Дрессировка английского кокер спаниеля в домашних условиях. Воспитание кокер-спаниеля английского хотя бы в минимальном объеме, дело нужное для всех владельцев

Дрессировка спаниеля имеет целью выработать у него необходимые навыки, облегчающие натаску его и дальнейшее использование на охоте. В процессе дрессировки спаниеля приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде; ложиться по сигналу; подавать предметы; к воде и плаванию; к правильному поиску "челноком".

Инвентарь для дрессировки

Для дрессировки спаниеля требуется следующий инвентарь: удлиненный веревочный поводок длиною 15 – 20 м, толщиной 8 мм с карабином на одном конце и тремя узлами на другом, завязанными на расстоянии 0,5 м один от другого. Карабин служит для прикрепления поводка к ошейнику. Узлы на конце поводка предохраняют его от растрёпывания, а также мешают его скольжению, когда дрессировщик наступает на него. Удлиненный поводок используется для воздействия на собаку на расстоянии с целью закрепить команды: "нельзя", "ко мне", "рядом" и "лежать", а также отучить собаку от гоньбы птицы после ее подъема.

"Строгий" ошейник применяется очень редко и необходим только при дрессировке упрямых собак.

Свисток, однотонный, роговой или металлический, носится на шее на шнуре. Используется для подзыва и укладки собаки, когда она находится на большом расстоянии от дрессировщика.

Поноски (матерчатая и деревянная) используются для приучения собаки подавать предметы с суши и воды.

Прутик из лозы длиною 0,75 м необходим только в момент приучения собаки ходить рядом с дрессировщиком без поводка, а также при отработке команды "нельзя".

Сумка для ношения "лакомства" носится на поясном ремне, с левой стороны туловища.

Инвентарь для дрессировки должен всегда содержаться в порядке, а после использования должен быть вычищен и убран.

Приучение ходить рядом

Чтобы собака не мешала охотнику во время переходов, а также для сохранения сил собаки, ее приучают по команде двигаться рядом с дрессировщиком, с его, левой стороны как на поводке, так и без поводка. Приучать к этому можно начинать с шестимесячного возраста собаки, сразу после ее приучения к ошейнику и свободному движению на поводке.

Местом для занятий с собакой, может служить двор, парк, поле, луг или редкий лес.

Чтобы собака находилась у левой ноги дрессировщика, служит команда "рядом", которая сопровождается легким похлопыванием левой рукой по бедру. Приучают собаку двигаться рядом следующим порядком. К ошейнику собаки пристегивается обычный поводок и подается команда, "рядом", после чего собаку подтягивают поводком так, чтобы ее правая лопатка находилась у левой ноги дрессировщика. После этого дрессировщик начинает двигаться с собакой, постепенно, на ходу, ослабляя поводок. Если собака выбегает вперед, дрессировщик произносит команду "рядом", сопровождая ее легким рывком поводка, возвращая этим собаку к левой ноге. Принятое собакой правильное положение закрепляется "лакомством" и сглаживанием. Все это производится дрессировщиком в движении, без приостановки. Вначале движение с собакой производится шагом в прямом направлении или по большому кругу. В дальнейшем прием усложняют тем, что изменяют темп движения и вводят повороты сначала направо, затем налево и впоследствии поворот кругом, который производится через правое плечо.

Приучив собаку ходить рядом на поводке, начинают приучать ее ходить рядом без поводка. Если при этом собака выбегает вперед, подают команду "рядом" и "сопровождают ее легким ударом прутика по крупу. Когда собака примет правильное положение, ее поощряют.

Убедившись, что собака при выбегании вперед после команды "рядом" и без воздействий поводка или прутика быстро возвращается и занимает правильное положение около левой ноги дрессировщика, поводок выпускают из рук, и бросают его на землю. После этого, в случаях, когда собака снова выбегает вперед или в сторону, подают команду "рядом" и одновременно с этим наступают левой ногой на поводок, что вызывает рывок. В дальнейшем, при четком выполнении команды "рядом", поводок снимается, и движение с собакой производится без него.

Приучение садиться по команде

Для того, чтобы удобнее и быстрее надеть на собаку необходимое снаряжение или снять его, надо предварительно посадить собаку.

К отработке настоящего приема приступают после приучения собаки ходить рядом на поводке.

Чтобы приучить собаку садиться по команде, применяют один из трех нижеуказанных способов.

Первый способ – с помощью "лакомства". При этом способе собака должна быть на поводке. Дрессировщик берет в правую руку "лакомство", показывает его собаке, произносит команду "сидеть", после чего поднимает руку с "лакомством" над ее головой. Это заставляет собаку поднимать голову и побуждает ее сесть. Положение посадки закрепляется "лакомством" и сглаживанием.

Второй способ – с помощью нажима на крестец собаки. При этом способе собака также должна быть на поводке. Дрессировщик правой рукой берет поводок на расстоянии 10-15 см от ошейника, произносит команду "сидеть" и движением правой руки осаживает собаку назад, а левой рукой нажимает на ее крестец. Когда собака сядет, дрессировщик, не снимая левой руки с крестца, поощряет ее "лакомством" и сглаживанием.

При попытке собаки встать дрессировщик вновь подает команду "сидеть", сопровождая ее нажимом руки на крестец.

Третий способ – с помощью прутика. При данном способе собака должна быть на поводке и находиться около левой ноги. Дрессировщик подает команду "сидеть", вслед за которой незаметно для собаки наносит ей легкий удар кончиком прутика по крупу. Под воздействием удара собака быстро опускает круп, т.е. садится. Когда собака сядет, дрессировщик поощряет ее, дает "лакомство" и оглаживает. Перед ударом прутик держится подмышкой левой руки. Удар наносится правой рукой опусканием прутика на круп собаки вдоль левого бока дрессировщика.

В последующих занятиях выполнение приема усложняют. Собаку постепенно приучают сохранять сидячее положение на месте в продолжении 1 – 2 мин. При попытках собаки изменить свое положение дрессировщик немедленно повторяет команду "сидеть", сопровождая ее легким рывком поводка назад.

В дальнейшем каждый раз при подходе собаки к дрессировщику по подзыву подастся команда "сидеть", за выполнение которой собака поощряется.

После нескольких таких повторении подача команды "сидеть" при подходе собаки к дрессировщику прекращается, так как у собаки вырабатывается навык самостоятельно садиться перед дрессировщиком.

Приучение ложиться по сигналу

Приучить спаниеля ложиться по команде, жесту или свистку является одним из наиболее необходимых приемов, непосредственно влияющих на успех использования спаниеля при охоте на птицу.

Четкое выполнение спаниелем сигнала "лежать" дает возможность уложить его в момент причуивания им птицы, чтобы ближе подойти к собаке для более верного выстрела и после этого послать ее поднять птицу на крыло. Помимо этого, сигнал "лежать" дает возможность уложить спаниеля после подъема птицы на крыло. Это предупреждает от погони собаки за птицей и гарантирует охотника от случайного выстрела по собаке в момент, когда поднятая ею птица летит низом.

Сначала собаку приучают ложиться около дрессировщика только по команде. Для этого дрессировщик, имея собаку на поводке, подает команду "лежать", быстро нагибается и левой рукой нажимает на холку собаки, а правой, перехватив поводок ближе к ошейнику, делает рывок вниз, чем побуждает собаку принять лежачее положение. Когда собака ляжет, дрессировщик удерживает ее в этом положении левой рукой, лежащей на холке, а правой дает ей "лакомство".

Путем повторения этих действий у собаки вырабатывается навык ложиться только по одной команде "лежать", без давления на холку и рывка поводком.

После этого собаку постепенно приучают сохранять лежачее положение, когда от нее отойдет дрессировщик, в продолжение 1 – 2 мин. Для этого дрессировщик, положив собаку, еще раз повторяет команду "лежать", а затем отходит от нее на один-два шага вперед. При попытках собаки встать дрессировщик повторяет команду "лежать", сопровождая ее легким рывком поводка вниз.

В последующих занятиях собаку приучают выполнять команды на расстоянии. Для этого собака должна быть на удлиненном поводке. Дрессировщик ловит момент, когда собака во время прогулки будет находиться от него в двух-трех шагах, и подает команду "лежать". Если собака не выполняет команду, он подает выпад вперед правой погон и ударяет ладонью правой руки сверху по поводку, побуждая этим ее лечь. Для того, чтобы получился рывок, поводок у дрессировщика должен быть в левой руке и слегка натянутым. Каждый раз, как только собака ляжет, дрессировщик должен подойти к ней и поощрить ее. При этом надо следить, чтобы собака не изменяла своего положения до команды "рядом" или "гулять".

