Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура. Древний китай - история великой империи

На юго-востоке Азии, отгородившись от всего мира высокими горами, находится Великая Китайская равнина. Удобное географическое расположение, климат и богатая природа создали все предпосылки для развития одной из мощнейших цивилизаций под названием Древний Китай.

Образование единого Китайского царства

На территории Китайской равнины протекают две крупнейшие реки Азии - Хуанхэ и Янцзы. Почвы вдоль побережий этих рек всегда были столь мягкими, что их без труда можно было обрабатывать простейшими орудиями труда, изготовленными из кости или дерева. Поэтому с древних времен здесь было хорошо развито земледелие.

В переводе Хуанхэ означает Желтая река, поскольку ее воды несут с собой большое количество желтого песка. Именно на ее плодородных почвах и были найдены древнейшие поселения первых китайских земледельцев. Но Хаунхэ всегда обладала строптивым характером, и в сезон дождей эта река часто выходит из берегов и затопляет все вокруг, размывая берега и меняя свое русло. В Древнем Китае ее называли «рекой тысячи бедствий», поскольку во время половодья она безжалостно смывала посевы и целые поселения.

Рис. 1. Река Хуанхэ.

В VIII веке до н. э. территория современного Китая находилась под властью множества небольших самостоятельных царств, которые вели между собой бесконечные войны. В ходе ожесточенных сражений окончательную победу одержало царство Цинь и в 221 году до н. э. его правитель принял титул «хуанди», что означает «император».

В историю он вошел как Цинь Шихуанди, то есть «первый император Цинь». Он назвал себя Сыном Неба, а управляемую им империю окрестил Поднебесной.

Во времена правления династии Цинь были проведены следующие реформы:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Страна была заново поделена на области, которые контролировались чиновниками.
  • Построена сеть каналов и дорог. Создание единого для всех стандарта колесной оси для одинакового размера дорог.
  • Были определены основные черты права, написан свод единых для всех законов, реформирована судебная система.
  • Создание единой системы письменности.
  • Контроль за качеством выпускаемой продукции. На всех изделиях должно было стоять имя мастера: за плохую работу его могли сурово наказать.
  • Чеканка монет, равнозначных во всех областях империи. Единые деньги, а также установленные меры длины и веса существенно облегчали торговлю в стране и способствовали развитию экономики.

По приказу Цинь Шихуанди была возведена Великая Китайская стена - гигантское сооружение, призванное защитить северные границы империи от воинствующих племен и кочевников. Часть стены сохранилась до наших дней, и в настоящее время является объектом Всемирного наследия.

Рис. 2. Великая Китайская стена.

Несмотря на расцвет во времена правления Цинь Шихуанди, империя рухнула вскоре после его смерти.

Религия и философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая кардинально отличалась от философии европейских стран. В отличие от мусульманства и христианства, религия Китая не имела единого бога, который наказывал грешников в загробной жизни. Главный принцип всех учений был основан на проявлении доброты и любви к ближним, поиске гармонии внутри себя.

В Древнем Китае были широко распространены две наиболее значимые философские школы:

  • Конфуцианство . Основоположником этого учения стал великий китайский философ Конфуций, разработавший верный, по его мнению, образ жизни. Согласно ему люди должны помогать ближним, оберегать семейные ценности и традиции, почитать старших, постоянно заниматься самосовершенствованием.
  • Даосизм . Основатель учения - Лао-цзы, который считал, что в основе всех вещей во Вселенной лежит «дао» – «путь». Согласно даосизму, люди должны жить в гармонии с природой, в скромности и простоте, вдали от роскоши, быть смиренными и сострадающими.

Рис. 3. Конфуций.

Достижения Древнего Китая

В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры - науки, медицины, искусства, литературы.

Китайцы были великими изобретателями, подарившими миру немало полезных предметов.
К важнейшим достижениям Древнего Китая относят:

  • Изобретение бумаги. Технология ее изготовления была очень сложной, и требовала большого мастерства. С появлением бумаги китайцы стали первыми, кто изобрел книгопечатание.
  • Порох, который применяли не только в качестве начинки для зажигательных снарядов, но и при лечении язв и ран, создании увеселительных фейерверков.
  • Магнитный компас. Навигационное искусство Древнего Китая было очень хорошо развито благодаря тому, что в стране большое значение уделялось таким наукам как математика и астрономия.
  • Изготовление тонкого и прочного шелка из коконов шелковичного червя.

В Китае было очень популярно искусство красивого письма - каллиграфия, а основным направлением в живописи было изображение эффектных пейзажей скал Южного Китая, персонажей мифов и легенд.

Большой интерес представляет архитектура Древнего Китая. Все здания, будь то императорский дворец или жилище простого ремесленника, гармонично вписывались в окружающий ландшафт и всегда были окружены дополнительными пристройками. Обычно они украшались искусной резьбой с изображениями животных и растений, расписывались яркими красками.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Китай» по программе истории 5 класса мы узнали кратко самое главное об истории Древнего Китая. Узнали, как и кем была образована Поднебесная империя, какие философские учения были наиболее популярны, каким наукам уделялось особое внимание. Также мы узнали, какие достижения Древнего Китая заняли особое место в истории страны.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 172.

Книга:
История Китая с древнейших времен до наших дней.
Москва - Главная редакция восточной литературы, 1974 г.

Китай - страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры в бассейнах великих рек - Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций - одна из важных особенностей истории Китая. Вторая особенность заключается в географической отдаленности и изолированности Китая от других центров мировой культуры.

