Иосиф второй. Иосиф II Габсбург: история большой любви

про великого реформатора Предопределив мне эту профессию, Провидение наделило меня и соответствующими качествами

Иосиф II, император

Любой школьник из благословенной Богемии скажет вам, что обязательное начальное образование в его стране завела Мария-Терезия в 1774 году. Кроме того, государыня внедрила выращивание картофеля, ограничила барщину, создала единый земельный кадастр, унифицировала австрийскую и богемскую администрацию, учредила военную академию в Вене и совершила множество других деяний, которые в иную эпоху принесли бы ей славу великого реформатора. Однако по меркам эры просвещённого абсолютизма это было не так много, и реформы Марии-Терезии оказались полностью в тени реформ её сына.

Через три месяца после смерти матери Иосиф сформулировал цели своего правления: "Из империи, в которой я царствую, должны в соответствии с моими принципами исчезнуть все предрассудки, фанатизм и рабство, чтобы каждый подданный мог пользоваться своими неотчуждаемыми правами и свободами. " Ещё через несколько дней император начал осуществлять правовые, социальные и религиозные реформы, превосходившие своим радикализмом всё, что до той поры явили миру просвещённые монархи Европы.

Иосиф II, реформатор, бывший для своей страны кем-то вроде Петра Великого и Александра Освободителя одновременно.

28 марта 1781 года был обнародован указ Иосифа, согласно которому папские буллы и послания могли публиковаться в австрийских владениях только после предварительного одобрения светскими властями. Де-факто церковная жизнь подчинялась интересам государства. B Риме pешение императорa вызвало переполох. Но вскоре выяснилось, что это ещё не церковная реформа, а лишь прелюдия к ней.

11 июня 1781 года Иосиф издал закон о цензуре. Контроль церкви над печатью был упразднён, единственным правомочным цензурным органом стала Главная комиссия по цензуре книг во главе с известным сторонником Просвещения графом Яном Хотеком. Список запрещённой литературы резко сократился. Под запретом остались исключительно "непристойности, которые ничего не объясняют и ничему не учат " и произведения, которые "оскорбляют христианскую веру или выставляют её в смешном виде ", причём под выставлением в смешном виде подразумевались распространение суеверий и прочие проявления обскурантизма, включая продажy индульгенций.

Снимались все ограничения на политическую критику властей любого уровня, вплоть до императора. Научные публикации освобождались от цензуры, книгоиздание и книжная торговля провозглашались предметами свободного предпринимательства, запрет на некатолическую религиозную литературу отменялся. Kниги из частных собраний впредь не могли конфисковываться, обыски жилищ граждан и досмотры багажа путешественников в поисках запрещённых книг были прекращены. Историки отмечают, что сегодняшнее австрийское законодательство о печати практически полностью соответствуeт нормам, введённым Иосифом.

13 октября 1781 года вышел документ, который по-русски принято называть, если я не ошибаюсь, "Эдиктом толерантности" (хотя я больше привык к чешской версии - "Толерантный патент"). Фактически он устанавливал в Австрии свободу вероисповедания. Католицизм остался государственной религией, но сохранил свои преимущества исключительно в сфере публичных богослужений. Единственное ограничение для других христианских конфессий теперь заключалось в том, что их храмы не должны были стоять на главных улицах и центральных площадях. Во всём остальном протестанты и православные уравнивались в правах с католиками - они могли занимать любые должности, получать академические титулы, вступать в браки с католиками и т.д. Исключение было сделано лишь для нескольких небольших сект, но и их преследование стало не столь жёстким, как прежде.

30 октября 1781 года Иосиф объявил, что монастыри, деятельность которых никак не видна , будут закрыты. Во второй половине XVIII века общее количество монастырей в дунайской монархии достигало двух тысяч, и многие из них занимались чем угодно, только не рапространением слова евангельского. Например, пражский монастырь ирландских францисканцев (так называемых ибернов) жил ростовщичеством. В других божьих обителях молодые дворяне обучались фехтованию и верховой езде. Некоторые монастыри купались в роскоши, и это была отнюдь не роскошь церковного убранства - они были переполнены слугами в ливреях и чуть ли не ежедневно устраивали балы с танцами до утра.

Император решил сохранить лишь те монастыри, которые занимались полезной для общества деятельностью - содержали школы, больницы, дома престарелых или приюты для сирот. Все остальные упразднялись, их насельники изгонялись, имущество распродавалось, здания либо выставлялись на аукцион, либо использовались для нужд государства. Закрытие монастырей позволило Иосифу завершить и военную реформу. Прежде австрийские солдаты и офицеры определялись на постой в дома гражданских лиц. Теперь армия перешла на казарменную систему. Иногда бывшие монастыри переоборудовались под военные лазареты, но чаще - под казармы.

За первые два года реформы было закрыто около семисот монастырей, что принесло государству фантастическую сумму в 15 миллионов золотых (по приблизительным оценкам, ещё столько же бесследно исчезло при распродаже церковного имущества). Содержавшиеся католическими орденами церковные училища были запрещены, впредь священникам предстояло получать образование в находившихся под контролем государства семинариях. Выпускникам семинарий, избиравшим пасторское служение в качестве приходских священников, выплачивалось вдвое большее пособие, нежели тем, которые предпочитали жизнь за стенами монастырей.

В итоге взамен каждого закрытого монастыря открылось по четыре новых прихода. Государство стало платить приходским священникам зарплату (а тем из них, кто по возрасту уже не мог исполнять свои обязанности - пенсию). При этом на них была возложена обязанность вести метричные записи. По замыслу Иосифа, духовенство, наряду с офицерством и чиновничеством, должно было стать одним из столпов государственной власти. Он вывел священнослужителей из-за монастырских стен и отправил их в народ.

1 ноября 1781 года Иосиф отменил крепостное право в королевстве Богемском (впоследствии он освободил пейзан и в других провинциях). Крестьяне получили личную свободу, право выбирать профессии по своему усмотрению, покидать земли феодала без его согласия и переселяться хоть в города, хоть на земли других владельцев. Феодалы лишались судебных полномочий в своих владениях и права вмешиваться в личную жизнь подданных. Если феодальная охота наносила крестьянскому хозяйству ущерб, он должен был быть возмещён.

