Сверхценные идеи лечение. Бредовые и сверхценные идеи: определение

В психиатрии важное значение имеет определение, клиническая характеристика, дифференциальная диагностика доминирующих, сверх ценных, навязчивых и бредовых идей, а также соотношение этих психопатологических феноменов с понятием сознание.

В первую очередь в целях дифференциальной диагностики от навязчивых состояний вкратце остановимся на клинических характеристиках сверх ценных идей и бреда.

Сверхценные идеи , как психопатологический синдром не имеет четких дефиниций, однако, они в чем-то родственны навязчивым идеям.

Данный термин ввел в психиатрическую практику C. Wernicke в 1892 году. Под сверхценными идеями этот психиатр понимал идеи, возникающие на основании переживаний, сопровождающихся аффектом, и признаваемые больными вполне обоснованными, разумными, выражающими их убеждения.

Автор термина разделил сверхценные идеи на нормальные, при которых аффективные переживания адекватны причинам, вызвавших их и болезненные, которые представляли собой «психотическую гиперболизацию» объективных причин.

C. Wernicke (1906) определял сверхценные представления как воспоминания о каком-либо особенно аффективно заряженным переживании или о целом ряде взаимосвязанных переживаний. Он также описал характерный симптом сверхценных идей - «негативную фальсификацию воспоминаний», при котором отдельные поступки и представления, имевшие место при видимой ясности сознания, из памяти стираются, в то время как события во временном соседстве помнятся с точностью

O. Bumke (1930) выделял активный и пассивный варианты сверхценных идей, полагая, что они могут переходить друг в друга.

Современные психиатры среди клинических критериев сверхценных идей выделяют следующие: возникновение на основе реальных событий, оформление в виде понятных представлений, наличие тесной связи с убеждениями и принципами, фиксацию на стремлениях свойственных больному, признание идей своими при безусловной осмысленности (обратите внимание на внешнее сходство последнего критерия с дефиницией навязчивых мыслей), без чувства чуждости и навязчивости, присутствие яркого аффекта, гиперболизация переживаний, глобальное влияние на мотивы деятельности. В отличии от бреда при сверхценных идеях возможно разубеждение больного. Сверхценные идеи также отличаются от бреда отсутствием патологического толкования действительности и попытки ее объективной оценки.

Сверхценные идеи

  1. Возникновение на реальной основе
  2. Нессответствующая реальным события значимость
  3. Аффективная заряженность, сочетание с выраженными изменениями аффекта
  4. «Мерцание» выраженности идей в зависимости от сопровождающего аффекта
  5. Оформление в виде психологически понятных представлений и объяснений
  6. Наличие тесной связи с убеждениями и принципами
  7. Стремление к доказательству своей правоты
  8. Идентификация как собственных, без чувства чуждости, насильственности и навязчивости
  9. Затяжное и глобальное влияние на мотивы поступков и деятельность
  10. Возможность разубеждения
  11. Сохранность стремления к объективной оценке (отсутствие патологического толкования действительности и событий)
  12. Неспецифичность

Склонность к образованию сверхценных идей, добавим от себя и бреда, отмечается у «параноических личностей» (Ганнушкин П.Б., 1901). В этих случаях характерны представления больных о собственной исключительности, эгоцентрическая узость мышления, взглядов, оценок, интересов, тенденция к стойкой фиксации на определенных идеях, аффективная заряженность актуальных переживаний, упорство в достижении поставленных целей. Этим людям свойственна борьба за справедливость, которую они понимают однобоко (Гофман А.Г., 2006).

Сверхценные идеи неспецифичны для какого либо психического расстройства, а в ряде случаев, и с трудом дифференцируются не только от доминирующих идей, но и от бреда. Обычно, сверхценные идеи мерцают в своей выраженности в зависимости от интенсивности сопровождающего их аффекта.

От навязчивостей сверхценные идеи отличаются тем, что они более «нормальные», объяснимые по образу происхождения, в то время, как навязчивые представления оцениваются как необоснованные и часто прямо как бессмысленные.

Под бредом большинство психиатров понимают неправильную (ложную, нелепую, болезненную, основанную на ошибочных выводах) идею, не соответствующую действительности (объективной реальности), не поддающуюся коррекции при попытке разубеждения и возникающую на патологической почве (обусловленные первично или вторично патологическими причинами, возникающими на почве психического заболевания). Обычно обращает на себя внимание глубокая убежденность (высокая субъективная достоверность) больного в истинности бредовой идеи. Многие психиатры подчеркивают, что бредовые идеи чаще выводятся из интуитивного знания, а не на основе недостаточной логики.

М.И. Рыбальский (1993) в своей монографии «Бред», предлагает сводное и, на наш взгляд, достаточно сложное и спорное определение этого психопатологического синдрома. «Бред - это особое, болезненное проявление мыслительной деятельности человека, результат патологического творчества, при котором отсутствует причинно-следственная связь между фактом возникновения бреда и уровнем интеллектуального развития, но отмечается влияние указанного уровня на характер, особенности и содержание бреда. Сущность бреда заключается в специфическом или неспецифическом нарушении познавательных, ассоциативных и апперцептивных процессов, предопределяющих возникновение суждений и умозаключений, не соответствующих объективной реальности, пространству, времени и противоречащих в большинстве случаев основным законам формальной логики. Основное свойство бреда состоит в том, что он обычно занимает господствующее положение в сознании больного, абсолютно не поддается какому-либо логическому разубеждению, нередко наоборот укрепляющемубредовую убежденность больного и ведущему к творческой разработке „доказательств“ правильности собственных умозаключений. Типичными признаками бреда являются неадекватная, паралогичная оценка информации, касающейся темы бреда, прогредиентная (в плане бреда) разработка этой информации, а также сопровождение собственных бредовых высказываний чувством особой их значимости и аффектом, часто адекватным бредовому умозаключению».

