Китчен кирхен киндер. «Киндер, кюхе, кирхе»? Как бы ни так

Виктор Мараховский

Полвека назад – в 1966 году – возникло движение Освобождения Женщин, давшее начало “второй волне феминизма”. В англоязычной печати (спустя почти полвека после России) начал активно употребляться сам термин “освобождение женщин”, а в следующем году движение оформилось организационно.

В общем, где-то примерно сейчас мир должен справлять полувековой юбилей женского освобождения. И может начать подведение кое-каких итогов.

…Что важно для понимания. Никакого феминизма как самостоятельного явления, конечно, нет. И никакого женского освобождения нет. Считать его отдельной исторической силой, меняющей мир, нелепо. Его также бессмысленно хвалить за достигнутые успехи и ругать за побочные эффекты.

Все “волны феминизма” (а их на сегодня насчитывают уже три) хронологически привязаны к куда более масштабным волнам человеческой истории. В конечном счёте, если упрощать – они привязаны к волнам технического прогресса и следующим за ними социальным потрясениям

Суфражистки девятнадцатого столетия возникли вслед за паровыми двигателями, распространением фабрик и массового книгопечатания, а вовсе не стали их причиной.

Феминизм 1960-х – пришёл вслед за автоматизацией производства и быта, а вовсе не породил станки с ЧПУ, стиральные машины и массовое пришествие пылесосов.

Феминизм последней, новой волны, феминизм 90-х и нулевых – явился вслед за массовой виртуализацией труда, с наступлением “постиндустриальной” эпохи.

Более того: феминизм правильно рассматривать вообще как частный случай тотального “освобождения человека от судьбы”, которое длится последние полтора столетия. И к которому человечество, строго говоря, до сих пор не приспособилось.

В чём вся штука. По сути то, что сегодня принято обзывать “традиционным укладом жизни”, представляло собой железный сплав необходимости с неизбежностью.

Большую часть человеческой истории неизбежными для подавляющего большинства землян были голод, холод, тяжёлый труд, болезни и внешнее принуждение. А проистекающими оттуда необходимостями – множественные социальные связи, семьи, дети и расписанные “гендерные” роли. Избежать всего этого в большинстве развитых культур можно было только буквальным “отказом от мира”, то есть уходом в монашество (и неслучайно во всех развитых культурах такой уход допускался).

Этот сплав неизбежного и необходимого начал трескаться в XIX столетии, резко надломился в XX и превратился в собственную бледную тень в XXI (мы по-прежнему говорим о “передовых” странах. Чем дальше от передовитости – тем меньше эмансипации)

Соответственно менялись и лозунги освобождения – как человека вообще, так и женщин в частности.

Полтораста лет назад суфражистки требовали для женщин образования и избирательного права – но того же требовали для бесправных работников, к примеру, активисты демократического движения.

Пятьдесят лет назад феминистки требовали равной оплаты труда, свободы выбора профессий и защиты от насилия – но того же требовали “левые” по всему глобусу.

Лет двадцать тому назад феминистки начали требовать освобождения женщин от самого по себе понятия “гендера”, то есть “социального пола”, объявив его (вместе с гетеросексуальностью, “детностью” и прочими борщами) не врождённым, но социальным, навязанным институтом.

В этом, конечно, легко опознать величественное “Я никому ничего не должен”, идеологию креативных и свободных, в своём бегстве за свободой неустанно перечисляющих, как много всякого должны им.

Поэтому, когда мы смотрим на наших современниц, специализирующихся на обличении злой бабьей доли под гнётом стереотипов, – мы не должны в них видеть что-то принципиально отличное от остальных граждан, требующих организовать им комфортный мир с ними в главной роли.