Расстояние, на котором подаются команды, постепенно увеличивают до 15 – 20 м от собаки (длина удлиненного поводка).

Жестом-сигналом "лежать" является поднятие правой руки вертикально вверх, ладонью от себя.

Чтобы приучить собаку ложиться по жесту, дрессировщик каждый раз перед командой "лежать" должен подать соответствующий жест. Путем повторений у собаки вырабатывается прочный навык ложиться по одному жесту, без словесной команды "лежать".

Один продолжительный свисток служит для собаки сигналом "лежать".

Чтобы приучить собаку ложиться по свистку, дрессировщик поступает так же, как и во время приучения ложиться по жесту, т.е. каждый раз перед командой "лежать" подает соответствующий сигнал свистком. Путем повторений у собаки вырабатывается такой же прочный навык ложиться только по одному сигналу свистком, не сопровождаемому словесной командой "лежать".

Для выработки быстроты и безотказности в выполнении приема собаку следует, как можно чаще тренировать. Для этого целесообразно укладывать собаку на прогулках в моменты, когда ее внимание чем-либо отвлечено.

На прогулках собака должна быть на удлиненном поводке, чтобы дрессировщик в любой момент мог заставить ее лечь.

После того, как собака будет безотказно выполнять этот прием, дрессировщик на занятиях и прогулках опускает поводок из рук, давая этим собаке возможность дальше отходить от него. Дальнейшая тренировка должна проходить на большем расстоянии от дрессировщика и постепенно достичь до 30 – 40 шагов.

После того как у собаки выработается прочный навык быстро и безотказно ложиться по первому сигналу дрессировщика в любой обстановке, на расстоянии до 40 шагов, надобность в удлиненном поводке отпадает. На занятиях и прогулках поводок можно отстегивать и без него проводить тренировку.

Приучение к подаче

К спаниелю предъявляется обязательное требование – уметь правильно и безотказно по первой команде охотника подавать убитую дичь как на суше, так и из воды. Каждый породный спаниель обладает врожденной склонностью к подаче, но это совершенно не означает, что каждый спаниель без дополнительной дрессировки будет аккуратно брать убитую дичь, т.е. не мять ее, всегда безотказно плыть за ней и подавать ее в руки охотника. Вот поэтому и необходимо приучить спаниеля к правильной и безотказной подаче, а не ждать проявления этого качества, когда собака вырастет, и с нею начнут охотиться. Чтобы приучить спаниеля к подаче птицы, существует несколько различных способов.

Учитывая мягкий характер спаниеля, разберем один из способов, наиболее для него подходящий и более доступный для начинающего охотника и молодого дрессировщика, – способ приучения на "оживление предмета".

Приучать собаку подавать предметы можно начинать с шестимесячного возраста, но обязательно после того, как она приучится к ошейнику, свободному движению на поводке и подходу к дрессировщику.

Место для занятий вначале должно быть таким, где бы внимание собаки как можно меньше отвлекалось.

Чтобы получить хорошие результаты в дрессировке, собаку не следует часто посылать за поноской, так как этим можно утомить ее и угасить стремление к подаче.

Чтобы приучить собаку к подаче, дрессировщик, имея собаку на удлиненном поводке, играет с ней, чем возбуждает ее, затем показывает ей мягкую матерчатую поноску, дает команду "подать", после чего легкими ударами поноски вызывает у собаки стремление схватить ее. Уловив это, дрессировщик повторяет команду "подать" и бросает поноску от себя вперед на 8 – 10 шагов.

Собаку, схватившую поноску, дрессировщик задерживает поводком, не допуская при этом рывков. Затем укорачивает поводок, приближает к себе собаку, берется за поноску и произносит команду "дай", после чего отбирает поноску, а собаку поощряет "лакомством" и поглаживанием.

Если собака отказывается поднять поноску или выбрасывает ее из пасти, дрессировщик "оживляет" поноску подталкиванием ногой и одновременно дает команду "подать".

В последующих занятиях игра с собакой перед посылом ее за поноской постепенно сокращается, а затем совершенно ликвидируется. С момента, когда собака начнет подавать поноску без поддразнивания, необходимо ввести небольшую, вначале 15-секундную, выдержку между бросанием поноски и посылом за ней собаки. Для этого после броска дрессировщик поводком удерживает собаку, затем подает команду "подать" и освобождает поводок.

Выдержка между броском поноски и посылом за ней собаки постепенно увеличивается до одной минуты. Одновременно с этим постепенно увеличивается и дальность броска поноски.

После того, как собака приучится садиться по команде и начнет подавать поноску с выдержкой, т.е. не бросаться вслед за брошенной поноской, необходимо ввести посадку в прием подачи предметов. Для этого дрессировщик перед броском поноски и при подходе собаки с поноской подает команду "сидеть" и требует ее выполнения. Пока собака не выполнит команду "сидеть", он не бросает поноску. Дрессировщик также не отбирает у нее поноску до момента посадки собаки перед ним с поноской в зубах. В дальнейшем легкая матерчатая поноска заменяется деревянной, а непосредственно на охоте – свежеубитой уткой, тетеревом или фазаном. При переходе с матерчатой поноски на деревянную весьма полезно ее середину обернуть хлопчатобумажной материей, чтобы переход к новому предмету сделать менее заметным. Когда собака приучается подавать способом на "оживление предмета", нельзя произносить команды с угрожающей интонацией, нельзя применять рывки поводком, а также какие-либо принуждения.

Приучение к воде и плаванию

Приучать спаниеля к воде и плаванию можно начинать с шестимесячного возраста, после того как он привыкнет подавать предметы.

Приучать собаку к воде надо в жаркий летний день на небольшом мелком водоеме с отлогими берегами.

В процессе приучения собаки к воде нельзя допускать какие-либо принуждения, а также кричать или подавать команды с угрожающей интонацией, чтобы не воспитать у собаки нежелательной условной связи – вида воды с получением болевого ощущения (боязни воды).

Чтобы побудить собаку войти в воду, используется привычная для нее деревянная поноска. Поноска показывается собаке и с командой "подать" бросается дрессировщиком на расстояние не далее одного метра от берега, на мелком месте, где собака могла бы свободно подойти "и взять поноску. За каждый принос поноски дрессировщик поощряет собаку "лакомством" и сглаживанием. После нескольких подач поноски с мелкого места, убедившись в том, что собака освоилась с водой, идет в воду охотно и быстро, можно начинать забрасывать поноску на более глубокие места. В результате наступает момент, когда собака, достигнув глубины, теряет почву под ногами, проявляет боязнь, но, видя впереди себя близко плавающую поноску, делает несколько инстинктивных плавательных движений, хватает поноску в зубы и возвращается к дрессировщику.

Повторив еще раз посыл собаки за поноской, брошенной на это же место, занятия следует прекратить, а собаке дать возможность побегать и поваляться в траве.

В последующих занятиях с собакой дальность заброса поноски от берега постепенно увеличивают до 25 – 30 м. Чтобы не переутомить собаку и не снизить ее заинтересованности в подаче поноски, из воды, надо в течение одного занятия посылать ее в воду не более трех раз.

Приучение к поиску "челноком"

Поиск "челноком" или правильный поиск собаки считается такой, когда собака обыскивает участок местности, двигаясь впереди охотника слева направо и справа налево, каждый раз отходя от него на одинаковое расстояние (рис. 17).

Такой поиск является наиболее продуктивным, он дает возможность собаке обыскать какой-либо участок местности более тщательно и в наиболее короткий срок.

В зависимости от дальности отхода собаки от охотника вправо и влево определяется ширина поиска. По ширине поиск может быть нормальный, излишне широкий и узкий.

Нормальным поиском спаниеля считается такой, когда собака отходит от охотника в стороны от 20 до 30 м. Такой поиск Дает возможность охотнику достаточно быстро обыскать какой-либо участок местности, а также стрелять из-под собаки каждую поднятую ею птицу, так как подъем птицы будет происходить в пределах выстрела.

Узкий поиск спаниеля (ближе 20 м) также является недостатком, так как, обыскивая слишком узкую полосу местности, собака в большинстве случаев будет поднимать только ту птицу, которую бы охотник мог поднять сам, без ее помощи. Приучать спаниеля к правильному поиску "челноком" можно приступать после того, когда он будет приучен охотно и быстро приносить брошенную поноску. Приучать собаку к поиску следует на достаточно большом участке, лучше всего на лугу, с не высокой травой, при умеренном ветре.

