Фашистский «новый порядок» на оккупированных территориях.

Цели и задачи урока:

  • Охарактеризовать особенности оккупационного режима и движения сопротивления на оккупированных территориях, его политическую ориентацию и формы борьбы.
  • Пояснить причины перехода военной инициативы в советским войскам в 1943 году.
  • Работать с новыми историческими понятиями: “Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”.
  • Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
  • Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, атласами, историческими первоисточниками, учебником.
  • Воспитывать в учениках толерантность, уважение к людям разных национальностей, увлечение историей, умение находить в событиях из прошлого связь с историей своей семьи.

Оборудование урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации (смотри Приложение 1 ).
  • Карта “Вторая Мировая война”.
  • Учебник по всемирной истории для 11 класса.
  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Раздаточный материал для учащихся (смотри Приложение 2 ).
  • Задания для групповой работы (по двум вопросам).
  • Тестовые задания для итогового контроля знаний учащихся.

Основные термины и понятия:

  • “Новый порядок”,
  • “Движение Сопротивления”,
  • “Коллаборационизм”,
  • “Холокост”.

Тип урока: Комбинированный урок усвоения новых знаний с элементами критического мышления учащихся в процессе групповой работы с историческими источниками.

Структура урока:

1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.

2. Проверка предыдущего домашнего задания (на основе беседы по вопросам).

3. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся (вступительное слово учителя).

4. Изучение нового материала по следующему плану:

План изучения нового материала:

  1. Работа над историческими понятиями (“Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”).
  2. “Новый порядок”.
  3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.
  4. Движение сопротивления.
  5. Холокост.

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующей взаимопроверкой в парах и анализом путем беседы по вопросам).

6. Объяснение нового домашнего задания.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

Эпиграф урока:

“Но повсюду клубится за нами,
Поколеньям другим не видна,
Как мираж, как проклятье, как знамя,
Мировая Вторая война”
Юлия Друнина

II. Проверка предыдущего домашнего задания.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Какие страны оккупировали Германия, Италия и Япония на протяжении 1939 – 1942 гг.?
  2. Какие цели ставили перед собой агрессоры, захватившие территории других стран?

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

Совершая агрессию в Европе, Азии и Африке, страны фашистского блока проводили жестокую оккупационную политику, которая включала в себя нещадную эксплуатацию и ограбление подневольных народов, ужасные разрушения, террор и массовое истребление населения. Претенденты на мировое господство, взяв за основу расовую теорию, провозглашали “Новый порядок”, суть которого сводилась к ликвидации всех прав человека и демократических свобод, к грубому насилию и бесправию, геноциду “неполноценных народов” – славян, евреев, ромов (цыган).

IV. Изучение нового материала.

1. Работа над историческими понятиями (учащиеся работают в тетрадях).

“Новый порядок” – террористический режим фашистов на оккупированных территориях.

“Движение Сопротивления” – антифашистское движение в оккупированных странах.

“Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и физическое уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

2. “Новый порядок”.

Рассказ учителя:

Нацистский “новый порядок” в Европе представлял собой:

  • Безграничное оккупационное управление на захваченных территориях.
  • Воцарение марионеточных правительств (правительство Виши во Франции и Квислинга в Норвегии).
  • Создание профашистских правительств (Чехословакия – правительство Венеша, Хорватия – правительство Усташи).
  • Проведение политики “союзнических” отношений с фашистскими режимами.
  • Ликвидация реальной независимости страны.
  • Политика геноцида.
  • Устранение всех демократических свобод и завоеваний.
  • Экономическая эксплуатация населения и природных богатств страны.
  • Использование экономического потенциала страны в личных целях.

3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.

Рассказ учителя:

План “Ост” был подан Гитлеру 25 мая 1940 года. Он сразу же утвердил его как директиву. Этим планом предусматривалось колонизация Советского Союза и стран Западной Европы, уничтожение миллионов людей, превращение в рабов рейха русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов и другие народы Западной Европы, которые останутся в живых.

Планировалось выселить за 30 лет 65% населения Западной Украины, 75%населения Белоруссии, 80-85% поляков с территории Польши, значительную часть населения Литвы, Латвии и Эстонии – всего 31 миллион человек. Позднее немецкое правительство увеличило число лиц, которые подлежали выселению из Западной Европы до 46-51 миллиона человек. Намечалось на свободные земли переселить 10 миллионов немцев, а местных жителей, которые остались (по подсчетам гитлеровцев – около 14 миллионов человек), постепенно “онемечить”. Документы нацистского рейха свидетельствуют, что СССР подлежал расчленению и ликвидации. На его территории предполагалось создать четыре рейхс-комиссариата – немецкие колониальные провинции “Остланд”, “Москва”, “Украина”, “Кавказ”, управление которыми должно осуществляться специальным “восточным министерством” под руководством А. Розенберга.

Смысл “нового порядка”, как нацисты называли установленный ими режим, сводился к ликвидации независимости и суверенитета всех демократических и социальных завоеваний, безграничной экономической эксплуатации и своеволию оккупантов.

Экономики всех захваченных стран были поставлены на службу захватчикам. Промышленность работала по заказу оккупантов. Сельское хозяйство снабжало их продовольствием, рабочая сила использовалась на строительстве военных объектов.

Миллионы жителей Европы были насильственно угнаны на работы в Германию. Ближе к концу войны нехватка рабочей силы стала настолько острой, что нацисты стали использовать даже труд детей. Для удерживания покорности населения широко использовалась система доносительства и массовых экзекуций. Символом этой политики стало полное уничтожение жителей сел Орадур во Франции, Лидице в Чехословакии, Катынь в Белоруссии, в Российской Федерации гитлеровцы уничтожили более 10 миллионом мужчин, женщин и детей. Нацистский режим демонстрировал всему миру свою античеловеческую сущность.

История никогда не простит фашизму эти нечеловеческие злодеяния, которые именовались “Новым порядком”

Назовите составные части “Нового порядка”.

