Фильм чапаев психическая атака каппелевцев. Паническая атака: симптомы, лечение, диф

Сущность психического нападения

Психическое нападение — нападение извне, исходящее от другого человека, с которым подвергшийся нападению не находится в непосредственном контакте. Следствие психического нападения — различные отрицательные психофизиологические состояния: низкий жизненный тонус, потеря интереса к жизни, беспокойство и другое. Психическая защита представляет собой защиту от психических нападений.

Психическое нападение — это по существу нападение на биоэнергетическое поле человека посредством отрицательного заряда или оттока энергии.

Как было сказано выше энергетическое поле человека имеет три составляющие шишечное поле, называемое еще энергетической оболочкой (поле физического и эфирного тепа), эмоциональное (поле астрального тела), интеллектуальное (поло ментального тела).

Человек способен воспринимать объекты не только внешнего, но и внутреннего мира. Во внутреннем мире существует, по крайней мере, три качественно различных типа объектов восприятия: интеллектуальный, эмоциональный и так называемый энергетический — особый тип ощущений, связанный с общим психофизическим тонусом. Эти три различные сферы внутреннего восприятия оказываются внешними по отношению к тому, кто их наблюдает: они «окружают» его, получив в связи с этим название «оболочек» или «тонких тел» — эфирного, астрального (эмоционального, витального) и ментального.

Теснее всего к нам «примыкает» интеллектуальная (ментальная) оболочка, далее следует эмоциональная (астральная или витальная), а за ней — энергетическая (эфирное тело в совокупности со своим полем). В этой модели иерархический порядок близости к нам оболочек определяется степенью нашего естественного отождествления с ними. Легче всего человек разотождествляется с той частью «себя», которая составляет часть внешнего мира — со своим физическим телом, «физической оболочкой». При необходимости человек обычно может без особого труда наблюдать свое тело как «не Я», но вышеупомянутые три оболочки переживаются им как некое целостное недифференцированное «Я». Однако именно их важно научиться различать, поскольку психическое нападение происходит не на физическом плане.

Реакция на отрицательный заряд, посланный индуктором, протекает у перципиента сначала на самом внешнем из внутренних уровней — энергетическом. Отрицательный заряд, внедряясь в эту оболочку, вызывает резкое нарушение энергетического баланса, деформацию ее силового каркаса. Перципиент субъективно переживает это событие мак падение общего психофизического тонуса, чувство общей слабости, упадка сил или, если его чувствительность достаточно высока, как специфические ощущения в чакрах (следует сказать, что очень часто резкое снижение тонуса при общении людей происходит в результате естественного несовпадения полевых характеристик, а не в результате психического нападения, при таком несоответствии полей более сильное поле десинхронизирует слабое поле). Эта фаза психического нападения безопасна, ибо энергетическая оболочка очень подвижна и довольно быстро восстанавливает свою структуру. И если внутренние оболочки — эмоциональная и интеллектуальная — не задеты, то никакое внешнее воздействие не может на сколько-нибудь продолжительный срок патологически изменить ее структуру, нарушить стабильность, произвести «разрушение». Если более глубокие оболочки не затронуты, то даже при отсутствии какой-либо специальной защиты результат психического нападения сводится исключительно к падению физического тонуса и общей слабости, которая может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

Если отрицательный заряд проникает через энергетическую оболочку в эмоциональную, перципиент соответствующим образом внутренне реагирует: у него портится настроение, он становится раздражительным или подавленным, он проецирует свои эмоции вовне или вовнутрь,— короче говоря, проникновение отрицательного заряда в эмоциональную оболочку субъективно переживается во всем диапазоне отрицательных эмоциональных состояний, специфика которых определяется темпераментом перципиента и другими индивидуальными качествами, причем все это сопряжено с отрицательным физическим состоянием (в результате «прободения» энергетической оболочки). Если перципиент начинает испытывать эмоциональное беспокойство и пытается выяснить, с чем это связано, это значит, что из эмоциональной оболочки заряд проник в ментальную оболочку.

Проникая во все три оболочки, отрицательный заряд сам по себе не приносит болезни, хотя и может быть качественно ориентирован на выполнение той или иной конкретной задачи. Он лишь создает соответствующую патогенную «отрицательную доминанту» (очаг господствующего возбуждения) в сознании перципиента на всех его уровнях — ментальном, эмоциональном и энергетическом (особенно в том случае, если перцепиент, осознав, что на него совершено психическое нападение, включил свое воображение, обыгрывая это событие, и испугался). Эта «отрицательная доминанта» нарушает равновесие и приводит к общей десинхронизации функции на всех трех уровнях, то есть создает условия для заболевания.

Виды психического нападения

Из всех возможных психических нападений самым распространенным и в то же время самым опасным для здоровья перципиента является тек называемое «энергетическое» нападение. В нападениях такого типа энергетический импульс проникает первоначально в энергетическую оболочку, вызывая падение тонуса или неприятные ощущения в теле, а затем распространяется на две остальные оболочки — астральную (витальную) и ментальную. В отличие от энергетических нападений, витальные и ментальные нападения более незаметны. Витальные нападения проявляются непосредственно в эмоциональной сфере, минуя энергетическую оболочку (хотя продолжительная утрата эмоционального равновесия может отразиться и на общем психофизическом тонусе), а ментальное нападение имеет своей целью общую переориентацию, уводя с «путей истинных». Вопрос о двух последних типах нападения не столь актуален, как вопрос «энергетических» нападений, по трем причинам. Во-первых, они не так распространены, как энергетические нападения. Во-вторых, они не представляют непосредственной опасности для здоровья, касаясь лишь нашей эмоциональной чистоты и ментальной ясности. В-третьих, в качестве нападений они могут рассматриваться лишь ограниченным числом людей, у преобладающего же большинства дела с чистотой и ясностью обстоят таким образом, что дополнительная «наведенная» нечистота общую картину практически не меняет; другими словами, человек не может отличить «нападение» от своих привычных эмоций и мыслей.

Энергетическое нападение с помощью оттока энергии

Все мы живем в огромном океане энергии. Энергия движется и проникает в наши индивидуальные поля и выходит из них (степень проникновения энергии зависит от степени освоения правильного дыхания через нос, кожного дыхания). Проникает в наши поля и энергия других людей. Внутри группы людей часто образуется стимулирующий обмен энергией. Сенситивы могут видеть блестящие линии энергии, соединяющие двух людей, испытывающих интенсивный интерес друг к другу. В зрительных залах и аудиториях в момент выступления талантливых артистов или ораторов создается объединенное энергетическое поле. Эмоциональное поле (аура астрального тела) выступающего расширяется и распространяется во все стороны, пока оно не охватит всех зрителей. Эмоциональное поле зрительного зала смешивается с широко распространившимся полем выступающего. Возникает то, что можно назвать объединенным эмоциональным полем. Когда выступление заканчивается, аплодисменты зрительного зала прерывают объединенное поле, и сенситив снова видит каждого человека с отдельно функционирующим энергетическим полем. Если артист или оратор не в состоянии создать объединенное поле, то про его выступление говорят, что оно было посредственным или плохим.

