Первые концлагеря - для русских в австрии. Талергоф и Терезин: забытый геноцид русинов

Никогда еще Освенцим не был настолько смертоносен для евреев, как весной и летом 1944 года. Среди умерших было много привезенных из Терезиенштадта . Однако подавляющее большинство жертв депортировали совсем недавно. Огромное количество евреев, гораздо больше, чем в течение двух предыдущих лет, хлынуло в Освенцим в мае – июле 1944 года. Почти все они были из Венгрии. Их убийство в Освенциме стало кульминацией холокоста. К тому времени большинство европейских евреев в оккупированных немцами странах были уже давно убиты .

Уничтожением венгерских евреев в Освенциме руководил всем известный комендант лагеря Рудольф Хёсс. В конце апреля или в начале мая 1944 года, незадолго до начала депортации, Хёсс отправился в Венгрию, чтобы встретиться со своим другом Адольфом Эйхманом во временной резиденции того в Будапеште (Эйхман, в свою очередь, весной 1944 года несколько раз посетил Освенцим). Во время этой встречи они рассмотрели графики депортации, чтобы определить, сколько «составов потребуется для депортаций в Освенцим», как выразился Хёсс. Кроме того, он пожелал сообщить начальству из ВФХА, на сколько тысяч рабов они могут рассчитывать после селекций тех, кого признают непригодными и отравят газом. Хёсс уже провел пробную селекцию в Венгрии и пришел к выводу, что большинство евреев подлежит уничтожению. По его оценкам, для рабского труда отобрать удастся в лучшем случае лишь 25 % .

После этого Хёсс отправился в Освенцим, то есть на место прежних преступлений. С 8 мая 1944 года он приступил к временному руководству Освенцимом в должности главного коменданта . Понимая масштабы грядущего геноцида, руководители ВФХА отправили туда своего самого опытного организатора массовых убийств . В их глазах повторное назначение Хёсса было делом неотложным, поскольку положение тогдашнего главного коменданта, Артура Либехеншеля, сделалось достаточно шатким. Либехеншель снискал себе репутацию либерала, хотя причиной его отставки была личная драма . Во время службы в ВФХА Либехеншель влюбился в секретаршу Рихарда Глюкса, которую после развода с женой забрал с собой в Освенцим. Но когда Либехеншель обратился за разрешением вступить в повторный брак, его начальство узнало темную тайну прошлого: на заре Третьего рейха его невеста подвергалась аресту за связь с евреем.

Освальд Поль пришел в ужас. Он отправил в Освенцим к Либехеншелю расторопного адъютанта Рихарда Баера убедить Либехеншеля разорвать отношения. После того как вечером 19 апреля 1944 года Баер объявил об этом в офицерской столовой, Либехеншель впал в истерику и крепко напился. Затем набросился на свою беременную невесту, твердившую, что она ни в чем не виновата. Два дня спустя убитый горем Либехеншель, с опухшими от слез глазами, сообщил Баеру, что не бросит свою возлюбленную, добавив, что гестапо, по всей видимости, вырвало у нее ложное признание силой. Так Либехеншель сжег за собой все мосты, нарушив расовый закон СС, вступив в связь с предполагаемой «осквернительницей расовой чистоты», а также неписаный кодекс «черного ордена» Гиммлера (обвинив гестапо в пытках) и общественных норм (поступив, по словам Баера, как угодно, «но не по-мужски»). Поль быстро сместил Либехеншеля с занимаемого поста. Побыв какое-то время в должности временно исполняющего обязанности куратора «осиротевшего» Майданека, озлобленный и униженный Либехеншель ушел из лагерных СС .

Падение Либехеншеля облегчило возвращение Хёсса в Освенцим поздней весной 1944 года. Теперь во главе лагеря стоял человек, которому руководство СС могло доверить самую масштабную из когда-либо проводимых в системе нацистских лагерей программу уничтожения заключенных. Хёсс окружил себя горсткой подручных – специалистов по убийствам, с которыми был знаком уже много лет. Среди них был и ветеран СС Йозеф Крамер, служивший первым адъютантом Хёсса в Освенциме в 1940 году. Теперь его вернули из Нацвейлера и назначили комендантом Бжезинки (Биркенау). Еще одним знакомым лицом был Отто Молль, приобретший большой опыт, занимаясь газовыми камерами Бжезинки в 1942–1943 годах, и отозванный из филиала, чтобы снова надзирать за комплексом крематориев . После того как Хёсс и его подчиненные закончили последние приготовления, началась массовая депортация евреев из Венгрии. С середины мая по середину июля 1944 года составы прибывали почти ежедневно, и вскоре Освенцим был переполнен. В отдельные дни прибывало до пяти эшелонов, привозивших около 16 тысяч евреев. (В январе – апреле 1944 года, во времена Либехеншеля, в Освенцим депортировали всего 200 евреев.) В то время как Адольф Эйхман удивлялся «рекордной производительности» своих подчиненных, Хёсс умолял своего друга замедлить этот процесс. Но даже хорошая головомойка со стороны Освальда Поля не возымела действия, и Эйхман требовал от подручных все новых и новых эшелонов, ссылаясь на «форс-мажор военного времени» (как он рассказывал своим сторонникам после войны) .

Выходя из вагонов поезда, венгерские евреи не представляли себе, что их ожидает. Лишь немногие слышали об Освенциме, и еще меньше знали о газовых камерах. Тем временем лагерь СС начал действовать. В отличие от других депортаций евреев 1944 года врачи-эсэсовцы сразу подвергали всех новоприбывших осмотру и селекции. В целом применялись те же критерии, что и раньше. Непригодными для труда считались беременные женщины, пожилые люди и малолетние дети с сопровождавшими их родителями. В конце каждого дня администрация Освенцима посылала статистику селекций в ВФХА, чтобы обновить сведения о поступлении новой массы доступных рабов. В общем и целом местные эсэсовцы подтвердили прогнозы Хёсса и отобрали для рабского труда каждого четвертого еврея из Венгрии. Судьбы этих приблизительно 110 тысяч заключенных отличались: кого-то официально регистрировали в Освенциме, кого-то отправляли в другие лагеря, кто-то умер в транзитных отстойниках Бжезинки. Остальные 320 тысяч венгерских евреев, признанных нетрудоспособными, были убиты сразу, в ходе безумной кровавой вакханалии, продолжавшейся до июля 1944 года, когда массовые депортации закончились .

