Эффект светящихся глаз. Пример обработки глаз в Photoshop

Бич современных цифровых мыльниц – наличие встроенной вспышки, которая не столько помогает, сколько портит фотографии. Одна из проблем – проблема «красных глаз».

Я попытаюсь с помощью Photoshop восстановить испорченные встроенной вспышкой фотоаппарата глаза и оставить только отблеск от светильника. Можно, конечно, использовать специальные фильтры или программы по удалению «красных глаз», но мне не удалось получить нормального результата с собачьими зрачками (в отличие от людских), да и интереснее самому потренироваться…

Вот часть снимка, полученного, когда я, как «мистер J» из фильма «люди в черном», пыхнул в шары своей малышке. Конечно не вампирка, но все равно безобразие.

Изобретать ничего не буду, возьму за основу простой вариант с обесцвечиванием зрачков.

Итак, приступим.

Запускаю PhotoShop и загружаю в него свое недоразумение J

Для начала я размножу изображение с помощью копирования слоев. Добавляю две копии к слою, который имеет название «Фон». Это делается очень просто. Правой кнопкой мыши щелкаю по строке «Фон» и в появившемся меню выбираю единственный доступный пункт «Дублировать слой». Можно поменять название копии слоя или оставить как есть и нажать « Ок ».

Повторяю шаги еще раз и получаю в итоге три слоя (три одинаковых изображения):

Теперь увеличиваю масштаб изображения до 200, а лучше до 300 процентов, так проще будет работать с изображением. Можно это сделать из меню или комбинацией клавиш: увеличение (Ctrl правый +), уменьшение (Ctrl правый -).

Выделяю эллипсом зрачки (сначала мышкой один зрачок, затем, нажав и удерживая клавишу Shift, выделяю второй зрачок). Чтобы выбрать эллипс, достаточно нажать и некоторое время подержать левую верхнюю кнопку на панели:

Выделить нужно как можно точнее, так как это будут наши новые размеры для зрачков.

Слева от названия слоя на панели слоев имеется иконка с изображением глаза, это переключатель видимости слоя, он мне понадобится не раз.

Убираю изображение глаза (делая слой невидимым) на двух нижних слоях, становлюсь на верхний слой и нажимаю клавишу «Delete». Появились две дырки на месте зрачков

и теперь мне будут через эту дырки видны зрачки второго слоя.

В моем примере зрачки полностью свободны, но если часть зрачка закрывает складка, то, стирая таким способом зрачки, я удаляю и часть складки. Вернуть часть изображения со складкой очень просто. Нужно выбрать инструмент «историческая кисть» (она восстанавливает стертое изображение),

установить его тип: «мягкая кисть 9» (размер кисти нужно подобрать самостоятельно, чтобы удобно было работать) и стереть часть дырки от зрачка, восстановив тем самым испорченную складку. Если со складкой открылась часть светящегося зрачка, то нужно, воспользовавшись резинкой,дырочку аккуратненько подчистить.

Перехожу на второй слой, включаю глаз(видимость) этого слоя и вновь через дырку в первом слое вижу зеленые зрачки. Нужно их закрасить. Выбираю в меню: Изображение – Установка – Оттенок/насыщение. Движок «насыщенность» сдвигаю влево до упора, а движок яркость несколько не довожу, иначе зрачок будет черным.

Данная настройка уберет цветность и уменьшит яркость в выделенных овалах активного (среднего) слоя. Обращаю внимание – у меня активный средний слой.

Зелень я убрал, но теперь по контуру зрачков появились черные кольца, это меня не устраивает. Выбираю «Пипетку» и щелкаю ей по середине зрачка. Полученный цвет нужен для кисточки. Теперь кисточкой (лучше мягкой) закрашиваю круги, стараясь при этом сильно не закрашивать зрачки.

Еще раз обращаю внимание, это все происходит только во втором (среднем) слое

Отключаю видимость на верхнем и среднем слое и снова вижу зеленые глаза. Все верно. Нижний слой я не трогал, и он остался без изменения. Трогать его я и в дальнейшем не буду. Теперь, проверив, что фокус стоит на среднем слое, буду над ним продолжать издеваться. Мне нужно сделать отблеск от источника света. Он остался хорошо виден на нижнем слое, поэтому гляну на него пару раз, попереключав глаз (видимость) на среднем слое.

