Профессиональные языки, жаргоны и культура речи.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский государственный медицинский университет
имени академика И.П. Павлова
Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации»
Кафедра латинского языка и русского языка

РЕФЕРАТ
на тему: «Сленг, стёб, жаргон и культура речи»

Выполнил: студент
Лечебного факультета
1курса 24 группы
Жаворонков Фёдор Иванович
Проверила: Шишканова
Жанна Сергеевна

Рязань, 2012

Введение
Сленг
Жаргонная и Арготичесская лексика
Заключение
Список литературы

Введение

Лексика русского языка в зависимости от характера функционирования разделяется на две большие группы общеупотребительную и ограниченную сферой употребления. В первую группу входят слова, использование которыхне ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; она составляет основу словарного состава русского языка. Сюда включаются наименования понятий и явлений из разных областей жизни общества: политической, экономической, культурной, бытовой, что дает основание выделить в составе общенародной лексики различные тематические группы слов. Причем все они понятны и доступны каждомуносителю языка и могут быть использованы в самых различных условиях, без какого бы то ни было лимитирования.
Лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или в кругу людей, объединяемых профессией, социальными признаками, общими интересами, времяпрепровождением и т.д. Подобные слова используются преимущественно в устной ненормированной речи. Однако ихудожественная речь не отказывается от их употребления: писатели находят в них средства для стилизации художественного повествования, создания речевой характеристики героев.
Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык - исторически сложившаяся высшая форманационального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. Это язык образцовый, нормированный, описанный грамматиками и словарями. Территориальные диалекты (местные говоры) - язык ограниченного числа людей, живущих на одной территории. Жаргон - речь отдельных профессиональных, сословных, возрастных групп. Просторечие - это языкмалообразованных, в основном негородских жителей, характеризующийся отклонением от литературных норм.

Сленг являет собой срез речевой культуры. Он охватил по социальной вертикали и возрастной горизонтали все слои совкового и постсовкового общества. Притягательная сила и общеупотребляемость лозунговых, песенных и пословичных контаминаций, трансформированных кличек политических деятелей и певцов, узкопрофессиональногоарго, преодолевшего радиус практического действия и назначения, уголовного жаргона, фольклорных мотивов образовали первоклассный речевой конгломерат...
Социалисты особого назначения - жаргон, сленг и арго - входят в языковую формацию но стандарта. Отсутствие точной лингвистической дефиниции затрудняет их научное описание и создает немалые трудности особенно для прикладной русистики.
В отличие отспециального сленга (корпоративного, профессионального сленга и уголовного жаргона) общий сленг - ОС (в терминологии Л. И. Скворцова - «интержаргон»), не ограниченный ни социальными, ни групповыми, ни возрастными, ни профессиональными рамками, в наибольшей степени влияет на языковую картину. ОС - это своеобразная корзина, которая наполняется элементами различных социалектов, откуда они, распространяясьв устной речи всех слоев населения, попадают в язык средств массовой информации (газета, радио, телевидение) и, функционируя в одних текстах с литературной лексикой, претендуют на получение статуса общелитературности.
Сленг - «это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие...

Выполнил: студент I курса

лечебного факультета

2 группы Иванов Василий

Проверил: Ким З.М.

Рязань, 2014


Приложение 5

Образцы оглавлений

Тема: Культура делового общения

История формирования официально-делового стиля речи

в России………………………………………………………………...3

2. Культура делового общения…………………………………….6

3. Этикет как составная часть делового общения……………….10

4. Риторика как составляющая делового общения……………...12

Заключение………………………………………………………...14

Список литературы………………………………………………..15

Тема: Русский язык начала XXI века

Введение…………………………………………………………….2

Русский язык советского периода и современная языковая

ситуация………….……………………………………………………..3

2. Языковые особенности русской речи советского времени…...5

Грамматические особенности русской речи

советского времени…………………………………………………….5

Лексические особенности русской речи советского

времени…………………………………………………………………7

Функциональные и стилистические особенности

русской речи советского времени…………………………………….9

Неизбежность изменений в языке в новых общественных

условиях……………………………………………………………….10

Научные методы оценки благоприятности языковых

изменений……………………………………………………………..10

3.2. Необходимость защиты русского языка………………...12

4. Пути повышения речевой культуры говорящих……………...14



Заключение………………………………………………………...16

Список литературы………………………………………………..17


Приложение 6

Правила оформления цитат

Общие требования к цитируемому материалу

Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажений и обозначается многоточием.

