Методика обучения детей математике с помощью блоков З. Дьенеша

Родители во все времена большое внимание уделяли игрушкам не развлекательного характера, а развивающего. С самого раннего возраста важно заниматься с ребенком: учить его различать цвета, времена года, считать предметы, улучшать память, внимание. Благо для этого сегодня есть огромное количество развивающих пособий, которые объединяют обучение и игру. В этой статье рассмотрим кубики Дьенеша и набор палочек Кюизенера.

Почему так полезны эти развивающие методики?

«Я гуманитарий», - можно часто услышать от уже взрослых людей, которые не сильны в математике. Зачастую проблема кроется не в способностях, а в том, что их мало знакомили с этой наукой в раннем возрасте. Математика вполне может быть интересным, увлекательным и веселым занятием.

Венгерский педагог Золтан Пал Дьенеш и бельгийский учитель Джордж Кюизенер развеяли стереотип о людях-техниках и гуманитариях, разработав свои авторские методики раннего обучения. Они представляет собой набор логических блоков, которые позволяют творчески подойти к изучению математической науки, развить внимание и логические способности.

Кубики Дьенеша и блоки Кюизенера помогают малышам в игровой форме познакомиться с цветами, геометрическими фигурами, их размерами, понять, что такое «каждый», «через два», что больше или меньше. Эти развивающие пособия увлекут маленьких непосед и даже заинтересуют взрослых.

Для какого возраста подходят эти методики

Обычно эти наборы используют для игр с детьми от двух то семи лет. Но все зависит от развития ребенка. Если вы считаете малыша очень смышленым, то можно попробовать предложить эти блоки уже в год. По разным причинам бывают задержки в развитии, тогда эти наборы подойдут для ребенка и восьми-девятилетнего возраста.

Что развивают кубики

Логические кубики Дьенеша в доступной и наглядной форме знакомят детей с цветами, формами, размерами, толщиной предметов, начальными знаниями по математике и основами информатики. Этому всему ребенок научится, играя и выполняя различные манипуляции с блоками: выкладывание, разбиение, перестроение по заданному образцу и т. д.

Набор развивает:

  • творческий потенциал;
  • логическое мышление;
  • (классификация, сравнение, анализ, обобщение);
  • познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение);
  • мелкую моторику.

Что входит в набор с кубиками

Дьенеш разработал свое пособие так, что в нем нет ни одного одинакового предмета. Все они различаются по форме, размеру, толщине и цвету.

Кубики Дьенеша имеют:

  • четыре формы (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
  • два размера (маленькие и большие);
  • два вида толщины (тонкие и толстые);
  • три цвета (синий, красный и желтый).

Игры с кубиками для самых маленьких

После покупки такого набора не следует сразу же нагружать различными заданиями своего малыша. Дайте ему хорошо познакомиться с кубиками: посмотреть их, потрогать, поиграть с ними так, как ему хочется. В любят тактильные контакты с предметами.

После знакомства можно переходить к следующему этапу - изучению свойств кубиков. Первые занятия могут основываться на понятиях «такой же» и «не такой».

Игра «Отыщи фигуру»

Попросите малыша найти одинаковые кубики. Например: «Выбери, пожалуйста, фигурки такого же цвета, как эта (красная)». Обязательно проговаривайте цвет и указывайте на кубики. Для детей в раннем возрасте это важно. Спросите про другие свойства. Например, про форму: «Как называется этот кубик?» По такому же принципу изучайте другие кубики Дьенеша. Фото очень хорошо демонстрирует, как наглядно можно изучать с детьми форму круга.

Аналогично познакомьте с понятием «не такой». Например: «Найди все кубики, которые по размеру не такие же, как этот».

Игра «Что в мешочке?»

Сложите несколько фигур в мешочек. Попросите ребенка, не подглядывая, на ощупь определить размер, форму или толщину кубика.

Игра на память

Разложите перед малышом разные кубики, пусть внимательно их изучит. Попросите ребенка отвернуться. Измените последовательность, добавьте или уберите одну фигуру. Попросите малыша найти, что изменилось.

