Шаблон Портфолио для ученика казачьего класса.

Защита портфолио педагогической деятельности учителя Конушкиной И.Г.

"Что школа для тебя?" - вы спросите с улыбкой.

"Мой дом, - отвечу я, - и первый, и второй.

Моя семья - не будет здесь ошибки:

Все так перемешается порой."

Опять звенит звонок, опять мои уроки,

На перемене - шум и теснота.

Как все привычно: планы, тесты, сроки,

Журнал, конспекты, двойки, суета...

И сердце твердит мне: ищи же и действуй.

Но только одно не забудь наперед:

Ты сам своей мерке большой соответствуй,

И все остальное, увидишь,- придет!

Всегда мечтала стать учителем. И сегодня, работая в школе 24 год чётко продумываю систему обучения и воспитания учащихся, рассчитываю на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. Принципиальным становится понимание того, что для современного человека главное – не отдельные знания, а умение ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно, открывать новое.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать стойкую мотивацию в изучении английского языка, способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся, в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций, активизировать деятельность учащихся за счет включения их в проектную и исследовательскую деятельность. А так же развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения английского языка в современном мире и потребности пользоваться им, как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Воспитание у учащихся национального самосознания и толерантного отношения к проявлению другой культуры.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

Научить учащихся компетентно ориентироваться в языковой среде

Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочниками и словарями

Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом, составления плана высказывания, тезисов, вопросов, схем

Научить писать эссе, сочинения, сообщения

Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать и делать выводы

Для достижения поставленной цели я использую различные технологии преподавания: элементы системно-деятельностного подхода, проектную методику, обучение с использованием Интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ, элементы ИКТ.

Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в Microsoft Power Point, , видеоролики с сайта www.Youtube.com , учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении - интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации. B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.

А учащимся задания с использованием ИКТ помогают:

  • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
  • снимать такой отрицательный психологический фактор, как "ответобоязнь";
  • осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
  • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
  • приобрести навыки работы с компьютером.

Прийти к такому выводу мне помогла работа над моей методической темой по самообразованию «Использование ИКТ как способ активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку».

Этапы становления опыта

  1. Этап “ИКТ как объект изучения” (2010-2011)
  • Знакомство с опытом применения ИКТ в учебном процессе (статьи в периодической печати и на сайтах Интернета).
  • Совершенствование практического владения ИКТ
  • Изучение возможностей применения на уроках обучающих CD дисков и интернет ресурсов.

2. Этап “Использование элементов ИКТ на уроках английского языка” (2011-2013)

  • Апробация дисков по английскому языку;
  • Создание материалов с использованием ИКТ и применение их на уроках:
  • презентации (Power Point) для введения или отработки лексического или грамматического материала;
  • дидактические материалы, созданные с использованием текстового редактора Microsoft Word;
  • тесты.

3.Этап “ИКТ как инструмент обучения” (2013 -2015)

В рамках данного этапа ведётся работа над созданием и апробацией комплекса методических и дидактических материалов к УМК Кузовлева В.П.

Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников.

Результаты анкетирования школьников «Мотивация обучения»

Анкетирование показывает следующее:

  • 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;
  • 74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает возможность избежать субъективности оценки;
  • 66% - нравится работать с тестами на компьютере;
  • 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество;
  • 51% считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал.

С обобщением опыта по данной проблеме я неоднократно выступала на психолого-педагогических семинарах, заседаниях окружного и школьного методических объединений.

Для эффективного использования времени на уроке использую различные организационные формы работы: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую. Работа в группах и парах строится с учетом индивидуальных способностей детей, их эмоционально-психического состояния. Задания даются дифференцированно. Парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными, так как работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого на английском языке, позволяет увеличить речевую практику, дает возможность взаимопомощи и обмена идеями.

Анкетирование показывает, что уровень познавательного интереса к предмету английский язык достаточно высок. Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах по английскому языку.

Мои ученики участвуют, становятся лауреатами и занимают призовые места в школьных и районных олимпиадах, краевых и всероссийских конкурсах и чемпионатах

Четыре моих ученицы закончили высшие учебные заведения, получили профессию учителя английского языка.

