Курсовая работа: Кредитование малого бизнеса. Проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса

Малый бизнес уже давно занял свою нишу в сфере экономического развития страны. Именно на малые предприятия полагаются большие надежды с целью поднятия уровня развития государства. Вот поэтому, государство разрабатывает множество программ, которые направлены на обеспечение и оздоровление малого бизнеса. К примеру, Российская Федерация делает поблажки молодому бизнесу, предоставляя таким предприятиям и возможность бесплатно зарегистрироваться. Но все же, малый бизнес не может активно конкурировать с большими предприятиями, так как они постоянно голодают от финансовой недостачи.

Проблемы в кредитовании малого бизнеса

Малый бизнес не поддерживается инвестициями и кредитованием. Можно смело говорить, что основной проблемой, которая не дает малому бизнесу утвердиться и развиваться, являются финансовая проблема. Малые предприятия для обеспечения своей деятельности используют в среднем тридцать процентов своих средств, то есть их стартовый капитал, для того, чтобы расширить свои производственные возможности предприятие пытается привлечь стабильные, долгосрочные ресурсы. Однако рассчитывать на получение кредитов от банков предприятие не в силах, так как сами банки не инициируют это вопрос.

Проблемы кредитования малого бизнеса можно разделить на два блока в зависимости от стороны кредитных отношений.

Проблемы со стороны банка:

  1. Малый бизнес для банковских структур — это зона большого риска, поэтому данные организации отдают предпочтение большим предприятиям, которые уже утвердили свой статус на рынке;
  2. Низкий уровень прибыльности от малых предприятий для финансовых структур по сравнению с большими организациями так же можно назвать проблемой кредитования малого бизнеса;
  3. Отсутствие имущества, которое могло бы послужить как застава;
  4. Недоверие банков к малому бизнесу, так как у большинства из них уже испорченная репутация на счет кредитной истории;
  5. Не защищенность банковской деятельности законом, что провоцирует банковские структуры подымать процент по кредиту.


Проблемы развития малого бизнеса, с которыми столкнулись представители в сфере кредитования:

  1. Заоблачные процентные ставки, которые даже при нормальном функционировании предприятия просто нереально погасить;
  2. Очень сжатые строки кредитования, поэтому молодое предприятие не успевает гасить кредит и в результате у него плохая кредитная история;
  3. Одной из актуальных причин отказа в кредитовании малого бизнеса сегодня является отсутствие возможности предоставить банку достаточно гарантий, чтобы обеспечить стопроцентную выплату одолженных денег, так как малое предприятие не имеет возможности использовать заставу или поручителя. Причиной этого является низкий уровень материальной основы предприятия.
  4. Строгий термин погашения и процентная ставка – 20-25 %.

В результате банковские структуры отказываются давать деньги на развитие бизнеса малым предприятиям обосновывая это высоким риском, малыми кредитными сумами и низкими доходами. В свою очередь молодые предприятия считают заем денег у банка – нецелесообразным.

В связи с этим нужно провести ряд мероприятий, решение проблем малого бизнеса, которые направлены на оптимизацию системы кредитования. Во-первых, нужно наладить законодательную базу, которая бы могла точно регулировать данный процесс. Во-вторых, банковским структурам нужно немножко понизить требование к субъектам малого бизнеса и пойти им на встречу, понизив процентную ставку и строки погашения кредита. В третьих, если частные банки не инициируют активное кредитование малых предприятий, нужно такое полномочие положить на государственный банк, который мог бы поддержать малый бизнес.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Оценка кредитоспособности малых и средних предприятий. Виды государственной поддержки по степени важности для субъектов малого и среднего бизнеса. Критерии работы гарантийной системы. Кредитование малого и среднего бизнеса на примере Сбербанка России.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Сектор малого предпринимательства. Решение проблем кредитования малого бизнеса в современной России. Стандартный набор требований банка к предпринимателю. Рост предприятий малого бизнеса. Возвратность кредитов в секторе малого и среднего бизнеса.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Сущность кредитования малого и среднего бизнеса, его формы, динамика и проблемы развития в Республике Беларусь. Анализ процесса кредитования банками Республики Беларусь предприятий малого и среднего бизнеса. Роль кредитования в экономике государства.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2014

    Особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России: кредитование малого и среднего бизнеса в ВТБ 24, кредитные продукты ВТБ-24 для предприятий и индивидуальных предпринимателей. "Микрокредит" на развитие бизнеса, овердрафт и др.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2008

    Исследование процессов кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. Характеристика деятельности ЗАО "РРБ-Банк". Анализ кредитного портфеля банка. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в РБ.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2014

    Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики. Динамика развития объема кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане. Анализ банковского участия в кредитовании малых и средних предприятий на примере АО "Народный банк Казахстана".

    дипломная работа , добавлен 28.01.2011

    Экономическая сущность малого и среднего бизнеса и необходимость его кредитования. Анализ организации работы по кредитованию малого и среднего бизнеса на примере ЗАО "Муниципальный Камчатпрофитбанк": анализ финансового состояния, кредитные продукты.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2012

    Экономическая сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике. Кредитные продукты для этого сегмента. Анализ операций по их предоставлению коммерческими банками предприятиям малого и среднего бизнеса, основные проблемы, пути их решения в России.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2014

Отправить другу

Тенденции в кредитовании МСП

Выводы и предложения

В последние годы в результате финансового кризиса ухудшилось состояние многих организаций, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства - МСП, которые рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений развития российского общества. Обладая производственной гибкостью и самостоятельностью в принятии решений по выбору стратегии развития, МСП могут оперативно реагировать на происходящие изменения в обществе, лучше учитывать потребительские предпочтения населения, быстро перестраивать свою структуру, менять специализацию и создавать новые рабочие места, участвуя таким образом в процессе стабилизации общей экономической ситуации в стране.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед государственными органами, должно стать создание благоприятных экономических и правовых условий для развития МСП, что не требует значительных капитальных затрат, но позволяет приспособиться к местным условиям, шире использовать труд проживающего населения.

Тенденции в кредитовании МСП
Период 2013-2015 гг. был отмечен для МСП преимущественно негативными тенденциями. Хотя общее число предприятий малого и среднего бизнеса, юридических лиц увеличилось в 2012 и 2013 гг. на 12,2 %, составив 2,08 млн предприятий, этот прирост пришелся на сегмент микропредпринимательства. В 2014 г. данная тенденция не изменилась к лучшему. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось в 2013 г. по сравнению с 2011 г. почти на 15 %. В 2014 г. их количество увеличилось на 1,6 %, но это произошло за счет роста числа микропредприятий. Что же касается занятости на предприятиях МСБ в 2011-2013 гг., то она уменьшилась на 66 тыс. человек - 0,4 %.

Финансовые показатели предприятий МСБ также показали негативную динамику. Так, оборот в 2013 г. - 38,8 трлн руб., в реальном выражении сократился на 4,5 % по сравнению с уровнем 2011 г. Снижение капитальных инвестиций за этот же период составило 1,1 %. По данным исследования «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса - 2014», проведенного Аналитическим центром МСП Банка, предприниматели весьма негативно восприняли изменения в бизнес-климате, отмечая высокий уровень конкуренции - его назвали главной проблемой 37 % респондентов, увеличение налогового бремени - 29 % и недоступность финансирования - 11 %.

Пессимистические настроения предпринимателей отражает динамика сводного индекса финансового состояния МСП. Как показывают данные, на протяжении 2012-2013 гг. значения сводного индекса динамики финансового состояния МСП были относительно стабильными, хотя отмечалась некоторая тенденция в негативную сторону. В 2015 г. произошло резкое ухудшение ситуации - значение индекса уменьшилось с 0,12 до 0,10.

По данным отчета МСП Банка «Статистика кредитования малого и среднего бизнеса в России», по состоянию на 1 сентября 2015 г. на МСБ приходилось 12,4 % - годом ранее - 14,4 % общего объема кредитования бизнеса. Замедление темпов выдачи новых кредитов, сокращение размеров портфеля, увеличение доли просроченных обязательств - характерные черты кредитования МСП на сегодняшний день. Только в сентябре 2015 г. малому и среднему бизнесу было выдано на 17 % меньше кредитов, чем в сентябре 2014 г. В целом объем выданных кредитов МСБ в 1-м полугодии 2015 г. составил 2,5 трлн руб., сократившись на 36 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. По общему мнению, кредитование МСП является рискованным. Число невозвратных кредитов МСП значительно возросло, что повлияло на финансовые показатели банков.

Для сравнения: за тот же период портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 30 %, а портфель розничных кредитов физическим лицам - на 1 %. На конец III квартала 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. доля 30 крупнейших банков в портфеле МСП сократилась на 21 % и составила 54 %. Крупные банки сосредоточились на кредитовании крупного бизнеса из-за необходимости рефинансирования внешнего фондирования.

На динамику кредитования МСП повлияли высокие ставки, снижение потребительской активности и спроса на кредиты со стороны МСП, а также возросшая вероятность дефолта из-за ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране. Рост дефолтности кредитов МСП стал причиной сворачивания популярных у крупных банков в период бурного роста рынка так называемых «кредитных фабрик». На начало III квартала 2015 г. просроченная задолженность МСП выросла по сравнению с 2014 г. на 212 млрд руб., или 54,5 %, и достигла максимума с 2009 г. - 12,25 %.

Кризисные явления особенно сильно отразились на качестве обслуживании долга малыми и средними предпринимателями. Розничные предприятия занимают лидирующие позиции по просроченным кредитам на балансе банков в сравнении с 5,2 % просроченной задолженности в целом по банковскому сектору. Одной из причин, сдерживающих кредитование МСБ в России, может быть недостаток информации, необходимой банкам и микрофинансовым организациям для оценки кредитного риска МСП. Банки не могут адекватно оценивать кредитный риск заемщиков из числа малых и средних предприятий из-за отсутствия прозрачной отчетности и низкого уровня централизованного отслеживания кредитных историй организаций-заемщиков или обмена информации между финансовыми институтами по кредитным историям. Это вынуждает банки полагаться на собственный кредитный анализ и кредитную историю заемщика в банке.

Но и это в условиях несоответствия управленческой отчетности официальной отчетности, а также серые схемы приводят к увеличению рисковой составляющей в процентных ставках за кредит и росту требований к залогам. С учетом всего перечисленного, а также ухудшения экономической ситуации и увеличения рисков банки повысили требования к заемщикам. В первую очередь эти меры повлияли на МСБ. Согласно индексу «Финансовый перекресток МСП Банка» по итогам 1-го полугодия 2015 г. 65 % банков ужесточили условия «отбора» заемщиков.

Несмотря на ужесточение требований, предъявляемых к предприятиям МСБ при выдаче кредитов, до конца 2015 г. уровень просроченной задолженности в сегменте МСБ продолжит расти. При этом не все проблемные кредиты отражаются на балансе банка. В 2015 г. участилась практика продажи проблемной задолженности МСП коллекторам.

Особенность 2015 г. состояла в том, что почти 74 % кредитов, выданных в этом году, имеют срочность до одного года. Предприниматели в начале 2015 г. не брали долгосрочные кредиты по возросшим процентным ставкам, ожидая их снижения. Банки, не уверенные в будущем финансовом положении заемщиков в условиях снижения доходности их бизнеса и макроэкономической волатильности, сокращали свои программы долгосрочного финансирования МСП. В результате объем кредитов срочностью свыше 3 лет составил лишь 7 % от совокупного объема кредитов МСП, выданных в 1-м полугодие 2015 г., против 11 % прошлого года и 19 % в 2011 г. За счет более «коротких» кредитов банки ограничивают уровень риска в условиях спада экономики.

Банки практически всегда предъявляют к заемщикам высокие требования. Тщательно изучаются условия деятельности: время работы предприятия, стабильность получения выручки и чистой прибыли. Причинами отказов в кредите являются недостаточно устойчивое состояние предприятия как заемщика, уровень ликвидности залога, высокая финансовая нагрузка на заемщика, цель кредита, не соответствующая необходимым параметрам, а также отсутствие кредитной истории.

При предоставлении кредитов банкам приходится учитывать, что не все операции и не всю выручку малые предприятия проводят по расчетному счету. Но качество оборотов, диверсифицированность бизнеса, количество поступлений по счетам предоставляют собой для банков очень важную информацию, которая для них при нынешнем положении дел становится недоступной, поскольку не отражается в налоговой отчетности и соответственно является неподтвержденной.

Банки могут работать с управленческой отчетностью, но в соответствии с требованиями Банка России в отношении оценки кредитов при формировании резервов оценка рисков должна осуществляться на основе официальной отчетности, которая может зачастую не отражать реального состояния дел. Дополнительное подтверждение имеющейся информации по заемщикам приводит к удорожанию кредитного процесса, и кредит становится дороже, чем в розничном или корпоративном сегментах. Эти издержки особенно ощутимы для предприятий и организаций при небольших занимаемых суммах - не выше 10 млн руб. Но это именно тот объем средств, на который претендует большинство заемщиков из числа МСБ.

К тому же низкая финансовая грамотность заемщиков, их неспособность формулировать стратегию своего развития или оценивать риски собственного бизнеса ставят банки в затруднительное положение, когда им приходится оценивать перспективы отрасли, положение заемщика на рынке, конкурентные преимущества, качество управления и финансовую стратегию. В результате ставки по кредитам определяются исходя из возможных рисков, стоимости фондирования и маржи банка. Причем основным фактором повышенных ставок на российском рынке является стоимость фондирования, превышавшая в 2015 г. 10 % даже у самых крупных банков.

Одновременно снижается спрос на долгосрочные кредиты вследствие действия макроэкономических факторов. В этих условиях компании не могут иметь «длинный» горизонт планирования. Они не готовы к финансовой зависимости от банков на длительный срок. Поэтому спрос на долгосрочное финансирование со стороны заемщиков снижается.

В 2015 г. в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» на базе Агентства кредитных гарантий была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства - Корпорация МСП.

Корпорация МСП должна оказывать поддержку малым и средним предприятиям, предоставляя им гарантийные продукты, которые должны обеспечить исполнение ими кредитных обязательств по договорам банковского кредитования - прямые и синдицированные гарантии и исполнение региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительств - контргарантии.

Гарантии предоставляются в рамках соглашений, заключенных Корпорацией МСП с банками и региональными гарантийными организациями. Предоставление гарантий повышает доступность банковского кредитования для предприятий МСБ, когда нет соответствующего залогового обеспечения, а также поручительств региональных гарантийных организаций.

До создания Корпорации МСП поддержкой предприятий МСБ занималось Минэкономразвития России. Так, в соответствии с программой поддержки МСП в 2015 г. было выделено около 18,5 млрд руб., на 2016 г. - 12,8 млрд руб. Однако заметных успехов достигнуто не было. За последние десять лет в России не был зарегистрирован существенный рост доли МСБ в ВВП. Увеличить долю малого бизнеса в ВВП планируется за счет увеличения доли обязательных закупок госкомпаний у малого бизнеса.

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 352 устанавливает госкомпаниям 18-процентную квоту закупок у субъектов МСБ, в том числе 10 % должно приходиться на прямые закупки. С января 2016 г. эта норма будет дейст- вовать в отношении 3,5 тыс. компаний с выручкой 1 млрд руб. - в 2015 г. - 10 млрд руб. Объем утвержденной для предпринимателей квоты в Корпорации МСП составляет 32 млрд долл. США, что позволит накопить средства для дальнейшего развития малого предпринимательства. Утвержден список из 35 компаний, которые обязаны закупать десятую часть товаров, работ и услуг у предприятий малого бизнеса.

Корпорация МСП планирует запустить так называемые маркетинговые навигаторы, представляющие собой интерактивные карты с необходимой для малого бизнеса информацией о спросе на тот или иной вид производимой продукции, товары или услуги, о доступных рыночных нишах и емкости рынка в них, о возможных поставщиках, о предлагаемой в аренду или к продаже недвижимости, а также о том, где получить кредит и гарантию.

Выводы и предложения
Расширение кредитования и повышение доступности кредитов для МСП не решат проблемы малого и среднего бизнеса. В настоящее время доля МСБ в ВВП составляет 20-21 %, а в развитых странах - до 50 %. В 2013-2014 гг. совокупный объем средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса превысил 135 млрд руб. Однако ситуация не улучшилась. Доля долгосрочных кредитов по-прежнему остается небольшой и составляет около 10-12 % от общего объема кредитов, выданных в 2015 г. Основной объем кредитования идет на оборотные цели и закрытие кассовых «разрывов». Просроченная задолженность МСП достигла к концу 2015 г. 12-15 % и продолжает расти.

Политика, направленная на поддержку МСП, должна быть частью общеэкономической стратегии развития страны.

МСП необходимо оказывать правовую поддержку, включая ускорение процедур регистрации предприятий и организаций, поддержку со стороны силовых структур, сокращение количества проверок бизнеса.

Целесообразно установить и в дальнейшем развивать систему квотирования участия малого бизнеса в закупках естественных монополий и государственных корпораций. В настоящее время этот рынок с точки зрения доступа к нему МСБ оценивается в 32 млрд долл. США. Однако малый и средний бизнес не всегда может удовлетворить требования высокотехнологичных компаний в плане качества и скорости выполнения работ и производимой продукции, а также по ценовым параметрам.

Позитивное влияние на рынок кредитования МСП могут оказать меры, направленные на поддержку МСБ, с привлечением поручительства гарантийных организаций под умеренные процентные ставки. Данные программы будут стимулировать деятельность МСП и обеспечивать устойчивость кредитных портфелей банков.

В настоящее время на рынке есть два основных инструмента: субсидирование ставок и механизм кредитных гарантий, осуществляемый Корпорацией МСП и региональными фондами, в частности Фондом Москвы. Если раньше гарантировались только инвестиционные кредиты, то в настоящее время начинают предоставляться гарантии и под оборотные средства.

Одной из насущных задач Корпорации МСП должно стать создание сети лизинговых и инжиниринговых центров коллективного пользования для предпринимателей.

Назрела необходимость внесения в законодательство мер по оказанию имущественной поддержки предпринимательству в части приобретения и получения в аренду земельных участков, зданий и сооружений.

Для стимулирования интереса банков к финансированию МСП целесообразно снизить стоимость фондирования и нагрузки на капитал. Рынком будут востребованы механизм рефинансирования кредитов Банка России и секьюритизация портфелей кредитов МСП. В частности, Банк России может уменьшить стоимость кредитов для МСП за счет использования такого механизм рефинансирования банков, когда средства можно получить под залог кредитов МСП, выданных под гарантии Корпорации МСП. С 1 января 2016 г. в России предусматривается снижение коэффициента риска до 75 % в отношении кредитных требований к субъектам малого предпринимательства.

Применение подобного инструмента в российской практике, а также дополнительное снижение нагрузки на капитал при использовании гарантий институтов развития позволит повысить заинтересованность банков к финансированию малых и средних предприятий и обеспечить устойчивое восстановление рынка.

На фоне проблем, связанных с кредитованием МСП, особый интерес представляют новые технологии. Необходимо использовать онлайн-платформы Р2Р-кредитования - системы, в которых кредиторами выступают физические лица с помощью онлайн-платформ без участия банков.

КАПРАНОВА ЛЮДМИЛА ДМИТРИЕВНА, - канд. экон. наук, доцент кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета

Характеристика малого бизнеса как заемщика кредитных средств

Значимость малого предпринимательства для экономического развития государства подтверждается повсеместной реализацией программ его государственной поддержки, как в развитых, так и в развивающихся государствах.

Государство осуществляет активную поддержку малого бизнеса позерством предоставления налоговых и иных льгот, бюджетных субсидий, иных форм, однако этого недостаточно для решения основной проблемы малого бизнеса – нехватки финансирования.

Кредитные организации предоставляют значительный объем программ по кредитованию представителей малого бизнеса, однако получение кредитов сопряжено с определенными трудностями и рисками, обусловленными спецификой малого предпринимательства.

Против малого бизнеса свидетельствуют следующие факты:

  • во-первых, статистические данные. Более 80 процентов представителей малого бизнеса осуществляют свою деятельность не более чем в течение 12 месяцев, 50 процентов становятся банкротами в первый год работы;
  • во-вторых, данный сегмент ведения бизнеса характеризуется высоким уровнем непрозрачности, обусловленным преференциями, предоставляемыми малым предприятиям в виде специальных налоговых режимов, налоговых каникул и прочего. Данный факт снижает достоверность и объективность оценки эффективности бизнеса, а, следовательно, и рисков;
  • в-третьих, часто владельцы малого бизнеса привлекают для его финансирования потребительские кредиты, оформляемые на физическое лицо. Данный факт не позволяет банку получить представление о кредитной дисциплине малого предприятия, что не способствует формированию его собственной кредитной истории и репутации;
  • в-четвертых, на банки ложится обязанность оценки и контроля каждого отдельного кредита для представителей малого бизнеса, что в связи с массовостью потребности повышает их операционные затраты и снижает уровень прибыли. Кредитование корпоративных клиентов является более выгодной формой услуги по сравнению с кредитованием малого бизнеса;
  • в-пятых, большая часть субъектов малого бизнеса не имеет в собственности ликвидного залогового обеспечения в размерах, достаточных для получения кредита. В то же время использованием беззалоговых программ кредитования существенно снижает величину кредиту, возможную к получению.

Основные проблемы кредитования малого бизнеса

К числу основных проблем, связанных с кредитованием малого бизнеса с точки зрения самих представителей малого предпринимательства, относятся следующие.

Непродолжительный период кредитования . Малый субъект бизнеса, особенно на этапе его становления, в условиях не налаженной деятельности и нестабильного поступления доходов, как правило, не способен выплатить сумму кредита в короткий срок, однако, банки предпочитают краткосрочное кредитование данного сегмента бизнеса, направленное на снижение банковских рисков. Как результата, представители малого бизнеса часто сталкиваются с просрочкой платежей, отрицательно влияющих на их кредитную историю;

Высокий уровень процентных ставок по кредитам . Практически все малые предприятия, даже самые успешные, имеют невысокие показатели рентабельности по сравнению с более крупными субъектами рынка, что ограничивает их возможности по расходам на уплату процентов по кредитам. Даже если они справляются с платежами по кредитам, то средств оказывает недостаточно для финансирования задачи расширения и развития бизнеса;

Жесткий список требований по отношению к количеству и качеству залогового обеспечения (год постройки объектов, их местоположение, иные характеристики). Кроме того, банки зачастую перестраховываются и предоставляют кредиты в объеме, не превышающем 70 процентов от стоимости залогового имущества, что существенно снижает кредитные возможности представителей малого бизнеса;

Продолжительный период изучения банком кредитной заявки . Как правило, денежные средства требуются малым предприятиям незамедлительно, но банки не спешат при изучении кредитных заявок, тщательно оценивая деятельность заемщика.

Также к числу проблем кредитования малого бизнеса относятся проблемы с получение индивидуального графика погашения кредитов, ориентированных на сезонность бизнеса или фазу его развития, большой объем документации, требуемой для рассмотрения кредитной заявки, незначительный объем кредитования и так далее.

Замечание 1

Малый бизнес характеризуется невысокой инвестиционной привлекательностью, затрудняющий привлечение в него доступных финансовых ресурсов. Однако для него характерны высокий уровень мобильности и приспосабливаемости к меняющимся условиям.

Создание и развитие малого бизнеса приносит немалого выгод экономике страны, что выражается в:

  • формировании новых рабочих мест;
  • увеличении объектов налогообложения, налоговой базы и поступлений в бюджеты;
  • поддержании и развитии рыночной конкуренции, оказывающей положительное влияние на количество и качество производимых услуг и товаров.

Представители малого бизнеса, нуждающиеся в привлечении внешнего финансирования, осуществляют тесное взаимодействия с кредитными организациями, направленное на получение кредитов. В последнее время кредитные организации стали уделять больше внимания программам финансирования малого бизнеса, однако они все еще действуют в данном сегменте рынка с большой опаской, не желая совершать рискованных вложений, по которым отсутствуют гарантии получения прибыли или возврата средств. Это, с точки зрения банков, и объясняет высокий уровень процентных ставок и низкую продолжительность периода кредитования, а также широкий спектр требований к заемщику.

Программы кредитования малого бизнеса существуют как в региональных отделениях крупных банков, действующих в масштабах страны, так и в мелких местных банках, специфика деятельности которых предоставляет им больше возможностей по реальной оценке эффективности деятельности представителей малого бизнеса. При этом крупные кредитные организации способны предоставлять более выгодные условия кредитования малого бизнеса по сравнению с небольшими банками.

Развитие программ кредитования малого предпринимательства имеет обоюдную выгоду, однако, в силу указанных трудностей это развитие тормозится. Организация оптимального взаимодействия кредитных организаций с заемщиками – представителями малого бизнеса требует совершенствования его механизма, немалая роль в котором отводится государству.

В настоящее время эта государственная задача реализуется в виде государственных программ кредитования малого бизнеса, однако целесообразно рассмотреть возможность участия государства в качестве гаранта в коммерческом кредитовании.

Сегодня сложилось несколько проблем кредитования малого бизнеса. Во-первых, не развит в достаточной мере спрос - малый бизнес зачастую с предубеждением относится к целесообразности кредитования. Сами банки не в полную меру обеспечены всеми необходимыми ресурсами для работы с малым и средним бизнесом. Большая проблема с правовой базой, зачастую из-за сложных бюрократических моментов с документацией. Ещё одна весовая проблема в кредитовании малого бизнеса - отсутствие ясного механизма поддержки бизнеса на федеральном уровне. Например, законодательная база подтверждает необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, но ограничивает конкретные меры в её реализации.

С начала 2011 года в России наблюдается рост объемов кредитования бизнеса банковским сектором. В 2009 - 2010 году масса предприятий, особенно среднего и малого бизнеса, разорилась именно из-за резкого снижения кредитных средств. Сейчас ситуация на рынке кредитования меняется к лучшему: банки вновь проявляют интерес к кредитованию реального сектора экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Многими банками уже приняты специальные гибкие программы кредитования бизнеса, - для решения текущих проблем используются экспресс-кредиты, овердрафт, кредиты на пополнение оборотных средств. Для финансирования долгосрочных проектов предлагаются кредиты на развитие бизнеса. Условия кредитования малого и среднего бизнеса зачастую обладают большой гибкостью. Существуют специальные индивидуальные схемы погашения с учетом особенностей деятельности данного конкретного предприятия. Банки демонстрируют широту взглядов и в отношении обеспечения по кредиту, принимая в залог не только имущество предприятий, но и товары в обороте, дебиторскую задолженность, личную собственность владельцев бизнеса, и третьих лиц. В итоге многие предприятия вновь готовы к сотрудничеству с банками и к инвестированию кредитных средств в развитие производства. Все большую поддержку кредитования малого и среднего бизнеса (здесь и далее МСБ) в настоящее время оказывает правительство и государство. Существуют фонды содействия кредитованию малого бизнеса Санкт-Петербурга, Москвы и др. городов России, благодаря которым предприятия, не обладающие необходимой залоговой массой, имеют возможность получить нужную сумму кредита под поручительство фонда. Перспективы кредитования МСБ определяются динамикой его развития, а учитывая, что количество малых и средних предприятий растет от года к году, следует сделать вывод, что уровень развития кредитования МСБ на территории Российской Федерации снижаться не будет. Согласно опросам независимых экспертов, каждому второму предприятию малого и среднего бизнеса необходимо дополнительное финансирование, за счет кредитования. Тем не менее, несмотря на все трудности, у рынка кредитования малого и среднего бизнеса перспективы достаточно позитивные. Спрос растёт, объёмы кредитования увеличиваются, а банками создаются всё новые более совершенные системы кредитования, благодаря которым процедура выдачи кредитов становится менее сложной и более доступной для малого и среднего предпринимательства.

Что касается современного состояния и развития кредитования малого бизнеса, то можно отметить определенную положительную динамику: кредитный портфель малого бизнеса за последние пять лет увеличился более чем в 3 раза, составив на начало 2012 г. 3,84 трлн. рублей. Это обусловлено, с одной стороны, ростом количества заявок на кредиты со стороны малого бизнеса. С другой стороны, потребность банков в размещении избыточной ликвидности выразилась в смягчении требований по кредитам и снижении ставок. Основными целями кредитования является пополнение оборотных средств - более 50% от общего объема выданных ссуд, на инвестиционные цели направили лишь 16%, 22% приходится на овердрафты. Чаще кредиты выдаются на срок до 3 лет. Анализ просроченной задолженности предприятий по кредитам малому бизнесу показал, что в условиях финансовой нестабильности малый бизнес показал большую устойчивость к финансовым трудностям, нежели предприятия крупного бизнеса.

Следующий важнейший фактор риска при работе с малым и средним бизнесом связан с рейдерством со стороны более крупных структур и чиновничества. Отсутствие гарантий частной собственности является серьезным фактором, влияющим на темпы развития малого и среднего бизнеса в России. Согласно информации, за год в России происходят тысячи рейдерских захватов собственности, при этом основную массу составляют предприятия малого и среднего бизнеса. И эти цифры не включают случаи установления скрытого контроля (крышевание, скрытое вхождение в капитал предприятия, покупка предприятия по заниженной цене и т. д.) со стороны властных или олигархических структур. При этом могут использоваться самые разнообразные методы. Очень часто формальным поводом для преследования бизнесменов являются действительно имеющие место налоговые нарушения. Таким образом, часто малый и средний бизнес находится в порочном круге: без ухода от налогов не будет средств для расплаты с «крышей», но уход от налогов - основание для отъема собственности. кредитование предпринимательство рыночный

Серьезно противостоять данному риску практически невозможно, его можно только учитывать. При развертывании программ кредитования малого и среднего бизнеса в том или ином регионе следует анализировать информацию об интенсивности передела собственности и степени вовлеченности региональных властных структур в этот процесс. Договорная база по кредитам должна быть подготовлена таким образом, чтобы минимизировать риск оспаривания договоров с заемщиками со стороны новых владельцев и/или новых руководителей бизнеса.

И, наконец, в заключение рассмотрим проблемы залогового обеспечения, которые серьезно сдерживают процесс кредитования в России и является одним из ключевых факторов риска при выдаче кредита.

Одна из фундаментальных проблем кредитования малого и среднего бизнеса в том, что кредитору очень редко удается получить надежное обеспечение. При собственном капитале от 10 тыс. до 1 млн руб. предприятие просто не располагает активами, которые принадлежат ему не формально, а по существу. То есть предприятие может иметь многомиллионное значение валюты баланса, но при таком мизерном капитале все его активы фактически приобретены на средства кредиторов и поставщиков, поэтому по «понятиям» эти активы должны быть обременены в пользу этих третьих лиц. Соответственно, банк, предоставляя новый кредит, фактически не имеет обеспечения, так как залог имеющихся на момент выдачи кредита активов экономически не обоснован. Конечно, бывают случаи, когда малое или среднее предприятие располагает производственной или коммерческой недвижимостью, отраженной в отчетности по заниженной оценке, корреспондирующей с небольшим собственным капиталом предприятия, но такие случаи становятся все более и более редкими.

Таким образом, при кредитовании малого и среднего бизнеса в качестве обеспечения, как правило, выступает залог производственного оборудования или залог товаров. И в том, и другом случае нарушается один из главных принципов кредитования - предмет обеспечения должен находиться вне бизнеса заемщика. Кроме того, оборудование является низколиквидным обеспечением, так часто оно узкоспециализированное, что резко сужает круг потенциальных покупателей. При этом в любом случае, расходы по демонтажу, новой установке и наладке резко снижают ценность такого обеспечения для кредитора.

В случае залога товаров ситуация с ликвидностью гораздо лучше. Но проблема в том, что указанный залог неизбежно принимает форму залога товара в обороте, так как «замораживание» товара на складе противоречит целям кредитования - расширению бизнеса заемщика. Поэтому кредитор и позволяет заемщику продавать заложенный товар с обязательством, либо погашать кредит на соответствующую сумму, либо на вырученные средства закупать новый товар, который автоматически считается заложенным кредитору. Естественно, что с данной формой обеспечения у банков возникает больше всего проблем. Главная из которых - на момент дефолта по кредиту склад оказывается пуст, товар продан, а кредит не погашен. При этом, несмотря на все усилия банка по сбору документов, подтверждающих наличие умысла в действиях залогодателя, правоохранительные органы отказываются возбуждать уголовное дело по факту мошенничества, ссылаясь на «гражданско-правовой» характер сделок. Заемщик как бы не хотел обманывать банк, просто принял на себя повышенный коммерческий риск, отгрузив товар потребителю, который не расплатился или направил средства на погашение иных обязательств заемщика (здесь прослеживается взаимосвязь с риском наличия «криминального кредитования»).

При этом и Гражданский кодекс, и законы о залоге и ипотеке предоставляют кредитору-залогодержателю достаточно широкие права. Например, законодательно закреплено, что при продаже предмета залога залог сохраняется, если обязательство не погашено, т. е. залогодержатель имеет право требовать изъятия заложенного товара от нового владельца в случае, если кредит не был погашен. Однако отсутствие адекватных государственных институтов и законодательно закрепленных процедур лишает банки возможности эффективно реализовать свои права залогодержателя. В частности, для реализации права востребования заложенного имущества у добросовестного приобретателя банку необходимо самому (на помощь правоохранителей рассчитывать не приходится) найти это имущество, обратиться с иском в суд, выиграть дело, получить исполнительный лист и только потом с помощью судебных приставов (которые также не отличаются оперативностью) производить изъятие. Понятно, что данная процедура нереализуема, так как за это время имущество много раз сменит владельцев и банку придется вновь повторять все перечисленные шаги.

Отсутствие единой системы регистрации залогов (за исключением недвижимого имущества) приводит к такому распространенному виду мошенничества, как незаконный последующий залог. Недобросовестные заемщики, используя отсутствие единого реестра залогов и банковскую тайну, берут кредиты в разных банках, предоставляя в качестве обеспечения залог одного и того же имущества в нарушение имеющегося в уже заключенных договорах запрета последующего залога без согласия текущего залогодержателя. При этом информация об уже имеющемся обременении скрывается от последующих залогодержателей. Таким образом, каждый из банков рассчитывает, что он является единственным залогодержателем. Однако в случае неизбежного дефолта тайное становится явным, и банки начинают судиться друг с другом по поводу прав на заложенное имущество.

Таким образом, залог при текущем состоянии дел недостаточно выполняет свою функцию уменьшения кредитного риска, скорее он порождает для банков новые специфические риски. Конечно, чисто теоретически, существуют способы минимизации этих новых рисков. Можно, например, заставлять залогодателей нанимать в качестве охраны складов аффилированные с банком охранные структуры и обязывать их следить за исполнением договоров залога. Однако многие заемщики пользуются услугами не собственных, а централизованных (арендованных) складов, охрану которых сменить невозможно. Но в любом случае такая система является дорогостоящей и затрудняющей процесс кредитования.