Панические атаки у детей симптомы. Панические атаки у детей: симптомы, причины возникновения, методы лечения, профилактика

Панические атаки у детей характеризуются отдельными эпизодами, длительностью около 20 минут каждый. Появление страха и тревоги известно всем людям, но если подобное состояние возникает регулярно и пациент при этом не в состоянии контролировать происходящее, то здесь имеет место серьезное устойчивое расстройство.

Возникновение чувства страха является проявлением нормальной реакции человеческого организма на пребывание в стрессовых ситуациях. В нормальном состоянии чувство тревоги отступает после ликвидации первопричин. Но, как показывают результаты многих исследований, около 4% населения подвергаются регулярным . И среди этой категории пациентов значительную долю занимают дети.

Причины возникновения панических атак у детей

Возникновение панических атак у ребенка может быть спровоцировано различными шоковыми и субшоковыми психическими травмами, способными вызвать состояние острого испуга или затяжных психотравмирующих ситуаций.

Многие факторы, способствующие заболеванию, состоят из внутренних и внешних условий. Первая категория представлена тревожно-мнительными чертами характера и проявлением психической незрелости, под которой следует понимать повышенную впечатлительность и внушаемость. Определенная роль отводится и рецессивно-генетической передаче от родителей.

Паническая атака может быть спровоцирована нарушениями вегетативной регуляции, натальными и постнатальными травмами, нейроинфекциями, интоксикацией, переохлаждениями, чрезмерными физическими нагрузками.

Панические атаки у ребенка могут развиться также на фоне семейных проблем. Все ссоры, происходящие между родными, могут навсегда оставить след на детской психике.

Как утверждают специалисты, возникновению панических атак больше подвержены лица, у которых слишком слабая система защиты от стрессов с недостаточным количеством гормонов, отвечающих за противостояние физическим и эмоциональным перегрузкам.

Для панических атак зачастую характерно спонтанное возникновение, но со временем дети могут начать связывать эти процессы с некоторыми внешними условиями.

Так, довольно часто панические атаки развиваются на фоне такого расстройства, как агорафобия. Под этим недугом подразумевается страх оказаться в месте или в условиях, из которых крайне сложно выбраться. Дети с данным недугом не желают посещать школу, общественные места или выполнять любые другие обычные виды деятельности.

Вернуться к оглавлению

Симптомы панических атак у детей

Клиническая картина заболевания характеризуется приступообразностью панических состояний. Приступы могут продолжаться от 10 минут до нескольких часов. Ребенка начинает одолевать паника и страх, сопровождающиеся продолжительными беспокойными движениями и различными расстройствами соматоневрологического характера, представленными сердцебиением, потливостью, затрудненным дыханием, неприятными ощущениями в груди, появлением дрожи.

Старшим детям во время приступов свойственна чрезвычайная ипохондричность. Их начинает тревожить чувство страха относительно возможной остановки сердца, нехватки воздуха, затрудненного глотания. Детей начинают пугать ошибочные догадки о тяжелых заболеваниях, приближающейся смерти. Подобные страхи в скором времени передаются родным и близким.

Второстепенные признаки, сопровождающие панические атаки:

  • озноб;
  • повышение артериального давления;
  • возникновение чувства сухости в ротовой полости;
  • диарея;
  • тошнота и дискомфорт в животе;
  • онемение кожных покровов на руках и ногах;
  • бледность и последующая гиперемия кожи.

Часто завершение приступа сопровождается повышенным выделением мочи.

В зависимости от продолжительности приступов, ребенка могут беспокоить различные симптомы. Так, при приступах, длящихся несколько минут, ребенка одолевают чувство недомогания, головная и лицевая боль, дурнота, болезненные ощущения в сердце, бледность кожи, тошнота, повышение потливости, изменение сердцебиения и нарушение дыхания.

При более продолжительных приступах симптоматика дополняется нарушениями работы ЖКТ, общемозговыми и очаговыми неврологическими расстройствами.

Наиболее тяжелым является первый панический приступ, для которого характерны ярко выраженный аффект и повышение артериального давления. Некоторые пациенты во время первого приступа сталкиваются даже с потерей сознания. Симптоматика последующих приступов не столь ярко выражена.

Вернуться к оглавлению

Диагностика панических атак у детей

Определением подобных проблем занимаются психологи и психотерапевты. Для постановки правильного диагноза специалисту предстоит предварительный анализ симптомов, на которые указывает пациент. В данном случае будет необходима следующая информация:

  • когда впервые проявились подобные приступы;
  • частота повторений приступов;
  • факторы, провоцирующие ухудшение состояния;
  • наличие подобных проблем у кого-то из членов семьи;
  • существование конфликтных ситуаций, связанных с работой или членами семьи;
  • сталкивается ли пациент с обмороками.

