Харбин. Страницы русской истории


История Харбина уникальна. Город, основанный русскими на территории Китая, до сих пор остается удивительно похож на старые районы Москвы и Санкт-Петербурга. Вывески с китайскими иероглифами смотрятся странно, словно какой-то шутник развесил их в преддверии тематического фестиваля. Что же делали русские так далеко от своей Родины? И зачем построили город в Китае, когда просторы собственной страны поражали воображение?

Китайско-восточная железная дорога


КВЖД была одной из важнейших частей грандиозной Транссибирской магистрали. Ветка связывала Европу и Азию, Восток и Запад, позволяя отдаленным районам Сибири и Китая развиваться экономически.


Для того, чтобы китайские власти были посговорчивее, председатель Совета министров Российской империи С.Ю. Витте даже предложил канцлеру Ли Хунчжану «взятку» - три миллиона рублей, целое состояние. Официальные лица факт передачи, конечно, не подтвердили, но секретом это вознаграждение не было.

Как поселок на реке Сунгари стал Харбином

Проект КВЖД был разработан в конце XIX века, и одним из самых сложных участков был мост над рекой Сунгари. В одноименном поселке были построены первые бараки, в которых и жили русские строители.


Первым, официально зарегистрированным жителем поселения, стал инженер Адам Шидловский. Именно он заложил первую постройку на территории, где раньше стояли лишь временные хижины рыбаков. Но даже возведение самых простых хижин стала настоящим испытанием. Кирпичи жители этого региона производили настолько примитивные, что сложить из них что-то более значимое, нежели курятник, было невозможно. Все строительные материалы, включая гвозди, приходилось «добывать» - везти из России или заказывать доставки из южных районов Китая. Вокруг поселка на многие километров ни души, только болота и полчища комаров.


Но, не смотря на все сложности, под руководством Шидловского строительные работы проходили быстро и слаженно. Поселок сначала был назван Мостовым, а затем, когда число рабочих выросло, он получил свое современное название Харбин. Топонимика названия остается загадкой – в путонхуа (государственном языке) аналогов ему нет, вероятно, это одно из диалектических наименований, искаженное в дальнейшем русскоязычными жителями.


Но, даже получив китайское «имя», город не стал азиатским. Напротив, он напоминал государство в государстве – действовали российские законы, администрация была полностью из Москвы и Санкт-Петербурга, охраняли Харбин тоже только русские войска. Была создана даже специальная валюта – рубль от русско-азиатского банка. До 1903 года, только 11% жителей были азиатами – остальные приехали из России.


Вокруг железнодорожного полотна сохранялась «защитная зона» - принадлежащая России, несмотря на то, что значительная часть пути проходила по территории другой страны. Это было обусловлено и соображениями безопасности – Япония была настроена воинственно и постоянно засылала диверсантов, ведь в ее интересы никак не вписывалось усиление враждебных императору государств.

Флаг Российский.
Коновязи.
Говор казаков.
Нет с былым и робкой связи – Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот.
Фляга. Карабин.
Здесь построим русский город,
Назовем Харбин.
Без тропы и без дороги
Шел, работе рад.
Ковылял за ним треногий
Нивелир – снаряд.
Перед днем Российской встряски,
Через двести лет,
Не Петровской ли закваски
Запоздалый след?

Это строки известного харбинского поэта Арсения Несмелова о первых поселенцах-строителях

Нападения на Харбин

Удивительно, но Китай, которому постройка железной дороги была выгодна, также регулярно совершал нападения на бывший тогда русским Харбин. В 1900 году ситуация накалилась, и китайские войска попытались захватить город. Они трижды нападали с разных сторон, но все атаки оказались неудачными. Эти налеты назвали «боксерскими», так как они были инициированы в первую очередь местным населением, в частности, «Братством большого кулака». Рыбаки, носильщики и многие другие потеряли работу, не смогли справиться с конкуренцией и попытались захватить Харбин.


Точку в противостоянии поставила эпидемия чумы в 1910 году – многие погибли, огромное количество русских и китайцев спешно покинули город из-за недостаточно качественного медицинского обслуживания. Отсутствие чистой воды и полного набора медикаментов не давало шансов на выздоровление.

Убежище для русского дворянства


После запуска КВЖД начали оживать и близлежащие территории – закипела торговля, начато строительство. В 1917 году грянула Октябрьская революция, и в Харбин начало переселяться русское дворянство. Именно в этот период и сформировалась уникальная архитектура города, так напоминающая Москву и Санкт-Петербург. Строились церкви, театры, школы, открылось шесть высших учебных заведений. Многие переселенцы стремились сохранить привычный уклад жизни, поэтому щедро жертвовали деньги на ремонт дорог, постройку новых зданий.



