Как живут люди с депрессией и их близкие. Последние просьбы о помощи Покажите, что вы рядом

1. истоки

В раннем возрасте ребенка мать и дитя живут в симбиозе, образуя единство.
Даже длительное время спустя тотальная зависимость от матери выражается в глубокой запечатленности ее образа в душе человека.

Какие расстройства могут возникнуть в этой фазе развития? Эти расстройства связаны с двумя характерными ошибками:
1) избалованность
2) отверженность

1.Избалованность
Мать, часто сама будучи депрессивной личностью и ощущая страх перед жизнью и боязнь утраты, находит выход из этого страха в баловстве ребенка. Она осыпает его ласками, очень нежна с ним, постоянно сомневается в том, здоров ли он, и не может ему ни в чем отказать, даже если это необходимо.
Она нуждается в ребенке, в его любви и делает все возможное и невозможное для того, чтобы его обслужить и воспитать.
Если ребенок не слушался матери тотчас же, что, с ее точки зрения, означало невоспитанность, или делал не то, что ей нравилось, она ложилась на софу и «умирала», т. е. в течение длительного времени не двигалась и не откликалась на просьбы ребенка до тех пор, пока он не разражался отчаянными рыданиями. Подобные угрозы, вызывающие чувство вины, повторялись часто: «Я уйду и больше не вернусь», «Ты загонишь меня в гроб».
Она со страхом смотрит, как он развивается, взрослеет и становится самостоятельным. Для нее это означает, что он все больше отдаляется от нее, все меньше в ней нуждается и стремится от нее к другим людям.
Все это приводит либо к стремлению отвергнуть привязанность к матери как предоставляющей слишком мало шансов для реализации самостоятельности, либо, напротив, к тому, что с раннего возраста без матери или без ее разрешения человек не знает, как себя вести и что делать. С течением времени ребенок лишается собственных желаний, примиряется с действительностью и скатывается к пассивному безволию, одновременно ожидая, что его желания будут угадываться и исполняться, потому что он сам от них отказался. Так возникает «позиция комфорта», пассивная манера ожидания, представление о мире как о «сонном царстве», за которым скрывается депрессия. Дальнейший отказ от желаний и волевых действий приводит к тотальной неопытности в общении с миром, что уже вторично еще более усиливает имеющуюся зависимость. Вследствие слабости собственного Я самообеспечение в этом мире кажется ему пугающей и невыполнимой задачей; он разочаровывается в жизни.

2.Отверженность
Здесь мы имеем дело с сухими женщинами, которые в большинстве своем испытывали в детстве недостаток материнской любви, не знали, что такое материнский уход, и не желали понять потребности ребенка. Сюда же относится неукоснительное выполнение вполне безобидной «материнской программы», идущее от неуверенности в себе и отсутствия сочувствия к ребенку, ориентирование на жесткую схему поведения без внимания к индивидуальным потребностям ребенка.
У ребенка появляется чувство, что его не любят. Это чувство служит основой для появления пониженной самооценки.

Повзрослевшие дети отрицают, что они росли в атмосфере отказов. Это тихие, невзыскательные, робкие и подчиняемые, т. е. очень «удобные» для родителей дети, налагающие, в течении жизни, на себя все больше требований. Выполнить предполагаемые требования в полном объеме они не могут, однако уклоняться им непросто, так как «депрессивные личности» не могут сказать «нет» из-за страха утраты и чувства вины. Поэтому они либо продолжают находиться в депрессии, либо, когда чаша их терпения переполняется, подсознательно «бастуют», что, тем не менее, не освобождает их от чувства вины. Из-за накапливающейся злости, которую они не решаются выказать, депрессивные личности либо испытывают отвращение к жизни, либо искупают вину постоянными самообвинениями и наказаниями самих себя. Чем настойчивее они стараются уменьшить страх перед собственным существованием, тем больше отвергают собственную личность, что создает неразрешимую ситуацию. Здесь может помочь только решимость отстоять свою индивидуальность.

2. отношения

Партнер "депрессивной личности" становится сверхценным объектом. Любящий самоотверженно стремится посвятить себя партнеру: без связи с существованием другого любовь невозможна. Отсюда устанавливается и распространяется зависимость, которая является центральной проблемой для лиц с депрессивными чертами характера: они больше, чем другие, зависят от партнера. Способность и готовность любить вместе с потребностью в любви - вот две стороны их натуры
Любовь, стремление к любви, становление любовных отношений - самое главное в жизни "депрессивных личностей". В этом направлении развиваются лучшие стороны их натуры, здесь же таится наибольшая опасность для их психики. Напряженность, столкновения, конфликты в таких отношениях мучительны и непереносимы для них, угнетают их больше, чем следует из объективных обстоятельств, потому что активизируют страх утраты. Депрессивные личности не понимают, почему их старания могут довести партнера до белого каления; судорожно цепляясь за него, они стараются избавиться от страха. Депрессивные личности реагируют на кризис в партнерских отношениях паникой, глубокой депрессией. Эти люди не могут представить, что партнер не столь нуждается в душевной близости, как они сами. Потребность партнера в дистанцировании они расценивают как недостаточную привязанность к ним или признак того, что их больше не любят.
"Депрессивные личности" стремятся достичь максимальной близости и по возможности удержать ее. У них так мало развиты эгоистические, направленные на обеспечение собственного Я стремления, что любая дистанция, любое отдаление и разъединенность с партнером вызывают у них страх, и они делают попытки снять это дистанцирование. В отдалении от партнера они чувствуют себя оставленными, покинутыми и заброшенными, что может привести к глубокой депрессии - вплоть до отчаяния.
"Депрессивные личности" стремятся к симбиозу, к стиранию границы между Я и Ты. Это стремление один депрессивный клиент описывал так: «Я не знаю больше, где заканчиваюсь я и начинается он». Они полностью растворяются в любви, или же любовь «пожирает» их: они уже не могут отличить себя от партнера. В обоих случаях проблема зависимости заключается в том, что они хотят избавиться от собственной индивидуальности, не признаваясь в этом партнеру.
Способность к интуитивной идентификации, так же как и умение понять сущность другого человека и трансцендентно сопереживать ему, особенно характерна для депрессивных личностей и является их прекрасным качеством. Для партнера связь с таким человеком во многих отношениях удобна, но если "депрессивные личности" ожидают от него большего, чем позволять им быть его «эхом» или обслуживающим его бессловесным существом, то их ждет разочарование.