Цитирование должно быть полным, без искажения мысли автора.

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством и подтверждением выдвинутых автором положений.

При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).

Основные правила оформления цитат.

Цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с прописной буквы , даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

Например:

Стремление понять законы сущего ведет не к рассмотрению случайности в качестве объективной реальности, но к ее истолкованию в качестве начальной стадии познания объекта, обусловленной несовершенством нашего знания. «Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность» (Цицерон). (В ист.: «… нет ничего…».)

Цитата, включенная в текст после подчинительного слова (что, ибо, или, потому что и др.), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы , даже если в источнике она начинается с прописной буквы: М. Горький писал, что «в простоте слова …».

Например:

М. Горький писал, что «в простоте слова – самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги». (В ист.: «В простоте слова…»)

Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

Например:

С точки зрения исторического тяготения, культурных предпочтений, системы ценностных ориентаций, с точки зрения цивилизационной, русская нация есть нация европейская: «…как русская литература, при всей своей оригинальности, есть одна из европейских литератур, так и сама Россия при всех своих особенностях есть одна из европейских наций» (Вл. Соловьев). (В ист.: «… и как русская…».)

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.

Например:

Сила и красота, превращенные в самоцель, губительны. Взятые как самоцель, они становятся враждебными нравственности. Вл. Соловьев обращает внимание на эту сторону проблемы: «Сила и красота божественны, только не сами по себе… а если нераздельны с добром…» (Вл. Соловьев).

Когда предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением; или ставят точку (или другой необходимый знак), если цитата не является самостоятельным предложением (входит в текст авторского предложения).

Например:

О свободе личности можно говорить, только признавая право личности на самобытность. В этом отношении знаменательно восклицание Н. Гумилева: «Я не хочу, чтобы меня смешивали с другими – а это требует, чтобы и я сам не смешивал себя с другими!»

При цитировании не по первоисточнику следует указывать «Цит. по:»

Например:

Для цивилизационного плюралистического общества жизненно необходима политическая культура компромисса. Об этом хорошо сказал в свое время Сергей Булгаков: «Общество не может развиваться и жить без известного этического минимума солидарности, взаимного понимания…». (Цит. по: Коликов Н. Россия в контексте глобальных перемен// Свободная мысль. – 1994. - №2-3. – С.3-18.)


Приложение 7

Примеры библиографического описания

Незнанов Н.Г.Психиатрия: учебник / Н.Г. Незнанов; ГОУ ВПО «Моск. мед. акад.». –М.: Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 495 с.

Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, И зд-во Проспект, 2006. – 344 с.

Уард Д.Наглядная физиология: учеб. пособие для вузов / Д. Уард, Р. Линден, Р. Кларк; пер. с англ.; под ред. Е.Г. Ионкиной, О.С. Глазачевадр. –М.: Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 132с.

Русский язык – мой друг. Базовый уровень: учебник русского языка для студентов-иностранцев / Т.В. Шустикова [и др.]; под ред., Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 661 с.

Переводное издание

Атлас грибковых заболеваний: пер. с англ. / под. ред. Ю.В. Сергеева. – М.: Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 234 с.

Многотомное издание

Документ в целом

Московкин Л.В. Русский язык: учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов: в 2 ч. / Л.В. Московкин, Л.В. Сильвина. – СПб: СМИО Пресс, 2000. – Ч.1. – 304 с.; Ч.2. – 310 с.

Отдельный том многотомного издания

Московкин Л.В. Русский язык: учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов: в 2 ч. / Л.В. Московкин, Л.В. Сильвина. – СПб: СМИО Пресс, 2000. – Ч.1. – 304 с.

Казьмин В.Д.Справочник домашнего врача: в 3 ч. / В.Д. Казьмин. – М.: АСТ: Астрель, 2001.– Ч. 2: Детские болезни. – 2002. – 503 с.

Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / В.Д. Казьмин. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 503 с.

Описание официальных материалов

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. – 4-е изд. – М.: Ось-89, 2001. – 46 с.

Сборники

Белякова Е.И. Translating from English = Переводим с английского: материалы для семинарских и практических занятий по теории и практике перевода (с англ. на рус.) / Е.И. Белякова. – СПб.: Каро, 2003. – 160 с.– (Английский язык для студентов).

Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы 3-й Международной научно-методической конференции / под ред. И.В. Назаровой. – Воронеж: Импри, 2014. – 300 с.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

по курсу «Русский язык и культура речи»

«Жаргонизмы и культура речи»

Выполнил:

студент 1 курса, 16 группы, лечебного факультета

Глинчиков Антон Дмитриевич

Проверил:

канд. фил. наук, доцент Бакланова Елена Алексеевна

подпись____________

Новосибирск 2012

Введение 3

Понятие жаргона 4

Культура речи 7

Заключение 9

Список литературы 10

Введение

В последнее время употребление жаргонов и различных специфических слов, которые понимают люди определенного рода профессий или проживающих на определенной территории, возросло до таких масштабов, что порой люди не понимают о чем идет суть речи, разговора, беседы. Именно поэтому данная тема заинтересовала меня, так как понятие культуры речи и применения его в нашем обществе очень важно, стремясь к грамотности и правильности в отношении русского языка. В своей работе я поставил цель как можно более точно пересказать мнения различных авторов по данной проблеме. Для этого я поставил задачи как: 1) Адсорбировать нужную литературу; 2) Выбрать достойные мнения авторов для реферата по данной проблеме. В своем я реферате я предоставляю примеры жаргонов из различных словарей,а также мнения таких лиц как: Скворцов Л.И., Головин Б.Н. и Т.П. Плещенко.

Понятие жаргона

Жаргон – это речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. (В.Даль) Социальный жаргон впервые возник в XVIII веке у дворян («салонный» жаргон; пример: «плезир» - удовольствие). Исходя из определения, жаргоны классифицируются по принадлежности к социальной группе.

Жаргон музыкантов.

барать - заниматься сексом;
барокамера - комната, в которой состоялось или состоится свидание;
башли - деньги;
башлять - платить;
берлять - есть;
верзать - испражняться;
друшлять - спать;
жмур - покойник;
жмура лабать - играть на похоронах;
зу"цман (зусман) - мороз, холод (зуцман забарал);
лабать - играть;
лабух - музыкант (у"же - ресторанный музыкант);
лажать - фальшивить;
мимо кассы - опростоволоситься, неверно что-то делать, говорить, играть;
смур - смуряющий человек, не от мира сего;
смурять - (слово, трудно поддающееся определению) быть несколько не в себе (сами музыканты (лабухи) считают что к смуру наиболее всего предрасположены духовики, потому что они много дуют, напрягаются, и это как-то влияет на мозги);
па"рнас - деньги, которые музыкант получает от посетителей ресторана за исполнение песен;
сурлять - мочиться.

Нередко с понятием жаргона встречается понятие арго.

Арго́ (от фр. argot) - язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.

Не следует путать жаргон и арго. Жаргон обычно имеет профессиональную прикреплённость, арго же может употребляться вне зависимости от профессии. Например, в современном французском языке многие слова арго используют как молодежь из бедных кварталов, так и менеджеры с высшим образованием.

Военный жаргон

100 дней, стодневка - Торжественный и ритуальный день для «дедов». Заключался в праздновании ста дней до выхода Приказа Министра Обороны СССР/РФ об очередном призыве-увольнении граждан. В течение ста дней, по традиции, дедам запрещалось есть сливочное масло. Также, в некоторых частях, с началом стодневки деды обривали голову налысо.

Зависать - Частично синоним «теняться». В общем плане - также прятаться от офицерского состава под любым надуманным предлогом

Летать(шуршать) - Быстрое исполнение поручений старослужащих

Музыкальная сигарета(танцевальная сигарета) - Развлечение для старослущащих, следующее за одноимённой командой. Состоит в том, что молодой солдат предоставляет «дедушке» сигарету и даёт ему прикурить. После этого он должен спеть песню либо станцевать, пока «дедушка» не выкурит всю сигарету. Солдатам, призванным из ВУЗов («поправка на интеллигентность»), разрешалось исполнять стихи.

Один! - Громкая команда старослужащего. Аналог уставного приказа «рядовой, ко мне», но обезличенная, отданная группе молодых солдат, которые быстро должны решить кому из них надо подойти. В Космических войсках, наравне с неуставной командой «один!» может употребляться восклицание «шитц!», аналогичное по смыслу. В некоторых частях или подразделениях это же восклицание может означать сигнал о том, что приближается офицер (аналог восклицания «шухер!»).

