Эмоциональное выгорание у родителей — выход есть. Что это такое «эмоциональное выгорание мамы»? Прислушиваться к своим потребностям и расставлять приоритеты

открываем угадайку к очередному писательскому конкурсу. основная тема - Группа, усложняющих элементов ноль.
рассказы тут
12 конкурсных + 3 вне
авторы вот
Юка
Ящер
Аноним
Арсалана
Некоторые люди
Надин Губер
Божья Коровка
Айрини
Му-Му
Зоя Калашникова
Коза Агата
Инесса Федоровна

Поехали! (и махнул рогОм!)

321

Вероника Соловых

Рассудите права я или нет.
Мои родители и бабушка живут в 30 км от нас. Машина есть. Каждые выходные они приезжают в наш город. То в театр, то в гости к родственникам, то на выставку какую, то погулять просто, кафе, тц там....то есть как бы расстояние не проблема совсем. Раньше заезжали к нам периодически. Ну раз в 2-3 недели где-то. 2 минуты потискают внучку, кофе попьют и дальше тусить. Оставляя мне грязные чашки. Ну ладно, я не в обиде. Помогают все таки - привозят иногда подгузники, ползуночки. Ок.
Т.е. в основном мы с мужем одни занимаемся ребёнком. Точнее муж весь день на работе, он с детем вечером. А я днем. Ребёнок днем не спит практически. Ну вот не уложишь никак. Регресс сна, зубы еще намечаются... То есть я не могу порой спокойно поесть, помыться, прибраться по дому, и, извините, в туалет сходить, потому что стоит исчезнуть из поля зрения, сразу ор...
Ну ладно. Последний раз родители с бабушкой приезжали 8 марта. Как оказалось, у матери была температура, но бабушка (старики как дети) закапризничала "почему это мы не поедем" и они приехали. И ребёнок заразился и заболел. Потом от неё я. Потом муж.
Я спокойно, но всё-таки высказала матери, что, мол, если болеете, не надо приезжать. Ребёнку 4 месяца тогда было. Лечить толком ничем нельзя. Сопли рекой, температура. Ну вот нахрена это??? Почему нельзя было визит на неделю передвинуть. Что за слезы от бабушки на пустом месте?! Что за капризы? Как детё...
Ну ладно. С тех пор не приезжают. Видимо обиделись, хотя я спрашивала, говорят нет.

Так вот. Как я уже сказала, ребёнок не спит. Весит она уже 8 кг. Таскать тяжело. Плюс после беременности у меня грыжа. Устаю. Хочется посидеть просто в тишине попить горячий чай. Думаю, многие поймут меня. Бабушка звонит иногда. Я чисто физически не всегда могу ответить. То кормлю и ребёнок только только начинает закрывать глаза... Конечно, я надеюсь, что он уснёт и не беру трубку. То мы купаемся. То ещё что-то. Да даже просто я могу, извините, сидеть на унитазе. Или мыть попу ребёнку. Да мало ли что...нет. Она начинает безостановочно названивать пока я не возьму трубку. А взяв, она начинает как со школьницей со мной отчитывать меня "ТЫ ПОЧЕМУ НЕ БЕРЁШЬ ТРУБКУ! Я ЗВОНИЛА!"
Желание разговаривать пропадает, конечно. Заезжать родители перестали щас. Хотя на фото в соц.сетях я вижу, что они регулярно в нашем городе бывают. Я же могу дойти только до ближайшего магазина, вот и все развлечения мои))). Настроение портится, конечно. Но я никому не жалуюсь, я не высказываю недовольство. Я занимаюсь своими обязанностями и никому не навязываю своего ребёнка. Занимаемся им только я и мой муж.
Так вот звонит мама, я начинает с претензий, "что вообще происходит??? Что у тебя с настроением??? ты не звонишь! не пишешь! я-то вот звоню тебе!" А когда мне звонить? Регресс сна, зубы наметились..дете не спит вообще. Я не грублю, я говорю сухо и только по делу... Недосып и усталость берут своё.
Я спросила "я имею право устать? Я имею право на плохое настроение?" Ответ утвердительный. Мать свернула разговор и положила трубку. Теперь она обиделась, а я чувствую себя виноватой.
Я повторю, что я никогда не высказывала претензий им. Это мой ребёнок, я родила его для себя, и занимаюсь им сама вместе с мужем. Но родители могут помогать, могут найти один час в месяц, чтоб приехать, взять коляску и прогуляться часок с ребёнком по парку. Пока я дома спокойно поем, или помою пол, и помоюсь сама, да просто вздремну может. А раз нет, раз не приезжаете, не хотите или не можете, то тогда какие обиды ко мне почему не звоню да почему не пишу...? Когдаааа?? И никаких допросов почему не брала трубку!. Не могла, значит.
Мне есть чем заняться. Я считаю так.
К слову, я росла с бабушкой и дедом. Родители брали меня на выходные только. Типа им надо было работать, а за мной и учёбой следить было некогда. Короче получается с их ребёнком занимались их родители.
В общем, рассудите... Может я не права. А может у кого-то было так. Обязана я кидаться к телефону и отчитываться, как первоклашка, почему не брала трубку или почему не звоню?? Обязана оправдываться за своё плохое настроение и усталость??