Наиболее опасной является форма партнерских взаимоотношений - так называемая шантажирующая любовь, или любовь-вымогательство. Она принимает обличие повышенной заботливости, за которой скрывается господствующее стремление избежать страха утраты. Если это недостижимо, депрессивные личности прибегают к более сильным методам, направленным на пробуждение у партнера чувства вины, например к угрозе самоубийства; если же и это не оказывает желаемого действия, они впадают в состояние глубокой депрессии и отчаяния.

Что делать, для того чтобы избежать мучительного разрыва и уйти от страха утраты? Единственный способ состоит в развитии высокой степени самостоятельности и независимости.

3. агрессия

"Депрессивные личности" боятся и подавляют агрессию. В результате агрессия становится бессознательной.
За сверх заботливой любовью «депрессивных личностей» часто скрывается подсознательная агрессия; при такой сверх заботливости «депрессивная личность» может "удушить" партнера.

В равной степени подсознательная агрессия проявляется в часто встречающихся формах депрессивной агрессивности - причитаниях, жалобах и сетованиях. Это изматывает и изнуряет партнера, но «депрессивные личности» не осознают этого.

Так как агрессия не находит выхода, то вначале она может выражаться в форме жалости к самому себе, а затем и направляться на самого себя, что особенно интенсивно выражено при меланхолии. Из-за неразрешимых конфликтов между агрессией, чувством вины и возникающего одновременно с ними страха утраты любви они вынуждены направлять на самих себя все упреки, обвинения и всю ненависть; иногда это приводит к самоненавистничеству и сознательным или подсознательным саморазрушительным действиям. Особенно трагичными бывают последствия такого самоповреждения у детей, когда их справедливый гнев или зависть не находят внешнего выражения и ситуация переживается ими как безвыходная и угрожающая. Аффект переживается как чувство вины из-за невозможности найти какой-либо клапан для его высвобождения и они направляют это чувство на самих себя и даже наказывают себя. Серьезные трагедии происходят в детстве, когда свою отверженность и ненужность ребенок переплавляет в ненависть к самому себе, а агрессию, вызванную страхом утраты и незащищенностью, переживает как угрожающую его существованию ситуацию. Так «депрессивные личности» с раннего возраста учатся сводить на нет или переводить на другие рельсы свою агрессивность.

Подавленная агрессивность депрессивных личностей может сублимироваться и идеологизироваться в форме повышенной заботливости, скромности, доброжелательности и покорности и переходить в жертвенность с дальнейшей склонностью к самообвинению и самонаказанию.
Также подавленная агрессия имеет склонность к соматизации: некоторые тяжелые заболевания имеют психологические корни и являются как бы подсознательным самонаказанием и местью в форме саморазрушения.

Аффекты и агрессивность, которые не могут найти выхода и «клапана для регуляции», не только вызывают страдания, но и приводят к общей слабости побуждений вплоть до пассивности. Ненависть, ярость и зависть неизбежно присутствуют в жизни ребенка; накапливаясь в не отреагированном виде, они становятся особенно опасными и в качестве основы для развития депрессии в будущем. Подавляемые чувства бессильной ярости, фрустрированной агрессии, ненависти и зависти, делают нас депрессивными, т. е. похожими на детей, которые не могут проявить себя из-за своей зависимости и беспомощности. Когда ребенок внешне проявляет свои аффекты и свою агрессию, он в то же время учится избегать их в случаях, когда соответствующая ситуация становится рискованной или перестает быть актуальной. Если ребенок исключительно тих и покорен; если он скучает и при общении с окружающими от него нет никакого толку; если он не проявляет никакой инициативы и любая его активность нуждается в подбадривании и стимулировании; если он не может чем-либо заниматься в одиночку и бурно реагирует на ситуацию, когда его оставляют одного, то все это является признаками начинающейся депрессии и требует особого внимания.

Осознавая, что они могут осознанно использовать заряд своей агрессивности и что переоценка ими возможных негативных последствий своей агрессивности не адекватна, депрессивные личности получают возможность приобрести новый и полезный для них опыт."

Фриц Риман из книги "Основные формы страха"
Источник www.psychol-ok.ru/lib/riemann/ofs/ofs_11.h tml

Забыв себя, тебя я не лишусь.

И. Г. Гердер

Обратимся теперь ко второй основной форме страха, связанной с существованием единства и целостности Я и глубинным переживанием утраты безопасности. Основным импульсом у депрессивных личностей, как это следует из приведенной выше аллегории, является «революция», или, иначе говоря, стремление объединиться с «большим центром», другими людьми, избежать поворота к самому себе. Мы определяем это качество как стремление к самоотдаче и расширению своего духовного содержания.

У депрессивных личностей преобладает стремление к доверительным близким контактам, страстное желание любить и быть любимыми. Они соотносят свою сущность и свое поведение с мерками и масштабами человеческого общества. В их любви превалирует желание сделать любимого человека счастливым - они сочувствуют ему, догадываются о его желаниях, больше думают о нем, чем о себе, и в порыве самоотдачи готовы слиться с Мы, забыть о себе и пренебречь индивидуальными различиями.

Прообразом каждой любви являются отношения между матерью и ребенком, и, быть может, в каждой любви мы пытаемся восстановить то, что переживалось нами в раннем детстве: чувство безграничной и безусловной любви к нам - таким, какие мы есть, и ощущение того, что наше существование совместно с другими переживается как счастье. Мы приносим в жизнь нашу предрасположенность к любви и расцветаем, когда эта способность оказывается востребованной. Любовь воспринимается как чувство собственной ценности, и наша готовность любить возвращается к тому, кто ее принимает. Мы повторяем, что в данном случае у человека преобладают самоотвержение и самоотдача в ущерб потребностям становления своего Я.