Эти черты в значительной мере способствовали тому, что китайская цивилизация стала постепенно рассматриваться как явление, возникшее целиком на местной автохтонной почве. В действительности, как свидетельствуют источники, на всем протяжении своего формирования и развития это общество не только оказывало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

Восстановить древнейшие этапы сложения китайской цивилизации стало возможным только после того, как в Китае начались археологические исследования. В 1918 г. шведский геолог И. Андерсон открыл в местечке Чжоукоудянь под Пекином четвертичную фауну и начал здесь раскопки. Позже китайский археолог Пэй Вэнь-чжун обнаружил в одной из пещер Чжоукоудяня обломки черепа раннепалеолитического человека - синантропа, а затем костные остатки и каменные орудия человека позднего палеолита - шаньдиндунского человека.

Находки синантропа близ Пекина и в провинции Шэньси на северо-западе Китая (1963 г.) и шаньдиндунского человека дали возможность сделать вывод о том, что территория современного Китая входила в область первоначального формирования человека современного вида.

Шаньдиндунцы жили в пещерах, занимаясь преимущественно рыболовством и охотой. Они использовали каменные оббитые орудия и другие поделки из кости и рога. Находка полированной костяной иглы позволила предположить, что шаньдиндунцы знали уже одежду (вероятнее всего, из звериных шкур). У них были своеобразные украшения из зубов дикой собаки, а также просверленные каменные бусины. Наличие погребального обряда свидетельствовало о существовании религиозных представлений. Возможно, единицей социальной организации у шаньдиндунского человека был материнский род.

В 1921 г. И. Андерсоном впервые была найдена в бассейне среднего течения Хуанхэ культура неолитической расписной керамики и шлифованных каменных орудий, которую он назвал культурой Яншао.

Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Мацзяяо, Яншао. Культура Цюйцзялин, ареал распространения которой охватывал бассейн р. Ханыпуй, характеризовалась оседлым земледелием. Главной сельскохозяйственной культурой был рис, обугленные зерна которого находили на цюйцзялинских поселениях. Жилищем служили углубленные в землю хижины, разделявшиеся внутренними перегородками на несколько отдельных помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретенах с круглыми глиняными пряслицами, украшенными цветным орнаментом. Они использовали разнообразную посуду, изготовлявшуюся ручным способом и иногда также покрывавшуюся крашеным орнаментом.

Культура Мацзяяо была распространена к северо-западу от культуры Цюйцзялин, в верхнем течении р. Хуанхэ. Мацзяяо - типичная восточноазиатская культура крашеной керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью, что глиняная посуда раскрашивалась после того, как она обжигалась в печи. Основу земледелия составляло возделывание чумизы (один из сортов проса). Люди занимались разведением собак и свиней, являвшихся главными домашними животными.

В среднем течении Хуанхэ и на ее главном притоке р. Вэйхэ примерно в V-IV тыс. до н. э. развилась наиболее яркая и хорошо изученная неолитическая культура Китая - Яншао. Природные условия этого района тогда существенно отличались от современных. Огромное лессовое плато было покрыто сплошным массивом лесов, богатых оленями и другими животными. Только в непосредственной близости от рек человек производил пожог и корчевку кустарниковых зарослей. Благодатные лессовые почвы, поддающиеся обработке с помощью самых несложных орудий труда, давали обильные урожаи такой неприхотливой культуры, как чумиза. Более теплый и влажный, чем теперь, климат позволял возделывать ее, не прибегая к искусственному орошению. Для вскапывания земли применялись каменные и деревянные орудия. Урожай убирали плоскими каменными или керамическими прямоугольными ножами с отверстиями для продевания ременной или веревочной петли.

Яншаосцы охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковую крысу. Они занимались разведением домашних животных - свиней и собак; ловили рыбу на костяные крючки или сетью с каменными грузилами, били острогами.

Производство орудий из камня и кости, а также гончарство были наиболее развитыми отраслями ремесла у яншаосцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной полировкой, нередко имели аккуратно просверленные отверстия. Гончарная посуда, которую в изобилии можно найти в поселениях Яншао, восхищает изяществом своих форм, мастерством изготовления, гаммой расцветки - от ярко-красных до оранжево-лимонных тонов. Но более всего поражает в произведениях яншаоских гончаров сложный геометрический и зооморфный орнамент.

В отличие от мацзяяосцев они расписывали посуду до обжига, поэтому орнамент не смывался и не отслаивался. Кроме расписных чаш и мисок широкое применение получил остродонный керамический сосуд, отдаленно напоминавший древнегреческие амфоры. Этим сосудом доставали воду из источника: небольшие ручки, в которые продевалась веревка, были сделаны с учетом центра тяжести. Сосуд окунался в воду горлышком вниз, а затем по мере наполнения нижняя часть его перевешивала и он сам собой выпрямлялся. Яншаосцы одевались, вероятно, в тканую одежду, о чем свидетельствовали пряслица, небольшие костяные иглы и отпечатки тканей на днищах глиняных сосудов.

В 1954-1956 гг. у дер. Баньпо, недалеко от г. Сиань, было раскопано поселение, позволившее в общих чертах воссоздать картину жизни небольшой неолитической общины. В средней части поселения помещалось четырехугольное здание общей площадью более 125 кв. м. По периметру здания сохранились углубления от 30 с лишним опорных столбов, на которых покоилась кровля. Вокруг здания были расположены круглые или квадратные хижины каркасно-столбовой конструкции, несколько углубленные в землю; стены их состояли из вертикальных шестов, обмазанных сверху глиной с примесью соломы. В середине жилища находилась очажная яма. Эти жилища по своим размерам были намного меньше центрального помещения. Все поселение окружал ров, за которым начиналось кладбище.