Еще более двадцати пяти лет Харбин жил так, словно революции никогда и не было. Он разросся, успел побывать столицей марионеточного государства Манчжурия-го, частью Японии, а затем и Китая. Но на какой бы территории не оказался город, Харбин сохранил в себе частичку русской души.

C Китаем связаны судьбы многих русских эмигрантов. Именно в Шанхае начался .

Харбин - город на северо-востоке Китая, административный центр провинции Хэйлунцзян . В Харбине проживает свыше 4 миллионов человек. Город был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция.

Наиболее старые районы Харбина отмечены преобладанием архитектуры, типичной для Сибири. В настоящее время Харбин является одним из главных центров торговли с Россией, благодаря чему активно развивается.

Центральная пешеходная улица Харбина

Город расположен на реке Сунгари. Гуляя по набережной можно попасть на Центральную улицу города - Китайский Арбат. Это старинная и самая известная в Харбине пешеходная торговая улица. Она была построена в 1898 году.

Здесь сосредоточено более 100 предприятий торговли и сферы обслуживания: множество фирменных магазинов, предлагающих разнообразный ассортимент товаров, рестораны, гостиницы. Улица достаточно колоритная, вымощенная каменными булыжниками. Здания, возведённые вдоль Центральной улицы, были построены архитекторами нескольких стран в период с 1903 по 1927 года и сочетают в себе различные архитектурные стили.

Пешеходная улица — Китайский Арбат

Софийская площадь

Недалеко от Центральной улицы находится Софийская площадь, с расположенным на ней Софийским собором — одним из самых больших христианских храмов в Китае. Он может вместить одновременно до 2000 человек. Софийский собор является памятником культуры.

В настоящее время храм недействующий, в нём разместился музей с фотографиями и макетами зданий старого Харбина. В 2006 году храм и площадь были отреставрированы. Собор стал красиво подсвечиваться, а по периметру площади и в центре установили музыкальные фонтаны.

Неизменный интерес у туристов вызывает Харбинская телебашня или “Башня Дракона”. Это сооружение высотой 336 метров считается самым высоким стальным сооружением в Азии. На скоростном лифте посетители могут подняться на 181 метровую высоту.

Здесь им предоставляется возможность пройтись по коридору со стеклянным полом или, поднявшись ещё выше по винтовым лестницам, полюбоваться со смотровой площадки великолепной панорамой города. На высоте 186 метров расположен крутящийся ресторан.

Ресторан может одновременно вместить 400 посетителей и предлагает шведский стол из более чем двухсот видов блюд китайской и европейской кухонь. Наслаждаясь едой за столиком, вы будете медленно перемещаться вдоль огромных стеклянных окон, из которых здания Харбина кажутся игрушечными. Это прекрасное место для того, чтобы отметить день рождения или встретить Новый год и Рождество .

Научно-технический музей Харбина

Ещё одной достопримечательностью Харбина является Научно-технический музей — самый большой и многофункциональный научно-популярный музей в провинции Хэйлунцзян. Этот трёхэтажный центр состоит из 12 выставочных зон, в которых находятся более 200 экспонатов.

Здесь раскрываются темы посвященные механике, технике, транспорту и авиации, окружающей среде, электромагнитным, информационным, световым и звуковым технологиям. Есть и кинотеатр системы 4D с широкоформатным экраном и стереозвуком.

Научно-технический музей будет интересен как детям, так и взрослым. Практически все экспонаты можно трогать, а чтобы увидеть описываемое явление, ещё и приложить определённое усилие. Для тех кто устал и проголодался на нижнем этаже есть кафе быстрого обслуживания.

Стоит посетить Харбинский океанариум. Он состоит из нескольких больших залов, посвященных определённым видам животных. Можно понаблюдать за ними через толстое стекло аквариумов или посмотреть фильм об их жизни в природе. Здесь есть белые медведи, песцы, императорские пингвины, белухи, акулы, многочисленные виды тропических рыб. В определённое время посетителей океанариума приглашают на шоу морских котиков.

Как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали . Одним из основателей города был Свиягин Николай Сергеевич (1856-1924), руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине).

Заселение

Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими КВЖД и переехали в Харбин для работы на железной дороге. Харбин (станция Сунгари-первая) фактически построили первые поселенцы, которые возвели дома, а мебель и личные вещи привезли из России. После Русско-японской войны многие русские покинули Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться. К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, они говорили ещё на 45 языках. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине.

После революции

В результате революции и гражданской войны около 100-200 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине. Это были солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении , члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, интеллигенция и самые обычные люди. Русское население Харбина было самым большим за пределами России.

