Транспортировка пострадавшего при шоке. Транспортировка пострадавшего в полевых условиях

Пациент без сознания – своего рода существенная проблема для персонала скорой помощи, поэтому медработникам необходимо как можно быстрее оценить состояние больного, чтобы привести его в норму. И неважно, чем была вызвана потеря сознания – болезнью, травмой или передозировкой наркотиками – если пациенту несвоевременно или некорректно оказана первая медицинская помощь, ему грозят спазмы дыхательных путей, из-за чего кислород перестанет поступать в мозг, что поставит под угрозу жизнь больного.

Согласно законодательству, перевозка больного без сознания осуществляется только в то медицинское учреждение, которое указано врачом команды скорой помощи. Ни один человек, будь то опекун, или родственник пациента не может самостоятельно выбирать больницу (госпиталь).

Способы транспортировки бессознательных больных

Перевозка больного без сознания, как правило, осуществляется двумя способами (для транспортировки понадобятся носилки с ремнями и, как минимум, четыре медработника):
1) как правило, больных перевозят на животе, либо на боку (при травмах живота), так как в положении на спине язык пациента западает, что может привести к удушью. Любые возможные движения такого пациента должны быть ограничены.
2) на спине. В подобных случаях медики фиксируют язык пациента безопасной булавкой, проколов его при этом на расстоянии 2 см от кончика, и прикрепив к бинту, либо тесьме, завязанной на шее. Если больной находится в этом положении, необходимо тщательно мониторить его состояние и при первых же рвотных позывах повернуть голову набок, во избежание попадания в дыхательные пути рвотных масс.

В процессе транспортировки врачи медицинской компании «ДнепрМедикалТранспортАссистанс» делают все возможное, что бы привести больного в сознание. Самый распространенный метод – поднести к носу пациента нашатырный спирт. Если результат отрицательный, пациенту вводят раствор глюкозы, что тоже бывает неэффективным в различных ситуациях. Дальнейшие действия предпринимаются непосредственно в медицинском учреждении, после точнейшей диагностики состояния больного.

Иммобилизация - создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной.

Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.

На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис. 12.1.).

Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).

При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для "лучшей" фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.

При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.

Транспортировка пострадавших. Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных (рис. 12.2.). Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 12.3). Переноску способом "на руках впереди" и "на плече" применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом "на спине". Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом "друг за другом" (рис. 12.4. а).

Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на "замке" из 3 или 4 рук (рис. 12.4. б, в).

Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.

В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь.

Пострадавший свободной рукой может опираться на палку. При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше - на брезенте, плащ-палатке.

Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы.

Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости.

Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице (рис. 12.5.).

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.

В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.

Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

При несчастном случае необходимо не только немедленно оказать пострадавшему доврачебную помощь, но и быстро и правильно доставить его в ближайшее лечебное учреждение. Нарушение правил переноски и перевозки пострадавшего может принести ему непоправимый вред.

При поднимании, переноске и перевозке пострадавшего нужно следить, чтобы он находился в удобном положении, и не трясти его. При переноске на руках оказывающие помощь должны идти не в ногу.

Поднимать и класть пострадавшего на носилки необходимо согласованно, лучше по команде. Брать пострадавшего нужно со здоровой стороны, при этом оказывающие помощь должны стоять на одном и том же колене и так подкладывать руки под голову, спину, ноги, ягодицы, чтобы пальцы показывались с другой стороны пострадавшего.

Надо стараться не переносить пострадавшего к носилкам, а, не вставая с колен, слегка приподнять его с земли, чтобы кто-либо подставил носилки под него. Это особенно важно при переломах: в этих случаях необходимо, чтобы кто-нибудь поддерживал рукой место перелома.

  • Для переноски пострадавшего с поврежденным позвоночником на полотнище носилок необходимо положить доску, а поверх нее – одежду, пострадавший должен лежать на спине. При отсутствии доски пострадавшего необходимо класть на носилки на живот, подложив на носилки выравнивающую поверхность одежду.
  • При переломе нижней челюсти , если пострадавший задыхается, нужно класть его лицом вниз, подложив под лоб сверток или сумку, чтобы челюсть отвисала.
  • При травме живота пострадавшего следует положить на спину, согнув его ноги в коленях. Под колени нужно положить валик из одежды.
  • Пострадавшего с поврежденной грудной клеткой следует переносить в сидячем или полусидячем положении, положив ему под спину одежду.