Работа с документом №1:

Из Комюнике Французского Национального комитета про зверства гитлеровцев от 23 июня 1942 года.

“3 октября 1941 года Германия начала использовать во Франции свои обычные методы насилия. Сейчас нет возможности установить, сколько французов стали жертвами этих методов… Среди методов насилия, которые используют немцы, можно выделить:

1. Массовые казни заложников. После первой казни заложников в Нанти в октябре 1941 года по всей оккупированной территории Франции ширится практика казни от пятидесяти до ста французов-заложников за каждого убитого немца.

2. Насильственное сопровождение французскими гражданскими лицами немецких военных эшелонов. После случая, который произошел возле Каена с одним из немецких эшелонов, груженным оружием, было решено, что с этого дня французов будут насильно размещать в каждом немецком поезде. Так погибло тридцать французов, когда один из эшелонов сошел с рельсов возле города Вира.

3. Массовые выселения… Тысячи людей, которые находились в концентрационных лагерях парижского района, прежде всего евреи, были отправлены группами по пятьсот человек на территорию Польши и оккупированной России.

4. Репрессии относительно семей так называемых “саботажников”.

Вопрос к документу:

Какие методы насилия использовали гитлеровцы относительно гражданского населения Франции?

4. Движение Сопротивления.

Рассказ учителя:

Движение Сопротивления – это борьба демократических сил в оккупированных странах против захватчиков, которую можно разделить на два основных направления – национальное и коммунистическое. В то время как в странах Западной Европы оба эти направления соприкасались, в Центральной и Юго-Восточной Европе представители этих течений не только боролись с фашистами, но и воевали между собой.

Формы этого движения были разнообразными. В одних случаях это были собрания и передача союзникам ценной информации, в других – саботаж, срыв военных поставок, нарушение ритма военного производства, диверсии. В эти же годы появляются первые партизанские отряды в Польше, Югославии, Албании, Греции. Одним из первых актов европейского движения сопротивления стало восстание в варшавском гетто в 1943 году. Почти месяц плохо вооруженные жители гетто, обреченные на уничтожение, сражались с немецкими войсками.

На территории, оккупированной Японией, положение было почти таким же. Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Бирма, Индонезия и Филиппины до войны не имели независимости. Японская оккупация означала лишь смену метрополии. Более того, какое-то время народы этих стран надеялись, что из рук Японии они получат независимость; в качестве оправдания своих завоеваний она выдвинула лозунг “Азия для азиатов”. Так что иллюзия быстро развеялась. Японский оккупационный режим оказался наиболее жестоким, чем колониальный. Антияпонское сопротивление возникло в Бирме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

Аналогично сложилась ситуация и в оккупированной Советской Украине, когда лидеры Украинского Национального движения ожидали с приходом нацистов получить из их рук независимость, создать свое государство. 30 июня 1941 года в оккупированном немцами Львове был провозглашен “Акт о независимости Украины” и создано украинское правительство во главе с Я. Стыцко.

На этот шаг оккупанты отреагировали быстро и жестко – арестовав всех членов этого правительства и отправив их в концентрационные лагеря, где они пробыли до конца войны.

Работа с таблицей:

“Национально-освободительное движение в странах Европы”.

Страна Течения движения сопротивления
Национальное Коммунистическое
Франция Организация “Свободная Франция” во главе с генералом Шарлем де Голлем.

Создание в стране разветвленной агентурно-диверсионной сети.

Ноябрь 1942 г. – договор Шарля де Голля с компартией о совместных действиях.

Май 1943 г. – создание национально-освободительного фронта.

Июнь 1943 г. – создание Французского Комитета Национального освобождения (ФКНО), который провозгласил себя правительством.

Коммунистическая партия Франции (КПФ).

Создание партизанских отрядов (маки).

Сентябрь 1943 г. – создания Партизанского комитета освобождения.

Особенность французского движения сопротивления: совместная работа всех течений
Югославия Организация четников генерала Д. Михайловича. (чета – отряд) Народно-освободительная армия под командованием И. Броз Тито
Особенность югославского движения сопротивления: противоборство между течениями внутри движения.
Польша Эмигрантское правительство в Лондоне и подчиненная ему Армия Крайова под командованием генерала Бур-Комаровского. Польская рабочая партия и созданная ею Армия Людова
Особенности польского движения сопротивления: значительный авторитет среди населения Армии Крайовой, руководимой из Лондона эмигрантским правительством, и Армии Людовой, созданной польской рабочей партией. Существование существенных разногласий между двумя направлениями движения сопротивления.

Чем национально-освободительное движение в Польше отличалось от подобных движений в Югославии и Франции?

Рассказ учителя:

Наибольшего размаха партизанское движение достигло на территории Украины, Белоруссии, в западных районах России.

“Национально-освободительное движение на территории бывшего СССР”.

Условия Партизанские отряды Подпольные организации Формы борьбы
Начало 30-х гг. – создание в западных районах СССР тайных партизанских баз на случай войны.
  • 1937 – 1939 гг. – полная ликвидация секретных баз.
  • Подозрительное отношение Л.Берия к народному партизанскому движению.
  • Стихийные, народные, околовластные (просоветские).
  • Чекистские, созданные из работников органов контрразведки.
  • Национальные (Украинская повстанческая армия) – антисоветские
Просоюзнические; на Украине еще и антисоветские – ОУН(Б) – с 1942 г.
  • Диверсии на коммуникациях
  • Разгром вражеских штабов, комендатур и прочее.
  • Разрушение линий связи, дорог, мостов.
  • “рельсовая война”.
  • Убийства калаборационистов

Коллаборационисты – представители местного населения, которые сотрудничали с оккупационными властями.

Патриотическое и антифашистское Движение Сопротивления играли очень важную роль в победе над фашизмом. И, несмотря на то что его участники выбирали различные формы и способы борьбы против врага, их деятельность существенно ослабляла врага и приближала Победу.

