Как вылечить заикание у ребенка без логопеда. Заикание у ребенка — признаки, причины и лечение

Мэрилин Монро, Наполеон, Брюс Уиллис? Дело в том, что все они в детстве заикались. Однако, приложив усилия, смогли преодолеть речевые проблемы и добиться большого успеха. Заикание у детей обычно появляется в возрасте трех-пяти лет, когда речь развивается наиболее активными темпами, но при этом данная функция выработана еще недостаточно. У мальчиков нарушение встречается намного чаще (в три-четыре раза), нежели у девочек. Это можно объяснить их меньшей эмоциональной устойчивостью. Как лечить заикание у детей? Каковы причины такого недуга? Как родители могут помочь ребенку избавиться от речевой проблемы? Об этом читайте в статье.

Общие понятия

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности дыхания, речи и голоса, вызванное судорогами гортани или губ. Оно может возникнуть внезапно, а затем усиливаться. В речи отмечаются вынужденные остановки, повторение отдельных звуков, слогов. Судороги могут быть тоническими (т. е. проявляющимися в растягивании звуков, долгих паузах, общей скованности, напряжении) и клоническими, когда ребенок повторяет отдельные слоги, звуки (зачастую в начале слова). Встречается и соединение обоих видов судорог - тоно-клоническое заикание. У детей дошкольного возраста проблема может долго не проявляться и возникнуть лишь в стрессовой ситуации. Давайте подробнее поговорим об этиологии нарушения.

у детей


Провоцирующие факторы

Приступы заикания обычно усиливаются во время болезни, при переутомлении, в случае школьных или семейных неприятностей. Даже погода и рацион питания способны влиять на проявление речевых нарушений. Например, замечено, что избыток в детском меню белковой пищи усугубляет проблему. Достаточно часто заикание у детей провоцируют инфекции. Хронические болезни, как правило, не вызывают этот недуг, зато могут усилить уже имеющиеся нарушения. К примеру, у ребенка с аденоидными разрастаниями затрудняется носовое дыхание, и из-за этого возникают проблемы с речью.

Варианты лечения

Бороться с заиканием люди начали давно. Этим недугом страдал греческий оратор Демосфен. Он читал при шуме волн сложные речи, говорил, держа во рту камешки, и таким образом пытался преодолеть проблему. Всемирная слава Демосфена подтверждает, что ему это удалось. В 19-м веке нарушение речи начали лечить хирургически: человеку частично удаляли мышцы языка. Надо сказать, что такой радикальный способ помогал далеко не всем. Заикание - не тот недуг, от которого можно избавиться лишь при помощи скальпеля.

На сегодняшний день существует столько вариантов устранения дефекта, сколько и теорий, объясняющих его происхождение. В ход идут и традиционные способы (медикаментозная терапия, дыхательная гимнастика, физиотерапевтические процедуры), и нетрадиционные (гипноз, иглоукалывание), и авторские методики.

  1. Распорядок дня. Лечение заикания у ребенка будет неэффективным, если не соблюдать четкий режим. Дети трех-шести лет должны спать десять-двенадцать часов ночью и два часа днем, ребятишки от семи лет и старше - восемь-девять часов ночью и полтора часа днем. Перед сном нужно исключить просмотр телевизора.
  2. Психологическая обстановка. Ребенка травмируют постоянные одергивания и замечания. Нельзя ссориться или слишком шумно себя вести в присутствии малыша. Также запрещается показывать ему свои волнения по поводу проблем с речью. Лечение заикания у ребенка - процесс непростой, необходимо запастись терпением, не торопить малыша во время ответов, чаще его хвалить, тем самым вызывая положительные эмоции.
  3. Ежедневное общение. Следует говорить с ребенком медленно, ласково, спокойно. Малыш должен слышать правильную речь, поскольку он перенимает и усваивает то, что звучит в его окружении. Когда заикание у детей выраженное, говорить с ними нужно нараспев. Заставлять малышей повторять по несколько раз трудные слова категорически нельзя.
  4. Состояние здоровья. Родители обязаны позаботиться об укреплении общего здоровья ребенка, снятии нервного напряжения, переутомления. Для этого рекомендуется осуществлять закаливающие процедуры: обтирание, игры на свежем воздухе, воздушные ванны, гимнастику и тому подобное.

