Первые летательные аппараты.

Холодная война — это исторический период с момента окончания Второй Мировой войны и до краха Советского Союза, когда две крупные сверхдержавы состояли в военно-политической конфронтации. Хотя холодная война была основана на противостоянии двух конкретных государств, она считается глобальной, так как втянуты в гонку оказались практически все державы мира.

Вторая мировая война, несмотря на свой разрушительный характер, тем не менее, дала толчок к созданию улучшенных систем вооружений, изучению дополнительных способов защиты и привела к новым мировым открытиям.

После окончания второй мировой войны и победы над Гитлером выделились две самые масштабные и сильные сверхдержавы — это СССР и США. Соперничество между странами проявлялось во всех сферах жизни и затрагивало экономику, политику, науку и идеологию. То, что появлялось у одного государства, мгновенно перетягивалось во второе с новыми улучшениями и идеями. Таким образом, у обеих держав появились сильнейшие органы управления и охраны: это американский НАТО и советский ОВД, оба государства занимались успешной разработкой ядерного оружия, активно развивали военную экономику, разрабатывали все новые средства защиты и нападения, а также выступали в качестве третьих сторон во всех возникающих военных схватках и конфликтах. Это были времена ожесточенного соперничества, скрытых конфликтов, шпионов и засланников, тайных шифров и великих научных достижений.

Причинами возникновения холодной войны стали:

  • нацеленность США на мировое господство;

Цель США была довольно понятна — ослабленные Европейские державы не могли занять пальму первенства, так как на установление привычного уклада требовалось колоссальное вложение времени и финансов. Третьи же страны мира еще были слишком неразвитыми, чтобы соперничать с сильной, современной и инновационной Америкой. США решили использовать это как шанс захвата мировых территорий и объединения всех народов под американской идеологией.

  • разница идеологий, пропагандируемых США и СССР.

В первую очередь в основе различий лежала идеология и пропагандируемый образ жизни. Взгляды коммунистического Советского Союза прямо противостояли ценностям и моралям капиталической Америки. Победа над нацистской Германией принесла Советскому Союзу небывалую славу и величие. Опасаясь распространения коммунизма, США откровенно заявила о своих правах и развернула конфликт с Советским Союзом.

Почему державы не перешли к открытым военным действиям?

Основным сдерживающим фактором послужило наличие ракетно-ядерного оружия у обеих держав в огромном количестве. Открытые военные действия между двумя мировыми лидерами неизбежно привели бы к полному уничтожению Земли.

Победитель в гонке

Итоги холодной войны оказались неоднозначными и в некотором смысле даже противоречивыми.

Если говорить конкретно о двух противниках, холодная война была завершена с развалом Советского Союза в 1991 году. Послевоенная экономическая система СССР не выдержала гонки вооружений. Слишком быстрый скачок развития и резкая модернизациях всех действующих государственных предприятий страны привели к развалу государства на отдельные автономные державы. Коммунистическая идеология и политика Сталина оказались неприемлемыми для многих участников СССР, в ходе чего социалистический лагерь развалился.

Россия оказалась прямой преемницей СССР и сохранила свой статус ядерной державы и место в ООН. США остались единственной сверхдержавой, и американские ценности и идеология жизни постепенно начали внедряться на территорию постсоветского пространства.

Однако в ходе холодной войны было совершено два значимых для мирового развития открытия: ядерное оружие и первый полет в космос. И хотя СССР и нельзя назвать победителем в гонке, роль ученых и их открытий в мировом опыте бесценны, космическая гонка между США и СССР принесла миру невероятные достижения.