На первый взгляд между навязчивыми и бредовыми идеями, особенно при параноидальном синдроме есть некоторое сходство. Кажется, что они возникают из «глубины бессознательного» первичным путем, лишены аффективной основы, хотя волнения и тревога могут способствовать их возникновению. В обоих случаях они появляются внезапно, нарушают логическое течение мыслей, нередко кажутся странными самому пациенту, обладают гнетущим влиянием на сознание и, чаще всего, не приводят к выраженному когнитивному дефициту. Однако, внимательный психиатр заметит между навязчивыми и паранойяльными бредовыми идеями фундаментальное различие, заключающееся в том, что первичные нелепые идеи у параноиков быстро воспринимаются больным, систематизируются в то время как навязчивые идеи с самого начала и далее представляются пациенту болезненными «незваными пришельцами», мешающими нормальному процессу мышления (Krafft-Ebing R., 1990). Кроме того, в отличии от бреда, навязчивые мысли обычно носят непостоянный характер и часто возникают эпизодически, как бы приступами (Перельман А.А., 1957).

Под сверхценными идеями понимают суждения, которые возникают в связи с реальными событиями, но затем приобретают в сознании незаслуженно большое преобладающее значение, сопровождаясь исключительно сильным эмоциональным напряжением. Здесь налицо какой-то реальный факт, законным является и реагирование на этот повод, однако реакция оказывается чрезмерной по силе.

Данная мысль при всей ее незначительности превращается в главную тему переживаний больного, приковывающую к себе все остальные его мысли. Всецело сосредоточиваясь на этом событии, больной затрудняется в текущей (особенно умственной) работе, не может на ней должным образом сосредоточиться, в чем проявляется уже качественное видоизменение реагирования на первичное событие, т. е. его неадекватность.

В таких случаях одни больные в принципе несущественное усовершенствование радиосхемы оценивают как большое открытие и развивают в этом плане интенсивную деятельность; другие при несущественных нарушениях в работе желудка (при легком катаре) приходят к выводу о наличии у них злокачественной опухоли, начинают активно обследоваться у врачей и настаивать на лечении; третьи при незначительных проступках супруга погружаются в переживания идей супружеской неверности, не способные преодолеть охваченности этими тяжкими мыслями, и т. п.

Сверхценные идеи отличаются от бреда наличием законного направления реакции на реальные события в момент их совершения, а также тем, что эти идеи не становятся мировоззрением больного, так как порой (при «облегчении» ситуации) больной временно может отнестись к ним критически и успокоиться. Однако затем он опять сосредоточивается на этих мыслях, утрачивает критику. При бреде же суждения больного с самого начала коренным образом расходятся с реальной действительностью, разубедить его в этом невозможно, они становятся новым - патологическим мировоззрением больного.

Сверхценные идеи могут иметь самостоятельное клиническое значение, и тогда их дальнейшая динамика во многом будет зависеть от внешних обстоятельств: при их благоприятном развитии эти идеи постепенно тускнеют, эмоциональная напряженность спадает, а затем они полностью исчезают. Однако при неблагоприятном для больного развитии событий, например, в ситуации длительной хронической психотравматизации, они превращаются в идеи бредовые, т. е. оказываются этапом на пути формирования бреда. Так, при психогенном паранойяльном бредообразовании обычно все начинается со сверхценных идей изобретательства, ревности или ипохондрического характера, которые при усугублении психотравматизации превращаются соответственно в стойкие бредовые идеи изобретательства, ревности и ипохондрические того же конкретного содержания.

Употребление в клинической практике как синонима сверхценных идей термина доминирующие идеи нецелесообразно, так как последнее понятие отражает обычное в жизни человека преобладание какого-то главенствующего, основного интереса, будь то научный поиск, художественное творчество или изобретательство на производстве.

Во всех этих случаях человек безусловно охвачен делом, мыслью, идеей, но в этой охваченности нет ничего патологического, так как она совершенно необходима индивиду для достижения поставленной им конкретной цели и является обязательным условием успеха коллектива людей, т. е. адекватна и значению дела для данной личности и ее социальным результатам. Да и само понятие доминанты было разработано А. А. Ухтомским (1967) как понятие нормальной, а не патологической физиологии.

Бред - это не поддающееся коррекции установление связи отношений (между объектами - обстоятельствами, людьми, событиями) без оснований. Бредовые идеи, прежде всего, не соответствуют реальной действительности, вступают с ней в полное противоречие и, тем не менее, не поддаются коррекции. Высказывающий такую идею больной недоступен доказательствам окружающей действительности и своего прошлого жизненного опыта. Неколебимо уверенный в истинности своих идей больной находит эту убежденность в себе самом, он не доступен логическим контрсуждением и фактическим доказательствам, которые не в силах поколебать бреда. «С появлением таких ложных суждений, которые уже не могут быть проверены и исправлены, и такого действительного бреда психическая болезнь превращается в сумасшествие разума» [Гризингер В., 1881].