Учащиеся принимают участие в дополнительных развивающих мероприятиях – это творческие выставки открыток к праздникам, презентации проектов, неделя иностранных языков.

Ежегодно я обучаю от 120 до 150 учащихся 2 – 11 классов. Неуспевающих нет.

Динамика успеваемости и качества знаний Моя работа дает положительные результаты обученности обучающихся:

2011-2012 учебный год – 71%

2012-2013 учебный год – 70%

2013-2014 учебный год - 72%

Оценивая деятельность учащихся, я руководствуюсь требованиями к оценке качества знаний, которые заложены в государственном стандарте образования. Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы учения школьников. В своей работе я использую следующие виды контроля: самооценка, взаимоконтроль, текущий, итоговый.

Мои выпускники подтверждают знания предмета, обучаясь в средних и высших заведениях.

Сейчас многое зависит от обобщения и распространения педагогического опыта. Участвуя на педагогических форумах различного уровня можно получить немало ценной информации для размышления и практического использования. Я учусь у других и делюсь с коллегами своими знаниями и успехами. Посещаю открытые уроки коллег и провожу открытые уроки для учителей школы и района. В 2011 – 2012 учебном году я провела открытое занятие кружка «Полиглотик» по теме «Традиции Рождества » в 1 классе (в рамках окружного семинара); в 2013 – 2014 учебном году урок использованием ИКТ и проектных технологий «Как вы проводите своё свободное время?» в 7 классе; в 2014 – 2015 учебном году урок по теме «Люди, которыми мы восхищаемся» в 7 классе.

Для получения актуальной информации об изменениях в системе образования, обмена опытом использую различные сетевые ресурсы, являюсь членом Интерактивного научно-методического журнала «Сообщество учителей английского языка» и Социальной сети работников образования, на сайтах которых представлены мои методические материалы и работы моих учеников.

Активно участвую в работе школьного и окружного МО учителей иностранного языка. Являюсь руководителем школьного и окружного МО. Неоднократно награждалась грамотами на школьном и муниципальном уровне за организацию работы МО учителей иностранного языка.

Неоднократно участвовала и была победителем заочных конкурсов для педагогов разного уровня:

В этом году у меня выпускной 9 класс. Психологическая атмосфера в классе благоприятная. Ребята самостоятельные, творческие, активные. В классе осуществляется самоуправление. Соотношение руководства и подчинения находится на допустимом уровне. По результатам диагностики 98% учащихся приятно общаться друг с другом. Уровень развития коллектива оптимальный. Основными принципами сотрудничества классного руководителя и учащихся считаю:

Безусловное принятие каждого ученика

Беспристрастность в оценке поступков

Терпимость и терпение в достижении результатов

Диалогичность и открытость в общении

Акцент стараюсь делать на нравственном воспитании и профориентационной работе. На протяжении многих лет тесно работаю с сотрудниками музея, библиотеки, ДУМа, которые оказывают неоценимую помощь в воспитании детей. Провожу много индивидуальных бесед. В общем соревновании за последние три года мой класс неоднократно входил в тройку лучших классов по школе.

Считаю, что родители являются социальными заказчиками школы. Они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе. Убедилась в том, что умело организованное и продуманное педагогическое просвещение способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменяя восприятие собственного ребенка в их глазах. Формы работы с родителями разнообразны. Это: индивидуальные беседы, анкетирование по ключевым вопросам учебной и внеклассной работы, совместное проведение праздников, посещение квартир, родительские собрания, родительские конференции. Посещаемость собраний в моем классе высокая – 80%. Информация об учебных достижениях учащихся сообщается через грамоты, похвальные листы, удостоверения и сертификаты за участие в конкурсах, портфолио, а также рейтинг успеваемости в классном уголке.

Искренняя заинтересованность - это основной принцип моей работы, как классного руководителя. За партами на моих уроках сидит будущее России и в этом будущем нам всем предстоит жить.


«Портфолио достижений» - Профессиональные намерения. Образцы разделов и документов Приложение I. Разделы Титульного листа. Папка на «кольцах» с файлами. А. Эйнштейн. Выбор профиля происходит случайно! Важно! Коллекция творческих работ. Что такое «профильное обучение»? Увлекаюсь ……. предметами. Главное не победа, главное - участие!