При этом такая феодальная повинность, как барщина, сохранились (её отменили только в 1848 году). Однако Иосиф считал справедливым создать одинаковые условия для населения всех провинций. Точнее - привести их в соответствии со стандартами эрцгерцогства австрийского (в Австрии нормой считались 1-2 дня барщины в месяц; в Богемии - 3 дня в неделю; в Трансильвании царил полный произвол, и венгерские магнаты сдирали с румынских крестьян по три шкуры). Наконец, была установлена норма, согласно которой крестьянину должны были оставаться 70% плодов его труда, 17,5% доставались феодалу, а 12,5 - государству.

Один из пунктов эдикта об освобождении крестьян запрещал им кланяться в пояс и целовать руки господам. Впоследствии это раcпоряжение вышло отдельным указом. Через полгода - снова. Иосиф повторно издавал указ о запрете целования рук и глубоких поклонов каждые полгода на протяжении шести лет, пока не удостоверился, что селяне привыкли вести себя, как свободные люди, у которых есть честь и достoинство.

2 января 1782 года Иосиф издал эдикт, касающийся положения евреев. Большинство накопившихся за века дискриминационных мер и ограничений отменялись. Отменялись специальные налоги и запрет выходить из дома в воскресенье, особая одежда и введённые при Марии-Терезии отличительные знаки жёлтого цвета. Иудеям разрешалось жить среди христиан, служить в армии, носить шпаги, занимать государственные должности, владеть землёй, открывать мануфактуры и т.д.

При этом евреям предписывалось сменить семитские имена на германские, а детей отдать в общеобразовательные школы (в которых дважды в неделю изучалось католическое богословие). Раввинат лишался судебных полномочий, евреи теперь должны были решать свои споры в обычных судах. Особо оговаривалось, что к евреям следует обращаться, как ко всем остальным людям. Например, в Богемии - "pane" (до этого было принято обращение "žide").

Между тем Пий VI, с 1775 года носивший папскую тиару, решил изменить церковную политику Иосифа с помощью своего дипломатического искусства. Он на сутки уединился для молитвы, после чего появился перед кардиналами с просветлённой улыбкой и заявил, что по велению Бога поедет в Вену, дабы император склонился перед силой его слов. Отъезд святого отца из Рима был не меньшей сенсацией, чем появление братьев Габсбургов на конклаве в 1769 году. Все пытались вспомнить, когда понтифик римский в последний раз покидал Италию... и не могли этого сделать.

Пий VI, полагавший, что на мнение Иосифа можно повлиять

Кауниц советовал Иосифу не пускать папу в страну, опасаясь, что тот сподвигнет народные массы на сопротивление церковной реформе. Однако император, никогда не боявшийся ни одного противника, не испугался и этого. Пий приехал в Вену, как триумфатор. Его сопровождала великолепная процессия, а вдоль дороги выстроилась многотысячная толпа. Люди устраивали празднества с фейeрверками, а на всех костёлах звонили колокола. На Иосифа это не произвело никакого впечатления, он лишь иронично заметил, что колокола - это артиллерия церкви.

Встреча императора и папы состоялась 22 марта 1782 года. Они обнялись на глазах у всего народа. Народ ликовал. Вскоре последовало пасхальное богослужение, во время которого Иосиф принял причастие из рук Пия, а пятьдесят тысяч человек заполнили площадь перед храмом и прилегающие улицы. Потом начались балы и приёмы, на которых папа блистал остроумием и очаровал венское общество. Наконец, дело дошло до официальных переговоров.

Они встретились вчетвером - Иосиф, Пий, Кауниц и архиепископ венский кардинал Мигацци (человек Марии-Терезии и политический противник Иосифа). Папа надеялся повлиять на мнение императора в ходе дебатов. Но дебаты не состоялись. Иосиф заявил, что не может дискутировать о богословских вопросах, так кaк не имеет теологического образования. Но если его политика в отношении монастырей вызывает у папы какие-то вопросы теологического характера, папa может подать их в письменном виде, и теологи императора дадут ему письменный ответ. Впрочем, всё, что делает император, направлено на благо его подданных и самой церкви. Если святой отец хочет ознакомиться с официальной позицией императора, канцелярия императора предоставит её святому отцу в письменном виде.

Пий пробыл в Вене месяц и вернулся в Рим, находясь под глубоким впечатлением от личности и идей Иосифа. Императорская концепция очищенной от праздной роскоши и вернувшейся к пасторскому служению церкви была безупречна. Папа не нашёл в ней никаких следов ни ереси, ни атеизма. Он стал призывать венгерских епископов, находившихся на грани мятежа, к примирению с государем.

Однако в Риме Пий опять оказался под давлением противников Иосифа и в очередной раз изменил позицию. Он даже отправил императору письмо, содержащее угрозу его отлучения от церкви, на что Иосиф ответил в своей обычной манере: "Письмо, написанное от имени Вашей Святости, вышло из-под пера человека, пытающегося внести раскол в наши отношения. Вашей Святости следовало бы найти автора этого оскорбительного текста."

16 июля 1782 года в Вене состоялась премьера оперы Моцарта "Похищение из сераля". Её успех был оглушителен. Тем большим контрастом прозвучала фраза побывавшего на премьере Иосифа: "Это слишком красиво для наших ушей, а главное - слишком много нот, милый Моцарт!" В этих словах отразились и усталость, и нервное напряжение, и начинавшиеся болезни императора.

Иосиф никому не уступал ни как полководец, ни как администратор, ни как дипломат. Его проблема заключалась в том, что он никому не доверял и никому не желал делегировать свои полномочия. Этот государь всё делал сам, пытаясь в ручном режимe управлять восемнадцатью миллионами человек, которым сам же дал все права и свободы. Он жил на изноc, работая от двенадцати до восемнадцати часов в день, и реформировал все области жизни своих подданных, не оставляя без внимания ни одной мелочи.

Через год после воцарения Иосифа в Австрии не было крепостничества, зато были свобода слова и вероисповедания. И таких лет Господь отпустил ему девять. Императору хватило этого времени, чтобы реализовать программу, осуществление которой заняло у остальных европейских народов жизнь двух-трёх поколений (во многих иных частях планеты она остаётся неосуществимой и сегодня).

В.А. Моцарт, "Турецкое рондо" (обычно не совсем точно называемое "Турецким маршем") и кадры из фильма Милоша Формана "Амадей". Это один из редчайшиx случаев появления на киноэкране Иосифа II. Формановский Иосиф совершенно не похож на реального Иосифа ни внешне, ни внутренне. Тем не менее, "Амадей", этот искромётный гимн свободе, прекрасно передаёт атмосферу его правления. Если бы на Земле существовала справедливость, кто-нибудь непременно снял бы подобный фильм о самом Иосифе.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Иосиф II
Родился: 13 марта 1738 года.
Умер: 20 февраля 1790 (51 год) года.