Для диагностики специалисту также может понадобиться дополнительная информация, которую он сможет получить посредством неврологического осмотра. Но в период между приступами довольно сложно обнаружить отклонения неврологического характера. Приступы же сопровождаются расширениями зрачков, изменением сердечного ритма и дыхания.

Симптомы, связанные с тревогой

Вегетативные симптомы

  • учащение сердцебиения;
  • ощущение удушья либо нехватки воздуха;
  • тошнота;
  • потливость;
  • повышение артериального давления;
  • озноб, дрожь.

Другие симптомы

  • головокружение;
  • предобморочное состояние;
  • звон в ушах;
  • онемение и т.д.

Причины паники

В современном мире ребенок испытывает огромное давление во многих аспектах своей жизни. Даже в младшем школьном возрасте дети сталкиваются с конкуренцией, стараясь быть более популярными и физически привлекательными. Если у ребенка что-то не получается, появляется страх насмешек и непонимания. Именно зачастую лежат в основе панических атак. Кроме этого, ребенок тонко чувствует любые семейные проблемы. Они могут повлиять на гармоничное развитие малыша. Нередко дети испытывают страх в школьной обстановке, из-за чего замыкаются в себе, не могут наладить контакт с одноклассниками, становятся невнимательными. Эти приводит не только к ухудшению отношений с окружающими, но и к снижению успеваемости. Если Вы заметили, что Вашего ребенка что-то тревожит, постарайтесь поговорить с ним на эту тему, узнать причину. Напряжение и страх начнут возрастать, если малыш будет скрывать свои эмоции.

Лечение панических атак

Что могут сделать родители

При появлении ПА ребенок чувствует себя незащищенным и ранимым. Старайтесь уделять ему больше внимания и поддерживать его. Спокойная домашняя атмосфера особенно важна для таких детей. Постарайтесь придумать общее хобби, главное - будьте рядом с ребенком. Если он почувствует к Вам доверие, то сможет рассказать о своих страхах.

Что может сделать врач

В ряде случаев целесообразно обратиться к детскому психотерапевту. Врач поможет установить причины панических атак и выявить провоцирующий фактор. Психотерапевт расскажет Вам, как необходимо вести себя при внезапном появлении у ребенка ПА, как общаться с такими детьми. После постановки точного диагноза и выявления сопутствующих заболеваний врач может назначить курс лечения. Прием лекарственных препаратов в данном случае направлен на блокирование ПА, уменьшение тревожности, устранение вегетативных симптомов и прерывание приступов. Наиболее эффективным считается комбинированное лечение, сочетающее методы психотерапии с применением лекарственных средств.

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки » в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Панические атаки могут бывают:

  • спонтанными;
  • спровоцированными.

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

  • озноб;
  • дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • повышение артериального давления;
  • сухость во рту;
  • бледность, а затем гиперемия кожных покровов с повышенной потливостью и одышкой.

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

При преобладании в кризах эмоционально-аффективных расстройств последние чаще представлены фобическими пароксизмами. В этом случае ведущим клиническим проявлением становится страх. У детей это страх темноты, одиночества, отрыва от матери, больницы; у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы, падения, возможности «сойти с ума», заболеть неизлечимым заболеванием. В связи с этим могут предприниматься защитные формы поведения: не выходят на улицу, постоянно моют руки, требуют присутствия рядом родственников. В последующем страх перестаёт быть конкретным и проявляется общей тревогой, напряжённостью, немотивированной агрессией. К сожалению, такие приступы имеют и более отдалённые последствия, так как становятся фоном для формирования психопатологических черт характера, поскольку в динамике имеют тенденцию полностью не купироваться в межприступном периоде.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.

Как правило, уже в детском возрасте 5-10 лет можно выявить признаки вегетативной дисфункции. У подростка ситуация может только усугубиться. Изначальными причинами могут явиться проблемы в период беременности и в родах. Гипоксия плода, обвитие пуповиной, заболевания матери в этот период могут стать причиной нарушений работы вегетативной нервной системы ребенка. Болезни, перенесенные ребенком в младенчестве: грипп, ангина, герпес, частые простудные заболевания — также оказывают негативное влияние на нервную систему, что может вызвать впоследствии появление вегетативного криза, или по-другому панической атаки. На этом фоне и на фоне нестабильного гормонального фона уже в подростковом возрасте могут сказаться конфликты в семье и стрессы, связанные с учебным процессом. При слабой от рождения нервной системе в этих случаях могут возникнуть панические атаки.

