Этнические группы людей. Что такое этнос и этническая группа

Не только в специализированных гуманитарных науках и учениях мы сталкиваемся с таким понятием, как этнос. Его можно встретить в разговорной речи, в быту, на работе и т.д. Но как точно понять, что такое этнос, что именно подразумевается под данным термином и каковы его характеристики? Давайте разбираться.

Для начала давайте разберемся с тем, что в данном случае нам говорит Википедия. Как известно, это весьма популярный ресурс, который дает наиболее точное определение любому термину и позволяет досконально понять его значение.

Итак, этнос – это совокупность людей, которая сформировалась под влиянием исторического фактора.

Люди эти объединены общими субъективными или же объективными факторами, такими как происхождение, язык, хозяйство, культура, самосознание, территория проживания, менталитет, внешние вид и др.

Также можно отметить, что в российской истории и этнографии (этнологии) синонимом рассматриваемого понятия является термин национальность. В остальных языках и культурах данное слово – Nationality (англ.) имеет несколько иное значение.

У слова «этнос» имеются греческие корни. С древнего варианта данного языка термин переводится как «народ», что, собственно, и неудивительно. Несмотря на свою давнюю историю, в научном обиходе слово появилось сравнительно недавно – в 1923 году, после того как его ввел в обиход ученый С.М. Широкогоров.

Как нам поведала Википедия, этнос – это набор факторов, которые объединяют определенную группу людей в социум, который живет и функционирует как единый организм.

Но теперь давайте отойдем от сухих трактатов и рассмотрим данный вопрос с более «человеческой» точки зрения.

Для каждого человека, живущего на нашей планете, крайне важная его принадлежность к тому или иному социуму.

Этот фактор играет определяющую роль в становлении его сознания и самоидентификации в мире. Также важно знать, что не только для отдельных индивидуумов, но и для каждого государства этнический процесс – это самое главное.

Крайне важно, чтобы этнические отношения (как мы знаем, сложно представить себе хоть одну современную страну, где проживали бы люди одной-единственной национальности) пребывали в норме. Если же между людьми в рамках одной державы возникают недопонимания, это может стать причиной возникновения войны на фоне этнических конфликтов.

Именно для современного этнолога мало просто знать суть этого понятия. Крайне важно понимать психологию каждого отдельного народа, особенности их поведения, реакцию на те или иные события, впечатления и еще массу факторов.

Ведь считается, что в скором будущем единственной идеологией, по которой будет жить всем мировое сообщество, окажется именно этническое самосознание.

Особенности формирования этносов

Дав точное определение тому, что такое этнос, стоит узнать о природе его формирования.

Этот процесс нельзя сравнить с созданием живой клетки или организма, который на протяжении малого периода времени растет (то есть формируется), а после в течение длительного периода пребывает в неизменном состоянии.

Этнос формируется постоянно, и этот процесс не заканчивается никогда.

Да, конечно же, на планете уже существуют конкретные расово-территориальные (или национальные) единицы, которые мы называем государствами, и они являются отражением того или иного этноса.

Они сформировались давно, но если сравнить представителей определенной национальности из прошлого с современниками, то разница будет сногсшибательной.

Какие же факторы влияют на формирование и дальнее развитие народов, которые объединяются в государства?

  • Общая родина. Можно сказать, что люди, которые родились на одной земле, однозначно будут взаимодействовать в этом мире сообща.
  • Природные условия. Как ни крути, а именно погода и климат, в котором приходится жить народу, формирует его самосознание. Люди либо привыкают скрываться от холода в теплых домах, либо спасаются от жары, либо противостоят ветрам.
  • Расовая близость. Когда-то давно у людей не было возможности так обильно путешествовать, как сейчас. Каждая расовая семья проживала там, где она зародилась в полном соответствии со своей дочерней природой обитания.
  • Этнические отношения также формируются за счет схожих религиозных и социальных взглядов.

Интересно знать! Этнос и этнические взаимоотношения – это динамическая структура, которая постоянно подвергается трансформациям и переменам, но при этом ей удается сохранить свою самобытность и устойчивость.

Из чего состоит этнос?

Выше мы уже кратко затронули те факторы, которые объединяют определенную группу народа и делают ее единой.

Ну а теперь давайте более широко рассмотрим, что же может включать в себя этнос как понятие динамическое, но при этом эталонное.

  • Единство расы. Этот фактор имеет отношение скорее к первобытным этносам, которые действительно формировались из одной расы людей, проживавших в конкретном районе мира. Ныне же формирование нации происходит за счет ассимиляции, поэтому сейчас сложно найти чистокровных представителей той или иной национальности. В целом понятие народности – это объединение людей, которые проживают в одной стране, говорят на одном языке и придерживаются единых религиозных взглядов.
  • Язык – крайне важная составляющая. Как правило, язык включает в себя множество диалектов, которые могут характеризовать представителей одного и того же народа, проживающих в различных регионах одной страны.
  • Религия – один из мощнейших факторов, который объединяет людей и формирует этнические отношения между ними.
  • Этноним – это название народа, которое было придумано им самим и признано всеми остальными общинами. Бывает, что самоназвание и наименование этноса в остальном мире не совпадают.
  • Самосознание. Это, пожалуй, определение, которое не подлежит дополнительным объяснениям. Люди осознают себя частью этноса, в котором они родились и проживают и самоидентифицируются в где существует наряду с ними множество иных народностей.
  • История – основа основ. Все этносы существуют именно за счет своей истории, на протяжении которой происходило их становление, развитие и эволюция. Наш-то, русский народ точно знает, что государство без истории существовать просто не может, и эта пословица или народная истина приравнивается к научному определению.

