Сценарий внеклассного мероприятия"роль игры в профилактике наркомании среди детей и подростков". «А ты против»

Ольга Деревягина
Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений

Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений

Цель: профилактика правонарушений и преступлений в подростковой среде через повышение уровня правовой культуры обучающихся.

Задачи:

Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения

Формирование умения различать хорошие и плохие поступки

Способствовать развитию, становлению, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к противоправным поступкам

Способствовать взаимопониманию между подростками и взрослыми

Формирование целостного представления о личной ответственности за правонарушения и преступления

Форма мероприятия: квест-игра

Методы: практические, наглядные, словесные

Контингент: 5-9 классы

ХОД КВЕСТ-ИГРЫ

Команды собираются в рекреации. В игре принимают участие 5 команд (5 кл., 6 кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл.). Жюри формируется из педагогов школы.

Игра состоит из 5 частей, прохождения 5 станций.

Социальный педагог рассказывает притчу об отце и сыне, который постоянно грубил и оскорблял окружающих людей.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.

В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность».

СТАНЦИЯ №1 «Гражданин своей страны»

1. В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)

2. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).

3. Какие еще сведения имеются в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение дети, сведения о ранее выданном паспорте).

4. В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утрате паспорта и при смене фамилии)

5. Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт?

6. В каких ситуация людям необходимо предъявлять паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, денег в сберкассе, подаче заявления в загс).

7. Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище. Цвета с низу вверх: Красный, синий, белый)

8. Что изображено на гербе нашей страны? (двухглавый орел)

9. Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)

СТАНЦИЯ №2 «Наша школа»

1. Как правильно называется наша школа? («Бейская школа-интернат»)

2. Сколько дней в неделю учатся в нашей школе? (5 дней)

3. Сколько месяцев в году учатся в нашей школе? (9 месяцев)

4. Кто является директором нашей школы? (Янгулова Екатерина Владимировна)

5. Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников.

Уважать учителей (обязанность).

Бесплатное образование (права)

Удобное рабочее место (права)

Отдыхать во время перемен (права)

Охрана здоровья (права)

Соблюдать расписание занятий в школе (обязанность)

Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)

Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).

Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)

СТАНЦИЯ №3 «Виды юридической ответственности»

Ведущий: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.

Существует 4 вида юридической ответственности:

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)

Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:

1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)

3. Избил одноклассника (Уголовная)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)

5. Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)

7. Разбил мячом окно. (Гражданская)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)

9. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)

10. Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)

СТАНЦИЯ №4 «Происшествие в парке»

Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

Слова на следах:

всем по 16 лет (2)

в парке (4)

пили пиво на скамейке (6)

пошли гулять (3)

день рождения Вани (5)

друзья (1)

подошли сотрудники полиции (9)

ругались нецензурной бранью (8)

мальчики шумели (7)

Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.

Вопросы: Накажут ли друзей? Если да, то за какие правонарушения.

Станция №5 «Раскрытие преступления»

Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании преступления.

Слова на следах:

Вите 16 лет

сбежал с урока (2)

пошел гулять (3)

встретил мальчика Гену из соседней школы (4)

стал его бить (5)

у Гены сильные побои, перелом (6)

Витя отобрал телефон у Гены (7)

Текст: Вите 16 лет, он сбежал с урока, и пошел гулять. Встретил мальчика Гену из соседней школы, стал его бить. У Гены сильные побои, перелом. Витя отобрал телефон у Гены.

Подлежит ли Витя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Игра по станциям «Мир без наркотиков»

Команды по классам собираются в актовом зале. Получают маршрутные листы. И отправляются по станциям - выполнять задания. Потом все вместе снова собираются в актовом зале, где подводится итог игры.

-«Плакат»

~ «Кричалки»

- «Живая скульптура»

- «Письмо другу»

- «Аргументы»

~ «Блеф-клуб»

~«Закон и наркотики»

-«Горячий мяч

Станция «Блеф-клуб»

Материалы : карточки с вопросами,

Процедура : На станции ведущий. Ве­дущий задает всем командам одинаковые вопросы. За каждый правильный ответ коман­да получает приз.

