Триумфальная арка в честь победы над наполеоном. Ворота и арки в городах россии

Московские триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сооружены в 1829 - 1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 году.

Описание Триумфальной арки

Московские триумфальные ворота представляют собой однопролетную арку с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Сооружение обращено лицевой стороной к въезду в по старой традиции, согласно которой триумфальные ворота были главным фасадом к ведущей в город дороге.

Между парами колонн в нишах установлены литые фигуры воинов в древнерусских доспехах на высоких постаментах. В верхней части пилонов, над фигурами воинов, расположены горельефы: «Изгнание французов» (первоначальное название - «Изгнание галлов из Москвы») и «Освобожденная Москва». По периметру карниза - гербы административных районов , жители которых участвовали в борьбе с врагом. Над карнизом - аллегорические статуи богинь Побед в сидящей позе, с венками и скипетрами в руках, у ног которых сложены военные трофеи.

Арка увенчана колесницей Славы - шестеркой коней и колесницей с восстающей на ней крылатой богиней Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком, венчающим победителей. На главном фасаде вмурованная чугунная плита с текстом закладной доски 1829 года (см. «История Триумфальной арки») .

Высота Триумфальной арки - 28 метров.

История Триумфальной арки

Триумфальная арка была сооружена в середине 1814 года к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из Западной Европы с победой. Первоначально арка была деревянной и была установлена у Тверской заставы (в районе нынешнего Белорусского вокзала). Деревянное сооружение было недолговечным и быстро ветшало, в 1826 году было принято решение о постройке каменной Триумфальной арки.

Новый проект был разработан и принят в апреле 1829 года. 17 августа 1829 года состоялась торжественная закладка каменной арки. Надпись на бронзовой доске, вмурованной в основание будущего памятника, гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града , разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство Триумфальных ворот продолжалось 5 лет и было закончено в 1834 году, 20 сентября 1834 года состоялось их торжественное открытие. Митрополит московский отказался освятить памятник из-за присутствия на нем скульптурных изображений мифологических богов.

В 1936 году было принято решение о реконструкции площади у Белорусского вокзала с целью расширения дороги от улицы Горького до Ленинградского шоссе. Триумфальные ворота были разобраны, скульптуры и убранство арки были переданы в Музей архитектуры имени А. В. Щусева на территории бывшего Донского монастыря.

Через тридцать лет в 1966 году Триумфальную арку было решено восстановить на новом месте - на Кутузовском проспекте. Проект был разработан 7-й мастерской «Моспроекта-3». Коллективу реставраторов под руководством В. Либсона по сохранившимся фотографиям и рисункам предстояло воссоздать первоначальный облик арки. Скульпторами-реставраторами Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР было подготовлено более 150 моделей - точных копий элементов декора, работы по отливке которых в металле были выполнены на Мытищинском заводе. 12 чугунных 12-метровых колонн (весом 16 тонн каждая) были отлиты на заводе «Станколит» по фрагментам единственной сохранившейся колонны. После утверждения проекта реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект Исполкомом Моссовета, началось сооружение арки, которое велось силами 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.

И многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества.

Немного предыстории


В мае 1814 года русские войска, наголову разгромившие французов, возвращались из Парижа домой. Глава Кабинета министров Российской империи Сергей Кузьмич Вязмитинов распорядился о торжественной встрече наших подразделений, разослав по всем губерниям соответствующее постановление. Одновременно с этим государь Александр I официально известил генерал-губернатора Москвы графа Федора Васильевича Растопчина о заключении Парижского мирного договора, юридически закрепившего разгром Великой армии Наполеона и победу России в этой кровопролитной войне.

Московский градоначальник распорядился устроить пышные празднества в честь вступления во французскую столицу союзных войск и достижения долгожданного мира. По его же приказу в июне 1814 года началось возведение деревянных триумфальных ворот у Тверской заставы. Почему было выбрано именно это место? Других вариантов, похоже, просто не было. Когда император приезжал в Первопрестольную, именно здесь его встречали руководители Москвы вместе с многочисленной свитой из представителей местного дворянства и купечества.


