Домашние животные и их поведение. Опасность домашних животных

Поведение домашних животных - Случаи из практики

Кому из нас не приходилось огорчаться по поводу не в меру расшалившегося любимца, погрызенных туфель, оборванных обоев, кучек и луж в неподобающих местах, царапин или следов укусов на руках и т. д. Конечно, пока у Вас подрастает щенок или котенок, со многим порой приходится мириться, но иногда уже повзрослевшее животное продолжает свои выходки. Бывает и так, что прежде благовоспитанный пес или кот вдруг буквально изменяется на глазах. Не понимая причин проблемного поведения животного , владельцы ограничиваются наказаниями. И если те не оказывают должного воздействия, люди начинают задумываться о передаче животного другому владельцу, а иногда и об усыплении. И далеко не все знают, что с подобными проблемами может успешно справиться консультант- зоопсихолог .

Коррекция поведения домашних животных как направление зоопсихологии и ветеринарии сформировалась около 20 лет назад в США. Терапия девиантного (отклоняющегося) поведения является естественной составной частью лечения домашних животных. Эта область ветеринарии является очень перспективной. Она позволяет предоставить владельцам домашних животных новые, чрезвычайно необходимые услуги, а также дает возможность спасти многих собак и кошек, которых раньше усыпляли из-за неадекватных поведенческих реакций. Ветеринарные врачи являются специалистами в области биологии и медицины, имеют большой опыт в общении с животными. Однако, им не хватает специальных навыков в области коррекции поведения домашних животных . Профессиональный консультант-зоопсихолог должен владеть обширными знаниями в области этологии (науки о поведении животных) и физфизиологии. Не зная основ поведения диких предков наших домашних питомцев, нельзя понять причины отклонений и назначить правильное лечение. Даже одна единственная консультация у опытного зоопсихолога может принести ощутимые результаты. Ведь, все мы очень привязаны к нашим домашним любимцам и не хотим с ними расставаться. А вовремя проведенная консультация поможет понять и устранить причины неправильного поведения. Иногда такой причиной могут быть незначительные изменения в окружении животного, незамеченные владельцем, которые впоследствии могут привести к трагическим результатам. Опытный зоопсихолог поможет вам решить такие проблемы, как агрессия к людям и другим животным, патологические страхи, неправильное половое поведение, мочеиспускание и дефекация в нежелательных местах и т.д.

Подробные собеседования с владельцем являются наиболее важным моментом в работе зоопсихолога. Ведь без готовности к сотрудничеству не каждый владелец согласится со всеми методами коррекции, часть из которых может показаться ему неприемлемыми.

Следующие наши статьи мы решили посвятить описанию некоторых наиболее характерных случаев из нашей практики. Ниже мы привели выдержки из описания владельцем ситуации, а также наши обсуждение и рекомендации для каждого конкретного случая.

У меня той-пудель, годовалая девочка. Мне очень сложно ее выгуливать, потому что она боится всех собак. Иногда она даже отказывается гулять!

Во время подробной беседы с владельцем мы выяснили, что собаку взяли у заводчика в раннем возрасте (1 мес.), а затем в течение 4 месяцев собака не покидала квартиры, так как после прививок хозяева боялись прервать затянувшийся карантин. И когда пятимесячный щенок впервые покинул свою территорию, вышел на улицу и увидел неизвестное четырехлапое существо, виляющее хвостом, его страх оказался вполне естественным. В данном случае мы имеем проблему, с которой очень часто сталкиваются владельцы маленьких собачек: ограниченный индивидуальный опыт контактов в раннем возрасте . Это происходит из-за того, что крошечного щенка после прививок стараются подольше держать дома (ведь пачкает он не сильно), всячески оберегают и опекают. А результаты многих исследований показывают, что собаки, имевшие слишком мало контактов с людьми, себе подобными или другими внешними раздражителями в течение первых трех месяцев жизни (считается, что период с 3 по 12 неделю жизни имеет решающее значение в этом отношении) в более поздние периоды жизни их боятся. В данном случае полностью избавить собаку от страха перед своими сородичами практически невозможно, так как животное не воспринимает других собак, как своих соплеменников, не умеет играть и не понимает собачьего языка общения. Однако девиантное поведение можно смягчить, чтобы прогулки стали доставлять и собаке и хозяину удовольствие.