Работа в группах № 1: (класс делится на 4 группы).

Задание для группы № 1.

“Национально-освободительное движение во Франции”.

Задание для группы № 2.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Италии”.

Задание для группы № 3.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Югославии”.

Задание для группы № 4.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Польше”.

После обсуждения материала таблиц, заполненных учениками, проводится первичная проверка их знаний по изучаемой теме по следующим вопросам:

  1. В чем состоял план “Ост”?
  2. Обозначьте особенности “Нового порядка” в оккупированных странах Европы.
  3. Чем объясняется участие в Движении Сопротивления представителей гражданского населения независимо от их политических и религиозных убеждений?

5. Холокост.

Рассказ учителя:

Слово “холокост” обозначает катастрофу или уничтожение еврейского народа в годы Второй Мировой войны. Напомню, что “Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

“Новый порядок” предполагал осуществление особой расовой политики, жертвами которой стали евреи, ромы (цыгане), а, со временем, и славянское население Восточной Европы.

В 1942 году правительство Германии принимает решение о начале физического уничтожения всех евреев в Европе. 25 января 1942 года в городе Ванзее под Берлином состоялось совещание “об окончательном решении еврейского вопроса”. Гейдрих рассказал на этом совещании про точное количество евреев, которые подлежат уничтожению в Европе, назвав 33 страны.

В Польше были созданы сеть “фабрик смерти” – концентрационных лагерей, наибольшими из которых были Освенцим (на территории этого польского города было расположено два “лагеря смерти” – Аушвиц и Беркенау) – с мая 1940 г. до января 1945 г. в нем было уничтожено более 4 миллионов людей, Майданек – здесь погибло более полутора миллионов заключенных, Треблинка, Собибур, Хелмо, Белжец. На территории Германии возникли лагеря Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и Равенсбрюк. Так же на территории Австрии появился лагерь Маутхаузен.

Всего в концентрационных лагерях оказалось около 18 миллионов человек, более 12 миллионов из которых были уничтожены. Среди погибших евреи составляли 6 миллионов человек. Только в “Бабьем яру” в Киеве нацисты уничтожили за 2 дня 195 тысяч человек, 150 тысяч из которых были евреями. Кровавые погромы проводили специально созданные зондер-команды.

Работа с документом № 2: (проводится в группах, класс делится на 5 групп).

Задание для группы № 1.

Вопрос к группе:

Задание для группы № 2.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Что вы думаете о социальном статусе семьи автора этих строк?

Задание для группы № 3.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Как вы бы чувствовали себя, оказавшись в такой ситуации?

Задание для группы № 4.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

В какой стране и в какие годы, на ваш взгляд, происходили описанные события?

Задание для группы № 5.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Какие мысли возникли у вас после прочтения дневниковой записи?

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующим анализом при беседе по вопросам).

1. Расположите в хронологической последовательности:

А) Курская битва.
Б) Создание штаба партизанского движения.
В) Сталинградская битва.
Г) Создание антигитлеровской коалиции.
Д) Утвержден план “Ост”.
Е) Трагедия в Бабьем Яру.

А
Б
В
Г
Д
Е

2. Соотнесите понятия:

1
2
3
4

3. Как назывался план наступления на Москву войсками нацистской Германии?

А) Буран.
Б) Тайфун.
В) Прорыв.

4. Сколько дней длилась героическая оборона Одессы?

А) 70 дней.
Б) 71 день.
В) 73 дня.

5. Какой город в СССР первым был удостоен звания “Город-герой”?

А) Севастополь.
Б) Москва.
В) Одесса.
Г) Ленинград.
Д) Сталинград.

Проверка теста осуществляется путем взаимопроверки в парах с помощью учителя.

После проверки теста проводится заключительная беседа с учащимися по следующим вопросам:

  1. Что такое Движение Сопротивления? Какой характер оно имело?
  2. Какие слои населения и почему принимали участие в Движении Сопротивления?
  3. Назовите страны, в которых Движение Сопротивления приняло массовый характер?
  4. Как в начале XXI века чтят жертв холокоста?

VI. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
  • Подготовьте сообщения о соотношении сил на советско-германском фронте к осени 1942 года.
  • Ответьте на вопрос: Что вам говорит название волжского города – Сталинград?

При желании каждый учащихся может сопроводить свое сообщение компьютерной презентацией.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

"НОВЫЙ ПОРЯДОК"

Цельного, последовательно изложенного описания "нового порядка" никогда не существовало, однако из захваченных документов и реальных событий явствует, каким представлял его себе Гитлер.
Это - управляемая нацистами Европа, ресурсы которой поставлены на
службу Германии и народы которой порабощены германской расой господ, а
"нежелательные элементы", прежде всего евреи, а также большая часть славян
на Востоке, особенно их интеллигенция, истреблены.
Евреи и славянские народы представлялись Гитлеру
"унтерменшен"человекообразными. Фюрер считал, что они не имеют права на
существование, за исключением, пожалуй, некоторых славян, которые могли
понадобиться на фермах, полях и в шахтах в качестве рабочего скота.
Предполагалось стереть с лица земли {Так, 18 сентября 1941 года Гитлер отдал
приказ "стереть с лица земли" Ленинград. После окружения "сровнять город с
землей" путем бомбардировок и артобстрелов, а население (три миллиона
человек) уничтожить вместе с городом. - Прим. авт.} не только крупнейшие
города на Востоке - Москву, Ленинград, Варшаву, но и уничтожить культуру
русских, поляков и других славянских народов, полностью закрыть им доступ к
образованию. Оборудование процветающих отраслей промышленности подлежало
демонтажу и вывозу в Германию. Население должно было заниматься
исключительно сельскохозяйственными работами, чтобы производить
продовольствие для немцев, а себе оставлять столько, сколько необходимо,
чтобы не умереть с голоду. Саму же Европу нацистские главари намеревались
"избавить от евреев".

