Могила наполеона в париже дом инвалидов. Дом инвалидов и музей армии в париже

История этого грандиозного сооружения началась в 1670 году, когда король Франции Людовик XIV издал указ о начале строительства Дома Инвалидов или полное название, Государственный Дом Инвалидов (L’hotel national des Invalides). Цель такого решения и крупного проекта, на первый взгляд, была проста и недальновидна. В то время после многочисленных войн в стране было много состарившихся, увечных да и просто слабых здоровьем бывших военнослужащих, которые ещё к тому же, в большинстве своём, были бедны. Вся эта масса людей занималась кто попрошайничеством кто воровством на улицах Парижа. Поэтому и было принято решение, собрать и разместить их в одном месте. Но кроме этого, создание Дома Инвалидов в Париже для простых солдат, повышал престиж армии в их глазах. Ведь это было какой никакой, а гарантией безбедной старости. А для мужчин не служивших в армии было дополнительным стимулом пойти туда.

Первая часть комплекса из пяти дворов была построена за 6 лет, что довольно быстро для того времени. А начиная с 1674 года он принимает первых пенсионеров. Место для строительства, на окраине , было выбрано неслучайно. Пригород Грёнель (Grenelle) как нельзя лучше подходил для этого. Это была обширная пустошь с выходом к , что было удобно для доставки товаров к комплексу по воде. Полностью строительство Дома Инвалидов было завершено только в 1706 году, то есть через 33 года после начала. Размеры сооружения и прилегающих площадей поражают. Одних коридоров в зданиях более 16 км. А полностью архитектурный ансамбль имеет размеры 400 на 450 метров. Со стороны Сены через широкую эспланаду (площадь), сделанную немного позднее, открывается величественный вид на фасад дома, шириной 196 метров и главный позолоченный купол высотой 107 метров.

Изначально сооружение было рассчитано на приём 1500 постояльцев, но к 1714 году там проживало уже более 4000 бывших солдат и офицеров. Среди них были также врачи, повара, священники и прочий персонал который был необходим для функционирования этого мини города в городе. Понятно, что даже столько мест было недостаточно чтобы разместить всех желающих, поэтому право на проживание в парижском Доме Инвалидов получали ветераны отслужившие в армии 10 лет, а с 1710 года стаж должен был быть не менее 20 лет. Исключения делались для серьёзно раненых и больных.

Распорядок дня и дисциплина в Доме Инвалидов была военно-монастырской. Приём пищи по расписанию за столами на 50 человек, днём, кто был способен, работали в различных мастерских или занимались строевыми упражнениями. Женщинам запрещалось посещать Дом Инвалидов, а в больших спальнях постояльцам не разрешалось курить и есть. За нарушения существовала система наказаний от перевода на хлеб и воду, до отчисления из дома.

Зачастую, историю этого сооружения тесно связывают с именем великого полководца, Наполеона I. А это не совсем верно. После прихода Наполеона к власти в 1804 году фасады дома постепенно обросли всевозможными орлами, львами, пучками стрел и прочими элементами, добавляющими пышности зданию. Немного позже неподалёку было установлено немалое количество трофейных и французских пушек.

Конечно, сегодня название Дома Инвалидов в Париже чётко ассоциируется с именем полководца. В 1840 году с острова Св. Елены был доставлен гроб с телом Наполеона, который установили в специально для этого построенной . На стенах помещения висит шпага полководца, которая была с ним при битве у Аустерлиц и многочисленные награды, большинство из которых, как принято у самодержцев, он дарствовал сам себе.

Кроме великого императора в здании захоронено ещё несколько знаменитых военачальников, а также его сын Наполеон II.

Со временем Дом Инвалидов в Париже приобретает всё большее значение как музей. Сначала в 1777 году из Лувра перевозят часть экспонатов военной тематики и организуется Музей Планов и Рельефов. А в 1872 здесь открывается Музей Артиллерии, который в 1905 году был объединён с Музеем Истории Армии и стал называться Музей Армии, сегодня он занимает большую часть здания. Эти два, а ещё Музей Ордена Освобождения и Музей Современной Истории существуют и сегодня.

Неподалёку от Эйфелевой башни, почти в самом сердце, расположена историческая знаменитость столицы Франции - Дом инвалидов. В 1671 году по приказу короля Людовика XIV началось строительство приюта для ветеранов войны и тех, кто получил ранения в ее ходе. Таким образом, король хотел проявить заботу о ветеранах. Возведением заведения такого уровня, первого для Европы на тот момент, занимался архитектор при дворе короля Либераль Брюан. Дом Инвалидов официально открылся в 1677 году, однако уже в октябре 1674 он принимал первых постояльцев.

Дом Инвалидов является военным учреждением до сих пор, тут проходят публичные парады и церемонии, располагается резиденция коменданта Парижа. Там же находится Музей Армии, где хранится огромная коллекция воинского оружия, знамен, трофеев и доспехов. В центральной части комплекса находится саркофаг Наполеона, увидеть который можно только слегка нагнувшись, отдав дань уважения великому полководцу, так было задумано архитекторами. Четыре музея расположились в основных зданиях. В Музее планов и рельефов хранятся модели военных крепостей и городов, Музей Ордена Освобождения представляет выставку, посвященную героям Второй Мировой Войны, а в Музее Шарля де Голля — современная экспозиция о жизни легендарного президента.

Комплекс Дом инвалидов расположился на обширной территории в 13 гектаров и включает в себя: церковь Святого Людовика, солдатскую церковь, госпиталь, аптеки, мастерские и парк с огромными газонами. В конце XVIII века комплекс постепенно приобретает облик музея, так, в 1777 году из дворца Тюильри перенесли макеты города и других сооружений, в 1905 году открыли Музей Армии, в 1968 году начал свою работу музей ордена Освобождения, а Музей современного искусства начал функционировать с 1973 года.

