НАсТоЯщАя МоЯсТь: Систематическая десенсибилизация. Метод систематической десенсибилизации

Десенсибилизация – это психотерапевтический метод, разработанный Ф. Шапиро с целью лечения индивидов, страдающих расстройствами, которые могли быть вызваны переживанием различных происшествий, таких как, например, физическое насилие. Согласно идеям Шапиро, после перенесения индивидом психической травмы или дистресса, его переживания могут «перекрыть» возможности механизмов совладания вследствие чего память и посылы, ассоциирующиеся с происшедшим, перерабатываются неправильно и дисфункционально сберегаются в недоступных уголках памяти. Целью психотерапии является переработка таких стрессовых воспоминаний и помощь клиенту в выработатке более эффективных механизмов совладания. Другими словами, десенсибилизация служит для снятия негативной напряженности, тревожности, к тревожащим образам, страшащим объектам или пугающим ситуациям.

Метод десенсибилизации

Десенсибилизация служит для снижения негативной напряженности, тревожности и боязни страшащих образов, объектов или событий.

Если какое-то событие вызывает чувство страха и реакцию на него, это означает, что в теле человека образовалось мышечное напряжение. Чаще, в качестве ответной реакции на страх напряжение появляется в воротниковой зоне, диафрагмальной области, в мышцах, окружающих глаза и в кистях. В случаях, когда давление страха повторяется или продолжается длительное время, напряжение в мышцах преобразуется в мышечный зажим, который образно можно именовать хранилищем страха. Поэтому нужно понимать, что страх как бы вписывается в тело, он живет в мышечных зажимах тела. Отсюда главной задачей десенсибилизации является стирание таких зажимов.

Техника десенсибилизации заключается в повторном проживании пугающего события на телесном плане, стирающем негативное переживание. Методик десенсибилизации сегодня существует множество. Однако их большинство отличается только предлагаемым телесным фоном и технологией его создания.

Самым простым и более привычным вариантом десенсибилизации является устранение тревожности при помощи расслабления. В ходе расслабления и погружения себя в ощущение покоя, под наблюдением психотерапевта начинает воображать те события или предметы, которые прежде порождали у него тревожность или страх. Поочередно сменяя приближение и отдаление от причины тревожности, совершая откат при появлении напряжения и возвращаясь в состояние покоя, у субъекта рано или поздно появляется способность воображать вызываемые страх события или предметы, в нейтральном состоянии души.

Эффективной техникой десенсибилизации считаются дыхательные практики. Управляя собственным дыханием, удерживая спокойное и равномерное дыхание при представлении пугающего объекта или во время реальной встречи со страшащей ситуацией, индивид способен стереть прежние зажимы и возвратить себе внутреннее спокойствие и свободу действий.

Десенсибилизация посредством движением глаз сегодня считается одним из наиболее эффективных направлений психотерапии. Она применяется с целью проведения краткосрочной терапии. Ее преимущество заключается в простоте использования, безопасности и универсальности для проработки всевозможных травмирующих событий.

Систематическая десенсибилизация

Одним из первых подходов, положившим начало распространению поведенческой терапии, сегодня считается метод систематической десенсибилизации, предложенный Д. Вольпе. Разрабатывая основные идеи метода десенсибилизации, Вольпе выходил из нескольких постулатов.

Невротическое, интерперсональное и другое неадаптивное поведение индивида, в основном, обусловливается тревожностью. Действия, которые совершает субъект в воображении, приравниваются к действиям, производимым индивидом в реальности. Даже состояние релаксации воображения не будет являться исключением из этого постулата. Тревожность, страхи, можно подавить, если соединить во времени посылы, вызывающие страхи, и посылы, противоположные страху, вследствие чего посыл, не вызывающий страх, погасит предшествующий рефлекс. Так, на примере опытов с животными, таким погашающим фактором является кормление. А у человека таким фактором, противоположным страху, может выступать релаксация. Отсюда следует, что обучение индивида глубокой релаксации и побуждение его вызвать в этом состоянии в воображении посылы, обусловливающие тревожность, приведет к десенсибилизации пациента к реальным посылам или ситуациям, которые вызывают страх.

Метод систематической десенсибилизации относительно прост. У пациента, который пребывает в глубокой релаксации, вызываются представления о событиях, порождающих возникновение страха. После этого посредством углубления релаксации индивид устраняет возникающую тревогу. Мысленно в воображении пациент рисует различные события, начиная самыми легкими и заканчивая трудными, порождающими наибольший страх. Сеанс десенсибилизации завершается, когда самый сильный посыл перестает вызывать страх у индивида.

Специфическая десенсибилизация подразделяется на три этапа, включающих в себя овладение приемами мышечной релаксации, создание иерархии событий, которые вызывают страх и непосредственно десенсибилизацию – объединение представлений о вызывающих страх событиях с релаксацией.

Тренировка прогрессирующей релаксации по методу Джекобсона проводится в ускоренном режиме и занимает приблизительно 9 сеансов.

