Исследование. При аутизме между отдаленными участками мозга не хватает связей

1.
2.
3.
4.
5.

Аутизм – это нарушение развития, характеризующееся регрессом речи, общения и социальных взаимодействий, сопровождающееся стереотипным поведением. Атипичный аутизм – общее расстройство развития, которое отличается от аутизма либо возрастом начала, либо клиническими проявлениями заболевания. По данным крупных популяционных исследований, распространенность аутизма составляет 1 на 100 детей. У мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще.

1 . Аутизм – полиэтиологичное состояние. Этиология первичного аутизма остается неизвестной, предполагается роль наследственности и влияние средовых факторов. Вторичный аутизм могут вызвать различные факторы, нарушающие созревание синапсов в пренатальном и раннем постнатальном периодах (вирусы, радиация, травма, хроническая внутриутробная гипоксия и острая асфиксия, интоксикация). Риск аутизма повышается также с увеличением возраста отца на момент зачатия. Генетические и хромосомные синдромы составляют 25 - 50 % в структуре этиологических факторов аутизма, причем чем тяжелее аутизм, тем более вероятно, что он имеет генетическую природу. В частности, аутизм отмечается у 25 - 47 % больных синдромом фрагильной Х-хромосомы, у 5 - 10 % больных синдромом Дауна, у 16 - 48 % больных туберозным склерозом. Также аутизм характерен для синдромов Ангельмана, Жуберта, Коэна, эпилептических энцефалопатий, особенно синдрома. При осмотре в 15 - 20 % случаев можно выявить стигмы дизэмбриогенеза, указывающие на нарушение внутриутробного развития и синдромальный характер аутизма. Однако у большинства детей фенотип нормальный.

Основная патогенетическая гипотеза объясняет аутизм снижением или повышением активности функциональных связей и их нейрональной синхронизацией, что вызывает социальные, коммуникативные, когнитивные и сенсомоторные нарушения. На макроуровне выявляют увеличение объема и веса головного мозга, гипотрофию мозжечка. Исследование большой выборки больных аутизмом с применением метода магнитно-резонансной томографии (МРТ) выявило высокую частоту аномалий головного мозга (48 %), в том числе нарушение серо-белой демаркации, расширение пространств Вирхова–Робена, аномалии височной доли и мозолистого тела, полимикрогирию. Однако до сих пор МРТ не включена в стандарты исследования пациентов с аутизмом [ к содержанию].

2 . Течение аутизма . По мнению большинства авторов, первые симптомы аутизма появляются в 12 - 18 мес. и включают регресс развития и кататонические явления. Дебют атипичного аутизма, по данным Н. В. Симашковой (2006):


    ✹ в 86 % случаев бывает аутохтонным (без явных провоцирующих факторов);
    ✹ в 9 % – соматогенно обусловленным (соматогенной провокацией обычно служат тяжело протекающие интеркуррентные инфекции, вакцинация, начало посещения детского дошкольного учреждения, а также острые травмы и оперативные вмешательства, требующие госпитализации);
    ✹ в 5 % – психогенным (в качестве психогенных факторов нередко выступает стресс при отлучении от груди, отъезде родителей на отдых [когда ребенка оставляют с бабушкой], при перемене места жительства или нарушении режима [часто также при поездке на отдых, в частности на море]).
Течение аутизма характеризуется четкой стадийностью :

3 . Клинические проявления аутизма . Более подробно рассмотрим отдельные, наиболее значимые, симптомы аутизма:


    Ограничение зрительного контакта, отсутствие подражания и отклика на имя . В норме привлечь внимание грудного ребенка трудно, особенно надолго, так как функция внимания до 1 года еще не сформирована. Критерий диагноза «аутизм» в возрасте до 1 года – отсутствие реакции на свое имя. Заподозрить аутизм позволяет не само по себе игнорирование или кратковременный интерес к предъявляемой игрушке или звуку, а отсутствие интереса к другому человеку. В норме ответная реакция ребенка (когда взрослый показывает ему какой-то предмет и говорит о нем) появляется в возрасте 8 - 16 мес. В возрасте 8 - 10 мес. ребенок улавливает направление, куда смотрит взрослый. В 10 - 12 мес. ребенок может быть занят собственной деятельностью, но боковым зрением следит за взрослым. В 12 - 14 мес. появляется указательный жест, а в процессе игры ребенок периодически оглядывается на взрослого. В 14 - 16 мес. ребенок способен усвоить навыки обращения с предметом, например научиться тянуть машину за веревку. Все эти навыки возникают на основе социального контакта, у детей с аутизмом они не формируются или не используются [ к содержанию].

