Семинар для молодых учителей "технология проблемного обучения". Методическая разработка семинара "технология проблемного обучения"


Использование тренинговых технологий в учебном процессссе В свете современных требований к учебному процессссу усвоение в полном объёме дисциплин и формирование соответствующих компетенций у будущих специалистов требует не только усвоения соответствующего объёма знаний, но и развития комплекса умений и навыков их практического применения по избранной специальности. Опыт ведущих учреждений высшего образования свидетельствует, что интерактивные методы обучения обеспечивают эффективное развитие навыков практического применения теоретических знаний, и тренинговые технологии являются эффективным направлением их внедрения в учебную деятельность.


Тренинговые технологии являются неотъемлемой составляющей магистерских программ обучения. Рекомендуемые вашему вниманию пособия будут полезны преподавателям, которые проводят тренинги по экономическим дисциплинам; студентам высших учебных заведений экономической направленности; специалистам, осуществляющим бизнес- консультирование. Материалы предлагаемых тренингов можно использовать также для организации деятельности учебных (виртуальных) фирм.


Бутенко, Н. Ю. Тренінг управлінських компетенцій: навч. посібник / Н. Ю. Бутенко, А. Є. Черпак; Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Київський національний економічний університет ім. В. Гетьмана. - К. : КНЕУ, с. - Бібліогр.: с ISBN В пособии рассматриваются теоретико- методические основы реализации управленческих функций, предлагаются методики и практические подходы к управлению поведением. Пособие содержит методические рекомендации по организации и проведению управленческого тренинга, выполнению его заданий. К теоретико-методическим материалам прилагаются также комплекс упражнений по самоподготовке, самопознанию и задания для индивидуальной и групповой работы. Пособие предназначено для преподавателей вузов, студентов, менеджеров и всех, интересующихся вопросами управления поведением людей.


Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. - СПб. : Речь, – 174 с. - ISBN Автор описывает методические приемы, последовательная реализация которых продвигает к интегративному решению конфликтной ситуации. Каждый шаг содержит необходимые пояснения, инструкции по исполнению, необходимые иллюстративные материалы. Рассматриваются вопросы: управление эмоциями в конфликте; алгоритмы анализа конфликтной ситуации; психотехнические приемы, позволяющие любому уверенно вести переговоры по спорным вопросам.


Востряков, О. В. Стратегічний процессс на підприємстві : навч. посібник / О. В. Востряков, О. М. Гребешкова; Київський національний економічний університет ім. В. Гетьмана. - К. : КНЕУ, с. - ISBN Тренінг-курс "Стратегічний процессс на підприємстві" - с В учебном пособии систематически и всесторонне представлен процесссс стратегического управления. Пособие состоит из двух частей. В первой изложены теоретические и методические основы стратегического процесссса на предприятии в виде слайдов. Вторая часть учебника – тренинг- курс, который содержит материалы для дискуссий и обсуждения (в виде хрестоматии); деловые игры -для формирования навыков стратегического мышления и коммуникации с участниками процесссса; практические ситуации и задания. Учебное пособие предназначено для изучения на уровне магистров, будет полезно аспирантами преподавателям, а также специалистам, интересующим с я механизмом разработки, принятия и реализации стратегических решений на предприятии.


Иванова, Е. В. Империя бизнеса: бизнес-тренинг для начинающих: учеб. пособие / Е. В. Иванова. – М. : Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, – 267 с. – ISBN Основная задача данного бизнес-тренинга это развитие навыков делового общения, работа в команде, а также выработка самостоятельного принципа индивидуального поведения, умения противостоять любому напору контрагентов и конкурентов. Целями тренинга являются: ознакомление начинающих предпринимателей с некоторыми особенностями практического применения экономических и правовых знаний; создание игровых условий, максимально приближенных к реалиям современного российского рынка; обучение практическим навыкам решения задач в процессссе ведения предпринимательской деятельности; предоставление методики самостоятельного поиска решения любой сложной и неоднозначной правовой или экономической проблемы.


Нестуля, О. О. Основи лідерства. Тренінг лідерських якостей та практичних навичок менеджера: навч. посібник / О. О. Нестуля. - К. : Знання, с. - ISBN Предлагаемое издание отличается практической направленностью, ориентированной на развитие и совершенствование личностных лидерских и профессионально-управленческих качеств менеджера. В пособии предлагаются интерактивные групповые и индивидуальные задания и тренинговые упражнения, сопровождающиеся большим количеством информационных и иллюстративных материалов. Курс предназначен для студентов, преподавателей, руководителей, специалистов в области управленческого консультирования, служб управления персоналом.


Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учебное пособие / А. П. Панфилова. – 3-е изд. – М. : Флинта, МПСИ, с. - ISBN В учебном пособии даны рекомендации по подготовке делового совещания, продемонстрированы возможности коммуникативных и презентационных умений и навыков, необходимых для проведения делового обсуждения, описаны креативные техники и приёмы. Изложены методики принятия эффективных управленческих решений. В конце каждой главы даны тесты и контрольные вопросы по теме. Пособие предназначено для студентов, а также представляет интерес для практиков как руководство по принятию инновационных коллективных управленческих решений через стимулирование творческой активности участников совещания.


Панченко, Є. Г. Технології кросс-культурного менеджменту: адаптація до умов реального середовища: міжпредметний тренінг магістерської програми "Управління міжнародним бізнесом" : навч. посібник / Є. Г. Панченко, Л. П. Петрашко; Київський національний економічний університет ім. В. Гетьмана. - К. : КНЕУ, с. - ISBN В данном руководстве, основываясь на обобщении теоретических знаний, приобретённых слушателями в процессссе обучения, применении имеющегося практического опыта и навыков для формирования целостного представления об основных направлениях и инструментах кросс- культурного менеджмента, сформирована система методов и приёмов обучения в тренинговых целях. Авторами разработана и предложена процессссуальная модель межпредметного тренинга магистерской программы «Управление международным бизнесом» и его методологическое и методическое обеспечение.


Проектування агропромислового формування у продуктовому підкомплексі АПК: комплексный тренінг зі спеціальності «Економіка підприємства» для слухачів магістерської програми «Економіка підприємств АПК» / Уклад. : В. Г. Андрійчук, П. В. Коваль, В. М. Нелеп, О. В. Садовник; за заг. ред. В. Г. Андрійчука. – К. : КНЕУ, – 96 с. - ISBN Сущность данного тренинга состоит в решении единого комплексного предпринимательского задания, в процессссе которого обеспечивается практическое обучение студентов приёмам и действиям, связанным с созданием, планированием, организацией и управлением агропромышленного формирования. Этот комплексный тренинг направлен на усвоение студентами методологии и методики проектирования АПФ в соответствующем продуктовом подкомплексе АПК. Тренинг разработан для слушателей магистерской программы «Экономика предприятия АПК».


Резник, С. Д. Организационное поведение: практикум / С. Д. Резник, И. А. Игошина. - М. : Инфра-М, с. - (Высшее образование). - ISBN Учебное пособие подготовлено для методического обеспечения практических занятий по курсу «Организационное поведение» и содержит комплекс деловых игр, тестов и конкретных ситуаций для развития практических навыков в области организационного поведения. Пособие предназначено для студентов специальности «Менеджмент организации» и других экономических специальностей.


Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб. : Речь, с., ил. - ISBN В книге излагается авторская программа тренинга коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии: методологические основы и социальный контекст разработки, принципы проведения, упражнения и задания для участников. Книга дополнена примером брошюры для участников тренинга. Книга будет интересна для профессиональных психологов, для менеджеров различного профиля, специалистов в области управления человеческими ресурсами.


Соціально-психологічний тренінг "Розвиток особистісних якостей менеджера" : практикум / Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Київський національний економічний університет ім. В. Гетьмана; ред. В. В. Завірюха. - К. : КНЕУ, с. - Бібліогр. в кінці розд. - ISBN Практикум разработан в соответствии с программой социально-психологического тренинг- курса «Развитие личностных качеств менеджера». В практикуме приводятся краткие теоретические сведения по отдельным социально-психологическим аспектам деятельности менеджера, а также упражнения, игры, кейсы, необходимые для развития психологических навыков, умений и компетенций слушателей магистерской подготовки второго высшего образования и способствующие эффективной профессиональной деятельности. Издание будет полезно преподавателям высших учебных заведений, психологам, бизнес- тренерам и всем, кого интересуют социально- психологические аспекты деятельности менеджера.