Лет двести тому назад одинаково не могли существовать ни раскрепощённая девушка за 30, пишущая обжигающие колонки в глянец и на то путешествующая и покупающая себе новые штанишки, ни раскрепощённый юноша за 30, пишущий бухпрограммы и на то путешествующий и покупающий себе новые штанишки

Оба они возникли потому, что перестали быть необходимы в качестве сельхозработника, домашнего повара, гужевой силы и “придатка к машине”. Более того: все эти машины вместе стали работать столь слаженно и эффективно, что по всей планете начали возникать “карманы повышенного комфорта”. Дивные места, где для ведения вполне аристократического (в традиционном понимании) образа жизни достаточно действительно писать коды сайтов и обжигающие колонки, а вовсе не вставать до зари и идти на утреннюю дойку/ топить печь/ работать на барском поле/ хозяйском заводе.

Необходимость в социальных связях не то чтобы отмерла – человек слишком древнее существо, чтобы полностью быстро меняться – но видоизменилась и съёжилась. Дети, мужья, жёны (а также цеха и профсоюзы) перестали быть как неизбежностью, так и практической необходимостью.

В этой свободе (ну или отчуждении) от судьбы мы с вами сейчас и живём.

Полученные в его процессе блага неисчислимы. Они доступны – в благополучных мегаполисах – практически каждому. Речь не только о безопасности и не только о бытовом комфорте. Наш передовой современник любого пола в состоянии вести бойкую, насыщенную сексом, хлебом, зрелищами, культурным ростом и штанишками жизнь без всяких отягощений. Можно иметь пять тысяч друзей, не видя их и не помогая никому из них. Можно бороться с режимом, подмахивая петиции на дурацком сайте ведущих в никуда петиций. Можно бороться с угнетением с помощью боевых хештегов. И так далее.

О чём пишется сегодня плачевно мало – так это о других последствиях, пока не столь осознанных, но уже вполне заметных.

Дело в том, что освобождение человека от мира работает в обе стороны. То есть “мир” – политика, экономика, сама история – тоже вынесли эмансипированного свободного современника за скобки. Управление передовыми государствами обходится без массовых политических партий. Производство – и экономика вообще – всё больше “расчеловечиваются”, всё меньше нуждаясь в массовом участии граждан.

И поэтому, в частности, освобождение женщин привело на сегодня к тому, что женское население всех передовых стран не справляется со своей базовой биологической функцией – воспроизводством населения.

Нет-нет, я помню, что никто никому ничего не должен. Не надо обрушивать на меня потоки обжигающей правды. Женщины ни в чём не виноваты. Просто есть дикая, заскорузлая биологическая реальность: для воспроизводства человечества необходимо, чтобы каждый человек произвёл человека. А поскольку это по-прежнему невозможно сделать без женщины – то это значит, что каждая женщина должна произвести двоих человек.

И в передовых странах – от Китая до США, от Канады до Японии – она сегодня этого не делает.

Не потому, что она зло, а просто потому, что она современный человек. Тот самый, освобождённый от неизбежности и необходимости. А поскольку деторождение перестало быть и тем и другим, но осталось мучительным и напряжным – как-то глупо удивляться тому, что даже в самых передовых обществах никаких пособий и соцгарантий не хватает, чтобы убедить граждан хотя бы воспроизводить численность населения. Просто потому, что они – они лично – могут себе позволить эту самую численность не воспроизводить. Не носиться полжизни с подгузниками, градусниками и домашними заданиями, а купить себе красивые новые штанишки, и экологичный электромобиль, и затеять новый крутой стартап по продаже я уж не знаю чего.

Правда, глупо удивляться и тому, что чем прогрессивнее общество – тем быстрее оно самоликвидируется

Самые технологичные и эмансипированные государства Земли сегодня являются также эпицентрами самого дикого демографического кризиса. Где-то, как в Германии, этот кризис решают путём замены населения на бойких представителей не столь прогрессивных культур. Где-то, как в Японии – усиливают накал автоматизации всего любого, стоически наблюдая резкое старение и падение числа японцев.

…Я это всё к чему.

Жизнь-то в основе своей вообще ни черта не изменилась. Она не стала вечной, и в ней не появилось никаких новых базовых “смыслов” по сравнению с предыдущими миллионами лет: воспроизводство и развитие.