Мы попросили владельца рассказать нам, как он реагирует на девиантное поведение своей собачки Лоры. Оказалось, что когда в пределах видимости Лоры появляется другой, даже дружески настроенный пес, она начинает дрожать и просится на руки. И конечно, встревоженный хозяин берет ее, гладит, успокаивает и уносит подальше от "страшного" объекта. Эта часто встречаемая ошибка владельца называется непреднамеренным вознаграждением/поощрением . Когда родители испуганного ребенка берут его на руки и успокаивают - это является естественной реакцией. И все владельцы собак подсознательно стремятся вести себя также со своим домашним питомцем. Это приводит к двум взаимосвязанным последствиям. Во-первых, такая реакция хозяина может быть воспринята животным как поощрение и усилит, если не само чувство страха, то, по крайней мере, некоторые его поведенческие проявления. Во-вторых, тревога хозяина непреднамеренно дает собаке неверный сигнал о том, что ситуация действительно опасна, и даже сам человек ее боится. Мы посоветовали владельцу не брать Лору на руки, не успокаивать ее, т. е. полностью игнорировать проявление страха в поведении собаки. Если собака начинает вести себя испуганно, хозяину просто следует идти дальше, как будто ничего не произошло. Если страх не принимает чрезвычайно сильную форму, собака его преодолеет и пойдет вслед за хозяином.

Также в качестве систематической коррекции поведения мы предложили владельцу использовать метод десенсибилизации (выработки противоположного рефлекса). Мы посоветовали владельцу выяснить, на каком расстоянии присутствие другой собаки вызывает у Лоры чувство страха. После этого, необходимо постепенно сокращать это расстояние, все время поощряя собачку лакомством. При этом речь может идти, например, о поощрении за выполнение определенной команды или спокойное ожидание лакомства (то есть без проявления заметных признаков страха, таких как опущенная голова и хвост). Главное при этом – резко не сокращать расстояние до другой собаки (раздражителя). Допустима легкая нервозность собаки, поскольку при неоднократном воздействии раздражителя и получении вознаграждения она быстро пройдет. Однако если в какой-то момент собака очень сильно испугается, значит упражнение выполняется неправильно и необходимо вновь снизить интенсивность раздражения до уровня, при котором собака не испытывает страх.

Для коррекции подобного поведения часто используется метод упреждающего вмешательства . Он заключается в том, что если владелец собаки обнаружит раздражитель, вызывающий у нее испуг, когда тот еще находится на некотором расстоянии, а собака при этом не проявляет страх, необходимо подозвать ее, поощрить за послушание лакомством, подать несколько команд и вознаградить собаку за их правильное выполнение в то время когда мимо нее движется этот раздражитель. Но для Лоры, веселой и игривой собачки, мы предложили использовать метод Кемпбелла (jolly routine) , похожий на метод упреждающего вмешательства. Вместо того, чтобы подзывать Лору к себе, заметив приближение другой собаки, и поощрять ее лакомством за послушание, мы порекомендовали использовать метод "веселой игры" (jolly routine). Это означает делать то, что больше всего нравится собаке, заставляет ее вилять хвостом и пробуждает в ней игривость. В нашем случае Лора забывала обо всем на свете при виде любимого мячика. Его то мы и посоветовали брать с собой на каждую прогулку. Как и метод упреждающего вмешательства посредством использования лакомства, метод "веселой игры", которая начинается совсем незадолго до проявления страха, позволяет инициировать и затем поощрить поведение, несовместимое с девиантным, и поэтому является одним из способов выработки противоположного условного рефлекса. Дополнительным преимуществом этого метода является то, что в результате у собаки вырабатывается положительное отношение к проявлению определенной поведенческой реакции, а это способствует общему изменению отношения собаки к ситуации, вызывающей у нее испуг.

Наш кокер-спаниель скоро должен выставляться. Но у нас - проблемы, связанные с подготовкой его шерсти: он совсем не дает себя расчесывать и стричь. Ему - 1,5 года, и каждая стрижка - это битва "не на жизнь, а на смерть". В прошлый раз его стригла мастер. Она сказала, что наш пес - невоспитанный, и, если мы его не будем регулярно расчесывать, то он может даже заболеть, а о выставках вообще можно забыть. Но нам просто страшно к нему подойти с расческой: он кусается, и притом, достаточно серьезно. Что же нам делать: мы его очень любим - в остальном, Эрвин замечательный ласковый пес.

