию личности и т.д.
Заранее спасибо.
С уважением, Дмитрий.

  • Здравствуйте, Дмитрий. Чтобы помочь Вам и дочери следует учитывать, что в 14-летнем возрасте происходит формирование главных личностных установок – моральных и социальных. Подростки испытывают сомнения, не уверены в своих действиях и взрослых. Основным интересом в этом возрасте является общение со сверстниками, связи со взрослыми сводятся к возможному минимуму. Подростки в этом возрасте резко реагируют на несоответствие слов и поведение взрослых. Их раздражает, что взрослые направляют их по пути, который выбрали сами, не узнав мнения и не приняв интересов ребенка. Таким образом, появляется ощущение собственного бессилия, которое выражается в протесте: скандалах, побегах из дома и прочее.
    Необходимо переждать этот сложный период и стать прежде всего для ребенка другом. Интересоваться, чем Вы можете помочь дочери, например, в школе. Вы можете предложить дочери уладить конфликт с учителями, нанять репетиторов по сложным предметам. Но все это необходимо делать, учитывая ее мнение. Ваша задача сейчас состоит помочь ребенку с профессиональным самоопределением и донести, что придет время, когда придется самостоятельно о себе заботиться и обеспечивать. Если нет желания продолжать учебу в школе, можно нацелить дочь на поступление в колледж по приемлемой для нее специальности.
    «Часто уходит погулять и её приходится искать. На телефон не отвечает.» — Объясните дочери, что Вы не против прогулок, но за нее и ее поступки Вы несете ответственность, поэтому в праве знать, с кем и где она проводит время.
    Увлечь ребёнка йогой, танцами или курсами по развитию личности можно, если познакомить непосредственно с людьми (тренером, инструктором, хореографом) причастными к этим областям или своим личным примером, раскрыв при этом возможности, которые открываются, занимаясь этими видами деятельности.

    Сложность ситуации в том, что ребёнок чувствует рано или позже одиночество и часто присуще ощущение отсутствия понимания со стороны родителей и в общем те поиски здорового на его усмотрение общения это не патология, а скорее автоматически запущенные инструменты к самосохранению, самоосознанию, так как депрессивное состояние в таком случае неизбежно (каждый создаёт это давление изнутри большее или меньшее но оно у всех из-за ошибок и промахов по жизни). Нельзя исключать тот факт, что те поиски общения и есть ответом к становлению здоровой, полноценной, опытной личности, так как социум не дает готовых ответов на те множество вопросов и внутренних запросов личности, каждый в лучшем случае должен найти свои пути как компенсировать недостачу информации по отношению той внутренней борьбы, чтобы не просто выжить в этом обществе, а ещё достичь благоприятного положения, так званого успеха, сначала среди сверстников так и в лице родителей и взрослых в целом. Каждый ребёнок желает подсознательно здорового окружения, одобрения, похвалы (каждый интерпретирует здоровость индивидуально сопоставляя себя с другими), любая ситуация сложившаяся или в нормальной полноценной, или в разделённой тем более, где распад семьи и тут же, или со временем создание новой, конечно влияет на чувства внутреннего комфорта ребёнка, так как поиск зоны комфорта неизбежен, тут и ответы …
    Поэтому попытки воссоздать или создать доверительные отношения с родителями которые в себе не могут разобраться по мнению взгляда даже ребёнка, который видя всю ситуацию изнутри, могут быть тщетны, если искажают правду и не признают свои ошибки, при том показывая пример. С детства все дети прибегают к так званому приёму шантажа: «если сильно хотят остановить какой-то беспредел, его пытаются возглавить». Всё это попытки привлечь внимание разными способами, а со временем его избежать. Так как не допустимо сказать, что в семье отношения не могут быть причиной — так как это глупо. То потеря кого-то из родных из-под общей крыши, это серьезный стресс как и появление нового, так званого родителя. Даже если прошли года и ситуация как бы наладилась, «семья нормальная» — это всё равно понятие сейчас аномальное, так как нормы далеко ушли от своего источника, и нормальность у каждого своя а это и есть демократия (по отношению его мировоззрения на данный текущий момент). Те нормы которые и были созданы и прописанные самим создателем по отношению семьи, (что есть теократическими) сейчас искажены до неузнаваемости. Так как поменять ситуацию не в силе ребёнку, он мотается из угла в угол пытаясь помочь как-то сам себе. Подсознательно вернуться в потерянный рай. Ощутить себя в комфортной зоне, придумать свой мир, переиграть по своему, повлиять, привлечь внимание, чтобы выговорить ту боль внутреннюю или радость, которую описать даже понятий и слов ещё не хватает на такой стадии развития. В конце концов вернуть навсегда потерянный наивысший когда-либо статус ребёнка, статус которого уже у него никогда не будет! Как помочь? Ответ: изучать каждому лично, обо всём, и про всё! Чтобы не заниматься или эмоциональной, или психологической, или духовной, в том числе физиологической мастурбацией…
    Кто он, зачем ему дана жизнь, почему всё именно так не только со мной, но и в частности с каждым, куда катится этот мир, каким должно быть общество, кто его придумал, ведь каждый дом кто-то построил, а кто тот кто построил этот мир, какой его был задум по отношению ко мне? Нельзя игнорировать самые главные личностного характера вопросы в жизни которые каждый слушает изнутри, и при том думать, что он может услышать других и ответить на их вопросы, также как нельзя настолько заблуждаться, думая, что мы сами нормальные, и что можно помочь кому-либо не помогая самому себе в поисках ответов. Общество деградирует со времён его создания. Деградации тысячелетия. А деградация начинается с семьи и с каждого лично. Ролевые семейные игры приобрели такое множество деформаций, что как оно должно быть на самом деле это лишь пустые догадки так званых псих..олухов в подаче низкокачественных массмедиа, телерадиошоу, фильмов и т.д. Кто за этим всем стоит, кто искажает нормы морали, духовные, физические, материальные? Откуда можно узнать степень искажения? Какой критерий норм, кто их придумал? Что такое демократия, партократия, теократия? Как можно помочь человеку, если он сам не научен помогать себе? Кто учил наших родителей, а наших бабушек и дедушек, или кто одобрял систему по которой учат всех в школах, институтах? Почему называют высшее образование? Кто выше всех? Какое образование можно по праву действительно назвать высшим? Почему самые успешные люди почти не учились в школе общепринятой, а учились самостоятельно, прилагая самолично усилия, и свой глубокий интерес, и не останавливаются в познании, и приобретении новых навыков?
    Начни сегодня думать и искать ответы!!!, молись в конце концов, учись молиться правильно. Недаром прописано тысячелетиями, что каждый кто полагается на человека проклят, а тот кто на Бога счастлив. Кто твой Бог, ему можно доверять? Найди его и доверься.

