Как придать глазам свечение в фотошопе. Красные глаза на снимках

Изредка для создания на картинке фантастической атмосферы либо волшебного настроения дизайнеры пользуются результатами свечения. Овладеть этим художественным приемом под силу даже начинающему изыскателю программы Adobe Photoshop.

Вам понадобится

  • Чтобы добавить результат свечения в фотошопе, раньше каждого нужно, чтоб объект, силуэты которого будут светиться, находился на отдельном слое. Как отделить объект от фона много раз написано в иных статьях, на этом теперь в нашей инструкции останавливаться не будем.

Инструкция

1. Выходит, у нас есть обособленный слой с объектом. Дабы комфортнее было настраивать параметры свечения, уместно подложить под объект еще один слой темного цвета, на фоне которого все нюансы будут видны.Выбираем слой с объектом. Заходим в меню Layer>Layer Style>Outer Glow (Свечение вовне), либо нажимаем на значок «результат fx» внизу на панели слоев.Видим перед собой довольно обширное поле для настроек:– цвет свечения; оно может быть однотонным либо же изменять свой цвет, в зависимости от расстояния до объекта.– ширина ореола и интенсивность свечения– также дозволено варьировать алгорифм наложения свечения – отличнее каждого подходят режимы Lighten и ScreenТаким образом настраиваем свечение силуэта объекта вовне. Позже этого переходим в следующую вкладку Inner Glow (Свечение вовнутрь). Настройки тут подобны. Дабы картинка выглядела безусловно, необходимо помнить, что даже если по логике пророческой объект светится лишь наружу, то любая оптическая система, в том числе и человеческий глаз, за счет неабсолютной прозрачности роговицы и хрусталика чуть размывает блестящие блики, они выглядят выходящими за границы источника света, следственно при насыщенном свечении вне силуэта Outer Glow, внутри его все равно необходимо подыграть легкое свечение Inner Glow.

2. В нашей композиции может быть всякое число слоев с объектами, всем из которых могут быть подобраны индивидуальные параметры – цвет свечения и его нрав.Помимо того, если мы хотим изобразить обособленный точечный источник света, дозволено воспользоваться фильтром Lens Flare (в меню Filer>Render>Lens Flare), тот, что имитирует реакцию разных фотообъективов на происхождение в кадре блестящего источника освещения. Таким образом мы можем добавить в композицию какое желательно число светящихся ламп, ламп и прожекторов.

3. Варьируя и комбинируя результаты свечения, применяя их к различным слоям, мы можем добиться дюже блестящих и запоминающихся – фантастических и реалистичных итогов.

Фотошоп открывает перед дизайнерами и графиками массу перспектив по созданию самых различных эффектных изображений. Если вы обладаете техникой работы в Фотошопе, для вас не составит труда сотворить симпатичный и странный результат свечения , тот, что привлечет внимание людей к всякий рекламе либо логотипу. Светящиеся линии на графическом изображении смотрятся ясно и странно, создают определенную атмосферу и свидетельствуют о мастерстве их создателя.

Инструкция

1. Сделайте новейший документ размером 500х500 пикселей, а после этого выберите на панели инструментов градиентную заливку. Установите значение радиального градиента и выберите подходящий переход цветов (скажем, переход из черного цвета в алый). Растяните градиент на сделанном изображении, а после этого продублируйте слой (Duplicate layer) и измените режим смешивания на Color Dodge.

2. Сейчас сделайте новейший слой и в разделе фильтров (Filter) выберите опцию Render>Clouds с начальными параметрами палитры – черным и белым цветами. Прозрачность слоя установите на 30%, позже чего откройте раздел фильтров Sketch и выберите фильтр Chrome. Установите значения фильтра 4 и 7, а после этого верните прозрачность на значение 100%. Режим смешивания слоев установите на Hard Mix.

3. Для создания светящихся линий используйте инструмент Pen Tool. Нарисуйте с подмогой этого инструмента произвольную плавную линию, изгибая ее по собственному желанию и редактируя изгиб с поддержкой узловых точек. Сделайте новейший слой и, предпочтя кисть диаметром 3 пикселя необходимого цвета, вновь перейдите к инструменту Pen Tool.

4. Кликните правой клавишей мыши на сделанной изогнутой линии и выберите опцию Stroke Path>Brush с параметром Simulate Pressure. Нажмите ОК, позже чего удалите путь (Delete Path). Режим смешивания слоя измените на Multiply и установите параметр Drop Shadow в настройках жанра слоя.

5. Также установите галочку на параметре Inner Glow и Outer Glow. Настройте параметры внешнего и внутреннего свечения по своему усмотрению, отслеживая за изменениями в изображении и добиваясь наилучшего результата. Режим смешивания внешнего и внутреннего свечения установите на Screen, а после этого повторите все описанные действия от создания изогнутых линий до прибавления световых результатов всякое число раз – пока число светящихся линий не достигнет ожидаемого. Поверх готовых световых линий вы можете напечатать всякий текст либо вставить логотип.

