История беларуси. Распад ссср и создание снг

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

1. Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

2. Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Распад СССР

1.1 Экономические реформы

1.2 Политические реформы

2.Образование СНГ

2.1 Органы СНГ

Заключение

Список литературы

Введение

Союз Советских Социалистических республик существовал с 1922 г. -1991 г. и занимал 1/6 части суши Земли.

СССР являлся сверхдержавой и в своем соц. лагере противостоял США и странам НАТО. Оказывал большое влияние на мировое сообщество в экономическом, политическом, технологическом отношении. СССР - это целая эпоха жизни советских поколений, которые до сих пор не забыты. Отношение людей к СССР является двояким - кто-то утверждает, что «не будь СССР, уровень жизни стран было бы лучше», кто-то «без СССР страны соц. лагеря не смогли бы существовать» и т.д.

На всем протяжении существования СССР правительство вело разную политику в отношении стран. В самой же России в тот момент начались экономические кризисы. В массах людей явилось сознание переворота. Изменить жизнь, перейти на демократию. В этом способствовала США своей «холодной войной». Именно США признали независимость стран Балтии и поддерживали их.

Происходящие события вынудили правительство объявить о прекращении существования СССР.

экономический реформа содружество независимый

1. Распад СССР

Причины распада:

После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начинается головокружительная «карусель»: сначала генсеком становится 74-летний (председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов.

9 февраля 1984 года Андропов умирает и генсеком становится 73-летний Черненко. Он не оставил практически никакой памяти о себе и 12 марта 1985 года опять же скончался.

С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 года, по сравнению с предыдущими генсеками он выглядит довольно молодо. Народ после прихода Горбачева к власти ожидает перемен

26 марта 1989 года в СССР произошли выборы, которые послужили началом сдвигов к демократии. Чего не произошло на самом деле.

Экономическая ситуация в стране, которая требовала значительных сдвигов к реформам склоняло общество к демократам.

В 1990 году Горбачев, понимая, что выборы пройдут не в его пользу объявил себя президентом СССР.

В стране все больше происходит ослабление политической системы. Усложнили ситуацию события в Прибалтике. Там происходила борьба вокруг договора о союзе. В это время происходит чистка кадров в политическом аппарате России.

События 1990-х года привели к политическому кризису в стране. Что помогло Прибалтийским странам в одностороннем порядке объявить свою независимость. Их поддержали другие республики, которые тоже стремились к независимости.

1.1 Экономические реформы

Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок. Сначала было «ускорение» - попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к «каждому на своем рабочем месте» заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее.

Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только 1/7 часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность.

Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом (из-за нехватки производственных площадей), а то, что удалось, в конце концов, смонтировать, то и дело давало сбои. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Все это сделало очевидным, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Тогда правительство решило дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность.

Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

1.2 Политические реформы

В 1985-1986 гг. шла активная борьба с дисциплиной и коррупцией. В Политбюро ЦК КПСС создана комиссия во главе с Яковлевым, целью которой было дополнительное изучение документов репрессированных в 30е-50е гг. граждан. Так же за взяточничество и хищения наказан ряд государственных деятелей. Реабилитированы Бухарин, Рыков и некоторые профессора-экономисты.

В конце 80х годов началась перестройка государственной власти. Начало положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.)

Разыгралась острая борьба. Держался курс на создание правового государства, главную роль в котором играла политическая реформа. Суть ее заключалась в разделение обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. В связи с этим появляется новый орган власти - Верховный Совет. Он является постоянно действующим парламентом. Политическая система направлена на создание демократического государства, составной частью которого является введение президентского поста.

В конце 1988 года изменена система выборов в Советы. Избрание народных депутатов должно проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти состоялись весной 1989 года.

С марта 1990 года на пост первого президента был назначен М.С. Горбачев.

В 1991 году в России произошел путч. 19 августа президент Горбачев М.С. вынужден пойти в отставку. Установилась власть ГКЧП. Эти события изменили страну. Страны Союзного государства не пожелали подписать новый договор о Союзе.

В декабре 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз и образовалась новая организация - Содружество Независимых Государств.

Три республики (Украина, Белоруссия, Россия) собрались в Беловежской пуще для подписания договора о создании ССГ. Беловежское соглашение теоретически объявило о распаде СССР. Так как Россия, Украина и Белоруссия приняли решение о ликвидации СССР, другим республикам пришлось принять распад СССР как должное. Бывшие страны союзной республики приняли решение о создании Содружества Независимых Государств.