"Меня ни в малейшей степени не интересует, что произойдет с русскими
или чехами, - заявил Генрих Гиммлер 4 октября 1943 года в секретном
обращении к офицерам СС в Познани. К этому времени Гиммлер, будучи щефом СС
и всего полицейского аппарата третьего рейха, уступал по своему положению
только Гитлеру, сохранив право распоряжаться не только жизнью и смертью
более чем 80 миллионов немцев, но и жизнью и смертью еще большего числа
жителей порабощенных стран.
"Все, что другие нации смогут предложить нам в качестве чистой крови,
наподобие нашей, - продолжал Гиммлер, - мы примем. При необходимости сделаем
это путем похищения их детей и воспитания в нашей среде. Процветают ли нации
или погибают голодной смертью, подобно скоту, интересует меня лишь
постольку, поскольку мы используем их в качестве рабов для нашей культуры. В
противном случае они не представляют для меня интереса. Погибнут от
истощения 10 тысяч русских женщин при рытье противотанковых рвов или нет,
интересует меня лишь в том смысле, отроют они эти рвы для Германии или
нет..."
Нацистские вожди изложили свои идеалы и планы порабощения народов на
Востоке задолго до речи Гиммлера, произнесенной в Познани в 1943 году, к
которой мы вернемся позднее, поскольку в ней изложены другие аспекты "нового
порядка".
К 15 октября 1940 года Гитлер уже решил судьбу чехов - первого
завоеванного им народа. Половину чехов предполагалось ассимилировать
преимущественно путем переселения в Германию в качестве подневольной рабочей
силы. Другая половина, особенно, "интеллектуалы", подлежала "ликвидации",
как говорилось в секретном докладе.
За две недели до этого, 2 октября, фюрер разъяснил свои замыслы
относительно поляков - второго народа из числа обреченных на порабощение.
Его верный секретарь Мартин Борман составил обширную памятную записку о
планах нацистов, которые Гитлер изложил Гансу Франку, генерал-губернатору
порабощенной Польши и другим лицам из своего окружения.
"Поляки, - подчеркивал фюрер, - от рождения предназначены для черной
работы... Не может быть и речи об их национальном развитии. В Польше
необходимо поддерживать низкий уровень жизни, не допуская его повышения...
Поляки ленивы, поэтому, чтобы заставить их работать, следует прибегать к
принуждению... Генерал-губернаторство (польское) следует использовать лишь
как источник неквалифицированной рабочей силы... Ежегодно необходимое
количество рабочей силы для рейха должно доставляться отсюда".
Что касается польских священников, фюрер предрекал:
"...Они будут проповедовать то, что хотим мы. Если кто-либо из
священников начнет поступать по-иному, мы быстро расправимся с ним. Долг
священника обеспечить, чтобы поляки проявляли спокойствие, глупость и
тупость".
Было еще два класса поляков, судьбу которых предстояло решить, и
нацистский диктатор не преминул о них упомянуть.
"Безусловно, следует помнить, что польское дворянство должно исчезнуть,
как бы жестоко это ни звучало, его необходимо уничтожить повсеместно...
И для поляков и для немцев существует лишь один господин. Двух господ,
стоящих бок о бок, не может и не должно быть. Посему все представители
польской интеллигенции подлежат уничтожению. Это звучит жестоко, но таков
закон жизни".
Одержимость немцев идеей, что лишь они являются господствующей расой, а
славянские народы их рабами, была особенно губительна для России. Эрих Кох,
рейхскомиссар Украины, выразил эту мысль в своей речи, произнесенной 5 марта
1943 года в Киеве: "Мы - раса господ и должны управлять жестко, но
справедливо... Я выжму из этой страны все до последней капли... Я пришел
сюда не ради благотворительности... Местное население должно работать,
работать и еще раз работать... Мы пришли сюда отнюдь не для того, чтобы
осыпать их манной небесной. Мы пришли сюда, чтобы заложить основы победы.
Мы - раса господ и должны помнить, что последний немецкий труженик в
расовом и биологическом отношении представляет в тысячу раз большую
ценность, чем местное население".
Примерно за год до этого, 23 июля 1942 года, когда немецкие армии в
России подходили к Волге и нефтяным месторождениям Кавказа, Мартин Борман,
секретарь гитлеровской партии и правая рука фюрера, направил пространное
письмо Розенбергу, изложив в нем взгляды фюрера по этому вопросу. Содержание
письма было кратко суммировано чиновником из министерства Розенберга:
"Славяне призваны работать на нас. Когда же мы перестанем в них
нуждаться, они могут преспокойно умирать. Поэтому обязательные прививки,
немецкая система здравоохранения для них излишни. Размножение славян
нежелательно. Они могут пользоваться противозачаточными средствами или
делать аборты. Чем больше, тем лучше. Образование опасно. Вполне достаточно,
если они смогут считать до 100... Каждый образованный человек - это будущий
враг. Мы можем оставить им религию как средство отвлечения. Что касается
пищи, то они не должны получать ничего сверх того, что абсолютно необходимо
для поддержания жизни. Мы господа. Мы превыше всего".