Теперь беру кисть с настройкой «мягкая кисть 13», выбираю для нее белый цвет и одним точечным прикосновением делаю белую точку там, где только что видел отблеск. Размер кисти может быть меньше или больше, это зависит от абсолютного размера зрачков.

Теперь, чтобы сделать более яркий отблеск, выбираю «жесткая кисть 5» и прикасаюсь ей пару раз в центре моих получившихся отблесков.

Ну вот, в общем-то, и все. Осталось свести все слои в один, для этого выбираю в меню пункт: Слой – Выполнить сведение. Ну и не забыть сохранить в jpeg (если для печати - с качеством 100%).

Теперь сравним, что было и что получилось.

Не всегда на изображении засвеченных зрачков можно увидеть отблеск, поэтому иногда огоньки придется подрисовывать самостоятельно. Обратите внимание, что эти огоньки расположены не на середине зрачка. Самый простой вариант – включите свет, возьмите своего карапуза на руки, понавешайте ему лапши J , а пока он будет вас внимательно слушать, обратите внимание, где у него отблески, и примерно так и рисуйте…

Если кому-то не понятны детали, или вид меню и самого Photoshop другой, то я на форуме всегда готов пообщаться. Да, устанавливал я (временно) шестую русскую версию.

Конечно, это не единственный способ убрать бело-красно-зеленые шары, но, так как я с Photoshop не работаю вообще, (а на форуме вряд ли найдется еще кто такой же ненормальный как я, работающий в бесплатном графическом пакете GIMP), и я на этой статье по ходу все и пробовал, то прошу хотя бы ногами сильно не пинать J .

PS . По такому же принципу можно убирать красные глаза на фотографиях людей, однако в этом случае все намного проще, достаточно выполнить три шага:

· Увеличить масштаб изображения для более удобной работы;

· Выделить все красные глаза на фото;

· Подвигать ползунками «оттенок, насыщенность, яркость» для изменения цвета глаз.

Очень часто бывает что на снимке у нескольких людей красные зрачки, а у других обычные. В чем проблема - в глазах, в фотоаппарате или в фотографе?

Чтоб понять как избежать красных глаз, нужно для начала разобраться почему вообще глаза светятся? Этот эффект можно наблюдать не только у человека и не только на фотографии и не только ночью.

Очень часто вечером, например, если кошка или собака освещена фарами автомобиля, то глаза у них светятся.
На самом деле, глаза не излучают никакой свет. Они только лишь его отражают. Это явление чем-то напоминает катафоты на велосипедах или отражатели на столбиках.

Как правило, эффект светящихся глаз присутствует на ночных снимках, но бывают и те, на которых это правило не распространено (о них чуть позже). В темное время суток или в условиях слабой освещенности для получения фотографии мы используем вспышку. Как раз эта вспышка и выступает в роли "фары" для глаз. Те, кто использует мыльницы или мобильные телефоны со вспышкой, очень хорошо знакомы с таким эффектом. Почему же у зеркалок этот эффект меньше или совсем отсутствует?

Всё дело в положении вспышки.

Если она расположена слишком близко к объективу камеры (другими словами, к оптической оси камеры), то свет будет отражаться от глаз под очень малым углом и попадет на матрицу. У зеркалок физическое положение вспышки позволяет уменьшит этот эффект или избежать вовсе (в случае с внешней вспышкой).

Как избежать красных глаз?

Существует два метода - физический и программный.

Физический. Суть простая - избежать отражения света вспышки от сетчатки глаза. Некоторые мыльницы обладают функциями "уменьшения эффекта красных глаз". Перед тем как сделать снимок камера посылает несколько световых импульсов, зрачок человека реагирует и сужается, пропуская меньше света. Но результаты не всегда хорошие. Еще один вариант - изменить угол отражения, т.е. сказать человеку чтоб смотрел не в объектив, а немного всторону (желательно в противоположную от положения вспышки). Кстати, по этому на одной и той же фотографии у одних может быть "покраснение", а у других нет.

Программный. Есть много фоторедакторов, которые пытаются бороться с этим эффектом. Во многих случаях эта борьба успешная, но бывают и плохие результаты. Если глаз "светится" красным, то скорее всего программа прекрасно справится, но если глаз "излучает" зеленовато-белые оттенки, то программа скорее всего ни чем не сможет помочь. Тут уже пригодятся навыки работы с фотошопом.