Экскурсия в несколько этапов

Орудия парадного двора – гордость французской артиллерии

Центральным местом Государственного дома инвалидов, где располагается самая большая коллекция артиллерийского орудия, является парадный двор. Взору посетителей открывается великолепный ряд из 60 бронзовых пушек, являющиеся гордостью музея Армии. Все экспонаты двора, включающие в себя также мортиры и гаубицы, несут на себе отпечаток двухсотлетней истории французской артиллерии. На протяжении всего экскурсионного маршрута представлена возможность детально ознакомиться с производством пушек, где и как они использовались.

В 1666 году братья Келлеры создали самые первые модели пушек. Эти уникальные экспонаты можно встретить в начале экскурсионного пути. Крупнокалиберное орудие достаточно успешно участвовало при осаде гарнизонов, при короле Людовике XIV. Данное орудие также снискало славу маршалу Вобану (южная площадь носит название в его честь). С тех пор классические пушки немного видоизменились. Далее можно созерцать тридцать старинных пушек, украшенных символами мифологическими и геральдическими. Созданные специальным указом короля, пушки являются истинным произведением искусства.

Уже XVIII веке классические пушки были вытеснены системой Грибоваля. Удобство в обращении и лучшее оснащение пушек по достоинству оценил Наполеон Бонапарт. Множество блестящих побед принесло его армии новое орудие. Особенно успешно показало себя в двух итальянских походах. Начиная с начала 19 века система Грибовале сменилась более усовершенствованной системой Валя. В отличии от старых орудий, помпезно украшенных, данные системы имели большую практичность и функциональность.

Не менее значительную роль в революционных и имперских движениях французской армии играли мортиры и гаубицы. Экспонаты представлены в количестве восьми мортир, участвовавших в осадах. В углах двора можно увидеть две гаубицы, высшее достижение военной науки. Это уникальное орудие, созданное для бомбардировки города Кадиса в 1810 году, выпускало ядра на расстоянии 6 км.

В Парижском музее Армии собрана богатейшая коллекцией оружия и доспехов, третьей в мире после Мадридского и Венского. Коллекция охватывает широкий исторический период военного времени, начиная от средневековья и заканчивая 17 веком. На обозрение представлено больше 2000 доспехов и различного вида оружие. Выставленные экспонаты относятся не только к французской истории, но и являются частью военного наследия других европейских стран. Можно увидеть также оружие стран Ближнего и Дальнего Востока. Военная мощь охватывает периоды Османской, Персидской, Монгольской и многих других Восточных империй.

Примечательными экспонатами экспозиции являются королевские парадные доспехи. А также коллекция оружия французских и иностранных королей и принцев. Сцены баталий, изображенные на стене, свидетельствуют о Франко-Голландской войне, которая велась Людовиком XIV. Военные эпизоды были расписаны еще в 17 веке французским живописцем, а реставрированы в 2005 году.

Экспонаты в хронологической последовательности. Первый этап маршрута ведет к феодальным временам. Уникальные средневековые мечи, а также артиллерийское оружие относится к XIII-XV векам.

В следующем зале взорам посетителей представлены доспехи и оружие еще времен Франциска I до эпохи Людовика XIII. Охвачен период Итальянских войн, религиозных — шестнадцатого века, войн против империи Гасбургов. К этой же эпохе относятся и османские экспонаты, представленные в турецком кабинете.

Посетители могут ознакомиться с предметами развлечений знати. Снаряжение, использованное на охоте; доспехи и оружие, применяющиеся в поединках и турнирах.

Еще в одном зале представлены экземпляры портативного стрелкового оружия, относящиеся к началу семнадцатого века. В коллекции семьдесят аркебуз, их применяли гражданские стрелки.

В трех секциях располагаются коллекции различных европейских оружейных мастеров XVI-XVII веков.

Раздел музея охватывает историю нового времени, периоды правления от Людовика XIV до Наполеона III. Уникальные экспонаты в полной мере раскроют ход истории, ознакомят с военной, политической, социальной жизнью Франции. Коллекция включает в себя множество различных предметов, имевших отношение, как к рядовым солдатам, так и к выдающимся личностям того времени. Предоставляется возможность ознакомиться с повседневной жизнью военных, а также с реалиями боевых действий. Техника, эмблемы, ордена, обмундирование – это лишь малый список представленных экспонатов военного наследия данного периода времени. Произведения живописи ярко отображают историческую действительность эпохи.

Раздел от Людовика XIV до французской революции. При правлении Людовика XIV происходит резкое преобразование в структуре французской армии. Вводится обязательная униформа, чины выстраиваются в четкую иерархию. Прогресс прослеживается во всем: профессионализм военных, техническое оснащение, беспрекословное выполнение воинского устава. Реформирование армии происходит в условиях завоевательных войн. В период правления Людовика XVI Франция принимает участие в войне за независимость Америки.

От Великой французская революции до Парижской коммуны.Коллекции данного раздела ознакомят с историей времен Наполеона Бонапарта. Особого внимания заслуживают шляпы полководца. Треуголка являлась обязательным атрибутом Наполеона, которые он часто менял. До нынешних времен сохранилось около двадцати шляп, а в музее армии можно увидеть шесть. Среди многочисленных экспонатов наполеоновской эпохи нужно отметить ожерелье Почетного легиона, его саблю, участвовавшую в битве при пирамидах; шпага из битвы при Аустерлице; знаменитый серый сюртук. Все, что связано с военными компаниями великого полководца представлено в тематических залах. Можно увидеть интересные экспонаты, повествующие о коронации Наполеона.

Посетителям представлена возможность ознакомиться с историей в период реставрации монархии, при Карле X и Луи-Филиппе. Это время ознаменовано колониальными походами, что отражается в различных экспонатах. Например, французская форма Африканского полка, с восточными элементами.

Время Второй империи при Наполеоне III ознаменовано реформированием армии, ее техническим переоснащение. К данному периоду относится Крымская война, война в Мексике, Италии, Сирийская и Дальневосточная компании. Окончание раздела нового времени расскажет о Франко-Прусской войне(1870-1871 гг.) и началом коммуны.