Когда немецкие войска вступили в Россию, в ряде мест население,
испытавшее на себе террор сталинской тирании, приветствовало их как
освободителей. Имело место поначалу и массовое дезертирство советских
солдат, особенно в Прибалтике и на Украине. Кое-кто в Берлине считал, что
если бы Гитлер вел свою игру похитрее, проявляя внимание к нуждам населения
и обещая помощь в освобождении от большевистского правления (предоставляя
религиозные и экономические свободы и создавая кооперативы вместо колхозов),
а в будущем самоуправление, то русских можно было бы привлечь на свою
сторону. И они не только стали бы сотрудничать с немцами в оккупированных
районах, но и могли бы подняться на борьбу против сталинского жестокого
правления на неоккупированных территориях. При этом утверждалось, что, если
бы все это было сделано, большевистский режим рухнул бы сам по себе, а
Красная Армия распалась бы, подобно царским армиям в 1917 году. Но
жестокость нацистской оккупации и откровенно провозглашаемые цели германских
завоевателей - ограбление русских земель, порабощение населения и
колонизация Востока немцами - быстро исключили возможность такого развития
событий.
Никто не описал эту катастрофическую политику и, как ее следствие,
утраченные возможности лучше, чем д-р Отто Бройтигам, профессиональный
дипломат и заместитель начальника политического департамента вновь
созданного Розенбергом министерства оккупированных восточных территорий. В
пронизанном горечью конфиденциальном докладе своему начальству от 25 октября
1942 года Бройтигам осмелился указать на ошибки нацистов в России:
"Вступив на территорию Советского Союза, мы встретили население,
уставшее от большевизма и томительно ожидавшее новых лозунгов, обещавших
лучшее будущее для него. И долгом Германии было выдвинуть эти лозунги, но
это не было сделано. Население встречало нас с радостью как освободителей и
отдавало себя в наше распоряжение".
Фактически такой лозунг был провозглашен, но русские вскоре
разуверились в нем.
"Обладая присущим восточным народам инстинктом, простые люди вскоре
обнаружили, что для Германии лозунг "Освобождение от большевизма" на деле
был лишь предлогом для покорения восточных народов немецкими методами...
Рабочие и крестьяне быстро поняли, что Германия не рассматривает их как
равноправных партнеров, а считает лишь объектом своих политических и
экономических целей... С беспрецедентным высокомерием мы отказались от
политического опыта и... обращаемся с народами оккупированных восточных
территорий как с белыми "второго сорта", которым провидение отвело роль
служения Германии в качестве ее рабов..."
Произошли еще два события, как заявил Бройтигам, которые настроили
русских против немцев: варварское обращение с советскими военнопленными и
обращение русских мужчин и женщин в рабов.
"Не составляет отныне секрета ни для друзей, ни для врагов, что сотни
тысяч русских военнопленных умерли от голода и холода в наших лагерях...
Сейчас сложилось парадоксальное положение, когда мы вынуждены набирать
миллионы рабочих рук из оккупированных европейских стран после того, как
позволили, чтобы военнопленные умирали от голода словно мухи...
Продолжая обращаться со славянами с безграничной жестокостью, мы
применяли такие методы набора рабочей силы, которые, вероятно, зародились в
самые мрачные периоды работорговли. Стала практиковаться настоящая охота на
людей. Не считаясь ни с состоянием здоровья, ни с возрастом, их массами
отправляли в Германию..." {Ни истребление советских военнопленных, ни
эксплуатация подневольного труда русских не составляли секрета для Кремля.
Еще в ноябре 1941 года Молотов заявил официальный дипломатический протест
против истребления русских военнопленных, а в апреле следующего года заявил
еще один протест против программы использования Германией подневольного
труда. - Прим. авт.}
Политика немцев в России вызвала, по словам этого чиновника,
"колоссальное сопротивление восточных народов".
"Наша политика вынудила как большевиков, так и русских националистов
выступить против нас единым фронтом. Сегодня русские дерутся с
исключительной храбростью и самопожертвованием во имя признания своего
человеческого достоинства, ни больше ни меньше".
Заканчивая свой 13-страничный меморандум на положительной ноте, д-р
Бройтигам просил в корне изменить политику. "Русскому народу, - утверждал
он, - необходимо сказать нечто более определенное относительно его
будущего".
Но это был глас вопиющего в нацистской пустыне. Гитлер, как известно,
уже изложил (еще до вторжения) свои директивы относительно будущего России и
русских, и не нашлось ни одного немца, который мог бы убедить его изменить
эти директивы хоть на йоту.
16 июля 1941 года, менее чем через месяц после начала русской кампании,
когда уже стало очевидно, что большая часть Советского Союза скоро будет
захвачена, Гитлер вызвал в свою ставку в Восточной Пруссии Геринга, Кейтеля,
Розенберга, Бормана и Ламмерса, главу рейхсканцелярии, чтобы напомнить им о
своих планах относительно только что завоеванных земель. Наконец-то его
столь откровенно изложенные в "Майн кампф" цели - завоевать обширные
жизненные пространства для немцев в России - были близки к осуществлению, и
это со всей ясностью следовало из секретного меморандума, составленного
после этой встречи Бормана и всплывшего на Нюрнбергском процессе. И Гитлеру
хотелось, чтобы его сподвижники четко представляли себе, как он собирается
использовать это пространство, однако он предупредил, что его намерения не
должны стать достоянием гласности.
"В этом нет необходимости, - говорил Гитлер. - Главное - что мы знаем,
чего хотим. Никто не должен распознать, что с этого начинается окончательное
решение проблемы. В то же время это не должно помешать нам применять все
необходимые меры - расстрел, перемещение лиц и т. п., и мы их применим. - И
далее продолжал: - ...Мы стоим сейчас перед необходимостью разрезать пирог в
соответствии с нашими потребностями, чтобы иметь возможность, во-первых,
доминировать на этом жизненном пространстве, во-вторых, управлять им и,
в-третьих, эксплуатировать его". Он заявил, что для него несущественно, что
русские отдали приказ о ведении партизанской войны в тылу немецких войск.
Это, по его мнению, позволит ликвидировать любого, кто оказывает
сопротивление.
Вообще, разъяснял Гитлер, Германия будет господствовать на русской
территории вплоть до Урала. И никому, кроме немцев, не будет позволено
ходить на этих обширных пространствах с оружием. Затем Гитлер изложил, что
будет конкретно сделано с каждым куском "русского пирога".
"Прибалтика должна быть включена в состав Германии. Крым будет
полностью эвакуирован ("никаких иностранцев") и заселен только немцами, став
территорией рейха. Кольский полуостров, изобилующий залежами никеля, отойдет
к Германии. Аннексия Финляндии, присоединяемой на основе федерации, должна
быть подготовлена с осторожностью. Фюрер сровняет Ленинград с землей, а
затем передаст его территорию финнам".
Нефтяные месторождения Баку по распоряжению Гитлера станут германской
концессией, а территории немецких поселений на Волге будут немедленно
аннексированы.
Когда же дошло до дискуссии, кому из нацистских лидеров управлять
новыми территориями, началась перебранка.
Розенберг заявил, что намерен использовать для этой цели капитана фон
Петерсдорфа в силу его особых заслуг (все поражены; кандидатуру единодушно
отвергают); фюрер и рейхсмаршал (Геринг) подчеркнули, что нет никаких
сомнений в том, что фон Петерсдорф умалишенный.
Возник также спор о наилучших методах проведения политики в отношении
покоренного русского народа. Гитлер предложил, чтобы немецкая полиция была
оснащена броневиками. Геринг выразил сомнение в необходимости этого. Его
самолеты, как заявил он, способны разбомбить непокорных.
Естественно, добавил Геринг, что гиганское пространство должно быть
умиротворено как можно скорее. Наилучшее решение - пристреливать всякого,
кто отводит взгляд.
На Геринга как руководителя 4-летнего плана была возложена также
экономическая эксплуатация России {Директивой Экономического штаба Геринга
для Востока от 23 мая 1941 года намечалось уничтожение русских промышленных
районов. Рабочие этих районов и их семьи обрекались на голод. Любая попытка
спасти население от голодной смерти путем привоза продовольствия из
черноземной зоны (России) в соответствии с директивой воспрещалась. - Прим.
авт.}, то есть грабеж, если употребить более точное слово, как разъяснил
Геринг в речи, произнесенной 6 августа 1942 года перед нацистскими
комиссарами на оккупированных территориях. "Обычно это называется грабежом,
- сказал он. - Но сегодня обстоятельства стали более гуманными. Однако
вопреки этому я намерен грабить и буду делать это со всем старанием". В
данном случае он по меньшей мере сдержал свое слово, и не только в России,
но и во всей оккупированной нацистами Европе. Ибо это являлось частью
"нового порядка".

