Федор иванович царь краткая биография. Ужесточение крепостного права

с 18 марта 1584 года , третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны , последний представитель московской ветви династии Рюриковичей .

Иван IV Васильевич

Анастасия Романовна

По рождению сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский . Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван . С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Иван Иванович (Иоанн Иоаннович

Практически все исследователи сходятся на том, что третий сын Ивана Грозного Фёдор был слаб здоровьем, безволен и недалёк умом. Равнодушный к политике интриг и богобоязненный, он получил прозвище Звонарь за любовь к колокольному звону и попыткам самому поиграть колоколами.

Царь Фёдор I Иванович

Об этом царствовании пишут как-то неохотно и скупо, хотя 14-летнее правление Фёдора I Иоанновича (читай Бориса Годунова) описано в летописях как одно из самых благополучных и спокойных периодов в русской истории

Открытка "Б. Глаголин в роли царя Фёдора в спектакле" Царь Фёдор Иоаннович "

Понимая недееспособность сына, незадолго до своей смерти Иван IV Васильевич назначил опекунский совет, который должен был управлять Россией в царствование Фёдора I Иоанновича. В него вошли (с некоторыми вариациями в разных источниках) дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князья Иван Федорович Мстиславский, Иван Петрович Шуйский, бояре Богдан Яковлевич Бельский и Борис Федорович Годунов. Как водится, между ними началась борьба за влияние. По принципу «против кого дружим». Сначала дружили совместно против Богдана Яковлевича Бельского, который сразу же после смерти Ивана Грозного попытался восстановить опричные порядки, но потерпел неудачу и был сослан воеводой в Нижний Новгород. Поэтому борьба разгорелась между более молодыми Иваном Шуйским, и Борисом Годуновым, т.к. Захарьин-Юрьев и Мстиславский были людями уже преклонных лет и вряд ли могли соствить реальную конкуренцию.

Борис Годунов

Царь Фёдор I Иванович

В народе государя любили за кротость, доброту, простоту и щедрость, а бояре совершенно не уважали и не боялись его. Поэтому вскоре произошла попытка государственного переворота в пользу царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Бояре во главе с митрополитом Дионисием и Иваном Шуйским пришли в Кремль с петицией, в которой выразили беспокойство за судьбу страны и просьбу развестись с царицей, бездетной Ириной Годуновой. Это вызвало страшное негодование царя, он показал свой нрав и заявил, что не потерпит вмешательства в дела своей семьи

Царь Фёдор Иоаннович и Царица Ирина
Александр БОМШТЕЙН

Тайна царя Феодора Иоанновича
Павел РЫЖЕНКО

Царевич Дмитрий с матерью, Марией Нагой, были отправлены в Углич. Всех Шуйских выслали, причем Ивана Петровича постригли в Кирилло-Белозерском монастыре, митрополита Дионисия лишили сана и отправили в ссылку в Новгородский монастырь. На первые роли вышел царский шурин Борис Годунов, который стал главным человеком при Федоре I Ивановиче. Деятельность правительства Бориса Годунова была направлена на восстановление престижа Русского государства, утверждение авторитета русской церкви.

Борис Годунов Царь Феодор Иоаннович Царь Фёдор Иоаннович
делает правителем России Бориса Годунова 1584 г.
Илья ГЛАЗУНОВ Гравюра XIX в. Илья ГЛАЗУНОВ

Царь Федор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь
Алексей КИВШЕНКО

Во время царствования Фёдора Иоанновича удалось не без выгоды завершить Ливонскую войну (кстати, сам царь участвовал в походе) и отвоевать всё потерянное; закрепиться в Западной Сибири и на Кавказе. Развернулось крупное строительство городов (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Курск, Белгород, Елец и др.) и крепостных сооружений в Астрахани, Смоленске.

