Диспансеризация: что это такое, что в неё входит. Диспансеризация работающего населения План дополнительной диспансеризации рабочего населения

Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 1 июля 2006 года началась дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Дополнительная диспансеризация проводится в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения до 2012 года, за 6 лет она должна была охватить все работающее население. Основанием для начала дополнительной диспансеризации послужил приказ МЗ и СР РФ №188 от 22.03.2006г. «О порядке и объёме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях». Приказ утверждал порядок и объём проведения дополнительной диспансеризации, учётную форму и форму отчётности, нормативы затрат и распределение средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации .

Основными задачами дополнительной диспансеризации явились: выявление основных хронических заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь, сердечнососудистых, и онкологических, с последующим проведением своевременных комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан.

Ожидаемые результаты дополнительной диспансеризации:

  • - ранее выявление новых случаев заболеваний: ИБС, гипертонической болезни; онкологических заболеваний, сахарного диабета; туберкулеза;
  • - увеличение охвата динамическим (диспансерным) наблюдением пациентов с выявленными хроническими заболеваниями, учет и мониторинг показателей диспансеризации;
  • - формирование индивидуального паспорта здоровья (составление индивидуальной программы реабилитации и мероприятий профилактики заболеваний);
  • - улучшение показателей эффективности диспансерного наблюдения (снижение частоты обострений хронических заболеваний; снижение показателей вызовов скорой помощи, госпитализации в круглосуточный стационар; снижение показателей первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения; снижение показателей смертности трудоспособного населения, повышение качества жизни);
  • - получение экономического эффекта (от снижения финансовых затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, предупреждения случаев лечения в круглосуточном стационаре, вызовов скорой медицинской помощи к больным с хроническим заболеваниями);
  • - повышение санитарно-гигиенической грамотности у населения и мотивации к сохранению своего здоровья.

Если рассматривать поэтапно проведение дополнительной диспансеризации, то:

В 2006 году были осмотрены граждане, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (ограничение по возрасту 35-55 лет);

В 2007 году - осмотрены работающие в бюджетной сфере, но уже без ограничения по возрасту без ограничения возраста (на основании приказа МЗ и СР РФ №47 от 17.01.2007г.«О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях»); объем обследования при диспансеризации не изменился.

В 2008 году - были включены все работающие, имеющие полис обязательного медицинского страхования, независимо от статуса предприятия (организации), без возрастных ограничений, а также те работники бюджетной сферы, которые не прошедшие по каким-то причинам дополнительную диспансеризацию в 2006-2007 гг. (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ №80н от 20.02.2008 г.«О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации граждан»,); Программой диспансеризации расширен объём обследования: добавлены показатели липидного профиля и онкомаркеры для мужчин и женщин старше 40 лет.

В 2009 году - диспансеризация охватывала работающих граждан, не прошедших дополнительную диспансеризацию в предыдущие года; при этом уменьшилось число врачей-специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации, а также были внесены изменения в биохимические показатели (приказ МЗ и СР РФ №67-н от 24.02.2009г.«О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан»).

В 2010-2012 гг. диспансеризацию проходили работающие граждане, не проходившие ее в с 2006 по 2009 гг., или прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году, но не включенные в диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания. Диспансеризацию также должны были пройти граждане с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров (на основании приказа МЗ и СР РФ №55-н от 04.02.2010г.«О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»). Объём обследований не менялся.

Объём обследования при дополнительной диспансеризации включал:

  • 1. Осмотр пациентов врачами-специалистами (терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог или акушер-гинеколог).
  • 2. Проведение лабораторных и функциональных исследований (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография, маммография или УЗИ молочной железы).