По ровному месту пострадавшего обычно несут ногами вперед. Нести пострадавшего на носилках могут два-четыре человека. При этом, чтобы предупредить толчки и не качать носилки, оказывающие помощь должны идти не в ногу, с немного согнутыми коленями, стараясь поднимать ноги минимально. Важно следить за горизонтальным положением носилок в местах подъема и спуска.

Во время переноски на носилках следует наблюдать за пострадавшим, а также за состоянием наложенных повязок и шин. При длительной переноске нужно менять положение пострадавшего, поправлять его изголовье, утолять жажду (но не при травме живота).

Транспортировка пострадавшего должна быть по возможности быстрой, безопасной и щадящей.

В зависимости от вида травмы и имеющихся средств (подручных) транспортировка пострадавших может осуществляться разными способами:

  • поддержание;
  • вынос на руках;
  • перевозка транспортом;
  • вывод при поддержке с одной или двух сторон.

При транспортировке пострадавшего при спуске вниз или подъеме наверх следует укладывать его так, чтобы его голова была приподнята по направлению движения.

При транспортировке на носилках необходимо:

  • следить, чтобы пострадавший был в правильном и удобном положении;
  • чтобы при переноске на руках оказывающие помощь шли не в ногу;
  • поднимать и класть пострадавшего на носилки согласованно (по команде);
  • при переломах и тяжелых травмах не нести пострадавшего к носилкам на руках, а подставлять носилки под пострадавшего (место перелома необходимо поддерживать).

Правильные положения пострадавших при транспортировке:

  1. Положение лежа на спине (пострадавший в сознании) – при травмах головы, позвоночника, конечностей;
  2. Положение лежа на спине с согнутыми в коленях ногами (подложить под колени валик) – при переломах костей таза;
  3. Положение лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями и опущенной вниз головой – при значительных кровопотерях, обморочных состояниях и шоке;
  4. Полусидячее положение с вытянутыми ногами – при травмах верхних конечностей;
  5. Полусидячее положение с согнутыми ногами (под колени подложить валик) – при травмах мочеполовых органов, кишечной непроходимости и других внезапных заболеваниях, травмах брюшной полости и грудной клетки;
  6. Положение на боку – при тяжелых травмах, если пострадавший находится в бессознательном состоянии;
  7. Сидячее положение – при легких ранениях лица и верхних конечностей.

12. ПЕРЕНОС И ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ

Как уже указывалось перемещение пострадавших неспециалистами должно осуществляться только в случае крайней необходимости и так, чтобы не создать дополнительной угрозы раненым. Способ перемещения и перекладывания выбирается в зависимости от характера и размещения травм, состояния пострадавшего, количества людей, способных оказать помощь и их физических возможностей, а также в зависимости от наличия подручных средств.

12.1. Перенос пострадавших

12.1.1. Самостоятельное передвижение

При отсутствии у пострадавшего противопоказаний, то есть при наличии легких травм, он может передвигаться самостоятельно, опираясь на руку сопровождающего.

В более тяжелых случаях спасатель кладет руку пострадавшего себе на плечи, одной рукой берется за кисть этой руки, а второй обхватывает пострадавшего за талию. Если пострадавший не может перемещаться самостоятельно, его нужно переносить на руках или с помощью подручных средств.

12.1.2. Перенос пострадавшего одним спасателем

Перенос пострадавшего одним спасателем выполняется на плече, руках или спине.

На плече переносится пострадавший, находящийся без сознания, при отсутствии у него противопоказаний к такому перемещению.

При переносе пострадавшего на руках на небольшие расстояния удобно сделать для него импровизированное мягкое сиденье из ткани. В этом случае часть нагрузки переносится с рук спасателя на его туловище.

При переносе пострадавшего на спине спасатель удерживает его за бедра. Пострадавший держится за шею спасателя. При переносе на спине удобно использовать лямку или два поясных ремня.