Из вышесказанного следует, что партнер депрессивной личности становится сверх ценным объектом. Любящий самоотверженно стремится посвятить себя партнеру: без связи с существованием другого любовь невозможна. Отсюда устанавливается и распространяется зависимость, которая является центральной проблемой для лиц с депрессивными чертами характера: они больше, чем другие, зависят от партнера. Способность и готовность любить вместе с потребностью в любви - вот две стороны их натуры, которые Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви» определил двумя фразами: «Я нуждаюсь в тебе, потому что люблю тебя» и «Я люблю тебя, потому что я в тебе нуждаюсь». Неся свою любовь каждому, поскольку не может не любить, депрессивная личность не верит в возможность того, что ее потребность в любви будет реализована.

Когда один человек настоятельно нуждается в другом, он стремится уменьшить дистанцию между ним и собой. Ему причиняет страдание пропасть, разделяющая Я и Ты, та дистанция, в которой, безусловно, нуждаются шизоиды и которую они поддерживают в целях самозащиты. В противоположность этому депрессивные личности стремятся достичь максимальной близости и по возможности удержать ее. У них так мало развиты эгоистические, направленные на обеспечение собственного Я стремления, что любая дистанция, любое отдаление и разъединенность с партнером вызывают у них страх, и они делают попытки снять это дистанцирование. В отдалении от партнера они чувствуют себя оставленными, покинутыми и заброшенными, что может привести к глубокой депрессии - вплоть до отчаяния.

Что делать, для того чтобы избежать мучительного разрыва и уйти от страха утраты? Единственный способ состоит в развитии такой степени самостоятельности и независимости, чтобы полностью освободиться от партнера. Но именно это очень тяжело для депрессивных личностей, у которых при ослаблении тесного контакта с другими тотчас же высвобождается страх утраты. Они делают попытки найти спасение в других людях, которые помогли бы им снять подобные проблемы, но положение от этого лишь ухудшается.

Депрессивным личностям кажется, что такую безопасность дает им зависимость - и они ищут ее, либо входя в зависимость от другого, либо поставив другого в зависимость от себя. При любом типе зависимости они нуждаются в обещании - пусть лживом - не оставлять их.

Как им, вероятно, кажется, связь с другим тем прочнее, чем выразительнее они демонстрируют беспомощность и зависимость - ведь не может быть другой человек столь жестоким и бессердечным, чтобы оставить их в таком положении. Еще одна возможность заключается в том, чтобы поставить другого в зависимость от себя, как это делают дети, в противоположность описанным выше действиям; но в любом случае мотивация депрессивных личностей остается той же и направлена на удержание зависимости.

У депрессивных личностей доминирует страх утраты в различных его внешних проявлениях - страх перед изолирующим дистанцированием, беззащитностью и одиночеством, страх быть покинутым.

Они ищут неограниченной близости и необыкновенно крепких уз, связывающих их с другими, именно в этом находя защиту от страха - в противоположность шизоидам, которые видят защиту от страха в дистанцировании и освобождении от связей. Для депрессивных личностей близость означает безопасность и защищенность, для шизоидов - угрозу и ограничение их автаркии и, наоборот, дистанцирование для шизоидов - это безопасность и независимость, а для депрессивных личностей - угроза их существованию и страх быть покинутым и одиноким.

Если депрессивная личность узнает, что для партнера интересы существования Я, индивидуальности, неизбежно означают расставание, то они отказываются от самих себя, унижаясь и повергая себя в прах перед ним. Депрессивные личности пытаются избежать страха, отказываясь от собственного Я или делая других зависимыми от себя. Депрессивная личность становится спутником другого человека или делает его своим спутником. Это может быть тихая, безропотная, обращенная в прошлое жизнь в качестве спутника своего партнера или стремление создать такую жизнь для другого. Страх может достигать высокой степени и осознаваться как боязнь утраты; страх остаться наедине с самим собой, с собственными проблемами продолжает оставаться неосознанным. Страхи депрессивных личностей, возникающие как вследствие собственных проблем, так и угрозы, которую несет самостоятельность партнера, при столкновении с жизнью получают дальнейшее развитие и могут привести к реальной утрате связи с партнером, тем более что любая индивидуальность и самостоятельность требуют изоляции. Чем больше самости и самостоятельности мы проявляем, тем больше отличаемся от других и тем меньше общего имеем с ними. Индивидуализация означает прежде всего выход из системы безопасности, предписывающей «быть таким, как все», и связана с переживанием страха; «стадное влечение» этот страх уменьшает, и вместе с тем «растворение» в массе усиливает страх перед индивидуализацией. Для депрессивных личностей этот страх особенно закономерен. Для них отличие от других, чужие мысли и чувства сочетаются со страхом утраты, так как означают переживание отдаления и отчужденности. Поэтому депрессивные личности пытаются отказываться различать себя и других.

Сделаем еще некоторые разъяснения. Чем меньше мы учимся развивать свое личное существование, свою самостоятельность, тем больше нуждаемся в других. Таким образом, можно констатировать, что страх утраты является обратной стороной слабости Я.. В связи с этим депрессивные личности предпринимают попытки обезопасить себя от страха, отказываясь от всего, что мешает, препятствует или противопоставляется подобному развитию. Если Я недостаточно развито, то такой человек нуждается в поддержке со стороны и вступает в тем большую зависимость от другого, чем слабее он сам. Но при возникновении зависимости появляется постоянный страх лишиться этой поддержки - ведь он так много вложил в другого, так много делегировал ему полномочий, что не верит в возможность жизни без партнера, так как именно в нем, в другом, заключено его существование. Депрессивные личности ищут зависимости, которая сулит им безопасность; вместе с зависимостью, однако, возникает страх утраты, поэтому они прилагают все усилия для удержания другого, панически реагируя даже на кратковременную разлуку. Таким образом, образуется типичный порочный круг, который может быть разорван только с риском для собственного существования, так как в данном случае автономия субъекта становится для него опасной.