2. Образование СНГ

8 декабря 1991 года было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года был подписан протокол к соглашению о создании СНГ. Протокол был подписан главами 11 стран, которые стали учредителями: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Молдова, Украина, Таджикистан, Туркменистан, Россия, Узбекистан,

Государства, входящие в СНГ становятся самостоятельными, независимыми государствами. Главой СНГ может стать та страна, которая поддерживает и разделяет цели и принципы Содружества.

Высший орган Содружества Независимых Государств - Совет глав государств. Основными функциями Совета являются:

Обсуждение и решение принципиальных вопросов, связанных с деятельностью государств в сфере их общих интересов;

Координация сотрудничества органов исполнительной власти стран СНГ в социальной, экономической и иных сферах общих интересов.

На стадии образования СНГ возникли проблемы. Россия хотела дальше контролировать бывшие союзные республики, однако, как бывшие страны (Белоруссия, Украина) стремились окончательно избавиться от советского влияния и считали вступлением в СНГ как переходный период. Несмотря на это России приходилось вмешиваться в дела бывших советских республик с целью урегулирования конфликтов между ними. Это Гражданская война в Таджикистане, грузино-абхазский конфликт.

Процесс перехода от объединения до единого государства происходил с большими трудностями. Трудности определяются рядом причин:

Различные по степени развитости с отличными возможностями самостоятельного существования экономики других стран. За советский период очень много сделано для развития индустрии так других стран, но этот процесс шел неравномерно, и комплексности хозяйства во многих республиках не существовало. Таким образом, в экономическом отношении большинство союзных республик не было готово к разделению территории.

Разными хозяйственными и политическими интересами руководящих элит стран СНГ в первоначальный пореформенный период. В годы разделения стран Россия стремилась как можно дальше отдалиться от стран бывших советских республик, чтобы не стать донором и источником инвестиций.

Возникли большие противоречия между странами Содружества в связи с разными интересами. За десять лет международными коллективами в органах СНГ было разработано много важных в методологическом и методическом отношении документов, регулирующих торгово-политическое и валютно-финансовое сотрудничество. Внедрения документов в жизнь было вызвано отделение и образование группировок внутри сообщества.

Спецификой модели функционирования народного хозяйства, определяемой экономической политикой каждой из стран СНГ, и направленных на реализацию этой задачи хозяйственных реформ. Многообразие имеющихся зависит от поставленных целей развития и имеющимися ресурсами и средствами достижения результатов руководящей силы.

В конце 90-хх гг. появились обострения отношений между странами содружества. Это связано с недостаточностью перехода на рыночные отношения, также различия в уровне жизни населения, в размерах территории и в технологиях.

2.1 Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств -- участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается два раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств -- участников Содружества.

3. Проблемы формирования СНГ как международно-политического региона

В СНГ вызревание сотрудничества шло по двум векторам. Первый - создание рамочной нормативно-правовой базы сотрудничества политического характера. Развитие этого вектора пришлось на 1991-1993 гг. Второй вектор - выстраивание низового уровня нормативной базы, прежде всего мягкого конвенционного законодательства, значительную роль, в котором сыграли хозяйствующие субъекты, как постсоветского пространства, так и извне. Серединный элемент - «управленческий» слой нормативно-правовой базы - остается не выстроенным. Это объясняется как неготовностью лидеров спуститься с политико-декларативного уровня, так и неспособностью национальных бизнес-сообществ пролоббировать этот сектор. Отсутствие этого наиболее заметного слоя регулирования и порождает пессимизм «не-внимательного наблюдателя» в отношении СНГ.

Еще несколько месяцев назад можно было говорить, что здесь есть положительные подвижки. Происходили они, прежде всего, по линии таких форматов, как российско-белорусский союз, где нарабатывались необходимая правовая база и механизмы взаимодействия, которые со временем могли быть перенесены на уровень «большого» СНГ. Однако отсутствие со стороны Минска реальных шагов в сторону образования Союзного государства в конце 2003 года свидетельствует о неготовности (или нежелании) руководства Белоруссии придать этому новому образованию конкретные очертания.

Аналитики не высоко оценивают перспективы развития СНГ как международно-политического региона. А.В. Мальгин, например, считает, что возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности» 6 . Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий 7 . Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Для других государств на обозримую перспективу такая возможность маловероятна. Ни один регион, граничащий с СНГ, пока не может по объективным причинам абсорбировать какое-либо из государств, возникших после распада Советского Союза, на условиях выше маргинального участия.

