Теория вебера трансактный анализ. Основными понятиями трансактного анализа выступают

» Трансактный анализ

Трансакционный анализ Эрика Берна (1910-1970)

Эрик Берн - автор знаменитой триады «Родитель - Взрослый - Ребенок» в структуре психики. Также от известен понятиями «жизненного сценария» и «психологической игры». Его трансактный (или трансакционный) анализ представляет собой теорию личности и социального поведения. Она широко используется как метод психотерапии и претендует быть инструментом более широких социальных изменений.

Словосочетание «трансактный анализ» дословно означает «анализ взаимодействий». В нем заложены две психологические идеи: а) мультипликативная (многоуровневая) природа общения; б) разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Как психологическое течение и направление психотерапии он приобрел популярность в 1960-е годы благодаря появлению двух книг, которые стали бестселлерами (Э. Берн. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» , Т. Харрис «Со мной все в порядке - с вами все в порядке»).

Трансакционный анализ основывается на динамических принципах и имеет своим предметом межличностное поведение. Он объясняет проблему невроза в духе рациональности и этим отличает себя от когнитивной терапии.

Согласно этому направлению в психологии, определенные состояния ego несут ответственность за поведение индивидуума. Эти состояния, или самости, определяют способы, которые использует человек в своих трансакциях - базовых единицах социального взаимодействия. Каждый человек ведет себя относительно других или как Ребенок (нетерпеливое и инфантильное эмоциональное существо, пораженное общением), или как Родитель (диспозиция и вера, которая усваивается путем восприятия установок от родителей), или как Взрослый , имеющий самостоятельность суждений (зрелое и рациональное ego).

Состояние эго «Родитель»:

Поведение, мысли и чувства, скопированные от родителей или родительского образа. Родитель требует, оценивает, осуждает или одобряет, учит, руководит, покровительствует.

Состояние эго «Взрослый»:

Поведение, мысли и чувства, которые являются прямыми ответами на «здесь и сейчас». Взрослый проявляет рассудительность, логически работает с информацией.

Состояние эго «Ребенок»:

Поведение, мысли и чувства родом из детства. Ребенок демонстрирует инфантилизм, эгоизм, беспомощность, состояние подчинения.

Хотя три состояния ego находятся на бессознательном уровне, в трансакционном анализе терапевт имеет дело с феноменами, которые находятся на уровне сознательном, и указывает пути, на которых пациент и сообщество, с которой тот имеет дело, были бы успешными в их коммуникациях, привлекательными в «перекрестных трансакциях».

Терапевт также распознает много психологических «игр», в которых скрывается реальное значение интеракции. Пациенты играют неотчуждаемые роли, учатся распознавать, в чем заключается их самость в трансакциях с другими (и с терапевтом). Под руководством терапевта они учатся использовать своего Ребенка для шуток, но имеют своего Взрослого как гарантию их серьезного поведения. Эрик Берн выходил в своих постулатах прежде всего из фрейдистского психоанализа, а также из трудов Пенфилда и Федерна, которые изучали влияние прошлых впечатлений на дальнейшее поведение индивида. Для его исследования используются методология структурного анализа и трансактный подход.

Как замечал сам Берн, в своих выводах он опирается на клинические наблюдения, опыт работы с больными, у которых были расстроены интегральные состояния «Я». Это должно было выявить ряд фундаментальных вопросов психологии и психиатрии. В частности, речь идет о наличии в личности больного «архаичных элементов» и о возможности обучения больного структурному и трансактному анализу. И врач, и пациент могут в любой момент остановиться, подвести итоги и спланировать, что следует сделать на следующем этапе. Во время психотерапевтических процедур архаические состояния «Я», зафиксированные в результате травмы, дифференцируются, но все еще сохраняются. Под влиянием фактора реальности пациент переходит в ситуацию, благоприятную для решения архаических конфликтов.