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, а также результатов лабораторных и функциональных исследований, определял гражданину соответствующую группу состояния здоровья с целью планирования дальнейших мероприятий одну из 5 групп. Характеристики групп представлены ниже:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводилась только профилактическая беседа, включающая рекомендации по здоровому образу жизни и здоровому питанию, о необходимом объеме физической активности, а также о важности поддержания оптимальной массы тела и вреда курения;

II группа - граждане с риском развития хронического неинфкционного заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для этой группы оценивался суммарный риск сердечно-сосудичтых заболеваний, риски при прочих заболеваниях (в зависимости от выявленных факторов риска), давались общие рекомендации по профилактике хронических неинфекционных заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление);

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара в связи с заболеванием, выявленным во время дополнительной диспансеризации. Пациенты данной группы направлялись на плановую госпитализацию в стационар;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направлялась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья, определял индивидуальную программу профилактических мероприятий и проводил профилактическую беседу. При необходимости пациентов данной группы направляли на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное). При наличии у гражданина хронического заболевания врач-терапевт должен осуществлять над ним диспансерное (динамическое) наблюдение.

По желанию гражданина, прошедшего диспансеризацию, врач-терапевт должен выдать Паспорт здоровья, в котором отмечены все результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации, если они имели место), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации. В паспорте здоровья указывалась группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по дальнейшему проведению профилактических мероприятий и/или лечению. Паспорт здоровья в дальнейшем хранится у гражданина.

В 2012 года дополнительная диспансеризация в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» завершена. Проделана огромная работа, однако продолжают оставаться проблемные вопросы, которые необходимо учесть при проведении всеобщей диспансеризации с 2013 года.

Одной из основных выявленных проблем явилось нежелание пациентов проходить дополнительную диспансеризацию Причины, по которым работающие граждане не прошли дополнительную диспансеризацию:

  • - отсутствие информации о дополнительной диспансеризации;
  • - занятость на производстве;
  • - недоверие к результатам проводимых обследований;
  • - неудовлетворительная организация диспансеризации и связанная с этим затрата большого количества времени на её прохождение.

Кроме того, многие из тех, кто начали проходить дополнительную диспансеризацию, не прошли ее в полном объеме, а следовательно такой случай считался не законченным.. Незаконченным случаем считался так же и тот случай, когда граждане хоть и прошли дополнительную диспансеризацию в полном объеме, но унесли домой амбулаторные карты, эти граждане также были включены в списки на дополнительную диспансеризацию в 2010 г, что явилось дополнительной неоправданной нагрузкой как для амбулаторного учреждения, так и для самого гражданина, так как определить группу здоровья и затем относительно группы разработать индивидуальную программу оздоровления такому пациенту не представлялось возможным. Эта проблема имела серьезные последствия для многих амбулаторных учреждений, которые участвовали в диспансеризации, так как незаконченный случай не оплачивался совсем, а затраты на реактивы, ФЛГ пленку, ЭКГ, и т.д. на данного пациента произошли. (Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82).

Проведение диспансеризации требует достаточных временных затрат и согласия работодателя на отсутствие работника на рабочем месте в течение нескольких дней, что так же явилось причиной, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, прошли дополнительную диспансеризацию. Таким образом, уже на начальном этапе дополнительной диспансеризации работающего населения.

Организация самого процесса проведения дополнительной диспансеризации работающих включала следующие проблемы:- незаинтересованность специалистов в проведении диспансеризации в связи с недостатком времени. Узким специалистом фактически приходилось в одно и то же время осуществлять как первичную медико-санитарную помощь населению в поликлинике, так и проводить выездные медицинские осмотры в организациях, что значительно увеличило нагрузку и привело к снижения качества медицинской помощи.