О первом полете человека в космос

Космос на протяжении долгих столетий будоражил ума ученых и казался недосягаемым. Однако научный прогресс позволил сделать первые шаги в начале ХХ века. Продуктивные освоения космоса начались с запуска на орбиту скандально известных Белки и Стрелки, которые стали первыми мировыми космонавтами и покорителями космического пространства. Меньше года спустя после этого события советские ученые отважились на первый запуск человека в космос. 12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин отправился бороздить просторы космоса на космическом корабле. Время нахождения Гагарина в космосе составило целых 108 минут, что было невероятно по тем меркам. Первый полет человека в космос признан колоссальным успехом и достижением советских ученых, а 1961 год стартом освоения новых неизведанных территорий невесомости и триумфом человеческого сознания над неизвестной материей.

Как же это было?

История первого полета в космос неодназначна, газеты во многом приукрасили события. И хотя подвиг Гагарина не ставится под сомнение, многие неточности полета были вскрыты лишь впоследствии. Первая космическая ракета тщательно разрабатывалась и простраивалась в течение 50 лет, проходя множество осмотров, тестирований и испытаний. Космодром Байконур стал отправной точкой первого космического полета.

Юрий Гагарин совершил полет вокруг орбиты земли, преодолев 41 000 км. Молодой летчик-космонавт стал одним из самых уважаемых людей общества, а также кумиром для сотни молодых людей, мечтавших вслед за ним покорить космос. Не смотря на тщательную продуманность и запланированность первого полета, в ходе него произошло множество непредсказуемых событий. Например, перед выходом в атмосферу Земли в корабле произошел собой, из-за чего он кувыркался в течение 10 минут. Приземление под Саратовом также не было запланировано, космонавт промахнулся на 2800 км. 12 апреля 1961 года официально признанная дата, когда отмечается День Космонавтики .

Первый выход человека в открытый космос

Вторым серьезным шагом к освоению космоса стал выход человека в пространство открытого космоса. Данная миссия была возложена на экипаж космического корабля «Восход-2», который состоял из Александра Беляева и Алексея Леонова.

Следующий целью советских ученых стал выход человека в открытый космос. В марте 1965 года космический корабль «Восход-2» унес в космическое пространство экипаж корабля , который состоял из П.А. Беляева и А.А. Леонова. 18 марта Алексей Архипович Леонов осуществил выход в открытый космос, космонавт покинул корабль и удалился от корабля на 5 метров. Время, проведенное в открытом космосе, составило 12 минут, 9 секунд.

Фото улыбающегося Леонова в космическом шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, добавляя известности советскому союзу. Однако мало кто знал, каких усилий стоили космонавтам тренировки перед полетом, а ученым - построение оснащенного корабля и скафандров.

Специально для «Восхода-2» были разработаны специальные скафандры под названием «Беркут», в которых космонавты могли бы покинуть территорию корабля и остаться в живых. «Беркут» имел дополнительный герметичный слой, а на спине располагался ранец с запасом кислорода. Скафандр было достаточно объемным и тяжелым, так что космонавтам пришлось пройти дополнительную подготовку.

Касательно поведения человека в открытом космосе ученые строили множество теорий. Большинство из которых основывались на невозможности нахождения человека в открытом космосе: космонавт будет либо лишен возможности двигаться, либо приварится к кораблю, либо попросту сойдет с ума. Однако пессимистичные теории не оправдались, в назначенный час икс, Леонов оттолкнулся от корабля и мягко выплыл в открытый космос. Чувствовал себя космонавт хорошо, о чем свидетельствовал его доклад , Леонов полностью выполнил всю запланированную программу. С возвращением на корабль возникли трудности, так как раздувшийся в невесомости скафандр не позволял Леонову пробраться в шлюз. Леонов самостоятельно принял решение понизить давление в «Беркуте» и ринулся в шлюз головой вперед. При возвращении на Землю произошло происшествие — система корабля дала сбой, и космонавтам пришлось перейти на ручное управление. Посадка ракеты произошла в глуши пермских лесов, оперативной группе удалось спасти обоих героев. Первый выход человека в открытый космос был успешно завершен, а Алексей Леонов навсегда внес свое имя в историю космонавтики. Газеты дали СССР новое имя — космическая сверхдержава .

