Обзор Assassin’s Creed IV: Black Flag - «Неоправданная надежда.

Приветствую всех любителей ассассинов и, теперь вот еще, пиратов. Представляю вам свое видение игры под названием Assassin"s Creed IV: Black Flag. Немало людей уже написали про эту игру. Отзывы, рецензии, мнения и все прочее. Добавлю свою каплю в это бездонное море.

ИСТОРИЯ

Ну куда же без нее родимой. Однако, вопреки обычаю, я не стану тут расписывать огромный трактат о том, с чего все начиналось. Думаю, что достаточно вспомнить то, кто такие люди, живущие под девизом: "Ничто не истинно. Все дозволенно."

Ассассинны - члены братства, зародившегося еще во времена крестовых походов, целью которого было противостояние тамплиерам и их планам по захвату мира. Они действуют на виду и незаметно, в тени, но облечены в белое, их нельзя увидеть, но результат их действий - громче речей всех политиков. Незримые хранители спокойствия обычных людей. Такими нам их показали в самой первой игре Assassin"s Creed.

СЕТТИНГ

1715 год, Вест-Индия, Карибский бассейн. Сразу на ум приходит одно слово - пираты. Ubisoft весь год делали просто колоссальный акцент на теме пиратства. Морские сражения, личный корабль, его улучшения, океан, торговые и боевые суда, абордажи. Все это мы могли видеть в трейлерах, скриншотах, нам об этом рассказывали. Что мы получили в итоге? Да то и получили, собственно. Пираты, корабли, пушки, дым и порох. Все есть, все здесь. Если вы смотрели Пиратов Карибского Моря и хотели когда-нибудь сами поучаствовать в пиратских сражениях - ваша мечта перед вашими глазами.

СЮЖЕТ

Ну какой может быть сюжет в игре о пиратах? Начинаем с ничего, грабим, грабим, получаем что-то, снова грабим, снова получаем, смотрим, а у нас уже флот, куча друзей, таких же пиратов, как мы, а весь Карибский бассейн считает нас самым страшным противником на земле. Однако, не все так просто. Это же Assassin"s Creed. А где ассассины? Ответ на этот вопрос дается в весьма интересной форме. Наряд ассассина вам достается уже через 10 минут после начала игры. А вот само осознание этого наряда, что это, откуда пришло и кто такие ассассины - позже. Однако, как Ubisoft не старались, если вообще старались в этом направлении, ассассины здесь на втором плане.

ГРАФИКА

Да, именно она. К превеликому моему удивлению разработчики сдержали свое слово. А именно то, что на некст-ген все будет выглядеть умопомрачительно и то, что графика на PC будет такой же, как и на PS4/XONE. Скачок в визуальном исполнении между Assassin"s Creed 3 и Assassin"s Creed IV просто невероятный. Дальность прорисовки, насыщенность картинки, сглаживание, текстуры, тени (тени - это вообще отдельный разговор), все выглядит просто великолепно. Конечно, свой главный конек - оптимизацию Ubisoft оставили в том же состоянии. Для запуска игры на высоких и максимальных настройках графики, чтобы еще при этом все не лагало, вам потребуется действительно мощный компьютер. Физика также проработана. Поведение тканей - отличное. Но вот поведение листвы в зарослях - просто выше всяких похвал. Такого я еще ни в одной игре не видел. Словом - это надо видеть, это не описать.

МУЗЫКА И ЗВУК

В первые я пищу о музыке в игре. Но не написать я не могу. Музыкальное сопровождение на уровне второй части. Так же замечательно подобрано, также не надоедает, а пиратские песни во время плавания... Ей богу, после десяти минут их прослушивания ты начинаешь подпевать. Озвучка в игре также хороша. Все пиратские акценты, выражения и фразы присутствуют в нужном объеме. Однако, это касается только оригинальной версии. Что касается русского (остальные не проверял, не владею), здесь все печально. Я не знаю, кто подбирал голос Эдварду и кто был обладатель этого голоса, но этих 2 людей следует уволить. Это самая плохая озвучка главного героя за всю серию. Ни эмоций, ни говора, вообще ничего. Послушав 2-3 реплики на русском, я включил английский и субтитры. Небо и земля - одно и тоже на фоне русского и английского в этой игре.

ГЕЙМПЛЕЙ

Самая важная часть - это геймплей, конечно. Именно он на 90% отвечает за то, будем мы играть или нет и будет нам скучно, или мы даже не заметим, как вот уже финальные титры. В этой части он, как никогда разбит на 2 части. Есть геймплей на суше, а есть в океане, и это абсолютно 2 разные истории. Но есть и общее у всего этого. А именно - управление, так как оно напрямую влияет на этот самый геймплей. В каждой части Assassin"s Creed управление так или иначе менялось. Оно было удобным и не очень, понятным, или не очевидным. Здесь его поменяли в очередной раз. Речь идет, конечно же, о PC версии, так как на геймпадах осталось все практически также. А вот на клавиатуре и мышке - нет. Например, вы привыкли, что переключение режима на правой кнопке мыше? А прицел теперь не хотите туда? И все в таком роде. Причем, как я понял, прицел и есть всему виной. Из-за него и поменяли почти все. Зато, что приятно удивило, наконец-то, аж в 4 части, Ubisoft вспомнили о том, что на клавиатуре цифры не заканчиваются на четверке. Отныне с единицы по ноль вы вправе настроить все свои инструменты и оружие. Дождались. Что касается мышки, то она, на удивление, плавная. Даже в третьей части было не так удобно, как здесь.