Виды этноса

А теперь, глядя в ретроспективу, давайте разберемся с тем, каким может быть этнос или национальность и его виды.

  • Род. Тип этнической общины, который состоит из группы исключительно кровных родственников, имеющих общую мать или общего отца. У них всегда выявляются общие интересы и потребности, а также они носят общее родовое имя.
  • Племя. Данный тип этноса характерен для первобытного строя. Племя состоит из двух и более родов, которые проживают по соседству и имеют схожие интересы и потребности. Нередко в племенах происходит ассимиляция родов.
  • Народность. Этот тип стал последователем племени как более современное воплощение социума и его особенностей. Народность формируется из географического, национального, социального и исторического фактора.
  • Нация. Данный тип этнической общины считается наивысшим. Для него характерны не только единый язык и интересы, но и самосознание, территориальные границы, символика и прочая атрибутика, которая является мировым индикатором.

Наверняка вам стало интересно, какие существуют ныне этносы и как их нужно правильно идентифицировать. Основной определяющей для данного термина является численность населения в рамках того или иного государства, где проживает конкретный народ.

Давайте рассмотрим примеры народов, которые ныне являются самым большими на планете:

  • Китайцы – 1 млрд. чел.
  • Хиндустанцы – 200 млн. чел.
  • Американцы (территория США) – 180 млн. чел.
  • Бенгальцы – 180 млн. чел.
  • Русские – 170 млн. чел.
  • Бразильцы – 130 млн. чел.
  • Японцы – 125 млн. чел.

Интересная деталь: до того, как Америка была открыта, таких этносов, как бразильцы и американцы, не существовало.

Они образовались после заселения новой земли европейцами, и теперь американцы (как и бразильцы) являют собой расу метисов, в корнях которых течет как индейская, так и европейская кровь.

Приведем примеры народностей, которые очень малы по сравнению с предыдущим списком. Численность их населения ограничивается несколькими сотнями людей:

  • Юкагира – этническая группа, проживающая в Якутии.
  • Ижорцы – финны, которые проживают на территории Ленинградской области.

Межэтнические отношения

Данное определение относится к психологии, причем как к индивидуальной, так и к общественной.

Межэтническими отношениями называют субъективные переживания между представителями различных национальностей.

Они проявляются как в быту, так и на международном уровне. Примером таких интернациональных взаимоотношений в малом масштабе может быть семья, родители которой – представители различных этносов.

Характер межэтнических отношений может быть положительным, нейтральным или конфликтным. Все зависит от психологии каждой народности, от ее истории и взаимоотношений, которые на протяжении долгих лет складывались с тем или иными другим этносом.

Интересно знать! Именно численность населения является основным фактором, который раскрывает перед глазами историю, особенности и текущее положение этноса на мировой арене. Это значит, что формирование большой и малой этнической группы будет совершенно разным.

Полезное видео

Подведем итоги

Этнос – понятие нестабильное и динамичное, но вместе с тем это нечто постоянное, имеющее свою четкую историю и корни. Этносы, которые мы знаем сегодня, сформировались из ранее существовавших племен, которые ныне уже не с нами.

Национальная карта нашей планеты постоянно менялась, но люди, находясь в вечном поиске своего «Я», всегда будут возвращаться к истокам и искать своих предков.

ЭТНОС И ЕГО СТРУКТУРА

Чтобы попытаться понять сущность современных этнических проблем, необходимо более подробно остановиться на предмете изучения - этносах и описать этническую структуру человечества.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном обсуждении, чаще мы говорим о нациях, народностях, народах, о национальных отношениях, национальных проблемах.

Слово «этнос» является греческим по происхождению и обозначает «племя», «народ», «группа людей», «род». В современном научном языке отсутствует единое понимание сущности этноса. Различные ученые по-разному определяют те признаки, которые составляют понятие «этнос». В науках, изучающих национальные отношения, понятие «этнос» является центральным. Этносы - один из древнейших типов общностей людей.

Этнос - это естественно сложившийся коллектив людей со своими стереотипами поведения, особенностями культуры, психики, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам: «мы» - «они».

От слова «этнос» существует множество производных.Основа слова «этно» используется чаще всего в значении «народный». Широкое распространение получили термины «этнический» (ethnic), «этничность» (ethnicity), но и они имеют в западной науке особое значение и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам. В западной науке значение слова «этнос» крайне редко употребляется в качестве термина; в русском языке термин «этнический» тесно связан с понятием «этнос».

Понятие «этнос» в русской этнологии часто соотносят с понятием «народ». Слово «народ» имеет несколько значений:

    население какой-либо страны;

    трудящиеся, просто группа, толпа людей (в выражении: на улице много народу и т. п.);

    в значении «этнос», «этническая общность».