Первый полет женщины в космос

Валентина Владимировна Терешкова первый женщина-космонавт , отправившаяся в неизведанную космическую стихию. В июне 1963 года Валентина на корабле «Восток-6» 45 раз облетела вокруг Земли, проведя в космосе 71 час.

Проведенные в космосе часы стали далеко не самыми счастливыми в жизни женщины, так как корпус самого корабля был крайне тесным и неудобным, а в ходе полета выявилось множество недочетов системы. Кроме этого полет был чрезвычайно рискованным, никто из ученых не обладал точными данными о последствиях влияния космоса на женский организм и здоровье.

Итоги достижений

Космическая гонка — одно из ключевых «сражений» холодного противостояния двух сверхдержав. В течение 18 лет СССР и США активно боролись за право первенства в научных достижениях и освоении космоса.

Вот десять самых признанных космических достижений:

  1. Разработка и построение первой космической ракеты.
  2. Впервые созданные и запущенный в космос искусственный спутник Луны.
  3. Первое существо (собака), отправленное на земную орбиту.
  4. Первое животное-космонавт, запущенное на орбиту Земли.
  5. Запуск искусственного спутника Солнца и старт изучений нашей звезды.
  6. Станция на Луне.
  7. Человек впервые на просторах космоса.
  8. Первый проход по открытому космическому пространству.
  9. Построение моста между двумя планетами.
  10. Первый эксперимент с живыми растениями и существами во время облета Луны.
  11. Станция на Марсе.

12 апреля 1961 года мир был потрясен сообщением о том, что Советский Союз совершил первый полёт в космос. Был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком на борту, пилотируемый Юрием Алескеевичем Гагариным.

Эта дата навсегда вошла в историю человечества. 108 минут длился первый космический полет. В наши дни, когда совершаются многомесячные экспедиции на орбитальных космических станциях, он кажется очень коротким. Но каждая из этих минут была открытием неизвестного.

Полет Юрия Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия — космонавт. В этой статье поделимся с Вами малоизвестными фактами о первом полёте в космос.

Тайна советской космонавтики. До Гагарина погибло три космонавта

Ветераны космоса говорят, что триумфальная советская космическая программа, кульминацией которой стал первый полет Юрия Гагарина в космос, была омрачена несколькими трагедиями, которые хранились в тайне от россиян и всего мира.

Бывший главный инженер Экспериментального конструкторского бюро номер 456 города Химки Михаил Руденко сказал, что тремя первыми жертвами стали летчики-испытатели, вылетевшие во внешние слои атмосферы по параболическим траекториям, — это значит, что они полетели вверх, а потом рухнули вниз, так и не облетев Земли.

«Все трое погибли во время полетов, но их имена не были обнародованы»

— сказал Руденко. Он сообщил имена погибших: Ледовских, Шаборин и Митков погибли в 1957, 1958 и 1959 гг. По словам Руденко, смерть летчиков-испытателей заставила советское руководство создать специальную школу подготовки пионеров космоса. «Они решили уделить подготовке более серьезное внимание и создать особый штат космонавтов», — сказал он.

И это не говоря уже о том, что трагедии происходили не только в космосе, но и на Земле: во время одной из тренировок прямо в сурдокамере (экспериментальной камере с низкой гравитацией) погиб Валентин Бондаренко – самый молодой кандидат в космонавты. Ирина Пономарева, космический эксперт Института проблем биологии и медицины, участвующая в работе над космической программой с 1959 года, говорит — «Мы пытались создать условия, с которыми космонавт столкнется на орбите, но в камере возник пожар, Спасти Бондаренко было невозможно. Это единственное, что я помню».

