Таблица 1 русские князья. Доклад: Первые русские князья

Вопрос о том, кто являлся первым князем варяжского происхождения, остается актуальным и в наши дни. Ответом может послужить «Повесть временных лет», принадлежавшая перу известного летописца.

Согласно данным исторического памятника править многочисленными восточными племенами славян вызвался военный вождь по имени Рюрик вкупе с младшими братьями примерно в 862 году.

Варягам в историографии приписывали датские, шведские и даже скандинавские корни. Летописец, причисляя Рюрика к варягам, имел в виду территории южнее Балтийского моря, граничащие с областями Ангельн и Гольштейн.

На сегодняшний день это регион на севере Германии, Мекленбург, народности которого в древние времена не являлись немецкими по происхождению. К кому они имели отношение можно судить по следующим названиям – Руссов, Варин и пр.

Полемичной является версия о принадлежности Рюрика к шведским корням, пользующаяся особой популярностью у европейских исследователей. Однако подобная гипотеза носит политический характер и не имеет никаких научных обоснований.

Данная концепция получила новый виток развития во времена Ливонской войны между Россией и Швецией. По мнению Ивана IV Юхан III не принадлежал к голубым кровям. В ответ иноземный властитель апеллировал к вышеупомянутой версии о происхождении древнерусской княжеской династии из шведских корней.

Окончательное утверждение эта концепция получила в начале семнадцатого столетия при очередной попытке шведов предъявить свои права на земли Новгорода, тогда они опять опирались на данные исторического памятника, свидетельствующие о варяжском происхождении Рюрика.

Высказывалась мысль, что якобы народности, населяющие эти территории, должны отправить гонцов в Швецию, как это было много веков назад. Под понятием «варяги» в те времена подразумевались все, кто пересек Балтийское море. Данные земли ассоциировались в большинстве случаев с государством Юхана III.

«Норманнская теория»

В первой половине 18 столетия это научное изыскание было преобразовано в «норманнскую теорию».

Академики из Петербурга немецких кровей, стараясь ратифицировать подобие неких стереотипов, признали за варягами, возглавившими восточнославянские племена, немецкое происхождение.

Родом из Швеции они, безусловно, позиционировались как «иностранцы», то есть по представлениям того исторического периода – как немцы. Так в науке закрепилась известная теория.

Истоки антинорманнской теории

Естественно, что подобное научное обоснование вызвало полемику в российской науке. В частности, Михаил Васильевич Ломоносов не находил никаких исторических реалий, соответствующих «норманнской теории».

По его мнению, представители шведских народностей не в состоянии были организовать какие-либо признаки государственности на Руси, поскольку сами не имели представления об этой форме общественного образования. Также в истории русского языка и культуры не наблюдалось никаких скандинавских отражений.

После неоднократного прочтения «Повести» становится очевидно, что летописец четко дифференцировал такие этнические дефиниции, как варяги, шведы, норманны, англы и другие готы.

Вследствие этого при заключении различного рода договоров с будущим Константинополем дружина древнерусских князей, чье варяжское происхождение по мнению норманнов восходит к шведскому, славила и чтила Перуна и Велеса, а вовсе не скандинавских Одина и Тора.

Варяжское происхождение Рюрика в народных преданиях

Имеется и ряд других версий и концепций, в большинстве случаев неапробированные и существующие на уровне легенд и сказаний.

Так, путешественник родом из Франции, К. Мармье, связывал варяжские корни Рюрика и его кровников Синеуса и Трувора с королем Годлавом.

Три брата, пересекшие Балтийское море, были призваны на восток и положили начало известному государству с городами Псков и Новгород. Несомненно, данная легенда мало чем отличается от общепринятой «норманнской теории».

Древнерусские летописи и немецкие источники о первом князе

Эта историческая концепция не признается достоверной самими немцами, но полностью отрицать преемственность между краткими сведениями о первом князе в историческом труде Нестора и записями в немецких источниках нельзя.