Раскрывая терминологию структурного анализа, Эрик Берн по сути излагает систему своего учения. Екстеропсихика, неопсихика и археопсихика рассматриваются им как психические механизмы (органы, орудия), которые оказываются феноменологически как экстеропсихическое (например, идентификация), неопсихическое (например, обработки данных) и археопсихическое (например, регресивний) состояния «Я». Эти типичные состояния соответственно называются «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». В словарь трансактного анализа Берн также добавляет «времяпрепровождение», «игру» и «сценарий». Это не абстракции, а рабочие социальные реальности.

Берн формулирует такую гипотезу. В личности взрослого человека сохраняются остатки «Я» ребенка, которые оживают при определенных условиях. Это явление можно наблюдать во время гипноза, психоза, врачебной или прямой электрической стимуляции коры мозга. Берн предполагает, что эти следы могут проявляться у человека даже в нормальном психическом состоянии.

Типичная ситуация показывает одно состояние «Я», адекватное для данной реальной обстановки, и соответствующее адекватное суждение. Вместе с этим наблюдается другой процесс, который определяется, в частности, манией величия, архаичными страхами и надеждами. То есть, в одной и той же ситуации у человека проступает поведение взрослого и ребенка. Вмешательство врача помогает осуществить переход к новому состоянию: все поведение, осознание реальности, мимика, голос, мышечный тонус, манеры начинают соответствовать «Я» взрослого человека. Это дает короткое успокоение в психозе. Поэтому Берн определяет психоз как перетекание психической энергии со взрослой системы в детскую, а его лечение - как перемещение в противоположном направлении.

При психозе, когда пациент страдает галлюцинациями, он слышит слова родителей, которые предлагают делать ему то и то. Родитель, Взрослый и Ребенок - это реальные личности, которые входят в окружение пациента, и имеют определенные имена, занятия и т.д. Для успешного лечения следует, в частности, отделить Взрослого от Ребенка, а изучение Родителя перенести на следующую стадию лечения. Следует также убедить пациента, что Ребенок, Взрослый и Родитель - термины, отражающие явления реальности. Можно показать Ребенком человека, укравшего жевательную резинку, но это не означает, что именно этот индивид воровал жевательную резинку в детстве.

Соскальзывания в другое состояние «Я» у больных и здоровых людей Эрик Берн объясняет концепцией психической энергии, или замещения власти: в какой-то момент состояние «Я», которое заменено, обладает исполнительной властью. Это, однако, все равно, что объяснять действие магнита магнитной силой. Для психотерапевтической практики этого, видимо, достаточно, но речь идет о концептуальном рассмотрении, в котором Берн оставил без внимания характер сочетания в психическом нового и старого опыта.

Берн ограничивается лишь констатацией того, что «Я» составляет вид сущности, как бы отделяющегося от остального психического содержания, которое существовало много лет или минуту назад, или одновременно. То есть каждое состояние «Я» имеет цель, которая отделяет его от других состояний. Тогда, разумеется, возникает вопрос: какое же состояние «Я» следует считать настоящим?

Однако вместо научного решения этой проблемы, Берн соскальзывает в мир метафор, где можно приятно себя чувствовать (как в мире поэзии), но ни на йоту не сдвинуться с места в раскрытии истинных закономерностей. Стоит присмотреться к стилю самого автора: «В данной системе соскальзывание с одного состояния «Я» в другое обусловлено тремя силами, которые действуют на каждое состояние, проницательностью границ между различными состояниями и объемом полномочий каждого состояния «Я». Комментарии излишни: Берн критически относится к фрейдовскому описанию «психической энергии» и «предоставления полномочий». Но сам едва ли продвигается вперед: не хватает главной концептуальной схемы. Состояния «Я» разделены, но феноменология их связи так и не выяснена.