12.1.3. Перенос пострадавшего двумя спасателями на руках

Для переноса пострадавшего на руках двух спасателей используются так называемые замки из рук спасателей.

Сиденье из двух рук. Из полотенца, ткани, веревки делают кольцо, за которое держатся спасатели. Они могут двигаться прямо, поддерживая свободными руками пострадавшего.

«Замок» из трех рук. Один спасатель обхватывает правой рукой свое левое предплечье, а левой рукой - правое предплечье второго спасателя. Второй спасатель правой рукой берется за правое предплечье первого спасателя, левой рукой поддерживает пострадавшего.

« Замок» из четырех рук. Каждый спасатель держится правой рукой за свое левое предплечье, а левой - за правое предплечье другого спасателя.

Этот способ используется, когда пострадавший находится в сознании и может держаться за шеи спасателей.

12.1.4. Перенос пострадавшего с помощью подручных средств

В качестве подручных средств могут использоваться лямки, ремни, стул и два шеста, жердь и простыни.

12.1.5. Перенос пострадавшего на носилках

Этот способ переноски наиболее удобен и безопасен. При отсутствии стандартных носилок их можно сделать из подручных средств.

Важно правильно уложить пострадавшего на носилки, чтобы не причинить ему дополнительных травм и излишней боли. Желательно, чтобы пострадавшего укладывали на носилки не менее двух спасателей. Опуская пострадавшего на носилки, оба спасателя должны встать на колени и осторожно положить его.

При травме ног должна быть обязательно проведена иммобилизация конечностей.

Для того чтобы переложить пострадавшего на носилки, спасатели встают над пострадавшим и поднимают его между своих ног. При переноске пострадавшего по ровной поверхности спасатели должны перемещаться короткими шагами, не в ногу, чтобы не допустить излишних сотрясений. При этом пострадавший должен лежать ногами вперед, а стоящий в изголовье спасатель - следить за состоянием пострадавшего.

При движении на подъем (например, по лестнице) пострадавшего нужно нести головой вперед, а при спуске - ногами вперед. Однако пострадавших с серьезными повреждениями нижних конечностей следует транспортировать в обратной последовательности: на подъеме - ногами вперед, на спуске - головой, чтобы обеспечить максимально комфортное состояние травмированных ног.

12.2. Транспортировка пострадавших

Транспортировка пострадавших в ДТП осуществляется преимущественно специально оборудованными автомобилями скорой помощи и служб спасения, а в ряде случаев - медицинскими вертолетами. Однако может возникнуть ситуация, когда пострадавшего придется транспортировать в лечебное учреждение попутным транспортом.

12.2.1. Транспортировка при травме головы

Такого пострадавшего перед транспортировкой укладывают на спину, повернув голову на не травмированную сторону. Если пострадавший находится без сознания, то его транспортируют лежа на боку, так как при данной травме возможна рвота и рвотные массы должны не попасть в дыхательные пути.

12.2.2. Транспортировка при травме грудной клетки

При закрытых травмах транспортировка осуществляется полусидя с согнутыми в коленях ногами. При проникающих ранениях, после оказания соответствующей помощи, лежа на раненном боку.

12.2.3. Транспортировка при травме брюшной полости

При закрытых и открытых травмах брюшной полости туловище может быть в следующих положениях:

1. Лежа на спине с согнутыми ногами. Голову поверните набок, под колени подложите валик.

2. Лежа на здоровом боку с согнутыми в коленях ногами (при отсутствии сознания).

12.2.4. Транспортировка при повреждении костей таза

Положение туловища - лежа на спине, на ровной твердой поверхности. Под согнутые и раздвинутые в коленях ноги подложите валик или поставьте у стоп упор. Такое положение туловища способствует расслаблению мышц, а значит, уменьшению боли, и является противошоковым мероприятием.

12.2.5. Транспортировка при повреждении позвоночника

Травма чаще всего возникает в результате удара о твердый предмет или вследствие удара тупым предметом в область спины. Пострадавший падает на спину или живот. Положение туловища вытянутое. Обеспечьте неподвижность в том положении, в котором лежит пострадавший. Не переворачивайте!

Транспортируйте лежа на спине или животе (как лежит) на твердом ровном щите. Туловище зафиксируйте.