Пациент может иметь фобии различного характера, поэтому все события, продуцирующие возникновение страха, подразделяются по тематическим группам. Индивид для каждой такой группы должен создать иерархию от самых легких событий до очень тяжелых, порождающих ярко выраженный страх. Ранжирование событий по уровню выраженности страха лучше проводить совместно с психотерапевтом. Реальное переживание страха индивидом в такой ситуации, является обязательным условием создания иерархии пугающих событий.

Специфическая десенсибилизация заключается в обсуждении методики обратной связи, представляющей информирование пациентом терапевта о присутствии или отсутствии боязни у него в момент воображения события. Например, о наличии тревоги пациент информирует посредством поднятия указательного пальца левой руки, а об ее отсутствии при помощи поднятия пальца правой руки. Представления событий происходят в соответствии с составленной иерархией. Пациент представляет событие в течение 5 – 7 секунд, а затем ликвидирует появившуюся тревогу через усиление релаксации. Данный этап продолжается до 20 секунд. Воображение событий повторяется до нескольких раз подряд, в случае если у индивида тревожность не появляется, то следует переходить к следующему, более тяжелому событию. За один сеанс отрабатывается не более 4 ситуаций из составленной иерархии. В случае существования выраженной тревожности, не исчезающей при повторных представлениях ситуации, следует возвратиться к проработке предшествующего события.

Сегодня техника десенсибилизации применяется при неврозах, вызванных монофобиями, которые невозможно десенсибилизировать в реальных жизненных ситуациях вследствие сложности или неосуществимости найти стимул в реальной жизни, например, при боязни летать в самолетах. В случае наличия множественных фобий техника десенсибилизации применяется поочередно к каждой фобии.

Систематическая десенсибилизация будет менее эффективной в случаях, когда тревожность подкреплена вторичным выигрышем от заболевания. Например, у женщины с , существует также и угроза ухода мужа из дома. В такой ситуации фобия будет подкрепляться не только понижением тревожности, когда она не выходит из дома и избегает ситуации, вызывающие фобию, но и удержанием мужа дома при помощи своих симптомов. В подобных случаях метод систематической десенсибилизации будет эффективным только при его сочетании с личностно-ориентированными направлениями психотерапии, сосредоточенными на осознании больной предпосылок своего поведения.

Систематическая десенсибилизация в реальной жизни содержит в себе два этапа: создание иерархии событий, продуцирующих появление страха, и непосредственно десенсибилизацию, т.е. тренировку в реальных условиях. В иерархию событий, порождающих страх, вносятся события, которые можно многократно повторить в реальности. Второй этап характеризуется сопровождением пациента терапевтом с целью побуждения его усилить страх в соответствии с иерархией.

Десенсибилизация движениями глаз

Существует предположение, что движения глазных яблок или альтернативные виды стимуляции, применяемые во время процедуры десенсибилизации, включают процессы, сходные с происходящим во сне.

Фундаментом десенсибилизации является представление о том, что каждое травмирующее сообщение неосознанно перерабатывается мозгом и усваивается в фазе сна, когда человек видит сновидения или, другими словами, стадия сна с быстрыми движениями глазных яблок. Тяжелые психические травмы деструктивно воздействуют на естественный процесс обработки информации, что ведет к непрекращающимся ночным кошмарам с частыми пробуждениями, вследствие чего происходит искажение фазы быстрого сна. Десенсибилизация и переработка движениями глаз деблокирует и форсирует переработку травматического опыта.

Суть метода десенсибилизации представляет собой искусственную активизацию процесса форсированной переработки и нейтрализации воспоминаний, связанных с психической травмой, и любой другой информации негативного характера, заблокированной в нейронах мозга. Данный метод способен обеспечить быстрый доступ к отдельно сберегающейся травматической информации, которая подвергается быстрой переработке. Воспоминания, которые характеризуются отрицательной эмоциональной заряженностью, преобразуются в нейтральные, а соответственные им представления и взгляды индивидов приобретают адаптивный характер.

Преимуществом десенсибилизации считается получение быстрых результатов. Именно это ее отличает от большинства других методов психотерапии. Ф. Шапиро данный феномен объясняет следующими причинами:

— в ходе постановки цели воздействия отрицательные воспоминания соединяют в так называемые кластеры (т.е. ряд однотипных событий), вследствие чего переработке при помощи десенсибилизации подвергается только одно, наиболее характерное событие из каждого кластера. Этого часто бывает достаточным для генерализации следствий трансформации и нейтрализации одновременно всех похожих воспоминаний;

— метод способствует получению непосредственного доступа к дисфункциональным данным, хранящимся в памяти;

— происходит активизация информационной и перерабатывающей систем мозга, которая трансформирует информацию прямо на нейрофизиологическом уровне.

Стандартная десенсибилизация и переработка движениями глаз содержит в себе восемь этапов.

На первом этапе происходит оценка безопасности, на которой психотерапевт проводит анализ клинической картины и намечает специфические цели терапии. Использование метода десенсибилизации возможно только с пациентами, способными совладать с возможной высокой степенью беспокойства во время терапии. Именно вследствие этого терапевт вначале помогает разрешить текущие проблемы, а затем переходит к более давним по времени психическим травмам. В конечном итоге прорабатывается будущее посредством формирования и закрепления позитивного примера поведения в воображении пациента. На этом этапе клиентов также обучают снижению уровня стресса при помощи: представления безопасного места, методики светового потока, заключающейся в воображении луча света, обладающего исцеляющим эффектом, который пробивается в организм, самостоятельного применения движений глаз или мышечного расслабления.

На следующем подготовительном этапе выявляются болезненные симптомы и дисфункциональные поведенческие паттерны. Также на данном этапе устанавливается терапевтический контакт с пациентом и объясняется ему суть метода. Терапевт выясняет, какие из предложенных движений глаз, являются менее болезненными.

На третьем этапе происходит выявление отрицательного самопредставления, другими словами существующего на данный момент негативного убеждения непосредственно связанного с психической травмой, отображающего представление клиента о себе. Он характеризуется также выявлением и положительного самопредставления, другими словами такого убеждения, которое клиент желал бы иметь касаемо себя. На этапе также происходит обнаружение выраженности отрицательной эмоциональной реактивности и телесного дискомфорта.

Четвертый этап заключается непосредственно в десенсибилизации и переработке. Характеризуется он вызыванием у пациента движений глаз от одного конца оптического поля до другого. Подобные двухсторонние движения глаз необходимо выполнять быстро при этом, избегая возникновения ощущения дискомфорта. Психотерапевт предлагает клиенту следить за его пальцами руки глазами. Рука психотерапевта обращена ладонью к пациенту, дистанция от руки терапевта до лица клиента должна составлять не более 35 см. Обычно одна серия состоит приблизительно из 30 движений глаз. При этом за 1 движение считают перемещение глазного яблока туда и обратно. Направление движений глаз может меняться.
Вначале пациент должен сконцентрировать внимание мысленно на образе психотравмирующего события, негативном самопредставлении, отрицательных и дискомфортных ощущениях, связанных с воспоминанием. Затем психотерапевт начинает повторяющиеся последовательности движений глаз. Пациенту после каждой серии предлагается на некоторое время отмести травматический образ и негативное самопредставление. Клиент должен сообщать терапевту о всяких трансформациях в картине воспоминания, эмоциях, представлениях и ощущениях. Последовательности из стимулирующих движений глаз повторяют многократно, временами устремляя внимание индивида на наиболее гнетущие ассоциации, которые спонтанно возникают у него в ходе процедуры, а затем вновь возвращая его к первоначальному травмирующему фактору. Сеанс терапии проводится до того момента, когда уровень тревожности, беспокойства, страха во время обращения к исходному травмирующему событию не снизится на 1 бал по шкале субъективного беспокойства.

Пятый этап – это инсталляция. На нем происходит переосмысление клиентом предшествующего опыта при этом, пациент проникается убеждением, что в реальности он сможет вести и ощущать себя по-новому.

На следующем этапе происходит сканирование тела. Пациенту на этом этапе предлагается закрыть глаза и мысленно как бы просканировать свое тело, начиная макушкой и заканчивая пятками. Во время так называемого сканирования пациент должен удерживать в сознании свое первоначальное воспоминание и позитивное представление о себе. При обнаружении любой остаточной напряженности или телесного дискомфорта следует провести дополнительные серии движений глазными яблоками до их ликвидации. Данный этап считается своеобразной проверкой результатов трансформации, так как при абсолютной нейтрализации травматического фактора он теряет отрицательную эмоциональную заряженность и перестает порождать дискомфортные ощущения, связанные с ним.

Целью седьмого этапа является достижение эмоционального равновесия пациентом вне независимости от завершенности переработки травмы. С этой целью врач может применить гипноз или другие техники. После сеанса возможно бессознательное продолжение переработки, в случае если она не была завершена. Вследствие чего клиенту предлагается запомнить или записать беспокоящие его воспоминания, мысли или события, сны, так как они могут преобразоваться в новые цели воздействия на последующих сеансах десенсибилизации.

На восьмом этапе происходит переоценка. Целью его является проверка эффективности предыдущего сеанса терапии. Переоценка проводится перед каждым сеансом терапии. Психотерапевт должен оценить реакцию клиента на ранее переработанные цели, так как приступать к переработке новых целей, можно только при условии переработки и усвоении старых.

В среднем продолжительность одной терапии может колебаться от часа до двух. В неделю не рекомендуется проводить более двух сеансов.

Десенсибилизация посредством движением глаз одинаково эффективно зарекомендовала себе в работе с детьми и взрослыми, индивидами с травмами из прошлого и с волнениями о будущем. Данный метод легко сочетается с другими направлениями психотерапии.

Десенсибилизация в психологии

В психологических практиках методика десенсибилизации применяется практически повсеместно. Например, десенсибилизация происходит в сенсорных образах через рассказ при аутогенном расслаблении, посредством управления движениями глаз. Методы десенсибилизации применяются намного чаще, чем об этом подозревают даже психологи.

Техники десенсибилизации, скорее всего не очень осознанно, применяются и в классическом психоанализе. Обычно тревожный пациент, приходя на консультацию к психологу, укладывается в положение лежа на кушетку. На ней он будет лежать как минимум минут 10, в течение которых происходит расслабление. Затем от пациента требуется начать проговаривать свободные ассоциации. Такие ассоциации возникают у человека в состоянии расслабления, поэтому, чтобы осилить поставленную задачу, пациенту приходится еще больше расслабиться. После этого индивида возвращают в событие, которое может быть стимулом к его напряженности. Каждый раз, возвращаясь к этому событию, индивид постоянно проживает ее на фоне спокойного расслабления. Данная техника является типичным поведенческим подходом в психоанализе, одновременно с этим она является и классическим методом десенсибилизации.

Методика систематической десенсибилизации, разработанная Вольпе, широко применяется в психологических практиках для преодоления клиентом состояния повышенной тревоги и реакций на страх.

Также в психологии не менее востребован и противоположный по механизму действия метод десенсибилизации – метод сенсибилизации, который включает в себя две фазы. В процессе первой фазы устанавливается контакт между психологом и индивидом, обсуждаются детали сотрудничества.

В ходе второй фазы создается наиболее стрессогенное событие. Обычно такое событие продуцируется в воображении клиента, когда его просят представить себя в состоянии паники, которая охватывает его в наиболее пугающих обстоятельствах. После этого ему предоставляют возможность в реальной жизни пережить аналогичную ситуацию.

В 1958 г. вышла книга австрийского психотерапевта Д. Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением». В теории реципрокного торможения Вольпе речь идет о торможении тревожных реакций с помощью одновременного вызывания других реакций, которые с физиологической точки зрения являются антагонистическими по отношению к тревоге, не совместимы с ней. Если несовместимая с тревогой реакция вызывается одновременно с импульсом, который до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между импульсом и тревогой ослабевает. Такими антагонистическими реакциями по отношению к тревоге являются прием пищи, реакции самоутверждения, половые реакции и состояние релаксации. Самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация.

Экспериментируя с животными, Вольпе показал, что происхождение и угасание невротической тревожности, подавляющей полезные адаптивные реакции субъекта, можно объяснить с позиции теории классического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожности и фобических реакций, по мнению Вольпе, основано на механизме условно-рефлекторной связи, а угасание тревожности — на механизме контробусловливания в соответствии с принципом реципрокного подавления: если реакцию, противоположную тревожности, можно будет вызвать в присутствии стимулов, приводящих к возникновению тревожности, то это приведет к полному или частичному подавлению реакции тревожности.

2 Вольпе определял невротическое поведение как закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения. Принципиальное значение отводится тревоге, являющейся составной частью ситуации, в которой происходит невротическое научение, а также составной частью невротического синдрома. Тревога, согласно Вольпе, представляет собой «стойкий ответ автономной нервной системы, приобретенный в процессе классического обусловливания». Вольпе разработал специальную технику, предназначенную для погашения этих условных автономных реакций — систематическую десенсибилизацию.

Он считал, что неадаптивное поведение человека (в том числе невротическое) в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание: не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. На основании такого предположения Вольпе разработал один из наиболее распространенных в настоящее время методов поведенческой коррекции — метод систематической десенсибилизации.

В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить клиента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация клиента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода.

Метод систематической десенсибилизации, разработанный Вольпе для преодоления состояния повышенной тревожности и фобических реакций, приобрел известность и широко используется в психологической практике. Вольпе реализовал идею сверхобусловливания в работе с клиентами, испытывающими страхи и фобии, посредством сочетания состояния глубокой релаксации клиента и предъявления ему стимула, в обычной ситуации вызывающего страх, при этом подбирая стимулы по интенсивности так, чтобы реакция тревожности была подавлена предшествующей

релаксацией. Таким образом конструировалась иерархия стимулов, вызывающих тревожность, — от стимулов минимальной интенсивности, вызывающих у клиентов лишь легкое беспокойство и

2 тревогу, до стимулов, провоцирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип — систематического градуирования стимулов, вызывающих тревожность, и дал название методу систематической десенсибилизации.

Метод систематической десенсибилизации — метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е. чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких — к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.

2 Показания для применения метода систематической десенсибилизации

1. У клиента отмечаются монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случаях множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди, применительно к каждой фобии. Методика десенсибилизации с большим успехом применяется при лечении таких состояний, как фобия животных, страх воды, школьная фобия, страх еды.

2. Повышенная тревожность, возникающая в ситуациях, когда отсутствует объективная опасность или угроза физической и личностной безопасности клиента, характеризуется достаточной продолжительностью или интенсивностью настолько, что доставляет клиенту тяжелые аффективные переживания и субъективные страдания.

3. Реакции повышенной тревожности приобретают специфичность, вызывая психофизиологические и психосоматические расстройства: мигрени, головную боль, бессонницу, желудочно-кишечные расстройства и т.д.

2 4. Высокая интенсивность тревожности и страхи приводят к дезорганизации и распаду сложных форм поведения. Примером может служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или провал на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент.

Ситуативные срывы в поведении ребенка в более тяжелых случаях могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Поэтому еще до начала использования метода систематической десенсибилизации необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора и дать ребенку отдых, оградив его от повторения проблемных ситуаций.

5. Сильное желание клиента избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами, приводит к реакциям избегания травмирующих ситуаций как своеобразной формы защиты. Например, ученик прогуливает уроки, стараясь избежать опроса и контрольных работ при объективно-высокой степени усвоения учебного материала. Или, например, в тех ситуациях, когда ребенок постоянно говорит неправду, даже отвечая на вопрос о его вполне безупречных поступках, потому что испытывает страх и тревожность потерять расположение родителей. Здесь ребенок уже начинает испытывать страх перед ситуацией возможного возникновения страха. Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.

6. Реакция избегания замещается дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте могут наблюдаться обращения подростков к алкоголю, наркотикам, токсикомании, к побегам из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции принимают форму причудливо-эксцентричного поведения, направленного на то, чтобы стать центром внимания и получить необходимую социальную поддержку.

2 Этапы процедуры систематической десенсибилизации

1-й этап — овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации.

2-й этап — конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность и страх.

2 3-й этап. Этап собственно десенсибилизации — соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией.

1-й этап. Этот этап является подготовительным. Основной его задачей является обучение клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключительных случаях — гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.

2-й этап. Задача — конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. В связи с тем что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы клиент должен составить список: от самых легких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е. она не должна быть воображаемой).

Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы -стимулы, вызывающие тревожность, различают: пространственно-временные и тематические иерархии.

В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью и т.д.) в различных временных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и пространственных (уменьшение расстояния в пространстве) измерениях.

То есть при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.

В тематической иерархии стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению для того, чтобы сконструировать последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом, создается модель достаточно широкого

2 круга ситуаций, объединенных общностью переживаний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению умения клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульной иерархии обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиентов.

Например, у клиента выявляется страх высоты — гибсофобия. Психолог составляет иерархическую шкалу-перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, начиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом — вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и автомашин под балконом. Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуальные для клиента детали.

В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:

1. Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпании.

2. Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.

3. Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.

4. Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.

5. Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.

6. Вы принимаете душ утром перед поездкой.

7. Вы в такси по пути в аэропорт.

8. Вы проходите регистрацию в аэропорту.

9. Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.

10. Вы стоите в очереди перед трапом самолета.

11. Вы сидите в своем самолете и слышите, как начинает работать двигатель самолета.

12. Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста!»

13. Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбегаться по дорожке.

14. Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собирается взлететь.

15. Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли.

2 3-й этап- это собственно десенсибилизация. Перед началом десенсибилизационной работы обсуждается методика обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее — поднятием пальца левой руки. Затем организуется последовательное предъявление клиенту (находящемуся в состоянии релаксации) стимулов из сконструированной ранее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и постепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.

При работе со взрослыми клиентами стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. Представление ситуации осуществляемся согласно составленному списку. Клиент воображает ситуацию 5-7 с. Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает» то переходят к следующей, более трудной ситуации.

При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемента иерархии. Так, переходя от ситуации к ситуации по иерархической шкале, клиент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносят из лаборатории в реальную действительность.

В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более.

2 Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с детьми является методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывающими ранее страх.

Методика эмотивного воображения включает четыре стадии:

1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.

2. Выявление любимого героя, с которым ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.

3. Начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.

4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации и т.д.

При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется не в представлении, a «in vivo», путем реального погружения в фобическую ситуацию. Метод систематической десенсибилизации «in vivo » заключается в том, что стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются клиенту в форме реальных физических объектов и ситуаций. Этот вариант представляет собой большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффективен, может применяться для клиентов с плохой способностью вызывать представления. В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, научился переносить возрастающее ограничение до такой степени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на молнию спальном мешке. Во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельствами в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от характера испытываемых клиентом трудностей в этом подходе могут чаще испытываться реальные, нежели воображаемые ситуации.

Десенсибилизация «in vivo» в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности.

На втором этапе психолог сопровождает клиента, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психолога, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психолога с клиентом.

Вариантом этой методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется в работе с детьми. Также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме побуждения психологом клиента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование — выполнение другим клиентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку.

Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации.

Она состоит из двух этапов.

На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодействия.

На 2-м этапе создается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда клиента просят представить, что он находится в состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.

В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ребенка плавать, когда его бросают в воду в самом глубоком месте. Благодаря прямому столкновению с пугающим объектом клиент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуации, в то время как десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу.

1-й этап - овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в со­стояние глубокой релаксации.

2-й этап - конструирование иерархии стимулов, вызы­вающих тревожность и страх.

3-й этап. Этап собственно десенсибилизации - соедине­ние представлений о ситуациях, вызывающих страх, с ре­лаксацией.

1-й этап . Этот этап является подготовительным. Основ­ной его задачей является обучение клиента способам регу­ляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключи­тельных случаях - гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.

2-й этап . Задача - конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степе­ни тревожности, которую они вызывают. В связи с тем что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вы­зывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каж­дой группы клиент должен составить список: от самых лег­ких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выражен­ный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обяза­тельным условием составления этого списка является ре­альное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е она не должна быть воображаемой).

Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы - стимулы, вызывающие тревож­ность, различают: пространственно-временные и темати­ческие иерархии.

В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью и т.д.) в различных вре­менных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и простран­ственных (уменьшение расстояния в пространстве) измере­ниях. То есть при конструировании иерархии пространствен но-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.

В тематической иерархии стимул, вызывающий тревож­ность, варьируется по физическим свойствам и предметно­му значению для того, чтобы сконструировать последова­тельность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью пережи­ваний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению уме­ния клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической ра­боте обычно используются иерархии обоих типов: и про­странственно-временного, и тематического. За счет конст­руирования стимульной иерархии обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиентов.



Например, у клиента выявляется страх высоты - гибсофобия. Психолог составляет иерархическую шкалу-перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, на­чиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом- вид от­крытой двери на балкон высотного этажа, затем сам бал­кон, вид асфальта и автомашин под балконом. Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуаль­ные для клиента детали.

В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:

1.Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпа­нии.

2.Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.

3.Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.

4.Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.

5.Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.

6.Вы принимаете душ утром перед поездкой.

7.Вы в такси по пути в аэропорт.

8.Вы проходите регистрацию в аэропорту.

9.Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.

10.Вы стоите в очереди перед трапом самолета.

11.Вы сидите в своем самолете и слышите, как начинает работать двигатель самолета.

12.Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста!»



13.Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбе­гаться по дорожке.

14.Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собира­ется взлететь.

15.Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли-.

3 - й этап - это собственно десенсибилизация. Перед на­чалом десенсибилизационной работы обсуждается методи­ка обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представле­ния ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообща­ет поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Затем организуется пос­ледовательное предъявление клиенту (находящемуся в со­стоянии релаксации) стимулов из сконструированной ра­нее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и пocтепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.

При работе со взрослыми клиентами стимулы предъяв­ляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в вообра­жении. Представление ситуации осуществляется согласно со­ставленному списку. Клиент воображает ситуацию 5-7 с Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релак­сации. Этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает, то переходят к следующей, более трудной ситу­ации.

При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погру­жается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослаб­ленная версия того же стимула. Отметим, что идеально скон­струированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состоя­ние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемен­та иерархии. Так, переходя от ситуации к ситуации по иерар­хической шкале, клиент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После это­го тренировки переносят из лаборатории в реальную дей­ствительность.

В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасаю­щей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего про­водится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.

Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с деть­ми является методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывающими ра­нее страх.

Методика эмотивного воображения включает четыре ста­дии:

1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.

2. Выявление любимого героя, с которым ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.

3. Начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.

4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вво­дится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации и т.д. При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется не в представлении, a «in vivo», путем ре­ального погружения в фобическую ситуацию. Метод систематической десенсибилизации «in vivo » заключается в том, что стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются клиенту в форме реальных физических объектов и ситуа­ций. Этот вариант представляет собой большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффек­тивен, может применяться для клиентов с плохой способ­ностью вызывать представления. В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, на­учился переносить возрастающее ограничение до такой сте­пени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на мол­нию спальном мешке. Во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельства­ми в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от харак­тера испытываемых клиентом трудностей в этом подходе могут чаще испытываться реальные, нежели воображаемые ситуации.

Десенсибилизация «in vivo» в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызыва­ющих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть много­кратно повторены в действительности.

На втором этапе психолог сопровождает клиента, по­буждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психолога, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусовливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психолога с клиентом.

Вариантом этой методики является контактная десенсиби­лизация, которая чаще используется в работе с детьми. Также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме по­буждения психологом клиента к телесному контакту с объек­том, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирова­ние- выполнение другим клиентом, не испытывающим дан­ного страха, действий согласно составленному списку.

Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации.

Она состоит из двух этапов.

На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодей­ствия.

На 2-м этапе создается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда кли­ента просят представить, что он находится в состоянии па­ники, охватившей его в наиболее страшных для него обсто­ятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.

В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ре­бенка плавать, бросаю в воду в самом глубоком месте. Бла­годаря прямому столкновению с пугающим объектом кли­ент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как ме­тод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуа­ции, в то время как десенсибилизация строится на избега­нии любых факторов, вызывающих большую, чем мини­мально допустимую, тревогу.

ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ

Существуют методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угаса­ния, открытый И. П. Павловым, согласно которому предъяв­ление условного стимула без подкрепления ведет к исчез­новению безусловной реакции. Эта группа методов называ­ется иммерсионными. Если в методике систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в иммерсионных методи­ках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкнове­ние с ситуацией, вызывающей страх, чем она длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это стол­кновение, тем в большей степени процедуру можно назвать иммерсионной.

В практической работе отнесение той или иной процеду­ры к иммерсионной или десенсибилизирующей во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находится метод систематической десенсибилиза­ции, на другом- иммерсионные методы. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие: 1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх; 2) возникновение интенсивного или слабого страха; 3) длительность или кратковременность стол­кновения со стимулом, вызывающим страх. К иммерсион­ным методам относят: метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции.

Метод наводнения

Метод наводнения заключается в том, что клиента по­буждают оказаться в реальной ситуации, вызывающей страх, находиться в ней максимально долгое время и убедиться в том, что возможные негативные последствия (например, смерть от сердечного приступа у клиента с кардиофобией или отсутствие обморока у клиента с агорафобией) отсут­ствуют. Для достижения желаемого результата клиент дол­жен находиться в этой реальной ситуации как можно доль­ше, чаще и испытывать как можно более сильный страх.

Методика эффективна при соблюдении ряда условий.

1. Высокая активность самого клиента.

Клиент должен являться активным участником коррекционного процесса. Для этого необходимо, чтобы перед началом работы он получил от психолога информацию о ме­ханизмах действия метода, причинах страха и т.д. Заранее обсуждаются конкретные задачи (для разрешения которых используется метод), интенсивность конфронтации со сти­мулом, вызывающим страх, преимущества быстрой или постепенной конфронтации.


Метод предложен J. Wolpe (1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.
Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание - не вызывающий страха стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия систематической десенсибилизации включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания.
Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.
В самой процедуре систематической десенсибилизации можно выделить 3 этапа:

  1. овладение методикой мышечной релаксации;
  2. собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Тренировка мышечной релаксации по методике прогрессирующей мышечной релаксации Jacobson проводится в ускоренном темпе и занимает около 89 сеансов.
Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. В связи с тем, что у больного могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы пациент должен составить список от самых легких ситуаций до более тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психотерапевтом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха в такой ситуации, т. е. она не должна быть воображаемой.
Собственно десенсибилизация. Обсуждается методика обратной связи - информирование пациентом психотерапевта о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному списку. Пациент воображает ситуацию 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации; этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.
При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.
В настоящее время показаниями для использования методики систематической десенсибилизации являются, как правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди применительно к каждой фобии.
Систематическая десенсибилизация менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни. Например, у женщины с агора- фобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае метод систематической десенсибилизации эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.
Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только 2 этапа:
  1. составление иерархии ситуаций, вызывающих страх;
  2. собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях).
В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливаю- щими факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным.
Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при работе с детьми, реже - со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе кроме побуждения психотерапевтом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку).
Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмо- тивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии:
  1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
  2. Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
  3. Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
  4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующим ситуациям и т. д.
Методика, подобная эмотивному воображению, может быть использована и in vivo.

В широком понимании, термин «десенсибилизация» подразумевает снижение к чувствительности, привыкание к какому-либо постоянному раздражителю со стороны определенного объекта или организма.

Десенсибилизация в психиатрии – это целая отдельные методы лечения, целью которой является активная помощь индивидам, пережившим различные стрессовые ситуации, испытывающим расстройства. С точки зрения Ф. Шапиро, который впервые разработал и предложил метод десенсибилизации, любые переживания человека.

Испытавшего сильную эмоциональную нагрузку и стресс,могут быть определенным образом перекрыты, трансформированы и в буквальном смысле «спрятаны» в недоступных уголках памяти человека. Таким образом, главной задачей психотерапии, основывающейся на десенсибилизации, является поиск подобных «срытых переживаний» и стимуляция собственных механизмов совладения эмоциями, чувствами.

Если говорить более кратко и понятно, то предложенная Ф. Шапиро методика позволяет успешно бороться с возникающими эмоциональными напряжениями, навязчивыми страхами после пережитых событий, тревогами.

Методы десенсибилизации

Как уже говорилось выше, методы десенсибилизации применяется, преимущественно, с целью снижения уровня негативной напряженности индивида, подавления и избавления от переживаний, оставшихся после различных стрессовых ситуаций.

Прежде всего, стоит отметить, что когда человек испытывает во время определенного события эмоциональное напряжение, оно также отражается в его физическом состоянии. Дело в том, что переживание, протекающее на чувственном уровне, также отражается и физиологически – отмечается напряжение мышц вокруг глаз, диафрагмальных мышц, мышц кистей рук.

Если ситуация или объект, вызывающие чувство беспокойства и страха, присутствуют долго, то такое напряжение не просто сохраняется, но также и усиливается. Эти места мышечного напряжения в психиатрии нередко называют «вместилищем страха».

Также постоянное мышечное напряжение условно обозначается как зажим. Таким образом, одной из основополагающих задач десенсибилизации является процесс снятия возникающих «зажимов», которые могут сохраняться весьма долгое время и после пережитой ситуации, столкновения с пугающим объектом.

Парадокс в том, что сама по себе техника десенсибилизации опирается именно на повторное телесное переживание пугающего фактора, противостояние ему и стирание из ощущений негативной реакции. Подобных техник в наше время достаточно много, и между собой они отличаются, как правило, лишь формируемым телесным фоном и путями его достижения.

Конечно, наибольшее распространение получил классический метод десенсибилизации в психиатрии, предложенный еще ее первооткрывателем Ф. Шапиро. Эта техника основывается на расслабленном состоянии пациента, на фоне которого происходит воображение, визуализация пережитых и травмирующих событий. Смысл в том, что под присмотром и руководством психотерапевта индивид постепенно приближается к объекту страха.

В случае необходимости, например, при возникновении нового чрезмерного эмоционального напряжения, осуществляется так называемый «откат» — то есть больной ослабляет на некоторое время свою визуализацию, чтобы вновь успокоиться. Таким образом, происходит как бы постепенное приближение к объекту, вызывающему страх, а с постепенным формированием привыкания индивид учится принимать подобные стрессовые и травмирующие ситуации совершенно нейтрально, владея полностью своими личными переживаниями.

Также во время сеансов десенсибилизации активно практикуется дыхательная гимнастика. Концентрация на собственном дыхании, а также его контроль, постоянное, ровное и спокойное дыхание позволяют индивиду гораздо более эффективней сталкиваться лицом к лицу со своими переживаниями и при этом сохранять спокойствие, избегая развития новых «зажимов».

Десенсибилизация движением глаз

Одним из относительно новых и специфических методов данной терапии является десенсибилизация движением глаз. Эта техника основывается на определенной взаимосвязи моторики движения глаз и степени визуализации желаемых событий. Смысл в том, что когда осуществляется активное движение глазных яблок, это включает в организме специфическую обратную связь, и в результате включаются механизмы, схожие по своей сути с механизмом сновидения.

Почему же это действительно эффективно? Дело в том, что травмирующие ситуации, а также пережитые впоследствии негативные эмоции, больше всего усваиваются человеческим сознанием и подсознанием именно в фазе сна, когда происходит ее обработка и запоминание. А именно эта фаза сопровождается быстрым движением глазных яблок во сне, поэтому такая активная терапия приводит к своеобразному «обратному процессу».

То есть суть предлагаемого метода заключается в том, что сам пациент форсирует фазу сна с помощью движения глазными яблоками и погружения в расслабленной состояние, а с помощью специалиста, когда удается добиться качественной визуализации и активации скрытых в подсознании переживаний, избавиться от них. Таким образом можно получить гораздо более быструю и качественную доступность скрытых травмирующих факторов, а при их переработке в нейтральные переживания осуществляется достижение самоконтроля над эмоциями и чувствами индивида.

На самом деле, с помощью данной техники можно получить куда более качественные результаты, к тому же положительный эффект будет достигнут в более кратчайшие сроки, нежели при других техниках, предложенных Шапиро.

Причины столь высокой эффективности были изучены и даже научно обоснованы:

  • Когда происходит постановка цели отбора всех отрицательных, то есть травмирующих ситуаций, все воспоминаний и образы формируют группы отдельных «кластеров». Под «кластером» в данном случае подразумевается набор однотипных образов, событий, воспоминаний, ассоциаций. Таким образом, в ходе десенсибилизационой терапии, то есть обработки всех вышеперечисленных факторов, осуществляется переработка лишь одного, наиболее характерного для определенного кластера воспоминания.
  • Метод, основывающийся на обращении к процессам сновидения, обеспечивает самому больному, а также специалисту, доступ к наиболее «большим» травмирующим участкам памяти.
  • Поскольку происходят процессы равносильные сновидениям, точнее определенному их этапу, в сознании индивида одновременно активируются информационные и анализирующие центры. Благодаря этому переработка воспоминаний происходит мгновенно на нейрофизиологическом уровне.

Разумеется, одним из главных преимуществ такой техники является скорость без какой-либо потери качества терапии. Обычно сеанс длится в течении нескольких часов, но их не рекомендуется проводить слишком часто.

Также десенсибилизации посредством движения глаз хорошо зарекомендовала себя не только в терапии взрослых, но также и при лечении нарушений у детей. Ее активно применяют не только в отношении больных, переживших травмирующие ситуации, но даже в случае борьбы с волнениями, связанными с ближайшим будущим.