Помощь специалистов

Лечение заикания у ребенка совместно должны проводить логопед, педиатр и психолог (психотерапевт). Задача педиатра - устранить сопутствующие патологии, укрепить организм, сделать профилактику простудных болезней, особенно тех, которые затрагивают голосовые связки и уши, вылечить хронические недуги или вывести их в стадию длительной ремиссии. Малышу следует назначить физиотерапевтические процедуры: посещение бассейна, массаж, электросон.

Функция психолога (психотерапевта) заключается в том, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой путем обучения его правильному поведению в обществе. Так, доктор должен научить малыша комфортно себя чувствовать в любой ситуации, не бояться общения со сверстниками и взрослыми, помочь осознать, что он ничем не отличается от ровесников и не является неполноценным. Обычно занятия с детьми с заиканием проводятся вместе с родителями - их присутствие помогает ребятишкам справиться с волнением.

Задача логопедического лечения - освободить речь ребенка от напряжения, устранить неправильность произношения звуков, слогов, научить четкой артикуляции и плавной, ритмичной, выразительной речи. Малыш сначала совместно с логопедом выполняет упражнения, а затем в устных рассказах и обиходных разговорах с окружающими закрепляет полученные навыки. По мере увеличения степени речевой самостоятельности возрастает сложность заданий.

Дыхательные упражнения

Этот традиционный способ лечения речевых нарушений позволяет сделать голос ребенка более свободным и естественным. Упражнения тренируют диафрагму, увеличивают подвижность что дает возможность им тесно сжиматься во время разговора. Лечение можно дополнить релаксацией.

Точечный массаж

Курс терапии подбирается в зависимости от степени дефекта. Во время процедуры специалист осуществляет воздействие на расположенные на лице, ногах, грудной клетке и спине точки. Первые результаты можно заметить уже после первого курса, однако здесь следует учитывать возраст ребенка и форму недуга. Чтобы восстановилась нервная регуляция речи, занятия следует проводить систематически.

Компьютерные программы

Нередко лечение заикания у ребенка проводится посредством специальных компьютерных программ, позволяющих синхронизировать речевой и слуховой центры. Малыш говорит слова в микрофон, при этом программа задерживает автоматически его речь на доли секунд. В результате ребенок с задержкой слышит свой собственный голос и пытается подстроиться под него. Таким образом речь приобретает плавность и непрерывность. При помощи программы можно проигрывать разные ситуации, возникающие при общении, к примеру, недовольство, возражение. Дети произносят в микрофон слова, а компьютер оценивает, насколько хорошо они справились с задачей, и дает подсказку о том, что требуется улучшить.

Медикаментозное лечение

В комплексе общего курса такая терапия является вспомогательной. Ребятишкам в некоторых случаях назначают транквилизаторы, противосудорожные средства, лекарства, способствующие нейтрализации блокирующего действия тех веществ, которые не дают нервным центрам нормально функционировать. Также могут применяться ноотропные ансиолитические медикаменты. Если есть необходимость, лечение дополняется приемом успокаивающих настоек и отваров трав, к примеру, используется отвар пустырника.

Прогноз

Инициальное заикание (возникшее в раннем возрасте, когда речь еще только начинает активно развиваться) зачастую удается бесследно устранить за несколько месяцев. Срок лечения будет зависеть от того, что лежит в основе нарушения речи: невротическая составляющая или патология нервной системы. Если имеет место невроз, дефект может вернуться в случае какой-либо стрессовой ситуации, но, как правило, его после курса терапии быстро удается устранить. При физиологических нарушениях процесс лечения более длительный, но и более последовательный. В этом случае недуг не имеет такого скачкообразного течения, как при неврозе, поэтому терапия осуществляется медленно, но верно, без срывов. Продолжительность лечения может достигать двух лет.