Первые полёты в космос. Запуск животных

Надо сказать, что Белка со Стрелкой и Юрий Гагарин, далеко не первые живые существа, покорившие территорию невесомости. До этого там побывала собака Лайка, полет которой готовился 10 лет и закончился печально – она погибла. Летали в космос и черепахи, мыши, обезьяны. Самые яркие полеты, а их было всего три, совершила собачка по кличке Жулька. Два раза она стартовала на высотных ракетах, третий – на корабле, который оказался не таким совершенным и давал технические сбои. Судно, не могло достигнуть орбиты, и было рассмотрено решение его уничтожить. Но снова происходят неполадки в системе, и корабль раньше срока возвращается домой падением. Обнаружен спутник был в Сибири. Никто не надеялся на успешный исход поиска, не говоря уже о собаке. Но пережив страшную аварию, голод и жажду Жулька спаслась и прожила еще 14 лет после падения.

23 сентября 1959 года прямо на старте взорвалась ракета, на борту которой были собаки Красавка и Дамка. 1 декабря запуск прошёл более удачно: собаки Пчёлка и Мушка благополучно перенесли старт, однако из-за того, что траектория спуска в конце полёта оказалась слишком крутой, корабль сгорел вместе с находившимся в нём животными

Обычно в космос отправляли дворняг, потому что породистые собаки слишком нервные

— говорит Владимир Губарев, научный журналист, освещавший 50 космических полетов.

Три сообщения о первом полёте в космос


Незадолго до полёта в космос было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Интересно, что также были заготовлены три текста сообщения ТАСС о первом полете человека в космос:
- на случай успешного полета
- на случай пропажи космонавта и необходимости организации его поисков
- на случай катастрофы.
Все три сообщения были запечатаны в специальные конверты под номерами 1, 2, 3 и отправлены на радио, телевидение и ТАСС.
СМИ получили четкое указание 12 апреля 1961 года вскрыть лишь тот конверт, номер которого укажут из Кремля, а оставшиеся сообщения немедленно уничтожить.

Стихи при первом полёте в космос

Юрий Гагарин в одном из многочисленных интервью признавался, что во время полёта в космос он вспоминал стихи любимого поэта Сергея Есенина. Во время встречи с деятелями культуры, которая состоялась спустя неделю после первого в мире полета в космос , Гагарин на книге со стихами любимого поэта оставил такую запись:

«Люблю стихи Сергея Есенина и уважаю его, как человека, любящего Россию-мать»

Эта уникальная книга находится в центре экспозиции «О Русь, взмахни крылами!..»в Московском Государственном музее С.А.Есенина.

Аудио запись, стенограмма первого полёта

Разговор Гагарина и Королева во время первого полета в космос. Стенограмма сокращеная.

Начало 1960-х гг. пришлось на космическую гонку США и СССР. Основной целью являлся запуск человека в космическое пространство с помощью пилотируемых аппаратов. Для этого в 1960 г. в Советском Союзе был создан . Из этой группы было выделено двое – Юрий Гагарин и Герман Титов. Окончательно для первого полета специальной комиссией был утвержден Ю. Гагарин; Г. Титов назначен запасным космонавтом. В первую очередь, он должен был выяснить, как невесомость повлияет на психическое и эмоциональное состояние человека, участвующего в космическом полете.

Подготовка первого запуска началась ранним утром. Когда одетый в скафандр Гагарин вышел из автобуса, который его привез, работники космодрома попросили у него автографы. Раздав их, космонавт быстро занял свое место в космическом корабле «Восток-1».

Подготовка Юрия Гагарина к полету в космос. Источник: riverfishing.ru.

Старт корабля «Восток-1» был произведен 12 апреля 1961 г. в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Через четырнадцать минут Гагарин, используя свой позывной «Кедр», доложил о наступлении состояния невесомости.

В 9:22 радиосигналы советского космического корабля были замечены персоналом американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Они в течение пяти минут отправили шифровку в Пентагон, однако через полчаса, когда Ю. Гагарин пролетал над Северной Америкой, уже ТАСС сообщил о запуске «Востока-1». Скоро сотни корреспондентов из разных стран фактически штурмом брали здание Телеграфного агентства.