Адвокат из Мекленбурга Иоганн фон Хемниц апеллировал к исторической легенде, по сведениям которой первый русский князь был потомком вышеупомянутого властителя Годлава, сложившего голову в войне с датчанами в 808 году. Логично думать, что Рюрик родился не позже 806 года, т.к. у него было еще два младших кровника.

Согласно немецким историческим материалам варяги были призваны из южнобалтийских земель в 840 году. Из этого можно сделать вывод, что в древней Руси появились уже опытные, повидавшие жизнь князья.

Об этих же фактах свидетельствует обнаруженное Рюриково городище, находившееся в непосредственной близости от современного Новгорода, и представляло собой исторический центр государства, а также имело место быть уже до 862 года.

Позволяя себе некоторые хронологические неточности, авторы немецких источников точнее определяют, чем русские место прибытия. Скорее всего подразумевался не Новгород (как предполагалось в вышеупомянутых исторических документах), а Ладога, основанная варягами в середине 8 века.

Как таковой Новгород, то есть Рюриково городище, древнерусский князь объединил позднее, включая территории, принадлежавшие погибшим братьям. Это и демонстрирует именование города.

Генеалогическое древо родоначальника русской княжеской династии

Генеалогическому древу князя-варяга мекленбургские исследователи приписывали родство с королем Витславом, главным военным союзником предводителя франков Карла Великого в борьбе против саксов.

Родственные связи Рюрика восходят и к легендарному старейшине ильменских словен Гостомыслу, о чем свидетельствуют северогерманские родословные и исторические документы, в которых последний упоминается как враг Людовика Немецкого.

Причины миграции варягов на восток

Возникает следующий закономерный вопрос: каковые причины в основе миграции князя варяга с братьями на восток? На самом деле вся проблема заключалась в традиционной системе наследования, которую потом и переняла древняя Русь.

Все права на престол переходили только старшему представителю славного рода. При этом все младшие отпрыски оставались ни с чем. Вследствие подобной приоритетной очереди для старших Рюрику с братьями ничего не оставалось, как покинуть южнобалтийское побережье и последовать на восток.

Таким образом, очень сложно представить первого князя-варяга иностранным властителем, коим хотят видеть все, кто позиционирует историю России под иноземным владычеством.

На сегодняшний день существует много средневековых мифов о немецких корнях великого князя, поддерживаемые европейскими псевдоисследователями и аналитиками.

Но еще больше исторических фактов о реальном властителе Рюрике, появившемся на свет в знаменитой и влиятельной династии в русской Прибалтике 1200 лет тому назад.

Князья Древней Руси

1. Рюрик (862–879 гг.)

«Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. словене ильменские, кривичи и угро-финские племена пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика с дружиной. Рюрик был новгородским князем с 862 по 879 гг. Он успешно подавил восстание Вадима Храброго в 874 г. и для укрепления своего положения женился на представительнице местной знати Ефанде, которая родила ему сына Игоря (Ингвара) и двух дочерей. Летопись называет Рюрика основателем многих городов Новгородской земли и упоминает, что, умирая в 879 г., Рюрик поручил заботу о своем малолетнем сыне дружиннику Олегу (Хельгу), который и стал следующим новгородским князем. Принято считать, что Рюрик является основателем княжеской династии Руси и создателем системы полюдья – объезда князем подчиненных земель с целью сбора дани.

2. Олег (879–912 гг.)

Дружинник (по некоторым сведениям родственник) Рюрика, Олег княжил в Новгороде с 879 г. Умирая, Рюрик не только передал Олегу престол, но и поручил ему заботиться о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г . Олег захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. Таким образом, были объединены оба центра славянской государственности, и создана Киевская Русь. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 907 г. Олег во главе огромного войска (2000 кораблей) совершил поход на Константинополь (Царьград), в результате которого был заключен первый в русской истории международный договор. Византия принимала на себя обязательства, чрезвычайно выгодные для Руси, к примеру, греки заплатили по 12 гривен каждому русскому воину. По преданию, Олег, в знак победы, прикрепил свой щит «на вратах Цареграда». В 911 г. был заключен новый русско-византийский договор, по условиям которого, русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, в течение полугода могли жить в Византии за счет казны, также греки обязались на свои средства чинить и оснащать русские корабли. Летопись сообщает, что князь Олег погиб в 912 г. от укуса змеи.