Загадка сосуществования прошлого, будущего и настоящего в одной душе должна быть раскрыта в концепциях развития психического. Но сама идея развития была потеряна для Берна. Он не осветил противоречия предыдущего слоя психического, чтобы показать необходимость возникновения следующего слоя. В психике, действительно, то, что было как-то сформировано, включено во взаимодействие с миром, с одной стороны, имеет стереотип, чтобы остаться «навечно» в своей структуре. С другой стороны, эта структура подвергается воздействию структур последующих и получает от них определенную окраску, в то же время влияя на структуры следующие. Возникают определенные интеграционные слои психического, куда включаются все события человеческой жизни. Интеграция является так же субординацией, что приводит к единству. При нарушении такого единства субординированное становится автономным в своем значении, и наступает раздвоение личности - либо в мотивационной борьбе, либо в патологических осложнениях.

Центральной для трансактного анализа является практика, известная как stroking-прием, - процесс стимулирования и содействия познавательным актам других людей. Образцы приемов формируют общую тему в главных субсекциях анализа трансакций.

Личностная структура выступает во взаимоотношениях родителей, взрослых и детей. Эти термины не выступают в своем общем смысле, они лишь обозначают «Я-состояния», связанные системы внешнего поведения и внутренних процессов. Они формуются в процессе развития человека. Родительское «Я-состояние» основано на установлении ограничений, запретов и на кормлении, что является выражением основных функций родителей. Взрослый вмещает в себе реальность проверки и возможность вероятностного подсчета. Ребенок является выражением чувств, творчества или приспосабливаний, происходящих из опыта. Трансактный анализ предлагает методы для достижения баланса энергии между «Я-состояниями», что должно быть важным для благополучия индивида, семьи или организации.

Коммуникация определяется Берном как серия стимулов и ответов со стороны «Я-состояний». Трансакционный анализ уделяет особое внимание тем стимулам и ответам, которые случаются на психологическом уровне, которые всегда невербальные и бессознательные для субъектов - участников коммуникации.

Графически трансактный анализ выглядит так: каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого.

Выделяются разнообразные виды трансакций: «сверху» и «снизу», на равных, параллельные и пересекающиеся, конструктивные и конфликтогенные, проч. Например, «сверху» (обращение от Родителя одного партнера к Ребенку другого) - это стремление доминировать, внешне проявляется как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, высокомерные и покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, взгляды сверху вниз и мн. др. Снизу (от Ребенка к Родителю) - выглядит как просьба, извинение, заискивание, и т.п. На равных (В-В) - стремление к сотрудничеству, информационному обмену и т.п.

Существуют скрытые трансакции (на рис. выделены пунктиром), и можно считать, что они определяют реальный результат психического изменения. Стимулы и ответы являются чрезвычайно сильными средствами, которые люди используют для влияния друг на друга.

Игры - наиболее оригинальное понятие в трансактном анализе - формируются при условии регулярного использования скрытых трансакций, которые дают основание выяснить факторы «выигрышей» и «проигрышей» каждого из участников ситуации. Игроки выходят из психологических ролей «Преследователя», «Спасителя» или «Побежденного». Они могут находится в диапазоне от легкой надоедливости до опасного криминального поведения и охватывать большую часть ежедневной активности индивида.

Анализ чувств сфокусирован на репертуаре гнева, страха, печали и радости, или таких сложных чувств, как вина, боль, печаль или зависть, составленных из двух или более базовых четырех чувств.

Анализ жизненного сценария включает выявление планов и установок, созданных еще в раннем детстве под родительским влиянием и направленных на наиболее важные аспекты жизни. Сценарий по Берну - это психологический импульс, который с большой силой толкает человека вперед, заставляя действовать определенным образом, и очень часто независимо от его желания или свободного выбора. Он заключается в возникновении мифов из сообщений, полученных относительно собственной самости и мира вокруг, и входят в основные категории «победителя», «успеха, «побежденного», которые являются толерантными, но неудовлетворительными, «потерянного», которое представляет проблемы разного уровня.

Негативные жизненные сценарии должны быть осознаны и трансформированы в соответствии с реалистичным и более правильным мировоззрением.