Что же делать если фото уже снято и нет возможности переснять, программы не помогают, а фотошопа не знаешь? Как всегда, любую неудачную фотографию сможет исправить "черно-белое" фото))) Нет цветов - нет проблем!

Ну и теперь о тех, кому не нужна вспышка камер и наступление темноты чтобы светить красными глазами. Альбиносы. Любой естественный или искусственный свет будет беспрепятственно отражен от сетчатки с множеством капиляров

Итог
Почему на моих снимках красные глаза? - Свет вспышки отражается от сетчатки глаза.
Как избавиться от эффекта красных глаз? - 1) Использовать камеры в которых вспышка удалена от объектива 2) Использовать фоторедакторы 3) Перевести цветное фото в черно-белое.

Еще мои статьи по схожей тематике.


1. Для начала нужно поочередного выделить зрачки. Мы сделали это с помощью инструмента «Быстрое выделение», используя его опции вычитания и добавления фрагментов к выделенной области. Диаметр инструмента лучше поставить поменьше, так результат будет точнее. Опции появляются в верхнем меню слева, когда инструмент активен. Например, если вы случайно выделили ы или часть века, нажмите кисточку с минусом «Вычитание из выделенной области» и скорректируйте:


Можете использовать другой инструмент для выделения, если вам так будет удобнее.
2. Кликните правую кнопку мышки и выберите «Скопировать на новый слой» - радужная оболочка продублируется на пустом фоне:


3. В меню «Фильтр» найдите «Шум» и выберите «Добавить шум». Мы поставили эффект 10%, ваша цифра будет зависеть от размера. Нужно, чтобы получилось примерно так:


4. Возьмите инструмент «Овальная область» и обведите зрачок в круг так, чтобы зрачок оказался центром в области выделения:


Больше ничего трогать не нужно, должен получиться примерно такой эффект зуммирования:


6. Теперь повторяем п.4 и 5 для второго глаза. Важно размытие делать поочередно на каждом глазе, иначе не получится.
7. Снимаем выделение – CTRL + D, непрозрачность слоя с глазами поставим примерно на 20%. Выбираем инструмент «Ластик» с круглой жесткой формой, настраиваем подходящий диаметр, удаляем эффект со зрачка. Возвращаем непрозрачность слоя 100%. Нужно также удалить эффект с белка, и век. Вот, что должно в итоге остаться:


8. Начинаем делать самое интересное: в окне слоев меняем режим наложения на «Яркий свет», глаза становятся темными. В меню «Изображение», в подменю «Коррекция» выбираем «Уровни». Передвигая ползунки, добиваемся эффекта свечения глаз, меняя цифры для входных значений. Мы поставили следующие:


9. Если остались какие-то огрехи, можно снова взять ластик и подправить.
Вот так можно сделать в Фотошоп яркие глаза с эффектом свечения.

Можно поэкспериментировать, меня оттенки с помощью меню «Цветовой тон/Насыщенность» или «Цветовой баланс»:


А можно сделать так, чтобы глаза смотрелись естественно, просто уменьшив непрозрачность слоя с эффектом:


В этом уроке мы научимся делать необычный эффект зуммирования на глазах с исходящими из зрачка лучами. Также, мы повысим яркость и насыщенность цвета глаз, и всё это при помощи фильтра Photoshop Radial Blur , простого инструмента выделения, маски слоя и смешивания слоев.

Вот оригинал фотографии , которую мы будем обрабатывать:

А вот как она будет выглядеть после обработки:

Давайте начнем!

Шаг 1: Выбираем инструмент Elliptical Marquee

Мы начнем с левого глаза. Сначала мы проделаем все шаги на примере одного глаза, после чего останется лишь повторить их для обработки второго. Первым делом мы выбираем Elliptical Marquee Tool на панели инструментов. По умолчанию он располагается за Rectangular Marquee Tool , поэтому нажмите на Rectangular Marquee Tool и удерживайте кнопку мыши, пока не появится выпадающее меню с другими вариантами. Из этого списка выбираем Elliptical Marquee :

Выбираем инструмент Elliptical Marquee

Шаг 2: Обводим радужку

С помощью инструмента Elliptical Marquee выделяем радужку (цветную часть глаза). В данном случае верхняя часть зрачка прикрыта веком, так что сделать выделение мы сможем в два шага.