Поход московитян. ХVI век
Сергей ИВАНОВ

Самара в XVII в.
Гравюра из книги немецкого путешественника Адама Олеария

Царицын

Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно

Астрахань
Гравюра из книги Адама Олеария
Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно

В Кремле был сооружён водопровод, территория Белого города была защищена мощной 9-километровой крепостной стеной, построенной известным русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём на месте деревянных укреплений на земляном валу, сгоревших в 1571 году при набеге Давлет-Гирея.

Стена и башни Белого города
Вид на центр города с юго-запада, от церкви Св. Ильи Обыденного

Стена и башни Белого города, фрагмент

Панорама стены Белого города с севера по долине реки Неглинки
Реконструкция Михаила Кудрявцева

23 января 1589 г. Москва получила своего православного патриарха, им стал московский митрополит Иов. Т.о. укрепился престиж русской церкви, прекратилась её формальная зависимость от Константинопольской церкви и выросла популярность правительства Бориса Годунова.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси
Титулярник 1672 г. гравюра Виктор ШИЛОВ

15 мая 1591 года случилось событие, подлинный масштаб которого стал понятен по прошествии времени. В Угличе погиб царевич Дмитрий, младший сводный брат царя Фёдора. Казалось, случилось то, что случилось, дети Ивана Грозного не отличались хорошим здоровьем, мальчик был болезненным, страдал эпилептическими припадками, к тому же налицо по описаниям были признаки жестокости и агрессивности. В связи с беспорядками, в Углич была направлена специальная комиссия, в которую входили митрополит Геласий, боярин князь Василий Шуйский, окольничий и дядька царя Фёдора Иоанновича Андрей Клешнин и думный дьяк Елизар Вылузгин. Комиссия заключила, что смерть царевича наступила в результате несчастного случая, связанного с припадком эпилепсии, произошедшим во время игры в в "тычку", в результате чего он случайно закололся ножом.

Дворец, где жил Дмитрий с матерью Марией Нагой

Убийство и оплакивание Дмитрия. Фрагмент иконы

Царевич Дмитрий

Икона Царевич Дмитрий

Царевич Дмитрий Картина М.В.Нестеров , 1899 год.

Дмитрий Иванович

Убийство царевича Дмитрия. Гравюра. Начало 1870-х годов

Сергей Блинков. Царевич Дмитрий

Царевич Димитрии. Илья Глазунов
1967 г.Фанера, масло, инкрустация. 80×120, Собственность автора

Легенда о царевиче Димитрии. Илья Глазунов
1967 г.Фанера, масло, инкрустация. 120×200, Собственность автор

Икона. Святой царевич Димитрий в житии в 21 клейме. XVIII в. 137х101 см. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

КРЫШКА РАКИ ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ

Угличский кремль, церковь Дмитрия на крови 1692 г.

Эта история, к сожалению, имела продолжение во многом благодаря беспринципности лукавого Василия Шуйского, который в 1605 г. запросто дезавуировал подписанное возглавляемой им комиссией заключение о смерти царевича Дмитрия в результате несчастного случая, заявив, что тот чудесным образом спасся от покушения, а через год, во время собственной борьбы за престол, вдруг вспомнил наверное, что, злокозненный еретик Гришка Отрепьев никакой не царевич Дмитрий, а мальчик был убит по приказу Бориса Годунова. Всегда знал, что сказать, будущий царь Василий Шуйский, но об этом позже..

Федор Иоаннович
Портрет из серии Родословная великих князей и царей российских
Кость, ажурная и рельефная резьба, гравировка, раскраска, XVIII в.

Во внешней политике Борис Годунов проявил себя талантливым дипломатом и осторожным политиком, он предпочитал вести не войны, а переговоры. Улучшились отношения с Польшей, государствами центральной Азии, набеги крымского хана стали реже. 18 мая 1595 г. в Тявзине был заключён мирный договор между Россией и Швецией, согласно которому Россия вернула себе Ивангород, Копорье, Ям, и волость Корелу.