Маньчжоу-го

В 1930-ые годы Япония оккупировала Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-го . В 1935 году СССР продал свою долю КВЖД этому государству. Весной и летом 1935 года тысячи русских харбинцев - граждан СССР вместе с имуществом были вывезены поездами в СССР. Большинство из них сразу или позже были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности, в частности, согласно Приказу НКВД № 00593, подписанному 20 сентября 1937 года .

Многие русские харбинцы сначала положительно отнеслись к японской оккупации, надеясь, что Япония поможет им в борьбе с советским влиянием и защитит от Китая, который пытался восстановить суверенитет над Харбином. Тем не менее, многие уехали из Харбина в другие китайские города, как то Шанхай (см. Русский Шанхай), Пекин , Тяньцзинь и Циндао .

После войны


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русский Харбин" в других словарях:

    Город Харбин 哈尔滨 (哈爾濱) … Википедия

    Здание консульства Российской империи одно из старейших в Шанхае. В промежутке между мировыми войнами в Шанхае, как и в Харбине … Википедия

    Русский фашизм период развития русского национализма в 1930 40 е годы, характеризующийся симпатией итало немецкому фашизму, а также ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом. Русский фашизм был распространён среди белоэмигрантских… … Википедия

    Русский юридический факультет в Харбине. Юридическое образование в Харбине было тесно связано с Владивостоком. Именно в этом дальневосточном городе в сентябре 1919 года был учреждён частный юридический факультет при Восточном институте, открытом… … Википедия

    Российское общество туристов (РОТ) Эмблема РОТ 1895 г. Членство: 2061 чел. (1903 г.) Правление: Санкт Петербург (позже Москва) Официальные языки … Википедия

Несмотря на все исторические события, произошедшие здесь, город пользуется бешеной популярностью у туристов.

Основан он был русскими, поэтому вся его культура изобилует русскими традициями и очень необычной для Китая архитектурой.

На сегодняшний день Харбин считается одним из самых больших городов с населением более 10 миллионов человек.

Его история четко пересекается с русским наследием, что придает Харбину особую изюминку. Несмотря на свою историю, известен он как «город льда». Ежегодно здесь проводится фестиваль ледяных фигур, собирая в гостях туристов со всех стран.

Название города

В ходе долгих исследований ученые выяснили, что название Харбин не имеет ничего общего с КНР. До сих пор расшифровать его не удалось, хотя есть предположение, что название произошло от монгольского слова «хараба», означающего «баранью лопатку».

Если судить с точки зрения географии, то такое объяснение вполне обосновано. Город Харбин расположился на возвышенности, которая с высоты птичьего полета очень напоминает лопатку.

Есть еще одна версия, по которой название произошло от маньчжурского и переводится как «переправа».

Благодаря огромному количеству живописнейших мест, город помимо официального имеет много других «украшающих» названий. Например, из-за своей изысканности Харбин прозвали «Восточной Францией».

История возникновения города

Долгое время Советский союз планировал объединить Сибирь с Востоком посредством железной дороги. Для этого требовалось согласие Китая.

В 1897 году начинается строительство Китайско-Восточной дороги. Именно в этот момент происходит основание Харбина. Много лет он считается русским городом. Через пять лет своего существования из небольшого поселения вырос большой процветающий мегаполис, где строились дома, школы, больницы, и начала развиваться торговля.

Но, несмотря на свое Китайское расположение, русские традиции навсегда отпечатались в быте и архитектуре города. Такой союз культур двух совершенно разных государств сделал Харбин уникальным городом, которому нет аналогов до сих пор.

В 1901 году город становится опорным пунктом пограничников Министерства финансов. При этом на страже безопасности стояла русско-китайская полиция. Приезжали в новый город не только рабочий люд, но и творческие лица, желающие сделать город лучше и возвысить его среди других.

В 1913 году Харбин населяло уже более 68 000 человек. Причем это были не только русские и китайцы. Здесь можно было встретить представителей из разных стран, говорящих на 50 разных языках. Город рос буквально по дням. Уже через пять лет его население составляло более 100 000 жителей.

Революция в России привела к тому, что население города увеличилось до 200 000 человек. Связано это было с большим числом беженцев, которые толпами бежали в единственный русский город в другой стране, не тронутый политикой.

К 1930 году население города Харбин составляло более 2 миллионов жителей. Причем китайское население не превышало 25% всех жителей.

В 1932 году начинается новый этап в жизни города. Маньчжурия переходит к Японии, а Россия отказывается от прав на дорогу. Из-за этого русскоязычное население уезжает на юг Китая.

К 50-му году остается лишь несколько тысяч человек русской национальности, жившие здесь с самого рождения.

С этого момента начинается новая история города. Появляются небоскребы, новые достопримечательности. Но россияне навсегда оставили свой след в истории Харбина. В нем до сих пор остались русские названия улиц и всемирно известные достопримечательности.