3. Игорь (912–945 гг.)

После смерти князя Олега на киевский престол взошел сын Рюрика – великий князь Игорь (912–945 гг.). В 903 г. он женился на знатной псковитянке Ольге, которая родила Игорю сына Святослава. Уходя в поход против Византии в 907г., князь Олег поручил Игорю управление Киевом. Ко времени правления князя Игоря относится первое летописное упоминание о племенах кочевников-печенегов. В 915 г. киевский князь заключил с печенегами мир, но уже в 920 г. воевал с ними. Князь Игорь совершил два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 гг . Они аннулировали преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. Поэтому в 945 г. , после того, как великий князь Игорь второй раз вернулся с малой дружиной в землю древлян, возмущенные общинники, возглавляемые местным князем Малом, убили Игоря. За его смерть древлянам жестоко отмстила княгиня Ольга.

4. Ольга (945–957 гг.)

Жестоко подавив восстание древлян, великая княгиня Ольга (945–962 гг.) упразднила полюдье и ввела новый порядок сбора налогов – повоз. Теперь подданные должны были сами свозить дань в особые места – погосты, где ее учитывали специально назначенные данщики или княжеские тиуны. Размер налогов был строго фиксирован и получил название урока. Погосты являлись также местом обмена или торговли. Таким образом, благодаря великой княгине Ольге был сделан заметный шаг в сторону укрепления государства. В 955 г. (или 957). Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство по восточному образцу и получила при крещении имя Елена. Принято считать, что после 957 г. она передала бразды правления страной своему сыну, Святославу Игоревичу. Однако во время его частых военных походов она вынуждена была вновь принимать на себя управление государством, хотя и не всегда поддерживала активную завоевательную политику Святослава. В 969 г. великая княгиня Ольга умерла. Канонизирована Русской православной церковью.

5. Святослав (962–972 гг.)

Сын Игоря и Ольги, Святослав (962–972 гг.), прославился как «князь-воин» и провел подавляющую часть своего правления в военных походах. Летописец, характеризуя Святослава, создает образ истинного рыцаря – храброго, благородного, неприхотливого в быту, бескомпромиссного и неутомимого. Во время похода 964–966 гг. Святослав подчинил вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии и уничтожил Хазарский каганат. По договоренности с византийским императором Никифором II Фокой Святослав в 967 г. напал на Дунайскую Болгарию и завоевал ее. Летопись сообщает, что он намеревался присоединить Болгарию к своим владениям и даже перенести столицу в Переяславец-на-Дунае. В 968 г. Киев, где находились мать и сыновья Святослава, осадили печенеги. Князь был вынужден вернуться на Русь. Однако уже в 970 г. он снова воевал на Дунае. Теперь его противником стала Византия. В 971 г. Святослав со своим войском был осажден в Доростоле. После неудачной попытки снять осаду, ему пришлось подписать с императором Иоанном Цимисхием договор, по которому русские должны были покинуть Придунавье. Святослав погиб в 972 г, возвращаясь на родину, от рук печенежского хана Кури, который устроил засаду на днепровских порогах.

Становление Киевской Руси как государства многие историки причисляют к годам правления князя Олега - с 882 по 912 гг., но это не так. До него правили великие князья, начавшие род Рюриковичей, получивший свое название от Рюрика, князя Новгородского, которого народ киевский позвал править ими. Он умер в 879 году, и только спустя 3 года престол перешел к Вещему Олегу, воспитавшего сына Рюрика Игоря как собственного. Именно Игорь Рюрикович считается родоначальником династической фамилии.