Если шизоидная личность защищает себя от разрушительной близости, придерживаясь мнения, что окружающие люди опасны и недостойны доверия, и избегает таким образом страха самоотдачи, то депрессивные личности ведут себя прямо противоположным образом: они идеализируют человека, с которым стремятся сблизиться, считают его безобидным, прощают ему слабости или смотрят сквозь пальцы на темные стороны его характера. Депрессивные личности не проявляют тревоги и беспокойства по поводу возможных неприятных последствий, связанных с их доверчивостью. В связи с этим они редко фантазируют на темы, связанные с людской злобой по отношению к ним самим и партнерам; они всецело доверяют другим и не знают ограничений в любви; они подавляют сомнения и игнорируют критические замечания, не желая знать о том, какие трудности могут возникнуть на их пути, избегая споров и столкновений, поступая так, «как хочет любимый», и нередко тем самым, создавая угрозу отдаления от них партнера.

Депрессивные личности идеализируют партнера и вообще думают об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Это создает опасность использования их в корыстных интересах, что чаще всего и происходит. Их поведение отличается детскостью и затянувшейся наивностью. Они придерживаются страусиной политики и, уходя от жизненных трудностей, прячут голову в песок, веря, что их окружают «хорошие люди».

Для достижения гармонии и безмятежной близости депрессивные личности, со своей стороны, должны соответствовать идеалу «хорошего» - они стараются придерживаться альтруистических добродетелей: скромность, самоотверженность, доброжелательность, самоотречение, сочувствие и сострадание они называют главными человеческими качествами. Последние могут проявляться в различной степени - от чрезмерной скромности, когда для себя ничего не требуется, выраженной подчиняемости и приспособляемости вплоть до самоотречения, а в экстремальных случаях - в форме мазохистски послушного поведения. Все приводится к общему знаменателю - отказу от собственных желаний и собственного существования - для того чтобы избежать страха перед одиночеством и уклониться от пугающей индивидуализации.

При этом может возникнуть опасный самообман: дело в том, что описанные выше варианты поведения с соответствующей идеологией скрывают только мотивацию, исходящую из страха утраты, сами же депрессивные личности могут сознательно разделять другие моральные ценности с меньшей скромностью, доброжелательностью и пр. Они (депрессивные личности) на самом деле добродетельны поневоле, предпочитая жертвовать тем, что у них так мало развито и что занимает так мало места в их жизни, - своим Я.

Такое уклонение от индивидуализации дорого стоит. Депрессивные личности не могут решиться на все то, что составляет суть их жизни - на желания, побуждения, аффекты и инстинктивные потребности. Они не решаются на это не из-за страха и не из-за своей идеологии, а потому, что не могут сделать то, что осуждает другой. Поэтому они всегда находятся в зависимости, их желания и ожидания, которые они, естественно, имеют, должны быть исполнены другими. Когда они не получают желаемого, хотя бы в качестве вознаграждения за свою скромность, то в соответствии с обещаниями христианской идеологии уповают на небо.

Отсюда возникает пассивная выжидательная позиция депрессивных личностей, которая не защищает их от разочарований и депрессий как их последствий, потому что в реальной жизни эти ожидания и упования не оправдываются. Разочарование в такой надежде на награду приводит к усугублению депрессии, к прорыву отчаяния. Депрессивные личности попадают в положение Тантала, который видит воду и фрукты, но не может их вкусить или ему это не разрешено. Они не могут ничего потребовать и потому ничего не имеют, не могут проявить облегчающую душу агрессию, не могут в достаточной степени оценить свое состояние из-за ограниченности самооценки, и, с другой стороны, у них не хватает мужества, чтобы сдерживать себя. Приведу один пример депрессивного поведения.

Одна молодая замужняя женщина говорила: «Мой муж часто развлекается с юной девушкой; я знаю, что она очень привлекательна и моего мужа легко совратить. Я сижу дома и реву, но не знаю, что придумать и предпринять. Если я буду его упрекать, он сочтет это за детскую ревность. Я боюсь, что мои нервы не выдержат и он будет иметь право выгнать меня. Муж у меня один, и если я его люблю, то обязана смириться с происходящим, так уж положено».

Она, очевидно, не уверена в том, что мужу «так уж положено», но в ее представлении таковы «современные партнерские отношения», которые не должны ее разочаровывать, хотя сама она не разделяет подобных взглядов. Она не уверена, что сможет бороться против угрозы своему существованию, хотя на самом деле переоценивает свою соперницу из-за ограниченной самооценки. Вместо того чтобы защитить свои интересы и отстоять свою позицию, признав, что ее терпимость небезгранична, и, быть может, устроить мужу сцену ревности хотя бы для того, чтобы он был уверен в ее любви и привязанности, она терпит такое положение из-за страха быть им оставленной. Она упрекает себя в чрезмерной приверженности мещанской морали, считая, что обязана приспосабливать свои желания к его требованиям (это обстоятельство используется мужем в собственных интересах). Поскольку она чувствует, что возможен разрыв отношений с мужем, то верит, что удержать его можно только еще большей готовностью к пониманию его проблем. Она совершенно растерялась, узнав о его презрительном отношении к ней. Так как она не воспринимает себя всерьез, то не может должным образом полностью воспринять и осмыслить сложившуюся ситуацию.

В наше время мы часто встречаемся с подобными обстоятельствами, когда всеобщая неопределенность понятий свободы, верности и обязанностей по отношению к сексуальным связям и сексуальной ориентации, поддерживаемая некоторыми средствами пропаганды, вынуждает людей, и, прежде всего депрессивных личностей, поступать совершенно несвойственным им образом из-за страха, что их могут упрекнуть в том, что они отстали от моды и не понимают веяний времени.

Упомянутая выше молодая женщина подчиняется в своей жизни определенным альтруистическим правилам, которые сама же и придумала. Так, к Рождеству она ежегодно составляет список лиц (в него входит около ста человек), которым обязана послать поздравление и (или) сделать подарок. В связи с этим, по крайней мере, за неделю до праздника она впадает в депрессию от страха, что не успеет вовремя выполнить свое задание. Она не думает о том, как это воспримут другие, испытывает чувство вины, если ее адресаты выказывают некоторое недовольство этими церемониями, и все равно выполняет намеченный ею план действий.

О том, какие «неудачники» часто встречаются среди депрессивных личностей, свидетельствует следующий пример.

«Я должна быть мужественной, потому что все, что со мной происходит, получается вкривь и вкось. Вчера я была у парикмахера, который полностью искромсал и искорежил мою прическу. Затем мне отказал лучший портной - такое случается только со мной. В утешение я купила себе блузку, но дома она мне не понравилась - на самом деле я хотела совсем другого».