Учреждению не оплачивалась ФОМСом проделанная работа не только в случае незаконченного случая или когда пациент унес амбулаторную карту, но и,например, если в отчете не указан СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Информацию СНИЛСе зачастую отказывались предоставлять отделы кадров предприятий (имели право не указывать его в соответствии с законом «О персональных данных»). Также учреждение не получало оплату за законченный случай из-за затянутых сроков экспертизы формы № 1-ДД («Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82) , так как оплата производится лишь в том случаях, если давность медицинских осмотров и лабораторно-диагностических исследований не превышала 3 месяцев (исключение составляют только флюорографии и маммографии - 2 года с момента диагностического исследования). Однако даже в случае оплаты законченного случая из расчета в 2007 году 540 рублей, в 2008 года - 974 рубля, 2009-2010 года - 1042 рубля, 2011-2012 гг. 1446 рублей указанные суммы не отражали истинных затрат учреждений, так как реальная стоимость затрат на фонд заработной платы специалистам, расходные материалы, реактивы, использование дорогостоящего оборудования в несколько раз больше, чем оплачивается ФОМСом. Таким образом, диспансеризация оказалась ношей для лечебного учреждения, и в ее проведении не были заинтересованы ни медицинские сотрудники, ни руководитель медицинского учреждения .

И, наконец, отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Выше перечисленный проблемы относятся к первой составляющей диспансеризации- выявлению хронических неинфекционных заболеваний на ранней стадии, однако более серьезным недостатком явилось отсутствие процедуры коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которая должна происходить, или, по крайней мере, начинаться уже в рамках диспансеризации. Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 по 2012 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер .

Таким образом, в процессе совершенствования диспансеризации необходимо учесть как положительный, так и отрицательный накопленный опыт. Прежде всего, важно создать научно обоснованную систему мероприятий диспансеризации с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты.

Катастрофическое ухудшение жизненного уровня людей, высокая смертность, демографический кризис, побудили государство обратить пристальное внимание на здоровье граждан. Был введен план диспансеризации, предусматривающий комплексное обследование организма обратившегося пациента на предмет выявляемых заболеваний. Система работает недавно, знают о процедуре немногие. Положенная взрослому и детскому населению бесплатная диспансеризация 2018 – что входит в обследование, хотели бы уточнить многие граждане, заботящиеся о состоянии здоровья.

Что такое диспансеризация

Многие граждане обращаются за врачебной помощью тогда, когда болезнь находится на неизлечимой стадии, и уже почти нельзя ничем помочь больному. Если же выявить недуг на ранних этапах развития, когда он тихо тлеет в организме, то можно эффективно вылечить человека, улучшая качество жизни. Всестороннее обследование организма приборами, консультации специалистов разных профилей, забор анализов включает в себя диспансеризация. Обследоваться бесплатно можно раз за три года. Некоторым категориям граждан можно проходить исследование ежегодно.

Россияне не любят посещать поликлинику без повода – толкаться в очередях, находиться среди больных с риском подхватить инфекцию никому не нравится, поэтому многие хотят знать, что входит в диспансеризацию взрослого, каких врачей надо посетить, что за анализы сдать. Диспансерный осмотр – дело добровольное, никто принуждать человека проходить скрининг не станет, государство просто стимулирует людей следить за здоровьем, предоставляя бесплатные медицинские услуги.

Цели­

Комплексная диагностика направлена на выявление заболеваний хронического характера разными методами обследования. Статистика утверждает, что россияне разных возрастных групп умирают от сердечно-сосудистых, раковых, эндокринных и легочных недугов в порядке убывания. Первичный осмотр направлен на обнаружение болезней такого типа. Ранняя диагностика позволяет успешно лечить недуги, принимать профилактические меры против развития заболеваний, формировать правильное отношение к здоровью совершеннолетних и несовершеннолетних членов общества.

Программа

Медицинские учреждения, имеющие право заниматься диспансеризацией, руководствуются приказом Минздрава России от 03.02.2015г. за № 36ан, принятого на основе статей 6724, 6175 ФЗ за № 323 от 21.11.2011г., устанавливающим право на проводимые диагностические обследования единожды в три года следующим категориям взрослых россиян:

  • работающим;
  • безработным;
  • учащимся очно в средне-специальных и высших учебных учреждениях.

Некоторые граждане могут проходить медосмотр ежегодно. К ним относятся:

  • инвалиды ВОВ, военных действий;
  • жители блокадного Ленинграда, имеющие соответствующее удостоверение;
  • узники концентрационных фашистских лагерей.