НА СУШЕ

Когда мы находимся на острове, в городе, в пещере или еще где, где есть земля, тут нас встречает старый добрый Assassin"s Creed. Приятно видеть, что разработчики услышали игроков и сделали города такими, какими они есть. Паркур снова востребован. Проработанная механика третьей части - улучшена. Крыши со второй - вернулись. В итоге, получили симбиоз самого развитого паркура во всей серии и его правильного применения. Вернулись и двойные убийства в "тихом" режиме. Их очень не хватало в третьей части. На охоту теперь акцент меньше, да и нужна она теперь не так сильно. В смысле, мы также прокачиваем Эдварда благодаря шкурам убитых зверей, но количество этих самых шкур и разновидность для создания одной вещи значительно уменьшено. И это хорошо, потому что в третьей части это невероятно бесило.


Но я не могу не сказать о тех минусах, которые есть. Они не связаны с геймплеем напрямую. Это касается сайд-квестов. Во-первых, они все так же однообразны. Найти - убить, найти - проследить - убить, найти - потопить и все в этом духе. Но к этому мы уже давно привыкли. Что действительно огорчает, так это то, что все сайд-квесты доступны сразу после старта игры. Например, есть голубятни с заданиями на убийство. Мы можем выполнять эти контракты для ассассинов, несмотря на то, что мы еще даже не знаем, кто это! Тоже самое касается и стелл Майя. Уметь ими пользоваться мы можем еще до того, как знаем зачем они вообще нужны. И это особенно не вяжется с тем, что в определенный момент нам рассказывают зачем нужны голубятни и что это за стеллы. Отлично, я всегда хотел сначала сделать что-то, а потом пройти по этому обучение. Абсолютно нелогичный и непонятный ход со стороны разработчиков.

И НА МОРЕ

Что касается морского игрового времени, то здесь все действительно на высоте. Корабль надо улучшать и пока вы не сделаете его достаточно прочным и разрушительным - в бой с более, чем 1-2 противниками лучше не соваться. И то, если это канонерки или шхуны. Бриг, фрегат, а тем более линейный вас в щепки разнесут с одного залпа. Поведение воды, как я уже сказал, отменное. Все, что было в третьей части возвели в квадрат по качеству и сделали четвертую. Теперь еще добавились форты. Очень большая головная боль, особенно в самом начале. Что плохо касательно фортов, некоторые, когда начинаешь их захватывать, имеют в союзниках мать природу. При весьма ясной погоде откуда ни возьмись появляются смерчи и волны-убийцы. Причем всегда. Таким образом у них повышена сложность, но репутации тем, кто это придумал от этого не добавляется. Недокреативили, так сказать.


В остальном - все прекрасно. Кораблем управлять легко, систему обстрела довели до ума. Весь океан - бесшовный. Исключения - большие города и бухты. Их игра все еще загружает. Хотя и справляется с этим быстрее. Малые острова являются частью всего остального мира и высадка на них идет без загрузки, что не может не радовать. Один раз даже был случай, когда, пока я был на острове, какой-то английский фрегат протаранил мое судно и его отнесло мили на 2-3. Пришлось нагнать и потопить мерзавца. Кстати, пока вы плаваете скучать вам не дадут. То тут, то там проплывают кораблики. Иногда можно встретить схватку между англичанами и испанцами. Выглядит очень правдоподобно. В местах обитания морских животных можно наблюдать, как, например, кит выпрыгивает из воды на высоту всего своего тела и погружается обратно, создавая волну, которая относит судно. В общем и целом, вы проведете в море очень много времени. Не только потому, что так задумано по сюжету, но и потому, что здесь действительно есть чем заняться.

БРАТСТВО

Не могу не сказать о братстве ассассинов. Все-таки не в Корсаров играем. Еще задолго до выхода игры ее так окрестили. Я не был исключением из тех, кто придерживался этого мнения. Меня жутко огорчало то, что основная идея игры была утрачена в угоду прибыли и моды. Все, что нам тогда показывали говорило о том, что ассассины не то, что на второй план ушли, а их пытаются по-тихому подмять под новую тему. Так ли это вышло на самом деле? И да и нет. К большому облегчению и счастью здесь есть братство ассассинов. У них есть свой наставник, свои традиции, правила и, конечно же, кредо. Эдвард, изначально, не принадлежит к братству. Более того, он является их врагом. Но один друг Эдварда считает, что данная ситуация должна быть изменена. Он и приводит его в логово ассассинов, знакомит со своим наставником и всячески помогает ему стать частью братства.