Небольшие размеры домов свидетельствовали о том, что они могли служить жилищем одной-двум брачным парам. Что касается центрального здания, то некоторые археологи считают, что оно предназначалось для общественных нужд всего коллектива и служило местом собраний и празднеств. Не исключено, однако, что это - «мужской дом», в котором жили юноши общины. В Яншао детей хоронили в отличие от взрослых не на кладбище за поселением, а в больших глиняных сосудах около жилищ.

Каждому из яншаоских поселений были свойственны свои собственные, строго определенные зооморфные орнаменты: рыбы и олени - в Баньпо, ящерицы и черепахи - в Мяодигоу (провинции Хэнань), длиннохвостые и короткохвостые птицы - в Хуасянь (провинции Шэньси). Возможно, это являлось отражением дуально-родовой экзогамной организации. Некоторые из изображений животных имели в то же время определенные антропоморфные признаки (например, сочетание изображения человека и рыбы). В этом находила свое выражение идея тотема- животного предка и покровителя людей данного родового коллектива. Позднее древние китайцы изображали своих мифических первопредков в виде полулюдей-полуживотных: Фуси, якобы научившего людей охотиться и ловить рыбу, - с телом змеи; Шэньнуна, изготовившего первые деревянные земледельческие орудия и впервые начавшего употреблять в пищу хлебные злаки, - с головой быка.

Китайская мифология наполнена описаниями изображений, в которых причудливо переплетаются отголоски древнейших анимистических представлений и стремление найти персонифицированных «авторов» всех важнейших культурных достижений. Здесь и Суйжэнь, открывший способ добывания огня путем трения; и Ючао, научивший людей строить шалаши; и Хуанди, который ввел обычай варить хлебные злаки на пару и начал сооружать наземные жилища и изготовлять лодки. В древнекитайских мифах и исторических преданиях содержатся указания на то, что «в древности люди знали мать и не знали отца». С этим тесно связаны многочисленные легенды о «непорочном зачатии» всех выдающихся героев и «правителей» древности, представляющие собой отголосок первоначального господства матрилинейной родовой организации.

В письменных памятниках, дошедших до нас, имеются также и более поздние легенды и предания, отражающие уже эру разложения первобытнообщинных отношений и возникновения социального неравенства. В конфуцианском трактате «Лицзи», написанном во второй половине I тыс. до н.э., содержится, например, следующая оценка путей общественного прогресса: «Когда господствовала Великая Справедливость, Поднебесная была общей, тогда избирали мудрых и способных, полагались на доверие, сохраняли мир и согласие.

Поэтому люди относились как к родственникам не к одним только близким родственникам, считали своими детьми не одних только своих детей. Старики имели опору на закате своих дней, возмужавшие имели себе применение, юные подрастали, а вдовые, сирые, одинокие и больные имели пропитание. Мужчины получали свою долю, а женщины находили себе пристанище. Люди скорее готовы были бросить богатство на земле, но не стали бы прятать его у себя; скорее вообще не напрягали бы свои силы, чем стали бы использовать их для своей лишь собственной пользы. По этой причине не возникало злых умыслов, не было воровства и разбоя, двери не запирались.

Ныне, - продолжал автор трактата, - когда Великая Справедливость в ущербе, на Поднебесную смотрят с точки зрения интересов своей семьи, относятся как к родственникам только к своим близким родственникам, считают детьми только своих детей, богатство и силы употребляют для самих себя».

Первые следы появления имущественного и социального неравенства отмечались уже в памятниках поздненеолитической культуры Луншань (примерно конец III тыс. до н. э.), пришедшей на смену Яншао на всем протяжении среднего и нижнего течения р. Хуанхэ. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних было то, что в Луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда - не красная, как в Яншао, а чаще всего серая и черная. Это явилось результатом технического совершенствования обжига, который осуществлялся теперь без свободного доступа воздуха в закрытых печах, что резко повышало температуру внутри обжигаемой камеры.

Появившийся гончарный круг значительно способствовал повышению производительности труда. Земледельческие орудия стали более совершенными. В одном из поселений культуры Луншань обнаружены отпечатки двузубого деревянного орудия для вскапывания земли, широко известного в более позднее время под названием лэй. (Орудие этого типа было также распространено у басков и индейцев Центральной Америки.) Основной земледельческой культурой продолжала оставаться чумиза, а среди домашних животных появились крупный рогатый скот и козы.

Важные сдвиги в социальной структуре общества были прослежены по изменениям в погребальном обряде. В Яншао умерших хоронили в грунтовых ямах, куда клали глиняную посуду и другую утварь. Но если в то время в размерах ям и количестве сопогребенных предметов не наблюдалось сколько-нибудь существенных различий, то в луншаньских могильниках имущественная и социальная дифференциация проявилась уже вполне отчетливо.

По мнению некоторых историков, археологическая культура Луншань была создана племенами, известными по письменным источникам под названием «ся». Согласно преданию, Юй, предводитель ся, основал династию того же названия. Предшественниками Юя были правители Яо и Шунь. У Яо был сын, но свой «престол» Яо завещал не ему, а, посоветовавшись со старейшинами, назначил своим преемником мудрого Шуня. Тот, в свою очередь, передал власть не своему сыну, а прославившемуся умом и способностями Юю. Однако затем место Юя вопреки традиции занял его сын Ци. После этого верховная власть стала передаваться по наследству. В этом предании, бесспорно, содержатся указания на весьма важные исторические факты. В мат- рилинейном родовом обществе дети не могли принадлежать к тому же роду, что и их отец, а стало быть, не могли наследовать ему. Установление патрилинейного порядка наследования знаменовало собой ослабление родовых связей, укрепление индивидуальной семьи как новой ячейки общества, углубление социального неравенства.

Краткая Китайская история

Краткая Китайская история

Древнейшие времена и рабовладельческое общество (до 476 г. до н.э.)

