Особенности и динамика международной торговли. Современные тенденции развития международной торговли услугами

Как было сказано выше, несмотря на достаточно высокую степень диверсификации мировой торговли услугами, в международной теории и практике принято представлять ее структуру в виде четырех крупных позиций: услуги, связанные с торговлей товарами, транспорт, поездки и пр., где наиболее крупной и динамичной статьей выступают деловые услуги. Остановимся на этих группах подробнее.

Транспортные услуги.

Наблюдаемая в последние годы активизация международной торговли во многом была связана с повышением эффективности и удешевлением услуг транспортных перевозок. Достижения научно- технического прогресса, позволили ускорить транспортировку, а совершенствование операций маркетинга и менеджмента привели к сокращению расходов на вспомогательные операции. Так, широкое распространение системы «just in time» («точно вовремя») позволило в ряде случаев отказаться от складских помещений, а концепция доставки товара «от двери до двери» - использовать различные виды транспорта в рамках единой системы. Важную роль при этом сыграло увеличение применения контейнеров и внедрение мультимодальных перевозок или транспортных коридоров, позволивших включить все виды транспорта - водного, воздушного, сухопутного - в непрерывный транспортный процесс и поручить перевозку одной транспортной компании. Новые информационные технологии способствовали сокращению и удешевлению документооборота, созданию специализированных логистических программ товародвижения.

В этом же направлении действовали и общие тенденции интернационализации производства, переноса операций на предприятия, расположенные в разных частях света, сокращение экономического расстояния и превращения мира «в глобальную фабрику».

Термин транспортные услуги охватывает все виды перевозок пассажиров и грузов, сопутствующие и вспомогательные операции. В соответствии с классификацией ГАТС основные услуги в этой области рассматриваются в привязке к видам транспорта: морской, внутренний водный, железнодорожный, автодорожный, трубопроводный, воздушный, космический. К вспомогательным, или сопутствующим, операциям в документах ГАТС относят: погрузочно-разгрузочные работы на терминалах, складах, в портах, аэропортах; хранение; страхование; операции, связанные с документооборотом, деятельностью агентов по транспортно-экспедиторскому и таможенному обслуживанию; операции в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению сохранности грузов и снижению потерь в результате хищения товаров при перевозке; экстренные ремонтные работы; заправка топливом и др. К категории транзитных операций относятся операции, в ходе которых товары и транспортные средства проходят через территорию какой-либо страны, если такой проход является частью пути, начинающегося и заканчивающего за пределами территории страны, через которую осуществляется движение.

Помимо чисто экономических функций, транспорт является важной стратегической составляющей системы национальной безопасности страны, поэтому во многих странах в этой области сильны позиции государства и ряд элементов транспортной системы находится в его собственности или под контролем. В связи с этим в рамках переговоров по формированию условий ГАТС не все страны-члены согласились взять на себя обязательства по либерализации операций на транспорте и доступу в эту сферу иностранных компаний, поэтому, как уже указывалось выше, морские и воздушные перевозки были вынесены из Соглашения в отдельное приложение.

Объем международных транспортных перевозок растет высокими темпами. Здесь можно отметить несколько характерных тенденций: усиление роли так называемых глобальных транспортных цепочек в международных перевозках, увеличение доли развивающихся стран на международном транспортном рынке, рост значения азиатско-тихоокеанского направления, опережающие темпы роста объема перевозок между развивающимися странами («Юг - Юг»), в первую очередь между Китаем и странами Южной Америки и Африки.

Экспорт транспортных услуг в 2015 г. составил 876,1 млрд долл., импорт - 1089,0 млрд долл. Наибольший объем экспорта транспортных услуг приходится (в млрд долл.): на страны ЕС - 413,7 (43%), США -

  • 89,9 (9,4%), Сингапур - 44,8 (4,7%), Японию - 39,5 (4,1%), Китай -
  • 38,2 (4,0%), Южную Корею - 35,3 (3,7%). В импорте доля ЕС составляет 29,9% (366,3 млрд долл.), Китая - 13,0% (159,8 млрд долл.), США - 7,8% (96,2 млрд долл.), Индии - 7,7% (34,3 млрд долл.), Японии - 6,3% (45,8 млрд долл.), ОАЭ - 3,7% (45,5 млрд долл.) 1 .
  • 80% всех внешнеторговых грузов перевозится морским путем. Морской флот и морские грузовые перевозки в последние два десятилетия растут быстрыми темпами. Быстро увеличивается тоннаж торгового флота: в 2000 г. общий дедвейт составлял 793,8 млн т. В 2015 г. мировой флот составил 89,464 тыс. судов общим дедвейтом 1,75 млрд т. Из них на долю Греции приходилось 16,1% (279 млн т двт), на долю Японии - 13,3%, Китая - 9,1% и Германии - 7%. В целом же на долю этих четырех стран приходится 46% всего тоннажа. Далее по величине флота (в т двт) следуют Сингапур, Южная Корея, Гонконг (Китай), США, Великобритания и Норвегия. Объем мировых морских перевозок составил (в млн т): в 1995 г. - 4712, 2000 г. - 5595, 2008 г. - 7755, 2010 г. - 8400, 2011 г. - 8748 , 2015 г. - 9841,7. Наиболее быстро развивающимся сегментом является контейнерный флот, что объясняется ростом торговли готовыми изделиями с высокой степенью добавленной стоимости. Достаточно сказать, что если в 1980 г. контейнерами перевозилось менее 3% грузов, то в 2015 г. уже 15%. Контейнеровозы имеют наименьший средний возраст около 10 лет, в то время как по всему флоту средний возраст составляет 16,7 лет. Вместе с тем в связи с кризисом и определенным снижением спроса на готовые изделия из Европы и США при росте спроса на минеральное сырье со стороны Китая и других растущих рынков динамика контейнерных перевозок продемонстрировала тенденцию к снижению. Объем морских перевозок особенно снизился в направлении Юго-Восточная Азия - Европа, а также и на других маршрутах, в частности через российский Дальний Восток: на данном направлении объем импортных грузов упал на 30-35%, что повлекло снижение тарифов на морской фрахт" 5 . Также снижается доля флота для перевозки топлива (наливного), хотя и остается преобладающей: в 1980 г. - 56%, в 2012 г. - 34%, в 2014 г. - 28%. По данным ЮНКТАД за 2014 г., морем было перевезено 2826 млн т нефти и газа, 3112 млн т массовых грузов навалом и 3903 млн т прочих грузов.