Но Эдвард, это вам не Эцио. Ему нет дела до благих подвигов. Все, что у него на уме - это нажива, да побольше. А еще жена, которая оставила его одного. Но никак ни братство, ни кредо, ни что-либо еще. Измениться ли его мнение? Примет ли братство его в свои ряды? Я не стану отвечать на эти вопросы. Проживите жизнь Эдварда сами и тогда вы узнаете ответ, если уже его не знаете. Все, что я хочу сказать - я очень рад, что разработчики не отреклись от ассассинов. Они их поместили параллельно, но не убрали. Дух серии все еще присутствует в ней.

ABSTERGO ENTERTAINMENT

Пожалуй настоящее время в данной части вызывало больше всего споров до выхода игры. Как Ubisoft поступят, за кого мы теперь будем играть? Очень многих волновал этот вопрос. Лично мне части в настоящем во всех играх нравились меньше всего. Ощущение всегда было, как будто хороший фильм прервали не очень короткой рекламой. Выбивает из тематики. Но это лично я. Другие наоборот настоящее любили больше, чем даже то, что было в Animus.

На этот раз мы берем на себя роль одного из новоиспеченных сотрудников Abstergo Entertainment, задачей которого является исследование генетической памяти "Образца 17". Конечно же, мы знаем, что это за "Образец" такой. И вот тут, я признаюсь, мне стало интересно. Мы узнаем историю Дезмонда дальше, что с ним произошло, как теперь мир живет после его героического поступка.

Что касается самого геймплея. Вернулся вид от первого лица. Само это лицо нам так и не показали, но да это и не важно. Что приятно порадовало, так это полноценное здание с достаточно большим количеством занятий. Хотя они все и сводятся практически к одному-двум, но мест много, собирать есть что. Кстати, изначально все здание вам недоступно. У каждой двери есть свой уровень доступа. До тех пор, пока у вас его не будет, вам туда не попасть. Что мешало сделать так в 1715 году - загадка без ответа.

Именно в этой части я понял, что меня раздражало больше всего в предыдущих в плане настоящего времени. Здесь вы - новичок. К вам и отношение такое. Особенно это чувствуешь, когда общаешься с техником. В прошлых же частях вы были почти королевой Англии. Каждый ваш чих сопровождался невероятным вниманием. Ну конечно, вдруг единственная надежда человечества заболеет, кто же мир спасать-то будет?

МУЛЬТИПЛЕЕР

Вдаваться в историю развития мультиплеера я не стану. Скажу только, что это, наверное, самая медленная по развитию часть игры. Если вы играли во все части мультиплеера, вы меня поймете. Особенно отличилась третья часть. Такого уныния я не видел давно.

Запуская мультиплеер четвертой части я не на много что рассчитывал. Максимум - обновление графики и немного управление (в связи с таковым в одиночном режиме). Но нет, изменения есть, все-таки, что не может не радовать.

Режимы остались теже, тут ничего нового. Персонажи новые, но это обертка, анимация в основном - старая. А вот с графикой и управлением, как я и думал, поработали. Картинка насыщенная и яркая, теперь рассматривать людей в толпе стало легче. Конечно это не одиночка, но все-таки красивее стало. С управлением тоже ситуация хорошая. Спорные моменты убрали, клавиши переназначили так, что они не перекрывают схожие действия. Да и вообще, управляется все очень плавно и понятно. Повторюсь, это самая плавная часть в плане управления из всех.

Самое большое нововведение - это лаборатория. Суть заключается в том, что есть все те же режимы игры, но правила матча вы устанавливаете сами. Список доступных настроек весьма приличный и захватывает все самые важные аспекты. Можно задать количество очков за каждое действие, какие-то действия поощрять, какие-то запрещать. Очень удобный способ отсеять нежелательных людей. Но настроить матч правильно с первого раза у вас вряд ли выйдет. Так что, если вы хотите, чтобы именно ваш режим был популярен, сначала обкатайте его с друзьями и подкорректируйте. Даст ли вам что-то такая популярность - не ясно, разработчики об этом ни слова не сказали.

Что не понравилось в мультиплеере - так это все те же старые проблемы. Отсутствие чего-то кардинально нового. Лаборатория дает немного свежего воздуха, но его не на долго хватит. Что касается стандартного набора, то он не покажется большим. Да, каждый матч отличается от другого, но общее есть и это не может не надоедать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя, скажу, что к моему удивлению, игра получилась не такой, как я себе ее расписывал. Тему ассассинов не убрали. Графическое исполнение подняли на очень свежий уровень, музыка не подкачала, управление довели до ума, геймплей заставляет ностальгировать, да и мультиплеер, все-таки, не плох, хоть и вторичен. Видна проделанная работа. Но, я повторю то, что говорил в своей статье о предыдущей части. Если Assassin"s Creed будет выходить не раз в год, а, хотя бы, раз в два года, результат будет на много лучше. Смотря сейчас на четвертую часть я понимаю, что вот так должна была выглядеть третья часть. Вот именно все то, что мы видим сейчас, мы ждали год назад.

Недолго думала над наполнением. Взяла да налила воды - целый Карибский бассейн.