В данном случае хозяева "упустили момент": выяснилось, что впервые Эрвина попытались серьезно расчесать только в возрасте 4-5 месяцев, причем, когда шерсть уже основательно спуталась. Естественно, щенок, не привыкший к подобным ощущениям, стал сопротивляться, визжать и попытался кусаться. Решив больше не мучить собаку, люди отступили. В дальнейшем история повторялась много раз, только подросший пес стал бороться уже не на шутку. Процесс груминга стал ассоциироваться у собаки с неприятными болезненными ощущениями, а агрессивное поведение прочно закрепилось, как способ избежать ненавистной процедуры. Результат - животное убегает и рычит, даже просто увидев в руках расческу или ножницы. По счастью, Эрвин в других случаях никогда не проявлял агрессию и был вполне покладистым и дружелюбным, когда дело не касалось ухода за его шерстью.

Поэтому, основная задача владельца в этой ситуации - исключить агрессию самозащиты животного перед неприятной для него процедурой, закрепив спокойное поведение. Перед проведением занятий мы порекомендовали коротко подстричь собаку (конечно, с применением успокоительного средства, выписанного ветврачом), чтобы избежать спутывания шерсти и связанных с этим болезненных ощущений во время расчесывания. Затем для владельцев был разработан курс систематических занятий с Эрвином, который мы разбили на несколько этапов.

  1. Приучить животное спокойно относиться вначале просто к расческе в руке, не дотрагиваясь ею до шерсти. Начинать надо с ситуаций, не вызывающих беспокойство у собаки. Поощрять только спокойное поведение животного. Например, пусть расческа просто лежит на виду у собаки, а Вы дайте ей любимое лакомство и похвалите. Через несколько занятий инструмент можно будет постепенно взять в руку, не направляя его в сторону собаки.
  2. Прикасаться расческой к наименее чувствительным участкам тела, например к спине при спокойном отношении собаки.
  3. Проводить расческой по спине, бокам.
  4. Прикасаться расческой к более чувствительным участкам (уши, лапы, живот и т.д.)
  5. Проводить расческой по чувствительным участкам тела.
  6. Полностью расчесывать животное.

Главное условие: нельзя переходить к следующему этапу занятий, если собака испытывает даже легкое беспокойство на предыдущем. Никогда не давать лакомство при проявлениях оборонительного поведения. Если такое происходит, вернитесь к предыдущему этапу - спешить нельзя ни в коем случае.

Таким же образом нужно приучить Эрвина к ножницам, триммингу, машинке.

Л. Дмитриева
Н. Петровская

Вконтакте

Сведения о поведении животных были накоплены людьми на протяжении многих веков. Постепенно сформировалось представление о том, что оно складывается из двух основных компонентов — и обучения. Ряд биологов, начиная с Ч. , выделяют и третий фактор — элементарную рассудочную деятельность. Она обусловливает поведение животного в новых, внезапно возникающих условиях, реакция на которые не предусмотрена ни , ни результатами предшествующего обучения. Биологические основы поведения животных и его значение для приспособления их к в ходе индивидуального развития и в процессе изучает наука этология (от греческих слов ethos — нрав, характер и logos — учение). Основной предмет исследования этологии составляют . Обучение и рассудочную деятельность животных изучают зоопсихология и физиология .

В своей работе этологи опираются прежде всего на наблюдения и тщательное описание поведения животных в естественных условиях. Используя киносъемку, магнитофонные записи, хронометраж, этологи составляют перечни характерных для вида актов поведения — этограммы. Сравнительный анализ этограмм разных видов лежит в основе изучения поведения животных.

Как самостоятельное научное направление этология оформилась в 30-е гг. нашего века. Ее основоположники — австрийский ученый К. Лоренц и нидерландский ученый Н. Тинберген. Наблюдая за поведением животных в естественных условиях или в неволе, они выяснили основные особенности как сложных врожденных двигательных реакций, описали врожденное опознавание ключевых стимулов (см. ) и их роль в запуске инстинктивных реакций. Ученые исследовали те внутренние механизмы, которые контролируют , и тем самым заложили основу контакта этологии с физиологией.