Большую роль на морском транспорте играют вспомогательные операции, среди которых можно выделить такие, как лоцманская служба, буксирование, заправка топливом, навигационная поддержка, пользование причалами, срочный ремонт и другие услуги портовых властей.

Основным мотором высокого роста морских грузоперевозок выступают развивающиеся страны. На их долю пришлось 60% мирового объема погрузок и выгрузок. На страны переходной экономики приходится 6,0 и 0,8% соответственно. Активно развивается азиатское направление: на этот регион в 2014 г. приходилось 38,8% погрузок и 50% выгрузок. Доля развивающихся стран Америки - 13,1 и 6,1%, Африки -7,7 и 4,1%, Океании - менее 1,0% соответственно 1 .

В 2015 г. стоимость морских перевозок упала на 30% и достигла минимального уровня. Аналитики связывают это с падением цен на железную руду и уголь в Китае, который является крупнейшим производителем стали и, соответственно, потребителем топлива. «Когда Китай кашляет, весь рынок морских перевозок заболевает гриппом», - заметил эксперт «JPMorgan Chase» Ноа Паркетт .

Авиатранспортные услуги охватывают перевозку пассажиров, багажа, грузов, почты. В систему авиаперевозок включены авиатранспортные предприятия, аэропорты, системы управления воздушным движением, сервисные и обслуживающие отрасли авиационной промышленности. Примерно 70% рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки и 28% - на грузовые перевозки. Почтовые перевозки составляют небольшую и продолжающую уменьшаться долю (2%) в общем объеме перевозок. В 2015 г. пассажирские авиаперевозки выросли на 7,4%, этот самый высокий показатель с 2010 г. был обеспечен существенным снижением цен на авиабилеты, чему способствовало падение цен на топливо (затраты на топливо составили 181 млрд долл, в 2015 г., а в 2014 г. - 226 млрд долл, при цене на авиационный керосин 66,7 долл./барр. и 114,0 долл./барр. соответственно) и укрепление доллара по отношению к большинству национальных и мировых валют . При этом рост пассажирских авиаперевозок был отмечен во всех регионах: наибольшего роста показатель достиг в странах Ближнего Востока - 10,5%, в Латинской Америке - 9,3%, в АТР - 8,2%, в Европе - 5%. Наименьшие темпы роста продемонстрировали страны Северной Америки и Африки - 3,2% и 3% соответственно. Объем пассажирских перевозок внутри России в 2015 г. сократился на 6%, а объем международных пассажирских авиаперевозок операторами РФ - на 16,4% по сравнению с показателями 2014 г. .

В 2015 г. на международных и внутренних линиях было перевезено

  • 3,5 млрд пассажиров (для сравнения в 1987 г. - 1,2 млрд, в 2002 г. - 2,1, а в 2014 г. - 3,3 млрд), стоимость составила 518 млрд долл, (в 2014 г. -
  • 539 млрд долл.). Перевозки грузов увеличились на 8,5% до 52,2 млн т (в 2014 г. - 51,1 млн т), на сумму 52,8 млрд долл. (62,5 млрд долл. - в 2014 г.) 1 .

Первое место по общему объему авиаперевозок грузов и пассажиров в 2014 г. занимали США - 165,7 млрд т км и 1387,8 млрд пассажиро-км. На втором месте был Китай, соответственно 74,4 млрд млн т км и 630,8 млрд пассажиро-км. Третье, четвертое и пятое места занимают ОАЭ, Германия и Великобритания. Россия занимала девятое место по общему объему грузоперевозок. Вместе с тем как международный перевозчик наша страна стоит только на 15-м месте. Что касается перевозок пассажиров, то здесь Россия занимает седьмое место по общему объему перевозок и 14-е - по международным перевозкам .

Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1370 тыс. км. На первом месте стоят США (294 тыс. км в 2014 г.), на втором - Китай (191,3 тыс. км), на третьем Россия (87,2 тыс. км), Индия (68,5 тыс. км), Канада (77,9 тыс. км) . Россия стоит на первом месте в мире по протяженности электрифицированных дорог - 43 тыс. км. В последние годы главной тенденцией становится развитие высокоскоростного железнодорожного движения. С 2010 г. на первом месте по протяженности скоростных железнодорожных линий находится Китай - 12 тыс. км, что вдвое больше, чем в Европе и Японии вместе взятых . Рекорд скорости, поставленный при эксплуатации этого вида транспорта, достиг 487,3 км/ч. В Китае пущена самая длинная в мире скоростная дорога - 2,2 тыс. км. Одновременно Китай осуществляет активную экспансию в этой области на территории других стран - США, Бразилии, Саудовской Аравии, Вьетнама. Активное внедрение скоростного транспорта наблюдается в Европе. Такого рода нововведения полностью меняют картину международной торговли транспортными услугами . Главным конкурентом железных дорог остается автомобильный транспорт. Во многих странах железнодорожный транспорт просто деградировал из-за конкуренции со стороны автомобильных перевозок (например, в Южной Америке).