На долгосрочную перспективу остается открытым вопрос, насколько долговечным является постсоветский международно-политический регион. Не является ли он переходным к другим очертаниям.

Появление международно-политического региона на постсоветском пространстве было объективно предопределено, как предопределено и наличие хотя бы минимальных институционализированных механизмов его организации, схожих с принятыми в мировой практике. Это, в свою очередь, объясняется тем, что страны, его составляющие, при всех издержках, являются странами конвенционального международно-политического поведения. Элиты этих стран были составной частью советской элиты, которая на протяжении полувека активно формировала нормы и традиции современного международного поведения.

В последнее время в СНГ (и во внешней политики России в отношении СНГ) наметилась проблема автономизации азиатского и европейского флангов Содружества.

СНГ так и не стало важной частью внутреннего политического поля государств-участников. Вместе с тем, это кардинально необходимо, так как может стать мотором реального сближения. В этом вопросе очень показателен пример возникновения европейской интеграции.

Можно также указать на проблему парламентаризма в Содружестве и проблему информационного пространства. Межпарламентская ассамблея СНГ остается сугубо формальным органом, даже сам принцип комплектования которого - делегирование национальных парламентских депутаций - не служит превращению Ассамблеи в механизм мобилизации и организации политических сил.

Отсутствие единого политического процесса на территории стран СНГ приводит к «провисанию» единого информационного поля, так как сфера информации является производным от политического процесса. В противном случае единое информационное пространство вряд ли возможно.

Заключение

Распад Советского Союза очень сильно повлиял на социокультурное, экономическое, политическое состояние стран. Раньше все страны были единой страной после распада СССР многие люди остались «за бортом».

Большинство стран бывшего СССР сознают свою незащищенность. Бывшие союзные страны договорились о создании СНГ для того, чтобы помогать друг другу в рамках Содружества.

Россия стремилась же сохранить свое влияние на бывшие союзные республики. В связи с разделением территории многие стратегические объекты СССР, принадлежащие вследствие России остались в союзных странах. Россия стремилась укрепить отношения между Украиной, Белоруссией и Грузией.

На протяжении с 90-х гг. по 2010 г происходят сильные охлаждения отношений между Россией и этими странами. Украина и Грузия стремились как можно дольше отдалиться от России и сблизиться со странами Запада.

Вследствие холодных отношений с Грузией вылились в еще большие противоречивые отношения. В 2009 году Грузия перестала быть членом СНГ.

В данный момент все страны бывшего СССР находятся на разной стадии развития экономики. В течение 10 лет с момента образования СНГ Россия стремилась поддерживать бывших союзных республик, решая их различного рода проблемы. Являясь для них донором. В настоящее время отношение между странами происходят в рамках соседствующих стран.
СНГ существует в настоящем времени, все страны являются независимыми государствами со своей независимой экономикой, политикой и территорией.

Список литературы

1. Проект Договора о Союзе Суверенных Государств // Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.

2. История России: новейшее время (1945--1999). М., 2001.

3. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. II. М.

4. Аврус А. И., Голуб Ю. Г. Отечество в ХХ веке: от Российской империи до Российской Федерации. Саратов, 1997.

5. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995.

6. Ельцын Б. Н. Записки президента. М., 1994.

7. Примаков Е. М. Годы в большой политике. М., 1999.

8. Россия сегодня: Политический портрет в документах: 1985--1991. М., 1991.

9. Соргин В. Политическая история современной России: 1985--1994. М., 1994.

10. Стратегия для России: повестка дня для президента-2000. М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение исторических особенностей распада СССР. Характеристика причин и последствий распада самого крупного государства. Рассмотрение мотивов и целей образования Содружества Независимых Государств. Анализ новых возможностей для бывших республик.

    реферат , добавлен 30.01.2015

    Направления внешней политики СССР в 1985-1991 г., концепция нового политического мышления. Влияние процессов перестройки на общество. Государственный переворот в стране. Кризис социалистического лагеря. Становление содружества независимых государств.