Биография

Иосиф II (нем. Joseph II.; 13 марта 1738, Вена - 20 февраля 1790, Вена) - король Германии с 27 марта 1764, избран императором Священной Римской империи 18 августа 1765 года, старший сын Марии Терезии, до конца ноября 1780 года был её соправителем; после смерти матери 29 ноября 1780 года унаследовал от неё владения Габсбургов - эрцгерцогство Австрийское, королевства Богемское и Венгерское. Выдающийся государственный деятель, реформатор, яркий представитель эпохи просвещённого абсолютизма.

Соправитель матери

После смерти отца, Франца I Лотарингского, избранный императором, он был приобщён матерью к управлению австрийскими владениями. Эпоха их совместного управления ознаменовалась широкой преобразовательной деятельностью, так как необходимость реформ наглядно обнаружилась во время Семилетней войны, поставившей Австрию на край гибели, а из-за границы проникали просветительные идеи французской философии XVIII века.

Партия «просвещения» (Aufklärungspartei) все более брала верх в литературе и даже в правительственных кругах Австрии, несмотря на консервативные наклонности императрицы, и наконец во главе сторонников новизны выступил Иосиф , при участии которого правительство Марии Терезии облегчило положение крестьян, укрепило государственную власть, в ущерб клерикальным и феодальным элементам, упразднило орден иезуитов и отменило пытки. Тем не менее, политика Марии Терезии, полная компромиссов, не могла удовлетворить её сына. Несмотря на горячую любовь к матери, Иосиф провёл лучшие годы жизни в глухой борьбе с ней, иногда значительно обострявшейся (например, по вопросу о веротерпимости).

Самостоятельное правление. Просвещённый абсолютизм Иосифа

Только после смерти матери, с 1780 года, у Иосифа были вполне развязаны руки для выполнения широких преобразовательных замыслов. Программа Иосифа II была последовательным выражением системы просвещенного абсолютизма. Современник коронованных философов, Фридриха II Прусского и Екатерины II, Иосиф был одним из самых деятельных людей своего времени, который, не щадя ни себя, ни других, совершенно изнурил себя работой. Его бесчисленные путешествия были не триумфальными прогулками, а тяжелым трудом добросовестного ревизора. Входя во всё самолично, он искренне верил в своё призвание вывести Австрию из отсталого состояния путём реформ, идущих сверху. Для этого нужно было, как он считал, прежде всего, усиление государственной власти, причём Иосиф следовал старой австрийской традиции укрепления внешнего и внутреннего могущества государства, бюрократической централизации, объединения разноплеменного состава монархии, попрания старинных вольностей феодального происхождения и подчинения церкви государству. В виде корректива произволу он допустил, однако, гласное обсуждение текущих вопросов в печати и открытую критику действий монарха (закон о печати 11 июня 1781 года).

Человеколюбивая деятельность его простиралась на всех обездоленных, начиная с притеснённого крестьянства, и кончая сиротами, больными, глухонемыми, незаконнорожденными. Тем не менее, Иосиф был совершенно чужд сентиментальному и несколько отвлечённому благодушию чувствительного XVIII века. При малейшем сопротивлении он проявлял большую жестокость; во внешней политике он руководствовался только интересами своего государства. В этом смысле он влиял на дипломатию Марии Терезии и несёт ответственность за роль Австрии в первом разделе Польши. Похвалы со стороны модных писателей он не искал; во время наделавшего много шума путешествия во Францию (1777) свидание его с Вольтером не состоялось по его собственной воле.

Религиозная политика

В 1781 году он издал знаменитый указ 13 октября о веротерпимости и упразднил те монастыри и духовные ордена, которые не способствуют делу народного просвещения или призрения больных (20 декабря). На территории одних только Чехии и Моравии в результате религиозной реформы Иосифа II в 1782-1785 годах было закрыто более 100 монастырей.

Церковь была поставлена в тесную зависимость от государства и связь её с римской курией значительно ограничена. Народное образование поставлено под надзор государства, причём начальное обучение стало предметом особой заботливости. Католическая церковь осталась господствующей, но православным, лютеранам и кальвинистам дарованы гражданские права, а иудеи получили различные облегчения. С 1782 года отступление от господствующей веры перестало считаться преступлением, но свободу совести правительство не решилось вводить в фанатической стране: право выбора вероисповедания ограничено было сроками и иными препятствиями, а к сектантам Иосиф относился иногда даже жестоко.

Как пример отношения императора к религиозным течениям находившимся вне лона католической церкви можно привести историю с абрамитами.

Крестьянская реформа

С другим наследием средних веков - феодализмом - разгорелась столь же упорная борьба. Уничтожая привилегии магнатов и устанавливая равенство всех граждан перед законом, Иосиф признавал дворянство лишь как служилое сословие и допускал приток разночинцев в ряды чиновничества. Иосиф отменил крепостное право в Богемии (1 ноября 1781 года), а затем и в других провинциях, причём поощрял выкуп крестьянских наделов. Заботясь о подъёме благосостояния сельского населения, он собирался установить равномерное поземельное обложение, возвещенное патентом 20 апреля 1786 года, но ему не суждено было осуществить этого намерения.

Его политика возбудила всеобщее недовольство и разбилась о встреченное сопротивление. Феодалы и клерикалы всячески тормозили дело реформ, и хотя папа Пий VI напрасно совершил путешествие в Вену, в надежде охладить новаторский пыл императора, но ежедневное противодействие клерикалов не оставалось без результатов. Все слои общества тяготились настойчивой, суровой и подчас бестактной регламентацией, манией бюрократического вмешательства во все проявления жизни, начиная с богослужения и похорон и кончая ношением корсетов. Особенно затруднительно было положение Иосифа, когда обнаруживалось нетерпение тех именно общественных элементов, в пользу которых он боролся с реакцией, например, когда возмутились валашские крестьяне (1784). Причины неудачи Иосифа следует искать в попытке круто и бесповоротно завершить традиционную политику Габсбургов, заключающуюся в централизации, введении немецкого языка, уничтожении провинциальных вольностей, замене обломков сословно-представительного строя венской бюрократией.

