Кто такие русалки. Мифы и легенды

Русалки в славянской мифологии.

В отечественной мифологии так же существуют мифы о хвостатых девах, которые занимали большую часть легенд. Как считали славяне, значительная часть русалок - это души утонувших женщин, которые покончили жизнь самоубийством. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел из Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с "дедушкой водяным". Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить.

Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", а также одноименного диснеевского мультика. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что русалка выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких русалках рассказывали, что они "кудлатые как ведьмы", "горбатые и старые", "черные, заросшие шерстью", что у них "груди как каменья" или "железные цыцки"; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест.


"Русалка" Аксели Галлен-Каллела.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие - нибудь предметы, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже (С.Б.: Явное смешение с Кикиморой и Ветшицей). В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства.

Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред. "Против чар и козней русалок, - пишет фольклорист С.Максимов, - отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, - это полынь, трава окаянная, бесколенная. Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: "Что у тебя в руках: полынь или петрушка?" - "Полынь". - "Прячься под тын", - громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать "петрушка", то русалка ответит: "Ах ты, моя душка", - и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена и не повалится он, как мертвый, ничком".

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем, не выполняли никаких полевых и огородных работ, не подмазывали печь и стены избы, не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русалью неделю получают свободу и скрываются на дне речном.


Ольшанский "Русалки".

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи.
Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему - в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

У русалок есть родственницы - мавки. В мавок, по поверьям, превращаются дети, умершие без крещения. Та же судьба ожидает и тех несчастных младенцев, которых проклинают матери еще в утробе или до совершения над нами таинства крещения; они исчезают из дому и становятся русалками. Живут мавки в лесах и являются людям под видом молодых красивых девушек. Так же как и русалки, они завлекают мужчин, заговаривают их, принимаются щекотать и не отпускают, пока не защекочут до смерти. Мавки стараются мстить людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства.
В некоторых местах, где русалки считались водным духом, их называли фараонками. Фараонки - родные сестры зарубежных русалок, то есть ундин, потому что у всякой фараонки непременно есть рыбий хвост. Они водятся преимущественно в морях, и уж конечно, на ветвях сидеть никак не могут.


Берегиня.

Берегини в славянской мифологии духи в обличие женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.
Одна из наиболее оригинальных трактовок образа берегинь принадлежит Д.К.Зеленину: «Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было бы к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под "берегинями" в слове (т.е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям XIV- XV вв. –М.В.) разумеются скорее не русалки, а весьма близкие к русалкам сестры- лихорадки (трясавицы)».

Согласно народным верованиям, вода – традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следую логике Д.К.Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестер – лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификациями болезней.)

Образец домовой (корабельной) резьбы - "Русалка-берегиня".

Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси. О ней неоднократно (и, конечно, с осуждением) говорится в различных сочинениях отцов церкви: «Одна из вставок в «Слове о том, како первое погани кланялись идолам» приписывает восточным славянам веры в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: и начаша жрети... упирем и берегыням... – и далее: и рекам, и источникам, и берегыням». [Кагаров, 1918]. Е.В.Аничков считал «требы упырям и берегиням» «ядром древнерусских верований» [Аничков, 1914]. Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

Берегиня. Рисунок Романа Папсуева.

Бродницы - у древних славян - женские добрые духи охранительницы бродов. Они смотрели чтобы никто не утонул. Отгоняли злых русалок и лесных духов, которые могли навредить людям. Схожи по функциям с берегинями.

Лобасты (албасты, лопасты, лобосты) - по славянский поверьям это были злые русалки. Они селились по берегам рек, в камышах, они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух с отвисшими грудями.

«Тута камышами по ночам албаста шатается» (Перм.). «Глядь, ан за ериком-то девка – знать лобаста – нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое» (Астр.).
Слово албаста, по-видимому, заимствовано из тюркских языков. У татар и киргизов албаста – злой дух.
В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и исчезает.

Лобаста, лобоста, лопаста – несколько видоизмененное название той же «страшной» русалки. Однако в некоторых районах средней и нижней Волги (например, в Саратовской, Астраханской губерниях) лобосту описывали как женщину огромного роста – «величиной от неба до земли».

Тело ее – серая масса, голова косматая, с оскаленными клыками, руки очень длинные, пальцы скрючены. Лобоста появляется в бурю. Она возникает из тучи, оглушительно смеется. Встреча с нею гибельна.
«Страшная» албаста-лобоста, скорее всего, отголосок распространенного у многих народов образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависит и жизнь и смерть человека.
Так, у татар албасты (албасти) – огромное, опасное существо. Издали албасты не более собаки, но, приближаясь к человеку, становится величиной со стог. Альбасти (альмасти) таджиков, как и албасты турков, – дух, опасный для родильниц и новорожденных. Албасты киргизов – злой дух рожениц. Однако, по поверьям, подобное существо не только опасно, но и необходимо для появления ребенка на свет.
Лобоста Астраханской и Саратовской губерний напоминает албасты татар и киргизов. Но это не обязательно заимствование. Такие образы могли возникнуть у разных народов независимо друг от друга.
Длинноволосая, с огромными грудями русалка, именуемая албастой, очевидно, тоже связана с плодородием и деторождением, что, правда, почти не отражено в поверьях XIX-XX вв., где албаста чаще всего просто «появляется – исчезает» у воды.


Лобаста.

Лоскотуха , Лоскотка, особый вид русалок.
«Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». По мнению Д.К.Зеленина, лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т.е. щекочущая, щекотунья. В наших источниках (относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии) нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей» <3еленин, 191б>.
Лоскотухи - русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек (Чубинский, 1872).

Согласно поверьям многих губерний России (редко - Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (см. Русалки) (в севернорусских и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему).

Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с собой отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы.

Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

Мавки - в славянской мифологии - русалка. Это название характерно для поверий южной, юго-западной (реже – центральной) России. Крестьяне Орловской губернии считали, что «дети, родившиеся мертвыми и некрещеные, превращаются в мавок (то же, что русалок) и что тоскующие души их... просят себе крещения». Стать мавками-русалками могли, по поверьям, и девушки-утопленницы.

Особенно Мавки любят при полном месяце появляться. Плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.

Вообще мавки красивые, какими при жизни никогда не были. Некоторые страхолюдины для этого специально топятся. Только красота эта у них обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и тогда можно увидеть позеленевшие, без воздуха легкие, небьющееся сердце. Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок. Шутки они любят, только это и спасти может.

Мавка.

Мемозина - Водяной дух в облике женщины в славянской мифологии.

Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго - западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. "Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки (Зеленин 1916). Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.

Фараонки.
Фараонка, Фараон, Фараончик - в славянской мифологии - фантастическое существо с человеческой головой, туловищем и рыбьим хвостом; русалка.

«А мужики видели, как из реки выходила женщина. Она первый раз вышла и говорит: "Фараон, фараон", - и ушла в воду» (Волог.).

Фараоны, мифические полулюди-полурыбы (и женского и мужского пола -произошли от потонувшего в Чермном море (в Красном море) «войска фараонова» (при преследовании евреев, выводимых Моисеем из Египта).