Система оценки: количество баллов соответствует количеству правильных ответов. Максимум - 16 баллов.

Варианты вопросов: Верите ли вы, что:

- Алкоголь - это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрос­ти духа (нет)?

Алкоголь - это депрессант, он угнетает дея­тельность головного и спинного мозга?

- Зависимость от наркотиков - это просто состояние души (нет).

Зависимость от наркотиков - реальна, она бы­вает одновременно физической и эмоциональной.

- Если, выпив, вести машину небезопасно, то, накурившись марихуаны, вести машину вполне возможно (нет).

Исследования показывают, что навыки управ­ления автомобилем ухудшаются на период 4-6 часов после выкуривания одной сигареты с марихуаной, есть авторы, которые утверждают, что пик нарушения приходится на момент, ког­да исчезают первые признаки «охмурения».

- Впервые пробуя наркотики, подростки обычно достают их у незнакомых людей, ко­торые старше их (нет)

Обычно молодые люди, которые впервые про­буют наркотики, получают их от своих друзей.

Если вы хотите протрезветь, то чашка го­рячего свежего черного кофе, свежий воздух или холодный душ помогут вам (нет)

Ощущение, что ты протрезвел, действительно возникает, но количество алкоголя в крови не ме­няется, и, следовательно, скорость реакции, вни­мание и поведение будут, как у пьяного человека.

~ Опьянение от пива легче, чем опьянение от водки (нет)

Пиво, вино и крепкие спиртные напитки - все содержат алкоголь, и, следовательно, эффект один и тот же.

- Марихуана помогает увеличить творчес­кий потенциал и стимулирует учебу (нет).

Марихуана ухудшает способность курильщика сосредоточивать внимание, поэтому она ме­шает учебе.

Любой наркотик, включая алкоголь, который употребляет беременная женщина, проникает через плаценту в плод.

- Люди не умирают от алкогольного отрав­ления (нет).

Люди умирают от чрезмерной доли алкоголя.

- Марихуана вызывает привыкание (да).

Марихуана - это наркотик, который вызывает привыкание.

~ Следы употребления марихуаны можно обнаружить в организме человека в течение одной недели после выкуривания одной единственной порции (да).

Следы употребления марихуаны могут быть обнаружены в организме в течение одной не­дели после выкуривания одной сигареты

~ Подростки, которые начинают пить алко­голь до 15 лет, подвергаются в два раза большему риску начать употребление нар­котиков, чем те, кто попробовал алкоголь, будучи взрослым (да).

Исследования показывают, что, если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он подвержен большему риску столкнуться с проблемой наркомании.

Если людям нравиться само состояние опьянения, то существует большая вероят­ность того, что они станут алкоголиками (да).

Человек, не чувствующий опасности, не подготовлен к принятию правильного решения

- Для того, чтобы согреться, можно принять рюмку алкоголя (нет).

Употребление рюмки алкоголя взывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи, хотя это создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым вызывая переохлаждение тела.

Станция «Плакат»

Материалы: толстые фломастеры трех цветов

Красный, синий, зеленый, черный фломастер может использоваться вместо одного из основных цветов, листы бумаги по 0,5 ватманского листа, столы, желательны стулья.

Процедура: задание выполняется в 2 этапа

1.Каждой команде предлагается придумать и нарисовать плакат антинаркотического содержания. При этом необходимо соблюдать следу­ющие требования: использовать только три цвета; не изображать атрибуты, имеющие от­ношение к употреблению наркотических средств (шприцы, иглы, таблетки и т. д.).

Время: 10 мин..

Критерии: оценивается идея, воплощение (эс­тетичность), защита (оригинальность, понятность], учитывается массовость при выполне­нии задания. Оценку ставят ведущие.

Станция «Кричалки»

1. Командам дается задание придумать нес­колько речевок или коротких стишков (не более 4 строчек, рифма желательна) антинаркоти­ческого содержания.

Время: 10 минут.

2.Придуманные «кричалки» нужно произнести всей командой хором. Команды исполняют это по очереди, как бы соревнуясь друг с другом.