По мере развития бреда (т. е. совокупности бредовых идей) все более бросается в глаза неколебимая уверенность больного в его ложных суждениях и умозаключениях. Впрочем, такая убежденность в неправильных высказываниях может наблюдаться и у психически здоровых, которые порой с необычайным упорством отстаивают свои ошибочные суждения. Однако последние все же в конечном счете корригируются объективными доказательствами и прошлым опытом индивида. Кроме того, ошибки суждений психически здорового человека касаются внешних обстоятельств, тогда как бредовые идеи психически больного всегда относятся к самому больному. Ошибки суждений здорового, в основном обусловленные недостаточными знаниями о предмете, являются результатом логических просчетов в пределах здоровой психики. Бредовые же идеи, напротив, являются результатом болезненных отклонений в работе головного мозга, нарушений ВНД.

Бред всегда связан со всеми другими формами психической деятельности (другими мыслями, чувствами и волей) и обычно оказывает сильнейшее воздействие на всю психику больного, на поведение его и оценки различных обстоятельств и событий. С появлением бреда больной начинает уже по иному оценивать окружающую жизнь, особенно - отношения с людьми, и по мере его развития все дальше заходит и шире простирается эта переоценка больным его взаимоотношений с окружающими. Такая переоценка «ценностей» в сознании больного при разных формах бреда (и в особенности - при первичном) касается, в сущности, всех событий, т. е. становится универсальной и завершается формированием у больного с этого времени новой системы взглядов, совершенно нового - болезненного мировоззрения. «Безумные представления больных отличаются от ошибочных воззрений здоровых не только этим отношением их к самому больному…

они часто совершенно противоречат всем прежним воззрениям больного, который не может произвольно освободиться от них, они противостоят свидетельству чувств и рассудка, поверке и доказательствам» [Гризингер В., 1881]. Поэтому даже в тех случаях, когда психическая болезнь пациента относится к какой-то узкой теме, вроде бы к одной единственной ложной идее, затронутой, тем не менее, оказывается вся душевная жизнь такого больного, ибо, как писал В. Гризингер «..л этом случае… вся психическая индивидуальность бывает глубоко потрясенной». Таким образом, бредовая идея - это не соответствующее реальной действительности и не поддающееся коррекции ложное суждение, возникающее вследствие патологических расстройств деятельности головного мозга и всецело охватывающее личность больного.

Существует немало классификаций бреда по содержанию. Самой удачной из них является классификация В. Гризингера, который по этому признаку все случаи бреда подразделил на три группы:

  1. бред величия, куда он относил бредовые идеи изобретательства, знатного происхождения, любовного очарования, гениальности, реформаторства, особого богатства и др.;
  2. бред преследования, к которому он относил бредовые идеи преследования (собственно персекуторный бред), отношения, отравления, воздействия, одержимости, ревности, ущерба и др.;
  3. бред самоуничижения, в который он включал бред самообвинения, греховности, виновности, нигилистический, ипохондрический и др.

Перечисленные здесь категории бредовых идей можно называть формами бреда по содержанию. Интересен тот факт, что одни и те же формы бреда по содержанию сохраняются у разных народов в различные исторические периоды, что, несомненно, говорит об однородности их патофизиологических механизмов при меняющемся конкретном содержании. Это отчетливо видно на примере бреда воздействия, конкретное содержание которого закономерно менялось в течение последних 200 лет. Если 150-200 лет назад были весьма распространены идеи колдовства и одержимости дьяволом, «нечистой силой», то в настоящее время они почти не встречаются, вытесненные идеями электрического, радиоактивного, лучевого и космического воздействия.

Следовательно, конкретное содержание форм бреда по содержанию меняется от одной исторической эпохи к другой, следуя за наиболее значимыми событиями последней. Гораздо большее значение имеют более устойчивые, не зависящие от содержания конструктивные характеристики бредовых идей, поскольку подразделение бреда по содержанию мало что дает для понимания их патогенетических механизмов. Подразделение бреда по конструкции целесообразно начать с описания предварительно-конструктивных его особенностей.

Idée fixe ) - психологический термин, обозначающий суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств и выводимо из личности , её установок, но сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели.

Сверхценные идеи следует отличать от сверхценного бреда и паранойяльного бреда . При сверхценной идее сохраняется ясное сознание и способность к реалистической оценке (или, по крайней мере, её проблескам). Такого рода идеи могут наблюдаться в том числе у нормальных людей (например, в состоянии влюблённости), но с наибольшей регулярностью у страстных натур, фанатиков , людей с параноидным расстройством личности и при патологическом развитии личности .

Понятие «сверхценной идеи» было введено в 1892 году немецким психиатром Карлом Вернике .

Основные сведения [ | ]

Вернике отличал сверхценные идеи от навязчивостей , описанных его учителем К.-Ф.-О.Вестфалем .