Порядок прохождения обследования организма включает два этапа диспансеризации. На первом выявляются пациенты, имеющие склонность к развитию хронических недугов неинфекционного характера. Если у пациента выявлена заболевание или склонность к нему вследствие нездорового образа жизни, употребления спиртного, генетической предрасположенности, иных факторов, то проводится второй, углубленный, этап исследования для уточнения диагноза. По результатам обследований, которые входят в общую систему медосмотра, человеку выдается Паспорт здоровья.

Организация

В рамках обязательной системы медицинской страховки населения проходит диспансеризация в поликлинике, больнице, пункте оказания скорой помощи, участвующих в оказании бесплатных медицинских услуг населению. Гражданин может явиться на скрининг для выявления хронических недугов в поликлиническое отделение по месту регистрации. Ответственными за оказание услуг являются заведующий медицинской организацией, врачи, фельдшеры, принимающие участие в программе.

Что входит в диспансеризацию

Дети возраста 1-17 лет проходят обязательное медицинское обследование с шагом 3 года. Для совершеннолетних россиян подход иной. Врачи проверяют на диспансеризации вероятность вхождения обследуемого в категорию риска, поэтому придется проходить комплексное обследование, включающее разные скрининговые процедуры, на первой стадии медосмотра. Второй этап включает углубленное исследование организма, проводится по врачебным рекомендациям со специфическими процедурами и консультациями узких специалистов.

Плановая­

В методику прохождения профилактического осмотра входит планомерное изучение работы систем жизнедеятельности человека. Врачи ищут «слабое звено», могущее привести к серьезным заболеваниям. На первой стадии в медосмотр входят следующие исследования:

  • установление антропометрических данных (рост, вес, индекс массы);
  • проверка уровней верхнего и нижнего давления;
  • забор крови на клинический, биохимический анализ, а также на содержание глюкозы и холестерина;
  • ЭКГ мужчинам старше 35 лет, женщинам старше 45 лет;
  • мазок на цитологию с поверхности шейки матки у женщин до 69 лет;
  • флюорограмма;
  • анализ мочи;
  • маммограмма молочной железы женщин возраста 39-75 лет;
  • УЗИ брюшной полости лиц старше 39 лет, брюшной аорты людям, работавшим во вредных условиях, курившим, вдыхавшим пары отравляющих веществ;
  • взятие кала на кровь;
  • замер внутриглазного давления;
  • консультация терапевта.

Дополнительная

Если у человека обнаружены отклонения от нормальных показателей, то проводится дополнительная диспансеризация. Во вторую стадию входят следующие процедуры, по показаниям терапевта, делавшего заключения на первом этапе диспансеризации:

  • гастродуоденоскопия;
  • диагностика артерий, снабжающих мозг кислородом;
  • колоноскопия;
  • спирометрия;
  • специфические анализы крови.

Каких врачей проходят на диспансеризации

В начальный этап диспансеризации входит консультация терапевта, участкового врача, который принимает решение по анализам обратившегося человека о необходимости дальнейшего обследования. Может понадобиться обращение к следующим специалистам:

  • урологу, мужчинам 42-69 лет при подозрении на онкологию предстательной железы;
  • кардиологу;
  • эндокринологу;
  • неврологу;
  • пульмонологу, гражданам, работающим на вредных производствах;
  • хирургу и (или) колопроктологу лицам старше 45 лет;
  • гинекологу, женщинам с патологическими изменениями тканей шейки матки;
  • офтальмологу, лицам, старше 39 лет с пониженным внутриглазным давлением, гражданам старше 75 лет – с повышенным.

Взрослые

Людям, занятым работой на вредных и опасных производствах, может потребоваться при диспансеризации обследование онколога, пульмонолога, гастроэнтеролога. Если у женщины 35-75 лет неблагоприятные данные обследования молочной железы, то показан осмотр маммологом. Обследование хирурга входит в процедуру второй стадии диспансеризации, если у человека выявлены отклонения работы организма, нуждающиеся в срочном оперативном вмешательстве.