Больше всего проблем доставляет закрепившееся заикание, то есть то, которое наблюдается на протяжении более двух-трех месяцев. Важно комплексно подходить к терапии, подбирать варианты, ориентируясь на личностные характеристики малыша. Здесь потребуются длительная работа и терпение как самого ребенка, так и родителей. Не всем ребятишкам лечение дается легко. В детских садах и школах работники должны учитывать особенности детей с заиканием. Заранее предупредите воспитателей или учителей о проблеме вашего ребенка, скажите, что его нельзя подгонять во время ответа. Также у таких детей не следует проверять умение читать на скорость - это может усугубить ситуацию. Как уже говорилось, устранение речевого дефекта - часто долгий и сложный процесс. Родители, врачи и педагоги должны объединить усилия, только так можно добиться положительного результата!


Заикание у детей встречается в возрасте 3 – 5 лет, когда речь активно развивается.

Эта проблема диагностируется у 2% детей, причем у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

Что такое заикание?

Это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Причины заикания у детей

Малыш может начать заикаться по множеству причин. К ним относятся:

  1. Наследственная предрасположенность — определяется слабостью артикуляционного аппарата. При этом речевой дефект сопровождается ночными страхами, энурезом, тревожностью. Как правило, проявляется уже с началом речевой активности, примерно с 2 – 3 лет.
  2. Перинатальные повреждения головного мозга вследствие токсикоза, гемолитической болезни новорожденного, внутриутробной гипоксии, асфиксии во время родов, родовых травм. Заикание у маленьких детей вследствие повреждений мозга проявляется в начале речевой активности.
  3. Тяжелые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингит, тиф, энцефалит. Чаще всего по этой причине дефект наблюдается у ребенка 8 – 9 лет.
  4. Черепно-мозговые травмы. Частая причина речевого дефекта у ребенка 5 лет.
  5. Рахит.
  6. Гипотрофия. По этой причине может возникнуть заикание в 10-летнем возрасте или у малыша 3 – 4 лет.
  7. Психические потрясения – страх, конфликты, испуг, авторитарный стиль воспитания, чрезмерная радость. Из-за психологических трудностей пубертатного периода может появиться заикание у подростка.

В научной литературе описаны случаи заикания у детей дошкольного возраста после переучивания из левши в правшу. Также дефект может возникнуть после копирования речи заикающегося родственника или сверстника.

Часто дефект связан с другими речевыми нарушениями – тахилалией, дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.

Виды заикания

По патогенетическому механизму выделяют:

  1. Логоневроз или невротическое заикание у детей – функциональное расстройство.
  2. Неврозоподобное заикание – связанное с органическими поражениями ЦНС.

По характеру течения дефект может быть:

  1. Волнообразным (усиливается или слабеет в разных ситуациях, но полностью не исчезает).
  2. Постоянным (имеет стабильное течение).
  3. Рецидивирующим (периодически возникает на фоне речевого благополучия).

По характеру судорог заикание бывает:

  1. Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  2. Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  3. Тонико-клоническое.
  4. Клоно-тоническое.
  5. Артикуляционное.
  6. Голосовое.
  7. Дыхательное.
  8. Смешанное.

Степени заикания:

  1. Легкая – судорожные запинки во время спонтанной речи. Симптомы выражены слабо.
  2. Средняя – запинки при диалогической и монологической речи.
  3. Тяжелая – судороги речевых мышц длительны, запинки во всех видах речи. Коммуникация затруднена или невозможна.

Симптомы детского заикания

К основным симптомам патологии относятся:

  1. Речевые судороги, возникающие при попытке начать речь или в процессе разговора, проявляющиеся паузой в речи или повторением отдельного звука.
  2. Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе.
  3. Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц.
  4. Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание.

Заикание в детском возрасте часто сопровождается вегетативными нарушениями: тахикардией, потливостью, покраснением или побледнением кожи, лабильностью артериального давления во время разговора.

Особенности течения логоневроза

Так как в основе невротического заикания лежит сильное психотравмирующее переживание, расстройство речи возникает остро. У детей снижена речевая активность, выражена логофобия и фиксация на трудном звуке, судороги носят дыхательно-голосовой характер. Логоневроз имеет волнообразное течение – речь ухудшается при повторении психотравмирующей ситуации.