Сверхценности всегда обладают сильно выраженной эмоциональной составляющей и тем, что переживаются они как нечто глубоко личностное (а значит, психическая самозащита от них невозможна).

В такое широкое понимание сверхценности попадают тревожная мнительность, болезненные сомнения, некоторые виды бреда [ ] . Сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, воспринимаются самим человеком как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей. Такие идеи принимают форму гипертрофированной, болезненной убеждённости в чём-либо. В отличие от бреда, эта убеждённость всегда имеет под собой реальные факты, которые переоцениваются, сверхоцениваются (ревность, любовь, изобретательство и др.). Окружающие, скептически относящиеся к сверхценным идеям больного или пытающиеся критиковать их, расцениваются больным, в лучшем случае, как заблуждающиеся, в худшем - как враги.

Сверхценные идеи формируются как при расстройстве личности (чаще параноидного и шизоидного типа), а также при приобрётенных психопатических состояниях у лиц гипертимического склада , могут также встречаться при шизофрении и аффективных психозах.

Например, малозначащие, относящиеся к далёкому прошлому проступки в период глубокой депрессии становятся сверхценными, вырастая в сознании больных до трагических размеров.

Нередко утверждается, что в неблагоприятных ситуациях возможен последовательный или спонтанный переход от сверхценных идей к бреду. Однако такого рода утверждение несовместимо с критерием К. Ясперса (см. ниже) о невыводимости паранойяльного бреда из прежнего опыта человека, из его личности и ситуации .

Порой человек, стремясь осуществить некоторые «сверхценные идеи», рискует своей жизнью или жизнью других людей.

Отличия сверхценной идеи от бреда [ | ]

Для сверхценной идеи характерны чётко определённые критерии, отличающие её от сверхценного и паранойяльного бреда .

При сверхценном (кататимном) бреде , который, согласно ведущим западным психиатрам К. Башу, Г. Биндеру и другим, является непсихотическим , а К. Ясперсом с самого начала выделялся как бредоподобный (в отличие от истинного бреда), исчезают все остатки критического отношения, сознание сужается, полностью доминирует аффективная установка. Но о психотическом уровне можно говорить лишь в том случае, если имеются описанные К. Конрадом признаки «протопатического поля переживаний». Сверхценный бред характерен для паранойяльного развития личности,

К. Яс­перс предлагал использовать критерий понятности. При сверхценных идеях пере­живания и поведение больного определяются самой личностью больного, конкретной жизненной ситуацией, целями и ценностями конкретной личности. При бреде же ус­танавливается невыводимость бредовых идей и переживаний ни из личности, ни из ситуации, ни из мотивов, задач или целей личности. Итак, что может послужить ис­ходным мотивом, поводом для возникновения сверхценной идеи, скажем рев­ности? Что угодно. Улыбка, брошенная женой на вечере отдыха в сторону мужчи­ны, который сел за соседний столик, купленные ею дорогие французские духи, факт опоздания прихода домой с работы («задержали на собрании»), рука кавале­ра, которая скользнула чуть ниже талии во время очередного танцевального дви­жения. Но сверхценной идеей изначальный повод станет только в том случае, если в структуре личности имеются паранойяльные задатки, если имеется склон­ность к образованию сверхценных идей.

Предлагаем вашему вниманию тесты по психолопатологиям, частной психиатрии и др. направлениям в психологии .

Начальник жены нашего пациента был заядлым курильщиком. Дважды во время оче­редной пьянки руководящего состава цеха начальник открыто приглашал на танец жену нашего «героя». Вскоре Отелло стал предъявлять жене упреки в супружеской неверности. Он не спрашивал ее, он констатировал, утверждал: «Твои волосы «попальцево» пахнут табаком начальника. Он запускал руку в твои волосы и оставлял там следы. Я знаю запах этого табака. Я чувствую этот запах». Он обнюхивал жену и тут же высказывал новое суждение, подтверждающее изначально сформулированный вывод о наличии любовни- ка-начальника: «Пряжка твоего лифчика также пахнет его табаком, он своей рукой уже расстегивал твой лифчик».

Что это? Уже бред или еще сверхценная идея? Сверхценным идеям или бреду ближе поведение старика-ревнивца, который ежедневно засовывал во влагалище своей «молодя­щейся старухи» сырое куриное яйцо (пример, рассказанный на одной из лекций цикла усовершенствования доцентом кафедры психиатрии Казанской ГМА). Если к вечеру яйцо оставалось целым, оно, как замок девственности, гарантировало для старика суп­ружескую верность старушки. А вот если днем ей приходилось ходить быстрее обычного или, не дай бог, по ее словам «бегать до большего ветру» и яйцо лопалось, кроме того, что к вечеру у нее «слипалось все, что может слипнуться», она зарабатывала с десяток ту­маков «сумасшедшего старика».

