Поэзия II половины XX века. Поэзия второй половины XX века: А.А

Хрущёвская оттепель дала мощный импульс для поэтического творчества. В 50-60-е годы именно поэзия с наибольшей полнотой отразила процессы, происходящие в общественном сознании. В эту эпоху страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы.

Традиционно поэзия была представлена тремя тематическими пластами:

1. Гражданская лирика (Твардовский, Смеляков, Евтушенко и др.).

2. Романтическая (Б. Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева и др.).

3. Философская лирика (Пастернак, Тарковский, Заболоцкий и др.).

Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Евтушенко ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую (именно ему принадлежит фраза «Поэт в России больше, чем поэт»). Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. В стихах Р. Рождественского провозглашён патриотизм. Характерные черты его творчества - публицистичность, ораторский стиль. В поэме «Реквием» прославляется подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. В то же время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику).Андрей Вознесенский продолжил традиции раннего Маяковского. Нормой существования он считал жизнь на пределе её возможностей, выступает как нравственный максималист, отстаивает приоритет духовного начала. Стиль Вознесенского критика определяет как экспрессивно-метафорический. Он использовал нетрадиционные стихотворные размеры, вводил новую лексику, в том числе научно-техническую, политическую, опирался на живой разговорный язык.Среди заметных поэтов второй половины ХХ в. достойное место занимает Арсений Александрович Тарковский (1907-1989). Важнейшие мотивы его поэзии: человек и мир, человек и космос, мир как текст - «нотная тетрадь», пушкинские мотивы, христианские мотивы, мотив двойственности человеческой природы, ее противоречивости. Основная идея всего творчества Тарковского - идея всеединства, основанная на учении В. Соловьёва и В. Вернадского о ноосфере. В творчестве Тарковского, «как и в теории «трёх миров» философа Г. Сковороды, можно увидеть «макромир» - космос, «микромир» - жизнь человека и мир «библейский»». В разные периоды творчества ведущими образами-символами были Дом, круг, зеркало, роза, свеча, ветер, причём образ Дома является центральным и сквозным в поэзии Тарковского.К особенностям стиля поэта можно отнести полярность художественного мира (оппозиция «бытие-небытие»), экспрессивность, романтическое восприятие мира, романтическое самовыражение, поиск опоры в культуре прошлого, генетические связи с поэзией символизма; преемственность традиций В. Хлебникова, А. Ахматовой, О. Мандельштама на уровне общих мотивов, образов, поэтических приёмов.



Талантливым поэтом второй половины XX в. был Давид Самойлович Самойлов (1920-1990). Самойлов считал, что «масштаб писателя определяется... объемом его культурного потенциала, в этом он - наследник данной культуры. А если не наследник, то и не писатель, а так, сочинитель». Д. Самойлов умело пользовался багажом, накопленным русской классической литературой. Многие его произведения пронизаны «пушкинским духом» («Болдинская осень», «Старик Державин», «Конец Пугачева», «Пестель, поэт и Анна» и др.). В его стихах осуществляется перекличка эпох через реминисценции и аллюзии: постоянно присутствуют знакомые поэтические и исторические образы, скрытые цитаты и прямые отсылки эрудированного читателя к русским и западным поэтам. Цель творчества поэт видит именно в передаче эмоционального накала своих чувств, в умении облечь его в словесную оболочку. Его поэзия ассоциативна, построена на звуковых образах, которые у него особенно удавались (мастерство звуковой инструментовки текста достигалось на всех уровнях: лексическом, синтаксическом, ритмико-мелодическом).На позднем этапе своего творческого пути Д. Самойлов сосредотачивается на размышлениях об ответственности поэта, о соотношении мысли и слова в стихах, об игровом элементе в поэзии, о подражаниях, свободном стихе и т.д.



Заметный след в русской литературе оставил Николай Михайлович Рубцов(1936-1971). К широкому читателю Рубцов пришел в средине 1960-х гг. С 1965 по 1971 гг. были изданы его книги: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Главным образом в лирике поэта является Русь, а его художественный мир определяют стихии: стихия воды, света, ветра, всепроникающая стихия музыки, стихия странствий («одинокая странствий звезда»). Лирический герой Рубцова остро ощущает душевное родство с людскими судьбами, разделяя общее чувство неблагополучия, сиротства - результата всенародных бедствий, гибели близких, распада родственных связей («Как много желтых снимков на Руси»). Стихам этого художника свойственны как импрессионистичность (в изображении переходных состояний природы и времени), так и экспрессивность (в изображении грозных событий и явлений). На основе городского романса, студенческих, туристских, «дворовых» песен зародилась авторская песня.