Рудольф Хёсс с присущим ему усердием энергично взялся за массовые убийства, зная, что он по завершении этой миссии вернется в ВФХА (29 июля 1944 года на посту главного коменданта Освенцима его сменил безжалостный Рихард Баер, любивший хвастаться своим боевым прошлым и носивший форму дивизии СС «Мертвая голова») . А Хёсс делал все возможное, чтобы ускорить процесс уничтожения евреев. Теперь поезда из Венгрии останавливались не за территорией лагеря, а следовали по наспех проложенной узкоколейке, которая вела прямо в Бжезинку. Только что прибывших евреев выстраивали на плацу, чтобы они могли слышать мелодии лагерного оркестра, призванные усыпить их бдительность и внушить ложное чувство безопасности. После селекции подавляющее большинство новоприбывших отправлялось навстречу смерти, держа на руках детей и поддерживая стариков, следуя колонной по территории Бжезинки прямо к газовым камерам. Слева от узкоколейки, после того как поезд уезжал за новыми жертвами, оставались груды чемоданов, баулов, узелков с вещами, сбором которых занималась сильно увеличившаяся численно команда «Канады» . Печи крематориев Бжезинки пылали интенсивнее, чем когда-либо ранее. В работавшей круглосуточно местной зондеркоманде в то время насчитывалось около 900 заключенных. Эсэсовцы снова стали использовать бункер 2, устроив в нем газовые камеры, а также возобновили работу крематория V (закрытого осенью 1943 года). Но поскольку теперь они убивали евреев больше, чем могли сжечь в крематории, нацисты решили (как и прежде, в 1942 году) использовать для кремации ямы на открытом воздухе. Чтобы скрыть эти преступления от новых заключенных, Освальд Поль после инспекции лагеря, проведенной в самый разгар массовых убийств 16 июня 1944 года, приказал возвести вокруг крематория ограду . Эсэсовцы, находившиеся внутри этой фабрики смерти, давно утратили последние представления о добре и зле. Они убивали своих жертв в такой спешке, что, когда двери газовых камер открывались, некоторые несчастные еще дышали. Иногда убийцы решали, что газовые камеры работают слишком медленно, и расстреливали либо забивали венгерских евреев до смерти на краю ям для сжигания трупов либо бросали их в огонь живыми. Это был настоящий ад, которым руководил Отто Молль. По сравнению с ним даже доктор Менгеле выглядел гуманистом, как позднее выразился один из выживших узников .

Летом 1944 года из-за огромного числа постоянно прибывавших поездов с евреями эсэсовцы иногда были не в состоянии проводить селекцию возле ведущей в Бжезинку узкоколейки. В таких случаях новых будущих жертв отправляли в транзитные зоны, где их дальнейшая судьба должна была решиться позже. Самой большой из них была огромная, но недостроенная зона Бжезинки, известная под названием «Мексика» (BIII), где в начале осени 1944 года содержалось приблизительно 17 тысяч еврейских женщин из Венгрии и других стран. Условия там были хуже, чем практически в любом другом лагере. Там не было водопровода и почти никакой еды. Туалетами служили огромные чаны. Вместо одежды многие заключенные носили наброшенные на плечи одеяла (видимо, напоминавшие пончо, отсюда и название – «Мексика»). В каждом бараке, где размещалось около тысячи женщин, не было никакой мебели, и узницы лежали прямо на грязной земле. Агнес Рожа, учительница из Надьяварада, о которой мы упоминали ранее, делила одну небольшую, влажную от мочи простыню с четырьмя другими женщинами. Часть заключенных, таких как Агнес, в конечном итоге была депортирована в другие лагеря для принудительного труда. Но многие узники умерли от голода или были отправлены в газовые камеры. Преступники, совершавшие эти злодеяния, предпочитали именно такое решение организованной ими гуманитарной катастрофы. Один бывший лагерный эсэсовец позже свидетельствовал о том, что его коллеги нередко говорили об убийстве заключенных, содержавшихся в «Мексике». Чаще всего так: «Пустить их через трубу».

Первые в мире концлагеря Талергоф и Терезин появились в сентябре 1914 г. Их узниками стали жители региона, который сегодня называют Западной Украиной.

Но тогда ни Украины, ни украинцев не было. Местные жители называли свои земли Галицкой и Подкарпатской Русью и Буковиной, а себя именовали русинами, а часто и просто русскими. И самое удивительное: большинство из них любили «москалей» и стремились с ними воссоединиться, создав русский мир «от Карпат до Сахалина» (за это их прозвали русо- или м­осквофилами). За эту любовь их и подвергли геноциду.

На Голгофе

Они были гражданами Австро-Венгрии, и с началом Первой мировой всех местных русофилов записали в предатели. Аресты были массовыми, тюрем не хватало, крепость-концлагерь Терезин в Чехии переполнилась моментально. И власти сделали для русинов концлагерь Талергоф - чисто поле под городом Грац оградили колючей проволокой.

«До зимы 1915 г. в Талергофе не было бараков, - писал знаменитый узник концлагеря историк и писатель Василий Ваврик. - Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Счастливы были те, кто имел над собою полотно, а под собою клок соломы».

Потом построили бараки, в каждом ютилось по 300 человек. Из-за голода, холода, скученности и грязи начались эпидемии, от которых умерло несколько тысяч человек. Лечения практически не было. Мёртвых хоронили в поле «под соснами». Когда в 1936 г. здесь строили аэропорт Грац-Талергоф, извлекли и перезахоронили в общей могиле останки 1767 человек. Но погибших было, конечно, больше. Лагерь закрыли в мае 1917 г., всего через него прошло от 20 до 30 тыс. узников, точного учёта не вели. Только в первые полтора года погибло более 3 тыс. человек. Над заключёнными жестоко и изощрённо издевались.

«За малейшую оплошность кололи насмерть. Ежедневно утром лежало под бараками по несколько окровавленных трупов», - вспоминал узник лагеря Александр Маковский.

Вторая мировая война 1939 - 1945 годов. В гетто города Терезина, превращенного нацистами в концентрационный лагерь, содержались граждане почти всех европейских стран

Особенно популярной была пытка подвешиванием.

«Для запугивания людей в доказательство своей силы тюремные власти по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невыносимых мучениях и без того люто потрёпанные мученики, - рассказывал В. Ваврик. - Поводы для подвешивания на столбе были самые ничтожные - например, курение в бараке ночью».

Неслучайно геноцид русинов называют Галицкой голгофой. Всего перед Первой мировой и в войну было уничтожено около 60 тыс. русинов . Крестьян и священников часто расстреливали и вешали без суда и следствия.

Бей своих...

Ключевую роль в этом геноциде сыграли русины, придерживающиеся проукраинской ориентации. Вот что пишет об этом узник Талергофа М. Марко:

"Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой ещё истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше - требовал этих мучений, настаивал на них».

И таких свидетельств много.

«Наши братья, отрёкшиеся от Руси, - пишет В. Ваврик, - стали не только её прислужниками, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа. Ослеплённые каким-то дурманом, они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наёмников».

Общий вид концлагеря Талергоф в 1917 г. Альбом снимков из концентрационного лагеря для военно-арестованных русских галичан и буковинцев в Талергофе, в Штирии, 1914-1917 гг. Издание Талергофского комитета. Львов, 1923

«В самом начале войны, - вспоминал русский галичанин Илья Терех, - австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперёд заготовленным и преданным административным и военным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками».

Как немцам удалось натравить русинов на русинов? В 1890 г. Австро-Венгрия решила превратить русинов в украинцев, чтобы оторвать их от России. Идею подсказали поляки - они активно участвовали в украинизации Малороссии, вбивая клин между ней и Россией. Говоря современным языком, проводили люстрацию - настроенных прорусски учителей и священников заменяли украинофилами. Объявили войну всему русскому. Карьеру позволяли делать только тем, кто присягнул на верность у­краинству. И к началу Первой мировой русины оказались расколотым народом. Как образно говорили москвофилы, «учителя и попики сделали своё дело» : за 24 года существования новой системы образования представители части молодёжи стали украинофилами.