Время: 4 минуты

Система оценки: оценивается количество ре­чевок, содержание, возможность хорового воспроизведения. Баллы начисляют за коли­чество, добавляя по 0,5 балла за соответствие двум остальным критериям. Оценку осущест­вляют ведущие.

Станция «Живая скульптура»

Материалы: не требуются Процедура: 3 этапа

1. Каждой команде предлагается придумать скульптуру, дискредитирующую образ жизни, связанный с употреблением наркотиков, или символизирующую жизнь без наркотиков. Время: 5 минут.

2. Непосредственное воплощение - показ скульптуры другой команде и ведущим.

3. Защита проекта.

Время: по 4 минуты на команду.

Система оценки: 5-балльная, максимум -5 баллов.

Критерии: массовость, артистизм, оригиналь­ность идеи, убедительность защиты.

Станция «Письмо другу»

Процедура: участников просят сесть за столы и за 10-12 минут подумать и записать свои размышления на тему: «Я и наркотик. Это ре­ально?» Форма сочинения может быть любая "например, в форме письма близкому другу). Необходимо объяснить участникам, что их за­писи анонимны и не будут оцениваться в игре. Можно сказать участникам, что лучшие (самые искренние) сочинения будут включены в книгу для подростков и т. д. Кроме того, это поможет взрослым узнать их реальное, а не «правиль­ное», «плакатное» отношение к наркотикам. Система оценки: письма не оцениваются.

Станция «Аргументы»

Материалы: не нужны. Процедура: проводится в 2 этапа.

1.Командам предлагается в течение 1-2 ми­нут придумать и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления наркотиков.

2.Команды располагаются друг напротив дру­га, договариваются об очередности - кто нач­нет первым. Далее задание выполняется сле­дующим образом: 1 участник одной команды называет один довод, после этого свой довод приводит участник противоположной команды и т. д. Доводы не должны повторяться, жела­тельно, чтобы высказалось как можно больше
участников. Победившей считается команда, которая привела последний довод.
Система оценки: оценивается количество приведенных доводов, а также добавляются призовые баллы за массовость (чем большее число участников называло причины «неупотребления», тем выше балл).

Если участники выполнили задание слишком быстро, можно попросить проигравшую команду придумать и провести интересную игру для всех, прямо сейчас, или что-нибудь другое (на усмотрение ведущих). При этом добавить балл: проигравшим - за интересную выдумку, и победившим в ходе проведенной игры.

Станция «Горячий мяч»

Материалы: 2 мяча. Процедура: проводится в 2 этапа. Команды встают каждая в свой круг

Ведущий объясняет правила:

- «Сейчас у вас есть время - 5 минут - для того, чтобы обсудить, кто или что может защитить подростка от употребления наркотиков, а также каким образом он сам может уберечь себя. Может быть, это определенные качества его личности, а может быть, некие обстоятельства его жизни». Если есть вопросы, ведущий отвечает на них.

Каждая команда получает по мячу. Ведущий го­ворит «Знаете, что такое «горячий мяч»? Его нельзя долго держать в руках, так как можно об­жечься. Сейчас вы будете перекидывать друг дру­гу мяч как можно быстрее. Получая мяч, вы долж­ны быстро назвать одну из причин, защищающих подростка от наркотиков, например (приводит), а затем также быстро перекинуть его любому игро­ку. Человек, который замешкался, или совсем ни­чего не сказал, выбывает из игры. Ваша задача сохранить как можно больше членов команды,
действуя максимально быстро. Вопросы?» Выигравшей считается команда, где осталось большее количество игроков. Ведущий также следит за тем, чтобы ребята не повторяли одну и ту же причину «защиты».

Система оценки: количество оставшихся игроков и призовой балл команде, которая играла с мячом дольше.

3. ! Верно ли, что курить сейчас модно?