Город сегодня

В настоящее время город Харбин считается одним из самых важных стратегических центров Китая. Также он славится своими памятниками культуры. Ученые как-то насчитали здесь 58 памятных мест, из которых 17 самые интересные и удивительные.

В нем находится крупнейший аэропорт Китая. Отсюда самолеты отправляются в более 100 стран мира.

Ну и самое главное, город Харбин - частичка родины в чужой стране. Поэтому поездка сюда подарит незабываемые ощущения и даст почувствовать себя как дома.

Что посмотреть в городе самостоятельно

Благодаря переплетению культур, Харбин славится своими масштабными историческими комплексами. Познакомимся с некоторыми из них.

Солнечный остров

Это известное место не только в городе, но и во всей стране. Расположился он на побережье реки Сунгари. Это живописнейшее место с чистейшими озерами и экзотическими постройками.

Летом, благодаря приятной погоде, солнечный остров становится первым в списке на посещение, а зимой он превращается в рай для любителей зимних экскурсий. Ежегодно здесь проводится фестиваль ледяной скульптуры. Он представляет собой удивительное зрелище, ради которого многие туристы приезжают в Харбин.

Территория Солнечного острова занимает площадь в 3800 га. Она состоит из самого большого Солнечного острова и кучки островков поменьше. Однако всю территорию разделяют на три части. На одной из сторон находится мир животных. В самом центре расположился садовый центр. А на противоположной стороне от животного мира можно посетить многочисленные ледяные скульптуры.

Также рядом со скульптурами изо льда находится русский экзотический центр. В нем вы посетите русский ресторан, пройдетесь по аллеям и даже купите сувениры у местных ремесленников. Удивление и интерес вызывает деревня художников. Здесь представлены картины известных русских мастеров. В качестве бонуса, в деревне можно посмотреть русское кино и научиться танцевать.

Океанариум

Это еще одна из популярных достопримечательностей города Харбин. Здесь можно увидеть как морских, так и сухопутных представителей животного мира. Для желающих ежедневно проводятся целое шоу с участием животных.

Самым полюбившимся стало шоу с белухами. Здание океанариума не самое большое, но коллекция впечатляет. Здесь представлено все разнообразие морских обитателей: рыбы, черепахи, дельфины, пингвины и т.д.

Парк «Окно в Европу и Азию»

Если очень хочется посмотреть все мировые достопримечательности, можно приехать в Харбин. Здесь находится очень любопытный парк «Окно в Европу и Азию».

Каждый год его посещает более 200 тысяч человек. Славится парк своими копиями мировых достопримечательностей с Европы, Азии, Америки, Африки. Здесь собрано более 40 копий в человеческий рост, начиная с Кремля и заканчивая египетскими пирамидами. Пока взрослые будут путешествовать, детей развлекут пейнтболом и картингом. После экскурсии, уставшие и довольные туристы, могут отдохнуть в бассейне или поесть в ресторане.

В зимнее время в парке также устраивается выставка фигур изо льда, и проводятся уроки для начинающих скалолазов.

Парк Иосифу Сталину

Парк имеет площадь в 10 кв. км. и считается самым посещаемым в Харбине. Построен он был сразу после смерти Сталина. Китайцы очень уважают его, и каждый праздник вывешивают портрет политического деятеля рядом с Энгельсом и Марксом.

Никаких увеселительных заведений в парке нет, так как он предназначен для спокойных прогулок.

Парк Чжаолинь

Основан парк Чжаолинь в 1900 году. Он считается одной из первых построек города Харбин. Здесь находится могила известного китайского генерала Ли Чжаолиня, прославившегося во время Японской войны. В 1946 году произошло публичное погребение героя Китая.

В 1985 году парк был отреставрирован. Теперь здесь есть много разнообразных развлечений: живописные искусственные озера, аллеи, парк сирени и милые маленькие вагончики, которые провезут по всей территории парка.

Каждый год в парке Чжаолинь проводится традиционный фестиваль ледяных фонарей.

Заповедник амурских тигров

Это не только заповедник, но и один из популярнейших объектов посещения отдыхающими. Создателем парка-заповедника стал центр по защите тигров. Основали заповедник еще в 1986 году, но официальное открытие состоялось только через 10 лет. В самом начале своей деятельности здесь обитало только 8 тигров.

Заповедник делится на пять районов: инкубатор, территория со взрослыми тиграми, парк для молодняка, парк африканских львов и пешеходный район. Все районы парка кроме последнего разрешено посещать только на специальном автомобиле. При парке есть также музей, в котором вам расскажут историю происхождения тигров.

Старый квартал

В этом районе сконцентрированы только русские постройки, возведенные более ста лет назад. Несмотря на некоторую мрачность, экскурсии здесь всегда интересны и познавательны. На территории можно даже встретить лавки с антикварными предметами.