Особенности неврозоподобного заикания

Речевая активность повышена, критика к своему дефекту отсутствует. Речь монотонная, невыразительная, с ускоренным темпом. У детей присутствуют нарушения общей моторики, плохой почерк и слабая мимика. Дефект усиливается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, но течение его относительно постоянное.

Осложнения болезни

Последствиями заикания могут быть:

  1. Нарушение социальной адаптации.
  2. Снижение самооценки.
  3. Логофобия – боязнь речи.
  4. Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук.
  5. Усугубление речевого дефекта.

Диагностика заикания у детей

Обследование ребенка с заиканием проводит педиатр, логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Огромное значение для постановки диагноза и подбора метода лечения имеет анамнез, сведения о речевом и двигательном развитии ребенка, информация об обстоятельствах и времени возникновения речевого дефекта.

Для оценки степени дефекта и выявления его возможной причины проводят:

  1. Диагностику речи, во время которой оценивают:
  • темп, голос, дыхание;
  • речевые и моторные нарушения;
  • форму и частоту артикуляционных судорог.
  1. Диагностику ЦНС посредством:
  • реоэнцефалографии;

Как вылечить ребенка от заикания?

Чтобы избавить малыша от заикания необходимо обратиться к специалисту. Чем лечить дефект в конкретном случае сможет сказать только врач после проведения комплексного обследования.

Кто лечит заикание у детей?

Речевой дефект поможет устранить логопед. Если артикуляционные судороги возникли на фоне поражения ЦНС, необходимо подключать в лечебный процесс детского невролога. Если причиной речевого дефекта является психотравмирующая ситуация – ребенку показана работа с психологом.

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга, в частности, торможение центра Брока. К методам лечения относятся:

  1. медикаментозная терапия;
  2. гипноз;
  3. релаксирующие ванны, массаж, дыхательная гимнастика;
  4. иглоукалывание;
  5. специальные логопедические упражнения, логоритмика;
  6. антизаикательные устройства и специальные компьютерные программы.

Медикаментозное лечение

Специальных для лечения заикания у детей не существует, медикаментозное лечение выступает в качестве дополнения общего курса терапии.

Препараты при заикании у детей:

  • транквилизаторы;
  • противосудорожные (Фенибут, Эпилептал);
  • ноотропные (Актовегин, Пирацетам);
  • успокоительные средства (Экстракт валерианы, пустырник);
  • гомеопатические таблетки от заикания у детей (Тенотен детский).

Медикаментозное лечение может применяться при заикании у детей 3 лет.

Лечение заикания у детей гипнозом

Гипноз позволяет выявить глубинные причины дефекта. У маленьких детей метод не применяется. С помощью гипноза можно вылечить заикание у подростка. Речь может улучшиться уже после первого сеанса. Для полного устранения дефекта необходимо 5 – 10 сеансов.

Исправить заикание можно с помощью акупрессуры – точечного массажа. Этот метод восстанавливает регуляцию речи. Применяется успокаивающий метод воздействия – надавливание на акупунктурные точки подушечками пальцев с последующим выполнением круговых движений.

Чем раньше начать лечение таким способом, тем быстрее и эффективнее будет результат.

Дыхательная гимнастика при заикании

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на воспитание правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным вдохом, что позволяет запастись воздухом для произнесения речевых отрезков разной длинны.

Дыхательная гимнастика эффективна при лечении заикания у детей в 4 года и старше.

Логоритмические упражнения

Логоритмика – это метод, основанный на использовании связи слова с движением и музыкой.

Конспект логоритмического занятия выглядит примерно так:

  • мышечная релаксация;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • мышечная релаксация.

Логоритмические занятия способны компенсировать дефекты речи, раскрывают способности ребенка и повышают его самооценку. Метод эффективен при лечении заикания у детей дошкольного возраста и старше.

Коррекция заикания у детей специальными устройствами

Одни антизаикательные устройства позволяют заике слышать свою речь с секундной задержкой, другие демонстрируют исправленный вариант речи или заглушают голос шумами. Самые эффективные устройства повышают или понижают громкость голоса.