Извините за целую простыню.. Накипело просто

282

Мир прекрасен

Вчера хожу по узкому тротуару, навстречу девушка идет, с собакой, а собака прыгает на всех прохожих. Я честно боюсь собак, иду с огромным животом, а тут большая собака прыгает на меня. Девушка в наушниках. Даже не услышала мою просьбу держать собаку подальше. Конечно, я ничего не имею против животных, да они милые (только издалека могу наблюдать), но только мне кажется что это неправильно держать животных на длинном поводке во время прогулки, и не обращая внимание, что они прыгают на прохожих? А вас это тоже раздражает?

222

Ekaterina

Ситуация такая, дочери совсем недавно исполнилось 15 лет, учится на отлично, обычно обо всём со мной делится, и я буквально совсем недавно узнала о том, что у неё уже есть какие-то отношения.
В общем, так как она в 8 классе, проводилось родительское собрание по поводу дальнейшей аттестации и т.д., не суть. Конечно же, помимо этого, разговор шёл и о детях. Классная руководительница выдала информацию о том, что в классе дочери уже есть такие, кто встречается с мальчиками - с девочками. Среди них она назвала и мою дочь, но встречается она с мальчиком не из своего класса, и даже не из параллели, а из 9. Мне стало интересно, и после собрания я решила подойти к руководительнице, и спросить насчёт этого мальчика.
Оказалось, он тоже учится у неё, учился не очень до поры - до времени, позже, когда моя дочь и её уже парень начали встречаться, по 2м предметам классной(русский и литература) стал подтягиваться, может ещё по каким-то, этого даже учительница не знала, зато узнала, что курил раньше, также завязал, когда они встречаться начали.
В чём вопрос-то, как поговорить с дочкой о парне об этом, тем более у которого были вредные привычки? Переживаю, что может, не дай Бог, попасть не в ту компанию. И стоит ли заводить подобный разговор вообще?

165

Валерий Панюшкин – журналист, общественный деятель, отец четверых детей и «эксперт по отчаянию» делится своими мыслями о том, как родителям избежать эмоционального выгорания:

“В некотором роде я – эксперт по отчаянию. Двадцать лет я пишу о тяжелобольных детях. Меня часто спрашивают, что я делаю, чтобы не сойти с ума. За эти годы я выработал пять правил против выгорания. Я считаю, что эти правила полезно знать всем родителям, особенно мамам. Потому что быть родителем – это эмоциональная работа, а на любой эмоциональной работе рано или поздно случается выгорание.

Эмоциональная работа, с одной стороны, захватывает, дает творческие силы, а с другой – выжигает, особенно, если ты неправильно себя ведешь.

