Эссе по обществу 29.3 егэ примеры. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: пример эссе по обществознанию


07.11.2018

Публикуем примеры готовых эссе по обществознанию для 2019 года.

Каждое эссе проверено экспертом, разобран каждый критерий проверки и даны подробные рекомендации по тому над чем именно стоит работать в каждом из эссе. Эксперт: Ксения Кафтаева , проект ОКЕГЭ

Свои вопросы и обсуждения оставляйте в комментариях ниже.

  • Критерии оценивания эссе по обществу

Эссе №1

«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

В.М. Сухомлинский говорил: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

Смысл данного высказывания в том, что семья - это социальный институт, который оказывает огромное влияние на становление личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, каким станет человек в будущем. Именно семья воздействует на человека, формирует его мировоззрение и интересы

Комментарий эксперта: Смысл фразы раскрыт верно, сформулирован тезис, который нужно доказать в эссе. Выделена идея, об актуальности писать необязательно.

Из курса обществознания нам известно, что семья - это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. К примеру, репродуктивная, заключающаяся в продолжении рода, экономическая, психологическая, социально-нравственная, функция социализации и духовно-нравственная, проявляющаяся во влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывая, «что такое хорошо, а что такое плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент индивида, строят его личность кирпичик за кирпичиком.

Комментарий эксперта: Дано объяснение ключевого понятия (семья), нужно подробнее написать про воспитальную функцию (именно в семье человек получает первые знания о нормах морали, правилах поведения в обществе), функцию социализации (в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире и формирует важные навыки - подумайте, какие).

Примером идеальной модели семьи является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру нужные знания об окружающем, навыки, умения, сложившиеся нормы, представления о моральной и аморальной деятельности. Именно это способствовало не только наличию у главного героя таких качеств, как мужество, честность, добро, но и становлению достойной личности в обществе.

Комментарий эксперта: Нет тезиса перед аргументом, но твой пример иллюстрирует функцию социализации и воспитательную функцию, он связан с тем, что ты писала ранее. Это пример того, как еще в детстве у ребенка сформировались взгляды и представление о добре и чести. И да, нужен конкретный пример (какие поступки Гринева можно считать добрыми и достойными?). Пусть будет зачтено.

Другим примером, подтверждающим высказывание, можно назвать личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял своих родителей и оказался в среде противоборства бояр. Иван был предоставлен сам себе и жил в жестоком окружении. У него не было полноценной семьи, которая смогла бы дать ему основные понятия о морали, добре и зле. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.

Комментарий эксперта: Снова нет тезиса. Какую мысль ты доказываешь? Да, из примера это понятно, но если нет тезиса, то нет и примера. Этот пример не зачтен. Еще нужно показать пример жестокости царя и его жестокое окружение в детстве.

Итак, подводя итог можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем высказывании, говоря, что семья - это первичный агент социализации человека и что именно семья воспитает в человеке способность творить добро.

Комментарий эксперта: Вывод соответствует теме, хорошо.

  • 29.1 - 1 балл
  • 29.2 - 1 балл
  • 29.3 - 1 балл
  • 29.4 - 1 балл (могло бы быть и 0, зависит от эксперта).

ИТОГО: 4 балла

Эссе №2

Политология: «Революции - варварский способ прогресса». (Ж. Жорес)

В своём высказывании Жан Жорес утверждает,что революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве. Я согласна с высказыванием автора, ведь, действительно, революция ведёт к коренным переменам,связанным с агрессивной деятельностью и направленным на насильственное изменение общественного строя.

Комментарий эксперта: Смысл высказывания раскрыт верно, тезис сформулирован (революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве.) Собственное мнение по теме сформулировано.

Необходимо заметить,что прогресс-это поступательные движения общества от низшего к высшему,от менее совершенного к более совершенному. Прогресс обычно приводит позитивным изменениям в обществе. А под революцией понимается коренной переворот в жизни общества,который приводит к новому общественному и политическому строю и установлению новой власти.Революция сопровождается огромными жертвами,насилием и разрухой во всех сферах жизни общества.

Комментарий эксперта: Раскрыт смысл ключевого понятия (революция), но есть и лишние понятия (раскрывать смыл понятия прогресс тут не нужно, достаточно просто упомянуть, что прогресс приводит в позитивным изменениям, совершенствованию общества. Уместно перечислить характерные черты революции.

Аргументируя данную точку зрениях, стоит упомянуть революцию 1917г в России,которая повлекла за собой жестокую конфронтацию в обществе и стране в целом. Несмотря на то, что экономика государства вышла на новый уровень,гражданская война унесла миллионы невинных людей,привнесла голод и разруху.

Комментарий эксперта: Нет тезиса перед фактическим аргументом. Неясно, какую мысль ты доказываешь. Нужны конкретные факты и случаи: что именно происходило в стране, как изменилась экономика после революции и какие жертвы были во время революции. Посмотри учебники истории и статистику. Пока этот пример слишком общий.

Вторым аргументом хотелось бы привести Евромайдан на Украине. Его положительными результатами стала смена правительства,а также подписание соглашения ассоциации с Евросоюзом. Но средства для достижения были крайне жестоки,поэтому к итогам массовых акций протестов относятся кровопролитные столкновения, огромное количество пострадавших мирных жителей и миллионы беженцев.

