Тагильская роспись — история.

Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII века в Нижнем Тагиле. Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, фестончатые, гитаровидные, треугольные, скатертные и др.), так и художественного решения.

Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: так называемая картинная живопись на подносах рубежа XVIII-XIX веков и 1-ой половины XIX века и цветочная роспись, родственная сибирской и уральской росписи сундуков, туесов, прялок и прочих предметов крестьянского обихода.

На заводе Демидовых работали пришлые люди со всех концов России. Основоположником лакового дела на Урале считается А. С. Худояров. Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы. Подносы-картины середины XIX века были вытеснены настольными, утилитарными подносами с народной цветочной росписью.


Характерным является такое расположение рисунка на подносе, в котором преобладают вертикально ориентированные букеты с изображением крупных цветов и фруктов, как бы растущих из вазонов. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета.

Появились они вначале XVIII века на металлургических заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле, выпускавших листовое железо. Изначально сформировались два направления – с сюжетной живописью профессиональных художников и с обобщённой цветочной росписью, близкой народной росписи по дереву и бересте. Расцвет относится к середине XIX века.


Сохранились подносы, изображающие мифологические, исторические, военные сцены, сельские и городские пейзажи (копии картин и гравюр). Они украшены обрамлением из гирлянды цветов, искусно нанесённых золотом или серебром. Писались такие работы согласно гравюрным и живописным оригиналам в три слоя по красновато-коричневому грунту. Были и композиции с букетами цветов на золотом, зелёном, красном фонах. Оба вида товаров были дорогими. Но была и потоковая ремесленная живопись – однослойная цветочная роспись, пользовавшаяся в быту купцов, мещан, зажиточных крестьян.

Подносы кузнецы делали вручную. Роспись кистью выполнялась специальными приёмами, при которых одним мазком получают несколько градаций тона от насыщенного к светлому. Краску основных крупных пятен могли наносить прямо пальцами, а затем уточнять мазками белил и штрихами чёрной краски. Заканчивали привязкой (стеблями, усиками, травами) и обрамляющим узором. В 1930-х традиция живописи была утрачена из-за подражания Жостову. Но во второй половине ХХ века многое было сделано для возрождения искусства.

Тагильский поднос
Народные промыслы и ремёсла России

Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала, является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивается и сейчас.


Промысел этот возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Расписывались металлические изделия - подносы, сундуки, шкатулки. В 19 веке существовало несколько семейных артелей художников. Сейчас, насколько мне известно, в Нижнем Тагиле всего 4 небольших предприятия, занимающихся этим старинным промыслом. Про одно из них и поговорим. Найти это предприятие оказалось не самым простым делом - находится почти на выезде из города и представляется собой пару комнат, где расписываются и обжигаются подносы. Небольшую экскурсию по нему нам провела Наталья Зарубина, художник по декоративной лаковой росписи, которая пишет больше 10 лет, а точнее с 1993 года.

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века.

Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.



2.


Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.

Пресс для изготовления форм заменил ручную работу кузнеца, в условиях жесткой конкуренции встает вопрос, чтобы отделка подноса производилась все быстрее и была дешевле. В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья.

Как я уже сказал, сейчас это небольшие предприятия, которые производят все выпускаемые в России тагильские подносы, но с каждым годом спроси на них растет. Способствует этому и постоянные выставки изделий, созданный музей тагильского подноса.

Заготовки для подносов.



3.


Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью.



4.


5.


После этого художник расписывает поднос.



6.


7.


Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придает росписи - объем, глубину, и защиту.



8.


9.


Полируется.



10.


Узоры и цельные рисунки сначала создаются на бумаге.



11.


Только потом переносятся с эскизов на подносы.



12.


13.


А вот то самое "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья. Особенностью тагильской росписи является "двойной мазок", когда на кисть набирается сразу две краски, что придаёт особый объём цветочному лепестку или листку. В нашем случае оранжевый и желтый.


14.


15.


Цикл изготовления тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса.


16.


Готовые подносы. Стоимость из начинается от 400-500 рублей и может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Конспект занятия
для детей подготовительной к школе группы

«Цветы на подносе». Нижнетагильская роспись.

Художественная литература" href="/text/category/hudozhestvennaya_literatura/" rel="bookmark">художественной литературы , музыка.