Фёдор Иоаннович

Царь Федор Иоаннович в окружении бояр

Решающие шаги по закрепощению крестьян были сделаны в царствование Фёдора Иоанновича. В 1592 г. правительством была проведена перепись населения, в писцовых книгах было чётко обозначена принадлежность крестьян данному владельцу. А в 1597 г. был издан указ об "урочных летах", согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за 5 лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где кто жил», т.о. был запрещён переход от одного помещика к другому за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него.

Юрьев день
Сергей ИВАНОВ

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
Валерий ЛАНСКИЙ

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер-шал ежедневно Богослужения. Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет. Фёдор умер 7 января 1598 года.

Юрий Соломин в роли царя Федора Иоановича
Роман ЛЕВИЦКИЙ

Б.Григорьев. И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича. 1923

МХАТ. Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. 1898

Кончина Фёдора Иоанновича не стала новостью для народа, он долго болел. Но с его смертью прервалась прямая линия московской династи Рюриковичей, что повлекло за собой череду жутких потрясений для страны, именуемых историками как Смутное время\

Парсуна Царь Федор Иоанновича

По завещанию царя наследницей престола стала царица Ирина. Но 15 января 1598 г. она объявила патриарху Иову о своём решении удалиться в Новодевичьий монастырь под именем Александры, согласившись считаться царицей и подписывать указы до избрания Земским собором нового царя.

Ирина Годунова
Константин ЗУБРИЛИН

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ И МУЧЕНИЦА ИРИНА

Феодор Стратилат и великомученица Ирина

1589 Золото, камни драгоценные, жемчуг Чернь, чеканка, литье Длина с оглавием: 11.8 см. Ширина: 6.5 см. Выполнен по указу царя Федора Иоанновича для царицы Ирины Федоровны Годуновой в 1589 г.

На одной из сторон золотого ковчежца, сделанного в 1589 году по указу царя Федора Ивановича для его жены, царицы Ирины Федоровны Годуновой, помещено черневое изображение ее небесной покровительницы — мученицы Ирины со свитком и крестом в руках. Фронтально развернутая на зрителя торжественная фигура святой в ниспадающей тяжелыми складками одежде, несмотря на миниатюрность, поражает своей монументальностью и значительностью, заставляющей вспомнить памятники древнерусского изобразительного искусства. В густой теневой штриховке, имитирующей гравюрную технику и нанесенной по контуру фигуры, можно видеть стремление к объемной моделировке изображения. Золотой ковчежец является реликварием для хранения христианских святынь. Не исключено, что его создание было связано с поставлением в Москве в 1589 году первого русского патриарха Иова константинопольским патриархом Иеремией, который по случаю этого знаменательного события подарил царю и царице ценные реликвии.

Подклет собора Василия Блаженного. Пелена с раки святого, мастерская Ирины Годуновой

Пелена русского православного шитья, изображающая Св. Мученицу Ирину . Москва. 1598 - 1604. Мц. Ирина. Мастерская Ирины Годуновой.

Покров

1592 (?). Москва, мастерская Ирины Федоровны Годуновой Атлас, шелк (?); Шитье золотными, серебряными и шелковыми нитями. 196,5 х 107 Происходит из Соловецкого монастыря Пост. в 1923 из Соловецкого монастыря через ГМФ Рест. в 1933 в ГРМ А. Н Суворовой, повторно в 1963

Церковь Амвросия Медиоланского Новодевичьего монастыря с трапезной и палатами Ирины Годуновой

Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, сестра Бориса Годунова. Судебные реконструкции лица.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М.Герасимов, 1963. При вскрытии гроба оказалось, что Федор тщательно следил за собой: ногти, волосы и борода тщательно подстрижены. Судя по останкам, был кряжист и крепок, ростом значительно ниже отца (ок. 160 см), лицом на него очень походил, тот же динарский антропологический тип.

Пямятник Фёдору I Иоанновичу в Йошкар-Оле, первый в мире памятник этому царю
Андрей КОВАЛЬЧУК

Правление Федора Ивановича стало последним в династии Рюриковичей. Годы правления Федора пришлись на конец XVI в., а именно 1584-1598 гг. Современники утверждают, что венчание этого царя было самым торжественным в Русской истории, миропомазание совершали из сосуда, принадлежавшему ранее Римскому императору Августу, а потом Владимиру Мономаху.

Скипетр нового государя нес Борис Годунов, серый кардинал времени правления Федора. А последние годы царствования последнего Рюриковича оставили много загадок для потомков. Власть увеличивалась, при странных обстоятельствах погибает царевич Дмитрий Иванович в Угличе, немногим позже умирает и сам Федор Иванович. Рассмотрим, как же было время его правления.

Царь Федор Иванович

Если посмотреть на историческую мысль и до революции и после, то можно сделать вывод о том, что личность государя Федора Ивановича несколько «задвинута» и недооценена. В школьной образовательной программе мы встречаем упоминание о нем лишь вскользь. Да и собственно научная литература не особо жалует его.

Скорее всего, на восприятие Федора как царя влияние оказали источники, которые мы имеем на данный период времени. Источники, в большей степени иностранных путешественников. Они дают основные характеристики о том, что царь Федор Иванович человек «недалекий» и ограниченный. Такие выводы были сделаны иностранцами, которые в короткое время посещали Русского государство, их произведения были популярны тогда и немногим временем позже. Очень известны записки Дж. Флетчера, который видел Федора лично. Но едва ли стоит им верить так безоговорочно.

Таким образом, сведения от современников иностранцев, дают нам следующее представление о Федоре:

  1. Он был слаб умом;
  2. Царь не мог самостоятельно править государством и вместо него это делали другие люди (Бояре, Борис Годунов).

Так сложился стереотип, которому следуют некоторые историки в восприятии эпохи того времени. Однобокое восприятие той исторической действительности не дает в полно мере понять, каким человеком и царем был на самом деле Федор Иванович. Есть многие другие источники, которые дают более реальное описание сына .

Федор родился в 1557 г., получил хорошее образование. Есть сведения, что он уже с 5 лет вел переписку с отцом. Его воспитывали не как будущего государя, а как удельного князя - наследником был его старший брат Иван. Но молодой наследник умер и будущим государем стал Федор, так как был вторым по старшинству. В его правление взошла фигура Бориса Годунова. Но если посмотреть внимательнее, то Борис не был человеком, который правил за Федора Ивановича, он скорее был тем человеком, который помогал ему править.

Годы правления царя Федора Ивановича


Годы правления государя Федора Ивановича воспринимались его народом как правление помазанника Божьего, как исполнителя воли Бога на Земле. После правления своего отца Ивана IV, Федор правил иначе. Он исполнял Божью волю совершенно по-другому, никак делал это его отец. Характер Федора был мягким.

При нем отец оставил Боярский совет, который должен был помогать править молодому государю. В данный совет входили представители таких боярских родов как:

  • Захарьины-Юрьевы (Романовы);
  • Шуйские;
  • Бельские;
  • Мстиславские и др.

Понимая, что характер Федора Ивановича мягче, нежели был у его отца, бояре пытаются получить некоторые вольности, которых не было при Грозном. Главная цель - это восстановить роль Боярской Думы и родов, каковая была еще до правления Ивана IV. Но тут можно сказать, что всех здесь обыграл.

Федор был женат на Ирине Годуновой, сестре Бориса. Ирина и Борис были знакомы и с Федором и с его старшим братом Иваном еще с детства. Когда Федор стал государем, он, наверное, предвидел столкновения боярских родов в борьбе за власть. Именно поэтому он предпочел опереться на родственников своей жены. Род Годуновых-Сабуровых славился сплоченностью, внутри их семье никогда не было междоусобиц, кроме того они были прекрасными административными деятелями.

Отношения Федора и Ирины - это дружба с детства, которая потом переросла в семейные узы. Конечно, царевичи не самостоятельно выбирали себе невест, но это не отменяет того, что Федор и Ирина на самом деле питали друг к другу нежные чувства. Выбор в пользу Ирины был сделан Иваном IV, свадьба состоялась в 1580 г. Федору предлагали развестись с Ириной, сначала отец, а потом через несколько лет бояре. Супруга не могла забеременеть долго. Но Федор ответил всем отказом, через несколько лет Ирина все-таки забеременела.

Правление царя Федора Ивановича

Федор правил самостоятельно это, несомненно. Он всегда жестко пресекал попытки посягнуть на его личные и царские права, в таких решениях он был тверд. Он был истинным христианином, чтил институт брака, да и вообще все Божьи заповеди. Правление царя Федора Ивановича осуществлялось не только при помощи Годунова, но и при помощи Шуйских. Они тоже были максимально приближены к престолу.

Но здесь есть ряд отличий. Доподлинно известно, что Годуновы поддерживали Федора на протяжении всего его правления, никогда его не предавали. Шуйские же напротив, такой верностью не отличались. Они подписали рукописание, в котором просили государя развестись с супругой. Это для Федора было неприятным фактом.

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.

Синдром раздвоения

У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка.

В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры.

Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой.

Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают».

Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.

В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче:

За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.

Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный…

Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький — блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.

Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть нетрудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.

По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:

Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него —
Бог не велит! Я вижу, простота
Твоя от Бога, Федор Иоанныч, —
Я не могу подняться на тебя!

«Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви — это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».

Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…» и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.

Что ближе к истине?

Стоит выслушать обе стороны.

Свидетельства очевидцев

Корни высокомерного, уничижительного мнения относительно умственных способностей государя уходят в XVI столетие.

Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «…власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он пишет: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.

К сожалению, вот уже несколько поколений отечественных историков и публицистов большей частью опираются в своих выводах не на эти свидетельства, а на другие, гораздо более радикальные. Их цитируют намного чаще —и с каким-то странным, «артистическим» пафосом. Так, без конца приводится фраза из шведского источника, согласно которой Федор Иванович — помешанный, а собственные подданные величают его русским словом durak. Кто, когда и за что обозвал так государя, остается за пределами этого высказывания, то есть оно бесконтекстно. Однако его очень любят люди с тягой к обличительным суждениям… Другая излюбленная фраза из того же ряда принадлежит польскому посланнику Сапеге, который счел, что у Федора Ивановича вовсе нет рассудка. Наверное, не имеет смысла лишний раз подчеркивать, что и польско-литовское государство, и шведская корона находились тогда в натянутых отношениях с Россией, а конфликт со шведами в конечном итоге был решен силой русского оружия. Ни у тех, ни у других не было ни малейших причин испытывать сколько-нибудь добрые чувства к вражескому правителю.

Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии — ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.

Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума».

Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал — с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета.

Для того чтобы понять, как далеко простирался восторг Ивана Тимофеева, стоит привести обширную цитату из его произведения: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения — напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь.

Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?

Итоги тихого жития

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. Да и сам этот государь предстает, мягко говоря, небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть (!) его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается…

Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».

Вот такой был durak!

Похоже, слабоумным Федор Иванович представлялся только тем, кто привык к язвительной, глумливой премудрости и беспощадной жестокости его отца. Конечно, после «грозы», присущей царствованию Ивана Васильевича, его сын мог выглядеть в глазах служилой аристократии слабым правителем… Но при его «слабости», «простоте» и «благочестии» дела государства устроились лучше, чем при неистовом родителе.

Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество.

За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 году позволил им сжечь столицу.