Приказ - Процесс выполнения заведомо сложного задания, отданного старослужащим молодому солдату, по предоставлению либо нахождению чего-либо

Убежал, метнулся - Устная команда. Окончательное указание старослужащего молодому солдату после перечисления всех требований, которые он должен выполнить. Прошедшее время глагола подчёркивает, что «молодой» уже стремительно «убежал» исполнять их

Шарить - Угождать старослужащим, предугадывать желания, понимать распоряжения

Шланг - Лентяй, бездельник; гофрированный шланг - редкостный бездельник; шлангова́ть, прикидываться шлангом - уклоняться от работы, бездельничать

Груз 200 - военный термин, обозначающий транспортировку убитых или умерших людей в специальном герметичном контейнере (запаянный цинковый гроб) до места захоронения. Название вошло в обиход после войны в Афганистане. В более широком смысле «двухсотый» - погибший

Груз 300 - военный термин, обозначающий транспортировку раненого солдата, вывозимого из мест боевых действий. Название вошло в обиход после войны в Афганистане.

Журналистский жаргон

«Пушечное мясо» (на языке оригинала „food for powder“ (англ. „пища для пороха“), в современном английском языке „cannon fodder“) - шекспировское выражение, буквально обозначающее название солдатской массы как массы, обреченной на бессмысленное уничтожение. Выражение берёт своё начало из исторической хроники «Генриха IV», где сэр Джон Фальстаф называет так солдат в беседе с принцем Уэльским

«Желе́зный за́навес» - политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919-1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.[ 3]

Стендап (от англ. standup - стойка) - вербальный репортёрский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто - на месте освещаемого события. Альтернативный термин - репортё́рская сто́йка

Факто́ид (англ. Factoid - «принимающий вид факта») - недостоверное или ложное утверждение (непроверенное, неверное или сфабрикованное), которое облекается в форму достоверного и выдаётся за достоверное

ЖАРГОН АЛЬПИНИСТОВ И ТУРИСТОВ

железо, снаряж - снаряжение;
запилить - совершить восхождение;
морковка, корнеплод - ледовый крюк, внешне напоминающий морковь;
порхнуть, слинять, отсохнуть - упасть;
сопли, катушки, мизера - опасные крутые места с маленькими зацепками или вообще без оных;
тяпка, кайло - ледоруб;
шакал - ледовый молоток или айсбайль

При разговоре о жаргонах всегда всплывает мысль о воровском жаргоне

Уголо́вный, блатно́й или воров ской жарго́н (правильнее это явление называть «арго») - социальный диалект (социолект) , развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, профессиональных преступников и/или заключённых исправительных учреждений. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально идентифицировать участников преступного сообщества как обособленную часть социума, противопоставляющую себя законопослушному обществу. Использование терминов и выражений также имеет цель затруднить понимание смысла беседы или общения между деклассированными элементами со стороны непосвящённых. Воровской жаргон, как правило, отражает внутреннюю иерархию преступного мира, закрепляя наиболее обидные и оскорбительные слова, клички и т. д. за теми, кто находятся на самой низкой ступени иерархии, а самые уважительные слова и выражения - за теми, кто имеет наибольшую власть и влияние.

Как утверждает в своей работе Скворцов, уголовный жаргон очень сильно повлиял на общество, а особенно на молодежь. В нынешнее время многие люди употребляют жаргоны из уголовного мира, при этом не имев судимости.

Примеры слов из уголовного жаргона:

Алюра - девушка

Анархист - бывший «вор в законе», изгнанный из воровской группы и не соблюдающий воровские нормы.

Атанда - сигнал опасности

Байданщик - вокзальный вор.

Бал - базар.

Балабан - шутник.

Дашкомник - спекулянт

Елдачить - болтать языком.

В связи этим возникает необходимость в культуре речи.

Культура речи

Культура речи - степень соответствия речи нормам литературного языка; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры. Она заключается в богатстве речи, ее чистоте, выразительности, ясности и понятности, точности и правильности.

Для того, чтобы человек правильно говорил, ему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно.. важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Речь должна быть яркой, образной выразительной. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных составляющих лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, историзмов. Архаизмов, неологизмов. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано.

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. При отборе лексических средств рекомендуется учитывать следующие факторы:

Значение слова,

Его многозначность,

Сочетаемость с другими словами,

Эмоционально-экспрессивную окраску,

Стилистическую характеристику,

Сферу употребления,

Грамматическую оформленность, особенность аффиксов.