Подпишись на новые материалы

Вот последнее определение бреда из «Медицинского энциклопедического сло­варя» 2002 г.: «Идеи и суждения, объективно ложные, не соответствующие дейст­вительности, возникающие на болезненной почве, полностью овладевающие сознанием больного и не корригируемые разубеждением и разъяснением». Три признака из перечисленных четырех можно отнести к объективным признакам больной душевной жизни (К. Ясперс). О содержании идей и их несоответствии действительности мы узнаем из речи или письма больного, об овладении ими его сознанием - из его поведения, а также речи. Некорректируемость бреда опреде­ляется по устойчивости и убежденности высказываний больного о своих идеях и суждениях. Каждый из этих признаков по отдельности можно увидеть и опоз­нать во многих других феноменах психической жизни, в фанатизме, сверхценных идеях, да и просто в твердых убеждениях психически здоровых людей. Почему, сложив вместе все признаки, мы не получили устойчивого, отличного от иных феноменов понятия бреда? Только ли дело в том, что мы не учли признак, опреде­ляемый, как болезненная «почва». Но в понятии «почва» мы обнаруживаем типич­ную логическую ошибку и нарушение законов формальной логики. Доказывать наличие бреда как главного признака душевной болезни через болезненность «почвы» есть круг в доказательстве, где тезис доказывается аргументом, который сам нуждается в доказательстве через использование тезиса. Необходимо сказать несколько слов о «паралогике». К. Ясперс писал, что паралогика не всегда имеет место быть, и в том же месте, он же подмечает, что «критическая способность не ликвидируется, а ставится на службу бреду». Аза полстолетия до него В.Х. Кандин­ский написал о том же самом; его слова мы уже цитировали в гл. 4: «...Ликантроп может судить так: я превращен в волка, однако я вижу у себя человеческие руки и ноги, значит, мои волчьи лапы для меня невидимы, а видимые человеческие руки и ноги - обман зрения. В самом деле, невидимость шерсти на теле здесь ничего не значит перед фактом ощущения ее присутствия на теле, равно как и перед еще более важным фактом чувства своего, «на волчий манер» измененного сознания».

Так или иначе наше рассуждение приходит к тому, чем заканчивал К. Ясперс:

«Истинный бред некорректируем из-за происшедшего в личности изменения, природа которого пока не может быть описана, а тем более сформулирована в понятиях; мы должны ограничиться предположениями». . В недавно появившейся книге В.Г. Ротштейна «Психиатрия. Наука или искусство?» мы встречаем рассуждение на ту же тему: «Бред - явление совершенно другого происхождения. К интерпретации окружающего он не имеет никакого,отношения...бредовая идея и аргументы, выдви­гаемые при споре с больным, оказываются в «непересекающихся плоскостях». Они просто не могут взаимодействовать друг с другом, и именно поэтому (а вовсе не из- за упрямства пациента или из-за нашей интеллектуальной беспомощности) переу­бедить больного нельзя» .

Приводим пример из самой обыденной жизни.

Женщина принесла заявление на принудительное освидетельствование мужа. В своей нехитрой исповеди она поведала, что муж, имея троих детей и являясь «биологическим отцом», съездил в санаторий, где познакомился с нравами отдыхающих - «все женщины вешались на мужчин». Предположим, что потрясение, испытанное мужем-однолюбом, стало толчком, поводом к развитию сверхценной идеи. Женщина далее повествует, что муж после санатория начал ее ревновать сначала к своим друзьям, затем к тем, кто ра­ботает на заводе, затем «ко всем усатым и всем соседям». На этом этапе мы имеем по формальным клиническим признакам все еще пока сверхценную идею. Но вот через како­е-то время начались, по ее словам, кошмары. Он отказался от своего отцовства, соста­вил на каждого ребенка свою историю, дату зачатия и нашел другого отца. Он придумал каких-то девочек-близняшек, которых эта женщина родила якобы еще в 9-м классе, ког­да на каникулах ездила к бабушке в Узбекистан. Он стал утверждать, что любовники его жены должны его убить. Каждый шум, любой сигнал машины он стал считать сигналом любовников и сам начал включать-выключать свет, стучать по стене посередине ночи».

Мы, прочитав всего одну страницу исповеди-заявления женщины, имели возможность по содержанию идеи, переданной словами жены больного, предпо­ложительно, с большой долей вероятности, оценить прочитанное как переход сверхценной идеи ревности в бредовую, а затем расширение ее и присоединение бреда преследования. В этом наблюдении имеется возможность опознать точный момент исчезновения сверхценного механизма и переход на полностью бредовое творчество, без заимствования сюжета из реальной жизни. Если исходить из ло­гики К. Ясперса, мы с самого начала имели дело с появлением бредовой идеи, по­этому формально сверхценный этап возникновения идеи следует считать псев- досверхценным «фасадом», за которым происходит становление полномасштаб­ного интерпретативного бреда. В тот день, когда больной стал утверждать, что много лет назад, обучаясь в девятом классе, его жена родила близняшек, есть на­чало оформления ретроспективного бредообразовапия - особого вида бреда с осо ­бым механизмом его возникновения. Возможность познания бреда по его содер­жанию, передаваемому в речи больного, в письменном его творчестве, в переска­зе родственников, К. Ясперс называл изучением объективных признаков больной душевной жизни, ибо мы - психопатологи - познаем феномен психического рас­стройства объективно, через плоды мышления больного, через содержание бреда. Но далеко не всегда содержание бреда является объективным признаком бреда.