Кубики Дьенеша: задания для ребят постарше

Игра «Продолжи»

Взрослый выкладывает несколько кубиков с одной одинаковой характеристикой и просит ребенка сделать второй ряд по образцу. Например, за признак берем цвет: синий квадрат, красный круг, желтый треугольник. Малыш должен сохранить эту последовательность цветов и выложить ряд. Например: синий квадрат, желтый круг.

Игра «Прятки»

Разложите перед малышом несколько кубиков и скажите, что под одним из них спрятался котенок (картинка с его изображением). Найти его можно, задавая наводящие вопросы. Например: «Это квадратный кубик?», «Это желтый кубик?» Приведите малышу пример, чтобы ему было понятнее.

Игра «Сортировка»

Уже с раннего возраста полезно приучать малыша к уборке. Каким образом? Обычно ребенка просят помочь сложить игрушки на место. Это можно удачно использовать, когда после занятия нужно убрать кубики Дьенеша. Отзывы родителей говорят, что детям за радость помогать взрослым, если вовремя к этому приучать.

Разделите с малышом работу, скажите, что пусть он собирает все желтые и маленькие кубики, а вы все остальные.

Развивающие задачи палочек Кюизенера

Палочки Кюизинера представляют собой многофункциональное математическое пособие. С его помощью в игре ребенок учится понимать понятия «больше и меньше», «право и лево», «длиннее и короче», «выше и ниже», «между», «через один» и так далее.

Набор Кюизенера имеет несколько названий: «цветные числа», «числа в цвете», «цветные линеечки», «цветные палочки».

Это методическое пособие направлено на развитие:

  • наглядно-действенного мышления;
  • познавательной активности;
  • восприятия;
  • внимания;
  • конструкторских способностей;
  • пространственного ориентирования;
  • творческого потенциала;
  • фантазии и воображения;
  • мелкой моторики.

Этот набор только дополняет кубики Дьенеша для детей и позволяет комплексно подойти к изучению основ математики.

Из чего состоят палочки Кюизенера

В набор входят четырехгранные палочки, которые отличаются по размерам и цветам. Они примечательны тем, что блоки разной длины имеют свой цвет и числовое значение. То есть, чем больше палочка, тем большую цифру она обозначает.

Наборы Кюизенера различаются по цветовой гамме, количеству палочек и материалу, из которого они сделаны. На сегодняшний день в продаже предлагаются пластмассовые и деревянные блоки.

Самым ходовым является упрощенный набор из 116 элементов. В него входят палочки:

  • белые - 25 штук;
  • розовые - 20 штук;
  • голубые - 16 штук;
  • красные - 12 штук;
  • желтые - 10 штук;
  • фиолетовые - 9 штук;
  • черные - 8 штук;
  • бордовые - 7 штук;
  • синие - 5 штук;
  • оранжевые - 4 штуки.

Белый цвет соответствует цифре «один», желтый - «два» и так далее.

Знакомим малыша с палочками

Выше рассказывалось, как на первом занятии с ребенком изучить кубики Дьенеша. Для маленьких деток эти советы также можно и нужно применять при знакомстве с палочками Кюизенера.

Разложите перед ребенком «цветные линеечки». Дайте ему рассмотреть их и потрогать. Можете рассказать малышу про палочки, какого они размера и цвета. Покажите самый короткий блок и попросите найти такой же, как у вас. То же самое проделайте с самой длинной палочкой.

Выкладывайте с малышом домики, дорожки, предметы мебели, геометрические фигуры. Предложите назвать цвета, которые были использованы в построении фигурки.

Во что можно играть с палочками Кюизенера после знакомства

Игра «Сложи фигуру»

Предложите малышу выстраивать из палочек различные фигуры: квадрат, треугольник и т. д. Когда у него будет хорошо получаться, немного усложните задачу. Например, попросите выложить два синих квадрата, потом - три прямоугольника (голубой, белый и желтый). Попросите сравнить размеры каждого элемента.

Игра на развитие памяти

Кубики Дьенеша и палочки Кюизенера похожи по выполняемым задачам, поэтому с этими наборами иногда можно использовать одни и те же игры. Например, упражнение на развитие памяти и внимания.