Приучение к поиску "челноком" поризводится следующим порядком:

Собаку берут на поводок, выводят на место занятий собаки, где и укладывают ее.

Затем отходят от собаки, поноску забрасывают в сторону на 20 – 25 шагов, после чего возвращаются к собаке и пускают ее для поиска.

Пускать собаку всегда надо, с места, находящегося под ветром от поноски; это облегчает собаке поиск и приучает ее к пользованию ветром.

Сначала пускать собаку в поиск следует с расстояния 25 – 30 шагов от поноски. В дальнейшем это расстояние постепенно увеличивается до 125 – 150 шагов.

Перед пуском собака должна быть на коротком поводке около левой ноги. Дрессировщик становится лицом к месту брошенной поноски, поворачивается направо и, пройдя 2 – 3 шага, подает команды "ищи", "подать" и одновременно с этим бросает поводок на землю. Собака, услышав знакомую ей команду "подать", бросается вперед.

Дрессировщик дает собаке возможность перегнать себя, немедленно изменяет путь своего движения в сторону поноски, внимательно наблюдая за собакой. После того, как собака удалится от него на 20 – 25 шагов, он подает два частых коротких сигнала свистком и одновременно с этим подает жест левой рукой для поиска влево, после чего, не останавливаясь, двигается влево от оси движения. Сигнал свистком привлекает внимание собаки, она приостанавливается, смотрит на ведущего, видит, что он уходит от нее, догоняет, а затем и перегоняет его. С этого момента действия дрессировщика повторяются, т.е. собаке дается возможность перегнать дрессировщика, после чего немедленно изменяется путь движения в сторону поноски. Когда собака удалится на 20 – 25 шагов в сторону от дрессировщика, он подает сигнал свистком, сопровождая это жестом правой руки, и, вновь изменяя направление, начинает двигаться вправо от оси своего движения до момента, когда собака догонит и перегонит его. Так дрессировщик своими движениями и сигналами, жестами и свистком побуждает собаку идти в поиске впереди слева направо и справа налево до момента, пока она не найдет поноску.

Когда собака найдет и подаст поноску, ее поощряют "лакомством". После нескольких минут отдыха упражнение вновь повторяют. Во время занятий упражнение в поиске поноски повторяется не более 2 – 3 раз.

Путем повторных занятий с собакой у нее вырабатывается навык искать впереди идущего охотника, двигаться вправо и влево от него и изменять направление своего движения вначале по его сигналу, а затем и без сигнала. Одновременно с этим у собаки вырабатывается и навык пользоваться во время поиска ветром.

По мере выработки у собаки правильного поиска "челноком" путь движения дрессировщика делается постепенно более прямым и в конца отработки поиска – прямолинейным. Движения дрессировщика при этом производятся медленным шагом. Отработка поиска у собаки идет все время с волочащимся коротким поводком. Это необходимо в дальнейшем, когда приучают собаку во время натаски к поиску с удлиненным поводком.

Super User

Дрессировка.

Перед тем как начать разговор о дрессировке (обучении) спаниеля, поговорим немного о ее теоретических основах - без них практически невозможно правильно обучить собаку.
Дрессировать животное - значит вырабатывать у него определенные, нужные человеку навыки и действия в результате образования условных рефлексов. Основы Дрессировки заложены в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных.
Чтобы перейти к рассказу о типах высшей нервной деятельности животных, методах дрессировки и непосредственно дрессировке вашего щенка, нельзя не сказать нескольких слов об условных и безусловных рефлексах: условные рефлексы возникают под влиянием
окружающей среды, а безусловные - это инстинктивные формы поведения животных. На базе безусловных рефлексов возникают условные, а они, в свою очередь, участвуют в осуществлении сложнейших безусловных, то есть, как видите, рефлексы находятся в постоянной взаимосвязи.
Рассмотрим такой пример. Вы хотите, чтобы собака села по команде «Сидеть!». Сидение вообще - это врожденный безусловный рефлекс. Но для того чтобы он
«сработал», вы должны выработать у собаки условный рефлекс на команду «Сидеть!». Эта команда должна сопровождаться таким раздражителем, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. Дальше я объясню, как это делается на практике, а сейчас важно, чтобы вы поняли, что условные рефлексы возникают на базе безусловных, а иногда и на основе ранее выработанных условных рефлексов. Учтите к тому же, что они могут возникать, но могут и исчезать, то есть однажды выработанный условный рефлекс, если его не отрабатывать в дальнейшем, постепенно угаснет.
А вот какие условия способствуют образованию условных рефлексов: наличие двух раздражителей, один из которых условный (команда), а другой безусловный (принуждение), например нажатие на круп при усаживании собаки; применение обоих раздражителей должно совпадать по времени. Необходимо, чтобы команда, на которую вырабатывается условный рефлекс, звучала на 1-2 секунды раньше безусловного раздражителя; многократное повторение условного раздражителя (команды) с воздействием безусловного (нажатие на круп); отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих собаку; на основе сильных безусловных рефлексов вырабатываются сильные условные; бодрость и здоровье собаки как нельзя лучше способствуют образованию условных рефлексов.
А теперь расскажу немного о методах дрессировки. Они основаны прежде всего на индивидуальном подходе к каждой собаке. Известны четыре типа высшей нервной
деятельности (к одному из них и может относится ваш питомец):

1. Холерик (возбудимый тип) - безудержный, агрессивный. У него крайне сильно выражен процесс возбуждения, преобладающий над торможением.

2. Сангвиник (подвижный тип) - в основном характеризуется тем, что у животных этого типа возбуждение и торможение легко и быстро сменяют друг друга.

3. Флегматик (инертный тип) - нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные, но условные рефлексы вырабатываются у них медленно, хотя и усваиваются надолго.

4. Меланхолик (слабый тип). Если первые три типа нервной деятельности являются сильными, то этот последний - слабый. Условные рефлексы вырабатываются с трудом и не являются стойкими.

Для большинства пород охотничьих собак, и в том числе спаниелей, крайне желателен подвижный (уравновешенный) тип нервной деятельности. Он позволяет, например, в наиболее короткий срок затормозить ненужную погонку спаниеля за взлетевшей дичью. К сожалению, надо сказать, что сейчас часть спаниелей можно отнести к возбудимому (безудержному) типу, а это отрицательно влияет на обучение их послушанию во время
охоты. Вероятно, сказывается то, что спаниели у наспорода молодая, и энтузиасты при ее становлении уделяли основное внимание экстерьеру, а не типу нервной деятельности, что, в общем, в какой-то мере и оправдано. Но настало время, когда и этому вопросу надо уделить самое пристальное внимание для того, чтобы путем селекционной работы с породой дать охотникам-любителям собак с более подвижными нервными процессами,
у которых возбуждение не преобладало бы над торможением. Но, надо оговориться, что спаниели-флегматики, а тем более меланхолики еще менее пригодны для охоты.
В соответствии с типом нервной деятельности собаки владелец и применяет те или иные методы ее дрессировки. Этих методов известно четыре: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Заключается он в том, что условный раздражитель, например команда «Сидеть!», сопровождается нажатием руки обучающего на круп собаки, а иногда и натягиванием поводка. Короче говоря, механический метод вызывает у нее определенные болевые ощущения.

Вкусопоощрительный метод. Его принцип заложен в поощрении животного лакомством при отработке желаемого условного рефлекса. Так, команда «Ко мне!» быстро и хорошо усваивается собакой, если ей во время обучения после подачи команды покажут кусочек мяса, а при подходе отдадут его.

Контрастный метод. Сочетает в себе два способа воздействия на собаку принуждение и поощрение. Например, (при обучении хождению рядом с охотником у его левой ноги) ученика берут на укороченный поводок и одновременно с командой «Рядом!» рывком за поводок (принуждение) осаживают назад высовывающегося вперед спаниеля, а когда он начнет идти рядом, не натягивая поводок, говорят «Хорошо!» (поощрение). Контрастный метод дает наиболее лучшие результаты дрессировки.

Подражательный метод. Основан он на врожденной способности собаки подражать действиям другой. Пользоваться им нужно весьма осторожно, так как почти каждый спаниель имеет в своей работе какие-то недостатки и, подражая ему, ваша собака вместе с положительными качествами усвоит и отрицательные.