Музей Хэйлунцзян

Основан музей в 1904 году. До него в этом здании был магазин, называвшийся «Москва», а потом почта. Крыша музея представляет собой целое произведение искусства во французском стиле. Площадь всего музея составляет 12 тысяч кв. метров. З

а всю свою историю было собрано более 107 экспонатов. Коллекция музея Хэйлунцзян разделена на 3 зала. В первом собраны археологические находки, во втором - животные современного мира, а в третьем - доисторические животные.

Научно-технический музей

Строительство началось в 2001 году. Официальное открытие произошло в августе 2003 года. На нескольких этажах собрано более 200 экспонатов.

На первом этаже представлены экспонаты, относящиеся к точным наукам.

Второй этаж представлен предметами, олицетворяющими новейшие технологии.

И наконец, самый верхний этаж содержит экспонаты, относящиеся к государственным ресурсам.

Софийский собор

Это крупнейший храм на Дальнем Востоке. Основан он в 1907 году. Построен храм был из дерева для поднятия русского духа. Однако через несколько лет его обложили кирпичом, а еще через десять лет отреставрировали и сделали больше.

В 1932 году во время захвата города, храм пришел в запустение и использовался в качестве складского помещения.

В 1996 году его признают государственным наследием, и начинается сбор средств на реставрацию Софийского собора. После он открывается в качестве музея.

На сегодняшний день Софийский собор являет собой величественное сооружение в русском стиле. В нем собраны иконы известных святых и статуя Иисуса Христа.

Храм Цзилэсы

Построен храм в 1924 году. С начала своего основания храм Цзилэсы стал священным местом для буддистов. Функционирует он до сегодняшних дней, сохранив все буддийские традиции и каноны.

Ежегодно в город приезжают паломники и просто туристы со всей земли, чтобы отпраздновать день рождения Будды. Около Цзилэсы расположился сувенирный магазинчик религиозной тематики.

Свято-Покровский храм

Это единственный российский храм в Харбине, работающий в наше время. Он не закрылся даже во время оттока населения.

В наше время храм интересен больше для туристов, чем для паломников, так как службы, проводимые тут, не соответствуют стандартным канонам.

Никольский собор

Построен храм в 1897 году. Действовал он до 1966 года, когда во время культурной революции его не разрушили. Через некоторое время собор восстановили и сделали одной из туристических остановок.

Вот мы и познакомились с самыми интересными достопримечательностями города Харбин. На самом деле красивых и богатых историей мест по городу очень много, и описывать их можно довольно долго.

Но чего стоят слова, когда можно приехать в удивительный город Харбин и увидеть все воочию. И что самое главное, вы не будете чувствовать себя гостями.

Харбин, Harbin (кит. упр. 哈尔滨, пиньинь: Hā’ěrbīn) – административный центр провинции Хэйлунцзян. Харбин находится на северо-востоке Китая и является крупнейшим экономическим, промышленным, культурным и финансовым центром в этой части страны. Площадь Харбина с прилегающими районами составляет 53 тыс. км 2 .

Харбин делится на 9 городских районов, 2 городских уезда (пригорода) и 7 уездов, которые относятся к сельской местности. Площадь 9 городских районов Харбина (6 центральных и 3 отдаленных) насчитывает 10 тыс. км 2 . Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились на этих землях задолго до нашей эры, однако современная история города Харбин начинается с 20 века и тесно связана с Россией, поэтому Харбин часто называют русским городом в Китае.

Время в Харбине

Русская история города Харбин

Предыстория: в середине 19 века многие европейские страны и Япония обратили свой взгляд на Китай и начали осваивать просторы этой страны, долгое время закрытой для иностранцев. Анализируя политическую активность по данному направлению, глава Министерства иностранных дел Российской Империи, светлейший князь Александр Михайлович Горчаков неоднократно беседовал с государем императором Александром II о необходимости расширения влияния России на Дальнем Востоке для заключения политических и торговых союзов.

Как результат переговоров в Китае были созданы две русские торговые концессии. В 19 веке в Китае транспортная сеть была очень плохо развита, в частности железные дороги. Правительство двух стран понимало необходимость развития данного вида транспорта для увеличения торговли, а также в военно-стратегических целях. Поэтому был предложен проект продления участка Сибирской железной дороги через Манчжурию. Главная идея состояла в том, чтобы соединить уже построенные русские железные дороги более коротким путем через Маньчжурию. По замыслу проектировщиков, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), так назвали этот участок, помогла бы «выпрямить» Сибирскую магистраль, сократив тем самым ее длину на целых 514 верст.