Те, кто выкачивает энергию голосом или глазами, в физической близости со своими жертвами не нуждается. При выкачивании энергии голосом «сапер», являясь крайне эгоцентричным человеком и страстным болтуном, завладевает вниманием своей жертвы с помощью речи. Если жертва слушает достаточно долго, то ее жизненное и ментальное поля начинают слабеть, становятся тусклыми, показывая сенситиву, что жертва весьма истощена. Чем более истощенной становится жертва, тем труднее для нее найти силу воли для спасения. Некоторые «саперы» используют для выкачивания энергии глаза. В процессе своей «работы» они смотрят на жертву спокойно, непрерывно и решительно. Жертва постепенно становится усталой, беспокойной, у нее появляются раздражение и необъяснимое желание от чего-то спастись.

«Сапер» часто пользуется красноречивым языком альтруиста. Он может долго говорить о своих заботах и чувствах по отношению к своим знакомым и друзьям, которые являются его жертвами. Он любит уверять собеседников, что они чудесные люди и делают для него много добра, но и он старается делать все доброе для них. Будучи крайне эгоцентричным человеком, он в большинстве случае не осознает этого, как не осознает и того, что он творит с окружающими его людьми.

Нападение с помощью манипулирования аурой

Для воздействия на личность человека, подчинения ее своей воле используется метод психического нападения, в основе которого лежит манипулирование аурами. Для отработки этого метода выполняются специальные упражнения. Прежде чем начать тренироваться, нужно четко представить себе мотивы психического нападения. Если Вы предполагаете использовать психическое нападение во благо общества или другого человека, подвергающегося нападению, тогда психическое нападение оправдано; в противном случае приступать к тренировкам не следует. Нужно также запомнить, что любые упражнения с аурой могут быть опасными, если Вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, заменяя психическое дыхание легочным (в этом случае может быть преждевременный резкий износ легких, сердца, центральной и периферийной нервной системы). Следующие подготовительные упражнения позволяют не только воздействовать своей аурой на ауру другого человека, но и способствуют развитию телекинеза (способности приводить предметы в движение без видимого прикосновения к ним):

  1. На тонкой шелковой нитке подвесьте легкий маленький шарик из любого материала. Представьте, что прана сконцентрирована в солнечном сплетении. Дышите через легкие как можно чаще. Затем посте пенно переходите к психическому дыханию, одновременно сводя на нет легочное. Положив локти на стол, приблизьте пальцы рук к шарику на расстояние до 2—3 см. Представьте, что процесс психического дыхания то отклоняет, то приближает шарик к пальцам правой или левой руки. После того как Вы убедитесь в том, что шарик действительно реагирует на Ваши движения, переходите к следующему упражнению.
  2. Зафиксировав взглядом шарик, сконцентрируйте на нем максимум внимания. Старайтесь представить, что сила вашего взгляда отклоняет шарик в сторону.
  3. Зафиксировав взглядом шарик, закройте глаза. Старайтесь представить, что остронаправленная струя — поток ауры — отклоняет шарик вправо или влево, удерживая его в определенном положении, под определенным углом к горизонту. Открыв глаза, проверьте результат упражнения. Если мысленное упражнение с аурой не дает быстрого эффекта, используйте силу слова, то есть говорите вслух о том, чего Вы ожидаете, рассуждайте о том, почему и как это должно произойти. Сила слова может возбудить (при недостатке фантазии, представлений) обмен энергией и ее посылку больше, нежели молчаливые желания.
  4. В следующем упражнении постарайтесь вызвать перемещение легких предметов (легкие бумажки, кусочки поролона, спички и другое), концентрируя на них внимание. При этом следует помнить, что ни пальцы, ни глаза не являются источником или фокусирующим приспособлением для направления энергии. Нужно представлять себе, будто здесь Ваш организм, все Ваше «Я» превратилось в острие, с которого стекает энергия. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
  5. Представьте, что перед человеком, которого Вы хотите остановить, вдруг возникла стена, препятствие, и объект оказывается не в состоянии двигаться дальше. Освоив это упражнение, переходите к упражнению, а котором попытайтесь остановить любой механизм. При этом очень важно не думать о механизме воздействия, а на основании предыдущих опытов верить, что произойдет то, что Вы задумали.

Можно не только перемещать предметы и останавливать по своему желанию людей, но и воздействовать даже на небо, например, разгоняя тучи. Для некоторых сенситивов это далеко не самый сложный прием воздействия с помощью энергии. Примером может служить известный автор и исполнитель программы «Твои возможности, человек» А. В, Игнатенко. В 1981 г. он работал психологом команды по академической гребле на олимпийской базе в Бирштонасе (Литва). В течение пятнадцати дней, пока тренировалась команда, Игнатенко обеспечивал солнечную погоду, воздействуя на тучи. Методика воздействия на тучи следующая: нужно представить себе, что ладонь руки излучает энергию. Через некоторое время (от нескольких минут до десяти) можно увидеть на ладони мерцающие точки, из которых к облакам поднимается луч. Пучок энергии направляется в то место, где должно находиться в данный момент солнце. Когда луч доходит до облаков, нужно мысленно видеть происходящий там процесс их рассасывания. Постепенно в руке начинает ощущаться тяжесть, словно она держит тяжелый предмет. Затем появляется легкая вибрация в теле.

Среди методов воздействия аурой на ауру другого человека выделяются следующие:

  1. Включение ауры другого человека в собственную ауру. Мысленно, в представлениях накидывайте ауру, обнимая ею избранного для эксперимента чело века. Старайтесь сосредоточить свои мысли на том, что Вы и он — одно целое, что Ваши мысли и Ваши желания — это его мысли и его желания и Ваша сила — его сила. Если объект воздействия усиливает свою ауру (возможно, подозревая о намеренном воздействии чужой ауры), этот метод оказывается неэффективным: «яйцо» ауры объекта как бы перекатывается с боку на бок и ауру не удается растянуть. В этом случае используется метод «превращения в острие».
  2. «Превращение в острие». Мысленно представьте, что Вы превращаетесь в острие, с которого стекает мощный остронаправленный информационно-энергетический поток, фиксирующийся в наиболее слабой точке ауры объекта. С точки зрения психологии, такая «слабая точка» может рассматриваться как увлечение каким-нибудь предметом, делом либо это порочная наклонность, физический недостаток. Делая несколько заходов, играя каждый раз на той или иной слабой струне, настраивая ход мысли в резонанс с объектом, телепат рано или поздно добивается успеха вначале на одном избранном участке, затем результат распространяется и на всю ауру. Есть люди, на которых воздействовать нелегко. Тогда применяется наиболее коварный метод — метод растворения собственной ауры в ауре объекта.
  3. Растворение ауры в ауре объекта. Перед началом воздействия нужно выделить хорошие качества характера объекта. Мысленно восхищайтесь этими качества ми, его устремлениями, его аурой. Так же, как и в предыдущих методах, должен ощущаться «экстаз удачи».

