Кто такие оборотни и как ими становятся? Оборотни: интересные факты и информация о них.

Истории о таинственных потусторонних созданиях человеко-зверях встречаются в мифологии многих народов мира. О существовании оборотней спорят ученые, у них множество гипотез и объяснений. Узнайте правду об этих созданиях. Как они выглядят и можно ли встретить в их сегодня.

Упоминание оборотней в фольклорах разных народов

Большинство мировых культур имеют сведения о людях, превращающихся в животных. Эти истории схожи. Одинаковы и способы принятия звериной силы. Такие факты позволяют всерьез задуматься, есть ли оборотни.

Перечень легендарных воинов из исторических источников прольёт свет на этот вопрос:

  • У древних скандинавов были касты воинов. Известные – берсерки, с медвежьей силой. Они шли в бой без доспехов и не чувствовали боли, издавали звериный рык и считались неконтролируемыми и проблемными в мирной жизни. Известны легенды про ульфхеднаров – «волчьи головы», они были похожи на классических европейских оборотней.
  • На Руси бытовали легенды про волколаков. Считалось, что оборачиваться в диких зверей умеют ведьмы и колдуны. Звериный облик – проклятье. Городские легенды, как под волчьей шкурой обнаруживалась человеческая одежда, встречаются и сейчас, особенно в Сибири.
  • У ацтеков были воины-ягуары, они облачались в звериные шкуры убитых зверей. Так они перенимали их ловкость и смертоносность.
  • В поверьях североамериканских индейцев оборотничество занимает важное место. Определенное животное есть у каждого человека, и способность принимать облик тотемного зверя – высокая степень единения с ним.
  • И японские легенды обращаются к оборотням. В них есть существа с человеческим и звериным обликом. К ним относятся кицунэ – девушки-лисицы. Или тануки – человекоподобные еноты с гипертрофированными гениталиями, сулящие удачу.
  • Легенды индонезийцев свидетельствуют об умении превращаться в местных обитателей природы, преимущественно в тигров.

У отдельных народностей считается, что в животное сможет обратиться любой человек, снедаемый внутренними противоречиями и горем.

Во многих случаях оборотни связываются с воинским ремеслом, колдовством или проклятиями. Считается, что таким полулюдям свойственна агрессивность и в человеческом облике. Прослеживается связь подобных магических существ с Луной и её циклами.

Оборотни не во всех источниках фигурируют в виде животных. Есть три точки зрения, как проявляется оборотничество.

  • В первом случае - классическое полное превращение в зверя. Поверья на Руси указывают на необходимость для этого магических ритуалов – прыжок через воткнутые в пень ножи . Так делали колдуны, чтобы обернуться в волка или иного зверя. Если лезвия вытащить, оборотень не примет человеческое обличье. При превращении такой дикий зверь получает способности животного - острое зрение, феноменальный нюх, и сохраняет человеческую смекалку, ум и хитрость.
  • Другой взгляд рассматривает оборотней как чудовищ с чертами человека и зверея.
  • Третий же подход рассматривает оборотничество не как полноценное физическое превращение, а изменение состояния сознания. Человек внешне остается собой, но его метаболизм ускоряется, чувства обостряются, а поведение принимает звериные черты.

Легенды описывают эти ситуации в различных контекстах. Возможно – это лишь степени глубины объединения человеческого и животного начал, присутствующие в мире и существующие параллельно.

Есть научное объяснение феномена оборотничества. Ученые уделяли внимание этому вопросу и в античный период. Тогда подражание повадкам зверей считалось признаком меланхолии. Под ней подразумевалось подавленное и апатичное состояние. Лечили кровопусканием, вином и успокоительными.


Три сестры с ликантропией: Савита, 23, Мониш, 19 лет и 15-летняя Савитри

Сейчас ликантропия - это официальная болезнь, она включёна в список психических расстройств согласно международным классификаторам. Подражание звериным повадкам, хождение на четырех конечностях относят к шизофреническим расстройствам. При чрезмерной агрессии и потере сознательного поведения. Клиническая медицина содержит неоднократные упоминания таких случаев.

Проявления ликантропии совпадают с фазами луны. Это делает логичным объяснением феномена оборотней и полнолуния. И подтверждает, что они существуют как минимум в виде несчастных больных людей. Жертвы после приступов и припадков не помнят своего поведения. Потому выводится логичное научное объяснение, почему в Средние века людей находили голыми в неожиданных местах. В те времена подобные факты принимали за прямое подтверждение обращения в дикого животного.

Бесчинства Жеводанского зверя - задокументированный исторический факт, что оборотни были в реальной жизни. Он привлек внимание короля Людовика XV. Жеводанский вервольф с 1760 по 1767 год терроризировал Францию. По разным данным, им убито от 100 до 300 человек. Уничтожить зверя смог набожный охотник Жан Шастель, он выслеживал его много лет. Для убийства понадобились две освященные в церкви серебряные пули.

И сейчас есть свидетельства об боротнях и видеодоказательства. В 2010 году Джейн Мак’Нилли в Шотландии гуляла с собакой по парку. Она заметила гигантскую лисицу. Застыв от страха, девушка ничего не смогла сделать, однако зверь ее не тронул и пошел прочь.

Учитывая популярность историй о мистических существах, огромное внимание массовой культуры, интерес к ним, как и к понятен. Многие хотят найти оборотня. Или самому стать зверем. Поостерегитесь – большинстве историй оборотничество - не дар, а проклятье.

Подозревать в человеке оборотня можно, если он ведет себя неадекватно и агрессивно в безобидных ситуациях. Домашние животные чувствуют таких созданий. Кошки их боятся, а с собаками у волколаков неприязнь. Если подозреваемый постоянно пропадает, особенно в полнолуние, это повод задуматься и относиться к нему осторожнее.

Проклятье древних лет довлеет надо мной:
Как только полнолуние, я словно сам не свой!

В свете полной луны зверем я становлюсь,
Ни кола, ни ножа, ни огня не боюсь!

Свою жертву настигну в четыре прыжка.
Кровь, текущая в жилах, нужней, чем вода.

От меня не укрыться – достану везде
И, клыки вонзив в тело, растаю во тьме.

Зверя серая шкура лишь греет меня
Ночью стылою вместо живого огня.

Я покинул свой дом, у меня нет друзей –
Я бегу в одиночку по жизни своей.

Ночью лунной я волк, светлым днем – человек,
Так брожу меж мирами который уж век.

Ночь приносит мне радость, мучение – день.

То - мой дар и проклятье! Я – оборотень!


Ч то такое "оборотень"?

Оборотень - человек, способный трансформироваться (превращаться) в волка или любое другое животное (для каждой конкретной области наиболее распространенный в ней зверь или зверь, которого там боятся, является тем животным, в которое по местным верованиям превращается человек).

Что такое "ликантропия"?
Ликантропия - это психическое состояние, при котором человек (ликантроп) считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей физической формы, однако является в равной степени опасным, как и настоящий оборотень. В большинстве случаев нападений оборотней именно ликантропы являлись виновниками произошедшего. Считается, что если оборотень настоящий, то он может физически превращаться в волка. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой).
Большинство исследователей этого вопроса утверждают, что вой волков, фазы луны, запахи или окружающая обстановка влияют на сознание ликантропа, побуждая его к действию. Это воздействие можно охарактеризовать как многократно усиленное желание что-то сделать. В таком состоянии человек расщепляет своё сознание, подавляя в себе то существо, которое принято считать человеком. Такое состояние крайне обостряет чувства. Как следствие меняется восприятие. Этим объясняют большинство случаев проявления ликантропии.