Ход занятия:

Когда говорят «народные промыслы», сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются легкими, на крестьянский взгляд, делами-плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки… Но уральские народные промыслы-это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Основой жизни на Урале был завод - и народные промыслы расцветали при заводах.

Шедевр уральского ремесла-нижнетагильский лаковый поднос. Зародился промысел в первой половине XVIII века, когда в Россию из Европы вошла мода на лакированные изделия, как престижные предметы обихода. Развитию тагильской росписи способствовал расцвет металлургической промышленности на Урале.

Презентация Слайд №1.

Слайд №2. Нижний Тагил , один из наиболее крупных комплексов промышленного Урала, стал промысловым центром.
Датой основания Нижнего Тагила считается 19 октября 1722 г.,

когда на Выйском заводе была получена первая продукция - чугун.

Расцвет тагильской росписи по металлу приходится на 30-40 годы XIX века.

Слайд №3. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор.
Нижнетагильский расписной поднос – гордость художественных промыслов Урала.

«Черный фон сияет лаком.

А на нем цветов краса,

Алых, желтых с красным маком-

Это просто чудеса.

Колокольцы распустились,

Незабудки встали в ряд,

Засверкали, заискрились

Посмотрите все подряд!

Алы розы на подносе

Вся природа – божий дар,

В мире нет таких подносов

Они словно вешний сад!» 250 лет назад братья Худояровы изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину. Начался рассвет необычного вида живописи картин по металлу, причем в разных жанрах.

Процесс изготовления подноса был следующим: мастер-коваль выковывал форму, загибал борта, затем поднос шлифовали, шпаклевали , покрывали темной краской – грунтом, потом олифой и ставили в печь для закалки. Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись, которая выполнялась масляными красками. Расписной поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи. В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Его секрет не разгадан до сих пор. Сила мастерства в этом лаке и состояла. Подделка же обнаруживалась легко: выплеснутые чай или соус сразу же выявляли изъяны лакировки.

Слайд №4.

Технология изготовления Нижнетагильского подноса

https://pandia.ru/text/80/407/images/image001_219.gif" alt="*" width="19 height=19" height="19">Штамповка формы

Грунтовка, шпатлёвка.

Сушка в электропечах при t 60-140ºС

Покрытие поочерёдно чёрным и бесцветным лаком

Прочистка пемзой, повторное покрытие лаком

Сушка

Роспись

Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись . Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические , ландшафтные мотивы.

Слайд №5. Картинная живопись.

В истории уральской лаковой живописи был период, связанный с копированием произведений известных миру художников. Переработка популярных тем, образов, мотивов была одной из традиционных форм творчества в России независимо от подноса и сложилась ещё во второй половине XVIII веке. На демидовский металл с холстов и эстампов любовно переносились жанровые сцены, фольклорные сюжеты.

Слайд №6 . Цветочная роспись.

«Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство»

В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. В цветах живут волшебные существа эльфы, и только в тюльпане могла родиться прелестная крошка Дюймовочка. Цветы были воплощением всего прекрасного на земле. Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновения. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека - разве это не задача искусства? Так и появляются изображения цветов на картинах ‑ натюрмортах, в росписях на стенах домов, на тканях, вазах и чашках, на подносах.

Современные художники не знают секрета худояровского лака, зато сохранили и развили специфическую уральскую технику двойного мазка. Скажем, листок с краю темнее, чем у стебля. Чтобы его изобразить, на палитре составляют смесь красок с нужным переходом, затем окунают кисть и рисуют лепесток одним движением

Слайд №7. Приёмы нижнетагильской росписи

Техника росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

Тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок - и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

| Бронза" href="/text/category/bronza/" rel="bookmark">бронзовой краской. Убор­ки - это орнаменты, на бортах подносов, нарисованные художником.

Орнаментальные рамки бывают довольно затей­ливы по узору и должны сочетаться с характером росписи подноса.

Слайд №8. В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. Цветы были воплощением всего прекрасного на земле. Царица цветов – РОЗА.

Слайд № 9. На подносах, вместе с цветами рисовали и птиц.

Слайд №10 . Интересны подносы с изображением натюрмортов с цветами и фруктами.

Жостовские подносы, благодаря сложной технике их выполнения, водостойкие, поэтому от влаги на них не вздуваются пузыри, и не откалывается краска с лаком. Зная это, многие хо­зяйки любят подавать фрукты на таких подносах, не переживая о том, что изделия потеряют свой красивый внешний вид.