Повышение скорости и безопасности автомобильного транспорта, увеличение грузоподъемности транспортных средств способствуют росту привлекательности автомобильного транспорта. Важность этого вида услуг связана и с тем, что они могут обеспечить движение товара «от двери до двери», сводя к минимуму погрузочно-разгрузочные и складские работы.

По мнению экспертов, сфера грузоперевозок автомобильным транспортом в современном деловом мире переживает стадию активного развития. Они выгодны с точки зрения скорости и оперативности выполнения заказов при перевозке на средние и небольшие дистанции, а также малых по объему партий. Если требуется выполнить срочную доставку, никакой другой вид транспорта не сравнится в оперативности. Современный автомобильный транспорт становится все более многофункциональным и его технические возможности позволяют осуществлять доставку самых разнообразных грузов: жидких, сыпучих, легковоспламеняющихся или экологически опасных.

Общая протяженность дорог в 2014 г. составила 31 тыс. км (включены все виды дорог, такие как автострады, автобаны, шоссе, грунтовые дороги без покрытия). Здесь лидируют (в млн км): США - 6,5, Индия - 4,6, Китай - 4,1, Бразилия - 1,7, Россия - 1,3, Япония -1,2Т По темпам ввода новых скоростных магистралей на первом месте стоит Китай. К 2020 г. общая сеть высокоскоростных магистралей, согласно пятилетнему плану, должна соединить все крупные города с населением более 200 тыс. жителей. При таких темпах строительства к 2030 г. сеть скоростных дорог должна достичь 120 тыс. км, а к 2050 г. - 175 тыс. км

Общая характеристика. Движение товаров и услуг между отдельными странами связывает в систему единого всемирного (глобального) рынка национальные рынки товаров и услуг и, соответственно, усиливает торгово-экономическую взаимозависимость стран. Это результат непрерывного роста вовлеченности стран в единую систему международной торговли. О масштабах международной торговли свидетельствуют следующие данные: общий экспорт увеличился с более чем 318 млрд долл. в 1970 г. до 2 трлн долл. в 1990 г. Всего лишь за один, кризисный, 2009 г. этот показатель снизился на 3,5 трлн долл. до 12,5 трлн долл., затем снова возрос в 2010 г. до 15,3 трлн долл. и до 18,2 трлн долл. в 2011 г. В 2012 г. рост общего объема мировой торговли сильно замедлился, но, тем не менее, возрос до 2 трлн долл. и по прогнозам к концу 2013 г. составит 22 трлн долл. (около 30% мирового ВВП). Из 18 трлн долл. (объем всей мировой торговли в 2011 г.) на группу развитых стран приходилось 9,6 трлн долл (52,7%), на развивающиеся страны – около 7,8 трлн долл (42,8%, без Китая – 32,3%) и на переходные страны – 827,5 млрд долл. (5,3%) .

Распределение международной торговли по регионам представляет собой следующую картину. На развитые страны Америки (США, Канада, Бермуды, Гренландия, Сен-Пьер и Микелон) приходилось 1,9 трлн долл. (США – 1,48 трлн долл. Канада – 452 млрд долл.). Объем торговли развитых стран Азии (Япония и Израиль) составил 890 млрд долл. (822,5 млрд долл. – Япония и 67,5 млрд долл. – Израиль). Объем международной торговли Европы составил 6,5 трлн долл. Самыми крупными экспортерами и импортерами товаров и услуг выступают следующие страны: Германия (1,47 трлн долл.), Франция (около 600 млрд долл.), Нидерланды (666 млрд долл.), Великобритания (более 500 млрд долл.), Италия (более 522 млрд долл.), Бельгия (свыше 477 млрд долл.).

Доля развивающихся стран Африки в общем объеме мировой торговли в 2011 г. составила 591 млрд долл. (из них 103 млрд долл. пришлось на ЮАР), доля развивающихся стран Америки более 1,1 трлн долл. (Бразилия – более 256 млрд долл., Мексика – около 350 млрд долл.). Доля развивающихся стран Азии во всемирной торговле составила более 6 трлн долл.: Китай (без Гонконга и Тайваня) – 1,9 трлн долл., или 10,5% всей мировой торговли, Южная Корея – более 556 млрд долл., Индия – около 303 млрд долл.

Доля переходных стран в глобальной торговле превысила 827,5 млрд долл., причем на Россию пришлось почти 522 млрд долл. Следующие за Россией позиции заняли Казахстан (88,3 млрд долл.) и Украина (68,4 млрд долл.) .

Доля России в мировой торговле в 2011 г. составила 2,86%, а в 2012 г. – 2,8%. В сравнении с позициями США (8,1%), Китая (10,5%) и Германии (8%) российский вклад в мировую торговлю выглядит скромно, однако но объему торговли она занимает 7–8 место в мире, рядом с Великобританией и Италией.

Все большая часть национальных экономик (но мере индустриализации и особенно постиндустриализации) непосредственно вовлекается в глобальную систему международной торговли. На основе расчета доли экспорта и импорта по отношению к произведенному ВВП выводится коэффициент вовлеченности страны в международную торговлю.