Ответить однозначно, какой тип высшей нервной деятельности у щенка, неопытному человеку очень трудно, так как по единожды наблюдаемым внешним действиям
сделать это правильно редко удается. У вас же малыш все время перед глазами, и по поведению на улице и дома только вы и можете с определенной точностью определить тип собаки, учитывая его в дальнейшем при дрессировке. Определенную помощь в
племенной работе по отбору производителей с желаемым типом нервной деятельности бесспорно могут оказать и эксперты в поле, которые при соответствующем опыте работы с собаками довольно точно определяют их тип.
Особенность дрессировки спаниеля возбудимого типа состоит в том, что тормозной процесс нужно отрабатывать не спеша, осторожно и последовательно, очень постепенно вырабатывая выдержку. Такие спаниели легко выдерживают сильные механические раздражители, проявляя большую работоспособность. Возбудимую собаку трудно дрессировать, но отдача от нее на охоте хорошая. Очень часто у чрезмерно возбудимых спаниелей можно наблюдать, как они недостаточно прилежно обрабатывают след дичи, стараясь в пылу азарта поднять ее на крыло бросками из стороны в сторону. Дрессировка этих собак только вкусопоощрительным методом, как правило, ничего не дает; здесь должен преобладать механический метод.
Нет никакой особенности при дрессировке собак подвижного типа. Контрастный метод для них наилучший.
Собаки инертного типа медленно переключаются из возбужденного состояния в тормозное, и наоборот. Прибегать к механическому методу дрессировки таких учеников надо очень осторожно, так как излишнее принуждение может вконец испортить собаку. При отработке различных приемов у нее необходимо следить, чтобы интервалы между подаваемыми командами были достаточными для усвоения их животным.
Можно, конечно, дрессировать и собак слабого типа нервной деятельности, но тут нужно очень большое терпение. Хорошо, если сам владелец энергичен и всем своим поведением побуждает к этому и своего питомца. По понятной причине на первых порах обучения щенка нельзя применять никаких мер принуждения, а тем более болевого воздействия на него.
Дрессировать собаку - значит, учитывая ее индивидуальные особенности и подчинив своей воле, обучить выполнять необходимые команды и тем самым подготовить к натаске в поле, то есть к специальной дрессировке.
Различным приемам спаниеля обучают по-разному, о чем мы поговорим чуть дальше. Но есть основные правила дрессировки, которые являются как бы ее азбукой и
обязательны при обучении собаки любой породы. Вот некоторые из них.
Даже в том случае, когда щенок не слушается вас, оставайтесь всегда спокойными, ровными, не проявляйте ненужной нервозности. Не обучайте своего питомца в раздраженном состоянии - лучше отложить или перенести урок. Как я уже отмечал во время разговора о приучении щенка к чистоплотности, не наказывайте ученика спустя некоторое время после совершения им нежелательного поступка - не поймет он, за что с него спрашивают. Наказывайте собаку только в самом крайнем случае и специально предназначенной для этого плоской плеткой, а не рукой, ногой, поводком или каким-нибудь другим твердым предметом.
Интонация голоса при отдаче команды - требовательная и даже слегка угрожающая. Все команды голосом, свистком или жестом должны быть возможно краткими, четкими, постоянными, легко запоминающимися и не меняющиеся от урока к уроку. Так, например, команду «Сидеть!» нельзя заменять на «Сиди!» или «Сядь!», «Лежать!» - на «Лечь!», «Ко мне!» - на «Иди сюда!» и т. п.
Лучше всего начинать дрессировку на привычном для щенка месте, где его никто и ничто не отвлекает, и только после того, как он хорошо выгуляется.
Чтобы лакомый кусочек - поощрение за правильно исполненную команду - имел действие, обучайте малыша не на сытый желудок. Не разрешайте посторонним оглаживать, ласкать или играть с вашим спаниелем, а тем более угощать или кормить его. Возьмите себе за правило: каждая единожды поданная вами команда должна быть обязательно выполнена щенком, так как невыполнение ее хотя бы один раз быстро перейдет в систему и ученик вскоре выйдет из повиновения. Если видите, что по каким-то причинам он не выполнит команду, лучше воздержитесь ее отдавать.
Все, что будет нежелательно в действиях взрослой собаки, необходимо приглушить со щенячьего возраста.
Тот или иной прием можно считать хорошо усвоенным учеником, если тот четко выполняет его и в присутствии сильных внешних раздражителей (другая собака, кошка, голуби и т. п.), но и после этого ежедневно повторяйте урок, чтобы выработанный условный рефлекс не притупился.
Не очеловечивайте собаку, но и не овеществляйте ее: не лишайте удовольствия послушать ваш разговор, посидеть у ваших ног, приласкаться.
Чтобы лакомство (кусочки сушек, сухарей, мяса и т. п.), предназначенное для поощрения ученика, не загрязнилось скапливающимися в карманах пылью и крошками табака, храните лакомство в чистом полиэтиленовом мешочке.
И последнее: как бы трудно ни было, как бы, казалось, ни мало знаний у вас, не отдавайте щенка дрессировать и натаскивать в чужие руки - полевой диплом он, возможно, и получит, но будет ли он настоящей рабочей собакой и вашим другом - трудно сказать.

А теперь давайте поговорим непосредственно о домашней дрессировке.
Итак, щенку в доме отвели определенное место. К нему он привыкнет очень скоро, если наигравшегося и укладывающегося спать малыша вы возьмете на руки (пока мал) и отнесете на предназначенное для него место, повторяя при этом строго: «Место, место!». Щенок прекрасно усвоит эту команду, если ему не позволяют спать где попало, а тем более забираться на кровать, кресла, стулья (отучить от которых будет не так-то просто).
Так же быстро щенок привыкает и к своей кличке, для чего надо во время кормления ласково повторять ее, оглаживая спаниельку рукой. Как только собака хорошо
усвоит кличку, обучите ее команде «Ко мне!» Для этого вначале произнесите кличку, а затем сразу же эту команду и подбежавшему ученику дайте лакомый кусочек. Повторяя урок несколько раз в день, вскоре вы добьетесь того, что щенок уже будет подбегать, услышав только слова «Ко мне!» Но на первых порах не забывайте про угощение. При подзыве собаки (особенно на улице и в присутствии посторонних людей) пользуйтесь
лишь этой командой, а не кличкой, которая для четвероногого друга должна звучать как своеобразная ласка, поощрение и которую вовсе не обязательно знать жителям вашего дома, двора, улицы.
Главное в дрессировке спаниеля - не опоздать с ее началом. Не думайте, что, пока малыш мал, не стоит его перегружать различными командами. Это мнение крайне ошибочное и вредное. С первых дней появления у вас щенка приступайте к дрессировке, и тогда не придется прибегать к помощи строгого ошейника и затрачивать
неизмеримо больше усилий во время натаски в поле. Но в то же время нельзя и дрессировать бесконечно, не давая отдыха нервной системе малыша.
«Нельзя!» - команда запрещающая. Насколько хорошо она будет усвоена щенком, настолько легко вы сможете пресекать все нежелательные действия взрослой собаки. Начинайте обучать этому приему во время кормления. Поставив на пол еду, придерживая щенка рукой, строго произнесите команду «Нельзя!». Не подпуская малыша к еде примерно 5-10 секунд в начале обучения, дайте потом команду «Взять!» и отпустите к миске с кормом. Постепенно (!) доведите выдержку до 3 минут. Не огорчайтесь, если на первых порах проголодавшийся после сна малыш будет непослушным - «терпение и труд - все перетрут». Убедившись, что щенок не трогает еду без разрешения рядом с вами, переходите к отработке этого приема на расстоянии, а затем и на разных предметах, которые хочет схватить ученик. Окончательная отработка и проверка правильности выполнения приема - на улице.
Свободно надетый на 2-месячного щенка ошейник обычно не доставляет ему неудобств; если же собачка начнет проявлять беспокойство, поиграйте с ней, приласкайте, и малыш вскоре забудет об ошейнике.
Помните, когда мы были на выставке, то почти все собаки шли на нее в намордниках. Настало время приучить к нему и вашего питомца, а то без намордника ведь и на улицу выйти нельзя. Правда, некоторые собаководы, нарушая правила содержания и выгуливания собак, выводят их на прогулку без намордников, даже бравируют этим. Не понимают такие горе-собаководы, что своим поведением они только разжигают страсти собаконенавистников. А ведь намордник, если приучить к нему собаку, абсолютно ей не помеха. Больше того, намордник не даст ей схватить что-либо с земли, а это очень важно - нередко после таких находок животные травятся и погибают.