Бутлег

Каждая «номерная» Assassin’s Creed вносила серьёзные изменения в формулу. расширила концепцию открытого мира, добавив «зачистку» кварталов и магазины. познакомила нас с морскими сражениями и «фронтиром» и подарила поместье. Всё, на что хватило «четвёртой» части - поменять соотношение суши и океана. Капер Кенвей проводит куда больше времени на борту своей «Галки», чем на улицах Кингстона, Гаваны и Порт-Ройаля. Форты, которые захватывать не то чтобы нужно, но очень желательно, теперь охраняют «бутылочные горлышки» между островами.

В остальном же это - приквел-дополнение с более жизнерадостным главным героем и знаменитыми пиратами вместо деятелей из истории США. Сюжетная канва попроще, краски пожиже, повествование скучнее. Тут сразу ясно, кто - предатель, кто - храмовник, кто - переодетая девушка и чем всё закончится.

Кенвей в тысячелетнюю грызню по доброй воле не лезет. Фирменный костюм - маскировка, снятая с чужого плеча. Давний конфликт двух идеологий - просто повод разбогатеть. Где-то в карибских джунглях скрыта легендарная Обсерватория, хранящая ключ к несметным сокровищам. Конечно, судьба и совесть непременно покусают морского волка и направят на истинный путь, запихнув в глотку пропахшую нафталином мораль. Но прежде он успеет попиратствовать всласть.

Облегчённые корсары

А без нападений на шхуны и бригантины не прожить, ведь чтобы улучшить «Галку» — нарастить броню, усилить мощь орудий, расширить боезапас, перекрасить паруса, наконец, — одних испанских реалов мало. Нужны древесина, металл, ткани - и их никто не продаст, можно лишь у кого-нибудь отбить.

Корабельные страсти пусть аркадны и сводятся к прогрызанию «полоски здоровья», однако в зрелищности им не отказать. А когда хлещет ливень, тёмные волны идут опасным девятым валом и быстро приближается смерч, начинаешь жалеть, что потратила эту роскошь на Assassin’s Creed . Особенно абордажные битвы. Подойдя к обездвиженному врагу, Кенвей отдаёт приказ, и команда бросается на штурм. Летят крюки и ядра, взрываются Красные Бочки, опрометчиво поставленные посреди палубы… Чаще всего нас просят убить нескольких неприятелей, иногда - капитана, в исключительных случаях - вскарабкаться на мачту и срезать флаг.

Когда противник повержен, а его трюм обчищен до нитки, Кенвей решает, что делать с захваченным судном. Например, использовать как мгновенную «аптечку» для подраненной «Галки». Можно взять бывших недругов на борт и тем самым понизить свою дурную репутацию (иначе рано или поздно за Эдвардом погонятся каперы). Третий вариант — пополнить флот для бестолковой псевдостратегической мини-игры, вытащенной из .

Прочих занятий — до жути вторичных — полно. Преследование видных храмовников, поиск сундуков, листочков с морскими песнями и посланий в бутылках, дайвинг-экскурсии, синхронизация обзорных точек, разграбление складов, сбор древних артефактов майя… Взялись исследовать мир - смело набрасывайте к 20 часам сюжетной кампании ещё столько же. Для коллекционеров тут раздолье, хотя перфекционистам придется попотеть.

Терпения требует не только собирательство. В тщетной попытке разнообразить приевшийся набор испытаний (незаметно проследить за NPC, подслушать разговор, прокрасться в точку А, прикончить жертву) родила худшее изобретение со времён безмозглой «tower defense» из — корабельный «стелс».

Не раз и не два вас заставят плавать по запретным зонам, избегая жёлтых «конусов зрения» на мини-карте. Если засекли - готовьте орудия к бою. Эта механика выглядит надуманной даже по меркам Assassin’s Creed - ага, здоровенный «man-of-war» дальше полукилометра от себя ничего не видит. Самый глупый фрагмент - слежка за испанской шхуной на болоте, где в узких коридорчиках через каждые сто метров натыканы сторожевые башни. Вроде не за Джека Воробья мы играем!

Abstergo Pictures не представляет

Хватает условностей и за пределами «Анимуса». Покончив с Десмондом Майлзом и апокалиптическими знамениями, не стала изобретать нового персонажа. Выкрутились изящно - генетическую память «образца №17» ворошит сам игрок, работающий в офисе Abstergo Entertainment. Он выбирает яркие эпизоды из жизни пиратов для следующей VR-игры (дебютным «релизом» Abstergo, если помните, была ), поначалу не подозревая, что верховному начальству куда интереснее Обсерватория, чем Чёрная Борода.

Вскоре к нам обращается местный сисадмин с невинной просьбой - скачать файл с забарахлившей рабочей станции. Разумеется, одним одолжением дело не ограничится. Погуляв по небольшому офису, вы взломаете добрый десяток систем, защищённых простенькими головоломками, и встретите парочку старых знакомых. Отдельное развлечение - поиск 20 наклеек с QR-кодами, в которых зашифрован программный манифест коварной «Абстерго».

