Соль и сахар: кто враг, а кто друг? Илья Геркус: "Семин мне не враг" Что нам дает силы.

Сахар - друг или враг?

Как правильно обустроить свой дом; какие продукты полезны, а какие вредны; как предупредить многие заболевания, то есть как жить не только здо"рово, но и здоро"во.

О том, что сахар вреден для здоровья и способствует появлению лишнего веса, не слышал только ленивый. Кто-то стремится исключить его из рациона, кто-то снизить дозу или выбирает сахарозаменители. В погоне за стройным телом многие люди забывают, что сахар не только вредит, но и приносит пользу нашему организму. Так можно и нужно ли совсем отказываться от сладостей? Взвесим все «за» и «против» и выясним, друг нам сахар или враг.

1. Сахар - питание для мозга

Нейроны головного мозга получают энергию только из глюкозы, то есть из настоящего сахара, а не его заменителя. Если им не давать глюкозу, они функционировать не будут. Например, лобные доли мозга руководят всей психической деятельностью человека и очень резко реагируют на снижение уровня сахара в крови. Вплоть до того, что у человека при недостатке глюкозы может путаться сознание. Когда уровень сахара в крови снижается, мозг подает сигнал, что «голоден», и требует углеводов, чтобы его функции не нарушились. Как только в кровь поступает глюкоза, сигнал о голоде прекращается.

2. Сахар - питание для мышц

Глюкоза - самый доступный энергетический материал для сокращения мышц. Мышцы получают энергию, начинают работать, и человек способен двигаться.

1. Разрушение сосудов

Современный человек в основном ведет малоподвижный образ жизни, и он просто не успевает расходовать поступившую глюкозу. Избыток глюкозы в крови, или диабет, разрушает эпителий сосудов и приводит к атеросклерозу. Вот почему необходимое условие при лечении диабета - больше двигаться, поскольку физические нагрузки снижают уровень сахара в крови.

2. Лишний вес

Чрезмерное употребление сахара в совокупности с той самой малоподвижностью приводит к появлению лишнего веса. Энергия от глюкозы поступает, но не сжигается, а превращается в жир и откладывается в проблемных местах. Поэтому стоит следить за тем, сколько сахара вы употребляете. Рекомендованная доза - 24 грамма, или 5 чайных ложек сахара в день. Учитывать нужно не только сам сахарный песок, но и продукты с большим количеством сахара. Так, в яблоке содержится 2 грамма сахара, в кусочке белого хлеба - 12, в шоколадной конфете - 10 граммов сахара, а в одном стакане фруктового сока - целых 26 граммов!

Чтобы сократить употребление сахара, следует заменить конфеты и пирожные на фрукты. Так вам проще будет посчитать, сколько сахара вы съели, и к тому же фрукты намного полезнее для организма, чем мучные изделия.

Когда мне было семь лет, как-то, гуляя с подружкой, я порезала палец. Мы пошли к ней домой, и её мама посыпала мне ранку сахаром. Я очень удивилась, но порез быстро зажил, поэтому просто забыла о случившемся. Вспомнила только тогда, когда увидела, как бабушка, измельчив толкушкой сахар в пудру, присыпала им пролежни парализованной соседке. Я расспросила бабушку, и она мне рассказала об удивительных свойствах сахара. Оказывается, если присыпать ранку сахаром, то она не загноится и быстро заживёт. Но присыпать можно только тогда, когда кровь остановилась, потому что сахар замедляет сворачиваемость крови.

Вчера в автобусе рядом со мной сидела маленькая девочка, все её руки были изуродованы старыми . Так и подумалось, как же она будет их стесняться, когда подрастёт.

Сладкая королева

Моя дочка всегда была непоседой, и, наверное, все неприятности, которые только могут произойти с ребёнком, мы пережили. Она всегда была непредсказуема, казалось, что за одну минуту ребёнок успевает сделать тысячу движений. Вот и кастрюлю с кипящей водой опрокинула на себя одним махом. Я сразу же сняла с неё платье и окатила холодной водой, но на ноге всё равно были сильные. Детский врач отправил нас в ожоговый центр, но пока он заполнял все необходимые бумаги, ребёнок выскочил в коридор с душераздирающими криками: «Я сказала, не пойду!» Было ей на тот момент не боль-ше пяти лет, и спорить с ней было просто невозможно. Недюжинный характер моя доча показала чуть ли не с самого рождения, и сделать что-либо вопреки её воле было просто невозможно.

Ещё в роддоме ребёнок отказывался подчиняться больничному расписанию, приводя медсестёр и врачей просто в ступор. Перед выпиской ко мне зашла лечащий врач и сказала: «Много я детей приняла, но, чтобы ребёнок сразу же стал показывать свой характер, такое встречаю впервые. Тут во все гороскопы начнёшь верить. Овен родился, да ещё в год Быка. Желаю вам терпения».

А терпение потребовалось с первых же дней выписки из роддома. Только домой приехали, пришлось отказаться от пелёнок и назначенного врачами бублика, дочка просто отказывалась спать и бесконечно плакала. В шесть месяцев, не научившись сидеть, она встала на ноги, а в семь пошла. В один год хорошо и чисто заговорила предложениями и была любимой собеседницей у соседских бабулек. Дочка рассказывала им всё о происходящем дома, утаить что-либо от её зоркого взгляда было просто невозможно.