    Задержка навыков игры . Для формирования навыков игры необходимо сенсорно-моторное и конструктивное воображение. Игра начинает формироваться у детей с 4 мес. В 12 - 14 мес. в норме уже сформирована достаточно сложная игровая деятельность. В 16 - 18 мес. появляется, а затем все более усложняется воображаемая игра. Бедность игры или ее задержка, игра как аутостимуляция – характеристики дисфункции сенсорно-моторной стадии игры, которые также служат критерием аутизма. У некоторых детей с аутизмом игра может быть развитой, но ее качество существенно отличается от игры обычного двухлетнего ребенка: менее заметна цель, несложный сюжет и мало воображаемых символов. Для детей с аутизмом более типична ритуальная или стереотипная игра (постукивания, выкрики). Эти дети предпочитают играть в одиночестве. Ребенок не направляет взгляд на объект своей игры, смотрит на него боковым зрением, во время игры не отзывается на имя и не стремится к взаимодействию с другими людьми или избегает его [ к содержанию].

    Нарушение коммуникации . Способность придумать, захотеть и согласовать с окружающими свои желания начинает развиваться в возрасте 3 - 4 лет и позволяет ребенку соотносить свои потребности с интересами других людей. Дефицит мышления в этой области приводит к нарушению общения и социального поведения, что объясняют гипофункцией миндалевидного тела и нарушением восприятия эмоций [ к содержанию].

    Дизэкзекутивное поведение . Планирующая функция играет важнейшую роль в интеграции целенаправленного действия, особенно в новых или сложных ситуациях. На структурном уровне ее осуществляют четыре лобно-подкорковые связи. Дорсолатеральный префронтальный путь связан с дисфункцией планирования; вентромедиальный – с нарушением мотивации, а медиальный и латеральный орбитофронтальные пути отвечают за регуляцию аффектов и социального поведения соответственно. Нарушение планирующей функции сопровождается нарушением праксиса. Страдает способность гибко переключаться между различными вариантами поведения. Планирующая функция отвечает за соблюдение правил поведения и является речевым предшественником действия [ к содержанию].

    Задержка речевого развития . Аутизм можно заподозрить, если к 2 годам ребенок не использует речь для общения. Обычно лепет появляется к 6 мес., слоговая речь формируется к 10 - 12 мес. Для аутизма характерны задержка речевого общения между ребенком и родителями, позднее начало лепета, отсутствие указательного жеста, кивков, отрицательного мотания головой. Особенности речевого развития – отсутствие отклика на имя, невозможность диалога при сформированных навыках устной речи – говорят о нарушении восприятия речи. Обычно ребенку трудно понять вопрос, с которым обращается к нему взрослый [ к содержанию].

    ✹ Эхолалия . У детей 2-летнего возраста в норме можно отметить повторы последнего слова или нескольких слов услышанного предложения. Эта стадия быстро проходит у здорового ребенка, однако персистирует у детей с аутизмом. Пациенты с аутизмом повторяют не только слово, но и услышанную интонацию. У 25 - 30 % детей характерен регресс устной речи в возрасте от 1 до 2 лет. Обычно родители утверждают, что ребенок прекрасно развивался, а затем внезапно перестал говорить или общаться. Однако подробный сбор анамнеза выявляет особенности развития речи и невербального общения еще до начала регресса [ к содержанию].

    ✹ Эмоции . Дети с аутизмом малоэмоциональны, редко улыбаются, мимика и жесты обеднены и, как правило, не используются в контексте смысла беседы. Характерно нарастание клинической симптоматики (нервозность, стереотипии, гипер- или гипоактивность) при нарушении привычного распорядка. У ребенка с аутизмом отмечается неспособность справиться с изменениями окружающего мира, неприязнь к новизне. Характерна фиксация на определенных предметах или действиях (ребенок потряхивает руками, теребит предметы). У некоторых детей отмечается сверхценный интерес (например, поезда, солнечная система, динозавры и т. д.). Застревания, стереотипии, ритуалы. Эти явления могут отмечаться не только при аутистическом расстройстве, но и при других нарушениях развития, к которым относятся умственная отсталость и различный сенсорный дефицит, хромосомные и генетические синдромы, эпилепсия, особенно синдром Веста [ к содержанию].