  1. Первое правило заключается в том, чтобы очень точно определить цель. Скажем, когда я пишу про больного ребенка, я не ставлю целью его вылечить – лечить ребенка будет доктор. Я не ставлю целью собрать деньги – их будет собирать фонд. Я ставлю цель рассказать про ребенка историю. Всё, точка. С воспитанием детей то же самое. Когда я остаюсь с детьми, я стараюсь очень чётко формулировать свои цели. Зачем я здесь? Чтобы вырастить счастливого человека? – Нет. Чтобы вырастить успешного? – Нет. Я просто слежу, чтоб они не убились. Это очень помогает экономить силы.
  2. Следующее правило, которое я для себя выработал, заключается в том, что нужно отказаться от благодарности . Ожидание благодарности – это страшная вещь, которая вытягивает кучу сил. В моей практике была девочка, больная раком, на которую мы собрали полтора миллиона долларов. Полтора миллиона! А она умерла. Так бывает. Не ждите от детей, что они будут соответствовать вложенным в них усилиям или нервам, или деньгам. Себе я это просто запретил. Если я ставлю ребенку Второй концерт Рахманинова, а он всё равно предпочитают группу Metallica – это не мое дело! Моё дело – поставить Второй концерт. А полюбит он Рахманинова или нет – его выбор. Я знаю, что отказаться от благодарности очень сложно, но это очень важное средство от выгорания.
  3. Третье правило такое: не стремитесь «причинять добро» . Не надо догонять человека и говорить: «Сейчас я сделаю тебе хорошо!» Причем никого – жену, мужа, ребенка тем более. Дети сами тянутся к знаниям, поэтому нет смысла бегать за ними, не научившимися еще ходить, со словами: «Посмотри, это букварь!», или: «Вот это буквы!», или: «Пойдем, я отведу тебя в сенсорную комнату!». Он не хочет в сенсорную комнату, он сам везде находит новые ощущения. «Причинять добро» детям не нужно. Это расходует очень много сил, и не приносит никакой пользы.
  4. Четвертое правило от выгорания: нужно обязательно иметь супервизора. Найдите кого-то, кому вы верите. Кого-то, кто в нужный момент сможет прийти и сказать: «Ты устала», – и вы поверите. Причем поверите, даже если у вас уже окончательно «снесло башню». Потому что в нормальном состоянии вы и сами понимаете, что устали. А вот в том состоянии, когда вы так устали, что уже не способны соображать, как раз нужен доверенный человек. Кто-то, кто сможет, не пользуясь этим, от чистого сердца дать вам дельный совет или просто выслушать.
  5. Наконец, пятое правило – спорт . Алкоголь тоже хорошая вещь, но дает побочные эффекты. А вот спорт – то, что надо. Лично я предпочитаю бокс. Знаете, почему? Надо выбирать виды спорта, в которых трудно халтурить . В боксе, как только начинаешь халтурить, сразу получаешь в нос. Отличный спорт!

И последнее, что я хочу сказать: не нужно бояться неудач. Не так давно мы со всенародно любимой актрисой Чулпан Хаматовой обсуждали ее фонд, в деятельности которого я принимаю довольно активное участие. Фонд существует уже лет семь, и не было ни одного дня, когда у нас было бы ощущение успеха. Напротив, каждый день было ощущение, что ничего не получается, вот абсолютно!

Зато, когда оглядываешься назад, понимаешь, что десять лет назад в России дети, больные раком крови, умирали в 96% случаев, а сейчас в 75% случаев они выздоравливают, и это, в общем, сделали мы…

Это удивительный эффект, когда у тебя каждый день – неудача, а оглядываешься – офигенно всё вышло! По-моему, с детьми абсолютно та же история. У тебя каждый день ощущение, что ничего не получается, а потом смотришь – вот он какой прекрасный вырос!

Не знаю, помогут ли вам эти правила находить энергию, но точно помогут не потерять”.

Поиграть с малышом, почитать ему книжку, сводить на прогулку. Приготовить еду, поутюжить белье, отвести старшего ребенка на кружок и дважды выгулять собаку. Позаботиться о том, чтобы дети были всегда опрятно одеты, хорошо воспитаны и развиты не по годам. Скажите, какая мама не стремится к такому идеалу? Увы, «само совершенство» бывает только в сказках, а в реальной жизни такой перфекционизм может привести к раздражению, усталости и семейным скандалам.

«Комплекс отличницы»

У психологов существует понятие «комплекс отличницы». Им страдают женщины, которые стремятся контролировать все до мелочей и выполнять любое дело «на пятерочку». Такие «отличницы» часто встречаются и среди мам.

Все начинается с благих намерений. Во время беременности женщины читают бестселлеры о воспитании и настраиваются на роль образцовых мам. Первое время после рождения ребенка этот план выполняется от и до. Что говорите: не гладить пеленки? Да что вы! Обязательно, и с двух сторон! Утром гимнастика для малыша на фитболе, потом - массаж и обязательная прогулка при любой погоде. Количество дел нарастает, как снежный ком. В конце концов перфекционистка забывает о том, что у нее есть свои потребности (например, просто хорошо выспаться), загоняет себя до эмоционального выгорания, и тогда уже страдает вся семья.