Муж ревнует учительницу. Она пришла к врачу и жалуется, что у мужа бред ревнос­ти, он ревнует ее к Пушкину. Психиатр спрашивает, кому принадлежит столь извест­ная фамилия. Учительница отвечает, что великому русскому поэту, и рассказывает, что она много времени и сил действительно уделяет преподаванию поэзии Пушкина детям, ведет факультативный литературный кружок. Муж «закатывает истерики», ревнуя ее к А.С. Пушкину.

Совершенно ясно, что никакого отношения переживания мужа к бреду рев­ности не имеют. Это тот случай, о коем писал Маяковский, когда хотел бы, чтобы «не к мужу Марьи Ивановны», а к Копернику ревновал он свою любимую. А как быть, если имеется бред ревности и есть измена жены или мужа, например когда новый муж уже бывшей жены спал с нею на койке в маленькой комнатке каждую ночь, а старый муж спал рядом на раскладушке (из-за отсутствия иной жилпло­щади) и сообщал врачу-психиатру, среди прочих суждений, об измене жены и факты личного удостоверения им интимных отношений бывшей жены и ее лю­бовников? Это бред или из-за соответствия высказываний событиям действи­тельности он перестает быть бредом? Само психическое расстройство разворачи­вается не в письме родственницы больного и даже не в рассказе пациента о своих мыслях и умозаключениях, а внутри его больной души (психики). Как проник­нуть туда, как познать феномен изнутри? Наше сознание, сознание любого пси­хиатра, не может непосредственно проникнуть в сознание другого человека. Мы не можем, как утверждают некоторые шарлатаны, «читать чужие мысли», не мо­жем ощущать окружающий мир при помощи органов чувств других людей, не можем пользоваться их памятью и воображением. О том, что другой человек чувствует, о чем мыслит, мы можем знать только опосредованно, или тогда, когда происходящее внутри сознания другого человека имеет какие-либо внешние про­явления. Этому Ясперс предлагает учиться психиатру всю жизнь и называет необ­ходимое для познания внутренней жизни души действие врача-психиатра транс­понированием. Мы должны как бы переселить в своем воображении свою собст­венную душу, настроиться на волну переживаний пациента, попытаться интуитивно воспринять то, что таинственно скрыто от глаз постороннего челове­ка, что происходит в душе больного. Врач-психиатр в своем представлении пере­живает то, что и больной, он переживает это не непосредственно, а «как бы не­посредственно». Это и есть интуитивное восприятие феноменов чужой психичес­кой жизни. Во многих случаях это удается психиатру, и мы далее об этом поговорим. Но бред отличается от других нарушений мышления и психики чело­века именно тем, что проникнуть туда невозможно. Ясперс обозначил это измене­нием личности, природа которого пока не может быть описана. Автор этих строк вслед за некоторыми психиатрами, обозначает такой феномен инобытием и счи­тает это кардинальным феноменом эндогенных психозов, разложить который на отдельные симптомы принципиально невозможно. Все выше сказанное имеет отношение к так называемому интерпретативному бреду, или бреду толкования. В основе его появления лежит особая логика, которая может быть паралогикой, а может применять механизмы правильной логики (формально правильной логи­ки), безупречной с точки зрения законов логики, но любую из них может исполь­зовать инакая личность больного - точно так же, как любой из этих логик может пользоваться здоровая личность, продуцируя ошибочные умозаключения или, наоборот, открывая и создавая новые законы мира и бытия. Поскольку мы уже заговорили о бреде ревности, хотелось бы закончить эту тему. Бред ревности иногда называют синдромом Отелло, который описали Todd и Dewhurst в 1955 г. Они считали, что этот синдром возникает чаще всего на четвертом десятилетии жизни, что сначала появляется подозрение в неверности супруги или супруга. Иногда он возникает по сверхценному механизму. Следуют настойчивые и дли­тельные поиски доказательства измены, требование признать свою вину. В качес­тве доказательства нередко воспринимается отказ супруги или супруга от поло­вой близости. Встречается при алкоголизме, у параноиков, при шизофрении, . Блестящую дифференциальную диагностику разных видов ревности дали в качестве реабилитации литературного образа Отелло А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский. Вот отрывок из «Братьев Карамазовых»: «Ревность!«Отелло не ревнив, он доверчив, - заметил Пушкин...У Отелло просто разможжена душа и помутилось все мировоззрение его, потому что погиб его идеал. Но Отелло не ста­нет прятаться, шпионить, подглядывать: он доверчив.... Не то с настоящим ревнив­цем. Ревнивец чрезвычайно скоро (разумеется после страшной сцены вначале) может и способен простить. Разумеется, примирение произойдет лишь на час, потому что если бы даже и в самом деле исчез соперник, то завтра же он изобретет нового и приревнует к нему» .

Сверхценные идеи – это психо-продуктивное расстройство мышления, наряду с бредовыми и навязчивыми мыслительными идеями. Эта патология не всегда доходит к разряду психиатрии, поскольку может быть свойственна и весьма здоровому индивидууму. Стоит отметить, что некоторые изощренные психологи даже влюбленного индивида классифицируют как того, чью голову захватили сверхценные мысли.

Данная патология тяжела своей прилипчивостью, персоне сложно отделаться от этой мыслительной идеи, она преображает ее в разряд сверхценности. Хотя не всегда это можно считать характерологическим минусом, поскольку имеются данные, что каждое изобретение сформировалось по сверхценной идее. Толика сумасшествия – это, своего вида, плата ученых за гениальность.