Что в секретных документах? Ничего сногсшибательного, но чтиво порой занятное - точно веселее, чем унылые энциклопедические справки про флибустьеров (у Шона Гастингса нынче другая работа). Отчёт о вскрытии Десмонда Майлза, презентации о том, почему Альтаир и Коннор не годятся на роли главных героев, оживлённая переписка, в которой вся студия придумывает безумные темы для следующих частей серии, инвестпредложение корпорации Blume, разработавшей систему ctOS…

Судя по этим текстам, авторы понимают, что Assassin’s Creed нужна встряска - идейная и техническая. Графика, несмотря на то, что вышла на новых консолях, еле дотягивает до «некст-гена». Анимация, как всегда, отличная, текстуры чётче прежних, спецэффекты приятнее, зато на «задники» без слёз не взглянуть, а объекты по-прежнему на глазах возникают из воздуха. Декоративные островки, утыканные спрайтами некрасивой листвы, и пористые маслянистые рожи во время дождя - это никак не 2013 год.

* * *

Ежегодный конвейер уже пробуксовывает - от творческого кризиса не спасают ни три, ни пять, ни дюжина студий. Мультиплеер, когда-то впечатлявший новизной, — яркий тому пример. Несколько новых карт и персонажей, лёгкая перетасовка режимов (так, Alliance выброшен за борт) и Game Lab для создания матчей с гибкими настройками правил - и довесок готов.

Концепция-то хорошая, просто очень приелась.

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Quad Q8400/Athlon II X4 620 2,6 ГГц
2 Гб памяти
GeForce GTX 260/Radeon HD 4870
30 Гб на винчестере

интернет-соединение

Core i5 2400S/Phenom II X4 940 3,0 ГГц
4 Гб памяти
GeForce GTX 470/Radeon HD 5850
30 Гб на винчестере
Windows Vista SP2/Win 7 SP1/Win 8
интернет-соединение

Владимир Горячев

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Игра Assassin"s Creed IV: Black Flag по моему мнению одна из самых крутых частей серии. В этой игре присутствуют хороший сюжет, захватывающие бои, множество потрясающе детализированных локаций, множество животных и прекрасная атмосфера.

Для начала сюжет

Вам предстоит играть за отважного пирата Эдварда Джеймса Кенуэя. Его жизнь проходит в Золотой век пиратства. Вместе с Эдвардом вы Проплывете всю Вест-Индию на своем прекрасном корабле название которого подражает Свободной, Гордой птице «Галка». У вас есть возможность увидеть потрясающие морские бои и даже в них поучаствовать. В перерывах между миссиями вы можете просто поплавать по Карибам, Атаковать вражеские корабли чтобы прокачать вооружение и защиту«Галки» или поплавать по островам и поохотиться, но если вы думаете что охотиться можно только на суше то вы сильно ошибаетесь потому что вы можете поохотиться с горпуном на Горбатого кита, Косатку, Акулу бык, Рыбу молот и На Большого белого кита. Но Большой белый кит будет доступен только обладателям лицензии.

Вооружение: Эдвард и «Галка»

Так же Эдварду будет доступно более новое вооружение в их число входит.

Наземное оружие: 4 пистолета, но чтобы стать обладателем всех 4-х пистолетов нужно поохотиться.

2 сабли которыми Эдвард владеет как мастер фехтования. Щенбяо поможет вам эффектно подвесить врагов на дереве или просто притянуть их к себе.

Вооружение «Галки»: Естественно у каждого корабля должны быть пушки, у «Галки» при полной модернизации из будет 23 с каждого борта. Мортиры - они помогут вам достать убегающую цель или напасть неожиданно на цель которая находиться от вас далеко. Фальконет – по моему самый полезный из всех орудий он позволяет ударить врагов по их слабым местам с большой силой и при этом вам не надо им целиться. Зажигательные снаряды - я и считаю бесполезными, наверное потому что не умею ими пользоваться, они представляют из себя бочки с порохом которые стоят на корме «Галки». При запуске эти бочки поджигают и корабль вашего врага который наплыл на эти бочки получает урон и его корабль несильно но замедляется. Носовые пушки (Книпели) кода вы их полностью модернизируете их будет 4. Книпели тоже довольно полезны особенно когда вам надо замедлить противника, но их проблема в том что они не стреляют на расстояние больше 300 метров. Стрелять им в борт противника бессмысленно так как урона вы большого не нанесёте, если только «Канонерке» так что лучше стрелять ими по мачтам и парусам.

Геймплей

Геймплей игры просто потрясающий Эдвард использует в бою не только навыки пирата но и навыки ассассина. Потрясающие комбо атаки, Эффектные добивания, и естественно скрытные убийства. Морские сражения это одно из главных преимуществ этой игры. Вы можете атаковать как большое количество кораблей разных классов, а их там пусть и не очень много видов, но хватает, а точнее это «Канонерка», «Шхуна», «Бриг», «Фрегат», «Линейный корабль». Но это еще не все есть еще и легендарные корабли, победить которые могут только настоящие пираты. Самым известным из них является «Корабль Смерти».

