Факторы, влияющие на деятельность компании. Факторы, влияющие на поведение

Введение

Данная курсовая работа посвящена актуальной теме как образование как фактор, влияющий на развитие человека. Так как вся человеческая жизнь проходит в постоянном процессе обучения. Актуальность темы заключается в формировании институтов общества и что от образования зависит перспективы развития социального и экономического прогресса.

Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. И целью образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому. Образование является той частью объективного мира, которую изучает педагогика. Здесь надо отметить, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. А предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)».педагогический образование личность

И это чтоб передалось человеку необходимо системное обучение, которое зависит от многих факторов.

Курсовая работа состоит из четырех глав: Введение, где отмечается актуальность темы и краткое содержание курсовой. Во второй главе говорится о факторах биологических, социальных и педагогических развития

личности, так как рост и развитие человека неразрывно связаны с природой, современным прогрессом и общественной жизнью. Третья глава посвящена этапу развития, о том как с человеком происходит глубокие изменения в сознании при взаимодействии с другой группой людей и что может положительно повлиять на человека, чтоб он чувствовал как личность и как пример для других. И четвертая глава это заключение, где обобщается роль и значение образования. И как человек неразрывно связан с общественной жизнью как личность и как гражданин своего государства.

Биологические факторы

Но чтоб быть образованным нужны человеку усилия при получении знаний. Так как каждый человек индивидуален. И здесь важную роль играет факторы на развитие личности. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов.

«Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды воспитания. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социально наследование, то есть при жизненное влияние окружающей среды и воспитание обеспечивает развитие.. Это закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и отношения формируется психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание».

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности.

Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека - его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.»

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.4

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. «И что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.

«Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. Великий русский ученый И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

Сильный, уравновешенный, подвижный тип сангвинический темперамент;

Сильный, уравновешенный, инертный тип флегматический темперамент;

Слабый тип - меланхолический темперамент.

Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек. Темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего динамику психической жизни человека.»

Социальные факторы

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может»6 Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная. «Cреда географическая- это растительный покров, животный мир, атмосферная температура, источник целебных вод, геомагнитные и геопатогенные зоны. Даже в современное время есть труднодоступные места, где живут люди ограниченные к интеллектуальным источникам.Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.»

Домашняя среда -это семейная атмосфера, их образ жизни. Любовь и дружба с близкими и общение с ними является важнейшим источником разностороннего развития ребенка. Так как « огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.8 Немаловажную роль имеет квартира: магнитные волны, вибрация. Эта микросреда влияет на биологическую природу и социальное развитие личности. Социальная среда - совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, социально- бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Благоприятной социальной средой является та, где доминируют идеи и ценности направленные на развитие творческой и инициативной личности. «Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта.

Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества. Формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям. «Формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.

Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.»

Педагогические факторы

Воспитание и передача знаний планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Воспитание и обучение осуществляются целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Образовательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек - творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя. Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

Педагогический фактор очень большую роль играет в жизни школьника педагог, который должен вложить семя доброжелательности и любви. Именно педагог и его методы обучения дают ту основу к познанию ребенку. Если ребенок с первых дней не почувствовал внимание со стороны учителя ему приходиться с трудом осваивать знание. Педагогический фактор заключается в отношении к своей работе и отношение к ученику. Для того

чтоб школьная программа была более оптимальной разрабатываются средства, методы и формы обучения и воспитания. «В дошкольных учреждениях проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом исследования является наблюдение в естественных условиях. Это видеосъемки, фотографирование, протоколы и дневники. Широко применяется опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование и тестирование. Значительное место отводится эксперименту с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Все эти педагогические исследования строят фундамент для растущего всего поколения и для развития отдельно взятой личности. Умение со стороны учителя заметить талант и развить его - вот главная задача.»10 Педагогический фактор еще заключается в развитии личности в том что « педагог - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец»

Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Новые способы циркуляции информации таковы, что в системе образования возникает необходимость формирования нравственных, интеллектуальных, дидактических принципов и норм ее создания, представления и распространения. Проблема ее качества и надежности в системе образования должна обеспечиваться новыми педагогическими и ценностно-нравственными канонами, которые формируются и будут формироваться в дальнейшем. Ведутся интенсивные поиски адекватных и опережающих путей и методов соответствия системы образования требованиям информационного общества. Многообразие выдвигаемых при этом концепций, программ свидетельствует, во-первых, о сложности и актуальности отражения глобальных информационных процессов в образовательном пространстве, и, во-вторых, о качественных изменениях в осмыслении педагогической действительности. Различные концепции и теории, складывающиеся в рамках педагогики, психологии, лингвистики, кибернетики, информатики могут соединиться и, как показывает опыт, уже соединяются в некоторую своеобразную систему, выступающую как информационная педагогика.