Дети

Дети проходят диспансеризацию, куда входит посещение педиатра, невролога, кардиолога, ортопеда, оториноларинголога, офтальмолога каждый квартал до достижения малышами 1 года. После трех лет придется пройти вышеуказанных специалистов, андролога - мальчикам, гинеколога – девочкам, психолога, логопеда при поступлении в дошкольные заведения. Далее, каждые 3 года ребенок проходит обязательную диспансеризацию, организуемую школьным учреждением.

Какие анализы сдают при диспансеризации

В плановую процедуру входят стандартный, биохимический анализы крови, исследования на глюкозу и холестерин, забор мочи на клинический анализ. Женщины сдают мазок из влагалища на гистологическое обследование клеток тканей. Во вторичную проверку входят анализы по показаниям врача. К ним могут относиться следующие типы исследований крови:

  • диагностика липидного спектра;
  • степень концентрации гликогемоглобина;
  • уровень содержания антигена простатспецифического.

Видео

Внимание! Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Одним из важных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» является дополнительная диспансеризация.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с 2006 года проводится дополнительная диспансеризация работающего населения.

Целью диспансеризации является ранняя диагностика заболеваний, в том числе социально-значимых (сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения.

Дополнительная диспансеризация организуется на базе ЛПУ по месту работы (ответственным за дополнительную диспансеризацию). Средним медицинским работником составляется реестр работников, подлежащих дополнительному медицинскому осмотру.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. №55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» утверждены:

· порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;

· учетная форма №131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина";

· форма №12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан";

· форма №12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан".

Установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2012 году - 1418 рублей.

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований:

Осмотр врачами-специалистами:

Терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),

Акушером-гинекологом,

Хирургом,

Неврологом,

Офтальмологом;

Лабораторные и функциональные исследования:

Клинический анализ крови;

Биохимический анализ крови:

Общий белок,

Холестерин,

Липопротеиды низкой плотности сыворотки крови,

Триглицериды сыворотки крови,

Креатинин,

Мочевая кислота,

Билирубин,

Амилаза,

Сахар крови;

Клинический анализ мочи;

Онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет);

Онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет);

Электрокардиография;

Флюорография;

Маммография (женщинам после 40 лет, за исключением случаев невозможности проведения исследования по медицинским показаниям в связи с двусторонней мастэктомией). На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре медицинской организации подбирается (или заполняется) учетная форма №025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного". В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы №025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н, после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

По окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее - врач-терапевт). Результаты дополнительной диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в проведении дополнительной диспансеризации, в амбулаторную карту, и учетную форму №131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина", на основании которой, а также учетной формы №025-12/у "Талон амбулаторного пациента" с литерами "ДД", формируются реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведенной дополнительной диспансеризацией работающих граждан, в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС.

Дополнительные консультации врачей-специалистов, дополнительное обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и/или проведения соответствующего лечения не входят в объем дополнительной диспансеризации и оплачиваются отдельно за счет средств ОМС или средств соответствующего бюджета в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований, с целью планирования дальнейших мероприятий определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения;

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях;

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, которые направляются на плановую госпитализацию;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Гражданам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни. Гражданам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению. Паспорт здоровья хранится у гражданина.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.Диспансеризация проводится 1 раз в три года и включает в себя помимо универсального для всех возрастных групп пациентов набора методов методы углубленного обследования, предназначенные для раннего выявления наиболее вероятных для данного возраста и пола хронического неинфекционного заболевания.

Профилактический медицинский осмотр проводится 1 раз в два года в целях раннего (своевременного) выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний) и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов в те годы, когда диспансеризация для данного гражданина не проводится. Регулярная диспансеризация и профилактические медицинские осмотры являются важнейшими массовыми и высокоэффективными медицинскими технологиями сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения.

Нормативно-правовая документация Минздрава России «Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г., № 1006н и «Порядок проведения профилактического медицинского осмотра», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2012 г., № 1011н.