Из этого примера легко понять, что данная личность не может достаточно ясно выразить свои желания, и они вообще носят неясный, неопределенный характер. Поэтому она всегда разочарована и свои неудачи связывает с разными внешними обстоятельствами или с тем, что ей «не везет». Так как она не смогла четко объяснить парикмахеру, какую хочет прическу, и не имела определенных представлений о том, какую блузку хотела бы купить, она не смогла получить компенсацию за свое разочарование. Она жалеет себя, переживает свои неудачи и чувствует себя обделенной жизнью. Она не может реализовать себя как личность из-за неопределенности своих желаний и неспособности определить свои требования к сложившейся ситуации. Печальный опыт общения с мастером, который в то время был законодателем мод, вызвал у нее тенденциозное представление о том, что она неудачница и достойна сожаления, и лишил ее возможности правильно осмыслить свою роль в происходящих событиях. Из высказывания типа «такое случается только со мной» видно, что вина за происходящее перекладывается на «злой мир», обрекающий ее на страх; у нее формируется комплекс неполноценности из-за «проклятой неудачливости». Она извлекает из этой жалости к себе истинное удовлетворение и не нуждается ни в чем другом.

Конфликты депрессивных личностей проявляются в первую очередь в форме соматических нарушений в воспринимающих органах. Эти люди символически представляют и интериоризируют все, что воспринимают. Такого рода психосоматические расстройства легко возникают при конфликтных ситуациях, фиксируясь в области глотки, глоточных миндалин, пищевода и желудка. Ожирение и исхудание также могут быть психодинамически связаны с конфликтами. В народе бытует выражение «печальное сало», или «ожирение от горя» (Kummer - Spech), т.е. разлука или утрата близкого человека нередко компенсируются неумеренным пьянством или обжорством. Это почти неотличимо от расстройств влечений, если рассматривать их как эрзац удовлетворенности или же как способ бегства от действительности.

Трудности, с которыми встречаются депрессивные личности, могут стать причиной их умственной несостоятельности, когда они не справляются со своими проблемами и нуждаются в уходе. Им так тяжело подумать о чем-то конкретном, они так быстро все забывают, что это можно принять за органические симптомы поражения мозга. При более внимательном рассмотрении мы убеждаемся, что такое впечатление недостаточно обоснованно. Депрессивные личности воспринимают окружающее с недостаточным интересом и вниманием, потому что одержимы страхом; сильные раздражители до них не доходят, так как лишь усугубляют конфликт и ослабляют их способность к восприятию; они как бы включают фильтр для слишком сильных раздражителей, чтобы предотвратить разочарование. Сюда же относятся трудности в учебе или общая утомляемость и как бы безучастность, которые, с одной стороны, являются защитой, а с другой - по типу обратной связи - усиливают депрессию, так как приводят к неудачам и разочарованиям. Такая кажущаяся умственная недостаточность депрессивных личностей служит еще одним признаком их разочарованности и глубокой убежденности в том, что они не в состоянии быть счастливыми. Эти люди заранее охотно отказываются от счастья, боясь большего разочарования в будущем. Они проводят в жизнь так называемую «политику зеленого винограда»: человек не верит даже в то, что ему под силу добиться, и отбрасывает от себя желаемое как недостижимое. Избавляясь во избежание разочарований от всего, что может с ними произойти, они нередко обрекают себя на жизнь без желаний, серую, скучную и лишенную стимулов. Они с завистью взирают на уставленную яствами скатерть, с которой другие берут и вкушают плоды жизни.

Депрессивные личности всегда предельно приспособляемы и готовы к самоотречению. Понимая, что эти свойства являются отражением их субъективной сущности и не связаны ни с чрезмерной добродетелью, ни со всепоглощающей завистливостью, мы находим возможности для оздоровления таких лиц путем освобождения их от страха и чувства вины.

Депрессивный тип личности имеет общее с маниакальным типом личности. Симптомы и особенности поведения определяются лишь темпераментом. Многие люди переживают чередование депрессивных и маниакальных состояний психики; те из них, чье состояние соответствует психотическому уровню, обычно описываются как имеющие “маниакально-депрессивное” заболевание (“биполярное”).

Депрессивный тип личности

Характералогические проявления:

  • Низкая самооценка
  • Убеждение таких людей, что в своей глубине они плохи и испытывают беспокойство по поводу своей врожденной деструктивности
  • Факт, что они были отвергнуты, трансформируется в бессознательное убеждение, что они заслуживают отвержения, именно их недостатки вызвали его и в будущем отвержение будет неизбежным, как только их партнер узнает их поближе.
  • Низкая активность и высокая утомляемость
  • Непреходящая печаль, сниженная энергетика, ангедония (неспособность радоваться обычным удовольствиям)
  • вегетативные нарушения (проблемы питания, сна и саморегуляции)
  • свои негативные чувства направляют не на другого, а на самого себя, ненавидя себя вне всякого соотнесения со своими актуальными недостатками.
  • редко переживают чувство злости и гнева, вместо него они ощущают вину.
  • Крайне высокая ранимость, уязвимость перед критикой
  • Плохое переключение
  • Постоянство в отношениях
  • Оправдают обидчика, встают на его защиту
  • Миротворчество
  • Чаще женщины.

Депрессия и саморазрушающие паттерны, которые аналитически ориентированные практики относят к мазохизму, имеют родственный характер, поскольку и те, и другие являются адаптациями к бессознательной вине. Фактически, они настолько часто сосуществуют вместе, что многие авторы (например, Кernberg, 1984) рассматривают “депрессивно-мазохистическую” личность как одну из трех стандартных организаций характера невротического уровня. Однако Мак-Вильямс делает следующую дифференциацию: «мазохистические люди считают себя страдающими, но незаслуженно, – жертвами преследования или просто родившимися под несчастливой звездой, проклятыми не по своей вине (например, вследствие “плохой кармы”). В отличие от тех, кто обладает только депрессивной основой и кто на некотором уровне примиряется со своей несчастливой судьбой, потому что считают, что заслужили это, мазохистические личности могут протестовать, подобно шекспировскому любовнику, взывавшему к глухим небесам своими бесполезными криками».