    реферат , добавлен 05.12.2016

    Исследование и оценка значения причин распада СССР как процесса системной дезинтеграции в экономике, социальной структуре, общественной и политической сфере. Анализ последствий: образование независимых государств, национальные конфликты, крах экономики.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Социально-экономические предпосылки распада СССР: дизентеграционные процессы, реформы политической системы, попытка усиления исполнительной власти. Распад СССР и "парад суверенитетов", политические и социально-экономические последствия данного процесса.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Апрельская революция 1978 года, ее шансы и последствия. Ввод в Афганистан советских войск. Проблемность ситуации вокруг страны для государств-членов Содружества независимых государств. Заключение Женевских соглашений. Подвиги братчан в Афганистане.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2015

    Предпосылки распада СССР. Реформа политической системы. Создание нового органа власти – Верховного Совета. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Союз суверенных стран. Анализ причин распада СССР.

    реферат , добавлен 11.03.2009

    Дезинтеграционные процессы в СССР как основа возникновения самопровозглашенных государств. Распад Союза и завершение процесса формирования непризнанных государств. Международно-правовые основания образования Приднестровской Молдавской Республики.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2012

    Распад Союза Советских Социалистических Республик: причины. Становление российской государственности после распада СССР. Конституция РФ 1993 года. Развитие права Российской Федерации. Глобальные экономические и политические процессы.

    реферат , добавлен 08.04.2004

    Эпоха колонизации, её зарождение и развитие. Типы колониальных владений Британии. Система управления в колониях Англии. Национально-освободительные революции и распад Британской империи, образование независимых государств и Британского Содружества наций.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    Перестройка в СССР, ее основные этапы и политические реформы. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах. Распад СССР, создание СНГ и реакция азиатских республик.

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

"Парад суверенитетов"

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

Сергей Шахрай

в 1991 году - советник Бориса Ельцина

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30-го - Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

Станислав Шушкевич

в 1991 году - председатель Верховного Совета Белорусской ССР

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".

Распад СССР и образование СНГ, став одним из главных событий конца XX века, предопределило современную историю и во многом – положение дел в мире на сегодня.

Распад СССР – переломное, неоднозначное, но, безусловно, ключевое событие для всех республик, входивших в состав СССР. Распад Советского Союза – трагедия, навсегда изменившая облик постсоветского пространства. В этой статье кратко освещены основные причины этого события, указано, в каком году произошел распад СССР (1991 г.), рассказано о деятельности первого и последнего советского президента М.С. Горбачева и о попытке предотвратить распад СССР (ГКЧП).

Некоторые исследователи считают, что процесс дезинтеграции привёл к появлению ряда горячих точек. Стоит признать, что, даже описывая кратко причины распада СССР, историки не приходят к единому мнению. То, что произошло, ещё будет подвергаться переоценке. Как и то, чем СССР был. Однако никакое изменение точек зрения не коснётся одного факта: речь идёт о событии исторического масштаба.

Советский Союз, образовавшийся в 1922 г., унаследовал многонациональность Российской империи. Однако интернационализм, пропагандируемый большевиками, до поры до времени сдерживал межэтнические конфликты, которые стали обостряться только с 70-ых годов XX века.

С приходом к власти М.С. Горбачева все проблемы стали только явственнее проявляться, что в конечном итоге вылилось в распад Советского государства. Следующие причины повлекли распад СССР:

  • Повсеместная цензура, «идеологический вакуум». Население не знало о проблемах внутри страны, а СМИ показывали сугубо радужную картину.
  • «Антиалкогольная кампания» М.С. Горбачева. Первоначальный замысел Горбачева был достаточно позитивен: «отучив» население от алкоголя, можно увеличить производительность труда, тем самым сократить отставание от западных стран и улучшить уровень жизни. Но итог «кампании» был печален: на теневом рынке появился некачественный, отвратительный подпольный алкоголь, а ценнейшие виноградники были вырублены, что негативно сказалось на экономическом потенциале некоторых советских республик.
  • Резкое падение цены на нефть на мировом рынке. Как известно, экономика СССР была во многом ресурсно-ориентированной, и очень большой процент доходов государство получало от продажи топливно-энергетических ресурсов. Поэтому существенное снижение цены на нефть негативно сказалось на государственном бюджете.
  • Монополия КПСС на принятие всех политических решений, исключавшая любую оппозиционную мысль, неизбежно привела к политическому «застою», разрастанию бюрократического аппарата, неэффективности управления страной.
  • Минусы и недостатки плановой экономики. Экономисты отмечают, что неизбежной чертой планирования является товарный дефицит. Длинные очереди в магазины – знакомое явление эпохи Перестройки. Недостаток товаров народного потребления неизбежно вызывал недовольство и возмущение населения.
  • Возрастание сепаратизма (стремления отделиться от «центра») в национальных республиках. Желание национальных элит управлять своими республиками самостоятельно, без контроля со стороны Москвы усиливалось, а эти элиты активно подогревали сепаратистские настроения.
  • Усиление национальных конфликтов. Достаточно вспомнить лишь ключевые межэтнические конфликты: нагорно-карабахский между армянами и азербайджанцами, приднестровский, ферганский между узбеками и турками-месхетинцами, южноосетинский и грузино-абхазский. Трения между народами, населявшими СССР, негативно сказывались на политической стабильности советского государства. Многие из этих конфликтов не решены и по сей день.
  • Повсеместное старение высшего партийного аппарата. Советская система не могла обеспечить смены высших руководителей, а их преклонный возраст не позволял им грамотно руководить страной.
  • Крупнейшие техногенные катастрофы. Самая главная из них – авария на чернобыльской АЭС в 1986 г., о которой до последнего замалчивали СМИ.
  • «Холодная война», истощившая экономику СССР. ВПК составлял существенную часть расходов госбюджета СССР, и это не позволяло вкладывать деньги в легкую промышленность, улучшение благосостояния населения. Более того, СССР тратил большие деньги на поддержку прокоммунистических режимов во всех регионах мира, а также оказывал материальную и военную помощь коммунистическим организациям по всему миру. Сильнее всего ударяла по экономике т.н. «гонка вооружений», вынуждавшая постоянно совершенствовать виды оружия, чтобы не отставать от капиталистических западных стран.
  • Война в Афганистане 1979-1989. Люди негативно оценивали затяжную афганскую войну, ее ведение вызывало критику и недовольство населения.
  • Не стоит списывать со счетов и деятельность спецслужб западных государств-противников СССР. Многие небезосновательно утверждают, что непоследовательные и бездарные действия Горбачева были проведены далеко не в интересах СССР.
  • Неудачная, провальная «реформаторская» деятельность М.С. Горбачева. Попытка реформировать СССР, привнести в экономику черты рыночного хозяйства и сделать режим более демократичным не увенчалась успехом. Хаотично, бездарно проведенная «Перестройка» провалилась.

Ход событий

В 1985 г. к власти пришел молодой, многообещающий генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Его долгом и целью было решение многих трудных проблем: афганская война, экономические трудности и межнациональные конфликты. Необходимо было вывести СССР из социального и экономического кризиса.

Для горбачевской политики было характерно отсутствие единого плана действий, что обусловило непоследовательность и нелогичность его начинаний. В 1985 г. был взят курс на Перестройку. Горбачев ввел пост Президента РФ, отменил 6 статью Конституции СССР, посвященную руководящей роли КПСС, возникли легальные альтернативные политические партии. В экономике Горбачев пытался осуществить частичный переход к рыночным механизмам, но эти изменения не увенчались успехом. Была провозглашена «гласность» — то есть свобода слова. Тем не менее цензура сохранялась и контролировала СМИ. Внешнюю политику Горбачева нельзя назвать успешной: с одной стороны, СССР вывел войска из Афганистана, была закончена затяжная и истощающая «Холодная война», но с другой стороны, СССР проиграл в «Холодной войне», а Горбачев позорно и предательски сдал позиции.

Горбачевская «гласность» хоть и открывала дорогу к свободе слова, но и привела к тому, что националисты различных республик стали все активнее высказываться за отделение от СССР и образование независимых государств. В 1987 г. начались волнения в