  • 6. 4 ! Назовите основные типы компьютерной зависимости.
  • Какой орган человека страдает в большей степени п..." target="_blank"> 7. 5
    • Какой орган человека страдает в большей степени при токсикомании?
    !
  • <..." target="_blank"> 8. 6.
    • Какая вредная привычка приводит к раку печени?
    !
  • <..." target="_blank"> 9. 7
    • Закончите пословицу: «Капля никотина убивает….»
    !
  • 10. 8. Как Вы считаете, почему некоторые люди не могут бросить употреблять алкогольные напитки? !
  • 11. 9. ! Наркомания это болезнь?
  • 12. 10. Существуют ли безвредные сигареты? !
  • Имеет ли пристрастие к кофе отношение к химической..." target="_blank"> 13.
    • Имеет ли пристрастие к кофе отношение к химической зависимости?
    11. !
  • Что такое пассивное курение?
  • 12 ! " target="_blank"> 14.
    • Что такое пассивное курение?
    12 !
  • 15.
    • Что такое игровая зависимость?
    13 !
  • 16. 14. Сектор сюрприз! !
  • 17. 15. ! Какими бывают малыши, рожденные курящими мамами?
  • Как вы считаете, употребление пива менее вредно,..." target="_blank"> 18. 16
    • Как вы считаете, употребление пива менее вредно, чем употребление водки?
    !
  • Как помочь человеку, начавшему употреблять нарко..." target="_blank"> 19. 17
    • Как помочь человеку, начавшему употреблять наркотики?
    !
  • 20. 18 ! Объясните, что такое основы здоровья или из чего состоит здоровый образ жизни?
  • Какие вы знаете заболевания связанные с курение..." target="_blank"> 21. 19.
    • Какие вы знаете заболевания связанные с курением?
    !
  • 22. 20.
    • Что является лучшей защитой от наркомании?
    !
  • 23. 21. ! Что происходит с физическими возможностями человека, когда он курит?
  • 24. 22.
    • Что вы знаете о пищевой зависимости?
    !
  • Музыкальная пауза
  • ! " target="_blank"> 25.
    • Музыкальная пауза
    !
  • Как влияет алкоголь на организм человека, на е..." target="_blank"> 26. 24.
    • Как влияет алкоголь на организм человека, на его благополучие?
    !
  • 27. 25 ! Как влияют наркотики на организм человека, на его благополучие?
  • 28. 26
    • Где находится Эйфелева башня?
    !
  • <..." target="_blank"> 29. 27
    • В каком городе сооружен Колизей?
    • Милан
    • Флоренция
    • Рим
    • Венеция
    !
  • Английский город, давший название спортивной иг..." target="_blank"> 30. 28.
    • Английский город, давший название спортивной игре, называется...
    • - Крикет - Фристайл
    • - Спидвей - Бадминтон
    !
  • 2.Д..." target="_blank"> 32.
    • 1.Для того, чтобы успокоиться
    • 2.Для налаживания коммуникаций
    • 3.Желание стать «своим» парнем в компании
    • 4.Манипулирование другими людьми “если ты откажешься со мной встретиться, я возьму и уколюсь!”.
    • 5. Желание усилить активность, испытать бодрость.
    2
  • 33. 3 модно не курить, курение удел слабых или не особо умных людей
  • 34.
    • Зависимость от Интернета (сетеголизм)
    • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)
    4
  • мозг
  • 5 " target="_blank"> 35.