При применении каждого из трех методов телепат как нападающий обладает тем преимуществом, что действует тайно и целеустремленно, в то время как сознание (а следовательно, и аура) перципиента остается под властью изменений в среде тех или иных раздражителей.

Нападение с помощью энергетических ударов

Вспоминаю такой эпизод. На сцене несколько добровольцев. Альберт Игнатенко предупреждает участников опыта, что одного из них он ударит с расстояния нескольких шагов, а другие должны не дать ему упасть. Игнатенко отошел к краю сцены и сделал взмах рукой в сторону улыбающегося парня. В следующее мгновение тот согнулся, потом неведомая сила оторвала его от пола, развернула в воздухе. Помощники едва успели подхватить падавшего парня.

Этот эксперимент неоднократно проводился в присутствии экспертов-психологов. Они сделали вывод, что описанный выше номер, названный Игнатенко «ударом каратэ», основан на умении Игнатенко собрать, сконцентрировать свою энергию и послать ее на расстояние.

Энергетические удары теоретически и практически разработаны в системе астрального каратэ Школы Ахараты Сансэя Вар Аверы.

Гуру Вар Авера (В. С. Аверьянов) продолжительное время занимался йогой. Достигнув в ней больших успехов, он перешел в сферу астрального каратэ, создав свою идеологию. В системе астрального каратэ большое внимание уделяется отработке энергетического нападения. С этой целью отрабатываются специальные упражнения — каты, с помощью которых пробуждаются чакры, прочищаются энергетические каналы, накапливается энергия в определенных участках тела и уже на основании этого отрабатываются энергетические удары.

Малая «ката ярости» служит для отработки мгновенного выброса энергии в окружающее пространство во всех направлениях и в определенном направлении через Аджначакру. Активным энергетическим (гуру Вар Авера применяет вместо терминов «прана» и «энергия» термин «санса») излучением, по всему периметру ауры тела, уничтожаются внешние энергетические воздействия на ученика Школы (каратэка), а через излучение Аджначакры пробивается астральное поле противника, вызывая потерю энергии и чувство страха, вследствие чего противник отказывается от борьбы. Общая медитация при выполнении этой каты состоит в генерировании в себе чувства ярости и непримиримой ненависти ко всему, что мешает каратэку и его школе. Идет мыслеутверждение типа: «Я так страшен и беспощаден, что ко мне никто не смеет приблизиться!»

Здесь следует сказать, что В. С. Аверьянов в отличие от точки зрения индийской йоги (он считает себя представителем русской йоги), иначе относится к созданию (генерированию) мощности энергетического поля человека. Йоги предпочитают усиливать энергетику биополя человека за счет положительных токов (они образуются за счет культивирования чувств добра и любви к людям) и облагораживающе воздействовать своим положительным полем на человека даже в ответ на отрицательное воздействие этого человека. Аверьянов считает, что в ответ на энергетическое нападение нужно отвечать сильным отрицательным зарядом, пробивающим энергетическое поле нападающего. В 1976 году в своем докладе «Тайные корни современных глобальных психоэнергетических систем» Аверьянов говорил: «Чему я обязательно учу своих йогов — это умению мгновенно вызывать в себе ярость. Ярость — это интенсивная генерация сансэнергетических полей. Если Вас окрутили в астрале, вспомните все, что есть плохого в окружающем мире, и мгновенно возненавидьте это в себе, в Вас родится энергополе, которое уничтожит любое враждебное астрополе. Если адепту русской йоги кто-нибудь угрожает насилием или смертью, а это всегда идет со стороны полууголовных элементов, то адепт обязан в ответ сгенерировать такую ярость, чтобы у любого навсегда отбить охоту пугать его. Идти на кого-то с угрозой — это прежде всего теснить своим астральным полем его жизненное поле. Если угроза сильная, происходит пробой поля, и запуганный начнет энергетически хиреть».

Ката выполняется в стойке: ноги расставлены, легкий присед, руки выставлены вперед для нанесения и отражения ударов. На короткий момент расслабьте мышцы всего тела, ощутите, как в ауре тела (и порах кожи) открываются отверстия и через них в тело из пространства по тонким радиальным прямым лучам длиной 30—40 см начинает вливаться санса (прана). Тело должно ощущаться однородной гудящей массой корпускул (в школе принято представлять сансу как поток микроскопических тел — корпускул). Предварительно расслабившись, следует затем резко сжать все ткани тела, как бы сокращая его объем. Санса в лучах получает импульс обратного тока, происходит мгновенный выброс энергии в окружающее пространство во всех направлениях. Сжатие идет на выходе со звуком «ха», рот и губы напряженно раздвигаются, руки делают рывок полуудара, ноги прыжком меняют позицию. Затем опять короткое расслабление и последующее сжатие, и так повторяйте в течение 2—3 минут. Затем переходите к выбросу энергии через Аджначакру, предварительно последовательно сжимая определенные части тела. Сжатие начинайте со ступней ног, переходите на ягодицы, низ живота, далее — на спину, грудь, плечевой пояс, шею. При последовательном сжатии в нижней части живота, в Манипурачакре, создается концентрированный столбик сансы (ощутите или представьте). Столбик по мере сжатия разрастается и течет через шею в Аджначакру, выходит из нее монолитным лучом (толщина и длина предельны для данного уровня развития каратэка). Энергетический луч из своей Аджначакры посылается в Аджначакру партнера (противника).

В кате «лучевого удара» Вы отрабатываете свое воздействие с помощью энергетических потоков на чакры другого человека. Ката выполняется стоя, в паре. Поток энергии выбрасывается через руки. Проводя руками вдоль тела партнера на расстоянии 10 см от тела, испускайте из середины ладони или из кончиков пальцев сансовый поток. Определяете у партнера 7 чакр и воздействуете сначала накачиванием в ним сане-энергии из своих рук (партнер должен ощутить и признать, что чакры у него начинают активизироваться), а потом поочередно тянете сансу из чакр партнера к себе в руку, аккумулируя получаемую энергию в своей идентичной чакре. Партнер должен осознать ослабление своего биополя.

Воздействие на чакры партнера должно быть осторожным. Каратэку достаточно добиться незначительных болей в области чакр или легкого головокружения у партнера. В противном случае, если отток энергии вести интенсивно, участок тела партнера, соответствующий определенной чакре, будет обеспечиваться ею ниже жизненной необходимости. Мышцы и органы начнут болеть, их может сводить судорога, они потеряют способность выполнять свои функции — человек войдет в обморочное состояние и упадет на землю. Партнер также потеряет сознание, если испустить сильный санс-луч из руки ему в голову (темя, лоб, затылок). Это значит, что мозг насытился энергией более, чем привык перерабатывать, и координация его нервных центров нарушена.

Вы должны помнить о том, как важен медитационный контакт с системой астрального каратэ своей школы, который не позволит в процессе занятий по отработке лучевых ударов сместить акцент на личную ненависть, боязнь противника.