Несоблюдение основных критериев отбора лексических средств приводит к ошибкам в словоупотреблении.

Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского литературного языка.

Заключение

Заканчивая разговор о культуре речи, следует подвести некоторые итоги. Итак, культура речи – это в конечном счете культура общения, культура речевой деятельности, овладение которой предполагает высокий уровень развития общей культуры человека, т.е. способность к культуре мышления, знание действительности, предмета речи, законов общения в целом и, наконец, законов, правил, норм использования средств языка для решения конкретной коммуникативной задачи.

Одним из первых этапов освоения культуры речи является, на современный взгляд, осознание сути речевой деятельности, так как умение человека общаться, коммуникативная сторона его жизни, его социальный статус обеспечиваются умением создавать и воспринимать высказывания (тексты). Текст является продуктом социального взаимодействия. А умение создавать и воспринимать тексты позволяет человеку утвердить себя как личность.

Вторым же этапом можно назвать развитие и совершенствование механизмов речи. Тренировка памяти, внимания, воображения, способности к предвосхищению так же необходимы говорящему или пишущему, как ежедневные занятия у станка балерине.

Речь в результате всего должна точно, логично, выразительно, доступно передавать то, что замыслили автор того или иного высказывания. Если этого не происходит, то либо человек недостаточно ясно осознал замысел текста, его смысл, либо он не может найти слова, формы структуры, обеспечивающие понимание сказанного, а, следовательно, он не владеет необходимым уровнем речевой культуры.

Хорошая речь должна быть чистой. Засорение ее словесным "мусором" происходит из-за небрежного, безответственного отношения к ней и во многом объясняется незнанием богатств русского языка.

Чистота речи – это ее необходимое качество, свидетельствующее о культуре слова и общей культуре человека.

Речь должна быть не только хорошей, но и убедительной, эффективной, воздействующей.

Язык любого народа - это его историческая память, воплощенная в слове.

Родной язык - душа нации. В языке и через язык выявляются национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытность художественного творчества, нравственное состояние и духовность, общая культура народа.

В последние годы мы, к сожалению, отучаемся от красоты слова, от культуры языка. В современном русском языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной речью, просторечием, профессиональными и социальными диалектами. Устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. Русский язык нуждается в защите и бережном отношении. Именно поэтому мы обратились к проблеме чистоты русского языка на современном этапе развития нашего общества.

Слово «жаргон» употреблялось во французском языке с середины 12-го века в значении «чириканье», затем оно стало означать «непонятный язык», а еще позже у него появилось значение «испорченный язык».

В русскую речь жаргон пришел со значением «непонятный язык». В составе русского языка было много жаргонов. Существовал, например, с 16 века жаргон офеней - мелких бродячих торговцев. Офенский язык использовал русскую грамматику, коверкая формы и слова литературного русского языка, переиначивая слова по некоторым моделям.

Например: кулото - «золото». Кустра - «сестра».

Впервые условный язык офеней был зафиксирован «Сравнительным словарем языков и наречий» П.С.Палласа в конце 18 века.

Слово «жаргон» имеет и другой смысл: грубая и вульгарная речь. Это арго. В отличие от профессиональных и корпоративных жаргонов арго является достоянием замкнутых групп. Арго типичен прежде всего для социальных низов общества и преступного мира.

Профессиональный и корпоративный жаргоны благодаря своей экспрессивно-стилистической окраске переходят в разговорно-бытовую речь, не связанную строгими литературными нормами. Например: салага, чиф, подбросить и другие. Из воровского жаргона: капать, хаза, канать.

Жаргоны проникали не только в разговорную речь, но и на страницы русской литературы. Большим знатоком жаргона среди писателей 19 века был Гоголь. Он превосходно знал чиновничьи, социально-профессиональные и другие жаргоны и мастерски использовал их в своих произведениях. Вот пример из поэмы «Мертвые души»: «…пойдут переборки, распеканья, взбутетениванья…». Язык Петровича в «Шинели» наполнен выражениями, характерными для профессии портного:»…дело …гнилое», «положить на воротник куницу», «пустить капишон» и другие .

Как и другие разновидности разговорного языка, жаргон используется в художественной литературе для более яркого изображения описываемой среды, для языковой характеристики героя, как средство создания образа.