Одним из основоположников этого жанра был Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Булат Окуджава заявил о себе прежде всего как романтик: он дал в своём творчестве идеал нравственно прекрасной личности, определяющие качества которой - нонконформизм, способность к возвышенным переживаниям. А в своей любовной лирике Окуджава стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной.Многие свои стихи Окуджава посвятил войне, на которую ушел добровольцем после девятого класса («Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др.).Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро представлены мотивы, связанные с живописью («Живописцы», «Фрески», «Отчего ты печален, художник…»). Одним из определяющих мотивов этого мира является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны, это и дорога как символ жизненного пути, в котором житейская реальность сплетается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»).

Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) уже при жизни стал восприниматься как человек-легенда. Высоцкий был одновременно поэтом и композитором, режиссером и актером. Ему было присуще большое гражданское мужество. Во многих песнях поэт-бард высмеивает ограниченную, консервативную власть, которая не умеет управлять без помощи кнута.В стихотворении «Охота на волков» поэт аллегорически изображает борьбу власти с инакомыслящими в СССР. При этом автор не идеализирует себя и своё поколение. Высоцкий обличал ложь официальной пропаганды. Для художественного метода Высоцкого характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, переживания, жестов, а главное - предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи многочисленных персонажей. Героем произведений Владимира Высоцкого подчас становился «маленький» советский человек, пьющий, скандальный, но не чужой автору В.С. Высоцкий стал культовой фигурой, кумиром нескольких поколений. На его могиле на Ваганьковском кладбище рядом с памятником на сиреневый куст кто-то из посетителей повесил медаль «За отвагу». Это было посмертной наградой Высоцкому от самого народа.

Иначе сложилась судьба Александра Аркадьевича Галича(Гинзбурга) (1918-1977). Многие его песни разошлись в народе безымянными. Галич не имел никакого выхода на массовую аудиторию, а хранение его плёнок каралось по статье 70 «Антисоветская агитация и пропаганда».Начало собственного поэтического творчества Александра Галича приходится на 1960-е гг. В это время поэт начинает создавать стихи-песни, изобразившие в целой галерее лиц портрет нашей трагической эпохи.

Властителем дум стал Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Иосиф Бродский относил себя к поколению 1956 г., перелом в сознании которых осуществился под влиянием подавления «Будапештской осени» войсками ОВД. Многие мыслящие люди перестали верить советской пропаганде. Он четырежды арестовывался и в 1964 г.был подвергнут психиатрическому обследованию, а затем по обвинению в тунеядстве получил 5 лет ссылки на север. В ссылке он перенёс открытую операцию на сердце, после чего, благодаря протесту общественности (Ахматова,Шостакович), ссылка была сокращена до полутора лет. Поэзия Бродского носит интеллектуально-философский характер. Уже его ранняя лирика отличалась пессимистичностью и драматизмом. Однако драматизм этот сдержанный, подтекстовый. Бродский ориентировался на прозаизацию поэтической речи. Бесстрастно-отстранённый стиль был очень тесно слит с особенностями личности, Бродский признан как поэт мысли, а не чувства. Большинство его произведений посвящены размышлениям о смерти и бытии, о пространстве и времени, о культуре и цивилизации. Произведения Бродского отличает обязательная связь единичного и всеобщего. Сквозь конкретные формы времени проступает вневременное, бытийное, вечное. Смерть занимает значительное место в произведениях Бродского. Поэт даёт собственную идеальную модель бытия, которая, по его представлению, лучше рая мира земного. Образные обозначения - метафоры звезды, «той страны», «там». Поэт чувствует себя подданным «той страны».Лирический герой Бродского «примеривает» и собственную смерть. Этот опыт рождает понимание того, что смерть преодолима символическим бессмертием духа. Бессмертие для Бродского - оправдание жизни. Если ты остался, значит, ты что-то очень важное и ценное создал. Средство достижения бессмертия - поэзия. У него негативное отношение к режиму, а не отечеству. И.Бродский часто использует образ развалин, обломков. Храм своей души он видит как развалины, осколки, а страдания уподобляет контузии или лучевой болезни. Кроме того, в произведениях Бродского мотив холода органически переплетается с мотивом одиночества, которому в эмигрантском творчестве.