Психическое нападение непосредственно на эмоциональную оболочку

Психическому нападению непосредственно на эмоциональную оболочку подвергаются люди, живущие эмоциями, сознательно или бессознательно отождествляющие себя со своей эмоциональной оболочкой.

Исходящий от индуктора «эмоциональный заряд» является не более чем катализатором, усилителем определенных процессов, уже присутствующих в перципиенте. Если в астральном теле перципиента отсутствуют вибрации, родственные по духу приходящим извне, то последние вообще не могут на него действовать. Высокие морально-этические качества человека — наилучшая защита, ибо астральное (и ментальное) тело такого человека не способно откликаться на низкие вибрации. Если злобная мысль, посланная с таким же намерением, ударится о такое тело, она только «отскочит» от него рикошетом (причем с силой, пропорциональной той энергии, с которой она на нее налетела), помчится обратно по магнетической линии наименьшего сопротивления — то есть по только что проторенному пути — и ударит своего собственного создателя, а так как он имеет в своем астральном (и ментальном) теле материю, сходную с материей порожденной им мыслеформы, он подвергнется действию ответных вибраций, что приведет к последствиям, которые он хотел навлечь на другого.

Психическое нападение непосредственно на ментальную оболочку

Психическому нападению непосредственно на ментальную оболочку, как правило, подвергаются люди, которые живут преимущественно интеллектом, отождествляющие себя со своей ментальной оболочкой. При этом воздействие направлено непосредственно на ментальную оболочку, в обход энергетической и астральной. Нападение такого типа рассчитано не на то, чтобы вызвать у перципиента «дурные мысли» (дурные мысли возникают в результате нападения на эмоциональную оболочку), а чтобы сбить его с толку, поколебать столпы системы его верований, разрушить стереотипы видения мира, короче говоря, активизировать присущее интеллекту свойство всегда и во всем сомневаться — в том числе и а своих собственных выводах.

Против такого нападения способны выстоять лишь те ментальные ориентации, которые упрочены в более глубоких слоях психики. Следует заметить, что ментальное нападение часто может оказаться благом, ведь в результате его сметаются все случайные образования и ставятся все точки над «и». Ведь то, что «устои» задрожали и исчезли, подобно миражу, явив свою иллюзорную природу, можно рассматривать не только как жизненное фиаско, но и как пробуждение ото сна, как залог начала «новой жизни». Заметим, что нельзя оттягивать начало «новой жизни», так как метания интеллекта в поисках опоры неизбежно отражаются на эмоциональном состоянии человека, а через него — и на общем психофизиологическом тонусе. Если человек впадает в этой ситуации в панику, он рискует стать жертвой психического срыва. В этой ситуации выход из кризисного состояния возможен двоякий:

  1. восстановление старого «ментального каркаса». Это более легкий путь, но былой прочности в старом каркасе достичь обычно не удается, и он становится аварийным;
  2. путь «второго рождения». И хотя этот путь не гарантирует быстрого процесса психической стабилизации, лишь на нем можно обрести новый, более совершенный каркас. Он способен повести человека и еще дальше: опытно пережив себя в состоянии, в котором отсутствует всякая опора для интеллекта, а также процесс становления нового «ментального каркаса», человек может уловить механику разотождествления с ментальным телом, что приведет его к психическому состоянию, при котором ментальные нападения не будут воздействовать на него.

Поручик выпьет перед боем
Глоток вина в походной фляге.
Он через час железным строем
Уйдёт в психической атаке

Поручик курит до сигнала.
На фотографии в конверте
Десяток строк, чтоб та узнала,
Как он любил за час до смерти…

Вопрос решён, итог не важен -
За Русь, за власть, за честь и веру.
Идти им полем триста сажен,
Не прикасаясь к револьверу.

Красивый жест, игра дурная,
А Русь на Русь, и брат на брата.
Добро и зло, земля родная,
Ты перепутала когда-то…

Леонид Бородин . "Психическая атака"

Против ижевских лапотников

Кадр "психической атаки" из к/ф "Чапаев"
Что такое психическая атака, пожалуй, каждый знает, ну хотя бы по знаменитому фильму "Чапаев". Главная её цель - деморализация противника, вызвать панический страх, надломить душу вражеского солдата.

Ижевско-Воткинское антибольшевистское восстание, 90-летний юбилей которого отмечаем в этом году, преподало не один урок как современникам, так и потомкам. Невиданное доселе сочетание мужества и отчаянья на берегах Ижа проявилось в таком феномене как психическая атака - первая в истории гражданской войны в России, по мнению многих. Вот и мы не будем спорить за кем тут первенство - за ижевцами, корниловцами, марковцами… Первенство за временем, за духом и моральным превосходством тех, кто шёл без выстрелов, с винтовками наперевес на большевистские пулемёты.

Впрочем, была ещё одна причина: у тех же ижевцев катастрофически не хватало патронов. Многое из вооружения им попросту приходилось добывать в бою. Шансы на успех были, пока ижевцам и воткинцам противостояла ими же полуразгромленная 2-я Красная армия. Но большевистские вожди вскоре поняли, что Ижевско-Воткинское восстание грозит им не только потерей заводов, в том числе и оружейного, но и невозможностью вообще дальше воевать, надломленными духом, зачастую и так сомневающимися красноармейскими частями.

Срочно разворачиваются новые подразделения: прежде полупартизанские отряды Азина, Малыгина, Аплока, Чеверева, Северихина становятся дивизиями, корпусами, полками. Усиливается снабжение действующих против Ижевска и Воткинска частей, в том числе боеприпасами и амуницией. Теперь красноармейцы барственно-пренебрежительно хмыкают в адрес восставших - лапотники, мол! Это пренебрежение отчетливо отражено на страницах красных газет: в лохмотьях и в лаптях - значит, белоучредиловец! Вот газета "Борьба" за 7 ноября 1918 года (день штурма Ижевска) рассказывает об одном из фронтовых эпизодов, случившегося с азинскими связистами: "Идут они, вдруг… белогвардейская цепь.

Кто вы? - выскочил для вопросов один белогвардеец из окопов. А за ним ещё несколько человек. По лаптям они сразу смекнули, что это учредиловцы. Наши не сплошали, обратили внимание на ноги и на лапти.

Свои, - отвечали наши.

Из какого полка?

Наши вынули револьвер и бах! Бах! Бах! Двое лапотников упали, а остальные бежать в окопы".

Щеголеватые ижевцы в лаптях, конечно, вряд ли ходили, но общий вид, общее впечатление от Ижевской, а затем и Прикамской Народной армии, пожалуй, передано верно.

В штыковую!

Казалось бы, таких вояк одолеть - раз плюнуть! Да вот что-то части двух Красных армий - 2-й и 3-й - и за 90 дней не одолели их. "Ну и трусы белые!" - бахвалится газета "Борьба", описывая наступление красных на деревню Забегалово в самый критический для восставших день 7 ноября. Именно в этот день "трусы" и "лапотники" шли в психическую атаку на красные части. Её и потом долго ещё с содроганием вспоминали ветераны-красноармейцы и их немногие оставшиеся в живых в 1930-е годы командиры.