Как проявляются панические атаки в детском возрасте?

Первыми звоночками вегетативного расстройства могут быть нарушение сна, плохой аппетит, быстрая утомляемость, повышенная эмоциональность, повышенная потливость, холодные конечности, головные боли и расстройство работы желудка и кишечника. Ребенок становится капризным, хотя явных причин нет, и сформулировать их он не может. Панические атаки у подростка, как и взрослого, могут проявиться приступами удушья, учащенным сердцебиением, возникает тремор во всем теле и холодный пот, ощущение потери себя в пространстве и страха за свою жизнь. Подростку труднее, чем взрослому, контролировать это состояние. Поэтому взрослые обязательно должны прийти на помощь и отнестись с пониманием к этой ситуации.

Что делать если приступы паники возникают по ночам?

Если ребенок не может уснуть или резко просыпается среди ночи из-за тревоги, сопровождающейся сильным сердцебиением, потливостью, удушьем, то это и есть паническая атака. Обычно мы рекомендуем покинуть место, где возникла паника. Но ночью это проблематично. Единственно верный способ – это переждать приступ. И взрослые должны помочь в этом ребенку, успокоить его. Можно выйти на балкон подышать воздухом. Приступ может длиться от несколько минут до получаса – но он обязательно пройдет. Это нужно понимать, тогда преодолеть панику будет проще.

Как успокоить ребенка во время панической атаки?

Научите ребенка глубокому диафрагмальному дыханию или прогрессирующей мышечной релаксации – что лучше пойдет. Предложите ему вспомнить о чем-то приятном, представить себя в любимом месте. В конце концов, просто возьмите на руки и крепко обнимите. Это поможет снять временное напряжение. В дальнейшем для полноценного лечения, для полного избавления от таких приступов, при первой возможности обратитесь к врачу неврологу.

Можно ли умереть от панической атаки?

От панических атак еще никто не умирал. Хотя ситуация безусловно неприятная: больному часто кажется, что он «вот-вот умрет». Но столкнувшись несколько раз с панической атакой, человек, как правило, понимает, что организм его «обманывает», но сделать с этим самостоятельно ничего не может. Поэтому следует обратиться к специалисту.

К какому врачу обращаться?

К врачу-неврологу. Панические атаки — это заболевание вегетативной нервной системы. Психика здесь ни при чем, а эмоциональные последствия – вторичны.

Как диагностировать паническое расстройство у детей?

Диагностика должна быть комплексной. Если общие признаки выявлены, то первая часть диагностики — это исследование вариабельности сердечного ритма. Данное исследование покажет, как работают звенья вегетативной нервной системы – симпатическая и парасимпатическая системы, их состояние в условиях расслабления и реакция на небольшую нагрузку. Далее мы в Клиническом Центре вегетативной неврологии проводим диагностику при помощи тепловизора. Это метод запатентованной расшифровки температурных данных с поверхности тела человека, аналоги которой можно найти только в немногих клиниках за рубежом. Снимок тепловизора позволяет выявить, на каких участках нервной системы нарушена работа, чтобы в дальнейшем точно воздействовать на них при помощи методик физиотерапии и невральной терапии.

Можно ли полностью излечить панические атаки в подростковом возрасте?

Можно. Чем раньше Вы начнете лечение, тем больше вероятность, что понадобиться только один курс лечения. Вегетативная нервная система восстановится и будет самостоятельно регулировать работу нервных центров, органов и всего организма. Поэтому панические атаки перестанут беспокоить ребенка. Конечно, нужно понимать, что у такого человека нервная система слабая от рождения, и при стрессовом образе жизни она может «расшататься» снова. Через 10, 20 или 30 лет или же никогда – все индивидуально и зависит от образа жизни человека.

Какие методы профилактики существуют?

Если болезнь уже проявила себя, для начала необходимо избавиться от её причин, вылечить нервную систему. А уже в дальнейшем поддерживать здоровье. Важная профилактическая мера – это регулярные умеренные физические нагрузки, такие как плавание, танцы, беговые и горные лыжи в зимнее время. Вместе с детьми ведите подвижный образ жизни, занимайтесь творчеством не на результат. Много времени, проведенного за компьютером или перед телевизором, также не сделает нервную систему крепче. Очень важна здоровая атмосфера в семье – это залог здоровья не только нервной системы, но и всего растущего организма.

Паническими атаками страдают не только взрослые, но и дети. Расстройство больше распространено среди подростков. Хотя в последнее время наблюдается тенденция к снижению возраста заболевания по причине роста уровня психических нагрузок на маленьких детей.