На рубеже 50-х – 60-х гг. появляются поэты, сочетающие в своем творчестве открытую публицистичность с формальными поисками. В стихотворениях Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского гражданский пафос и условный мир лирического героя раскрываются при помощи авангардистского поэтического арсенала: создание неологизмов, звукопись, использование неклассических размеров, эксперимент с неточной рифмой, графическое выстраивание текста. Поэзия этих авторов получила название эстрадной, так как была ориентирована на слуховое восприятие.

К середине 60-х гг. наряду с поэзией, опирающейся преимущественно на прямое публицистическое вмешательство в жизнь, возникает другая, получившая название «тихая лирика». Объектом художественного исследования Н. Рубцова, В. Солоухина, А. Прасолова становятся те жизненные процессы, которые в прежние годы не замечались или их обходили стороной. Усиливается тяга к философскому осмыслению мира, к поиску новых граней вечных тем, касающихся человеческого бытия.

Кроме этого, в поэзии представлены авторы, использующие опыт модернизма рубежа веков. Их творчество усложнено, элитарно и богато ассоциациями. Это такие поэты, как А. Тарковский, Д. Самойлов, А. Кушнер, Б. Ахмадулина, а также ленинградская школа, группирующаяся вокруг А. Ахматовой и представленная именами И. Бродского, Е. Рейна, А. Наймана.

В начале 60-х гг. большую популярность приобретает бардовская поэзия А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Стихи бардов, положенные на музыку, шли к слушателю, но официально поэтами они не признавались. Лишь в 80-е гг. их тексты стали появляться в печати.

К началу 70-х гг. поэтический бум исчерпал себя. Чтобы публиковаться в периодике, авторам надо было ограничивать себя дозволенной тематикой и соответствующей идейной направленностью. Поэтому 80-е гг. характеризуются падением интереса к современной поэзии и усилением интереса к творчеству «возвращенных» поэтов: Мандельштама, Гумилева, Ахматовой, Клюева, Цветаевой, Иванова и др.

В 90-е гг. начинают усиленно печататься как поэты андеграунда, чье творчество было известно лишь узкому кругу слушателей, так и поэты всех трех волн русской эмиграции. В 1965г. создается первое неформальное литературное объединение СМОГ: «свежесть, мысль, образ, глубина» или «самое молодое общество гениев». Наиболее активные участники группы – Л. Губанов, С. Соколов, Ю. Кублановский. Они выступали против громкой эстрадной поэзии, называя ее поэзией гражданских поз.

Поэты «лианозовской школы» (Е. Кропивницкий, И. Холин, Г. Сапгир) тяготеют к традициям игровой поэзии. Они отказываются от прямого лирического пафоса и нарушают эстетические нормы. Их поэтика стремится к конкретике и минимализму, используя приемы абсурда, разрушая культурные стереотипы, создавая новую поэтическую реальность.


К концу 70-х гг. на первый план выдвинулось неформальное сообщество поэтов, использующих в своем творчестве опыт концептуализма. Они воздерживались от шумных социальных выступлений, сосредоточились на решении профессиональных задач, занимаясь моделированием процессов восприятия и утверждением феномена текста. В круг литераторов, ориентированных в своем творчестве на концептуализм, входили В. Сорокин, Г. Айги, Д. Пригов, Т. Кибиров.

В 1978г. состоялось первое совместное выступление поэтов-метаметафористов. К ним относятся А. Парщиков, И. Жданов, К. Кедров. В качестве своих поэтических предшественников они называют ОБЭРИУ. Эти поэты экспериментируют с семантикой произведения, в частности, Кедров изложил идею метаметафоры в программной книге «Поэтический космос».

В 80-е гг. заявляет о себе группа куртуазных маньеристов: В. Степанцов, В. Пеленягре, Д. Быков и др. Их художественная практика –искусная стилизация. Авторы помещают своих героев в атмосферу прошлых веков, подчеркивают свою независимость от настоящего, от идеологии и политики, от современной эстетики и поэтики.

Таким образом, в развитии русской поэзии ХХ века можно выделить следующие основные течения: эстрадная поэзия, «тихая лирика», бардовская поэзия и поэзия андеграунда.

Особое место в русской литературе занимает творчество 20 века, которое берет свое начало в далеком 1881 году. Интересным является тот факт, что поэты второй половины 20 века считаются стержнем «серебряного века» русской литературы. Стоит также напомнить, что ему предшествовал «золотой век» во главе с А.С. Пушкиным.