Видео по теме

Дабы фотопортрет стал колоритным и живым, нужно выделить глаза человека на фотографии. Инструменты графического редактора Photoshop дозволяют не только сделать глаза яркими, но и всецело изменить их цвет, сделав лицо симпатичным и запоминающимся.

Инструкция

1. Откройте Photoshop. Включите палитру слоев нажатием кнопки F7. Выберите и откройте надобную фотографию. Желанно, но необязательно, дабы фотография была довольно большого размера. Сделайте копию фонового слоя. Нажмите на закрепленный слой Background («Задний план») правой кнопкой мыши и выберите в меню Duplicate Layer («Дублировать слой»).

2. Кликните на слой Background copy («Задний план (копия)»), дабы активировать его. Смените режим наложения Normal («Обыкновенный») на Screen («Осветление») в левом верхнем углу окошка. Кликните на вкладку Layer («Слои») верхнего меню и выберите вначале Layer Mask («Слой-маска»), после этого Hide All («Спрятать все»). Этим вы добавите на слой маску.

3. Выберите в панели инструментов кисть либо нажмите И на клавиатуре. Задайте кисти белый цвет. Увеличьте фотографию с поддержкой Navigator («Навигатор»). Закрасьте на маске глаза . Снизьте непрозрачность (Opacity) в панели слоев до значения, которое вас особенно удовлетворит. Впечатайте окошко со значением 100% нужное значение.

4. Сделайте радужку ярче по-иному. Откройте и увеличьте изображение. Нажмите на клавиатуре Щ. На панели слоев вы увидите, что применяемый инструмент как словно вдавлен. Нажмите на инструмент правой кнопкой мыши и выберите Dodge Tool («Осветлитель»).

5. Сделайте копию фонового слоя сочетанием Ctrl+J. Проведите несколько раз инструментом «Осветлитель» по радужке. Снизьте непрозрачность слоя, если это нужно, либо измените режим наложения на Overlay («Перекрытие») либо Soft Light («Мягкий свет»).

6. Используйте для совершенствования внешнего вида глаз инструмент «Магнитное лассо». Откройте фотографию. Выделите радужку инструментом Magnetic Lasso. Данный инструмент дозволено активировать, нажав кнопку L и на панели инструментов нажав на инструмент правой кнопкой мыши. Выберите «Магнитное лассо». Скопируйте выделенную область, нажав Ctrl+J. Измените режим наложения на Screen («Осветление») и отрегулируйте при необходимости непрозрачность.

7. Откройте требуемую фотографию. Сделайте новейший слой сочетанием Ctrl+Shift+N. Возьмите мягкую кисть белого цвета и поставьте на новом слое два пятнышка на радужке. Сотрите инструментом «Eraser» («Ластик») лишнее. Смените режим наложения на «Overlay» («Перекрытие»). Измените непрозрачность, дабы добиться желаемого итога.

8. Откройте изображение. Выделите глаза с подмогой инструмента Magnetic Lasso. Откройте вкладку верхнего меню Layer («Слои»), после этого группу New Adjustment Layer («Новейший корректирующий слой») и там кликните на Сurves («Кривые»). Отодвиньте открывшееся окно с кривыми так, дабы видеть глаза . Ставьте точки на прямую, искривляя ее. Перетаскивайте точки, удерживая левую кнопку мыши. Следите за итогом. Когда желаемый итог будет достигнут, нажмите Ок.

Обратите внимание!
Если позже вашей работы светлая оболочка глаза кажется несколько поменьше, а белок глаза огромнее, чем на начальном изображении, возьмите кисть с черным цветом и закрасьте радужку на маске верхнего слоя.

Полезный совет
Сберегайте промежуточные изображения в формате.psd (растровом формате, тот, что разрешает сберегать изображение без утраты слоев). Финальный вариант фотографии сбережете в формате.jpeg с качеством 12 либо.png.

Видео по теме

Откройте изображение глаза в фотошопе и в первую очередь сделайте . Что бы обрезать края, используйте инструмент Crop Tool (клавиша C). Немного обрежьте нижнюю часть так, как показано ниже:

Шаг 2

Прежде чем начать делать свечение зрачка,необходимо заняться ретушью и удалить мелкие капилляры на белке глаза. Активируйте инструмент Spot Healing Brush (клавиша J) и удалите ею капилляры. Помимо глаза отретушируйте и кожу.

Шаг 3

Сделайте копию слоя и назовите его например «Текстура». Этот слой будет использоваться немного позже для создания детализации. Измените режим смешивания этого слоя на Soft Light и установите непрозрачность на 50%.