Наиболее удобный намордник - глухой, из одного куска кожи с отверстиями для воздуха (металлический сетчатый очень хорош для лета). В глухом наморднике собака чувствует себя более спокойно, так как может открыть рот. Приучать щенка к наморднику (надевая его) нужно перед самым выходом на улицу, когда собаку не останавливают никакие помехи. При попытке сбросить этот предмет одерните щенка командой «Нельзя!» и отвлеките чем-нибудь. Постепенно время нахождения щенка в наморднике увеличивается - это может очень пригодиться, если придется куда-то ехать на поезде.
Одновременно с изучением приема «нельзя» щенка обучают приемам «сидеть» или «лежать», а можно тому и другому. Рекомендую обучить приему «сидеть», поскольку спаниель - собака не крупная и зачем, спрашивается, укладывать ее в высокой траве на охоте, тем самым лишая возможности видеть, где упала дичь. Как известно, спаниель склонен к преследованию взлетевшей птицы, что иногда затрудняет, а порой делает невозможным выстрел по ней. Кроме того, собака, не выполняющая команды «Сидеть!» на охоте по боровой дичи, будет просто разгонять тетеревиные выводки вне выстрела.
Вот почему лучше обучить только одной команде, но добиться абсолютно четкого выполнения приема в любой обстановке и ситуации. Запомните: безукоризненное выполнение собакой команды «Сидеть!» прямо пропорционально вашим успехам на охоте.
Часто во время обучения щенка приему «Нельзя» на время выдержки он произвольно садится. Этим и нужно воспользоваться для начала обучения команде «Сидеть!».
Как только малыш сел около миски, погладьте его, сказав «Сидеть!» и не давая вставать. Хорошее исполнение команды поощрите лакомым кусочком. Если же щенок
сам не садится, поднимите над его головой кусочек мяса и медленно заведите чуть-чуть назад. Малышу, чтобы удобнее было смотреть за лакомством, а затем и получить его, придется сесть одновременно с вашей командой «Сидеть!». Можно в это же время другой рукой нажать на круп щенка, чтобы он сел наверняка.
Как только команда будет усвоена и щенок сидит около вас, приступайте к следующему этапу - развитию выдержки: ведь на охоте надо будет усаживать собаку
на расстоянии двадцати, а то и более метров. Поиграв с малышом, усадите его возле себя, а затем отойдите на 2-3 шага, сказав строгим голосом «Сидеть!». Потом быстро подойдите к нему и, погладив, угостите. Вначале такие выдержки по времени и расстоянию должны быть небольшими, но постепенно от одного занятия к другому
они увеличиваются. Часто, если дрессировка начата с первых дней появления щенка в доме, к 3 месяцам собака безукоризненно садится на любом расстоянии: главное, повторяю, не опоздать с началом. Окончательно эту команду отрабатывайте при выгуливании щенка, доведя его сидение до 3-5 минут на расстоянии примерно 20 м
от вас. Конечно, в период обучения нельзя усаживать ученика в неподходящем месте, скажем в грязь.
Добившись того, что при вашем отходе щенок сидит спокойно, переходите к его усаживанию (той же командой «Сидеть!») во время движения. Сперва это делайте, когда он пробегает или, еще лучше, идет недалеко от вас, а затем понемногу расстояние до ученика увеличивайте и доведите его опять же до 20 м. Может так случиться, что ученик очень хорошо выполняет команду «Сидеть!» рядом с вами, а на расстоянии делается непослушным. Тогда к поводку привяжите длинный капроновый шнур и, как только щенок отбежит на всю его длину, скомандуйте «Сидеть!», после чего сразу же резко
дерните за шнур. Когда собака сядет, подойдите к ней и угостите лакомством. Иногда этот вариант - единственный, дающий положительный результат. Но, применяя
его, следите, чтобы шнур не захлестнул ногу неслуха и при рывке не повредил ему кожу или сухожилия. К такому варианту обучения, усиленному строгим ошейником, прибегайте и в том случае, когда время начала дрессировки упущено и приучение щенка или взрослой собаки к команде «Сидеть!» началось слишком поздно, одна из основных ошибок начинающих собаководов - любителей спаниелей. Обучение команде можно считать успешно законченным, если даже возбужденный щенок, несмотря на различные внешние раздражители, беспрекословно садится на любом от вас расстоянии. Но и добившись нужной реакции, изо дня в день закрепляйте ее, так как, повторяю еще раз, от этого будет зависеть успех питомца на полевых испытаниях, а ваш - на охоте.
Может быть, вы все-таки захотите обучить собаку лежать - что ж, пожалуйста, расскажу и об этом. Безусловно, вначале ученик должен хорошо усвоить урок «сидеть». Итак, усадив малыша хорошо знакомой ему командой «Сидеть!», повремените немного и, строго сказав «Лежать!», опустите правую руку с лакомством перед мордой малыша почти до самого пола. Ученик потянется за ним и ляжет. Слово «лежать» теперь повторите ему ласковым голосом, а левой рукой придерживайте за ошейник, не давая щенку подняться. Отдайте лакомство. Вот примерно и все обучение.

К тому, что я уже говорил об обучении щенка хождению рядом, добавлю: начинайте учебу с первых прогулок на улицу, но обязательно во время возвращения домой, а не тогда, когда щенок только выбежал во двор и все его мысли заняты другим. Учить хождению без поводка нужно лишь после того, как собака перестанет «тянуть» на поводке. Метод обучения тот же, как и на поводке. Положительного результата вы, пожалуй, добьетесь быстрее, если примените маленькую хитрость. Отстегнув поводок от ошейника, не прячьте его сразу же в карман, а держите над щенком свободно свисающий конец поводка так, чтобы он слегка касался шеи, то есть имитируйте, что поводок пристегнут. Если ученик без поводка выходит из повиновения, немедленно возьмите щенка на поводок и начинайте все с самого начала. Очень приятно видеть собаку, идущую рядом с охотником без поводка, но словно привязанную к его левой ноге. Кроме того, спаниель, плохо идущий рядом с ведущим, получит меньшее число баллов за послушание на полевых испытаниях. А главное, умение собаки идти спокойно рядом с хозяином на охоте при переходе из одного места в другое сбережет вам нервы, а спаниелю силы.
Вы уже знаете, что эта собака склонна к подаче отстрелянной дичи и ловле подранков. Большинство спаниелей начинают хорошо подавать уже в раннем возрасте. не требуя дополнительной дрессировки; некоторые же вначале отказываются от подачи (особенно свежеотстрелянной и крупной дичи), но при умении и настойчивости хозяина начинают активно подавать.
В чем же заключаются основы обучения щенка подаче? Подача палок, резиновых и прочих игрушек вовсе не означает, что с таким же успехом ваш питомец станет подавать и дичь. Учтите, перья подаваемой птицы оставляют во рту у некоторых собак неприятное ощущение, которое и надо с помощью дрессировки заглушить. Лучшая «игрушка» для щенка на подачу на первых порах крыло птицы. Привяжите его за прочную нитку или бечевку и, имитируя полет птицы, размахивайте этим крылом перед мордашкой щенка. Он попытается схватить предмет. Как только малыш сделает это, одной рукой сразу же беритесь за крыло, скомандовав «Дай!», а другой дайте лакомство. Хватая лакомый кусочек, щенок обязательно откроет рот и отдаст «игрушку». На этом этапе обучения очень важно дать понять ученику, что угощение он получит не ранее, чем отдаст крыло, и обязательно вам в руки. Игру-дрессировку повторяйте до тех пор, пока щенок не научится хорошо хватать крыло и отдавать его, а потом прекратите, так как в дальнейшем хватание порхающего крыла может привести к нежелательной погонке за взлетевшей птицей на охоте.
Гораздо проще обучить собаку подаче, если она (хотя бы рядом с вами) послушно выполняет команду «Сидеть!» В этом случае схватившего крыло ученика усаживайте знакомой ему командой «Сидеть!», а потом по команде «Дай!» отбирайте поноску, угощая лакомством. Повторяйте эти занятия два-три раза в день (но не более трех-четырех раз за урок, чтобы они не надоели щенку).