Н. Помяловский в «Очерках бурсы» использовал жаргонную лексику бурсаков, чтобы ярче показать жизнь учащихся таких закрытых учебных заведений как бурса. «Тут же Ерундия играл на белендрясах». «Омега выпятил свою лупетку(лицо).

В.В.Крестовский в романе «Петербургские трущобы» с помощью жаргона показал стремительное расслоение общества на богатых и бедных, обреченных на невежество и нищету, порок и преступление.

История расцвета условных языков началась на ранней стадии развития промышленного и товарного производства и продолжается в настоящее время.

Лингвисты отмечают моменты ослабления и усиления использования жаргонизмов в речи.

История нашего государства - ярчайшее тому подтверждение. Лингвисты отметили в ХХ веке три волны жаргонизации речи:

С 90-х годов (период перестройки и начала капитализации) началась четвертая волна жаргонизации речи.

Первая волна проникновения жаргонизмов в разговорный русский язык отмечена после революции 1917-го года. Язык бедняков и беспризорников некоторые лингвисты возвели в ранг «языка будущего». Но при этом жаргон воспринимался обществом не одинаково: одни считали его «пролетарским языком», противопоставленным языку интеллигенции, другие - проводником и носителем воровской идеологии, угрожающим чистоте и целостности русского языка.

События этого тревожного времени, резко изменившего судьбы многих сотен тысяч людей, нашли отражение и в литературе.

Превосходным знатоком своей эпохи и Москвы 20-х годов был В.А.Гиляровский. Он много лет занимался изучением трущоб города, жизни обитателей «московского дна», Хитровки, и в своих произведениях использовал жаргонную лексику и арго: «…работали вместе, и слам пополам…», «…ты, затырка, я по ширмохе, тебе лопатошник».

Вторая волна жаргонизации речи относится к середине 30-х годов и послевоенных 40-х. Влияние «блатной музыки» на разговорную речь связано с массовыми репрессиями, с разгулом бандитизма в первые послевоенные годы .

60-ые - 70-ые годы лингвисты называют 3-ей волной жаргонизации речи. В период хиппи отвергались культурные ценности, нормы поведения, социальной идеологии. Все это проявлялось в стремлении создать свою «контркультуру».

В перестроечное время произошёл настоящий «бум» в употреблении жаргонной лексики. Это было обусловлено взрывом гражданских и языковых свобод. Стремительные социальные процессы значительно изменили стилистику устной и письменной речи. Речь огрубляется.

Эти изменения вновь коснулись литературы. Если в произведениях писателей 19-го и первой половины 20-го века жаргонизмы использовались вполне оправданно, то использование жаргонной речи в современной детской литературе трудно поддаётся объяснению. Например, в книге Эдуарда Успенского для младшего школьного возраста про дядю Фёдора употреблены такие слова: «забурели», «ставить на счётчик».

Мы являемся свидетелями использования жаргонной лексики не только в печати, но и на телевидении, на радио, на эстраде. Обоснованную тревогу вызывают хлынувшие в печать и тексты песен арготические элементы, употребляемые для «оживления текстов». Например: «качать права», «пудрить мозги», «политические тусовки», «кислотный прикид», «молодняк в отпаде» и другие.

В особую группу выделен молодёжный жаргон--сленг. В основе этого языкового явления лежит не социальная причина, а желание сделать речь яркой. Главное в сленге--отход от обыденности.

Особенность сленга--быстрая обновляемость. Сейчас уже никто не помнит оценок «потрясно», «железно», так широко распросранённых в 60-е--70-е гг. 20-го века, зато появилось новое слово--«клёво». Такая экспансия жаргонизмов исказила русский язык. Тот язык, на котором разговаривает сейчас молодёжь, нельзя назвать ни разговорным, ни тем более литературным.

Под аргонизмами следует понимать такую специально ограниченную в употреблении лексику, которая является эмоционально-экспрессивным выражением стилистически нейтральных слов.

Жаргон – речь людей, составляющих обособленные группы, которых объединяет общая профессия. Жаргоны не представляют собой целостной системы. Специфика жаргонов заключается в их лексике. Многие слова в них имеют особое значение и иногда по форме отличаются от общеупотребляе-мых слов.

Профессиональные жаргоны используются людьми одной профессии, главным образом при общении на производственные темы. В жаргоне летчиков низ фюзеляжа самолета называется брюхом, фигуры высшего пилотажа – бочкой, горкой, петлей. В речевом обиходе медиков, например, слова зеленка, касторка, уколы являются жаргонными.