Изменение сценария, переход от одного в к другому имеет такой характер:

  • постигается ситуация как совокупность значений в новом ее видении;
  • возникают новые мотивы, которые преодолевают и зовут к заветной цели;
  • реализуется действие, через которое человек входит в новое «Я-состояние»;
  • срабатывает рефлексия - активная философия жизни.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003.

  1. Берн Эрик Трансакционный анализ и психотерапия

    Книга

    ... Берн Эрик Трансакционный анализ и психотерапия Перевод с англ. СПб., издательство, 1992. 224 с. Книга о трансакционном анализе ... New York Перевод с английского БЕРН Эрик ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И ПСИХОТЕРАПИЯ Перевод с английского Переводчик...

  2. Эрик берн групповое лечение

    Документ

    Наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна . Даже на внушительном фоне таких... автору данной книги: «Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии» и «Игры, в которые играют люди». Феномен...

  3. Эрик берн игры в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений)

    Автореферат диссертации

    Эрик Берн Эрик Берн Трансакционный анализ в психотерапии"

  4. Эрик берн игры в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений) (1)

    Автореферат диссертации

    Эрик Берн Игры, в которые играют люди (Психология... (THE PSYCHOLOGY OF HUMAN RELATIONSHIPS) Эрик Берн Игры, в которые играют люди (... задумано как продолжение моей книги "Трансакционный анализ в психотерапии" . Однако я предполагаю, что новое издание...

Одной из самых значительных книг психолога Эрика Берна является «Трансакционный анализ в психотерапии», которая позволяет посмотреть на поведение человека с другой стороны. Изначально Эрик Берн опирался на работы Зигмунда Фрейда, однако в своих исследованиях он зашел немного дальше, и его идеи в чем-то отличаются, он сам выделяет эти моменты. Хотя во многом можно провести параллели. Можно сказать, что это взгляд разных людей на одни и те же процессы, и обе точки зрения имеют право на существование.

Теория трансакционного анализа широко известна и применяется многими психологами. Она более доступна для понимания неподготовленному человеку, в чем-то даже более практична и наглядна, чем теория Зигмунда Фрейда. Эрик Берн рассказывает о том, что человеческое Эго может находиться в одном из трех состояний: Ребенка, Взрослого и Родителя. Каждое из этих состояний имеет яркие отличительные особенности. Если присмотреться к человеку, то можно сразу увидеть, в каком состоянии он находится. Ребенок более эмоционален, Взрослый более рассудителен, а Родитель является носителем установок и норм морали. Книга подробно описывает каждое из этих состояний. Автор приводит множество примеров из своей практики.

Знание трансакционного анализа позволит человеку понимать, в каком состоянии находится он сам и его собеседник. Это дает возможность сделать коммуникацию более эффективной. В книге приводятся варианты транзакций, которые могут быть параллельными или пересекающимися. Подробно разобрано, в каких случаях цель коммуникации будет достигнута, а в каких нет. Таким образом, с помощью этой книги можно управлять своими состояниями, а также находить общий язык с другими людьми, ориентируясь на то состояние, в котором они находятся.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Трансакционный анализ в психотерапии" Берн Эрик бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и , сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.

Современный трансактный анализ включает в себя , теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".

"Родитель" - "эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!".
"Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для "Родителя" характерны директивные высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; "Какой вздор"; "Бедняжка"...

В тех условиях, когда "родительское" состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

"Ребенок" - эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах:
1. "Естественный ребенок" - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.
3. "Адаптированный ребенок" - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью "адаптированного ребенка" является "бунтующий" против родителей "Ребенок".
Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело".

Взрослое "Я-состояние" - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь "Взрослого" построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Если "Взрослое" состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением "Ребенка" и "Родителя".
Если "Родитель" - это преподанная концепция жизни, "Ребенок" - концепция жизни через чувства, то "Взрослый" - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. "Взрослый" у Берна играет роль арбитра между "Родителем" и "Ребенком". Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: "Будь всегда взрослым!".