Приборная панель корабля «Восток-1» Юрия Гагарина. Источник: wikimedia.org.

В 10:25 на «Востоке» включилась тормозная двигательная установка, после чего корабль пошел на спуск. Через полчаса аппарат с космонавтом приземлился в районе села Смеловка Саратовской области. С момента включения тормозной двигательной установки до приземления корабль пролетел около 8 тыс. км. Вскоре к месту приземления прибыл вертолет с поисковой группой.


Макет космического корабля «Восток-1».

51°16′14″ с. ш. 45°59′50″ в. д. H G Я O L Длительность полёта 1 час 48 минут Количество витков 1 Пройденное расстояние 41 тысяча км. Апогей 302 км Перигей 175 км Наклонение 65,0° Период обращения 89,2 минуты Масса 4725 кг NSSDC ID 1961-012A SCN Полётные данные экипажа Членов экипажа 1 Позывной «Кедр» Посадка 1 Место посадки к северо-западу от д. Смеловка (Саратовская обл.) Длительность полёта 1 час 48 мин. Количество витков 1 Фотография экипажа Связанные экспедиции
Предыдущая Следующая
Спутник-10 Восток-2

«Восток-1» («Восток» ) - космический корабль из серии «Восток », первый космический аппарат, поднявший человека на околоземную орбиту .

Экипаж

  • Экипаж корабля - Юрий Алексеевич Гагарин
  • Дублирующий экипаж - Герман Степанович Титов
  • Экипаж поддержки - Григорий Григорьевич Нелюбов

Выбор космонавта

Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике С. П. Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало - это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации.

С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты - люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, возраст - около 30 лет, рост - не более 170 см, вес - до 68-70 кг .

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н. С. Хрущёв . По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток» , которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев . Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт , подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным :

«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Н. П. Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина , а Титова утвердить запасным космонавтом.

Конструкция

  • Масса аппарата - 4,725 т;
  • Диаметр герметичного корпуса - 2,2 м;
  • Длина (без антенн) - 4,4 м;
  • Максимальный диаметр - 2,43 м.

В мае 1959 года по инициативе заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Д. Ф. Устинова было принято решение Совета Министров СССР об утверждении разработки пилотируемого комплекса «Восток».

Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью носителя «Восток»

Связь

С космонавтом устанавливалась и поддерживалась двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляли 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производилось наблюдение за состоянием космонавта во время полёта.

Опасения за космонавта

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление.

Советские психологи, не зная достоверно, как будет себя вести человек при длительном воздействии невесомости, допускали, что космонавт может потерять над собой контроль и захочет вести корабль вручную, поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Подразумевалось, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи вменяемым. Однако перед полётом Гагарину всё же сказали этот код .

Ход миссии

Время (МСК) Событие Переговоры
Перед стартом:
03:00 На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал главный конструктор Сергей Павлович Королёв.
5:30 Евгений Анатольевич Карпов вошёл в спальню и потряс Гагарина за плечо: «Юра, пора вставать…» Поднялся и Герман Титов. Доктор удовлетворенно покачал головой - космонавты были бодры. После физзарядки был завтрак. Космонавты с удовольствием отведали мясного пюре, потом черносмородинового джема и кофе.
06:00 Началось заседание Государственной комиссии. Оно было очень коротким: «Всё готово». После заседания было окончательно подписано полётное задание Космонавту № 1.
06:50 Гагарин вышел из автобуса. Многие провожающие знали его лично. Всех охватило волнение. Каждый хотел на прощанье обнять первого Космонавта.
Циклограмма запуска :
07:10 голос Гагарина появился в эфире.
08:10 объявлена 50-минутная готовность.
08:30 объявлена 30-минутная готовность.
08:50 объявлена 10-минутная готовность. Вас понял - объявлена десятиминутная готовность. Гермошлем закрыт. Все нормально, самочувствие хорошее, к старту готов.
09:00 объявлена минутная готовность. Королев: Минутная готовность, как вы слышите?