К общим тенденциям в послевоенной международной торговле можно отнести следующие:

  • в период после Второй мировой войны объемы мировой торговли значительно увеличились. Преимущества от таких новых форм торговли, как торговля услугами, нс сильно отличаются от преимуществ, создаваемых традиционной торговлей товарами;
  • значительной является выгода от региональной интеграции и процессов всемирной интеграции, когда перед торговлей групп стран были сняты многие протекционистские таможенные заслоны в рамках интеграционных.
  • реализация потенциальных выгод от международной торговли укрепилась в результате международной кооперации.
  • торговые раунды ВТО имели выдающееся значение в либерализации международной торговли.

Одним из способов оценить относительную важность международной торговли является сравнение стоимостных торговых потоков с общей экономической активностью. Во второй половине XX – первом десятилетии XXI в. рост мировой торговли опережал рост мирового производства продукции (рис. 6.2). Если в 1950 г. совокупность товарного экспорта всех стран составляла лишь 8% МВП, то в 2012 г. экспорт составил почти до 20% МВП, значительно снизившись в ходе глобального кризиса, а максимум был достигнут в 2007 г., когда он составил 20% МВП.

График на рис. 6.2 отображает непрерывный рост мировой торговли в послевоенные десятилетия. При этом темпы

Рис. 6.2.

роста превышают соответствующий рост мирового ВВП вплоть до 2008 г., затем график иллюстрирует падение; новый рост приходится на 2009–2012 г.

Рост объемов международной торговли сопровождался ростом объемов производства продукции, что объясняется, по крайней мере частично, открытием новых рынков и выгодами, получаемыми от международной торговой системы. Рост объемов мировой торговли отражает также уменьшение транспортных издержек, что способствует торговле; новые производственные процессы позволяют компаниям производить и собирать товары в различных странах; информационные технологии облегчают связь между покупателями и продавцами. Все это дает возможность торгующим странам находить преимущества за счет различий в сумме вложений в ресурсы и в отраслевой производительности разных стран.

Динамика международной торговли – наиболее чуткий барометр состояния мировой экономики в целом, движения капитала, системы международных финансов. Мировой рынок во многом формирует условия внешней торговли страны, оказывает мощное влияние на воспроизводственный процесс, способствует длительному экономическому росту или, наоборот, кризисному спаду и депрессии национальной экономики.

Еще одним структурным фактором, способствующим росту мировой торговли, является рост притока иностранного капитала в 1990-е гг. и первые годы XXI в. Этот ускоренный рост происходил и происходит ныне в обеих группах стран – развитых (особенно в "большой семерке") и развивающихся. При этом международный импорт в первые годы XXI в. превышает международный экспорт – в этом состоит его отличие от международной торговли 1980–1990-х гг. Однако в 2010–2012 гг. рост импорта замедлился вследствие низких темпов роста экономики и "размывания" среднего класса – основного потребителя импорта.

Спад начала XXI в. в экспорте и импорте трех ведущих экономических регионов мира – США, Евросоюза и Японии – сменился устойчивым подъемом с 2003 г., хотя и с разной динамикой: минимальный подъем наблюдался в Японии, слабый – в ЕС и достаточно активный – в США. Как свидетельствуют данные за 2004– 2007 гг., импорт и экспорт в развитых странах мира приобрели определенную устойчивость, их состояние было подорвано лишь глобальным кризисом, начавшимся в 2008 г., – отметим, что международная торговля по инерции динамично развивалась на всем протяжении 2008 г. Сильнейший спад мировой торговли произошел в 2009 г. Новый ее рост начался в 2010 г. и продолжился в 2011-2012 гг.

При этом особенностью происходящего роста мировой торговли до кризиса являлось то, что он развивался одновременно во всех центрах экономической силы мира, как традиционных – США, Евросоюзе, Японии, так и в новых – особенно в Китае, Индии, а также в наиболее крупных странах Латинской Америки, в частности Бразилии, Аргентине, Мексике, Чили и в Азии (АСЕАН). В этих странах приток капитала был более интенсивным, чем в любом другом регионе мира. Однако такие объемы притока капитала не могли иметь непрерывный и долговременный характер. Большие объемы внешних заимствований не покрывались соответствующим ростом товарного и иного экспорта, в результате возросли внешние долги. Как правило, в таких ситуация страна сталкивается с серьезным финансовым кризисом и приток в страну иностранного капитала (в разных формах) резко сокращается. Это, в свою очередь, оказывает дополнительное отрицательное воздействие на ее товарный экспорт, как это имело место в странах Латинской Америки и некоторых других странах "среднеразвитого капитализма" в 1980–1990-е гг.

Наконец, другая проблема структурных изменений, которая также оказала сильное воздействие на рост международной торговли, это расширение международных производственных сетей и рост интраиндустриальной торговли (прежде всего – рост производства и торговли таких товаров, как электроника, электротехнические товары и одежда). Эта область промышленного производства и торговли тесно связана с потоками капитала ТНК, их производственно-сбытовыми сетями ("третий рынок"). В них и развиваются вертикально-интегрированные связи, в том числе как следствие процессов либерализации международной торговли, а также потоков капиталов. Более подробная картина географии международных торговых потоков представлена ниже (табл. 6.3).

Приведенные данные в целом отражают реальную динамику движения международной торговли за последние

Таблица 6.3

Мировая торговля: динамика изменений стоимостных объемов экспорта и импорта групп стран*, 2000-2012 гг.