В ожоговый центр я её всё-таки привезла, но так как там был карантин, а ей было больше трёх лет, находиться ря-дом с ней мне врачи не позволили, о чём горько пожалели уже в первые часы пребывания ребёнка в отделении. Ребёнок залез под кровать и плакал там во весь голос. Медицинский персонал потерпел фиаско: даже приподняв кровать, они не смогли оторвать детские ручонки от металлической сетки. Так что моя доча через сутки была выписана и выпровожена домой.

Если сказать, что в её глазах загорелся победный огонёк, то это не сказать ничего — она была просто счастлива. Мы приехали домой, и всё было спокойно, пока не пришло . Синие дочкины глазища так и шипели: «Не дамся!» А лечить-то её нужно! Думала-гадала, что делать? И тут бабушку вспомнила! Спросила у дочки:« Ты любишь конфеты?» Она сказала: «Люблю, но не очень!» Я дальше на хитрость пошла, говорю: «А давай ты у нас будешь сладкой королевой?» Она говорит: «Давай!» Я с серьёзным лицом объяснила ей, что тогда она должна быть вся сладкой, а для этого её нужно намазать сахаром. Она согласилась и, сопя, сама сняла бинты. А я развела сахар водой, чтобы получилась кашица, и нанесла на ожоги. Намазала, а забинтовывать не стала, чтобы не причинять потом боль, снимая бинты. Было лето, и дочка так и ходила обмазанная сахарной кашицей. Меняла я её 2 раза в де-нь. Уже много лет прошло, а от ожогов и следа не осталось, всё быстро зажило. Да и сахар смягчает рубцовую ткань, у дочки вообще шрамов не осталось.

У бабушки жжёный сахар был одним из излюбленных средств лечения. Многие рецепты я хорошо помню и, не заглядывая в её тетради (в которых она записывала рецепты лечения, свойства трав, дозировки, наш рост, вес, граммы, вообще всё), готовлю лекарства для своих близких.

Сухой кашель

В кастрюлю насыпать 4 столовые лож-ки сахарного песка, пос-тавить на медлен-ный огонь, постоянно по-мешивать. Когда мас-са станет темно-коричневого цвета, за-лить одним литром ки-пятка. Не убирать с огня, пока сахар полностью не растворится. Пить по пол-стакана 4 ра-за в день.

Бронхит

Вскипятить 1 стакан молока, добавить 1 столовую ложку растопленного сахара и 1 чайную ложку сливочного масла. Пить по 1 стакану 3 раза в день около одной недели.

Или сварить на медленном огне 200 г сахарного песка вместе с 1 чайной ложкой свежего, натертого на терке имбиря и с таким количеством воды, чтобы сахар не пригорел. Смесь варить до тех пор, пока не получится тягучая масса. Принимать по половине чайной ложки 3 раза в день.

Простуда

Натереть на мел-кой тёрке имбирь, отмерить 1 чайную лож-ку, залить 1 стака-ном кипятка, добавить 1 сто-ловую ложку сахара. Пить напиток только горячим 2-3 раза в де-нь, пока не станет лучше.

Гайморит

Мелко измельчить сосновые ветки, 1 чайную ложку хвои залить 1 литром кипятка, добавить полстакана сахара. Томить на медленном огне около 1,5-2 часов. Принимать по 1 столовой ложке 4 раза в день.

Слабые сосуды, кровотечение из носа

Натереть на мел-кой тёрке репу, отжать сок. До-бавить сахар (на 1 ста-кан сока 2 столовые лож-ки сахара), перемешать. При-нимать по 1 столовой лож-ке 3 раза в де-нь.

Икота

Если икота не проходит, то проглотите 1 чайную лож-ку сахарного песка и она быстро отступится.

Трещины на сосках, мастит

В 1 стакан холодного молока добавить 1 чайную ложку льняной муки и 1 чайную ложку сахара. Поставить на медленный огонь и варить, пока не получится густая кашица. Дать немного остыть и нанести на грудь, держать около получаса, затем смыть тёплой водой. Применять 2 раза в день до улучшения.

Маска для лица тоже хороша

Натереть на мел-кой тёрке пол куска детского мыла, за-лить горячей водой так, что-бы только скрыло, оставить на ночь. Взбить губкой в пену и до-бавить 1-2 столовые лож-ки сахара. Нанести на ли-цо и смы-ть тёплой водой. Эта маска своеобразный скраб, она счищает с лица омертвевшие частички эпителия. Поэтому количество сахара в пене каждый определяет для себя сам, от его количества зависит мягкость воздействия на кожу. При сухой коже скрабы лучше не ис-пользовать.

Упадок сил

В буфете у бабушки всегда была настойка из жжёного сахара. Готовила она её так. Насыпала 1 стакан сахара в кастрюлю, ставила на медлен-ный огонь и, постоян-но помешивая, выдерживала до тех пор, по-ка сахар не становился тёмно-коричневым. Снимала с огня и сразу заливала 1 литром водки, размешивала. Пили настойку буквально по 1 стопочке во время обе-да при упадке сил и во вре-мя тяжёлой работы.

Почему люди любят сладкое?

Мы привыкли считать, что сахар — белая смерть. По мнению врачей, он занимает второе место после табака, опередив по вредности даже соль. Часто сладкоежек в народе называют сухими алкоголиками. И поч-ти все дети, которые не-дополучают углеводы в естествен-ном виде (из фруктов и сухо-фруктов, семечек, орехов, мёда), тянутся к шоколаду, конфетам, всему сладкому, постепенно при-выкая к этим вредным продуктам. Как правило, вы-растая, они затем легко принимают .