Примерно столько же понадобилось времени для насаждения бендеровской идеологии в наши дни - 23 года назад, в 1991 г., украинцы начали учить историю по-новому. И эта молодёжь до 30 - самые активные участники майдана и "АТО".

А в 1914 г. военный комендант Львова генерал-майор Фр. Римль подводил итоги 24-летней украинизации:

«Г­алицийские русские (австрийцы считали русскими всех русинов и даже тех, кто был ориентирован на украинство, украинцами не называли - ред.) разделяются на две группы: а) русофилов и б) украинофилов. Если вообще можно русских исправить, то это возможно единственно при применении средств беззащитного террора. Моё мнение, что все русофилы являются радикалами, и их следует беспощадно уничтожать».

Отцы нации

Видные украинофилы, ставшие отцами новой нации, активно участвовали в доносительстве. По их свидетельствам возбуждали процессы против русофилов-предателей, многих из которых казнили. Особенно активен в этом был Кость Левицкий - икона современного украинства и глава Западно-Украинской народной республики (ЗУНР), просуществовавшей несколько месяцев в 1918-1919 гг. Засветился в этом и его сподвижник Лонгин Цегельский - глава МВД ЗУНР и прадед Олега Тягнибока .

В этой истории много перекликается с современностью. Построение украинской нации всегда осуществлялось с помощью насилия и устрашения. И сегодня несогласных демонстративно уничтожают и тем самым запугивают остальных. Чтобы стать украинцами, они должны убить в себе русского.

Жертвы Талергофа

Шли Галича сыны в чужбину,
Предлинными рядами шли
И грусть и жгучую кручину
Родных Карпат с собой несли.
Все шли под клекот беснованья,
Под брязг оков и лязг цепей,
И вопль последнего прощанья,
Как вихрь стонал из их грудей.
Все шли и падали в истоме
От пуль, прикладов и штыков,
В песке, завшивленной соломе
Нашли проклятый Талергоф. *

Массовый геноцид галицких и буковинских русинов в годы Первой мировой войны до сих пор не получил должного освещении в современной историографии. В советские времена русинская тематика была под запретом. Официальную российскую историографию, похоже, данная тема не интересует. Украинские исследователи сегодня в большинстве своем стоят на позициях диаспоральной историографии, которая в годы холодной войны пыталась навязать тезис о якобы различном этническом происхождении украинцев (малороссов и русинов) и великороссов (современных русских) и существующем между ними многовековом этническом антагонизме. Изучение событий, произошедших в годы Первой мировой войны на землях современной Западной Украины позволит переосмыслить некоторые постулаты, введенные в научный и массовый оборот советскими и украинскими эмигрантскими историками после 1917 г.

Перед Первой мировой войной большая часть земель, населенных русинами (1), оказалась в составе Австро-Венгрии (Восточная Галичина - с 1772, Буковина - с 1774 г., Угорская (Подкарпатская) Русь - в составе Венгерского королевства с XIII в.). Исследователи определяют численность русинов на территории Австро-Венгрии к началу XX в. от 3,1 до 4,5 млн. человек.

Во второй половине XIX в. в Австро-Венгрии начинается русинское возрождение. Оно воспринималось деятелями галицко-русского возрождения, как возврат к общерусской культуре, осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки». В украинской историографии русинское возрождение получило название «москвофильского». По свидетельству М. Грушевского, «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине, не говоря уже о закарпатской Украине, а народовство конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами и культурными силами» (2). В то время термин «украинец» носил, как обоснованно считает Н. Пашаева, «скорее национально-политический характер» (3). Это было «антирусское меньшинство» (4).

Накануне Первой мировой войны австро-венгерские власти предприняли ряд мер против набиравшего силу русинского движения. Одним из «эффективных» средств стало обвинение в шпионаже в пользу России. С 1909 г. начинается волна арестов в австрийской части Буковины. В 1910 г. австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций в крае. В 1913 г. в Угорской Руси начинается второй Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 годам заключения за переход в православие. Во Львове перед самой войной прошел нашумевший процесс против двух православных священников Игнатия Гудимы и Максима Сандовича, С.Ю. Бендасюка и студента-юриста В.А. Колдры, которые два с половиной года просидели в тюрьме без предъявления обвинений и затем были оправданы (5).

С началом Первой мировой войны начались массовые репрессии против русинского населения. По заранее заготовленным спискам «политически неблагонадежных» была арестована почти вся русинская интеллигенция и тысячи крестьян. Зачастую расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия. Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица в Перемышле (6).

Репрессии коснулись австро-венгерской армии. Известна история расстрела солдат 80-го австрийского пехотного полка, набранного из крестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского уезда Галичины за отказ воевать на русском фронте. В 1915 и 1916−1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. На скамье подсудимых были депутаты австрийского парламента, интеллигенты, крестьяне. Большинство обвиняемых (среди них Д. Марков, В. Курылович, К. Богатырец, И. Цурканович) было приговорено к смерти. Впоследствии смертную казнь заменили на пожизненное заключение, а весной 1917 г. заключенных амнистировали.

Мест в тюрьмах не хватало (к 28 августа 1914 г. только во Львове оказалась около 2000 узников) и тогда австро-венгерские власти создали первые в Европе концентрационные лагеря Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и другие. Эти концлагеря были предвестниками нацистких концлагерей Дахау, Освенцима, Треблинки. Среди австрийских концлагерей Талергоф, по свидетельству узника Талергофа и Терезина В. Ваврика, «был лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской империи».

Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длинного четырехугольника в пяти километрах от Абтиссендорфа и железной дороги. На первых порах эту площадь солдаты отделили деревянными кольями и колючей проволокой. Со временем лагерь Талергоф расширился. Первую партию русинов пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 русофилов.

До зимы 1915 года в Талергофе не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Заключенных косили болезни и антисанитария.

Охрана морила голодом и избивала заключенных. Очевидцами описаны многочисленные случаи убийств и издевательств.

Депутат австрийского парламента, чех Юрий Стршибрны отметил в своей речи 14 июня 1917 года, что имеет сведения от 70-ти заключенных, что в Талергофе умерло 2000 человек. Депутат того же парламента, поляк Сигизмунд Лясоцкий лично собрал ведомости о Талергофе на месте и в своей речи 12 марта 1918 года сказал, что в Талергофе до 20 февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых 1100 умерло в страшных условиях. В то время 464 человек заболело тифом. В течение полутора лет умерло 15% талергофцев, т. е. свыше 3000 галичан и буковинцев.

Через Талергоф прошло не менее 20 000 русских галичан и буковинцев. Талергофский лагерь постоянно пополнялся новыми партиями заключенных. В Прикарпатье не было села или семьи не пострадавших от австро-венгерских властей. В 1914-1915 гг. нередким явлением были массовые аресты целых селений.