«Структура портфолио» - Портфолио (франц.). Отзывы о работе учителя. Документы, дипломы. Грамоты, благодарственные письма. Участие в конкурсах. Роль портфолио. Кружковая деятельность. План воспитательной работы. 4. Внеурочная деятельность. Социальный паспорт класса. Типы портфолио: Диагностика сформированности и развития коллектива класса.

«Портфолио школы» - Московский регистр. Школьный тур 21 человек. Оценивание. самопрезентация школьного качества образования, направленная на создание конкурентоспособного имиджа ОУ. Методическая поддержка. Работа над портфолио школы в Южном округе. Портфолио учителя. Ресурсы. Запросы. Ученик. Неформальная экспертная оценка.

«Образец портфолио» - Оценочная рубрика исследовательской работы (35 возможных баллов). Оценочный лист проектной работы (21 возможный балл). Создавать основу для самоопределения ученика. Результат использования портфолио. Итоговый документ портфолио. Возможности портфолио. Современный ученик: Овладевает умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

«Портфолио» - Самоотчеты. Курсы по выбору. 3. Рекомендация преподавателя, декана политологического факультета летнего "Университета "Ньюландии". Классный руководитель: Зам. директора по УВР: Мое участие в школьных, окружных и городских мероприятиях. Декан политологического факультета Академии Ньюландии Высоцкий В. Б. 23 июля 2002 г.

«Электронное портфолио» - Видеоролик. Сайт должен предоставлять пользователю возможности диалога. Применяемые технологии должны быть к месту. Общие сведения об учителе 2 . Требования Презентация Объем не более 6 слайдов, включая титульный лист. Какова же структура портфолио учителя? Есть ли общепринятая модель портфолио? Сроки представления электронного портфолио.

Всего в теме 15 презентаций

Защита портфолио происходит в устной форме и сопровождается демонстрацией выбранных работ. Выступление должно отражать понимание сущности каждого тематического блока.

Краткая характеристика работы должна быть дополнена ясными, педагогически обоснованными аргументами выбора.

При подготовке к экзамену в форме защиты портфолио можно воспользоваться пособием Е.И.Зариповой, Е.Н.Котенко «Аутентичное оценивание. Технология портфолио» (Омск, 2006), в котором представлены образцы портфолио, выполненные студентами ОмГПУ.

4.Экзамен по билетам

В каждом билете 3 вопроса:

1. На знание понятийного и фактического материала (по материалам лекций)

2. Вопрос проблемного характера, который требует осмысленной переработки информации и убедительного представления её в диалоге с преподавателем.

3. Защита реферата.

Вопросы для повторения курса “Практическая педагогика”

    Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология и логика практической педагогической деятельности. Системный подход к педагогической деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Типы педагогических задач в практической педагогической деятельности. Технологии решения педагогических задач. Моделирование педагогических ситуаций как подготовка решению учебных и воспитательных задач. Педагогическое проектирование.

    Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Организация информационного обмена в образовательном процессе между всеми его субъектами. Различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Коммуникативные умения и организационные навыки педагога. Тренинг педагогических умений и развитие стиля педагогической деятельности. Профессиональные объединения и команды педагогов. Социально-ролевые модели педагогической деятельности. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах.

    Современные педагогические технологии. Технологии обучения, их виды. Конструирование содержания образования. Конструирование методов обучения и воспитания. Технологии проектирования воспитательной системы. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач.

    Организация работы педагога с коллективом. Педагогическое руководство, управление и сотрудничество в работе с детским и юношеским коллективом в современной социальной ситуации. Методика воспитательной работы с детьми.

    Образовательное учреждение как субъект и объект управления. Роль личности руководителя в управлении. Управление персоналом. Управление развитием образовательного учреждения. Аттестация педагогических кадров.