Очень сухо описывает страшный бой последнего дня член Реввоенсовета и политический комиссар 2-й армии Сергей Иванович Гусев (Яков Давидович Драбкин): «…Противник, предупредив нашу атаку, сам перешёл в наступление своими ударными ротами, поддержанными ротами учредиловцев с подбадривающими криками и музыкальными инструментами… Завязался рукопашный бой, который длился около двух часов…»

Это и была знаменитая психическая атака ижевцев, о которой так любят вспоминать писатели и краеведы. "На одном из холмов сверкнули под солнцем медные трубы, тарелки барабанов и появились музыканты. За ними возникли чёрные, размашисто шагающие цепи. Первая, вторая … и пятая…и десятая… в стремительном темпе взлетающих ног была какая-то твёрдая механическая сила.

Они опередили нас! - крикнул Азин. - Давай, Шурмин, скачи к Дериглазову. Пусть подпустит офицеров как можно ближе, а потом из пулемётов их!... А хорошо, черти, идут! Пьяные что ли?...

Над передней цепью, шагавшей с особенным шиком, клубилось бело-зелёное знамя, открывая скорбный лик Иисуса Христа. Рядом со знаменем, вздымая над головой большой крест, шёл чернобородый священник…

До передней офицерской цепи оставалось какая-то сотня шагов…Северихин поднялся из кустов во весь свой высокий рост…

Огонь! - скомандовал он…." Это отрывок из романа Андрея Алдан-Семёнова "Красные и белые".

Бессмертные ижевцы

В этот последний для восставшего Ижевска день его защитники не один раз поднимались и шли в психическую атаку на превосходящего в численности врага: у Пироговских высот, у старого Казанского вокзала, у починка Ключи, где когда-то улица Казанская переходила в Казанскую дорогу. По улице этой и неслась в Ижевск конница латыша Азина, его именем и назовут Казанскую в июне 1920 года.

У Алдан-Семёнова подробно описывается, как созревала и вынашивалась идея психической атаки. Да ничего подобного! Помимо офицеров-фронтовиков в бой шли и рабочие, и гимназисты и даже женщины.

Вот сводная рота (её ещё называли и батальоном) полковника Власова - с бору по сосенке набралось 300 бойцов. Человек этот ижевцами уважаем, под его командование охотно шли отставшие от своих рот бойцы. Да и удачлив был в бою полковник. "Батальон полковника Власова не только бил и гнал, вдесятеро более многочисленные красные банды, но и очень деятельно и очень действенно "поставлял" на нашу молодую армию отнимаемое у большевиков оружие и военное имущество. Упомянем здесь только один, но далеко не единственный, случай. Когда "бессмертный батальон" отнял у врага и отправил куда нужно 9 орудий, 63 пулемёта и 300 повозок", - рассказывала о тех днях омская газета "Военные ведомости".

Бойцов Власова с ижевских времён так и называли - "бессмертными". Среди них в том последнем бою у Казанского вокзала сражалась и недавняя гимназистка, дочь священника Троицкой церкви Лидия Попова. Ей ещё не раз своим примером предстоит поднимать в атаку ижевские цепи "под кровавой Уфой", куда пробились остатки "бессмертных" после взятия Ижевска. А полковник Власов, поправившись после ранения, уже в начале 1919 года деятельно принялся за воссоздание своего ударного "бессмертного батальона".

Повторение пройденного

Слухи о бесстрашных ижевцах, идущих в полный рост и под музыку на врагу далеко разнеслись - и среди белых, и среди красных. Пример оказался заразительным: "Подъем духа ижевцев был на необыкновенной высоте. Они шли в бой как на праздник - с песнями и гармошками" (из воспоминаний А.Г. Ефимова). Не один раз впоследствии применяли психическую атаку и каппелевцы (чуть позже ижевцы и воткинцы наряду с волжанами станут ударной силой каппелевских войск). К примеру, по словам К.И. Куликова, это произошло "на территории Удмуртии второй раз во время колчаковского нашествия, на полях д. Юрино Сарапульского района против 40-го полка В.И. Чуйкова".

Психическая атака оказалась притягательной и для красных. И если уж на то пошло, её элементы использовались ими ещё при взятии восставшего Ижевска. Тот же начальник штаба будущей Ижевской дивизии, а затем командир Ижевско-Воткинской бригады А.Г. Ефимов, в своей книге пишет о боях осени 1918 года: "Отряды наёмных иноземцев по своей жестокости не отличались от доморощенных коммунистов, и борьба принимала свирепый, кровавый характер с большими потерями для обеих сторон. Ижевцы, бывшие на Северном фронте, вспоминали, как им пришлось иметь дело с каким-то интернациональным полком, в котором все бойцы были одеты в красные рубахи. Сильно опьяневшие, они с пением "Интернационала", переходившего в рёв, бросались на своего противника, несли большие потери, но повторяли атаки по несколько раз".

Видимо, психологическое воздействие этих атак и впрямь было велико, поскольку и у белых, и у красных первой возникала мысль о пьяном противнике. В газете "Свободная Сибирь" один из авторов, рассказывая о взятии сибиряками Глазова, отмечал: "В "Красном набате" и "Деревенской коммуне" мне самому пришлось читать о том, что сибирские войска перед боем напаиваются офицерами чуть не до белой горячки…" Прошло несколько месяцев после взятия большевиками ненавистных Ижевска и Воткинска "железной" дивизии Азина, этой, по словам М.В. Фрунзе, "боевой жемчужине Красной Армии", пришлось снова брать штурмом прикамские города-заводы (к пятилетию этой даты даже попытаются переименовать Воткинск в город Азин) - на этот раз не у восставших рабочих, а у колчаковцев. Вот тут-то и вспомнились красноармейцам недавние уроки. "При освобождении Ижевска 7 июня 1919 года цепи красных бойцов, атакующих укрепления белых близ деревни Верхние Кены, шли навстречу ураганному огню развёрнутым строем, под красными знамёнами, с оркестром в середине наступающих цепей, играющим революционные марши" (цитата из Владимира Фролова).

Душа трепещет

Ах, как роднила эта любовь к музыке, особенно бравым маршам, комдива Азина и ижевцев! Не случайно же непредсказуемый "латыш с душою казака" всюду возил за собой оркестр - любил по младости лет внешние эффекты.

А на гражданской войне эффектов хватало. Даже самые обычные для человека нашего времени вещи вызывали порой шоковые эмоции, особенно у старшего поколения. Если угодно, всё это также было своеобразной психической атакой. Речь здесь идёт не о массовых расстрелах и боевых потерях - свой среди чужих, чужой среди своих - наиболее частое состояние души человека того времени. Листовки и бомбы с аэропланов над Ижевском обывателя впечатляли, чай, не менее чем психические атаки бойцов на фронте.