Комментарий эксперта: Лучше не трогать современную политику, потому что взгляды у всех разные. Кто-то считает, что вступление в Евросоюз и смена правительства в Украине - это хорошо, а кто-то такого мнения не разделяет.

Опять же, желательно приводить конкретные факты, пример того, как кто-то пострадал. Перед аргументом опять нет тезиса, который ты подтверждает примером, два примера однотипны по содержанию.

Таким образом,подводя итог вышеизложенному,можно сделать вывод о что автор был прав,утверждая о том,что революция -это способ прогресса,движения к лучшему,но совершаемое варварскими методами,т.е с применением силы.

Комментарий эксперта: Вывод хороший, помни о том, что вывод должен обобщать все то, что ты писала ранее.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 - 1 балл
  • 29.2 - 1 балл
  • 29.3 - 1 балл
  • 29.4 - 0 баллов
  • ИТОГО: 3 балла

Эссе №3

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).

Основная идея данного высказывания заключается в том, что обязанностью любой школы в первую очередь является не преподавание конкретных дисциплин, а развитие в человеке духовных и социальных качеств.Автор размышляет о значимости школы как источника формирования личности. Я полностю согласна с мнением Альберта Эйнштейна и считаю, что эта тема актуальна для всего мирового сообщества.

Комментарий эксперта: Хорошо. Об актуальность лучше не писать.

Рассмотрим данное высказывание с точки зрения социальной науки. Личность- это понятие, характеризующее человека как социальное существо, которое имеет свои индивидуальные качества и предпочтения, образующиеся в условиях общества. Школа,как социальный институт,учит человека общепринятым нормам поведения,знакомит с культурой и тем самым адаптирует каждого к жизни в социуме.Совсем другое значение в жизни имеетспециалист,человек получивший определённые познания и навыки в одной области.Такой субъект может быть хорошо проинформирован и обучен своей профессии, и при этом не влиять на структуру общества в целом.Таким образом роль специалиста ограничена лишь определённой сферой деятельности, а роль личности бесценна для всего мирового сообщества.

Комментарий эксперта: Теория неплохая, но было бы уместно более подробно поговорить о школе и образовании, о функциях образования (воспитательная, социализации), о тенденциях в образовании (гуманизация).

В качестве подтверждения, вышесказанного, приведу таких великих личностейкак Лев Толстой,Уинстон Черчилль,Константин Циолковский. Деятелность этих людей повлияла на всю историю человечества, а ведь все они были двоечниками.Плохая учёба в школе никак не повлияла на дальнейшие успехи этих гениев в области литературы, политики и науки.

Комментарий эксперта: Это не фактический пример. Должен быть четкий ФАКТ, конкретный и полный.

В завершении хочу сказать, что школа - это не место, где воспитывают успешного и великого человека, это место, где формируется гармоничный индивидуум.

Комментарий эксперта: Ты писала о личности, а пришла к индивидууму. Нелогично. Вывод не соответствует всему, что ты писала ранее.

  • 29.1 - 1
  • 29.2 - 1
  • 29.3 - 0
  • 29.4 - 0

ИТОГО: 2 балла

Эссе №4

Политология: Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).

В данном высказывании автор затрагивает идею роли государства в жизни граждан. По мнению автора, самой главной функцией демократического государства является обеспечение защиты прав и свобод, нормальных условий жизни, предоставление различных благ для граждан; невыполнение закрепленных законом функций государством, а также реализация политических решений не соответствующих воле граждан снижает уровень легитимности власти.Я согласна с мнением автора.В данном высказывании можно выделить следующие аспекты: функциидемократического государства и взаимоотношения государственной власти и граждан в демократическом государстве.

Комментарий эксперта: Хорошо.

Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Демократическое государство – это государство, в котором народ признается в качестве основного источника власти, а граждане наделены широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством. Выделяют следующие функции демократического государства:политическую,социальную, экономическую, культурную, а также охрану правопорядка, прав и свобод гражданина. Политическая функция государства заключается в обеспечении народовластия,создание условий для деятельности социальных институтов. Социальная заключается в обеспечении нормальных условий жизни, реализацию прав граждан на охрану здоровья, образование, отдых жилище. Экономическая функция государства заключается в обеспечении занятости, распределении государственного бюджета, развитии экономики. Последняя из перечисленных функций подразумевает обеспечение точного соблюдения законодательства, охрана прав и свобод граждан, борьба с правонарушителями и др. Таким образом, только выполняя данные функции, направленные на обеспечение достойной жизни личности, государство может считаться легитимным, потому что граждане признают такую власть и подчиняются ей.

Комментарий эксперта: Отличная теория, умница!

Приведу пример из СМИ. В статье газеты «Аргументы и факты» привели рейтинг стран, где существует наиболее сильная демократия. США является сильным демократическим правовым государством, которое обеспечивает своим гражданам политические права и свободы, именно поэтому там высоко развито гражданское общество. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. По качеству жизни, ИЧР и другим показателям США занимает также лидирующие позиции, это позволяет государственной власти быть стабильной и сильной, потому что американцы удовлетворены действующей властью. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатвает специальные программы помощи нуждающимся, поощряет открытие новых рабочих мест, делает медицину более качественной и доступной, образование также является бесплатным для американцев.