Шаг 4

Для создания футуристических синих и зеленых оттенков вам нужно добавить корректирующий слой Curves, который позволит настроить цвета. Настройте параметры так, как показано ниже. Выберите красный канал и добавьте опорные точки, как показано на рисунке. Сделайте то же самое для канала RGB по умолчанию:

Шаг 5

Теперь нужно добавить больше кинематографичности и деталей с помощью фильтра Sharpen. Но перед тем, как использовать фильтр Sharpen, слои нужно преобразовать в «смарт-объект», что бы потом их можно было редактировать. Щелкните правой кнопкой мыши слою с глазом и в появившемся меню выберите «Convert to Smart Object». Сделайте то же самое со слоем с «Текстура»

Выберите фоновый слой с глазом и выберите Filter> Sharpen> Unsharp Mask. Параметру Amount поставьте значение 500, а параметру Radius 3,8. Это может показаться немного экстремальным, но в конечном итоге это то что нужно.

Тоже самое сделайте и для слоя «Текстура»

Шаг 6

Создайте новую папку, назовите ее «Глазное яблоко» и разместите ее под слоем «Текстура ». Теперь пришло время для создания свечения. Активируйте инструмент Ellipse Tool (клавиша U) и просто создайте большой равномерный круг. Для создания пропорционального круга, удерживайте клавишу Alt. Ниже вы увидите пример. (Я сделал форму прозрачной для лучшей наглядности):


Шаг 7

Выделите фигуру с помощью инструмента Path Selection Tool (клавиша A) и нажмите комбинацию клавиш Ctrl + C, чтобы ее скопировать. Нажмите Ctrl + V, чтобы вставить скопированную фигуру на новом слое, (новый слой создастся автоматически). Нажмите Ctrl + T и удерживайте клавишу ALT, чтобы изменить размеры фигуры — Сделайте ее меньше всего на несколько миллиметров:

Убедитесь что выбрана скопированная фигура и нажмите на кнопку Subtract (клавиша -), что бы сделать вычитание, как показано ниже:

Измените режим смешивания этого слоя на Soft Light.

Шаг 8

Для большей реалистичности нужно добавить этой фигуре эффект тиснения. Для этого нужно использовать Layer Style (Стили слоя). Дважды щелкните по слою с формой, что бы открыть меню Layer Style. Откройте раздел Bevel and Emboss и настройте параметры так, как показано ниже:

Шаг 9

Затем выберите раздел Blending Options и поставьте флажок напротив Layer Mask Hides Effects:

Примените к слою с фигурой и скройте лишние части (Либо используйте ластик):

Шаг 10

Теперь точно так же создайте круг по центру зрачка. Измените режим смешивания слоя на Soft Light:


Шаг 11

После создайте еще одну круглую фигуру, но на этот раз уже без вычитания. Эту фигуру разместите под слоем с фигурой, которую создали в предыдущем шаге. Измените режим смешивания на Soft Light:


Шаг 12

Сделайте копию фонового слоя с глазом, щелкните правой кнопкой мыши и выберите Rasterize Layer. Потом создайте выделение вокруг радужной оболочки, кликните правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите Layer via Cut:


Шаг 13

Активируйте инструмент Clone Stamp Tool (клавиша S) и клонируйте радужную оболочку:



Шаг 14

Далее нужно сделать так, что бы эта фигура была больше похожа на линзу. Для этого нужно применить Layer Style. Дважды кликните по слою с формой и в открывшемся меню выберите раздел Stroke, настройте параметры:

Цвета градиента должны быть установлены от белого к черному. Этот тонкий эффект в дальнейшем добавит больше реализма:

Шаг 15

Создайте еще одну фигуру как в шаге 7 наподобие того, что показано ниже:

Шаг 16 Как сделать эффект свечения

Пришло время создания свечения в глазу. Для начала создайте две копии предыдущей фигуры, отключите их видимость и расположите их под слоем с фигурой, созданной в предыдущем шаге. Выберите основную фигуру и откройте меню Layer Style, выберите раздел Outer Glow и настройте параметры как показано ниже:

Теперь вы знаете как сделать эффект свечения благодаря настойкам стилей.

Шаг 17

Выберите одну из скопированных фигур и включите ее видимость. Конвертируйте эту фигуру в смарт-объект (как в шаге 5) и выберите Filter> Blur> Gaussian Blur. В настойках фильтра установите значение в 40 пикселей:

Повторите те же действия и для другой скопированной формы как делали это ранее, но только на этот в настройках фильтра Gaussian Blur установите 10 пикселей.

Шаг 18

Создайте новый слой выберите кисть с мягкими краями и нарисуйте небольшой белый блик. Измените непрозрачность слоя на ваше усмотрение. Вот результат создания свечения в глазу:

До чего доехал прогресс, помню, в старину тоже такое было, отсвечивали у некоторых глаза в темноте, костёр горит а глаза в кустах светятся. Многие подсознательно боятся таких глаз, пугают их светящиеся глаза ночью, но это всё преданья старины глубокой. Сейчас светящиеся в темноте глаза это побочный эффект процедуры омоложения, дохнут правда от такого омоложения тоже многие, не все процедуры омоложения одинаково полезны.

Естественно журналюги в целях раздувания сенсации многое переврали в этой передаче, но стволовые клетки из убиенных младенцев действительно применяют в целях омоложения, и глаза у некоторых прошедших такую процедуру действительно светятся.