Найденные в ходе раскопок в уезде Юаньмоу (пров. Юньнань) останки питекантропа — «юаньмоуского синантропа», которым около 1.7 млн. лет, принадлежат самым древним из известных обитателей Китая. Примерно около 600 тыс. лет назад другая группа древних людей, названная «пекинским синантропом», обитала близ нынешней деревни Чжоукоудянь в окрестностях Пекина. Представители этой культуры ходили прямо, были способны изготавливать и использовать примитивные орудия труда, умели добывать и хранить огонь. Около 10 тыс. лет назад неолитические стоянки существовали на всей территории современного Китая. На неолитических стоянках Хэмуду в г. Юйяо (пров. Чжэцзян) и Баньпо в г. Сиань (пров. Шаньси), существовавших 6-7 тысячелетий назад, археологами обнаружены культивированные неочищенные рис и чумиза, а также сельскохозяйственные орудия.

Древнейшей династией, которая правила на территории Китая, согласно традиционной китайской историографии, считается Ся. Предположительно, она начала править в 2070 г. до н.э. Центральными районами в эпоху Ся считались западная часть современной провинции Хэнань и южная часть провинции Шаньси, сфера влияния охватывала бассейн реки Хуанхэ. При эпохе Ся начал складываться рабовладельческий строй. На смену Ся пришли эпохи Шан и Западная Чжоу, когда рабовладельческий строй достиг значительного развития. Последовавшие за ними периоды Весны и Осени и Воюющих царств стали этапом постепенной смены рабовладельческих отношений феодальными.

Около 5,000 лет назад китайцы владели технологией отливки изделий из бронзы; свыше 3,000 лет назад в эпоху Шан применялись железные орудия труда. Помимо примитывных керамических изделий, начали изготовлять и обливные. Сравнительно развитым стало также шелкоткацкое производство, которое впервые дало миру технологию жаккардового шелкоткачества. В период Весны и Осени появилась технология литья стали. В периоды Весны и Осени и Воюющих царств наблюдалось также небывалое оживление философской мысли, появилась целая плеяда выдающихся философов — Лаоцзы, Конфуций, Мэнцзы, известен также военный деятель Сунь У, они оказали значительное влияние на общественно-политическую мысль последующих поколений.

Цинь Шихуан (259-210 гг. до н.э.) и его империя

В 221 г. до н.э. молодой император Инчжэн, покончив с междоусобицей княжеств, основал первое в истории Китая единое многонациональное централизованное феодальное государство — империю Цинь и назвал себя «Шихуанди» (первый император). Цинь Шихуан насаждал феодальное земледелие, развивал средства сообщения, унифицировал начертания иероглифов, ввел единую денежную систему и единую систему мер и весов. Все это ускоряло развитие феодализма.

Сформировавшиеся при нем феодальные общественные отношения сохранялись в Китае свыше 2,000 лет. За десять с лишним лет Цинь Шихуан мобилизовал более 300 тыс. человек на возведение Великой китайской стены на севере Китая, протянувшейся на 5,000 км. При жизни он построил себе грандиозный мавзолей. Его терракотовая армия, обнаруженная в 1974 году, близ могилы первого императора Поднебесной, буквально ошеломила весь мир. 8,000 керамических статуй воинов, коней и боевых колесниц, изваянных в натуральную величину, выглядят как живые, их вправе можно назвать «восьмым чудом света».

Династия Хань (206 г. до н.э.-220 г. до н.э.) и «Шелковый путь»

В 206 г. до н.э. Лю Бан основал могучую династию Хань. В эпоху Хань значительного развития достигли ремесла, торговля и сельское хозяйство. Численность населения Китая в те времена достигла 50 млн. человек. Годы царствования императора Уди (Лю Чэ, правил с 140 по 87 гг. до н.э.) стали периодом могущества и расцвета династии Хань, централизованная власть расширила территории с практически контролировавшегося Центрального Китая до «Западных краев» (нынешние Синьцзян и Центральная Азия).

Он дважды направлял посла Чжан Цяня в «Западные края» с целью проложить путь из столицы империи — Чанань (ныне г. Сиань) через западные отроги Тяньшаня до восточного побережья Средиземного моря. По этому пути превосходные изделия из китайского шелка непрерывным потоком доставлялись на Запад, а этот путь впоследствии получил название «Шелкового пути». С учащением контактов между Западом и Востоком в первом веке н.э. началось распространение буддизма в Китае. В 105 году чиновник Цай Лунь усовершенствовал технологию изготовления бумаги, использовав в качестве сырья, по народному опыту, измельченную кору деревьев с добавлением в нее отходов растительных культур и ткацкого производства, а также старое тряпье. Это коренным образом изменило историю письменной культуры.

Династия Тан — эпоха расцвета и благополучия (618-907 гг.)

После династии Хань наступили период Троецарствия, династии Западная и Восточная Цзинь, эпоха Южных и Северных династий и династия Суй. В 618 году Ли Юань основал династию Тан. Его сын, император Ли Шиминь (годы правления: 626-649 гг.) проводил прогрессивную политику и подвел феодальный Китай к вершине могущества. Мир и порядок в стране в годы Танской империи позволили максимально сосредоточить усилия народа в сфере производства. Процветали сельское хозяйство, кустарные ремесла и торговля. Новых успехов достигли технологии ткацких ремесел, красильного дела, гончарного производства, металлургии, кораблестроения. Вся страна покрылась сетью сухопутных и водных путей сообщения. В 60-е гг. VII века мощь Китая пустила корни не только в Таримской и Джунгарской впадинах и бассейне реки Или, но дошла и до городских стен многих стран Центральной Азии. Китай установил широкие экономические и культурные связи с Японией, Кореей, Индией, Персией, Аравией и многими другими государствами.