Большинство людей любит сладости. Вред сахара в том, что излишнее его потребление приводит к вымыванию из организма человека кальция и витаминов. Снижается функция кровообразования, ухудшается обмен веществ, состояние костей и сердечно-сосудистой системы.

Но и без сахара организм не может — это своеобразный аккумулятор энергии. Просто не стоит злоупотреблять тортами, вареньем, лучше заменить их фруктами, овощами, потому, что большинство из них . Она легко расщепляется в организме и хорошо им усваивается.

Екатерина Зарудная, травница,
Архангельская область
г-та «Травинка» №16, 2013 г.

Людмила Полюхова
Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ САХАР »

Выполнил : ___, 6 лет

Руководитель : Полюхова Людмила Павловна,

воспитатель, I кв. кат.

г. Красноуфимск, 2017

Введение…3-5

I. Подготовительный этап…5-6

II. Основной этап

3.1. История происхождения сахара… . …6-7

3.2. Какой бывает сахар… . 7

3.3. Физические свойства сахара… . 7

3.4. Необычные свойства сахара… . 7

3.5. Полезные и вредные свойства сахара…7-8

III. Заключительный этап…8

Список источников…. 9

Приложение № 1

«Исследование кухни» ….10

«Посещение с родителями магазина продуктов» ….11

«Сбор информации из различных источников» …12

Приложение № 2

Опыт «Растворяемость сахара » …. 13

Опыт «Гигроскопичность сахара » …. 13

Опыт «Кристаллизация сахара » …. …14

Опыт «Термическая обработка сахара и его изменения » ….15

Опыт «Сахарное стекло » …. …15

«Изготовление леденцов» …16

«Цветной сахар и сладости из него » …. 17

Приложение № 3

Сказки о сахаре… . ….18-22

Приложение № 4

Акция «Берегите зубы!» (эмблема….23

Приложение № 5

Выставка «Сладкие радости» …. …24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы :

Мы взяли тему для исследования про сахар , потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое : конфеты, торты, пирожное, мармелад и т. д.

Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар . А раз это так, нам стало интересно : какой бывает сахар , где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден. А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам сахар чем-то удивить .

Цель исследования (для педагога) : познакомить детей со свойствами сахара . Выявить полезные и вредные свойства сахара .

Цель исследования (для воспитанника) : познакомиться со свойствами сахара , узнать полезные и вредные свойства сахара .

Задачи (для педагога) :

1. Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .

2. Познакомить с историей происхождения сахара , с его видами, свойствами физическими и магическими.

3. Использовать в изобразительной деятельности технику нетрадиционного рисования сахарным песком .

4. Провести анализ исследовательской работы.

5. Выяснить сахар полезный или вредный продукт?

6. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

7. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

8. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

9. Оформить альбом «Удивительный сахар » .

Задачи (для воспитанника) : - познакомиться с историей возникновения сахара , с его видами, свойствами; - изучить полезные и вредные свойства сахара и необычные ; - провести исследование «Свойства сахара » .

Объект исследования : сахар .

Предмет исследования : свойства сахара .

Гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку. Если дети узнают больше о пользе и вреде сахара через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что сахар – ценный продукт питания для детского организма.

Методы исследования :

изучение специальной литературы, сбор информации из различных источников;

просмотр видеофильма «Производство сахара из сахарной свеклы » и «Как я готовлю цветной сахар и украшения из него » ;

просмотр мультипликационных фильмов «Маша и Медведь» (серия «Сладкая жизнь» , «Сладкая сказка» и обсуждение;

собственные наблюдения и эксперименты;

сочинение сказки о сахаре на тему «Сладкие истории» ;

анализ исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат : исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку узнать о свойствах сахара , выявить полезные и вредные. Также позволит закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; разовьёт любознательность, познавательную активность детей; выработает у детей привычку здорового образа жизни.

Сроки и продолжительность выполнения : краткосрочный с 01.02.2017 года по 22.02.2017 года.

Проект проводился в несколько этапов.

Этапы реализации проекта .

Этапы проекта Задачи этапа Содержание деятельности Сроки

Подготови -тельный этап *Создать информационно-методическое обеспечение проекта .

*Создать условия для реализации проекта , исходя из поставленных задач.

* Обсудить цели и задачи проекта с родителями .

* Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта . *Сбор информации по теме проекта (совместно с родителями) (Приложение № 1) .

*Подбор и изучение методической литературы по теме проекта .

*Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы, создание презентаций, предметно-развивающей среды по данной теме (совместно с родителями) . *Исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов содержащих сахар (Приложение № 1) . *Посещение детей с родителями продуктового магазина и посмотреть разнообразие продуктов с содержанием сахара (Приложение № 1) .

01.02.17- 04.02.17

* Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности. *Подбор, разработка и составление тематических мероприятий.

Основной этап *Познакомить детей с историей происхожде-ния сахара , с его видами, свойствами.

*Расширить знания детей о сахаре .

*Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки. *Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

*Содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу.

*Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

*Показ презентации «Откуда пришёл сахар , «Какой бывает сахар » . *Просмотр иллюстрации художников. *Показ видеоролика «Производ-ство сахара из сахарной свеклы » . * Беседы : «Вред и польза сахара » ; «Дети, берегите зубы!» ; «Здоровое питание» *Опыты с сахаром (Приложение № 2) : - «Растворяемость сахара » ; - «Гигроскопичность» ; - «Кристаллизация сахара » ; - «Термическая обработка сахара и его изменения » ; - «Сахарное стекло » ; - «Изготовление леденцов» . * Чтение рассказов, сказок, пословиц и поговорок, в которых рассказывается о сахаре , загадывание загадок, разучивание стихов. *Изобразительная деятельность : - техника нетрадиционного рисования сахарным песком «Зима» , «Сладкая снежинка» ; - изготовление цветного сахара и сладостей из него (Приложение № 2) . *Сюжетно-ролевая игра «Магазин» . *Дид. игры «Четвёртый лишний» , «Угадай на вкус» . *Акция «Берегите зубы!» - плакаты, эмблемы (для детей средней и старшей групп ) (Приложение № 4) . *Сочинение сказки на тему «Сладкие истории» (Приложение № 3) и совместные с родителями рисунки, поделки для выставки «Сахарные радости » .

06.02.17– 20.02.17

Заключитель-ный этап *Систематизировать и обобщить материал по данной теме. *Создание альбома «Удивительный сахар » . *Выставка «Сахарные радости » (Приложение № 5) . *Презентация проекта в рамках рабочей проектной группы «Организация проектно -исследовательской деятельности в дошкольном возрасте». 22.02.17

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На протяжении тысяч лет сахар был неизвестен человеку, человек жил и развивался без него. Не вспоминает о сахаре ни одна из старых книг : Коран, Новый Завет, И-Цзин, Книга внутренней медицины Жёлтого императора. Еще 500 лет назад лишь немногие люди знали о сахаре . А сейчас среди всех пищевых добавок сахар имеет наибольшее распространение.

Сегодня сахар – это один из важных ингредиентов самых разнообразных блюд, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков. Его добавляют в какао, кофе и чай. В мороженом, конфетах, кремах и глазури он является главным компонентом. Сахар используется в качестве консерванта в желе и вареньях. Большое значение он имеет и для химической промышленности при производстве лекарственных средств и пластмасс.

Так что же такое сахар ? Давайте разбираться.

На подготовительном этапе родители были осведомлены о важности и значимости данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе . Дети принесли из дома разные виды сахара для оформления развивающего стенда «Сахарные радости » . Составили план мероприятий по реализации проекта .

Детям было дано домашнее задание : исследовать кухню и найти в ней продукты содержащие сахар , посетить с родителями магазин продуктов и посмотреть разнообразие продукции с содержанием сахара . Сбор информации проходил из различных источников (Приложение №1) . В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие продукты содержащие сахар предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также было предложение поучаствовать в выставке «Сахарные радости » , на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей (Приложение № 5) .

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1. История происхождения сахара .

История сахара уходит своими корнями на несколько тысячелетий лет назад в Индию и Китай. Первой определённой датой в истории сахара можно считать 510 год до нашей эры, когда солдаты персидского императора Дариуса увидели сахарный тростник , растущий на берегах Индийских рек. Они назвали его тростником, который производит мёд без пчёл.

А чуть позднее, в 327 год до нашей эры, одним из главных трофеев индийских завоеваний Александра Македонского было сладкое твердое вещество белого цвета. На санскрите оно именовалось «саркара» означает «медоточивый» , «сладкий» . В древности его называли еще «сладкой солью» или «медом, полученным без пчел» . В древние времена, одна из провинций этой страны, Бенгалия, называлась – Страна сахара . Наверное, поэтому именно Индию большинство ученых считают родиной сахара .

Правда есть другая часть исследователей, которые отдают пальму первенства в происхождении сахара существовавшим тысячелетия назад Вавилону и Ассирии. Но установить так это или нет, достаточно сложно, если вообще возможно.

Но как бы там, ни было, из Индии сахар , благодаря индийским и персидским купцам, попал в Египет. В Египте, его тут же попытались применить в лечебных целях, что из этого получилось неизвестно. Зато известно, что сахарную свеклу египтяне выращивали, но исключительно для того что бы… кормить ею рабов. Из Египта сахар попал в Римскую Империю. И оттуда уже началась европейская история сахара .

Правда началась история распространения сахара по Европе не сразу . Лишь через много времени после падения Рима, где они его прятали все это время- история умалчивает, сахар попадает в средневековую Испанию, Германию, Францию.

История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Только при Петре I, попытались наладить его массовое производство. Но дело очень тормозилось. Сырье-то привозить надо было из-за границы, а значит и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы . Вот тут дело и пошло! Сахарные заводы на территории России стали расти как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.

Сегодня сахар непременный атрибут каждого набора продуктов в любой семье, не говоря уже о различных коврижках, ватрушках, пирогах, десертах, шоколаде, тортах, конфетах, …. которые просто невозможно представить без сахара . Вот такая она эта «сладкая» история – история сахара .

На сегодняшний день применение и употребление этого сладкого вещества распространено по всему миру.

2.2. Какой бывает сахар . Сахар выпускается следующих видов : - Тот сахар , который можно найти в каждой семейной сахарнице , специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок . - «Кусковым» называют сахар , спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом» . - Тростниковый сахар из сахарного тростника .

2.3. Физические свойства сахара . Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос нет однозначного ответа по сей день. 1. Сахар может кристаллизоваться. 2. Сахар может растворяться . 3. Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность) . 4. Сахар под воздействием температуры плавится.

2.4. Необычные (магические) свойства сахара .

Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.

2. Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара , он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.

3. Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час . Результат вас будет достойный и удивит вас .