Есть еще и другие понятия, такие как субэтнос и супер этнос. Субэтнос - это этническая система, являющаяся элементом структуры этноса. Суперэтнос - этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно на одной территории, и проявляющаяся в истории как целостность.

Каждый этнос обладает такой способностью, как саморегуляция, т. е. способностью развиваться в направлении,обеспечивающем существование и адаптацию к среде с наименьшими возможными затратами и потерями. Этнологи даже применяют меру устойчивости этноса - показатель, определяющий степень сопротивляемости этноса внешним воздействиям.

Этносы (или этнические группы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания.

ТИПЫ ЭТНОСОВ

И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Этнос часто рассматривается как родовое понятие. Выделяют три исторически сложившихся типа этноса:

    род-племя (для первобытного общества);

    народность (для рабовладельческого и феодального обществ);

3) нация (для капиталистического общества). Отличительные черты этноса: физический облик,

географическое происхождение, хозяйственная специализация, религия, язык, жилище, одежда и пища.

Существуют базовые характеристики, общие для всех этносов:

    общий язык, религия;

    наличие территории, на которой проживает данный этнос (не всегда исполняется);

    общая материальная и духовная культура;

4) общие представления о территориальном и историческом происхождении;

5) общие оформленные представления о родине и государстве;

6) осознание членами группы своей принадлежности к этносу и основанное на этом чувство солидарности.

Закономерности этноса:

    поведенческие модели, которые типичны для всех членов этноса;

    поведенческие, коммуникативные, ценностные, социально-политические и культурные модели определенных групп внутри этноса. Они регулируют отношения между различными группами внутри этноса.

Исторически первыми типами этнических общностей были роды и племена. Родоплеменные общности просуществовали в течение нескольких десятков тысяч лет, и, по мере усложнения общественной жизни, возникают новые типы этносов - народности. Они складываются на основе различных племенных союзов, проживающих на определенной территории.

Но позже эти процессы сменяются противоположными тенденциями объединения, консолидации в более целостную этническую систему - нацию. Нация - это тип этносов, консолидирующийся в единый организм прежде всего на основе общности экономической жизни.

В мире живет несколько тысяч этносов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку и культуре, расовому облику.

Численность разных этносов весьма значительна. Так, численность крупнейших народов (китайцев, американцев США, русских, бразильцев…) превышает 100 млн человек. Крошечные вымирающие этносы не насчитывают и 10 человек. Существенны различия этносов и в социально-экономическом развития. Рядом сосуществуют высокоразвитые этносы и находящиеся еще на стадии первобытности. Каждый народ говорит на особом языке, хотя бывает, что один и тот же язык используют несколько этносов или, наоборот, один этнос говорит на нескольких языках. Вместе с тем многие языки родственны между собой. Значителен также диапазон сходств и различий в культуре разных народов.

К этносу также применимы такие понятия, как ассимиляция, консолидация, интеграция, миксация. Например, межэтническая интеграция – процесс взаимодействия народов, не связанных родством, в ходе которого возникает новый этнос.

Этносу также присуща социализация, которая происходит с помощью таких институтов, как школа, окружение человека, религиозные институты, семья и др.

Неблагополучные факторы развития этноса:

    высокий уровень детской смертности;

    высокая смертность взрослых;

    распространение респираторных инфекционных заболеваний;

    алкоголизм;

    большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, отказа родителей от воспитания детей;

    низкое качество жилья, скученность;

    социальная пассивность;

    высокий уровень преступности, включая подростковую;

    безработица.

ЭТНОНИМЫ

Все этнокультурные общности идентифицируются своим названием. Иногда самоназвания отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе. Их два вида - эн доэтнонимы и экзоэтнонимы.

Эндоэтнонимы - это самоназвания, которые группа сама присваивает себе. Экзоэтнонимы - это названия, данные извне в ходе культурных контактов, административного управления или предложений, сделанных учеными.

Например, ирокезы - это название, первоначально данное индейцами-алгонкинами своим соседям и сообщенное европейским колонистам. Термин «бушмен» долго использовался колониальной администрацией, а затем и учеными для обозначения аборигенов, проживающих в лесистой саванне Южной Африки. Наименования чеченцы и ингуши происходят от названий населенных пунктов Чечен-аул и Ангушт на территории бывшей Российской империи; узбеки, ногайцы - от личных имен ханов кочевых племенных группировок; грузины - от искаженного имени Св. Георгия (Гурджи).

Названия ряда народов утвердились на основе географических и политико-административных терминов и прочно вошли в самосознание. Иногда ранние племенные самоназвания означают на соответствующих языкахпросто «люди» («ненец», «нивх», «айну», «инуит») и др. Очень часто народы на родном языке свое название произносят иначе: грузины называют себя картвели, армяне - хай и т. д.

Активисты этнополитических движений иногда выступают за смену названий народов в пользу «исконных», особенно если этнонимы имеют какое-либо негативное значение (например, «эскимосы» - «те, кто ест сырое мясо»). Иногда переименования совершаются без особых мотиваций, исключительно в целях дистанцирования от политических режимов (например, смена названия «якуты» на новое самоназвание «саха»).

ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОСА

Существует несколько основных подходов к изучению этноса.

Примордиализм - возник в XIX в. в Германии. Основатель примордиалистского (от англ. - «изначальный», «исходный») подхода - Ю. В. Бромлей. Этничность безусловна и не подвержена изменениям. Подход разделяется на два направления: природное и эволюционно-историческое:

    возникновение этничности объясняется с помощью эволюции. Основное понятие подхода - непотизм - альтруистическое поведение, которое уменьшает вклад отдельного индивида в генотип следующего поколения, но увеличивает вероятность передачи генов этого индивида непрямым путем;

    эволюционно-историческое направление, согласно которому этнос - это группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение. Этнос обладает общими, относительно стабильными ценностями культуры и психики. Язык выступает не только условием формирования этноса, но и итогом этногенеза. В соответствии с этим подходом существование этнической группы может быть определено объективно; этнические группы также можно объективно отличить от других социальных и биологических сообществ типа классов, сословий, конфессиональных групп, рас, каст и т. д. Этнические группы рассматриваются как базирующиеся на культурном единстве и, следовательно, как онтологически реальные.

Инструментализм. В его рамках этничность рассматривалась в качестве инструмента, используемого политическими лидерами для достижения своих интересов, в борьбе за благосостояние, статус, власть. Существенной чертой всех инструменталистских теорий является их опора на функционализм и прагматизм. Этничность - это продукт этнических мифов, которые создаются элитой общества и используются ею для достижения определенных выгод и получения власти. Культурные особенности, ценности и деятельность этнических групп являются орудиями элиты, используемыми для достижения этих целей. Ради реализации на практике идей равенства, справедливости и человеческого достоинства этнические группы поддерживают элиту в ее устремлениях, мобилизуясь на их осуществление. Подход ориентирован на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносами.

Конструктивизм (США, Канада, Австралия). Его появление объясняется отсутствием в этих странах естественной укорененности этносов за исключением коренных индейских племен и племен австралийских аборигенов. Согласно конструктивистскому подходу этничность представляет собой интеллектуальное построение, создаваемое писателями, учеными, политиками. Для конструктивизма этничность - вопрос сознания, членство в этнической группе зависит от того, как индивид представляет себе, что такое эта группа. Этнос в конструктивизме - это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации. Признаком этнической общности является представление или миф об общей исторической судьбе этой общности.

Современная этнология, основанная на философии постмодернизма, идет еще дальше и подчеркивает неопределенность, бесконечность и текучесть этничности. Сейчас используется самое широкое определение этноса, подчеркивается значение субъективного психологического аспекта рассмотрения проблемы: коллективного сознания, мифологии, воображения.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА. ТЕОРИЯ ПАССИОНАРНОСТИ Л. Н. ГУМИЛЕВА

В современной российской этнологии существуют две радикально различающиеся друг от друга теории этноса.

Автором одной из них является Л. Н. Гумилев, который рассматривает этнос в качестве природного, биологического явления. По Гумилеву, этнос - это биофизическая реальность, облаченная в ту или иную социальную оболочку, это биологическая характеристика. Этнос - явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его ландшафтом. При этом человек - это еще и часть биосферы нашей планеты. Своей деятельностью человек нарушает тщательно отлаженные механизмы саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого улучшения условий своей жизни может столкнуться с экологической катастрофой. Наступление такого экологического кризиса является одной из причин гибели этносов.

Другой сущностной характеристикой этноса является его тесная связь с энергией. Как часть биосферы Земли, этносы должны участвовать во всех биосферных процессах. Источник энергии - Солнце, космические излучения и радиоактивная лава в недрах Земли. Гипотеза Гумилева заключается в том, что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается воздействию какого-то вида космического излучения повышенной активности. Это свойство Гумилев назвал пассионарностью, а людей - носителей этого свойства - пассионариями. Собираясь вместе, такие люди ставят общие цели и добиваются их осуществления. При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают, либо дисгармония. В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором - нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА

При классификации этносов наиболее объективными и простыми являются демографические характеристики, прежде всего численность. Отметим в связи с этим, что численность народа не только характеризует его размеры, но и отражает его этническую историю. Количество нередко и здесь переходит в качество; формирование и развитие крупных народов обычно значительно отличается от формирования и развития мелких этносов. Взаимодействие народов и развитие этнических процессов во многом определяется численным соотношением контактирующих групп. При исследовании этнических процессов количественные соотношения обычно рассматриваются в тех или иных территориальных рамках (административных границах).

По данным на 1983 г., в мире существовало 7 народов численностью свыше 100 млн человек: китайцы (1 млрд человек), хиндустанцы (св. 200 млн человек), американцы США (180 млн), бенгальцы (св. 160 млн), русские (ок.150 млн), бразильцы (ок.. 130 млн), японцы (ок. 125 млн). Эти народы составляют более 40 % всего населения Земли. Ещё 11 народов, каждый из которых насчитывает от 50 до 100 млн человек, составляют 16 % населения планеты. В то же время 170 народов численностью от 1 до 5 млн человек представляют 8 % населения человечества. На Земле существуют этносы, насчитывающие несколько тысяч и даже сотен человек (например, ижорцы - народ финской группы, проживающий на территории Ленинградской области, насчитывает 600 человек, или юкагиру в Якутии - 800 человек).