Как стать оборотнем?
(примеры приведены в качестве информации, а не руководства к действию)
По различным поверьям и легендам существует несколько способов стать оборотнем. Наиболее известный из них - быть укушенным оборотнем. Так, если обычный человек был укушен оборотнем, то после этого он сам им становится. Есть предположения, что некоторые оборотни сознательно идут на подобные действия по отношению к близким людям, чтобы в период нахождения в волчьем обличье не оставаться в одиночестве. Другой способ - быть рождённым от оборотня. В данном случае оборотничество передаётся по наследству. Менее известны следующие способы: быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло (проклятие Ликаония/Lycaeonia); сделать глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая; вкусить жареной волчьей плоти; носить одежду, сделанную из волка или родиться в канун Рождества. При этом стоит отметить, что человек, который стал оборотнем любым способом, не считается проклятым необратимо до тех пор, пока не попробует человеческой крови, т.е. до тех пор, пока он не совершит первое убийство независимо от цели такового. Согласно некоторым поверьям, если оборотень стал проклятым, то его душа будет проклята вечно и ничто не сможет его исцелить. Но даже если он после этого не будет пробовать человеческую кровь, его душа не сможет попасть в рай и человек останется на Земле до самой своей смерти, пока на нем лежит проклятие. До этого оборотень живёт и умирает как простой смертный.

Признаки человека-оборотня.
Превращение в оборотня происходит тайно, неявно, и человек всячески это скрывает. Поэтому необходимо обращать внимание на такие признаки в поведении, как повышенная импульсивность, агрессия, стремление к насилию, беспричинная ярость, бессонница, беспокойство и иные признаки необычного поведения. Но со временем эти признаки поддаются контролю, поэтому нельзя полагаться только на них.

Какая часть человеческой памяти сохраняется в памяти оборотня при трансформации?
Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Если говорить о типе оборотня "Волк", то они подразделяются на такие подтипы, как: "беспамятный" - превратившись в волка, оборотень ничего не помнит из своей жизни человека; "смутные воспоминания" - волк чувствует себя более безопасно в доме, где он живёт как человек, а также подсознательно чувствует родственные связи с людьми-близкими; "вся память" - все человеческие воспоминания сохраняются, но интерпретируются сознанием волка.

Разграничение оборотней по степени опасности.

1) "Волк" - при трансформации в волка человек практически теряет человеческий разум и приобретает сознание волка. То есть он становится намного больше волком, чем человеком. Он не ставит целью убивать жертвы ради убийства, но способен, к примеру, наброситься на маленького ребенка и съесть его, если достаточно голоден. Поскольку оборотень не является волком на сто процентов, иногда он может совершать неосознанные, неподконтрольные действия. Например, шум большого города может каким-то образом пробудить в нем инстинкты хищника и тогда он начинает совершать убийства одно за другим. Но, скорее всего, такой оборотень просто убежит в ближайший лес.
Необходимо заметить, что изначально тип оборотня "Волк" может пройти все три стадии сохранения памяти (см. выше). Обычно оборотни проходят последовательно все эти стадии, если они являются Бета. По мере того, как опыт оборотня растёт, растёт, и объём сохраняемой памяти при трансформации.
Интересный факт, характеризующий "территориальные" инстинкты волка - если превращение происходит в собственном доме или квартире человека-оборотня и если он все же сохраняет частичные воспоминания о своей человеческой жизни, оборотень будет охранять свой дом, как волк охраняет свою территорию. Если же превращение происходит в другом месте, оборотень становится крайне осторожным, понимая, что место, на котором он стоит, может принадлежать другому волку.

2) "Демон" - при трансформации в волка оборотень полностью теряет какой-либо контроль над своими скрытыми желаниями. Внутренние сдерживающие мотивы полностью исчезают, и оборотень превращается в "блуждающего демона", совершая жестокие и страшные убийства из чувств мести, ненависти, обиды. При этом причина может быть совершенно пустяковой: оборотень убивает своего супруга (супругу), потому что он (она) лжет, или своих детей, потому что они громко плачут, или своих родителей, которые часто наказывали их в детстве. После этого, превратившись обратно в человека, оборотень может не помнить того, что с ним происходило.

3) "Супер" – это тот, который после превращения полностью сохраняет человеческий разум и мышление. Наименее опасный для человека вид оборотня (при условии, разумеется, что его поведение в человеческой оболочке считается нормальным).
Выше приведены основные критерии классификации оборотней. Стоит отметить, что очень редко оборотень или ликантроп принадлежат по своим признакам только к определенной группе. Очень часто признаки смешиваются, и даже если, например, оборотень -"Супер" превращается в волка и мыслит, как человек, осознание того, что он в теле волка а не человека, может повлиять на его психику.

Альфа и Бета.
Стая оборотней обычно состоит из оборотня, который стал таковым посредством магии, рождения или проклятия - то есть, он представляет собой первичную проклятую кровь. Такой оборотень называется Альфа. Остальные члены этой стаи называются Бета-оборотнями, потому что укушены Альфа-оборотнем и несут в себе его проклятую кровь. Взаимоотношения оборотней Альфа и Бета достаточно сложные. Если человек становится укушенным оборотнем, его (ее) жизнь обречена на проклятие. Если Альфа-оборотень погибает от рук Беты, проклятие с Бета-оборотня снимается. При этом нужно помнить, что независимо от того, был ли Бета-оборотень укушен другим Бета-оборотнем или Альфа-оборотнем, для снятия проклятия нужно убить Альфа-оборотня - источника проклятой крови. Интересное замечание: благодаря тому, что у Альфа- и Бета одна кровь, Альфа не может причинить физического вреда Бета-оборотню своей кровной линии, потому что одновременно с этим он причинит самому себе точно такой же вред. Но если Бета-оборотень будет убит или ранен кем-то друг им, Альфа-оборотень не пострадает.

Луна.
Луна как фактор, влияющий на оборотней и ликантропов, всегда была предметом споров и разногласий. В некоторых источниках она упоминается как misconception - "неверное толкование" (англ.). Принято считать, что луна (полнолуние) определенным образом влияет на человеческую психику. У некоторых людей она может вызвать беспокойство или даже временное помешательство, однако большинство чувствует определенную энергетическую подпитку, глядя ночью на лунный облик.
Согласно легендам, эффект луны, влияющей на превращение, может быть как минимальным, так и максимальным, когда полнолуние - единственный способ пройти трансформацию. Возможна и такая интерпретация: луна облегчает процесс превращения, но не является для него обязательным.

Как убить оборотня?
В сказаниях всех народов земли оборотень может быть убит обсидиановым ножом или стрелой с таким же наконечником. Обсидиановое оружие считается священным и употребляется во многих ритуалах. Еще одно вещество, обладающее разрушительной силой для оборотня - серебро. Данный металл оставляет отметины при соприкосновении с кожей оборотня. Помимо этого, серебро отрицательно влияет на здоровье оборотня, оно способно вызвать тяжёлые заболевания. Однако, серебряное оружие (пуля, отлитая из серебра или кинжал с серебряной отделкой лезвия) не пригодно для убийства с первого раза

ОБОРОТНИ В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ.

Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии. Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака - умыканием (насильственным уводом невесты).
Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который "гонит облака и изъедает луну" (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи). По мнению Ф. Буслаева, "остаток этого предания доселе сохранился в пословице: "Серый волк на небе звезды ловит." В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное - да, но не в коем случае - не страшное и ужасное.
Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым: "На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц - золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской." Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо "волк" говорили "лютый", а мужчин некоторых племен называли "лютичи". Способность превращаться в волка издревле приписывалась "особо сильным" колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. "О боротиться", "обвернуться" (превратиться) нередко буквально означало "перевернуться", то есть перекувырнуться, "переброситься через себя" или через условную гр аницу.
Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх - это киевский князь Олег, считавшийся вещим (другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati - "знать": укр.вiщун - "волк-оборотень", др.-чеш.vedi - "волчицы-оборотни", словен. vedomci, vedunci, vedarci - "волки-оборотни"). Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который "...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал..." (Слово о полку Игореве). Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с "волчьей шерстью" - приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе - птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных. Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.

ВИДЫ ОБОРОТНЕЙ

Обращающиеся по собственному желанию (колдуны и ведьмы). Очень опасные оборотни, так как оборачиваются для того, чтобы вредить людям. Волколаки от рождения (дети родителей имевших плотские связи не в потребные дни). Этот вид волколаков страдает за грех своих родителей. Они не имеют возможности не превратиться в волка в известный, урочный для них час, преимущественно это бывает ночью; это превращение для них очень мучительно, но они подчиняются неизбежному: перекувыркиваются (иногда раздеваясь совершенно) через воткнутый в землю нож, превращаются в зверя и убегают к волкам. Пробовали женить таких несчастных, но это часто оканчивалось бедою: в одну из ночей волколак загрызал свою жену и навсегда убегал из дома.
Обыкновенные люди, превращенные в волколака колдовством. Оборотни - простые люди, обернувшиеся по какой-либо надобности: девушка оборачивается волчицей, чтобы убежать от нелюбимого мужа; купец - налимом, чтобы разведать где стоит рыба, мужик - медведем, чтобы не попасться разбойникам и т.п.

ПРИМЕТЫ ОБОРОТНЯ

Основной приметой волколака, как и героя-волка, является заметная от рождения "волчья шерсть" на голове.
Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Вынужденные волколаки людям не причиняют вреда, кроме тех, кто их "испортил". Те не должны попадаться им на глаза. Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ. Отличали животных-оборотней по необычному поведению, реже - по каким-то чертам в их облике (белая полоса на шее волка, белый цвет шкуры, отсутствие хвоста) .

СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЛИКА

Перекинуться через волшебный предмет в обратную сторону. Вытащить волшебный топор из пня. Волк станет человеком по истечении времени, условленного заклинанием. Накрыть волка человеческой одеждой. Некоторые колдуны накладывают особые условия для возвращения человеческого облика: в быличке солдат заставляет покойницу попадью, обратившую свадебный поезд в волков, указать путь к их спасению; для этого необходимо собрать оборотней: "Дам я тебе трубочку. В эту трубочку потруби - они все к тебе придут. Оторву тебе шматок от савана. Этим их покури - они опять люди будут." (Псковская область).
Накормить оборотня "благословленной едой", т.е. такой едой, которую благословили. Обвязать оборотня поясом с узлами, завязывая которые пришептывали "Господи, помилуй".

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОЛДУНОВ И ОБОРОТНЕЙ

Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун - вежливец и дружка, "шафер со стороны жениха", на юге называемый "волком". Обезапасить себя от оборотня (прежде всего - от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь). От оборотней защищал "змеиный топор" (топор, которым убили змею). Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик. Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами. Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.).
Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк - "хозяин" леса, зверей и одновременно "старший" родственник, покровитель, предок человека, "сильный" колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, - "превращенный волк", который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

Честно сказать, себе этот вопрос задавал не раз, так как все таки интересно знать, миф это или реальность. Думая большинство из Вас задумывались об этом.

В первую очередь давайте разберем, кто такие оборотни? Оборотень — это человек, превращающийся при лунном свете в монстра. Мы с Вами знаем про их существование из фильмов и книг, некоторые считают, что это страшная болезнь, а кто — то видел их на самом деле.

Оборотни имеют большой рост и обладают огромной силой, не стареют и фактически бессмертные. Убить оборотня можно серебрённой пулей, либо благословенным железом.

Превратиться в оборотня можно было разными способами, но в конечном результате постоянно получалось немыслимо страшное, злое, сильное и опасное создание У него были волчьи повадки и в тоже время человеческая смекалка. Человек, который превращается в оборотня, агрессивный, склонен к насилию, беспокоен и его мучает .

По легендам, превращения начиналось с лёгкого озноба тела, следующим шагом, наступала лихорадка, невыносимая боль в голове и неутолимое желание крови. Руки распухали и становились большими и длинными, кожа грубинела. На лбу образовалась испарина, дыхание замедлялось, терялся рассудок, речь становилась не понятной, от могучего роста тела, разрывалась на куски одежда, кожа становилась темная и заростала шерстью.

В далеком древнем мире считали, что оборотень нападал на людей и ел их, разрушал целые деревни, убивал детей. Когда же удовлетворял все свои желания, просыпался утром обычным человеком и нечего не помнил.

По легенде, превращались несколькими способами:

  1. Магия
  2. Проклятие
  3. От укуса оборотня
  4. Если человек был рожден от оборотня
  5. Если человек носил одежду из шкуры волка
  6. При помощи обряда

Кто прав? Разные версии существования оборотней

И так… Есть ли действительно возможности перевоплощения людей в волка? Или это сказки и легенды? Или просто выдумки человека, у которого богатое воображение? Давайте же разберем с Вами.

Большинство пара — психологов, считают, что перевоопалащения на самом деле не каких нет. Это своего рода гипноз, т.е. человек способен сам себе внушить, что он зверь, если у него плохой характер и он чувствует негатив по отношению к окружающим его людям .

Медики же утверждают иначе и придерживаются мнению, высказанное еще в далеком девятнадцати летнем столетии лордом Байроном. Он назвал, перевооплащение человека в монстра, болезнью, при которой человек страдает заблуждением –Ликантропией (психическое расстройство). Больной человек ликантропией, ночами уходит из избы и ходит по кладбищам. Узнавали больного по следующим приметам: бледноватое лицо, сухие запавшие глаза, постоянное желание пить и от этого был засохший язык, и рваные раны на ногах.


По мнению древнегреческих врачей, ликантропия это тип меланхолии, и ее нужно лечить с помощью кровопускания до тех пор пока заболевший не падал в обморок. Больного помещали в ванну с водой с сахором и пускали кровь, до тех пор пока он не падал в обморок. После этого садили его на специальную диету
В нынешнее время, ученые из Австралии, предполагают, что в состояние из нормального человека в зверя, могут способствовать определённые фазы луны. И по сути из обычного человека, не возможно перевооплатиться в кровожадного зверя, но исследования говорят об обратном.