Ведущие защитные механизмы:

  • Интроекция (бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств старых объектов любви. Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть самого себя)
  • Обращение против себя (с его помощью чаще всего снижается тревога сепарации/отделения)
  • Идеализация

Депрессия имеет семейное происхождение, однако невозможно строго оценить степень, в какой депрессивные тенденции передаются генетически, а в какой депрессивное поведение родителей создает основу для дистимических реакций их детей. Характерологическая депрессия у родителей – особенно в ранние годы развития ребенка.

Наличие ранней потери, не всегда явной, но также внутренней, психологической.

Семейная атмосфера, где существует негативное отношение к плачу (трауру). Когда родители или те, кто заботится о детях, моделируют отрицание горя или настаивают, чтобы ребенок присоединился к семейному мифу о том, что будет лучше без потерянного объекта, вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли, переживание горя становится скрытым. Оно уходит вглубь и постепенно принимает форму убеждения, что в собственном “Я” что-то неправильно.

Наличие трудностей сепарации/индивидуализации у самой матери, что провоцирует чувство вины за отделение и собственную индивидуализацию у ребенка. Таким образом, депрессивная личность начинает переживать свое естественное стремление к отделению как ненавистное. Значительная потеря на фазе сепарации-индивидуации фактически гарантирует некоторую депрессивную динамику.

Навешивание со стороны членов семьи ярлыка “слишком чувствительного”/ «слишком эмоционального» (эксплуатируя эмоциональный талант определенного ребенка), который ребенок продолжал внутренне нести в себе и который стал составляющим его чувства неполноценности.

Фрейд был первым, кто сравнил и противопоставил депрессивные (“меланхолические”) состояния нормальному переживанию горя. Он обнаружил важное различие между этими двумя состояниями: при обычных реакциях горя внешний мир переживается как уменьшившийся каким-либо важным образом (потеря значимой личности), в то время как при депрессивных состояниях то, что переживается как потерянное или разрушенное, является частью самого себя . Следовательно, в некотором смысле депрессия противоположна переживанию горя. Люди, которые проходят процесс переживания горя нормальным образом, не становятся депрессивными, даже при том условии, что они глубоко печалятся в течение некоторого периода времени после тяжелой утраты или потери.

  • атмосфера принятия, уважения и терпеливых усилий в понимании.
  • Анализирование предположений пациента о неизбежном отвержении и понимание его стремления быть “хорошим” в целях его предотвращения составляет большую часть работы с депрессивной личностью.
  • Исследование и интерпретирование их реакции на сепарацию – даже на сепарацию от терапевта, связанную с коротким молчанием.
  • Не столько поддерживать Эго (похвалой), сколько атаковать критичное супер-Эго клиента/пациента. Например, человек упрекает себя в зависти к успеху друга, а терапевт отвечает, что зависть является нормальной эмоцией, и, поскольку пациент не реализовал ее в поведении, он может скорее поздравить себя, чем осуждать. В этом случае пациент может отреагировать молчаливым скептицизмом. Однако, если терапевт скажет: “Итак, что же в этом такого ужасного?”, или спросит его, не пытается ли пациент стать чище Бога, или соответствующим тоном произнесет: “Вы соединились с человеческим родом!”, тогда пациент, возможно, сможет принять данное сообщение.
  • В готовности терапевта понимать определенные поступки как достижения в процессе развития, тогда как для других пациентов такое же поведение является сопротивлением. Например, многие пациенты выражают негативные реакции на лечение тем, что отменяют сессии или не приносят оплаченный чек. Депрессивные люди так стараются быть хорошими, что обычно примерно ведут себя в роли пациента. Настолько примерно, что уступчивое поведение может быть законно рассмотрено как часть их патологии. Можно сделать небольшие пробоины в депрессивной ментальности, интерпретируя отмену пациентом сессии или задержку оплаты как его победу над страхом, что терапевт отплатит за малейшие проявления оппозиции.
  • Терапевты характерологически депрессивных пациентов должны позволять и даже приветствовать рассеивание клиентами их ореола. Критика и гнев депрессивных пациентов на клинициста свидетельствует об их прогрессе.
  • Следует позволить депрессивным пациентам самим решать вопрос об окончании лечения. Также желательно оставить дверь открытой для возможного обращения в будущем и заблаговременно проанализировать любые препятствия, которые могут появиться у клиента в будущем в связи с обращением за помощью.
  • При необходимости применение психотропных средств (эффективны при работе с депрессивными клиентами).

Депрессивный человек почти всегда настроен пессимистически. В разных ситуациях, идет ли речь о семье, работе или о чем-то новом, он думает прежде всего о возможных неприятностях. Настроение у него чаще всего мрачное, о чем свидетельствует и его выражение лица, грустное и озабоченное. Он редко испытывает удовольствие, не ищет приятных для себя занятий, отчасти потому, что ничто не кажется ему таким. Он часто испытывает чувство вины и явно себя недооценивает. Таким людям кажется, что жизнь трудна, все требует усилий и вызывает страдания. И это ощущение собственной слабости и уязвимости мешает им добиваться успехов в профессии. То ли малейшее усилие их отпугивает, то ли они настроены пессимистически («ничего хорошего из этого все равно не выйдет»), то ли они вообще забыли, что это значит – испытывать удовольствие. Если вы предложите им куда-нибудь пойти, они, скорее всего, предпочтут остаться дома. Они не любят общества, компании других людей их утомляют, возможно, потому что они сами считают себя малоинтересными собеседниками.

Нельзя сказать, что эти черты типичны для всех депрессивных личностей. Многие из них очень совестливы, много работают, стараются сделать все как можно лучше, заботятся о своей профессиональном или семейном окружении. Но как бы то ни было, у таких людей мы наблюдаем:

  • негативный взгляд на самого себя: «Я не на высоте»;
  • негативный взгляд на мир: «Мир жесток и несправедлив»;
  • негативный взгляд на будущее: «Меня и моих близких ждут неприятности»;

Этот тройной негативный взгляд получил название депрессивной триады. Она также наблюдается у людей, находящихся в состоянии депрессии.