Влияние исторических событий на литературу

Так если углубиться в историю, то можно увидеть, что время было непростое – бесчисленное множество реформ в начале 20 века, попытки повлиять на культурную и ценностную модель того времени, в полной мере отразились на настроениях в кругах близких к творчеству и интеллигенции. Теперь уже простого описания социальных и бытовых проблем оказывается недостаточно, многие задумываются о духовной составляющей – рассматривается проблематика «добро и зло», «жизнь и смерть». В связи с этим объяснимо огромное влияние религии на культуру этой эпохи.

Влияние исторических условий на развитие русской литературы 20 века также является неоспоримым фактом, ведь видя необратимые изменения в государственной жизни, абсолютно все понимают, что перемены в их жизненном укладе неизбежны. Все эти волнения и переживания авторы укладывали в свои произведения, тем самым наводя на читателя трепет и ужас вперемешку с радостью и надеждой.

Классификация литературных направлений 20 века

Наиболее важными историческими событиями, которые повлияли на развитие и становление русской литературы есть:

  • революция 1917 года;
  • Первая и Вторая Мировая Война (в том числе Великая Отечественная Война);
  • государственные процессы, возникающие в результате переформирования мира – начиная от сталинской эпохи, и заканчивая перестройкой.

Благодаря большому разнообразию исторических событий литература второй половины 20 века имеет много направлений, появление которых обусловлено тем или иным событием. Так, революция разделила литературу на два направления:

  • творчество местных авторов (пролетарская литература);
  • творчество эмигрантов, для произведений которых характерно упоминание о родине. Одним из наиболее известных, можно назвать В. Набокова.

В средине 20 века Россия дала миру огромное количество гениальных поэтов, среди которых стоит отметить прародителей советской литературы В. Маяковского и С. Есенина, а также основоположника антисоветской литературы – одиозного и скандального А. Блока.

Стоит отметить, что поэзия второй половины 20 века разбита на три направления, имеющих свои ответвления и отростки:

  • реализм, для которого характерно применение некой «романтики пролетариата», представителями этого направления считаются Тарасов, Нечаев и другие;
  • модернизм, который в свою очередь разделен на символизм (В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок) и акмеизм (О.Мандельштам, А. Ахматова, Н.Гумилев);
  • литературный авангард, пожалуй, одно из наиболее интересных направлений литературного искусства того времени, ведь здесь авторы возрождают позабытые ранее романтические формы, которые будоражат воображение своим величием и полетом фантазии. Одним из самых известных является А.Грин.

Обособленное место занимают поэты второй половины 20 века творчество которых прошло через огонь Великой Отечественной Войны, ведь многие писатели принимали самое непосредственное участие в боях за свою отчизну. Понятно, что в этот период наибольшее внимание уделялось военно-патриотическому творчеству. В период воины творчество таких авторов как Тихонов, Твардовский, Ахматова было целиком и полностью пропитано идеей борьбы с фашизмом.

На сегодняшний день несмотря на все трудности, а может и благодаря им, русская литература так званого «серебряного века» занимает особое место в мировой литературе, произведения советских писателей пользуются успехом во всех уголках земли.




» » Великие поэты второй половины 20 века

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.

Работа предназначена для проведения урока по теме:"Поэзия второй половины 20 века", а также для проведения внеклассного мероприятия по современной поэзии.

  • познакомиться с творчеством поэтов второй половины 20 век;
  • рассмотреть новые идеи, темы, образы в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, В.Высоцкого, Н. Рубцова;
  • определить основные направления поэзии, связь с традициями русской классической литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса.

К уроку студентами подготовлены презентации по творчеству Е.Евтушенко, А.Вознесенского, В.Высоцкого, Н.Рубцова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области

ГОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»

Костромской области

Конспект открытого урока

по предмету «Литература».

Тема:

«Поэзия второй половины 20 века»

Кострома 2012

Тема урока: «Поэзия второй половины 20 века».

Цели урока.

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов второй половины 20 век, ё выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа, раскрыть роль поэзии Костромского края в развитии русской литературы;

Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

Развивающие: углубить и расширить знания о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, продолжать развивать умения работы с компьютером, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.

Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.

Наглядные пособия и оборудование:

компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.

План урока.

1.Творчество «эстрадных» поэтов: Е. Евтушенко, А.Вознесенского

3. «Тихая» лирика Н.Рубцова.

4.Современная постмодернистская поэзия.

5. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

1.Орг. момент. Записи в тетради (тема, эпиграф)

Цель: изучить творчество поэтов второй половины 20 века, определить основные направления поэзии, связь с традициями русской классической литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа.

По ходу урока должны сделать записи в тетради об особенностях направления и творчества каждого из представленных поэтов, составив таблицу.

Поэт Основные этапы Новые темы, идеи, Отражение традиции

Жизни и творчества художественные приемы

Домашнее задание: ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?

Эпиграф.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

С.А.Есенин.

Это значит: поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.

2. Вступительное слово учителя.

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии в нашей стране врожденные. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.

Творчество «эстрадных» поэтов.

В 60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила о себе « эстрадная» поэзия, которая собирала в годы «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Как писал Андрей Вознесенский,

« заполнив Лужники, читатели тянутся к стихам, как к травам от цинги…».

Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме» поэт Вадим Шефнер:

«Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало время. Но ведь и они помогли времени,… молодые поэты подняли интерес читателя к поэзии вообще,… и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых, увлеченных читателей и слушателей.

В стихах « эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую должен играть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не « винтик», а социально активная личность.

Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а

« рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).

3. Изучение творчества поэтов второй половины 20 века (учащиеся заранее изучают биографии поэтов, учат наизусть 1 стихотворение и готовят компьютерную презентацию, сопровождающуюся демонстрацией слайдов).

1 слайд. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Е.Евтушенко.

Евгений Александрович Евтушенко - поэт, прозаик, публицист, литературовед. Кинорежиссер. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Отец- геолог, был репрессирован. Евгений Евтушенко начал печатать стихи в 1949 году. Сейчас продолжает активную творческую работу не только в поэзии, но и в прозе, киноискусстве. Евтушенко-автор поэм, лирических сборников, романов («Ягодные места»,1981, « Не умирай прежде смерти»1987), сценариев («Детский сад»1983, «Похороны Сталина»1990).

Поэзия Евтушенко - это как бы кардиограмма времени, искренняя, честная. Стихи его злободневны. Он внес новое в тематику, интонацию стихов и в создание необычных корневых рифм. Его поэзия доказала, что стихи могут быть массовым видом искусства. Очевидно влияние на него поэзии В. Маяковского с ее публицистичностью и поиском новых выразительных поэтических средств. Его стихотворения – это авторские лирико-публицистические монологи, ораторские речи. Поэт умело пользуется риторическими приемами (вопросами, восклицаниями). Типичное стихотворение написано четырехстопным или пятистопным ямбом, преобладает кольцевая композиция рифмовки в четверостишии.

Е.Евтушенко говорит о противоречивости человеческой натуры:

Я разный-

Я натруженный и праздный.

Я целе - и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

Неудобный,

Застенчивый и наглый,

Злой и добрый.

И все это звучало звонко, задиристо, заразительно, подкрепленное широким спектром художественных приемов (интонационных ходов, поэтических зарисовок).

Поиски искусства - это поиски свободы от всего, мешающего непосредственно выразить то, как впервые открываешь для себя мир.

Что записали в тетради о Е. Евтушенко? Таблица:

Поэт Основные этапы жизни и Особенности Традиции

Евтушенко творчества

«эстрадный поэт», прозаик, творчества

Публицист, литературовед корневая Маяковский

Кинорежиссер рифма

Поэт высекает искру пламени, ему хорошо служат ассоциации, эмоциональная энергия образности.

2 слайд. Рассказ учащегося о творчестве А.Вознесенского.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт. Начал печатать произведения с 1958 года. Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин находятся в музеях. Основное качество Вознесенского- раскованность.

Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию-

Ностальгию по настоящему…

Одиночества не искупит

В сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

Задыхаюсь по - настоящему.

Настоящее для поэта- это подлинное, неподдельное, искреннее.

Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде всего у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.

«Вы читали?- биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник, Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет \ Штангу ушей»; « Отлетали ножки от кузнечиков,\ Как душки отломившихся очков». Но самое вечное в поэзии Вознесенского – это стихотворения, в которых он оставляет метафоры, необычные образы, и признается просто:

Тишины,

Тишины хочу, тишины,

Нервы, что ли, обожжены…

Итак, «эстрадные» поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко по- новому, свободно, раскованно изображали обычного рядового человека, действительность, находили новые художественные формы.

Учащиеся читают стихи А. Вознесенского, заполняют таблицу.

А. Вознесенский поэт, художник необычные метафоры Б. Пастернак.

Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом. Рождение жанра песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи,- следствие перемещения духовно- нравственных представлений с общественных на частное, личное. Первыми среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава.

4 слайд. Рассказ учащегося о творчестве Б. Окуджавы.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) расширил диапазон поэтического слова, обогатил его лирическим звучанием. Он родился в Москве, родители - партийные работники - были репрессированы, отец расстрелян в 1937 году. Из 9 класса ушел добровольцем на фронт, был ранен. После войны поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Работал учителем в школе, затем редактором «Литературной газеты». Окуджава писал и прозу: автобиографическую повесть о войне «Будь здоров, школяр!», исторические романы о судьбах декабристов, о жизни высших кругов русского общества середины 19 века. В его стихах находили отражение безоглядная доброта, мечтательность и насмешливость, условные принципы сказки, пантомимы, кукольного представления, музыкальной шкатулки. У Окуджавы лирические песни. Внутренняя проникновенность и выразительность звучания лирической поэзии сближает ее с музыкой. Слово «лирика» восходит к названию музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой в Древней Греции исполнялись стихотворные произведения. А одна из девяти муз в греческой мифологии - Эвтерпа – была покровительницей и лирической поэзии, и музыки. Широко известны песни Булата Окуджавы « Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим» (из к-ф « Белорусский вокзал»), «До свидания, мальчики», «Король», «Молитва Франсуа Вийона».

(Читается стихотворение Б. Окуджавы).

Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл Булата Окуджаву своим «духовным отцом». Общность и различие очевидны. Если у Окуджавы песни чисто лирические, то у Высоцкого балладные, лироэпические,

5 слайд. Рассказ учащегося о творчестве В.С.Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. 1955 год – Владимир оканчивает школу и поступает в инженерно- строительный институт, из которого уходит через год.

1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.

1960 год - работа в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.

С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке.

Высоцким написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.

Высоцкий снимался в кинофильмах:

«Вертикаль»,

«Хозяин тайги»,

Сказ про то, как царь Петр арапа женил»,

«Место встречи изменить нельзя»,

«Опасные гастроли»,

«Служили 2 товарища».

25 июля 1980 года В.С.Высоцкого не стало. Он похоронен на Ваганьковском кладбище.

Драма Высоцкого-поэта - в его прижизненной «непечатаемости». Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных или журнальных страницах. Но была прижизненная слава артиста и поэта, « голосом которого кричало Время» (по словам Ф. Абрамова). Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Поэт был смел и правдив, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию, был исповедален и искренен во всем. Он умел сострадать. Слово Высоцкого, обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное.

Каждую «роль», сочиненную в песне, автор проживал, пропускал через себя. «Втискивался» в нее, как он сам говорил.

Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой.

Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином, уникальным явлением.

Жизнь поэта продолжается в его стихах и песнях.

(Учащиеся читают стихи Высоцкого).

А сейчас посмотрим видеозапись выступлений Высоцкого.

Есть замечательные книги о Высоцком. Одна из них: книга - воспоминания Марины Влади: «Владимир или прерванный полет», где она пытается разобраться в непростых явлениях советской действительности. Об отношении власти к творческой личности и стихотворение Андрея Вознесенского « На смерть Высоцкого».

Нет великого поэта и артиста, но звучат его стихи, песни и заставляют человека размышлять о себе, о времени и о судьбе.

На представленных здесь фотографиях вы можете наблюдать многогранность таланта В.С.Высоцкого.

Вопрос учащимся: Каких поэтов, бардов, исполнителей самодеятельной песни вы знаете?

(Юрий Визбор, Виктор Цой, Игорь Тальков, костромичи: Александр Григорьев, Владимир Смирнов, Ирина Блинова, Виктор Зудин.) У каждого свои интонации, свой голос.

Среди современных бардов, связанных с традициями рок- музыки, выделяется рок- музыкант Александр Башлачев (1962-1988) , певец света, любви, слушавший свою душу, считавший, что «каждую песню надо оправдать жизнью».

На грани риска и легенд живут нынче барды вроде Егора (Игоря Федоровича) Летова, рок- музыканта, выступающего с героическими песнями: « Гражданская оборона», « Победа»,

«Родина», «Пой, революция!».

Посмотрите видеозапись встречи с костромским бардом Игорем Зудиным.

Как наказ, завет, звучат строчки барда Виктора Цоя:

Электрический свет продолжает наш день,

И коробка от спичек пуста,

Но на кухне синим цветком горит газ,

Сигареты в руках, чай на столе – эта схема проста,

И больше нет ничего: все находится в нас.