Доказательства оборотней в нашей жизни

С признаками, похожими на оборотизм, был случай в 2009 году. В австралийскую больницу, в полночь доставили группу людей, которая вела себя странно. Люди бросались и царапались, кусали медиков.

Еще один случай случился с британцем Джоном Голлоуэйем. Казалось бы спокойный пятидесяти летний человек, прекрасный семьянин, спокойный и уравновешенный, отец 3 — их детишек. Не мог понять, когда после полнолуния на утро открывал свои глаза не дома, а в тюрьме либо в больнице. То сильно был удивлён.

По словам полицейских, он набросился ночью на женщину, которая вся запуганная прибежала в полицейский участок и сказала, что на нее напал человек словно зверь. И пытался загрызть ее большими и острыми зубищами.

Полицейские не теряя минуты, оперативно среагировали и поймали, привели в участок. Где оказал сильное сопротивления, за каких то полчаса, он разгромил практически всю мебель, разбросал всех полицейских, разбил окно и прыгнул со 2 — го этажа вниз, но скрыться не получилось, его догнали и воткнули успокоительное. Где на утро проснулся в камере и нечего не помнил.

Как говорят местные филиппинцы, якобы некоторые из них, ночами принимали образ собакообразных монстров и убивали животных, выпотрошив внутренние органы. Люди опасаются, что опасный зверь сможет переключиться на них.


Зафиксированные вспышки оборотней и в 2008 году в Бразилии. По словам жителей человек – волк, по ночам грабит дома и уносит домашний скот. А 2009 том, в полицию обратилась странная девушка, по словам которой, на ее напал страшный зверь, огромного размера типа волка. Девушку попросили составить портрет, по нему определили что этот страшный зверь напоминал оборотня.

Столкнулся с непонятным страшным зверем и водитель грузовика. По его словам, на обочине, не понятное огромное зверье, похожее на гориллу и волка, раздирал оленя.

Во Франции в 1760 году, каждый день пропадали люди и скотина, по словам жильцов это был зверь похожий на оборотня. И якобы убить его не возможно, так как он бессмертен. Когда же опасный зверь стал все больше совершать яростные нападения, то король Людвик 15 отправил целое войско, чтобы уничтожить монстра.

К сожалению войску не удалось уничтожить чудовище, его ранили, но ему удалось скрыться. Тогда король объявил охоту и вознаграждение. И лишь в 1676 году, монстра посчастливилось свалить серебряной пулей, охотниками главой которыми был Жанн Шастель.


Люди повидавшие оборотней. Утверждают, что они способны обретать не только образ волка. Например, в Бирме есть народ таман. По словам таманцев, человек, который переживают нервоз, беспокойство, то не произвольно перевоплощается в тигра.

В 2010 году, в Англии девушка гуляла по парку с собачкой, не далеко перед собой, она увидела большое существо похожее на собаку. Ее собачка вырвалась и бросилась к непонятному зверю, женщина пошла в след за ней, подойдя ближе, повнимательней присмотревшись, разглядела что зверь чем то похож на огромную лисицу. Зверюга смотрела на девушку, а потом медленно ушла.

Девушка же придя домой стала просматривать атласы о животных, но такого зверя так и не нашла. Затем открыла книгу про оборотней, в ней и нашла существо с которым столкнулась с глазу на глаз.

Видео существуют ли оборотни в реальной жизни

Сейчас же в наше время ходят легенды о снежном человеке, кто знает вполне вероятно, что где-то и существуют оборотни. А как Вы думаете? Существуют ли оборотни в наше время? Оставляйте свои комментарии! Будем разбираться вместе.

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить))

Кратко о статье: Человек человеку волк Мифы и легенды разных - порой даже полностью изолированных друг от друга - народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей. Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней - то есть людей, способных принимать облик зверя (реже - неодушевленного предмета), например - тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка)...

Человек человеку волк

Люди-волки: правда и вымысел

“Иные тела дьявол подменяет, и, пока они отсутствуют или спрятаны где-нибудь в тайном месте, сам овладевает телом спящего волка, образовываясь из воздуха, и, окутав его, производит те действия, которые, как полагают люди, совершаются отсутствующей зловредной ведьмой, которая выглядит спящей”.

Франческо-Мария Гваццо. “Compendium Maleficarum” (1626 г.)

Мифы и легенды разных - порой даже полностью изолированных друг от друга - народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей.

Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней - то есть людей, способных принимать облик зверя (реже - неодушевленного предмета), например - тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка). Однако в наше время слово “оборотень” чаще всего ассоциируется с одним-единственным монстром из европейской сказочной традиции, растиражированным по бескрайнему пространству мировой культуры при помощи трех “К” - кинопленки Кодак, воздушной Кукурузы и едкой Кока-колы, лишившейся своего важнейшего ингредиента - кокаина - в 1903 году. Данная статья посвящена именно этому чудовищу - человеку-волку.

Занимательная волкология

Народная молва обычно отождествляет оборотней с животными, обладающими некими позитивными качествами (благородство, сила, хитрость) или внушающими суеверный страх. Здесь можно вспомнить многообразие японских оборотней: енотовидные собаки (тануки), лисы (кицунэ), кошки (нэко), собаки (ину), обезьяны (сару), журавли (цуру), крысы (нэдзуми), пауки (кумо), карпы (кой) и прочие животные, почитаемые за свои выдающиеся способности. Редкие исключения из этого правила составляют случаи принудительного наложения на человека какого-либо дискриминирующего заклинания, обращающего его в уродливое существо (хорошим примером из русских сказок является царевна-лягушка) или предмет (библейский соляной столб, в который превратилась жена Лота во время бегства из горящего Содома).

Среди множества других зверей одним из самых древних соседей человека является волк - canis lupus (волк обыкновенный), обитающий в Европе, Азии и Северной Америке. Считается, что от этого хищника произошли наши лучшие друзья - собаки. Он внушал людям восхищение своими великолепными охотничьими качествами. Его боялись за свирепость и решительность, с которой он нападал на противника. Именно поэтому образ волка послужил морфологической основой для создания многочисленных европейских легенд про оборотня - ликантропа.

В Мексике жить - по-волчьи выть

Несколько десятков лет назад наука полностью отвергала возможность существования ликантропов. Однако взгляды современной медицины существенно изменились - она признает факт существования оборотней, понимая под таковыми не только людей, страдающих экзотическими расстройствами психики, но и задокументированные феномены чисто физического свойства.

В Гуадаладжаре (Мексика) расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся проблемами ликантропии. Доктор Льюис Фигуера уже много лет изучает мексиканскую семью Ацивов, состоящую из 32 человек. Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Поверхность их тела, включая лицо, ладони и стопы, покрыта густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

По предположениям доктора Фигуеры, данная болезнь вызвана генетической мутацией, передающейся по наследству (Ацивы уже много лет заключают только внутриродовые браки) через X-хромосомы родителей. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в средние века, но до последнего времени никак себя не проявляла.

Сейчас Ацивы живут в горном городке Закатекас (известном нам по 6-й книге Карлоса Кастанеды “Дар орла”, где рассказывается о способности шаманов, называемых в народе “нагуалес”, превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля) на севере Мексики. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, отказываясь поддерживать с “проклятым семейством” какие-либо связи.