Самое прикольное в морских сражениях это «Абордаж». Захватывать корабли наполненные врагами и добычей, Прекрасно. Вы можете вступить бой со всем экипажем врагов сразу, а можете забраться на мачту и пострелять их из пистолетов. Но лично я люблю отстреливать врагов из «Фальконета" они так смешно улетают. Но «Абордаж» становиться сложнее с увеличением класса корабля например если на «Бриге" вам надо убить 10 человек из вражеской команды то уже на фрегате вам надо убить 15 человек вражеской команды и Капитана этого корабля. Но на море вам предстоит атаковать не только корабли но и вражеские Форты. За захват "Форта" вам дадут денежное вознаграждение, а так же вам откроется территория вокруг этого форта. Чтобы его захватить вам нужно не просто подплыть к нему и убить там всех, вам предстоит разрушить его укрепления после чего убить офицеров порта и наконец начальника порта.

Жизнь вне Анимуса

В перерывах между миссиями внутри Анимуса вы можете побродить по «Абстерго Индастриз» и по взламывать компьютеры. В компьютерах компании «Абстерго» вы можете найти множество интересной информации которая поможет вам лучше понять сюжет игры и историю некоторых персонажей. Так же взламывание камер наблюдения позволит вам наблюдать за работникам «Абстерго Индастриз» и узнать побольше обо всем происходящем. Но проблема путешествий вне анимуса в том что поле взламывания всех компьютеров, по «Абстерго» просто не интересно ходить. Ведь ни какого прогресса не будет. но можно еще походить некоторое время по зданию и собрать записки в которых написано много интересного(не скажу точно о чем там говорится потому что не все читал).

Итог

В итоге Компания Ubisoft над этой игрой постарались и сделали ее достаточно крутой как по графике так и по сюжету. Я всегда любил серию игры Assassins creed но эта часть мне понравилась больше всего особенно ее конец. Ведь если ты прошёл эту игру то т знаешь как больно терять тех к кому привык даже если это игровой персонаж. Моя оценка этой игре 10\10 за сюжет 10\10 за атмосферу и 10\10 за классные бои. Я надеюсь что концовка Assassins creed Unity будет не хуже чем в Assassins creed 4: Black Flag. На этом мой обзор заканчивается, всем удачи и пусть FPS в ваших играх будет не меньше 120, Удачи.

В Assassin"s Creed 4 Black Flag Вы — Эдвард Кэнвей, корсар, который стал пиратом и ищет богатства и известность в открытом море в годы, предшествовавшие событиям ACIII. Та игра, конечно, вызвала критику своим главным героем - внуком Эдварда, Коннором - а также скрытыми переключением от развлекательного к исторической обстановке и эпизодами с важными фигурами того времени. Black Flag не отказалась от любви к истории, присущей всей серии, но Ubisoft Montreal проливает свет на любвеобильных пьяниц-мореплавателей и их похабный юмор. Секрет, из-за которого карибские круизы так популярны, - солнце, открытая вода, великолепные пляжи - тот же самый, что делает и виртуальный мир Black Flag таким соблазнительным.

Assassin"s Creed 4 Black Flag

С точки зрения графики мир Assassin"s Creed 4 Black Flag построен так, чтобы удивлять независимо от поколения консоли, на которой вы играете. Тот факт, что он был разработан для нынешнего поколения, но портирован и на PS4, и на Xbox One означает, что разработчики отнеслись к игре с заботой, а не с целью выпустить очередной технологический прорыв. Область тропических джунглей обладает более динамичным движением и покачиванием листвы. При просмотре ролика, как Эдварда выступает перед своими стариной Адельвейлом на корме, текущее поколение консолей предполагает, что глаза игрока сосредоточены на беседующих мужчин и мягких фокусирует фоне детали, такие как вода и земля, в то время как версия PS4 поддерживает различные поверхностные детали воды и четкость текстур дерева на лодке. Это заметно, но разница между консолью и ПК чувствуется уже как большой шаг вперед.

Это не был бы Assassin’s Creed, если бы основной сюжет игры в конечном счете не свелся к фантастике, и немного удивительно обнаруживать, что сюжет Black Flag весь вращается вокруг кристаллического куба с человеческой кровью. Однако страсть серии к научно-фантастическим загадкам и поискам выхода в значительной мере вернулась. По своей сути, Black Flag планировался как старомодная пиратская байка из тех, что уже несколько десятилетий назад вышли из сюжетов кино.

К сожалению, ряд миссий, используемые для открытия сюжета, периодически переносят игру в море. А громоздкие миссии "подкрадись и подслушай" создают впечатление невозможности прохождения игры, но, по крайней мере, пункты сохраненки распределены более либерально, чем когда-либо. Хуже всего - это маневры на корабле. Кто вообще придумал эту "блестящую" идею ориентироваться в клаустрофобных водных просторах, усеянных сторожевыми башнями, пытаясь выйти из их поля зрения в процессе управления гигантским баркасом? Это возможно только разве что под покровом ночи.