Фашистский «новый порядок» на оккупированной территории.

В Беларуси под нацистскую оккупацию попало около 7 млн. человек или почти 70 % всего населения. Это не была оккупация в общепринятом значении этого понятия, изложенного в 4-й Гаагской конвенции 1907 г. На захваченной территории Беларуси нацисты отбросили все международные правовые нормы оккупации и установили т.н. «новый порядок», который отличался исключительной жестокостью и зверствами по отношению к населению – массовыми репрессиями и уничтожением граждан, разрушением и разграблением народного хозяйства, культурных ценностей. Никаких законов, охраняющих от произвола оккупантов и их пособников не существовало. Население было лишено элементарных гражданских и человеческих свобод, были введены чрезвычайное положение, система заложников.

Повсеместно для граждан в возрасте от 18 до 45 лет (для граждан еврейской национальности от14 до 60 лет) была введена трудовая повинность. Рабочий день даже на вредных производствах длился 14-16 часов в сутки. Лиц, уклонявшихся от работы, отправляли в каторжные тюрьмы или на виселицу.

Снабжения населения продовольствием со стороны оккупационных властей не было. В особенно трудных экономических условиях оказались городские жители. Ряд городов охватил голод. На оккупированных территориях повсеместно были установлены штрафы, телесные наказания, натуральные и денежные налоги. К неплательщикам налогов захватчики применяли различные репрессии вплоть до расстрела. Часто взимание налогов превращалось в крупные карательные операции.

Оккупационный режим – результат планомерного осуществления государственной политики фашистской Германии. Его идеологической основой были «теории» нацистов о «расовом превосходстве» немецкой нации над другими народами, о необходимости расширения «жизненного пространства» для немцев и «права» на мировое господство «Третьего Рейха» - Великой Германской империи.

Оккупационная политика в отношении Советского Союза и Беларуси была заранее разработана гитлеровцами. План «Барбаросса» (1940 г.) определял стратегию и тактику нападения на СССР; генеральный план «Ост» - программу колонизации территории, германизации, выселения и уничтожения народов Восточной Европы; «Инструкция об особых областях» к директиве № 21 плана «Барбаросса» (13.03.1941) – децентрализацию и расчленение территории СССР; «Директивы по управлению экономикой в оккупированных восточных областях» - наиболее эффективные методы экономического грабежа.

Целью оккупационной политики гитлеровцев было планомерное уничтожение народов. Согласно плану «Ост» в Беларуси предусматривалось уничтожить и выселить на восток 75 % населения, непригодного по так называемым расовым и политическим признакам; 25 % белорусов подлежали онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов. План был рассчитан на 30 лет. Чтобы сократить срок, фашисты стремились, как можно больше уничтожить людей в ходе войны. Этому служила система концентрационных лагерей, тюрьмы, карательные экспедиции и др. На оккупированной территории Беларуси гитлеровцы создали более 260 концентрационных лагерей. Чтобы ускорить «естественное вымирание», узников держали под открытым небом, морили голодом, заставляли работать до изнеможения, зверски мучили, намеренно заражали инфекционными болезнями, проводили на людях запрещённые международными законами медицинские опыты. Процесс уничтожения населения они механизировали – людей отравляли газами в камерах, в специальных автомобилях, так называемых душегубках. Жестоко расправлялись гитлеровцы с советскими военнопленными. К военнопленным верховное командование приказывало относить «всех лиц, которые встречаются в непосредственной близости от районов военных действий…, всех трудоспособных мужчин в возрасте 16 – 55 лет.