Казахстане, в 1988 г. обострился нагорно-карабахский конфликт, а в 1989 г. Грузия безуспешно попыталась обрести независимость.
В 1988 г. свой государственный суверенитет провозгласила Эстония; затем это сделали Латвия, Литва, Грузия, РСФСР, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан, Киргизстан, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан.
12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Ее подписал Б.Н. Ельцин. Главное положение этого документа – верховенство законов РСФСР над общесоюзными законами.
Горбачев пытался спасти государство от распада, но было уже поздно. Он стремился создать новый Союзный договор, который бы обновил СССР и сохранил его политическое единство.
17.03.1991 состоялся Всесоюзный Референдум о сохранении СССР. Более 75% населения всех союзных республик высказалось за сохранение Советского государства. Но все, к сожалению, это не смогло предотвратить распад СССР.
Горбачев опасался распада великой державы, поэтому как можно скорее стремился подписать Союзный договор. Подписание должно было состояться 20.09.1991. Если бы этот договор подписали, то СССР стал бы федерацией, в которой все субъекты равноправны.
Но далеко не все были довольны этим договором. Консервативные силы стремились не допустить разрушения державы и категорически не принимали Союзный договор. Во время отсутствия Горбачева, находившегося в этот важный и ответственный для СССР момент в Крыму, за сотни километров от Москвы, вице-президентом Г.И Янаевым, О.Д Баклановым, В.А.Крючковым, В.С. Павловым, Б.К. Пуго, В.А. Стародубцевым, А.И. Тизяковым, Д.М. Язовым был создан ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Это произошло 19 августа 1991 г. в городе Москва. ГКЧП стремился не допустить «сползания общества к катастрофе». Это была последняя попытка сохранить СССР.
Против ГКЧП выступил Б.Н Ельцин и его сторонники. Ельцин объявил, что действия ГКЧП противоречат конституционному порядку. К 21 августа т.н. «Августовский путч» был подавлен, действия членов ГКЧП были расценены как государственный переворот, а сами они были арестованы.
После поражения ГКЧП республики не решились подписывать союзный договор, а взяли курс на образование независимых государств. Распад СССР было уже не остановить.
8 декабря 1991 г. были подписаны хорошо известные, но скептически и негативно оцениваемые Беловежские соглашения, официально декларировавшие распад СССР и создание СНГ. Со стороны РСФСР договор подписал Б.Н. Ельцин, Украины – Кравчук, Белоруссии – Шушкевич. Вместо СССР стало существовать СНГ (Содружество Независимых Государств). Тем не менее в СНГ вошло лишь 11 стран; в него отказались вступать прибалтийские государства и Грузия. Все постсоветское пространство в истории России принято называть «ближнее зарубежье», а не СНГ.
25 декабря 1991 г. подал в отставку первый и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев, к тому моменту не обладавший уже никакой властью. Этот день и считается датой, а 1991 – годом распада СССР.

Последствия распада СССР

Крушения Союза Советских Социалистических Республик является страшной трагедией. В России после этого события началась ельцинская эпоха, характеризовавшаяся моментальным переходом к рыночной экономике («либерализация цен», «шоковая терапия») расстрелом Белого дома в 1993 г., межнациональными конфликтами и попытками многих субъектов РФ отделиться. Из состава РФ пытались выйти национальные республики (Чечня, Татарстан). Сепаратизм дошел до такой степени, что планировалось даже образование «Дальневосточной» и «Уральской» республик! Если бы эти «государства» появились, то мог бы случиться полный распад уже Российского государства. К счастью, этого удалось не допустить, площадь нашей страны не уменьшилась. Все попытки сепаратизма были пресечены.

Многие государства заимствовали «опыт» горбачевских преобразований, чтобы избежать его ошибок.
Сразу же после распада СССР в горячую фазу перешли все межнациональные конфликты. Многие из них не решены до сих пор: например, крайне сложна ситуация в Нагорном Карабахе, который является предметом спора Армении и Азербайджана. Была уничтожена единая рублевая зона и объединенная советская армия. Однако, к счастью, России удалось «унаследовать» все ядерное оружие, а также внешнюю задолженность СССР. Именно Россия является государством-продолжателем и государством-правопреемником СССР.

Но самое главное последствие – вместо СССР на его бывшей территории появилось полтора десятка независимых государств, каждое из которых с 1991 г. встало на самостоятельный путь развития.

Можно услышать разные оценки этого события. Кто-то считает, что распад СССР «дал свободу» «угнетенным» национальным республикам, поспособствовал крушению «тоталитарной системы». С уверенностью можно заявить: радоваться распаду СССР могут радоваться либо глубоко заблуждающиеся люди, либо сознательные враги России. «Мирный, бескровный» распад СССР – это миф. Количество людей, погибших в межнациональных конфликтах, исчисляется сотнями тысяч. А если учитывать тех, кто погиб в «девяностые», то это будут миллионы жизней. Распад СССР – страшная трагедия. Безусловно, в советском государстве существовало множество насущных проблем, решение которых было необходимо. Безусловно, Горбачев совершил массу ошибок и просчетов. Но это не означает, что необходимо было разрушать единое советское государство. Распад СССР – геополитическая катастрофа для жителей всех бывших советских республик.