Врачи из центра биомедицинских исследований не могут вылечить эту болезнь, названную ими “синдром ликантропии”. Но рано или поздно они смогут изолировать ген ликантропии и подарить будущим потомкам Ацивов полноценную жизнь.

Возможно, что изучение “настоящей” (научно доказанной) ликантропии поможет пролить свет на истинную природу мифов о людях-волках - ведь все рассказы про оборотней, дошедшие до наших дней, вполне могут быть основаны на реальных случаях проявления некоей редкой болезни - психической или генетической.

Ликантрапия

Термин “ликантропия” имеет греческое происхождение: ”lycoi” - “волк” и “anthropos” - “человек”. Сегодня он официально используется в психиатрии для обозначения формы умопомешательства, при котором человек воображает себя волком. Следует отметить, что этот недуг наиболее громко заявил о себе в XIX столетии, когда счет больных пошел на сотни. В средние века подобным людям очень не везло - ведь считалось, что способностью к превращениям в животных обладают только ведьмы и колдуны, использующие для этого черную магию. Когда аутодафе вышло из моды, ликантропическая тематика переместилась из сферы религиозных заблуждений в бескрайнее литературное пространство, где образ “оборотня” быстро оброс множеством дополнительных признаков, сформировавших окончательный облик мифического “человека-волка”. В конечном итоге средневековая криптозоология не только обобщила огромный массив несистематизированного фольклора, но и создала основу для дальнейшего развития формальной зоологии.

Многоликая ликантропия

Мифы разных народов наделяют ликантропов довольно схожим набором экстраординарных свойств. Некоторые считают, что оборотни могут “перекидываться” волком по своему желанию, ничем не отличаясь в этом смысле от других вымышленных существ, способных к трансформации (так, Брэм Стокер впервые описал графа Дракулу, превращавшегося в летучую мышь, волка или туман). Другие полагают, что ликантропы меняют свою форму под воздействием внешних факторов (волчий вой, наступление полнолуния, принятие каких-либо снадобий и т.п.), которые являются обязательным условием для превращения в зверя либо существенно облегчают его.

В подавляющем большинстве известных нам историй про волков-оборотней фигурируют лишь монстры мужского пола (из последних примеров - фильм “Другой мир”/ “Underworld”). Здесь нет ничего удивительного, ведь женщина является совершенно неподходящим кандидатом для переноса основных качеств волка на человека. Исключения редки (можно вспомнить такие фильмы, как “Псы-воины” или “Американский оборотень в Париже”).

Хорошо известна способность оборотней к регенерации. Люди-волки не подвержены старению или болезням. Их раны заживают прямо на глазах. Таким образом, ликантропы обладают физическим бессмертием, которое, однако, не является абсолютным. Их можно убить, нанеся серьезные повреждения сердцу или мозгу. Здесь подойдет любой способ причинения смерти, связанный с прекращением функционирования данных органов (отсечение головы, тяжелое ранение в грудь, а также утопление, удушение и другие действия, вызывающие кислородное голодание мозга). Во многих поверьях ликантропы боятся серебра (серебряного оружия), реже - обсидиана, причиняющего им незаживающие раны. Это - еще одна общая слабость, приписываемая как оборотням, так и вампирам.

Примечательна также и скорость трансформации человека в волка. Мифы разных народов проявляют в этом вопросе редкостную солидарность - процесс превращения занимает очень короткое время, исчисляемое в пределах от нескольких секунд до одной минуты, и может протекать довольно болезненно.

Оборотень из славянского эпоса - волколак (volcja dlaka - волчья шерсть, растущая на теле человека и свидетельствующая о том, что он - ликантроп) менял свою форму путем перепрыгивания через нож, воткнутый в землю (по другим поверьям, перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись "против солнца"). Предполагается, что термин “вурдалак” (кровожадный мертвец) произошел путем искажения слова “волколак”.

Довольно интересен способ превращения австралийского оборотня ирринджи (irrinja). Будучи в человеческом облике, он приходит к людям незадолго до песчаной бури. Когда начинает дуть сильный ветер, ирринджа ложится на землю, и его быстро засыпает песок. По окончании бури раздается песня птицы- мясника - песчаный холм, похоронивший ирринджу, начинает рассыпаться, и оттуда появляется огромный волк, нападающий на ближайшее поселение.

И он же - в Париже (1997).

Сила есть - ума не надо

Ранее считалось, что ликантроп с физической точки зрения абсолютно равноценен обычному волку. По современным представлениям оборотень отличается от волка в первую очередь своей сверхъестественной силой, превосходящей человеческую минимум в несколько раз. Он необычайно вынослив, хитер, обладает великолепным зрением, нюхом и способностью видеть в полной темноте.

Некогда люди полагали, что оборотень, принявший животную форму, ничем не отличается от обычного крупного волка. Однако с течением времени появились и другие мнения на этот счет - например, о том, что превращение в волка бывает неполным. На промежуточной стадии ликантроп выглядит как сильно деформированный человек (огромного роста и крепкого телосложения), обладающий некоторыми волчьими чертами - густая шерсть, вытянутая морда, острые зубы, когти, обратный сгиб коленных суставов, приземистая походка. Предполагается, что в таком состоянии он передвигается на двух ногах и может выполнять довольно сложные действия при помощи рук, пальцы которых сохраняют свою прежнюю гибкость. Известны многочисленные свидетельства древних историков и первооткрывателей (Геродот, Плиний, Христофор Колумб, Марко Поло), писавших о неких “песьеголовцах” - таинственных людях с головами собак или волков, обитающих на краю света.

Считается, что большинство оборотней, принявших облик волка, теряют человеческий разум и превращаются в обычных диких зверей. Однако допускается возможность сохранения за териоморфным (therion - зверь, чудовище; morphe - форма) ликантропом некоторых мыслительных способностей, позволяющих ему избегать ловушек, осознанно пользоваться простейшими приспособлениями (открывать двери, нажимать на кнопки и т.п.), узнавать своих жертв в лицо и совершать другие несложные действия, направленные на удовлетворение хищнических инстинктов. Следует заметить, что потеря разума после трансформации приписывается лишь “плохим” оборотням - то есть только тем, которые служат силам зла (убивают людей, похищают скот), испытывая непреодолимую жажду крови. В то же время, образ “хорошего” ликантропа, бескорыстно помогающего людям, имеет полное право на существование (русская сказка про Ивана-царевича и Серого волка, португальские сказки про грустного волка Бруксу).

Пробуждение зверя

Есть три возможности стать ликантропом - при помощи магии (или проклятья), от укуса другого оборотня или в силу рождения (наследственная передача ликантропии).

Магическое превращение в волка чаще всего происходит по воле самого колдуна (ведьмы, шамана), налагающего на себя (реже - на других) заклинание трансформации. Такое обращение является временным (например, скандинавский бог Локи и колдуны-лимиккины из племени американских индейцев навахо умели превращаться в любое животное, накидывая на себя его шкуру) и не передается по наследству.