6 слайд.

«Тихая» лирика. Рассказ о жизни и творчестве Н. Рубцов(1936-1971).

Николай Михайлович Рубцов родился в Архангельской области. Он был пятым ребенком в семье, в шесть лет потерял мать, фактически остался без отца и был отдан в детский дом. Рубцов испытал горечь сиротства и бездомности в самой полной трагической мере. Служил на Северном флоте. В 1962 году поступил в Московский литературный институт им. М. Горького. Первый сборник стихотворений вышел в1965 г. В 1967 г. выходит его книга « Звезда полей», в 1969 – «Душа хранит», в 1971- «Зеленые цветы».

Существует поэзия, которая не заявляет о себе громко. Во 2 половине 20 века зазвучал тихий лирический голос поэта Николая Рубцова, так не похожего на эстрадных поэтов. О Николае Рубцове сказал его преподаватель Николай Сидоренко: « Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь…Николай Рубцов-поэт по самой своей сути»

«Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: не достойны».

Особенностью поэзии Н.Рубцова является трагически-обостренное чувство Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. В творческом плане поэзия Н.Рубцова – это синтез многих традиций: прежде всего Тютчева, Фета, Блока и Есенина. Для русской поэзии тютчевский образ – человек перед лицом мироздания. Один на один с мирозданием. Душа и Вселенная. Диалог, который все более грозит обернуться непониманием. Не этого ли боится человек, научившийся брать у природы, не полагаясь на ее милости, но вдруг растерянно признающий, что перестал слышать ее голос? Глубокая вера в возрождение России, в ее способность « вынести все» соседствует в поэзии Н.Рубцова с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки. Поэт боготворил Россию, ее историю, ее природу, обычаи, верования. Рубцов через головы неинтересных ему «громких» поэтов – современников обращался к вечности.

Современник Н.Рубцова Роберт Винонен вспоминает, как на студенческой вечеринке читали стихи по кругу: «Кому-то было тесно во Вселенной, у другого играли ассонансные рифмы вроде «интересно - интеллекта», в белых стихах третьего рифма роскошно отсутствовала. Настал черед поэта – первокурсника, паренька из Вологды…Николай Рубцов прочитал: « В горнице моей светло…» Произошла некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия – дело серьезное. Мы в космосе, а ты: « матушка принесет воды». У Рубцова крестьянская горница с традиционным укладом жизни становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной. И это было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный микрокосмос.

Поэзия Н. Рубцова дает читателю ощущение себя частью огромного целого, мира Божьего. Это и делает человека человеком, человеческую жизнь осмысленной.

Таблица:

Н.Рубцов трагическая судьба слияние человека и мира Ф.И.Тютчев

Такие поэты, как Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Юрий Кузнецов, костромской поэт Николай Тряпкин, чувствующие « самую смертную связь с жизнью своего народа и мира, с каждой избой и тучей», стремились выразить общенародные чувства и представления.

Рассказ о творчестве костромского поэта Николая Тряпкина.

Народная традиция живет во многих стихотворениях Николая Тряпкина: «Летела гагара», «Хоровод», «Завивайся, березка».

(Читается стих. Н. Тряпкина).

7 слайд. Современная постмодернистская поэзия.

Одна из характерных закономерностей современной поэзии - стремление поэтов « проложить метафорические ходы на глубину смысла». Такие метафорические ходы пролагаются в ироническом контексте нарочито «цитатной» поэзии у Тимура Кибирева.

Но сквозь иронию у Кибирева пробивается боль за судьбу страны и ее сынов.

Родоначальник теории постмодернизма И. Хассан назвал такую литературу литературой молчания, наличием саморазрушающегося, всеотрицающего языка и тишины, священной, властной, которая воспринимается в двух понятиях: ПАЛИМПСЕСТ (диалогическая взаимодополняемость с классической литературой) и ЦЕНТОН (бессмысленность культурной деятельности). Это стихи из цитат, которые воспринимаются иронически.

Спой же песню мне, Глеб Кржижановский!

Я сквозь слезы тебе подпою,

Подскулю тебе волком тамбовским

На краю, на родимом краю!

На краю, за фабричной заставой,

Силы черные злобно гнетут.

Спой мне песню, парнишка кудрявый,

Нас ведь судьбы безвестные ждут.

Это есть наш последний, конечно,

И единственный, видимо, бой.