После твердого усвоения щенком команды «Дай!» переходите к обучению созвучной, но не однозначной ей команде «Подай!». Для этого усадите малыша рядом. придержите его левой рукой, а правой бросьте привязанное к бечевке крыло на 1,5-2 м в сторону. Помедлите несколько секунд (в конце обучения выдержка доводится до 1-2 минут) и, скомандовав «Подай!», укажите рукой на крыло и отпустите щенка. Он бросится к крылу
и либо схватит его, либо нет. В первом случае подайте ученику знакомую команду «Ко мне!» (по мере усвоения урока остается одна команда «Подай!») и, усадив подбежавшего щенка около себя, отберите крыло по команде «Дай!», не забыв дать угощение. Во втором случае слегка подергайте за бечевку, то есть пошевелите крыло, вызывая у щенка уже выработавшийся рефлекс схватить его. Лишь только он это сделает, проделайте все, как и в первом случае.
Может случиться, что малыш схватит крыло-поноску, но по пути к вам бросит его. Чтобы отучить от этого, попробуйте сделать так. После того, как щенок схватит
крыло, сразу же скомандуйте «Сидеть!», быстро подойдите к собаке и по команде «Дай!» отберите поноску. Отработав этот прием, можете перейти и к обучению, чтобы ученик приносил крыло вам в руки.
Крайне важно, чтобы собака брала на охоте отстрелянную дичь, а тем более подранков не за одно-два перышка, а всей пастью. Для обучения этому приему опять же понадобится бечевка. Как только щенок схватит крыло, едва прикусив перья, дерните за бечевку, и оно выскользнет у собаки изо рта; после этого она схватит крыло уже основательно, так как знает, что если не донесет его до вас, то не получит лакомства. А для того чтобы ученик пошире открывал рот, иногда вместо крыла используйте для подачи предметы, примерно равные размеру открытого рта вашего малыша. Очень полезно для развития шейной мускулатуры давать щенку для поноски мешочек с песком, постепенно увеличивая его вес
(взрослая собака должна подавать поноску весом до 5 кг).
Бывает, что, несмотря на все ухищрения, щенок упорно не желает подавать даже резиновые и другие игрушки, попросту играя с ними. Единственным, но действующим наверняка вашим помощником в этом случае будет легкий голод. Да-да, не покормите своего питомца денек-другой, поощряя подачу лакомством, и ученик быстро поймет, что к чему, - начнет хорошо подавать. Думаю, вы поняли, что увлекаться голодовкой, конечно, не стоит, но средство это проверенное.
Если команды «Подай!» и «Дай!» выполняются уверенно и без бечевки, купите в магазине неощипанную охотничью птицу (еще лучше отстрелять дикого голубя) и бросьте ее для подачи. В случае отказа щенка от подачи попробуйте вызвать реакцию хватки, привязав птицу к бечевке подобно крылу и подергав веревку. Если и это - не даст желаемого результата, наденьте на тушку птицы старый женский чулок (в три-четыре слоя) и начинайте все сначала. Как только щенок станет хорошо подавать завернутую птицу (до этого он ведь подавал различные предметы и крыло), снимите один слой чулка и продолжайте отрабатывать подачу. Затем снимите предпоследний слой и, наконец, последний. На уроках подачи больше чем когда-либо нужно терпение: на щенка не должно быть ни малейшего нажима. Форсировать события, а тем более наказывать собаку за отказ от подачи очень опасно.
Если подававшая до этого собака вдруг почему-то (без повода со стороны дрессировщика такого почти не бывает) перестает подавать, вычеркните из обихода
команды «Подай!» и «Дай!» на 2-3 месяца и лишь после этого срока начинайте все обучение заново, словно перед вами никогда не подававшая собака.

А теперь поговорим об обучении щенка подаче с воды. Но для того, чтобы собака могла достать утку из озера, она должна уметь хорошо плавать.
Приучайте щенка не бояться воды, а затем и плавать, исподволь - с первых купаний дома. Моя его, наливайте в ванну или корыто вначале столько воды, чтобы мокрыми были только концы лап; затем долейте воду, а перед тем, как закончить купание, добавьте еще, дав малышу поплавать (если можно назвать плаванием эти первые беспорядочные шлепки лапами по воде). Проводя водные процедуры, следите, чтобы щенок не начал тонуть и не испугался, иначе охоту плавать у него можно отбить надолго. Лучше, поддерживая под животик, дайте собаке немного побарахтаться в воде, а затем выньте из ванны, слегка вытрите и, постелив на пол старую чистую сухую простыню, дайте щенку возможность самому обсушиться. Еще лучше такие купания проводить где-нибудь за городом в чистом пруду с пологим дном. Зайдите в воду сами и позовите к себе вашего питомца - вот и все обучение. Только не увлекайтесь на первых порах глубиной и расстоянием - все придет в свое время. Мыть с мылом малыша (да и взрослую собаку), как я уже говорил, рекомендуется не чаще одного раза в 3 месяца, за исключением тех случаев, когда он вне всяких графиков где-то испачкается. А вот купания на открытом воздухе, да еще в жаркую погоду, следует практиковать ежедневно, а то и два-три раза в день - все зависит
от ваших возможностей, погоды и желаний щенка. Помните: только и только принуждение - один из худших методов дрессировки, оно, во-первых, не поможет вырастить из малыша отличного пловца и, во-вторых, может даже отбить у молодой собаки желание идти в воду.
А теперь о подаче с воды. Поноску надо бросать обязательно против ветра, чтобы собака, отыскивая ее, могла пользоваться чутьем. Поскольку крыло птицы забросить против ветра далеко на воду трудно, лучше взять небольшую палку или нетонущую резиновую игрушку. По мере роста щенка поноску нужно увеличивать. Вначале забрасывайте ее недалеко от берега, а затем (постепенно) подальше. Посылая собаку в воду, командуйте «Подай!», а хорошее исполнение приема поощряйте лакомством. Случайно попавшие под руку предметы для подачи не годятся: палки всегда грязные, с сучками или даже гвоздями, они могут стать причиной заражения собаки или, поранив ей рот, послужить поводом для отказа подавать. Захватите с собой привычную для собаки поноску - она занимает не так уж много места. Это условие очень важно, если вы бросаете поноску в заросли, - оставшийся на ней запах ваших рук позволит щенку, пользуясь чутьем, быстрее ее отыскивать, а не хватать первые попавшиеся листья, прутья и т. п.
Когда спаниель начнет хорошо подавать с воды, можете перейти к следующему этапу - обучению нырять. Некоторые собаки ныряют сами, без какой-либо специальной дрессировки; с иными же надо пройти упражнения, помогающие выработать этот навык. Возьмите гладко, до белизны, оструганную палочку и, подойдя к водоему, заставьте собаку подать ее с воды раза два-три. Затем привяжите к палочке груз (полоску свинца,
камешек) и бросайте ее у самого берега в прозрачную воду, чтобы собака видела поноску на дне и могла ее взять, слегка окунув морду. Постепенно (!) увеличивайте дальность заброса, не забывая при этом, что палочка должна обязательно оставаться светлой, так как на глубине ее будет видно все хуже. Этим способом достигают того, что собака перестает бояться глубины.
Правда, насчет белизны палочки есть и другие мнения. Известны случаи, когда охотник бросал в воду камешек с отметиной, посылал за ним собаку, и она каким-то пока непостижимым для нас образом на глубине находила именно его, хотя на дне водоема были и другие почти точно такие же камешки. Но рекомендую все же упражнение для ныряния собаки проводить вначале со светлой палочкой.
Посылая собаку в воду, не забывайте снимать ошейник: плавая и ныряя, она может зацепиться им за корневище осоки, корягу и захлебнуться. Хочу предупредить вас, что нельзя обучать щенка подаче в присутствии другой собаки, которая может покусать ученика, не научив, а отучив его подавать.
Можно попробовать обучить спаниеля докладывать о найденной дичи. Это очень пригодится при охоте в лесу, когда не видно, нашла собака дичь или нет. Но, прежде чем приучать питомца к докладу в охотничьих угодьях, нужно предварительно подрессоривать щенка в домашних условиях.

Прежде всего он должен как можно лучше усвоить, что брать пищу без вашего разрешения он не может. Вначале упражнение о докладе отрабатывайте в квартире, а потом занятия переносите во двор, на улицу. Спрячьте где-нибудь, скажем, кусочек сыра (хорошо пахнет!) и командой «Ищи!» пошлите щенка разыскивать его. Как правило, лакомство малыш находит быстро и, если приучен не трогать еду без команды, начинает
нетерпеливо поскуливать. А вы в это время отвернитесь (во время дрессировки уходите в другую комнату), как будто не обращаете внимания на происходящее. Нетерпеливому, но дисциплинированному щенку не останется ничего другого, как подбежать к вам и всем своим видом показать, что он нашел кусочек и просит разрешения взять его. Вот тут-то и надо сказать «Взять!». Повторяя эту игру-дрессировку несколько раз в день, можно добиться того, что собака обязательно будет докладывать о найденном лакомстве.
Это азы обучения щенка - делать анонс о найденном предмете, а более подробно об обучении собаки докладывать охотнику о найденной дичи мы поговорим немного позже, когда пойдет речь о натаске.