4. Все знают, как сложно смыть мылом машинную смазку с рук. Зато смесью сахара и любого масла это сделать очень просто, разотрите в руках, и смойте водой. Все готово.

5. Гигроскопичность сахара - полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, который вырос в Зимбабве, провел ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные способности сахара . Долго незаживающие раны, обработанные сахаром , успешно заживали. Причина этому гигроскопичность. Сахар впитывает из раны гнойную жидкость, лишая болезнетворных бактерий необходимой для их жизнедеятельности воды, и они погибают.

2.5. Полезные и вредные свойства сахара .

Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение . Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.

Польза :

Лишённый сахара человеческий организм долго не протянет. Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге, улучшает работу головного мозга.

Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина – гормона счастья.

Сахар даёт нам энергию . При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией.

Вместо сахара полезнее пользоваться мёдом или фруктами, которые содержат фруктозу. Фруктоза не задерживается в крови, не вызывает накопления жира и повышения холестерина. Фрукты и ягоды особенно полезны организму благодаря содержанию в них витаминов, органических кислот и минеральных солей. Пчелиный мёд также содержит витамины, органические кислоты, соли, ферменты, белки.

Вред :

Сладкое портит фигуру. Сахар – весьма калорийный продукт, но при этом он не содержит никаких витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Кроме того, часто сахар поступает в организм в сочетании с жиром – в виде тортиков и пирожных, что приводит к ожирению.

Сахар вреден для зубов , он способствует образованию кариеса. Главный виновник дырок в зубах – зубной налёт, микроскопическая плёнка из бактерий, частиц пищи и слюны. Соединяясь с зубным налётом, сахар повышает уровень кислотности во рту. Кислота разъедает зубную эмаль и начинается кариес.

Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета , инфаркта, снижает уровень зрения, приводит к сонливости, аллергии.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Целью нашего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами . Нами была выдвинута гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.

В процессе работы мы узнали историю появления сахара , узнали, что существует несколько видов сахара , какой сахар , зависит от того, из какого растения он получен. Также мы познакомились с некоторыми свойствами сахара , проведя собственные опыты. Оказалось, что сахар может быть как полезен, так и вреден для человеческого организма – во всем должна быть мера, т. е. наша гипотеза подтвердилась.

Все знания, которые я получил, очень интересны.

Я получил большое удовольствие от исследовательского проекта , так как это дает возможность делать что-то интересное самостоятельно!

Перспектива : эта тема была очень интересна. И мне хотелось бы узнать, как люди изготавливают шоколад и шоколадные конфеты.

Список источников :

1. И. Ф. Бугаенко «Сахар » , М.: ООО «Русагро-Сахар » , 2006

2. Й. Валер «Сахар - сладкое искушение » , Санкт-Петербург : Диля, 2009

3. Виды сахара : http://www.zernograd.com/sahar-vidy-sahara 4. Вред и польза сахара : - http://bezvreda.com/sladkaya-zhizn-polza-i-vred-saxara 5. История происхождения сахара : -http://www.histpro.narod.ru/sugar.html - http://vinigretik.ru/istoriya-saxara 6. М. Кановская «Лекарство или яд. Сахар » , М.: АСТ, Сова, 2005 7. Свойства сахара : - http://vcusna.ru/glavnye-svojstva-sahara.html - http://www.babyblog.ru/user/kissme500/3030565 -http://naukaveselo.ru/vkusnyie-opyityi-s-saharom.html

8. Выращивание кристаллов : http://giznyata.ru/

Сахар является одним из самых страшных и демонических веществ, которые вы можете съесть… но не всё так плохо, как думают многие люди. Совсем не плохо.

«Сахар токсичен и вызывает привыкание!»

«Сахар напрямую превращается в печени в жир!»

«Сахар разрушает вашу иммунную систему и нарушает химию мозга!»

«Сахар виновен в мощных инсулиновых выбросах, которые делают вас толще и толще!»

«Ешьте сахар и вы неминуемо столкнётесь с диабетом 2-го типа!»

И это всего несколько истеричных заявлений, которые можно услышать в адрес .
Если прислушиваться к доморощенным «специалистам», то сахар является худшим из вещей, которые мы можем съесть, а его регулярный приём можно сравнить с наркоманией или алкоголизмом.
Что ж, мой вам совет, если вы слышите подобного рода критические заявления, лучше оставайтесь скептиком.
Иногда довольно тревожные заявления «за» или «против» подтверждаются наукой, вроде пользы креатина или же вреда транс-жиров, но зачастую всё не так однозначно и обвинения основаны лишь на слухах и догадках.

  • Сторонники «культа чистой еды»…
  • Сторонники популярных анти-углеводных догм…
  • Сторонники голодных диет…
  • Сторонники «я получаю весь необходимый белок из брокколи»…

Люди приходят к подобным безумным идеям путём накладывания одного неверного предположения на другое. Таким образом они медленно строят свой диетический крест, который, по их мнению, они обязаны нести всю свою жизнь.
Что ж, если по сути, то «ты не должен есть сахар, чтобы быть подтянутым» является ещё одним таким же заблуждением, которое мы и обсудим в данной статье.
Но прежде маленькая оговорка – я не собираюсь утверждать, будто вы можете есть столько сахара сколько захотите, и при этом останетесь в чудесной форме. Это нереально. Но как вы дальше поймёте, включение сахара в свою диеты не является такой уж проблемой, как думают многие люди.
Так давайте же начнём нашу дискуссию с ответа на вопрос «Что же такое сахар?»

