Мать: «В смерти моей дочери виноваты качканарские врачи! Врач безбожник.

Церкви не место в абортарии

Непрекращающаяся дискуссия вокруг письма 10 академиков показала, что проблема взаимопонимания между верующими и неверующими есть. Поэтому мы решили узнать, что думают атеисты о возможном участии Церкви в жизни общества. С этим вопросом мы обратились к одному из десяти академиков, директору Гематологического центра РАМН Андрею Ивановичу ВОРОБЬЕВУ

Андрей Иванович, любое ли вмешательство Церкви в общественную жизнь вы считаете недопустимым?
-- Не в общественную, а в государственную. У нас до революции Церковь была государственной, и, где-то начиная с 1991-1992 годов, вновь стала внедряться в государство. Это унизительно для Церкви, отталкивает от нее людей. Зачем? У государства свои интересы.
Все попытки религии влезать во власть, в государственные учреждения заканчивались огромной кровью: Варфоломеевская ночь, крестовые походы, сожжения… А потом уничтожали самих религиозных служителей.
Зачем Церковь освящает банк? Банк никогда не был другом человека. Это банки устроили дефолт и не вернули людям деньги. Бедным людям. Нечего там делать Церкви. У меня нет противостояния с Церковью. Я вырос в религиозной семье, воспитан в русской культуре, часть которой – Православная Церковь. Но я убежденный атеист. Как врач я не могу не быть атеистом.

При епархиальной комиссии города Москвы по церковной социальной деятельности есть служба помощи бездомным, зимой работает ночной автобус «Милосердие» (единственный в Москве). Сотрудники службы спасают тысячи замерзающих на улице, при необходимости устраивают их в больницы и приюты, помогают с документами, билетами на родину, стараются помочь с работой (хотя признают, что большинство бездомных не настроено на социализацию). Что плохого в таком участии Церкви в жизни общества?
-- Ради Бога, участвуйте. Но помните, что когда речь идет о сотнях тысяч людей, никакая благотворительность не поможет. Полмиллиона беспризорных, поток беженцев из искусственно отделенных республик на совести нашего государства. Нельзя перекладывать вину государства на население. Не может в XXI веке быть ни беспризорных, ни бездомных. Если немец приехал в Россию что-то строить по просьбе Ивана IV, его потомок сегодня (через пять веков!) может вернуться в Германию, и ему как немцу будут предоставлены жилье и работа. А мы своих людей, вынужденных бежать из республик, не устраиваем, бросаем на произвол судьбы. Почему они должны платить деньги, которых у них, конечно, нет, на строительство нового жилья? У нас пустует, умирает провинция. Так поднимайте ее! Деньги есть, только надо на них не небоскребы в Москве строить, а жилье в провинции для граждан из бывших республик. Государство обязано вмешаться. Что может здесь сделать Церковь? Обращать внимание на бессовестное отношение государства к собственным гражданам. Что же вы помалкиваете? Мы пишем, а вы где?
Мы живем в христианскую эру, и это не случайное название. Оно принято человечеством как понятие о новых моральных ценностях, провозглашенных в Нагорной проповеди. Мне глубоко безразлично, когда и где она написана, но это гениальный документ, который определяет порядок жизни на планете для верующих и неверующих, православных, католиков, лютеран, мусульман. Христианские ценности -- основа для написания законов, правил поведения, взаимоотношения людей. И вот на них должна обращать внимание Церковь (я не люблю нажим на слово «православная» - есть христианство, а настаивание на исключительности, традиционности православия всегда приводит к разладу). На то, как эти ценности попираются. Но как раз на это Церковь внимания не обращает. Церковь согласна с властью там, где должна быть против.
А служба помощи бездомным? По-моему, это вид участия там, где ничего не делается. Я как врач обязан потребовать от государства бесплатной помощи для больных, потому что они не могут заплатить. И если с них требуют деньги, это организованное убийство.

-- Если мне память не изменяет, лет 10 назад вы в программе у Познера выступали против эвтаназии?
-- Нет, память вам не изменяет.

-- Этой весной тема опять всплыла. В Интернете появилось сообщение, что в Совете Федерации готовится закон о легализации эвтаназии, началось массовое обсуждение. Естественно, многие священники и православные миряне высказались на эту тему. Должно ли, на ваш взгляд, общество прислушиваться к мнению Церкви об эвтаназии?