Выложите перед малышом ряд палочек, попросите хорошо рассмотреть их и постараться запомнить, как они лежат. Переложите или уберите один блок, а потом спросите у ребенка, что изменилось.

Игры «Учимся измерять»

Например, дайте ребенку задание найти палочку, которая будет длиннее черной, но короче синей. Предложите малышу измерить одним блоком стол или на ощупь найти три одинаковых элемента. Попросите выложить из палочек дорожку, которая будет равна длине оранжевой палочки. Такие игры на измерение можно придумывать самому или вместе с малышом.

Также можно распечатать разные схемы рисунков из палочек Кюизинера и заполнять их вместе с малышом. По окончании работы спросите о длине использованных палочек.

Рекомендации для родителей при использовании развивающих кубиков и палочек

  • Не бросайте ребенка одного играть с развивающим пособием «Кубики Дьенеша» или «Палочки Кюизенера». Родитель - это главный помощник в изучении чего-то нового.
  • Чаще хвалите за успехи, поощряйте и стимулируйте интерес к занятиям.
  • Не ругайте за неудачи. Если у малыша не получается выполнить какое-то задание, вернитесь к нему позже, покажите сами, как бы это сделали вы.
  • Используйте принцип «от простого к сложному». Постепенно делайте задания более трудными и не забывайте возвращаться к уже выполненным упражнениям. Полученный ребенком опыт не должен быть «мертвым грузом».
  • Придумывайте задания сами и подключайте к этому ребенка.
  • Фантазируйте. Сложите с малышом из блоков сказочного персонажа и придумайте про него историю.

Можно ли самим сделать развивающие материалы?

Вполне можно сделать палочки Кюизенера и кубики Дьенеша своими руками.

Здесь можно пойти двумя путями: сделать бумажный вариант либо воспользоваться деревянными заготовками. Хорошо, если есть старые кубики, это заметно упрощает задачу. Достаточно просто окрасить их в нужные цвета. Если нет - придется самим выпиливать блоки. Вариант попроще - смастерить из плотного цветного картона и для надежности обклеить скотчем. Можно приклеить магниты с одной стороны кубиков или палочек, чтобы играть с ними было еще удобнее.

Игры с развивающими пособиями помогут ребенку изучить что-то новое и полюбить математическую науку, которая, к сожалению, не всем дается легко. Также цветные палочки и логические блоки - это прекрасный вариант семейного досуга или времяпрепровождения на детском дне рождении, когда уже все привычные занятия наскучили маленьким гостям.

Во многих странах большой популярностью пользуется методика математической логической игры З. Дьенеша или, как её ещё называют, блоки Деньеша, для раннего развития способностей к гибкому, свободному мышлению у дошкольников и младших школьников. В последнее время (с 90-х годов налажено российское производство дидактического материала) эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий успешно практикуется отечественными педагогами в целях реализации задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического внедрения педагогической системы в коррекционных и разновозрастных группах.

Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей

Золтан Дьенеш - знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.

Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:

  1. Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
  2. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе - изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
  3. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
  4. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
  5. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
  6. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.

Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)

Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша :

  • Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
  • Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
  • Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
  • Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
  • Актуализация творческого потенциала;
  • Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
  • Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).

  • Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.

Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе

Навыки сопоставления по признакам.

  • Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
  • Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.

Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации .

  • Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога - приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования

В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:

  1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
  2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
  3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
  4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Дидактический материал З. Дьенеша

  • Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
  • Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель - научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак) Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств, а также цифры от трёх до восьми Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок Схемы для приготовления пирожных Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых - несколько Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу 1 вариант - предложить заселить по одному жителю, 2 - по два жителя в каждую квартирку. Такую схема легко можно начертить самостоятельно Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой Схема для изготовления логических фигур Параметры сторон логических фигур

Математические блоки

Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:

  • Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
  • Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
  • Два параметра толщины: толстый, тонкий;
  • Два параметра размера: большой, маленький.

Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.

Видео: логические блоки Дьеньеша

Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.

Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.

Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.

  • Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
  • Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
  • Сформирует навыки счёта в уме.