Что же касается России, то она столкнулась далеко не только с экономическим кризисом. Население обнаружило, что теперь оно само решает, чем ему заниматься, как обеспечить себя работой, как реагировать на сложившуюся политическую обстановку. И нужно признать, что большинство оказались неспособны это сделать. Как образование СССР был страшен тем, что в нём отучали думать. Принятие решений оказалось прерогативой партии. В результате сейчас многим не нравится брать на себя ответственность. Впрочем, опять же, нельзя свести всё к нескольким факторам. Ситуация становится понятнее при более глубоком изучении.

Дата Событие
1985-1991 гг. Перестройка
1988-1991 гг. Провозглашение суверенитета союзными республиками.
1990 г. М.С. Горбачев избран президентом СССР.
17.03.1991 г. Всесоюзный Референдум о сохранении СССР. Более ¾ высказалось «за».
19.09-21.09.1991 г. ГКЧП. В этом месяце по горбачевскому плану необходимо было подписать новый договор между республиками, входившими в состав государства.
08.11.1991 г. Беловежские соглашений. Ликвидация СССР. Образование СНГ.
c25.11.1991 г. Горбачев добровольно подает в отставку. Официальная дата распада Советского Союза.

Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).



14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.

В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90,3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:

Координация внешнеполитической деятельности;

Сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

Сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

Сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

Миграционная политика;

Борьба с организованной преступностью.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа - договор о ССГ и соглашение о СНГ - и вынести окончательное решение о судьбе Союза.

13 декабря 1991 г. в Ашгабате (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. На встрече обсуждался, в частности, вариант образования Конфедерации туркестанских государств. Однако в конечном счете лидеры пяти стран приветствовали создание СНГ и высказались за вхождение в его состав. На встрече были приняты заявление, поправки и предложения к Минскому соглашению. Для обсуждения всего комплекса связанных с созданием Содружества вопросов было предложено провести общую встречу руководителей новых независимых государств.

Такая встреча состоялась в Алматы 21 декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. В специальном соглашении лидеры одиннадцати государств договорились для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - Совет глав государств (СГТ), а также Совет глав правительств (СГП). 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего ВС СССР и передал право на применение ядерного оружия президенту России Б. Ельцину.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.

Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

Членство в СНГ

Создание Содружества одиннадцати государств считалось успехом российской дипломатии. Ведь осенью 1991 г. не более семи бывших республик, да и то с оговорками, проявляли интерес к участию в ССГ. Правда, 7 ноября 1992 г. Национальное собрание Азербайджана не ратифицировало учредительные документы СНГ, и в течение года представители Баку участвовали в работе Содружества в качестве наблюдателей. Однако с конца 1993 г. после возвращения Азербайджана и вступления Грузии в рамках СНГ сотрудничают двенадцать стран бывшего СССР. Тем не менее в вопросе о членстве в СНГ сохраняется немало двусмысленностей.

В 1993 г. Молдова, Туркменистан и Украина не подписали решение об Уставе Содружества, хотя впоследствии Кишинев присоединился к нему. Названные три государства не ратифицировали Устав. В этой связи 31 марта 1994 г. Экономический Суд СНГ рассмотрел вопрос о толковании положений учредительных документов Содружества с точки зрения членства в нем. Суд исходил из решений СГГ и СГП, принятых летом 1992 г. и предполагавших, что государствами - участниками СНГ могут считаться страны, подписавшие и ратифицировавшие два документа - Минское соглашение и алматинский протокол. Исходя из данных о ратификации этих документов, а также учитывая последующее вступление в СНГ Азербайджана и Грузии, суд решил, что участниками СНГ могут считаться 11 стран. Одновременно Молдова, получившая отсрочку для ратификации учредительных документов до 22 апреля 1994 г., также могла приобрести статус участницы СНГ. 8 апреля 1994 г. Кишинев ратифицировал оба документа и стал двенадцатым участником Содружества.

Что касается членства в СНГ, то суд не мог не учитывать, что три государства не ратифицировали Устав, и отнес к членам СНГ лишь девять стран: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Молдова, Туркменистан и Украина официально членами СНГ не являются, однако считаются его участниками. При этом ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Органы СНГ

За семь лет существования СНГ в его рамках были созданы 64 различных органа. Их принято делить на уставные (основные) и отраслевые (специализированные), хотя в документах СНГ отсутствуют ясные критерии для отнесения отдельных органов Содружества к той или иной категории.