Таким образом, данный пример свидетельствует о реализации США важнейшей государственной функции – социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.

Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения. Выделяют основныме проявления взаимотношений государственной власти и граждан: граждане участвуют в формировании и осуществлении государственной власти (т.е как только граждане будут недовольны государственной властью, они имеют право ее поменять посредством выборов – важного демократического института), органы гос власти сменяемы и подотчетны избирателям, существует гласность и отсутствует цензура в СМИ (таким образом происходит обраная связь между этими сбъектами политики, граждане могут критиковать власть), никакая идеология не может быть государственной, а приоритетом является обеспечение правового и политического равенства граждан. Также важным является политический плюрализм, реальное осуществление принципа разделения властей. В демократическом государстве политические решения принимаются на основе принципа большинства при уважении и учете интересов меньшинства, что является важным при стремлении государства реализовать многочисленные потребности общества. Государственная власть осуществляется через государственныйй аппарат – систему гос органов, учреждений и организаций,при помощи которых осуществляются права человка. Таким образом мы видим, что государственная власть в демократическом государстве ориентирована на интересы граждан, их связь прочна.

Приведу пример из истории. Древняя Греция было первым демократическим государством. С самого детства жителей страны привлекали к участию в общественной и политической жизни государства. Также при рождении греки обладали разнообразными политическими правами и свободами. Именно поэтому каждый грек с особой ответственностью относился к политической жизни:граждане участвовали в выборах, голосованиях и собраниях для того,чтобы решить важные государственные вопросы, потому что каждый голос был учтен и ценился. Это показывает,что государственная власть отвечала взаимностью своим гражданам, стремилась удовлетворить их потребности, максимально защитить их права и свободы. Таким образом, в соответствии с активным политическим участием граждан, их политической грамотностью, политическое управление в Древней Греции осуществлялось на том же высоком уровне.

Подводя итог, хочется отметить, что сотрудничество граждан и органов государственной власти в решении политических проблем делает государство более сильным, отчего выигрывают все субъекты политики. Если инетересы гражданина в демократическом государстве будут нарушены, то государственная власть сменится, управлять государством будут другие лица, потому что данная функция обязательно должна быть реализована, народ – источик власти, а значит он заслуживает хорошего руководителя

Комментарий эксперта: Прекрасное эссе, не к чему придраться! Умница! Рассмотрены два аспекта, все по структуре, четко. ФАКТИЧЕСКИЕ аргументы подтверждают разные тезисы, они из разных источников и не повторяются по содержанию. Теоретическая часть аргументации отличная.

  • 29.1 - 1
  • 29.2 - 2
  • 29.3 - 1
  • 29.4 - 2

ИТОГО: 6 БАЛЛОВ - идеал!

Эссе №5

Экономика: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, из остальных факторов мало что удастся сделать» (Ли Якокка).

Данным высказыванием Ли Якокка хотел сказать, что существует 5 факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности и информация), из которых самыми важными являются предпринимательские способности. Предпринимательские способности объединяют остальные факторы производства. Без людей не было бы самого производства, несмотря на то, что другие факторы имелись бы.

Комментарий эксперта: Неплохо раскрыт смысл высказывания, НО! Труд - это же тоже люди. И без труда, как говорится, не выташишь и рыбку. Обрати на это внимание.

Рассмотрим факторы производства детальнее. Учёные-экономисты дают следующее определение факторам производства: это используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющий степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Как ранее уже говорилось, основной фактор производства - предпринимательские способности, т.е. способности человека использовать определённое сочетание ресурсов для производства товаров, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск. Не мало важен и труд - все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Но так же, как ограничены такие ресурсы как земля, капитал и информация, ограничены и предпринимательские способности. Их ограниченность связана с индивидуальными особенностями людей, редкостью таланта. Труд как фактор производства ограничен количеством трудоспособного населения и его территориальным размещением. Подводя итоги, хочется отметить, что один человек не может полностью самостоятельно организовать целое производство, необходимо объединиться нескольким людям для воссоздания общей цели.

Обществознание – один из самых популярных предметов ЕГЭ, ведь сертификат с хорошими баллами по данному предмету открывает широкие возможности для вступления в высоко котируемые ВУЗы на самые разные факультеты.

Если вы с уверенностью остановили свой выбор на обществознании или решили пройти испытания по данной дисциплине, считая ее проще ряда других предметов школьной программы, предлагаем узнать:

Хотя, для большинства школьников, обществознание кажется достаточно простым предметом, статистика результатов единого государственного экзамена свидетельствует, что далеко не все испытуемые с легкостью получают высокие баллы. Почему?

Если отбросить тот факт, что обществознание в качестве третьего предмета довольно часто выбирают 11-тиклассники, до последнего не определившиеся с желаемым направлением дальнейшего обучения, то причин не очень успешной сдачи экзамена три:

  1. Охват в билетах достаточно большого количества тем, входящих в курс таких предметов, как: экономика, политика, право, социология и философия.
  2. Отсутствие у многих школьников умения быстро работать с информацией, представленной в виде таблиц и графиков.
  3. Проблемы с грамотным написанием эссе.