Лечение заикания у детей народными средствами

Применение нетрадиционных методов основано на успокаивающем и расслабляющем эффекте многих настоев и трав.

Травы при заикании для детей:

  • ясенец белый;
  • крапива;
  • ромашка;
  • мелисса;
  • хмель;
  • вереск;
  • зверобой;
  • рута душистая;
  • лапчатка гусиная.

Если следовать несложным правилам в комплексе с основным лечебным методом, речь малыша исправится в ближайшее время.

  1. Разговаривайте спокойно, медленно и разборчиво.
  2. Не перебивайте кроху.
  3. До поступления в школу научите свое чадо управлять темпом речи.
  4. Если ребенок будет говорить медленно, но не монотонно, его речь станет значительно лучше.
  5. Читайте и пересказывайте с малышом книги.
  6. Не принуждайте заику читать вслух.
  7. При общении не забывайте о зрительном контакте.
  8. Не перегружайте заику напоминаниями о правильном произношении.

Особенности семейного воспитания заики

  1. Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты.
  2. Соблюдайте режим дня с полноценным 8-часовым сном. Ребенка с заиканием нельзя критиковать. Нужно уделять больше внимания малышу, хвалить его даже за незначительный успех.
  3. Не стоит чрезмерно баловать свое чадо, исполнять все его прихоти и желания. В этом случае психологической травмой для малыша может стать даже незначительный отказ в чем-то.
  4. Будьте всегда одинаково требовательными и ровными к ребенку.
  5. Не запугивайте и не наказывайте ребенка, оставляя одного в комнате, особенно плохо освещенной. В виде наказания лучше заставить его спокойно сидеть на стуле или лишить малыша участия в любимой игре.

Как предупредить развитие речевых дефектов?

Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:

  1. Упорядочение распорядка дня малыша.
  2. Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
  3. Избегание авторитарных методов воспитания.
  4. Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
  5. Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
  6. Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.

Доктор обращает внимание

  1. Заике все время нужно находиться под наблюдением психоневролога и логопеда.
  2. Не читайте детям много книг, особенно если они не соответствуют возрасту. Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего.
  3. Не разрешайте подолгу смотреть телевизионные передачи. Это перевозбуждает и утомляет детскую нервную систему. Особенно отрицательно влияют передачи, несоответствующие возрасту.
  4. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  5. Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев.
  6. Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно.
  7. Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений.
  8. Очень важны занятия танцами и музыкой, которые способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа. Полезны занятия по пению.

Заикание не проходит самостоятельно и чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее наступит результат. В случае отсутствия лечения дефект речи будет прогрессировать и отразится на коммуникативной и адаптационной способности малыша.

– расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Общие сведения

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии , неврологии , психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Причины заикания у детей

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез , ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности , гемолитической болезнью плода , внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах , родовыми травмами и т. д. Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит , энцефалит , корь , коклюш , тиф и др.), ЧМТ , гипотрофия , рахит , интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п. К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости . В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией , тахилалией , дизартрией , ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии .

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия , дислексия и дискалькулия . Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Симптомы заикания у детей

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т---рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией , лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Диагностика заикания у детей

Обследование детей с заиканием проводится логопедом , педиатром , детским неврологом , детским психологом , детским психиатром . Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения , физиотерапии, массажа , ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж , дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика заикания у детей

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Заикание у детей возникает чаще всего в период от 2 до 5 лет, когда умственное развитие значительно опережает физическое, в том числе и речевой аппарат. Заикание проявляется в частом повторении отдельных букв из слова. При правильном подходе лечение заикания у детей осуществляется в домашних условиях и без особых проблем.

Почему ребенок заикается

Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин:

  • повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает за речевую функцию;
  • генетическая наследственность;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания (менингит, тиф, энцефалит, корь, коклюш).