В основе таких представлений лежат апокрифические легенды, возникшие в результате народной переработки библейского сюжета о переходе Мот через Красное море, когда вода расступилась, пропустила Моисея и ведом им народ, но сомкнулась над головами преследователей; «люди фараона обратишася рыбами», «у тех рыб главы человеческие, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечи; а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никтоже».

Обратились рыбами и оружие, кони воинов: «...а на конских рыбах шер конская, а кожа на них толста на перст, ловят их и кожи в них снимают тело мечут, а в кожах перед ы и подошвы шьют; а воды те кожи не терпят») в сухоноско, на год станут» [Сказание о переходе Чермного моря по списку 1602 г.] (Черепанова, 1983).

Фараонки.

Образ «фараона лютого», по-видимому поразивший народное воображение нередко появляется в старинной русской литературе, в сказаниях, легендах «Переход библейско-книжного образа в сферу народных мифологических представлений осуществлялся несколькими путями: через официальную книжное" через литургику, через апокрифическую литературу, народную трансформацию духовной литературы, в частности, духовные стихи. В канонической церковной и светской книжности и сам библейский сюжет, и образ фараона, преследовавшего. В народных верованиях образы фараонов и фараонок сливаются с образами сеяных и русалок, однако из-за «книжного» происхождения представлений о ("войске фараоновом" полулюди-полурыбы часто воображаются обитающими далеко, в морях; например, фараончики - «чудные белотелые девы с русыми кудрями, которые плавают в море. У них рыбьи хвосты» (Сарат.). В Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Случается, что в ясную погоду они выскакивают из воды и кричат: «Царь Фараон в воде потонул».

Иллюстрация Виктора Королькова "Морские девы".

"В ину пору корабль плывет, хоша по обнаковенной воде, но зато по сторонам-то его бесперечь выныривают чудовища: от головы до пояса человек, от пояса до ног - соминый плеск. Вынырнет это чудовище, встряхнет длинными волосами, индо брызги на версту летят, да закричит глухим хриплым голосом: „Фараон!" Это фараоновы воины, что за Мысеим гнались, да потонули. В ину пору эти самые чудовища, их тоже зовут фараонами, ухватятся за корабль ручищами, словно граблями, да спрашивают:
Когда Осподь с судом сойдет?" - „Завтра" иль-бо „Послезавтра"", - скажут с корабля, чтоб только отвязаться. Ну, и отстанут, а без того ни за что не отстанут, такие привязчивые, право. Им, вишь, узаконено жить в море до преставленья света. Тогда, вишь, их рассудят с царем фараоном: из-за него погибли и сделались получеловеками. Это море так и прозывается: фараонское море» (Железнов, 1910).

По рассказам жителей Смоленщины, фараоны - «египетские цыгане», по мановению жезла Моисея. Они похожи на людей, но покрыты рыбьей чешуей, одноглазы, могут обитать лишь в воде. Фараоны любят ненастье а в хорошую погоду интересуются «у своего фараона» - когда переменчивая погода. Его же они вопрошают и о конце света, ибо обречены существовать полурыбьем-получеловеческом обличье вплоть до Светопреставления. Фараонки опасны - они людоеды. Иногда их ловят и «показывают», содержа в чанах с водой (Добровольский, 1891).

Таким образом, в народных повествованиях о фараонах и фараонках, наряду с «библейским происхождением», подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым, проклятым людям, а так же особый, «глухой и хриплый», но влияющий на людские судьбы голос и дар пророчества, предвиденья.

Крым. Мисхор. Мисхорская русалка.
По давней легенде в Мисхоре жила прекрасная девушка Арзы, которая была украдена разбойниками и продана в гарем турецкому султану. Через год Арзы бросилась со скалы и, проплыв все Черное море, вернулась с ребенком к родным берегам. Оригинальная скульптура архитектора Адамсона, установленная в 1907 году, была смыта штормом через два года. На второй русалке во время Великой Отечественной фашистские асы отрабатывали свою меткость в стрельбе по людям. Сейчас фигура женщины с ребенком, изрешеченная пулями, находится среди экспонатов музея Поляны сказок и продолжает улыбаться гостям Крыма, напоминая о трагичной судьбе Арзы и ее каменной «сестры».

Поверья о существах с рыбьим хвостом существовали еще в древних мифах. Легенды говорят, что эти существа имели сначала злостный характер и тщательно пытались вредить людям, поджидая их на деревьях, около водоемов и рек.
В древнерусских поверьях русалки существовали между водой и сушей, подчиняясь богам Яриле и Велесу. Они вполне способны были жить на суше, однако строение их тел, а именно хвост вместо ног, не позволяют этого сделать.
Истории о добрых русалках существовали в Руси, Стародавней Греции, Индии, а этимология происхождения самого слова исконно русская. Считается, что русалки в каждого народа исполняли разные предназначения, но большинство из них были вредными существами. Добрыми русалки стали в конце 19 века, как гласят народные поверья, но жить они стали уже не вводе, а на суше, а ели точно, то они стали лесными существами и помогали странникам не заблудиться в лесу.

Если вернуться в историю, то в так называемую «русальную неделю», то есть Петров пост после Троицы, назвали именно в честь этих существ, красавиц с заманчивыми голосами и необыкновенно красивыми глазами, способными вводить в заблуждение даже скептиков. Именно этой неделей молодым, незамужним девушкам нельзя было ходить самим в лес, так как считалось, что добрые русалки становились тогда злыми и мстительными. Однако это не так. Народные поверья гласят, что добрые русалки в этот период выходили на сушу и бегая по полям, рощам и лесам, таким образом увеличивали урожайность мест, где они побывали.

Добрые русалки — как их найти?

Многие поколения пытались найти этих полу людей, однако множеству из них это не удавалось. Существует народное поверье, что гласит как найти русалку. Когда-то одному парню так захотелось увидеть сказочное существо, что он пошел за советом к знахарю. Он сказал, что хочет найти русалку и тот посоветовал ночью, когда все начнут ложиться спать, лечь первому и превратиться, что спит. Когда же все уснут, раздеться и пойти в лес, да не так просто, а одеть два креста. Один на грудь, а второй на спину. Такой совет он дал ему только для того чтоб уберечь, ведь русалки в основном нападают сзади, зная, что люди оберегаются от них именно крестами на груди.

Парень так хотел увидеть русалок, что дождавшись ночи, претворился, что спит и когда уснули все остальные, он снял с себя рубашку, надел кресты на грудь и спину и пошел в лес. Только он зашел, как увидел множество сказочной красоты девушек с рыбьими хвостами, красивейшими глазами, глубокими такими и словно прозрачными. Парень словно остолбенел и не смог и слова произнести. Он просто смотрел, как веселились, танцевали и играли сказочные существа, но сам не смог двигаться. Затем русалки заметили его и остановились. Они окружили парня и начали пристально рассматривать и хотели поиграть с ним, но, ни они, ни он не смогли ничего сделать. Русалки питались приблизиться, но кресты мешали им, также и парень не смог самостоятельно этого сделать. Но все смелее становились их действия, и парень также начал с ними играть, не касаясь их. Они так шалили, что скатились с горки и один из крестов оторвался. И этим воспользовались русалки. Сказочные существа начали его щекотать и так пока он снова не упал. А потом эго разбудил отец. Нельзя сказать, что это миф или же правда, но добрые русалки потом стали историей на многие поколения в роду этого человека и всего людского рода.