Сначала захватим и обведём мышью радужку, не обращая внимания на тот факт, что зона выделения захватывает и веко. Можно видоизменить контур выделения прямо в процессе, что зачастую бывает необходимо для достижения нужной точности. Для этого надо, удерживая клавишу пробела, переместить контур в нужное место, после чего отпустить пробел и продолжить обводить объект:

Чтобы убрать веко из зоны выделения, выбираем опцию Intersect With Selection в панели опций инструмента Elliptical Marquee Tool :

Нажимаем на миниатюру Intersect With Selection (четвертая слева)

В правом нижнем углу курсора мыши появится маленький крестик, говорящий о том, что мы выбрали режим Intersect With Selection . Первый выбранный нами участок остается на месте, мы таким же образом обводим ту его часть, которую надо сохранить, то есть радужку, за вычетом верхнего участка, где находится веко. Видите, вторая выбранная зона как бы вырезает тот участок, который надо убрать из зоны выделения:

Закончив второе выделение, отпускаем кнопку мыши, и, благодаря тому, что у нас был установлен режим Intersect With Selection , Photoshop оставляет только ту часть первого выделения, которая попала и во второе. А ненужное веко теперь исчезло:

Шаг 3: Копируем выделенный участок в новый слой

Теперь скопируем выделение в новый слой. Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), откроем меню слоев Layer в верхней части экрана, выберем New , а потом Layer via Copy :

Придерживая Alt (Win) / Option (Mac), выберите Layer > New > Layer via Copy

Если при выборе команды нажата клавиша Alt (Win) / Option (Mac), Photoshop сначала открывает диалоговое окно нового слоя, так что мы можем дать слою свое название. Назовем его «Левый глаз» (или правый, если вы работаете с ним):

Назовем новый слой «Левый глаз»

Закончив, нажмите OK , и диалоговое окно закроется. Кажется, что ничего и не произошло (разве только пропало выделение), но в панели слоев мы видим, что над слоем Background layer , в котором содержится оригинал фотографии, появился еще один, с нашим выделением:

Шаг 4: Круговое выделение вокруг радужки

Инструмент Elliptical Marquee все еще активен; теперь мы щелкаем мышью точно по центру зрачка и проводим, создавая еще одну эллиптическую зону выделения. Начав перемещать мышь, нажмите и удерживайте Shift + Alt (Win) / Shift + Option (Mac) на клавиатуре. Клавиша Shift поможет вам создать идеальный круг, а при нажатой клавише Alt (Win) / Option (Mac) Photoshop осуществляет выбор по направлению из выбранной вами точки наружу. Продолжайте перемещать мышь, чтобы зона выбора стала чуть больше радужки глаза. Когда будет готово, отпустите кнопку мыши, затем отпустите Shift и Alt (Win) / Option (Mac). Но сначала обязательно отпустите мышь, иначе зона выделения не будет круглой:

Шаг 5: Добавляем на выбранном участке шум

Давайте добавим шум в выделение, чтобы создать лучи. В этом нам поможет фильтр Photoshop Add Noise . В верхней части экрана выберите Filter , затем Noise , затем Add Noise :

Откройте Filter > Noise > Add Noise

Add Noise . Установим значение Amount в районе 10 %, убедимся, что выбраны опции Gaussian и Monochromatic , расположенные в нижней части диалогового окна:

Устанавливаем значение 10 % и отмечаем опции Gaussian и Monochromatic

Нажав OK , закройте диалоговое окно. Теперь в выбранной зоне появился шум:

Шаг 6: Применяем фильтр Radial Blur

После добавления шума открываем меню Filter в верхней части экрана, но в этот раз выбираем Blur и Radial Blur :

Откройте Filter > Blur > Radial Blur

Появится диалоговое окно фильтра Radial Blur . Увеличиваем параметр Amount , который находится в верхней части окна, примерно до 80, после чего в опции Blur Method устанавливаем Zoom , а качество Quality выбираем Best . Поле Blur Center , которое находится в правом нижнем углу, менять не нужно. Нам нужно, чтобы центр размытия остался на месте, то есть по центру, чтобы лучи как будто выходили из него:

Диалоговое окно Radial Blur

Нажав OK , закройте диалоговое окно. Photoshop осуществляет размытие выбранной зоны, что создает эффект зуммирования, как будто бы исходящего из центра глаза:

Фотография после применения фильтра Radial Blur

Шаг 7: Сделаем из выделения маску слоя

Нам нужно удалить кончики лучей, которые задели белок глаза, а для этого нам понадобится создать маску слоя . Выделение пока остается активным, в нижней части панели слоев выбираем Layer Mask :

Нажимаем Layer Mask

Поскольку выделение осталось активным, добавляется маска для слоя «Левый глаз» . На миниатюре маски слоя в панели слоев мы увидим, что маска залита черным цветом, за исключением небольшого белого участка. Это и есть выделенная нами зона. Белые пятна на маске слоя - это те участки, которые видны на документе, а черные - скрыты:

Шаг 8: Выбираем инструмент Brush Tool

Чтобы закрасить ненужные кончики лучей вокруг радужки, нам понадобится инструмент Photoshop Brush Tool . Выбираем Brush Tool на панели инструментов:

Выбираем инструмент Brush Tool

Шаг 9: Закрашиваем все ненужное

В качестве цвета кисти Photoshop берет цвет переднего плана, так что вам нужно убедиться, что у вас выбран черный. Для этого надо нажать клавишу D на клавиатуре, после чего будут возвращены цвета по умолчанию, то есть передний план белый, а задний - черный (когда у нас активна маска слоя, цвета меняются на противоположные). Затем нажмите X , чтобы обратить цвета, то есть цветом переднего плана станет черный. Текущие цвета переднего и заднего плана видны в цветовых ячейках, расположенных в нижней части панели инструментов:

Выбрав в качестве цвета переднего плана черный, проведите маленькой мягкой кистью вокруг радужки глаза, чтобы убрать ненужные лучи размытия, попавшие на белок. Поскольку мы работаем с маской слоя, все, что мы сейчас закрашиваем черным, исчезнет с изображения. Размер и мягкость кисти можно регулировать прямо с клавиатуры. Нажатие открывающейся скобки ([) уменьшает размер кисти на 5 пикселей, а закрывающейся (]) - увеличивает на 5 пикселей. Удерживая Shift и нажимая на открывающуюся скобку, вы на 25% увеличиваете мягкость кисти. Удерживая Shift и нажимая на закрывающуюся скобку, вы на 25% уменьшаете мягкость кисти:

Если вы случайно заденете радужку, просто нажмите X на клавиатуре, цвета поменяются, и цветом переднего плана станет белый. Закрасьте то место, где допустили ошибку, возвращая размытие на место, после чего опять нажмите X , чтобы снова сделать передний план черным, и продолжайте очищать белок.

Надо удалить размытие и в самом зрачке. Это делается точно так же с помощью маленькой мягкой кисти. Когда вы закончите работу, лучевое размытие должно остаться только на радужке:

Шаг 10: Добавим слой для корректировки Hue-Saturation

Мы создали эффект зуммирования, а теперь давайте сделаем радужку ярче и насыщеннее. Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), нажмите на иконку New Adjustment Layer , которая находится в нижней части панели слоев:

Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), нажмите на иконку New Adjustment Layer

Из появившегося списка корректирующих слоев выберите Hue/Saturation :

Выбираем из списка Hue/Saturation

Если вы при этом будете удерживать Alt (Win) / Option (Mac), Photoshop сначала откроет диалоговое окно New Layer , такое же, как мы уже видели в шаге 3. Можно оставить название слоя, заданное по умолчанию, но все равно необходимо поставить галочку перед опцией для создания маски по предыдущему слою. Затем меняем Mode (режим смешивания слоев) с Normal на Screen :

Ставим галочку перед опцией Use Previous Layer to Create Clipping Mask и выбираем режим смешивания слоев Screen

Нажмите OK , и диалоговое окно закроется, а Photoshop добавит новый слой для работы с Hue/Saturation непосредственно над нашим слоем «Левый глаз» . Обратите внимание на панель слоев: корректирующий слой сдвинут вправо, и есть стрелочка, показывающая вниз. Это говорит о том, что корректирующий слой привязан к слою «Левый глаз» , то есть только его затронут последующие изменения. Фотография в слое Background layer изменена не будет. Также обратите внимание на то, что в качестве режима смешивания корректирующего слоя установлен Screen :

Панель слоев с новым слоем Hue/Saturation

Screen - это один из нескольких вариантов смешивания слоев в Photoshop, который осветляет изображение, и когда мы его выбираем, радужка глаза становится намного ярче:

Благодаря режиму смешивания слоев Screen радужка становится ярче

Мы также можем повысить насыщенность цвета радужки. Если вы используете версию Photoshop CS4 или выше, то редактирование опций Hue/Saturation осуществляется через панель Adjustments Panel , впервые представленную в CS4. В Photoshop CS3 и более ранних версиях открывается специальное диалоговое окно. Чтобы сделать радужку насыщенней, сдвиньте ползунок Saturation вправо. Не забывайте следить за изменениями на снимке, чтобы не перестараться. Мы устанавливаем значение около 60:

Сместите ползунок Saturation вправо, это повысит насыщенность цвета радужки

Когда вы закончите, в Photoshop CS3 и более ранних версиях надо нажать OK , чтобы диалоговое окно Hue/Saturation закрылось. В Photoshop CS4 и выше панель Adjustments Panel можно оставить открытой. Вот что получилось у нас после повышения насыщенности. В зависимости от того, каким был первоначальный цвет глаз, увеличение насыщенности может казаться деликатным, как в данном случае, или более выразительным:

Шаг 11: Попробуем другой осветляющий вариант смешивания (опционально)

Как мы уже сказали, режим Screen - это лишь один из нескольких вариантов смешивания слоев в Photoshop, который делает снимок светлее; его используют в этих целях, наверное, чаще всего. Но вместо этого можно попробовать выбрать вариант Color Dodge или Linear Dodge , и результат будет другим, более ярким и броским. Поменяем режим смешивания на Color Dodge :

Меняем режим смешивания на Color Dodge

Вот что получается с Color Dodge :

Фотография после изменения режима смешивания слоев на Color Dodge

А теперь попробуем еще и Linear Dodge :

Пробуем режим Linear Dodge

Вот что получилось. В данном случае лучший результат достигается при использовании Linear Dodge , но для другого снимка непременно следует попробовать все три варианта и посмотреть, как будет красивее:

Тот же эффект при режиме смешивания Linear Dodge

Шаг 12: Наносим последние штрихи с помощью опции Layer Opacity

Определившись с режимом смешивания, можно еще немного подкорректировать изображение, изменив непрозрачность (или прозрачность) слоя. Эта опция, Opacity , находится прямо напротив опции смешивания слоев в верхней части панели слоев. Мы так и оставим 100%, но при необходимости можно снизить яркость, уменьшив этот показатель:

При необходимости можно снизить яркость, уменьшив значение Opacity

Завершив работу над одним глазом, повторите все то же самое и со вторым. Но прежде чем приступить, обязательно вернитесь к оригиналу, выбрав слой Background layer в панели слоев:

Прежде чем обрабатывать второй глаз, вернитесь к слою Background layer

Сделав это, повторите те же самые шаги.

Глаза выделены с помощью спецэффекта радиального зуммирования

В данном уроке Фотошопа мы придадим глазам на фотографии эффект светящихся глаз монстра.


Финальный результат

Приступаем к уроку Фотошопа

В данном уроке мы использовали изображение Amy Lee . И так нам необходимо взять фотографию со светлыми глазами и они должны быть обведены коричнево-черным цветом.


Для работы взяли вот это изображение: ↓


Открываем изображение File > Open (Файл > Открыть / Сочетание клавиш "Ctrl+O").

Сдублируйте слой → Layer > Duplicate Layer (Слой > Дублировать Слой / Сочетание клавиш "Ctrl+J").

Выберите верхний слой и пройдите к Image > Abjustments > Hue/Saturation (Изображение > Коррекция > Цветовой тон/Насыщенность - Сочетание клавиш "Ctrl+U"), в открывшемся окне уменьшите цвета слоя.




Выберите Eraser Tool (Инструмет Ластик / Клавиша "E"), маленького размера с грубыми краями, мы использовали размер 5 px , но может понадобиться размер и меньше. Сотрите на верхнем слое внутренние части глаз не касаясь белый частей глаз.



Таким образом мы получили это: ↓


Теперь перейдем к интересной части. Если у Вас не выбран, то выберите верхний слой и измените Image > Abjustments > Brightness/Contrast (Изображение > Коррекция > Яркость/Контрастность).



Вы добьетесь следующего, не бойтесь играть с параметрами. В зависимости от изображения, возможно Вам понадобится больше или меньше яркости и контраста.




Нанесем последний штрих, для этого выберем нижний слой и изменим настройки Image > Abjustments > Hue/Saturation (Изображение > Коррекция > Цветовой тон/Насыщенность - Сочетание клавиш "Ctrl+U").