Приобретенное заикание у детей от 2 лет может возникнуть по следующим причинам:

  • ребенок испытал сильный испуг;
  • недавнее психологические потрясения и переживания;
  • страхи детей (боязнь темноты, пауков, замкнутого пространства и т. п.);
  • малыш часто перевозбуждается;
  • физическое наказание со стороны родителей;
  • быстрая и нечеткая речь родителей;
  • недостаток любви и эмоционального контакта;
  • подражание заикающимся детям, которое переходит в неконтролируемый процесс;
  • недостаток словарного запаса.

Все эти причины разные, но в основном они связаны с нервной системой и головным мозгом, которые напрямую влияют на речевое развитие. Поэтому заикание у детей от рождения до 6 лет проявляется по-разному, а значит и лечение подбирается специалистами лечебного центра индивидуально.

Симптомы болезни

Заикание – это патологическое нарушение речи, которое проявляется в непроизвольных паузах во время речи, при этом часто повторяются отдельные слоги или звуки. Такая реакция возникает из-за судорог мышечной системы гортани, языка, губ, грудных мышц, диафрагмы. Во время заикания ребенок долго не может произнести отдельное слово, что приводит к волнению и эмоциональному перенапряжению.

Заикание чаще всего возникает у детей возрастом от 2 до 5 лет. Мальчики подвержены этому заболеванию в четыре раза больше, чем девочки. Самыми первыми симптомами является неуверенная речь с постоянными повторами слов, которая сопровождается видимым напряжением. В подростковом возрасте заикание усиливается и достигает своего пика.

Поэтому, если вы заметили первые симптомы, вам следует сразу обратиться к врачу логопеду или педиатру. Самый благоприятный период для лечения - это, когда ребенку еще не исполнилось шести лет. В этот возрастной промежуток дети лучше всего поддаются лечению.

Видео «Окончательная победа над заиканием»

Последовательное лечение

У всех родителей, которые столкнулись с данной проблемой, возникает вопрос: как вылечить заикание у ребенка? Заикание у ребят лечится комплексной методикой, которая включает в себя медикаментозное лечение, занятия с логопедом и неврологом. Качественное комплексное лечение можно получить в специализированном центре по лечению заикания у детей возрастом от 3 до 6 лет.

В специализированном центре врач назначает успокаивающие препараты для укрепления нервной системы. Они назначаются для того чтобы лечение с логопедом и психологом было наиболее благоприятным. В отдельных случаях врач может прописать противосудорожные препараты, которые направлены на снятие напряжения в речевом центре.

В некоторых прогрессивных лечебных заведениях практикуют гипноз. По мнению врачей, гипноз можно применять, если ребенку исполнилось больше 10 лет. Гипноз очень хорошо влияет на центр Брока. Центр Брока находится в головном мозге и отвечает за правильное и четкое воспроизведение речи.

Если ребенок заикается, можно способствовать развитию речи с помощью новой методики «дирижирования». В основе этой методики лежит усиленная активизация другого двигательного центра, которая достигается с помощью активных движений руками и пальцами, при этом дыхание должно быть спокойным и регулярным.

Если заикание сильное, можно использовать релаксирующие ванны, процедуры общего укрепления речи, иглоукалывание. Но эти процедуры врач назначает детям старше 6 лет.

Восемьдесят процентов успеха зависит от занятий с врачом логопедом. Они должны быть регулярными, и длиться не меньше 10 месяцев. Научить правильно говорить можно, если отнестись к лечению с полной ответственностью. Нужно задаться целью научить малыша уверенно разговаривать без запинок. Если после 4 месяцев занятий с логопедом ребенок так же заикается, то можно и нужно обратиться к другому специалисту. Помните, что от правильного выбора врача зависит здоровье вашего малыша.

Не стоит недооценивать лечение в домашних условиях. Если детям еще нет 5 лет, можно лечить заикание народными средствами и в домашних условиях. К народным средствам относят лечение травами и лекарственными сборами. Вот несколько самых хороших лекарственных сборов, которые положительно влияют на речевой центр:

  • сбор из трав мелиссы, солодки, донника, цветков календулы, листьев березы в равных частях, такой настой спаивать ребенку 3-4 раза перед едой;
  • сбор из плодов шиповника, хмеля, тмина, листьев березы, корня одуванчика, мяты, полыни, сушеницы, фиалки, и ясменника. Применять 3-4 раза в день по 100 мл;
  • сбор из трав крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Настой выпивать 3 раза в день на протяжении месяца.