Поведение животных имеет важное значение в их приспособлении к (см. ). Это одна из центральных проблем, которыми занимаются этологи.

Большое внимание уделяется изучению индивидуального развития поведения животных. Какова роль врожденного и приобретенного в их поведении?

Как и любой признак организма, поведенческие признаки обусловлены генетической программой при большем или меньшем воздействии внешних факторов. Подопытных животных воспитывали в изоляции от воздействия определенных факторов внешней среды, например без контакта с сородичами или без доступа к какому-то виду пищи. Оказалось, что одни признаки поведения — инстинктивные действия — развиваются у животного независимо от индивидуального опыта или же требуют воздействия среды лишь в определенный, чувствительный период развития (см. ). Способность к развитию других признаков, хотя и заложена в генетической программе, полностью реализуется в только при дополнительном обучении.

Изучая общественное поведение животных, этологи установили, что многообразные и сложные обеспечивают их рассредоточение в пространстве и поддерживают определенную гармонию при в сообществе.

В отличие от растений животные гораздо сложнее отвечают на действие различных раздражителей. Они реагируют на пищу, свет, температуру и влажность воздуха и почвы, различные пахучие вещества. Они могут приблизиться к раздражителю или, наоборот, уйти от него. Дождевые черви, например, по запаху приползают к местам, где имеются гниющие листья и корни растений, разлагающийся навоз. Они выползают на поверхность почвы при сильном ее увлажнении водой и уходят в глубокие ее слои при похолодании.

Животные всегда совершают какие-либо действия: отыскивают пищу, убежища от жары или холода, укромные мета для сна или выведения потомства. В случае опасности многие из них принимают угрожающую позу. Рыбы, например, расправляют плавники, приподнимают жаберные крышки, что создает впечатление больших размеров тела. Некоторые животные при опасности «притворяются» мертвыми, выпускают зловонную жидкость или просто спасаются бегством.

Все действия животного в ответ на раздражители называют поведением.

Поведение животных бывает врожденным и приобретенным. Врожденное поведение у всех животных одного вида проявляется одинаково. Оно передается потомству от родителей по наследству. Например, все пауки- крестовики одного вида строят ловчие одинаковые сети. При этом они вначале натягивают паутинные нити в виде многоугольной рамы, затем соединяют верхнюю и нижнюю ее стороны, проводят паутинные нити от центра к краям, соединяют радиусы ловчей сети спиральной нитью и т. д. паучков, появившихся на свет из отложенных самками яиц, никто не обучает сложному ремеслу постройки ловчей сети. Однако все они делают такие же сети, какие делали их предки.

Родившиеся волчата в первые часы жизни, находясь около матери, беспорядно тычутся мордочками в ее шерсть. Наткнувшись на сосок, начинают губами и языком совершать сосательные движения. Молоко попадает в рот, и волчонок глотает его. Это врожденное действие. Во время сосание волчонок ощущает запах матери, тепло ее тела. Прозрев, детеныши видят свою мать. Ее внешний вид связывается у них со вкусом пищи. С течением времени у подрастающих волчат устанавливается такая же связь с видом и запахом полевой мыши, зайца, птицы. Увидев добычу или ощутив ее запах, волчонок начинает преследовать ее. Поведение волчат, связанное с видом и запахом матери, кормящей их молоком, видом и запахом добычи, охотником с ружьем и другими сигналами, приобретается в течение их жизни. Такое поведение не передается от родителей к детям.

Наиболее сложным поведением отличаются животные, у которых хорошо развита нервная система и органы чувств. К ним относятся пауки, насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Пчелы, например, строят соты, собирают с цветков растений нектар и пыльцу, в ячейках сот нектар превращается в мед, которым пчелы кормят личинок и питаются зимой сами. Найдя обилие цветущих растений и возвратившись в улей, пчелы – сборщики нектара как бы рассказывают в танцах расположение обнаруженного места с цветущими растениями. Другие пчелы следят за танцовщиками, а затем летят в указанном направлении.

Птицы совершают большие перелеты, выбирают места для гнездования, откладывают и насиживают яйца, кормят птенцов и учат их находить корм.

Поведение животных гораздо сложнее поведения растений. Чем сложнее строение нервной системы животного, тем сложнее его поведение. Врожденное и приобретенное поведение помогает животным выжить в сложных условиях взаимодействия живой и неживой природы.