Стратегії та тактики міжнародних торговельно- економічних переговорів: міжпредм. компл. тренінг зі спец магістер. прогр. «Міжнародна торгівля» / Т. М. Циганкова, О. О. Євдоченко, А. О. Олефір та ін. - К. : КНЕУ, – 212 с. - ISBN Предлагаемое издание представляет собой систематизированное изложение теоретических основ и практических заданий, касающихся подготовки к участию в двусторонних и многосторонних международных торгово-экономических переговорах. Материалы тренинга охватывают все стадии переговорного процесссса, оценивание их результатов и информирование общественности. Основным акцентом работы является специфика переговорного процесссса в сфере торговли, в частности, в рамках ВТО. Учебное издание предназначено для слушателей и преподавателей магистерских программ по специальности «Международная экономика».


Рекомендованная литература (дополнительная): 1. Бакирова Г. Ф. Тренинг управления персоналом / Г. Ф. Бакирова. – СПб. : Речь, – 400 с. 2. Блинов О. А. Тренинг персонала: учеб. пособие / А. О. Блинов, О. В. Василевская, В. П. Невежин, Н. В. Смоляков. – М. : Кно Рус, – 496 с. 3. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н. Н. Васильев. – СПб. : Речь, – 283 с. 4. Иванова Е. В. Тренинг управления изменениями в организации / Е. В. Иванова – СПб. : Речь, – 224 с. 5. Марасанов Г. И. Тренинги продажи банковских услуг. Способы и приемы проведения / Г. И. Марасанов, Н. А. Минина, М. Ю. Семилетова. – М. : Когито-Центр, – 220 с. - ISBN Методичні рекомендації з дисципліни "Спеціальна наукова робота (науковий семінар + курсова робота ессе + тренінг)" для спеціальності "Економіка підприємства" / Кримський економічний інститут "КНЕУ ім. В. Гетьмана" ; уклад. : А. Т. Яковенко, А. О. Єфремова. - Сімферополь: КЕІ "КНЕУ ім. В. Гетьмана", с. 7.Панфілова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологи для обучения и организационного развития персонала: [учебное пособие] / Альвина Панфилова – 2-е изд. – СПб. : Знание, – 536 с.

«Инновационные педагогические технологии» - Игровое обучение. Новые педагогические технологии. Организация учебного процесса. Технологии развивающего обучения. Природосообразные технологии. Модульное обучение. Работа с учащимися. Объяснение. Классификация педагогических технологий. Положительные стороны кейс-технологии. Мастерская. Кейс-технология.

«Технологизация» - Преимущества технологизации учебного процесса. Методологические основы технологизации Классификация технологий. ОДИ (организационно-деятельностные игры) Тренинги Практикумы. Педагогическая система Дидактическая система Методическая система Педтехнология. Пирамида обучаемости. Формировать личность Конкурентоспособную Творческую Компетентную Коммуникативную.

«Использование технологий развивающего обучения» - Творческое мышление. Динамика развития на уроках ОБЖ. Увеличивается активность. Технологии развивающего обучения. Использование современных образовательных и воспитательных технологий. Положительная динамика. Источник информации. Использование. Результаты. Результаты использования. Использование в воспитательной работе.

«Педагогические технологии обучения» - Определение целей через результаты деятельности учащихся!!! Проект педагогической системы, реализуемой на практике. Параметры: Оценка. В педагогической технологии цели образования задаются в следующих аспектах: Г.К. Селевко. Изменения в образовательных процессах: Тренинговые. В.А. Пятин, И.Я. Яцукова.

«Технологии на уроках» - Игровой метод чаще использую в 5-8-х классах. Технология развивающего обучения. Предполагают взаимосвязь учеников не только с учителем, но друг с другом. Образовательные технологии на уроках истории. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Технология нравственного воспитания. Технология личностно-ориентированного обучение Проектно-исследовательская технология.

«Педагогические технологии» - Зарубежные подходы к определению педагогических технологий. Соотношение классического университетского и бизнес-образования. На эмпирической основе. Взаимосвязь традиционных и инновационных педагогических технологий. На созерцательной основе. Типы нововведений по признаку инновационного потенциала. Что в наиболее общем виде и отражает технологический процесс к обучению.

Всего в теме 25 презентаций

Технология проблемного обучения

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье.»
В.А.Сухомлинский

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Принцип проблемности отражает в логике
построение учебного процесса,
в содержании изучаемого материала,
в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею,
в структуре урока
формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся.
Актуальность
В школе закладываются основы развития творческого мышления учащихся, формирование творческой личности. Поэтому потребность в новых методах обучения школьников стала жизненной необходимостью. Проблемное обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности.

Сталкиваясь в своей деятельности с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, возникла необходимость в использовании эффективных средств обучения, новых технологий.

Проблемное обучение даёт возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение им элементарной культурой деятельности и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию.

Преимущества проблемного обучения
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем
В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня
Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения, творческие способности.

Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний в результате умственной и практической учебной деятельности (деятельностный тип обучения);
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).
Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
Главные цели проблемного обучения
Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений
Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем
Развитие самостоятельной учебной деятельности
Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего разрешать нестандартно проблемы

Главные условияпроблемного обучения
Обеспечение достаточной мотивации, способной вызывать интерес к содержанию проблемы;
Обеспечение посильности работы с возникающими проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного)
Значимость информации, получаемой при решении проблемы для ученика
Необходимость доброжелательного диалогического общения учителя с каждым учеником, когда ко всем мыслям, высказываниям учащихся относятся с вниманием и поощрением
Центральные понятия, через которыеосуществляется проблемное обучение
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека,
возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление,
факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом
действия, это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ
действия.
Проблемный вопрос

Проблемная задача

Творческая задача

Самостоятельная работа

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является
создание проблемных ситуаций на уроках.

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до
решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
- доказательство гипотезы,
- проверка правильности решения проблем.
Педагогические задачи, решаемые на уроке с проблемной ситуацией
Самостоятельный поиск новой информации.
Самостоятельная работа с учебником, справочниками, словарями, учебным материалом.
Овладение навыком решения задачи.
Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
Развитие личностных качеств.
Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
характерные типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
В качестве проблемной ситуациина уроке можно применять
Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными.
Различные точки зрения на один и тот же вопрос
Противоречия практической деятельности
Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками
Поиск истины (способа, приёма, правила решения)
Пути подведения учащихся к проблемной ситуации
Побуждающий диалог
«экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу
Подводящий диалог
Логически выстроенная цепочка заданий и вопросов
«локомотив» ,движущийся к новому знанию, способу действия
Применение мотивирующих приёмов
«Яркое пятно» -сообщение интригующего материала(исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность),
«Актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Приёмы создания проблемной ситуации
Формы и методы учебнойдеятельности, используемые впроблемном обучении
Работа в группах.
Взаимообучение групп.
Работа в парах.
Парное взаимообучение.
Самостоятельная поисковая работа
(работа со справочным материалом, учебными пособиями, предметными картинками)
Подготовка выступлений учениками
(отрабатывается техника выступления, формулирование вопросов, аргументация, оценивание)
Ученик вместо учителя
Подготовка проблемных домашних заданий

Структура проблемного урока
Актуализация прежних знаний
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной задачи
Исследование проблемы
«Открытие» новых знаний
Первичное закрепление знаний
Самостоятельная работа
Рефлексия.
Итог урока

Плюсы:
Активная жизненная позиция, уверенность в себе.
На уроках создаётся благоприятная обстановка для общения, «ситуация успеха», ученики умеют объективно оценить ответы товарищей и свои собственные,
Дети находятся в двигательной активности, что способствует сохранению здоровья детей
Повышается потребность в проверке выполненного ими задания и самоконтроле, отслеживании результативности своей деятельности;
Сплочение коллектива в процессе совместной учебной деятельности
На заметку учителю:
Проблемную ситуацию на уроке, как правило, разрешает и раскрывает классу один ученик(или наиболее активная группа), что часто не обеспечивает мыслительной деятельности большинства. Самостоятельно добывают знания лишь несколько учеников, а остальные получают их в готовом виде от товарищей.
Чтобы избежать этого, необходимо тщательно формировать группы, пары, в которых работают дети, предлагать несколько вариантов решения проблемы, реально оценивать возможности класса, контролировать и направлять работу группы;
Излишняя увлечённость учителем созданием проблемных ситуаций (на всех предметах, на большинстве уроках) приводит к потере новизны, оригинальности, к шаблонной постановке проблемных задач, созданию проблемных ситуаций;
Необходима система проблемных уроков, проблемного обучения тщательно продуманная для каждого предмета и всей учебной деятельности школьников.

Возникают ситуации, когда ученик в процессе решения проблемной ситуации находит неверный способ решения учебной задачи, считая его правильным (не обосновал способ решения, не продумал метод решения). Это проводит к разочарованию, дискомфорту ученика.

заключение.
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, то есть мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении. Тем не менее, известный дидакт И.Я.Лернер сказал: «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение неизбежно строится проблемно».
Проблемное обучение открывает путь успешности в педагогическом творчестве тем, кто любит свою работу и заинтересован в получении положительных результатов. Нам, практикам, необходимо грамотно овладеть этим методом, нельзя искажать его.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Семинар для молодых учителей Технология проблемного обучения Цель технологии – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

2 слайд

Описание слайда:

Работа в группах Дайте определение МЫШЛЕНИЮ, перечислите виды мышления. Опишите, чем «думание» отличается от мышления? Обмен мнениями.

3 слайд

Описание слайда:

Одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, то есть производящим новый продукт – идею, новое решение (С.Л. Рубинштейн), другие включают в него и репродуктивные этапы (П.Я. Гальперин). Мы будем говорить о мышлении как о поиске и открытии нового, как о решении проблемы. Что такое мышление? Мышление человека – это высшая форма его познавательной деятельности. Виды мышления: Словестно-логическое Наглядно-образное Теоретическое Практическое Эмпирическое Аналитическое Интуитивное Реалистическое Математическое Литературное Техническое

4 слайд

Описание слайда:

Чем «думание» отличается от «мышления»? Сравните понятия, используя диграмму Венна

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вывод: Дети рождаются с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам. Цель не может быть задана извне – она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально в том случае, если человек принял задачу (проблему) к решению, то есть захотел её решить и попал тем самым в проблемную ситуацию. Значит задача учителя – создать условия возникновения проблемной ситуации или саму проблемную ситуацию, в которой ребёнок захотел бы мыслить, а затем организовать его мышление. Ребёнка нельзя заставить мыслить и нельзя запретить ему мыслить. Мышление свободно и самостоятельно. Феномен мышления заключается в том, что независимо от того, как было найдено решение проблемной ситуации - самостоятельно или при помощи учителя – субъективно оно воспринимается как собственная находка и прочно включается в систему знаний, не требуя усилий для запоминания. Попробуйте дать детям противоречивую загадку и не дайте ответа до следующего дня. И вы убедитесь, что дети продолжат решать её и дома, подключив своих домашних. Например, такую: - Это какая, красная? - Нет, чёрная. - А почему белая? -Потому что зелёная.

7 слайд

Описание слайда:

Экспресс-ответы «Муравейник» (5 мин.) Распределение на пары, выбор вопросов каждой парой Взаимоопрос пар (опросить как можно больше пар), запись имён ответивших на заданный вопрос Определение победителей, ответивших на большее количество вопросов (чьё имя встречается чаще) Обсуждение трудных вопросов

8 слайд

Описание слайда:

Вопросы: Какую проблему Вы решали последний раз? Какие первые шаги Вы предпринимаете для решения проблемы? Что такое мышление? Какие виды мышления имеют место в учебном процессе? Что общего между проблемой и учебной проблемой? Почему возникают проблемы? Чем отличается проблема от учебной проблемы? Какие преимущества имеет проблемное обучение? Какова роль учителя в проблемном обучении? Чему учит решение проблемных ситуаций? Какими качествами должен обладать учитель, практикующий проблемное обучение? На какие виды можно разделить проблемы?

9 слайд

Описание слайда:

Что такое проблема и в чём её особенности? Работа в группах Схеме «Паучок»: ассоциации к слову ПРОБЛЕМА Презентация ПРОБЛЕМА

10 слайд

Описание слайда:

Что такое проблема и в чём её особенности? Проблема – это сложный (открытый) вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Проблемы возникают потому, что сложившееся положение вещей противоречит каким – то потребностям человека, природы, общества, государства, науки. В самом деле: с одной стороны, человеку нужны прогресс и здоровая среда обитания; с другой стороны, в ходе научного прогресса человек губит среду обитания. Таких проблем, больших и малых, - тысячи: научные, эстетические, обществоведческие и т.д.

11 слайд

Описание слайда:

Что такое проблема и в чём её особенности? Главная особенность всех проблем состоит в том, что во-первых, они заключают в себе противоречие, а во-вторых, эти противоречия носят объективный, не зависящий от человека характер. Объективные противоречия, содержащиеся в проблеме, могут быть ясными, высказанными до конца или не ясными, скрытыми. Проблема существует до тех пор, пока не разрешено содержащееся в ней противоречие. Как только противоречие разрешено, проблема перестаёт быть проблемой.

12 слайд

Описание слайда:

Проблемное обучение это - форма активного обучения, которая базируется на психологических закономерностях; обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; Тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

13 слайд

Описание слайда:

Что такое учебная проблем а и в чём её особенности? Работа в группах Инструкция: Дать наиболее точное определение, которое будет включать в себя существенные признаки данного понятия. Привести примеры. Презентация

14 слайд

Описание слайда:

Что такое учебная проблем а и в чём её особенности? Учебная проблема отличается от других проблем тем, что вопросы и задачи, поставленные в учебной проблеме, уже решены и ответы известны. Однако известны они учителю, а не ученику. Осознание противоречия побуждает ребёнка к деятельности. Ответ на учебную проблему ученик должен получить либо самостоятельно, либо в группе, либо при помощи учителя. «Решения» в данном случае выступают как знания, умения и навыки. Таким образом, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности детей.

15 слайд

Описание слайда:

Что такое учебная проблема и в чём её особенности? В структуре проблемной задачи выделяются следующие составные элементы: условия, или данные, известные учащимся и указывающие на какие-то параметры решения; неизвестное, искомое, нахождение которого приводит к новым знаниям или способам действия. Неизвестное может быть сформулировано в виде открытого вопроса или побудительного предложения. Например: «Измерьте длину тени от гномона в полдень 21 декабря. Докажите, что 21 декабря – самый короткий день в году»

16 слайд

Описание слайда:

признаки, лежащие в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

17 слайд

Описание слайда:

Проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя Психологическая проблемная ситуация создаётся сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

18 слайд

Описание слайда:

Как создаются проблемные ситуации? Проблемные ситуации создаются с помощью проблемного вопроса ил гипотезы, которые имеют: 1.) сложность, выступающую в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательную форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

19 слайд

Описание слайда:

В чём заключаются дидактические цели создания проблемных ситуаций? При каких условиях возникают проблемные ситуации? Самостоятельное изучение вопросов в группах. Выбор лидеров. Обмен лидерами, объяснение вопроса другой группе. Резюме.

20 слайд

Описание слайда:

В чём заключаются дидактические цели создания проблемных ситуаций? (По М.И. Махмутову) Привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, вызвать у него познавательный интерес и другие мотивы учебной деятельности; поставить студента перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность; обнаружить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности; помочь ему определить границы актуализации усвоенных ранее знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

21 слайд

Описание слайда:

При каких условиях возникают проблемные ситуации? (По М.И. Махмутову) ПС возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. ПС возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнуть с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. ПС легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью данного способа. ПС возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

22 слайд

Описание слайда:

Работа в группах: «Мозговой штурм» Обмен мнениями. Как создать проблемную ситуацию?

23 слайд

Описание слайда:

Как создать проблемную ситуацию? (По М.И. Махмутову) Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. Обычно дети в итоге анализа сами формулируют проблему. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

24 слайд

Описание слайда:

Как создать проблемную ситуацию? (По М.И. Махмутову) Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Организация трансдисциплинарного подхода Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

25 слайд

Описание слайда:

Как создать проблемную ситуацию? Дидактическая ценность этой классификации обусловлена тем, что она помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций. Л.С. Рубинштейн говорил, что проблемная ситуация может начинаться с чувства удивления. Г.Остер «начинает» её с чувства юмора. Например: « Хор, состоящий из 280 мальчиков и 105 девочек, исполняет задушевную песню. К Счастью, лишь четвёртая часть мальчиков и третья часть девочек орёт во всё горло, остальные только открывают рот. Найди разность между мальчиками и девочками, орущими во всё горло»

26 слайд

Описание слайда:

Как решить проблемную задачу? Работа в группах. Решение изобретательской задачи. Презентация решения. Создание алгоритма решения изобретательской задачи.

27 слайд

Описание слайда:

Как решить проблемную задачу? Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и взрослого, неграмотного и учёного: усмотрение противоречия («Что-то не так, что-то не то»), сопровождающееся тревогой, отрицательным эмоциональным состоянием; осознание проблемы и желание её разрешить (проблемная ситуация) в эмоциональном плане порождает интерес, мотивацию к решению; поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарование; момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом; проверка решения (у детей не обязательна, если найден ответ, даже неверный, удовлетворяет ребёнка; чаще всего дети за подтверждением обращаются ко взрослым). Эмоциональное состояние – чувство удовлетворения при правильном решении или досады, если ответ неправильный.