Происхождение добрых русалок

Происхождение такого рода магических существ остается загадкой, и многие поколения ученых желали открыть ее. Существует одна легенда, на основе которой сделали вывод, что добрыми русалками становятся души умерших женщин, тех, кто покончил жизнь самоубийством.
Народное повествование гласит, что одна девушка влюбилась в польского пана, а тот не отвечал на ее чувства. Тогда девушка не выдержала и утопилась. Мать долго искала ее, но на следующий день услышала, что один рыбалка видел на берегу Днепра молодую девушка, лицо которой было исцарапано, а волосы взъерошены. Рыбалка испугался ее, думая, что это бесноватая или ведьма какая- то, но женщина была уверенна, что это ее дочь.

Женщина была в таком отчаянии, что пошла к знахарю, чтоб тот помог ей ввернуть ее дочь домой. Он подтвердил бедной, что из-за неразделенной любви ее дочь утопилась и превратилась в русалку, и подсказал как с помощью заклинаний и волшебных амулетов вернуть дочь домой. И женщине действительно это удалось. Она вернула своего ребенка, но это не принесло ей счастья, ведь дочь постоянно просилась назад в реку, домой, так как ей было очень «душно» среди людей. Однако мать не смогла отпустить любимое дитя, и тогда в очередную «русальную неделю» дочь сама убежала с остальными русалками в лес. Следующий день поразил всех жестокостью, а именно убийством пана. Тот, в которого была влюблена девушка, был найден мертвым в лесу, без признаков насильственной смерти. Русалки попросту защекотали его до смерти.

Существует множество историй о добрых русалках, но с вредной для мужчин чертой. Русалки , хоть они и добрые , способны сводить мужчин с ума. Есть легенда, что один молодой парень настолько влюбился в это сказочное существо, что никакие знахари не способны были отвадить его от любимой. Но однажды увидев, как его любимая горит в огне, конечно, это был мираж, он сам бросился в огонь и сгорел. Во многих мифологиях есть разное объяснение происхождения русалок, однако большинство из них говорят о неразделенности любви, как основной причине существования русалок.

Существуют ли добрые русалки

Современному ученому или простому человеку сложно ответить, существуют ли русалки. Ведь, казалось бы, что это простые сказки, которые не имеют научного и фактичного подтверждения. Однако есть множество фактов и рассказов очевидцев, которым повезло встретить этих сказочных существ. Множество описывают русалок не как добрых и мирных, а как довольно страшных и вредных. Есть также мнение, что русалками могут быть и мужчины, а происхождение их и внешний вид может зависеть от среды их обитания. Несомненно, что красивая женщина, с приятными и добрыми глазами и сияющим хвостом привлекает к себе внимание намного больше, нежели противное существо, грязное и страшное. Есть также мнение, что современный человек является потомком русалок, основывая свое мнение там, что океан считают «колыбелью жизни».
Научное происхождение добрых и злых русалок

Впервые появились сведения о русалках в Исландии, где рыбалки вернувшись с плаванья, взахлеб рассказывали о неизвестном существе, очень похожем на русалку. Затем еще несколько таких случаев имели место в Голландии, где к берегу прибило женщину, полностью запутанную в водорослях и не умевшую говорить. Ее обмыли и она еще лет жила обычной жизнью, но говорить так и не смогла.
Довольно часто после этого стали появляться новые сведения о русалках, женщинах с обнаженной грудью, длинными волосами и сияющим рыбным хвостом, вместо ног. Описания все время разные, то это прекрасная дама, которая миро улыбалась и издавала нежные звуки, то это страшный монстр с клыками и жутким хвостом. Сведения о русалках появились и позже. Примером, рыбалки маленького английского городка со своим уловом выловили нечто странное. Существо было похоже на человека, но имело рыбье конечности. Долгое время этот экспонат был приобретением музея.

Уже в конце 19 века, странное существо, было найдено и в озере Байкал. Когда аквалангисты нырнули на глубину, то обнаружили странные существа ростом более 3 метром. И без какого-то снаряжения для подводного плаванья. Тем не менее, они плавали очень быстро, были одеты в блестящую одежду и просто наблюдали за аквалангистами. Командованию стало интересно, и оно решило поймать одно из существ. Однако как только аквалангисты стали приближаться к нему, то их выбросило какой-то силой над поверхностью озера, и это стало причиной кессонной болезни у команды, вследствие чего трое скончалось, а остальные стали инвалидами. Множество ученых тогда стали приписывать русалкам магические силы и возможности, множество стали их бояться, но не перестали их изучать. В современном мире также множество рассказов очевидцев, которые сталкивались с русалками, но научного подтверждения и точности определения, какое существо является русалкой, а какое обычное модифицированное существо-рыба.

Существование подобных существ в разных культурах

Существа, внешне похожие на смесь рыбы и человека. Морфология разных стран богата на истории о подобных существах, примером в Греции, такие гибриды называли сиренами. Как гласит морфология, эти существа имели птичьи когти, но очень приятный голос, которым соблазняли мореплавателей и сбывали их с пути.

В Ирландии сказочные существа называли мерроу. Эти существа были похожи на русалок, но имели перепонки между пальцами. Довольно часть, по рассказам старожилов, они появлялись в период больших штормов. Мерроу довольно часто влюблялись в смертных, но были довольно добрыми к ним. Существуют поверья, что мерроу живут под водой в красной шапочке и если украсть ее, то русалка никогда не сможет вернуться в море. Аналогичные истории есть и мифологии многих других стран.

Русалки — есть ли добрые?

Существует несколько типов этих сказочных существ и самыми добрыми из них являются берегини. Эти русалки живут на берегах рек, и они постоянно охраняют странников, рыбалок от злых духов. Довольно часто они помогали не заблудиться в тумане. Также к добрым русалкам относят мавок, добрых существ, которые живут в лесу и также оберегают людей, способствуют увеличению урожайности полей и лук.
Несомненно, что увидеть русак и страшно и очень интересно, но те, кому вроде бы повезло их увидеть, или как они говорят, что видели, описывают их как нечто невероятное, что хочется видеть еще и еще. Ведь в каждом поверье есть доля истины, и может такие существа существуют параллельно с нами.

Многие девчонки думают о том, как стать русалкой . И этому есть объяснение. Русалки привлекают своей грациозностью, ловкостью движений в воде, обаянием, красотой и волшебной силой. Эти прекрасные существа управляют стихией воды и также могут дышать под водой. По легендам они еще способны принимать форму абсолютно любых предметов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что девочки раздумывают о том, как стать настоящей русалкой .