Группы стран

Объем экспорта, %

Весь мир

Развитые страны

Северная Америка

ЕС и др. Европа

Развитые страны Азии

Переходные страны

Юго-Восточная Европа

Латинская Америка и Карибы

Западная Азия

Юго-Восточная

Объем импорта, %

Весь мир

Развитые страны

Северная Америка

ЕС и др. Европа

Развитые страны Азии

Переходные страны

Юго-Восточная Европа

Латинская Америка и Карибы

Западная Азия

Юго-Восточная Азия

* World Economic Situation and Prospects, 2012; UNCTAD Outlook of statistics, 2012.

** 2012 – предварительные данные.

десятилетия. Китай – практически единственная страна, в которой не произошло существенного снижения ни экспорта, ни импорта, их общие объемы сохранились. Дело в том, что эта страна показала достаточно устойчивый экономический рост в условиях кризиса, который превысил 7,5% в 2008–2009 гг. и находился на уровне 8,5–9% в 2010-2012 гг.

География международной торговли в последние годы представлена в табл. 6.4 и 6.5.

Таблица 6.4

Главные мировые трейдеры: доли национального экспорта в мировом экспорте*

Страны н группы стран

Китай (без Гонконга)

* Eurostat, 01.07.2010: UNCTAD, 2012.

Таблица 6.5

Главные мировые трейдеры: доли национального импорта в мировом импорте*

Страны и группы стран

Китай (без Гонконга)

* Eurostat, 01.07.2010; UNCTAD, 2012.

Данные приведенных таблиц показывают, что главные международные торговые потоки определяет "четверка": ЕС, США, Китай и Япония. Напомним, что с начала 1960-х гг. и вплоть до начала XXI в., т.е. полвека, основные потоки международной торговли циркулировали между "Великой триадой": США – Западная Европа – Япония.

В первое десятилетие XXI в. "Великая триада", как видим, расширилась за счет Китая и преобразовалась в "Великий квартет".

Данные таблиц 6.3 и 6.4 показывают динамику мировой торговли на всем протяжении первого десятилетия XXI в.: если не иметь в виду двух внезапных спадов (-3,9% в 2001 г. и -23,9% в 2009 г.), мировая торговля показывала динамичный рост на уровне 17% в ежегодном исчислении. При этом одинаково высокими были темпы развития мировой торговли всех групп стран: развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой, в том числе и в континентальном аспекте – Латинской Америки, Северной Америки, Африки, Азии и Европы.

При этом данные показывают необычайно высокую взаимосвязь и взаимозависимость всех групп стран от общих глобальных процессов: так, мировой кризис повлек за собой сокращение торговли повсюду, во всех группах стран со второй половины 2009 г.; но уже в 2010–2012 гг. они показывают рост, причем также во всех группах стран, хотя его темпы неодинаковы. В этом отражается высокий уровень синхронности процессов мирового производства и мировой торговли, высокий уровень вовлеченности стран мира в международную торговлю. Одновременно произошла сильнейшая дифференциация в составе развивающихся стран: выделилась группа в 20–25 стран, приближающихся по показателю вовлеченности в мировую торговлю к развитым странам мира.

В целом такие факторы, как "великая либерализация", вертикальная интеграция и рост потоков капиталов, способствовали быстрому росту международной торговли в большей степени, чем глобальное производство и рост корпоративной прибыли. Исторический опыт показывает, что глобальная торговая либерализация и глобальная экономическая интеграция являются важнейшими условиями торговой экспансии и обеспечения занятости населения, способствуют процветанию страны и повышению уровня жизни людей, аналогичным образом реализуется и эффект от ПИИ, что дает импульс быстрому экономическому росту и развитию человеческого потенциала и финансовой инфраструктуры. Все это в совокупности формировало общие условия, которые привели к созданию международной экономической системы, делающей акцент на полной занятости, экспансии мировой торговли и великой интеграции стран через либерализацию. Как следствие, происходит столкновение автономно развивающегося нового международного торгового процесса с ограничениями экономического роста в рамках прежних экономических институтов, т.е. то, что Шумпетером было названо "созидательным разрушением" (creative destruction). Снятие "меркантилистских импульсов" (элементов протекционизма), достижение полной международной торговой либерализации – это и есть путь к процветанию мировой экономики, более эффективной по сравнению с любым этапом ее развития в прошлом.

Подчеркнем, что рост международной торговли в новом тысячелетии происходит в зоне не только развитых, но и развивающихся стран. Объем международной торговли развивающихся стран в последнее десятилетие возрастал более высокими темпами по сравнению с темпами роста всей мировой торговли и мировой торговли развитых стран. Так, его физический объем в течение 1990-х гг. и в 2000–2012 гг. в среднегодовом исчислении составил более 8% по сравнению с ростом всей мировой торговли за этот период (7%) и ростом международной торговли развитых стран (6,5%).

Другая закономерность – мировая торговля обгоняет рост мирового производства, тем самым его стимулируя. Это общая, универсальная тенденция, хотя в 1980–1990-е гг. она действовала прерывисто, подвергаясь воздействию других факторов. Продолжала действовать она и в первое десятилетие XXI в., вплоть до кризиса, отражая, очевидно, более устойчивое явление, чем просто тенденция – скорее речь идет о тенденции, ставшей закономерностью.

производства (производительных сил), способствовала региональной и всемирной интеграции мирового хозяйства.