Для поиска подходящего места для строительства основы КВЖД был послан выдающийся русский инженер Адам Иванович Шидловский. Именно он выбрал поселение, расположенное в точке пересечения ж/д дороги с широкой водной артерией Северо-Западного Китая рекой Сунгари. С этого момента начинается история современного города Харбина как крупного транспортного и торгового центра.


В мае 1898 года на правом берегу реки Сунгари с прибытием строителей из Хабаровска закипела оживленная работа. Застройка города осуществлялась по градостроительному плану, составленному русскими архитекторами. При деятельном участии архитектора И.И.Обломиевского была воздвигнута часть зданий Управления железной дороги на Большом проспекте, на протяжении десятилетий считавшимся самым большим по площади комплексом зданий на всем Дальнем Востоке. На противоположной стороне Большого проспекта со временем выросло изящное здание Железнодорожного собрания с просторными залами, огромными люстрами и сценой.

На протяжении всего времени существования русского Харбина, это здание являлось одним из центров русской культуры. По мере своего расширения, город постепенно наполнялся русскими эмигрантами – образованными людьми разных профессий и сословий, многие из которых внесли свой вклад в развитие Харбина. В городе существовало две администрации: китайская и русская, поэтому многие вопросы решались совместными усилиями. В 1935 году Советский союз продает свою долю собственности КВЖД Японии, после чего начинается отток русской эмиграции на Родину или юг Китая. С этого момента Харбин перестал считаться русским городом. Сегодня только лишь немногочисленные оставшиеся здания, построенные русскими архитектора, напоминают о присутствии русских в этом городе.

Численность населения Харбина

Согласно первой переписи населения Харбина, которая проводилась в 1903 году, всего в городе и его окрестностях проживало 45,5 тыс. человек, из них 28 тысяч китайцев и 15,5 тысяч русских. На конец 2015 года общая численность населения, зарегистрированного в Харбине, составляла 9 614 000 человек, что на 259 000 человек больше, чем в предыдущем году. Среди них городское население составляет 5,5 млн человек, 4,6 млн человек проживают пригородах и сельской местности. Что касается этнического состава населения, то здесь помимо ханьцев (этнических китайцев) проживают представители 47 малочисленных народностей (монголы, маньчжуры, дауры, эвенки, орочоны и другие), что в общей сложности составляет около 62 тыс. человек.

Климат в Харбине

Харбин единственный город в Китае, в котором бывают как максимально низкие, так и максимально высокие показатели температуры воздуха на территории всей страны. Длинная и холодная зима, незаметные весна и осень, короткое лето. Для данной местности свойственны резкие суточные колебания температур, поэтому погода в течении недели часто меняется. Средняя температура в январе — 19°, летом — +23°C. Несмотря на столь суровый резко континентальный климат в Харбине, местные жители научились использовать преимущества долгой и снежной зимы, а также прохладного лета: именно здесь проводиться уникальный фестиваль снежных скульптур, а летом проходит Харбинская ярмарка.

Метро Харбина

Харбинский метрополитен – городская система наземного и подземного ж/д транспорта, а также первый метрополитен в стране, приспособленный к работе при суровых погодных условиях (низкие температуры, снегопад, метели). Строительство метрополитена началось 31 марта 2008 года. Властями запланировано строительство 9 линий метро и одной кольцевой линии, общей длиной 340 км. По состоянию на 2017 год введена в эксплуатацию 1 линия подземного метро, идет строительство 2 и 3 линии.

Достопримечательности Харбина. Фото

Харбин – один из самых нетипичных городов Китая. Да, он не самый развитый и богатый город в стране, но Харбин научился ценить свои сильные стороны и использовать слабые. Город не стесняется своей русской истории, а наоборот сохраняет и реставрирует многочисленные православные соборы и храмы, улочки и целые кварталы, построенные в русском стиле. Суровые зимы и морозы сделали город центром проведения ледового фестиваля скульптур из снега. В любое время года в Харбине есть что посмотреть и куда сходить! Летом – это прогулки по городу, посещение острова Солнца, собора Святой Софии, парка амурских тигров. Зимой все катаются на горных лыжах в близлежащих горах Харбина и посещают фестиваль снега и льда, смотрят панораму города с телебашни. Большинство экскурсий по Харбину включают в себя посещение следующих достопримечательностей:

Солнечный остров 太阳岛

Знаменитый остров солнца в Харбине является самым популярным местом отдыха и досуга как местных жителей, так и туристов. Попасть на остров можно на автобусе № 29, 47, 80, 119, 125 до остановки Тайян даокоу (太阳道口); на фуникулере, стоимость билета в одну сторону — 50 юаней, «туда-обратно» — 80 юаней. При входе в парк можно арендовать велосипед или электромобиль (20 юаней), для того чтобы ускорить свое перемещение по парку и успеть осмотреть его за один день.