Давайте рассмотрим все способы и варианты, которые могут помочь стать сверхъестественным существом – русалкой. Сразу скажем, данные варианты – это просто выборка из всех существующих способов. Станете ли вы после них русалкой или нет – неизвестно. Исследований никто не проводил, но попробовать можно.

Как стать русалкой в домашних условиях?

1. Самый простой способ, которые поможет вам стать русалкой дома – это метод визуализации. Визуализация – это «картинки», которые вы представляете у себя в голове. Возьмите листочек и ручку. Листок должен быть аккуратный и не порванный. Ручка обыкновенная. Удобно сядьте. Визуализировать надо в тишине. Напишите на листочке, какую внешность вы хотите. Опишите все в мельчайших подробностях с головы до хвоста. Дальше напишите способности, которыми вы желаете обладать. Чем больше подробностей вы напишите, тем лучше. Будьте внимательны, учитывайте все нюансы вашего перевоплощения, которые могут произойти. А дальше просто спрячьте лист в укромное место и ждите чуда.

В некоторых источниках пишут, что спрятать листочек, а потом просто ждать превращения – глупо. И если вы думаете о том, как стать русалкой по-настоящему, то должны быть готовы прилагать больше усилий. Поэтому необходимо:

  • Дождаться полнолуния.
  • Положить листочек в полнолуние на подоконник. Условие – лунный свет должен падать на лист.
  • Утром проверьте его. Появились какие-то изменения на нем или нет.
  • Если лист изменился: появился знак или исчезла буква, то идите в ванную. Вдруг процесс превращения начался.

2. Дождитесь полнолуния. Поставьте стакан воды на подоконник. Лунный свет должен падать на стакан с водой. Утром ею умойтесь.

3. В полнолуние возьмите стакан воды, посолите воду, киньте туда ракушку. Поставьте стакан на всю ночь таким образом, чтобы лунный свет отражался в стакане. Утром умойтесь водой, а ракушку поносите с собой некоторое время.

Как стать русалкой прямо сейчас?

Самым надежным способом считается купание в речке или озере в полнолуние. Полная луна отражается в озере или реке – это ваш шанс для превращения. Но, если вам не исполнилось 20 лет, то делать это можно только с взрослым. В противном случае эффекта не будет.

Полежите в ванной и пофантазируйте, как вы перевоплотились в девушку с хвостом. И вполне возможно, вы уже не будете думать, как стать русалкой за 1 секунду. Вы ей станете.

Как стать русалкой без полнолуния

1. Возьмите обычный лист бумаги. Намажьте его зубной пастой и положите на край ванны. Включите воду. Свет выключите. Закройте дверь и 3 раза позовите русалку. Когда она придет, попросите у нее хвост.

2. Как стать настоящей русалкой ? Сшейте себе хвост как у рыбы. Если сами не умеете, то попросите помощи у человека, которому доверяете. Вы ощутите себя русалкой по-настоящему и поймете, хотите ли ей стать.

3. Напишите на листке бумаги свое желание, положите его под подушку. Утром ждите результата.

Конечно, все вышеперечисленные способы как стать русалкой по-настоящему – это только мифы, некая игра, на практике их никто не проверял. Но говорят, если сильно чего-то захотеть при условии, что это не навредит окружающим, то желание обязательно сбудется.


Часть 7. Русалки.

В отечественном бестиарии русалки занимают особое место. Они, в отличие от иных представителей нечистой силы, не имеют, как правило, отталкивающего вида. Происхождение русалок - не демоническое, а вполне человеческое. Благодаря этим особенностям романтизированный образ русалки был широко представлен в литературе и живописи.

В разных местностях русалок именовали по-разному: водяница, лоскотуха, берегиня, вила, мавка, навка, мертвушка, лохматка, шутовка, купалка, озерница, водяная дева, водяная баба, водява, щекоталка, святёха, криница, казытка, хитка, белая баба. И выглядели русалки в разных регионах различно: в суровых северных краях, например, они представали отнюдь не в виде обольстительных дев, а совсем наоборот - безобразных тёток.

Вопреки расхожим представлениям, русалки, обитающие в наших внутренних водоемах, отродясь не имели ни рыбьего хвоста, ни чешуи. Эти атрибуты присущи морским русалкам, имеющим совсем другое происхождение.

Итак, ниже мы попытаемся разобраться в нюансах русалочьего происхождения и внешнего вида, особенностях их взаимотношений с людьми, познакомимся с их средой обитания, характером и повадками.

Использованные материалы :
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
Д.Зеленин, "Очерки русской мифологии", 1916;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
Н.Маркевич, "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" 1860;
Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;
Н.Шапарова, "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;
"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера", сост. О.Черепанова, 1996.

Русалки - существа исключительно женского пола, вечно юные красавицы с чарующим и обаятельным обликом; они есть или выродки людских дочерей, или дочери, проклятые родителями еще в материнской утробе, умершие некрещеными, загубленные своими матерями вскоре после рождения, непременно в воде, или же молодые утопленницы, покончившие жизнь самоубийством. Как ни различны возрасты этих жертв людской небрежности, злобы, насилия, малодушия, в состоянии русалок они объединяются, так что каждая из них представляет существо в пору наилучшего развития девичества, и только опытный глаз улавливает между ними рознь возрастов при жизни, а также крещеных особей. Последнее сказывается едва заметным оттенком креста меж персей, что можно наблюдать на расстоянии девяти шагов от русалки.

"Нечистики"



Русалками становились заложные покойники: девушки, умершие до вступления в брак, особенно «зарученные» (просватанные) невесты, не дожившие до свадьбы; женщины-самоубийцы; дети и девушки, умершие (прежде всего утонувшие) на Русальной неделе; девочки, родившиеся мертвыми или умершие неокрещенными. Кое-где полагали также, что русалкой может стать проклятая матерью и похищенная нечистой силой (в первую очередь - русалками) девушка или вообще ребенок, украденный нечистыми духами. Часто считалось, что русалки смертны, как и люди; в облике русалок они лишь «доживают свой земной срок», а потом наступает их естественный конец. Считалось также, что русалки имеют тот же характер, привычки и вкусы, какие были у покойниц. Наиболее активна бывает та русалка, которая умерла неудовлетворенной, с каким-нибудь страстным желанием, или та, которая при жизни обладала беспокойным характером.


Русалок обычно представляли юными прекрасными девами с длинными, преимущественно светлыми волосами и белыми телами, обнаженными или одетыми в белые рубашки. В некоторых местах облик русалки был весьма близок к облику покойницы: так, русалки могли иногда появляться в том виде, в каком их похоронили: в нарядном убранстве, иногда - в подвенечном платье, с распущенными волосами и с венком на голове. Кроме того, в разных местах про русалку рассказывали, что она, подобно мертвой, «вся в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»; «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


На севере России русалок представляли по большей части в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывают за плечи. Такие безобразные русалки в некоторых рассказах очень похожи на чертовок или шишиг, а также ведьм или бабу-ягу. Так, например, по многим поверьям, русалки «кудлатые, как ведьмы», «горбатые и старые», «черные, косматые, заросшие шерстью», «лохматые, с большим брюхом и острыми когтями», у них «груди как каменья», «железные цыцки» и т.п. Ходят они голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пест или железный крюк, которым они ловят людей. Тела у них могут быть голубоватого, синеватого или черного цвета, как у чертей или бесов.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Однако чаще всего между лесными и водяными русалками не делалось различия ни во внешнем виде, ни в их занятиях. Считали, что русалок можно встретить в самых разных местах: не только у воды или в лесу, но и в полях и на полянах, на деревьях, на перекрестках, на мосту, в огороде, на кладбищах, в банях, в овинах. Они могли появляться в домах, где прежде жили, и прятаться за печью или по углам, могли приходить под окна родного дома, подходить к избам, стучаться в дома. Вообще же, весной русалки пребывают преимущественно в лесу, по большей части у воды, а с середины весны и летом обитают в полях, особенно во ржи и в коноплях. Русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Показываться людям русалки могут и днем (особенно в полдень), но чаще являются вечером, в сумерках или ночью, до первых петухов; появляются они и в одиночку, и группами.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"




В русальную неделю (восьмую по Пасхе) русалки выходят на сушу на более продолжительные сроки, причем устраняется помянутая опасность погибнуть на суше. Они безбоязненно и весело размещаются на берегу водоема, далее уходят в ближайшие рощи, на луга и поля, взбираются на деревья, чтобы покачаться на сучьях и верхушках их. Всем этим русалки освежают памятование о покинутой земле и о людях, между которыми они не преминут уловить и жертву. Это достигается так: обольстительницы кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут, поют песни и приманчивыми движениями они скопом обступают жертву, жмут ее в объятиях, щекочут до смерти, причем, слыша веселый хохот и песни, никто не подает помощи, не решится подозревать опасности там, где идет игривое веселье молодежи.

"Нечистики"


Известно о русалках, пойманных людьми; считалось, что пойманные русалки живут среди людей до года, а затем исчезают. Однако, говорили, что русалку можно «вернуть», т.е. сделать ее опять человеком, после чего она сможет жить так же, как живут обычные люди. Правда, вернуть можно было не всякую русалку: так, чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять навсегда право и возможность снова стать человеком, необходимо четыре года. Возврата назад нет и для девушек-самоубийц, ставших русалками; все же остальные русалки могут снова стать людьми, если только кто-нибудь сумеет их «окрестить». Известны рассказы, повествующие о русалках, которые с помощью священника или даже простого мужика снова стали обыкновенными женщинами и вышли замуж. Так, например, на Новгородчине деревенский парень, ночью в лесу услышавший причитания утонувшей девушки, спас ее тем, что надел на нее свой крест, а потом женился на ней.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


- В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки, и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили ее дубинами, и русалка ушла.

"Очерки русской мифологии"



Русалки - веселые, шаловливые, но нередко и вредоносные существа: они могут напугать человека или подшутить над ним, не причинив вреда, но нередко «ради шутки» причиняют большой вред. Русалки часто сбивают с пути людей, аукаются из чащи, заводя человека в лесную глушь; душат или щекочут до смерти; заманивают в воду и топят; утаскивают под воду купающихся; превращают людей в животных или предметы; путают сети и уводят от них рыбу; насылают болезни на скот; уводят с собой проклятых и вообще неосторожных людей; топят рыбацкие лодки; портят жернова и плотины у мельников; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; заезжают лошадей; иногда отбирают молоко у коров. Русалки иногда выходят к дороге с корзинками разной еды, подзывая к себе детей и обещая им угощение, либо с хохотом качаются на качелях, сплетенных из древесных ветвей, зовут прохожих, в первую очередь, детей и подростков: «Ходите к нам на рели (качели) качаться!», но человека, который подойдет к ним, они немедленно защекочут до смерти.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Кроме враждебных нападений, при которых беспощадно преследуются люди всех возрастов, от младенцев до стариков, известны еще заигрыванья русалок, особенно тех, кои при земной жизни не знали людей, умерших младенцами. Эти заигрыванья, менее враждебные и не столь опасные, больше всего приходятся на молодых мужчин, особенно парней, сношение с которыми ново и заманчиво для русалок. Тут русалка подхватывает какой-нибудь его предмет - одежду, обувь, рыболовный снаряд, и, готовясь затопить его, тем заставляет владельца бросаться без разбору за поимкою предмета, сама же незримо подталкивает предмет все дальше и дальше, в опасное место, куда, конечно, увлекает и хозяина. Если тот благополучно избежал опасности и спас похищенный предмет, он все равно обязательно затеряется впоследствии, или будет украден, испорчен. Много приходится терпеть от заигрываний русалок молодым рыболовам: русалки обманывают удильщиков фальшивым клёвом, выворачивают сети, набивают их тиною и травою, вырывают весло, шест, или качают рыболовное судно, чтобы перевернуть его вместе с рыбаком.

"Нечистики"


Как ни красна жизнь русалок, у них есть много скорби, которую не подавить развлечениями. Им с завистью приходится смотреть на свободу земных женщин, так же завидно созерцать материнские ласки, которые многим из были незнакомы. Самоубийцам приходится томиться из-за минутного, быть может, необдуманного решения покончить жизнь, чтобы потом наложить на себя вечную неволю. Но что всего скорбнее, так это - подневольная связь с ненавистным водяником, в области которого они живут и которому подчинены. Не скорбь только, а наивысшая степень бессильной злобы должна охватывать существо русалки, когда ей приходится видеть молодую, счастливую чету, гуляющую по берегу обиталища русалок, или катающуюся в лодке там же. Зато какой радостный возглас раздается иногда здесь, при получении известия о гибели ненавистного водяника! Но это - их последний радостный возглас, потому что вместе с гибелью водяного начинается и их собственная, если только русалки не успели удалиться из осушенного обиталища и переместиться в новое. Но тут из одной неволи они попадают в новую, быть может, более тягостную.

"Нечистики"


Судя по этой картинке, не всегда отношения русалок с курирующим их водяным были такими уж скорбными.

Когда жертва заполучена, русалки уносят ее в свое обиталище и здесь окружают самыми нежными заботами: в жертве-женщине они видят возможную супругу своего властелина - водяного, новую подругу себе, а в мужчине, особенно, когда тот молод и красив - возможного любовника одной из них. Разумеется, больше других ухаживает за погибшим та русалка, которой он пришелся по нраву. Забота об избраннике доходит до мелочей: русалка чешет голову его, трет тело, отгоняет водных животных, убирает ложе лучшими водорослями, а в русальную неделю выводит его на сушу, даже позволяя заглянуть в родственный дом и на людей, чтобы ослабить скорбь по земной жизни. Остальные жертвы остаются без внимания: русалки позволяют ракам и насекомым уродовать их тело, а если жертва оказалась почему-либо несимпатичной, они выталкивают труп на поверхность воды, к берегу.

"Нечистики"



- Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло, сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та й стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. Женщина тогда опомянулась, бросилась домой, молилась долго, много. Снилось ей все долго еще, потом прошло. А сына тело так и не нашли, глубоко больно. А хто они? А хто знает. У нас иногда говорят, что это девушки, умершие перед самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают

"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера"




Иногда считалось, что русалки могут появляться не только весной и летом, но даже и зимой. На Владимирщине говорили о русалке, которая «вся во льду» пришла погреться в овин. По рассказу из Архангельской губернии, девка-русалка ходит к промысловику на зимовку и затем рожает от него ребенка; промысловик, возвращаясь домой, уезжает потихоньку, «... а как судно понеслось, она (русалка) увидела, выбежала на гору, ребенка разорвала, половину себе взяла, а другу - свись на судно! Судно бы обернулось, дак она не попала - только одна капелька крови на борту. Стало судно опруживать: ну, стесали топором, оно и выпрямилось».

Однако, по большинству поверий, зимой русалки пребывают где-то вне мира людей, а на земле появляются ранней весной и остаются до поздней осени (уходят они при первых заморозках, тогда же, когда исчезают последние перелетные птицы и вся нечистая сила проваливается под землю).

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Вышеприведенные цитаты убеждают, что русалки - существа коварные, вредоносные и опасные. Поэтому существовали различные способы противодействия им. Существовали даже специальные обряды, способствовавшие глобальному изгнанию русалок из данной местности.
«Проводы русалки» («похороны русалки», «русальское заговение») устраивались обычно в воскресенье перед Петровым днем или в «русальное» воскресенье, за Троицыным днем. Этот обряд проводился в разных местах по-разному; завершался же он обычно символическим изгнанием или похоронами русалки и возвращением ее в породившую ее воду.

Для обряда «похорон русалки» делали из тряпок куклу, наряжали ее в платье, клали в гроб, украшали цветами и несли в сопровождении торжественной процессии на берег реки; в некоторых местах при этом девушки наряжались священниками, дьяконами, делали кадило из яичной скорлупы, шли со свечами из стеблей и пели: «Господи, помилуй!», а у реки прощались с чучелом, изображающим русалку, и, заколотив гроб и привязав к нему камень, бросали его в воду.

В других местах этот обряд проводился так: девушки наряжали избранную из своей среды «русалку», надевали на нее венки, увешивали ее зеленью и поздно вечером в последний день русальной недели выводили ряженую за село в ржаное поле, к реке или на кладбище. Там девушки срывали с «русалки» венки, бросали их в воду, в костер и т.д. и разбегались с места проводов, чтобы «русалка не догнала и не навредила». Бывало и так: какая-нибудь девушка, изображающая русалку, с распущенными волосами, в одной рубашке, с венком на голове ехала верхом на кочерге, с помелом через плечо; ее весело провожали до леса или до поля, засеянного рожью, где она и скрывалась от провожающих.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



К возможной встрече с русалками следует быть готовым зарвнее, и если таковая произойдет, необходимо действовать, иначе неприятностей не избежать.
Средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, которые необходимо иметь при себе наготове: тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются голоса их. Однако, и при такой предосторожности, лучше всего избегать в русальную неделю берегов водоемов, не купаться и не ловить рыбы.

Спасшийся от русалок, даже видевший или слышавший их издали, не всегда остается безнаказанным. Так, иной приобретает привычку беспричинно и неудержимо хохотать, иной кривляется, точно развинченный, во время походки, гримасничает, у иного поражается то или другое чувство, чаще всего слух. Чем крепче натура жертвы, тем разительнее будут полученные органические повреждения, с которыми человек не может справиться всю жизнь.

"Нечистики"



Кроме церковного ладана, против чар и козней русалок отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, - это «полынь, трава окаянная». Надо только пользоваться ее силою и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- Полынь.
- Прячься под тын,- громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит:
- Ах ты моя душка,- и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый, ничком.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Для защиты от вредоносных русалок, нападающих на людей, повсеместно использовали различные обереги: растения (полынь, любисток, хрен, чеснок, освященную вербу), церковный ладан и железные орудия. Еще русалки боятся очерченного круга, креста, молитвы. Полагали, что для того, чтобы уберечься от нападающих русалок, следует «начертить на земле крест и, обведя его кругом чертою, в этом кругу и стать». Если к русалкам подъехать на кочерге, они испугаются и убегут, так как решат, что это едет ведьма, а ведьм они боятся.

Были и словесные обереги от русалок. Так, знахари некогда сохраняли в великой тайне заумный заговор от русалок:

«Ау, ау шихарда, кавда! Шивда, вноза, митта, миногам, каланди, инди, якуташма, биташ, окутоми ми нуффан, зидима ».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Запомнили? Рекомендую, может быть, когда-нибудь сгодится!

Знаете ли вы, как отличить русских русалок от малороссийских? Если нет - ниже приводится способ, как можно это сделать.

Многие из наших малороссиянок, купаясь у мельниц, видали как русалки, сидя на вертящемся мельничном колесе, чесали себе волосы, с хохотом кидались с колеса в воду, шутя вертелись с ним, и ныряли под мельницу с криком «куку!»

Русские русалки, по словам г-на Сахарова, поют таинственную песню, которая так начинается:

Шивда, винза, каланда, виногама;
Ийда, ийда, акумалима, битама;
Нуффаша, зинзама, oxутo ми;
Копоцо, копоцам, копоцама;
Ябудалла, викгаза, мейда;
Иo, иa, о иo, иa цок, иo, иa, паццо, иo, иa, папаццо
Пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац
.

Малороссийские русалки этого не поют, но зато они любят задавать загадки. Если одна из них спросит вас: «Ой що росте без кореня?» отвечайте: камень. «Ой щo цвите да без цвету?» Отвечайте: папорот. Если вы не будете отвечать, русалка вас защекочет.

"Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян"


Теперь попробуем разобраться в типах и разновидностях русалок, зависящих и от их происхождения, и от среды обитания, и от региона проживания. Например, русалки, водившиеся на болоте, вследствие, видимо, экологических причин, отличались от своих сестер, обитавших в чистых водах.

Ну, на последней картинке болотная русалка не сказать, чтоб была страшна, а даже и где-то симпатична.
Озерницы , водившиеся в Белоруссии, представляют собой уже отдельную разновидность русалок. Анатомически они отличались от обычных русалок: ступни у них были в форме плавников, тела костлявые, волосы зеленые, вид несимпатичный. Говорят на непонятном языке, похожем на птичий. При свете луны выходят на берег и поют соловьями. А бывает, что поют и под водой, и тогда их пение легко спутать с лягушачьим кваканьем.

Мавки (навки, нявки, у болгар - наявки) известны в Малороссии, Польше, Болгарии. Ими становятся девочки мертворождённые, либо умершие некрещёнными, либо те, что умерли на Русальной неделе.

Происхождение слово "мавка" связывают с древнеславянским "навь" - мертвец, то есть, получается - "мертвушка". В некоторых местностях их название объясняют еще тем, что они якобы кричат по-кошачьи, "мявкают".

По некоторым сведениям, у мавок, или у какого-то их подвида, отсутствует кожный покров на спине, и поэтому виден их хребет и даже внутренности.

Мавки считаются более опасными, чем обычные русалки. Встреча с ними практически всегда смертельна. Полынь, верба, чеснок, ладан, железо на них не действуют. Говорили, что вроде бы как можно спастись от мавки, бросив ей заранее приготовленный гребешок - тогда она якобы переключала внимание на расчесывание волос и отпускала жертву.

Еще бытовало поверье, что мавку можно было побрызгать водой, перекрестить ее со словами: «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», и тогда она превратится в ангела, который будет всячески помогать по жизни окрестившему ее. Но такой способ был действенным только для тех мавок, которые просуществовали в этом качестве не более семи лет.

Лобаста (лобоста) - так называли страшную и злую русалку на юге России и на Кавказе. Название это перекликается с тюркским "албасты" - мифологическим женским персонажем, особой крайне малопривлекательной, но не имеющей отношения к русалкам.

В Астраханской губ. русалку называют лобаста.
- «Глядь, ан за ериком-то (протоком) девка - знать лобаста - нагишом, чешит голову, а волосы-то длинные - предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое, - да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пушше тово испужались: как бы не защикотала».

В Терской обл. лобаста - нагая женщина большого роста, весьма полная и обрюзгшая до безобразия и отвращения, с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли; в общем наружный вид ее крайне и невыносимо безобразный, отталкивающий и наводящий страх. Она живет в больших болотах, озерах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо ее жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти.

"Очерки русской мифологии"



У южных славян (Болгария, Сербия, Македония) аналогом наших русалок были вилы , или самовилы. В некоторых поверьях они имели прозрачные крылышки. Вилы, в целом, были дружелюбны к людям. В Болгарии водяные вилы назывались "юды", и вот они уже считались злыми и опасными для людей. Видимо, оттуда и пошла юдофобия:)

Вилы носили прозрачные платья. Если мужчине удавалось стянуть с нее платье, вила подчинялась ему до конца дней. Еще виды отличались музыкальностью: пели, водили хороводы, играли на разных инструментах.

В европейских преданиях (Германия, Прибалтика) роль наших русалок играли ундины , духи девушек, утопившихся из-за несчастной любви. Считалось, что если ундине удастся родить ребенка от земного человека, она обретет бессмертную душу.

По всей видимости, все перечисленные виды и подвиды русалок восходят корнями к древнегреческим наядам - нимфам рек, ручьев и озер. Они были долговечными, но не бессмертными. Совокупляясь с людьми, они давали потомство, причем особи мужского пола были жизнеспособны, но бесплодны.

А теперь поговорим про тех обитательниц вод, которых многие ассоциируют с понятием "русалка", но при этом, строго говоря, данные персонажи русалками-то и не являются. Речь идет о сиреноподобных существах с рыбьим хвостом и чещуей - морских русалках, которые у нас назывались фараонками, или фаляронами, а также мелюзинами.

Есть у наших русалок родственницы - русалки из Европы. У тех вместо ног - хвост, как у рыбы. И все они обросли рыбьей чешуей. Андерсоновской русалочке даже пришлось обратиться к ведьме, чтобы та из хвоста сделала ей ноги, и ей больно было потом ходить по земле. Перед нашими русалками такие проблемы не стоят. Наши бегают - будь здоров. А все потому, что у наших и европейских русалок разное происхождение. Про то, что наши русалки происходят из наших же утонувших девушек, мы уже поняли. И хвосту у них взяться просто неоткуда.

Европейские русалки совсем другого происхождения. Когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, и за ними по пятам гналось войско фараона, как известно, по Божьему велению воды Красного моря расступились, чтобы Моисей мог провести свой народ на другой берег. Но когда в море вступили воины фараона, волны сомкнулись и поглотили все фараоново войско. А воины фараона превратились в полулюдей-полурыб. Вот из этого фараонова войска происходят все европейские русалки, и живут они в основном в морях. В русской традиции такие хвостатые русалки тоже немного известны. В народе их называют фараонками - в намять о фараоновом войске. О том как воины фараона превратились в прекрасных и соблазнительных девушек, народная традиция умалчивает. В Нижегородской области раньше даже любили вырезать изображения хвостатых фараонок на оконных наличниках. Еще таких хвостатых русалок иногда называют мелюзинами.

"Русская народная мифология"



Яснее и прозрачнее всего отражение в русалках образа древнегреческих сирен. Правда, это отражение, проникшее на русскую почву, по-видимому, книжным путем, далеко не всеобщее. Встречаемся мы с ним главным образом в южной России, и то далеко не везде. Явные следы этого влияния: рыбообразный хвост морских русалок и их чарующее пение, которого заслушивается даже бурное море.

Замечательно, что сиренообразные русалки носят и особые названия, безусловно заимствованные и притом чисто книжного происхождения: фаляроны (фараоны) и мемозины (мелюзины). О «фараонах» или «фараонове войске» знают и великорусы но отличают их от русалок. Во Владимирской губ. рассказывают, что „в Чермном море и поныне еще плавает фараоново войско, причем женщины как есть настоящие: с волосами и с титьками, только плеск (хвост) у них рыбий - ноги срослись; а мужики все даже с бородами ".

"Очерки русской мифологии"


Относительно появления фараонок в балтийских и беломорских водах сведений нет. Наблюдали их рыбаки и моряки в Черном, возможно, и в Азовском морях. Могли бы они оттуда попасть во внутренние воды? Теоретически - да. Хотя непонятно, зачем им было менять привычную среду на пресноводную, где и хвост-то их становится не подспорьем в плавании, а обузой...

Тем не менее художники часто изображают именно хвостатых русалок в исконно российском антураже.

А вот еще какая-то разновидность морской русалки: обратите внимание, у нее нет рыбьего хвоста, а вместо ступней - плавники.

И в завершение, как обычно - забавная картинка. На этот раз - с маскаевским котом и фараонкой-мелюзиной, неизвестно как заплывшей в наши воды.

В статье:

Как вызвать русалку добрую днем?

Для того, чтобы вызвать такую магическую сущность, как русалка, необходимо сначала попросить ее благосклонности и добиться расположения стихии, которая владеет ею. Так как русалка – представитель водного мира, именно с водой придется породниться тому, кто желает призвать это магическое существо.

Прежде чем обращаться за помощью к морской нечисти, нужно запомнить, что эти существа очень коварны, им не составит труда околдовать Вас или попросту забрать дары и не выполнить вашу просьбу. Если Вы все-таки решили, что не боитесь такого поворота событий и готовы ко всему, то, в первую очередь, задобрите жителей водоема.

Для этого отправьтесь на берег реки или моря и оставьте там подарок русалке. Это может быть ожерелье из морских ракушек или кораллов. Важно, чтобы количество составляющих в ожерелье было нечетным. Оставляйте дар приговаривая:

Русалка, вот тебе подарок, приди! Возьми его и меня награди!