    Дмитрий, добрый день!
    Во-первых, хочу Вам сказать огромное спасибо за письмо. То, как Вы описываете ситуацию, вселяет надежду, что все у Ваших детей будет не просто хорошо, а замечательно.
    Во-вторых, хочу сказать, что наткнулась на Ваше сообщение, когда искала материал «девиантное поведение подростков». Много специальной литературы прочла, много примеров из жизни узнала и пришла к выводу: если у твоего ребенка все тихо-спокойно, ровно-чинно-благородно — стоит бить тревогу!
    И самое главное: если бы не взрослый параллельный мир с его двойной моралью, враньем, лицемерием, наши дети — подростки, юноши и девушки были бы идеально счастливы. Нам же нужно куда-то применять свои профессии психологов, инспекторов по делам несовершенно летних, следователей, училок (не Учителей, а именно училок). Вы классный отец, просто замечательный и настоящий. Думаю, что надо отстраниться и подстраховывая наблюдать со стороны. Надо немного потерпеть и вскоре вы обязательно поведете свою красавицу под венец, а потом на выходные Вам постоянно будут подкидывать внуков. В любом случае, на всю жизнь у Вас есть два верных и надежных друга — сын и дочь.

Здравствуйте, моему ребенку 11 лет. Учится в 6 классе обычной школы. Выделяется среди сверстников плохим поведением на уроках, прогуливанием отдельных уроков, задирает младше себя, ворует как дома, так и в магазинах, бьёт девочек, дома бывает агрессивное поведение, большое внимание уделяет внешности. К директору ходит как на работу. Соц.педагог и психолог не могут ума дать. Отчим проводил воспитательную работу, за что получил административное наказание в виде общественных работ на 2 месяца. После этого сын находился в спец.учреждении для трудно-воспитуемых детей 2 месяца. Изменений нет. Проводили все исследования головного мозга, различные тестирования, заключения-здоров. Кому еще посоветуете обратиться?

  • Здравствуйте, Елена. Учитывая, что у Вас растет сын, ему необходим мужской авторитет. Если ребенок большое внимание уделяет внешности, то отличная физическая форма его также заинтересует. Рекомендуем сына увлечь каким-нибудь восточным единоборством. Восточные единоборства — это основа эффективной системы воспитания. Для ребенка важно найти достойного учителя, способного вдохновить и стать примером для подражания, обладающего опытом и непререкаемым авторитетом.

У меня двое мальчиков одному 12, другому 13. Они подходят под это описание. Вопрос: куда обращаться за лечением? Может есть адреса закрытых школ или учреждений? Я не справляюсь, я вдова. Помогите я уже два года живу в страхе, что будет в следующий раз, в школу практически не ходят, могут уйти из дома, я их всю ночь ищу, окружающие называют их уже тварями. Что мне делать? ПОМОГИТЕ, я не хочу потерять своих детей.

  • Здравствуйте, Алла. Необходимо начинать свои действия со школы. В школе должна работать социально-психологическая служба, состоящая из педагога-психолога и социального педагога. Обратитесь к ним за помощью.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Девиантное поведение - это различные формы негативного поведения лиц, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений:

1. Культурные и психические отклонения . Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения .

  • индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
  • групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах). "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры)

3. Первичное и вторичное отклонения . Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения . Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:

  • особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
  • сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
  • личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
  • счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения . Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.