    Сенсорные расстройства (слуховые, зрительные, тактильные и вкусовые) и двигательные нарушения (диспраксия, гипотония мышц, дистония, атаксия). Эти явления связаны с дисфункцией соответствующих зон коры большого мозга. Особенностями зрительных нарушений при аутизме признаны извращение цветового восприятия, снижение зрительного слежения. Пациенты с аутизмом фиксируются на деталях при обработке информации и не схватывают целого, в результате представления фрагментарны и хаотичны. Диспраксия – трудность планирования последовательности координированных движений. При аутизме отмечается диспраксия речи, языка (нарушение глотания и жевания), мелкой моторики (почерк, захват карандаша), нарушение пространственных представлений, равновесия. В результате ребенок с аутизмом выглядит неловким, во время бега задевает предметы, не может поймать мяч. Атаксия при аутизме имеет корковое, а не мозжечковое происхождение. Она ассоциирована с низким мышечным тонусом, который вызывает нарушение равновесия и координации и формирует неправильную походку [ к содержанию].

4 . Эпилепсия и аутизм . Повышение возбудимости нейронов головного мозга является своеобразным патогенетическим «перекрестком» между аутизмом и эпилепсией. При первичном аутизме эпилепсия и эпилептиформная активность на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) не связаны с аутистическим процессом, а являются независимым состоянием. Наиболее часто в таких случаях встречаются идиопатические формы эпилепсии, такие как детская абсансная эпилепсия, роландическая и юношеская миоклоническая эпилепсии. Наличие на ЭЭГ субклинической эпилептиформной активности может быть сопутствующим генетически детерминированным эпилептиформным феноменом, который требует лишь динамического наблюдения. При атипичном аутизме, который и рассматривается в рамках данной статьи, частота эпилепсии в среднем составляет 30 %. Существует и обратная взаимосвязь – развитие 32 % детей с эпилепсией соответствует диагностическим критериям аутизма. Эпилепсия чаще встречается у пациентов со средней или тяжелой формой аутизма и двигательными нарушениями. Эпилептические приступы при аутизме могут быть разных типов. Чаще отмечаются фокальные приступы (особенно исходящие из коры височной доли) и инфантильные спазмы [

СодержаниеПовелитель «музыки» мозгаЗачем изучать «мозговой график работы»: причины назначения ЭЭГПодготовка детей к ЭЭГ Мозг - главная структура, отвечающая за работу всего организма. Сбой в работе «центрального процессора» приводит к печальным последствиям, поэтому анализ мозговых «волн» с помощью ЭЭГ поможет выявить причину изменений и определиться с лечебными действиями. Однако предполагается, что дети ведут себя спокойно во время обследования и специалист работает, не отвлекаясь. Как быть, если ребенок нервничает в присутствии посторонних, неспокоен, болен и не поддается на уговоры взрослых?

Что необходимо знать родителям о причинах направления детей на ЭЭГ, правилах проведения процедуры электроэнцефалографии и правильной подготовки к ней ребенка, разбираемся на MedAboutMe.

Повелитель «музыки» мозга

Можно ли увидеть, как работает главный «центр управления» человека? Да. Впервые это удалось в 1924 году ученику, а позднее ассистенту ученого-физиолога Отто Бинсвангера, Хансу Бергеру.

Изучением сигналов головного мозга немецкий доктор Ханс Бергер увлекся, отслужив в армии, когда чудом выжил после несчастного случая. Многолетняя работа увенчалась успехом, и Бергер сумел впервые записать ЭЭГ (электроэнцефалографию) человека. Изучая активность нейронов, психиатр использовал в качестве «модели» своего сына. Клаусу Бергеру в ту пору исполнилось 15 лет и ему пришлось вытерпеть 73 процедуры записи ЭЭГ.

Кроме Бергера, которого называли «повелителем музыки мозга», вопросом изучения мозговой деятельности занимались многие ученые, поэтому современной медицине доступен эффективный способ проверки работы «центра управления» человеком. Самое главное, что ЭЭГ помогает своевременно обследовать и выявить причины изменений работы головного мозга, чтобы помочь детям.

Зачем изучать «мозговой график работы»: причины назначения ЭЭГ Народное название процедуры - «шапочка». Зачем ее надевают? Головной убор, состоящий из «проводков и дырочек», позволяет узнать особенности работы головного мозга.