Внешняя политика

Иосиф не мог, притом, сосредоточить все свое внимание на внутренних делах, так как постоянно впутывался в международные осложнения. Носясь с планами земельных приобретений, он не давал покоя соседям, главным образом - старому сопернику Австрии, прусскому королю. Особые выгоды представляло для Австрии присоединение Баварии, которое обеспечило бы за ней преобладание в Германской империи. После неудачной попытки в этом смысле при Марии Терезии (см.: Война за баварское наследство), Иосиф, во 2-й половине 1780-х годов, надеялся достигнуть цели путем уступки австрийских Нидерландов; но его захваты и бесцеремонное обращение с мелкими владетелями сплотили против него союз германских князей (Fürstenbund), с Фридрихом II во главе, так что пришлось отказаться от задуманного предприятия. Столь же неудачно было столкновение Иосифа с Голландией, из-за судоходства по реке Шельде.

Больше всего ожидал Иосиф от союза с Россией, рассчитывая на раздел Турции. Личный друг и ревностный союзник Екатерины II, во время своего второго путешествия в Россию под именем графа Фалькенштейна, Иосиф II был застигнут врасплох известием о восстании Бельгии. Нидерландская революция вызвана была отменой исторических вольностей и полнейшей ломкой учреждений в крае, который ещё недавно предполагалось обменять, как вещь, на другую страну; феодалы и клерикалы нашли опору в демократических элементах, и ни военная сила, ни проповедь послушания со стороны папы, ни торжественные уступки правительства не предотвратили полного отложения Бельгии. По тем же причинам и в то же самое время дела принимали зловещий оборот и в Венгрии, где объединительная политика попирала исторические вольности, круто и насильственно вводила немецкий язык, а магнаты были испуганы спешными приготовлениями к введению поземельного налога на началах физиократии.

Неудачная война и смерть

Началась русско-турецкая война (1787-1792). Надеясь славой побед восстановить свой пошатнувшийся авторитет, Иосиф не ограничился вспомогательной ролью союзника России, а двинул все свои силы против турок и сам стал во главе войска. Это роковое для него решение было плодом любви к военному делу, представлявшей, вместе с увлечением внешней политикой, основное противоречие в личности неутомимого реформатора. Скоро военные неудачи и смертельная болезнь лихорадка, усугубившая туберкулёз, схваченная в походе, принудили его вернуться в Вену, где император, видя безвыходность своего положения, при опасном внутреннем брожении, отменил все сделанные им распоряжения, кроме крестьянской реформы и закона о веротерпимости. На смертном одре, несмотря на тяжкие страдания, он продолжал заниматься государственными делами до последнего дня и умер 20 февраля 1790 года с большим достоинством и твёрдостью.

Иосиф II умер бездетным, и преемником его стал младший брат Леопольд II, а после короткого царствования последнего - племянник, Франц II.

Награды

Орден Золотого руна (гроссмейстер с 1780 года)
Военный орден Марии Терезии (гроссмейстер с 1780 года)
Королевский венгерский орден Святого Стефана (кавалер Большого креста с 1764 года, гроссмейстер с 1780 года).

Иосиф II, сын Марии Терезии, уже с 1765 г. был соправителем императрицы, которая постоянно сдерживала его стремления к реформам. В 1780 г. Иосиф стал императором, и его десятилетнее правление составило целую эпоху в истории Австрийской монархии, включая, разумеется, и Чехию.

Воспитанный в духе Просвещения, Иосиф II усвоил и соответствующие теории об устройстве государства. Речь шла об установлении разумного правления, ликвидации пережитков, проведении в жизнь рациональных мероприятий. В этом духе и проводились реформы.

За основу жизни общества принималось экономическое развитие, прогресс земледелия, правильное распределение налогов, ликвидация исключительных феодальных прав, устранение религиозной нетерпимости, установление равенства граждан перед законом. Следовало, сохраняя шляхту, включить ее в новую модель государства. Католической церкви отводилась роль помощника в решении идеологических проблем. Народ же объявлялся только объектом реформ.

О тщательной подготовке Иосифа II к проведению реформ свидетельствует его переписка до восшествия на престол. Реорганизацию он проводил, не считаясь с ропотом шляхты, руководствуясь только принципом целесообразности.

Реформа церкви

Решительная ломка старых порядков началась толерантным патентом от 13 октября 1781 г. Католическая церковь продолжала оставаться государственной, но разрешался переход в евангелическую веру и в православие; признавалось и иудейство. Но всякого рода секты запрещались. Патент предоставлял доступ в школы некатоликам, которые могли и получать академические звания, принимать участие в управлении городов, свободно передвигаться по территории монархии. В 1781 г. Иосиф II закрыл монастыри, не занимавшиеся полезной деятельностью, превратив их здания в казармы или больницы, разрешив их продажу предпринимателям. Была упразднена церковная цензура. Подготовка кадров священников стала осуществляться в государственных семинариях, священники получали государственное жалование. Значительная часть имущества церкви и закрытого в 1773 г. ордена иезуитов подверглась конфискации. Сократилось количество религиозных праздников, запрещались религиозные процессии, ликвидировались “братства”. Все это вызвало отпор духовенства, но просвещенные представители церкви поддержали реформы.

Отмена личной зависимости крестьян. Аграрная реформа.

Настоящим переворотом в жизни общества стала реформа Иосифа II, отменявшая личную зависимость крестьян. Это была “революция сверху”, поскольку сельское население составляло подавляющее большинство всех жителей монархии. Сначала был издан патент о запрещении телесных наказаний и взимании с крестьян денежных штрафов (1 сентября 1781 г.), затем - патент о подаче крестьянами жалоб на феодалов в государственные учреждения. Главный же патент - об отмене личной зависимости - был обнародован 1 ноября 1781. Теперь крестьянин мог свободно вступать в брак, уходить из поместья, отдавать детей учиться ремеслу. Но в заключительной части патента говорилось, что крестьянские повинности и обязанность послушания пану остаются в силе. По формулировке самого патента, его целью было улучшение земледелия и развитие промышленности. Действительно, в Чехии издание патента ускорило прилив рабочей силы в неземледельческие отрасли хозяйства, а королевские города стали в связи с этим возрождаться. Дальнейшие распоряжения императора помогали росту хозяйственной активности деревни.


Вторым этапом аграрной реформы была выработка кадастра, т.е. переписи крестьянской и помещичьей земли. В 1785-1789 г. была замерена вся земля и на этом основании проведено обложение налогами. В 1789 г. согласно изданному тогда берниму и урбариальному патенту барщина и оброки переводились на деньги, а крестьянские повинности определялись доходами хозяйства. Налоги и повинности не должны были превышать половины налогового дохода с участка земли. Прежде всего крестьянин обязывался рассчитаться с государственными налогами, и только оставшееся от этой половины валового дохода приходилось феодалам. Новая налоговая система снижала бремя крестьян по отношению к феодалам, но по отношению к государству - лишь в небольшой мере. Шляхта оказала реформам отчаянное сопротивление. Но Иосиф II исходил из тезиса о полной независимости абсолютного монарха, и в 1790 г. берний и урбариальный патент был введен в действие. Однако в том же году Иосиф умер, а его наследник Леопольд II уже 20 февраля 1790 г. отменил налоговую реформу.