К основным (уставным) органам СНГ относятся, в частности: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская Ассамблея (создана 27 марта 1992 г. со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге), Совет министров иностранных дел (СМИД, создан 23 сентября 1993 г.), Совет министров обороны (СМО, учрежден 14 февраля 1992 г.), Межгосударственный Экономический Комитет Экономического Союза (МЭК, учрежден 21 октября 1994 г.; аппарат МЭК находится в Москве), Исполнительный секретариат (учрежден 24 сентября 1993 г. вместо рабочей группы по подготовке встреч СГГ и СГП, существовавшей с декабря 1991 г., расположен в Минске), Экономический Суд (учрежден 6 июля 1992 г.), Штаб по координации военного сотрудничества (учрежден 24 декабря 1993 г., расположен в Москве), Совет командующих Пограничными войсками (учрежден 24 сентября 1993 г.), Совет министров внутренних дел (учрежден 19 января 1996 г.).

Помимо этого в СНГ существует около пятидесяти специализированных органов, призванных обеспечивать координацию деятельности национальных ведомств на отдельных направлениях сотрудничества.

Компетенция каждого из органов СНГ определяется специальными соглашениями и положениями. При этом можно провести различие между политическими (принимающими окончательные решения), совещательными (готовящими проекты политических решений) и координирующими органами Содружества.

Политическими органами СНГ являются Советы глав государств и глав правительств. Именно они наделены правом принятия окончательных решений - СГГ по любым вопросам, относящимся к компетенции СНГ, а СГП - в экономической и социальной областях.

К совещательным органам относится большинство советов министров стран СНГ, которые изначально не были уполномочены принимать самостоятельные решения. В их компетенцию входили подготовка решений СГТ и СГП, а также исполнение решений последних. Правда, 21 октября 1994 г. СГТ постановил, что на его рассмотрение должны выноситься лишь стратегические вопросы развития СНГ. Этим же решением СМИД, СМО, МЭК и другие органы Содружества были уполномочены принимать окончательные решения по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако это решение не изменило фактический порядок работы органов Содружества.

Координирующие органы СНГ, как правило, не уполномочены принимать окончательные решения. В их задачи входит координация деятельности отраслевых министерств, внесение предложений в уставные органы. Правда, положения о ряде отраслевых органов, утвержденные за последние пять лет, предусматривают возможность принятия ими самостоятельных решений в пределах собственных полномочий. Однако эти решения могут носить, как правило, лишь рекомендательный характер.

24 декабря 1993 г. в СНГ был введен институт председателъствования в уставных органах. Первоначально председатель должен был избираться на каждые шесть месяцев. В первой половине 1994 г. пост председателя в уставных органах СНГ занимали представители России. 15 апреля 1994г. срок полномочий председателя было решено продлить до года одновременно с продлением срока председательствования России. При этом имелось в виду, что в дальнейшем председатели в уставных органах СНГ будут сменять друг друга в алфавитном порядке. Однако 10 февраля 1995 г., 19 января 1996 г. и 28 марта 1997 г. СГТ каждый раз продлевал срок председательствования России до конца соответствующего года, а в мае 1998 г. он был продлен до 2000 г.

С 1991 г. довольно хаотичный набор органов Содружества неоднократно менялся. Структура органов, предусмотренная Уставом СНГ, успела устареть еще до вступления последнего в силу. Многие отраслевые органы оказались неэффективными. Другие существовали лишь на бумаге. С 1997 г. вопрос о реформе структуры органов СНГ стал предметом особого внимания.

На заседании Совета глав государств СНГ, состоявшемся 1 -2 апреля 1999 г., было принято решение, наметившее основные пути совершенствования и реформирования органов Содружества путем сокращения их количества и численности сотрудников. Исполнительный секретариат, МЭК и рабочие органы отраслевых структур согласно этому решению должны быть реорганизованы в единый, постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган - Исполнительный комитет СНГ. Принято также решение о создании Экономического совета Содружества. В итоге новая структура органов СНГ предполагает функционирование наряду с Советом глав государств и Советом глав правительств Межпарламентской Ассамблеи, Экономического суда, Совета министров иностранных дел, Исполкома, Экономического Совета, Совета министров обороны и Совета командующих погранвойсками, а также ряда отраслевых советов.