Зачем специалистам изучать «мозговой график»? Изучая биоэлектрическую активность головного мозга с помощью специальных электродов с поверхности головы, врач по характеру этой активности определяет состояние головного мозга ребенка, выявляет наличие изменений. Ранняя диагностика отклонений в работе мозга особенно важна, так как позволяет врачу правильно назначить курс лечения.

Причин, по которым детям показано обследование с помощью ЭЭГ, много, и каждый отдельный случай требует тщательного изучения. Желательно не откладывать прохождение процедуры, если врач посчитал нужным направить ребенка на ЭЭГ. Чем раньше диагностируют заболевание, тем успешнее будет лечение.

Основания для беспокойства у врачей и родителей появляются в следующих случаях:

судорожные состояния, подозрения на эпилептическую активность; отсутствие адекватного словарного запаса, характерного для возраста ребенка; гиперактивное поведение; нарушение координации движений; малыш до года теряет интерес к окружающему, перестает интересоваться своими обычными игрушками; «пауза в развитии», т. е. ребенок перестал делать то, что уже умел и понимал; травмы головы; расстройство сна.

Выяснить причину отклонений в развитии маленького ребенка непросто. Малыши не выдерживают долгих обследований, нервничают при виде чужих людей, не могут замереть по команде. Благодаря изобретению Ханса Бергера у врачей есть уникальный метод обследования детей, который можно применять с самого рождения малыша - ЭЭГ.

Направление на исследование состояния мозговой активности может быть выдано педиатром, неврологом, нейрофизиологом или психиатром детям любого возраста.

Родителям не стоит нервничать и волноваться по поводу прохождения ребенком подобного обследования.

Во-первых, процедура безопасна, поэтому назначается даже новорожденным.

Во-вторых, она безболезненна, и правильно подготовленные к процедуре дети не боятся необычных проводочков и прочих атрибутов.

В-третьих, проведение ЭЭГ доступно всем и проводится достаточно быстро, что немаловажно при работе с детьми.

Противопоказаний для проведения ЭЭГ нет.

Во время процедуры на ребенка не оказывается ни электрического, ни магнитного, ни любого другого физического воздействия.

«Шапочка» с помощью датчиков передает информацию о работе головного мозга на электроэнцефалограф, фиксирующий эти сигналы. Полученный результат врач «читает», изучая графическую кривую. ЭЭГ может назначаться несколько раз для наблюдения за процессом лечения.

Комментарий экспертаПылаева Ольга Анатольевна, врач невролог, эпилептолог Институт детской неврологии и эпилепсии имени Свт. Луки

Нередко родителей беспокоит вопрос о том, как будет вести себя их ребенок во время процедуры ЭЭГ. В своей практике мы часто встречаемся с детьми с нарушениями поведения, варьирующими от легкой гиперактивности и негативизма до тяжелых нарушений. Дети с аутистическими расстройствами часто очень болезненно реагируют даже на те внешние стимулы, которые кажутся здоровому ребенку совершенно безвредными, нестрашными, т. е. трудно переносят прикосновения к голове, не любят, когда их трогают и моют голову.

Что же делать в таких случаях?

Прежде всего хотелось бы успокоить родителей тем, что в связи с высоким качеством современных электроэнцефалографов и мастерством врачей, проводящих видео-ЭЭГ мониторинг, точность исследования такова, что как бы беспокойно не вел себя ребенок, это не помещает аппарату зарегистрировать и правильно оценить работу мозга на протяжение всего исследования.

Для диагностики заболеваний нервной системы всегда справедливо правило о том, что чем хуже состояние в момент проведения исследования, тем больше ценной диагностической информации можно получить, чтобы не пропустить те нарушения, которые могут отсутствовать на ЭЭГ в состоянии покоя.

Однако в процессе исследования ребенок должен обязательно поспать.

В этом отношении можно дать родителям несколько советов:

необходимо не давать ребенку спать до начала исследования, так, чтобы он испытывал недостаток сна и чувствовал усталость; если родители убеждены, что ребенок будет очень беспокоен и не уснет в непривычной обстановке, есть возможность провести видео-ЭЭГ мониторинг такого же высокого качества на дому; возьмите с собой любимые вещи ребенка (одежду, игрушки, вкусную еду), которые могут его обрадовать, отвлечь и успокоить; если родители убеждены, что ребенок не сможет уснуть, даже при соблюдении этих условий, нужно заранее выяснить у врача, какие препараты с успокоительным действием можно принять за несколько часов до начала исследования.