  • О гигантских масштабах мировой торговли свидетельствует то, что отношение мирового экспорта товаров и услуг к совокупному МВП составляет более трети (более 18 трлн долл.). В отдельные периоды рост мировой торговли обгонял по темпам рост МВП.
  • Особенно динамично возрастали товарные потоки между "Великой квадрильей", т.е. центрами экономической силы мира: США, Западной Европой, Японией и Китаем. В основе этого динамизма лежал рост ТНК с их филиальными компаниями, сети которых способствовали глобализации мировой торговли. Китай буквально взломал "Великую триаду", которая доминировала в мировой торговле около 50 лет.
  • Некоторые современные теории торговли и торговой политики все еще исходят из утверждения, что в современной торговле должна доминировать политика свободного предпринимательства (laissez-faire ) при минимальном государственном вмешательстве. Это нс представляется ни обоснованным, ни разумным – особенно в условиях, когда глобальный кризис показал несостоятельность теорий, основанных на этих идеях.
  • Новые явления требуют своего анализа, выявления закономерностей развития международной торговли в современных условиях, которые необходимо производить, опираясь на знания времен прошедших. В теории мировой экономики еще на заре капитализма появились разные воззрения. Так, меркантилистская теория торговли исходила из принципа активного торгового баланса страны (вывозить больше, чем ввозить) для обеспечения притока золота. Ее теоретики исходили из положения, что только золото является истинным богатством государства. Они также обосновали идею необходимости достижения активного торгового баланса, однако их приоритетом при этом являлись социальные и политические цели, направленные на удаление абсолютной власти монарха и недопущение свободной деятельности нарождающегося класса торговых предпринимателей.
  • Классики, в том числе А. Смит, разработали теорию абсолютного преимущества, которая утверждает, что потребители повысят свое благосостояние, если смогут приобретать товары по более низкой цене, чем произведенные в их родной стране. Для этого необходимы свободное предпринимательство (Freetrade) и свободная торговля, только тогда будут действовать законы экономики.
  • Теория абсолютного преимущества исходит из посылки, что страна может производить товары более эффективно благодаря естественному преимуществу, т.е. наличию сырья, благоприятному климату и т.д., или приобретенному преимуществу – передовые технологии, квалифицированная рабочая сила и т.д. Д. Рикардо, а затем К. Маркс развили теорию трудовой стоимости, в рамках которой международная торговля рассматривалась через затраты труда и их сравнение в других отраслях – теорию сравнительных преимуществ.
  • Теория торговли, основанная на размере страны, исходит из того, что поскольку страны с большими земельными пространствами располагают, как правило, разнообразными климатическими условиями и природными ресурсами, они способны к большей самообеспеченности, чем малые страны. Одновременно их производственные центры находятся на большем расстоянии от других стран, тем самым увеличиваются их транспортные издержки во внешней торговле.
  • Теория относительного преимущества основывается на посылке, что общий объем производства может быть расширен благодаря внешней торговле даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве некоторой продукции.
  • Теория соотношения факторов производства исходит из того, что соотношения доли земли, трудовых ресурсов и капитала как факторов производства обусловливают их сравнительную стоимость. Эти издержки, в свою очередь, предопределяют, какие товары страна сможет производить более эффективно и производительно, с наибольшей выгодой.
  • Теория жизненного цикла товара покоится на идее, что многие готовые изделия будут сначала производиться в странах, где эти товары были разработаны. Прежде всего, это промышленно развитые страны, такие как США. В течение жизненного цикла товара его производство стремится к большей капиталоемкости и перемещается в другие, менее развитые страны, постепенно снижая монопольную торговую прибыль, и, наконец, переносится в развивающиеся страны, где эти товары продолжают долгие годы приносить прибыли.
  • Теория подобия стран исходит из идеи, что большая доля объема внешней торговли приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, поскольку в них имеются схожие сегменты рынков.
  • Современные теории международной торговли базировались на неолиберальных идеях неоклассического направления – монетарных концепциях макроэкономики. Они обосновывают необходимость полного устранения любых форм государственного вмешательства, которые должны быть заменены правилами ВТО и иными международными торговыми соглашениями.
  • При всем разнообразии теорий торговли существует одна общая особенность, свойственная всем теориям торговли, которая состоит в том, что они рассматривают выгоды и издержки мировой торговли на уровне стран, в то время как торговые решения принимаются на уровне фирмы. Фирмы могут заниматься поиском возможностей внешней торговли, чтобы использовать избыточные мощности, снизить издержки производства или распределить риск. Но в равной мере они могут и не участвовать во внешнеторговой деятельности по разным причинам (в том числе из-за незнания рынка, возможностей повышенного риска и т.д.).
  • В период длительного экономического цикла между двумя мировыми кризисами в первое десятилетие XXI в., в частности в период 2002–2008 гг., международная торговля развивалась высокими темпами как в целом, так и в ее отдельных звеньях. Более ускоренно развивалась международная торговля группы стран, расположенных на разных континентах и развивающихся в разных условиях: Китая, Индии, Бразилии и России. Эта группа стран смогла использовать свои естественные и относительные преимущества, и, соответственно, дать сильный импульс для выгодной продажи своих товаров на мировых рынках. В то же время основной массив развивающихся стран по-прежнему втянут в мировой обмен через поставки ограниченных товарных групп, рост которых имеет свои пределы.
  • Другое сильное видоизменение в конфигурации глобальных торговых игроков – это превращение "Великой триады" в "Великую квадрилью" за счет присоединения Китая. Хронологически данная трансформация окончательно произошла в период мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг.
  • Развитые страны теряют лидерство в международной торговле в пользу развивающихся стран. Это связано в основном с тем, что более конкурентоспособные страны отвоевывают рынки, на которых ранее доминировали компании из развитых стран. В результате компании из быстро растущих развивающихся стран отвоевывают торговые позиции у компаний США, ЕС, Японии и успешно конкурируют с ними на мировых рынках.