28 слайд

Описание слайда:

Логика решения учебной проблемы Предъявление проблемы Анализ проблемы: выявление известного и искомого и обнаружение содержащегося в ней противоречия (возникновение проблемной ситуации) Составление плана решения проблемы (план включает выбор вариантов решения) Догадка о взаимоотношениях между искомым и известным (выдвижение предположения и обоснование гипотезы) Доказательство гипотезы (выведение из гипотезы следствий, которые проверяются) Проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и полученного результата, соответствие теоретических выводов практике) Повторение и анализ процесса решения Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. «Мыслящая» личность начинается с проблемной ситуации.

Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей. Повышение уровня психологическойкультуры .

Учение.

 Освоение определенной области знаний, умений и навыков свключением их в систему

своего жизненного опыта.

Воспитание определенных качеств личности .

 Формирование коммуникативной компетентности: освоение культуры общения, по-

мощь в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

 Диагностика икоррекция личностных качеств и умений,снятие барьеров , мешающих реальным и продуктивным действиям.

Развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ), освоение методов управления собой и своей деятельностью.

Обучение.

 Повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их

способности эффективно взаимодействовать с окружающим социумом.

 Формирование мотивации достижения, активной социальной позицииучастников

и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Помощь в личностном и профессиональном самоопределении и т.д.

 Помощь в самоутверждении личности, утверждении своего «Я ».

Формирование сплоченного коллектива , создание «сыгранной команды».

 Решение проблем , возникающих в учебной, общественной и личной жизни человека.

 Предупреждение социально-педагогических и социально-психологических дисфунк-

ций (в случае такой опасности).

Концептуальные принципиальные подходы и нормы поведения в тренинговых технологиях

 Тренинг – это маленькая жизнь .

 Полное равноправие участников как собеседников.

Любой участник тренинга самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.

 Право на личное мнение.

Доверительный стиль общения, откровенность и искренностьв общении.

Общение по принципу « здесь и теперь ».

 Уважение говорящего (контроль поведения, обязанность не перебивать).

Принцип постоянной обратной связи , т.е. непрерывное получение участником ин-

формации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга.

 Персонификация высказываний.

 Недопустимость непосредственных оценок человека (отказ от ярлыков).

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

 Активное участие во всем происходящем.

 Постоянный самоанализ .

 Рефлексия и саморефлексия.

 Правило самозащиты (право «стоп»).

Принцип постоянного состава группы .

Классификация тренинговых технологий

Тренинг предполагает получение и реализацию участником позитивных установок; опору на положительные качества собеседника и признание его достоинств.

В самом общем плане все разновидности тренингов направлены на стимулирование того положительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и партнера) возможностям, и достижение на этой основе облегчения процессов общения, ученья и труда.

Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются на диагностические, обучающие, воспитывающие, развивающие, корректирующие, терапевтические, саморегуляции и т.д.

Различают тренинги индивидуальные, межличностные, групповые и межгрупповые; по временным масштабам – короткие, средние и тренинги-марафоны.

– по области смежности наук : социально-педагогические, психолого-педагогические и психофизиологические;

– по методическим формам : тренинги-игры, дискуссии, упражнения, экспликация, этюд, психодрама, ситуация, тест и т.д.

– по методическому подходу : манипулятивные, гуманистические, социально-реалисти-

ческие, трансцендентные, рефлексивные, нерефлексивные.

В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и научные механизмы объяснения. При этом направленность психологического воздействия может быть интрапсихической (на внутренний мир личности) или поведенческой (взаимодействие с внешним миром). В соответствии с этим тренинговые технологии делятся на перцептивные, коммуникативные, когнитивные, психоаналитические, гештальт-тренинг, тренинг трансактного анализа, бихевиоральные, интерактивные, трансперсональные и др.

По социальной направленности : коммуникативные, когнитивные и тренинги социализации.

Коммуникативные тренинги. Наиболее распространены в системе образования групповые тренинги общения (коммуникативные). Они базируются на представлении, что большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходят в групповом взаимодействии.

Механизмом изменения человека выступает объективизация поведения . Человек в естественных жизненных ситуациях ведет себя зачастую неадекватно, то есть не в соответствии с тем смыслом, который имеет данная ситуация, даже не в соответствии со своими же внутренними пожеланиями, с ожиданием партнера. Групповое влияние может помочь ему осознать неадекватность своего поведения, дать ему ориентировочные основы для развития уровня взаимодействия с другим человеком. Уже выработанные приемы закрепляются в проигрываемых в группе подобных ситуациях. Считается, что затем они переносятся в контекст реальной жизни, способствуя развитию коммуникативных умений человека.