-- Есть вещи, которые неприлично даже обсуждать. Нельзя ставить под сомнение основы нашей культуры. Сказано: не убий. Давайте будем два тысячелетия спорить, правильно это или неправильно, в каких случаях все-таки можно убивать? Не нужен этот разговор. Можно ли в исключительных случаях применять смертную казнь? Нельзя! Хотя бы потому, что это самый надежный способ сокрыть преступление: подставили кого-то, сфабриковали дело и закрыли.
Вот в Голландии разрешена эвтаназия. Ну и что? Голландия торгует женщинами. Вы были в Амстердаме? Видели витрины, на которых выставляют полуголых женщин? Там и наркотики легально продаются. Эвтаназия недопустима, и это не подлежит обсуждению. Любые аргументы «за» ошибочны. Мы регулярно оживляем людей, у которых все остановилось -- не работает сердце, не работают легкие, мозг «прямой». Если я вам покажу объемы саркомной опухоли, которые дают 90-процентную излечимость при условиях грамотного и надежного подхода, то у вас язык не повернется спросить про кого-то: а если он хочет умереть? Хочет, потому что не знает пути излечения.
Церковь должна на это отреагировать резко и коротко. А подробно обсуждать эту тему неприлично. Как и многие другие. Есть общечеловеческие ценности, которые вообще не могут быть предметом научного анализа. Не лжесвидетельствуй. Почему? Ну давайте будем болтать на эту тему! По-моему, и так все ясно. Чти отца и мать. Тоже кто-то скажет: а в Америке дети с 18 лет становятся независимыми и родителям не помогают. Что мне Америка? Она только недавно от суда Линча отказалась. У нас такая культура великая, а мне Америку в пример приводят. Есть моральный кодекс, и не нужно его подвергать бесконечному обсуждению. Может быть, насчет прелюбодеяния затеем дискуссию?

А как вы относитесь к обращению католических епископов Литвы к литовскому министру здравоохранения? Они озабочены, что по распоряжению Минздрава Литвы будущие студенты-медики, желающие получить специальность акушера-гинеколога, должны уметь делать аборты?
-- Аборт -- не социальный, а медицинский вопрос. Это медицинская проблема, Церковь здесь ничего не может сказать, кроме как провозглашать пустопорожние фразы, что если жизнь зачата, то это будет убийством.
Допустим, человек болен, у него СПИД, и он может заразить невинное дитя, сделать его уродом! Если беременна женщина после 30 (а особенно после 40), то есть вероятность, что одна хромосома у нее не разойдется. И она будет беременна не человеком, а дауном, у которого 47 хромосом вместо 46. Он родится уродом. Зачем урода рожать?
Сегодня мы можем по анализу клеток крови плода, циркулирующих в крови матери, определить, что у нее в утробе урод. В крайнем случае, я могу взять из околоплодного мешка воду. Там есть клетки плода, и по ним определю. Я могу предупредить рождение многих уродов и таким образом избавить от них людей, а их самих -- от того, чтобы быть уродами.
Я могу дать определение человека. Человек -- это 46 хромосом. Пойдите в тюрьму, посмотрите. Знаете, какой там процент уродов? 10 процентов.
Вы пойдите к юристам, которые заключенных держат в собачьих условиях, вот где место Церкви!

-- Церковь в тюрьму ходит.
-- Ходит, но плохо. Если в тюрьме есть пытки, значит, Церкви там нет. Если до сих пор в мире сохранилось понятие «русская тюрьма» как понятие ужаса, значит, Церкви там нет.

-- Люди с синдромом Дауна преступниками не становятся, у них вообще нет агрессии.
-- С синдромом Дауна не становятся. А с дополнительной икс-хромосомой становятся. Среди повторных убийц очень высок процент лишних хромосом. Это не совсем люди, они не могут отвечать за свои поступки. Я предлагал на совместных с Минюстом заседаниях: давайте, мы будем определять хромосомный набор у особо тяжких преступников. И покажем, что вы относитесь к ним, как к людям, а они не совсем люди. Их нельзя выпускать за стены изоляции. Им место не в тюрьме, а в человеческом, но - изоляторе. Но их и бесполезно судить по нашим законам, они другие. У них другой набор хромосом.
Когда Церковь лезет в аборты, это ошибка. Это тяжелый медицинский вопрос, сюда без образования носа нельзя совать. А лезут с этическими проблемами. Женщина пришла к врачу -- оставьте их наедине. Представьте, я приду на службу… А я, хоть и атеист, люблю в церкви бывать, правда, последнее время чаще бываю там по грустным поводам. Так вот, приду, а там дьячок так за упокой читает, что хочется пинка ему дать. Но если я вылезу учить его, как читать заупокойную молитву, мне скажут: у тебя больница, там и работай. Чего лезть в чужие дела?

Верующие с этим никогда не согласятся. Но что бы ни думали врачи об абортах, биоэтика сегодня в медицинских вузах – обязательный предмет. И в некоторых вузах ее преподают православные люди, иногда даже священнослужители. Как вы к этому относитесь?
-- Преподавать медицинскую этику может только очень крупный врач. В том, что ее не может преподавать священник, у меня сомнений нет. Нужны профессиональные знания.
Я со священниками не обсуждаю ни вопросы жизни и смерти, ни оказание мной помощи больному, ни характер помощи. Им нет места в моей работе. Мы говорим на разных языках.
Поднимитесь ко мне в отделение, почти на всех столиках найдете иконки. Моего авторитета хватит, чтобы перекрыть эти иконки. Но всегда найдется человек, который верит в Промысел Божий. А, извините, верить надо в противоопухолевые препараты.

-- Среди ваших пациентов наверняка есть верующие. Если кто-то захочет, чтобы к нему пришел священник…
-- В рясе, в шапке, в верхней одежде вход в стационар запрещен. Не пущу. Об этом все предупреждены, и ко мне не ходят. Иди домой и приглашай кого хочешь.

-- Но у вас же тяжелые больные. Если человек допускает, что может не вернуться домой и хочет исповедоваться?..
-- Зачем здесь нужен священник, если тут больные лежат? Вы не знаете, что встреча с попом в народе считается несчастьем? Не буду я, ублажая одного больного, приносить неприятности целому отделению. Если священник умен, он может прийти к больному в приемные часы как посетитель. Не в рясе, без креста. И исповедуй, сколько тебе вздумается.

Андрей Иванович, наверное, для вас как материалиста суеверие не менее странная вещь, чем вера в Бога. Почему же вы не считаетесь с одной странностью пациентов, но считаетесь с другой?
-- Ну зачем насиловать людей? Сам я не считаю встречу со священником плохой приметой. У меня к ним очень хорошее отношение. Я в основном встречал хороших священнослужителей. Но здесь больница, здесь им делать нечего.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ



Смерь атеиста. Роспись шкатулки, Палех, 1974 г. Полагают, что в виде атеиста известный мастер палехской миниатюры Николай Михайлович Зиновьев (1888-1979) изобразил самого себя

Врач = атеист?

Прокомментировать это интервью мы попросили Ирину Васильевну СИЛУЯНОВУ, профессора, доктора философии, завкафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета:
-- Андрей Иванович Воробьев -- глубоко уважаемый в медицинском сообществе ученый. Познакомиться с его личной точкой зрения на место религии в жизни человека и общества было весьма интересно. Однако его утверждение: «Как врач я не могу не быть атеистом», -- вызывает недоумение. Совсем недавно, в 2006 году кафедрой биомедицинской этики был проведен опрос врачей г. Москвы с целью выявить особенности отношения врачей к морально-нравственным аспектам медицинской практики. Результаты опроса противоречат утверждению академика Воробьева.
В опросе участвовали врачи, аспиранты РГМУ и их коллеги, работающие в практическом здравоохранении: всего 534 врача, из них 211 мужчин и 312 женщин; в возрасте от 25-35 лет -- 66%, в возрасте 36-45 лет -- 20%, свыше 45 лет -- 9%. Мы обращаем внимание на участие в опросе именно молодых врачей. Молодое поколение сегодня практически свободно от того жесткого государственного атеистического пресса, под влиянием которого формировалось сознание академика Воробьева.
Данный опрос вовсе не ставил перед собой задачу выяснения уровня религиозности молодого поколения врачей. В центре внимания были вопросы оценки нравственного содержания сложной системы отношений «врач-пациент», поскольку любой, даже высочайший уровень технического обеспечения лечебного процесса может быть обесценен равнодушием, агрессивностью, нарушением правовых и моральных норм профессионального общения. Например, был задан вопрос: «Какое значение лично для Вас имеет принятие Вами Клятвы врача России?» Оказалось, для 25% -- это пустая формальность; для 4% -- дополнительное и лишнее бремя; но для 70% -- осознанное признание моральных обязательств врача-профессионала.
При ответе на вопрос: какой из двух терминов, на Ваш взгляд, более корректно использовать для определения медицинского вмешательства, 12% ответили, что это -- медицинская услуга, а 87% -- медицинская помощь, что указывает на верность традиционному пониманию медицины.
Об этом свидетельствуют и ответы на вопрос о причинах возникновения профессии врача. Для 79% -- это стремление помочь страдающему человеку, для 3% -- финансовые и экономические мотивы, для 16% -- познавательный интерес.
Основным мотивом выбора профессии врача было: для 1% -- финансовая заинтересованность, для 23% -- научный интерес, для 51% -- возможность и желание оказывать помощь людям, для 12% -- случайное стечение обстоятельств, для 20% -- семейная традиция, для 3% -- другое.
Опрос показал, что врачи помнят о своих пациентах, лечение которых протекало драматично. На вопрос: помните ли Вы тех пациентов, которым Вы нанесли тот или иной вред, ответили: «не помню» -- 11%; «молюсь за них» (за здравие или упокоение) -- 5%; «прошу прощения» (у них, у Бога) -- 17%; «постоянно помню» -- 29%; «вспоминаю в каждой новой сложной ситуации» -- 52%; «стараюсь забыть о них» -- 4%.
Нравственные установки люди часто связывают с религиозными основами своего мировоззрения. Как же связывается у врачей понимание нравственного предназначения их профессии с верой? Были получены следующие ответы: профессия врача -- это форма богоборчества -- 13%; профессия врача -- это форма богоизбранности для служения людям -- 82%; у 5% опрошенных этот вопрос оставался без ответа.
Ответ на вопрос «Ваши религиозные убеждения» четко разделил участников опроса на верующих и атеистов. Согласно опросу, исповедуют православие -- 67%, католицизм -- 1%, ислам -- 5%, буддизм -- 4%, иудаизм -- 1%, атеизм -- 14%, не знают -- 5%. Соотношение верующих и неверующих врачей -- практически 6:1.

Те люди, которые в сознании Церкви закрепились с титулом «целители», имеют приставку к титулу - «безмездные врачи». То есть, являясь проводниками исцеляющей силы Бога, они не ставили на пути благодати преграду из корыстолюбия и умножали милость, не умножая сребролюбия. Таким образом, они действовали в духе апостолов, которым было сказано: «Даром приняли (дары) - даром давайте».

С торжеством новых форм устроения жизни, с прогрессом болеть люди меньше не стали, не перестали и умирать. Следовательно, не перестали обращаться к лекарям за облегчением страданий и за оттягиванием приближающихся сроков отшествия.

О, если бы человек, имеющий Христа в сердце, шел лечиться к имеющему Христа в сердце доктору! Тогда доктор видел бы Христа в пришедшем пациенте - Христа страдающего. А больной видел бы Христа в докторе - Христа милующего.

Вместо этого сплошь и рядом ворчащий и бурчащий пациент, всем недовольный и болезнью напуганный, идет к доктору, который видит в больном всего лишь средство заработка, как если бы он ремонтировал утюги и ему принесли очередной - поломанный.

Прошу вас, давайте вдумаемся в проблематику врачебной профессии с точки зрения зарабатывания денег. Сантехник чинит унитазы и умывальники, за что получает законное вознаграждение. Механик на СТО чинит карбюраторы и тормозные системы, за что также получает вознаграждение законное и необходимое. Дворник очищает двор осенью - от листьев, а зимой - от снега, за что тоже получает свои смиренные гроши. Доктор «ремонтирует» печень, суставы, щитовидку, глаза; очищает кровь от токсинов и зубы от налета. Он тоже должен получать вознаграждение законное и необходимое. Но…

Согласны ли мы поставить знак равенства между человеческим желудком, сердцем, легкими, с одной стороны, и сливным бачком, рулевой системой, перегоревшим телевизором - с другой? Скорее нет, чем да. Человек не дудка для игры, и не винтик большого механизма, и не одушевленная машина. Человек - самое дорогое, что в мире есть. Так говорит нам подсознание, не до конца распрощавшееся со Словом Божиим. Машина требует ремонта, человек же требует лечения, то есть сострадания и любви вкупе с медикаментами. Недаром еще Авиценна говорил, что у врача есть слово, трава и железо. Слово - первое.

Христианский взгляд на вещи предполагает хотя бы некоторую степень любви к больному, поскольку у него есть не только больные органы, но и живая душа. Постепенный же и массовый отказ от христианского мировоззрения приводит к тому, что на человека смотрят как на механизм, а на врача - как на монтера. И при этом наивно удивляются, отчего это все стали так корыстны и бездушны? А с какой радости доктору быть любвеобильным и жертвенным? Из каких метафизических глубин вы предлагаете ему пить корнями мудрость и милость, если вы сами и прочие пациенты и вообще большинство людей в мире уверены, что миром правят деньги, а вечная жизнь - сказка?

Есть профессии, требующие от человека большей степени нравственной напряженности, нежели большинство прочих. Такова по определению работа в милиции, в школе и в больнице. Эти люди должны быть специалистами в своем деле, как ювелир и дальнобойщик - в своем. Но от них дополнительно требуется: от педагога - чуткость, от милиционера - честность и храбрость, от врача - сострадательная любовь к пациенту. Если этого не будет, человек в погонах будет отличаться от преступника только самими погонами. Ну а доктор будет безучастно вырезать, что аппендицит, что почку на продажу. Лишь бы платили.

Это - дьявольское мировоззрение, и плоды его соответственны. Я повторю: мы живем в мире, где множество людей привычно служат дьяволу без всяких черных месс и рисования пентаграмм. Но виноваты в пожирании людскими массами горьких плодов этого бытового сатанизма не милиционеры только или доктора. Виноваты все люди, по умолчанию согласные с безбожным видением мира. Все, легшие на лопатки в борьбе с бытовым материализмом; все, называющие деньги главной ценностью; все, не согласные вводить веру Христову в жизнь на правах руководящего принципа. Все эти люди виновны в исчезновении правды из судов, доброты из садиков и милости из операционных.

Добавим к этому замечание Чехова о том, что врачи и юристы развращаются раньше всех и глубже всех, ибо постоянно ковыряются в гное и грязи: одни - тел, другие - душ. И как не развратиться, не превратиться в скептика и материалиста доктору, если не поможет ему Христос? Я не знаю, и вы тоже не знаете.

Гуманистическое сознание, пришедшее со своими пузырящимися соплями и воздушными шариками на смену христианству, благополучно издохло. Да, господа! Имя нашей эпохи - это смерть гуманизма и возврат в язычество. Гуманизм сменился холодным прагматизмом и человеконенавистничеством. Люди, которые никого не любят и ни во что не верят, чем дальше, тем больше будут продолжать нас лечить, учить, защищать… Если вам не заметно, что финиш этого процесса - в преисподней, то вы слепы, и ни один окулист вам не поможет.

А нам еще говорят, что христианство наше отжило! А над нашей верой дерзают смеяться, словно над сказкой для малышей и стариков! Да уберите христианство до конца из жизни сегодня - и завтра же вам подадут в ресторане шашлык из человечины! Улыбаясь, подадут. И отрекомендуют с точки зрения вкуса и калорийности. Это еще Гоголь сказал, что люди только потому не едят друг друга, что ежедневно совершается Божественная литургия.

И вот посреди всех этих необходимых и леденящих душу разговоров вспомним сегодня о том, что есть врачи, не ищущие денег по причине любви к Богу. Это такие, как . В земной жизни он не искал денег не потому, что не нуждался в пище и одежде, а потому, что Отец Небесный знал о его просьбах прежде прошения. Искусство врачебное он знал хорошо, но добавлял к ножу и травам имя Господне, которое острее меча обоюдоострого и благоуханнее мирры. Леча больных, он помнил Господа, сказавшего: «Я был болен - и вы пришли ко Мне». Поэтому и Господь помнил , всячески помогая ему и творя исцеления.

Если вы будете молитвенно славить сего врача и мученика, помолитесь, чтобы не болеть вам и близким вашим. Но еще помолитесь, чтобы «люди в белых халатах» узнали и полюбили Господа, а свою работу воспринимали как прекрасный способ послужить Христу. Помолитесь об этом, прошу вас. Это очень важно.

Была на косультации у дерматовенеролога Безрученко Алексея Анатольевича. Шла с полным доверием к нему на прием. Упаси Бог, чтобы наши пути еще пересеклись! На консультацию пришла по поводу сыпи неясной этиологии на кистях. Врач подошел к решению моей проблемы глобально (был проведен осмотр с головы до пят в буквальном смысле). Я даже сначала была приятно удивлена, что так ответственно начался прием. По ходу беседы с врачом решила пожаловаться еще на прыщи на подчелюстной области,которые давно беспокоят. Анамнез доктор практически не собирал. Нигде не фиксировал, кроме аллергических реакций на препараты. На первом приеме был назначен крем для рук, лосьён и мазь для лица. Также были назначены дополнительные методы лабораторных обследований. Вот тут и началось все самое интересное. Часть анализов врач предложил сдать в лаборатории "Доктор Алекс". А вторую часть сказал сдать в НИИ дерматологии и венерологии, под предлогом чтобы выяснить проблему с кожей на лице, якобы на скрытые инфекции. Вот в этом НИИ у доктора все "схвачено". К.м.н. работает и там. В этом Нии были сданы анализы на приличную сумму (там все анализы оформляются без квитанций об оплате).Результаты там выставили не дай Бог. Кмн Безрученко сразу начал настаивать на лечении в стационаре. После того как я объяснила, что у меня нет возможности туда ложится я попросила его составить мне амбулаторную схему лечения. На что врач в категоричной форме мне отказал и сказал что не собирается меня лечить вне стационара. Сначала был полный шок. Разборки в семье. Стресс и 3 недели на успокоительных. Пришлось пересдавать еще дополнительно в других лабораториях города разными методиками. К Вашему сведению кмн Безрученко, до вашего Нии я была у своего гинеколога на плановом приеме и там мне тоже брали анализы, просто Вам я об этом не говорила- там отрицательно; и в других лабораториях которые пришлось посетить благодаря вам- все отрицательно!!!Но... доктор так хотел закрыть меня на стационаре у себя, чтобы раскрутить еще больше на деньги. Ведь грядет реформа в медицине. Нужно же соблюдать койко-места на стационаре, что для Безрученко не осталось ничего "святого" в жизни кроме денег. Поэтому нужно было выставить мне страшный диагноз, закрыть на стационар, накачать слонячими дозами препаратов, убить иммунную систему и поиметь с меня за вход в стационар, за каждый флакон назначенного препарата на откатах от медрэпов. И конечно дать возможность подзаработать своим сотрудникам из Нии. И тд. На этом тоже не все:

На очередной консультации был назначен серъезный препарат для лечения акне, угрей, фурункулов на лице. Почему пишу с неуверенностью для лечения чего?-потому как не знаю что "доктор" лечил. Так как в алексе после косультации выдается бумажка, в ней пишет лекарь только лечение. Но диагноза доктор так ни разу и не выставил ни по поводу сыпи на руках, ни по поводу проблемы с кожей на лице. Так вот в побочном действии этого серъезного препарата я прочитала свою проблему по гинекологии. Позвонила Безрученко сказать, что опасаюсь принимать препарат так как не хочу им простимулировать еще больше свои проблеммы по гинекологии. Что может стоит проконсультироваться с гинекологом, на что врач Безрученко ответил-не нужно никому звонить. (Как по итогу оказалось мой гинеколог запретил мне принимать назначенный андрогенный препарат, убедившись в том что Безрученко даже не назначал тесты на гормоны). На этом мое лечение у Безрученко закончилось.

Итог: 1. Потрачены огромные деньги

2. Выставлен ложный диагноз в Нии

3. Не выставлен диагноз ни по поводу сыпи на руках, ни по поводу проблем с кожей на лице.

4. Отказ в лечении.

P.s.: ну хоть за последний прием денег не взял, наверное уже понял что последние остались.

Нельзя быть таким безбожником, неуважаемый Безрученко А.А.

И денег с меня содрали и проблему не решили. Никому Вас не рекомендую!!!

В начале июля экстравагантный предприниматель и общественный деятель Герман Стерлигов спешно покинул вместе с семьей свое подмосковное поместье и окольными путями, через Белоруссию, перебрался в Нагорный Карабах. Безмятежную крестьянскую жизнь Стерлигова нарушили заявления осужденных членов БОРН Никиты Тихонова и Евгении Хасис, которые обвинили его в пособничестве экстремизму. В беседе с «Лентой.ру» Герман Стерлигов рассказал о том, почему его имя вдруг всплыло в показаниях Тихонова и Хасис, кому это выгодно и по каким причинам в качестве убежища он выбрал именно Карабах.

«Лента.ру»: Как же так? Из подмосковной усадьбы, от хозяйства и скотины - и в Нагорный Карабах?

Стерлигов : Это вынужденная мера. Возникла реальная угроза не только для меня, но и для моей семьи. Мне и прежде поступали угрозы, но теперь к этому могут подключиться правоохранительные органы.

Речь идет о заявлениях осужденных членов БОРН Никиты Тихонова и Евгении Хасис?

Именно о них. И хотя эти показания чистой воды оговор, мои недруги вполне могут использовать их в своих интересах.

Кто они? Кто, по вашему мнению, в этом заинтересован?

Вы там говорили о несостоявшемся государственном перевороте, целью которого якобы было не допустить избрание Путина на пост президента в 2012 году.

А еще о том, что я приложил максимум усилий, чтобы сорвать их планы. Такие вещи не забывают.

Но Путин благополучно избран, и если то, о чем вы рассказываете, действительно происходило, то вас не преследовать, а награждать надо.

Наград мне не надо, но после тех событий отношение властных структур и спецслужб ко мне было весьма благосклонным. Мои знакомые даже удивлялись тому, как я позволяю себе заявления и высказывания, за которые другим давно бы уже по шапке надавали.

Что же вдруг изменилось?

Изменилось все после публикации второй части моего учебника истории России «От Грозного до Путина». Я там написал неприятную правду про власть, РПЦ, ученых и деятелей культуры и вообще много такого, что приняли на свой счет очень многие. Кто-то даже перестал со мной общаться. А потом начались угрозы. Были даже неудачные попытки покушения на меня и похищение одного из моих сыновей. Написав этот учебник, я как бы лишил себя защиты и покровительства. Мои недруги это почувствовали и решили воспользоваться моментом.

К слову про РПЦ. Вы верующий человек, православный христианин, но весьма критично относитесь к РПЦ и ее иерархам. Почему?

К РПЦ я вообще никак не отношусь, потому что как православный христианин я не могу иметь никаких отношений с еретиками. А РПЦ и есть еретики, которые не имеют никакого отношения ни к православию, ни к Иисусу Христу.

Вот тебе и ох… И в своем учебнике я подробно объясняю, опираясь на исторические источники, при каких обстоятельствах в 1597 году РПЦ впала в ересь. В двух словах об этом не расскажешь, но если коротко, то первой в ересь впала латинская (Римско-католическая - прим. «Ленты.ру» ) церковь, отступив от некоторых догматических понятий и канонов, в частности исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, непорочное зачатие Пресвятой Богородицы, окропительное крещение и так далее. Греческая и другие православные церкви с этим не согласились, и произошел раскол. Но в 1438 году прошел Ферраро-Флорентийский собор, где греческая церковь подписала унию, объединившись с латинской. Так греки сами впали в ересь. С этого момента Русская православная церковь объявила об отделении от греческой. Никакого литургического общения с греками-еретиками не было на протяжении 150 лет. А в 1589 году, после смерти Ивана Грозного, Годунов собрался освобождать Константинополь от турок, чтобы там воцариться. Но русские не пошли бы воевать за еретиков, и Годунов решил объединиться с греками, чтобы они снова стали для нас православными единоверцами. Он пригласил греческого патриарха Иеремея II, который рукоположил митрополита Иова в Патриархи московские. Общение с греками возобновилось, и так Русская православная церковь впала в ересь. За это Господь наказал Русь смутным временем, как прежде он наказал греков турецким завоеванием.

Вы по-прежнему придерживаетесь монархических взглядов?

Придерживался, пока был еретиком. А когда я стал христианином и образованным человеком, я понял, что монархия - это худшая форма правления. А самая богоугодная форма правления - это общество судей, которое описано в Священном Писании. Монархия пришла от язычников.

То есть вы не рады тому, что депутаты Ленинградской области собираются вернуть в Россию представителей Императорского дома Романовых?

Нет никаких представителей Дома Романовых. Это обман. Есть представители императорского дома Гольштейн-Готторпских. В своем учебнике я как раз и разоблачаю эту ложь про Романовых. Сотни лет уже нет никаких Романовых. Петр II был последним Романовым. А после него правили немцы Гольштейн-Готторпы. И вся эта компания, которая называет себя потомками Романовых и русскими царями, это очередные шарлатаны и еще один обман неграмотного населения. Надо изучать свою историю, знать ее, чтобы не стать жертвой таких обманов. И начинать следует как можно раньше, с детства. У меня 20 лет ушло на то, чтобы изучить все и докопаться до правды. И я для своих детей все это изложил в учебнике.

Ваши дети не посещают школу. Вы считаете, что школьное образование бесполезно?