Династии Сун, Юань, Мин и Цин (960-1911 гг.)

После династии Тан пришла эпоха Пяти династий и Десяти царств. В 960 году поднявший мятеж и свергнувший династию Поздняя Чжоу полководец Чжао Куанинь основал империю Сун (960-1279 гг.). В 1127 году под натисками монгольских войск столица империи Сун была перенесена с севера на юг страны, так и родилась династия Южная Сун.

Годы правления династии Сун до перенесения столицы назывались Северной Сун. Это событие привело к масштабному распространению передовых технических достижений северян в Южном Китае, стимулировав развитие местной экономики и культуры. В годы династии Сун Китай занимал лидирующее место в мире в науке (прежде всего, астрономии) и техники (особенно книгопечатании). Изобретенный Би Шэном способ печатания с помощью наборного шрифта стал настоящей «мировой революцией» в области книгоиздания.

В 1206 году Чэнцзисыхан создал монгольское государство. Его внук Хубиле в 1271 году завоевал территорию империи Сун, основав династию Юань (1271-1368 гг.) и столицу Даду (ныне Пекин). Хубиле покончил с многовластием в Китае и осуществил великое дело объединения всей страны, включая Синьцзян, Тибет и Юньнань. Великие изобретения Китая — бумага, книгопечатание, компас и порох в период династий Сун и Юань нашли применение в различных частях света, что сыграло важную роль в развитии мировой цивилизации.

В 1368 году Чжу Юаньчжан в Нанкине основал династию Мин (1368-1644 гг.). В 1402 году его сын Чжу Ди вступил на престол и вскоре начал с размахом отстраивать Пекин, возводя дворцы и храмы. В 1421 году столица империи Мин была официально перенесена в Пекин. В 1405-1433 гг. император Чжу Ди семь раз направлял большие флотилии под командованием Чжэн Хэ в дальние плавания. Они побывали в странах Юго-Восточной Азии, Индийском океане, Персидском заливе и на Мальдивских островах, самые дальние путешествия были совершены до Сомали и Кении на восточном побережье Африки. Дальние плавания Чжэн Хэ были крупнейшими в мире морскими экспедициями в «доколумбовы времена».

В 1644 году маньчжуры, жившие в Северо-Восточном Китае, основали династию Цин (1644-1911 гг.) со столицей в Пекине. Канси — самый известный император династии. В годы его правления (1661-1722 гг.) произошло воссоединение с Тайванем и был дан отпор интервенции царской России. Для усиления контроля над Тибетом Канси разработал целый ряд правил, ядром которых стало окончательное утверждение права центрального правительства назначать правителей Тибета. При его правлении территория Китая превысила 11 млн. кв. км.

Новая история (1840-1919 гг.)

В начале XIX века начался быстрый распад династии Цин. В это время англичане развернули широкую торговлю опиумом в Китае и вывозили отсюда серебро. Вследствие этого цинское правительство испытывало растущие финансовые трудности и предприняло шаги, чтобы ликвидировать контрабанду опиума. Для сохранения опиумной торговли английское правительство развязало в 1840 году агрессию против Китая. Китайский народ мужественно сражался с захватчиками, однако капитулянтская тактика цинского правительства в конечном итоге привела к заключению с Англией унизительного «Нанкинского договора», ущемлявшего национальный суверенитет Китая. После Опиумных войн Англия, США, Франция, Россия, Япония и другие империалистические державы заставили цинское правительство заключить неравноправные договоры. В результате Китай постепенно оказался в положении полуколониального и полуфеодального государства.

В 1911 году Синьхайская революция, руководимая Сунь Ятсеном, свергла почти 270-летнюю Цинскую династию. Так пришла к концу почти 2,000-летняя история правления феодальных императорских династий, была провозглашена Китайская республика, что стало одним из величайших событий в новой истории Китая.

Новодемократическая революция (1919-1949 гг.)

Движение 4 мая, вспыхнувшее в 1919 году, считается духовным источником многих важных событий в современной истории Китая. Непосредственной причиной его зарождения стали неравноправные договоры, навязанные Китаю империалистическими державами после Первой мировой войны. Сильный патриотический дух стал основой студенческого движения, которое в итоге вылилось в общенациональный протест. Одновременно в Китай проникли различные новые веяния, среди которых большое общественное внимание привлек марксизм. В 1921 году 12 делегатов, среди которых был и Мао Цзэдун, представлявшие коммунистические ячейки различных районов страны, провели в Шанхае свой первый всекитайский съезд, ознаменовавший создание Коммунистической партии Китая.

В ходе новодемократической революции коммунисты возглавили упорную борьбу китайского народа, которая прошла 4 исторических этапа: Северный поход (1924-1927 гг.), Аграрную революционную войну (1927-1937 гг.), войну Сопротивления японским захватчикам (1937-1945 гг.) и Освободительную войну (1945-1949 гг.). В период войны против японских захватчиков под общим руководством КПК и Гоминьдана был дан отпор агрессорам и одержана победа в войне Сопротивления, однако в 1945 году Гоминьдан развязал гражданскую войну, КПК встала на трехлетнюю Освободительную войну и в 1949 году свергла гоминьдановское правительство.

Китайская Народная Республика

1 октября 1949 года на торжественном митинге в Пекине на площади Тяньаньмэнь председатель Центрального народного правительства Мао Цзэдун официально провозгласил образование Китайской Народной Республики (КНР).