Схожим по сути, но противоположным по направленности умысла является приобретение облика волка в результате проклятья: кары богов или чар злых волшебников. Оно является постоянным или, как минимум, труднопреодолимым и, в отличие от магического превращения, существенно ухудшает условия жизни ликантропа. Самым известным примером такого способа обращения является греческий миф о проклятье Ликаония (досл. - “страна волков”, упоминаемая в книге Деяний апостолов: 14,6). Согласно ему, Ликаон - сын Пелзага, царя аккадского - предложил Зевсу кушанья из человеческого мяса, за что был превращен в волка. По преданию, Ликаон стал родоначальником жителей Ликаонии - древней области в Малой Азии. Финские легенды гласят, что ребенок, проклятый при рождении ведьмой, превращается в волка - vironsusi (общий угро-финский и восточно-славянский мотив).

Ликантропия, переданная человеку через укус оборотня или в результате рождения от оборотня, является наследственной и неизлечимой. Однако здесь следует отметить, что паранормальные свойства, полученные ребенком от родителей (чаще всего это касается случая, когда оборотнем является лишь один из них), проявляются далеко не сразу. Ликантропия может спать внутри такого человека долгие годы и проявиться в самый неожиданный момент (во время солнечного затмения, парада планет, смертельной опасности или при иных необычных обстоятельствах).

Другие способы обращения менее известны и, скорее всего, являются компиляцией из фольклора различных народов. Например: рождение в канун Рождества (Европа), употребление в пищу волчьего мяса (вариант - съедение мозга волка), ношение одежды из шкуры волка (норвежское поверье про берсерка - досл. “человек в шкуре”), утоление жажды водой из волчьего следа (или водоема, из которого пила волчья стая), рождение седьмым по счету ребенком в семье (Мексика), погружение в сон на ступеньках своего дома ночью в пятницу (Италия).

Каковы внешние признаки ликантропии и как можно распознать дикого монстра в простом на вид человеке? Следует помнить, что обращение никогда не проходит бесследно - оборотень становится необычайно агрессивным и даже жестоким. Для него характерны внезапные вспышки ярости, болезненное восприятие резких звуков, бессонница, прожорливость, необъяснимое беспокойство, подозрительность и другие варианты неестественного поведения.

Не следует забывать о том, что ликантроп способен в той или иной степени контролировать проявление этих симптомов, поэтому их следует рассматривать только как косвенные признаки человека-волка. Они также не применимы к “хорошим оборотням”, поведение которых практически лишено признаков агрессии и может лишь отражать некоторые нейтральные “человеческие” свойства волка, описываемые в сказочной литературе: гордость, нелюдимость, свободолюбие и т.п. (с определенными оговорками в части разновидности оборотней можно вспомнить тему нашего номера - знаменитый цикл С. Лукьяненко “Ночной дозор”, “Дневной дозор” и “Сумеречный дозор”).

Следует также упомянуть про ярко выраженный коллективизм ликантропов, весьма наглядно описанный в рассказе В. Пелевина “Проблема верволка в средней полосе”. Он полностью копирует социальную жизнь волков, отличаясь от нее лишь некоторыми мистическими особенностями взаимоотношений внутри “стаи”. Являясь сильными индивидуалистами, оборотни, тем не менее, остро нуждаются в общении с себе подобными. Таким образом, каждый ликантроп рано или поздно пытается влиться в стаю или создать ее сам. Последнее происходит следующим образом: люди, укушенные оборотнем, превращаются в так называемых “бета-волков”, имеющих магическую кровную связь с тем, кто дал им обращение, - альфа-волком. Тот становится вожаком стаи и не может напрямую повредить своим сородичам (все раны, нанесенные бета-волку альфа-волком, сразу же появляются у последнего - таким образом, убив бета-волка, альфа-волк убьет и самого себя). В то же время бета-волк может избавиться от ликантропии, убив альфа-волка. Люди, превратившиеся в оборотней после укуса бета-волка, приобретают все ту же кровь альфа-волка и вливаются в стаю на правах обычных бета-волков. Они ничем не связаны с бета-волком, давшим им становление, и могут (как и другие бета-волки) убивать сородичей без всякого ущерба для собственного здоровья.

Игрушечные волки

На сегодняшний день люди-волки широко используются в качестве персонажей популярных книг, фильмов и игр (компьютерных, настольных и ролевых).

Самая известная в мире ролевая игра, “Подземелья и драконы” (Dungeons & Dragons), в своих ранних редакциях описывала ликантропа (wolfwere) как второстепенного монстра, принимающего форму человека или волка по своему собственному желанию, но, в отличие от обычного оборотня, не способного передать заразу ликантропии через укус. По замыслу разработчиков игры, оборотень должен был сидеть в засаде и поджидать случайных путников. Завидев их, он либо превращался в волка (правила допускали и частичную трансформацию) и нападал на свои жертвы, либо - если силы были неравны - использовал свою специальную способность “Песню летаргии”, вводя противников в некое подобие транса. Кроме того, оборотень мог напроситься к человеку, эльфу или иному гуманоидному сказочному существу в попутчики, приняв форму лица противоположного пола - красивого и внушающего доверие. Естественно, ничем хорошим такое путешествие закончиться не могло.

Самая последняя, “трех-с-половинная” редакция D&D, использует гораздо более совершенный и проработанный образ ликантропа (lycanthrope), в целом соответствующий вышеописанным мифологическим стандартам (к сожалению, под термином “ликантроп” там понимается человек, способный принимать облик не только волка, но и любого другого хищника - от крысы до тигра). Каждый игровой персонаж теперь может стать оборотнем, заразившись ликантропией от укуса этого чудовища. Можно также играть за прирожденного оборотня, однако в этом случае избавиться от данного проклятья, увы, невозможно (правила говорят, что если съесть веточку белладонны в течение часа после укуса ликантропа либо как можно скорее обратиться за помощью к священнику или магу, то шансы на выздоровление будут довольно высоки).

Еще одной культовой ролевой игрой, целиком посвященной жизни ликантропов, является "Werewolf the Apocalypse" (“Оборотень: Апокалипсис”) - продукт из линейки игр компании White Wolf Games, посвященных обратной стороне нашей повседневной жизни - удивительному и пугающему Миру Тьмы (World of Darkness). Его обитатели живут среди нас, тщательно скрывая факт своего существования - вампиры, призраки, феи, мумии, демоны и, конечно же, оборотни, называющие себя “гару” (заимствование французского термина “оборотень” - loup-garou). Рожденные матерью-Землей Гаей (Gaia), эти бесстрашные воины ведут тысячелетнюю войну с одной из трех великих сил Вселенной - с Червем (Wyrm), представляющим силы разрушения и хаоса. Они защищают от Червя своего покровителя - Природу (Wyld). Третья великая сила - Творец (Weaver), воплощение науки и прогресса, является нейтральной в этом древнем конфликте, однако Червь уже давно научился использовать его технические достижения в своих собственных целях.

Оборотни делятся на 13 племен (tribes), представители которых отличаются друг от друга по своим мистическим способностям. Все гару могут общаться с духами и выходить в Умбру (Umbra) - астрал, открывающий истинную суть каждой вещи.

Природа уже почти проиграла эту битву. Ядерные испытания, мировые войны, озоновые дыры, обмеление морей, вымирание животных - явные признаки того, что Апокалипсис неизбежен. Гару - последние защитники Гаи - прекрасно понимают, что обречены на поражение. Единственное, что они могут сделать - это умереть в безнадежном бою, сохранив свою гордость и честь.