Административная, судебная и военная реформы

Большое значение имели административные реформы просвещенного абсолютизма. Правители стремились создать такую систему управления, которая устраняла бы влияние сословий не только в высших, но и в низших инстанциях власти, что могло быть достигнуто заменой сословной администрации квалифицированной бюрократией. Иосиф II углубил административную реформу, первые шаги к которой сделала Мария Терезия. В 1782 г. он объединил центральное финансовое и политическое управление, создав “Объединенную дворцовую палату”. В 1784 г. он реформировал и городское управление, создав магистраты, в составе которых находились юристы и финансисты. Четыре города Праги объединились под единым управлением. В крайские учреждения назначались специальные комиссары, доставлявшие информацию непосредственно ко двору. В 80-х годах в Вене возникло центральное полицейское учреждение, а в главных городах земель - полицейские управления. Так Иосиф II стал основателем государственной полиции. Воинскими делами руководил в Вене Военный дворцовый совет; функции позднейшего министерства иностранных дел выполняла Дворцовая государственная канцелярия. С 1760 г. в важнейших делах им помогал Государственный совет.

Изменился социальный состав чиновничества. Вместо представителей шляхты, далеко не всегда способных исправлять те или иные функции, теперь государственные должности занимались людьми квалифицированными независимо от происхождения. Чиновники получали жалование от государства и находились под его надзором. Но все же за особые заслуги представители различных сословий получали дворянство как высшую награду. Рационально созданный государственный аппарат был явлением прогрессивным, но после Французской революции конца XVIII в. и особенно в период канцлерства князя Меттерниха он все более становился орудием реакции.

Далее была осуществлена реформа суда и права. В 1784 г. феодальные суды были подчинены авторитету государства. Привилегии в области судебных решений упразднялись, вводилось единое законодательство для всех жителей государства и всех частей монархии. Руководство осуществлялось центральным управлением. Однако некоторые пережитки феодализма сохранялись, если были нужны государству.

Важное значение во всей системе перестройки государства имела армия, которую Иосиф II прежде всего очистил от неспособных начальников, затем ввел единое и целенаправленное военное обучение. В 1786 г. была основана медико-хирургическая академия. Иосиф II нарушил аристократическую исключительность офицерского корпуса. Затем был построен ряд стратегически важных крепостей на границах, особенно в Чехии, на границе с Пруссией. Армия перешла из населенных пунктов в казармы и стала сосредоточиваться в стратегически важных пунктах. Было предпринято техническое усовершенствование артиллерии. В апреле 1781 г. была введена воинская повинность, от которой однако освобождались шляхта, духовенство и чиновники. Призывались мужчины в возрасте от 17 до 40 лет. Допускалось освобождение от повинности за выкуп. Освобожденные от воинской повинности могли служить добровольно. В целом реформа способствовала росту вооруженной силы.

Школьная реформа

Важнейшей реформой Иосифа II было преобразование школьного обучения. Еще в 1775 г. был создан школьный устав, предписывавший обязательное обучение всех детей от 6 до 12 лет. До этого в Чехии имелось 1500 школ, теперь же наступил не только количественный, но и качественный их рост. До 1787 г. число школ увеличилось на четверть, в следующее десятилетие еще на 500, к концу 90-х годов их стало 2601. Несмотря на предписание о всеобщем посещении школы, от 20 до 40 % детей на занятия не являлись. В “главных школах” преподавание велось на немецком языке, в “нормальной” преподавался латинский. Существовали также гимназии иезуитского, пиаристского и других церковных орденов. После упразднения иезуитского ордена в 1773 г. произошла реформа гимназий, за годы 1772 - 1778 34 гимназии в чешских землях были закрыты. Осталось лишь 20. Условием поступления в гимназию было знание немецкого языка, на котором велось преподавание в первых двух классах (из 6). В четырех старших классах обучение проходило на латинском языке. На рубеже 70 и 80-х годов в трех пражских гимназиях обучались две трети всех гимназистов Чехии. Учителя были в их большинстве проникнуты идеями иозефинизма. В целом период развития чешской школы после 1775 г. следует оценивать как прогрессивный.

Развитие низшего и среднего школьного образования в конце XVIII - первой половине XIX в. является неотъемлемой частью всего процесса формирования чешского народа нового времени. Развивающиеся капиталистические производственные отношения требовали большой армии молодых относительно образованных людей, способных выполнять функции в производстве, в государственном аппарате, в общественных учреждениях. Кроме того чешские школы стали важным фактором национального возрождения. Просвещая очень значительную часть молодежи, они создали предпосылки для общего роста культуры народа.

Прошла реорганизация и в высшей школе. В монархии Габсбургов находился старейший в Центральной Европе университет - Пражский (существовали и другие, например, Венский). В Пражском университете традиционно существовали факультеты философский, юридический, медицинский и теологический. Философский факультет считался связующим звеном между гимназиями и высшими факультетами, тремя остальными. Именно он подвергся существенной реорганизации. Основное внимание было уделено развитию природоведческих дисциплин и истории. Новые кафедры обеспечивали изучение философских, математико-астрономических и исторических наук, а также филологии и эстетики. Факультет из двухлетнего стал трехлетним, а в обязательной части курса обучения главное внимание стало уделяться практическим дисциплинам. В 1784 г. были упразднены остатки схоластики на светских факультетах, отменялась церковная цензура, а языком преподавания вместо латинского стал немецкий. Было введено обязательное посещение основного цикла лекций и сдачи экзаменов в установленные сроки. Создавались новые кафедры философского факультета: практической математики, агрономии, инженерных дисциплин. Даже в казалось бы далеких от практики общественных науках создавались предпосылки для приспособления к потребностям времени. Так, лекции Ф.М.Пелцла, первого профессора кафедры чешского языка в Пражском университете, не относились к числу обязательных и посещались теми, кто предполагал работать среди чехов - будущими священниками и чиновниками, так что эта созданная в 1791 г. кафедра тоже имела практическое назначение.