Площадь острова 38 км 2 , вся его огромная территория разделена на тематические зоны:

Русская деревня , которая занимает практически ¼ Солнечного острова. Не стоит ожидать увидеть настоящую этнографическую русскую деревню. При посещении этого места создается впечатление, что это какие- то рекламные макеты, вариации на тему, русская деревня в европейском стиле, где стоит много матрешек, медведей и мужичков с балалайками. У русских туристов это место вызывает улыбку и легкое недоумение, но китайские посетители приходят в восторг от таких видов и с радостью фотографируются с матрешками. Примечательно, что в туристический сезон в деревне «поселяются» русские актеры, которые создают движение и жизнь в городке, попутно знакомя иностранных туристов с русскими традициями.

Цветочный парк на северо-западе острова, который включает в себя Лебединое озеро, Остров белки и Олений сад, где можно встретить соответствующих животных. На всей территории Цветочного парка создана хорошая инфраструктура для отдыха и развлечения с детьми: различные качели и аттракционы. В центре сада каждый год создают цветочные и ландшафтные композиции, например, в этом году была тематика, связанные со знаками зодиака.

Музей Севера (Harbin Polar Museum ) – первый в мире полярный парк развлечений. Это место часто называют Харбинским полярным аквариумом, оно строго рекомендуется к посещению, потому что там устраивают настоящие шоу с белыми медведями, пингвинами, белухами, морскими котиками и другими обителями Арктики. Так же в музей есть павильоны, в которых искусственным образом воспроизводятся различные явления природы, например, метели и бураны. Цена взрослого билет -150 юаней, детского – 75, для детей ростом меньше 120 см вход бесплатный. Работает парк с 9 до 17.00 ежедневно.

Мир льда и снега. Зимой на этой части острова проходят Фестиваль льда и снега в Харбине. Фестиваль проводится ежегодно в январе месяце, начиная с 1999 года, притягивая туристов со всего мира. Команды участников фестиваля делают скульптуры из снега и льда, которые благодаря климатическим условиям Харбина, сохраняются на протяжении 2-3 месяцев. Стоимость входного билета для взрослого – 240 юаней. Для того чтобы провести целый день на открытом воздухе оденьтесь потеплее и возьмите с собой термос с горячим чаем и что-нибудь перекусить. На территории парка есть много кафе, где можно погреться, однако цены на еду и напитки достаточно высокие.


Парк тигров 东北虎林园

Парк был создан в 1986 году с целью разведения и поддержания популяции Амурских (сибирских) тигров, которые являются особо охраняемым видом. Но уже в 1996 году парк открыли для посещения туристов. В парке живут не только тигры, но и львы, пантеры. В 2017 году там насчитывалось 700 особей крупных кошек разных видов. Парк разделен на 2 зоны: пешеходную и сафари. Пешеходная зона представляет собой специальную тропу, которая ведет посетителей по мостикам, расположенных над местами обитания тигров, то есть можно осматривать животных на безопасном расстоянии. Сафари – поездка в открытом или закрытом автобусе по территории парка в непосредственной близости от тигров. За дополнительную плату можно сфотографироваться с тигренком, покормить местных обителей куском мяса. Парк тигров открыт с 9 до 16.00. Вход стоит 90 юаней. До парка можно добраться на автобусе № 35, 122, 123, остановка Hulinyuan (虎林园站) или на такси. Примерная стоимость поездки из центра города составляет 30-35 юаней.

Аквапарк «Царство Посейдона» 波塞冬海洋国王

Из многих аквапарков Харбина, самым популярным аквапарком является «Царство Посейдона» (Poseidon Kingdom). Новый и современный аквапарк построен на подобии парка развлечений только все горки водные. Парк разделен на тематические зоны:

  • Остров русалок,
  • Остров приключений,
  • Храм Посейдона,
  • Гроты Медузы,
  • Дельфинарий.

В каждой зоне установлены горки для детей и взрослых с соответствующим тематическим оформлением, проходят различные конкурсы и развлекательные программы. В парке помимо горок есть кафе, spa-центр, отель. Аквапарк «Царство Посейдона» работает ежедневно с 9 до 16.30.

В выходные дни особенно много посетителей, лучше приезжать по будням в первой половине дня.

Стоимость билета для взрослых – 198 юаней, для детей ростом не выше 1.40м – 130 юаней, для детей ниже 120 вход бесплатный. Аквапарк расположен в 23 км от города, примерная стоимость поездки на такси 50-60 юаней, ехать около 1 часа.