Двухэтапный принцип проведения диспансеризации; первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации; первый этап заканчивается приемом (осмотром) врача-терапевта, включающим определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения и проведение краткого профилактического консультирования; второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования и включает в себя проведение по определенным на первом этапе показаниям целого ряда инструментально-лабораторных методов исследования и осмотров специалистов.



Цель дополнительных медицинских осмотров - раннее выявление и профилактика общих заболеваний, в том числе сахарного диабета, онкологических заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

По утвержденным нормативным правовым документам дополнительной диспансеризации подлежат :

дополнительным медицинским осмотрам подлежат:

работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.Результаты диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в диспансеризации, в учетную форму "Медицинская карта амбулаторного больного" и учетную форму № 131/у-ДД - "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина".Врач-терапевт участковый или ответственный за проведение диспансеризации определяет состояние здоровья граждан, прошедших диспансеризацию, и с целью планирования дальнейших мероприятий, распределяет по следующим группам:

18. Планирование лечебно-профильного мероприятия. Диагностическое наблюдение за группами пациентов подлежащих диспансеризации .

Все граждане по результатам диспансеризации разделяются на три большие группы: относительно здоровые (I группа состоянияздоровья), лица с высоким и очень высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (II группа) и больные (III группа). Граждане II группы состояния здоровья подлежат наиболее активному профилактическому вмешательству в рамках диспансеризации (углубленное и групповое профилактическое консультирование), так как многочисленными исследованиями доказано, что такие мероприятия приводят к достоверному снижению не только уровня риска, но и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, обуславливающих 55-57 % всей смертности населения страны.



Важной особенностью порядка диспансеризации является не только раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, но и проведение всем гражданам, имеющим указанные факторы риска краткого профилактического консультирования.

Методы диагностического наблюдения включают врачебное наблюдение и обследование больного, а также разработку и применение специальных методов изучения морфологических, биохимических и функциональных изменений, связанных, с болезнью. Исторически к наиболее ранним диагностическим методам относятся основные методы врачебного исследования - анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.

Существует 3 вида обследования больного: а) расспрос, б) осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, то есть непосредственное чувственное исследование и в) лабораторно-инструментальное обследование. Все три вида обследования являются одновременно и субъективными, и объективными, но наиболее субъективен метод расспроса. Проводя исследование больного, врач должен руководствоваться определенной системой и строго придерживаться ее.

19. Оценка качества и эффективности диспансеризации; критерии эффективности диспансеризации: для здоровых, для лиц, перенесших острые заболевания, для пациентов с хроническими заболеваниями.

Качество медицинской помощи в современном понимании – это степень соответствия медицинской помощи, заранее установленным критериям и стандартам.Показатели эффективности диспансеризации

1. Удельный вес больных снятых с диспансерного учета в связи с выздоровлением.

2. Удельный вес больных снятых с диспансерного учета в связи со смертью.

3. Удельный вес больных улучшивших состояние здоровья (перешедших из третьей во вторую группу наблюдения).

4. Снижение частоты и продолжительности рецидивов заболеваний (на 1000 диспансеризуемых).

5. Частота выхода диспансеризуемых на первичную инвалидность (на 1000 диспансеризуемых).

6. Снижение общей заболеваемости среди контингента диспасеризуемых (на 1000 больных).

7. Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (число случаев, дней на 100 диспансерных больных, средняя длительность одного случая).

Показатели качества диспансеризации

1. Регулярность диспансерного наблюдения больных (в %).

2. Среднегодовое число активных посещений приходящихся на одного больного, состоящего под диспансерным наблюдением.

3. Полнота обследования больных, состоявших под диспансерным наблюдением (в %).

4. Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий за год наблюдения (в %).

5. Процент позднего выявления злокачественных новообразований (IV стадия).

6. Доля диспансеризуемых не наблюдавшихся врачом в течение года.

Учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Планирование динамического наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья.