Следует заметить, что упомянутые ворота были не единственными, установленными по маршруту следования русских войск из поверженной Франции . Строительство аналогичных сооружений велось еще в двух местах: на Нарвской заставе, что на въезде в Санкт-Петербург (это вблизи Обводного канала), и в столице Донского казачества городе Новочеркасске .

Вместе с тем император Александр I боялся, что торжественная встреча победителей может перерасти в народные волнения, и в связи с этим он в начале июля 1814 года запретил проведение массовых встреч и приемов. На тот момент Триумфальная арка в Нарве была уже практически готова, оставались только работы по внешнему декорированию, которые завершили до конца месяца.

Строительство Триумфальной арки в Москве

Триумфальные ворота в столице воспринимаются сегодня как некий собирательный символ всех наших побед над иностранными захватчиками, которые когда-либо ступали на нашу землю и получали достойный отпор. Между тем, история этой достопримечательности начиналась с одной победы – в Отечественной войне 1812 года. Бессмертный подвиг именно ее героев было призвано увековечить это уникальное архитектурное сооружение.

Инициатива строительства в Москве арки наподобие петербургской принадлежит императору Николаю I, который озвучил ее в апреле 1826 года во время торжеств по случаю собственной коронации. Разработка проекта была поручена Осипу Ивановичу Бове, самому авторитетному отечественному архитектору того времени. С задачей он справился в сжатые сроки, но возникла необходимость внесения корректировок, на которые ушло значительно больше времени – целых два года. И вот 17 августа 1829 года, после утверждения окончательного варианта государем, состоялась церемония закладки Триумфальной арки, обставленная очень торжественно. Присутствовали генерал-губернатор Москвы Дмитрий Голицын и митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).

Следует отметить, что церемония закладки была большей частью формальностью, так как к тому моменту работы по возведению ворот уже шли полным ходом. Фундамент, в основу которого легла закладная плита из бронзы, уже довели до уровня поверхности. Также было забито 3000 свай. Интересный факт: в фундамент положили горсть серебряных монет того же года чеканки, что называется, «на счастье».

Для сооружения Триумфальной арки в Москве использовался самый разнообразный материал из разных мест. Стены облицовывались камнем из Самотечного канала, который, так совпало, как раз разбирали, и «татаровским мрамором» – камнем, завозившимся из села Татарово Московского уезда. Колонны же и венчающая сооружение скульптура были чугунными, а вот над скульптурным декором ворот работали Иван Тимофеевич Тимофеев и Иван Петрович Витали. Мастера ориентировались на рисунки «отца» проекта, архитектора Бове.


На декоративном аттике, венчающем Триумфальную арку, имеется надпись, текст которой в 1833 году утвердил лично император. Она на двух языках – русском и латинском, оба варианта идентичны. Первый можно было прочитать со стороны города, второй – на противоположной стороне. Из надписи мы узнаём, что триумфальные ворота посвящены «благословенной памяти Александра I».

В тексте также отмечалось, что государь воздвиг из пепла и украсил многими памятниками «первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный». И указан год: «1826». Правда, он не соответствует дате официального открытия памятника, которое состоялось только в сентябре 1834 года. Строительство растянулось по времени в силу двух главных причин: недостатка финансирования и безразличия к проекту со стороны властей Москвы .

С московскими триумфальными воротами, пусть и косвенно, связано такое историческое для столицы событие, как начало эксплуатации в 1899 году первого в городе электрического трамвая – он прошел как раз под ними. Трамвайная линия пролегала от Пушкинской площади (она тогда называлась Страстной) до Петровского парка, который ныне примыкает к Ленинградскому проспекту. На подходе к арке кондуктор неизменно объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

К 100-летнему юбилею Бородинской битвы, который праздновался в 1912 году, столичную Триумфальную арку почистили и отреставрировали. В день торжеств по случаю этой эпохальной даты руководство Москвы возложило к ее подножию венок. В следующий раз памятник обновлялся уже после Октябрьской революции, в середине 20-х годов. Реставрационными работами руководил талантливый русский и советский архитектор Николай Виноградов.

Впоследствии, однако, судьба памятника сложилась незавидно. В соответствии с планом реконструкции расположенной на Кутузовском проспекте площади – это в районе его пересечения с улицами Барклая, Генерала Ермолова и 1812 года – летом 1936 года триумфальные ворота были разобраны. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались там, куда были отправлены на хранение после демонтажа – в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной.


Колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники

В 1965 году советское правительство таки признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. Был сформирована группа архитекторов в составе И. П. Рубена, Д. Н. Кульчинского и Г. Ф. Васильева под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона, которая в течение двух лет (1966-1968) соорудила новую Триумфальную арку. На Кутузовском проспекте для нее нашли новое место – рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва», открытом к 150-летию крупнейшего сражения Отечественной войны 1812 года.

Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре – те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» – 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров.

Изменения коснулись и текстов на памятных досках. В частности, в них нашли свое место строки из приказа главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова от 21 декабря 2012 года, в котором он чествует наших воинов-победителей, указывая, что будущие поколения сохранят их подвиги в памяти своей.

И вот настал долгожданный день открытия новой столичной Триумфальной арки. Торжественная церемония состоялась 6 ноября 1968 года.

Триумфальная арка в Москве в наши дни

В 2012 году в России отмечалось 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В рамках подготовки к торжествам было принято решение отреставрировать этот уникальный памятник. Руководство Москвы устами мэра Сергея Собянина официально объявило, что Триумфальная арка находится в аварийном состоянии, из чего следовало, что ремонтно-реставрационные работы властями планируются масштабные.


Триумфальная арка в ночной подсветке

Их выполнением занималось государственное казенное учреждение «Мосреставрация». Пришедшая в негодность облицовка была заменена практически полностью, основательно расчищены каменные стены и скульптурные группы. Венчающая арку колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники тоже была снята (31 мая 2012 года их вернули на прежнее место). Реставраторы не обошли вниманием даже те элементы ворот, которые демонтажу не подлежали и еще какое-то время могли послужить.

Реставрация триумфальных ворот обошлась казне столицы в 231,5 миллиона рублей. Обновленная и помолодевшая красавица-арка была торжественно открыта 4 сентября 2012 года в присутствии председателя правительства России Дмитрия Медведева – за три дня до исторической даты 200-летия начала Бородинского сражения. В ходе этой битвы, как известно, ни одна из сторон не добилась решающей победы, однако французам, получившим серьезный урон, не удалось уничтожить русскую армию и вынудить Россию к капитуляции на своих условиях, что в конечном итоге предопределило поражение Наполеона.

Как добраться

Триумфальная арка в Москве находится по адресу: площадь Победы, 2, к1.

Добраться можно на метро, доехав до станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Оттуда можно дойти пешим ходом.

Со времен Петра Великого самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Николай I и Триумфальная арка

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору Николаю I, который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет.

Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане - Белорусский вокзал

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей!

Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества.

Триумфальная арка – это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

На фото: процесс переноса арки с Тверской заставы, 1939 г.
1974 Кутузовский проспект

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Парк Победы

Сдан: 1834 г.

Архитектор: О.И. Бове

Скульптор: И.П, Витали, И.Т. Тимофеев

Описание

Московские Триумфальные ворота, это парадные, белокаменные ворота двадцати восьми метровой высоты. Ворота украшены двенадцатью чугунными колоннами. В нижней части ворот расположены скульптуры воинов, а в верхней части ворот скульптуры женщин олицетворяют Победу, Храбрость и Славу защитникам.

Венчает ворота скульптуры колесницы, которой управляет богиня победы Ника. На аттике под скульптурой колесницы с обеих сторон ворот нанесены памятные надписи. С фронтальной части надпись гласит, “СИИ триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий Первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков”.

Вторя надпись с тыльной стороны аттика гласит: “Славный год сей минул но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли отечество храбрые и победоносные войска. Каждый из вас есть спаситель отечества, Россия приветствует вас сим именем. Фельдмаршал М.И. Кутузов”.

История создания

В 1826 году во время коронации Николая I, им была выдвинута идея о строительстве Триумфальных ворот в честь победы над французскими захватчиками в 1812 году. Внешний вид ворот должен был походить на восстанавливаемые в Санкт-Петербурге в камне Нарвские триумфальные ворота, взамен деревянных построенных в 1814 году.