В зале Вобана представлены манекены 14 всадников. Пространство стен украшено живописью художника Фрике де Вороза, написанной в 17 веке, а в 2009 году отреставрированной.

Купол Собора – эмблема Государственного Дома Инвалидов

Собор Дома Инвалидов — памятник исторического наследия Франции, один из главных в Париже. Высота всего сооружения 107 метров, длительное время это было самое высокое здание Парижа. Купол имеет декоративные украшения, ажурный фонарь, шпиль и лилии.

Под куполом Собора. Купол Собора является хранилищем гробниц выдающихся французских военных. Собор был построен между 1677 и 1706 годами. Всем своим внутренним убранством возвеличивал королевскую монархию, прославлял Людовика XIV и его войска.

Во времена французской революции носил название Храм марса, ставший при Бонапарте Наполеоне военным некрополем. В 1800 году в собор были перенесены останки знаменитого маршала Тюрена. Изначально его прах покоился в усыпальнице французских королей. Во времена революции могила была осквернена, и перенесена в музей Памятников. А по приказу Наполеона перезахоронена в Доме Инвалидов.

Напротив гробницы Тюренна покоится сердце величайшего военного инженера, градостроителя, французского эссеиста и, конечно, маршала Вобана (в те времена существовал обычай хранить сердце отдельно). Крепости, возведенные им, являются всемирным наследием. Склеп Вобана – это настоящее произведение искусства.

Надгробие из черного мрамора в сочетании с фигурами из белого погружают в атмосферу вечности. Величественная скульптура Вобана с циркулем в руке, полулежа опирается на книги. С двух сторон от надгробия возвышаются два женских образа, олицетворяющие Науку и Войну. Именно на этих двух пластах держалась вся политическая и общественная деятельность Вобана. Обелиск с поникшими флагами и знаменами, надпись, барельеф, фигуры, в полой мере олицетворяют выдающуюся личность французской истории.

Гробница Наполеона Бонапарта. Как известно, император скончался на острове Св. Елены в 1821 году, где он прибывал в изгнании. По решению Луи-Филиппа, 1840 году, его останки были перевезены на родину. Французские моряки доставили гроб с прахом Наполеона в Дом Инвалидов. В 1842 году архитектор Висконти начал работать над созданием гробницы для Бонапарта, совершив значительные изменения в соборе. Окончательное захоронение останков совершилось в 1861 году.

В центре собора, под куполом находится мощный саркофаг из красного карельского камня — 4 метра в длину; ширина 2 метра и высота 5 метров. Стоит он на высоком постаменте из зеленого гранита. На саркофаге и крышке украшения в виде лавровых венцов, а вокруг, на мраморном полу золотом изложены названия великих побед Наполеона. Чтобы их прочесть нужно наклониться, это была задумка архитектора – поклон императору. Саркофаг окружают 12 богинь победы, а в круговом коридоре барельефы. Изображения олицетворяют основные события из жизни и деятельности Наполеона, его основные достижения.

Вокруг гробницы императора похоронены его братья Жозеф и Жерон. Покоится прах его сына, Римского короля — «Орленка». Здесь же находятся могилы генералов Бертрана и Дюрока, а также прославленных маршалов XX столетия Фоша и Леоте.

В данном разделе можно ознакомиться с военными событиями начиная с 1871 года. Освещается история времен III Республики, режима Виши, две мировые войны. В коллекции представлены предметы не только французской армии, но и иностранных. Можно увидеть военную форму практически всех государств, участвовавших в мировых войнах. Представлено несколько сотен экспонатов имевших принадлежность к французской армии, а также к захваченным колониям. Образцы боевой техники, личные вещи, предметы обихода, живопись, знаки отличия и многое другое рассказывает об эпохе, пронизанной военными действиями.

Начиная с поражения французской армии в 1871году, происходит реформирование войск. Объявляется обязательная воинская повинность, строятся тесные взаимоотношения у армии с народом.

Первая мировая война. Начало экспозиции повествует о колониальной политике Франции в Африке и Индокитае. В то время в среде европейских держав сложились противоборствующие отношения. Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево послужило мощным толчком к началу военных действий. Тематические залы последовательно освещают хронологию войны 1914 – 1918 годов.

В коллекции выставлены документы, одежда всех военных чинов из армий воевавших государств. Макеты, а также реально участвующее в сражениях орудие. Стоит обратить внимание на уникальные манекены солдат и офицеров разных держав. Фигуры выполнены в полный рост, одеты в униформу своего государства времен первой мировой.

Вторая мировая война. Залы посвященные 1939-1942 годам рассказывают о нерадостном периоде французской истории. Поражение в 1941, частичная оккупация Франции, режим Виши, победы немецкой армии.

1942-1945 года знакомят с успехом стран союзников на всех фронтах, подавление французского сопротивления. И наконец, освобождение Франции от оккупантов, поражение Германии. Можно увидеть экспонаты открывающие всю шокирующую правду о концлагерях, о зверских деяниях нацистских войск. Конец второй мировой войны.

Шарль де Голль и его роль в истории Франции

Выдающийся генерал, государственный и общественный деятель неразрывно связан с историей Франции XX века. Его патриотизм невозможно переоценить. Во время второй мировой войны возглавил французское Сопротивление. Стал основателем и президентом Пятой Республики. Конституция, одним из соавторов которой был Шарль де Голь, используется и в нынешнее время.

Музей Шарля де Голля в Доме Инвалидов был основан 2008 году. Вся жизнь и деятельность этого великого человека представлена по средствам новейших технологий. Компьютеризированное пространство полностью интерактивно. Аудио и видео файлы на многих языках дают возможность погрузиться в страницы истории, посвященные знаменитому деятелю. Каждый посетитель прокладывает маршрут сам, выбираю нужную информацию. С помощью аудиогида, с инфракрасным датчиком возможно свободно перемещаться по залу. Разнообразие источников впечатляет. Архивные неподвижные изображения, а также изменяющиеся кадры представлены фотографиями, афишами. Наряду с этим — документальные хроники с интервью историков, карты, книги, спектакли, полиэкраны и многое другое в интерактивной реализации.