    Стиль педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Профессиональное мышление педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Оценка и самооценка процесса и результата педагогической деятельности. Оценка выбора решения педагогических задач. Педагогическая и профессиональная компетентность. Технология профессионального развития педагога. Анализ результатов, оценка и коррекция в педагогическом процессе.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при 5. Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся. 6. Структура и содержание «портфолио».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель портфолио ученика начальной школы

в условиях введения нового ФГОС.

Положение о «портфолио» обучающегося.

  1. Общие положения.
  2. Цель и задачи «портфолио».
  3. Оформление « портфолио».
  4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося.
  5. Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся.
  6. Структура и содержание «портфолио».

1. Общие положения

  1. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4 классы.
  2. Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и
  3. позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
  4. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

2. Цель и задачи «портфолио»

Цель «портфолио» :

  1. представить отчёт по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом,
  2. обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте,
  3. продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Задачи:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
  2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  1. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  2. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио. а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" .

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

3. Оформление « портфолио».

  1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии со структурой, принятой в ОУ
  2. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

Систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;

Достоверность сведений, представленных в портфолио;

Аккуратность и эстетичность оформления;

Разборчивость при ведении записей;

Целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

Наглядность;

Сохранность портфолио (по усмотрению ОУ).

  1. Образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
  2. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося.

В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.

При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

  1. обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
  2. заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;
  3. классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
  4. учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
  5. педагог-психолог, проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

5. Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся.

Учёт результатов позволяет сделать выводы:

  1. о сформированности универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  2. о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач;

Портфолио учитывается:

  1. при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников;
  2. при проведении внутришкольного контроля;
  3. в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль качества образования).

6. Структура и содержание «портфолио».

«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим .

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.

"Мой характер" - рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА».

Раздел посвящён школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.

РАЗДЕЛ «МНЕ ИНТЕРЕСНО».

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Сюда же можно включить рассказ ребёнка о своём хобби.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно!!! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.

Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.

Этот раздел включает в себя:

*исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

*проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);

*работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);

*другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);

*занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);

*иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские

способности обучающихся.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».

Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Этот раздел включает в себя:

*предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;

*мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;

*тестирования по предметам;

*конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;

*документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

В Портфолио ученика начальной школы главным является подраздел «Моё творчество», а не «Мои достижения». Именно ему следует уделять больше внимания и постоянно заполнять новыми материалами.
И не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учёба для вашего ребенка не превратилась в гонку за отличными отметками, грамотами и дипломами.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ».

В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Раздел включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме и проч.

Раздел включает в себя характеристики отношения учащихся к людям и различным видам деятельности. Отзыв преподавателя. Краткая характеристика ученика, которая описывает его участие в учебной деятельности. Заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие данный школьник. Рецензия на статью, проект, исследовательскую работу.

Благодарственные письма из различных органов и организаций.

ВАЖНО ПОМНИТЬ!

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей и учителя ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей


Учитель начальной школы

МАОУ «СОШ № 77» г. Перми

Зайдулина Гузалия Набиуллаевна

ФГОС НОО и портфолио первоклассника

Организация работы учащихся с портфолио в 1 классе.

С чего начать? Попросить родителей закупить папки с определённым количеством файлов или сказать ребятам, чтобы завтра принесли из дома папку? Современные родители не поймут учителя. Поэтому самым важным, на мой взгляд, является на первом этапе ознакомление родителей с «Положением о Портфолио». На родительском собрании рассказываю о целях, задачах, технологи ведения портфолио согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Сообщаю о том, что «Портфолио – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения учеников в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд), также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющие:

    поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

    формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

    формировать умение и навыки учиться – ставить цели, планировать и организовывать, корректировать и рефлексировать собственную учебную деятельность;

    укреплять взаимодействие с семьёй ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребёнка и совместной деятельности с учебным заведением.

Родителям необходимо знать, что ведение портфолио в начальной школе может повысить образовательную активность их детей, уровень осознания ими своих целей, возможностей и проследить индивидуальный прогресс учащегося, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников. В составлении портфолио – важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.