Структурное подразделение, на которое возложены функции по организации диспансеризации (кабинет (отделение) медицинской профилактики), осуществляет:

Учет граждан, прошедших диспансеризацию;

Ведение реестров счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан;

Представление отчета в МЗСО по форме № 12-Д-1 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан".

Врач-терапевт участковый или ответственный за проведение диспансеризации определяет состояние здоровья граждан, прошедших диспансеризацию, и с целью планирования дальнейших мероприятий, распределяет по следующим группам:

I группа - практически здоровые граждане с низким и средним риском болезней системы кровообращения и других заболеваний, не имеющие клинических проявлений заболеваний и не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. Гражданам с I-ой группой состояния здоровья проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития ХНИЗ врачом-терапевтом, медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.

II группа – граждане с заболеваниями/состояниями, не требующими дополнительного обследования и диспансерного наблюдения, а также граждане с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском Таким гражданам проводится коррекция факторов риска в кабинете медицинской профилактики, центре здоровья, при необходимости врач терапевт назначает медикаментозную коррекцию.

III группа – граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом терапевтом, врачами специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска развития ХНИЗ, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.

Учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию не по месту жительства гражданина, передает заполненную "Карту учета дополнительной диспансеризации", с результатами лабораторных и функциональных исследований в учреждение здравоохранения по месту жительства гражданина для дальнейшего динамического наблюдения и формирования сводных сведений о состоянии здоровья гражданина.

21 .Документирование диспансерного наблюдения. Взаимодействие со специалистами в процессе диспансерного наблюдения .

Документация по диспансеризации

Эпикриз просматривается и подписывается заведующим терапевтическим отделением. Введение этого эпикриза необходимо для изучения эффективности диспансеризации.Кроме «Медицинской карты», на каждого больного, взятого под диспансерное наблюдение, заполняется еще «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма УФ-030/у). На больных, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу двух и более заболеваний, заполняются раздельные «Контрольные карты». В этих случаях на одной из них, например, у невропатолога, делается отметка «дубликат».

На основании «Контрольной карты» участковый терапевт имеет возможность лучше осуществлять контроль за соблюдением сроков обслуживания и проведением лечебно-оздоровительных мероприятий.

В отличие от «Медицинской карты амбулаторного больного», хранящейся в регистратуре, «Контрольная карта диспансерного наблюдения» находится в кабинете участкового терапевта в специальном ящике в виде картотеки, построенной по нозологическому принципу и срокам очередного посещения врача. Участковый терапевт периодически проверяет выполнение больным лечебно-оздоровительных, санитарно-гигиенических и других рекомендаций, данных им и другими специалистами.

22.Особенности организации диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов: инвалидами войны, детским контингентом, подростками.

Независимо от возраста ежегодно диспансеризацию проходят инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны(в объеме, предусмотренном для граждан ближайшей возрастной категории).

Основной целью диспансеризации детского населения являются профилактика, ранняя диагностика, лечение и реабилитация детей.

Основные направления диспансеризации детей включают в себя 4 этапа:

1-й этап - доврачебное обследование по скрининг-программе;

2-й этап - осмотр врачом-педиатром, оценка психомоторного, нервно-психического и физического развития, определение объема специализированного обследования по показаниям;

3-й этап - профосмотр ребенка врачом-специалистом в присутствии родителей;

4-й этап - заключение врача-педиатра по итогам профосмотра о состоянии здоровья ребенка с рекомендациями (по режиму, питанию, физическому воспитанию) и назначениями (профилактические прививки, лечебно-оздоровительные мероприятия детям II и III групп здоровья).

Организация диспансерного динамического наблюдения за подростками с выявленной патологией, обеспечение подростков в полном объеме квалифицированной лечебно-профилактической помощью, медико-социальной реабилитацией подростков с различной патологией.

Привлечение подростков к участию в работе школ по профилактике артериальной гипертензии, действующих в подведомственных Департаменту здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях.

Медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе.

Совершенствование оказания медицинской помощи подросткам в виде методического обеспечения и тематического усовершенствования специалистов.