    • мозг
    5
  • Алкоголизм
  • 6 " target="_blank"> 36.
    • Алкоголизм
    6
  • Лошадь
  • 7 1 . Виктор Васнецов 2 .Михаил..." target="_blank"> 37.
    • Лошадь
    7 1 . Виктор Васнецов 2 .Михаил Врубель 4. Виктор Васнецов 3. Виктор Васнецов
  • ..." target="_blank"> 38.
    • У человека появляется зависимость от алкоголя
    2 8
  • Наркомания – это серьезная болезнь, требующая серь..." target="_blank"> 39.
    • Наркомания – это серьезная болезнь, требующая серьезной реабилитации. Болезнь прогрессирующая, волнообразно обостряющая и смертельно опасная.
    2 9
  • 40.
    • Безвредных сигарет не существует
    10
  • Пристрастие к кофе не имеет отношения к химической..." target="_blank"> 41.
    • Пристрастие к кофе не имеет отношения к химической зависимости. Возникает не химическая, а чисто психологическая зависимость от приема кофе. Человек, привыкший начинать день с чашечки душистого бодрящего напитка, с трудом отказывается от этой приятной привычки. Она вполне безобидна, если соблюдать меру и не пренебрегать советами своего врача.
    11
  • Вдыхание табачного дыма от " target="_blank"> 42.
    • Вдыхание табачного дыма от "чужой" сигареты. Так же очень вредно для здоровья.
    12
  • Это зависимость от казино, карт, игровых автоматов,..." target="_blank"> 43.
    • Это зависимость от казино, карт, игровых автоматов, других азартных игр.
    • Также сюда относятся и зависимости от компьютерных игр.
    13
  • Поздравляем!
    • Вы получаете 20 бал..." target="_blank"> 44.
      • Поздравляем!
      • Вы получаете 20 баллов!
      • Браво!
      14
    • - Имеют малый вес
    • Имеют проблемы..." target="_blank"> 45.
      • - Имеют малый вес
      • Имеют проблемы с центральной нервной системой
      • Отличаются слабым здоровьем
      15
    • Употребление пива не менее вредно для здоровья чело..." target="_blank"> 46.
      • Употребление пива не менее вредно для здоровья человека, чем водка
      16
    • 47.
      • как можно быстрее обратиться к врачу
      17
    • 1.Занятия спортом, высокая двигательная активность...." target="_blank"> 48.
      • 1.Занятия спортом, высокая двигательная активность.
      • 2. Сбалансированное питание и соблюдение режима питания.
      • 3. Закаливание, которое особенно ценно в детские и юношеские годы.
      • 4. Благоприятный психологический климат в отношениях с людьми.
      • 5. Бережливое отношение к природе.
      • 6. Любимая работа.
      • 7. Отказ от вредных привычек.
      18
    • инсульт
    • хронический бронхит и эмф..." target="_blank"> 49.
      • инсульт
      • хронический бронхит и эмфизема
      • ишемическая болезнь сердца
      • язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
      • бесплодие
      • атеросклероз
      • рак полости рта и глотки
      • рак гортани и трахеи
      • рак легкого
      • рак пищевода и желудка
      • рак поджелудочной железы
      • рак мочевого пузыря
      19
    • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