Тем не менее, кампании в изменчивых водах длятся не так долго. Пробираться в аванпост противника за сокровищами или уничтожать цель - восторг для хитрецов. Если только у вас нет сверхчеловеческой неприязни к обильным отвлекающим в Black Flag и к скорости, на которой проходит главный игровой процесс, ваше удовольствие от игры не будет поставлено под угрозу. В конце концов, не свободу ли видит пират во всех своих мечтах?

Сюжет Assassin"s Creed 4 Black Flag

Сюжет AC4 Black Flag периодически переносит игрока из пиратского симулятора к игре в «реальном мире», где главный герой - новый сотрудник Abstergo Entertainment, компании которая стремится коммерциализировать генетическую память в духе Total Recall. Какой-то темный персонаж из ИТ-отдела знакомится и принуждает героя взломать терминалы других сотрудников. (Мини-игры по взлому короткие и приятные, а не те, что в неуклюжем BioShock.) Попытка рассказа сблизить два различных аспекта пиратства не так тонка, как хотелось, но однозначно: хочется узнать концовку игры уже до того, как все закончиться.

К слову об обновлениях: используйте награбленное, чтобы разнообразить арсенал; совершенствуйте корабль новыми пушками или парусами в красную полоску; стройте свои таверны, бордели и устраивайте вечеринки в своем пристанище на островах Инагуы; создавайте инструменты из шкур зверей. Пользовательский интерфейс был упрощен со времен ACIII, так что вы будете тратить меньше времени, блуждая по меню, и больше времени, бросая дротики в обезьян или гарпуны в китов.

Конечно, никогда не хватает золота на все необходимое, что буквально подталкивает игру к тому, для чего и рождены пираты: захвату других кораблей. Вглядитесь в подзорную трубу, разузнайте, какой груз везет корабль, и решите начинать ли атаку. А решение может быть обременяющим. Навык морского боя поможет оправдать эти риски.

Военно-морские миссии были лучшей частью ACIII, и их выдвижение на первый план здесь показывает, что Ubisoft прекрасно знает это. Грабежи других судов являются многоступенчатым процессом их обезоруживания, а затем перестрелки на палубе. Хитрые аспекты игры также хороши, как и ее бои и битвы, что и делает Black Flag самой насыщенной игрой Assassin’s Creed на сегодняшний день.

Всю свою историю сериал Assassin’s Creed был, скорее, примером успешного маркетингового позиционирования, чем хорошей игрой. Ему с первого выпуска удалось нащупать точки опоры (сеттинг, вечное противостояние ассасинов и тамплиеров, крутой образ главного героя), но только в отношении повествования, визуальной стороны и вольной интерпретации реальных исторических событий с реальными историческими личностями. К счастью для Assassin’s Creed, все перечисленное притупляло чувства и многим удавалось проглотить наживку, не отвлекаясь на все остальное - то есть, игровой процесс, который пять выпусков подряд создавал кривую иллюзию свободы, а в большинстве случаев смеялся над играющим то через управление, то через набор совершенно одинаковых и нелогичных заданий. Другими словами, в последние годы сериал можно было любить так же сильно, как и ненавидеть. И только в Black Flag видна работа над ошибками, после которой стоит дать долгоиграющему (как это говорят в интернете, «шаблонному конвейеру», как будто существует другой) сериалу от Ubisoft еще один шанс понравиться всем без исключения.

Для Assassin’s Creed тема пиратства значит многое. Главный герой - Эдвард Кенуэй, совсем не похож на предыдущих ассасинов с сериале. Потому что он, вообще-то, самозванец. Он пират, который убивает ассасина в самом начале и забирает его костюм, затем по глупой случайности вступает в орден тамплиеров, после чего все-таки возвращается к штурвалу под флагом с черепом (хоть и не «Веселым Роджером») и старается не забивать себе голову лишними мыслями. Протагонист, вообще говоря, недалек. Проходимец, но беззлобный и безобидный; он преследует свои идеалы свободы и ему не свойственны расовые предрассудки, но при этом он не читает проповеди, не наставляет на путь истинный (за исключением пары эпизодов) и не строит из себя рыцаря в сияющих доспехах. Он простак и сама непосредственность, деревенщина с грубоватыми шуточками, который всему учится на ходу вместе с самим игроком. Это новый образ главного героя для сериала, который, внезапно, нравится не всем, но в этом и смысл - он интереснее, чем весь этот балаган с ассасинами и тамплиерами вместе взятыми.

Поскольку центральная тема всего происходящего - свобода, то и формат мира Assassin’s Creed был перестроен под эти условия. Так, карта мира - это огромное водное пространство с большими и малыми островами, охраняемыми фортами и прочим. Свободу перемещения ни на островах, ни в море никто не ограничивает; за всю игру нам только один раз встретилось предупреждение о том, что герой слишком быстро подошел к точке десинхронизации - и то, кажется, мы в тот момент пытались протаранить носом край карты. Корабль, кстати, доступен после выполнения первых же заданий и, фактически, единственное, что может остановить пиратскую экспансию на ранних этапах - слабая оснастка судна.