Этапы развития личности

Наука выдвигает несколько фаз развития личности. Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям,которые зависят от особенностей той группы в котором протекает, начиная с детского сада затем начальных классах и в новой компании. Взаимоотношение личности в коллективе дает новое и новое содержание в развитии человека. И это называется фазами развития личности. Первая фаза становление личности. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше,чем освоит действующие другие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные)) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности которыми владеют другие члены. Это достигается при переживании некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Но при этом он может быть примером для других членов как личность.

Вторая фаза порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением человека к максимальной персонализации. Например попав в новую компанию он не будет стараться выделяться, а начнет осваивать их правила и нормы. После адаптационного периода начинает осознавать, что как личность он утрачивает свою индивидуальность.

Третья фаза- это интеграция - определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху. Каждая из этих фаз порождает и шлифует их личность. На протяжении всей своей жизни человек вырабатывает свою структуру личности.

Заключение

Образование как фактор развития личности имеет свое содержание, то есть это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Список литературы

1.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика.Учебно-методическое Пособие.- Балашова: 2005.- с. 26

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс.- М.: Владос,2004.- с.

Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе.-М.: Логос. - с. 67

Сластенин В.А. Общая педагогика.- М.: Владос.- с. 117

Факторы, влияющие на личность. Ответы на госэкзамен по педагогике.- с. 11

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Академик Ю.П. Лисисцин в понятие «образ жизни» включает еще один важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:


  • характер активности людей - интеллектуальная, физическая;

  • сфера активности - трудовая, внетрудовая;

  • виды (формы) активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская.

Следовательно, образа жизни - это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.



Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной сфере обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросфере, быт и устройство своего жилища. Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни, уровнем жизни, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие; социологическая - каково качество Вашей жизни; социально-экономическая - каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая - каков стиль Вашей жизни.


Выделяют две сферы, характеризующие образ жизни - здоровый и нездоровый образ жизни. В здоровом образе жизни (ЗОЖ) выделяют восемь позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия (рис. 1). Каждая из позиции ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенностью. Позиции нездорового образа жизни (НОЖ) связаны с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые отражаются на нервно-психологическом статусе.



Рис. 1. Позиции здорового и нездорового образа жизни


Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование ЗОЖ является главным аспектом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.


Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Все мы живем в обществе. Его влияние на наше здоровье и развитие неоднозначно. Главную роль в формировании здоровья играют социальные факторы. Что такое социальный фактор? Это любая составляющая в окружении человека, которая значительно влияет на его поведение, здоровье, самочувствие. Это доказывается различиями в уровнях здоровья общества в зависимости от социально-экономического развития государства. Как показывает практика, чем уровень экономического развития страны выше, тем лучше показатели здоровья граждан по отдельности и общественного здоровья, и напротив.

Ярким примером сильного влияния социальных условий на здоровье могут служить кризис и падение экономики в России.

Результатом этого стало падение уровня здоровья населения, а демографическую ситуацию можно смело назвать кризисной.

Опираясь на сказанное, мы можем говорить, что влияние социальных факторов на человека имеет прямую зависимость на состояние его здоровья. Это значит, что социальные факторы через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения в целом формируют индивидуальное, общественное и групповое здоровье.

Человек - существо социальное, и не удивительно, что ведущее значение имеют факторы социального влияния, оказывающие регулярное воздействие на развитие и здоровье человека.

Социальные факторы зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, традиций, производственных отношений между коллегами на работе, социальных внутрисемейных установок. Большинство из этих факторов входит в общее понятие "образ жизни". Его влияние на развитие и здоровье человека составляет свыше 50% среди всех факторов.

Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Социальные факторы напрямую связаны с жизнедеятельностью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В это понятие входят реальные отношения людей друг к другу, к природе, то есть классовые, семейные, трудовые, национальные, производственные, бытовые, их материальные аспекты.

Отразим, каково и в чем состоит влияние социальных факторов на здоровье и развитие человека.

Социально-медицинские. Развитие медицины и законы страны обеспечивают регулярные медицинские осмотры состояния здоровья трудоспособного гражданина. Соответственно, выделяются факторы способствующие укреплению здоровья с точки зрения медицины и разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний.

Правовые. Регулярно разрабатывается и пересматривается законодательная база направленная на обеспечение гражданина правами на здоровье.

Социально-экономические. Государство следит за соблюдением охраны труда на всех предприятиях. Таким образом, формируются виды участия и ответственности всех составных социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья граждан.

Социально-биологические. Законодательство страны предусматривает выход граждан на пенсию раньше по инвалидности, в зависимости от работы в сложных условиях, в зависимости от пола… Так что такие факторы рассматривают состояние здоровья человека в его зависимости от возраста, наследственности, пола.

Экологические. Со стороны государства ведется контроль за загрязнением среды. Факторы контролируют соответствующее для ЗОЖ состояние окружающей среды и грамотное использование природных ресурсов.

Социокультурные. Зависимость хороших результатов работы от отдыха никто не будет оспаривать. Потому данные факторы связаны с организацией досуга граждан, формированием стремления к ЗОЖ.

Личностные. Здоровье каждого трудоспособного гражданина уменьшает число больничных и простоев производств. Потому выделяют и факторы, которые ориентируют каждого человека на формирование, укрепление и сохранение своего здоровья.

Группы социальных факторов, влияющих на здоровье и развитие групп людей

Социально-медицинские. Это качество медицинских услуг, их доступность всем слоям населения

Правовые. Это состояние правовой базы в среде охраны здоровья.

Социально-экономические. Сюда входит квалификация, условия труда, размер дохода (если таковой имеется), уровень образованности и организация досуга, формирование прослойки среднего класса.

Социально-биологические. К ним относятся возраст, пол, наследственность.

Экологические. Это состояние почвы, воды, воздуха; особенности климатической зоны.

Социокультурные. Сюда можно отнести гигиеническое обучение и воспитание, уровень образования.

Личностные. К ним относятся уровень общей культуры населения и ответственность за личное здоровье.

Теперь рассмотрим эти группы более подробно с точки зрения вреда или пользы для человека.

1. Социально-медицинские .

Безусловно, здоровье населения находится в прямой параллели от качества оказываемых медицинских услуг. Ни для кого не секрет, что платная медицина более приближена к заботе о конкретном человеке и народу в целом. Это видно сразу. Не нужно часами сидеть в очереди к врачу, терпеть подчас хамское к себе отношение. Уровень лабораторного обследования, возможность сложных анализов напрямую зависит от возможности приобретения дорогих реактивов… Соответственно, точнее результат обследования, выше результат лечения. Однако и дороже… Ведь в поликлинику чаще всего обращаются пенсионеры, им физически тяжело.

Для разрешения этой ситуации нужно стремиться сделать медицинские услуги доступнее всем слоям населения.

2. Правовые .

Человек должен быть уверен, что в случае неоказания ему квалифицированной медицинской помощи или оказания ее в недостаточном объеме, ему есть куда обратиться с жалобой. Он должен знать, что на его обращение отреагируют и помощь от врачей от получит.

Это придает уверенность в следующем дне и стабильность. Несомненно, это несет пользу людям.

3. Социально-экономические .

От условий труда зависит самочувствие и настроение работника. Так, в темном, холодном подвальном помещении с минимальными бытовыми условиями людям будет нанесен вред. Напротив, в светлой, теплой, пусть даже небольшой комнате работники будут чувствовать себя лучше и производительность труда, соответственно, увеличится.

От размера дохода зависит организация отдыха. Маленькая зарплата - несбалансированное питание, некачественная одежда, отсутствие возможности выехать к морю. Следовательно, здоровью человека причиняется ущерб. И наоборот.

Больше зарплата – меньше курящих, больше времени уделяется работе. Забота о своем здоровье прямо пропорциональна размеру оплаты труда. Нет перекуров – нет отлыниваний от работы достигающих 2-4 часов в день!

4. Экологические .

Состояние почвы, воды и воздуха сильно влияют на самочувствие людей.

Тем, у кого слабенькое здоровье, нужно подумать о переезде в сельскую местность. Там чище, чем в мегаполисе воздух, незагрязненная почва и вода, которую не нужно фильтровать.

5. Социокультурные .

Уровень образования также оказывает влияние на развитие человека. Так, с высшим образованием больше шансов найти престижную, высокооплачиваемую работу, а следовательно, обеспечить себе высокий уровень жизни. Также повышаются шансы на быстрое переучивание и обучение по ходу работы.

6. Личностные .

Ответственность за личное здоровье оказывает мощное влияние на самочувствие человека. За своим здоровьем надо начинать смотреть как можно раньше, поскольку многие заболевания протекают бессимптомно, и нужна диагностика. Люди это осознают. Работаешь – получаешь зарплату, не подводишь другие цепи производства. Берешь больничный – подводишь. Выпиваешь – тоже подводишь, так как качество в большинстве случаев страдает. А это убытки. Для человека со временем – потеря работы со всеми вытекающими последствиями. Понимание этого мотивирует осознавать, что каждый виновен в неудаче производства, ухудшении своего здоровья.

7. Социально-биологические .

Возраст, пол и наследственность оказывают влияние на отдельного индивидуума, малую группу людей, но не оказывают существенного влияния на развитие и здоровье всего общества.

Таким образом, мы убедились в том, что влияния социальных факторов на развитие и здоровье общества и человека, в частности, есть. И в наших силах ослабить или усилить это действие.

Основные понятия при ответе на этот вопрос: внешняя среда организации, среда прямого и косвенного действия, характеристики среды.

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее окружение организации все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия.

Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

  • конечные потребители, или население;
  • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
  • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
  • государство, как хозяйствующий субъект.

Важной составляющей внешней среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Таким образом, у любой организации существуют два вида конкурентов:

  • прямые конкуренты - производители аналогичных товаров (например, Coca-Cola и Pepsi-Cola);
  • косвенные конкуренты - производители заменителей (например, Coca-Cola и пиво Балтика).

Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.

Некоторые общественные организации также оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Так, например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей, который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителей на покупку качественных товаров и на получение достоверной информации.

Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности. Количество и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, резко возросли. Претерпевают изменения различные формы отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование. Состояние законодательства характеризуется сложностью и подвижностью, а зачастую даже неопределенностью. Неопределенность сегодняшнего влияния государственных органов на бизнес проистекает из того, что требования одних организаций вступают в противоречие с другими, и в то же время за многими организациями стоят правительственные органы, которые принудительно обеспечивают выполнение таких требований.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.

Экономические факторы

Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.

Политические факторы

Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.

Социокультурные факторы

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

Научно-технический прогресс

Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.

Международные факторы

Если ранее считалось, что международная среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все предприятия. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственные возможности других стран.

В целом всю внешнюю среду можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Существует взаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одного фактора будет действовать на другие.
  2. Среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность.
  3. Среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.
  4. Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений.

Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды - от экологических до социальных. Помимо индивидуальных биологических особенностей все они непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и, в конечном итоге на продолжительность жизни. Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика (биология) человека, внешняя среда и здравоохранение. (Табл. 3).

Таблица 3. Группировка факторов риска по их доли влияния на здоровье.
Факторы, влияющие на здоровье Примерная доля фактора, % Группы факторов риска

Образ жизни

49-53 Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации.
Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным болезням.
Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20 Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения.
Здравоохранение 8-10 Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.
Приведенные в таблице данные показывают, что наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни. От него зависит почти половина всех случаев заболеваний. Второе место по влиянию на здоровье занимает состояние среды жизнедеятельности человека (не менее одной трети заболеваний определяется неблагоприятными воздействиями окружающей среды). Наследственность обусловливает около 20% болезней.

В настоящее время, когда медицина победила многие эпидемические инфекционные заболевания, а оспа практически ликвидирована на всем земном шаре, роль здравоохранения в предотвращении заболеваний современного человека несколько снизилась.

Профилактика же заболеваний зависит от многих причин, далеких от медицины, начиная с социально-экономической политики государства и кончая собственным поведением человека.

На здоровье и продолжительность жизни оказывают влияние индивидуальные приспособительные реакции каждого члена общества с его социальными и биологическими функциями в определенных условиях конкретного региона. Понятие «здоровье человека» нельзя количественно измерить. Каждому возрасту свойственны свои "болезни.

Здоровый организм постоянно обеспечивает оптимальное функционирование всех своих систем в ответ на любые изменения окружающей среды, например, перепады температуры, атмосферного давления, изменение содержания кислорода в воздухе, влажности и т.д. Сохранение оптимальной жизнедеятельности человека при взаимодействии с окружающей средой определяется тем, что для его организма существует определенный физиологический предел выносливости по отношению к любому фактору среды и за границей предела этот фактор неизбежно будет оказывать угнетающее влияние на здоровье человека. Например, как показали испытания, в городских условиях на здоровье человека влияют пять основных групп факторов: жилая среда, производственные факторы, социальные, биологические и индивидуальный образ жизни (Табл. 4).

Влияние различных факторов среды на здоровье населения
Факторы Учтенные показатели Степень влияния, %
Жилая среда Жилая площадь 4,5
Расстояние до лесопарка 1,0
Химическое загрязнение воздуха 6,0
Шум 4,0
Длительность поездок в транспорте 1,0
Суммарное влияние жилой среды 16,5
Производст-венные Контакт с химическими вредностями 5,5
Шум 5,0
Профессиональный стаж 6,0
Сменность и характер труда 2,0
Суммарное влияние производственных факторов 18,5
Социальные Образование 4,0
Семейное положение 0,5
Среднедушевой доход 0,2
Суммарное влияние социальных факторов 4,7
Образ жизни Курение 9,0
Длительность сна 1,0
Длительность домашней работы 1,0
Занятия физкультурой и спортом 3,5
Активный отдых на воздухе 9,0
Проведение отпуска за городом 2,0
Суммарное влияние образа жизни 25,5
Биологические Возраст 10,0
Пол 1,0
Суммарное влияние биологических факторов 11,0

Несомненный, как научный, так и практический интерес представляют опубликованные в США оценочные расчеты сокращения продолжительности жизни в зависимости от различных факторов окружающей среды и образа жизни (Табл. 5).

Таблица 5. Оценочные расчеты сокращения продолжительности жизни вследствие различных причин
Причины Сокращение продолжи-тельности жизни, сутки Причины Сокращение продолжи-тельности жизни, сутки

Холостяцкая жизнь мужчин

3500

Несчастные случае на работе

Курение сигарет (мужчины)

2250

Употребление снотворного

Болезни сердца

2100

Работа с источниками радиации

Незамужняя жизнь женщин

1600

Падения

Превышение массы на 30%

1300

Несчастные случаи с пешеходами

Работа в угольных шахтах

1100

Несчастные случаи на «самой безопасной» работе

Злокачественные опухоли

Пожары

Превышение массы на 20%

Производство энергии

Низкий образовательный уровень (ниже 8 классов)

Потребление наркотиков (в среднем)

Курение сигарет (женщина)

Отравление ядами

Низкий социально-экономический уровень

Удушение

Паралич

Несчастные случаи с огнестрельным оружием

Проживание в «неудачном» районе страны

Естественная радиация

Служба в армии во Вьетнаме

Медицинская рентгеновская диагностика

Курение сигар

Отравляющие газы

Опасная работа

Потребление кофе

Курение трубки

Несчастные случаи на велосипедах

Потребление с пищей более 100 кал в день

Природные катастрофы

Автомобильные аварии

Потребление жидкости

Пневмония/грипп

Аварии на АЭС (по данным Антиядерного общества обеспокоенных ученых)

Потребление алкоголя (в среднем)

Авария на АЭС (по данным Ядерной регулирующей комиссии США)

Несчастные случаи дома

Радиационное воздействие ядерной энергетики

При оценке здоровья населения учитывается и такой немаловажный фактор региональной особенности, который складывается из целого ряда элементов: климата, рельефа, степени антропогенных нагрузок, развития социально-экономических условий, плотности населения, промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий и т.п. Вызывает большую озабоченность тот факт, что в настоящее время Российская Федерация по уровню смертности и средней продолжительности жизни устойчиво занимает из последних мест среди индустриально развитых стран. Рассмотрим, как складывалось положение в России за последние 70-80 лет.

Накануне первой мировой войны в 1913 г. в расчете на 1000 жителей России родилось 45,5 и умерло 29,1 человека. Таким образом, естественный прирост составил 16,4 человека. В 1960 г., когда на большей территории страны демографическая революция была в основном завершена, число родившихся за год составило 24,9 тыс., а умерших - 7,1 тыс., человек, естественный прирост - 17%. Одной из главных причин происшедших изменений было стремительное снижение смертности населения. Еще на рубеже XX века продолжительность жизни составляла только 32 года. В 1970-1980 г.г. она увеличилась более чем в 2 раза и достигла более 73 лет.

Снижению смертности в значительной мере способствовали усилия медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями, в частности с «детскими» инфекциями: корью, дифтерией, коклюшем, полиомиелитом и др.
Однако, в последние годы, с начала перехода на так называемую «рыночную экономику», демографическая ситуация в стране стала критической. Смертность стала превышать рождаемость в 1,7 раза, а во многих территориях России - в 2-3 раза. В 2000 году смертность в России почти в два раза превысила рождаемость. За последние 10 лет родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущее десятилетие.
Уровень младенческой смертности в России на 22.5 раза выше, чем в Японии. Смертность детей в возрасте от 1 до 4 лет выше, чем в развитых странах, в 4-5 раз.

Сейчас население России сокращается на 0,7-0,8 млн. человек в год. Детей в возрасте до 6 лет насчитывается всего около 5 миллионов. При этом больше половины из них имеют те или иные заболевания.

По оценке экспертов, к 2040 году Россию ожидает не только сокращение населения в целом, но и населения в трудоспособном возрасте почти на четверть