"Деятельность частных клиник и лабораторий, ведущих исследования в области стволовых клеток, в США строго регламентирована. В Москве же более 20 клиник и салонов красоты предлагают комплексное омоложение с помощью стволовых клеток. В некоторые из них едут омолаживаться из-за границы.

Дальше начинаются ужасы. Профессор Тепляшин рассказывает, что большинство московских салонов, предлагающих клеточную терапию, используют ткань абортированных зародышей. Н а Западе действует строжайший запрет на использование абортивного материала в клинических испытаниях. Это называется биоэтика. Правда, откуда тогда там берутся абортированные зародыши 18—22 -недельного срока, в странах где запрещены аборты после 12 недель, не совсем понятно.

Результаты поразительны, вот только ни один иностранный журнал не хочет их опубликовывать — как говорит профессор Сухих. У профессора свои принципы: «Мы никогда не станем использовать выкидыши — это часто дефектный материал. Мы работаем с зародышами, полученными в результате социальных абортов, когда прерывание беременности — добровольное решение матери». В лаборатории профессора курс омоложения фетальными клетками стоит около 8 тысяч долларов."

Ну а теперь про нанолюминоморфы-светлячки. Омолаживающую жижу втыкают в самые разные места, и вот чтоб проследить её движение от инекции и далее по омолаживаему организму её подсвечивают нанолюминоморфами. Это и даёт эффект светящихся глаз.

"Светлячок чуть больше молекулы. Люминофоры - это вещества, обладающие способностью излучать свет определенной длины волны после возбуждения, например, после воздействия ультрафиолетовым светом, электрическим разрядом или электронным пучком. Примеров их использования - масса.

Что такое нанолюминофоры? - спрашиваю профессора, доктора наук, заведующего отделом нанодисперсных материалов НТК «Институт монокристаллов» Ю.Малюкина.

Это те же люминофоры, но в виде частичек величиной всего 5 нанометров, то есть миллиардных долей метра («нано» - греческое слово, означающее «карлик»), - объяснил Юрий Викторович. - Для сравнения: размер атомов или простейших молекул составляет около 0,1 нанометра, а биологической клетки - 20 тысяч нанометров.

Из всех известных наноматериалов нанолюминофоры занимают достаточно узкую нишу. Однако способность к люминесценции и взаимодействию с такими биологическими системами, как клетка, ее отдельные структуры, ДНК и РНК, делает их важным инструментом исследования в микробиологии и медицине.

А не вредны ли нанолюминофоры клетке или живому организму в целом?

Все метки, которые мы используем в экспериментах с клетками, практически нейтральны для живого организма. К тому же, чтобы окрасить популяцию клеток объемом один кубический сантиметр, нанолюминофоров требуется в десятки тысяч раз меньше. Они не видны невооруженным глазом.

В отличие от нанолюминофоров, благодаря СМИ о стволовых клетках наслышаны многие. В последнее время они стали объектом активных исследований ученых в научных центрах разных стран мира.
Напомню, что стволовые клетки, которые лежат в основе клеточной и тканевой терапии, являются своего рода строительными базовыми единицами организма, способными трансформироваться в разные виды клеток. Они содержатся в тканях и органах любого человека, однако в разных количествах - у молодых их много, а у людей преклонных лет - мало. Ученых привлекает их умение находить в организме очаг болезни и восстанавливать пораженное место.

Какие новые возможности открывает перед медиками использование нанотехнологий? - с этим вопросом обращаюсь к директору института академику В.Грищенко.

Светящиеся наночастицы впервые дают возможность получить наглядную картину миграции клеток и их функционирования при введении в живой организм, в том числе организм человека. Так, наша сотрудница Елена Гончарук наносила лабораторным животным на места травм и ожогов особый гель - это были клетки, которые впустили нанолюминофоры внутрь себя и дали возможность прикрепиться к митохондриям. По свечению таких внутренних меток можно было наблюдать поведение клеток непосредственно в процессе их жизнедеятельности, например во время деления. Это очень интересные результаты. Разработана методика преобразования стволовых клеток в кардиомиоциты - для лечения сердца. Хотя, с другой стороны, есть работы с нашим участием, когда больным при инфаркте миокарда вводили просто стволовые клетки и они помогали сердцу выздоравливать."

Обработка глаз в фотошопе является популярнейшей темой в интернете среди фотографов. Она является основой портретной ретуши и включает в себя следующие шаги: подавление эффекта красных глаз , изменение цвета глаз , отбеливание глазного яблока, добавление блеска и удаление мешков/синяков под глазами .

Все эти действия придают выразительности глазам, при условии правильной обработки. Как я уже говорил, поскольку тема обработки глаз достаточно популярная в интернете, существует множество уроков и методик, но все они разбросаны по частям и найти комплексный урок мне так и не удалось, поэтому я решил сделать его для вас, собрать «всё-в-одном» для удобства. Так же, в этой статье будет рассмотрена техника обработки глаз только с помощью стандартных инструментов программы Adobe Photoshop , что освобождает вас от потребности в установке дополнительных плагинов.