А еще вот что я вам посоветую: приучите своего питомца спокойно сидеть в рюкзаке. На первых порах просто расстелите развязанный рюкзак на матрасике, положите на него засыпающего щенка и не тревожьте его. Привыкнув к новой для него подстилке, малыш оченьскоро перестанет обращать на рюкзак внимание. Теперь можно и прикрыть его одной из сторон вещмешка. Для собаки опять же сплошные удобства - тепло и уютно.
Через некоторое время можно будет пригласить щенков рюкзак во время игры, удерживая собаку в нем и угощая лакомыми кусочками. Постепенно верх рюкзака затягивайте все плотнее и плотнее, а в это время поглаживайте сидящего внутри ученика, ласково разговаривая с ним. Только не забудьте в полотне рюкзака по бокам проделать побольше дырочек, чтобы собаке вполне хватало воздуха. Окончательно она подружится с рюкзаком. когда поймет, что он связан с поездкой в поле на охоту или натаску. Несколько таких поездок - и сметливый спаниель будет сам забираться в рюкзак. У меня было
два спаниеля, и когда я снимал рюкзак с полки и расстилал его на полу, то собаки лаяли друг на друга, оспаривая право залезть в него, - чего не вытерпишь и не перенесешь ради охоты! На первый взгляд приучение спаниеля к рюкзаку может показаться излишним баловством, циркачеством. Ничего подобного. Приучив собаку спокойно сидеть в этом мешке, вы не один раз помянете меня добрым словом, когда придется ехать из одного
конца города в другой, например, в троллейбусе, автобусе или даже в метро.

Последние советы. Отрабатывая приемы, не обязательно их впоследствии отдавать только голосом, можно приказывать и свистком или жестами. Но, прежде чем перейти к командам сигналами, надо вначале голосом обучить щенка выполнять тот или иной прием, а затем уже переходить к свистку или жестам. Каждый охотник может сам выбрать жесты и сочетание длинных и коротких звуков свистка. Важно, чтобы они были четкими и
легко запоминающимися. Например, для усаживания собаки на расстоянии можете поднять руку вверх или коротко свистнуть один раз в свисток; для подзыва к себе (команда «Ко мне!») руку поднимите в сторону на уровне плеча или дайте ряд коротких свистков и т. п. Приучая собаку садиться по жесту, подайте команду «Сидеть!» и тут же поднимите руку вверх. Постепенно, по мере усвоения того или иного сигнала, переходите
только на него и лишь в том случае, если собака не среагировала на свисток или жест, не мешкая, подкрепите сигнал голосом, да построже.
Дома приучать щенка к звуку выстрела не нужно. Это лучше всего сделать на охоте или во время натаски, когда спаниель будет увлечен запахом дичи и может даже не обратить внимания на выстрел. Бывает, что молодые собаководы по неопытности берут на охоту маленького щенка, усаживают его в лодку, и над головой малыша начинают звучать громоподобные выстрелы. Таким образом можно навсегда испортить собаку, сделать
ее непригодной для охоты, так как она будет поджимать хвост и убегать даже при одном виде ружья.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать о домашней дрессировке щенка, который за время занятий с ним уже вырос в молодую красивую собаку, и пора приниматься за ее натаску.

С первых дней попадания в новую семью спаниель начинается учиться, как ему жить в новой обстановке. Воспитание щенка начинают с момента его появления и тогда можно получить верного товарища на охоте, члена семьи дома. Несмотря на отличные охотничьи задатки, сама собой собака не научится их использовать.

Первые дни щенка.
Чем раньше начнется воспитание и чем раньше щенок окажется рядом с будущим хозяином, тем лучше. Обычно в 2-ух месячном возрасте собаку можно забрать от матери. Сразу необходимо пресекать неправильное поведение. Хозяин должен как можно больше общаться со щенком: кормить, гулять, играть. Он его наказывает и угощает, когда нужно. В первые семь месяцев жизни щенок «запечатляется» на хозяина. После устанавливаются доверительные отношения на всю жизнь. Взяв более взрослую собаку, такой преданности хозяин никогда не получит.
Начинается обучение с привыкания щенка к кличке. Он должен понимать, что после клички хозяин собирается к нему обратиться, отдать команду. Фактически имя собаки заменяет ему слово «Внимание». Начинают приучать его к имени во время игр, гладят собаку и повторяют его имя. Вторая команда — «Место». Щенок должен знать, где он может спокойно отдохнуть. На место его относят поспать, отдохнуть. На охоте подстилка будет у него после соответствующей команды ассоциироваться с местом.

Самые необходимые команды

На охоте потребуется команда «Нельзя». Она же нужна и в повседневной жизни. Так собаку призывают к порядку, запрещают то, что он делает или только намеревается сделать. На охоте она нужна тем, что не даст собаке раньше времени спугнуть дичь, бросится за ней вдогонку. Для обучения используют время кормления. Щенка вместе с командой удерживают у миски с едой и позволяют кушать только по команде «Возьми» . Он очень быстро научится выполнять такие простые команды.
Обучают щенка — «Сидеть» . Это одна из самых простых команд. На примере этой команды щенок должен понять, что выполняя некоторые действия можно получить угощение. Команда сопровождается легким надавливанием на круп щенка. Когда он сел, получает похвалу и угощение.

Позже начинают обучение командам «Ко мне», «Подай» и «Ищи» . Все они потребуются на охоте. Принцип обучения всегда один — команда, действие и поощрение. Хозяин должен выработать необходимые условные рефлексы. И конечно, нужно обладать большим терпением, всегда быть доброжелательным. Наказывают за нарушения и щедро поощряют за правильное поведение.

Предлагаем Вам посмотреть видео о том Как правильно дрессировать молодого русского спаниеля…

Приучение щенка справлять естественные потребности дома в одном месте — труд достаточно кропотливый. Поэтому решать заниматься этим или нет должен владелец собаки сам. Приведу несколько доводов за и против.
Против. Все чаще спаниель становится собакой городского охотника с вытекающим из этого квартирным содержанием. Тем не менее, спаниель — собака охотничья. И чем раньше, и больше, и чаще мы будем выносить его на улицу «в туалет», тем лучше он будет социализирован, адаптирован к окружающей обстановке и раньше приучится терпеть между прогулками.
Однако при этом придется домашним выносить малыша на прогулку, начиная с раннего возраста, несколько раз в день, что крайне затруднительно. Особенно, когда Ваше жилище находится на 8-15 этаже и лифт временами не работает. Поэтому вырисовывается первое «за».
Второе «за», и для владельцев собак, приобретенных в период весенней распутицы, оно становится во главу угла. Как бы мы ни стремились с самого раннего возраста гулять и закалять малыша на улице, до прививок всегда есть доля риска зацепить инфекцию. А в период весеннего таяния снега этот риск возрастает в разы.
Третье «за» обусловлено региональной погодной особенностью. В морозные дни, а их у нас - «мама не горюй», щенок не может справить нужду из-за холода, пронизывающего насквозь его условную шубку. Как раз вот этот последний довод и подтолкнул меня написать это с целью облегчения участи владельцев щенков непрерывно носиться по дому с тряпкой. Хотя на самом деле это довольно полезно для здоровья, потому что когда Вы еще так понаклоняетесь.
Я не ставлю своей задачей агитировать кого-либо приучать щенка к «туалету». Эти рекомендации адресованы тому, кто собрался этим заняться. И так, о «туалете».
Современная промышленность помнит о наших питомцах и проблемах иногда возникающих. Поэтому найти подходящий «туалет» для щенка не составит большой проблемы. Вы должны понимать, что «туалет» нужен на время и, возможно, Вы сможете обойтись без специального лотка (фото 4-5) обычной подставкой для обуви (фото 1-3) или пеленкой, купленной в аптеке (подстилка на фото 4). Лоток, безусловно, гигиеничен и очень удобен, подставка для обуви не требует текущих материальных вложений, а пеленок можно постелить несколько в разных комнатах сколько угодно. Достоинство пеленок было бы несомненным, если бы мы не были счастливыми обладателями веселеньких собак. Время от времени малышу может прийти в голову перестелить пеленку в другое место, или того интересней - сделать из нее много маленьких. При этом такая попытка всегда заканчивается неудачно. И вместо кучи маленьких пеленок появляется большая куча клочков, шариков, жеваного полиэтилена и луж где придется. Поэтому все же лучше, чтобы пеленка была прикрыта решеткой, как в лотке. Минус поддона для обуви один, но довольно веский. Щенок не пойдет лапами в собственную лужу, поэтому поддон придется регулярно ополаскивать чистой водой и вытирать, на что не всегда есть возможность в течение рабочего дня.