Телебашня в Харбине 龙塔

«Башня Дракона» именно такое название носит стальная башня в Харбине высотой 336 метров. После своего открытия она сразу же стала одним из символов города. Уровень развлечений поднимается вместе с высотой башни:

  • На первом и втором этаже представлено несколько музейных экспозиций: сельская жизнь, мир динозавров и макет аэропорта, есть кинотеатр;
  • 181 м – помещение в форме кольца, которое окружает башню. Длина окружности 60м. Внутри помещения размешены памятные таблички с отпечатками рук китайских знаменитостей;
  • 186 м – Панорамный ресторан, который вращается вокруг оси башни. Площадь ресторан 1256 м 2 , вместимостью 350 человек одновременно. Есть возможность купить билет, включающий посещение шведского стола;
  • 190 м – открытая и закрытая смотровая площадка, с которой открывается обзор на 360 градусов;
  • 203 м — чайная комната;
  • 206 м – зал «Молитв о счастье». Стены зала расписаны 1000 разных иероглифами, означающих «счастье»;
  • 210 м – аттракцион качели. Можно покачаться на качелях, подвешенных на высоте 210 метров над землей!

Идеальное время для посещения башни – солнечный и ветренный день, в такую погоду открываются лучшие виды.

Вход на башню стоит 150 юаней. Режим работы с 9 до 18.00. До телебашни можно добраться на автобусах № 7, 112, 71, 24, 209, остановка Longta (龙塔站).

Зоопарк «Северный лес» в Харбине 哈尔滨北方森林动物园

Харбинский зоопарк (Beifang Forest Zoo/ Harbin North Forest Zoo) является одним из восьми крупных зоологических парков Китая и занимает площадь в 848 га. Зоопарк расположен в 43 км от Харбина. Объёмы инвестиций в строительство и развитие этого парка доходят до 230 миллионов юаней, этих средств сполна хватило, чтобы сделать из этого места волшебное царство флоры и фауны. По территории курсирует прогулочный автобус, останавливаясь возле птиц, оленей и других неопасных животных, которые свободно гуляют в специально созданных для них зонах. В зоопарке представлено более 200 разных видов животных. Зоопарк работает с 9 до 17.00. Стоимость входного билета составляет 80 юаней, для детей ростом ниже 1.2 бесплатный вход. Добраться до Зоопарка можно на автобусе №6, 11, которые отходят ежедневно от площади перед Главным ж/д вокзалом Харбина (哈尔滨火车站), здание Хуши даша (沪士大厦), стоимость проезда 20 юаней.

Как добраться до Харбина

Близкое расположение Харбина к границе с Россией, сделала этого город крупным транспортным узлом. Многие жители России, живущие в приграничных городах, предпочитают на автобусе или поезде пересекать китайскую границу и в крупном городе, например, Харбине пересаживаться на местный транспорт, чтобы продолжить свой путь.
В Харбине есть 4 ж/д вокзала:

哈尔滨站 Главный вокзал Харбина/ Harbin Railway Station

Самый первый вокзал в городе, построенный в 1899 году. В прошлом главная станция КВЖД. От этого вокзала отходят поезда до всех крупных городов Китая – Пекина, Шанхая, Даляня, Тяньцзиня, Гуанчжоу, Сианя, Чунцина, и даже до города Хайкоу на острове Хайнань (24 часа в пути). Ближайшая станция метро Bowuguan.

哈尔滨西站 Западный вокзал / Haerbinxi Railway Station

С этого вокзала отходит скоростной поезд Харбин- Далянь (Северный вокзал). Протяженность маршрута 921 км, максимальная скорость 350 км/ч

哈尔滨东站 Восточный вокзал/ Harbin-Dong Railway Station

Историческая ветка КВЖД. Сегодня с этой станции, как и 100 лет назад, отправляется поезд Харбин-Маньчжурия. Расстояние маршрута 935 км. Также с этого вокзала отправляется поезд Харбин- Пекин (время в пути около 15 часов, стоимость билета от 156 до 422 юаней). Возле вокзала есть соответствующая станция метро Hadongzhan.

哈尔滨北站 Северный вокзал/ Harbin-Bei Railway Station

От этой станции отходит скоростной поезд Харбин-Цицикар (齐齐哈尔) и скорый поезд Харбин- Пекин (время в пути около 8 часов).

Международный аэропорт Харбина «Тайпин» (Harbin Taiping International Airport) расположен в 33 км от Харбина. Аэропорт разделен на два терминала – внутренний и международный. Обслуживает рейсы 26 локальных и зарубежных авиакомпаний, в том числе Аэрофлот, Уральские авиалинии, S7 Airlines. Прямым рейсом до Харбина можно улететь из Красноярска, Екатеринбурга, Якутска, Владивостока и Новосибирска.

Из Москвы и Санкт-Петербурга на данный момент нет прямых рейсов.

Добраться от аэропорта до центра Харбина можно на такси (примерная стоимость 130 юаней) или на автобусе, который отходит от 1 этажа внутреннего терминала, стоимость билета 20 юаней.