      “СЛАБОЕ ЗВЕНО”

      Класс: 8-9

      Цели игры:

      • пропаганда здорового образа жизни;
      • профилактика курения, пьянства, наркомании.

      Оформление:

      • плакаты о вреде пьянства, курения, наркотиков;
      • бумага, фломастеры;
      • жетоны, коробка;
      • призы для награждения.

      Ход игры

      На фоне музыки следует вступительное слово учителя, объясняются правила игры. В игре участвуют 5 учащихся. Поочерёдно учитель быстро задаёт каждому участнику вопросы.

      Жюри в составе 3 учащихся подводят итоги после каждого раунда и исключают «слабое звено».

      Ведущий: В эфире программа «Слабое звено». Каждый из 5 участников может выиграть приз. 4 из них уйдут ни с чем. Ведь раунд за раундом команда выберет самое слабое звено.

      1 этап

      Продолжи:

      1. Капля никотина убивает... (лошадь или муху)
      2. Кто из русских правителей запретил курение? (Иван Грозный или царь Михаил Фёдорович )
      3. Что варили Балбес, Бывалый и Трус в лесу? (компот или самогон )
      4. Продолжите “Человек - это венец... (короля или природы )
      5. Часто при курении повышается... (артериальное давление или атмосферное давление)
      6. Продолжите “Много вина - мало... (ума или денег)
      7. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? (Васко да Гамма или Христофор Колумб )
      8. На сколько минут укорачивается жизнь курильщика после каждой выкуренной сигареты? (на 15 минут или на 1О минут)
      9. Что разрушает вирус иммунодефицита? (иммунную систему или выделительную систему)
      10. Продолжи “Курильщик - сам себе... (могильщик или доброжелатель)
      11. По какой причине в России было запрещено курение? (из-за частых пожаров или из-за одурманивания народа)
      12. Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся... (кладбище нервных клеток или заряд бодрости и веселья)
      13. Существует ли вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции? (нет или да)
      14. Продолжи “Муж пьёт - полдома горит, жена пьёт - весь... (дом горит)
      15. Что поражается у курильщика, прежде всего? (сосуды или легкие )
      16. Продолжи “Пьяный человек - не человек, ибо он потерял... (разум или кошелек)
      17. По какой причине в России Пётр I разрешил курение табака? (с целью оздоровления людей или развития экономики )
      18. В каком фильме Леонида Гайдая герой учит молодёжь танцевать твист, туша окурки то одной, то другой ногой? (“Брильянтовая рука” или “Кавказская пленница”)
      19. Сколько литров табачного дёгтя проходит за 1О лет через дыхательные пути курильщика (8 литров или 5 литров)
      20. Никотин - это яд, который особенно влияет на… (рост или зрение)

      Завершение 1 этапа игры.

      Ведущий: Чьё восхождение к вершине закончилось, даже не начавшись? Кто покинет игру, не испытав игрового азарта? Пришло время узнать, кто из вас самое слабое звено. (Голосование) Голосование окончено! Пора узнать, кто, по вашему мнению, самое слабое звено. (первый игрок покидает команду )

      2 ЭТАП

      Ведущий: Мы начинаем с самого сильного звена прошлого раунда. Это ….

      Итак, играем в слабое звено.

      1. Что делали по закону, который издал китайский император Ву Вонг в 1220 году, уличенным в пьянстве? (подвергали смертной казни или изгоняли из страны)
      2. В каком слове увековечил свое имя Жак Нико? (никотин)
      3. Продолжите “Хлеб на ноги ставит, а вино… (валит)
      4. Писатель Василий Белов назвал курящих женщин… (гусынями или курицами )
      5. Образование раковых опухолей у курильщика вызывают содержащийся в сигарете… (никотин или радиоактивный полоний )
      6. Болезнь, которую называют “чумой XX века”? (рак или СПИД )
      7. Наркотики - это химические вещества, оказывающие воздействие на… (нервную систему или органы пищеварения)
      8. Кто из известных русских писателей сказал такую фразу: “Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым”. (Л.Н. Толстой или А.П. Чехов)
      9. Сколько вредных веществ попадает в организм человека при курении? (около 10 или около 30 )
      10. Кто из поэтов зовет на борьбу такими строчками:
        “Чтоб хозяйство твое не скрутил самогон,
        Чтоб отрава в гроб не свела, -
        Самогонщиков из деревни вон!
        Вон из хутора! вон из села!” (В.В. Маяковский или С.А. Есенин)
      11. Какое количество наркоманов насчитывается в России? (более 10 млн. человек или более 5 млн. человек)
      12. Смола, образующаяся при сгорании табака, вызывает… (отравление или опухоли )
      13. Сколько человек в год один наркоман может вовлечь в наркозависимость? (15 человек или 9 человек)
      14. Какую проблему обостряет рост наркомании? (гриппа или СПИДа )
      15. Какое количество россиян ежегодно уносит “эпидемия” моды курения? (около 100 тысяч человек или 400 тысяч человек )
      16. Какое воздействие оказывает алкоголь на центральную нервную систему? (положительное или отрицательное )

      Завершение 2 этапа игры.

      Ведущий: Кто не видит реальной опасности? Кто пытается бороться с ветряными мельницами? Пришло время узнать, кто из вас самое слабое звено. (Голосование) Голосование окончено. Пора узнать, кто, по вашему мнению, самое слабое звено. (идет голосование, дети дают характеристику игроку, который покинул зал )

      3 ЭТАП

      Ведущий: Мы начинаем с сильного звена прошлого раунда. Это …. Итак, играем в слабое звено.