Горела и перегорела

Синдромом эмоционального выгорания психологи называют состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно и физически. Чаще всего «накрывает» представителей профессий, связанных с помощью людям. Это медики, спасатели, работники социальных служб, педагоги.

А еще - мамы, которые в один прекрасный момент начинают срываться на собственное чадо. Кричат, а когда «остывают», корят себя: ну разве можно так с любимым малышом? Оказывается, можно, да еще как! Все дело в колоссальной ответственности, необходимости отдавать все душевные и физические силы, иногда ничего не получая взамен. Отсюда выгорание и как следствие - агрессия, направленная на близких.

Первый звоночек выгорания - хроническая усталость. Собственный ребенок начинает раздражать, кажется, что он все делает вам назло, за что получает по полной. Если на этом этапе ничего не предпринять, депрессия неминуема.

Кто в зоне риска?

  • Многодетные мамы
  • Мамы, имеющие ребенка с тяжелым заболеванием.
  • Перфекционистки, имеющие завышенные требования к себе.
  • Мамы-карьеристки. Когда интересные командировки, многообещающие проекты и хорошая зарплата уходят на второй план, а на первом остаются пеленки, молочная смесь и колики у младенца, малыш начинает подсознательно раздражать маму.

Что делать?

    Уберите лишние задачи. Вместо того чтобы в очередной раз драить пол в детской, примите ванну или выпейте на кухне травяного чаю.

    Перестаньте конкурировать с другими семьями. Не все дети в два года начинают шустро разговаривать, в четыре - читать «Дядю Степу», а в пять - участвовать на соревнованиях по плаванию. Исходите из собственных сил и возможностей и всегда помните, что ваш ребенок - самый лучший.

    Не лишайте ребенка детства. Многие мамы думают, что чем больше секций будет посещать их ребенок, тем лучше для него. Однако все хорошо в меру «Спросите у чада, что ему самому нравится больше всего. 1-2 кружка недалеко от дома - этого достаточно.

    Не ожидайте и не сравнивайте. Многие родители озлагают определенные надежды на способности и будушее детей и далеко не всегда дети их могут оправдать. Помните, что каждый ребенок индивидуален и важно ничего не навязывать и не ожидать каких-то результатов, а помочь ребенку раскрыться и найти свое место в этом мире.

    Установите оптимальный режим дня. Отправляйте детей спать пораньше, тогда ваш вечер будет свободен.

    Высыпайтесь! Чтобы восстановить силы, необходимы 7-8 часов полноценного сна.

    Устраивайте 30-минутки для себя любимой. На полчасика закройтесь на кухне с огуречной маской на лице и хорошей книгой. И пусть весь мир подождет!

    Учите детей самостоятельности. Ваш ребенок должен понимать, что мама не может заниматься им каждую минуту.

    Находите возможность побыть наедине с мужем. Подумайте вместе, как выкроить из ежедневного «расписания» пару часиков исключительно для себя.

    Не корите себя за то, что оставили малыша с бабушкой, а сами пошли с подругой в кафе. Помните, что детям хорошо с отдохнувшей и счастливой мамой.

Психолог Дональд Вудс Винникот утверждал, что идеальная мама совсем ненужна ребенку. Ему нужна такая, которая просто любит его всей душой. А ведь это о вас, правда?

Лечение синдрома эмоционального выгорания является сложным,
лекарства от него, действительно, нет. Заключается в индивидуальной
терапии, при которой существенным является восстановление уверенности
в себе. Человек, страдающий синдромом эмоционального выгорания должен
полностью перевернуть мир вокруг себя. Ему необходимо начертить
толстую линию, отделяющую его от старых стереотипов, и начать
снова верить и радоваться... Но для этого требуется длительный отдых,
связанный с восстановлением души и тела.
http://www.nashvzgljad.ru

Синдром эмоционального выгорания СЭВ (англ. burnout ) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейдербергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений). Википедия

"Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

1. Физические симптомы
Усталость, физическое утомление, истощение
Уменьшенный или увеличенный вес
Недостаточный сон, бессонница
Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям)
Затрудненное дыхание, отдышка
Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание
Гипертензия (повышенное давление)
Язвы, нарывы
Сердечные болезни

2. Эмоциональные симптомы
Недостаток эмоций, неэмоциональность
Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни
Безразличие и усталость
Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность
Раздражительность, агрессивность
Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться
Депрессия, чувство вины
Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания
Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив
Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.)
Преобладает чувство одиночества