Захватывающая экскурсия начинается с 80 различных фотопортретов президента расположенных у входа в музей. Затем посетителям предоставляется возможность окунуться в биографическую киноленту, продолжительностью в 25 минут. Впечатляющие кадры показывают в сферическом зале на пяти экранах.

На стеклянном кольце, окружающем пространство, переплетается история конца XIX и XX веков с выдающейся фигурой Шарля де Голля. Здесь показывают события первых десятилетий Третьей Республики, золотой век Франции, до свободных веяний шестидесятых годов XX столетия. Хронология важнейших событий военной эпохи, культурного наследия того времени впечатляет масштабами восприятия.

Далее можно окунуться в интерактивную реальность с помощью трех «аудиовизуальных дверей». Данная сфера вещает о трех образах француза: Шарль де Голь и его знаменитая речь 18 июня 1940 года, давшая толчок движению Сопротивления; генерал – освободитель; первый президент Пятой республики.

В общем музей располагает 400 документами и видео файлами продолжительностью более 20 часов, что в полной мере раскрывает личность Шарля де Голля. А также дает возможность оценить его неоспоримый вклад в дальнейшее процветание современной Франции.

Собор Святого Людовика – изысканность стиля

Одним из самых величественных архитектурных сооружений Парижа, является Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Выдающийся памятник эпохи классицизма, спроектированный архитектором Жюль Ардуэн- Мансаром (1646-1708). Начало строительства Собора было положено Либераль Брюаном, который возвел практически весь ансамбль Дома Инвалидов.

Грандиозное сооружение включает в себя Солдатскую церковь и Королевскую, над которой возвышается золотой купол. Разделение церквей давало возможность присутствовать на церковной службе одновременно и королю и солдатам, не пересекаясь. В последствии был возведен стеклянный витраж, разделяющий алтари.

Королевская церковь. Если посмотреть с высоты птичьего полете, то Собор Дома Инвалидов представляет собой симметричный греческий крест, помещенный в квадрат и увенчанный куполом. Возвышение купола происходит из- за массивного барабана с двумя рядами. На самой верхушке располагается оригинальный фонарь и шпиль. Инновационные приемы архитектор применил практически во всех элементах сооружения.

Великолепие Собора впечатляет как внутри, так и снаружи. Позолоченный купол украшен декоративными изображениями военной тематики. Лилии символизируют династию Бурбонов. У входа, по обеим сторонам стоят величественные статуи Святого Людовика и Карла Великого, что свидетельствует о величии французской монархии. Кроме своего прямого предназначения, Церковь служит пантеоном для Бонапарта Наполеона и ряда французских генералов, прославившихся в боях.

Солдатская церковь. Почти до конца XVII века религия была неразрывно связана с общественной, политической и военной жизнью. Церковники следили, чтоб военнослужащие беспрекословно посещали все церковные службы и процессии.

Конечно, Солдатская церковь не может сравниться с роскошью Королевской, но несомненно привлекает внимание посетителей. В Солдатскую церковь можно попасть с Парадной площади. В коридорах выставлены сотни орудий разных времен. На карнизе развешены множество трофейных знамен, захваченных в сражениях прошлых веков. Орган семнадцатого века, в центре зала, дополняет убранство церкви.

Церковь посвящена Святому Людовику и освещена в честь святой Троицы. Административно относится к Музею армии с 1905 года, с момента его создания.


Таким образом, Дом инвалидов представляет собой не только государственное учреждение по уходу за ветеранами, но и занимает весомую нишу среди памятников истории Франции. Этот памятник должен быть отмечен на карте каждого гостя столицы, как важная экскурсионная достопримечательность, ведь помимо музеев и экспонатов, Дом инвалидов приковывает внимание внушительной архитектурой XVII века.

Как добраться

Адрес: 129 Rue de Grenelle, Paris 75007
Сайт: musee-armee.fr
Метро: Varenne
Время работы: 10:00-18:00

Дом инвалидов в Париже не без оснований относят к самым популярным и ценным достопримечательностям французской столицы. Комплекс грандиозных сооружений, расположившийся на берегу Сены, является зеркалом, отражающим великую архитектуру города любви и историю страны, подарившей миру одного из величайших полководцев - Наполеона Бонапарта. Масштабность колоссальной застройки впечатляет: площадь ее территории составляет 13 Га; изящный шпиль ослепляющего золотым сиянием купола возвышается на 107 метров. Ежегодно L’hôtel national des Invalides посещают более 1,5 млн туристов.

Своим возникновением Дом инвалидов обязан Королю Солнца - Людовику XIV, решившему поднять престиж французской армии и обеспечить состарившимся и искалеченным в боях военным достойную старость. В 1671 году на левом берегу Сены, где в то время находился огромный пустырь, началось строительство богоугодного заведения, архитектором которого стал Либераль Брюан.

Первые ветераны заселились уже через три года; полностью работы завершились в 1677 году. Первоначально планировалось, что социальное учреждение примет шесть тысяч человек, но по окончании строительства выяснилось, что более четырех тысяч постояльцев здание вместить не может. К концу XVIII столетия комплекс, создававшийся как приют, превратился в миниатюрный город, в котором размещались казармы, лазарет, трапезные и место для парадов. В 1706 году в центральном дворе по приказу короля была построена базилика, прообразом которой стал римский Собор Святого Петра.

Жильцы Дома соблюдали почти военные дисциплинарные требования: в помещениях действовал запрет на курение и алкоголь, обязательным условием проживания было соблюдение поста и постоянное ношение униформы. Ветераны, объединенные в отряды, по мере сил работали в ремесленных мастерских и участвовали в караулах. За несоблюдение правил провинившихся подвергали наказаниям: от ограничений в еде до исключения.