Этот княжеский род правил более 700 лет, распределяя города русские и мелкие угодья между своими сыновьями. Некоторые из них возводили города, как, например, Юрий Долгорукий, основавший Москву, которая до сих пор стоит как напоминание об эпохе Киевской Руси, или Кий, давший свое имя будущей столице русов.

Истоки Киевской Руси

Объединение земель славянских племен под единое правление Киева было нелегкой задачей, так как завоевывать их не имело смысла, ведь великому городу нужны были союзники, а не пленники. Именно поэтому Рюрик и его потомки освобождали своих соседей от оплаты дани печенегам, но взимали ее сами.

Интересно, что очень длительное время великие князья Киева избирались на престол народом и своим правлением должны были оправдывать его доверие. Это не мешало представителям плодовитого генеалогического древа Рюриковичей постоянно драться за престол.

После смерти князя Олега его пасынок Игорь продолжил объединение славянских племен под защиту Киева, но непомерная дань, которую те должны были платить, в конце концов привела к восстанию древлян, которые убили князя. Его вдова Ольга хотя и отомстила за мужа, но, будучи женщиной справедливой и первой принявшей православное крещение, установила размер дани, который нельзя было нарушать.

Как правило, образование любого государства - это дело, основанное на войнах и предательских убийствах. Не миновали подобные деяния и славянские народы. Великие князья Рюриковичи постоянно либо находились в походах против печенегов или Византии, либо устраивали междоусобицы и убивали друг друга.

Самыми знаменитыми князьями Киевской Руси стали или те, что сотворили братоубийство ради престола, или те, при которых государство крепло и процветало.

Князь Владимир Святой

Древнюю Русь часто потрясали усобицы, поэтому первое продолжительное мирное время, когда Киевом правил один князь, а сыновья его почитали и жили каждый в своем уделе, вошло в летописи. Это были времена князя Владимира, названного народом Святым.

Владимир Святославович был внуком Игоря Рюриковича. От отца своего он получил в правление Новгород, который считался самым непрестижным уделом. Ярополку достался Киев, а Олегу - все Древлянские земли. После смерти Святополка и Олега, который вынужден бежать от предательства старшего брата, Ярополк присоединил земли Древлянские к Киеву и стал править единолично.

Князь Владимир, прознав про это, пошел на него войной, но погиб старший брат не от его руки, а от руки предавшего его слуги. Князь Владимир сел на престол и даже усыновил сына Ярополка Святополка.

Далеко не все великие князья рода Рюриковичей так радели за народ, как Владимир Святой. При нем не только были построены школы для детей простолюдинов и создан специальный совет, в который входили мудрые бояре, но и учреждены справедливые законы, и принято православие. Крещение Владимиром Руси - это знаменательное событие, когда к Богу приходили не по одному человеку, а целым народом. Первое крещение произошло в водах Днепра и вошло в летописи наравне с другими благими поступками великого князя Киевского.

Князь Святополк

У Владимира Красное Солнышко было 12 сыновей и племянник Святополк. Любимым сыном его и наследником престола должен был стать старший сын Борис, но когда старый князь умер, тот возвращался из похода на печенегов, и власть захватил Святополк.

В памяти народной и в летописях киевских он остался как Святополк I Ярополчич Окаянный. Такое прозвище князь получил за убийство своих двоюродных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Покушался он и на жизнь Ярослава.

Желая самолично править Древней Русью, Святополк Окаянный совершил много предательств и измен, так что, когда Ярослав собрал войско и пошел на Киев (уже во второй раз), тому пришлось спасаться бегством. От страха его рассудок помутился, и закончил он свои дни в Богемских пустошах, навсегда оставшись в памяти потомков как окаянный князь, убивший своих братьев.

Князь Ярослав

Одним из самых прославленных сыновей Владимира «Красное Солнышко», получившим высокую народную оценку и всеобщую любовь, был Ярослав Мудрый. Он родился приблизительно в период с 978 по 987 гг. и вначале был князем Ростовским, затем Новгородским, пока в 1019 году не занял престол Киевский. Споры о дате рождения Ярослава ведутся до сих пор. Так как он был третьим сыном Владимира Святого от его брака с Рагнедой, который состоялся в 976 году, то никак не мог родится в 978 году, как принято указывать в учебниках истории. Изучение останков князя указало, что на момент смерти ему было между 60 и 70 годами, а не 76 лет.