Возникает вопрос об исторической перспективе самых малочисленных этносов: не ожидает ли их полное поглощение более крупными этносами? Возможность поглощения (ассимиляции) малочисленных этносов более крупным, безусловно, существует; более того, это явление происходило на протяжении человеческой истории и происходит сейчас. Однако этот процесс ассимиляции довольно длительный и, случается, малочисленный этнос уже почти полностью интегрируется в окружающую его этническую группу в культурно-языковом плане, но и течение многих поколений сохраняет этническое самосознание. Во многих странах мира под эгидой ООН и ЮНЕСКО проводятся мероприятия по сохранению малочисленных этносов.

Осуществив классификацию этносов по их численности, мы пока не коснулись другой важной стороны проблемы: динамики численного состава этносов. В одних этнических группах происходит бурный прирост их численности, численность других - стабилизировалась или увеличивается незначительно, для других - наоборот, характерно уменьшение. Причем распределение этносов по динамике их численность имеет ярко выраженныйтерриториальный характер. Наименьший прирост населения наблюдается в европейских странах, наибольший прирост населения характерен для стран Азии и Африки, несколько меньше - Латинской Америки.

Этнос и этническая группа необходимо учитывать тот факт, что существуют этнические , созданные искусственно в виде объединения людей по убеждению, а есть естественные этничесике группы, которые созданы по своим собственным убеждениям, и те, которые образованы под влиянием некоторой группы.

В этнологии

В этнологии термин этническая группа идентичен понятию субэтнос: этническая группа, выделяемая по региональному признаку, но имеющая отличные от местного населения культурные, языковые и пр. особенности. Такие группы характеризуются собственным самосознанием.

В социологии

На сегодняшний день одним из самых распространенных значений этнической группы является совокупность людей одной , которые локализуются не на своей исторической территории, а на территории иных народов, в других государствах (не титульная ). В этом случае число членов этнической группы может определяться сотнями, тысячами или даже миллионами. Как правило, члены этнической группы селятся максимально близко друг к другу (типичный : Чайна-тауны, резервации и пр.) При этом всех членов этнической группы объединяют не политические и территориальные особенности, а один язык, культура и традиции.


Во многих странах мира такие этнические группы являются признанным общественным меньшинством. Они по разным причинам отделены от своего этноса и вынуждены свою жизнедеятельность вне его.

В политологии

В некоторых случаях термин этническая группа определяется, как объединение нескольких этносов по определенным критериям. Обычно они имеют схожее расовое происхождение. Близкие между собой могут принадлежат к одной этнической группе. Одним из примеров может служить этническая группа древних славян или германцев.

исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный расовой, языковой или национальной идентичностью. Термин неточный, так как различие иногда проводится между культурным и политическим этносом. Кроме того, расовые атрибуты не всегда являются определяющей особенностью этнических групп.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭТНОС

локализованная большая общность людей, консолидированная как форма активной их адаптации к региональным условиям природной среды посредством выработанного уникального способа деятельности - культуры. В существующей дискуссии по проблеме этноса одна из точек зрения, в концентрированном виде представленная в работах Ю. В. Бромлея, определяет Э. как явление по своей природе, т. е. по генезису и сущности, социальное. Социальность его определяется тем, что он есть продукт объективного процесса разделения труда, становления и развития экономических и политических общественных структур. Содержание понятия Э. образуется совокупностью признаков в их интегративности. К ним относятся: наличие определенной группы людей, имеющих общую территорию проживания и деятельности; наличие устойчивого самоназвания, этнонима, который трансформируется в языках других народов; самосознание через антитезу "мы - они", включающее историческую память, знание о возникновении и исторических этапах жизни своего этноса, национальные чувства и интересы; общая культура, включающая язык, религию и т. д.

Такой принцип определения Э. через перечисление различных его характеристик методологически не совсем оправдан, т. к. позволяет исключать одни признаки и привносить другие. И если какой-либо из признаков Э., а в отдельных случаях - несколько из них - отсутствует, что в реальности встречается часто, невозможно рассматривать данный социум как этническую общность. В данном подходе не представлено функциональное назначение этнических определителей, например, подчеркивается необходимость обшей территории, но неясно, как же территория "формирует" Э. Наконец, здесь раскрывается вопрос не о самой сущности Э., а лишь об отдельных сторонах существования реальных этнических общностей. Поэтому возникает необходимость поиска единого предельного основания существования Э., обусловливающего представленность человечества через совокупность этнических коллективов, не похожих один на другой. Такой подход к проблеме природы и сущности Э. представлен, в частности, в концепции Л. Н. Гумилева. Э. рассматривается им при этом как результат творческого процесса интенсивного освоения общностью людей уникального природного ландшафта, точнее, зоны их оптимального сочетания. В процессе освоения ландшафта общность формирует новый уникальный "стереотип поведения". Это понятие, включая в себя особый способ деятельности, отношения к миру, характеризует Э. как носителя определенного культурного типа, если понимать культуру как специфическую "технологию деятельности". Данный подход предполагает идею константности этнических различий, обусловленную константностью природных условий различных регионов; идею несовпадения этнического и социального "ритмов" человеческой истории (Э. рассматриваются не как форма социально-экономических процессов, а как самостоятельные феномены, функционирование и взаимодействие которых во многом определяют ход истории). Постепенная гибель через упрощение внутренней структуры - судьба всех Э. Для поддержания своей жизнеспособности этническая общность создает социальные, политические структуры, институты, однако этногенез носит глубинный характер, и процессы, например, этнического старения, не зависят от характера социального строя, политической системы и т. д.

Идея поиска объективного основания феномена Э. во взаимодействии человека и природы имеет давнюю историко-философскую традицию. Вопрос о природе Э. рассматривался в рамках т. н. "географического детерминизма". Такой феномен, как "дух народа" (Монтескье), "темперамент рас" (Л. Вольтман), "национальная идея" (Э. Ренан), определяющий всю хозяйственную, политическую, социальную жизнь народа, зависит от климатических, ландшафтных и прочих природных условий. Так, Л. Вольтман в качестве определяющих форму и способ государственного правления рассматривает два рода факторов: во-первых, природные условия и тип хозяйства; во-вторых - психологические особенности народов. И. Г. Гердер, также анализируя особенности политической жизни народов, приходит к выводу о влиянии природных условий и этнической динамики на особенности государственности. Социология XIX в. в лице, в частности, Ф. Г. Гиддингса ставит в зависимость от условий природной среды уже такие феномены, как социальная структура, способы организации общественной жизни народов. Т. о., общей для представителей данного направления в обществознании является идея о соответствии общественных структур естественному "священному закону развития" (Л. Вольтман) отдельных народов, и именно это соответствие должно выступать высшим критерием деятельности управленческих структур. Позднее эта идея развивалась самыми различными течениями в исторической, социологической, социальнофилософской науке, от русского славянофильства, философии Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева до современной зарубежной историографии, в частности, работ Ф. Броделя. Здесь можно указать на работы социологов XIX в.: К. Риттера, Г. Т. Бокля, Ф. Ратцеля, Н. Кареева, Л. И. Мечникова и др.

Если по своим объективным основаниям Э. рассматривается как явление природное, точнее - "территориальное", то по способам самоорганизации он - социокультурный феномен. Действительно, связывая решение вопроса о представленности человеческого рода через совокупность этнических коллективов с представленностью земной поверхности через систему территориально-ландшафтных зон, нельзя не поставить следующий вопрос: а что же является критерием устойчивости каждого отдельного Э., при условии, что территориальная целостность для многих народов со временем утрачивается или же Э. оказывается расселенным в пределах нескольких ландшафтных зон? Что выступает внутриэтническим системообразующим фактором, "охраняющим" Э. от проникновения в систему "чуждых" для него элементов? Здесь тоже есть ряд исследовательских подходов. Некоторые авторы рассматривают в качестве такого критерия и фактора этническую эндогамию и наследственность. Однако надо учесть, что на процессы воспроизводства генофонда влияют и историко-культурные традиции, и завоевания, и привычки, и уровень жизни народа. Наследственность воплощается, в частности, в особенностях антропологического типа. Но известно, что антропологическая типология не имеет абсолютного совпадения с этнической структурой общества. Другие авторы видят этнические константы в самосознании народа. Истоки этого подхода - еще в обществознании эпохи Просвещения. Но этническое самосознание выступает и как отражение совместной деятельности данного человеческого коллектива; специфика, уникальность мировосприятия того или иного народа определяется спецификой его деятельности по освоению среды. Одна и та же деятельность различными народами осуществляется по-разному, одни и те же стороны реальности каждый народ воспринимает по-своему. Культура как "совокупность способов человеческой деятельности", "технология деятельности" и накопленный на ее основе специфический исторический и социальный опыт, закрепленный в традициях, в этнической памяти, - и есть внебиологический устойчивый механизм, конституирующий уникальную целостность, автономность и относительную устойчивость Э. Он существует как общность людей, имеющая единые хозяйственно-культурные особенности и, в то же время, - общую историческую судьбу; понятие Э. определяет именно меру взаимосвязи единого хозяйственнокультурного типа и общей исторической судьбы.

Э. - это динамическая система, претерпевающая непрерывный внутренний трансформационный процесс, однако, имеющая некоторую устойчивость в своей изменчивости. Культура - это фактор и критерий этнической устойчивости, система внутриэтнических констант. Безусловно, в самой культуре есть внутренняя изменчивость: она меняется от эпохи к эпохе, от одной социальной группы в составе Э. к другой. Но пока она сохраняет свое качественное своеобразие, Э. существует как автономное целое, даже если он утрачивает единую территорию, язык, единство антропологического типа и т. д. Национальная культура, прежде всего через традиции: нравственные, религиозные и пр. - оказывает определяющее влияние и на действие собственно биологических факторов самовоспроизводства Э., таких как этническая эндогамия, выступающая способом сохранения национального генофонда. Качественное своеобразие культуры составляет те наиболее устойчивые образцы деятельности, которые складываются в период становления этнической системы и определяются спецификой "этнической родины" и которые Э. "берет с собой", "путешествуя в пространстве и во времени". Они составляют "код" внутриэтнической информации, формируя для Э. его особое отношение к миру, органично увязывая во времени его предшествующие и последующие состояния.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое этнос, что такое нация?

Что такое этнос, что такое нация?

этнос нация стереотип

Следует сказать, хотя эти понятия «этнос» и «нация» находятся в фокусе акцентированного научного и политического интереса, тем не менее однозначного ответа на вопросы: что такое этнос, что такое нация до сих пор нет.

Заметим, что характеристики понятий «этнос» и «нация» даны российскими учеными, это придает им определенный гносеологический статус. Тем не менее ощущается познавательная трудность при их анализе. И не только потому, что продолжаются дискуссии об их природе. Данные понятия нуждаются в уточнении по множеству причин. Одна из них связана с тем, что в России сложилась языковая традиция, в отличие от западного лексикона, в которой отождествляются этнос и нация. В российской этнологии термин этнос употребляется почти во всех случаях, когда речь идет о народе и даже о нации. Не вдаваясь в анализ, вспомним традиционную характеристику этноса как менее развитую форму исторической общности людей, которая в своем развитии переходит в другую общность - нацию (подразумевалась, конечно, негражданская трактовка нации). Следует сказать и о том, что в отечественной этнологии реальное содержание этноса подвергалось сомнению, т.е. ставился вопрос: этнос - миф или реальность?

Прежде всего отметим, что этнос рассматривается нами как особый вид социальной общности. Понимание «этнического» зависит от множества факторов. Одним из главных является методология изучения, поскольку выбранные методологические подходы позволяют раскрыть сущность исследуемого феномена и предопределить его значимость в будущем.

«Этническое» образовано от «этнос». Греческое «этнос» первоначально означало «язычник». В этом значении «этническое» применялось в английском языке с XIV века до середины XIX столетия. В США термин «этнические группы» активно употребляли во времена второй мировой войны по отношению к евреям, итальянцам, ирландцам и другим народам, не относящимся к населению Соединенных Штатов, которое имело британские корни.

Однако следует сказать, что общепризнанной оценки теории этноса в отечественной науке нет.

Этнос (по-древнегречески - народ) - исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. В этнографическом смысле «этнос» близок понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, белорусы, болгары и др. - славянская этническая общность) или обособленные части внутри народа (этнографические группы).

В дискуссии по определению этноса заметны три крайние позиции: 1) этнос - это феномен биосферы (Л.Н. Гумилев); 2) этнос является социальным, а не биологическим явлением (Ю. Бромлей, В. Козлов); 3) этнос - мифологическое явление: «этнос существует исключительно в головах этнографов» (В. Тишков).

По словам Л.Н. Гумилева, первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного, принадлежит С.М. Широкогорову (20-е гг. ХХ в.). Он счел этнос «формою, в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать». При этом этнос определен «как группа людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».

Понятие этноса, предложенное С.М. Широкогоровым, не получило поддержки в отечественной науке в силу того, что этнос трактовался как биологическая категория, а не как социальная. Вследствие его эмигрантского статуса данное понятие не вошло в советскую науку.

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева разработана в рамках географического детерминизма. Его теория о глубочайшей связи характера, обычаев и культуры народов с ландшафтами психологии народа с биосферой - близка к идеям евразийцев. Этнос составная часть органического мира планеты - возникает в определенных географических условиях. Рассматривая этнос как нечто первичное, как феномен биосферы, он приписывает культуре вторичный характер.

Особенности этногенеза Л.Н. Гумилев сводит к следующим положениям. Этнос - система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец, точнее, этногенез - процесс дискретный.

Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стереотип поведения - особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками. Системными связями в этносе служат ощущения «своего» И «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе.

Развитие этносов определяется Л.Н. Гумилевым наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией. Активность и деятельность последних являются причиной главных исторических событий в жизни народа. Влияние пассионариев на массы объясняется пассионарной индукцией, а их деятельность связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами (солнечной активностью).

Согласно концепции Л.Н. Гумилева, этнос является не социальным явлением, подчиняющимся законам общественного развития. Он рассматривает этнос как природную общность, не сводимую ни к каким другим типам объединения людей. Это феномен биосферы.

Многие отечественные ученые не приняли концепцию Л.Н. Гумилева. Ю.В. Бромлей полностью отверг учение о пассионариях. Этнос определяется им как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от других образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Энциклопедическое определение этноса подразумевает общность территории, языка и самосознания.

С 50-х годов в области концептуализации теории этноса, как и культурного плюрализма, произошли существенные изменения. Трансформация политики культурного плюрализма отразилась во многих теоретических подходах, используемых при анализе и оценке причин возникновения этноса и этнической идентичности, нации и национализма: неомарксистском, модернизационном, культурно- плюралистическом, статусно- групповом, рационалистическом и др.

Среди множества подходов к вопросу об этносах и этничности выделим два основных (диаметрально противоположных) «конструктивистский» И «примордиалистский», поскольку они функционируют в течение последних тридцати лет.

Конструктивизм утверждает, что политическое и культурное самосознание является результатом человеческой деятельности. Основной тезис конструктивистов сводится к тому, что этничность рассматривается не как «некоторая данность», а как результат создания, это социальный конструкт (social constructs), создаваемый искусственно с помощью ритуалов, обрядов, разных символов и идеологии.

Примордиалистский (primordial- изначальный, первозданный) подход представляет этничность как объективную данность, то есть этносы рассматриваются как сообщества, которые складываются исторически на основе объективно заданных свойств биологического, культурного или геополитического характера. Так, по словам Э. Гирца, человеческие существа реализуют себя через создаваемую ими культуру, которая играет роль некой данности в общественной жизни. Примордиальные корни этничности также связывают с культурной антропологией Ф. Барт и Ч. Кейс. В их исследованиях в качестве определяющего заметно выступает социально-исторический фактор.

Итак, примордиализм рассматривает этнос как исторически заданную общность, которая может иметь биогенетическую природу, экономическую или культурную детерминации. Примордиалистская точка зрения, по образному выражению М. Бэнка, помещает «этничность» в сердце человека.

«Модернисты» считают, что этничность основана на идее политического происхождения наций и представлено в работах Б. Андерсона и Э.Геллнера. Они считают, что нация является продуктом политического действия. По мнению Геллнера, в традиционном обществе не могло быть чувства национальной общности, потому что общество было разделено многочисленными сословными перегородками и географически. Только небольшая элита владела культурой в ее письменной форме. В процессе модернизации традиционные границы рушатся, растет социальная мобильность. Чтобы овладеть навыками индустриального труда, человеку необходима грамотность. Представители всех классов овладевают письменной культурой, вырабатывается общенациональный язык, на котором идет социaлизaция всех представителей данной нации - в качестве немцев, французов и т. д..

Нация (от лат. nation - племя, народ). Говоря же о феномене нации, следует вспомнить, что в ХУН веке не было ни наций, ни национальностей как субъекта практической политики или объекта теоретических споров. Если подойти исторически к понятию, то нация - это «имя» нового народа, родившегося во Франции. Во время Великой Французской революции в ходе переговоров представителей властей (июнь 1789 г.) с делегацией третьего сословия последняя отказалась считать себя «представителями французского народа». Она назвалась «национальным собранием». Нацией тогда считалось объединение единомышленников, которое выступило против старых порядков.

Франция показала пример формирования нации. Французская нация образовалась из разных этносов (бретонцы, провансальцы, баски, северофранцузская народность), которые сблизились друг с другом в процессе становления общего хозяйственного уклада, национального рынка, государства с единым центром и языком.

Говоря об отечественной исследовательской практике в области наций и национальных отношений, следует сказать, что здесь, как правило, рассматриваются все определения нации, начиная с определения французского философа и историка XIX века Э. Ренана (1877 г.) и кончая определением И.В. Сталина (1913 г.). Изменив традиционную систему исследования, остановимся на (условной) классификации определений нации по ее существенным признакам.

Первую группу составляют психологические определения нации, основа которых заложена Э. Ренаном, его знаменитым изречением: «Существование нации есть ежедневный плебисцит» Австрийский социал-демократ О. Бауэр обозначил в качестве отличительного признака нации «общность характера на почве общности судьбы» Во вторую группу входят культурологические определения. Например, по словам одного из австромарксистов К. Реннера (Р. Шпрингера), нация - «союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей». Это «культурный союз». Основу третьей группы - «историко-экономической» - составляет определение известного теоретика марксизма К. Каутского, который в качестве главных признаков нации выделяет язык, территорию и общность экономической жизни.

В 1913 г. И.В. Сталин, опираясь на историко-экономическую теорию нации К. Каутского, дал следующее определение: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культypы». Это материалистическое определение нации и составило основу четвертой группы.

Проблема нации занимает определенное место в марксистских исследованиях, хотя ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс специальным анализом национального вопроса не занимались. В рамках марксистской традиции дальнейшее развитие теория нации получила в работах В.И. Ленина. Марксистско-ленинский подход отличался тем, что национальное подчинялось классовому.

Имеющиеся подходы к проблеме нации обусловлены традицией различения «французской» (гражданской) и «немецкой» (этнической) модели нации, которые сложились в XIX веке. Такое различение сохраняется в современной науке.

Итак, обратившись к изучению проблем этносов и наций, исходили из двух обстоятельств. Первое касается понятийной проблемы. Традиционный понятийный аппарат, сложившийся в отечественной науке в области этносферы, не соответствует текущим реалиям по некоторым параметрам. Неоднозначное толкование и междисциплинарный характер используемых понятий затрудняет исследование этнической проблематики. Второе обстоятельство связано с методологией. Дело в том, что отсутствие теории, адекватно отражающей процессы, происходящие в этой области, затрудняет исследование этнических процессов. Правда, как отмечалось выше, накоплен определенный исследовальский опыт, хотя среди отечественных и зарубежных специалистов, исследующих эту проблему, нет еще единого методологического подхода и выработанной общей концепции. С учетом этих обстоятельств внимание было обращено на теоретико-методологические основы изучения и раскрытие историко-философских аспектов понятий, которые будут использованы в работе, определение авторского видения и исследовательских подходов.