Еще одно народное средство можно посоветовать детям старше 5 лет. Если нужно активировать речевое развитие, не прибегая медикаментам, используйте смесь мёда и мумие, 1 чайная ложка мёда на таблетку мумие. Это средство держат во рту, как можно дольше не глотая. Процедуру следует повторять 2 раза в сутки на протяжении 2 месяцев.

Если ребенок лечится в домашних условиях, то родителям необходимо строго придерживаться целого ряда правил. Лечение, прежде всего, нужно начинать с самих себя. По результатам исследований, именно родители в 85% случаев, являются причиной, вызывающей заикание у представителей младшего поколения. Поэтому не следует нервничать из-за работы, в данном случае здоровье вашего ребенка должно быть на первом месте.

Главным принципом во время лечения является полное отсутствие стресса и каких-либо переживаний не только у ребенка, но и в его окружении в целом. Ограждайте его от различных страхов и переживаний. Можно, а иногда и нужно исключить жестокие мультфильмы, громкую музыку, недетские фильмы (боевики, ужасы).

Если ребенок боится темноты или боится один оставаться в комнате, врачи категорически не рекомендуют насмехаться или усиливать страхи. Ничего страшного, если ребенок, которому уже больше 6 лет, поспит в постели с родителями. Врач рекомендует в таком случае объяснить и разобрать по полочкам все страхи, и показать, каким образом можно их избежать.

Учите ребенка говорить медленно и на выдохе, старайтесь сами говорить четче и медленнее. Так он будет брать с вас пример. Выслушивайте спокойно, не торопите, дайте ему время собраться с мыслями, не перебивайте. Для закрепления занятий с логопедом, следует устраивать особые игры в домашних условиях. Пойте вместе любимые песни, это способствует укреплению и развитию речевого центра.

Устраивайте спектакли для членов всей семьи. Такие выступления перед публикой помогут, избавится от стеснения и лишнего стресса во время общения со сверстниками. Если домашняя методика лечения не приносит результата на протяжении года, можно обратиться на консультацию к ортопеду. Неправильная осанка и сутулость влияют на уменьшение объема легких, усиливается давление на диафрагму, все эти факторы влияют на речевой центр. В таких случаях врач назначает серию лечебного массажа.

Во время лечения в домашних условиях не забывайте о здоровом образе жизни. Больше гуляйте всей семьей на свежем воздухе, делайте с ребенком зарядку, исключите из рациона вредные продукты (сладости, шоколад, чипсы, газировку), кушайте больше овощей, фруктов. Есть ряд продуктов, которые благотворно влияют на речь. К ним относятся:

  • творог, сметана, йогурт и другие кисломолочные продукты;
  • льняное масло в чистом виде или как добавка;
  • рыбий жир в капсулах или жирная морская рыба (скумбрия, палтус, морской окунь);
  • квашеная капуста с зеленым луком, ее можно приправить маслом.

Все эти продукты содержат такие важные витамины и микроэлементы, как витамин F, жиры Омега 3, кальций и фосфор. Все они способствуют благотворному влиянию на развитие речи. Помните, что ребенку необходимо выпивать по 250 мл чистой воды на 1 кг его веса.

Лечить в домашних условиях детское заикание непросто. Рассказывайте малышу, что нужно тренироваться усердно, для того чтобы добиться положительного результата. Тренировать органы дыхания можно специальной дыхательной гимнастикой. С помощью такой гимнастики можно избежать спазма речевого центра.

Чтобы улучшить результат лечения в домашних условиях чаще хвалите, ни в коем случае не ругайте, больше обнимайте ваше чадо. Ведь родительская любовь и терпение могут излечить от любых заболеваний. Здоровые дети растут в спокойных и эмоционально уравновешенных семьях.