Изучив поведение различных животных, меня больше всего заинтересовало поведение птиц и я решила исследовать их поведение в домашних условиях, изучить различное проявление активности, выяснить влияние погодных условий, температурного режима в помещении и освещения на поведение птиц. Исследование проводила дома, изучая поведение волнистых попугайчиков.

В клетке живут два попугая (самка и самец). Самку зовут Люся ей 1 год, а самца-Яша ему 3 года. Оба попугая ярко-зелёного и лимонного цветов, На щёчках синие пятнышки. Они живут в большой клетке, где расположены 2 жердочки, 2 кольца для забавы птиц, а так же лестница, которая соединяет верхнюю и нижнюю жердочки. Попугаи очень активные, часто летают по комнате. Главное составляющее их питания-просо нескольких видов, а так же в корм добавляются различные виды минералов.

Птицы – одна из наиболее интересных групп позвоночных животных для исследования. Они обладают достаточно развитым головным мозгом, имеют высокий уровень обмена веществ, очень подвижны.

Поведение животных

Поведение – это направленные вовне действия организма в ответ на внешние или внутренние стимулы. Эти действия изменяют взаимоотношения организма с окружающей средой и способствуют, в конечном итоге, сохранению вида. Реакции могут быть самыми различными: от простейших движений на свет до брачных игр и защиты территории. Изучают поведение этология , зоопсихология и другие науки. В настоящее время для этого нередко используются современные технические средства: видео- и звукозаписывающие устройства, миниатюрные датчики, имплантированные в тело животного, и т. п.

Поведение можно условно разделить на врождённое и приобретённое. У растений все формы поведения являются врождёнными, в то время как у животных (особенно у высокоорганизованных) просматриваются оба типа поведения.

Врождённое поведение наследуется организмом от предков; простейшими формами врождённого поведения являются ориентация, таксис и кинез. Ориентация – это изменение положения отдельных частей организма по отношению к опоре или друг к другу. Таксис – это направленное движение всего организма в целом, вызванное внешним стимулом. Кинез , в отличие от таксиса, – реакция ненаправленная, зависящая от интенсивности стимула, но не от его направления. В качестве примера можно привести поведение мокриц в камере, разделённой на сухую и влажную половины. Мокрицы скапливаются во влажной половине, проявляя тем самым положительный гидротаксис. С другой стороны, если сравнить скорость беспорядочного движения мокриц в сухой и влажной камере, то выяснится, что на сухой половине, пытаясь найти более подходящие для себя условия, они двигаются быстрее – это пример кинеза.

Более сложной формой поведения является рефлекс . Безусловный рефлекс – это непроизвольная стереотипная реакция организма на внешний стимул, передающаяся по наследству. Это, например, отдергивание конечности от причиняющего боль раздражителя или реакция, направленная на поддержание равновесия. Безусловные рефлексы, как правило, не требуют координации со стороны головного мозга, однако могут видоизменяться под его влиянием; в этом случае рефлекс будет называться условным.

Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида. У животных, которым отпущен короткий срок жизни, они зачастую имеют преобладающее значение, но и у долгоживущих видов они не менее важны. Вот некоторые формы инстинктивного поведения:

    Защита занимаемой территории от других особей вида. Поисками территории обычно занимается самец; нередко он метит границы своей территории, оставляя пахучий след. При движении посторонних вглубь его участка самец использует для отпугивания угрожающие звуки, позы и телодвижения; иногда могут происходить и драки. Наиболее слабые особи часто не получают своей территории, что способствует выживанию сильнейших.

  • Агрессия – комплекс реакций, направленных против другого индивидуума, обычно для защиты территории, партнёра или потомства или установления социальной иерархии. Как правило, агрессивность находит выход в ритуальных поединках и не приводит к настоящим дракам.
  • Смещённая активность. Нередко во время стресса животное начинает осуществлять деятельность, никак не связанную с данной ситуацией. Так, человек может кусать ногти или барабанить пальцами по столу во время нервных стрессов. Сходная форма поведения существует и при переносе активности на другой объект, который не может быть пусковым стимулом (например, раздражение против кого-то, кто не является виновником произошедших событий).