На Урале и в Западной Сибири подданным русского царя удалось закрепиться лишь при Федоре Ивановиче. Атаман Ермак, начавший войну с Крымским ханством еще при Иване Васильевиче, как известно, был убит, а войско его разгромлено. Зато служилые люди с именами не столь знаменитыми несколько лет спустя сумели успешно продвинуться в том же направлении.

Наконец, Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Отпустили бы правителя с полками, если бы он был беспомощным идиотом? И кого могла бы вдохновить в войсках подобная фигура? Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила тогда у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.

Остается подвести итоги. Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».

Государя Федора Иоанновича называли на Руси «Блаженным». Казалось, он не жаждал власти и устранился от управления страной.

Последний из рода

19 марта 1584 года третий сын Ивана Грозного вступил на престол. По мнению большинства историков, Федор Иоаннович в силу своих умственных способностей и слабого здоровья не был готов решать насущные проблемы страны. Своим обликом и деяниями царь, казалось, олицетворял «предсмертные конвульсии» старейшей московской династии Ивана Калиты. По мнению Ключевского, Калитино племя «страдало избытком заботливости о земном»; Федор Иоаннович же, напротив, «избегал мирской суеты и докуки, помышляя о небесном». Отсюда его отрешенность и неизменная блуждающая улыбка, которую многие списывали на слабоумие; отсюда и ревностные ежедневные молитвы. На первых этапах царю будет «помогать» совет вельмож, но с 1587 года фактическим правителем страны станет Борис Годунов. Подобное положение дел будет устраивать и царствующего, и правящего.

Загадочная улыбка

По описаниям многих современников с лица царя не сходила странная улыбка. Федор Иоаннович имел обыкновение скучать во время посольских приемов и «любоваться своим скипетром и державой». Но была ли та улыбка проявлением слабости его ума? Возможно, это была маска, за которой царю было удобно прятаться и наносить удары тогда, когда этого меньше всего ждут. Существует версия, что неизменной улыбкой царь «обзавелся» еще в раннем детстве. Выросший в Александровской слободе царевич Федор изо дня в день наблюдал перед собой ужасы опричнины и лютовавшего отца. Своей грустной, заискивающей улыбкой Федор молил о пощаде и жалости к себе, «оборонялся от капризного отцовского гнева». «Автоматическая гримаса» со временем стала привычкой, с которой царь и вступил на престол.

Пономарство

Современники обращали внимание, что царь находил удовольствие в жизни духовной, «часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню». Ему больше подходило, как замечал позднее Карамзин, келья или пещера, нежели престол. Да и сам Иван Васильевич нередко журил отрыска, говоря, что тот больше походит на сына пономарского, нежели царского. В «пономарстве» царя Федора со временем, несомненно, появилась немалая доля преувеличения, карикатуризма. Однако его «монашество» было тесно сплетено с царствием, «одно служило украшением другому». Федора Иоанновича называли «освятованным царем» - святость и небесный венец были предначертаны ему свыше. Во «Временнике» Ивана Тимофеева Федор Иоаннович показан как молитвенник за русскую землю, которому суждено отмаливать грехи русского народа.

Юродство ради Христа

Образ лишенного рассудка, которым царя иногда «награждали» иностранные подданные, был, как известно, одним из самых почитаемых на Руси. Юродивые, божьи люди, являли собой совесть мирскую, им дозволялось то, что было недоступно остальным: смело, без оглядки говорить «неподобные речи», презирать общепринятые нормы и приличия, бранить любого. Юродивый часто становился образцом отречения от земных благ и грязных помыслов. Им прощалось всё, и были гарантированы безграничная любовь и почитание простых смертных. Царь не пытался разрушить созданный образ, напротив, усердно «подыгрывал». Придумать более удобную позицию вряд ли возможно, а в случае чего всегда можно сказать: что с него взять, с юродивого?!