Социальный жаргон – это речь какой-либо социально обособленной группы людей. Часто возникновение социального жаргона диктуется потребностями функционирования и жизнеобеспечения какой-либо социальной группы. Примером может служить существовавшее в дореволюционной России арго офеней. Офеня – бродячий торговец мелким товаром, коробейник. Случалось, что на коробейников нападали, отбирали у них деньги и товар, поэтому они вынуждены были скрывать свои намерения и действия от посторонних. Помогал им в этом специально выработанный «язык», непонят-

Хный окружающим. Некоторые элементы нищенского, воровского и офенского жаргонов сохранились и в наше время, а кое-какие слова перешли в общеупотребительные, потеряв жаргонную окраску и претерпев семантические изменения: двурушник (у нищих так назывался тот, кто собирал милостыню двумя руками), липа (фальшивка), жулик, шустрый.

В современном русском языке нет таких жаргонов, которые создавались бы со специальной целью зашифровать способ общения. Сейчас распространены такие группы жаргонов, которые отражают специфические объединения людей по интересам («болельщики», «автолюбители», «киноманы» и т. д.).

Во многих языках существуют молодежные жаргоны – школьные и студенческие (предки, шпоры, хвост, клево). Иногда при характеристике речи представители различных социальных слоев используют термины: сленг, пиджин, койие.

Сленгом называется совокупность жаргонных слов, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи.

Пиджинами называют структурно-функциональные типы языков, не имеющих коллектива исконных носителей и развившихся путем упрощения структуры языка-источника. Пиджин – языки, широко распространенные в бывших колониях: в Юго-Восточной Азии, на территории Индии, Бангладеш, где говорят на пиджин-английском языке. Это «испорченный» английский. В странах Африки население, общаясь с иностранцами, говорит на пиджин-французском, пиджин-португальском.

Койие – функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства повседневного общения и употребляющийся в различных коммуникативных сферах.


  • Жаргон и арго как речь ограниченного употребления ограниченную в употреблении лексику, которая является
    В речевом обиходе медиков, например, слова зеленка, касторка, уколы являются жаргонными .


  • « Предыдущий вопрос. Жаргон и арго как речь ограниченного употребления . Под аргонизмами следует понимать такую специально ограниченную в употреблении лексику, котора.


  • Жаргон и арго как речь ограниченного употребления .
    Диалект – разновидность общенародного языка, употребляемая в качестве средства общения между людьми, связанными тесной территориальной общностью.


  • Жаргон и арго как речь ограниченного употребления . Под аргонизмами следует понимать такую специально ограниченную в употреблении
    Влияние на чистоту речи историзмов, архаизмов, жаргонизмов .


  • Жаргон и арго как речь ограниченного употребления . Под аргонизмами следует понимать такую специально ограниченную в употреблении лексику, которая явля... подробнее ».
    Влияние на чистоту речи историзмов, архаизмов, жаргонизмов .


  • Жаргон и арго как речь ограниченного употребления . Под аргонизмами следует понимать такую специально ограниченную в употреблении лексику, которая явля... подробнее ».
    Влияние на чистоту речи историзмов, архаизмов, жаргонизмов .


  • Вот что однозначно загрязняет нашу речь , так это жаргонизмы . К ним относится целый ряд слов от студенческих жаргонизмов и профессионализмов до худшего варианта жаргонизмов – нецензурных слов и арго . Жаргон разными путями попадает в литературный язык...


  • Зачастую сотрудники употребляют выражения «ну», «значит», «вот», «понимаете», «блин» и т. п. Скажет сотрудник пару фраз - и повторит такое слово. Это, безусловно, не украшает речь , а, наоборот, настораживает. - Сотрудникам милиции особенно полезно знать арго - жаргон ...


  • Литературной речь считается тогда, когда она очищена от всякого рода жаргонизмов , устаревших слов, арго и т. д. Поэтому разговорная речь характеризуется прежде
    Она стоит на грани литературного употребления и даже обычно выходит за пределы литературного языка.


  • Достаточно скачать шпаргалки по русскому языку и культуре речи - и никакой экзамен вам не страшен!
    Употребление предлогов. При глаголах чувства: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться – предлог по употребляется с дательным падежом.

Найдено похожих страниц:10