    Социальная иерархия – расположение животных в постоянных или временных сообществах по рангам. Положение в иерархии зависит от размеров, силы, выносливости и агрессивности животного и обычно устанавливается при помощи каких-то агрессивных форм поведения. Социальная иерархия уменьшает агрессивность особей, связанную с питанием и размножением, избавляет животных от лишних драк и повышает жизнеспособность вида в целом. Термин «социальная иерархия» можно применить и к человеческим сообществам.

    Общественная организация – явление, когда животные образуют прочные сообщества (стая, улей, муравейник), внутри которого члены сообщества играют разные роли. Общественная организация может быть необходима для добывания пищи, размножения или, например, защиты от врагов и повышает жизнеспособность сообщества в целом. Подобная форма поведения свойственна некоторым позвоночным (как правило, у них отдельные члены сообщества могут меняться ролями) и общественным насекомым – пчёлам, муравьям и термитам, у которых роль индивидуума определяется строением тела и «закреплена» за ним наследственно (генетически). У этих насекомых имеется плодовитая самка, несколько сот плодовитых самцов и тысячи стерильных самок (рабочих особей).

Реакция животных на стимулы в значительной мере зависит от множества внешних или внутренних факторов. Так, реакция на пищу у животного, испытывающего голод, будет другой, нежели у сытого животного. В свою очередь, внешняя опасность может заставить животное подождать с едой до тех пор, пока опасность не минует. Совокупность подобных факторов называется мотивацией .

У большинства животных (за исключением примитивных форм, у которых отсутствует нервная система) возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.

Природа памяти не раскрыта до сих пор. Возможно, к ней имеет отношение существование замкнутых цепей нейронов, в которых возбуждение может циркулировать по кругу, сохраняя таким образом информацию. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что в таких системах информация может храниться только небольшое время. Нарушения кратковременной памяти могут происходить в процессе старения или при сотрясении головного мозга. По другой гипотезе, память, особенно её долговременная составляющая, связаны с устойчивыми биохимическими изменениями в головном мозге, что подтверждается введением нервной ткани обученных животных в мозг необученным (при этом сокращается время научения). По-видимому, память – совокупность как перечисленных механизмов, так и других, о которых мы имеем весьма смутное представление.

Можно выделить следующие формы научения:

Привыкание – угасание реакции на повторяющийся стимул, не подкрепляемый поощрением или наказанием;

- условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный;

- научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем;

Импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно;

- латентное научение – исследование новой обстановки, которое не имеет непосредственной необходимости сейчас, но будет иметь жизненно важное значение в дальнейшем;

Инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).

Сложно представить современного обладателя загородного дома или дачи без любимого четвероногого члена семьи. Многие заводят собаку для охраны своего участка и получают в ее лице отличного неподкупного сторожа. Кто-то находит в питомце настоящего друга на всю жизнь.

Собакам, как и людям, свойственны некоторые поведенческие проблемы, которые будут раздражать вас. В этой статье мы собрали несколько рекомендаций, которые помогут понять, почему питомец ведет себя таким образом, и как помочь ему в избавлении от вредных привычек, чтобы ваше совместное сосуществование было счастливым.

Лай

Чаще всего животное делает это для привлечения вашего внимания, если что-то тревожит или страшит его. Несколько советов помогут разобраться, как поступать в такие моменты:

  1. Возьмите пустую банку из-под содовой и киньте в нее несколько монет или камушков, чтобы при встряхивании она издавала неприятный для собаки звук. Теперь, когда она начнет лаять в следующий раз, твердо скомандуйте «Тихо!» и встряхните банку. Резкий звук испугает животное, вынуждая прекратить лай. Такой метод также позволит обучить собаку данной команде.
  2. Если ваш питомец принимается лаять, когда вас нет дома, то причиной тому является реакция на вынужденную разлуку. Перед тем, как уйти, потрите руками игрушку, которую он любит жевать больше всего. Запах будет успокаивать собаку, отвлекая от лая. Полая косточка, нафаршированная сыром или арахисовым маслом, также надолго займет внимание животного.

Кошки могут производить около 100 различных голосовых звуков, а собаки всего 10.