Сколько бы на самом деле Ярослав Мудрый не жил, он остался в памяти народной как справедливый, умный и храбрый правитель, хотя и его путь к престолу был не простым и кровавым. Долгое правление князя Ярослава в Киеве вплоть до самой смерти стерли воспоминания о междоусобицах между многочисленными сыновьями Владимира Святого, как и постоянные военные походы. Его правление ознаменовалось введением свода законов в государственное управление, возведением двух великих городов - Ярославля и Юрьева, и укреплением влияния Киевской Руси на политической европейской арене. Именно он стал использовать династические браки в качестве скрепления военных и дружеских союзов между державами.

Князь Ярослав Владимирович был похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Князь Изяслав

Старший сын Ярослава Мудрого занял Киевский престол в 1054 году, после смерти отца. Это единственный князь из Рюриковичей, правивший Русью бездарно, тратя усилия не на укрепление границ и увеличения благосостояния народа, как это делал его отец, а на распри с младшими братьями Святославом и Всеволодом.

Изяслав I Ярославич свергался народным вече и восстанием дважды, что само по себе говорит о качестве его правления. Каждый раз он возвращал престол киевский при поддержке польских войск. Ни его братья, ни сыновья не сделали Русь сильнее, предпочитая защиту нападению. Вплоть до 1113 г. в стране царили смуты и перетягивание престола от одного князя к другому.

Владимир Мономах

Самой знаменитой и значимой фигурой на Киевском престоле был князь Владимир, получивший в народе прозвище Мономах. В свое время он уступил Киевский трон своему двоюродному брату Святополку Изяславичу, но после смерти последнего, по просьбе народа занял его.

Владимира Мономаха можно сравнить с легендарным королем Артуром. Его так любили и почитали в народе за мужество, справедливость и великодушие, что песни и былины слагались в его честь еще долго после его смерти.

За время правления Владимира Киевская Русь стала по-настоящему могущественной и сильной державой, с которой считались все соседи. Им было завоевано Минское княжество, а половцы надолго отошли от границ Руси. Владимир Всеволодович не только издал законы, облегчающие жизнь простого люда и снижающих с них подати, но и продолжил издание «Повести временных лет». Именно в его интерпретации она дошла до наших дней. Кроме этого, он сам написал несколько произведений, среди которых автобиография, свод законов и поучения от Владимира Мономаха.

Рюрик, сын князя Ростислава

Если бы во времена Киевской Руси была книга, куда заносили бы различного рода рекорды, то Рюрик Ростиславич там точно был бы. От других князей киевских его отличали следующие факторы:

  • Неизвестна ни дата его рождения, ни имя его матери, что для правящих династий считается нонсенсом. Доподлинно известно, что его отцом был князь Смоленский Ростислав Мстиславич.
  • Он 8 раз занимал княжеский престол в Киеве, что само по себе говорит либо о его упрямстве, либо о том, что народ, невзлюбив князя, каждые 2-3 года свергал его с престола.
  • Он успел побывать не только управителем Руси, но и монахом, чего до него с князьями Киевскими не случалось.
  • Его правление принесло стольному граду разорение настолько же сильное, как и последующие нападения монгольского войска.
  • С именем Рюрика связано, как зарождение династии на Киевском престоле, так и падение великой державы.

Рюрик Ростиславич остался в памяти людей и летописцев как человек, который разорял киевские православные храмы хуже чем варвары.

Династия Романовых

Если обратиться к истории Киевской Руси, а затем государства Российского, то можно заметить одну странность: члены правящих семей не носили фамилий. Великие князья дома Романовых стали так именоваться лишь с 1917 года, а до этого времени всех царей, а позже и императоров звали исключительно по имени-отчеству.