12.2.6. Транспортировка при травмах нижних конечностей

При переломах нижних конечностей сначала обеспечьте неподвижность сломанных костей с помощью стандартных или импровизированных шин.

При переломе голени наложите две шины от конца стопы до середины бедра. Стопа фиксируется под углом 90° к голени.

При переломе бедренной кости наложите две шины с внутренней и наружной стороны: одну от конца стопы до подмышечной ямки, вторую - от конца стопы до паха. Только после этого пострадавшего можно транспортировать в положении лежа на спине (на щите). Туловище зафиксируйте.

12.2.7. Транспортировка при травмах верхних конечностей

Транспортировка при данных травмах осуществляется в положении сидя.

12296 0

Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение должна быть быстрой, безопасной, щадящей, что предотвращает развитие осложнений: нарушение деятельности сердца, легких.

Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

В городах и крупных населенных пунктах транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию скорой: помощи, которая по первому сигналу (вызов по телефону, через посыльного, милицейский пост) высылает на место происшествия специально оборудованную санитарную машину (легковой автомобиль или микроавтобус). В машине имеются места для сидения и место для носилок, которые легко выдвигаются через люк в задней части кузова.

Из отдаленных районов транспортировка может осуществляться на самолетах и вертолетах.

В случаях отсутствия машины скорой помощи транспортировку осуществляют любым транспортным средством (грузовая машина, конная повозка, нарты, водный транспорт).

При отсутствии транспорта переносят пострадавшего в лечебное учреждение на стандартных импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках.

Медицинские носилки обеспечивают спокойное положение пострадавшему, облегчают погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Переноску на носилках могут осуществить 2—4 человека.

Положение больного на носилках определяется характером повреждения. При помощи подушки, одеяла, одежды придают поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения.

Носилки устанавливают рядом с пострадавшим. Два человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно подводят руки под пострадавшего и одновременно приподнимают его. В этот момент третий человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, затем осторожно укладывают его на носилки. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего подводят со стороны головы или ног. При транспортировке в холодное время года больного необходимо тепло укрыть.

При движении по ровной поверхности больных несут ногами вперед. Если больной в тяжелом бессознательном состоянии, его несут вперед головой. Это необходимо для наблюдения за пострадавшим. При ухудшении состояния прекращают транспортировку для оказания помощи. Носильщики не должны идти в ногу; передвигаться следует неторопливо, короткими шагами, избегая неровных поверхностей. Более высокий человек должен нести ножной конец носилок.


Рис. 8. Положение носилок при подъеме (а) и спуске (б)


Рис. 9. Использование лямок для переноса носилок:
а — подготовка лямки под рост носильщика; б — надевание лямки; в — положение лямки на ручках носилок и руки переднего носильщика; г — положение лямок и руки заднего носильщика


При подъеме в гору, по лестнице больного несут головой вперед, а при спуске — головой назад. Больных с переломами костей нижних конечностей при подъеме несут вперед ногами, а при спуске — ногами назад. Как во время спуска, так и во время подъема носилки должны быть все время в горизонтальном положении. Это достигается следующим образом: при подъеме идущий сзади поднимает носилки до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди (рис. 8).

Перенос больных на большие расстояния облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на кисти рук.


Рис. 10. Импровизированные носилки


Носилочная лямка — брезентовый ремень длиной 3,5 м, шириной 6,5 см, имеющий на одном конце прочную металлическую пряжку для соединения с другим концом. Из лямки делают петлю в виде восьмерки и подгоняют ее под рост носильщика. Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук (рис. 9, а, б). Петлю надевают на плечи так, чтобы перекрест ее был на спине, а петли, свисающие по бокам, — на уровне кистей опущенных рук. В эти петли продевают ручки носилок. Носильщик, идущий впереди, захватывает ручки носилок впереди лямок, идущий сзади — сзади лямок (рис. 9,в,г).

При отсутствии табельных носилок их можно изготовить из подручных средств (шест, жердь, доска, пальто, одеяло, мешок). Такие импровизированные носилки должны выдерживать тяжесть тела (рис. 10). При переносе на жестких импровизированных носилках под больного необходимо подложить что-либо мягкое (сено, одежда, трава). Носилочную лямку можно сделать из двух-трех ремней, куска брезента, простыни, полотенец, толстой веревки.