В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Базой формирования последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых странах составляет сейчас примерно 70%, а развивающиеся - 55%. Международная торговля услугами в отличие от торговли товарами имеет ряд особенностей: 1) особенностью услуги является то, что она производится и потребляется одновременно и не подлежит хранению; 2) торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков, и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров. 3) не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в международную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые. 4) международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции. 5) регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается). На регулирование международной торговли услугами существенное влияние оказывает специфика их производства, поставки (предоставления) и потребления (пользования). Услуги нельзя хранить, а потому их производство по месту и времени, как правило, совпадает с потреблением, и требуется непосредственный контакт между производителем и потребителем услуг. Поэтому регулирование торговли услугами можно осуществлять путем ограничения производства или потребления в экспортирующих и импортирующих странах. Купля-продажа многих видов услуг на мировом рынке связана с перемещением через границу их поставщика или потребителя и, следовательно, традиционное представление о большинстве этих операций как о «внешнеторговых» трансформируется в понятие «торговые операции». Потребление ряда видов услуг, например банковских или общественного питания, невозможно без наличия за границей специальной инфраструктуры, а регулирование торговли в таких секторах может производиться путем ограничения иностранных инвестиций в соответствующие предприятия. Основные виды услуг на мировом рынке: Франчайзинг (привилегия, право) - это система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз), на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход). Франчайзер - это лицензиар франчаиза, который как бы представляет собой головную фирму (т.е. материальную компанию) системы франчайзинга. По договору франчаиза право деятельности обычно предоставляется для определенной территории и на определенное время. Основной принцип франчайзинга - сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата. Франчайзинг - это парный бизнес. С одной его стороны стоит хорошо развитая фирма, а с другой - гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма. Обе стороны связаны договором франчаиза. Франчайз- это договор, в котором выражены условия бизнеса. Преимущества франчайзинга (для обеих сторон) выражаются в следующих возможностях:: увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат увеличить доходы (прибыль) за счет подходов франчайзиата; снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, поскольку франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия;расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру (франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или при его посредничестве, вести свой бизнес под признанным торговым знаком, использовать уже ранее испытанные формы предпринимательства); совместной рекламы; обучения и помощи со стороны франчайзера; приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам; финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыли и т.д. Инжиниринг (изобретательность, знание) представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг, с одной стороны, выступает важным методом повышения эффективности вложенного в объект капитала, с другой, - рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производителя в страну заказчика. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции. Контракт на покупку инжиниринговых услуг включает ряд специфических обязательств и условий: перечень обязательств и работ со сроками их выполнения; сроки и графики выполнения работ; количество персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в выполнении работ на месте, и условия его проживания; степень ответственности сторон за нарушение обязательств; условия переуступки части контрактных услуг другой фирме на принципах субподряда; оплата обучения персонала. Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала. Лизинг (аренда) - это форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов. Лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения с одновременным кредитованием и арендой. Предметом (объектом) лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. В лизинге всегда присутствуют две стороны: лизингодатель – это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, осуществляющий лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества; лизингополучатель - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, получающий имущество в пользование по договору лизинга. Лизинг имеет два вида: финансовый и операционный. Финансовый лизинг предусматривает выплату лизингополучателем в течение срока действия договора лизинга сумм, покрывающих полностью стоимость амортизации имущества или большую часть ее, а также прибыль лизингодателя. По истечении срока действия договора лизингополучатель может: вернуть предмет лизинга лизингодателю; заключить новый договор лизинга; выкупить предмет лизинга по остаточной стоимости. Операционный лизинг заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания срока действия договора лизинга оно возвращается владельцу или вновь сдается в финансовую аренду. Лицензирование Мировая торговля лицензиями неразрывно связана с рынком технологий. Технология превращается в товар только тогда, когда создана реальная основа для коммерциализации идеи. Продажа лицензии является одной из основных форм коммерческой передачи технологии. Лицензия - это документ, удостоверяющий право на определенных условиях использовать какой-то патент. Простая лицензия дает право покупателю (лицензиату) на использование объекта лицензии в определенных пределах. Она допускает многоразовую продажу владельцам одной и той же лицензии на рынке. Исключительная лицензия предполагает передачу лицензиату исключительного (монопольного) права на использование объекта лицензии на определенном рынке. Полная лицензия предполагает передачу лицензиату всех прав на использование патента, то есть фактически означает продажу патента. Однако существуют и другие разновидности лицензии. Зачастую при поставках комплексного оборудования для строительства эта сделка сопровождается продажей лицензии. Такая лицензия называется сопутствующей, так как она входит составной частью в общий контракт. Другим объектом коммерческих сделок на рыке технологий является ноу-хау. Ноу-хау Обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации в чистом виде представляет собой ноу-хау, которое неразрывно связано с рынком технологий. Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов производства, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Основным признаком ноу-хау является его конфиденциальность. Ноу- хау (знаю как) это комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Различают ноу-хау технического и коммерческого характера. Ноу-хау технического характера включает: опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.; техническую документацию - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ, и их результаты; расчеты применительно к данному производству или технологии; данные о качестве материалов; учебные планы для подготовки персонала; инструкции,содержащиеданныеоконструкции,изготовленииилииспользовании продукта; производственный опыт, описание технологий; практические указания по дизайну; технические рецепты, данные по планирование и управлению производством; знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы; знание таможенных и торговых правил и др. Все более возрастающую роль в мировых товарных и финансовых потоках играет международный информационный обмен. Информационные услуги - это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. Средства международного информационного обмена представляют собой информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене. В последние годы на международном рынке информационных и рекламных услуг активно используется сеть Internet (Интернет). Она дает возможность: организовать рекламу продукции и товара на международном уровне; организовать рекламу фирмы с целью привлечения партнеров; рекламировать проекты для привлечения инвесторов; организовать систему заказов продаваемого товара; организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров и т.д.; заказать товар и доставку груза; выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг. Услуги по связи занимают особенно важное место на информационном рынке. Как на международном, так и на внутренних рынках многих стран предоставление этих услуг традиционно отличалось менее острой конкуренцией, в том смысле, что взимаемая с пользователя плата, особенно в случае телефонной связи, включает, помимо покрытия расходов на предоставление услуг, значительную дифференцированную экономическую ренту. Главным компонентом услуг по связи являются услуги телефонной связи, однако в последние годы очень динамично развиваются новые виды услуг, такие, как кабельное телевидение, услуги «за дополнительную плату» (включая разнообразные специализированные услуги, к которым можно получить доступ через обычную телефонную сеть или через специальную передающую сеть), передача данных и радиотелефонная связь. Ожидается, что сближение технологий, как и политика продолжения дерегулирования, приведет к обострению конкуренции, стимулированию роста и значительному развитию рынка услуг по связи. Международные перемещения людей, или путешествия, представляют собой специфическую категорию международной торговли, разновидность услуг. В этом секторе международной торговли, а именно в секторе международных путешествий, происходит быстрый рост, который стимулируется увеличением дискреционных доходов, сокращением реальных затрат, повышением оперативности средств связи и скорости перевозок. По своим внешним признакам международный туризм, являясь специфической сферой услуг, напоминает трудовую миграцию, поскольку и в первом, и во втором случаях речь идет о межстрановом перемещении людей. Но это сходство лишь внешнее, поскольку в случае трудовой миграции речь идет о перемещении людей из страны в страну с целью трудоустройства, в то время как цель международного туризма - отдых и развлечение людей в ограниченный период времени. Отличается международный туризм и от деловых поездок, поскольку в этом случае речь идет о выполнении работником определенных производственно-управленческих (консультативных) функций, хотя к последнее время значительная часть специалистов совмещает служебные функции с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый товар» («невидимый экспорт»), характерной особенностью которого является то, что он стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Транспортные коммуникации играли ключевую роль в возникновении мирового рынка, объединяя региональные и страховые сегменты народных хозяйств во всемирную торгово-экономическую систему.