Доктор, откуда это?

Неопровержимо доказано, что наследственность играет решающую роль в возникновении и формировании депрессивной личности. Если перебрать всех родственников такого человека, то часто обнаруживается, что некоторые из них страдали депрессией. Но немалое значение имеет и воспитание. К примеру, образ родителей, постоянно усталых, озабоченных, не позволяющих себе ни малейших радостей, может послужить моделью, которую ребенок станет бессознательно имитировать. Можно предположить, что у детей все способствующее созданию отрицательного представления о самом себе увеличивает риск формирования депрессивной личности, особенно если ребенок предрасположен к этому биологически. Некоторые традиционные виды воспитания, когда детям навязываются идеалы совершенства, явно для них недостижимые, могут выработать ощущение собственной неполноценности и вины, а это, в свою очередь, приводит к формированию депрессивной личности.

«Мне кажется, я был воспитан в убеждении, что не заслуживаю счастья. Мой отец работал от зари до зари и не позволял себе ни минуты отдыха. Я сам и мои братья получили очень строгое христианское воспитание. При этом упор всегда делался на мрачную сторону: мы грешники, надо все время напоминать себе, что Христос отдал жизнь во искупление наших грехов. Это очень действовало на меня – впечатлительного и неуверенного в себе. До сих пор я во всем ищу прежде всего свою вину, часто упрекаю себя в эгоизме (то, что я эгоист, постоянно твердила моя мать). Мне трудно бывает чего-то просить, а тем более требовать, как будто защищать свой собственный взгляд или собственные интересы и вправду «эгоистично». Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, но это не разрешает всех проблем: когда у меня происходит что-то хорошее и я радуюсь, тут же возникает ощущение неминуемой катастрофы, как будто за каждую минуту счастья я должен быть «наказан» бедой», – вспоминает Тибо.

Как помочь себе?

Многие думают, что понять и осознать ситуацию – значит улучшить ее, но это, увы, далеко не так. Многие депрессивные личности без конца «пережевывают» различные причины своего состояния, но выйти из него не могут. Осознать что-либо часто бывает очень полезно, но, как правило, недостаточно. Кроме того, есть причины, по которым депрессивные личности не хотят искать помощи.

1. Они не считают свое состояние болезнью, а думают, что все дело в их характере.

2. Пока им удается справляться со своими профессиональными и семейные обязанностями, они не видят необходимости искать помощи извне.

3. Они верят в силу воли. Конечно, они чувствуют себя плохо, но думают, что если смогут проявить волю, «встряхнуться», им станет лучше. Окружающие часто разделяют это мнение и не скупятся на подобного рода советы.

4. Они считают, что их случай особенный и что говорить со специалистом бесполезно.

5. Недоверчивы к лекарствам, не видят в них необходимости.

6. Они так привыкли чувствовать себя плохо, что даже не представляют себе, что значит чувствовать себя хорошо, а потому не могут и хотеть этого.

7. Им удается повысить самооценку, убедив себя в том, что они стойко переносят трудности жизни.

8. Иногда их проблемы дают им какие-то преимущества: сочувствие окружающих, возможность «давить» на детей, не проявлять должного внимания и так далее.

Правила поведения с депрессивной личностью

Что нужно делать

  • С помощью вопросов привлекайте их внимание к положительной стороне ситуации. Например, ваш друг получил ответственную должность и уверен, что не справится. Возможно, вам очень хочется сказать: «Ты всегда видишь все в черном свете! Перестань жаловаться!» Но это не приведет ни к чему хорошему. У него останется впечатление, что его никто не понимает и не хочет понять, а это только усугубит его депрессивный взгляд на жизнь. Лучше постарайтесь, не отрицая его страхов и убеждений, напомнить о положительных сторонах ситуации, причем сделайте это в форме вопросов. «Конечно, это будет трудно, но ведь это и интересно, правда?» Не говорите с депрессивной личностью резко и напористо, попробуйте найти и привести примеры из прошлого, когда он был настроен пессимистически, но, тем не менее, все разрешилось благополучно.
  • Вовлекайте их в приятные занятия, совместимые с их возможностями.
  • Они любят отвергать все, что может доставить им удовольствие. Причин тут много, и они связаны между собой: усталость, плохое самочувствие, боязнь оказаться не на высоте, ощущение вины («у меня нет права на удовольствие») и главное, убежденность, что ситуация непременно сложится не в их пользу. В отношениях с таким людьми нужно избегать двух крайностей. С одной стороны, не следует полностью предоставлять их им самим – «пусть сами стараются, если хотят». С другой, не стоит навязывать им то, что выше их сил. Это сложно и требует от окружающих усилий: нужно оставаться спокойными, позитивными и благожелательными.
  • Проявляйте к ним уважение и хвалите по конкретным поводам. Умеренная похвала по поводу того, что они сделали, повысит их самооценку. Но стоит хвалить не самого человека, а то, что он сделал, или его поведение. К примеру, если вы скажете своей помощнице: «Вы прекрасный специалист», она подумает, что вы либо не замечаете ее недостатков, либо ставите ее так низко, что стараетесь утешить. Но если вы скажете: «Я считаю, вы замечательно вышли из положения в этой истории», она, скорее всего, примет эту скромную похвалу, поскольку она основана на конкретном факте.
  • Предложите им обратиться к специалисту. Им могут помочь лекарства или психотерапия. Но чтобы убедить их в этом, потребуется немало времени и дипломатических усилий.

Чего не нужно делать

  • Советовать им встряхнуться. «Возьми себя в руки!» «Кто хочет, тот может!». Как правило, окружающие охотно дают такие советы, но от них нет ни малейшего толка. Даже если депрессивный человек попытается им последовать, он будет чувствовать себя непонятым, отвергнутым и ущемленным.
  • Читать им морали. «Где твоя воля?» «Посмотри на меня, я все время держу себя в руках!» Такие высказывания тоже в большом ходу. Но ни морализаторство, ни обвинительный тон вам не помогут. Это все равно что упрекать близорукого в том, что он плохо видит, или человека, подвернувшего ногу, в том, что он хромает. Многие депрессивные личности и без того живут с постоянным чувством вины, незачем его усиливать.
  • Поддаваться их настроению. Рядом с ними, таким печальными и озабоченными, мы тоже впадаем в грусть или начинаем испытывать смутное чувство вины из-за того, что не можем разделить их боль. Слиться с ними воедино не поможет, как и попытка их расшевелить. Уважайте свое стремление к свободе и радости, даже если общение с депрессивной личностью иногда приводит к тому, что вы забываете об этом.