      1. Рак легкого у курящих встречается чаще, чем у некурящего… (в 30 раз или 15 раз)
      2. Кому из русских поэтов принадлежат слова: “Человек пьющий ни на что не годен”? (М.Ю. Лермонтову или А.С. Пушкину )
      3. “Наркотик” - греческое слово. Что оно означает? (одурманивающий или привлекающий)
      4. Какому народу принадлежит такая поговорка: “Внешность человека отражается в зеркале, а душа - в водке”? (корейскому или русскому)
      5. Кто из мировых знаменитостей стал жертвой пагубной страсти к наркотикам? (Элвис Пресли или Арнольд Шварценеггер)
      6. Назовите болезнь заядлых курильщиков? (кашель или бронхит )
      7. Во сколько раз смертность детей в пьющих семьях выше, чем в непьющих? (в 2 раза или в 3 раза )
      8. Что помогает сохранить и укрепить здоровье людей? (спорт, ЗОЖ)
      9. Во сколько раз увеличилась смертность детей от передозировки наркотиками?(в 42 раза или в 17 раз)
      10. Какое количество лабораторий было выявлено за последние 4 года, производящих наркотики, и в которых шла работа над созданием новых?(более 100 или более 300)
      11. Какое количество табачного дегтя содержится в 1 кг табака, который человек выкуривает за месяц? (70 мл. или 90 мл.)
      12. Почему подростки пробуют наркотики? (из-за любопытства или из-за сладкого вкуса)

      Завершение 3 этапа

      Ведущий: Кто обманулся в надежде на собственные знания? Кто окончательно растерялся? Один из вас должен уйти ни с чем. Пришло время узнать, кто из вас самое слабое звено. (Голосование) Голосование окончено. Итак, давайте узнаем кто в этом раунде самое слабое звено. (Идет голосование. Участники называют причину, по которой тот или иной игрок покидает команду)

      4 ЭТАП (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)

      Ведущий: Сейчас вам предстоит играть друг против друга, лицом к лицу. Вы ответите на 5 пар вопросов, выиграет тот, кто ответит на максимальное количество вопросов. Сильное звено выбирает, кто отвечает первым.

      Каждый из оставшихся игроков должен набрать наибольшее количество правильных ответов.

      1. - Продолжите: “Пить вино так же вредно, как принимать…

      (яд)

      Курение - это частые болезни и преждевременная…

      (смерть)

      2. - Выпил водки на копейку, а дури прибавилось на…

      (пятак)

      Не бывает свадьбы без гостей, похорон без слез, а пьянства без…

      (драки)

      3. - Кто такой “пассивный курильщик”?

      (человек, вдыхающий сигаретный дым)

      Как расшифровать слово “СПИД”?

      (синдром приобретенного иммунодефицита)

      4. - Кто такой токсикоман?

      (человек, вдыхающий отравляющие вещества)

      Почему после употребления алкогольных напитков сохнут губы, пересыхает во рту, появляется чувство жажды?

      (спирт отнимает воду у организма)

      5. - Что такое иммунитет?

      (способность организма противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки)

      Какие главные угрозы здоровью людей ты бы выделил?

      (плохая экология, пьянство, курение, наркомания)

      Ведущий: Кто же не осчастливит нас больше своим присутствием? Потерю какого игрока вы даже не заметите? Один из вас должен уйти ни с чем. Пришло время узнать, кто из вас самое слабое звено. (Голосование) Голосование окончено. Пора узнать, кто, по вашему мнению, самое слабое звено.

      Подведение итогов игры

      Жюри подводит итоги интеллектуальной игры

      Ведущий: (Имя победителя). Сегодня вы самое сильное звено! (Имя проигравшего). Вы уходите ни с чем! Помните! Это была просто игра! До встречи!

      Дополнительные вопросы:

      Пьянство - верный спутник…

      (хулиганства)

      Вино - враг…

      (печени)

      Где опьянение, там и…

      (преступление)

      Курение - это скрытая…

      (наркомания)

      Вечером пьяница - утром…

      (лентяй)

      Кто курит табак, тот хуже…

      (собаки)

      Курить - здоровью…

      (вредить)

      Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким…

      (растет)

      Любить курение - вредить…

      (сердцебиению)

      Поскорей бросай курить, чтобы рост…

      (не прекратить)

      Сначала человек пьет вино, а потом вино пьет…

      (человека)

      Вино полюбил, семью…

      (разорил)

      Бочка вина ядом…

      (полна)

      Водка не питает, а кто ее пьет…

      (голодает)

      Кто пьет до дна, тот живет…

      (без ума)

      Эти упражнения и игры помогут участникам определить причины и опасность для человека такого явления, как "зависимость", в том числе, зависимость от психоактивных веществ.