Без рекомендации врача, который планирует проводить ЭЭГ, самостоятельно нельзя давать ребенку никаких дополнительных препаратов (кроме тех, которые он получает регулярно). Препараты с успокаивающим действием в большинстве случаев меняют картину ЭЭГ и значительно снижают диагностическую ценность исследования.

Дети с тяжелыми аутистическими расстройствами нередко предпочитают необычные игрушки (музыкальные, звенящие, гремящие, спиннеры).

В некоторых случаях за несколько дней помогает домашняя «тренировка», т.е. игра, включающая одевание шапки. Более сознательному малышу, возможно, будет интересно представить себе, что во время исследования он оденет волшебный шлем.

Самое важное - доверять свое здоровье профессионалам. И тогда исследование пройдет спокойно и будет получен важный результат.

Специалисты давно пытаются найти эффективные способы раннего диагностирования заболеваний, связанных с изменениями в работе головного мозга для оказания своевременной помощи детям. Ученым из Бостонского детского госпиталя удалось это с помощью знакомой всем процедуры ЭЭГ. В результате экспериментов было доказано, что измеряя электрическую активность мозга у новорожденных, можно подтвердить или исключить признаки аутизма у малышей даже в возрасте трех месяцев. Авторы исследования считают, что это удалось именно потому, что формирование аутизма происходит еще до рождения ребенка, а не после. По мнению специалистов, степень точности при исследовании с помощью ЭЭГ приближается к 100%.

Комментарий экспертаФрэнк Даффи, доктор медицинских наук, детский невролог и нейрофизиолог в отделении неврологии детской больницы, Бостон

Диагностировать аутизм сложно, поэтому у многих детей это состояние невозможно распознать долгие годы. Как правило, эти люди испытывают проблемы в социуме и пребывают в своем собственном замкнутом мире.

Исследования наших ученых подтвердили, что ЭЭГ эффективно при комплексном обследовании ребенка, если возникают подозрения, что у него аутизм.

Наши последние исследования были посвящены изучению проблемы синхронизации электроактивности различных зон головного мозга. Мы работали с двумя группами детей в возрасте от 2 до 12 лет (всего 1000 человек) и провели целую серию экспериментов. В первой были дети с подтвержденным диагнозом «аутизм», а во второй те, у кого он лишь предполагался. Мы выяснили, что процесс синхронизации мозговой деятельности у детей-аутистов протекает по-другому, чем у других детей.

Наши специалисты отметили, что коммуникативная функция соседних участков мозга у аутистов снижена, локальная мозговая сеть функционирует слабо. В левом полушарии этот процесс заметнее, а ведь именно оно отвечает за речь.

В ближайшее время наша группа планирует повторить свое исследование. Мы будем работать с детьми у которых диагностирован синдром Аспергера (врожденное генетическое нарушение).

К тому же, мы исследуем, как взаимодействуют дети-аутисты с другими детьми в одной семье. Мы считаем, что с помощью ЭЭГ можно проверить такое же состояние у младших братьев и сестер до появления у них симптомов.

ЭЭГ можно использовать для отслеживания того, какое влияние различные методы лечения аутизма оказывают на общее состояние ребенка.

Мы приветствуем любые исследования, которые могут помочь нам лучше понять природу аутизма и усовершенствовать способы диагностики для людей с этим заболеванием.

Не так давно мы проводили опрос людей с аутизмом, который показал, исследования и диагностика заболевания занимают слишком много времени. Дальнейшее тестирование мозга с помощью ЭЭГ необходимо, но любые новые способы исследования, помогающие диагностировать аутизм как можно раньше, потенциально могут улучшить качество жизни человека.

Подготовка детей к ЭЭГ Собственно ЭЭГ, конечно, не простой осмотр пациентов, а фиксация электроимпульсов, создаваемых в головном мозге, поэтому у нее есть некоторые существенные особенности, требующие подготовки.

Комментарий экспертаВладислав Витальевич Лебедев, врач функциональной диагностики

ЭЭГ предполагает выявление признаков многих заболеваний и «пограничных» состояний.

«Считывание» колебаний проводится с помощью эластичной «шапочки», в которую вмонтированы микроэлектроды. Все провода изолированы, поэтому никакой опасности не представляют. Чтобы дети не сняли «шапочку», она завязывается под подбородком.