Изменения в обучении на философском факультете были призваны улучшить подготовку студентов прежде всего на факультетах юридическом и медицинском, отсюда и внимание к естественным наукам и истории, В результате начатых с 1774 г. реформ университет избавился от церковного контроля и вошел в состав учреждений абсолютистского государства.

Здравоохранение. Социальное обеспечение

Проводя решительные изменения во всех упомянутых областях жизни, правительства Марии Терезии и Иосифа II понимали и необходимость мер по улучшению здравоохранения и социального обеспечения широких слоев населения. Общее состояние здоровья чешского населения было неудовлетворительным. В 1776 г. был обнародован имперский устав здравоохранения: все органы здравоохранения подчинялись центральной имперской комиссии, обладавшей широкими полномочиями. К концу XVIII в. в Чехии уже насчитывалось до 300 частных и общественных больниц. В 1781 г. Иосиф II издал основные директивные правила, установив важнейшие принципы создания новых лечебных учреждений. Ранее больницы представляли собой учреждения милосердия для бедных, без персонала со специальной подготовкой и без медицинской помощи, теперь же учреждались специализированные клиники, родильные дома, детские приюты и т.п. Развивалась и медицинская наука. Реформы на медицинском факультете Пражского университета повышали квалификацию врачей. Хотя были решены далеко не все проблемы, все же период терезианско-йозефинских реформ стал важной эпохой в истории медицины в монархии, в том числе и в Чехии.

Оценивая реформы рассматриваемого времени в целом, следует констатировать, что они означали перелом в ходе разложения феодальных устоев и объективно приводили к ускорению наступления капитализма. Но все же поставленных перед ними целей они не достигли. Иосиф II не учел многих сложностей реальной действительности. Так, его наиболее радикальная реформа - берний и урбариальный патент - не преодолела сопротивления оппозиции феодалов и была отменена сразу же после смерти Иосифа II. Были ослаблены и другие прогрессивные реформы. Но возвращение крестьян к личной зависимости было уже невозможно.

Также и церковь после 1790 г. усилила свою автономию, однако от подчиненного положения по отношению к государству не избавилась. Многие установления Иосифа II действовали до 1848 г., а кое-какие даже до 1918 г. Значение реформ для формирования чешской нации нового времени столь серьезно, что созданная ими общественная атмосфера получила название “йозефинизма”.

Наука в Чехии в период Просвещения

В 60-е годы XVIII в. в Габсбургской монархии и в Чехии протекал также интенсивный процесс создания науки нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобретавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ранее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло “Общество неизвестных ученых”. С 1753 по 1761 г. оно собиралось в Праге под председательством И.Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771-1772 г. в Праге выходил еженедельник “Пражские ученые известия” на немецком языке, издававшийся Игнацием Антонином Борном (1742-1791). Наука вступала в борьбу в отжившим феодальным обществом.

После запрета иезуитского ордена в умственном развитии чешских земель образовалось несколько направлений. По инициативе И.А.Борна возникло "Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории”. В 1775 г. оно стало издавать “Рассуждения” на немецком языке. С 1784 года “Частное общество” превратилось в “Чешское общество наук”, которое с 1790 г. получило название “Королевское чешское общество наук” и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.

Чешское общество наук - прогрессивный элемент в общественной структуре Чехии конца XVIII в. В него принимались лица только по научным заслугам, между ними существовало равенство независимо от классового происхождения. Общество придерживалось принципа свободного познания и использования объективных законов природы и социального развития в интересах прогресса.

Новым подходом к национальному прошлому, представлявшемуся контрреформацией в искаженном виде, стремлением создать основы чешского литературного языка, наука повышала национальное и политическое сознание чехов, включая народ в борьбу за новый общественный порядок.

Основной задачей в области общественных наук было достижение уровня, который наблюдался в западноевропейских странах. В гуманитарных науках интерес к светской истории чешской государственности перерастал в интерес к образованности, к развитию чешского языка и исследованию прошлого чешской письменности

Гелазий Добнер

В гуманитарных науках Чехии выделялось несколько ярких личностей. Одним из наиболее ранних ученых такого рода был Гелазий Добнер (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка. Сын ремесленника, Добнер закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся членами ордена, было и безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. Добнер работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Это наводило на мысль о необходимости изучения источников в сравнительном плане. Первым трудом Добнера по истории был разбор “Святовацлавской легенды т.н. Христиана”, но главным стал шеститомный перевод “Хроники Чешской” Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а критика хроники могла способствовать опровержению контрреформационной концепции чешской истории. Первый том добнеровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории чехов, чему был посвящен этот том, и по существу вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Добнер стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов и подданных. В развитии чешской историографии творчество Добнера означало решительный поворот от контрреформационной концепции к новому этапу изучения чешской истории.

Франтишек Мартин Пелцл в период Просвещения

Значительный вклад в выработку критического отношения к феодальной идеологии был внесен Франтишком Мартином Пелцлом (1734-1801). Сын ремесленника, он закончил пиаристскую гимназию в г. Рыхнов и стал учеником высшего философского класса пиаристской гимназии в Праге. В научную жизнь Пелцл самостоятельно вступил в 1774 г. сочинением “Краткая история чехов”. В 80-х годах появились его биографии: “Император Карл IV, король чехов” и “История жизни римского и чешского короля Вацлава”. В этих сочинениях выдвигалась новая концепция чешской истории, в частности гуситского движения. При этом оценка гусизма постепенно развивалась. Если в 1774 г. Пелцл упоминает о Гусе лишь как об одном из чешских “ученых мужей”, то в 1779 г. Гус уже характеризуется как реформатор и бесстрашный герой, не отступающий от своих убеждений даже под страхом смерти. Пелцл также критикует позиции церкви гуситской эпохи. Впрочем гуситская революция им решительно осуждается как проявление фанатизма и бунтарство, приведшие в упадок благосостояние страны и общественный порядок.

Подобная точка зрения разделялась и другими историками эпохи Просвещения, которые отрицательно относились к Французской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим неординарным событиям такого рода.

Йозеф Добровский (1753-1829)

Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский. Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии - Просвещения и романтизма.

Родился Добровский в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его - чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецкий Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени в Индржиховом Градце (ею руководили иезуиты), он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф.Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г., после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, Добровский переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом Королевского чешского общества наук, его секретарем и позднее председателем. В 1778 г. он издал на латинском языке сочинение “Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка - ложный автограф”, вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Добровский исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке. Он доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контрреформационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Палацкого. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения заметно чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании Чешского общества наук “О преданности славянских народов австрийскому правящему дому”, произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 миллиона человек населения империи 11 миллионов составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.