Три предостережения

  • Если это ваш начальник, регулярно проверяйте, все ли хорошо на работе.
  • Если это ваш сотрудник, чаще хвалите его.
  • Если это ваш спутник (спутница) жизни, дайте ему (ей) прочесть эту статью.

* Ф. Лелор, К. Андре «Он – шизофреник?!.. Как общаться с трудными людьми» (Поколение, 2007).

О депрессии как реакции на какое-либо травмирующее событие я писал неоднократно. В этой же статье я хочу поговорить о депрессивном характере.

Депрессия длинною в жизнь

Есть люди, у которых депрессия, можно сказать, длится всю жизнь. Меняется только интенсивность переживаний. От "невыносимо плохо" до просто "плохо". Всю жизнь их сопровождает ощущение собственной несостоятельности, ненужности, одиночества, покинутости. Постоянное чувство вины - часто совсем непонятно, за что именно. Живущая в глубине души уверенность, что без них мир станет только лучше, что они недостойны жить и получать удовольствие от жизни. И тоска, тоска, тоска.

Отношения с другими, по вполне понятной причине, не ладятся. Депрессивные люди уверены, что любить их не за что, поэтому в отношениях никогда не чувствуют себя спокойно. Они все время ждут, что от них вот-вот уйдут. Не вынесут их страданий, плохого настроения, их несовершенства. И чтобы избавить другого от этих мучений, уходят сами. Снова в одиночество и тоску.

Пытаться спорить с депрессивным человеком, доказывать ему, что он хороший, что он любим и нужен - практически бесполезно. Все эти уговоры пустой звук. Депрессивный человек уверен, что если его и считают достойным лучшей жизни, так только потому, что недостаточно хорошо его знают. А вот если узнают как следует, тут же перестанут заблуждаться.

Словом, самый жестокий враг человека с депрессивным характером - это он сам. Он сам себе и суровый неподкупный судья, и палач, и беснующаяся толпа, наблюдающая за экзекуцией.

Даже если депрессивный человек добивается вполне заслуженного успеха - он стремительно обесценит все свои достижения. Радость будет очень недолгой. Неудачи же, которые случаются с каждым, будут расцениваться как лишнее и убедительное доказательство собственной несостоятельности. Что бы ни происходило с человеком, все будет так или иначе вести к страданию. Вина, печаль, одиночество - вот результат любого действия или бездействия.

И, повторюсь, доказывать обратное - абсолютно бессмысленно. В начале своей практики, еще не имея достаточно опыта работы с депрессивными людьми, я изо всех сил пытался давать им поддержку и принятие - то, в чем, казалось, они тотально нуждаются. Но чем активнее я убеждал их в том, что они могут быть любимы, тем яростнее они сопротивлялись. Чем больше я их поддерживал, тем глубже они уходили в чувство вины и стыда. Это был замкнутый круг, повергавший в отчаяние нас обоих.

Психоанализ депрессии

И лишь когда я познакомился с психоаналитическим взглядом на депрессию и изменил тактику своей работы, все встало на свои места.

Как формируется депрессивный характер с точки зрения психоанализа? Происходит очень простая вещь. Ребенок в раннем возрасте переживает утрату значимого объекта. Чаще всего - матери. И здесь абсолютно неважно, произошла ли утрата в реальности (например, смерть матери) или только в фантазии ребенка. Если мама, скажем, эмоционально холодна, дистанцирована от малыша, или отец подолгу отсутствует и не проявляет интерес к ребенку, у того может возникнуть устойчивое впечатление, что его бросили. Естественным образом ребенок начинает испытывать злость на взрослого, оставившего его. Но злиться открыто на маму или папу ребенок не может. Во-первых, он их искренне любит, во-вторых, это опасно - за это неминуемо последует суровое наказание. Подчеркну, что все это происходит лишь в фантазии ребенка.

И тогда детская психика расщепляет образ родителя. Есть любимая мама, хорошая и добрая. А есть плохая - злая, которая бросила. И эта плохая мама помещается внутрь детской психики. Ребенок вбирает в себя этот негативный образ. Он становится как бы частью его самого.

И теперь вся злость может быть направлена на него. Та ярость, которая предназначена человеку, который внезапно покинул, лишил необходимого тепла, любви, теперь разворачивается внутрь себя самого. Это не мама плохая, это я сам плохой.

По сути, депрессия - это агрессия, повернутая против себя. Именно поэтому, убеждать человека в том, что он хороший, бессмысленная задача. Единственный способ что-то реально изменить - это помочь ему развернуть агрессию вовне. Как только депрессивный человек научится проявлять агрессию по отношению к другим, его депрессия пойдет на убыль.

Причем, агрессия здесь - это не крики и скандалы, как часто думают. В бытовом житейском плане - это способность отстаивать свои интересы, защищать свое пространство, себя самого. Не испытывая при этом вины. Это возможность спокойно отделяться от других людей, когда в этом есть необходимость. И позволять себе иногда злиться на другого, а не на себя.

Так что главная задача в терапевтической работе с депрессией заключается в том, чтобы помочь человеку проявить агрессию вовне. Чаще всего так получается, что первым объектом агрессии является сам терапевт. И если терапевт оказывается способен принять эту агрессию без страха, чувства вины, попыток оправдаться или атаковать в ответ, то прогноз у лечения будет хорошим.

Понятно, что задача эта очень непростая. Человек должен чувствовать себя в абсолютной безопасности в терапевтических отношениях. Он должен быть уверен, что эти отношения и сам терапевт выдержат его агрессию и не разрушатся. Что он не будет наказан и отвергнут, если поведет себя деструктивно. Одним словом, необходимо очень много доверия. И именно поэтому работа с депрессией не бывает ни быстрой, ни простой. Но результат того стоит.