На кожу головы наносится гель для лучшей электрической проводимости.

Основное условие: ребенок должен лежать в тишине, с закрытыми глазами, неподвижно, без напряжения.

В чем бывает сложность проведения процедуры? Ребенку не совсем комфортно из-за пластмассовых электродов и холодного поначалу геля, который наносят на голову.

Есть еще особенности в работе с детьми до шести лет. Им трудно находиться без движения, поэтому лучше проводить ЭЭГ во время естественного сна.

Стандартное исследование по назначению врача длится в течение 20 минут. Однако длительность может быть увеличена до 1 или 2-х часов или длиться всю ночь.

Стандартный набор предписаний для подготовки ребенка к ЭЭГ прописан в инструкции, поэтому не стоит пренебрегать правилами. Однако ребенок ведь не взрослый, и по команде не сделает то, что нужно. Стоит прислушаться к советам опытных мамочек, во избежание неприятных моментов.

Личный опытАнастасия, Москва

Самое главное правило: ребенку должно быть спокойно и комфортно. Чтобы ребенка не напугали незнакомая обстановка и манипуляции с ЭЭГ-шлемом, можно заранее потренироваться дома. Поиграть в космическое путешествие или в прятки, использовать подходящую шапку с завязками, чтобы ребенок привык к ней и не пытался сопротивляться и снимать шлем во время процедуры. Не стоит для таких игр использовать елочные гирлянды и разного рода мигающие фонарики. Если в результате подтвердится эпилептическая активность от таких вещей в доме стоит и вовсе избавиться.

Если процедура проводится не дома, возьмите с собой влажные салфетки для удаления геля с волос. В некоторых центрах, осуществляющих ЭЭГ видеомониторинг, есть возможность принять душ после процедуры. Это удобно для пациентов, приезжающих из соседних городов. Такую возможность можно уточнить заранее у администратора во время записи.

Для 3-12-часового или суточного мониторинга можно взять для ребенка пижаму или спортивный костюм и тапочки.

Собираясь на 3-часовой ЭЭГ мониторинг возьмите с собой бутылку питьевой воды. Записываясь на более длительное обследование уточните, какие условия предлагаются в этом центре, что вам нужно взять с собой, т.к. условия и возможности центра могут отличаться. Для себя возьмите книжку или планшет и наушники, они пригодятся, пока ребенок будет спать.

Что еще необходимо для подготовки ребенка к ЭЭГ?

Чистая голова. Волосы моете как обычно, но помните, что девочкам нужно будет полностью расплести косы, снять зажимы, заколки, бантики и обязательно взять на процедуру салфетки, чтобы удалить остатки геля с головы.

Снять украшение из металла. Все сережки, нательные крестики на цепочках просто оставляете дома.

Не волноваться. Спокойствие нужно сохранять родителям, потому что их состояние передается ребенку и хорошо бы максимально «выгулять» чадо перед визитом больницу.

Ограничения в питании. За день-два до ЭЭГ нужно уменьшить количество сладостей, газированные напитки, и вообще все, что может спровоцировать расстройство желудка и дискомфорт.

Обо всех лекарствах, которые принимает ребенок, следует сообщить врачу.

Записываясь на ЭЭГ уточните, какие документы необходимо взять с собой.

Под влиянием различного рода факторов происходит нарушение развития головного мозга во многих его участках у детей раннего возраста. Подобные изменения нервной системы впервые проявляются в младенческом возрасте, но полностью распознать аутизм возможно только к трем годам. Дети, с , страдают дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Сложность данного заболевания кроется в том, что полностью диагностировать его сразу после рождения младенца и приступить к лечению невозможно. Однако благодаря различным масштабным исследованиям (смотрите также ) ученым удалось применить некоторые диагностические мероприятия к детям-аутистам уже в возрасте ранее 2 лет.

Бостонские ученые в ходе работы с детьми, страдающими аутизмом, пришли к выводу, что в ближайшем будущем диагностика станет возможной уже в раннем возрасте благодаря применению электроэнцефалографии. Электроэнцефалограмма позволяет записать проявления электрической активности головного мозга. Для этого к голове прикрепляются электроды, способные воспринимать слабые электрические токи, образующиеся при работе мозга. Эти токи фиксируются на движущейся бумаге в виде непрерывной линии. Ранее данный метод был исключен при диагностировании из-за недостоверности результатов, вызванных бесконтрольной двигательной активностью таких детей. Однако, работая в данном направлении, ученым удалось разработать компьютерный алгоритм, позволяющий отображать достоверные данные даже при наличии постороннего вмешательства (движений, мышечной активности). Кроме того ученые применили специальную методику, дающую детям возможность отдыхать во время процедуры, что позволяло добиться большей результативности.