Как убрать красные глаза

Эффект красных глаз возникает очень часто при использовании вспышки на фотоаппарате. Всё из-за того, что свет от вспышки отражается от глазного дна глаза человека, которое имеет красный цвет (из-за сосудов). А т.к. вспышку используют при слабом освещении, то обычно зрачки глаза расширены — поэтому эффект красных глаз проявляется максимально заметно.

Современные зеркальные камеры имеют внутреннее подавление эффекта красных глаз, а так же внешние вспышки, у которых есть поворотная головка, либо светорассеиватель. Но что делать, если у вас не дорогая фотокамера и эффект красных глаз появляется очень часто на фото? В этом нам поможет , в котором есть замечательный инструмент под названием Red Eye Tool . Наши действия:

1. Открываем фотографию в Adobe Photoshop и выбираем инструмент Red Eye Tool (кнопка J на клавиатуре)

2. Наведите на красный зрачок и нажмите один раз левой кнопкой мыши . Если эффект всё ещё остался, надо усилить действие инструмента, путём повышения параметров Pupil Size (Величина зрачка) и Darken Amount (Величина затемнения).

3. Готово! Теперь сравниваем полученный результат (наведите мышкой на изображение ниже: )

Это самый простой способ и им пользуются многие для того, чтобы убрать красные глаза . Но бывают случаи, когда инструмент Red Eye Tool просто не справляется со своей задачей, как например на этой фотографии:

В этом случае нам поможет инструмент Clone Stamp Tool (кнопка S на клавиатуре). Наши действия:

1. Открываем фотографию в фотошопе и выбираем инструмент Clone Stamp Tool.

2. Зажимаем клавишу ALT на клавиатуре и не отпускаем её , наводим на зрачок правого глаза и нажимаем один раз левую клавишу мыши, после этого отпускаем клавишу ALT. Теперь, наводим мышкой на красный зрачок и начинаем его «замазывать». После этих действий у нас должно получиться примерно следующее (наведите мышкой на изображение ):

3. Готово! Но иногда бывает, что и второй глаз тоже находится под дефектом «красных глаз «, поэтому мы используем ещё более простой метод. Берём инструмент Lasso Tool (клавиша L на клавиатуре) и выделяем красный зрачок. Заходим в Image -> Adjustments -> Black & White (сочетание клавиш Alt+Shift+Ctrl+B на клавиатуре) и выставляем первое значение Reds по своему вкусу.

Т.к. для каждого изображения оно будет разное, в данном случае я выставил -150% :

Результат получился чуть хуже, чем с применением Clone Stamp’а, но это всё же лучше, чем было:

Все сделанные мной действия вы можете посмотреть на видео ниже:


Как изменить цвет глаз

В фотошопе очень легко, я уверен, что с этим сможет справиться каждый.

ВАЖНО ! Перед началом работы всегда создавайте копию исходного слоя и работайте только с ней.

Для этого открываем ваше фото в Adobe Photoshop и выделяем глаза любым удобным для вас способом. Лично я использовал для выделения режим быстрой маски , для этого надо нажать на клавиатуре клавишу Q и пройтись мягкой кистью по глазам. После того, как вы выделили глаза, нажимаете снова кнопку Q и затем сочетание клавишь Shift+Ctrl+I . Выделение готово, у вас должно получиться примерно следующее:

Теперь заходим в Image -> Adjustments -> Color Balance (сочетание Ctrl+B на клавиатуре) и перетаскиваем ползунки по своему вкусу. Для данной фотографии я использовал следующие настройки:

Жмём OK. Готово ! Наведите мышкой на изображение, чтобы увидеть, как изменился цвет глаз после наших корректировок:

Добавить блеск в глазах

Обязательным атрибутом обработки глаз является добавление блеска и отбеливание глазного яблока, это придает выразительности и необычайной красоты глазам. Нам понадобиться только один инструмент под названием Dodge Tool (кнопка O на клавиатуре).

Откройте фотографию в фотошопе и нажмите кнопку O , в верхнем левом углу в графе Range выставьте Highlights , а в графе Exposure ставим по вкусу, например я выставил 70%.

Теперь пройдитесь мягкой кистью по глазам. Инструмент можно применять ко всему глазу, как к зрачку, так и к глазному яблоку, тем самым отбеливая его. Так же, обычно к глазам добавляют немного резкости, для того, чтобы сделать на них акцент. Возьмите инструмент Sharpen tool и слева вверху, выставьте значение Strenght примерно на 25-40% (можно любое другое, главное не переусердствовать с резкостью), после чего пройдитесь мягкой кистью по глазам. Результат должен получиться следующий:

Внимание! Для достижения эффекта естественности, можно уменьшить прозрачность слоя, на котором мы работали, до 70%, или даже 50%. Все действия по изменению цвета глаз и добавления блеска можно увидеть на видео ниже:

Как убрать мешки и синяки под глазами

Мешки и синяки под глазами являются нашей распространённой проблемой, т.к. мы часто не высыпаемся, сильно устаём и много работаем, в следствии чего они у нас и появляются. Но к счастью, всё это легко убирается в фотошопе с помощью инструмента Patch Tool. К слову, эта техника так же подходит и для удаления морщин с лица.