Со временем монументальный комплекс построек стал приобретать «гражданские» черты: в 1777 году сооружение приняло часть коллекции рельефных планов, перевезенную из Лувра, а еще через 95 лет открылся Музей артиллерии. В начале XVIII века здесь побывал Петр I. Во время проживания в столице Франции русский царь получил в безраздельное пользование апартаменты на втором этаже.

Архитектура

Комплекс строений прекрасно просматривается с набережной Сены и моста, возведенного в честь императора всея Руси Александра III. Отсюда к Дому ведет эспланада, творцом которой стал Роберт де Кот. На площади раскинулись газоны, ряд артиллерийских трофеев и французских пушек.

Внутренний двор Дома призрения, пересекаясь с эспланадой, создает крупнейшее в городе открытое пространство, где также находятся здания посольств и Министерства иностранных дел Франции. Большой и Малый дворцы, расположенные на противоположном берегу Сены, завершают гармоничный городской ансамбль. Украшением 196-метрового парадного фасада L’hôtel des Invalides, являющего собой образец архитектуры классицизма, стал арочный портал с выгравированной фигурой Короля Солнца верхом на коне.

Весь комплекс состоит из четырехэтажных построек, образующих пятнадцать дворов, в главном из которых находится архитектурный центр - барочный собор. Его круглый купол, декорированный стилизованным изображением военных трофеев и увенчанный фонарем со шпилем, доминирует над всей системой сооружений. На реставрацию купола диаметром 27 м в 1989 году было потрачено 12 кг золота.

Собор Святого Людовика

В 1676 году Людовик XIV, которого не устроил первоначальный вид часовни, возводимой в центральной части комплекса Дома инвалидов, возложил строительство церкви на Жюля Ардуэна-Марсара. Молодому архитектору удалось угодить королю. Фасад созданной им базилики восхищает симметричными линиями и изяществом конструкции, сочетающей в себе круг и квадрат.

Его выступающая вперед центральная часть отделана монументальным фронтоном, а также дорическими и коринфскими колоннами, придающими сооружению симметрию и изящество. Купол храма виден со всех городских холмов. Возле прихода разбит небольшой парк, где разноцветные клумбы гармонируют с идеально подстриженными конусами кустарников.

Внутри собор представляет собой вписанный в квадрат греческий крест. За алтарем угадываются черты солдатской церкви, выходящей на Парадный двор. Для лучшего освещения Ардуэн-Марсар использовал систему тройного купола. Во внутренней части было вырезано отверстие, сквозь которое видна роспись среднего купола. Дневной свет поступал в помещение через третье наружное покрытие.

Центральный зал имеет четыре выхода-коридора, оканчивающихся капеллами, где спят вечным сном великие люди Франции. Здесь нашли последний приют братья Наполеона, сын императора, генералы Бертран, Дюрок, маршалы Вобан, Тюренн, Леонте, Фош и автор Марсельезы Руже де Лиль. Сердце некрополя и основная достопримечательность - спроектированная архитектором Луи Висконти крипта, в которой покоится прах Наполеона.

Гробница Наполеона Бонапарта

В 1840 году под траурные звуки Реквием Моцарта в часовню св. Иеронима торжественно внесли гроб с телом Наполеона, доставленный с острова Св. Елены. Через 21 год прах императора был перенесен в Собор Святого Людовика и помещен в малиновый саркофаг, изготовленный из карельского порфира. Целостный блок весом 200 тонн подарил Франции Николай I, заявив при этом, что уж камень-то для Бонапарта в России всегда найдется.

Внутри усыпальницы покоится тело великого Корсиканца, одетого в гвардейскую униформу; в ногах усопшего лежит его знаменитая треуголка. По замыслу архитектора, могила установлена на гранитном цоколе и находится ниже уровня пола, поэтому чтобы рассмотреть ее и прочитать выгравированные надписи, посетители склепа вынуждены склонять головы, отдавая честь императору.

Вечный сон полководца охраняют двенадцать мраморных статуй богини Ники. Рядом с саркофагом несут почетную службу два бронзовых атланта, олицетворяющих гражданскую и военную мощь. В их руках - держава, корона и скипетр. Стены крипты украшены медалями, грамотами и оружием. Здесь же находится шпага предводителя, сопровождающая его во время сражения под Аустерлицем.

Музеи

В начале XX столетия Место призрения отставных солдат приобрело статус музейного объекта. Его коллекции включают в себя более пятисот тысяч экспонатов, связанных с важными эпохами истории Франции, а также с политической, общественной и военной жизнью государства.

Музей армии

Мировую славу этот музей, созданный в 1905 году, снискал тем, что на сегодняшний день является владельцем третьей в мире по количеству экспонатов коллекции доспехов и оружия. Экспозиции разделены на оружейную и историческую части, залы также разбиты по категориям.

Галереи Оружейного помещения представляют собой выставку рыцарского обмундирования. Многие доспехи выглядят так, словно их обладатели только вчера вернулись из боя. В вестибюле выставлены предметы вражеского арсенала, в том числе образцы российского оружия. Здесь же экспонируются знамена и флаги, самые древние из которых воспроизведены по сохранившимся картинам. Особое место отведено вооружению стран Востока: Персии, Японии, Китая и Индии.

Исторический зал вызывает восхищение интерьером - потолок задрапирован шатром, до 1900 года принадлежавшим китайской императрице. Витрины хранят личные вещи Наполеона: его мундиры, мебель, походную шкатулку, чучела любимой лошади и собаки. Здесь выставлен один из самых ценных экспонатов - посмертный слепок лица великого полководца.

Музей Ордена освобождения

Орден освобождения - это одна из важнейших государственных медалей. В ноябре 1940 года генерал Шарль де Голль наградил сторонников движения за независимость Франции, добровольно вставших на защиту страны, отличительным знаком - прямоугольным бронзовым щитом (30х33 мм) с выгравированным лотарингским крестом. Высочайшей награды удостоилось 1061 человек, среди них - шесть женщин.