Когда дар будет принят, и его заберет морская волна, станьте на берегу, расставьте широко руки и скажите:

Русалка, прелестница вод, явись мне, услышь мой призыв! Ты приняла мой подарок, так выполни теперь мою просьбу (озвучьте то, что хотели бы получить).

Когда Вы окончите свой монолог, поблагодарите духов воды за то, что они выслушали Вас и приняли вашу просьбу. Теперь можете отправляться домой. Если русалка вас не обманет, то уже через три дня Вы получите все, о чем ее просили. Также можно самому , чтобы самостоятельно исполнять свои желания.

Как вызвать русалочку в домашних условиях?

Вызвать духа воды дома можно абсолютно самостоятельно. Для проведения подобных ритуалов Вам абсолютно не нужно отправляться на естественный водоем. Достаточно воды, которую Вы сможете набрать дома.

Для проведения обряда Вам понадобится большое ведро, доверху заполненное жидкостью. Набирается вода только в полнолуние ровно в полночь. Обратите внимание на то, что изначально набранная жидкость должна быть очень холодной.

Поставьте емкость с жидкостью на пол, а сами расположитесь рядом. Вам следует полностью сосредоточиться на своем желании призвать русалку. Когда Вы поймете, что готовы встретиться с духом, произнесите трижды:

Русалка, приди!

После чего поднесите руку к воде. Если магическое создание решило вам помочь и откликнулось, то жидкость станет теплее. Если же вода сталась такой же холодной, как и была, то не стоит проводить ритуал заново. Такими действиями и своим упорством Вы, конечно, можете призвать русалку, но она будет очень зла, и последствия призыва могут быть непредсказуемыми.

Как вызвать духа воды, чтобы он удлинил волосы?

Нередко наши предки использовали силы этих волшебных существ и просили у них красоту. Считалось, что русалке под силу сделать девушку более привлекательной. Чаще всего просили даровать шикарные локоны. Считалось, что это средство эффективнее, чем обычные .

Но помните, раз русалка довольно коварное существо, то она может потребовать что-либо взамен, а не ограничиться только на том подарке, который Вы преподнесёте ей перед проведением обряда.

Чтобы провести ритуал, Вам обязательно нужно прийти на берег водоема. В домашних условия этот ритуал не проводится. В дар хранительнице морской принесите серебряное колечко. Оно будет ей не только подарком, но и с его помощью вы сможете сделать так, чтобы дух воды исчез.

Придите на берег реки (или любого другого естественного водоема), присядьте и распустите косы. Медленно расчесывайте их гребнем (желательно, деревянным, а не пластмассовым).

Лучше всего для проведения обряда купить новый атрибут. Представьте, что ваши локоны будут расти очень быстро после проведения обряда, станут сильными, блестящими и здоровыми. Когда Вы настроитесь на эту ноту, возьмите в руку кольцо и скажите:

Вижу то, что скрыто на дне морском. Русалка, приди!

Теперь возьмите один свой волос и киньте его в воду, сказав:

Волосок мой, уплыви, духа вод притяни, расчесаться помоги.

Если на ваш зов существо откликнется, то на поверхности воды начнут появляться круги. Если русалка отказала Вам в помощи, не беспокойте ее более. Если же она пришла, то, продолжая расчесывать волосы, скажите:

Дух воды, даруй мне длинные косы, красивые и здоровые, а я тебе за это подарок дам.

Ни за что не смотрите в воду, пока будете говорить эти слова. Если русалка будет агрессивно настроена, она с легкостью заберет Вас к себе.

После того, как слова будут сказаны, и дух воды Вас услышит, бросьте в воду кольцо. Так Вы и преподнесёте русалке подарок и вернете ее обратно в другой мир, откуда она пришла.

Как вызвать русалку в ванной?

Стоит сразу предупредить, что такой вызов сущности очень опасен. Никто не гарантирует, что на зов колдуна придет именно русалка, а не из нижнего мира, способная притвориться кем угодно.

Поэтому, если у Вас мало опыта, и Вы не умеете бороться с потусторонними сущностями и отправлять их обратно в иной мир, браться за этот ритуал Вам запрещено.

Для проведения обряда колдуну потребуются:

  • стакан холодной воды;
  • три свечи; полная ванная воды;
  • немного соли;
  • ракушка.

Проводится между 12 и 2 часами ночи. Наденьте на себя длинную белую рубаху и перевяжите ее белым поясом с красными кисточками. Это будет незначительная, но все-таки защита от потустороннего влияния. Вам нужно стать перед открытым окном так, чтобы на Вас падал свет луны. Возьмите в руки стакан с водой и медленно окуните в него ракушку, повторяя:

Русалка, приди. Как я сказала, так оно и будет.

После этого киньте в жидкость соль, повторяя тот же заговор. Опустите емкость на подоконник и произнесите:

Призываю тебя, дух воды.

Оставьте емкость на окне и отправляйтесь в ванную. Предварительно там должна быть набранная ванная и три зажженные свечи. Как только Вы зайдёте в комнату, из ванны должен послышаться плеск воды и русалка появится перед Вами.

Простые способы призыва духа воды

Существует несколько очень простых способов, которые наименее опасны, и с их помощью призвать русалку сможет даже человек, который никогда не контактировал с такими существами и не увлекался магическими практиками.

Как услышать голос русалки?

Для того, чтобы призвать это существо и услышать ее пение, нужно провести особый ритуал. Но помните, проводить его можно только женщинам, ведь русалки практически не имеют над ними власти. Если же проводить обряд станет мужчина, то вполне возможно, что русалка зачарует его своим прекрасным пением и заберет к себе.

Для проведения обряда придите на берег водоема (важно, чтобы это было безлюдное место). С собой возьмите два бокала с вином (в одном – белое, в другом — красное). Поставьте емкость с красным вином на берег, а из другого бокала отпейте немного сами, после чего прошепчите:

Русалка, русалка, приди. Выпей вина со мной, а после – песню свою спой.

Теперь поставьте и вторую емкость с вином на берег и быстро уходите с места проведения обряда. Когда Вы отойдете на небольшое расстояние от воды, то услышите пение этого существа.

Когда русалка закончит свою песню, возвращайтесь на берег водоема, поблагодарите ее за то, что смогла прийти, и бросьте в воду любое принесенное для русалки украшение.

Вызов на природе

Если Вы хотите убедиться в существовании русалок, проведите этот простой обряд вызова, после которого дух воды покажется перед Вами. Но помните, этот ритуал не рассчитан на то, что Вы будете что-либо у существа просить. Он просто позволяет удивить духа воды. Придите на берег водоема и прошепчите:

Русалка, приди и свой хвост покажи.

Теперь положите на берег подарок и отойдите немного. Через 10 шагов обернитесь и Вы , которая выйдет, чтобы забрать уготованный ей подарок.

Если в день проведения обряда Вы плохо себя чувствуете или сильно заболели, это знак. Вызывать существо сегодня не нужно. Если же каждый раз перед вызовом духа вы начинаете себя очень плохо чувствовать, это говорит о том, что контакт с этим существом не принесет Вам ничего хорошего, и лучше не беспокоить духа воды.