В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа, Работая в Академии наук, он уделил много внимания рукописным сводам, затем переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного исследования славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.

ИОСИФ II (Joseph II) (1741–1790), император Священной Римской империи и правитель Габсбургских (Австрийских) земель. Родился 13 марта 1741, старший сын Марии Терезии и будущего императора Священной Римской империи Франца I (правил в 1745–1765). Юность Иосифа пришлась на критический период истории Австрии, отмеченный войной за Австрийское наследство и Семилетней войной. В ходе этих потрясений монархия Габсбургов была на волосок от гибели и спаслась ценой потери богатейшей из своих провинций – Силезии. Этот опыт оказал влияние на все последующие взгляды Иосифа, внушив ему страстное стремление к реформам как средству укрепления его владений, любовь к армии и желание оставить след в истории военными победами.

В 1765 умер Франц I, и мать Иосифа активно вовлекла его в дела управления, предоставив ему статус соправителя. Как реформатор Мария Терезия всегда действовала с оглядкой на консерватизм человеческой природы и силу предрассудков. Импульсивному Иосифу ее стиль правления казался чересчур осторожным. После смерти Марии Терезии 29 ноября 1780 39-летний Иосиф оказался абсолютным властителем самой обширной монархии Центральной Европы. Последовала лавина указов: в течение 10 лет правления Иосифа были изданы 6000 декретов и 11 000 новых законов, призванных регулировать все стороны жизни общества.

Император занялся созданием рациональной, централизованной и единообразной системы управления для своих разнородных владений – иерархии, во главе которой стоял он сам как верховный самодержец. Предполагалось, что и правительственный аппарат должен проникнуться тем же духом преданности в деле служения государству, какой был присущ самому императору. Этот аппарат создавался невзирая на классовое и этническое происхождение входивших в него лиц, назначаемых исключительно по их заслугам. В целях унификации системы управления повсеместно в империи в качестве официального языка был введен немецкий.

Император задумал реформу всей системы законодательства, отменил жестокие наказания и смертную казнь за большинство преступлений, ввел принцип полного равенства всех перед законом. Он покончил с цензурой печати и провозгласил политику религиозной терпимости. В 1781 Иосиф II начал освобождение крепостных. (Впрочем, после его смерти крепостничество было фактически восстановлено.)

Иосиф боролся с влиянием папства, жестко ограничив его власть границами папских владений. Кроме того, он не испытывал симпатий к созерцательному образу жизни монашества и закрыл свыше 700 монастырей, сократил число монахов и монахинь с 65 000 до 27 000 и частично секуляризовал церковные землевладения.

В области экономики Иосиф II был сторонником меркантилизма. При нем были изданы инструкции, какие товары следовало производить в стране, а какие разрешалось импортировать. Ткани, ввезенные в империю, сжигались, не соответствовавшие правительственным стандартам товары уничтожались.

Иосиф ввел обязательное начальное образование для всех мальчиков и девочек, возможность же получить высшее образование предоставлялась лишь немногим избранным. В Вене получили развитие медицинское образование и больничная система. Чтобы установить единый и равный земельный налог, Иосиф провел оценку всех земель в империи.

Во внешней политике главным стремлением Иосифа было приобретение Баварии, хотя бы в обмен на Бельгию (Австрийские Нидерланды); попытки достижения этой цели в 1778 и 1785 были, впрочем, пресечены Фридрихом II Прусским. Эта неудача подтолкнула Иосифа к территориальной экспансии на Балканах, и он втянулся в дорогостоящую и бесплодную войну с турками.

К 1790 в Бельгии и Венгрии вспыхнули мятежи против реформ; в остальных провинциях также назревали волнения из-за тягот войны с Турцией. Империя Иосифа оказалась на грани распада. Умер Иосиф 20 февраля 1790.

Старший сын имп. Франца Стефана Лотарингского и эрцгерцогини Австрии, кор. Венгрии и Богемии Марии Терезии. С И. связан курс политики т. н. просвещенного абсолютизма (реформы в области гос. религ. политики, гос. управления, юстиции, здравоохранения и др.), называемый иозефинизмом .

Род. в сложный для династии Габсбургов период. После смерти в 1740 г. имп. Карла VI, не оставившего наследников мужского пола, на основании Прагматической санкции власть перешла к его дочери Марии Терезии, в связи с чем Пруссия и ее союзники начали войну за Австрийское наследство (1740-1748). Полученное И. образование не носило систематического характера, большое влияние на формирование его взглядов оказало самостоятельное чтение трудов мыслителей эпохи Просвещения, что вызывало недовольство его матери имп. Марии Терезии, считавшей идеи просветителей крайне опасными. И. дважды вступал в брак: в 1760 г. с целью сближения домов Габсбургов и Бурбонов по воле Марии Терезии и канцлера В. А. Кауница он женился на герцогине Пармской Изабелле († 1763), а в 1765 г.- на герцогине Баварской Марии Жозефе (наследников не осталось). После смерти отца с 18 авг. 1765 г. И. по воле матери являлся ее соправителем, однако почти все сферы гос. управления оставались под контролем Марии Терезии, что препятствовало И. проявлять самостоятельность в правлении. Влияние И. на гос. дела было минимальным, чаще всего он лишь выполнял волю матери. Тем не менее, следуя идеям Просвещения, И. добился в 1776 г. от Марии Терезии отмены пыток в судопроизводстве. Нежелание матери считаться с мнением И. при управлении государством нередко приводило к напряженности в отношениях между ними. Стремясь избежать конфронтации с императрицей, И. инкогнито (под именем гр. Фалькенштейна) совершал длительные путешествия: был в Силезии (1769), в Италии (1769), во Франции (1777), в России (1780), а также в разных частях империи, где знакомился с положением дел, проблемами и потребностями общества. В 1780 г. встречался с российской имп. Екатериной II Алексеевной в Могилёве для выработки общей антитурецкой политики. Принято считать, что эти поездки, во время к-рых И. знакомился с опытом гос. управления в др. странах, повлияли на его дальнейшее правление, определив курс реформ.