И феминизм – как и любая другая идеология, оформляющая нынешний кризис невостребованности человеком самого себя, собственных базовых свойств – есть просто декорация. Которая не строит никакого нового общества, а просто информационно сопровождает распил и разрушение прежнего.

Психология отношений

1651

15.04.15 13:12

С момента женской эмансипации минуло уже два столетия, однако вековую память о тотальном бесправии женщин отнюдь непросто вытравить из устоев общества. И, несмотря на то, что с каждым годом все больше девушек строит успешную карьеру , демонстрируя высокие профессиональные качества, зачастую затмевающие успехи коллег противоположного пола, ни одна из них не застрахована от оскорбительного намека на знаменитые три «К» Бисмарка.

Бесспорно, успешным женщинам нет необходимости обращать внимание на злые языки завистников, однако все мы знаем, что некоторые слова ранят чересчур сильно. Тем не менее, каждая женщина желает быть уверенной в собственной правоте, чувствовать, что её труды, как профессиональные, так и общественные, не напрасны. О том, как обрести уверенность в обществе процветающего, едва прикрытого приличиями шовинизма, мы поговорим в этой статье.

С чего начать путь к психологической независимости? Если в карьерной сфере существуют свои законы и тонкости, то добиться успеха и всеобщего уважения через какое-либо хобби может любая девушка.

БЫСТРЕЕ? ВЫШЕ? СИЛЬНЕЕ!

Несмотря на кажущуюся хрупкость, женщины в случае необходимости могут свернуть горы. Это может стать отличным подспорьем на пути к уверенности. Ничто не мешает девушке в любимом спортивном зале вместо привычных кардио - упражнений открыть для себя увлекательный мир силовой нагрузки! Фитнесс с упором на гири и штанги прекрасно укрепит мышцы тела, а вес, который после некоторой подготовки сможет поднимать спортсменка, мгновенно заткнет даже самых язвительных злопыхателей.

Статистика неумолима: некоторые женщины и, правда, намного сильнее мужчин. Так в 2014 году в чемпионате мира по тяжелой атлетике в женском состязании особенно отличилась россиянка Надежда Евстюхина, сумев рывком поднять снаряд весом в сто двадцать шесть килограмм! Этот рекордный результат принес спортсменке золотую медаль. Не менее потрясают её успехи и в двоеборье. В общей сложности в этом виде соревнования Надежда подняла двести семьдесят девять килограмм. Этот результат стал вторым в чемпионате, а ближайшая соперница из КНДР обогнала россиянку всего на четыре килограмма.

Разумеется, не каждая женщина сможет или захочет добиться столь выдающихся результатов, однако подобное хобби подарит Вам желанную уверенность в себе. А мужчин, призывающих Вас «варить борщи» можно «сделать» и в армрестлинге!

Или же банально побить. Если предложение тягать железо Вас не прельщает, но спорт все же привлекает Вас, можно совместить приятное с полезным, научившись защищать себя, как от психологического, так и от физического нападения. И если простые курсы самообороны не всегда смогут научить Вас решительности в критической ситуации, то боевые искусства для этих целей более чем подходят. Смешанный вид боевых искусств (MMA - mixedmartialarts) является самым эффективным. Многие называют это единоборство «боями без правил» , хотя оно подчиняется ряду законов. Подобное название прижилось из-за намного большего, чем в прочих боевых школах, количества возможностей травмировать своего оппонента. Большой плюс подобного единоборства состоит в том, что научиться ему может любой желающий, независимо от веса и комплекции. Подобный навык поможет Вам стать сильной и независимой женщиной. В буквальном смысле.

ВЫИГРАТЬ ВОЙНУ

Известный факт, неоднократно подтверждаемый исследованиями и историческими фактами, состоит в том, что каждый мужчина в душе сущий ребенок. И поголовная мужская любовь к онлайновым играм только подтверждает этот факт. Ещё пару лет назад мужчины через одного превозносили графику и игровые возможности «линейки» (LineAge), однако в настоящее время игровые пристрастия претерпели изрядную метаморфозу.

Каждый мальчишка обожает играть в войнушку. Взрослые мальчишки предпочитают онлайновую войну, и поэтому с каждым годом такая игра, как WorldofTanks, набирает все большую и большую популярность. Разработчики могут собой гордиться: эта игра стала всеобщей страстью для многих мужей и всеобщей головной болью для многих жен. Однако если безобразие остановить невозможно, его нужно возглавить! Кто знает, возможно, именно Вы станете лучшим снайпером WoT? Так или иначе, мужское уважение Вам обеспечено!

АЗАРТ И ПСИХОЛОГИЯ

Тонкая женская организация не только делает девушек эмоционально уязвимыми созданиями, но, при правильном подходе, дает им огромное преимущество, особенно в задачах, требующих изрядной эмоциональной подкованности. И если Вы уверены в своих способностях к психологическому анализу, то Вам прямая дорога в покерный мир. Бесспорно, покер - это исторически мужская игра, однако все больше женщин приходят к выводу, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. Ярким примером подобной эмансипации является Ванесса Селбст, уже давно ставшая легендой покерного мира.

Тридцатилетняя жительница Нью-Йорка, юрист по образованию, Ванесса уже дважды стала обладателем золотого браслета Мировой серии покера - самой престижной покерной награды. Не менее показателен пример Лив Бори, уроженки туманного Альбиона.

Получив образование в области астрофизики, Лив планировала продолжать научную карьеру, однако попала на кастинг популярного покерного шоу. Так началась её карьера. Сейчас Лив является одной из самых ярких женщин в покере. И, разумеется, нельзя забывать о такой легендарной покерной фигуре, как Дженнифер Харман.

Помимо своих покерных успехов (американка стала первой обладательницей сразу двух золотых браслетов Мировой серии покера) Дженнифер стояла у истоков крупнейшего онлайнового покер-рума FullTilt и, играя в профессиональной команде этого рума, неоднократно одерживала умопомрачительные победы.

Этот вид хобби хорош еще и тем, что отнюдь необязательно посещать игорные дома, которые, как известно, в России отнюдь не так доступны, как хотелось бы. В наши дни онлайновые румы предлагают действительно интересные варианты покерных баталий, присоединиться к которым можно, не покидая собственного дома. Если говорить, к примеру, о Full Tilt, то этот покерный портал чрезвычайно дружелюбен к новичкам. Так, летом 2014 года юная студентка из Москвы, стала обладательницей пятнадцати тысяч долларов, всего лишь попробовав свои силы в Full Tilt. Девушка заинтересовалась новым предложением рума - джекпот сит-энд-гоу, и уже пятая раздача принесла ей доход, превысивший первоначальный взнос в полторы тысячи раз!

Эти примеры доказывают, что использовать свои навыки в покере может каждая девушка, независимо от навыков в игре и образования. Если у Вас нет опыта в покере, Вы можете ИЗУЧИТЬ азы этого психологического искусства, ознакомившись с правилами и запомнив стандартные покерные комбинации . А далее - вперед к покерным вершинам!

НЕ ПОНИМАЕТЕ МУЖЧИН? СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ ПУБЛИЧНО!

Не существует минуса, который нельзя бы было обратить в плюс, а повсеместный доступ к информации в наши дни значительно облегчает эту задачу. Испытываете сложности в общении с мужчинами? Расскажите об этом в собственном блоге. По статистике, блоги о мужчинах пользуются бешеной популярностью, как среди женщин, так и среди противоположного пола. Проблема взаимоотношений полов актуальна во все времена, и даже если у Вас не получится снискать славу Кэрри Брэдшоу из всем известного сериала, Вы все же сможете найти свою аудиторию и, возможно, разобраться в собственной жизни.

Если Вы увлекаетесь фотографией, то уверенность в себе среди мужского общества Вы сможете найти, тесно общаясь с моделями. Работа с «подопытными» мужчинами поспособствует общему пониманию того, кто же такие мужчины, чего они хотят, и как можно выжить в условиях постоянного психологического прессинга.

По большому счету, различий между мужчинами и женщинами не так уж много, а основная конфронтация идет из-за перманентного недопонимания обеих сторон. Только после полной интеграции этих миров абсолютная эмансипация женщин станет возможна. Ну а пока обеим сторонам остается лишь не прекращать попытки не только принять, но и научиться уважать мировоззрение друг друга.

June 8th, 2016 , 08:00 pm

Многие думают, я не люблю Наталью Водянову. Что сказать? Они правы -- не люблю лицемерие, продажность и глупость.

Я органически не перевариваю, когда манипулируют общественным мнением, выдавая чёрное -- за белое, пытаясь слепить из плохого -- хорошее.


Фото: celebrities.ru

Прекрасно понимаю, что Водянова -- только лишь инструмент. Большим умом модель человека из Нижнего никогда не блистала, а обмануть её, посулив ништяки, особого труда не составило.

И вот Наталья с семьёй уже участвует в спектаклях, опуская нашу страну. Не со зла, конечно же, а потому что просто хочется сытенько жрать.


Я совершенно не спорю, что отношение к инвалидам в нашей стране далеко от правильного. На днях и , если вдруг кто помнит. Но зачем же кидаться из крайности в крайность, провоцируя общественный резонанс?

Ответ тут может быть лишь один: раскачать лодку. Всех перессорить и устроить гражданскую войну в обществе. Это -- цель кукловодов модели.

Одно дело, когда люди некрасиво ржут над инвалидом. Совсем другое, когда инвалид сам провоцирует общество.

У любого человека -- здорового или больного -- есть не только права, но и обязанности. Если сам инвалид, в силу объективных причин, соблюдать обязанности не может, отвечать должен опекун или сопровождающий.

Смотрите, что получается. Идёт человек, никого не трогает. Да, он инвалид, но он никому не мешает. Тронуть его -- свинство. Обидеть его -- подлость. Наказать за это -- обязанность государства и общества.

Вместе с тем, если вдруг психически нездоровый человек кидается на кого-то с ножом, его ведь судят? Отправляют на принудительное лечение, изолируют, хотя и понимают, что сам он не виноват -- болеет!

Или, как в случае с сестрой Наташи, девочка прыгала по кафе нарушала общественный порядок. Виноват в этом случае не злой хозяин, а сопровождающий, который должен думать не только лишь о себе, но и об окружающих людях.

Есть права. Есть обязанности. Важно не только первое, но и второе.

Водянову успешно используют, чтобы доказать вам -- вы свиньи. Вместо того, чтобы бороться с реальными проблемами, помогать обществу взрослеть и становиться лучше, кто-то упорно хочет очернить всех нас, но никак не помочь исправиться.

Да, меня бесит то, чем занимается Наталья Водянова. То, чем в силу непонимания ситуации, её заставляют заниматься.

Глупых людей всегда используют проходимцы. Глупые люди не понимают, что им лучше бы сидеть тихой мышкой, а не выступать в роли лидера мнений.

В этом непонимании -- беда Наташки.

На днях Водянова родила. То ли восемнадцатого гражданина Франции, то ли двадцать пятого англичанина. Слухи о том, что её муж Антуан Арно -- гей, как бы развеяны и разоблачены, ага.

Мы верим, потому что настолько дикие, что про альтернативные способы зачатия и не слыхивали!

Лично я за Наташу рада. Многодетная мать -- как раз её ниша.

Дети, кухня -- всё это лучше, чем пропаганда. Ну и, конечно, кирха -- тоже важный момент для любой кающейся распутницы.

Если бы у вас был выбор, чем бы вы занимались, зайки: семьёй или грязным зарабатываем денег? Пацаны, какая жена вам милее -- домохозяйка или деловая колбаса?

Определяющий, по мнению авторов лозунга, роль идеальной женщины в Германии . Примерный русский эквивалент - «место женщины - на кухне». В обычно употребляемом сокращённом варианте - Kinder, Küche, Kirche или 3 K приписывается Отто фон Бисмарку, однако реальный её автор - кайзер Вильгельм II , противопоставлявший «женские» 4 K «мужским» 3 K - Kaiser, Krieg, Kanonen (русск. император, война, пушки ).

Третий рейх

Хотя лозунг был известен и до прихода к власти нацистов, он часто ассоциируется с эпохой Третьего рейха . В сентябре 1934 года, выступая перед Женской Национал-Социалистической Организацией, Гитлер заявил, что «мир немецкой женщины - это её муж, её семья, её дети и её дом». Был учреждён специальный знак отличия - Почётный крест немецкой матери - который получали немки, родившие четырёх и более детей.

После прихода к власти Гитлера в 1933 году он принял «Закон о поощрении брака», по которому каждая пара новобрачных получала займ в размере 1000 марок (примерно в 9 раз больше среднемесячной зарплаты). После рождения каждого ребёнка вплоть до четвёртого с займа списывались 250 марок.

В то же время работающие женщины дискриминировались. Их число старались уменьшить, как путём подкупа социальными льготами, так и просто путём увольнений. Медицина, юриспруденция и служба в правительственных структурах были разрешены только для мужчин . Однако к концу войны из-за тяжёлых потерь в вооружённых силах и острой нехватки оружия и амуниции пришлось вернуть женщин на фабрики.

После Второй мировой войны

Внешние ссылки

  • Kinder, Küche, Kirche as Scientific Law: Psychology Constructs the Female. - Boston: New England Free Press, 1968.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Киндер кюхен кирхе" в других словарях:

    Kinder, Küche, Kirche, Kleider (ˈkɪndɐ ˈkʏçə ˈkɪʁçə; русск. дети, кухня, церковь, платье), или 4 K немецкий лозунг, определяющий, по мнению авторов лозунга, роль идеальной женщины в Германии. Примерный русский эквивалент «место женщины на… … Википедия

Книги

  • Кирхе, киндер, кюхен , Катя Метелица. Руку на сердце (Кирхе). Религию человек носит в сердце, сердце - в груди. Наше тело суть храм, груди - купола. Наша женственность - вот наша религия. Киндер. Мой сын Митядолгое время говорил…
  • Кирхе, киндер, кюхен , Метелица Катя. Руку на сердце (Кирхе). Религию человек носит в сердце, сердце - в груди. Наше тело суть храм, груди - купола. Наша женственность - вот наша религия. Киндер. Мой сын Митя долгое время…

«Дети, кухня, церковь» - вот три волшебных немецких «К» в нашем заголовке, которые мир знает в качестве лозунга, определяющего роль женщины-домохозяйки. Автор этой знаменитой фразы, кайзер Вильгельм Второй, противопоставлял «женские» четыре К - Kinder, Küche, Kirche, Kleider (дети, кухня, церковь, одежда) трем «мужским» - Kaiser, Krieg, Kanonen (император, война, пушки).

Народная партия Швейцарии известна своей традицией предлагать темы для референдумов. Успех последнего голосования, по иницитиве о запрете строительства минаретов, не мог не вдохновить лидеров этой правой партии, которые решили выступить с новой неожиданной идеей. Она касается отношений семьи и общества. Партия, всегда подчеркивавшая, что государство не должно вмешиваться в частную жизни человека, объявила, что будет «защищать традиционные семьи». Под традиционной понимается модель полной семьи, где отец работает, а мать занимается воспитанием детей и домашним хозяйством. Полностью инициатива еще не проработана, но важной деталью должна стать государственная поддержка тех семей, которые сами воспитывают детей и не отдают их в детские дошкольные учреждения.