Тысячи людей были заключены в Терезинской крепости. Они должны были весь день выполнять грязную работу в крепости и городе: чистить улицы, каналы, уборные в заразных лазаретах, трудиться в огородах и в поле. Большую поддержку узникам оказывало местное чешское население. Заключенных Терезина через некоторое время отправляли в Талергоф (7).

В ходе Галицийской битвы русские войска 21 августа (3 сентября) 1914 г. взяли Львов, а к 8 (21) сентября 1914 г. была занята вся Восточная, часть Западной Галиции и почти вся австрийская часть Буковины с Черновцами. В конце мая 1915 г. германо-австрийским войскам удалось прорвать фронт и русская армия вынуждена была временно оставить Восточную Галицию. Множество галичан бежало при приближении германо-австрийских войск в Россию, опасаясь мести со стороны австро-венгерских властей. Только за последнюю неделю перед оставлением Львова канцелярией генерал-губернатора было выдано 10 926 пропусков. Причем пропуска давались на мужчин призывного возраста 18−50 лет, а в пропуске указывалось количество членов его семьи. Тысячи беженцев покидали свои родные места без пропусков. Множество галичан нашли приют в Ростове-на-Дону, где была даже образована специальная гимназия для их детей (8). Заняв Восточную Галицию австро-венгерские власти возобновили репрессии с новой силой. Комендант Львова генерал Римль, назначенный на этот пост после отступления русских войск, в своем секретном рапорте написал, что галицкие русские делятся на две группы: русофилов и украинофилов. Ввиду того, что русофилы являются государственными изменниками, «следует их беспощадно уничтожать» (9).

Талергофский лагерь просуществовал с сентября 1914 по май 1917 г. После смерти императора Франца-Иосифа новый император Карл I распорядился выпустить всех заключенных. В своем рескрипте от 7 мая 1917 г. он написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ними», тем самым признав, что действия австро-венгерских властей были направлены против целой этнической группы.

По некоторым оценкам, австро-венгерские власти уничтожили во время Первой мировой войны не менее 60 тыс. русинов, подданных Австро-Венгрии: стариков, мужчин, женщин, детей (10).

Талергоф стал для русинов Русской Голгофой, священным местом мученичества за общерусскую идею. С 1924 г. начинает выпускаться «Талергофский альманах», где приведены документальные свидетельства, воспоминания очевидцев и жертв геноцида. В предисловии к первому выпуску видный деятель русинского возрождения Ю. Яворский написал: «Печальная и жуткая эта книга. Потрясающая книга бытия, искуса и мук многострадальной Галицкой Руси в кошмарные дни минувшего грозного лихолетья. Прославный помянник безвинно выстраданной ею искупительной, вечерней жертвы за Единую, Святую Русь!» (11). В 1928 и 1934 гг. во Львове были проведены Талергофские съезды. Последний собрал более 15 тыс. участников. На Лычаковском кладбище во Львове был сооружен памятник жертвам Талергофа. На нем сделали надпись: «Жертвам Талергофа 1914−1918. Галицкая Русь». Подобные памятники возникли во многих населенных пунктах Галичины.

Талергофское кладбище «Под соснами» было ликвидировано в 1936 г. Прах мучеников был перезахоронен в братской могиле на кладбище в деревне Фельдкирхен. Согласно международному соглашению по охране военных могил, на братской могиле построена часовня и внутри ее помещена надпись «Вдали от Родины здесь покоятся 1767 мужчин, женщин и детей из Галичины и Буковины, жертв мировой войны 1914−1917 гг.»

Во втором выпуске «Талергофского альманаха» приведены прекрасные слова: «А как быть с недавним прошлым? Должно ли оно быть забытым? Нет, это было бы преступлением, большим того, какое совершили враги. Пусть же кровь галицко-русского народа, его страдания, слезы жен и детей, вдов и сирот, пепелища его усадьб и селений, будут, хотя бы в маленькой части, занесены на страницы истории русского народа» (12).

Сегодня на Украине не любят вспоминать об этих трагических событиях. Ведь они не вписываются в общий контекст культивируемого там исторического мифа. Современный украинский публицист О. Бузина в своей книге «Тайная история Украины-Руси» посвятил вышеизложенным событиям специальную главу «Концлагерь для неправильных галичан». В конце ее он задал вопрос:

«Милая Австрия с вальсами и опереттами, как же ты любила своих украинских (на мой взгляд, уместно было бы взять слово „украинских“ в кавычки - С.С.) подданных! Интересно, родственники и однофамильцы жертв помнят об этой „любви“? А если помнят, почему молчат?» (13)
Действительно, почему?

* - Из Пролога к переизданию «Талергофского альманаха» (вышел под названием «Галицкая Голгофа» (Trumbuull, Conn., 1964)).

Примечания

1. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним «русин» - производное от слова Русь. Он упоминается в литературных памятниках с X в. (в частности, в текстах договоров с греками князя Олега (912 г.) семь раз, князя Игоря (945 г.) - шесть, в «Русской правде»). Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории, входившей в состав Древнерусского государства. Тверской купец Афанасий Никитин писал в «Хождении за три моря» (XV в.): «А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин - русин». К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. Австро-венгерские власти называли своих русских подданных русины, рутены (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских (российских подданных). Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими, веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк». Подробнее см.: Суляк С. Русины в истории: прошлое и настоящее // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 4 (10). С. 29−30.
2. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Новое дополненное издание. Донецк, ООО ПКФ «БАО», 2002. С. 540.
3. Пашаева Н. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М., Издательство «Имперская традиция», 2007. С. 8.
4. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М., Издательство «Индрик», 1996. С. 213.
5. Суляк С. Русины в период Первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. № 1 (3). С. 47−48.
6. Нагаєвський I. Iсторiя української держави. Київ, Видавництво «Український письменник», 1994. С. 56. Подробнее см: Мадьярскi гонведи убiйцi 44-ох в Перемишлi в 1914 р. Львов, 1937.
7. Подробнее см: Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф // Геноцид карпаторусских москвофилов - замолчанная трагедия XX в. М., 2007. С. 69−111. Там же опубликована «Библиография Талергофа» Р.Д. Мировича. С. 111−144. Электронная версия книги см. http://www.ukrstor.com
8. Пашаева Н. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М., 2007. С. 114−115.
9. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914−1917 гг. Выпуск первый. Львов, 1924. Издание «Талергофского комитета». Типография Ставропигийского института под управлением А.И. Яськова. С. 30−31. Всего вышло 4 сборника (в 1924, 1925, 1930, 1932 гг.). Электронные версии размещены на сайте http://www.ukrstor.com Были переизданы в сборнике «Русская Галиция и „мазепенство“» (М., Издательство «Имперская традиция», 2005).
10. Талергофский альманах // Русская Галиция и «мазепинство». М., Издательство «Имперская традиция», 2005. С. 210.
11. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914−1917 гг. Выпуск первый. С.VII.
12. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914−1917 гг. Выпуск второй. Львов, 1925. Издание «Талергофского комитета». Типография Ставропигийского института под управлением А.И. Яськова. С. VII.
13. Бузина О. Тайная история Украины-Руси. К., Издательство «Довiра», 2006. С. 290.
Доклад был прочитан 15 октября 2008 г. на научно-теоретической конференции «Славянские чтения - V» (Славянский университет Республики Молдова, г. Кишинев).
Сергей Суляк,
кандидат исторических наук, президент Общественной ассоциации «Русь»

Получено Русской линией в рассылке Информационного Центра Всеукраинского Объединения «Русское Содружество»


06 октября 2014 года
">

Исторически сложилось так, что к концу XIX века в Галичине и Буковине почти никто не считал себя украинцами — так называла себя лишь небольшая горстка людей, участвовавших в "украинском" политическом движении. Их идеология в общих чертах сводилась к тому, что русский народ Юго-Западной Руси — это совсем другой народ, чем тот русский народ, который живёт в Северо-Восточной Руси, и потому ему необходимо обрести другое имя и особое самосознание. С 1890-х гг. эти идеи активно поддерживались и даже открыто насаждались официальной Веной, так как позволяли преодолеть пророссийские настроения восточных славян империи в обстановке ухудшения отношений с Россией и ожидания большой войны.

">

От редакции "Россия навсегда": Трагедия народа Галицкой Руси, апофеозом которой стал концлагерь Талергоф, столетие основания которого состоялось в сентябре 1914-го — зримый урок Донбассу, какую участь ему готовят украинские янычары. Ведь по наущению небезызвестной американской аналитической структуры Rand для Донбасса строятся фильтрационные лагеря, а захоронения после диких расправ над непокорными обнаруживаются по всем местам стоянок украинских карателей. Даже плата за доносы на "сепаратистов" от олигарха Коломойского совершенно повторяет вознаграждения столетней давности за выявленных галицких русофилов. Об их судьбе и представленный ниже материал Олега Борисовича Неменского — историка, публициста, ведущего научного сотрудника РИСИ.

В сентябре 2014 года исполняется сто лет с начала работы первого европейского концентрационного лагеря и фактически первого в истории лагеря смерти — Талергофа. Для нас эта дата имеет особое значение, так как этот лагерь был создан именно для русских. Его главной целью был геноцид русского населения с целью проведения украинизации ряда областей Западной Руси, принадлежавших на то время Австро-Венгерской империи.

Украинство — особая идеология, лишь имеющая формы национального патриотизма, но на деле скорее противоположная любым другим идеологиям подобного рода, так как основана на отвержении родной традиции. И связано это в первую очередь с первичным отсутствием той этнической идентичности, на которую она могла бы опираться и на базе которой она могла бы строить нацию. Если в других странах национальная государственность создавалась на основе уже имевшейся исторической традиции этнического и государственного самосознания, то украинским националистам приходилось "начинать с нуля", то есть с привития местному населению нового, прежде не существовавшего самоназвания и самосознания.

Исторически сложилось так, что к концу XIX века в Галичине и Буковине почти никто не считал себя украинцами — так называла себя лишь небольшая горстка людей, участвовавших в "украинском" политическом движении. Их идеология в общих чертах сводилась к тому, что русский народ Юго-Западной Руси — это совсем другой народ, чем тот русский народ, который живёт в Северо-Восточной Руси, и потому ему необходимо обрести другое имя и особое самосознание. С 1890-х гг. эти идеи активно поддерживались и даже открыто насаждались официальной Веной, так как позволяли преодолеть пророссийские настроения восточных славян империи в обстановке ухудшения отношений с Россией и ожидания большой войны.

Таким образом украинское движение, не имея своей социальной базы, с первых своих шагов в политике было озабочено сменой традиционной этнической идентичности того населения, на которое претендовало. А единственный путь создания нового украинского народа — этноцид местного русского населения.

Украинство неотделимо от русоцида, так как способно утверждаться только на его основе. Более того, так как даже весьма жёстких этноцидных практик недостаточно для того, чтобы заставить миллионы людей отказаться от имени предков, то для утверждения украинского проекта время от времени оказывается необходим и прямой геноцид, то есть физическое уничтожение особо упорствующих. В наши дни мы видим, как власть, долгие годы насаждавшая украинскую идеологию по всей экс-УССР, перешла к откровенному истреблению проявивших сопротивление насильственной украинизации жителей Донбасса.

Важнейшей чертой гонений, свидетельствующей об их геноцидном характере, является то, что уничтожению подлежат не только активные политические и общественные деятели, а всё население — с детьми, женщинами, стариками. Поэтому не должны вызывать удивление многочисленные обстрелы жилых кварталов — уничтожение мирных жителей и их изгнание с Украины является важнейшей целью проводимых военных действий.

Годовщина Талергофа напоминает нашему обществу, что политика этноцида русских проводится уже очень давно. Первые масштабные акции такого характера произошли сто лет назад в Австро-Венгрии, а подготовка к ним шла несколько лет. Волна арестов началась в 1909 г.

Уже вскоре была приостановлена деятельность большинства русских организаций, русские депутаты были изгнаны из парламента, а все, кого заподазривали в пророссийских симпатиях, ставились на полицейский учёт.

После погрома. Вывеска газеты "Прикарпатская Русь", которую сорвали во время репрессий

Наименование себя русским и православное вероисповедание трактовалось как государственная измена. Нужно отметить, что далеко не всегда приверженность к древней идентичности и религии сочеталось с москвофильством, ведь оно исходило из верности местной традиции, а не из геополитической ориентации. Но для венских властей само по себе разделение общей с Россией традиции представлялось опасным и потому считалось преступной. Чаще всего в отношении "русофилов" выдвигалось обвинение в шпионаже в пользу России, хотя понятно, что шпионов не может быть тысячи. Другое типичное для этой кампании обвинение — в "пропаганде православия". Был проведен ряд громких политических процессов. С самого начала столетия по всем русским землям империи шёл массовый процесс возвращения униатов в православие, и Вена решилась сопротивляться этому самыми жёсткими методами. Эпоха западных религиозных войн, казалось, давно прошла, но в Австро-Венгерской империи гонения за "неправильную веру" были нормой и в ХХ веке.

Однако по-настоящему массовыми репрессии стали только с началом войны. На первых этапах они осуществлялись по заранее заготованным спискам, которые составлялись полицией на основе донесений о политически неблагонадёжных подданных. Такие донесения несколько лет перед этим старательно присылались польскими и украинствующими активистами. За первые дни войны в одном только Львове было арестовано около двух тысяч русофилов.

Вскоре в тюрьмах оказалась значительная часть русской интеллигенции. Тысячами арестовывались и крестьяне, хотя расправы в деревнях в основном осуществлялись прямо на месте.

Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 гг. (Талергофский альманах.Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпаторусским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Выпуск первый).

Общий вид концлагеря Талергоф в 1917 г. Альбом снимков из концентрационного лагеря для военно-арестованных русских галичан и буковинцев в Талергофе, в Штирии, 1914-1917 гг. Издание Талергофского комитета. Львов, 1923

Опыт создания концентрационных лагерей был позаимствован у англичан, впервые применивших это новшество на переломе столетий в ходе англо-бурской войны. Однако Талергоф стал первым концлагерем в Европе. Примечательно, что, также как и в Африке, австрийские лагеря предназначались не столько для военнопленных или обвинённых в каких-либо преступлениях, сколько для изоляции и уничтожения того населения, которое лишь подозревалось в том, что может проявить симпатию к противнику.

Первая партия заключённых поступила в Талергоф 4 сентября 1914 г., на следующий день после занятия русскими войсками Львова.

Вскоре появился ещё один лагерь для русофилов — в городе Терезин в северной Богемии. Он размещался в относительно лучших условиях — в крепости. Многие заключённые Терезина потом направлялись в Талергоф, где до зимы 1915 г. даже не было бараков — заключённые спали на открытой земле.

В концлагеря помещались тысячи жителей Галиции, Буковины, Подкарпатской Руси и Лемковщины, заподозренные в пророссийских симпатиях. Случались аресты даже целых сёл. Среди заключённых было много женщин и детей. Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 г. до 10 мая 1917 г. прошло по самым минимальным оценкам более 20 тысяч человек, при этом несколько тысяч в нём умерло. Заключённые постоянно подвергались избиениям и пыткам, регулярно производились казни. В лагере был изобретён и ряд новых видов казней (как, например, своеобразное подвешивание на столбах), которые потом нередко применялись в подобных учреждениях и в ходе следующей мировой войны.

В условиях жуткой антисанитарии люди массово погибали от болезней. Зимой 1914-1915 гг. случилась эпидемия сыпного тифа. Создание условий для гибели заключённых от инфекций уже вскоре оказалось характерно и для польских концлагерей для пленных красноармейцев, но опыт Талергофа был первым.

В конце мая 1915 немецкие войска отвоевали Восточную Галицию. После отхода русских войск репрессии ужесточились.

Казни 1915 г.

Множество галичан бежало в Россию.

Массовое бегство через границу было выгодно Вене, так как способствовало достижению главной цели — очистки Галиции от пророссийского элемента. Так как граница между "украинцами" и "русофилами" часто пролегала между братьями или поколениями в одних и тех же семьях, то репрессии так или иначе коснулись почти всего восточнославянского населения края. В целом за время Первой мировой войны в лагеря было сослано от 30 до 40 тыс. русофилов, а общее количество репрессированных по данным Талергофского альманаха превышает 120 тысяч человек.

Но в сельской местности же австро-венгерская армия нередко уничтожала и целые деревни, и эти жертвы не входят в подсчёт репрессированных.

Талергофский лагерь был закрыт 10 мая 1917 г. уже при новом императоре. Карл I написал в своём рескрипте, что содержавшиеся в нём не были виновны, но были арестованы именно для того, чтобы не стать виновными.

Талергоф в 1917 г. Место, где проводились лагерные экзекуции

Талергоф. Кладбище "под соснами" в 1917 г.

В результате всей этой геноцидной кампании доля восточных славян, проживавших в одном только Львове, сократилась в два раза, а украинское движение, разжигавшее ненависть ко всему русскому, превратилось из весьма немногочисленного в преобладающее.

В межвоенный период во Львове действовал Талергофский комитет, который составили бывшие узники австрийских концларегей. Его целью было документирование военных преступлений и укрепление памяти о геноциде. Комитет успел издать четыре выпуска "Талергофского альманаха", в котором публиковались свидетельства и воспоминания очевидцев произошедшей трагедии. В 1928 г. во Львове был основан Талергофский музей. В дни годовщин открытия лагеря во Львове русская общественность отмечала Талергофские дни памяти.

Позже, при советской власти такие мероприятия уже были невозможны. В межвоенной Польше, властям которой был выгоден раскол в среде восточных славян, людей, придерживающихся русского и украинского самосознания, в Галичине было примерно поровну, о чём свидетельствуют результаты переписи 1931 г.

А вот коммунистическая Москва нанесла по "старорусскому движению" окончательный и сокрушительный удар. Были закрыты все русофильские организации, большинство деятелей русофильского направления были либо репрессированы в уже советские лагеря, либо вынуждены бежать за границу. После переселения большинства поляков в границы ПНР, за пару десятков лет Коммунистическая партия и власти СССР смогли создать почти чисто украинскую Галичину — такую, о которой не решались даже мечтать радикальные украинские националисты предыдущих десятилетий.

Теперь на месте концлагеря расположен аэропорт Грац-Талергоф, и его поверхность столь же ровная, как и историческая память галичан.

Памятник жертвам Талергофской трагедии на Лычаковском кладбище во Львове

Ещё в 1934 г. на Лычаковском кладбище во Львове был установлен скромный памятник жертвам Талергофа, который можно видеть и сейчас. Однако к нему не ходят современные львовяне. Даже историки-выпускники местного истфака удивляются, когда что-то слышат о Талергофе. Он вычеркнут из памяти местных жителей. Тотальная украинизация, проведённая советской властью, не оставила места для этой памяти, ведь эта память сама по себе — мина под украинский национальный проект.

Грандиозный Талергофский съезд (15 000 участников) по случаю открытия памятника на Лычаковском кладбище во Львове в 1934 году

Впрочем, надо всё же отметить, что в начале октября 2004 г., накануне "Оранжевой революции", Верховная Рада Украины приняла постановление "Про 90-летие трагедии в концлагере Талергоф", в котором довольно честно о ней было сказано: "Тоді влада Австро-Угорщини скоїла репресії проти тих корінних громадян імперії, які вважали себе русинами як частиною єдиного руського народу". По этому документу предусматривалось проведение мероприятий для увековечивания памяти жертв террора. Дальнейшие события открыли новую страницу в истории современной Украины, когда ей стало уже совсем не до неудобных дат родной истории. 100-летие трагедии уже не вызвало на Украине никаких хотя бы просто формальных постановлений и официальных заявлений.

В России, к сожалению, память о первом европейском концлагере, предназначенном для перевоспитания пытками и умервщления людей, твёрдо придерживающихся русского самосознания и православной веры, также в наши дни актуальна лишь для очень небольшой части информированного общества. Старания немногочисленных активистов о просвещении россиян в истории этой трагедии и почитании её годовщин не достигли пока что чаемых результатов. Считается, что в целом погибших в ходе проведённого тогда террора было около 60 тысяч, хотя точных цифр назвать до сих пор невозможно. Но приходится признать, что этот геноцид оказался весьма успешным, что видно по его итогам.

Русофильству, православию и традиционной идентичности в Галичине и отчасти в соседних областях был нанесён сокрушительный удар. К сожалению, для современных деятелей украинского движения история того времени лишь свидетельствует об эффективности подобных мер.

События на Юго-Востоке показывают, что и в наши дни украинство может утверждаться на новых территориях именно через истребление "особо упорствующих". И в годовщину 100-летия Талергофа мы видим, как схожая по идеям и по методам кампания осуществляется в другом регионе Украины, уже на противоположном её конце. И если она окажется успешной, то спустя несколько десятилетий уже мало кто будет помнить, что прежде на Донбассе разговаривали по-русски.

Первая мировая война, несмотря на трагичность для всех европейских стран, включая Россию, обделена вниманием историков. Так получилось, что события почти 4-летней бойни в самом центре Европы наложились на переломные моменты в русской истории – падение монархии и октябрьский переворот 1917 года. Эти события долгие десятилетия оценивались исключительно как поворотные моменты для России, а войну вспоминали лишь косвенно. Заметно позднее широкие массы узнали о том, что Первая мировая – это еще и Брусиловский прорыв, взятие Эрзрума и Трабзона и многое другое, чем стоит гордиться. Однако в самом начале войны, в 1914 году, произошло страшное событие, о котором почти никто не знает – истребление русскоязычного населения в Галиции, на территории тогда еще Австро-Венгерской империи.

Ruposters проливает свет на геноцид русских на Украине столетней давности.

Русины и москвофилы

Галиция (многосоставная территория, которая состояла из т.н. Червонной Руси и Малой Польши) не всегда была регионом, враждебным России и русским, как можно подумать, глядя на события последнего времени. Сложно поверить в то, что в тех же городах, где разносится «кто не скачет, тот москаль», сто лет назад десятки тысяч людей открыто говорили о своей верности русскому языку, русской культуре и православию. Таких людей называли русинами, которых на территории Галиции насчитывались сотни тысяч человек. Они жили на своей исторической родине - на земле, которую населяли их предки многие века до этого, несмотря на то что к началу XX века Галиция уже более 100 лет принадлежала Австрийской империи. В 1772 году, в результате первого раздела Польши, Галиция отошла к Австрии.

Однако на протяжении более чем 700 лет земли современной Галиции и Прикарпатья были тесным образом связаны с Русью и Россией. Вплоть до середины XIV века эти земли считались частью единого государства, пусть уже и находившегося в состоянии раздробленности и под властью татаро-монгол. Пожалуй, последний крупный политик Руси в домонгольский период – Даниил Романович (Галицкий), который противостоял монголам и даже заключил соглашение с папой Римским в качестве «русского короля» в надежде на военную помощь в борьбе с монголами.

Ко второй половине XIX века русины населяли главным образом Восточную Галичину, Буковину (принадлежали Австрии) и Угорскую Русь (входила в состав Венгерского королевства). Тогда же в этих областях начинается русинское (или «москвофильское») возрождение, когда главными целями назывались возврат к общерусской культуре, осознание своей принадлежности к единому народу «от Карпат до Камчатки»: в крупных городах создавались общества, ориентированные на изучение русской культуры, стали выпускаться российские газеты и т.д. «Материковая» Россия ответила на это повышением внимания к проблеме «российского анклава» в Австрийской империи, а в 1902 году в Санкт-Петербурге было создано Галицко-русское благотворительное общество.

В последние мирные годы в России выходят сразу несколько работ, посвященных русинам и «российской Галиции в целом» («Галиция и Россия» - в 1914 году, «Что такое Галиция?» - в 1915 году), в которых подчеркивается близость коренного русского народа и русин, населяющих западные области современной Украины: «Кто же они, эти галичане, за которых льется кровь наших сынов и братьев, те-ли самые русские, что и мы, или другой славянский народ? На этот вопрос один только может быть ответ: да, это Русь, зарубежная Русь…» (Беликовский К., «Галиция, ее прошлое и настоящее», 1915 г.).

Возрождение русинов проходило не только на культурном уровне, но и в общественно-политической жизни Галиции. По свидетельству украинского (!) историка М.Грушевского, «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине, не говоря уже о закарпатской Украине, а народовство [пропольская партия – прим.Ruposters] конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами и культурными силами» (Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Донецк, 2002 г.). Современные исследователи подтверждают слова М.Грушевского, отмечая, что носители идеи «украинства» представляли собой в Галиции «абсолютное меньшинство» (Ульянов Н. Происхождение украинского сепаратизма. М., 1996).

Разогрев антирусских настроений

Кстати, Грушевский, помимо написания исторических трудов, был активным политическим деятелем. При поддержке австрийских властей он еще в 1899 г. организовал «Украинскую народно-демократическую партию», основу которой составило «украинофильское» униатское духовенство. Духовным наставником партии был митрополит Львовский Шептицкий, пламенный защитник именно украинского населения Галиции, который являлся тайным советником по «украинским делам» императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. Примечательна дальнейшая судьба митрополита: в 1939 году он неудачно попытался провозгласить независимость Карпатской Украины, а в 1941 году приветствовал вступление войск Германии на Украину и поддержал ОУН Бандеры. После взятия Киева немцами митрополит направил поздравительное письмо Гитлеру: «Я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре - Киевом!» Вот такие люди занимались «украинизацией» Галиции на рубеже XIX-XX веков.

Украинская партия Галиции всячески стремилась оправдать высокое доверие австрийцев. Еще до начала мировой войны в националистической газете «Дiло» часто можно было встретить следующие пассажи: «Москвофилы ведут изменническую работу, подстрекая темное население к измене Австрии в решительный момент и к принятию русского врага с хлебом и солью в руках» («Дiло», 19.11.1912).

Непосредственно перед войной австро-венгерские власти начали кампанию, направленную против русин. Чаще всего их обвиняли в шпионаже в пользу России. В 1910 г. австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций в крае, а в 1913 г. в Угорской Руси начинается Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 человек приговорили к тюремным срокам за переход в православие. В 1911 году намеcтник Галичины М.Бобжинский заявил в галицком сейме, что он «борется против «русофильства» потому, что оно является опасным для государства». Стали создаваться списки политически неблагонадежных граждан, куда с австрийской педантичностью заносились все русины, которые «скомпрометировали» себя: говорили по-русски, поддерживали своих представителей в сейме или просто идентифицировали себя русскими. Основу таких списков составляли «ревностные русофилы», за которыми следовало «зорко следить, в случае чего - арестовать».

Всё это было подготовкой к полномасштабной трагедии для русин, которая пришлась на время войны. Австрийские власти, играя на противоречиях между украинским и русским населением, всячески поощряли «информирование» о неблагонадежных, зачастую материальным вознаграждением. Так, судя по официальному австрийскому «Воззванию к полякам, украинцам и евреям» от 1915 года, «доставление лица, которое будет уличено в шпионстве или пропаганде москвофильства», вознаграждалось суммой «50-500 крон». В результате довольно быстро удалось наладить контакт с местным населением и зачастую его руками решать «русинский вопрос». В.Ваврик, бывший узник Талергофа, в своей книге «Галицкая Русь в 1914 году» приводит такое свидетельство: «В с. Запытове, по доносу Хомяка, австрийцы выгнали людей из села в чистое поле, повязали веревками и так гоняли их весь день, а под вечер повесили 15 человек». Зачастую арестовывались целые села.

Начало геноцида

С началом войны в августе 1914 года силовые действия в отношении русин приобретают массовый характер. Официальные власти Австро-Венгрии уже не задумываются о соблюдении даже формальной законности, оправдывая всё военным временем. Тот же В.Ваврик описывает случившееся в селе Цуневе Городского уезда как пример антирусского террора, охватившего Галицию в 1914 году: «Австрийские вояки арестовали 60 крестьян и 80 женщин с детьми. Мужчин отделили от женщин и поставили их у деревьев. Солдат-румын забрасывал им петлю на шеи и вешал одного за другим. Через несколько минут остальные солдаты снимали тела, а живых докалывали штыками». В русскоязычной прессе периодически публиковались свидетельства убийств русин. Убивали жестоко: в селе Речках «повесили крестьянку Поронович за то, что она, узнав в Угнове о приближении русской армии, сказала об этом своим соседям» («Прикарпатская Русь», 1914 г. №1432); в другой деревне жандармы «устроили охоту на крестьян, когда они выходили из церкви после Богослужения», арестовав около 30 человек. А 74-летний крестьянин Михаил Зверок рассказал впоследствии, что его арестовали 24 августа по доносу одного из односельчан - «за то, что читал газету «Русское Слово» («Талергофский альманах», 1924, С.35).