3. Поведенческие симптомы
Рабочее время больше 45 часов в неделю
Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть
Безразличие к еде; стол скудный, без изысков.
Малая физическая нагрузка
Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств
Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.)
Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние
Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе
Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе)
Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни
Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу
Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям
Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании)
Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы ,
Нет времени или энергии для социальной активности
Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби
Социальные контакты ограничиваются работой
Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе
Ощущение изоляции, непонимания других и другими
Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

(Из статьи Г.А. Макаровой по вопросам Эмоционального выгорания)

Как помочь себе?
Конечно же лучше всего обратиться к профессионалу, Однако понимание того что с нами происходит - так же может нам помочь. Обратимся далее к материалам Г.А. Макаровой, посвященным этой теме (в моем конспекте выделины синим мои слова).

" Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:

  1. предельное истощение,
  2. отстраненность от людей , и от дел ,
  3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек:
- полностью поглощен работой или какой-либо неотложной заботой,
- отказывается от потребностей, с ней не связанных,
- забывает о собственных нуждах,
- и затем, если данная ситуация длится достаточно долго (месяцами, годами) , то логично что через какое-то время как неизбежность - подступает первый признак - истощение.

Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю... ситуацию возобновляются.

Что происходит при эмоциональном выгорании с точки зрения трансактного анализа?

Проанализируем эго-состояния личности человека с СЭВ (Синдромом эмоционального выгорания). От силы эго-состояний зависит исход...работы. Сможет ли «пораженный» осуществлять предусмотренные... изменения? Насколько хорошо он сможет сохранить результат лечения , после того, как изменения будут достигнуты? Обычно «пораженный» синдромом выгорания человек в момент обращения за помощью не имеет ресурсов выполнения условий для необходимых изменений , так как истощен и его самооценка низка. Диагностика эго-состояний позволяет активно работать с накоплением ресурсов. Эта работа по диагностике эго-состояний полезна и в профилактических целях как предупреждение синдрома эмоционального выгорания.

Первым анализируется эго-состояние Заботливый Родитель . Анализу подвергаются аспекты заботы: качество заботы о себе, способы реализации. Например, хорошо ли человек о себе заботится? ...Как он выглядит. Как одет. Каково его финансовое благополучие, семейное положение... Когда последний раз отдыхал, где был в отпуске? Что любит кушать, часто ли балует себя любимой едой? Хорошо ли спит? Человек, который имеет навыки заботы о себе - делает всё это с удовольствием, ему нравится ухаживать и следить за собой. Он заботиться о своем эмоциональном и социальном благополучии. Он имеет семью, которая поддерживает его, друзей, увлечения . Он зарабатывает достаточно денег, чтобы реализовать эту заботу о себе. Человек, имеющий низкий уровень заботы о себе, равнодушен к внешнему виду, еде, сну, запущен и неухожен. «Что Вы любите делать? Что делаете с удовольствием?»
Рекомендуется написать списки любимых занятий и реализовывать их на практике.

Каковы способы реализации заботы человека о себе? ... Его забота о себе направлена на здоровье, профессиональное развитие, на перемены? Или его забота ярче проявляется в жалости к себе, когда он болен, обижен или оскорблен другим человеком, например, клиентом или начальником?
Важно научиться более эффективной заботе о себе. Человек должен научиться находить здоровое начало в себе..., ценить здоровье и успешность, опираться на них, как на ресурс. Учиться мотивировать себя, что здоровье всегда интереснее и увлекательнее, чем болезнь.

Поработайте с профилем поглаживаний. Умение просить, получать, давать поглаживания. Навыки говорить «нет», отказ от пинков. Как домашнее задание - написать для себя самого свой банк поглаживаний.

Второе эго-состояние, которое анализируется у подверженного выгоранию человека , - Критикующий родитель .

Здесь анализируются аспекты самокритики. Чему человек уделяет предпочтение: своим промахам и просчетам или достижениям и успехам? Деструктивная самокритика создает препятствия любым успехам. Здесь важно образ внутреннего критика, негативного критикующего Родителя отделить, расщепить, вывести за пределы личности человек . Работа с образом «Критикующего Родителя» эффективна... с использованием гештальт-техник. Например, «горячего стула», трёх стульев (Родитель-Взрослый-Дитя), с парой «Критикующий Родитель» и «Заботливый Родитель», психодраматические техники.