К сожалению, White Wolf Games объявила о прекращении дальнейших работ над основными линейками продуктов по Миру Тьмы. Однако хочется верить, что эти книги (игровые пособия и художественная литература по Миру Тьмы) все же будут переведены на русский язык и появятся в продаже, заняв почетное место в развивающейся индустрии отечественных ролевых игр.

Верую, ибо абсурдно

Образ ликантропа - ровесник каменного топора и шаманского бубна, объединяющий в себе страх человека перед природой, наивный анимализм первобытных племен и патриархальный уклад развивающегося человеческого общества. Оборотень появился в народном фольклоре задолго до многих других сказочных существ - вампиров, гарпий, пегасов, демонов, василисков, гномов, джиннов, минотавров, ангелов, бегемотов, единорогов, эльфов, драконов - словом, тех невероятных обитателей наших фантазий и грез, которых мы знаем с детства. Но даже несмотря на то, что недавнее открытие генетического “синдрома ликантропии” окончательно разрушило мистическое очарование древних легенд, нам до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете луны. Ведь мечта - дыхание нашего разума, а человек не может жить без воздуха.

Некоторые случаи ликантрапии в XIX веке

1824 - Антуан Легер помещен в психиатрическую лечебницу за то, что убил 12-летнюю девочку, выпил ее кровь и съел ее сердце.

1828 - в Париже в возрасте 40 лет умер Виктор из Авейрона - первый из признанных наукой “диких” людей, найденных в лесу и ведущих животный образ жизни без каких-либо проявлений человеческого разума.

1849 - сержант Франсуа Бертран разрывал могилы, поедал плоть трупов и вступал с покойниками в половую связь. Аналогичная практика была якобы характерна для лимиккинов (см. выше - “ходящих в коже”) навахо - некрофилов, совокупляющихся с мертвыми женщинами и поедающих их после окончания полового акта.

1886 - “Оборотень Лондона” Генри Блот разрыл две могилы и обгрыз мягкие ткани трупов, после чего впал в гипнотический транс и был пойман полицией.

Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение). Считается что серебро так же смертельно для оборотня.
Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он тем не менее сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Существует несколько способов стать оборотнем:
посредством магии;
быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло(проклятие Ликаония/Lycaeonia);
быть укушенным оборотнем;
быть рожденным от оборотня;
съесть мозг волка;
сделать глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая;
вкусить жареной волчьей плоти;
носить одежду, сделанную из волка;
родиться в канун Рождества.
В первых четырех случаях кровь человека становится зараженной или проклятой.
Человек, которая стал оборотнем не по своей воле (рождение, проклятие или укус) не считается проклятым необратимо до тех пор, пока не попробует человеческой крови. Как только он это сделает, его душа будет проклята вечно и ничто не сможет его исцелить. Но даже если он после этого не будет пробовать человеческую кровь, его душа не сможет попасть в рай и человек останется на Земле до самой своей смерти, пока на нем лежит проклятие.
Оборотней чаще всего изображают какими-то чудищами; так, например, у греков это - тощий колдун с головой осла и хвостом обезьяны. У них верят, что в мрачные зимние ночи, особенно со дня Рождества до Богоявления, оборотни шастают повсюду и пугают людей. После водоосвящения воздух очищается от этих чудищ, и они мгновенно исчезают.
На разных континентах воображение облекало человека в шкуры различных зверей: леопарда, ягуара, лисы... Но самое распространенное представление об оборотне связано с волком . С человеком, превратившимся в волка или в существо с явными «волчьими» признаками. Иногда становятся хищником по своей воле, но чаще в волка превращают злые посторонние силы. Превращение происходит с помощью подсобных средств: притираний, мазей, пояса или одеяния из волчьей шкуры. Оборотень крупнее и сильнее обыкновенного волка, а главное- преступно любит человечину.
Почему волк? На протяжении многих столетий он оставался существом вполне фантастическим - даром что охотники и крестьяне немало знали о его повадках (еще в XX веке волки изредка забегали на улицы, скажем, Парижа). Своеобразие средневековой психологии в том и состояло, что будничные наблюдения нисколько не подрубали крылья фантазии. Бестиарий верно подмечали прожорливость и силу волка, умение бесшумно подкрасться к овчарне - и тут же добавляли: от голода волк жрет землю, шея у него «негнучая» - поворачивается он только всем телом; ежели человек завидит волка в лесу первым, тот его не тронет, потеряв всю свирепость от человеческого взгляда; но уж если первым заметит путника волк - пиши пропало, человек теряет дар речи. От древних римлян пришла поговорка о молчуне: «Ты что, волка увидел?»
Поверье сохранилось, но христианский бестиарий присовокуплял совет: человек, оцепеневший от страха при виде волка, должен сбросить с себя одежду, найти два камня, стать на сброшенную одежду и колотить камень о камень, пока хищник не уйдет восвояси. Одежду, которую сбрасывает с себя человек, бестиарий уподоблял грехам, два камня обозначали когда апостолов, когда пророков, а порой - и самого Христа . Горе простаку, который воспринял бы эту аллегорию как руководство к действию и вздумал бы пугать настоящего волка своим голым телом.
Безоглядно ненавидеть волка человек тем не менее не осмеливался никогда. Что-то, пугая, притягивало. Коварный хищник искони был естественным символом ночи и зимы. даже самой смерти (египетский бог с головой волка провожал умерших в царство мертвых). Но наши далекие предки замечали в волке и какое-то загадочное свойство, роднившее его с солнцем. Проворство? Неутомимость? То, как он «катится» вслед за добычей? Мощь и свирепость - и этого достаточно было, чтобы стать символом солнца?
В незапамятные времена многие животные перебывали тотемами. Ни в какого хищника охотники и воины не перевоплощались столь самозабвенно и истово, как в волка: свирепость, выносливость, удачливость зверя восхищали первобытное сознание. Не могло это кончиться добром.
Геродот передавал рассказ о некоем североевропейском племени, члены которого ежегодно на несколько дней превращались в волков. Такой «манией величия» страдали многие племена в разных концах Европы. Например, у балтов были воины - слуги бога-волка, которые шли в бой буквально белены объевшись (принятие наркотика было частью ритуала). Во время сражения такие воины в своей галлюцинации счита-ли себя волками. Кое-кто из них безвозвратно застревал в образе волка - и тогда человека-волка убивали, чтобы он не нанес ущерба стадам...
Германские воины-волки, по преданию, так свирепы, что не нуждались в оружии и убивали врагов своими щитами. Но саги повествуют и о кровожадных разбойниках. тоже мнивших себя волками. Это не мешало верить, что героические предки со смертью превращаются в волков, и боги скандинавов и германцев - Один , Вотан - сам»» были подобны воинам-оборотням. А конец мира представлялся как пришествие Фенрира - вселенского Волка, который откроет пасть от эемлм до неба и пожрет все и всех (даже Одина).
Древние греки начинали с поклонения Зевсу Ликейсиному («ликос»-значит волк) Когда-то этот вол кол сдобны и бог «требовал» человеческих жертв, и лишь позже, во вре-мена олимпийской религии. возник миф о царе Ликаоме , которого Зевс превратил в волка, ибо тот дерзнул угостить верховного бога челове-чьим мясом. Аполлон также был богом-оборотнем, одно из его имен - Ликейос. (В «Илиаде» Гомер называет Аполлона рожденным от волчицы; там же, кстати, следует рассказ о человеке-оборотне). В Аркадии, где Ликаон считался основателем государства и первым царем, проходили пышные празднества - Ликайи, во время которых посвящаемые становились волками на девять лет - после того, как они собственноручно приносили человеческую жертву. Торжественно проходили в Древнем Риме и волчьи празднества - луперсалии: ведь легендарные основатели «Вечного города» были вскормлены волчицей...
Здесь какая-то философская бездна: отчего зверь, ничем не угодивший человеку, вновь и вновь оказывается мил человеческому сердцу? Неужели это всегонавсего. как писал Юнг, общность вины за давнее каннибальство? Но какая у нас об-щность вины с сереньким волчком из колыбельной, с Серым волком, помогавшим Ивану-царевичу , с волками, воспитавшими Маугли?..
Другое очевидно. Человек слишком часто прикрывался серой шкурой в поисках силы. ловкости, и самое главное, безнаказанности. Нельзя так долго играть с огнем. И искра привела к пожару. В дальнем углу сознания тлело и временами - то в одном, то в другом человеке разных эпох - вспыхивало особого рода безумие - ликантропия. Состояние, в котором человек воображает себя волком и становится социально опасным, способным на любое насилие и на убийство.
Христианство яростно искореняло все волчьи культы как языческие, и в конце концов «положительный образ» волка остался только в фольклоре. Первые отцы церкви решительно отрицали и само вероятие превращения человека в животное, но вот в раннем средневековье теологи заколебались. Святой Бонифаций из Майнца еще не верил, что дьявол способен превратить человека в волка, но уже не сомневался, что человек своей злой волей может стать зверем. Самого сатану все чаще рисовали в облике волка. Люди - божьи овцы, их поглотитель - волк, враг божий... Папские буллы XV века против колдовства и ересей подогревали страсти вокруг перевоплощений дьявола в человеке, а человека - в волка.
Первая массовая истерия- выявление и преследование оборотней (в том числе оборотней собак и кошек!) - прокатилась по Европе в XIV веке. Два столетия спустя оборотомания достигла нового пика. Следующая (последняя) массовая вспышка длилась во Франции с 1570 до 1610 года и сопровождалась небывалой «теоретической дискуссией». Покуда крестьяне забивали кольями всех подозрительных прохожих, а суды приговаривали к сожжению одержимых ликантропией (а вкупе и невинно оболганных), ученые мужи писали трактаты, магистерские диссертации и памфлеты на тему оборотничества. Ликантропия оказалась важным оселком для проверки соотношения сил бога и дьявола, а потому и предметом яростных теологических битв. Если бог всесилен, то как он допускает бесчинство дьявола - превращение им человека в волка? Один ученый восклицал: «Тот, кто смеет утверждать, что дьявол в силах изменить облик творения божьего, тот утратил разум, тот не ведает основ истинной философии». Другой возражал: если алхимик может превратить розу в вишню, яблоко - в кабачок, тогда и сатана способен менять облик человека... силой, данной богом!
Самым нашумевшим случаем был процесс в XVI веке над неким Жилем Гарнье, наводившем ужас на жителей северных французских деревушек. По мнению современников, нищий бродяга Гарнье встретил в лесу дьявола, продал ему душу, а взамен получил снадобье, благодаря которому мог превращаться в волка. Так или иначе Гарнье действительно загубил множество душ: насиловал женщин, занимался убийством детей, людоедством, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии... Его поймали, допрашивали и пытали в Доле в 1574 году. Протоколы допросов и сейчас читаются как детективный роман.Автор Электронной Мифологической энциклопедии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
Подобных протоколов сохранилось немного, документированы единичные случаи ликантропии из тысяч и тысяч. Психоз «помогал» во времена дичайшего голода: позволял людям или списывать на оборотней людоедство, или же безумием «заслониться» от бога, когда отчаяние приводило к людоедству.
Теологические споры завершились выводом, что дьявол не превращает человека в волка, а только одевает его облаком и заставляет других видеть в нем зверя. Рождается оборотень от нормальной женщины, грешившей с бесом . Или с оборотнем. Едва она забеременела - возврата уже нет, дитя обречено темным силам. Более обычный случай появления оборотня:
вселение в человека дьявола или колдовство. В обоих случаях жертва никакой силой воли не может справиться с роковой метаморфозой. Можно также заразиться ликантропией при контакте с оборотнем - через порез на коже, если туда попадет слюна человекозверя, или от укуса. (Впрочем, варварский аппетит чудовища редко ограничивается укусом...) В некоторых восточноевропейских преданиях на оборотня нет никакой управы - даже крестом нельзя отвадить! По сербским поверьям, можно обезопасить дом от оборотней, натерев его по щелям чесноком. Убить оборотня можно лишь серебряной пулей или жезлом, благословенным в той или иной церкви...
Особые случаи оборотничества - когда зло само ищет выход из человека, и он сам норовит стать монстром. Во время ведьминых шабашей такие люди на перекрестках дорог или опушках леса оставляют клочки своих волос, кожи. капельки крови. Дьявол собирает это приношение и одаряет негодяев особым втиранием, составленным из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, разумеется, волка. В полнолуние мерзавец обратится в оборотня. В быту оборотня можно опознать по запавшим глазам, которые светятся в темноте, по шелудивым ногам, по шерсти на ладони, по тому, что указательные пальцы у них длиннее средних, а при нарождающемся месяце на бедре выступает тайный знак...
Оборотню в «большой литературе» не повезло. Сюжет использован доброй сотней писателей - начиная с эпохи романтизма в моду вошло демоническое и иррациональное, и оборотень стал перебегать из романа в роман. Но настоящих удач не было. Даже с конвейера Дюма-отца оборотень вышел какой-то анемичный и совершенно нестрашный...
Но зато отыгралось на оборотнях кино! Со своего первого экранного появления в 1913 году человековолк прочно утвердился в массовом кинематографе. В 1981 году приза «Оскар» удостоился герой фильма «Американский оборотень в Лондоне» - «за лучший грим»! Сюжет картины немудрящий, но техническое совершенство съемок сразило даже привычных ко всему зрителей: волчьи клыки, шерсть, морда вырастали прямо на глазах - крупным планом, так сказать. без подделки.
Находку поспешили тиражировать в новых фильмах об оборотнях. Как и в других случаях, коммерческий успех в массовом кинематографе одновременно свидетельствует о закате доброго старого мифа...
Превращения в волка современный человек боится в последнюю очередь. В круго-верти городских буден не превратиться бы в автомат! Или. как подсказывают те же фантастические кинозрелища, в инопланетянина. Те тоже «произрастают изнутри» человека, узурпируют и тело его и сознание. Хоть волком вой от подобных фантазий!
Оборотень как фантастическое существо просуществует еще долго. Наверно, пока жив его основной компонент - человек, существо совершенно фантастическое и непредсказуемое. И только когда ненависть человека к человеку наконец окажется выдумкой, которую мы долгое время - веков сорок - принимали за правду, а недоверие превратится в смешной пережиток, вздорная фантазия о человеко-нечеловеке останется невостребованной.