Династия Романовых началась с 1613 года, когда первый представитель боярского рода, носившего эту фамилию более 100 лет, взошел на Российский престол. Петр Алексеевич Романов, известный в истории как Петр I, был последним русским царем, став первым императором России.

Прямая ветвь этого рода закончилась на его дочери Елизавете Петровне, которая не вышла замуж и оставалась бездетной, будучи единовластной императрицей страны. Трон перешел сыну ее старшей сестры Анны, образовав совершенно новую династическую фамилию Гольштейн-Готторп-Романовских.

Таким образом, Петр Алексеевич Романов был последним прямым представителем мужской линии этой фамилии. Несмотря на это, российских императоров во всем мире воспринимали как Романовых, а после революции дети от браков потомков великой царской династии оставляли ее за собой вместе с титулами, которые были у их предков. Великими князьми она звались уже больше по праву рождения.

Во второй половине IX - начале X в. на Восточно-Европейской равнине утвердились десятки конунгов. Исторические документы и предания сохранили имена лишь нескольких из них: Рюрика, Аскольда и Дира, Олега и Игоря. Что связывало этих норманнских вождей между собой? Из-за отсутствия достоверных данных судить об этом трудно. Русские летописцы, записавшие их имена, трудились уже в то время, когда Русью управляла уже одна династия. Книжники полагали, что так было с самого момента возникновения Руси. В соответствии с этим они увидели в Рюрике родоначальника княжеской династии, а всех других предводителей представили как его родственников или бояр. Летописцы XI в. сконструировали фантастическую генеалогию, соединив случайно сохранившиеся имена. Под их пером Игорь превратился в сына Рюрика, Олег - в родственника Рюрика и воеводу Игоря. Аскольд и Дир были будто бы боярами Рюрика. В итоге полумифический варяг Рюрик стал центральной фигурой древнерусской истории.

Новгородский летописец старался доказать, будто новгородцы приглашали на свой престол князей в момент образования Руси так же, как в XI-XII вв. Он описал начало русской истории следующим образом. Ильменские словене и их соседи - финские племена чуди и мери - платили дань варягам, на затем, не желая терпеть насилия, изгнали их. Владеть «сами собе» они не смогли: «всташа град на град и не бе в них правды». Тогда словене отправились «за море» и сказали: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нету, да поидете к нам княжить и владеть нами». В итоге «избрашася три брата с роды своими», старший Рюрик, сел в Новгороде, средний, Синеус, - на Белоозере, а младший, Трувор, - в Изборске. Примерно в одно время с Рюриком Новгородским жил Рюрик Датский, нападению которого подвергались земли франков. Некоторые историки отождествляют этих конунгов.

Киевский дружинный эпос выделялся красочностью и богатством сведений. Но фигура Рюрика не получила в нем отражения. Что касается новгородских преданий о Рюрике, они отличались крайней бедностью. Новгородцы не могли припомнить ни одного похода своего первого «князя». Они ничего не знали об обстоятельствах его смерти, местонахождении могилы и пр. Повествование о братьях Рюрика несет на себе печать вымысла.

Первым историческим деянием норманнов-руссов был кровавый и опустошительный набег на Константинополь в 860 г. Византийцы описали его как очевидцы. Ознакомившись с их хрониками два столетья спустя, летописцы приписали поход новгородскому князю и его «боярам» в полном соответствии со своим взглядом на Рюрика, как на первого русского князя. Бояре Аскольд и Дир «отпросились» у Рюрика в поход на Византию. По пути они захватили Киев и самочинно назвались князьями. Но Олег в 882 г. убил их и стал княжить в Киеве с малолетним сыном Рюрика Игорем.

По словам летописи, «бе бо Олег вещий». Эти слова воспринимают как указание на то, что Олег был князем-жрецом. Однако летописный текст допускает более простое толкование. Имя Хельг в скандинавской мифологии имело значение «священный». Таким образом, прозвание «вещий» было простым переводом имени Олега. Летописец черпал сведения об Олеге из дружинного эпоса, в основе которого лежали саги, сложенные норманнами-руссами.