Развенчивание мистической тайны молекулы сахара.

Сахар – это по сути термин, охватывающий все виды таких продуктов, как фрукты, мёд, конфеты и т.д.
Некоторые люди делают различие между «естественным» сахаром, например из фруктов или кленового сиропа, и «обработанным» сахаром, вроде столового или же диабетической фруктозы (такие люди обычно считают естественный сахар чем-то хорошим, а обработанный чем-то плохим).
Итак, давайте для начала остановимся на покрытом мраке «химическом» сахаре и постараемся пролить на него немного света.
Во-первых, все сахара являются формами углеводов, и именно они являются основным источником энергии для организма (тело использует их для производства клеточной энергии).

Существует три формы сахаров:

  • Моносахариды
  • Олигосахариды
  • Полисахариды

Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности.

Моносахариды.

Моносахариды зачастую называют простыми сахарами, так как они имеют очень упрощённую структуру. Моно- означает «один», а сахарид «сахар» – один сахар.

Моносахаридами являются…

  • Глюкоза
  • Фруктозы
  • Галактоза

Глюкоза является видом сахара так же известным как «кровяной сахар». Он находится в крови и образуется из еды, которую мы едим (большинство пищевых углеводов состоит из глюкозы, либо в качестве единственного сахара, либо в комбинации с другими двумя вышеприведёнными наименованиями). Когда люди говорят о «уровне сахара в крови», они говорят о количестве сахара плавающего на данный момент в кровяном русле.
Фруктоза естественный вид сахара содержащийся во фруктах, который так же может быть найден в обработанных продуктах, вроде сахарозы (столовый сарах) и кукурузном сиропе (в обоих продуктах его доля составляет 50%, остальные 50% приходятся на глюкозу). Фруктоза в печени превращается в глюкозу, после чего так же поступает в системный кровоток.
Галактозу, в свою очередь, можно отыскать в молочных продуктах. Она метаболизируется аналогично фруктозе.

Олигосахариды.

Олигосахариды являются молекулами в состав которых входят несколько моносахаридов, соединённых между собой цепочной структурой. «Олигос» с гречесного «несколько», таким образом «несколько» сахаров.
Данные сахара так же являются частью волокон растений, которые наши тела способны расщеплять до глюкозы (оставляя не перевариваемую клетчатку делать добрые дела в кишечнике).
Множество овощей по своему составу являются фрукто-олигосахаридами, содержащие короткие цепочки молекул фруктозы. Они метаболизируются соответствующим образом («цепи» разрываются и отдельные молекулы фруктозы конвертируются в глюкозу).
Другим распространённым олигосахаридом является рафиноза, которая состоит из цепочек галактозы, глюкозы и фруктозы (так называемый трисахарид), она может быть найдена в бобах, капусте, брюссельской капусте, брокколи, спарже, других овощах и цельном зерне.
Галактоолигосахариды завершают собой список олигосахаридов и являются по сути короткими цепочками молекул галактозы. Мы не способны их переварить, однако они играют важную роль в стимулировании роста полезных кишечных бактерий.

Полисахариды.

Полисахариды являются структурно длинными цепочками моносахаридов, обычно в таких цепочках содержится от 10 и больше звеньев моносахаридов.
Крахмал (энергетический запас растений) и целлюлоза (натуральное волокно содержащееся во многих растениях) два наиболее распространённых полисахарида, которые мы обычно едим. Наше тело способно с лёгкостью расщепить крахмал до глюкозы, но целлюлоза проходит нашу пищеварительную систему без изменений (таким образом именно целлюлоза и является источником пищевых волокон).
Но есть один интересный факт… в конечном счёте все они являются глюкозой.
Возможно вы уже знакомы с данным утверждением, но я хочу обратить на этот момент особое внимание, так как он является крайне важным для понимания большей картины.
Все виды углеводов, которые мы едим, метаболизируются до глюкозы, или остаются не переваренными, в качестве пищевого волокна.
Наше тело не может отличить естественный сахар из фруктов, мёда или молока, от обработанного из шоколадных батончиков. Все они перевариваются одинаковым образом: происходит расщепление до моносахаридов, после чего они становятся глюкозой, которая, в свою очередь, поступает в мозг, мышцы и другие органы, которые в ней нуждаются.
Да, в конце концов шоколадный батончик превращается в такую же глюкозу, как и чашка гороха. Конечно, батончик станет глюкозой быстрее, но на этом всякое различие заканчивается. Шоколадный батончик состоит из кучи моносахаридов, которые очень быстро метаболизируются, в то время как горох состоит из олигосахаридов, процесс переваривания которых значительно дольше.
Я не говорю, что «горох = батончик», и поэтому к чёрту все эти овощи, давайте купим себе грузовик Сникерсов! Вовсе нет, тем более что наша история далека от завершения. Давайте продолжим.

Правда о «хорошем» и «плохом» сахаре.

Как вы видите, избежать потребления сахара практически невозможно. Так что, если вы не последователь кето-диеты, то сахар в любом случае присутствует в вашем рационе в том или ином виде.
Большинство людей знает, что сахара содержащиеся во фруктах не являются вредными, если конечно же не потреблять их в непристойном, близком к невозможному количеству. Только самые невежественные из людей могут утверждать, будто ежедневное употребление нескольких яблок и порции спаржи может привести хоть к какому-то вреду для здоровья.
Столовый сахар (сахароза) и клиновый сироп так же, к сожалению, являются жертвами злостной клеветы. Они являются причиной ожирения, дисфункций и заболеваний. Они являются «вредным» сахаром, который следует избегать всеми силами.