Гагарин: Вас понял - минутная готовность. Занял исходное положение…

09:01:51 команда «Минутная готовность»
09:03:00 команда «Ключ на старт»
09:03:06 команда «Протяжка-1»
09:03:16 команда «Продувка»
09:03:51 команда «Ключ на дренаж»
09:05:51 команда «Пуск»
09:06:41 команда «Протяжка-2»
09:06:51 команда «Зажигание»
09:07 включение зажигания Королёв: Даётся зажигание, «Кедр».

Гагарин («Кедр»): Вас понял - даётся зажигание.
Королёв: Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъём!
По громкой связи космонавт кричит: Поехали!

Полёт:
09:09 отделение первой ступени
09:22 Радиосигналы советского космического корабля запеленгованы американской радарной станцией Шамия
09:52 получение данных по полученным данным с борта космического корабля «Восток-1», космонавт, находясь над Южной Америкой , передал: Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо.
09:57 Гагарин передал, что пролетает над Америкой.
10:15 получение данных пролетая над Африкой , передал с борта космического корабля «Восток-1»: Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо.

Перед стартом

Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах . Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру - Главному научному советнику президента Кеннеди . Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.

Спуск и посадка

В 10:25:34 (МСК), после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка (ТДУ). В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.

Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области , неподалёку от Энгельса , к северо-западу от села Смеловка .

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин.

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королёвского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия ». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки. Сейчас спускаемый аппарат выставляется в павильоне «Космос» ВДНХ .

Международная реакция

Главы государств

В Кремль шли поздравления и от руководителей западных стран .

  • Президент США Джон Кеннеди написал: «народ Соединенных Штатов разделяет удовлетворение народа Советского Союза в связи с благополучным полётом астронавта, представляющее собой первое проникновение человека в космос. Мы поздравляем Вас и советских ученых и инженеров, сделавших это достижение возможным. Я выражаю искреннее пожелание, чтобы в дальнейшем стремлении к познанию космоса наши страны могли работать вместе и добиться величайшего блага для человечества»;
  • Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан , поздравляя Н. С. Хрущёва «по случаю величайшего успеха ваших учёных, техников и астронавтов в осуществлении полёта человека в космос», назвал происшедшее «историческим событием»;
  • Президент Франции Шарль де Голль писал, что «успех советских учёных и астронавтов делает честь Европе и человечеству».

Историческое значение

Полёт Юрия Гагарина часто сравнивают с такими важными событиями, ставшими историческими вехами, как плавание Христофора Колумба , приведшее к открытию Америки , или первый перелёт через Атлантический океан , совершённый Джоном Алкоком и Артуром Брауном.

В Советском Союзе успешное осуществление первого пилотируемого космического полёта также рассматривалось как большой триумф в холодной войне против Соединённых Штатов .

Запуск космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года подтвердил высокий технический и научный уровень СССР и ускорил развитие космической программы в США . Полёт показал возможность нормального пребывания человека в космическом пространстве . Юрий Алексеевич Гагарин стал одним из самых известных людей планеты .

August 23rd, 2014

Братья Райт — два американца, которые изобрели и построили первый в мире самолет, способный к полету. 17 декабря 1903 года произошел первый полет человека на самолете — первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.

Вспомним, как это было.

Как и многие гении, Братья Райт не были звездами в образовании. Так, они посещали среднюю школу, но не получили дипломы об ее окончании. В 1892 братья открыли мастерскую по ремонту и магазин велосипедов, а затем и начали производство велосипедов под собственной торговой маркой в 1896 году. Заработанные на своем предприятии деньги они использовали для финансирования своих авиационных опытов.

Слева — О́рвил Райт, справа — Уи́лбур Райт. Им было 34 и 38 лет в 1905 году соответственно.