Характерной особенностью панических атак у взрослых и детей выступает спонтанность приступов. Реальная опасность объективно отсутствует. И все же ребенок переживает внезапный эпизод интенсивной тревоги. Сила переживания варьируется от легкого психологического дискомфорта до выраженного ощущения страха, трансформирующегося в страх потери самоконтроля, безумия, смерти. Приступ, как правило, длится около 15 минут. Но может затянуться и на более длительный срок.

Паническая атака у ребенка имеет те же симптомы нарушения работы вегетативной системы, что и у взрослых:

  • боль, жжение в области груди;
  • усиление потоотделения;
  • онемение, тремор конечностей;
  • сухость в ротовой полости;
  • трудности с дыханием;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • побледнение кожных покровов;
  • дискомфорт в желудке;
  • приступы тошноты;
  • проблемы с координацией движений;
  • головокружение;
  • дезориентация в пространстве;
  • предобморочное состояние.

В младшем возрасте наблюдаются рвота, диарея, непроизвольное выделение мочи. Плач в момент приступа нехарактерен. Могут наблюдаться вскрикивания, всхлипы, стоны. По окончании приступа ребенок ощущает слабость, выглядит уставшим, может заплакать.

Панические атаки у более взрослых детей провоцируют развитие чрезвычайной ипохондричности. Дети тревожатся по поводу остановки сердца, . Их начинают посещать мысли о тяжелых смертельных заболеваниях.

Панические атаки у детей, как правило, происходят в дневное время, в период бодрствования. Приступы во сне тоже бывают, хотя и значительно реже. Панические атаки у некоторых детей происходят перед отходом ко сну или с первыми минутами сна, а также во время пробуждения ночью. В таком случае к проявлениям расстройства добавляется бессонница. Панические атаки у детей исключительно в - явление достаточно редкое.

Временами случается, что проявления панического расстройства сами по себе затихают на время. Панические атаки становятся менее выраженными у детей и происходят не так часто. Такие периоды спонтанной ремиссии притупляют бдительность родителей, и они не спешат обращаться к специалистам. Однако после затишья приступ повторяется и, как правило, с более сильно проявленной симптоматикой. Поэтому посещение клиники необходимо. Иначе повторяющиеся панические атаки у детей могут спровоцировать развитие еще более сложных психических расстройств.

Подробнее о том, как происходит паническая атака: симптомы, лечение в видео:

Диагностика проблемы

Диагностика приступа панической атаки у маленького ребенка затрудняется отсутствием понимания и необходимых знаний у малыша, чтобы объяснить взрослым и самому себе, что происходит. Во время ПА ребенок лишь переживает безграничный ужас. Для родителей ситуация тоже становится стрессовой. Не понимая, что происходит с их малышом, они звонят в скорую помощь.

Медики, естественно, не диагностируют психическое расстройство. И малыша направляют на обследование к большому числу специалистов (невропатологу, кардиологу, эндокринологу). Если наряду с ПА имеет место соматическое заболевание, диагностика усложняется. В первую очередь это относится к астме, так как паническая атака может спровоцировать ее приступ, и наоборот.

В лучшем случае ставится диагноз . Однако лечение не решает основную причину возникновения ПА - психологическую. Состояние маленького пациента может продолжать усугубляться, пока он, наконец, не попадет к психотерапевту.

Определением панического расстройства занимаются психотерапевты и психологи. Паническая атака может быть всего лишь симптомом физиологического заболевания или побочным эффектом приема некоторых препаратов. Поэтому в первую очередь врач исключает наличие болезней сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем. Обследование может включать сдачу анализов на гормоны и аппаратное обследование (электрокардиографию, рентген легких, УЗИ внутренних органов, МРТ головы).

Исключив физиологическую патологию, психотерапевт анализирует имеющиеся симптомы. Врача может заинтересовать следующая информация:

  • когда возник первый приступ панической атаки;
  • как часто и с какой продолжительностью случаются приступы;
  • какие события и действия ребенка предшествуют ухудшению состояния;
  • есть ли паническое расстройство у кого-то из членов семьи;
  • наличие конфликтных и других стрессовых ситуаций дома и в школе.

Врач может искать тревожное расстройство (социальные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство), на фоне которого могло развиться заболевание. Панические атаки, как правило, вторичная проблема какого-либо заболевания. Поэтому для успешной терапии необходимо выяснить наличие провоцирующих факторов и устранить их.