В ходе эксперимента специалисты обследовали около 430 детей с признаками аутизма и 554 ребенка из контрольной группы в возрасте от 2 до 12 лет. Ученые проанализировали классическую форму аутизма, исключив детей с признаками Аспергера, Ретта и другими формами этого заболевания. Классической форме ранее уделялось наименьшее внимание из-за особенности поведения данной группы детей.

Сравнение графиков электроэнцефалограмм показало наличие определенных, характерных только для аутистов, волновых комбинаций. В результате компьютерного анализа ученые обнаружили более 33 комбинаций, присущих всем возрастным группам детей – аутистов, и не присутствующих в контрольной группе. В большей степени различия отмечались в области, отвечающей за языковые навыки, левого полушария.

Таким образом, данное исследование позволило обнаружить нарушения связи между различными участками мозга у детей, страдающих аутизмом, с помощью анализа электроэнцефалограммы. Эти результаты могут послужить основой для разработки нового диагностического метода в будущем.

21/07/2012

Исследование, проведенное учеными из Бостона, свидетельствует о том, что употребление кофеина в умеренных количествах способствует уменьшению риска развития базально – клеточной карциномы, самой распространенной формы рака кожи.

Было установлено, что нестероидные противовоспалительные препараты способны снизить риск развития меланомы и плоскоклеточного рака кожи в несколько раз. При этом результативность увеличивается в зависимости от продолжительности курса и дозы принимаемого препарата.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) является неинвазивным тестом, который регистрирует электрические картины в мозге. Тест используется для диагностики таких состояний, как:

  • судороги;
  • эпилепсия;
  • травмы головы;
  • мигрени;
  • опухоли головного мозга;
  • проблемы со сном.

Его также можно применять для подтверждения смерти мозга.

Как работает ЭЭГ?

Миллионы нервных клеток в мозге производят очень маленькие электрические сигналы, которые формируют картины (мозговые волны). Во время ЭЭГ небольшие электроды и провода прикрепляются к голове. Электроды обнаруживают волны, устройством усиливаются сигналы, которые записываются в виде волны на граф. бумаге или экране компьютера.

Что показывает ЭЭГ?

Электроэнцефалограмма измеряет электричество, которое производит мозг; тест НЕ измеряет мысли или чувства, и он не посылает никакого электричества в ваш мозг. Например, если у вас эпилепсия, тест может показать, откуда происходит ненормальная активность в мозгу, и может помочь отличить генерализованные или очаговые судороги.

Показывает ли ЭЭГ аутизм?

Возникновение припадков у лиц с нарушениями нервной системы значительно выше, чем у типично развивающегося населения. Например, эпилепсия встречается у 1-2% населения в целом, но у 20-40% пациентов с аутизмом. Аномальная ЭЭГ встречается у примерно 2-4% общей популяции, но у 50-80% пациентов с аутизмом.

Почему судороги происходят так часто при аутизме и других нарушениях нервной системы? Нарушение работы мозга, которое приводит к задержкам развития, также предрасполагает к развитию судорог.
Таким образом, ЭЭГ показывает не аутизм, а наличие или отсутствие эпилептической активности, а уже по этому и другим показателям специалист может поставить точный диагноз.

ЭЭГ при аутизме: делать или нет

Детям с аутизмом обычно назначают невропатологи ЭЭГ по следующим причинам:

  • в качестве помощи при диагностике эпилепсии, сопровождающейся судорогами ( в раннем детстве и подростковом возрасте);
  • для проверки проблем с деменцией;
  • при изучении нарушений сна;
  • для наблюдения за активностью мозга в период сна или бодрствования.

Исследования показывают, что эпилепсия чаще всего связана с аутизмом.

Подготовка ребенка к ЭЭГ

Перед ЭЭГ важно сообщить своему неврологу, если ребенок принимает какие-либо . Например, седативные средства, снотворные, миорелаксанты и антисудорожные лекарства искажают результаты электроэнцефалограммы. Важно избегать прием продуктов питания и напитков, содержащих любую форму кофеина за 8 часов до процедуры. Волосы должны быть чистыми, без нанесения масел, спреев, кремов или лосьонов, кондиционеров. Иногда просят перед проведением теста не спать 4-5 часов (для максимально точного результата).