В 1896 году произошло три важных события в мировой авиации. В мае Секретарь Смитсоновского института Самуэль Пирпонт Лэнгли совершил успешный запуск беспилотного самолёта с паровым двигателем. Летом инженер из Чикаго и известный авиатор Октав Шанют нанял несколько молодых людей, которые испытывали различные типы планёров над песчаными дюнами по берегу озера Мичиган. В августе Отто Лилиенталь погиб при крушении своего планёра. Эти события произвели большое впечатление на братьев

Мастерская в магазине велосипедов братьев Райт, 1897 год.

Несмотря на трагическую судьбу Отто Лилиенталя, братья Райт приняли его стратегию: эксперименты с планирующим полётом, в которых испытывались системы управления полётом, до осуществления первого полёта с двигателем. В начале своих экспериментов они определили управление как нерешённую третью часть «проблемы полёта». Они полагали, что накоплены уже достаточные знания и опыт для решения других двух проблем — подъёмной силы и двигателей. И этим они резко отличались от более опытных современных им авиаторов, которые строили мощные двигатели, прикрепляли их к корпусам летательных аппаратов, оборудованными неапробированными средствами управления, и пытались подняться в воздух без предварительных лётных испытаний.

Основываясь на наблюдениях, один из братьев, Уилбер заключил, что птицы изменяют угол окончаний своих крыльев, чтобы заставить своё тело повернуть вправо или влево. Братья решили, что это также будет хорошим способом для летающего аппарата для поворотов — создать «крен» или «наклон» в сторону поворота, точно так же как это делают птицы — и точно так же, как велосипедисты: с таким опытом братья были хорошо знакомы.

В основе проекта первого полноразмерного планера братьев Райт лежали работы их предшественников: планёр-биплан Шанюта-Херринга, который совершал успешные полеты в 1896 году около Чикаго; данные о подъёмной силе, опубликованные Лилиенталем. Стойки между крыльями их планёра были окружены тросами в их собственной модификации.

В 1902 году братья Райт совершили огромный шаг вперёд и произвели основные испытания в аэродинамической трубе на 200 крыльях различных форм и профилей, которые сопровождались глубоким тестированием 38 из них.

Первые полёты планёр братьев Райт 1902 года совершал как непилотируемый воздушный змей. Работа с аэродинамической трубой оказалась весьма полезной: подъёмная сила планёра соответствовала расчётной. Новый планёр также имел новую особенность: жёсткий вертикальный руль, который должен был устранить ряд возникавших ранее проблем.

С помощью нового метода управления Райт впервые достигли истинного контроля своим аппаратом, это произошло 8 октября 1902 и стало важнейшим изобретением в истории авиации. В сентябре и октябре они совершили от 700 до 1 000 полётов, самый длительный из которых продолжался 26 секунд, а его дальность составила 190 м. Сотни хорошо управляемых полётов после установки убедили братьев начать строить летающий аппарат тяжелее воздуха с двигателем.

В 1903 году братья Райт построили оснащённый двигателем Флайер-1 (на фото ниже), материалом которому послужил обычный для аппаратов Райт конструкционный материал — ель, крепкое и лёгкое дерево. Они также разработали и изготовили деревянные пропеллеры, а также бензиновый двигатель, изготовленный в их магазине велосипедов.

Уилбур Райт за штурвалом поврежденного Флайер-1 после неудачного полета 14 декабря 1903 года.

Современные испытания в аэродинамической трубе пропеллеров образца 1903 года показали, что они имели КПД более 75 % в условиях первых полётов, а фактически имели максимальный КПД 82 %. Это очень большое достижение, учитывая, что современные деревянные пропеллеры имеют максимальный КПД 85 %.

Первый полёт совершил Орвилл, он пролетел 36.5 метров за 12 секунд, этот полёт был зарегистрирован на известной фотографии (ниже). Следующие два полёта были длиной около 52 и 60 метров, совершённые Уилбером и Орвиллом соответственно. Их высота была около 3 метров над уровнем земли.

Первый полет человека на самолете. Это первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 года, пилотирует Орвилл, Уилбер — на земле. Фотография Джона Т. Дэниелса со спасательной станции Килл Дэвил Хиллс, использован фотоаппарат Орвилла на треножнике.

Крупнейшим фундаментальным достижением братьев Райт было открытие ими 3-х осей вращения самолёта, что позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта. Этот метод стал основным, и таковым остаётся до настоящего времени для всех типов самолётов.

В 1904 году братья Райт построили Флайер-II (на фото) и устроили аэродром в Прерии Хаффмана, пастбище коров в 13 км к северо-востоку от Дейтона в штате Огайо.

В 1905 братья построили новый «Флайер-III», в котором были сделаны важные усовершенствования, которые значительно улучшили стабильность и управление, подготовив базу для серии из шести «длинных полётов» продолжительностью от 17 до 38 минут и дальностью от 20 до 39 км по 1,4-км маршруту вокруг Прерии Хаффмана с 26 сентября по 5 октября. Уилбер совершил последний и самый длинный полёт, дальностью 39,4 км за 38 минут и 3 секунды, заканчивающийся безопасной посадкой после того, как закончилось топливо.

Братья Райт, безусловно, принимали меры для того, чтобы внимание к их полётам было минимальным. Опасаясь, что конкуренты воспользуются их идеями. Они писали в правительство США, а затем Великобритании, Франции и Германии с предложением продать летающую машину, но отказывались от показательных полётов, настаивая на предварительном подписании контракта. Они не хотели даже показывать фотографии своего Флайера.

Братья Райт не совершали полётов в 1906 и 1907, осуществляя в этот период переговоры с американскими и европейскими правительствами. После окончательного подписания контрактов с французской компанией и армией США, они вернулись в мае 1908 с Флайером 1905 года, в котором были переделаны места для пилота и пассажира, и начали готовиться к важным для их контрактов показательным полётам. По контрактам самолёты должны были быть способны нести пассажира.

Авиакатастрофа во время неудачного демонстрационного полета для представителей армии США, 17 сентября 1908 год. Через несколько минут после взлёта на высоте около 30 м, пропеллер раскололся, лишив самолёт управления.

Глубоко потрясённый несчастным случаем, Уилбер решил провести ещё более зрелищные показательные полёты; в последующие дни и недели он установил новые рекорды высоты и продолжительности.

В июле 1909 года Орвилл с помощью Уилбера завершил показательные полёты для армии США, выполнив требование сделать двухместный самолёт, способный лететь с пассажиром в течение часа со средней скоростью 40 миль в час (64 км/час) и совершать безопасную посадку. Они продали самолёт военным за 30 000 долларов.

Крупный план самолета братьев Райт пассажирским местом и местом для пилота, 1911 год.

Пиком славы стал полёт Уилбера в начале октября, когда на празднованиях в честь трёхсотлетия открытия реки Гудзон в Нью-Йорке он облетел вокруг Статуи Свободы и совершил 33-минутный полёт вверх и вниз по реке вдоль Манхэттэна на виду около одного миллиона жителей Нью-Йорка. Эти полёты принесли огромную известность братьям Райт в Америке.

Во время показательных полетов на юге Франции, где Уилбер совершил ещё немало показательных полётов, пассажирами в которых были офицеры, журналисты и государственные деятели, а 15 февраля 1909 года и его сестра Кэтрин (слева).

Демонстрационный полет для армии США в 1909 году.

Оба брата остались холостяками. Уилбер однажды язвительно заметил, что «не смог бы одновременно прокормить жену и летающую машину». История братьев Райт несколько раз экранизировалась. Кроме того, братья появляются в некоторых фильмах, как второстепенные персонажи, существуют документальные, анимационные и образовательные фильмы об авиаторах, их изобретениях и полётах.

Несмотря на то, что братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полёт на экспериментальном самолёте, они были первыми, кто могли управлять таким полётом в воздухе, что сделало возможным дальнейшее развитие самолётостроения.