После смерти имп. Марии Терезии (1780) И. начал править самостоятельно, продолжив начатые ею преобразования, однако его реформы носили более радикальный и часто противоречивый характер. И. провел реформы в области гос. управления, экономики и социальных отношений. В сфере гос. управления И. столкнулся с проблемами, связанными с устройством империи, в каждой части к-рой сохранялись собственные органы власти при отсутствии централизованной системы управления, единой армии, системы налогообложения, денежной единицы и т. д. Попытки централизации и унификации гос-ва, предпринимавшиеся имп. Карлом VI и Марией Терезией, были завершены проведенными И. реформами королевской канцелярии, палаты суда и управления финансами (в т. ч. через слияние 13 различных региональных учреждений). Наиболее важной из реформ является реорганизация гос. управления Венгрии (1785), Ломбардии и Австрийских Нидерландов (1787). В Венгрии И. стремился поставить под свой контроль сословия, положить конец венг. обособленности и отменить конституцию. Он ликвидировал комитатскую систему (обл. автономию) и разделил страну на 10 адм. округов во главе с комиссарами. Император отказался короноваться венг. короной св. Стефана (Иштвана) и приказал перевезти ее в Вену, за что в Венгрии его называли «король в шляпе».

В целях унификации И. проводил политику германизации многонационального населения империи, в т. ч. сделал нем. язык обязательным в делопроизводстве (1784) на территории всех подвластных Габсбургам земель, кроме Ломбардии и Австрийских Нидерландов, где итал. и франц. языки признавались «пригодными» в гос. управлении. Эта реформа вызвала недовольство подданных и стала одной из причин восстаний в конце правления И. В экономике важнейшим мероприятием стала отмена крепостного права, давшая возможность крестьянам выбирать место проживания, заключать сделки; помещикам запрещалось сгонять крестьян с их наделов и чинить препятствия их хозяйственной деятельности. Однако перевод крестьян на выкупные платежи зависел от желания помещика. В итоге в Галиции барщина была отменена только в 1786 г., а в Венгрии в 1787 г. Как и имп. Мария Терезия, в экономической сфере И. следовал принципам меркантилизма, ограничивая ввоз иностранных и поощряя экспорт отечественных товаров, поддерживая развитие мануфактур, в т. ч. путем предоставления льгот предпринимателям-протестантам, переселявшимся в Австрию из Рейнской обл. и Нидерландов. Религ. льготы коснулись и православных, игравших важную роль в венской торговле, а также иудеев, в финансовых капиталах к-рых нуждался двор. Реализуя идеи Просвещения, император открывал богоугодные заведения, больницы, приюты для глухонемых. Экономические и социальные реформы И. способствовали модернизации империи Габсбургов.

Наибольший резонанс в империи и за рубежом вызвал проводившийся И. курс религ. политики, основанный на веротерпимости и затронувший католич. Церковь и др. религ. общины в Свящ. Римской империи. 13 окт. 1781 г. И. выпустил «патент о веротерпимости» (Toleranzpatent), согласно к-рому сохранялся привилегированный статус католич. Церкви, но протестантам (прежде всего лютеранам и кальвинистам) и православным предоставлялось право частной религ. практики и свободного совершения богослужений в молитвенных домах, а также устанавливались новые нормы смешанных браков между католиками и лицами др. христ. конфессий. 2 янв. 1782 г. И. издал «патент о веротерпимости» по отношению к евреям, проживавшим в Н. Австрии (с 1789 «патент» распространялся и на др. части империи), предоставив евреям возможность проживать в городах, приобретать земельные участки, создавать национальные школы; в документе отменялось ношение евреями специальной одежды, предписывалось получение ими нем. фамилий. «Патенты о веротерпимости» позволили некатолич. населению монархии Габсбургов занимать гос. должности. Религ. политика И., имевшая основной целью подчинение католич. Церкви нуждам гос-ва, осложнила отношения императора с Папским престолом. В 1782 г. обеспокоенный религ. политикой И. папа Римский Пий VI предпринял поездку в Вену, где безуспешно пытался добиться от императора изменений курса в отношении католич. Церкви. В годы правления И. была проведена секуляризация имущества нек-рых католич. монашеских орденов и мон-рей, изменена система подготовки и обучения клириков, выпущены распоряжения о проведении богослужений, упорядочены границы еп-ств и др. (подробнее см. ст. Иозефинизм).

Внешняя политика императора была не слишком удачна. В союзе с Россией И. вел военные действия против Османской империи. Первые операции в районе Белграда закончились поражением имп. армии и вторжением османских войск в юж. комитаты Венгрии. К военным неудачам императора прибавилась еще и эпидемия малярии, к-рой заболел И.

Первоначально политика И. встретила поддержку среди разных слоев населения, однако политика германизации и унификации способствовала началу борьбы за равенство наций в монархии Габсбургов, появлению антиабсолютистских движений. Конец правления И. совпал с глубоким политическим кризисом. Во многом по причине недовольства религ. политикой И. в 1789 г. в Австрийских Нидерландах началась т. н. Брабантская революция, в результате к-рой было провозглашено создание независимых Соединённых штатов Бельгии. Венгрия оказалась на грани восстания, представители венг. политической элиты и правящие дома Баварии и Пруссии вели активные переговоры о низложении Габсбургов. Начавшаяся в 1789 г. Французская революция способствовала активизации антиабсолютистских выступлений в разных областях империи Габсбургов. Стремясь спасти положение и не допустить революции в своих владениях, И. аннулировал почти все свои декреты (кроме отмены крепостного права и «патентов о веротерпимости»), обещав возобновить работу венг. Государственного собрания и вернуть корону св. Стефана (Иштвана) в Венгрию. Однако ни подготовка к работе Государственного собрания, ни возвращение короны в Буду не смогли восстановить порядок в Венгрии. По всей стране продолжалось формирование вооруженных отрядов, венг. полки, расположенные в др. частях империи, возвращались на родину для ее защиты, продолжались переговоры о приглашении на трон новой династии. После смерти И. имп. Леопольд II сумел восстановить власть Габсбургов в Бельгии и положить конец беспорядкам в Венгрии, сохранив в империи большинство проведенных И. реформ и преобразований.

Лит.: Mitrofanov P., von. Josef II: Seine politische u. kulturelle Tätigkeit. W., 1910. 2 Вde; Kann R. A. Werden und Zerfall des Habsburgerreiches. Graz, 1962; Winter E. Der Josefinismus: Geschichte des österreichischen Reformkatholizismus. B., 1962; Hajdu L. II. József igazgatási reformjai Magyarországon. Bdpst, 1982; Haselsteiner H. Josef II. und die Komitate Ungarns: Herrscherrecht u. ständischer Konstitutionalismus. W.; Köln; Graz, 1983; Gutkas K. Kaiser Josef II.: Eine Biographie. W., 1989; Beals D. Josef II. Сamb., 2009. 2 vol.

К. Т. Медведева