Именно короткое сочинение-рассуждение, в котором выпускникам необходимо не только раскрыть смысл высказывания, но и аргументировать свои рассуждения, умело оперируя понятиями из разных тем с опорой на личный опыт, вызывает у большинства выпускников затруднения. Но, на самом деле, все достаточно просто, если уделить некоторое время подготовке к ЕГЭ.

С чего начать?

  • Узнать, какие темы эссе будут предложены на ЕГЭ по обществознанию в 2018 году.
  • Проработать каждую из возможных тематик.
  • Составить опорный план, который поможет быстро и грамотно написать эссе по обществознанию и успешно поступить в желаемый ВУЗ в 2018 году.

Темы эссе на ЕГЭ 2018 года по обществознанию

Точно сказать, какую именно тему предложат выпускникам в 2018 году, никто не может, так как ее оглашают после вскрытия конверта в день проведения ЕГЭ. Но, хорошо подготовится к эссе можно, ведь все возможные темы есть в сборнике, из которого будут взяты задания для ЕГЭ по обществознанию и в 2018 году.

Вы можете ознакомиться с темами и проблематиками разных модулей, входящих в обществознание на странице нашего портала или сохранить файл в формате pdf себе на компьютер. Открывать файлы данного формата можно специальными программами или просто через любой браузер, установленный на вашем ПК.

Составление плана к эссе по обществознанию

Независимо от направления и темы эссе должно иметь такую структуру:

  1. Главная цитата.
  2. Проблема и ее актуальность.
  3. Раскрытие сути высказывания.
  4. Взгляд пишущего эссе на раскрываемую проблему.
  5. Теоретическая аргументация.
  6. Примеры из личного опыта или социальной практики, истории или литературы.
  7. Короткий вывод.

Постарайтесь подобрать цитаты к каждой теме. Но учтите, что выбор цитаты должен быть обоснованным и подтверждаться дальнейшими рассуждениями и примерами.

Для раскрытия актуальности проблемы используйте фразы-клише:

Для правильного раскрытия содержания выбранной темы необходимо:

  1. периодически возвращаться к теме в разных пунктах эссе;
  2. добавить краткие сведения об авторе высказывания;
  3. стараться не выходить за рамки тематики;
  4. не разбавлять текст фактами и рассуждениями, не имеющими отношения к выбранной тематике;
  5. описать разные взгляды на проблему и существующие пути решения.

Не отклоняться во время сдачи ЕГЭ 2018 по обществознанию от намеченного пути поможет план эссе, по которому шаг за шагом вы без труда напишите сочинение-рассуждение.

Формулируя основную мысль, не повторяйте полностью высказывание, а используйте соответствующие клише:

  • «Смысл высказывания состоит в том, что…»
  • «Автор абсолютно убежден, что…»
  • «Высказыванием автор пытается обратить внимание на то, что…»

Выражая свое мнение, не спешите принимать сторону автора. Вы можете согласиться с ним лишь частично или даже поспорить, предоставив весомые доводы в пользу своей позиции. В зависимости от выбранного направления, в блоке можно использовать фразы:

Аргументировать свое мнение необходимо на теоретическом и эмпирическом уровнях. Поэтому, составляя свой план к эссе для ЕГЭ 2018 года, обязательно заготовьте примеры из жизни, теоретический материал из разных тем по обществознанию, а также исторические факты.

Вывод – это 1-2 предложения, в которых подводится итог рассуждений.

Совет педагога! Прорабатывая каждую тему, составляйте себе опорные таблицы для каждого высказывания, в которых записывайте по 1-2 предложения к каждому пункту составленного плана.

Оценивание эссе по обществознанию

За грамотно написанное рассуждение выпускник может получить максимум 5 баллов.

Всего при выставлении баллов за эссе оцениваются:

Важно! Если неправильно раскрыт смысл высказывания, то эссе дальше не проверяется и за выполнение данного задания выставляется 0 баллов.

До старта ЕГЭ 2018 еще достаточно много времени, а это значит, что научиться правильно составлять план написания эссе и выучить теорию по обществознанию более чем реально. Главное – поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению через ежедневные занятия и неустанные тренировки в написании качественных эссе.

Также смотрите на видео по изменению ЭССЕ по обществознанию:

Привет! В данной статье ты увидишь ряд написанных эссе на максимальный балл по всем критериям ЕГЭ этого года. Если ты хочешь научиться писать эссе по обществу, для тебя я написал статью, раскрывающую все аспекты выполнения данной работы

Эссе по политологии

«Безмолвные граждане - это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Роальд Даль)

В своем высказывании Роальд Даль затрагивает проблему зависимости уровня политического участия граждан от действующего в государстве режима. Несомненно, данное высказывание не теряет своей актуальности и по сей день, ведь активность, с которой люди принимают участие в жизни страны, напрямую связана с ее основными устоями и законами. Более того, рассмотреть данный вопрос можно отталкиваясь как от реалий демократического общества, так и авторитарного.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Даля заключается в том, что отсутствие развитого гражданского самосознания идет на руку правителям в рамках авторитарного режима, однако негативно сказывается на государстве, где в руках общества сосредоточена основная власть. Я полностью разделяю точку зрения автора высказывания, ведь мы всегда можем найти примеры этому как в прошлом, так и в настоящее время. И для того, чтобы доказать значимость высказывания Даля, стоит сначала рассмотреть его с точки зрения теории.

Само по себе политическое участие является ничем иным, как комплексом действий, предпринимаемых рядовыми членами политической системы по отношению к ее «верхушке» с целью оказать на последнюю влияние. Выражаться эти действия могут как в обычных реакциях граждан на какие-либо изменения, в выступлениях людей на различных каналах, сайтах, радиостанциях и других СМИ, создании различных общественных движений, так и в участии в приводящихся выборах и референдумах. Помимо того, политическое участие может классифицироваться по количеству задействованных в нем людей (индивидуальное и коллективное), соответствии законам (легитимное и нелегитимное), активности участников (активное и пассивное) и т.д.

Наибольшую свободу гражданское общество получает в рамках демократического режима, основной характеристикой которого является концентрация всей власти в руках народа. В значительной мере ограничены свободы граждан в реалиях авторитарного общества ввиду постоянного надзора правительства за гражданами. Полностью гражданское общество подконтрольно государству в рамках тоталитаризма.

В качестве первого примера, подтверждающего точку зрения Даля, можно привести известный исторический факт. Во времена так называемой «Оттепели» Советский Союз под руководством Н.С. Хрущева перешел от тоталитарного режима Сталина к авторитарному. Несомненно, главенство одной партии продолжало существовать, однако вместе с тем значительно была расширена свобода слова, многие репрессированные люди были возвращены на родину. Государство опиралось на поддержку населения, частично увеличивая спектр его прав и возможностей. Это напрямую иллюстрирует взаимодействие гражданского общества и государственного аппарата в условиях авторитарного режима.

Следующим примером, подтверждающим позицию Даля, может стать широко освещаемое два года назад в СМИ событие – присоединение Крыма к России. Как известно, на полуострове был проведен референдум (высшая возможность волеизъявления народа в рамках демократии), показавший желание крымчан войти в состав РФ. Жители полуострова выразили свое мнение как представители гражданского общества, таким образом повлияв на дальнейшую политику демократического государства.

Подводя итог я хочу сказать, что Роальд Даль невероятно точно отразил в своем высказывании взаимосвязь гражданского общества и государства.

Кроме того, перед прочтением данной статьи далее рекомендую ознакомиться с видеоуроком, раскрывающем все аспекты ошибок и затруднений абитуриентов во второй части ЕГЭ

Эссе по социологии

«Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)
В своем высказывании Б.Н. Чичерин затрагивает проблему сущности власти и способов ее воздействия на общество. Без сомнения, данный вопрос не теряет актуальности и по сей день, ведь с незапамятных времен имеют место быть взаимоотношения власть имущих с обычными людьми. Рассмотреть данную проблему можно с двух сторон: воздействия на власть ради своей личной выгоды, либо ради выгоды многих людей.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Чичерина заключается в том, что люди, обладающие властью, должны пользоваться ей для решения проблем общества, а не для достижения каких-то персональных потребностей. Без сомнения, я полностью разделяю точку зрения автора, так как мы можем найти множество ее примеров, как в прошлом, так и в настоящее время. Однако перед этим следует разобраться с теоретической составляющей слов Чичерина.

Что же такое власть? Это – возможность одного человека или же группы людей навязывать свое мнение другим, заставлять их подчиняться. В рамках государства же именно политическая власть представляет собой один из главных его элементов, способный навязывать гражданам определенное мнение и законы посредством правовых и политических норм. Одной из ключевых особенностей власти является так называемая «легальность» — законность ее существования и осуществляемых ею действий.

Что же может быть источником власти? Во-первых, это авторитет – признание народом правителя, во-вторых – харизма. Также власть может быть основана как на определенных знаниях, коими располагают ее представители, так и на их богатстве. Имеют место быть случаи, когда к власти приходят, используя грубую силу. Происходит это зачастую путем насильственного свержения текущей власти.

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, иллюстрирующего точку зрения Чичерина, можно привести произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В данной книге мы можем наглядно наблюдать, как Емельян Пугачев, несмотря на свое положение, не отказывает в помощи всем членам его армии. Всех своих сторонников лже-Петр III освобождает от крепостного права, дарует им свободу, таким образом используя свою власть для поддержки множества людей.

Для того, чтобы привести следующий пример, достаточно обратиться к истории России XVIII века. Александр Меншиков, сподвижник императора Петра I, пользовался своим высоким положением для личного обогащения. Он пользовался казенными деньгами ради достижения своих личных потребностей, никак не связанных с разрешением насущных проблем рядового жителя России тех времен.

Таким образом, данный пример наглядно иллюстрирует использование человеком власти не для помощи обществу, а ради осуществления собственных желаний.
Подводя итог я хочу сказать, что Б.Н. Чичерин невероятно точно отразил в своем высказывании два противоречащих друг-другу способа применения человеком своей власти, сущности последней и ее способов воздействия на общество.


Вторая работа по политологии

«Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд)
В своем высказывании Э. Хейвуд затрагивает проблему истинной сущности власти в рамках политики. Несомненно, актуальность слов автора не теряется и по сей день, ведь одной из основных черт власти является ее возможность применять любые средства ради достижения цели. Рассмотреть данное высказывание можно как с точки зрения жестоких методов осуществления властью задуманного, так и со стороны более демократичных способов.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Хейвуда заключается в том, что политическая власть обладает неограниченным спектром возможностей, с помощью которых она может навязывать свое мнение другим людям. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как можно найти множество всевозможных примеров, служащих доказательством его слов. Однако сперва стоит разобраться в теоретической составляющей высказывания Хейвуда.
Что же такое власть? Это – способность воздействовать на людей, навязывать им свое мнение. Политическая же власть, характерная исключительно для института государства, способна осуществлять это воздействие при помощи правовых и государственных методов. Так называемая «легальность», т.е. законность власти выступает одним из главных ее критериев. Существует три типа легитимности: харизматический (доверие людей определенному человеку или группе людей), традиционный (следование людьми за властью с опорой на традиции и обычаи) и демократический (основанный на соответствии избранного государственного устройства принципам и устоям демократии).
В качестве основных источников власти могут выделяться: харизма, авторитет, сила, богатство или знания, коими располагает правитель или группа людей, находящихся у власти. Именно поэтому только государство, ввиду сосредоточенности политической власти, обладает монополией на применение силы. Это способствует не только осуществлению борьбы с нарушителями закона, но также и способом навязывания гражданам определенного мнения.

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, иллюстрирующего процесс достижения политической властью своих целей в рамках истории России, можно привести период правления И.В. Сталина. Именно в это время для СССР были характерны массовые репрессии, целью которых было укрепление авторитета власти и подавление антисоветских настроений в обществе. В данном случае власть применяла самые жестокие методы ради достижения того, что ей было нужно. Таким образом, мы видим, что власть не скупилась на методы реализации своих целей.
Следующим примером может послужить ситуация, широко освещаемая сейчас в мировых СМИ. В ходе президентской гонки в США кандидаты стараются склонить избирателей на свою сторону, при этом не используя силу. Они посещают многочисленные телепрограммы, выступают на людях, проводят специальные агитационные кампании. Таким образом, кандидаты в президенты также пользуются всей полнотой доступной им власти, стараясь склонить население США на их сторону.
Подводя итог я хочу сказать, что высказывание Э. Хейвуда невероятно точно и наглядно отражает суть власти как таковой, раскрывая все ее главные стороны.

Эссе по политологии на максимальный балл

«Правительство как огонь − опасный слуга и чудовищный хозяин.» (Д. Вашингтон)
В своем высказывании Джордж Вашингтон затронул тему проблему взаимосвязи гражданского общества и государства. Несомненно, его слова являются актуальными и по сей день, ведь в любом государстве постоянно происходит диалог между его «верхушкой» и гражданами. Рассмотреть данный вопрос можно как с точки зрения положительного диалога правительства с народом, так и с точки зрения отрицательного.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Вашингтона заключается в том, что государство совершенно по-разному реагирует на те или иные социальные волнения, в одних случаях стараясь разрешить их мирно, а в других случаях применяя для этого силу. Я полностью разделяю точку зрения первого президента США, так как подтверждения его слов можно встретить как обращаясь к истории, так и глядя на современную обстановку в мире. Для того, чтобы доказать значимость слов Вашингтона, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.
Что же есть гражданское общество? Это – сфера государства, напрямую не подконтрольная ему и состоящая из жителей страны. Элементы гражданского общества можно встретить во многих сферах жизни общества. К примеру, в рамках социальной сферы такими элементами будут являться семья, негосударственные СМИ. В политической сфере главным элементом гражданского общества являются политические партии и движения, выражающие мнение народа.
В случае, если жители государства хотя оказать влияние на власть, они стараются воздействовать на нее тем или иным образом. Данный процесс называется политическим участием. В его рамках люди могут выражать свои мысли напрямую, обращаясь в специальные государственные органы, либо косвенно – участвуя в митингах или общественных выступлениях. И именно такие проявления гражданских настроений и заставляют государство отреагировать.

Примеры для раскрытия критерия К3

Первым примером, который сможет наглядно проиллюстрировать нежелание государства слушать население страны, является эпоха правления И.В. Сталина в Советском Союзе. Именно в это время власть стала проводить массовые репрессии, призванные практически полностью подавить любую активность гражданского общества. Все, кто высказывал несогласие с нынешним курсом развития страны, или же нелестно отзывался о ее «верхушке», были репрессированы. Таким образом, государство в лице И.В. Сталина игнорировало проявления воли народа, устанавливая над последним свой тотальный контроль.
В качестве следующего примера можно привести ситуацию, характерную для современной политологии. Речь пойдет, конечно же, о присоединении полуострова Крым к составу Российской Федерации. Как известно, в ходе проведения всеобщего референдума – наивысшего способа выражения воли народа в демократических странах – было принято решение о возвращении полуострова в состав РФ. Таким образом, гражданское общество оказало влияние на дальнейшую политику государства, которое в свою очередь не отвернулось от людей, а начало действовать, исходя из их решения.
Таким образом я хочу сказать, что слова Д. Вашингтона невероятно точно и наглядно отражают всю суть взаимосвязи государства с действиями гражданского общества.

Эссе по обществознанию на 5 баллов: социология

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». (С. Смайле)
В своем высказывании С. Смайле затрагивает проблему реализации людьми их прав и обязанностей. Несомненно, его слова не теряют актуальности и по сей день, ведь именно в современном обществе в рамках демократического режима люди могут в полной мере реализовывать свои права и обязанности. Рассмотреть данное высказывание можно как с точки зрения уровня свобод граждан в рамках правового государства, так и в рамках тоталитарного.
Смысл слов С. Смайле заключается в том, что уровень правосознания граждан, ровно как и уровень спокойствия обстановки в самой стране, напрямую зависит от того, какие права и свободы предоставлены народу. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как для успешного развития государства ему действительно необходимо опираться на поддержку населения. Однако для того, чтобы подтвердить актуальность высказывания Смайле, сперва стоит рассмотреть его с точки зрения теории.

Теоретическая аргументация

Итак, что же такое правовое государство? Это – страна, в которой права и свободы ее жителей являются наивысшей ценностью. Именно в рамках такого государства наиболее сильно развито гражданское самосознание, а отношение граждан к власти в большинстве своем является положительным. Но кто же такие граждане? Это – индивиды, которые связаны с государством при помощи определенных взаимных прав и обязанностей, которые они оба обязаны исполнять друг перед другом. Основные обязанности и права граждан, которые они должны соблюдать, записаны в Конституции – наивысшем нормативно-правовом акте, задающем основы жизни всей страны.
В рамках демократического режима наиболее сильно чтутся права и свободы граждан, так как они являются никем иным, как главным источником власти в странах с подобным режимом. Это – уникальная черта демократических стран, аналогов которой нельзя найти не в тоталитарных режимах (где вся власть жестко контролирует остальные сферы жизни общества), не в авторитарных (где власть сосредоточена в руках одного человека или партии, несмотря даже на определенное наличие гражданских свобод и прав у людей).

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, который может наглядно продемонстрировать отсутствие у власти желания слушать граждан страны, может стать известный факт из мировой политологии. Аугусто Пиночет, чилийский политический деятель, пришел к власти в результате военного переворота и установил в государстве свою тоталитарную власть. Таким образом, он не прислушивался ко мнению граждан, ограничивая их права и свободы при помощи силы. В скором времени такая политика дала свои плоды, приведя страну к состоянию кризиса. Это наглядно демонстрирует влияние отсутствия политических прав и свобод у людей на эффективность их деятельности.

Следующим примером, который наглядно продемонстрирует желание властей идти на контакт с гражданами и брать во внимание их права и обязанности, станет наша страна. Как известно, Российская Федерация является правовым государством, что закреплено в Конституции страны. Более того, именно в Конституции РФ указаны все основные права и свободы человека, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению. Идеологический плюрализм вкупе с позиционированием прав и свобод человека как высших ценностей великолепно иллюстрирует государство, готовое прислушаться к мнению своих граждан, уважительно относящееся к нему.
Подводя итог я хочу сказать, что С. Смайле невероятно наглядно отразил в своем высказывании сущность взаимоотношений государства и его граждан

На этом все. Переходите на страницу «Все статьи блога», чтобы продолжить подготовку с нашим порталом!

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Мы продолжаем анализировать итоги прошедшего ЕГЭ по обществознанию 2016 года, и в данной рубрике обратимся к одному из написанных выпускниками обществоведческому эссе. У нас есть возможность изучить, как его оценили эксперты, и вместе обсудить.

Эссе на ЕГЭ по обществознанию — это ТРИ критерия и 5 баллов!

Немного об эссе на ЕГЭ

Как всегда, поднимаемые проблемы в данных цитатах, выглядят классически:

  • характер и оценка
  • общественная значимость способы повышения его эффективности;
  • и ее стадии;
  • участие в
  • соотношение и роль законов в жизни

А вопросы, связанные с таким сложным понятием, как мы и вовсе разбирали в

По мнению составителей текстов заданий ЕГЭ по обществознанию — из нашего любимого выпускник может затратить на выполнение данного задания примерно 45 минут:

Надеемся, что это без время, которое выпускник потратит на переписывание ответа в бланк ответов номер 2.

Эссе на ЕГЭ 2016

Теперь посмотрим на выполненное на ЕГЭ 2016 выпускником реальное эссе и его экспертную оценку. Вот разбалловка заданий которую выпускница, обратившаяся к нам за помощью в подготовке апелляции на оценку письменной части экзамена, получила:

Часть с развернутым ответом: (0(2)2(2)0(3)2(3)1(3)2(3)2(3)0(3)1(1)0(2)1(2))

Нас, в данном случае, интересуют последние три оценки — за три критерия Напомним их:

То есть за первый ключевой критерий был получен 1 балл, что позволило претендовать на баллы за остальные два критерия. Напомним, что если за первый критерий выставляют 0, дальнейшие баллы получить нельзя. За теорию был получен 0, а за практические примеры 1 балл из двух возможных.

Теперь обратимся к этому реальному эссе, написанному выпускницей на ЕГЭ по обществознанию:

Проанализируем данное эссе:

Ваше эссе, на мой субъективный взгляд, проверено адекватно.

За Критерий 2 (теоретическая аргументация) действительно, нечего ставить. Цитата из области «Экономика», а вы ни слова не указываете ни о ни о ни о факторах, влияющих на уровень его квалификации, ни об полезности такого работника (квалифицированного), о котором идет речь в цитате.

За Критерий 3 (фактические примеры) я бы вообще ничего не поставил. Пишете, что Чацкий – пример важности и навыков, и совсем не аргументируете это утверждение? Он у Вас дальше применяет их, где важность совсем не видно… То, что Вы называете примером из жизни, им совсем не является. Очень размыто звучит то, что высшее (какое?) позволит Вам получать причинные приносить пользу. В мире миллион примеров обратного, и миллион, когда люди абсолютно без образования становились миллионерами. Но цитата не об этом, а о качестве работника, о том, почему ему нужно повышать квалификацию…

Ничего из этого у Вас, к сожалению, нет. Вы не указываете, и даже не видите проблемы цитаты, а это, конечно, прежде всего, не будет поводом для повышения Вам балла на апелляции!

И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов:

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (нет).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (да).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (да).

И действительно, эссе не получило на апелляции повышения в баллах, 2 из 5 возможных так и были оставлены!

А Вам для домашнего задания еще раз эта цитата, тренируйтесь на реальных примерах с ЕГЭ по обществознанию: «Чем большими знаниями и навыками будет располагать персонал, чем шире и глубже будет диапазон этих навыков — тем большими возможностями для действий будут располагать сотрудники, тем более качественными будут улучшения и обслуживание клиентов». (Р. Ханнам).

Попробуйте написать эссе по ней в комментариях к данному разбору или в топике нашей группы

Написание грамотного мини-сочинения по обществознанию в крайне важно на тестировании ЕГЭ. Более того, важно не столько само написание, сколько в принципе умение писать сочинения. Вы должны понимать, что этот навык важен для выполнения в принципе 2 части теста ЕГЭ. Ну, сможете ли вы к примеру выполнить задание 25, если не владеете терминами? Нет. Так и в эссе по обществознанию надо уметь использовать термины.

В ноябре 2015 года мы проводили , в материалах которого содержится методика написания эссе. Она же есть и в видеокурсе «Обществознание. ЕГЭ на 100 баллов» .

Ну, а если вы хотите проверить существующее ваше эссе, или попрактиковаться в его написании, равно как и попрактивоваться в других заданиях: милости просим получить материалы .

Ниже приводится пример эссе по обществознанию, написанный по всем правилам и канонам. Более того, пример этого эссе отличается от того, которое я приводил . Синим отмечена объяснение проблемы, а также ее аспекта; красным — теоретическая аргументация, зеленым - фактическая аргументация, коричневым — выводы. Пример эссе был написан мною вчера на наших курсах подготовки к ЕГЭ с детальным объяснением ученику, как конкретно, что надо делать.

«Большинство имеет за собой власть, но не право: меньшинство всегда имеет за собой право»

В данном высказывании поднимается проблема соотношения влияния большинства (например проголосавших за что-либо) и учета мнения меньшинства при реализации власти; а также проблема реализации прав. Данная проблема актуальна как для демократических режимов, так и для недемократических.

Рассмотрим данное высказывание с позиций теории элит. Согласно этой теории общество делится на элиту (организованное меньшинство) и класс управляемых, к которому относится большинство людей. Большинство людей может либо поддерживать существующую элиту, и тогда она имеет право принимать государственные решения. В этом случае политологи говорят о легитимности власти. Или же большинство может не поддерживать существующую элиту, и тогда можно говорить о кризисе легитимности. В любом случае данное высказывание имеет под собой реальную основу: большинство имеет власть выбирать себе ту или иную политическую элиту, и вместе с этим передавать ей (элите) право принимать государственно значимые решения.

Выше мы писали, что данное высказывание может быть справедливо как для демократического режима, так и для недемократического режима. Разберем некоторые примеры.

Так, современные США проводят явную внешнюю политику, направленную на дестабилизацию равновесия в мире. Примерами этой политики могут служить «арабская весна» в Ливии в 2011 году, когда там был свергунт Муамар Каддафи, или двумя годами позже та же участь постигла Египет.

Если говорить о недемократических государствах, то примером может служить политика нацистской Германии в период с 1933 по 1945 годы, которая де-факто поддерживалась большинством немцев.

С другой стороны, в данном высказывании есть ещё один аспект, который актуален только для демократического режима. А именно при голосовании над принятием какого-либо решения большинство имеет и власть и право принять его. Но при этом учитывается мнение меньшинства, у которого есть на это право.

Например, при избрании в парламент страны, большее количество мест занимает победившая на выборах партия. Но партии, получившие меньше голосов избирателей, тоже получают места в Парламенте. В этом и кроется право меньшинства на учет его мнения.

Но для недемократических режимов данная ситуация не применима, так как после принятия решения, если меньшинство заявляет какие-то права на его пересмотр, оно (меньшинство), как правило, подвергается репрессиям. Так происходило и в нацистской Германии, и в СССР периода сталинизма и в Комбодже при Поле Поте.

Таким образом, заявленное в теме эссе высказывание справедливо лишь отчасти: при рассмотрении политической жизни с точки зрения теории элит, если понимать под большинством граждан государства, а под меньшинством – элиты, тогда высказавание справедливо: большинство имеет власть, а меньшинство право. Но при рассмотрении высказывания с позиций избирательных технологий оно справедливо только для демократии, и не справедливо для недемократических режимов.