Но почему?

С химической точки зрения всё очень просто.
Столовый сахар, или сахароза, представляет собой дисахарид (две молекулы), который состоит из фруктозы и глюкозы.
Сахароза содержится в ананасах, картофеле, свекле, сахарном тростнике и даже в орехах. Она так же добавляется в различные продукты, делая их более сладкими на вкус.​
Кукурузный сироп, с точки зрения химии, очень схож с сахарозой, так как обычно состоит на 55% из фруктозы и на 45% из глюкозы.
Кукурузный сироп не найти в природе, так как это искусственное соединение. Единственное различие с сахарозой заключается в том, что фруктоза с глюкозой не связаны между собой. Всё это значит, что телу потребуется приложить ещё меньше сил для усвоения данного продукта.​
Теперь я думаю вся эта история с сахаром выглядит не так уж и гнусно, как казалось раньше, не так ли?
Сахароза найденная в ананасе по химическая структуре такая же, как и та, что находится в нашем любимом десерте. Кукурузный сироп так же по своим свойствам крайне схож с сахарозой.
Так и в чём же собственно проблема, в таком случае? Почему нам говорят, что есть сахарозу из ананаса это хорошо, но химически идентичную, точно такую же сахарозу из это плохо? Почему кукурузный сироп обвиняют во всех метаболических грехах, несмотря на то, что он является фактически двойником всё той же сахарозы?
Что ж, это интересные вопросы. И прежде чем ответы на них не превратились в тысячи слов развенчивания мифов, давайте лучше сконцентрируемся на двух наиболее интересующих нас областях: процент жира тела и здоровье.
Действительно ли мы становимся толще и больнее с каждым граммом сахарозы и кукурузного сиропа?

Не сахар делает вас полными… переедание.

Когда дела идут не в нашу пользу, в той или иной области нашей жизни, все мы непременно стараемся найти козлов отпущения. Мы хотим сделать виноватыми кого угодно или что угодно, но только не себя.
И для многих именно сахар становится тем самым козлом отпущения. Это убеждение такое же стойкое, как и «плохая генетика». «Я такой толстый просто потому, что моё тело не может должным образом усваивать сахар», — говорят они.
Что ж, с одной стороны действительно правда, когда говорят, что одни люди толстеют меньше от одного и того же количества углеводов, но с другой стороны это вина не самих углеводов и нет причин утверждать, что сахароза или кукурузный сироп в чём-то отличаются в плане набора веса теми, кто их употребляет. Как вы уже знаете, в этих двух молекулах нет ничего такого особенного. Они просто являются источниками глюкозы для организма, как и любой другой углевод.
И кстати говоря, углеводы (во всех проявлениях) запасаются телом в качестве жира далеко не так эффективно, как это делают пищевые жиры. Да, собственно говоря, оливковое масло отложится в жир с ещё большей радостью, чем это сделает столовый сахар
Так что же на самом деле приводит к полноте? Переедание. Вот и всё. Ешьте больше, чем вы тратите изо дня в день и вы будете толстеть, вне зависимости от того какие продукты вы предпочитаете.
Не верите мне? Тогда давайте обратим внимание на некоторые исследования.
В этом исследовании учёные из «Бюро по сахару» (организация основанная ещё в 1964-м году), Великобритания, решили попробовать определить зависимость ожирения от ежедневного употребления сахара. Удивительно, но исследование показало, что повышенное потребление сахара было связано с худобой, а не с ожирением. В конечном счёте они пришли к выводу, что для обвинения в ожирении сахара просто недостаточно доказательств.
Данное исследование, проведённое учёными из Гавайского университета, является по сути обширным обзором литературы связанным с проблемой сахара. Вот цитат из статьи:

«Важно понимать, что нет никакой прямой связи между повышенном потреблением сахара и ожирением, если только чрезмерное употребление сахаросодержащих напитков и пищевых продуктов не приводит к энергетическому дисбалансу, и как следствие к увеличению веса.»

Известным является факт того, что за последние десятилетия люди повсеместно увеличили общее употребление калорий, большая часть которых приходится на углеводы, в основном из сладких напитков.
Чем больше углеводов вы едите, тем больше энергии (калорий) вы помещаете в своё тело. Соответственно, чем больше калорий поступает, тем больше вам необходимо сжигать.
Дело в том, что чем больше вы будете давать вашему телу лишней энергии, не важно из какого источника (углеводы, белок или жиры), тем тучнее вы будете становится. Это доказано клиническими исследованиями. Здесь не о чем больше говорить.
А теперь мы переходим к реальной проблеме, суть которой заключается в том, что чем больше вы едите сахара, тем легче переедать.
Особенно это касается жидких углеводов, включая напитки с добавлением сахара. Если вы любите калорийные напитки, скорее всего вы останетесь полным навсегда. Вы можете выпить 1000 калорий и уже через час быть снова голодным. Тогда как такая же 1000 калорий взятая из белка будет насыщать вас по крайней мере 5-6 часов.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 24

МОБУ НОШ № 243 «б» класс

Руководитель: Смолина Светлана Николаевна.

Тема: «Сахар – друг или враг? »

Р.п. Чунский 2014 год

Оглавление

1.Введение. - стр. 1

2. Основная часть. – стр. 1- 3

3. Заключение. – стр.3

4. Список использованных источников. – стр. 4

7. Приложение. – стр. 5 - 6

Тема: « Сахар - друг или враг?»