Разновидностей тренинга коммуникативности довольно много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ориентиров по расширению коммуникативной компетентности личности.

Тренинги сплочения группы (коллективизма) начинаются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель – научить людей координировать свои действия с действиями коллег.

Тренинги лидерства направлены на демонстрацию вариантов поведения, необходимых руководителям: мотивация подчиненных, делегирование полномочий и др.

Тренинги делового общения концентрируют внимание участников на приемах установления позитивных контактов во время переговоров.

Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать поведенческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, предупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.

Когнитивные тренинги включают упражнения по диагностике, развитию и коррекции разнообразных психических функций (внимания, памяти, воображения, эмпатии и т.д.), формированию общеучебных умений и навыков (ОУУН), предметных учебных умений, сознательной саморегуляции, выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.

Можно выделить и группу чисто педагогических (учебных) тренингов, куда войдут практически все упражнения (дидактические и частично воспитательные), предполагающие повторение, закрепление (репродуктивное и творческое) в знаковой и двигательной памяти ка-

ких-либо паттернов. Примеры: упражнения на формирование навыков чтения, письма, устного счета, черчения, произношения и т.д.

Когнитивные тренинги совершенствуют механизмы ориентации в смыслах деятельности и отношений, элементы обобщения и категоризации, воображения и идентификации.

Тренинги социализации представляют собой подготовку к встречам с окружающей жизнью (как текущей, так и будущей), направлены на социализацию учащихся. При этом развиваются как адаптационные способности ребенка (сензитивности, самоопределения, здоровья, защищенности и др.), так и автономизационные (самоутверждения, конкурентоспособности, самовыражения, самовоспитания, саморегуляции и др.).

Социально-ролевые тренинги помогают человеку в освоении принятых в общности социальных норм и считающихся продуктивными способов поведения и взаимодействии. Техники социального тренинга в большей степени направлены на отработку общих проблем и приемов, чем на раскрытие индивидуальности, то есть в большей степени ориентированы на развитие рефлективных свойств человека и саморегуляции посредством обратной связи с группой.

В социально-ролевых тренингах часто применяются игровые элементы, способствующие раскрепощению группы, снятию напряжения, созданию доброжелательной атмосферы.

Тренинг уверенности в себе позволяет избавиться от страхов, обрести уверенность в своей уникальности.

Применяются и элементы психодрамы – психотерапевтического метода (Дж. Морено), который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в группе. Следует учитывать психотерапевтический характер психодрамы. В случае, когда затрагиваются личностно-значимые для человека жизненные ситуации, конфликты, может приводить и к негативным последствиям в руках не очень чуткого и неопытного ведущего. Здесь необходимо руководство опытного психолога.

Психотерапевтическая деятельность и тренинги, которые впервые возникли в дефектологии применительно к вариантам аномального развития.

Термин «коррекция » подразумевает целенаправленное психологическое воздействие на человека, чтобы привести его психическое состояние в соответствие с нормой. Это означает внешнее, постороннее вмешательство.

Если речь идёт о тренингах развития самосознания илиличностного роста , то смысл психологических игр в этом случае иной. Тренинг развития самосознания ориентирован на помощь людям через игру.

Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.

Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.

Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это.

Тренинговые технологии

По организации

Индивидуальные

Межличностные

Самоорганизация

Групповые

Межгрупповые

Ориентация на кли-

Организация других

(командные)

По временным масштабам

Короткие

Тренинги-марафоны

По целевым аспек там

Развиваю-

Терапевти-

Саморегу-

тические

По характеру смежности областе й наук о человеке

Социально-психоло-

По методическому подходу

Манипулятивные

Социально-реалистические

Рефлексивные

Гуманистические

Трансцендентные

Нерефлексивные

По научным механизмам объяснения

Интрапсихиче-

Когнитив-

Гештальт-тре-

Трансактно-

Психоанали-

цептивные

го анализа

тические

тренингДвигательный

Коммуникативные

Бихевиоральные

Интерактивные

Трансперсональные

Психодрама

Тренинг умения

По социальной направленности

Коммуникативные

Когнитивные

Социализации