Если человек борется против своих изменений, используя Критикующего Родителя, сосредоточенного на несовершенстве других людей, то терапия будет невозможна, пока обвинения не прекратятся . Человек будет провоцировать Критикующего Родителя... для «вселенского суда». Здесь важной стратегией является деконтаминация -очищение Взрослого эго-состояния от деструктивного влияния эго- состояния Родитель. Интервенция выглядит так: «Насколько критические замечания правомерны и действенны?». Техники освобождения от «мусора» родительской критики - эффективны на этом этапе...

Следующий шаг в... работе с синдромом выгорания - работа со Взрослым эго-состоянием. Голос внутреннего критика стал тише, позитивные эмоции создают благоприятный фон для самоанализа и размышлений.

Анализируются следующие аспекты эго-состояния Взрослый: Является ли Взрослый, или мыслящая часть личности, самостоятельной, не заражённой ни детскими страхами, ни родительскими мнениями и предрассудками? Если эти предрассудки мешают осуществлению контракта, они должны быть пересмотрены. Например, такие мнения, как: «Начальник всегда прав», «Ты - не профессионал, ...слабак!». «Ты никогда не добьешься успеха». «Выпей и успокойся». «Покури, легче станет». Используются техники деконтаминации. Нахождение позитивных примеров из практики успешной и эффективной работы. Нахождение смысла в синдроме эмоционального выгорания, позитивное переформирование опыта выгорания. Например, синдром эмоционального выгорания - это время для пересмотра ценностей, пауза, передышка, время для себя. Эффективна работа с метафорами синдрома выгорания - «выжатый; выгоревший; отдал себя людям, без вины виноватый». Это материал для позитивного переформирования старых, неосознаваемых убеждений. Фрустрация, гнев, цинизм, чувства неуверенности в себе перед лицом непрекращающегося страдания и боли, должны стать стимулами для творческого, личностного и интеллектуального роста человек . И здесь Взрослой части личности приходит на помощь Детская.

Естественный, спонтанный Ребенок по определению, это здоровый, счастливый, живой и разумный источник ресурсов, который есть в каждом человеке. Именно Естественный Ребенок и сотрудничество с ним - залог успеха... В случае краткосрочной терапии особенно важно подружиться с этой частью своей личности и научиться её использовать и усиливать то здоровое начало, которым эта часть обладает. Творческий Ребенок, поддерживающий, мудрый Родитель и проницательный Взрослый делают работу эффективной и увлекательной... Можно использовать различные техники для активизации спонтанного Детского состояния. ...Это работа с фотографиями, игрушками. Работа с эмоциями, воображением, и ассоциациями. Арт-терапия. Можно написать сказку о синдроме. Или... вести переписку с существом по имени СЭВ (синдром эмоционального выгорания). Поощряются юмор, шутки и веселье.

Забота Родителя, творчество Ребенка и разумность Взрослого позволяют подойти к работе с Адаптивным Ребенком человека . Именно эго-состояние Адаптивный Ребенок наиболее поражен синдромом. Находясь в Адаптивном Ребенке человек настойчив и исполнителен, одновременно, очень раним к критике и своим неудачам. В ходе... работы анализируются ранние детские решения, которые обусловливают сегодняшние проблемы выгорания.

Транзактные аналитики полагают, что каждый человек принимает в детстве важные решения в ответ на внешние предписания, исходящие от значимых фигур. Это может быть следование или отказ следовать предписанию. Если предписания приняты, индивид продолжает усиливать их в течение всей жизни. Вот первичные предписания, которые мы обнаружили в работе с СЭВ :
1) Не живи; 2) Не люби себя; 3) Не будь самим собой; 4) Не испытывай желаний и потребностей; 5) Не чувствуй; 6) Не добивайся успеха; 7) Не будь ребенком; 8) Не важничай; 9) Не будь довольным; 10) Не доверяй; 11) Не сближайся; 12) Не будь здоровым.

Адаптивный Ребенок имеет набор способов реализации родительских предписаний, набор драйверов. В нашей работе драйверы «Будь сильным», «Радуй других» и «Будь лучшим» - чаще всего встречались у людей , страдающих синдромом эмоционального выгорания. "

Часть теоретическая, чтобы разобраться

Эмоциональное выгорание в чём-то сродни депрессии: возникает блок в эмоциональной сфере. У мамы в течение длительного времени не наступает к сложившимся обстоятельствам. При этом мама даже относительно успешно функционирует, продолжает выполнять свои задачи, но ценой внутреннего напряжения и удерживания эмоций.