П Щенки от природы очень чистоплотны. Уже в 5-7 дней они инстинктивно делают первые попытки отползти от гнезда, что бы справить естественные надобности. Уже к двум неделям это почти осознанно. А в 21-25 дней малыши стараются ходить в кювету или на специальную пеленку, которая должна находиться не далее 50-80см от гнезда. Когда щенки воспитывались в «приличной» семье и были приучены ходить в «туалет» в определенное место, тогда при смене владельца и места жительства приучение к «туалету» в новом месте проходит немного проще. Но и в этом случае стресс смены обстановки может дезорганизовать малыша.

Чтобы не повторяться в дальнейшем сразу обозначу пунктом «важное» особые моменты, которые необходимо соблюдать. Итак, в процессе приучения щенка к «туалету» очень важно:
1. Никогда нельзя наказывать за лужи в не положенном месте. Щенок не поймет за что, и будет избегать хозяина.
2. Ни в коем случае нельзя «тыкать» носом, как это принято в «народе». Вы же не поступите так со своим ребенком, явно осознавая, что малыш все равно не поймет за что.
3. Никогда нельзя ругать щенка за уже сделанные ранее лужи, даже если прошло всего 5 секунд. Щенок не поймет своей вины и причины гнева, и так же будет избегать хозяина.
4. Никогда нельзя высаживать щенка в «туалет» после того, как он уже справил нужду. Малыш начнет избегать «туалета», думая, что это место наказания.
5. Никогда нельзя наказывать щенка в момент оправления нужды в не положенном месте. Это приведет к тому, что он будет прятаться с ваших глаз и оправляться в уединении где придется.
6. Нужно регулярно сразу после еды и сна высаживать щенка в «туалет», позволяя ему передвигаться в рамках этой территории. И приговаривая «а-а» или что-то подобное, постараться дождаться, когда щенок сделает лужицу, при этом его хваля.
7. Нужно хвалить всякий раз, когда щенок интересуется «туалетом» и начинает крутиться в нем.
8. Нужно располагать «туалет» первое время не там, где удобнее Вам, а куда щенок невольно будет попадать сразу после сна или после еды по пути от миски. Я здесь буду называть такие места «перекрестками».
Пример: Малышу до 2 месяцев. Место малыша расположено в комнате возле кровати хозяина. Тогда туалет должен быть 1-1,5 метра от места щенка, а миска в 1м чуть в стороне от туалета. Так, чтобы после еды щенок сначала оказывался сначала близ «туалета», и лишь потом шел к месту и площадке для игр.
Когда щенок становится старше, то зона его обитания расширяется. И число «перекрестков» может стать больше. Вечером он играет в большой комнате и «туалет» должен появиться на пути, что бы далеко не бегать. Все равно не успеет.
Кормление перевели на кухню, следовательно «перекресток» сместился в проход (коридор) между комнатами.
Будет совсем не плохо, если «туалет» малыша окажется и возле Вашего туалета. Без тени иронии заявляю, что личный пример - лучший способ обучения. И при хорошем контакте с собакой малыш всякий раз будет делать попытку ходить на свой «горшок», когда вы будете пользоваться унитазом.
9. Важно помнить и всегда хвалить малыша, когда он оправляется в положенном месте.
10. Вы должны понимать, что щенок, как и все малыши иногда заигрывается и забывает ходить на «горшок» куда положено. Простите ему это, молча. Возбужденный игрой щенок может понять Ваше наказание или выговор не правильно.
Очень важно понимать, что собаки — чистоплотные животные. И на мокрую и пахнущую со вчерашнего дня пеленку у них не возникнет желание ступать лапами, поэтому после 2-3 раз оправления щенка на пеленку, ее следует поменять на свежую. Пеленки продаются в аптеках, они имеют разный размер. Для спаниеля хорош размер 40*60. Можно в целях экономии купить 60*90 и разрезать пополам, т.к. цена от размера зависит незначительно. Это допустимо только в том случае, если щенок не интересуется тряпками и не делает попыток грызть или рвать подстилки для туалета.
Считаю, что просто я обязана упомянуть о несколько ином подходе. Суть в том, что щенка приучают ходить на газеты, разложенные почти по всей комнате. Затем постепенно количество газет сокращают, и щенок начинает ходить на газетку в одно место. Лично для меня при таком способе возникает неудобство избавления от пахучих мокрых газет. Для людей, живущих в доме с мусоропроводом, возможно, это и хороший вариант.
Есть еще один способ. Щенок аналогично газетам приучается ходить на тряпки. Этот способ достаточно удобный для владельца требует частой смены тряпок, т.к. довольно быстро запах мочи становится не устранимым даже современными поглотителями запахов. Способ приучения оправляться на тряпку имеет один недостаток, не видимый на первый взгляд. Если по какой-то причине Ваша уже взрослая собака, не дотерпела до вашего возращения домой, то у нее может сработать рефлекс оправляться на тряпочку. А единственной тряпкой в доме на тот момент окажется ковер или шкура зверя возле кресла.
Все, что Вы прочитали, касалось только луж. Кучки — это особая тема. Из опыта могу смело заявить, что кучки проще всего с пола собирать туалетной бумагой и вместе с ней же провожать их в унитаз. Все же именно для них унитаз и предназначен. Такой подход на деле является самым простым, доступным и удобным, не требующим больших временных и финансовых затрат.
Живя в Сибири, мы вынуждены приспосабливаться к длительному периоду холодов сами и хоть частично облегчать себе участь. Приучение щенка к «туалету» — это один из способов приспособления.

Если вы решили завести щенка спаниеля, то стоит готовиться к тому, что с ним придется очень долго и упорно заниматься. Уже с того самого момента, как маленький комочек появится в вашем доме, нужно следить за его поведением, учить команды и т.д. Это нужно для того, чтобы щенок понял, что в доме хозяин не он, а вы. Изначально, собака должна слушаться своего хозяина, воспринимать его как лидера и лучшего друга. Если вы не сможете уделять собаке много времени, то лучше повременить и не заводить такую породу, ведь спаниель не создан для лежания на диване. Он, прежде всего, охотничья собака, и требует долгих прогулок.

Для начала нужно подобрать собаке благозвучную кличку, и ни в коем случае не ассоциировать ее с командой «Ко мне». У животных их кличка служит сигналом «Внимание», поэтому перед какой-то командой, нужно обращаться к собаке, а потом только давать команду.
В доме у щенка должно быть специально отведенное место, находящееся вдали от прохода и закрыто от прямых солнечных лучей. Одной из первых команд, которым нужно обучить спаниеля — это «Место» или «На место». Очень важно выбирать для обучения этим командам, моменты, когда щенок нагулялся, устал или поел. В холодное время можно положить под подстилку теплую грелку, и уставшему щенку будет комфортно лежать на своем месте. Достаточно повторить несколько раз и собака будет точно знать, где находится ее место.

Также немаловажной командой для спаниеля, является команда «Нельзя». Начинать разучивать ее нужно, так сказать, у миски. Когда приходит время давать еду, нужно насыпать корма в миску, подозвать пса, взять одной рукой миску, а другой ухватиться за холку собаки и резко сказать «Нельзя». Малышей удерживают 5-7 секунд, взрослых особей можно подольше. Затем, ласково, сказать «Возьми», и отпустить проголодавшегося щенка к миске. Запрещающую команду можно давать не только перед едой, но и в других случаях, когда нужно предотвратить какое-то нежелательное действие собаки.

Самая распространенная команда для собаки, любой породы — «Сидеть». Выучить ее, довольно, просто. Нужно подозвать спаниеля к себе, взять какое-нибудь лакомство, одну руку поднять высоко вверх и произнести «Сидеть», другой же рукой надавливать на круп, заставляя пса сесть. Каждое правильное действие поощряется лакомством. Еще одной легко запоминающейся командой является команда «Сидеть». Буквально через пару месяцев щенок уже сможет ее выполнять.

Уделяйте своей собаке как можно больше внимания и усердия, и вы сможете обрести настоящего преданного друга и помощника.

Предлагаем Вам посмотреть видео об Основных правилах в дрессировке американского кокер-спаниеля…