По свидетельствам современников, красноармейцы приходили в панику заслышав заводской гудок, по которому на поле боя спешили буквально все, способные носить оружие рабочие. Зато те же выстрелы самой первой ижевской пушки образца 1877 года, найденной восставшими в заводской шихте и начинённой ими, оказывала на защитников города благотворное воздействие, как бы красные не смеялись над снарядами-болванками, которыми она стреляла. И в ужас приходили православные люди, когда при артобстреле взятого пепеляевцами Глазова, слышали во время церковного праздника красноармейскую команду: "По богомольцам - огонь!". Так что, выходит, и вправду в гражданской той войне: куда ни кинь - всюду клин для души и психики нормального человека, т.е. психическая атака.

В культовом советском кинофильме «Чапаев» (1934 год) есть и такой породивший множество мемов эпизод, как «психическая атака» белогвардейцев. Одетые в чёрную форму офицеры идут стройными колоннами, в полный рост, без единого выстрела на позиции красноармейцев. Те поджидают их, лёжа за пулемётами…
- Красиво идуть! – говорит один.
- Тилигенция! – насмешливо откликается другой.
«Психическая атака» была взята из романа Дмитрия Фурманова «Чапаев», послужившего фабулой для фильма. Однако была ли такая атака в действительности?

Истоки и составные части мифа

Фурманов писал, что, во время наступления красных на Урале, после захвата 25-й стрелковой дивизией, которой командовал Василий Чапаев, плацдарма на реке Белой, белогвардейцы предприняли бесшумную атаку. Правда, при этом они надеялись, как считал Фурманов, не на то, чтобы своим презрением к смерти вызвать панику у красных, а чтобы внезапно подойти к их позициям и захватить их врасплох. Только поэтому белые не открывали огня.

Это уже потом в фильме братьев Георгия и Сергея Васильевых белогвардейская рать обрела облик каких-то сверхлюдей в духе Ницще. Что и понятно – годом раньше в Германии к власти пришли нацисты, и подготовка (в том числе моральная) к войне с ними ставилась в долгосрочную повестку Советского государства. Поэтому образ врага – в данном случае белогвардейцев – приобретал новую модификацию, мало отвечавшую исторической реальности.

Однако Фурманов действительно писал про «чёрные колонны», «офицерские батальоны» и «каппелевский полк». О психической атаке белых на плацдарм на Белой (такой вот получается каламбур) свидетельствовали многие ветераны гражданской войны. Называли и день – 9 июня 1919 года.

Бой на плацдарме: что произошло

На основании документов можно, наконец, установить, что происходило на данном участке Восточного фронта гражданской войны в тот день. В результате контрнаступления, происходившего с 28 апреля 1919 года, войска красного Восточного фронта отбросили белогвардейцев от Волги в предгорья Урала. Развивая наступление, Туркестанская армия под командованием Михаила Фрунзе начала 25 мая операцию на уфимском направлении. 7 и 8 июня шли тяжёлые бои на реке Белой, в результате которых только дивизии Чапаева удалось форсировать её и создать плацдарм на её правом берегу. 9 июня белые атаковали плацдарм.

Согласно военно-историческому труду Николая Какурина «Как сражалась революция», «некоторые полки 25-й дивизии поколебались и осадили на переправы, но личный пример командования и начальников вскоре увлёк их вперёд, тем более, что противник в своих контратаках, по-видимому, истощил свои последние усилия». Из этого краткого описания видно, что бой 9 июня был весьма драматичным, и вся дивизия Чапаева едва не обратилась в бегство. Причём велика личная заслуга комдива и комиссара в переломе ситуации.

Перейдя в контратаку, чапаевцы вечером того же дня вошли в Уфу. Бывший начальник штаба Западной армии Колчака генерал-лейтенант (в царской армии полковник) Константин Сахаров писал впоследствии, что одной из причин неудачи контрудара белых войск в тот день стал переход одного из полков 6-й Уральской казачьей дивизии на сторону красных.

Были ли на Восточном фронте белых офицерские части?

Какие же белогвардейские части атаковали в тот день дивизию Чапаева? В настоящее время считается, что это были полки 4-й и 8-й пехотных дивизий, входивших в состав 2-го и 3-го Уфимских корпусов. Уральская дивизия, про которую написал Сахаров, находилась на другом участке фронта.

А что же пресловутые каппелевцы? Подполковник Владимир Оскарович Каппель летом 1918 года возглавил добровольческие отряды во взятой Чешским корпусом Самаре. Эти отряды стали костяком формирования Народной армии в Поволжье, подчинявшейся Комитету членов Учредительного собрания. Осенью 1918 года армия влилась в общий состав вооружённых антибольшевистских сил на востоке России (18 ноября их главнокомандующим стал вице-адмирал Александр Колчак). Каппель, ставший к тому времени подполковником, а вскоре и генерал-майором, возглавил в них 1-й Волжский армейский корпус.

На 9 июня 1919 года части корпуса Каппеля вели бои севернее, против 26-й и 27-й стрелковых дивизий РККА, и непосредственно в боях за Уфу не участвовали. Впрочем, даже если бы пресловутые «каппелевцы» атаковали дивизию Чапаева на плацдарме (о Каппеле по Уралу и Волге гремела слава, и его войск красные боялись с лета 1918 года), то в ней всё равно не было ни офицерских батальонов, ни чёрных мундиров «корниловцев».

Вчерашние школьники

Но как же быть со свидетельствами многих участников боя? Не привиделись же им всем чёрные мундиры? Дело было в том, что в боях на плацдарме приняла участие рота добровольцев, пришедших в Белую армию буквально со школьной скамьи. Это были недавние выпускники реальных училищ, ещё не успевшие сменить ученическую форму на английское армейское обмундирование.

Как считает историк Павел Аптекарь, автор книги о Чапаеве, вышедшей в серии ЖЗЛ, полторы сотни трупов погибших, одетых в чёрную форму учащихся реальных училищ, послужили после боя основой для легенды об элитных офицерских батальонах.
Видимо, самопожертвование безусых юнцов, бросившихся в атаку на ветеранов Чапаева, было массовым, так как «с той стороны» после этого боя не осталось никого, кто смог бы рассказать о нём и опровергнуть легенду о «психической атаке офицерских частей».

Часто приходится читать, что «Офицерский каппелевский полк» (никогда в действительности не существовавший) в культовом советском фильме «Чапаев» одет в форму Офицерской Марковской дивизии (из армии Деникина), которая показалась режиссёрам более эффектной и более соответствовала «мрачному» облику «врагов революции». Попробуем разобраться, так ли это.

Действительно, чёрные гимнастёрки с белыми кантами, белые фуражки с чёрным околышем и чёрные погоны с белыми просветами, как у каппелевцев в фильме, носили офицеры Марковской Офицерской стрелковой дивизии. Расцветка идеально совпадает. Правда, на марковских погонах была литера «М» («Марков») или «ГМ» («Генерал Марков»), но наличие такой шифровки у каппелевцев было бы нонсенсом, поэтому не удивительно, что на погонах в фильме шифровки отсутствуют.