То образование, которое дает школа, не просто бесполезное, но и чудовищно вредное. Главное, чему обучаются там дети, это пьянство, курение, разврат и неуважение к старшим. И только в качестве факультатива им дают другие предметы, тоже не полезные. Гуманитарные науки - сплошная политизированная ложь, а все остальные - средство уничтожения окружающей среды и здоровья человека. Дети все это изучают, а потом некоторые из них становятся учеными колдунами, которые портят нам всю жизнь.

Но вы, как и ваша жена, получили среднее и высшее образование, и вас это не испортило. Вы преуспели в бизнесе, создали большую крепкую семью.

Вы не правы. Меня средняя школа сильно испортила. Даже та школа, которая была 30-40 лет назад. А мы же тогда не знали ни про наркотики, ни про извращения всякие. Но и это меня испортило. Я уж не буду вам исповедоваться, как именно это произошло, но если вы в школе учились, то сами знаете, как это происходит.

Но какое-то образование дети должны получить?

Они получают неплохое домашнее образование. Они изучают не всякую лабуду, а Священное Писание, летописи, русские, византийские, римские и иерусалимские хроники. Например, «Иудейская война» Иосифа Флавия, «Троя» Вергилия и другие письменные источники, которые надо знать, чтобы видеть причинно-следственные связи и понимать, что происходит сегодня. А если этого не знать, как многие наши необразованные политики, то действовать приходится наощупь. Или полагаться на мнение проклятых ученых, что еще хуже. Они уже настолько испортили нашу природу и наше здоровье, что дальше некуда. Чистой воды скоро вообще не будет. Везде сплошная химия и ГМО. Людей на каждом шагу травят. Все это происки дьявола и его слуг-ученых. А бестолковые политики становятся менеджерами этих ученых, претворяя в жизнь их дьявольские планы и изобретения. А лжецеркви благословляют все это, освящают заводы, банки и все что угодно. Причащают всех этих ученых и других вредителей. А людей это обезоруживает. Ну как же! Церковь благословила, значит, дело богоугодное.

Мне-то казалось, что церковь как раз с осторожностью относится к ученым. Например, теорию Дарвина, клонирование, ЭКО церковь не принимает.

Вы просто не знакомы с темой. Взять, к примеру, суперсатанизм трансплантологии. Чтобы кому-то вставить новый орган, его надо вырезать у живого человека. Это же вампиризм. А Московская Патриархия ходатайствует перед Государственной Думой о всяких послаблениях для трансплантологии.

Смотрю, вы не только современное образование и науку не жалуете, но и медицину.

Так они же убийцы, вредители и отравители! Взять хотя бы аборты. Узаконенное детоубийство! Вообще, история современной медицины пошла с колдуна и алхимика Парацельса, жившего в XVI веке. До этого была богоугодная медицина Галена, которая запрещала всякую алхимию и вскрытие трупов. А сегодня вас травят этой парацельсовой химией по каждому поводу. Да, современный врач может сделать для меня что-то полезное, но я к нему не пойду. Как не приму я никакой помощи от педераста, потому что он содомит и враг божий. Так и не повезу я свою жену в роддом, потому что те же врачи убивают людей, делая аборты.

Ну а стоматологов-то вы за что не любите? Они-то никого не убивают, а у вас с зубами проблема. Могли бы обратиться.

Все равно вредители. Ребенка приводят к стоматологу, а тот говорит, что тут кариес и надо зуб сверлить и пломбу ставить. И этот ребенок так и будет ходить к дантистам и менять эти пломбы, пока они ему этот зуб до корня не сточат.

Лучше если кариес этот зуб сожрет.

Не сожрет. Рассказываю, записывайте. Молодой грецкий орех настаиваете 3-4 недели на тутовой водке (в Карабахе, к слову, она самая лучшая). Потом полощете этим рот, и никакого кариеса у вас не будет. А для профилактики жуйте пчелиный забрус. У меня, кстати, большие проблемы с зубами именно потому, что я, будучи богатым человеком, слишком часто помогал этим дантистам, покупая оборудование, и они от чистого сердца все зубы мне рассверлили.

Вы патриот?

Это иностранное, латинское понятие. Я русский человек, православный христианин и не хотел бы, чтобы ко мне примеряли какие-то латинские понятия, придуманные всякими идеологами из Западной Европы. Не надо переносить на нашу землю эти идеологические штампы. Либерализм, патриотизм и нацизм придумали проклятые безбожники. Нам нужно следовать Христу и Священному Писанию. И тогда нам не нужен будет ни патриотизм, ни демократизм, ни прочая хрень. Никаких идеологий нам не надо, если жить по Священному Писанию.

Отдать жизнь за родину - это по Писанию?

Если родина - это то место где живут твои ближние, а не то, где ты когда-то родился, то по Писанию.

В конце 2010 года в открытом письме к президенту и премьеру РФ вы предложили продать российские территории от Сахалина до Урала иностранным государствам. Вы сепаратист?

Да ну что вы! Суть этого письма была в том, что если не запретить под страхом тюрьмы аборты, то Сибирь и Дальний Восток надо продавать к едреной фене. Потому что жить там скоро будет некому. Либо прекратите убивать детей, либо откажитесь от территорий и не морочьте голову. Главный посыл состоял именно в том, что надо запрещать аборты. Какой же я сепаратист, если предлагал объединить в единую Русь Украину, Белоруссию и Россию. Прекратить воевать и проливать кровь русских людей и мирно жить в одном государстве. Какой же это сепаратизм? Сепаратизмом было то, чем мы занимались прежде. Мы отторгли Белую и Киевскую Русь, оставив себе Чечню. Мать городов русских Киев для нас теперь иностранное государство, а Чечня и Якутия - Русь. Надо нам объединить Русь в одно большое славянское государство. Убрать языковые барьеры.

Какие барьеры вы имеете в виду?

Те барьеры, из-за которых началась эта война на Украине. Когда восточных русскоговорящих украинцев стали заставлять говорить на украинском. Вот это все надо убирать. Отменить и мову украинскую, и современный русский язык, который придумал безбожник и сатанист Ломоносов. И надо возвращаться к нашему общему древнеславянскому языку, придуманному Кириллом и Мефодием. У нас же была общая письменность 500 лет назад.

На этот вопрос нет ответа. Вы так его задали, что любой ответ станет яблоком раздора.

Ну, хорошо. Для России и для русских людей присоединение Крыма, скорее, благо или вред?

По сравнению с тем, что у нас в колодцах пропадает вода, это вопрос, не заслуживающий внимания. Потому что если у нас не будет чистой пресной воды, то нам будет по хрену, кому принадлежит Крым.

Старшему из ваших сыновей исполнилось 18. Он пойдет в армию?

Арсений очень хотел пойти в армию. У него военная подготовка, он много тренировался в разных местах. Мы обратились к министру обороны Шойгу с просьбой чтобы ему разрешили служить, не надевая сатанинской пятиконечной звезды и не давая сатанинскую присягу свято чтить Конституцию Российской Федерации. Это совершенно безбожный документ, и свято чтить его значит плевать на Евангелие и на веру православную. Ответил нам один из заместителей Шойгу: звезда - это замечательный символ и использовать его совершенно нормально. Поэтому у нас возникли затруднения со службой в армии. Но теперь этот вопрос отпал сам собой, поскольку Арсению пришлось покинуть Россию по независящим от него причинам.

В прошлом году вы заявили о намерении принять гражданство самопровозглашенной Луганской Народной Республики. Почему же поехали в Карабах, а не в ЛНР?

Я надеялся, что ЛНР сможет стать не Новороссией, а Староруссией. Думал, что она обратится к православной вере и станет возрождать древние традиции. Но руководство Луганской республики ударилось в советскую символику и прочий сатанизм с памятниками Ленину. В общем, я отказался от этой идеи. А Карабах - это непризнанная республика, а значит, всякие международные содомитские организации и фонды не лезут сюда с пропагандой своей морали и образа жизни. Здесь очень красиво, как в благоухающем саду, и пока в достатке водных ресурсов. Но главное, здесь удивительный народ, сохранивший свои традиции и победивший в войне с большим Азербайджаном. И тут совершенно нет преступности.

Вы говорите, что отошли от политики. А вообще сегодня в России есть возможность заниматься политикой?

Возможности найти можно. Вопрос в том, какой политикой заниматься. На мой взгляд, политическая деятельность должна быть направлена исключительно на спасение нашей природы и сохранение окружающей среды. Иначе мы все просто сдохнем, и никакая политика никому уже не потребуется. Надо использовать возобновляемые источники сырья и энергии. Надо производить натуральные продукты без всякой химии и ГМО. Надо активно расселять мегаполисы, которые не только высасывают человеческие ресурсы со всей территории страны, но и другие ресурсы потребляют в огромном количестве. Вот это и есть поле для политической борьбы с пятой колонной.

Кого вы имеете в виду?

Тех, кто занимается интеграцией России в мировое сообщество. Их много. Это и банковская система, которая есть часть мировой банковской системы. Это телекоммуникационные компании, собирающие информацию о всех и каждом. Но главные наши враги - это телекомпании, пропагандирующие содомию по всем каналам российского телевидения.

Ну что вы… Нигде так не клеймят содомитов, как на российском телевидении.

Эта вот борьба и есть самая эффективная пропаганда. Сюжет в новостях: содомиты провели гей-парад. И дальше репортаж об этом параде и интервью с грустными содомитами. Поженились двое педерастов. Давайте устроим ток-шоу и поговорим о том, как плохо быть содомитом, и детей у них не будет. Даже если постоянно говорить, что педерасты плохие, и повторять за ними не надо, антиреклама - лучшая реклама. И крутят это по всем центральным каналам. Сегодняшнее поколение российских детей превращают в людей, которые терпимо или с интересом относятся к содомии. Это значит, что следующее поколение будет поколением педерастов, если сегодня не вырубить эту фигню телевизионную.

Одной кнопкой это не выключить.

Ой, бросьте. Эта кнопка в руках у руководства России. У них же в руках и все силовые структуры. А когда в одной руке автомат, а в другой кнопка, никто не возражает.