Главным средством насаждения и поддержания «нового порядка» был массовый террор, который осуществляли войска СС (охранные отряды) и СА (штурмовые отряды), полиция безопасности и служба безопасности СД, ГФП (тайная полевая полиция), охранная полиция, полиция поддержания порядка, уголовная полиция, контрразведывательные органы «Абвера», жандармерия, специальные полицейские подразделения, а также вооружённые силы вермахта, охранные войска. Директива фельдмаршала Кейтеля «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и особых полномочиях войск» (13.05.1941) снимала с военнослужащих армии ответственность за любые преступления на оккупированной территории Беларуси. В циркуляре Гитлера от 27.06.1941 г. оккупационным властям запрещалось заниматься судопроизводством и ставилась задача навести ужас на население любыми средствами. Из членов СС, СА, СД, ГПФ, гестапо, уголовной и охранной полиции были созданы особые оперативные группы, которые подразделялись на специальные команды, оперативные команды. Перед ними ставилась задача сокращения населения путём массового уничтожения.

Оккупанты принесли белорусскому народу неисчислимые беды и потери. Чем обернулся «новый порядок» видно из документов Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и учёту причиненного ими ущерба. За годы оккупации фашисты уничтожили в Беларуси более 3 млн. советских граждан, в том числе и военнопленных; вывезли в Германию на каторжные работы около 400 тыс. человек. Не менее 100 тыс. из них после войны так и не вернулись домой. Из 9 200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых оккупантами в Беларуси, 628 уничтожены со всеми жителями, 4 667 – с частью населения. После освобождения в республике насчитывалось 60 тыс. детей-сирот.

За годы оккупации Беларусь потеряла половину своего национального богатства. Почти полностью были уничтожены энергетические мощности, 90% станочного парка, на 40% сократились посевные площади, без жилья осталось около 3 млн. человек. Полностью были уничтожены 6 177 и частично 2 648 школьных зданий, 40 ВУЗов, 24 научных учреждения, 4 756 театров и клубов, 1 377 больниц и амбулаторий, 2 188 детских учреждений, более 10 тыс. промышленных предприятий. Разграблены 10 тыс. колхозов, 92 совхоза.

Система, созданная нацистами в захваченных ими странах, получила название «новый порядок». Это была управляемая Германией Европа, ресурсы которой ставились на службу рей­ху и народы которой были порабощены «арийской расой господ». «Нежелательные элементы», прежде всего евреи и сла­вяне, подлежали уничтожению или выселению из европей­ских стран.

Оккупированная Европа подверглась сплошному раз­граблению. Порабощенные государства выплатили Гер­мании в виде контрибуции 104 млрд марок. Только из Фран­ции за годы оккупации было вывезено 75% урожая риса, 74% выплавленной стали, 80% добытой нефти.

Гораздо труднее было «хозяйствовать» оккупантам на разоренных войной советских территориях. Но и оттуда в 1943 г. в Германию было вывезено 9 млн тонн зерна, 3 млн тонн картофеля, 662 тыс. тонн мяса, 12 млн свиней, 13 млн овец. Общая стоимость награбленного в России, по подсчетам самих немцев, составила 4 млрд марок. Понятно, почему насе­ление Германии вплоть до 1945 г. не испытывало таких мате­риальных лишений, как в годы Первой мировой войны.

Когда Германия уже захватила почти весь европейский континент, еще не было определено, как будет устроена нацистская империя. Ясно было только то, что центром должен стать сам Германский рейх, куда непосред­ственно включались Австрия, Богемия и Моравия, Эль­зас-Лотарингия, Люксембург, населенная фламандцами часть Бельгии, «возвращенные» польские земли вместе с Силезией. Из протектората Богемия и Моравия половину чехов предполагалось выселить на Урал, а другую половину при­знать годной для онемечивания. Норвегия, Дания, Нидер­ланды и населенная валлонами часть Бельгии должны были «раствориться» в новом Германском рейхе, причем остава­лось неясным, станут ли они имперскими областями или сохранят остатки государственной независимости. Францию, к населению которой Гитлер питал большое недо­верие, предполагалось превратить в колонию Германии. К будущей империи должны были быть присоединены так­же Швеция и Швейцария, поскольку они «не имели права» на независимое существование. Балканы фюрера особо не ин­тересовали, но в его будущую империю должен был войти Крым (под названием Готенланд), заселенный выходцами из Южного Тироля. Картину новой великой империи дополня­ли союзники и сателлиты Третьего рейха, находившиеся от него в разной степени зависимости, начиная от Италии с ее собственной империей и заканчивая марионеточными госу­дарствами Словакия и Хорватия.

Жизнь людей в оккупированной Западной Европе была тяжелой. Но она не шла ни в какое сравнение с тем, что выпа­ло на долю жителей Польши, Югославии, Советского Союза. На Востоке действовал генеральный план «Ост», возникший, вероятно, на рубеже 1941 - 1942 гг. Это был план колониза­ции Восточной Европы, где проживало 45 млн человек. При­мерно 30 млн человек, объявленных «нежелательными по ра­совым показателям» (85% - из Польши, 75% - из Белорус­сии, 64% - из Западной Украины) подлежали переселению в Западную Сибирь. Проект предполагалось реализовать в те­чение 25-30 лет. Территория будущих немецких поселений должна была занять 700 тыс. квадратных километров (в то время как в 1938 г. вся площадь рейха составляла 583 тыс. квадратных километров). Главными направлениями колонизации считались северное: Восточная Пруссия – При­балтика и южное: Краков – Львов – Причерноморье.

В захваченных странах Европы нацисты начали устанавливать так называемый «новый порядок». Он означал, прежде всего, обессиливание европейских стран и территориальный передел в пользу Германии и ее сателлитов.

В результате этих действий с карты Европы исчезли такие государства как Австрия, Чехословакия, а затем Польша, Люксембург, Югославия. Частью Третьего рейха был объявлен ряд территорий Бельгии и Франции.

Управление оккупированными территориями осуществлялось в соответствии с тем значением, какое нацисты придавали им в своих планах создания мировой империи. В ее центре должно было находиться «германо-арийское ядро» в 100 млн человек. К этому ядру причислялись, наряду с немцами, фламандцы, голландцы, датчане, норвежцы,

шведы и швейцарцы. Планировалось, что после «победоносной» войны их территории должны будут примыкать к германскому рейху в качестве «немецких провинций».

Оккупационный режим в отношении «расово-родственных» стран носил более или менее традиционные черты империалистической политики. Их народы получили местное управление с частичным суверенитетом. А таким странам, как Швеция и Швейцария, не без трудностей, но удалось сохранить свой нейтральный статус.

Широкий круг образовывали союзные или дружественные Германии государства Юга Европы - Румыния, Болгария, Венгрия и Италия (до 1943 г.), а также Финляндия (до 1944 г.). В своей политике они были сильно зависимы от Германии. Франкистская Испания заняла выжидательную позицию, избегая явной поддержки как Германии, так и Италии, хотя одна ее дивизия воевала на советско-германском фронте.

Наряду с гражданским управлением существовало и военное, подчиненное высшему немецкому командованию. Ему подлежали оккупированные западные и северные территории Франции, Бельгии, Сербии и часть Греции. Оккупационные власти Германии в своем управлении Европой опирались на многочисленные коллаборационистские, полуфашистские и националистические силы. Возникли частью авторитарные, частью фашистские или коллаборационистские режимы, тесно связанные с рейхом, такие как режим А.-Ф. Петэна во Франции, Й. Тисо в Словакии, А. Павелича в Хорватии.

На Востоке Европы, вплоть до Урала, территория рассматривалась как предполье «немецкого жизненного пространства* - объект эксплуатации материальных ресурсов и людской силы для жителей империи. Здесь с наибольшей силой проявилась политика расового геноцида, поскольку славянским народам предназначалась участь рабов германской нации. На этих территориях проживала также большая часть европейских евреев, которым грозило полное истребление.

В оккупированных областях Советского Союза, особенно в Литве, Латвии, Украине, немецкое управление также дополнялось участием в нем местных националистических кругов. Этим силам, как и коллаборационистам стран Северной и Западной Европы, были близки по духу пропагандистские лозунги «общеевропейского отпора большевизму» под руководством «европейского фюрера Гитлера». Добровольцы из этих областей пополняли дивизии СС на Востоке.

Под пятой нацистов Европа стала быстро напоминать Германию: повсюду создавалась сеть концентрационных лагерей, производи

Главо IV. Германия в годы нацистской диктатуры

лись аресты, осуществлялись депортации населения. На Востоке нацисты стремились посеять рознь между народами, а некоторые национальности, например, поляков - вообще вытеснить из исторической памяти, запрещая термин «поляки» и истребляя польскую интеллигенцию.

В континентально-европейском пространстве под немецким руководством были запущены все механизмы хозяйственных планов 1930-х гг.

Здесь трудились эксперты «ведомства по 4-летнему плану», министерства экономики, внешнеполитических служб, представители частных кампаний и крупной индустрии. Народное хозяйство стран-сателлитов и оккупированных стран было поставлено на службу Германии.

Было создано огромное «принудительное хозяйство» с привлечением и жестокой эксплуатацией военнопленных и угнанных К осени 1944 г. из 26 европейских стран было привлечено на работы в Германию 8 млн гражданских рабочих и военнопленных. Меньшая часть из них приехала добровольно, большинство же было привлечено насильственно, часто - путем смертельной охоты на людей на улицах городов, будь то на Украине, или в «генерал-губернаторстве». Только на территории Польши, в Освенциме, возник целый концерн из 39 лагерей, которые обслуживали даровой рабочей силой крупнейшие предприятия Германии. Почти вокруг всех крупных лагерей, таких как Дахау, Бухен-вальд, Равенсбрюк и других располагалось кольцо прилегающих к ним так называемых «внешних» лагерей. Они обеспечивали дешевой рабочей силой предприятия СС и военные производства таких концернов, как «ИГ Фарбениндустри», «Крупп», «Даймлер-Бенц», «Фольксваген», «Бош», «Сименс», «Мессершмитт» и других. Подсчитано, что, по крайней мере, полмиллиона человек погибло в этих «внешних» лагерях от голода, рабского труда, эпидемий, побоев, расстрелов.

На Западе и Севере Европы нацисты проявили готовность соблюдать некоторые нормы права. На Востоке же оккупационная политика осуществлялась без всякой оглядки на положение гражданского населения и показала всю чудовищность стратегии разграбления и порабощения. Наряду с военными, в этом участвовали эсэсовцы, хозяйственная бюрократия и частные предприятия. Такой подход выходил за традиционные рамки оккупационной политики империализма. Он неопровержимо доказывает, что война на Востоке была войной на уничтожение.

Оккупационная политика в Европе быстро вызвала противоречия и конфликты внутри управленческой элиты, враждебность населения

5. Германия в годы Второй мировой войны

и к оккупантам, и к тем, кто сотрудничал с ними. Особую ненависть вызывала нацистская практика арестов и расстрелов заложников, зверские расправы над населением за помощь партизанам, за убийство немецких солдат и офицеров. Так случилось, например, в чешской деревне Лидице летом 1942 г., во французской деревне Орадур летом 1944 г., а массовый характер данная практика носила на оккупированной территории Советского Союза.

Коллаборационисты даже в «братских» Германии странах не могли проводить сколько-нибудь самостоятельную политику и вызывали все большую ненависть у собственного народа. В Европе развернулось движение Сопротивления. Ожесточенные формы приняла партизанская война, особенно в Советском Союзе и на Балканах. Она отвлекала на себя значительные немецкие военные силы. С осени 1943 г. на базе партизанского движения стали формироваться антифашистские вооруженные отряды. Они особенно усилили свои действия после высадки союзников во Франции летом 1944 г.