ВВЕДЕНИЕ

(Слайд№1)Здравствуйте, меня зовут Жукова Настя. Я, ученица 3 «б» класса. (Стихотворение) Я взяла тему про сахар, потому что я его очень люблю. Наверное, сейчас все подумали: «А кто же его не любит!» Мне стало интересно: вреден или полезен сахар? Мне очень хотелось узнать, где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов бывает сахар. А еще хотелось узнать, правда ли, что от него портятся зубы и почему его нельзя много есть. (Слайд№2)И вот поэтому тема моей исследовательской работы называется « Сахар - друг или враг?»

(Слайд№3) Цель работы: изучение положительных и отрицательных воздействий сахара на организм человека .

Решение поставленной цели я осуществляла через ряд задач :

1. Ознакомитлась с историей возникновения сахара.

2. Его видами и свойствами.

3. Изучить полезные и негативные свойства сахара.

(Слайд№4) Объект исследования – сахар.

(Слайд№5) Методы исследования – изучение литературы, интернет источников, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами.

(Слайд№6) Я подумала: если я изучу литературу по данной теме, то смогу с уверенностью сказать, если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сейчас я маленько расскажу из истории происхождения сахара

Са́хар - бытовое название сахарозы. (Слайд№7) Родина сахара - Индия, в русский это слово было заимствовано через греческий. В Европе сахар был известен ещё римлянам. Сахар появился в наших краях 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на доллары.

(Слайд№8) Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии.

(Слайд№9))Намного позже, для производства сахара стали использовать и сахарную свеклу.

1

Виды сахара

Я знаю, что сахар выпускают следующих видов:

    (Слайд№10)Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок;

    (Слайд№11) «Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом».

    (Слайд№12) «Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы), да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок»)

(Слайд№13) Папа купил в магазине три вида сахара: коричневый и два белых. Из твердого сахара мы сделали пирамиду, из белого рассыпчатого и коричневого – две горки.

(Слайд№14)Чтобы узнать вреден ли сахар для зубов я провела опыт. Цель опыта: доказать вредное разрушительное влияние сахара.

Я взяла яичную скорлупу и поместила её в сладкий раствор

(Слайды№15,№16и№17) (полстакана воды, 3 ложки сахара, несколько капель лимонного сока)

Через 3 дня произошли видимые изменения в скорлупе. Появились мелкие трещины. (Слайд№18)

Через 5 дней на скорлупе появились большие трещины.

А в чистой воде скорлупа не изменилась. (Слайд№19)

Я сделала вывод: сахар вреден, потому что разрушает твердые вещества.

Во рту твёрдое – это зубы.

Ученые давно доказали, что излишнее употребление сахара в пищу негативно отражается на нашем организме.

(Слайд№20)Например, сахар способствует ожирению, может подавлять защитные функции организма, (Слайд№21)вызывает сонливость и снижает активность у детей, ускоряет процессы старения, (Слайд№22) вызывает кариес и т.д.

Рассыпчатый сахар я набрала в десертную ложку и насыпала в стакан с водой.

(Слайд№23 и 24). Потом я размешивала сахар и смотрела, как сахаринки плавают в воде.

2

(Слайд№25 и 26)Помешав сахар в стакане с водой, я ждала, когда он там растворится.

Через две минутки сахар исчез - он растворился .

(Слайд№27)На большое блюдо я сыпала разный сахар, и он прилипал к моим пальчикам. Когда я сыпала коричневый сахар, я вспомнила песок на берегу.

(Слайд№28)Я пробую сахар на вкус - он твердый и сладкий.

Рассыпчатый белый сахар мы с мамой насыпали с сковородку и поставили на плиту, я стала его размешивать. Температура плавления сахарозы 160 °C.

(Слайд№29) Сахар нагревался, менял цвет, становился коричневый, жидкий и вкусно пах.

При застывании расплавленной сахарозы образуется аморфная прозрачная масса – карамель.

Ещё я решила понаблюдать за изменением состояния сахара после термической обработки

(Слайд№30)Жженый, горячий сахар я наливала с ложечки в холодную воду.

Вода становилась такого же цвета как и сахар. Сахар становился холодным и застывал.

А ещё я попробовала изготовить из сахара карамели

(Слайд№31)В формочку- бабочку мы налили горячий жженый сахар, я увидела, что сахар может тянуться как ниточка.

Сахарные ниточки были тоненькие, как невидимки и хрупкие.

Когда сахар совсем застыл, у меня получился леденец- бабочка, коричневого цвета.

(Слайд№32)На вкус леденец оказался сладким и вкусным.

Вывод:

Изучив положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека, я сделала вывод:

    (Слайд№33) без сахара обойтись невозможно, т.к. сахар стимулирует кровообращение в мозге;

    (Слайд№34) сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт;

    (Слайд№35) употреблять сахар следует только в разумных количествах. Дневная норма потребления сахара составляет не более 50 граммов (10-12 чайных ложек)

    (Слайд№36) содержится во многих растениях: в продуктах питания: овощи, фрукты, молочные продукты и т.д., а также в соке березы и клена.

И только мы сами должны решить, в каком количестве надо употреблять сахар.

Я думаю, что каждый из нас теперь знает ответ на вопрос: « Сахар - друг или враг?»

3

Список использованных источников

1.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.

2.Коннашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.:Крук,2007, 107 с.

3.Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.: АРКТИ

4.Интернет