Что в море, что на суше мир вокруг героя старательно симулирует жизнедеятельность. В городах пьяные пираты тискают женщин и фонтаном блюют за углом, пока Черная Борода рассказывает герою о необходимости нагнать страху на людишек. За штурвалом глаз не отвести от красоты водной поверхности, и неважно, отражает она в данный момент палящее солнце или подпитывает рисующие зигзаги тайфуны под раскаты грома и оглушающий шум волн. Здесь можно атаковать вражеские суда и брать их на абордаж, охотиться за морской живностью (в т.ч. за китами), нырять на глубину с водолазным колоколом, после чего прятаться от акул в водорослях, не теряя надежду обнаружить какой-нибудь клад. Можно искать сундуки с сокровищами, грабить бедных и богатых - всех, кого угодно! - разорять склады и убежища контрабандистов, помогать утопающим и даже управлять собственным флотом (правда, схематично, примерно как куртизанками в прошлых играх). Если в AC III морские бои на подвиги вдохновляли, но не могли дать ничего, что утолило бы жажду приключений, здесь все наоборот. Огромный мир, потрясающий выбор возможностей: включаешь игру и тратишь сутки на воспроизведение детских фантазий про пиратские сражения. На вторые сутки хочется попугая на плечо, и любые разговоры начинать с «Арррррр!». А еще петь: песни моряков крепко вбиваются в голову, и даже если захочешь – никогда не забудешь.

Предсказуемо, но все же: все самое плохое, что есть в Assassin’s Creed, так или иначе присутствует во всех играх Ubisoft и уже не раз вызывало критику. Так, эпизоды, где обязательно скрытное прохождение, по-прежнему доводят до исступления. Это не stealth, а пародия на него ради красного словца на обложке; в большинстве случаев есть только один маршрут - и далеко не самый логичный. Поведение противников в такие моменты тоже вызывает недоумение: например, враги никак не реагируют на найденные тела убитых нами товарищей. Есть и новые, более удачные примеры. Скажем, иногда нужно помогать пленным товарищам. Чтобы их не убили, нужно действовать скрытно, но речь идет только о том, чтобы бесшумно добраться до злодеев и пришить их, не привлекая всеобщего внимания. Некоторые вещи в серии не меняются, и кроме описанного выше это традиционное вступление: первое задание - погоня, затем - снова погоня, после - бегство, дальше - преследование. К большому счастью, раздражавшие раньше типы миссий встречаются значительно реже, хотя все равно странно, что окончательно от них так и не избавились.

В Black Flag, как и в предыдущих выпусках, многие процессы форсированы. Миссии (или, выражаясь местной терминологией, «воспоминания») могут на час оторвать от морских приключений и заставить заниматься паркуром в руинах древнего храма. Как правило, вариативность выполнения задания не предусмотрена: ты либо догадываешься, что и как нужно сделать, либо тратишь время на попытки понять это. Количество таких ситуаций сведено к минимуму, но они все равно напоминают о себе. Плюс, все апгрейды корабля привязаны к ресурсам, которые добываются не самым простым способом: либо из сундуков, либо по одной штучке достаются из воды, либо достаются грабежом. Логичнее было бы, конечно, чтобы верфи предлагали купить ресурсы у себя и все это вписывали в смету, но нет - так не получится продавать DLC «для экономии времени». Кстати, охота в игре тоже присутствует: из шкур зверей можно делать новую экипировку для Эдварда. Шкуры можно купить и в магазине, но цены высоковаты, а охотиться на крокодилов веселее самостоятельно.

Курсирующие в Интернете высказывания относительно того, что сюжет в Black Flag слабее, чем в предыдущих выпусках сериала, не совсем справедливы. Да, пиратская тематика используется как панорама, нет лихих сюжетных поворотов (кроме гендерсвопа у одного из персонажей) и драматических сцен, всеми силами выжимающих слезы у зрителя. Но это не мешает, не давит, не загоняет в рамки, как это было раньше, не создает лишней суеты - игрок получает нужные ему сведения, история развивается, персонажи меняются и обретают новые черты, другими словами, ничто не стоит на месте, но и никто никого не подгоняет палкой. Правда, сюжет как таковой (имеется в виду обычное для серии повествование со скачками во времени) остался никчемным, зато здесь не заставляют отыгрывать ассасина в мегаполисе. По логике событий, игрок - это сотрудник компании «Абстерго», который записывает воспоминания пирата якобы для создания семейного фильма. Такая игра в игре, с пустяковыми намеками на связь с Watch_Dogs.

Assassin’s Creed IV: Black Flag удается самое главное: она с первых кадров приковывает внимание и отпускает лишь спустя огромный промежуток времени, давая понять, что тут еще осталось, за чем вернуться. Здесь есть, на то тратить время и силы, и при всем этом игра не навязывает развлечения - напротив, позволяет придумывать их самому. Жаль, что разработчикам пришлось проделать такой длинный путь до понимания простых вещей, но наконец-то это произошло. Ура.

Assassin"s Creed 4: Black Flag в продаже для PS3 и Xbox 360. Версия для PC выходит 22 ноября. Также игр входит в стартовые линейки Xbox One и PS4.

Рецензировалась версия для Xbox 360.