Особняком стоит трагедия в Перемышле, произошедшая 15 сентября 1914 года. В тот день прямо на улицах города толпа местных жителей забила насмерть 44 арестованных «москвофила», в основном крестьян и представителей духовенства. Среди погибших была Мария Мохнацкая, 17-летняя дочь священника. Судьба ее семьи – характерный пример того, что происходила с целыми семьями русин Галиции: ее отец, о.Игнатий, находился в австрийском плену и умер сразу после своего возвращения, а брат был расстрелян австрийцами в 1915 году.

Первый концлагерь для русских

Уже в первые недели войны, в августе 1914 года, все тюрьмы Львова были заполнены русинами (более 2000 человек), которых обвиняли в шпионаже в пользу Москвы. Встал резонный вопрос, что делать дальше с пораженным в правах населением (никто австрийского подданства русинов не лишал!). В результате австрийцы нашли невиданное для истории Европы решение – был создан первый на континенте концентрационный лагерь Талергоф, который заполняли по этническому принципу. Лагерь находился рядом с железнодорожной станцией Абтиссендорф, а сейчас на этом месте … военный и гражданский аэропорт Граца (Австрия). Именно Талергоф стал прототипом для нацистских концлагерей типа Дахау, Освенцима, Бухенвальда и других. Кроме Талергофа, были созданы и другие лагеря, наиболее известным из которых является Терезин – в Северной Чехии, недалеко от Праги.

Однако осенью 1914 года, когда в Талергоф стали прибывать первые составы из Галиции с арестованными русинами, непосредственного лагеря еще не существовало – не было даже бараков, и люди (самому младшему узнику было всего несколько месяцев, старшему – 91 год) вынуждены были первое время спать в буквальном смысле на земле, используя подручные средства для обустройства быта. Лагерной администрацией не предоставлялась даже посуда. Пили и ели из найденных старых банок. По свидетельствам бывших заключенных (на их рассказах и показаниях были основаны 4 тома «Талергофского альманаха», который издавался в 20-30-е годы), питание было очень скудным: «Утром получали отвар из фасоли, в полдень – такую же похлебку из свеклы. Иногда – соленую репу и кусок селедки». В результате в первую зиму от тифа, голода и других заболеваний погибло более 1100 человек. Эти цифры озвучил в 1918 году депутат австрийского парламента Сигизмунд Лясоцкий. Только после этого администрация лагеря силами заключенных разрешила строительство бараков и прочей «инфраструктуры».

По словам прошедших лагерь, имелась возможность досрочно выйти из заключения. Сделка заключалась в следующем – надо было всего лишь подписать справку о превращении из русина в украинца: «Когда находился я уже в IV бараке, какой-то «украинец» нам кликнул: «Кто из панив хоче выйти из Талергофа, хай впишется сейчас у мене на укр. листу, то выйде» («Талергофский альманах», 1932 год, С.109). В брошюре В.Шульгина «Украинствующие и мы» (1939 г.) приводятся слова из выступления отца Иосифа Яворского из села Ляшкова, депутата на Сейме в Варшаве, который также коснулся роли украинцев в преследовании русин: «Еще в 1911–1912 г.г. многие представители Украинского Клуба в Австрийском парламенте, паче всех Василько и Кость Левицкий, старались всеми силами доказать австро-немецкому правительству, что они являются верноподаннейшими сынами и защитниками Австрии, а все русские организации и общества, то наибольшие враги австрийского государства. Эта лояльность украинцев ввиду Австрии породила кровь, муки, терпение русского народа и Талергоф».

Всего через Талергоф прошло от 20 000 до 30 000 человек, которых обвиняли только в том, что они называли себя «русинами» и православными. Погибло в лагере, по разным данным, от 2000 до 3500 человек. Преследование русин закончилось только 10 мая 1917 года, когда новый император Австро-Венгрии Карл I принял решение отказаться от практики этнического геноцида, и лагерь был закрыт. В своем рескрипте император написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ними».

И на долгие десятилетия память о трагедии Талергофа была вычеркнута из исторической памяти Европы. Только в 2003 году на месте лагеря и братского захоронения русин была установлена мемориальная доска в память о жертвах Талергофа. Что характерно, написана она на 3 языках: немецком, английском и … украинском.

Украинцы – друзья Австрии

Те русины, что сумели спастись от смерти или ареста в 1914 году, из-за отступления русской армии из Галиции и Закарпатья в 1915 году и преследований со стороны австрийских властей вынуждены были удариться в бегство. Только за последнюю неделю до ухода из Львова канцелярией генерал-губернатора было выдано более 10 000 пропусков русинам. Пропуска выдавались мужчинам, куда они уже вписывали остальных членов семьи. Фактически число официальных беженцев составило как минимум 40-50 тысяч человек. При этом значительное число русин покидали свои дома без получения справок и пропусков. Реальное число беженцев из Галиции могло приблизиться к 100 000 человек.

И бежавшим было чего опасаться. Комендант Львова Ф.Римль в секретном рапорте писал о том, что «галицийские рycскиe разделяются на две группы: а) руссофилов (Russofil) и б) yкpaинофилoв (0esterreicher)». Он отвергал мнение о наличии «умеренных русофилов»: «Мое мнениe подсказывает мне, что все «русофилы» являются радикальными и что их следует бeспoщадно уничтожать». Интересно мнение австрийского наместника и об украинцах: «Украинцы являются друзьями Австрии и под сильным руководством правительственных кругов мoгут сделаться честными aвcтpийцaми. Пока что украинская идея не совсем проникла в русское простонародье, тем мeнеe замечается это в российской Украине. При низком уровне просвещения украинского мужика не следует удивляться, что материальные соображения стоят у него выше политических соображений».

Трагедию в Галиции и Закарпатье в 1914-1917 годах нельзя назвать ничем иным, кроме как геноцидом и этнической чисткой. В те годы такие термины еще не были в ходу, да и сама тема была неудобной для многих участников войны. Она стала постепенно забываться. Да, масштабы уничтожений в период Второй мировой войны были несравнимы выше тех, что произошли в годы Первой мировой, но для истории принципиальное значение имеет прецедент. И то, что было сделано с русскими, находящимися вдали от своей исторической Родины, в 1914-1917 годы стало предвестником событий 40-х. Читая и размышляя о бесчеловечных нацистских репрессиях в отношении целых народов, важно помнить, что современный неонацизм начинался во Львове, Перемышле и Граце. И во многом потому, что его решили «не замечать», спустя 20 лет произошла трагедия - еще более масштабная и бесчеловечная.
Источники -