Рис. 11. Перенос пострадавшего одним человеком:
а — на руках; б — на спине; в — на плечах


Когда нет подручных средств или времени для изготовления импровизированных носилок, больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 11). Перенос способами «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, когда пострадавший очень слаб или без сознания. Если пострадавший в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине».

Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить двум носильщикам детей, худых субъектов. Пострадавшего в бессознательном состоянии наиболее удобно переносить способом «друг за другом». Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из трех или четырех рук (рис. 12). Значительно облегчает перенос на руках носилочная лямка (рис. 13).



Рис. 12. Способы переноса пострадавшего:
а — друг за другом; б — на «замке» из трех рук; в — на «замке» из четырех рук


В ряде случаев пострадавший может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего. Сопровождающий закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает его одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. При передвижении пострадавший свободной рукой может опираться на палку (рис. 14).

Возможна транспортировка волоком па импровизированной лодочке-волокуше — на брезенте и плащ-палатке (рис. 15).



Рис. 13. Перенос пострадавшего при помощи лямки одним человеком (а) и двумя (б)


Рис. 14. Передвижение с помощью одного человека


Таким образом, оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. При выборе средств транспортировки основную роль играют вид и локализация травмы.



Рис. 15. Транспортировка пострадавшего волоком на брезенте или плащ-палатке


Положение пострадавшего (заболевшего) при транспортировке. Пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы. Правильно созданное положение спасает жизнь раненого.

Правильная укладка пострадавшего на время транспортировки — наиболее важный момент первой помощи.

Чаще пострадавших транспортируют в положении лежа с некоторыми вариантами, что зависит от характера травмы или заболевания. Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку в фиксированно-стабилизированном положении (рис. 16, а,б,в,г,д).

В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать пострадавших, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, а также больных с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости (аппендицит, ущемление грыжи, прободная язва).


Рис. 16. Положение пострадавшего при транспортировке:
а — на спине; б — на спине с согнутыми в коленях ногами; в — на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями; г — на животе; д — на боку в фиксированно-стабилизированном положении; с — в полусидячем положении; ж — в полусидячем положении с согнутыми в коленях ногами


Пострадавших и больных в бессознательном состоянии транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя, а некоторых — только в сидячем или полусидячем положении (рис. 16, е, ж).

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, так как охлаждение при всех видах травмы, несчастных случаях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными артериальными жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.

В период транспортировки необходимо постоянное наблюдение за больным, его дыханием, пульсом, предотвращать при рвоте аспирацию рвотных масс в дыхательные пути.

Оказывающий первую помощь должен своим поведением, действиями, разговорами щадить психику больного, укреплять в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Принципы транспортировки при массовых травмах

Массовые травмы возникают при землетрясениях, автокатастрофах, железнодорожных авариях, пожарах, взрывах. Успешное оказание первой медицинской помощи в этих случаях зависит от организованности и порядка. Прежде всего необходимо определить, кому в первую очередь нужна медицинская помощь.

Порядок оказания ее должен быть следующим: в первую очередь помощь оказывают задыхающимся, во вторую — пострадавшим с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, в третью очередь — со значительным кровотечением из ран, потом — пострадавшим, находящимся в бессознательном или шоковом состоянии, затем — пострадавшим с переломами и в последнюю очередь — лицам с мелкими ранениями и переломами.

Пострадавших распределяют на группы по очередности транспортировки в зависимости от тяжести повреждения.

В группу лиц, подлежащих транспортировке в первую очередь, входят раненые с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, находящиеся в бессознательном или шоковом состоянии, с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами.

Группа второй очереди: пострадавшие с закрытыми переломами конечностей, раненые со значительными, но остановленными наружными кровотечениями.

Группа третьей очереди: раненые с незначительными кровотечениями, переломами мелких костей, ушибами.

В каждой из этих групп детей младшего возраста необходимо эвакуировать в первую очередь и, если позволяют обстоятельства, вместе с матерью (отцом).

Буянов В.М., Нестеренко Ю.А.