«Родители, которые не избавляются от своих детей (имеется в виду – отдавая их в ясли и в детский сад) – должны вознаграждаться с помощью налоговых льгот, как минимум, методом вычета 10 000 франков из суммы, облагаемой прямым федеральным налогом», - предложил бывший формальный лидер и вечный идейный вдохновитель партии Кристоф Блохер на съезде НПШ в Пфеффиконе (кантон Цюрих). По мнению бывшего федерального советника, швейцарская политика в области семьи «отравлена» идеологией социалистов, и настало время сделать поворот на 90 градусов.

«Понятие традиционной семьи ничего общего не имеет с налогообложением, хотя мы и говорим именно о налоговых льготах, - подчеркивает национальный советник от НПШ Ив Ниддигер. – Лично я считаю, что общество станет лучше, если родители будут заботиться о своих детях сами. Что отличает нас от социальных животных – уж никак не ясли, у муравьев есть нечто аналогичное, - но само существование института семьи. Именно она воспитывает человека и прививает ему ценности».

Правда, кому именно придется прививать подрастающему поколению семейные ценности – то есть, сидеть с детьми дома – в инициативе НПШ не уточняется. Не призывают политики напрямую и к массовому увольнению женщин с работы, понимая, что это может породить слишком много дискуссий в современном обществе. Теоретически, как женщина, так и мужчина может взять на себя роль неоплачиваемого хранителя огня в домашнем очаге.

Не вступая в дискуссию о моральных и психологических аспектах такого благоденствия (особенно для женщин, стремящихся получить образование и сделать карьеру), посмотрим, насколько реалистична для сегодняшней Швейцарии «традиционная» модель семьи, в которой женщина посвящает себя мужу и детям?

Брак и развод . Статистика говорит: из 100 свадеб 47 заканчиваются разводом. Как правило, семьи распадаются в первые пятнадцать лет семейной жизни – то есть, супруги не успевают совместно довести детей до их совершеннолетия.

Ячейка общества . Стандартная семья в Швейцарии состоит из… себя любимого – человека, живущего в одиночку, неженатого или разведенного. Таких домохозяйств из одного человека в стране 1,5 млн. против 1,1 млн. семей с детьми.

Полных семей (с детьми) в Швейцарии 43,7%, бездетных пар – 46%, наконец, родителей, в одиночку воспитывающих детей – 8,8%. В результате, семья, состоящая из обоих родителей и двух или трех детей, становится действительно редкостью (17,9%). И не будем забывать, что в этой категории множество семей - "воссозданные", с детьми от первых браков.

Работа . Здесь статистика более радужная. В 8 семьях из 10 мужчина работает на полную ставку. Для женщин цифры обратные: в семье с детьми младше 14 лет 80% матерей трудится неполный рабочий день. И треть всех мам, чьи детине достигли четырехлетнего возраста, не работают вовсе.

Исторический экскурс . Семьи с детьми от первых браков были нормальным делом в 19 веке, когда женщины часто умирали при родах. А с начала 20 века многие замужние женщины начали работать, так как одной зарплаты мужчины на содержание всей семьи не хватало. В середине 20 века в Швейцарии в течение некоторого периода экономическая ситуация была очень стабильной и благоприятной для того, чтобы смог развиться «идеал буржуазной семьи», к которому стремится НПШ - с работающим мужем и женой-домохозяйкой, занимающейся воспитанием двух-трех малышей. Сегодня, по мнению социологов, эта модель эволюционирует в сторону справедливого распределения обязанностей между полами, когда оба родителя в семье работают (мужчина – все-таки больше) и делят свои обязанности по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей (здесь больший вклад вносят женщины).

…Что касается четвертой К - Kleider (одежды) - составляющей женского мира по классификации кайзера Вильгельма Второго, то тут мы честно должны заметить, что в современной Швейцарии с одной лишь мужской зарплаты и при наличии неработающей супруги и двух-трех детишек по бутикам не разбежишься.