Яблоко от яблоньки

Царь, казалось, ничем не напоминал своего грозного родителя: простодушное лицо, тихий, почти подобострастный голос. Он с внешним равнодушием взирал на горячую битву, разгоревшуюся под стенами Москвы, и ожидал: кто же выйдет из нее победителем – Борис Годунов или крымский хан Казы-Гирей? А по случаю победы повелел построить на месте сражения Донской монастырь. «Бездеятельный» царь между тем «подружился» с персидским шахом Аббасом и принял присягу от грузинского царя Александра, который подвел его во время похода в Дагестан, заложил каменный Смоленск и Белый город. В его царствование было начато строительство Архангельска, а Сибирь получила столицу – новый город Тобольск. Считается, что «сесть на боевого коня» в войне со шведами безынициативного царя заставил Годунов – одним своим видом Федор Иоаннович, якобы, помогал справиться с упрямством знатных князей, возглавлявших русские полки. Мог ли «помешанный» вдохновлять на победы и одержать хоть и частичный, но реванш – вернуть Копорье, Ям, Ивангород и Корелу? Сын не сумел победить в себе отцовскую страсть к кровавым «забавам»: он мог часами наблюдать за кулачными боями или следить за поединками охотников с медведями, зачастую заканчивающихся трагически для двуногих «гладиаторов».

Welcome!

В то время как крестьяне ненадолго получили возможность в Юрьев день сменить хозяина, а страна – первого патриарха Московского и всея Руси святителя Иова, англичанам в 1587 году было даровано право повсеместной торговли без уплаты сборов и пошлин, что стало продолжением политики, начатой Иваном Грозным. Интересно, что русские «завернули» «пожелание» королевы Елисаветы предоставить лондонским купцам монополию. Были установлены определенные правила: не привозить чужих товаров, осуществлять торговлю только лично и продавать товары только оптом, не отправлять своих людей сухим путем в Англию без ведома Государя и в тяжбах с россиянами «зависеть от царских казначеев и Дьяка Посольского». В результате введения беспошлинной торговли русская казна лишилась существенного ежегодного «вливания».

Последняя помощь

17 января 1598 года блаженный царь тихо скончался, «как бы заснул». В последние годы еще не старый сорокалетний царь постепенно, якобы, начал терять слух и зрение. Перед смертью он написал духовную грамоту, в которой передавал державу в руки своей жены Ирины, назначая советниками трона патриарха Иова и своего шурина Бориса Годунова. В житие царя, которое было написано Иовом, передана искренняя атмосфера всеобщей скорби по ушедшему правителю. Во время царствования Федора Иоанновича страна получила небольшую передышку между буйством Грозного и новой смутой. Существует версия, что Борис Годунов стал «помощником» и в последнем «деле» царя: много позднее в костях Федора Иоанновича был обнаружен мышьяк, которым, вполне вероятно, его могли методично травить. Увлеченные собственными заботами бояре не потрудились исправить досадную допущенную ошибку: на саркофаге царя вместо «благочестивый» мастер вырезал «глагочестивый».

Анастасия Романовна

Виктор Верещагин. Портрет Ивана Грозного

20 мая 1557 года у Ивана Грозного и Анастасии Романовны родился сын Федор . По рождению сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переяславль-Залесский . Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.


Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

Монастырь на дореволюционном фото Прокудина-Горского

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор был наследником царского престола. По смерти Грозного (18 марта 1581) Федор Иоаннович стал царем Русского государства.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

Фёдор Иоаннович - русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны. Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев. Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 - 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев, Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин - «слуга и конюший боярин» Борис Годунов. Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 - 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население. Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством - с одной стороны, и провинциально служилыми людьми - с другой.



При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед. войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье. Но в дальнейшем нарастали противоречия в отношени ях России с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича завязался узел классовых и междуннародных противоречий, которые в самом начале XVII века привели к В еликой смуте.

Реконструкция облика Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича.

Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет.

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер-шал ежедневно Богослужения.

hrono.ru ›Биографическийсправочник ›bio_f/fedor1ivan.php