Что такое сверхценные идеи?

Сверхценные идеи способны иметь более приложенную к повседневности терминологию в виде идеи фикс, что дословно переводится, как зафиксированная мысль. Свое лингвистическое происхождение слово берет из французских источников. Этот термин психологический и главным в его характеристике является наличие реальной подоплеки, которая просто сильно преувеличена. Эти идеи сильно завладевает сущностью индивида.

Сверхценные идеи были описаны позже, нежели навязчивые, именно с навязчивостями Вернике, основатель этих идей их дифференцировал. Ранее его учитель Вестфаль описывал навязчивости, но не отличал сверх ценности. Примеры сверхценных идей очень ярки, каждый хоть однажды был охвачен эмоциональной бурей из-за личностной гениальной идеи. В ситуации со сверхценными идеями важно осознание, что для каждой персоны важно разное. Мы можем смеяться над чьей-то патологической, на наш индивидуально сформированный взгляд, идеей (доказать матери, что я хозяйка никак не хуже) и при этом не обратить у себя на не меньшую нелепость на взгляд кого-то. Именно поэтому наши мысли сокрыты от каждого из окружающих и позволяют нам оставаться собой, не становясь откровенным на 100%.

Примеры сверхценных идей разнообразны, кому-то главное идеальные дети, кто-то печется о фигуре и небрежно брошенная фраза может вызвать . Примеры сверхценных идей нередко встречаются у подозрительных людей. Они могут быть обширны, но на уровне инстинктивности, к примеру это материнство, поскольку женщина, даже полностью истощившись, просыпается на детский плач, игнорируя остальные аспекты жизни.

Нередко сверхценные идеи играют не на руку персонажу, которого они охватили, поскольку индивид настолько переубежден в своей правоте, считая себя, например, неудачником, что никакие ситуация и доводы его не спасают. Он собственнолично все классифицирует в таком не блестящем свете, что становится все только хуже. Эти идеи для индивида обычно очень глубинные, следующие из подсознания.

Сверхценные идеи не ошибочны, но их проявления всегда односторонние. То есть настолько окрашены в некий эмоциональный цвет, что блокируют любые иные доводы рассудка, начиная доминировать и становиться всепоглощающими. Сверхценные идеи, как раз разряд того, чего в мире земном не должно находиться как данности на самом деле, потому что они априори под собой имеют одну сторону, показывают либо черное состояние, либо белое, а в жизненной реальности такого нет. Именно поэтому настолько сложно постичь таких персон и именно поэтому они столь значительно притягательны для индивидов вокруг.

Сам Вернике в 1892 году обозначил эти мысли, как исходящие из сознания индивида и не вызывающие ощущения чуждости. Он говорил, что формируются они при сильном эмоциональном окрасе. Виды сверхценных идей также впервые обозначил Вернике, выделив нормальные и болезненные идеи, из которых потом происходит бред или навязчивость. Грань здесь между нормой и патологией иногда настолько мутна, что нередко может вести к диагностическим промахам из-за пропуска более серьезной проблемы, прикрытой сверхценной идеей.

Причины сверхценных идей

Сверхценные идеи – это как раз тот тип расстройств, которые формируются вследствие особенностей личности и воспитательных моментов. Данные идеи характерны как для серьезных психических болезней, таких как , органические расстройства, как предвестник бредовых идей, так и для неврозов и всех хворей неврогенного спектра. Их формирование может провоцироваться потрясениями эмоционального плана. Как правило у персон со сверхценными идеями должны формироваться некоторые завышенные ценности. Ценности подразделяются на разные уровни и формируются у каждого индивида, но у большинства они имеют четкие границы и не переходят их. Ценности могут быть непосредственно завышены, что влияет на сверхценность идей, также они могут быть акцентуированные. При этом акцентуация не всегда ведет к сверхценностям, нередко идеи акцентуируются в определенных необходимых ситуациях, со временем приходя к норме. Но может быть и их гиперакцентуация, которая и интересует нас в случае наличия данного отклонения. Имеется также вид ценностей, формирующейся соответственно к нормам общества.

Взаимодействие индивида со средой бывает разнообразным и лишь три его особенности способны повлиять на формирование сверхценных идей. Распространённым вариантом является существование завышенных ценностей на протяжение всей жизни, которые обостряясь в некоторой ситуации ведут к подобному исходу. Ситуации, ведущие к формированию сверхценных идей, задевают только эту личность, окружающие недоумевают причины этого. Такие обострения на нелепых ситуациях характерны для акцентуантов и даже индивидов с психопатиями. Вследствие неверного социального формирования бывают индивиды ревнивцы, вымогатели правды и хронически больные. Именно такие персоны легче всего обрастают сверхценными идеями. Наиболее легко подобного рода идеи формируются у паранойяльных индивидов, при этом провокатором обычно выступает сильный стресс. Также подобное поведение характерно для индивидов инфантильных и легко внушаемых. Для таких персон травмирующий момент может не выделяться чрезмерно, он скорее подталкивает и так склонного индивида. Также к распространённой причине относят наличие у личности болезненно разросшихся ценностей. Это по типу привитых идей, когда персона готова на любые низости ради разных, по ее мнению, важнейшего значения вещей (религия, семья и пр.).

Сам индивидуум при этом дисгармоничен, душевно расшатан, не уживается в мире с адекватными ценностями, не способен примириться со всем. Иногда эти идеи формируются даже при взаимодействии с легко акцентуированными персонами. Такие персоны имеют некую психопатизацию, но вливаясь в социум постепенно отлучаются от нее. В таких случаях персона нуждается в избавлении от негативного воздействия. При этом сам исток проблематики в излишнем эмоциональном восприятии.

И все же сверхценные идеи могут быть и у нормального индивида, перенесшего гиперболизированную психотравму. После этого, переработав ее в своем восприятии, он переносит ее на окружающих.

Симптомы сверхценных идей

Классификация сверхценных идей следует из характерологических радикалов, влияющих на их формирование. Истерический индивид со слабыми расшатанными нервами имеет легкую переключаемость, что влияет и на истоки формирования идей. При этом индивидууму необходимо постоянное признание и обожание, их артистизм завораживает, позволяя им овладевать творческими карьерами. Цель таких индивидуумов завладеть максимумом внимания, но при этом они не желают объективизировать ничего. Их восприятие настолько личностно, что сосуществование с ними доставляет немалых страданий. Мало персон которые способны всю свою жизнь отдать в жертву постоянным обожаниям и сценам. Эти персоны очень поверхностные, их жизнь подобна дуновению ветерка, их принципы непостижимы, если не понимать, что цель — самопроявление. Такие персоны наиболее склонны к сверхценным идеям ревности, также они могут приписывать некоторые неблагоприятные черты окружающим, не восторгающимся ими.

Классификация сверхценных идей также включает эпилептоидный радикал, стремящийся к лидерской позиции. Нетерпимость таких людей нередко соединяется с приступами тоски и гнева. Они очень застревающие индивиды, поэтому легко обозначить их природную стойкость к сверхценным идеям. Им наиболее свойственны сверхценные идеи борьбы за свои интересы, которые они рьяно поддерживают.

Классификация сверхценных идей также охватывает паранойяльных индивидов, они имеют доминирующую мысль о собственной значимости, вокруг которой и начинает крутиться идея преследования. У такого типажа узкая сфера интересов, которую они изучили до краев, именно здесь они постоянно зациклены. Для таких индивидов все делится на дружественное и враждебное, они всех подозревают в желании посягнуть на их значимость и вся их жизнь обернута этими сверхценными идеями. Причем сверхценные идеи этого типа очень логичны и подкрепляются множественными доводами, что несет немалую опасность для окружающих.

Подразделение сверхценных идей также включает эмотивный радикал. Это чаще очень простодушные и общительные персоны, имеющие небольшой «минус», а именно, это люди настроения (одна идея, событие, любая мелочь, способны сильно изменить настроение). Поводы настроенческих скачков весьма нелепы и незначимы для окружающих, это просто любая мелочь. Хоть они и легко переключаемы, но их сильно впечатляют катастрофы. Именно на фоне пережитых аварий у них формируются сверхценные идеи, имеющие в своем составе увиденное и испытанное.

Виды сверхценных идей также способны формироваться у шизоидных акцентуантов. Эти личности склонны к фантазированию и непрерывному пребыванию в своих фантазийных мирах. При этом тонкость и аналитичность мыслительных процессов позволяют им создавать множественную вариативность подобных идей. Самыми распространёнными для них становятся идеи отношения, а также аристократичность и чопорность, что сильно затягивает их и аутизирует. Некоторые виды сверхценных идей также проявляются у гипертимов, им свойственны сверхценные идеи споров, они сильно подвержены подобному разряду из-за их болтливости. Тревожные индивиды имеют такие же идеи, бессмысленно тревожась из-за пустяков.

Лечение сверхценных идей

Все виды сверхценных идей, независимо от их содержания, прекрасно поддаются психотерапевтическим техникам. Очень действенен, не взирая на длительность, классический фрейдистский и юнгианский психоанализ. Это объясняется тем, что сверхценные идеи не стоит лечить психотропами из-за незначительности их психотической симптоматики, особенно у акцентуированных индивидов. Пользуясь же психотерапией имеется возможность разобраться с конкретным радикалом индивидуума, избавив его личность от целой горсти проблем. У таких методик имеется множество средств, используется анализирование пациента, его высказываний, снов, психологических аспектов. Также применяется когнитивная, биховериальная поведенческая психотерапия, которая имеет менее долгосрочный, но более быстрый эффект, не работая с базовой личностью, а затрагивая лишь поведенческие аспекты. Для таких персон отличным отвлекающим маневром может стать арт-терапия, что связано с ее множественными положительно влияющими эффектами.

И все же, если сверхценная идея находится истоками в структуре невроза, имеет смысл применить отдельные медикаментозные средства. В ход могут пойти транквилизаторы, но на короткое время, для купирования острейшего состояния, поскольку у невротических характеров легко формируется зависимость от средств с сильным транвилизирующе-анксиолитическим действием. Для таких персон также подходят травяные успокоители по типу Персена и умеренный физио-трудовой режим. Режим дня и питания также играют свое значение и, естественно, это адекватная поддержка родных. Главное, чтобы они не переняли их идеи на себя.