Ребенка с аутизмом необходимо к процедуре готовить заранее, по причине их поведенческих и умственных особенностей.

Исследования: «Отсутствие связей между отдельными участками мозга при аутизме»

Ученые в ходе многочисленных исследований с применением электроэнцефалограммы сделали вывод, что у детей с диагностированным РАС наблюдается увеличенная активность в отдельных участках головного мозга, и уменьшенная – между отдаленными.

Данные исследования позволяют понять весь спектр проблем и преимуществ людей с РАС. Поведенческие, речевые и психоэмоциональные навыки требуют наличия слаженной нейронной связи между определенными участками мозга. Отсутствующая нейронная связь или связь со сниженной активностью как раз и объясняет наличие нарушений развития у людей с аутизмом.

При этом некоторые люди с РАС могут достигнуть невероятных высот в определенной сфере – это объясняется повышенной нейронной активностью в отдельных мозговых участках.

Ученые уверяют, что их открытие позволит исправлять некоторые на ранних сроках, стимулируя нейронную связь в головном мозге.

Электроэнцефалограмма при аутизме: отзывы

Отзывы собраны из сайтов: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/479547820/
https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=9796
https://asdforum.ru/viewtopic.php?t=3239.

Положительные Отрицательные
Мы чтобы не травмировать ребенка, попросили провести нам КТ и МРТ головного мозга, хоть и с анестезией, зато быстро, точно и без каких-либо проблем. Единственный минус – данные исследования намного дороже по цене, чем электроэнцефалография. Если бы с сыном можно было бы договорится, проходили бы то, что назначили, но… увы. (Нина) Для нас все эти присоски к голове – это общий кошмар, дочь ни в какую не дает их прикрепить, а еще и сидеть необходимо длительное время неподвижно. Нам ЭЭГ назначил невропатолог, пошли к психиатру, чтобы узнать, как справится со страхом, так он нам сказал, что все эти исследования при аутизме полностью бесполезны, так как аутизм ставится исключительно по поведенческим показателям. Вот теперь вообще не знаю, как быть. (Аня)
Нам проводили электроэнцефалограмму в возрасте 1,5 года. Нам повезло, что спим мы крепко, поэтому час по городу колесили на машине, чтобы убаюкать, потом аккуратненько перенесли в кабинет, и все сделали. Как нам объяснила невропатолог, необходимо исключить факторы, которые могли давать схожую с аутизмом симптоматику. Диагноз подтвердился, назначено соответствующее лечение, которое, кстати, уже демонстрирует положительные результаты. (Софья) Категорически против таких пыток для детей-аутистов! Это невероятный для них стресс. Особенно, когда их заворачивают в полотенце или пеленку и держат несколько врачей – это просто мрак! (Тая)
Нам назначили данный тест в возрасте 8 лет, с сыном можно было договориться и занять его на полчаса. Так что для нас проблем не составило диагностирование. Что касается целесообразности, так я думаю, все, что касается головы, нужно исследовать в полной степени, чтобы точно понимать, что с вашей крохой происходит. (Яна)
МРТ не может показать нейронную проходимость мозга, следовательно, ЭЭГ – это единственный вариант посмотреть, как импульсы двигаются по мозгу, и какие существуют нарушения. Нам проводили тест перед монитором с яркими картинками и мультиками. Мы так можем часами «залипать», при этом мозг был в активном состоянии, и нарисовалась картина в полной мере.
Хорошее исследование, вот только пока мы его прошли, намучались, в результате сыну сделали какой-то укол, который полностью затормозил его и превратил в «овощ» – сказать, что я испугалась, это ничего не сказать. Но, слава Богу, через 30 минут сын стал вести себя как обычно, и диагностику мы прошли. Диагноз подтвердили «Аутизм на фоне повреждения затылочной части ГМ». (Рита)

Вывод

Диагностика и комплекс лечения на ранних сроках позволит предотвратить или значительно смягчить инвалидность, связанную с РАС. Если идентифицировать нарушение мозговых сигналов и знать, в чем проблема, можно подобрать эффективную терапию. В этом может помочь диагностирование с применением электроэнцефалограммы.