Причины патологии

Панические атаки могут возникать у ребенка по целому ряду причин:

  • наследственность (у родственников пациентов, страдающих паническим расстройством, риск развития панических атак выше);
  • гормональная перестройка (половое созревание опережает развитие некоторых систем организма, создает усиленную нагрузку на некоторые органы, что провоцирует вегетативные кризы, идентичные по симптоматике с ПА);
  • интоксикация (чрезмерное употребление стимулирующих напитков, например, кофе, алкоголь, лекарственные отравления увеличивают риск развития ПА);
  • некоторые аллергические заболевания;
  • болезни ЖКТ;
  • нарушения эндокринной, нервной систем;
  • сердечно-сосудистые патологии.

Развитию ПА способствуют некоторые характерологические особенности маленьких пациентов. К ним можно отнести тревожную мнительность, ипохондричность. Тревожность детей, уделяющих повышенное внимание своему физическому состоянию и самочувствию, становится базой для развития панического расстройства. Таким ребятам трудно отвлечься от болезненных симптомов, они слишком впечатлительны, своим волнением по поводу здоровья только провоцируют усиление приступов.

Среди детей заболеванию наиболее подвержены школьники. Это связано с проблемами адаптации ребенка в современном мире. Уже начиная с младшего школьного возраста, на него начинает оказываться огромное внешнее давление, не только со стороны учителей, сверстников, но часто и со стороны требовательных родителей. От малыша требуются высокие результаты в учебе.

Тяжелей всего ребенку с демонстративным типом личности, жаждущему признания со стороны окружающих. Ведь таким ребятам приходится не только сталкиваться с конкуренцией в учебе. Они еще и пытаются быть более привлекательными в физическом плане, стать популярными среди сверстников. Чтобы угодить взрослым и друзьям, малыш подвергает себя чрезмерным эмоциональным, умственным, физическим нагрузкам. Страх не справится, стать объектом насмешек или просто не получить любовь и внимание значимых людей может перейти в приступ ПА.

Важно! Паническое расстройство часто формируется у детей, живущих в нездоровой эмоциональной обстановке, на фоне семейных проблем.

Постоянные конфликты между членами семьи, отчужденность и недостаток внимания и заботы со стороны родителей, развод, боязнь быть оставленным могут спровоцировать развитие ПА.
Важно не запускать паническое расстройство. Как правило, малыш постепенно находит связь приступов ПА с определенной ситуацией или обстановкой и старается избегать их. Таким образом, формируется страх посещать учебное учреждение или другие общественные места.

Лечение и профилактика расстройства

Панические атаки у детей имеют вегетативные и психологические симптомы, и лечение предполагает облегчение обоих типов нарушений. Однако нельзя надеяться на эффективность терапии, пока не будет установлен провоцирующий ПА фактор. В случае наличия физиологической патологии, необходимо направить все силы на лечение заболевания.

Медикаментозная и психологическая помощь

Оптимальным способом лечения ПА считается сочетание работы со специалистом с лекарственными средствами. Препараты должны помочь купировать ПА. К ним относят, к примеру, бензодиазепины. Однако при постоянном приеме от этих средств появляется сонливость и утомляемость, что неблагоприятно влияет на процесс обучения.

В любом случае лекарства не лечат , а лишь купируют симптомы. И первоочередная задача при лечении - успешная психологическая проработка.

Важно! Выписывать препараты имеет право исключительно лечащий врач.

Панические атаки у детей: что делать

В первую очередь необходимо успокоить малыша, объяснив, что не стоит беспокоиться. От ПА нельзя умереть.

При приступе в первую очередь нужно успокоить . Для этого следует делать медленный вдох, задерживать дыхание и делать такой же длинный выдох. Может пригодиться бумажный пакет, чтобы уменьшить количество поступающего кислорода и остановить гипервентиляцию легких.

Расслабиться также поможет массаж ушей, шеи, контрастный душ. Эффективны отвлекающие действия: разговоры, пение, счет, больной щипок.

Профилактика

Как уберечь малыша от ПА? Уважение, забота и поддержка родителей - лучший способ предупредить тревожные расстройства. Необходимо научиться разграничивать собственные ожидания и желания от нужд ребенка. Полноценный отдых, сбалансированное питание, умеренная физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе, отсутствие вредных привычек - все это помогает предупредить физиологические и психологические патологии.

Важно следить не только за физическим, но и психическим здоровьем ребенка. Не оставлять наедине с проблемами. Необходимо научить ребенка защищаться от негативного влияния извне. Развить умение оптимистично смотреть на вещи, относиться терпимей к себе и окружающим.

В целом прогноз при ПА у детей является благоприятным. При лечении следует лишь внимательно выполнять все рекомендации специалистов.