Постепенно накапливается фрустрация от того, что многое в жизни идёт не так, как мама хотела бы или просто готова выносить. Много эмоционально сложных ситуаций (болезни, истерики, негативизм). А с ребёнком эмоционально не включаться вообще невозможно. И много житейско-бытовой, будничной фрустрации, с которой маме не удаётся справиться и найти ей безопасный выход. То есть дела делаются, а напряжение не уходит.

Мама страдает от невозможности спокойно пережить, слить или выразить свои негативные эмоции – будь то тревога, боль, разочарование или их комбинация. К ним могут добавляться и , ощущение своей несостоятельности, ощущение бессилия и отчаяния. Включаться эмоционально в происходящее становится “слишком”. Возникает ощущение заложника ситуации, которую не удаётся поменять в желаемую сторону. Заложник обстоятельств, который должен давать и что-то делать уже без желания, совершая сверхусилие. Ощущение, как будто дергают за верёвочки.

Из-за невыносимости этих переживаний начинают работать психологические защиты, ответственность за своё состояние, эмоции и напряжение начинает всё больше перекладываются на обстоятельства или других людей - “кто-то виноват и/или что-то должен”.

Эмоции не перерабатываются и не находят безопасный выход. Энергия фрустрации копится, но потихоньку всё чаще и чаще начинает на других людей (часто ребёнка) или на саму себя. Происходит стагнация эмоций, эмоциональный коллапс, проще говоря, эмоции никуда не деваются и накладываются друг на друга и как будто застревают.

Для того чтобы снизить накал эмоциональных переживаний, мозг начинает защищаться через - нечувствование. Теряется чувствительность к эмоциям окружающих, да и к своим тоже. Мама перестает сопереживать, радоваться и улыбаться.

Мнение по поводу того, что маме нужно время на себя без ребёнка

При эмоциональном выгорании (и не только), как мне кажется, важен изначальный уровень осознанности матери: что и какой ценой она делает.

Если мать задыхается, срывается постоянно, эмоционально недодает, не напитывает; видит всё это и сама ужасается - ей действительно нужно временно нажать на паузу, выйти из ситуации и получить поддержку. Она впитает её и сможет вернуться к детям скомпенсированная и напитает собой детей.

Если же вот этого взгляда немного извне нет - “что же это я делаю с детьми, я же их люблю!” - самокритики нет, то выданное психологом или доброжелателями право на отдых без детей будет восприниматься как индульгенция: “любить себя, плевать на всех” (как в мультике про Чертёнка №13). Ребёнок с его потребностями выпадает из поля зрения.

И это, по сути, СОВСЕМ НЕ является лечением эмоционального выгорания: по отношению к детям мать остается нечувствительной.

Возможные шаги, чтобы начать выходить из этого состояния:

1. Пожалуй, спусковым шагом в реабилитации должен стать выпуск эмоций в ходе общения с человеком, который сможет спокойно выслушать и поддержать. Можно просто проговорить свои трудности, обиды, тревоги, злость, поплакать и посмеяться в безопасной для себя обстановке - в условиях отсутствия критики, осуждения и оценки.

Мы освобождаем их из нашего внутреннего заточения. Сверхнапряжение уходит.

2. Следующий шаг - принятие сложившейся ситуации (микроситуаций). Это исключительно внутренний процесс.

Мы совершаем шаги принятия в течение всей своей жизни: так мы становимся мудрее. Механизмом принятия служит отпускание злости, досады, разочарования и тревоги через грусть, горевание и слезы. “Я там, где я есть. А не там, где, возможно, хотел бы быть”.

Впустить в себя разные переживания, связанные с настоящим моментом, дать им место. Признаться себе в них, разрешить себе их чувствовать и просто наблюдать за ними. Быть может, возникнут идеи об истоках их происхождения, ассоциации со своими прошлыми состояниями. Оплакивание будет постепенно подводить к адаптации к той ситуации, в которой человек сейчас оказался.

Когда нам кажется, что мы в тупике и еще полны переживаний злости - “какого черта мы здесь находимся”, - мы боремся и бьёмся головой об стену, требуем подать дверь и жалуемся на то, что нам её не дают.