Открываем фотографию в Adobe Photoshop и берём инструмент Patch Tool

Обводим выделением вокруг мешков (синяков ), затем становимся мышкой на само выделение, и перетаскиваем его на похожую по текстуре часть лица:

Тоже самое повторяем со вторым глазом. Эффект должен получится вот такой:

Главное правильно и аккуратно выделить область и перетащить её на аналогичную по текстуре, тогда эффект будет максимально удовлетворителен. Так же, вы можете просмотреть данное действие и на видео:

/ убрать сосуды

Заключительная часть нашей статьи по обработке глаз — чистка глазного яблока от сосудов. Для этого открываем нашу фотографию в Photoshop и берём инструмент под названием Spot Healing Brush (кнопка J на клавиатуре). В левом верхнем углу выставляем следующие параметры для кисти (можете изменять под себя, я лишь настроил её под конкретную фотографию)

И проходимся кистью по сосудам. Вы увидите, что сосуды исчезают и заменяются текстурой глазного яблока. В результате обработки, можно добиться вот такого эффекта:

Так же, когда фотография маленькая, и этот инструмент не помогает, можно просто «закрасить сосуды «. Возьмите обычную кисть (кнопка B на клавиатуре), зажмите ALT и кликните один раз на глаз, чтобы цвет вашей кисти стал таким же, как и у глазного яблока. После этого, просто закрасьте сосуды. Используйте обязательно кисть с мягкими краями, чтобы смотрелось более правдоподобно. Так же, можно выставить прозрачность кисти на 75% или 50%, чтобы смотрелось правдоподобно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеюсь, статья была полезна для вас, ведь обработка глаз в фотошопе является неотъемлемой частью ретуши портрета. Все действия были сделаны в Adobe Photoshop CS4 , но эти уроки так же подходят и для версий CS3 , CS5 и выше. Если у вас возникли вопросы по обработке глаз — можете задавать их в комментариях к данной статье.

В этом уроке мы научимся делать необычный эффект зуммирования на глазах с исходящими из зрачка лучами. Также, мы повысим яркость и насыщенность цвета глаз, и всё это при помощи фильтра Photoshop Radial Blur , простого инструмента выделения, маски слоя и смешивания слоев.

Вот оригинал фотографии , которую мы будем обрабатывать:

А вот как она будет выглядеть после обработки:

Давайте начнем!

Шаг 1: Выбираем инструмент Elliptical Marquee

Мы начнем с левого глаза. Сначала мы проделаем все шаги на примере одного глаза, после чего останется лишь повторить их для обработки второго. Первым делом мы выбираем Elliptical Marquee Tool на панели инструментов. По умолчанию он располагается за Rectangular Marquee Tool , поэтому нажмите на Rectangular Marquee Tool и удерживайте кнопку мыши, пока не появится выпадающее меню с другими вариантами. Из этого списка выбираем Elliptical Marquee :

Выбираем инструмент Elliptical Marquee

Шаг 2: Обводим радужку

С помощью инструмента Elliptical Marquee выделяем радужку (цветную часть глаза). В данном случае верхняя часть зрачка прикрыта веком, так что сделать выделение мы сможем в два шага.

Сначала захватим и обведём мышью радужку, не обращая внимания на тот факт, что зона выделения захватывает и веко. Можно видоизменить контур выделения прямо в процессе, что зачастую бывает необходимо для достижения нужной точности. Для этого надо, удерживая клавишу пробела, переместить контур в нужное место, после чего отпустить пробел и продолжить обводить объект:

Чтобы убрать веко из зоны выделения, выбираем опцию Intersect With Selection в панели опций инструмента Elliptical Marquee Tool :

Нажимаем на миниатюру Intersect With Selection (четвертая слева)

В правом нижнем углу курсора мыши появится маленький крестик, говорящий о том, что мы выбрали режим Intersect With Selection . Первый выбранный нами участок остается на месте, мы таким же образом обводим ту его часть, которую надо сохранить, то есть радужку, за вычетом верхнего участка, где находится веко. Видите, вторая выбранная зона как бы вырезает тот участок, который надо убрать из зоны выделения:

Закончив второе выделение, отпускаем кнопку мыши, и, благодаря тому, что у нас был установлен режим Intersect With Selection , Photoshop оставляет только ту часть первого выделения, которая попала и во второе. А ненужное веко теперь исчезло:

Шаг 3: Копируем выделенный участок в новый слой

Теперь скопируем выделение в новый слой. Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), откроем меню слоев Layer в верхней части экрана, выберем New , а потом Layer via Copy :