Рытье земли

Есть несколько действенных способов, чтобы отучить животное раскапывать ваш двор:

  1. Выройте яму в том месте, где собака больше всего любит копать. Надуйте несколько воздушных шаров, поместите их внутрь, а сверху присыпьте землей. Когда животное прибежит раскапывать рыхлую землю, шарик лопнет от когтей и отпугнет собаку от этого места.
  2. Если ваша маленькая собака роет землю в саду, бросьте несколько нафталиновых шариков в банку из-под кофе. Закройте крышку и заклейте щели скотчем или изолентой. Шилом проделайте маленькие отверстия. Теперь разложите банки в тех местах, где шкодит ваш любимец. Запах нафталина отпугнет животное, но имейте в виду, что это вещество токсично, поэтому удостоверьтесь, что собака не сможет проникнуть в банку и съесть содержимое.
  3. Кошкам нравится однородная почва, поэтому, если вы вкопаете сосновые шишки или древесную щепу в землю, текстура грунта вашего сада перестанет быть привлекательной для них. Потеряв интерес, кошка будет заниматься другими делами;
  4. Если ваш кот проводит много времени, копаясь в лотке, это сигнал к тому, что вы убираете его недостаточно часто. Проводите ежедневную уборку и периодически меняйте наполнитель, особенно, если у вас несколько кошек.

Прыжки

Наблюдайте за «языком тела» собаки. Как только вы увидите, что она готовится к прыжку, строго скажите ей: «Нельзя!». После этого отвернитесь и уходите, не обращая на животное внимания. Так в его голове закрепится мысль, что в результате прыжков его игнорируют, а это является противоположной реакцией той, которую ждет собака.

В следующий раз, когда ваш любимец попытается поприветствовать вас прыжком с самого порога, поймайте его за передние лапы, чтобы он стоял только на задних. Удерживайте его в таком положении, пока не почувствуете, что собаке это не нравится. После этого опустите лапы и скажите: «Нельзя!». Таким образом, животное поймет, что прыжки влекут за собой дискомфорт.

Жевание

Чтобы ваш четвероногий друг не сгрыз всю дачную мебель, опрыскайте деревянные изделия гвоздичным маслом.

Если у щенка режутся зубы, положите одну из игрушек, которую он любит грызть, в морозилку на несколько часов. Холод действует успокаивающе на воспаленные десны.

Иногда чрезмерное жевание является признаком скуки. У разных пород различная степень активности, поэтому пообщайтесь с ветеринаром, чтобы понять, сколько тренировок необходимо вашему питомцу. Почаще гуляйте с собакой и отпускайте побегать во дворе. Можно также договориться с соседями о совместных играх для собак.

Скука

Чтобы облегчить пребывание животного в одиночестве дома целый день, пока вы на работе, включите телевизор (или другой источник видео сигнала). Многих собак и кошек это отвлекает. На некоторых также позитивно влияет музыка.

Позвоните по телефону себе домой, поговорив с автоответчиком. Это также развеет скуку вашего любимца.

Расположенная за окном кормушка для птиц займет внимание кошки на многие часы. Аквариум с рыбами (и закрытым верхом!) действует на них также.

Собакам всегда необходимы их игрушки. Пока они жуют, одиночество не действует так тягостно.

Довольно интересный вопрос – почему собаки и кошки едят траву? Большинство поедает зелень, а затем происходит рвота. Однозначного мнения о причинах не существует, но многие считают, что таким образом выводятся вредные токсины из их организма. Другие полагают, что питомцам просто нравится вкус травы. В любом случае, все сходятся на том, что вреда поедание травы не приносит (если вы не обрабатываете свой участок химикатами).

Если ваша собака не ест в течение 48 часов, а кошка – 36 часов, вызывайте ветеринара. Это может быть признаком глубокой депрессии (да, совсем как у людей). Если вы замечаете первые признаки регулярного проявления тоски у животного:

  1. Увеличьте количество прогулок и игр на свежем воздухе.
  2. Установите зеркало, чтобы питомец видел свое отражение. Это поможет проще переносить ваше отсутствие.
  3. Всегда позволяйте ему присутствовать при визитах гостей в ваш дом.
  4. Новые друзья всегда благотворно сказываются на настроении собаки.

Встречайтесь с соседями почаще, пусть ваши животные играют друг с другом

Всегда наблюдайте за состоянием питомцев и никогда не бойтесь проявлять излишки внимания, когда это возможно. Тогда у вашего дома будет надежный сторож на протяжении всего дня, который с радостью будет встречать вас с порога.