Однако, невооружённым глазом видны и куда более серьёзные несоответствия. Прежде всего, марковцы имели только один вид нарукавных нашивок - бело-сине-красный деникинский шеврон углом вниз. В фильме же отчётливо видно, что на рукавах белогвардейцев нашивки в форме щита. Нашивки подобной конфигурации одно время были всеобщим явлением в белых войсках на востоке России. В Сибирской Народной армии и Народной Армии КомУча (составной частью которой как раз и были каппелевцы) они служили знаками различия, заменяя погоны. Но это было летом 1918 года, почти за год до боёв с Чапаевской дивизией. Колчак, пришедший к власти в Сибири в конце 1918 года, немедленно восстановил дореволюционные знаки различия, после чего все подобные нарукавные нашивки были отменены. Бои же с Чапаевым относятся к 1919 году, когда войска Колчака вышли к Волге и Каме, а красные пытались их отбросить.

В 1919 году нарукавные нашивки в форме щите носили два соединения. Корниловская ударная дивизия Добровольческой Армии Деникина и Воткинская стрелковая дивизия в армии Колчака.

Нарукавная нашивка корниловцев - голубого цвета, со скрещёнными саблями и «мёртвой головой» (этот символ в дореволюционной русской армии, как и в большинстве европейских понимался «Умираю, но не сдаюсь», а также как «Чаю воскресения мертвых и жизни Будущаго Века», лишь нацисты смогли наполнить этот героический символ однозначно человеконенавистническим содержанием), а также надпись «Корниловцы». C корниловцами киношных каппелевцев роднит также флаг с мёртвой головой - правда, в Корниловской дивизии он был не однотонно-чёрный, а чёрно-красный. Нашивка Воткинской дивизии - красный треугольник со скрещёнными пистолетами. Разглядеть рисунок «каппелевской» нашивки в фильме сложно (если вообще возможно), но, судя по смутным очертаниям, она либо копирует комучевские нашивки 1918 года, либо составлена из двух, только что описанных: на корниловском «щите» с надписью - воткинские пистолеты.

Ещё одно существенное отличие киношной формы от марковской - конфигурация обшлагов. Эта деталь не так маловажна, как может показаться, ведь в дореволюционной русской армии, традициям которой старались следовать белогвардейцы, по форме обшлагов различались рода войск. Пехота носила прямые обшлага, кавалерия - обшлага «уголком». Обшлага рукавов как у марковцев, так и у корниловцев, и у воткинцев были прямые, то есть пехотные. У киношных же каппелевцев отчётливо видна угловидная конфигурация обшлага, как у кавалеристов. Более того, на них хорошо заметен «гусарский узел». Штаны на киношных «каппелевцах» также кавалерийского типа - с кожаными леями в шагу (чтобы не протирались от долгого сидения в седле). И тут самое время вспомнить ещё об одном соединении, существовавшем в колчаковской армии - Партизанской дивизии атамана Б.В. Анненкова. В составе этой дивизии существовал полк Чёрных гусар, который, как и марковцы, носил чёрные гимнастёрки. Правда, без белых кантов и с красными погонами. Фуражки анненковских гусар были полностью чёрные, с белыми кантами, кокарду на них нередко заменяло изображение «мёртвой головы». Очевидно, гусарские узлы на рукавах и кавалерийские штаны - отголосок воспоминания консультантов фильма о боях с анненковцами.

Итак, мундир «каппелевцев» в фильме «Чапаев» ни в коей мере нельзя считать марковским. Это абсолютно фантастическая форма, составленная из формы нескольких разных соединений (в том числе и реальных каппелевцев), участвовавших в Белой Борьбе. «Каппелевский Офицерский полк» в фильме «Чапаев», судя по всему, следует считать собирательным образом отборных белогвардейских частей, сражавшихся против большевиков на разных фронтах Гражданской войны.

И в завершение - о том, что из себя действительно представляли каппелевцы. Если говорить о Каппелевском офицерском отряде (не полку), то он составил ядро так называемой Народной Армии КомУча (Комитета членов Учредительного Собрания) и участвовал в боях с Красной Армией летом 1918 года. Но Чапаевская дивизия на тот момент ещё не была сформирована. Подвиги Чапаева (действительно подвиги - при всём моём несогласии с его политическими взглядами) и пик его популярности в большевистском лагере пришлись на следующий, 1919-й год. Каппелевский офицерский отряд носил защитную русскую форму времён Первой Мировой войны со споротыми погонами. Отличительной чертой его обмундирования были белая повязка на рукаве и георгиевская ленточка вместо кокарды на фуражке.


Владимир Оскарович Каппель

В дальнейшем название «каппелевцы» всплывает снова уже на рубеже 1919 - 1920 годов. Как известно, А.В. Колчак, эвакуируя своё правительство из Омска, отказался следовать походным порядком с армией и отправился на восток литерным поездом, так как опасался за судьбу своей любовницы А. Тимирёвой . Это решение, как нам теперь известно, оказалось для него роковым. Руководство войсками, которым ставилась задача пробиться сквозь кишащие партизанами леса и овладеть мятежным Иркутском, поручалось В.О. Каппелю. Современный историк Руслан Гагкуев пишет: «Главнокомандующий армиями Восточного фронта Генерального штаба генерал-лейтенант Каппель (назначенный на этот пост Верховным правителем адмиралом Колчаком на станции Судженка 3 декабря 1919 года со словами: «Только на Вас, Владимир Оскарович, вся надежда») делал все возможное и невозможное, чтобы вывести армию из снежного плена с наименьшими потерями. Каппель часто задерживал свой поезд, чтобы находиться в непосредственной близости от фронта. То в автомобиле, а чаще верхом Главнокомандующий отправлялся к передовой линии фронта. В той путанице частей и обстоятельств, которые сопровождали отступление, он вникал во все мелочи текущего дня, часто исправляя положение, казавшееся безнадежным. Задерживаясь чуть ли не на каждом полустанке, Каппель знал положение не по донесениям начальников частей, а видя все собственными глазами. Он наводил порядок в отступавших частях, вырабатывал порядок движения, по возможности сменяя арьергардные части, искоренял своеволие в отношении населения, строго следил за офицерским корпусом, пытался вдохнуть дух бодрости в бойцов, чтобы отступление не превратилось в бегство. Все это - в условиях мертвого мороза сибирской зимы… Сам Каппель часто шел пешком, жалея своего коня и часто утопая в снегу так же, как и другие. Он был обут в бурочные сапоги и, утонув в снегу, случайно зачерпнул в них воды, никому об этом не сказав. Через некоторое время у него начался сильнейший озноб с временной потерей сознания. На третьи сутки его, не приходившего в себя, на коне довезли до первого человеческого жилья - таежной деревни Барги. Здесь доктору пришлось простым ножом, без анестезии сделать ампутацию обмороженных пяток и некоторых пальцев на ногах Каппеля. После операции Каппель смог продолжать путь верхом и отдавать необходимые распоряжения, но через 8 - 10 дней после выхода из деревни Барги его состояние стало ухудшаться в связи с развивающимся двусторонним крупозным воспалением легких. Владимира Оскаровича уложили в сани, в которых он ехал несколько дней. В Нижнеудинске, занятом после короткого столкновения с красными, генерал Каппель еще смог провести совещание с начальниками отдельных частей, но уже не вставая с кровати… В последние два-три дня Владимир Оскарович сильно ослабел и всю ночь 25 января не приходил в сознание. На рассвете он был перенесен в батарейный лазарет-теплушку румынской батареи имени Марашети, где через шесть часов, не приходя в сознание, умер. Последними словами генерала Каппеля на этой земле были: «Передайте войскам, что я любил Россию, любил их и своей смертью среди них доказал это»» .

Как видим, за двадцать лет до Алексея Маресьева (которому, конечно же, вечная память и Царство Небесное) аналогичный подвиг был совершён человеком, которого у нас долгое время было принято воспринимать исключительно в негативном свете. Гроб с телом Каппеля был вывезен войсками, командование которыми принял генерал Войцеховский. Однако, освободить от мятежников Иркутск и спасти Верховного Правителя ослабевшая армия Каппеля была уже не в силах. Остатки его войск соединились в Забайкалье с войсками атамана Г.М. Семёнова и ещё два года продолжали неравную борьбу с большевизмом. Именно там участники Сибирского Ледяного Похода получили название каппелевцев и отличительный знак - нарукавный шеврон из георгиевской ленты. Но Чапаев к этому времени был давно уже мёртв, и с этими каппелевцами померяться силами явно не мог.

Что же, самая яркая сцена кинофильма «Чапаев» выдумана от начала до конца? Нет, разумеется. Более того, эта сцена во всех деталях описана «с обеих сторон». Со стороны красных её подробно живописует Фурманов - непосредственный участник событий - в своём романе «Чапаев», умолчав, правда, о том, что противниками 25-й Чапаевской дивизии в том бою были ижевские и воткинские рабочие, восставшие против произвола комиссаров (из этих рабочих Колчак сформировал две самые боеспособные свои дивизии - Ижевскую и Воткинскую), что белые шли в психическую атаку под красными (!) знамёнами и с пением «Варшавянки» - парадокс, но в хаосе Гражданской войны бывало и такое . Описание этой же сцены с белой стороны мы встречаем в толковом и обстоятельном исследовании Валерия Шамбарова «Белогвардейщина» (именно Шамбаров указывает на то, что каппелевцев в фильме, якобы, одели в марковскую форму). Читайте и помните тех, кто отдал свои жизни за Русь Святую и Веру Православную в рядах Белой Армии. Упокой, Господи, их души в селениях праведных и святыми их мольбами избави нас от ужасов новой революции!

При написании данной статьи мною использованы материалы сайтов www. ei1918. и

Чтобы перестать осуждать Колчака за этот факт его биографии, достаточно один раз посмотреть фильм «Адмирал». Трудно жить в таком постоянном напряжении душевных сил, в каком по долгу службы жил Колчак, и не «сорваться». Конечно, грех есть грех, но, как мне кажется, не стоит из этого греха делать далеко идущие выводы о «неправославии» Колчака.

Похоже, выдумывать «офицерский Каппелевский полк» в 1919 году большевикам пришлось именно по этой причине: не говорить же «победившему» пролетариату, что самыми стойкими борцами против «рабоче-крестьянской власти» были восставшие против этой власти рабочие…

Вы не замечали в последнее время, что в вашем мировосприятии что-то изменилось? На вас волнами накатывают странные приступы какой-то необоснованной тревоги, вам хочется убежать и спрятаться от всех, а по ночам вы все чаще просыпаетесь в липком, холодном поту, дрожа от и от ощущения того, что рядом присутствует нечто незримое. Если все перечисленное происходит с вами уже некоторое время и с завидной регулярностью, то, скорее всего, вы стали жертвой грамотно спланированной психической атаки, имеющей под собой только одну цель: привести ваше ментальное и энергетическое поле в состояние полного дисбаланса, ослабив тем самым, все ваши защитные системы и надолго выведя вас из игры под названием «Нормальная жизнь».

Лечение психических атак

Если не принять срочных мер, то эта паническая лавина, как по спирали закрутит вас и утянет в водоворот паранойи и обострившихся безотчетных страхов, из-за которых весь привычный вам образ жизни мгновенно полетит в тартарары. Так как же бороться с этим злом? Прежде всего необходимо успокоиться и взять себя в руки. Понятно, что сделать это в подобной ситуации невероятно сложно, но в данный момент холодный анализ происходящего, это ваш главный ключ к спасению и избавлению от всех неприятных и отравляющих вам жизнь, симптомов психической атаки.

Итак, постарайтесь принять комфортное положение, сделайте глубокий вдох и начните мыслить логически. Кому вы в последнее время перешли дорогу и кто мог быть заинтересован в подобном вашем состоянии? Если с выбором кандидатуры на пост «разрушителя психики» вам определиться так и не удалось или же, таких «доброжелателей» обнаружилось сразу несколько, то отчаиваться не нужно. Будем проводить комплексную защиту.

Раз психическая атака прошла успешно и достигла своей , значит тут явно не обошлось без сильного специалиста в области черной энергетики, который и направил на вас мощный негативный импульс, сбив тем самым все позитивные «настройки» вашей ауры. Вы спросите, а что же теперь делать? Бежать к другому «биоэнергетическому хакеру»? Совсем не обязательно, тем более что шарлатанов в подобных областях сейчас развелось немеряно. Попробуем отбиться своими силами и провести весь необходимый курс лечения психической атаки самостоятельно, тем более, что в ваших собственных энергетических кладовых скрыты безграничные резервы, которые просто нужно извлечь и задействовать.

Как избавиться от психических атак?

Первое, что необходимо сделать, это сесть и расслабиться. Желательно при этом остаться в абсолютном одиночестве, для того, чтобы иметь возможность полностью сконцентрироваться на своих внутренних ощущениях и не отвлекаться на посторонние раздражители. Итак, готовы? Приступаем.

Теперь можете открыть глаза. Посмотрите, прошла всего пара минут, а как изменился мир, верно? Нет больше паники, нет страха перед пугающей темной неизвестностью будущего. Есть только ощущение безграничного покоя и внутренней силы, которые теперь всегда будут вашим спасательным кругом и защитят от всех бед и неприятностей если только последние будут иметь наглость появиться у вас на горизонте и вам больше никогда не придется думать о том, как избавиться от психических атак. Теперь вы в состоянии справиться с ними одним движением мысли и все «призраки», прячущиеся в темноте, очень быстро поймут, кто в доме хозяин и склонив головы, обреченно отползут в сторону, освободив вам путь.