Слайд №11. На подносах можно подавать чай или кофе, они легко выдерживают высокую температуру. А можно просто любоваться красотой росписи, украшая интерьер своего жилища.

В наши дни проблема сохранения народной культуры является очень актуальной. К сожалению, некоторые мастерские и фабрики по изготовлению предметов народного промысла находятся в плачевном состоянии. А ведь народные промыслы – то, что создавалось и хранилось веками, это наше культурное достояние. На протяжении трёх веков (18 – 20 вв.) Нижнетагильские подносы пользовались огромной популярностью у русских людей. В них – «яркая свежесть таланта, безупречный вкус, поющие гибкие линии и вечные цветы – нежное чудо, творение доброго сердца и чистой души». Их красота, самобытность получила признание и за рубежом.

Слайд №12. Словарь терминов.

Слайд №13 . «В саду никто не может
Собрать таких букетов,
На сон цветной похожи
Живые самоцветы…»

Практическая работа 1 занятия:

Дети выполняют желтой краской уборки (капельки, дужки, завитки, волнистые линии - рисунок по краю подноса).

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать самые необычные варианты уборки.

«Веселой змейкой вьется тонкая кайма.
Капельками, дужками украшена она».

Практическая работа 2 занятия: Вспомнить, что рисуют на подносах: цветы, ягоды, фрукты, птиц, бабочек. Определиться с выбором своего рисунка.

Напомнить: расположение цветочной композиции в убывающем ритме: крупные яркие цветы (ягоды, фрукты), нарисованы в центре, мелкие – вокруг них, а замыкает композицию травяной узор.

Роспись подноса может быть выполнена способом примакивания, двухцветными мазками (краску следует набирать на кисть с двух сторон).

Нарисую я цветы,
Небывалой красоты.
Лепесточки и тычинки,
И на листиках росинки.
Тени, блики прорисую,
И каемку золотую.
Пляшет кисточка задорно,
Очень я тружусь упорно.
(Фаина Моисеева)

В конце занятия рассмотреть подносы. Отметить какие элементы росписи получились. Отметить самые аккуратные работы, работы с интересными цветами, листьями, удачные композиции.

Используемая литература:

Детище горнозаводской цивилизации

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века. Таким образом, здесь постепенно проходила трансформация крестьянской общины в промышленное общество. В этой среде возникло много самобытных традиций, определяющих промышленную, экономическую и культурную индивидуальность города и его дальнейшее развитие. Ярким выражением этого процесса и явился подносный промысел и лаковая роспись по металлу, как форма особого "промышленного" искусства.
Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год , к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тагильский металл с маркой "Старый соболь" стал известен во всем мире.
Картина на железе "Вид Нижнетагильского Высокогорского железного рудника". Металл, ручная ковка, клепка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века. Перезолов Т.К. 49,5 х 75 см.

Его качество, пластичность в обработке высоко ценились, уральские умельцы искали различные формы применения и демонстрации этих качеств тагильского железа. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.

Музей истории подносного промысла

Кроме того, XVIII век стал "золотым" веком для тагильских лакировщиков, среди которых ярко раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. Как пишет известны исследователь их творчества Ольга Силонова: "Потомственные живописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали приемы декора иконописи: серебро, золото. Владели техникой цыровки по разным фонам".
Поднос "Галантная сцена" фигурной формы, с просечными ручками. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1870-е гг. 76 х 101 см.

Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные таким способом, они отличались изяществом и изысканностью. После этого изделие покрывалось лаком, которые назывался "тагильским" или "хрустальным" и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки. Такое покрытие, нанесенное умелой рукой, без пузырьков воздуха и соринок, придавал краскам особую сочность и яркость, не скрывал разнообразие цветовых оттенков, позволял видеть фактуру металла, его идеальную поверхность. В первой пол. XIX века развитие промысла шло по восходящей. Это было связано с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. В этом сказались его прозорливость, понимание важности развития промысла. В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев - профессиональный художник. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были черно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны с пышными букетами.
Поднос гитарообразной формы с трафаретным растительным орнаментом. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1 пол. 1880-е годы 49 х 34 см.

Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.
Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы при-няли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и ГИМе (г. Москва). В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к все ускоряющемуся темпу жизни.