Видео «Елена Малышева. Лечение заикания»

Телепередача «Жить здорово с Еленой Малышевой» помогла многим людям вылечить свои недуги. В следующем выпуске вы узнаете, как быстро справиться с заиканием у деток и что для этого потребуется.




4 11 821 0

Заикание – проблема, связанная с нарушением деятельности речевого аппарата. Чаще всего оно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет – в период интенсивного развития речевой активности.

Причин возникновения может быть несколько: сильный испуг, неблагоприятная обстановка в семье, что вызывает стресс и переживания маленького человечка (ссоры родителей, постоянные крики на ребенка, грубое обращение с ним). От этого возникает невротическое заикание. Обычно оно легко поддается исправлению. Другой ряд причин носит физиологический характер (патология внутриутробного развития, родовая травма или сотрясение мозга, повлекшие за собой поражение органов речевого аппарата). Такое заикание специалисты называют неврозоподобным, и для его устранения обязательно требуется квалифицированная помощь врачей и специальные упражнения.

В любом случае, подходить к устранению проблемы нужно комплексно. Раскроем разнообразные подходы, которые подскажут родителям, как вылечить ребенка.

Вам понадобятся:

Семейная обстановка

Сначала создайте вокруг своего чада атмосферу любви, уважения и семейной гармонии. Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка, не кричите и не раздражайтесь на него. Уделяйте своему чаду достаточно времени и покажите всеми возможными способами, как вы его любите.

Страхи и переживания как бы блокируют еще не сформированный речевой аппарат маленького человечка. Обеспечьте как можно больше радости и комфорта своему крохе – и эта блокировка будет снята.

Важным дополнением благоприятной обстановки будет и соблюдение всех моментов режима дня. Дайте возможность полноценно высыпаться, проводить достаточно времени на свежем воздухе.

Что касается походов в гости или общения с незнакомыми людьми, то с этим стоит повременить. Круг общения заикающегося малыша лучше ограничить.

Пример красивой и правильной речи

Следите за окружением. Взрослые, которые его окружают, должны произносить все слова четко, плавно, выразительно, в нужном темпе. Ребенок, слыша правильную речь изо дня в день, будет стремиться к ней даже на уровне подсознания. Также ни в коем случае не обсуждайте речевые проблемы малыша в его присутствии. Не лишним будет мягко исправлять его ошибки. Но нужно делать это ненавязчиво, чтобы не отпугнуть излишним контролем.

Игровая терапия

Известно, что игра – ведущая деятельность детей практически любого возраста.

Увлекаясь игрой, ребенок забывает обо всем на свете. Используйте ее в лечебных целях.

Создавайте игровые ситуации – увидите, что малыш не будет заикаться, играя. Старайтесь, чтобы игры были связаны с речевыми упражнениями (например, приобщение ребенка к разговору от имени кукол, животных; повтор фраз из песен, стишков, потешек).

Дыхательные упражнения

Учите правильно дышать – короткий вдох через нос и выдох в течение 4-5 секунд. На выдохе учите произносить слова и фразы.

Регулярное выполнение подобных упражнений дают потрясающие результаты. Важно, чтобы ребенок сам хотел вылечить заикание и психологически был готов к подобным упражнениям. Предлагайте ему произносить интересные фразы его любимых персонажей из мультфильмов или книг, а также небольшие рифмованные куплеты.

Творческие способности

В основе некоторых методик лежит связь речевого развития с движением руки.

Рисование, лепка, наклеивание аппликаций, игры с конструктором и другие виды творчества развивают мелкую моторику, а значит, способствуют интенсивному развитию речевого аппарата.

Занятия музыкой и пение также благотворно влияют на процесс выздоровления.

Компьютерные коррекционные программы

Современные методы лечения заикания у детей предлагают некие инновационные компьютерные технологии. Известно несколько коррекционных программ, в основном зарубежного производства.

Российский аналог зарубежных программ – «Демосфен».

Он включает в себя логопедические и психотерапевтические приемы, которые помогают улучшить речь уже через пару месяцев регулярных занятий.

Маленькому ребенку тяжело освоить эту программу самостоятельно, поэтому разбираться в тонкостях современных технологий необходимо с родителями.