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

" " - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую - двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

"Поглаживания и удары" - взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:
позитивными: "Вы мне симпатичны", "Какая вы милая";
негативными: "Ты мне неприятен", "Ты сегодня плохо выглядишь";
условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): "Вы хорошо это сделали", "Ты бы мне больше нравился, если бы..."
безусловными (связаны с тем, кем человек является): "Вы специалист высшего класса", "Я принимаю тебя таким, какой ты есть";
фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): "Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека", "Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками".

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые с возрастом становятся более дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

"Трансакции" - все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка". Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие "эго-состояние". Скрытые трансакции включают более двух "эго-состояний", сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

"Вымогательство" - способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство - это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

"Запреты и ранние решения" - одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из "эго-состояния" "Ребенок" в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется "ранние решения", т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, "Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо". - "А я буду высовываться".

"Жизненный сценарий" - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:
родительские послания ( , запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;
ранние решения (ответы на родительские послания);
игры, которые реализуют ранние решения;
вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;
ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

"Психологическая позиция или основная жизненная установка" -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:
1. "Я благополучен - ты благополучен".
2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен".
3. "Я неблагополучен - ты благополучен".
4. "Я благополучен - ты неблагополучен".

1. "Я благополучен - ты благополучен" - это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен". Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с установкой "Я неблагополучен - ты неблагополучен" проводят большую часть жизни в наркологических,
психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

3. "Я неблагополучен - ты благополучен". Человек с негативным образом собственного "Я" отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, всесильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей.

4. "Я благополучен - ты неблагополучен". Эта установка надменного превосходства. Данная фиксированная эмоциональная может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте. Формирование установки в детстве может складываться по двум механизмам: в одном случае семья всячески подчеркивает превосходство ребенка над другими ее членами и окружающими. Такой ребенок растет в атмосфере почитания, всепрощения и принижения окружающих. Другой механизм развития установки срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью или жизни (например, при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, чтобы просто выжить), он заключает: "Я благополучен" - чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его "Ты не благополучен". Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:
Структурный анализ - анализ .
Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.
Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных "эго-состояния", и 2) исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.
Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

Техники
1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы и структурного анализа "эго-состояния".Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.
2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

Трансакционный анализ

Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ , трансактный анализ , транзактный анализ ; сокр. ТА ) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, - как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию , теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ , однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго -состояний , чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:

  1. Все люди «нормальные» (англ. OK ); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
  2. Люди обладают способностью мыслить (исключение - лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
  3. Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго -состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, - мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой - мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, - мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакции

Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Параллельные (англ. reciprocal/complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.
  2. Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
  3. Скрытые (англ. duplex/covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев . Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить.

Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий - его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

При невозможности действовать согласно сценарию, человек может сформировать антисценарий - «сценарий наоборот». Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить, тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий - его судьбу.

Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребёнка. У Эрика Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребёнку: «Будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребёнку понять, что ребёнок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали Здравствуйте?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии , психологическом консультировании , бизнес-консультировании , образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

Литература

Использованная литература

  • Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. - М.: Академический Проект, 2006. - 320 с. - (Концепции). - ISBN 5-8291-0741-4 .
  • Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн . Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
  • Летова, И. Современный транзактный анализ.

См. также

Ссылки

  • Эрик Берн - создатель трансакционного анализа (англ.)
  • Ассоциация трансакционного анализа США (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Трансакционный анализ" в других словарях:

    анализ трансакционный - (анализ трансактный, анализ взаимодействия) Психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный… … Большая психологическая энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    анализ Трансакционный - анализ взаимоотношений людей, в том числе их дело­вых отношений, с точки зрения взаимодействия психологических состояний (Э. Берн) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ - англ. analysis, transactional; нем. Transaktionsanalyse. Направление, в психологии, разработанное в 50 е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго состояний); 2) собственно А. т.… … Толковый словарь по социологии