Придерживая Alt (Win) / Option (Mac), выберите Layer > New > Layer via Copy

Если при выборе команды нажата клавиша Alt (Win) / Option (Mac), Photoshop сначала открывает диалоговое окно нового слоя, так что мы можем дать слою свое название. Назовем его «Левый глаз» (или правый, если вы работаете с ним):

Назовем новый слой «Левый глаз»

Закончив, нажмите OK , и диалоговое окно закроется. Кажется, что ничего и не произошло (разве только пропало выделение), но в панели слоев мы видим, что над слоем Background layer , в котором содержится оригинал фотографии, появился еще один, с нашим выделением:

Шаг 4: Круговое выделение вокруг радужки

Инструмент Elliptical Marquee все еще активен; теперь мы щелкаем мышью точно по центру зрачка и проводим, создавая еще одну эллиптическую зону выделения. Начав перемещать мышь, нажмите и удерживайте Shift + Alt (Win) / Shift + Option (Mac) на клавиатуре. Клавиша Shift поможет вам создать идеальный круг, а при нажатой клавише Alt (Win) / Option (Mac) Photoshop осуществляет выбор по направлению из выбранной вами точки наружу. Продолжайте перемещать мышь, чтобы зона выбора стала чуть больше радужки глаза. Когда будет готово, отпустите кнопку мыши, затем отпустите Shift и Alt (Win) / Option (Mac). Но сначала обязательно отпустите мышь, иначе зона выделения не будет круглой:

Шаг 5: Добавляем на выбранном участке шум

Давайте добавим шум в выделение, чтобы создать лучи. В этом нам поможет фильтр Photoshop Add Noise . В верхней части экрана выберите Filter , затем Noise , затем Add Noise :

Откройте Filter > Noise > Add Noise

Add Noise . Установим значение Amount в районе 10 %, убедимся, что выбраны опции Gaussian и Monochromatic , расположенные в нижней части диалогового окна:

Устанавливаем значение 10 % и отмечаем опции Gaussian и Monochromatic

Нажав OK , закройте диалоговое окно. Теперь в выбранной зоне появился шум:

Шаг 6: Применяем фильтр Radial Blur

После добавления шума открываем меню Filter в верхней части экрана, но в этот раз выбираем Blur и Radial Blur :

Откройте Filter > Blur > Radial Blur

Появится диалоговое окно фильтра Radial Blur . Увеличиваем параметр Amount , который находится в верхней части окна, примерно до 80, после чего в опции Blur Method устанавливаем Zoom , а качество Quality выбираем Best . Поле Blur Center , которое находится в правом нижнем углу, менять не нужно. Нам нужно, чтобы центр размытия остался на месте, то есть по центру, чтобы лучи как будто выходили из него:

Диалоговое окно Radial Blur

Нажав OK , закройте диалоговое окно. Photoshop осуществляет размытие выбранной зоны, что создает эффект зуммирования, как будто бы исходящего из центра глаза:

Фотография после применения фильтра Radial Blur

Шаг 7: Сделаем из выделения маску слоя

Нам нужно удалить кончики лучей, которые задели белок глаза, а для этого нам понадобится создать маску слоя . Выделение пока остается активным, в нижней части панели слоев выбираем Layer Mask :

Нажимаем Layer Mask

Поскольку выделение осталось активным, добавляется маска для слоя «Левый глаз» . На миниатюре маски слоя в панели слоев мы увидим, что маска залита черным цветом, за исключением небольшого белого участка. Это и есть выделенная нами зона. Белые пятна на маске слоя - это те участки, которые видны на документе, а черные - скрыты:

Шаг 8: Выбираем инструмент Brush Tool

Чтобы закрасить ненужные кончики лучей вокруг радужки, нам понадобится инструмент Photoshop Brush Tool . Выбираем Brush Tool на панели инструментов:

Выбираем инструмент Brush Tool

Шаг 9: Закрашиваем все ненужное

В качестве цвета кисти Photoshop берет цвет переднего плана, так что вам нужно убедиться, что у вас выбран черный. Для этого надо нажать клавишу D на клавиатуре, после чего будут возвращены цвета по умолчанию, то есть передний план белый, а задний - черный (когда у нас активна маска слоя, цвета меняются на противоположные). Затем нажмите X , чтобы обратить цвета, то есть цветом переднего плана станет черный. Текущие цвета переднего и заднего плана видны в цветовых ячейках, расположенных в нижней части панели инструментов:

Выбрав в качестве цвета переднего плана черный, проведите маленькой мягкой кистью вокруг радужки глаза, чтобы убрать ненужные лучи размытия, попавшие на белок. Поскольку мы работаем с маской слоя, все, что мы сейчас закрашиваем черным, исчезнет с изображения. Размер и мягкость кисти можно регулировать прямо с клавиатуры. Нажатие открывающейся скобки ([) уменьшает размер кисти на 5 пикселей, а закрывающейся (]) - увеличивает на 5 пикселей. Удерживая Shift и нажимая на открывающуюся скобку, вы на 25% увеличиваете мягкость кисти. Удерживая Shift и нажимая на закрывающуюся скобку, вы на 25% уменьшаете мягкость кисти:

Если вы случайно заденете радужку, просто нажмите X на клавиатуре, цвета поменяются, и цветом переднего плана станет белый. Закрасьте то место, где допустили ошибку, возвращая размытие на место, после чего опять нажмите X , чтобы снова сделать передний план черным, и продолжайте очищать белок.