В начальный период после образования КНР правительство успешно завершило аграрную реформу в районах, где проживало более 90 % сельского населения, в результате 300 млн. крестьян получили по разделу землю общей площадью 47 млн. га. В первую пятилетку (1953-1957 гг.) были достигнуты огромные успехи в народном хозяйстве. Среднегодовой рост национального дохода превысил 8.9 %, был создан ряд базовых отраслей промышленности. Впервые в Китае появились крайне необходимые для индустриализации страны самолетостроение, автомобильная промышленность, тяжелое и точное машиностроение, началось производство энергетического, металлургического и горного оборудования, стали выплавляться высоколегированная сталь и цветные металлы.

В 1957-1966 гг. велось крупномасштабное социалистическое строительство. По сравнению с 1956 года, в 1966 году основные промышленные фонды страны (в первоначальном стоимостном выражении) выросли в 4 раза, национальный доход в сопоставимых ценах — на 58 %, производство основных видов промышленной продукции — более чем в 10 раз. Страна вела широкое капитальное строительство и техническую реконструкцию в сельском хозяйстве. Однако «Великая культурная революция», длившаяся с мая 1966 года по октябрь 1976 года, нанесла стране и ее гражданам тяжелейший урон и наиболее серьезный ущерб за все время существования КНР.

Разгром контрреволюционной группировки Цзян Цин в октябре 1976 года ознаменовал конец «Великой культурной революции». В июле 1977 года на пленуме ЦК КПК Дэн Сяопин был восстановлен на всех ранее занимаемых руководящих постах в партии и правительстве. Под его руководством с 1979 года Китай приступил к проведению политики реформ и расширения внешних связей. С тех пор во главу угла была поставлена всесторонняя модернизация страны путем последовательных реформ в широких сферах политико-экономической системы.

Постепенно были определены основные направления перестройки, главной целью которой стало построение социализма с китайской спецификой. За годы реформ и открытости социальный облик Китая и международная репутация страны существенно изменились, экономика бурно развивается, жизненный уровень народа заметно растет, внутреннее положение остается наиболее благоприятным за все годы КНР.

В 1989 году Цзян Цзэминь был избран генеральным секретарем ЦК КПК, а в 1993 году — председателем КНР. В 2002 году Ху Цзиньтао был избран генеральным секретарем ЦК КПК, а в 2003 году — председателем КНР. Возглавляя центральные руководящие органы партии и государства, они последовательно отстаивали и продолжали политику реформ и открытости, разработанную по инициативе Дэн Сяопина. Политическая стабильность в стране, быстро развивающаяся экономика, активная внешнеполитическая деятельность Китая снискали поддержку широких народных масс. Накануне праздника Весны, 17 февраля 2007 года, генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао (справа) посетил село Дапин (г. Динси, пров. Ганьсу).

Древний Китай - одна из важнейших цивилизаций Древнего мира.

Возникновение древнейшей китайской цивилизации похоже на Древний Египет, Шумер и Древнюю Индию. Великая река Хуанхэ приносит с гор плодоносные частички легких почв - лесса. В долине Хуанхэ (по-китайски - «Желтая река») и зародилась цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до нашей эры и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город Шан и гробницы шанских царей - ванов. Вана хоронили в глубоком (до 10 м) котловане, в который вела лестница.

В могилу ставили большие бронзовые сосуды, клали украшения из золота, нефрита и яшмы. Обязанностью вана было управление страной и полевыми работами, массовые охоты, исполнение важных религиозных обрядов, заключавшихся в принесении жертв духам предков, военное управление, верховный суд. Личность вана считалась неприкосновенной и священной.

В 1122 до нашей эры (или еще через сто лет) воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. В 8 веке до нашей эры государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до нашей эры). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускому вану.

6–5 века до нашей эры - время появления первых философских учений древнего Китая. В 6 веке до нашей эры жил мудрец Конфуций, особенно почитаемый китайцами всех последующих веков. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми - и в семье, и в государстве.

В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь».

Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы.

Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены.

С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей войны крестьянин Лю Бан. Лю Бан снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали 11 его потомков, стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.

В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры - науки, литературы, искусства.

Взимание налогов с большой страны требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни созвездий и звезд, они вычисляли периоды обращения планет.

Гибель Хань была связана с восстанием «желтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.

История Китая на протяжение 5000 лет волновала общество, как одна из самых длительных и загадочных государственных хроник, которая отражает красоту китайской культуры и морали! Как и в большинстве других великих цивилизаций мира, развитие Китая можно проследить по его культуре, по переходу от малых первобытных племен до настоящего времени.

В течение длительной истории был кузницей многих выдающихся людей , которые внесли неоспоримый вклад в развитие своей страны и обогатили ее историю.

В их числе присутствуют императоры (Цинь Шихуанди – династия Цин, Ханьуди – династии Хань и Ли Шимин – династии Тан), философы (Конфуций, Лао Цзы), поэты (Цюй Юань), астрономы и математики (Цзу Чун Чжи), литераторы и государственные деятели, кроме них были и еще тысячи героев в китайской истории, которых помнит и чтит современное общество.

Они как сияющие звезды, которые живут в сердце китайского народа. Их большой вклад в развитие истории и культуры сделал Китай более привлекательным и интересным для изучения. Общество Китая прогрессировало и в своем развитии преодолело пять основных стадий – первобытное, рабское, феодальное, полуфеодальное и полуколониальное, социалистическое общество.

Взлеты и падения в течение всей истории следовали за Китаем и отражались на его культуре и сознании людей. С момента основания КНР – 1 октября 1949 года, Китай стал социалистической страной, и сегодня, спустя 5000 лет продолжает развиваться уже в 21 веке.

Древний Китай и рабовладельческое общество (1,7 млн. – 476г. до н.э.)