История ордена и его кавалеров стала основой создания Музея, расположенного на площади 1 тыс. м2. Экспозиции знакомят посетителей с оружием, знаменами, документами, рациями и обмундированием членов братства. В шести залах и трех галереях собрано 4 тыс. оригинальных предметов.

Музей Шарля де Голля

Музей Шарля де Голля является самым молодым в Доме - его открытие датируется 2008 годом. Коллекция экспонатов, размещенных на площади 2 500 м2, полностью интерактивна. Экскурсантов встречает зал, стены которого украшены 80 портретами первого президента Пятой республики, далее, в сферической комнате, гостям предлагается просмотр фильма об этом выдающемся политическом деятеле. Картина демонстрируется на восьми языках.

Личные вещи де Голля, рукописи и награды, анимированные архивы и исторические документы, полиэкраны, видеоматериалы, общая продолжительность которых превышает 20 часов, - все это захватывает туристов с первых минут знакомства. Помещения выстроены здесь по кругу, посетители сами выбирают наиболее интересующий их маршрут.

Дом Инвалидов сегодня

Современный L’hôtel national des Invalides является одной из визитных карточек французской столицы. Помимо осмотра собора, некрополя, памятников истории и бесценных реликвий музеев, посетители не обходят вниманием и сувенирный магазин, где можно приобрети кружку с инициалами Наполеона или фигуру знаменитого Корсиканца со стеклянным колокольчиком. У входа все дети получают шикарную шляпу великого полководца.

Однако архитектурный ансамбль и в настоящее время продолжает выполнять функции, начало которым положил Людовик XIV. Дом инвалидов не утратил своего основного предназначения, и это достойно уважения. Здесь по сей день живут пенсионеры и ветераны, посвятившие себя служению родине. Для удобства бывших солдат и офицеров, которых опекает Государственный институт инвалидов, на территории комплекса действуют госпиталь, аптека и проводятся церковные службы. Кроме того, в стенах дворца расположена администрация парижской военной комендатуры.

Где находится и как добраться

L’hôtel national des Invalides находится в седьмом парижском округе в километре от набережной Сены. Существует два входа: южный - с площади Вобан и северный - с Эспланады инвалидов.

До комплекса очень просто доехать на общественном транспорте:

  • электричка: линия C до остановки Invalides
  • метро: линии 8 и 13 до станций Invalides, Latour-Maubourg и Varenne
  • автобус: линии 28, 63, 69, 82, 92 и 93 до остановки

График работы и стоимость билетов

Государственный Дом инвалидов принимает гостей ежедневно с 7:30 до 19:00 (во вторник - с 7:30 до 21:00). Двери музеев открыты для посещений каждый день:

  • с 01.04 по 31.10 - с 10:00 до 18:00
  • с 01.11 по 31.03 - с 10:00 до 17:00 (до 17:30 во время рождественских праздников)

Выходные дни: 01.01, 01.05 и 25.12. Ежемесячно в первый понедельник туристы допускаются только в собор. В июле и августе время посещения могилы Наполеона продлено до 19:00. Маленькая хитрость: если вы придете к кассам не утром, а после полудня, то время ожидания в очереди сократится до 10-15 минут. Билеты можно купить за 30 минут до закрытия.

Полный тариф - 12 евро, льготный - 10 евро. Право бесплатного входа предоставляется детям до 18 лет, безработным гражданам Евросоюза и журналистам (при предъявлении соответствующего удостоверения), нетрудоспособным и их сопровождающим, военнослужащим в униформе.

Дом Инвалидов в Париже на карте

Во времена правления Людовика XIV много французов погибало на полях сражений, а немалое количество вернувшихся живыми оставались инвалидами до конца своих дней. Чтобы облегчить им послевоенное существование, король в 1670 году распорядился построить в Париже Дом инвалидов, в котором бы могли жить заслуженные ветераны и инвалиды войны. В те времена это было одним из первых на континенте учреждений подобного рода. Функционирует заведение и сегодня, в его стенах проживает около сотни пенсионеров Вооруженных Сил Франции.

И пансионат, и музейный комплекс

Официальное название – Национальный дом инвалидов. Он отнесен к архитектурным памятникам и туристическим достопримечательностям французской столицы. Ведь здесь находятся несколько крупных музеев (к ним мы еще вернемся), а также некрополь для военнослужащих.

Своим обликом Дом инвалидов обязан Либералю Брюану, придворному королевскому архитектору. Именно он спроектировал его в тогдашнем пригороде Парижа Грёнеле. Строительство богоугодного заведения началось через год после того, как Людовик XIV об этом распорядился, в марте 1671 года. Завершились же работы в феврале 1677 года. По тем временам это считалось оптимальным сроком. Но первые ветераны-военнослужащие поселились здесь уже осенью 1674 года. Только вот увечных солдат было значительно больше, чем мог вместить в себя этот пансион. Планировалось первоначально, что здесь разместится 6 тысяч ветеранов и инвалидов, а когда сделали перепланировку, то увидели, что больше 4 тысяч человек принять не представляется возможным.

Правда, поначалу (1710 г.) в Доме инвалидов проживало полторы тысячи постояльцев. Но уже к концу XVIII века его можно было назвать «городом в городе». Тут царили строгая дисциплина, церковные каноны и военный распорядок. Ветераны, как и в армии, были распределены по ротам, которыми командовали офицерские чины. Но их жизнь уже была далека от военных будней: они трудились в сапожной мастерской, изготавливали гобелены и раскрашивали гравюры.

Архитектурные особенности

Фасад Дома инвалидов весьма протяженный и составляет 196 метров. Смотрится он, конечно же, величественно и строго. Одну из его стен украшает барельеф – король-солнце Людовик XIV восседает на коне. Перед фасадом можно увидеть уникальную коллекцию старинных пушек. Благодаря эспланаде Инвалидов – величественной площади, которая ведет к пансионату со стороны набережной Сены – открывается ну просто потрясающий вид на его фасад. С которым очень хорошо гармонируют находящиеся здесь ряды деревьев и огромные газоны. А прямо напротив главного входа в Дом инвалидов разместился собор Святого Людовика, которые есть типичное воплощение классического архитектурного стиля.

Собор Святого Людовика

Церковь, как и сам пансионат для инвалидов, спроектировал Либераль Брюан. Но, видимо, предложенный проект не пришелся по душе королю, и Людовик в 1676 году перепоручил строительство Жюлю Ардуэн-Мансару. Говоря современным языком, собор стал настоящим долгостроем. Его возведение длилось почти три десятилетия! Строительство закончилось только в августе 1706 года и монарху торжественно вручили ключи от него.

Де-факто здание является двойным: в нефе (так называют здания типа базилик) находится так называемая солдатская церковь, а в той его части, где купол – купольная церковь. Хотя с архитектурной точки зрения собор представляет собой единый комплекс. Но в то же время его в 1873 году таки окончательно поделили на две половины посредством большой стеклянной перегородки. Еще раньше, 15 июля 1804 года, здесь имело место знаменательное событие – император Наполеон I на специально организованной пышной церемонии пожаловал офицерам ордена Почетного легиона. Это было первое такого рода вручение после учреждения награды в 1802 году. Сама же церковь выросла в статусе и стала собором, где богослужения проводил ни кто иной, как сам армейский епископ. Его фасад сочетает в себе квадрат и круг, став настоящим образцом архитектурного изящества и бесподобной симметричности. Что же касается купола, то уже в наше время, в 1989 году, его вновь позолотили, на что израсходовали 12 кг золота. Отреставрировали и фреску под куполом, автор которой художник Шарль де ла Фосо.

Гробница Наполеона Бонапарта

Дом инвалидов в Париже стал последним пристанищем французского императора, который скончался 5 мая 1821 года на острове Святой Елены. Только спустя два десятилетия прах Наполеона Бонапарта перевезли на родину. Его решено было перезахоронить именно здесь, в соборе при этом пансионате, и 15 декабря 1840 года кортеж с останками бывшего монарха, сопровождаемый неожиданно налетевшей на город пургой, направился сюда.

Гробницу Наполеона изготовили из красного порфира. Его привезли из так и не завоеванной императором России. Пьедестал сделан из темно-зеленого графита. Саркофаг закрыт тяжелой крышкой, которую поднимают совсем редко. Когда это случается, то можно увидеть через стекло потемневшее лицо Наполеона, грозы Европы своего времени. Сам прах заключен шесть помещенных друг в друга гробов, изготовленные, соответственно, из жести, красного дерева, свинца, дуба и эбенового дерева. Рядом с Бонапартом покоится и прах его сына Наполеона II, который умер в Вене в 1832 году.

Музеи Дома инвалидов

Музей планов и рельефов. Датой его основания считается 1668 год, когда военный министр Франсуа-Мишель Ле Телье стал собирать трехмерные макеты укрепленных городов, что было необходимо в военных целях. Главный акцент делался на топографических особенностях местности и городских укреплениях. Через два года Людовик XIV пожелал, чтобы коллекция находилась в Лувре.

Значительное количество макетов увидело свет в горячие 1741-1748 годы, когда Франция воевала за австрийское наследство, и после окончания боевых действий: на них изображали захваченные города. В 1754 году коллекцию обновили, а в 1777 году она переехала в Дом инвалидов, где и находится сейчас. Правда, собрание объявили историческим памятников только в 1927 году. Музей же был основан в 1943 году.

Музей армии . Возник в 1905 году вследствие слияния двух предшествующих музеев – артиллерии и истории армии . Знаменит тем, что именно ему принадлежит третья в мире по численности коллекция самого различного оружия и доспехов, уступая только аналогичным музеям в Австрии (Вена) и Испании (Мадрид). Уникальность и бесценность представленных здесь собраний в том, что ими охватывается огромнейший период времени, начиная от эпохи палеолита и заканчивая серединой XVII века. Взору посетителей предстанут порядка двух с половиной тысяч доспехов и различного оружия. Значительная их часть – отечественная (французская). Но можно увидеть и образцы, изготовленные в других странах. Например, в Оттоманской империи, в ближневосточных и дальневосточных государствах (Индии, Персии, Китае, Японии).

Музей ордена Освобождения. Основан в 1967 году. Здесь собраны экспонаты, ставшие олицетворением французского движения Сопротивления в годы второй мировой войны, а также посвященные ордену Освобождения, учрежденному лидером освободительного движения генералом Шарлем де Голлем. Коллекция занимает три галереи и шесть залов общей площадью 1000 кв. метров. В этом музее собран список членов организации, находится их обмундирование, а также оружие, средства связи, подпольная литература и сам Крест Освобождения. Имеется зал Чести, где находятся предметы, имеющие непосредственное отношение к де Голлю: в частности, его личные дневники, вещи и экипировка, записи и другие принадлежности.

Музей современной истории. Он единственный во французской столице музей, который охватывает всю историю двадцатого столетия. Его собственная история берет начало с 1914 года, когда с легкой руки промышленников Леблан открывается военная библиотека-музей, которую в 1917 году владельцы передают министерству образования. В 1925 году президент Гастон Думерг торжественно открыл в Венсенском замке вновь созданный Военный музей, получивший неофициальное название Музея современной истории. Оно официально закрепляется за ним только в 1987 году. А в Дом инвалидов музей переместился раньше, в 1973 году. Коллекция составляет 500 тысяч экземпляров. Сюда входят афиши, картины, эстампы, фотоматериалы, почтовые открытки.

129 Rue de Grenelle, 75007 Paris, France
invalides.org‎

XVII век был непростым для Франции. Целая череда войн привела к тому, что в стране появилось огромное количество солдат и ветеранов, уже неспособных воевать вследствие ран и увечий. Армия бывших вояк нищенствовала и подрывала авторитет монархии. Выход нашел Людовик XIV, издавший эдикт о строительстве специального учреждения для таких воинов-инвалидов.

Париж богат достопримечательностями. Часть из них создавалась, чтобы привлекать внимание туристов — это творения уже новой истории: центр Жоржа Помпиду, Эйфелева башня и т.п. Часть — в честь великих сыновей Франции: Триумфальная Арка и колонна на Вандомской площади. Есть и другие архитектурные строения, значение которых не столь стандартно и привычно нашему человеку. К таким сооружениям относится и Ансамбль Дома Инвалидов.

Обратимся к страницам истории. XVII век был непростым для Франции. Целая череда войн привела к тому, что в стране появилось огромное количество солдат и ветеранов, уже неспособных воевать вследствие ран и увечий. Армия бывших вояк нищенствовала и подрывала авторитет монархии. Выход нашел Людовик XIV, издавший эдикт о строительстве специального учреждения для таких воинов-инвалидов. Таким образом король стремился показать свою заботу о ветеранах войны.

Запланированное еще в 1660 году, строительство было начато лишь в 1671 и продолжалось более 30 лет. Первым архитектором данного комплекса стал Либераль Брюан. Он же и построил практически весь ансамбль Дома инвалидов: при нем возвели и приют, и казармы, и церковь Святого Людовика. Комплекс получился достаточно внушительным: 390 метров ширины против 450 длины. К территории ансамбля относится и огромная эспланада, появившаяся уже несколько позже — в начале XVIII века. Перед входом в Дом инвалидов устроена орудийная батарея из так называемых "триумфальных орудий", дающих залп только в случае очень важных событий. Во внутреннем дворе также собрана коллекция орудий, привезенных Наполеоном из своих компаний, а также пушки из разных стран мира. Интересный факт — здесь можно найти советское орудие времен Великой Отечественной войны с фамилиями людей, взявших Берлин в мае 1945 . Здесь же последнюю сотню лет располагается один из интереснейших музеев Парижа — музей армии .

Однако, поставить логическую точку в этой поэме из камня, смог уже иной француз — именитый Жюль Ардуэн-Мансар, один из известнейших французских архитекторов XVII столетия. Он же успел отметиться на Вандомской площади в Париже и построить несколько зданий в Версале. Но что мы о Мансаре да о Мансаре (кстати, слово мансарда ассоциируется именно с этим человеком. В Париже ввели налог на этажность и именно Жулю принадлежит идея строить еще один дополнительный этаж под крышей дома, налог на который не распространялся. Так появилась мансарда). Ардуэн-Мансар спроектировал Собор Дома инвалидов — ставший впоследствии самой посещаемой могилой Франции.

Но давайте по порядку. Собор строился с 1679 по 1706 год. Центральная часть фасада выступает вперед, выделяясь двумя ярусами колонн: дорическими в первом и коринфскими во втором. На колоннаду сверху водружен блок, в сечении повторяющий барабан, украшенный парными колоннами на первом этаже и большими окнами на втором, основной задачей которых является освещение внутреннего интерьера купола. Барабан законченно переходит в массивный купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Все сооружение венчает грациозный купольный фонарь со шпилем. От основания собора до кончика шпиля ни много ни мало 107 метров. Изначально в проекте Мансара присутствовали еще два крыла в форме четверти окружности, но по каким- то причинам эту часть плана решили не реализовывать. В результате появился настоящий образец Французского классицизма XVII века.

Интерьер собора практически полностью повторяет строгость внешнего облика. Здесь также прослеживается идея распланировать строение в форме греческого креста. Купол возвышается над центральным залом (крестовиной), от которого в четыре стороны лучами отходят коридоры, оканчивающиеся угловыми капеллами. Капеллы исполняют роль некрополя великих сынов Франции. Здесь нашли успокоение представители семьи Бонапарт: старший брат Наполеона — Жозеф Бонапарт, король Испании. Младший брат императора — Жером, король Вестфалии. Сына Наполеона — печально знаменитый Орленок. Здесь же находятся усыпальницы знаменитых военачальников Франции: маршалов Фоша, Вобана, Тюрена, Льетея (корректней было бы заметить, что здесь находится лишь сердце Вобана). Одним из последних "обитателей" Собора Дома инвалидов стал Руже де Лиль — автор Марсельезы, ставшей гимном Франции.

И все же, несомненно, центральной частью собора является подкупольный зал с огромной криптой, спроектированный архитектором Висконти. В 1840 году сюда с острова Святой Елены был перенесен прах Великого Императора Наполеона Бонапарта. Помещенное в 6 гробов (жесть, красное дерево, свинец, эбен, дуб) тело убрано в саркофаг на пьедестале из зеленого гранита. Вокруг скульптурная группа из 12 статуй крылатых богинь Победы, символизирующих 12 великих побед наполеоновской Армии. Саркофаг накрыт плитой красного порфира, доставленного из Карелии. Насмешка судьбы — Россия стала краеугольным камнем территориальных притязаний Наполеона. Она же подарила ему надгробную плиту. Вторая ассоциация, которая появится у Вас при взгляде на саркофаг — большой кровавый алтарь. Его периодически и сравнивают с алтарем наполеоновских желаний, на который он положил судьбу всей Франции.

С архитектурой пусть обзорно, но разобрались. А вот для чего все это использовалось ? В начале статьи мы отметили, что король решил построить Дом инвалидов как приют для ветеранов войны. Так и случилось: уже в 1710 году здесь поселилось 1500 постояльцев, а к концу XVIII века их количество выросло до 4000. Это было по-своему уникальное образование. Желающие жить здесь (а это было чуть ли не единственным выходом для ветеранов и воспринималось как честь) подчинялись строгому распорядку дня. По сути это был казарменный режим с четким графиком. Население было разбито на роты под командованием офицеров. Каждый обитатель должен был выполнять еще и какую-то трудовую повинность: будь то работа в сапожной мастерской или создание гобеленов. Из года в год количество таких инвалидов уменьшалось и на текущий момент это скорее музей, нежели действующее учреждение, хотя в нем по-прежнему обитают несколько десятков человек.