На мой взгляд, одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, ребёнком и педагогом, потому что:

    портфолио для родителей – это возможность видеть рост своего ребёнка, развитие в интеллектуальном плане и творчестве;

    портфолио для ребёнка: свидетельство об активности ребёнка в разных видах деятельности в школе и за её пределами; возможность самостоятельно работать с документацией и развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства; инструмент развития самооценки, самоконтроля; умение рефлексировать свои достижения и успехи;

    портфолио для администрации – внутренняя и внешняя проверка достижений учителя и учащихся;

    портфолио для учителя: контроль над развитием и ростом ученика;

инструмент формирования регулятивных и личностных УУД; возможность отслеживать уровень достижения каждого ребёнка; показатель того, что ребёнок серьёзно увлечён движением вперёд, радуется своим победам. Работа по технологии портфолио позволяет учителю: оценить уровень самостоятельности детей; выявить проблемы в формировании у них самооценки; определить преобладающую мотивацию ребёнка; оценить уровень владения умения и навыками.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению. Портфолио представляет собой одновременно форму, организацию, процесс и технологию работы учащихся с продуктами их собственной деятельности (творческой, исследовательской, проектной), предназначенными для анализа, презентации, оценки и осознания ими результатов своей деятельности.

Самым сложным этапом является знакомство детей с лексическим значением слова «Портфолио» и организацией заполнения вкладышей («Титульный лист», «Содержание» и т.д.)

Первый раздел – ознакомительный, в котором ребёнок рассказывает о себе. «Мой портрет», небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Список долгосрочных и краткосрочных планов учёбы. Вложен безопасный маршрут «Дом – школа – дом». На этот раздел уходит не так много времени. В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику оказывают родители. Во время внеурочной деятельности оформляем первый в жизни первоклассника лист – рефлексии с целями и учебными задачами на этот учебный год.

Второй раздел «Портфолио документов и работ» (Официальные документы, творческие работы, памятки, полезная информация). В этом разделе заголовки вкладышей посвящены конкретному школьному предмету. Второй раздел включает в себя достижения и успехи ребёнка за данный год обучения, заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов. В состав портфолио каждого ребёнка могут входить: подборка работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, глубину знаний; материалы стартовой диагностики, результаты тематического и итогового тестирования, результаты комплексных итоговых работ.

Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. По окончании праздников ребята оформляют отзыв о нём, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.

В разделе «Мои достижения» размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Всё располагается в хронологическом порядке. В портфолио могут результаты, достигнутые учащимися не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, оздоровительной, трудовой деятельности. Совокупность всех материалов позволяет дать объективное, целостное представление об основных достижениях, продвижении во всех значимых аспектах обучения в начальной школе, характеризовать ребёнка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.

На первых этапах в сентябре, практически без помощи родителей, приходится много сил и времени уделять обучению, алгоритму заполнения портфолио. Когда этот алгоритм освоен всеми (примерно через 1-2 месяца), его использование значительно повышает эффективность работы учеников самостоятельно. Учащимся достаточно несколько минут, чтобы оформить лист – рефлексии для определённой работы, занести её в необходимый файл и поставить отметку в чек – листе.

Портфолио хранится в классе на видном и доступном месте, учащийся в любое свободное время может его взять и заполнить. Пополнять содержимое портфолио и оценивать его материалы должен, прежде всего, ученик. Я же обучаю порядку пополнения портфолио. Важно, что ученик не просто выбирает какую – то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Так, например, если выполнена объёмная работа (поделка), то учащийся может поместить её фотографию.

Необходимо с самого начала построить работу таким образом, чтобы ребёнок сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно произойдёт осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений (количество работ вложенных учащимися 1 класса должно быть не менее двух по предмету за четверть).

В конце года обучения производится анализ личных достижений обучающегося во время трёхсторонней конференции. К данному мероприятию готовимся заранее. Учимся с детьми презентовать своё Портфолио, отвечать на вопросы. Готовимся и с родителями к данному образовательному событию. На собрании информирую их как всё, будет происходить, в чём заключается их функция (активного слушателя, который интересуется всем и задаёт вопросы)

Критерии оценки портфолио определяются индивидуально: творчество; факторы, отражающие развитие ребёнка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); понимание и полнота отражения учебного материал. Важно напоминать учащимся девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Портфолио как инновационный продукт носит системный характер!