Отгоревав и приняв тот факт, что “я здесь - значит, я здесь”, мы наконец можем начать оглядываться по сторонам, и, вполне возможно, найдем для себя совсем другие пути, но уже с учетом того, что стены стоят определенным образом и двери и окна могут оказаться совсем в других местах.

3. Важный шаг - пересмотр своих ожиданий и требований: к себе, к окружающим людям, к ребёнку/детям, к ситуации. Смягчить и умерить их, избавиться от шелухи. Включить критический взгляд - “а почему это вообще обязательно должно быть так?” Не загонять себя в угол расхождением с “ ” картинкой. Подумать над тем, откуда у меня эта картинка, а что если будет совсем не так – мир рухнет, ребёнок не вырастет или не станет кем …? Догмы, нормы и идеалы всегда относительны и часто умозрительны.

Важно и относительно себя подумать, где я сама себя загоняю в угол, придираюсь, пытаюсь . Если это что-то принципиально важное, тогда концентрируемся и ищем пути всё же поступать в соответствии со своими ценностями. Если же я придираюсь к себе “по мелочи” (суп не сварила, пол не помыла, одежда на ребёнке не суперчистая, не играю с ребёнком в пальчиковые игры), тогда включаем фильтр, отбрасываем не столь существенное.

4. Осознание своих , своих границ, физических и ментальных. Какие из них критичны для нас? Пытаемся их нащупать и осознать. Важно научиться заявлять о своих границах не в момент срыва. Говорить о них без претензий и обиды на других. Научиться говорить о своём состоянии и эмоциях без надрыва и упрёков.

Попытаться восстанавливать свои границы там, где это не будет противоречить актуальным потребностям ребёнка.

Учиться просить помощь, просить и получать поддержку у супруга, родственников, друзей, которую они могут дать.

5. Нахождение экзистенциального смысла в том, что сейчас происходит с нами. Для чего я здесь, для чего я всё это делаю? Какой в этом смысл лично для меня? “Я мама” - что это значит?

Если что-то имеет смысл, важно для меня - значит, всё не зря. И это само по себе меня наполняет, даже если физически я работаю на износ. Я получаю от этого удовольствие.

И одновременно увидеть преходящность ситуации. Детство быстро ускользает. Дети вырастут и уйдут - скоро, а вместе с ними и все текущие трудности, станет по-другому. Дети станут взрослыми и самостоятельными. Мы тоже изменимся. И наши отношения.

Но мы здесь и сейчас, и это наша жизнь, а не зал ожидания.

5. Увидеть незрелость своих детей, ласке, любви, их ранимость и уязвимость. Увидеть их открытость, искренность, неподдельность переживаний. Нам выпала удача быть со своими детьми рядом, помогать им, заботиться, любить. Пока что они ещё очень нуждаются в том, чтобы мы были мудрее и сильнее.

6. Получать удовольствие от “ “. От “просто обниманий”, от “просто общения”, от игр, прогулок, открытия и исследования вместе с детьми окружающего мира. Совсем скоро это всё закончится.

Можно вести дневник наблюдений, записывать забавные слова и фразы за ребёнком, отмечать, чему он научился. Пытаться в деталях запомнить, как оно есть сейчас, какие-то неординарные или комичные случаи. Делать для себя мысленные фотографии на память.

А можно записывать и свои трудности и слёзы в дневник - дать им дополнительный выход.

Воспоминания о сегодняшнем дне - и грустные, и веселые - станут ресурсными для нас в пожилом возрасте и старости.

7. Научиться заполнять даже короткое время наедине с собой тем, что больше всего наполняет. Двигательная активность (даже 7-15-минутный комплекс упражнений), чтение, рисование, рукоделие, душ, медитация, йога, сон.

8. Общаться с другими мамами. Найти себе группу поддержки, в которой можно безопасно делиться своими трудностями. У многих они окажутся сходными, от этого маме уже станет легче, уйдет ощущение, что ты один на один с этим “кошмаром” и одна не справляешься. Будет проще взглянуть на ситуацию чуть со стороны.

А еще можно искать вместе лайфхаки, упрощающие жизнь. Вполне возможно, что чей-то опыт понравится и окажется применим и в нашей жизни. Как варить вкусный суп, куда сходить с детьми в выходные, как уговорить ребёнка пойти купаться, как путешествовать с детьми?

Можно объединяться с другими мамами и ходить вместе гулять и не только. Вместе веселее и не так страшно.

Елена Доценко