Надо удалить размытие и в самом зрачке. Это делается точно так же с помощью маленькой мягкой кисти. Когда вы закончите работу, лучевое размытие должно остаться только на радужке:

Шаг 10: Добавим слой для корректировки Hue-Saturation

Мы создали эффект зуммирования, а теперь давайте сделаем радужку ярче и насыщеннее. Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), нажмите на иконку New Adjustment Layer , которая находится в нижней части панели слоев:

Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), нажмите на иконку New Adjustment Layer

Из появившегося списка корректирующих слоев выберите Hue/Saturation :

Выбираем из списка Hue/Saturation

Если вы при этом будете удерживать Alt (Win) / Option (Mac), Photoshop сначала откроет диалоговое окно New Layer , такое же, как мы уже видели в шаге 3. Можно оставить название слоя, заданное по умолчанию, но все равно необходимо поставить галочку перед опцией для создания маски по предыдущему слою. Затем меняем Mode (режим смешивания слоев) с Normal на Screen :

Ставим галочку перед опцией Use Previous Layer to Create Clipping Mask и выбираем режим смешивания слоев Screen

Нажмите OK , и диалоговое окно закроется, а Photoshop добавит новый слой для работы с Hue/Saturation непосредственно над нашим слоем «Левый глаз» . Обратите внимание на панель слоев: корректирующий слой сдвинут вправо, и есть стрелочка, показывающая вниз. Это говорит о том, что корректирующий слой привязан к слою «Левый глаз» , то есть только его затронут последующие изменения. Фотография в слое Background layer изменена не будет. Также обратите внимание на то, что в качестве режима смешивания корректирующего слоя установлен Screen :

Панель слоев с новым слоем Hue/Saturation

Screen - это один из нескольких вариантов смешивания слоев в Photoshop, который осветляет изображение, и когда мы его выбираем, радужка глаза становится намного ярче:

Благодаря режиму смешивания слоев Screen радужка становится ярче

Мы также можем повысить насыщенность цвета радужки. Если вы используете версию Photoshop CS4 или выше, то редактирование опций Hue/Saturation осуществляется через панель Adjustments Panel , впервые представленную в CS4. В Photoshop CS3 и более ранних версиях открывается специальное диалоговое окно. Чтобы сделать радужку насыщенней, сдвиньте ползунок Saturation вправо. Не забывайте следить за изменениями на снимке, чтобы не перестараться. Мы устанавливаем значение около 60:

Сместите ползунок Saturation вправо, это повысит насыщенность цвета радужки

Когда вы закончите, в Photoshop CS3 и более ранних версиях надо нажать OK , чтобы диалоговое окно Hue/Saturation закрылось. В Photoshop CS4 и выше панель Adjustments Panel можно оставить открытой. Вот что получилось у нас после повышения насыщенности. В зависимости от того, каким был первоначальный цвет глаз, увеличение насыщенности может казаться деликатным, как в данном случае, или более выразительным:

Шаг 11: Попробуем другой осветляющий вариант смешивания (опционально)

Как мы уже сказали, режим Screen - это лишь один из нескольких вариантов смешивания слоев в Photoshop, который делает снимок светлее; его используют в этих целях, наверное, чаще всего. Но вместо этого можно попробовать выбрать вариант Color Dodge или Linear Dodge , и результат будет другим, более ярким и броским. Поменяем режим смешивания на Color Dodge :

Меняем режим смешивания на Color Dodge

Вот что получается с Color Dodge :

Фотография после изменения режима смешивания слоев на Color Dodge

А теперь попробуем еще и Linear Dodge :

Пробуем режим Linear Dodge

Вот что получилось. В данном случае лучший результат достигается при использовании Linear Dodge , но для другого снимка непременно следует попробовать все три варианта и посмотреть, как будет красивее:

Тот же эффект при режиме смешивания Linear Dodge

Шаг 12: Наносим последние штрихи с помощью опции Layer Opacity

Определившись с режимом смешивания, можно еще немного подкорректировать изображение, изменив непрозрачность (или прозрачность) слоя. Эта опция, Opacity , находится прямо напротив опции смешивания слоев в верхней части панели слоев. Мы так и оставим 100%, но при необходимости можно снизить яркость, уменьшив этот показатель:

При необходимости можно снизить яркость, уменьшив значение Opacity

Завершив работу над одним глазом, повторите все то же самое и со вторым. Но прежде чем приступить, обязательно вернитесь к оригиналу, выбрав слой Background layer в панели слоев:

Прежде чем обрабатывать второй глаз, вернитесь к слою Background layer

Сделав это, повторите те же самые шаги.

Глаза выделены с помощью спецэффекта радиального зуммирования