Ключевые слова: международная торговля, торговля между странами

Международная торговля является основной формой мировых хозяйственных связей. По динамике и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших характеристик современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в т.ч. промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Повышение значения торговли в мировой экономике , а также ее интенсивное развитие обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда .

В сфере торгового обмена международные режимы и многосторонние соглашения вырабатывались в рамках ВТО - международной организации, действовавшей на базе многостороннего договора, устанавливающей принципы и правила мировой торговли. Деятельность ВТО направлена на либерализацию экспортно-импортных операций и, в частности, на снижение и ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров.

Дальнейшему увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран , расширение масштабов торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся и новых индустриальных странах. Существенное значение имела также революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций .

Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров , изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии системами торговых соглашений.

В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг средств связи и информационных технологий , в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией .

Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран , но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

Динамично развивается внешняя торговля Китая, Индии и Бразилии, что позволило этим странам войти в число крупнейших торговых держав мира.

Вместе с тем по-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых экспортно-импортных операций - приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германию и Японию). В число крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

Таким образом, можно выделить следующие современные тенденции развития международной торговли:

1. Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития

2. При общем росте внешней торговли, ее динамика в отдельных страна и регионах различается

3. Внешняя торговля растет более быстрыми темпами , чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран

4. Выросли экспортная и импортная квоты многих стран

5. Географическая конфигурация мировой торговли в послевоенный период характеризуется ассиметрично

6. Основной поток международной торговли приходится на взаимную торговлю развитых стран

7. Изменяется товарная структура мировой торговли :

Диверсифицируется поток товаров, вовлекаемых в международный товарооборот;

Увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий;

Выросли объемы международной торговли химической продукции;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие международных услуг и история развития торговли ими. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2009

    Состав, структура мирового рынка услуг и его регулирование. Виды международных услуг и сферы их реализации. Особенности услуг как предмета экспорта и импорта. Специфика международной торговли услугами, торговое посредничество, соглашение ЕС и России.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2010

    Характеристика мирового рынка услуг, его динамика, структура и методы регулирования. Понятие международной торговли благами и ее глобализация. Географическая направленность торговли услугами. Особенности развития сферы услуг в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011

    Роль сферы услуг в мировой экономике. Факторы развития международного рынка услуг. Специфика торговли услугами. Общие обязательства стран-членов Всемирной торговой организации в рамках ГАТС. Возможности российских поставщиков после присоединения к ВТО.

    реферат , добавлен 20.05.2012

    Международный рынок банковских услуг, их сущность и основные виды. Банковские услуги в международной экономике. Современные тенденции международной торговли банковскими услугами. Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2010

    Расширительный подход к классификации услуг, их роль в мировой экономике. Темпы роста показателей мирового рынка услуг. Региональная структура международной торговли услугами. Текущие тенденции развития мирового рынка образовательных и медицинских услуг.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2014

    Мировая торговля услугами и ее значение. Характеристика и классификация услуг. Особенности торгово-посреднической деятельности на мировых рынках в современных условиях. Конкуренция на рынке услуг. Глобализация рынка услуг: динамика и основные тенденции.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010