“Пекинский человек” – самое раннее захоронение, которое было обнаружено археологами в г. Юаньмоу в провинции Юньнань, возраст его был приблизительно равен 1,7 миллионам лет. Позже были обнаружены останки в пещере Чжоукоудянь близ Пекина, возраст которых был около 600-800 тыс. лет, он мог ходить вертикально, изготавливать и использовать простые инструменты и умел добывать огонь.

Сегодня термин “Пекинский человек” применяют ко всем останкам “человека прямоходящего”, найденным в Китае. Находки археологами сельскохозяйственных орудий, свидетельствуют, что 6000 – 7000 лет назад люди занимались выращиванием риса и проса, и занимались возделыванием земель.

Наиболее древняя династия Китая, о который известно сегодня – это династия Ся , обособление ее произошло приблизительно в 2070 г. до н.э. и продолжалось до 1600 г. до н.э. Она занимала земли Западной части современной провинции Хэнань и Южной части современной провинции Шаньси.

Ее влияние распространялось на Северные и Южные районы Желтой реки. В этот период рабовладельческого общества появились еще две династии – династия Шан (1600 – 1027 гг. до н.э.) и Западная Чжоу (1046 – 770 до н.э.). Позже последовал период Весны и Осени (771 – 481 до н.э.) и период Воюющих государств (475 – 221 гг. до н.э.) – периоды характеризующиеся снижением влияния и мощности правящего дома, а также борьбы за власть между региональными державами.

Это период перехода от рабовладельческого общества к феодальному. В этот исторический период в Китае была основана технология выплавки бронзы, и железные инструменты вошли во всеобщее употребление уже в правление династии Шан – 3000 лет назад. Была произведена белая и цветная глазурованная керамика, было значительно развито производство шелка, появились технологии жаккарда.
В период Весны и Осени производственные технологии занимали главенствующее положение в государстве. Также в период Воюющих государств произошел резкий всплеск интеллектуальной деятельности , мир узнал многих философов – Лао Цзы, Конфуций, Мэн-Цзы, Мо-Цзы и известный военный ученый Сан Ву – автор книги “Искусство Войны”.

Император Цинь Шихуанди (259-210 до н.э.) и его Империя

В 221 г. до н.э., Цинь Шихуан – первый император Династии Цинь положить конец соперничеству среди независимых княжеств в Период Воюющих государств, которое длилось 250 с лишним лет, и положил начало единому, многонациональному феодальному государству Китая – Династии Цинь (221-206 до н.э.).

Он более известен как Цинь Шихуанди, или “Первый император Цинь”. Он ввел единые стандарты весов и меры, создал систему префектур и графств. Он объединил свыше 300 000 человек в течение десятков лет на построение Великой Китайской Стены, которая имеет протяженность свыше 8000 км. и проходит через весь Северный Китай.

Цинь Шихуанди в самом начале своего правления начал работы по строительству огромного мавзолея – Терракотовой армии, которые были обнаружены археологами в 1974 году. Терракотовые фигуры воинов, колесниц и коней из “подпольной армии”, стоявшие на страже многие-многие столетия поразили весь мир.

Династия Хань (206 до н.э. – 220 гг. н.э.) и “Шелковый путь”

Лю Бан – основатель мощной династии Хань . Во время его правления достигли расцвета сельское хозяйство, ремесла и торговля, и многие другие области человеческого труда и культуры получили развитие.

Были расширены территории империи в западный регионах (современный Синьцзян и Центральная Азия). Были налажены торговые отношения с западом, куда он дважды отправлял своего посланника Чжан Цяня, и в процессе был положен маршрут, известный всем, как “Шелковый Путь” через современный Синьцзянь и Центральную Азию и к восточному побережью Средиземного моря.

Вдоль “Шелкового Пути” шла торговля великолепными шелковыми товарами Китая. Контакт Востока и Запада стал причиной распространения Буддизма на территории Китая уже в первом веке н.э. Чиновник по имени Цай Лунь в 105 г. н.э. синтезируя опыт своих предшественников, открыл метод изготовления тонкой бумаги, его изобретение породило настоящую революцию в области связи и обучения.

Эпоха Троецарствия (220 – 280 гг. н.э.)

Период правления Династии Тан (618-907 гг.)

После Династии Хань настал Период Трех Королевств (220-280 годы). Династия Цзинь (265-420 гг.), Южная и Северная Династии (420-589) и Династия Суй (581-618 гг.). За ними поледовала Династия Тан, зарождению которой поспособствовал Ли Юань в 618 г.

Его сын, Ли Шиминь (626-649) был приверженцем либеральной политики, благодаря чему, феодальное общество Китая достигло наивысшего пика своего развития в сельском хозяйстве, ремеслах и торговле, процветала технология текстильного производства и крашения, производства керамики и фарфора.

Развитие получило судостроение, улучшились сухопутные и морские перевозки. До 660 г. влияние Китая распространилось на территории Таримского и Джунгарского бассейнов, и простирались на многие государства в Центральной Азии. В это время были установлены экономические и культурные отношения с многими странами, в их числе Япония, Корея, Индия, Персия и Аравия.

Династия Сун (960-1279 гг.)

После Династии Тан в истории Китая настал период непрерывной войны, известный как Период Пяти Династий и Десяти Царств. В 960 г. – Чжао была правящей династией. При Династии Сун, столица государства переехала на Юг, поэтому исторически сложилось название династии – Южная Сун, это дало мощный импульс экономического и культурного развития.

Китай во времена династии Сун был мировым лидером в науке, астрономии, технике и технологии печати. Би Шен изобрел новую технологию печати, что стало крупнейшим прорывом в истории книгопечатания.

Династии Юань (1271-1368)

В 1206 году Чингисхан основал монгольское Ханство. В 1271 году Хубилай – внук Чингиз-Хана захватил центральные Равнины и основал Династию Юань (1271-1368), и сделал г. Даду (ныне Пекин) столицей своей империи. Он сформировал единое государство, под влиянием которого оказались Синьцзян, Тибет и Юньнань.