      “Что такое зависимость" (20 мин.)

      Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют понятие "зависимость"; дать определение зависимости.
      Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.
      Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово "зависимость". После чего участники по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать "галочками"). В результате обсуждения, тренер подводит группу к правильному определению понятия "зависимости", разъясняет его смысл.

      "Ассоциации" (15 мин.)

      Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубоко содержания работы и дискуссий.
      Материалы: ручки; листы бумаги на каждого участника.
      В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: "назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы слышите "наркотики", "наркомания","зависимость". Игра может быть проведена в 2-х вариантах - устно или письменно.
      1 вариант: участники по кругу высказывают 1-2 ассоциаций, которые вызывают эти слова.
      2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои ассоциации к этим словам.

      После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций и описывается миф о наркомании в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций.

      "Провокационные тезисы"

      Цель: выяснить, актуальна ли тема наркомании для подростков, и оценить их базовый уровень информированности.

      Провокационные тезисы:

      • Проблему наркомании решить нельзя, т.к. нет общества, свободного от наркотиков.
      • Только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками.
      • Наркоманам нельзя помочь.
      • Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.
      • Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.
      • Тому, кто стал наркоманом, не повезло.
      • Наркотики нужно легализовать.
      • Каждый человек хоть раз в жизни пробует наркотик.
      • От марихуаны не развивается зависимость.

      "Мифы" (30 мин.)

      Цель: информировать участников, развеять мифы.

      Материалы: таблички с надписями "да" - "нет".

      Таблички прикрепить на противоположные стены. Зачитайте спорное утверждение, предложите участникам встать возле одной из табличек ("да" или "нет"). Каждый участник должен отстаивать свою точку зрения. После обсуждения разъясните спорные моменты (можно использовать статистические данные).

      Мифы:

      • Наркомания - вредная привычка.
      • Достаточно 1 раз уколоться - и станешь наркоманом.
      • Все наркоманы и проститутки - конченые люди.
      • Марихуана безвредна.
      • Наркомания неизлечима.
      • Нельзя дружить с наркоманом.
      • У каждого есть своя собственная зависимость.
      • "Чистые наркотики безвредны".
      • Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.
      • Не сам наркотик, а его запрет приводит к несчастью.
      • Человек имеет право осознанно употреблять наркотики. Этим он не приносит вреда окружающим.
      • Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам.

      Дискуссия "Мой друг зависим от наркотиков" (15 мин.)

      Цель: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в со-зависимые отношения с наркопотребителем; дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку.

      Ведущий предлагает группе обсудить вопрос "Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?". Участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в корректной форме. Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

      "Сюрприз" (25 мин.)

      Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потребления наркотиков.
      Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.
      Ведущие кладут в непрозрачную коробочку или мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что там лежит - "нельзя", "плохо", "запрещено", не объясняя причин. Коробочку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.
      Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке - это "плохо", "нельзя", но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.
      После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины начала употребления наркотиков.

      "Семья" (45 мин.)

      Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.
      Материалы: для того, чтобы ролевая игра прошла более естественно, можно заранее подготовить некоторые атрибуты для членов семьи.
      Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию. После этого необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

      "Марионетка" (30 мин.)

      Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
      Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.
      Обсуждение:
      Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли "куклы"?
      Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?
      Хотелось ли что-либо сделать самому?

      "Вопросы" (15 мин.)

      Цель: выяснить информированность аудитории, спланировать информационный блок. Ведущий обдумывает вопросы, которые записывают участники, на их основе планирует информационный блок на 3 дня.
      Каждый пишет на листке бумаги вопрос(ы), на которые он хотел бы получить ответ в ходе семинара. Листочки с вопросам отдаются ведущему.