Альбомы, алгоритмические схемы

Цель - научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.

Материалы З. Дьениша своими руками

Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.

Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» - в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей

Картотека игр

В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.

Определение свойства объекта - игры для самых маленьких

  • Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
  • Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
  • Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
  • Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.

Видео: игра с логическими блоками Дьенеша

Выявление свойств и проведение операции сравнения

  • Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».

Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.

Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.

Простейшее логическое задание на законометности одного свойства Игра на изучение одного свойства Такие фигурки малыш с интересом сложит самостоятельно Также можно использовать карточки с геометрическими узорами Детям назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты - геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков

Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.

Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле - треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки - его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы - младшая сестра.

  • Игра «Маленькие садоводы любители»

Работа с символами

  • Игра «Украсим ёлку шарами».

Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами

  • Игра «Подбери пару»

Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.

В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.

Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.

Игры на систематизацию и логические действия

Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи - треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые - в левой, а синие треугольные - в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки - вне кругов.

Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания

  • Игра «Малыш-архитектор».

Цель - развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.

Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.

Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)

  • Игра «Цифровая мозаика»

Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.

Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей

Достоинства:

  • Система исключает традиционный учебный подход к изучению математики с зубрёжкой правил из учебников и записями в тетрадях.
  • Занятия проходят в увлекательной игровой форме в непринуждённой творческой атмосфере.
  • Ребёнок приобретает понимание сложнейших математических навыков анализа, синтеза, кодирования, алгоритмизации не осознавая сложность этих мыслительных операций.

Недостатки, по мнению родителей, поскольку педагоги и методисты дошкольного образования недостатков метода З. Дьенеша не обнаружили:

  • Методика целенаправленно ориентирована на развитие и совершенствование математических способностей, не учитывая других способов мышления.
  • Ограниченность цветового диапазона и разнообразия в блоках З. Дьениша.
  • Детям старшей возрастной категории для разрешения более сложных упражнений мало одного набора.
  • Родителям часто трудно найти готовые альбомы и карточки символов в продаже.

Большинство методик раннего развития дает детям только общие представления о математике, которые ограничиваются навыком устного счета и решением простейших задач и примеров. В результате у ребенка создается впечатление, что математика – это скучное занятие, далекое от творчества и возможности проявить фантазию. Однако Ваш малыш наверняка посмотрит на математику "другими глазами", если обратиться за помощью к методике Золтана Дьенеша.

Большинство методик раннего развития дает детям только общие представления о математике, которые ограничиваются навыком устного счета и решением простейших задач и примеров. В результате у ребенка создается впечатление, что математика – это скучное занятие, далекое от творчества и возможности проявить фантазию. Однако Ваш малыш наверняка посмотрит на математику "другими глазами", если обратиться за помощью к методике Золтана Дьенеша, которая, к сожалению, не пользуется у нас такой популярностью как методика Монтессори или Вальдорфская система.

Сразу отметим, что методика Дьенеша помогает детям не только осваивать различные математические понятия в легкой и интересной игровой форме, но и развивать важные психологические процессы, необходимые для полноценного и всестороннего развития. Поэтому данную методику можно использовать и в качестве самостоятельной программы обучения, и как дополнительный элемент занятий.

Несколько слов о Золтане Дьенеше


Золтан Пал Дьенеш с самого детства увлекался математикой, поэтому нет ничего странного в том, что всю свою жизнь он решил посвятить "царице точных наук", а также ее популяризации не только в своей родной Венгрии, но и во всем мире. Уже в 23 года Золтан получил докторскую степень по математике, однако не успокоился на этом и продолжил свое образования. Для того, чтобы понимать, как проходят мыслительные процессы при решении математических задач, он получил дополнительную степень по психологии.

Большую часть своей профессиональной карьеры Дьенеш занимался изучением психо-математики (более 10 лет он возглавлял Центр исследования психо-математики при Шербрукском университете). На основе собственных практических наработок и результатов многочисленных исследований им была разработана уникальная авторская программа по изучению математики , доступная для понимания детям самых разных возрастных категорий.

В основу методики Золтана Дьенеша легли различные логические игры, увлекательные математические задания и развивающие учебные пособия, направленные на стимулирование интереса у детей к занятиям математикой, а также развитие комбинаторики, логического мышления, аналитических способностей, речи, памяти и внимания.

Особенности системы Дьенеша

Методика Золтана Дьенеша включает в себя шесть взаимосвязанных стадий изучения математики, в которых учтены психологические аспекты решения математических задач.


Первая стадия – свободная игра, в ходе которой дети пытаются решить незнакомую задачу методом проб и ошибок, перебирая различные варианты решений.

Вторая стадия – изучение правил игры, с помощью которых до детей "доносится" необходимая математическая информация.

Третья стадия – сравнение, позволяющее разнообразить игры со сходной структурой правил различными материалами, и тем самым прийти к понимаю, что от смены материала суть игры не меняется.

Четвертая стадия – знакомство с содержанием чисел, благодаря чему ребенок начинает понимать суть игры и общее составляющее всех математических игр.

Пятая стадия – символическая, включающая в себя описание игровых карт с помощью символов, для чего ребенок может придумать собственные символические системы.

Шестая стадия – формализация, состоит из рассмотрения нескольких вариантов описания карт игр, в результате чего ребенок понимает, что первоначальное описание может быть аксиомой, а его собственные выводы – теоремой.

Подчеркнем, что методика Дьенеша полностью исключает решение математических задач в тетрадках или изучение математических правил в скучных учебниках. Все занятий – это веселые игры, песни и танцы во время которых дети легко и быстро приобретают математические знания и навыки, а также получают первые представления о таких сложнейших математических понятиях, как алгоритм, логическая операция и кодирование информации. При этом дети, чаще всего, даже не догадываются, насколько сложные понятия они осваивают в ходе увлекательных занятий по программе "новой математики" Золтана Дьенеша .

Как проходят занятия по системе Дьенеша


Занятия по методике Дьенеша включают в себя:

  • игры с так называемыми блоками Дьенеша, среди которых имеются задания для детей самых разных возрастных категорий. Например, для детей младшего возраста (около 3-х лет) идеально подойдет игра "такой – не такой" (перед ребенком раскладывают фигуры разных форм, цветов и размеров, среди которых ему нужно найти "такие или не такие" фигуры, в соответствии с показанным взрослым примером). Для детей постарше можно выбрать игру в переводчика, в ходе которой нужно не просто найти такую или не такую фигуру, но и объяснить чем одна фигура отличается от другой.
  • игры с обручами – позволяют освоить и закрепить навыки пространственной ориентации. Для этого родители кладут на пол два (и более) обруча разного цвета таким образом, чтобы они пересеклись (как олимпийские кольца). Ребенку необходимо положить фигурку заданного формата внутри синего.. вне красного... вне синего и красного обруча. Чем больше обручей, тем больше может быть вариантов заданий.
  • сказочная страна Руритания – в ней живут озорные близнецы Элис и Брюс, вместе с которыми дети имеют возможность принять участие в увлекательных историях и окунуться в мир геометрии и алгебры.

В процессе занятий малыши в легкой игровой форме изучают геометрические формы и параметры предметов, приобретают навыки сравнения и анализа разносторонней информации, создают математические модели, логические цепочки и ряды, а также учатся принимать необходимые решения.

Недостатки системы Дьенеша

Как это не покажется странным, но специалисты никаких недостатков в системе Дьенеша не нашли. Однако изучение отзывов родителей, которые уже занимаются по данной системе, позволило выявить такие недостатки, как:

  • Ограниченное цветовое разнообразие в блоках Дьенеша;
  • Для ребят постарше, которые решают более сложные задачи, одного набора блоков Дьенеша порой недостаточно;
  • Некорректное понятие "толщина", вследствие чего ребенку иногда сложно объяснить, например, почему квадрат всегда плоский;
  • В России достаточно сложно найти альбомы для занятий по система Дьенеша.

Светлана Бабурова

«Учимся - играя (логические игры с "Блоками Дьенеша ")

Без игры нет , и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх , - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра – есть деятельность , в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей : «Социально - коммуникативное развитие» ; «Познавательное развитие» ; «Речевое развитие» ; «Художественно - эстетическое развитие» ; «Физическое развитие» . Игра является основным видом деятельности детей, а так - же формой организации детской деятельности в детском саду.

Уважаемые коллеги и родители я хочу познакомить Вас с логическими играми «Блоками Дьенеша » , которые использую в своей работе.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине) . Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) .

Логические «Блоки Дьенеша » представляют собой набор из 48 геометрических фигур :

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ;

б) четырех цветов (красный, синий, желтый) ;

в) двух размеров (большой, маленький) ;

г) двух видов толщины (толстый, тонкий) .

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры!

Спектр решаемых задач :

* Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развитие пространственного представления.

* Развитие логического мышления , представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

* Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

* Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развитие познавательных процессы, мыслительные операции.

* Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

* Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

* Развитие речь.

* Успешное овладение основами математики.

Все игры и игровые упражнения я разделила на 4 группы с постепенным усложнением :

Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

Для развития действий классификации и обобщения;

Для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения , за исключением четвёртой группы (логические , не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст . Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

Сначала предлагаются самые простые игры .

1. «Найди такие же» (не такие) .

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету.


2. «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме» .

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету и форме.


"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру.

"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

3. "Цепочка"


Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету : красный, синий, желтый, (можно чередовать по форме, размеру и толщине) . Предложите ему продолжить ряд.

Дети выкладывают фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком : цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) .

Выкладываем дорожку по заданным условиям

(по схеме) .

4. "Второй ряд"

Предложить выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера) ; такой же формы, но другого цвета (размера) ; другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

5. "Домино"

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот , кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному : фигурами другого цвета (формы, размера) .

6. "Раздели фигуры"


Для игры понадобятся игрушки : кукла, матрешка, тигренок. Предложите детям разделить фигуры между куклой, матрешкой и тигренком так, чтобы у куклы оказались все синие фигуры у матрешки все желтые, а у тигренка все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы :

Какие фигуры оказались у куклы? (Все синие) .

А у матрешки? (Все желтые) .

А у тигренка? (Все красные) .

Попробуйте разделить фигуры по-другому :

а) чтобы у куклы оказались все круглые;

б) чтобы матрешке достались все большие;

в) чтобы тигренку достались все желтые и т. д.

7. Конструирование



8. Моделирование по схеме.


Использование «Блоков Дьенеша » в дальнейшем даст определенно положительный результат при усвоении программного материала в ДОУ, достаточно подготовит воспитанников к изучению математики, геометрии и информатики в школе. Преемственность детского сада и школы будет достаточно на хорошем уровне.

Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры

Система Дьенеша наглядно демонстрирует, что даже малыши, при правильном подходе, быстро учатся анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Разумеется, обучение должно происходить в форме игры, которая совмещает и развлечение, и обучение.

Игры, в которых используются блоки Дьенеша, помогают задействовать весь практически неисчерпаемый творческий потенциал ребенка, развивают его речь, стимулируя к построению сложных предложений с использованием союзов и смысловых и формообразующих частиц.

Логические блоки Дьенеша учат самого маленького человечка обозначать различные свойства предмета, видеть разницу и классифицировать ряд объектов по внешним признакам, выделять главные свойства и т. д. По мере усложнения игры происходит переход к основам информатики, в простой форме идет обучение таким понятиям, как кодирование, алгоритмы, логические операции и умозаключения.

Блоки Дьенеша – кубики и фигурки помогают родителям в виде увлекательной игры совершенствовать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Педагогическая диагностика подтвердила, что система Дьенеша дает возможность в игровой форме освоить математические понятия от простых к более сложным, и развить важные для малышей психологические процессы.

Методика Дьенеша – изучение математики в шесть этапов

В зависимости от возраста ребенка, методика Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов изучения математики – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.

Многие взрослые пугаются и считают, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает.

Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные математические задачи.

Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине. К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм. Самое главное - не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.

Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме - собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.

Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.

Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.

Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.

Как видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.

Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца».

Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.