В 1834 году Триумфальные ворота были торжественно открыты на площади Тверской заставы. В 1936 году, в рамках реконструкции площади, ворота были демонтированы. А в 1968 году ворота были воссозданы на Кутузовском проспекте, Рядом с Поклонной горой и музеем-панорамой «Бородинская битва» .

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Парк победы и выходите на Кутузовский проспект к дому 2К2. Выйдя на улицу, идите по центральной части Кутузовского проспекта в сторону центра. Триумфальные ворота находятся в 200 метрах от станции метро, выйдя на улицу, вы сразу ее заметите.

Триумфальная арка в Москве или, правильнее, триумфальные ворота были возведены на нынешней площади Тверской Заставы в честь великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Идея сооружения этого памятника принадлежит российскому императору Александру I. Именно он, во время своей коронации в Первопрестольной в 1826 году, высказал идею по строительству Триумфальных ворот. Стоит отметить, что примером являлось подобное сооружение, возведенное в Петербурге на Петергофской дороге архитектором Джакомо Кваренги и перестроенное зодчим Василием Петровичем Стасовым.

После принятия решения работы по проектированию были поручены архитектору Осипу Ивановичу Бове , который выполнил задание в этом же году.

Фото 1. Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в городе Москве

Но задуманное осуществить сразу не удалось из-за желания властей провести перепланировку площади Тверской заставы, являвшейся парадным въездом в город из столичного в то время Петербурга.

Над новым вариантом Бове проработал практически 2 года. Утверждение состоялось в апреле 1829 и уже летом - 17 августа - состоялась торжественная закладка памятника. В его фундамент заложили памятную бронзовую плиту и «на счастье» бросили туда несколько серебряных монет, отчеканенных в 1829 году.

Между тем, из-за недостаточного финансирования и, по правде говоря, некоторому безразличию городских властей, строительство Триумфальных ворот в Москве растянулось на долгие пять лет. Торжественное открытие состоялось в 1834 году 2 октября (по старому стилю - 20 сентября).

Изваяния декора были выполнены известными скульпторами Иваном Тимофеевичем Тимофеевым и Иваном Петровичем Витали, которые работали по эскизам Осипа Бове.


Арочные стены Триумфальных ворот (арки) облицевали привезенным из Подмосковья белым камнем (село Татарово), а колонны и скульптуры изготовили из чугуна.

Памятную надпись на аттике памятника Победы в войне 1812 года утвердил император Николай I. Она располагалась с двух сторон арки и была выполнена на двух языках - латинском и русском.


История Триумфальных ворот на площади Тверской заставы связана с первым в городе электрическим трамваем. Именно под ними была протянута линия в 1899 году, которая соединила Петровский парк и Страстную площадь (сегодня - Пушкинская площадь).


В 1936 году в рамках Генплана Москвы от 1935 года, выполненного под руководством архитектора Алексея Викторовича Щусева, площадь поставили на реконструкцию. Для проведения работ Триумфальную арку разобрали, а часть скульптурных изваяний передали в Музей архитектуры, который находился тогда на территории упраздненного Донского монастыря. По окончании запланированных мероприятий, памятник должны были установить ближе к Белорусскому вокзалу. К сожалению, этого так и не сделали.


Стоит отметить, что благодарить за восстановление Триумфальных ворот, пусть и не на прежнем месте, мы должны космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Именно он, выступая на VIII съезде ВЛКСМ в 1965 году, посетовал, что мы не сохраняем памятники истории, которые несут в себе патриотическое начало. Среди озвученных оказались храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в честь победы в войне 1812 года.

С ответной репликой выступил Никита Сергеевич Хрущев, который пообещал Гагарину точно восстановить арку и слово свое сдержал.


Триумфальные ворота были воссозданы в период с 1966 по 1968 годы. Новым их местом прописки стал Кутузовский проспект неподалеку от музея-панорамы «Бородинская битва».

В конструкцию арки были внесены изменения. В частности, сводчатые перекрытия из кирпича заменили на конструкции из железобетона. Часть металлических отливок воспроизвели на Мытищинском заводе, а колонны отливали на заводе «Станколит» по фрагментам одной из чудом сохранившихся (высота - порядка 12 метров, масса - около 16 тонн).