Интересно! Этот период был ознаменован четырьмя великим изобретениями – бумажное производство, компас, порох и полиграфия, в дальнейшем они были внедрены в зарубежные страны, что внесло неоценимый вклад в историю мировой цивилизации.

Династии Мин (1368-1644)

В 1368 году, Чжу Юань Чжан,известный также как Тай-Цзу основал Династию Мин (1368-1644) в Нанкине. Когда его сын и преемник Чжу Ди (1360-1424) взошел на престол в 1402 году, он в больших масштабах создал, и расширил уже имеющиеся дворцы, храмы, крепостные стены и рвы в Пекине, а в 1421 году Пекин стал официальной столицей империи.

Во время его правления, евнух по имени Чжэн Хэ собрал флот из большого количества кораблей, дабы совершить шесть дальнодействующих рейсов. В 1431 году Чжу Ди (внук императора Сюань Цзуна) отправляет Чжэн Хэ в седьмое путешествие.

В своем путешествии он прошел страны Юго-Восточной Азии, Индийский океан, Персидский залив и Мальдивские острова. Он исследовал Сомали и Кению на восточном побережье Африки. Это была одна из самых масштабных и длительных экспедиций в мире до эпохи Колумба.

Но стоит заметить, что хотя Китай и совершал многие географические открытия и осваивал новые территории, для мира он оставался закрытым государством, что во многом повлияло на дальнейшее падение империи, не сумевшей выдержать натиск маньчжуров с севера.

Династия Цин (1644-1911 гг.)

Маньчжуры (Северо-Восточный Китай) дали начало следующей Династии Цин (1644-1911 гг.) в 1644 году. Пожалуй, самый известный из императоров Династии Цин – это Канси (1661-1722). Он восстановил центральную империю с Тайванем, и сопротивлялся вторжению царской России. Для административного усиления Тибета он сформулировал правила и положения, согласно которым тибетским лидерам необходимо было пройти подтверждение своих полномочий. Развивалась аграрная экономика и наука, порицалось инакомыслие. В 1840 г. произошла опиумная война.

Великобритания была поставщиком крупных партий опиума в Китае, что вызвало необходимость запрета на наркотики. В целях защиты своей торговли опиумом, Великобритания начала агрессивную войну против Китая в 1840 году. Многие страны – Великобритании, США, Франция, Россия и Япония принудили правительство Цин подписать различные неравноправные договора после Опиумной Войны.

В 1911г. произошла Синьхайская революция , которая положила конец династии Цин и Китай, освободившийся от многих столетий феодального влияния, вступил в новый период своего развития.

Демократическая Революция (1919-1949)

Массовое антиимпериалистическое движение 4 Мая 1919 года имело идеологическое происхождение. Его непосредственной причиной явились неравные договоры, навязанные Китаю после Первой Мировой Войны. Студенты, мотивированные чувством патриотизма стали инициаторами движения, которое позже стало национальным протестом и привлекло внимание многих людей.

Оно также стало причиной появления в Китае различных новых идеологий, среди которых получил особое распространение марксизм-ленинизм. Под влиянием Октябрьской Революции 1917 г. в России , 12 делегатов, включая Мао Цзэдуна, представляющие коммунистические группы по всей стране провели первый республиканский Конгресс в Шанхае в 1921 г. с целью образования Коммунистических партий Китая (КПК).

Китайская Народная Республика (1949)

1 октября 1949 года состоялась торжественная церемония на которой председатель Народного Правительства – Мао Цзэдун провозгласил основание Народной Республики (КНР). Свидетелями этого события стали толпа людей, собравшиеся на площади Тяньаньмэнь в Пекине. После освобождения от японских агрессоров, китайское правительство успешно провело земельные реформы в сельских районах, и 300 млн. крестьян получили около 47 млн. га земли.

Удивительные достижения были сделаны в ходе первого пятилетнего плана, в период с 1953 г. по 1957 . Среднегодовой прирост национального дохода превзошел 8.9 процентов. Китай создал основные отрасли промышленности, необходимые для индустриализации страны. Начали производить самолеты, автомобили, тяжелое машиностроение, точное машиностроение, энергетическое, металлургическое и горное оборудование, сталь и цветные металлы.

В 1979 году в Китай началась политика по открытости внешнему миру под руководством Дэна, и акцент сместился в сторону модернизации. Были предприняты значительные усилия по реформированию экономической и политической системы страны. Шаг за шагом, Китай двигался по дороге к социалистической модернизации. Произошли многие глубокими изменения в стране, поскольку

Китай вступил в новый период политических реформ и открытий. И, пожалуй, это наилучшее время с момента основания КНР, которое характеризуется энергичным ростом экономики и повышением жизненного уровня населения. В 1989 году Цзян Цзэминь стал Генеральным секретарем ЦК КПК и главой государства в 1993 году. На должность Генерального секретаря ЦК КПК он назначил Ху Цзиньтао в 2002 году, а в 2003 году он стал президентом Китая.

Сегодня центральный комитет УПК во главе с Ху Цзиньтао, постоянно придерживаются политики Дэн Сяопина, которая подразумевает реформирование и открытость. В результате этой политики, Китай пользуется массовой народной поддержкой, а стабильная политическая ситуация, растущая экономика и активные дипломатические отношения помогают ему стремительно развиваться дальше.

История Китая – это взлеты и падения, научные открытия и философские воззрения общества , это не просто сухие факты, о которых хочется забыть, это история развития целого государства и его народа, летопись которой продолжается и в наши дни.

Просмотры: 174