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. - Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд… иже послани от Олега...» Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее - его предводители.

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий.

Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей - норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.

Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам - северянам: «Аз им (хазарам -Р. С.) противен...» Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.

Список литературы

1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)

История Древней Руси. Она так интересна. Ведь в те далёкие времена всё только начиналось. Создавалось государство Русь, начинали править первые князья, формировалась система права, налогов, подписывались первые международные договоры. Поэтому всегда возникает много вопросов об этом периоде - периоде Древней Руси.

Кто был первым князем на Руси? По «норманнской» теории - Рюрик, который стал родоначальником первой династии правителей Руси – Рюриковичей, а по «антинорманнской» – Олег. Поэтому именно их считают первыми князьями. Но не всё так просто в истории Древней Руси. У Рюрика был сын – Игорь. Однако после смерти отца он был ещё слишком мал, чтобы править Русью. Его время будет ещё впереди. А пока князем становится Олег – один из дружинников Рюрика.

А кто был первым князем Москвы? Им стал Даниил Александрович, сын Александра Невского. Он положил начало московской династии. И произошло это намного позже основания Москвы Ю.Долгоруким в 1147 г. Только в правление Невского Московское княжество выделилось в отдельный удел.

Таким образом, хотя слово «первый» и предполагает одного человека, но так сложилось, что все – и Рюрик, и Олег, и Игорь и Даниил – с полным правом могут называться первыми.

Какими были они, эти князья, каким вошло в историю великой России их правление?

Рюрик (862-879 г.)

В 862-ом году ильменские племена пригласили на правление варяжских князей – много распрей было между русичами, не могли навести они порядок на своей земле.

Это был Рюрик с братьями. Рюрик, как сильная, властная личность, стал править в Ладоге – центре ильменских племён, а затем в Новгороде. И начали называться последующие князья, а потом и цари – Рюриковичами. Мало мы знаем о его правлении, скудные сведения даны о нём в «Повести временных лет» Нестора. Но именно Рюрик изображён центральной фигурой на памятнике «Тысячелетие Руси» М.Микешина в Новгороде. Это дать памяти благодарных потомков первому князю Руси.

Олег (979-912 г.)

Кто был первым русским князем на Руси? На этот вопрос можно ответить, что Олег. Он и от дани хазарам освободил племена, и городов построил так много, что Русь иностранные путешественники стали называть «гардарикой», страной городов. Он назвал Киев – столицей Руси, подписал с Византией первый торговый договор, Русь при Олеге стала сильным государством. Именно Олег впервые применил психологическую атаку против врага. Во время взятия Константинополя – столицы Византии, Олег приказал ладьи поставить на колёса. Можно представить, как испугались греки, когда увидели ладьи, мчащиеся по песку! Да, умным, смелым, храбрым был Олег – поистине Вещим.

Игорь (912-945 г.)

Правление Игоря было менее яркое, чем его предшественника Олега. И к власти он пришёл уже в зрелом возрасте, не случайно в народе его прозвали Игорь Старый. Да и уж слишком жадным был он, во время полюдья, то есть сбора дани, Игорь часто слишком увеличивал размер этой дани, а иногда даже вторично шёл в племя за ней. За это Игорь и поплатился – племя древлян убило Игоря и его дружинников во время вторичного сбора податей. Торговые договоры с Византией были так же не очень выгодны Руси.

Даниил Александрович - первый московский князь (1261-1303г.)

Даниил Александрович был осторожным, хитрым и бережливым князем. Его умная и продуманная политика привела к тому, что Московское княжество увеличилось почти вдвое, стало сильнее, могущественнее. Он сумел громко заявить об особом положении княжества, претендуя на главенство. Князь был канонизирован церковью, а в одном из первых в Москве монастырей, который он когда-то основал – в Даниловом, сейчас находится резиденция патриарха всея Руси.