Цепи сбрасывай, друг мой сердечный,

Марш навстречу заре золотой!

В этом стихотворении чувствуется ирония, шутка, насмешка.

Современная поэзия по своему уровню далека от золотого и серебряного веков русской поэзии, хотя имеются многие приобретения. К счастью, русские поэты смогли сохранить и донести до нас и грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но в ней есть то, что роднит всех. Возвратимся к эпиграфу.

Вопрос учащимся: что же является главным в творчестве всех истинных поэтов, что их объединяет? Возвратимся к эпиграфу.

Правда жизни и отклик в сердцах читателей, воздействие на ум и сердце человека.

Об этом хорошо сказал поэт А. Передреев в стих. « Памяти поэта»:

Тебе твой дар простором этим дан,

И ты служил земле его и небу,

И никому в угоду иль потребу

Не бил в пустой и бедный барабан.

Ты помнил тех, далеких, но живых,

Ты победил косноязычье мира,

И в наши дни ты поднял лиру их,

Хоть тяжела классическая лира.

4. Закрепление изученного материала.

Вопросы учащимся. Итак, подведем итоги урока: что мы узнали о поэзии последних десятилетий 20 века и о современной поэзии? Какие направления определились в поэзии?

Назовите поэтов этих направлений.

1.«Эстрадные поэты» (обращение к рядовому человеку, к его внутреннему миру).

Е. Евтушенко (создание особых корневых рифм)

А. Вознесенский (необычные метафоры)

Р.Рождественский (особая ритмика стиха)

2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма).

Б.Окуджава (лиричность)

В.Высоцкий (лироэпические песни)

3. «Тихая» лирика (рассказ о малой родине, о красоте природы).

Н. Рубцов (трагическая судьба, слияние человека и мира)

4. Современная постмодернистская поэзия (палимпсест и центон).

Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.

Задумайтесь над таким вопросом: как каждый из вас проявляет себя в жизни?

Рассказ учащегося о своем поэтическом творчестве.

О неповторимости, таланте и красоте каждого человека стихотворение Николая Заболоцкого.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица, подобие жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темницы.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то;

Была неказиста она, небогата

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик, и чудесен!

Есть лица - подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Закрепление изученного материала.

Поэтический турнир.

1.Подобрать рифмы к словам: розы, года (на самую удачную рифму).

2. Получаете конверт, в нем строчки разрезанные стихотворения, пронумеруйте их, составьте стихотворение, чтобы был смысл, логика.

3. Отгадайте кроссворд.

4. Заполните тест.

ЛИТЕРАТУРА.

1.В.Чалмаев, С. Зимин. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 класса в

двух частях (часть 2), Москва « Русское слово», 2005.

2.Русская литература ХХ века. Учебник – практикум для общеобразовательных учреждений (под редакцией Ю. И. Лыссого) Москва, «Мнемозина», 2001.

3. Русская литература ХХ века. Хрестоматия для 11 класса средней школы в двух частях (часть 2) (составители: А.В. Баранников, Т. А. Калганова, Л.М. Рыбченкова), Москва, «Просвещение», 1993.

Подписи к слайдам:

Костромской автодорожный колледж
Кострома, 2009
Андрей Андреевич Вознесенский Обучающиеся группы №24Смирнов ГеннадийГражинский Алексей Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика.В 1957 году Вознесенскийокончил Московский архитектурный институт.
Андрей Андреевич Вознесенский Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин находятся в музеях. По его стихам были поставлены спектакли - "Антимиры" на Таганке и "Юнона и Авось" в Ленкоме. ИЗ ЭССЕ «АРХИСТИХИ» В стихотворении «Автобиография»… я описал процесс печатания на камне…Мне хотелось передать в графике зарождение света жизни из небытия, из тьмы. Из слова «тьма» многократно повторенного, рождалась жизнь – «мать» и опять уходила во тьму небытия. Роща Не тронь человека, деревце,Костра в нём не разводи.И так в нем такое делается –Боже, не приведи!Не бей человека, птица,Еще не открыт отстрел.Круги твои ниже, тише.Неведомое – острей. Неопытен друг двуногий.Вы, белка и колонок,Снимите силки с дороги,Чтоб душу не наколол.Не браконьерствуй, прошлое.Он в этом не виноват.Не надо, вольная рощица,К домам его ревновать. «Вы читали? - биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник, Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет Штангу ушей»;
Новаторство и традиции Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде всего у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: